Органическое поражения головного мозга: симптомы и методы лечения. Органические психические расстройства Какие бывают органические поражения мозга


К органическим психическим расстройствам относят группу заболеваний, развитие которых ведет к возникновению некоторых психических и психиатрических расстройств при повреждении головного мозга.

К причинам развития органических расстройств относят:

Виды и типы органических психических расстройств

В результате повреждения головного мозга постепенно, что может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет, развиваются различные психические расстройства, которые, в зависимости от ведущего синдрома группируют следующим образом:

Деменции;
Галлюцинозы;
Бредовые расстройства.
Психотические аффективные расстройства;
Непсихотические аффективные расстройства;
Тревожные расстройства;
Эмоционально лабильные, или астенические, расстройства.
Легкие когнитивные расстройства;
Органические расстройства личности.

Существуют ли общие характеристики больных с органическими психическими расстройствами?

У всех пациентов с органическими психическими расстройствами в разной степени выражены нарушения внимания, затруднения в запоминании новой информации, замедление мышления, затруднение в постановке и решении новых задач, раздражительность, зацикленность на отрицательных эмоциях, заострение черт, ранее свойственных данной личности, склонность к , как вербальной, так и физической.

Характерные черты органических психических расстройств

Деменция

Синдром деменции может развиться в результате любой из перечисленных причин возникновения органических психических расстройств. При нем грубо нарушаются внимание, память, мышление, понимание окружающей действительности, почти полностью исчезает способность к обучению, утрачиваются элементарные навыки самообслуживания. Эти явления носят хронический либо прогрессирующий характер. Такой пациент беспомощен, как правило, нуждается в лишении дееспособности и назначении опекуна. Диагноз деменции выставляется, если указанные выше расстройства длятся не менее шести месяцев. К сожалению, подобные состояния почти необратимы, с помощью современных лекарственных препаратов можно только несколько затормозить прогрессирование деменции, помочь пациенту стать в быту более собранным, менее суетливым, тревожным, то есть незначительно повысить качество его жизни. Главный акцент в лечении таких больных делается на качественный уход, внимание и сочувствие близких.

Лёгкое когнитивное расстройство

При этом заболевании прежде всего страдает внимание, что является одним из самых ранних симптомов, снижается память, пациент с затруднениями усваивает новые знания, с трудом ставит перед собой и решает новые задачи, становится более рассеянным. Однако эти явления не настолько глубоки, как при деменции, пациент сохраняет бытовые навыки, сам себя обслуживает, сохраняет способность к счету, может самостоятельно планировать свой бюджет. Стоит отметить, что деменция никогда не развивается внезапно. Если вы обнаружили у себя или своих близких нарушения внимания, снижение памяти, затруднения в усвоении новых знаний, вам необходимо срочно обратиться к психиатру для детального обследования, диагностики и назначения лечения. Если пустить ситуацию на самотек, то легкие когнитивные расстройства неизбежно будут прогрессировать, перейдут в умеренные, затем – в выраженные, а закончится этот процесс деменцией, когда уже будет поздно что-либо изменить.

Галлюцинозы

Галлюцинации определяют как нарушение представления, когда пациент видит, слышит, чувствует различные образы, звуки, запахи, ощущения на коже, внутри тела, которых нет в реальности. Соответственно, различают слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные . Галлюциноз носит постоянный или рецидивирующий, периодически возобновляющийся характер. У этих пациентов обычно нет грубых нарушений памяти, интеллекта, расстройств сознания, настроения, часто эти больные критичны к своему состоянию, то есть оценивают его как болезнь и осознают необходимость лечения.

Бредовые расстройства

Бред определяют как искажённые, нелепые, непоколебимые суждения и умозаключения, возникающие в результате болезни, подчиняющие себе поведение больного, не поддающиеся критике и коррекции. При бредовом расстройстве ведущим синдромом являются бредовые идеи различного содержания: , отношения, отравления, слежки, ущерба, ревности, изобретательства, реформаторства, ипохондрический, особого происхождения, особого значения, могут быть другие разновидности бреда. Обычно сопровождаются эмоциональной неустойчивостью, патологически повышенным или пониженным настроением, иногда бредово интерпретируются галлюцинации. У этих пациентов также, как и при х, нет грубых нарушений памяти, интеллекта, расстройств сознания. Однако критики к своему состоянию у них обычно либо нет, либо она своеобразная, частичная. Соответственно, многие из этих больных лечиться не хотят, боятся, соглашаются на лечение только после длительных уговоров.

Психотические аффективные расстройства

Психотические аффективные расстройства характеризуют патологически измененным настроением: депрессивным (сниженное настроение с чувством тоски), маниакальным (повышенное настроение). Они сопровождаются бредовыми идеями и/или галлюцинацинациями. Обычно настроение пациента соответствует содержанию бреда: бредовые идеи самообвинения, самоуничижения, малоценности, греховности, преследования, отношения, отравления, слежки, ущерба, ревности, тяжёлого заболевания (ипохондрический бред) окрашены депрессивным настроением; бредовые идеи изобретательства, реформаторства, особого происхождения сопровождаются маниакальными переживаниями.

Галлюцинозы, бредовые расстройства, психотические депрессивные расстройства носят общее название органических психозов. Это тяжёлые состояния, которые, при несоблюдении пациентом режима терапии, назначении недостаточного лечения могут привести (особенно при бредовом расстройстве) к агрессии по отношению к окружающим, совершению преступлений, к отказу от еды с развитием дистрофии, к совершению суицидов. Поэтому эта группа пациентов требует от лечащего врача, близких больного особого внимания.

Непсихотические аффективные расстройства

Непсихотическими такие заболевания называют потому, что они не сопровождаются бредом и галлюцинациями, обычно не требуют неотложной или экстренной госпитализации в психиатрический стационар, лечатся только в амбулаторных условиях. Депрессия, или даже субдепрессия, признаны состояниями, которые характеризуют стойко, патологически сниженным настроением, утратой интересов и удовольствий, снижением способности к концентрации внимания, заниженной самооценкой, чувством неуверенности в себе, мрачным, пессимистическим видением будущего, нарушениями сна, низким аппетитом; в отличие от психотической депрессии у пациентов не бывает отказов от еды, суицидов. Гипоманию, наоборот, определяют как состояние патологически повышенного настроения, сопровождающееся постоянным подъёмом настроения, повышенной активностью, разговорчивостью, общительностью, чувством физического и психического благополучия, повышенной сексуальностью, снижением потребности во сне.

Тревожные расстройства

Для тревожных расстройств характерна постоянная изматывающая немотивированная тревога, которая может варьировать от легкого беспокойства до чувства ужаса. Обычно никаких внешних причин для тревоги у пациента нет. Тревога сопровождается ускоренным сердцебиением, ускоренным дыханием, или одышкой, иногда повышением артериального давления. Для таких пациентов характерны нарушения сна, вторично сниженное настроение, беспокойство за своё будущее, опасения сойти с ума. Состояние тревоги очень тягостно для пациентов, обычно эти люди ищут помощи, сами активно обращаются к психиатру.

Эмоционально лабильные (астенические) расстройства

Определяют как состояние нервно-психической слабости. Выделяют два варианта . При эмоционально-гиперестетической слабости легко возникают кратковременные реакции недовольства, раздражительности, гневливости по незначительным поводам, плаксивость, пациенты капризны, мрачны, недовольны. Отмечается выраженная гиперчувствительность к звукам, запахам, свету. Внимание рассеяно, пациенту трудно сосредоточиться. Появляются головные боли, бессонница. Всё это снижает работоспособность, человек быстро устаёт, становится вялым, пассивным, стремится часто отдыхать. При гипостеническом варианте астенического синдрома на первый план выступают вялость, усталость, разбитость, медлительность, ночной сон не приносит чувства отдыха. Астенический синдром сопровождает абсолютно все заболевания, он универсален. Разница лишь в том, что астения, возникающая при любом другом заболевании, рано или поздно подвергается обратному развитию и проходит с выздоровлением. Астеническое состояние при органическом расстройстве является ведущим, оно обычно стойкое и малообратимое.

Это стоит запомнить

Органические расстройства личности

Такие заболевания развиваются в тех случаях, когда вещество головного мозга значительно пострадало, и о выздоровлении либо о значительном облегчении состояния речь не идет. Изменения, свойственные всем пациентам с органическими расстройствами — рассеянность, затруднения в запоминании новой информации, замедление мышления, затруднение в постановке и решении новых задач, раздражительность, зацикленность на отрицательных эмоциях, заострение черт, ранее свойственных данной личности, склонность к агрессии — становятся стойкими, необратимыми, более грубо выраженными, изменяется личность человека. Присоединяются вязкость, обстоятельность, медлительность как в устной, так и в письменной речи, подозрительность, приступы злобы, агрессии, эйфории становятся более частыми, пациент утрачивает способность просчитывать последствия своих поступков, возможны различные нарушения сексуального поведения (пониженная, повышенная сексуальность, нарушения сексуального предпочтения).

Диагностика

Ни в коем случае нельзя игнорировать описанные явления и, тем более, заниматься самолечением! Необходимо самостоятельно обратиться к психиатру, который назначит обследование и далее лечение. Терапия всех описанных выше психических расстройств осуществляется в амбулаторных условиях, врачом-психиатром либо в дневном стационаре. Однако бывают случаи, когда пациенту необходимо лечиться в психиатрическом стационаре круглосуточного пребывания:

при ах, ах, психотических аффективных расстройствах возможны состояния, когда больной по болезненным мотивам отказывается от еды, у него стойкие суицидальные тенденции, агрессивность по отношению к окружающим (как правило, это бывает, если пациент нарушает режим поддерживающей терапии либо полностью отказывается от медикаментозного лечения);
при деменциях, если пациент, будучи беспомощным, остался один.

Общие принципы медикаментозного лечения органических психических расстройств

1.Стремление к максимальному восстановлению функционирования повреждённой ткани головного мозга. Это достигается назначением сосудистых препаратов (лекарства, расширяющие мелкие артерии мозга, и, соответственно, улучшающие его кровоснабжение), лекарственных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге (ноотропы, нейропротекторы). Лечение проводится курсами два-три раза в год (инъекции, более высокие дозы лекарств), в остальное время осуществляется непрерывная поддерживающая терапия.
2.Симптоматическое лечение, то есть воздействие на ведущий симптом либо синдром заболевания, назначается строго по показаниям врачом-психиатром.

Существует ли профилактика органических психических расстройств?

Органические психические расстройства, как правило, вторичны, они возникают либо на фоне неблагоприятно протекающего общего заболевания, либо являются следствием повреждения головного мозга извне. Части органических психических расстройств можно избежать, если предотвратить причины их возникновения.

Психическую слабость с выраженным снижением интеллекта, мышления, памяти, сообразительности, адаптации к социуму вызывает органическое поражение сосудов головного мозга. Зачастую процесс этот необратим и негативно отражается на самочувствии, внешнем виде, поведении, характере пострадавшего. Даже незначительное изменение в мозговых и нервных тканях вызывает аномалии во всех системах. Симптоматика патологии, как у взрослых, так и у детей целиком зависит от степени поражения участков мозга, ведь каждый его элемент отвечает за определенные функции организма.

Причины расстройства

Органическое заболевание, поражающее структуры головного мозга и нервной системы, может возникнуть по многим причинам. К ним относятся:

  • Расстройства, связанные с патологиями сердца, сосудов и нервов. Чаще встречаются при атеросклерозе, болезни Альцгеймера, паркинсонизме. Через сузившийся сосудистый просвет к мозгу не попадает достаточное количество кислорода, что приводит к постепенной гибели нервных клеток.
  • Расстройства, вызванные заболеваниями внутренних органов. Изменения могут произойти из-за патогенных процессов в печени или почках (например, гепатит, цирроз, фиброз). При накоплении ядовитых веществ, высокая концентрация которых негативно воздействует на функции всего организма, разрушаются нейронные связи. Деменция поддается лечению, если своевременно начать выведение токсинов.
  • Интоксикации организма (при тяжелом алкоголизме, наркомании).
  • Травмы головы, которые проявляются либо сразу, либо в дальнейшем, и напоминают о себе до конца жизни. Пациенты страдают от периодических приступов головокружения и цефалгии. В тяжелых случаях наблюдаются проблемы со слухом и зрением. Может развиться паралич конечностей, тик, эписиндром. Иногда травматические повреждения головного мозга у новорожденных происходят во время родов. Последствия таких травм бывают довольно тяжелыми и угрожают не только здоровью, но и жизни ребенка.

Инфекционные болезни (абсцесс, менингит, энцефалит), рост кисты, например, эхинококкоз, являются провоцирующими факторами недуга.

Инфекционные поражения

Довольно много инфекций ведет к развитию органических поражений мозга. Это:

  • Вирусы Коксаки – частая причина асептического менингита.
  • Герпес, поражающий центральную нервную систему, вызывающий менингит и энцефалит.
  • Стафилококк, вызывающий стафилококковый менингит.
  • Эховирусы, способные заразить практически любую клетку в организме.

Кроме этого ВИЧ-инфекция в запущенных стадиях поражает ЦНС, проявляясь абсцессом и лейкоэнцефалопатией. Инфекционные расстройства головного мозга проявляются:

  • Астенией.
  • Психотической дезорганизацией.
  • Аффектами.
  • Личностными нарушениями.
  • Обсессивно-компульсивными расстройствами.
  • Истерией, неврозами, ипохондрией.

Сосудистые патологии

Ишемическая болезнь мозга, геморрагический инсульт, ДЭП (дисциркуляторная энцефалопатия) – это болезни, связанные с сосудистыми патологиями.

  • Ишемия развивается из-за закупорки сосудистого просвета холестериновыми бляшками или тромбами.
  • При геморрагическом инсульте происходит разрыв аневризмы, из-за чего в прилегающие участки мозга попадает кровь.
  • ДЭП провоцирует постоянная нехватка кислорода из-за диффузных поражений мозговых сосудов. Характеризуется расстройство множественными мелкими очагами, расположенными по всей поверхности мозга.

Признаки мозгового поражения:

  • Сильнейшие боли в голове.
  • Головокружение, причины которого поначалу не ясны пострадавшему.
  • Тошнота.
  • Нервозность.
  • Нарушение сна.
  • Обмороки.
  • Онемение конечностей.
  • Когнитивные нарушения.
  • Аффективные расстройства.
  • Паркинсонизм.
  • Трудности при глотании.
  • Изменение голоса.
  • Невнятность речи.
  • Скачки кровяного давления.
  • Нарушение устойчивости.

Демиелинизирующие болезни

Из демиелинизирующих поражений мозга следует отметить такой диагноз как рассеянный склероз. Это хроническое аутоиммунное заболевание, при котором по всей центральной нервной системе формируются очаги (рубцы) склероза с заменой здоровой ткани на соединительную. Миелиновые оболочки нервных окончаний постепенно распадаются, что сопровождается отеком нервных волокон, нарушением проводимости импульсов, образованием склеротических бляшек. Недуг поражает молодых людей и даже детей. Заболевание проявляется:

  • Снижением болевого порога.
  • Парезами конечностей с одной стороны тела.
  • Онемением, слабостью.
  • Нарушением походки.
  • Тремором рук и шеи.
  • Субфебрильной температурой тела.

Отравления

К серьезному отравлению организма ведет злоупотребление спиртным, наркомания, отравление лекарственными средствами, грибами, тяжелыми металлами, мышьяком, продуктами сгорания поливинилхлорида. Каждый конкретный случай проявляется определенными симптомами.

Например, интоксикация психотропными веществами характеризуется появлением:

  • Головокружения.
  • Диареи.
  • Головной боли.
  • Понижением кровяного давления.
  • Озноба.

Хронические интоксикации вызывают нервозность, вялость, снижение работоспособности. Из когнитивных нарушений отмечают снижение интеллекта, нарушение внимания и памяти.

Травмы мозга

Это контактные и внутричерепные повреждения лица, костей черепа, оболочек и вещества мозга. К ним относят:

  • Сотрясения, ушибы мозга.
  • Перелом костей черепной коробки.
  • Диффузные разрывы и надрывы аксонов.
  • Сдавливание мозга.
  • Внутричерепное и субарахноидальное кровоизлияние.

После таких травм нужно учитывать, что мозг может пострадать не только в месте удара. Существенную роль играет и сила противоудара, вызывающая гидродинамические колебания, отрицательно воздействующие на мозговые оболочки.

Органическое поражение мозга у детей

Перинатальные (гипоксические) органические нарушения головного мозга возникают как в период внутриутробного развития, так и после рождения ребенка. Любые повреждающие факторы могут отрицательно воздействовать на еще неразвитый мозг и нервную систему плода или новорожденного. К ним относятся:

  • Гестоз, аномалии пуповины, гипоксия.
  • Вредные привычки матери (злоупотребление спиртными напитками, курение, прием наркотиков).
  • Скудное питание, при котором беременная не пополняла свой рацион важнейшими микроэлементами и питательными веществами.
  • Хронические и острые заболевания будущей матери.
  • Травма при родах.
  • Слабая родовая деятельность, преждевременное отслоение плаценты.
  • Глубокая недоношенность.
  • Инфекционные болезни.

Проявления органического нарушения мозга у младенцев становятся заметными практически сразу. Это:

  • Дрожание подбородка и конечностей.
  • Мышечный гипотонус или гипертонус.
  • Сниженная активность.

Случается, что патология выражается слабо, и обнаружить ее можно только, используя специальные методы диагностики. Если своевременно не заняться лечением, то расстройство начнет прогрессировать, все больше повреждая ткани мозга.

Симптоматика поражения всего мозга или какой-либо его части проявляется в:

  • Церебрастеническом синдроме, характеризующимся плаксивостью, беспокойством, капризностью, слабостью, вялостью, быстрой утомляемостью.
  • Тиках, энурезе, навязчивых страхах.
  • Когнитивных нарушениях (плохая память, отставание в речи, трудное усвоение новых навыков).
  • Психопатическом синдроме (манипулятивность, неспособность сочувствовать, склонность к нарциссизму и пр.).
  • Психическом инфантилизме органического типа с апатическим синдромом.
  • Минимальной мозговой дисфункции, характеризующейся гиперактивностью, нарушением сна, утратой аппетита, гипокинезией.

Возможно осложнение в виде ДЦП, эписиндрома, нейропатии.

Клинические признаки

Не каждый знает, что такое органическое поражение головного мозга. Основными признаками расстройства являются:

  • Апатия.
  • Рассеянность.
  • Логоневроз.
  • Нарушение концентрации внимания.
  • Заторможенность.

Органические поражения мозга у пожилых людей часто проявляются синдромом деменции, когда человек начинает забывать имена близких людей, важные даты, слова. При дальнейшем развитии патологии пострадавший не может адекватно мыслить, составлять предложения, выражать эмоции.

Диагностика

Чтобы понять, в чем кроются основные причины и симптомы патологического состояния, пациента направляют на компьютерную томографию мозга. Данное исследование позволяет точно определить проблемные зоны:

  • При нарушении в лобной доле возможны психические отклонения, потеря обоняния, затруднение речи.
  • Затронутая повреждением теменная область проявляется пониженным вниманием, ночными и дневными судорогами, сбоем всех видов чувств.
  • Нарушение в височной доле проявляется в виде эписиндрома, логоневроза, потери слуха.
  • Галлюцинации, снижение остроты зрения, нарушенная устойчивость возникает при повреждении затылочной части.

Лечение

Основной особенностью всех видов органических поражений головного мозга является невозможность восстановить поврежденные нейронные связи. При грамотном лечении болезнь можно остановить и простимулировать работу здоровых участков. Для устранения проявлений патологических изменений мозга используют такие группы лекарств:

  • Препараты для улучшения кровоснабжения нейронов.
  • Нейропротекторы, разжижающие кровь и обеспечивающие кровоциркуляцию в тканях.
  • Противосудорожные средства.
  • При инфекционной патологии лечение заключается в приеме антибиотиков и антисептиков.

Обязательно назначают массаж, улучшающий кровообращение и физиотерапию, снимающую спазмы. Корректировать состояние, которое сопровождается психическими нарушениями необходимо комплексной терапией, включающей прием медикаментов:

  • Транквилизаторов.
  • Антидепрессантов.
  • Седативных препаратов.
  • Ноотроов.

И психотерапией с применением:

  • Психоанализа.
  • Аутотренинга.
  • Арт-терапии.

Большую роль в определении схемы лечения играет возраст пациента и его индивидуальные особенности.

Последствия

При проведении терапии или ее отсутствии возможен такой исход:

  • Выздоровление наступает, когда повреждения мозга несущественные, проявления расстройства слабо выражены и практически не отражаются на организме.
  • Инвалидность и нетрудоспособность, когда человек не может обслуживать или обеспечивать себя.
  • Смертельный исход. Возможен, если болезнь наступила в пожилом возрасте, а терапией занимался неквалифицированный врач.

Если вовремя выявить патологию и назначить грамотное лечение, то у новорожденных появляется больше шансов на полное выздоровление. Положительная динамика в терапии пожилых людей наблюдается только в половине случаев.

Такой диагноз, как органическое поражение головного мозга, является очень распространенным сегодня. Связано это с тем, что это далеко не одно заболевание, а целая группа различных патологий, которые характеризируются хоть какими-то структурными патологическими изменениями в ткани головного мозга.

Если верить врачам-неврологам, то такой диагноз можно поставить 9 из 10 человек любого возраста. Но, к счастью, чаще всего органические изменения настолько минимальные, что абсолютно никак не влияют на работу мозга и самочувствие пациента. В случае, когда начинают проявляться симптомы такого нарушения, можно предположить, что патологическим изменениям подверглась большая часть мозга (примерно 20-50%), если количество поврежденных нейронов превышает 50%, то развиваются стойкие патологические симптомы и синдромы, о которых мы поговорим ниже.

Видео-лекция об органическом повреждении головного мозга:

Что это такое?

Для сравнения, функциональные нарушения работы головного мозга не имеют морфологического субстрата, но патологические симптомы все равно присутствуют, например, шизофрения, эпилепсия.

В зависимости от этиологии органическое поражение головного мозга может иметь диффузный характер (дисциркуляторная энцефалопатия , болезнь Альцгеймера и пр.) или локализированный (опухоль, травма, инсульт и пр.).

Соответственно, будут отличаться и симптомы. В первом случае органическое поражение головного мозга проявляется чаще всего нарушением памяти, снижением интеллекта, психоорганическим синдромом, цереброастенией, синдромом деменции, головной болью, головокружением . Второй вариант чаще всего протекает с общемозговой и очаговой неврологической симптоматикой, которая зависит от локализации патологического очага и его размеров.

Причины органического поражения головного мозга

Причин органического поражения головного мозга очень много. Рассмотрим самые распространенные.

Сосудистые заболевания головного мозга

В эту группу причин органического повреждения мозговой ткани можно отнести геморрагический и ишемический инсульт , дисциркуляторную энцефалопатию, хроническую ишемическую болезнь мозга . Первопричиной таких нарушений считается гипертония и атеросклероз. Они, как правило проявляются психоорганическим синдромом, а в случае инсульта присоединяется и очаговая неврологическая симптоматика


Новообразования мозговой ткани

Черепно-мозговая травма

Последствия часто дают о себе знать не только головной болью и головокружением, но и органическим повреждением мозговой ткани. Степень последнего и, соответственно, симптомы зависят от типа травмы (сотрясение, ушиб, сдавление, травматические гематомы) и ее тяжести. Нарушения могут включать, как психоорганический синдром (от скрытых до ярко выраженных форм), так и очаговые симптомы (парезы, параличи, нарушение чувствительности, зрения, речи и пр.)

Инфекционные поражения

Инфекционных агентов, которые могут проникать через гематоэнцефалический барьер и поражать оболочки и саму ткань головного мозга, очень много. Это вирусы, бактерии, грибки, простейшие. Все эти патологические микроорганизмы могут вызывать развитие менингитов, энцефалитов, арахноидитов, абсцессов. Как правило, течение таких поражений острое и при адекватном лечении все симптомы полностью проходят, но иногда могут наблюдаться остаточные явления в виде цереброастении, мнестических и других психических нарушений.


Хронические и острые интоксикации

Интоксикация с поражением нейронов головного мозга может наступить в результате алкогольного отравления, употребления наркотиков, табакокурения, применения некоторых медикаментов, печеночной и почечной недостаточности (эндогенная интоксикация), отравлении пестицидами, бытовой химией, угарным газом, грибами, солями тяжелых металлов и пр. симптомы зависят от отравляющего вещества, времени его влияния на организм и дозы. Возможны любые симптомы, вплоть до интоксикационных психозов с галлюцинациями, глубокой комы и деменции.

Нейродегенеративные заболевания

Эти заболевания, как правило, поражают людей старшего возраста и являются причиной старческого слабоумия в 70-80% случаев. Чаще всего приходится сталкиваться с болезнью Альцгеймера , деменцией Пика, болезнью Паркинсона . При этих патологиях, причина которых неизвестна, происходит повреждение и гибель нейронов головного мозга, что и является причиной различных психических нарушений. Чаще всего такие пациенты страдают от деменции, депрессии, тревожные расстройства, мнестические нарушения.

Важно помнить! Определение точного типа и отдельной нозологии при наличии признаков органического поражения головного мозга очень важно, так как это дает возможность целенаправленно лечить человека, а не только устранять симптомы болезни. Влияя на причину поражения, можно добиться значительного улучшения и исчезновения или уменьшения выраженности патологических симптомов.


Основные симптомы

Как уже говорилось, основным проявлением органического повреждения мозга является психоорганический синдром и деменция.

Психоорганический синдром включает в себя 3 основных признака:

  1. Снижение памяти – снижается способность к запоминанию новой информации, появляются ненастоящие воспоминания, теряется часть воспоминаний (амнезия).
  2. Ослабление интеллектуальной деятельности . Снижается способность к концентрации внимания, повышается отвлекаемость, нарушается мышление, человек улавливает только отдельные детали, а не все явление в целом. Постепенно нарушается ориентировка в пространстве и собственной личности. Человек теряет способность адекватно оценивать ситуацию и свои действия.
  3. Цереброастению и аффективные нарушения. Цереброастения – это повышенная общая слабость, постоянная головная боль, головокружение, повышенная эмоциональная истощаемость. Аффективные нарушения заключаются в повышенной раздражительности, депрессивных расстройствах, снижением интереса к окружающему, неадекватности эмоциональной реакции.

Деменция – это приобретенное, стойкое снижение познавательной деятельности человека. В отличие от слабоумия, которое может быть врожденным, деменция – это распад психических функций в результате органического поражения головного мозга. В некоторых случаях она настолько выражена, что человек полностью теряет способность к самообслуживанию.


Признаки заболевания, в зависимости от локализации поражения (очаговые симптомы):

  1. Повреждение лобной доли мозга – судороги, паралич глазодвигательных мышц, моторная афазия (невозможность выговаривать слова), невозможность выполнять целенаправленные движения, психические нарушения (вызывающее поведение, неряшливость, эйфория и нарушение критики к своему поведению), нарушение обонятельной функции, монопарезы конечностей, паралич мимических мышц.
  2. Повреждение теменной доли – нарушение всех видов чувствительности, судорожные припадки, невозможность считать, читать, выполнять целенаправленные действия.
  3. Повреждение височной доли – нарушения вкуса, слуха, обоняния с возможными галлюцинациями, височная эпилепсия, сенсорная афазия, эмоциональная лабильность.
  4. Повреждение затылочной доли – выпадение полей зрения, слепота, нарушение равновесия и координации, зрительные галлюцинации, судорожные припадки.

Таким образом, признаки органического поражения мозга зависят от первичной патологии, локализации патологических очагов, их количества и распространения в ткани мозга.

  • вредные привычки у женщины во время беременности;
  • молодой возраст матери (до 18 лет);
  • инфекционные заболевания у женщины во время беременности;
  • токсикозы;
  • генетическая патология;
  • осложнения беременности (резус-конфликт, многоводие, недостаточность плаценты и пр.);
  • TORCH-инфекции;
  • действие радиации;
  • гипоксия и ишемия при родах;
  • травма при родах.

  • Большая степень пластичности головного мозга у новорожденного позволяет в большинстве случаев преодолеть все патологические изменения, потому зачастую у ребенка не остается никаких симптомов после такого поражения. Но в некоторых случаях остаются резидуальные явления, которые могут быть транзиторными или перерастать в более тяжелую патологию – ДЦП, гидроцефалия . Олигофрения, эпилепсия.

    Органические психосиндромы.

    Острые органические психосиидромы представляют собой состояния, в клинической картине которых отмечаются некоторые нарушения ясности сознания (сонливость, сопор, кома) и изменения восприятия (спутанность, иллюзорные обманы, галлюцина­ции, бредовое восприятие) после прямого или косвенного экзогенного повреждения мозга. B отличие от них, при эндогенных психозах невозможно установить никакой соматической причины. B детском возрасте экзогенные (органические) психозы часто выглядят как эндоген­ ные, a эндогенные психозы - как экзогенные. Необходимо тщательное психо- и сома­тодиагностическое уточнение. Неправильные диагнозы часто становятся поводом для мировоззренческих баталий между «психиками» и «соматиками». Непременно следует составить себе целостное представление о болезни.
    Клиническая картина хронических органических психосиндромов зависит от того, на какой стадии развития ребенка произошло повреждение головного мозга. Действует общее правило: чем раньше это произошло, тем тяжелее оказываются последствия. Если повреждение происходит на 1-5-м месяце беременности, то результатом является олигофрения, если же это происходит между 6-м месяцем беремен­ности и 18-м месяцем жизни, то результатом является раннее органическое поражение головного мозга. При более позднем дебюте манифестируют изменения личности, как это наблюдается при постэнцефалитных и посттравматических проявлениях болезни.
    Причиной раннего детского поражения головного мозга могут быть разнообразные нарушения в дородовом периоде, во время родов и после рождения, например: физи­ческие повреждения, яды, медикаменты, алкоголь, эпидемическая краснуха или детский паралич, антитела матери (резус-фактор), нарушения обмена (в частности, диабет), гипофункция щитовидной железы, пре-, пери- и постнатальная асфиксия.
    Острые органические психосиндромы могут быть вызваны последующими заболева­ниями и привести в дальнейшем (в части случаев) к изменениям личности по типу хронического органического психосиндрома. Связь между острым заболеванием и более поздними психическими особенностями должна быть подкреплена «симптомами мо­ста», т. e. персистирующими симптомами. Органическое заболевание в анамнезе приводит к тому, что особенности поведения в дальнейшем относят к перенесенному заболеванию, игнорируя при этом психосоциальные причины.

    Общие заболевания, протекающие c высокой температурой.

    Общие заболевания бактериального и вирусного генеза, протекающее c высокой тем­пературой, так называемые лихорадочные делирии, характеризуются дезориентированностью, сбивчивой речью («фантазированием»), иллюзорными нарушениями восприятия и ограничением способности к восприятию, и реакциям при очень незначи­тельных расстройствах сознания.

    Энцефалиты и менингоэнцефалитиды.

    Речь идет o первичных воспалительных заболеваниях мозга c наличием или без на­личия мекингеалькых явлений, вызванных бактериальными инфекциями или ней­ротропными вирусами. B настоящее время редко встречаются Encephalitis lethargica и Polioencephalitis , особая форма детского спинального паралича c преимущественным поражением головного мозга. B последнее время отмечено, что различные типы вирусов вызывают атипичные клинические про­явления энцефалита. Ведущими симптомами являются: неврологические симптомы выпадения, судороги, нарушения ритма сна и нестойкая психопатология. Сопутствующие энцеф алитиды c тяжелым течением и частым смертельным ис­ходом наблюдаются при детских заболеваниях - свинке, кори, ветрянке, краснухе, гриппе, ЕСНО, Коксаки, при герпесе и других вирусных заболеваниях, a также в качестве осложнения после прививок, например против оспы (поствакцинальный энцефалит). Основными симптомами являются: нарушение сознания, высокая темпе­ратура, судорожные припадки, неврологические симптомы (выпадения). Для диагностики важны изменения ка ЭЭГ и патология в спинномозговой жидкости. Спорным остается вопрос o том, существует ли специфический постэнцефалитический синдром. Не представляется возможным доказать однозначную связь между определенными особенностями поведения и предшествовавшим энцефалитом. Отмечено, что непосредственно после перенесенного инфекционного заболевания могут появиться признаки отставания в умственном развитии (различной степени тяжести), частичные нарушения функций, изменения аффективности и моторики, формирующие синд­ром церебральной дисфункции. Характер взаимоотношений между ребенком и его окру­жением может оказаться решающим моментом для масштаба последствий перенесен­ного заболевания.

    Психозы в связи c поражением ствола мозга.

    Речь идет о редких формах энцефалита, которые начинаются в период между третьим годом жизни и пубертатным периодом (преимущественно в возрасте 13-15 лет) и наряду c неврологической симптоматикой и психоорганическим синдромом проявляются в форме психоза, напоминающего эндогенное заболевание. Прогноз заболевания благоприятен. B большинстве случаев наступает выздоровление без образования дефекта. Клинический диагноз может быть подтвержден картиной ликвора и данными ЭЭГ. Специфической терапии не существует.

    Лейкоэнцефалитиды.

    При лейкоэецефалитидах появлению неврологической симптоматики предшествует продолжительная продромная стадия c нехарактерными нарушениями поведения. Вна­чале снижаются успехи в школе, как выражение прогрессирующего дефицита психи­ческих и физических функций, появляются расстройства речи, утрата интересов, повышенная готовность к страхам, пугливость. Важно отграничить клиническую картину от развития простой формы шизофрении. Диагноз подкрепляется картиной ликво­ра (увеличение числа клеточных элементов и белка) и данными ЭЭГ (комплекс Radermecker).

    Черепно-мозговые травмы.

    Черепно-мозговые травмы могут, в зависимости от тяжести, вызвать, как и у взрослых, нарушения сознания, разнообразные преходящие синдромы, контузионные психозы или апалический синдром (синдром Кречмера). Степень тяжести черепно-мозговой травмы может оцениваться по продолжительности и глубине потери сознания и посттравматической амнезии. Чем тяжелее эти проявления, тем тяжелее отдаленные последствия, например снижение интеллекта.
    Среди причин черепно-мозговых травм, как и причин детской смертности, в Западной Европе на первом месте стоят несчастные случаи, связанные c транспортными происшествиями. Ежегодный риск получения черепно-мозговой травмы c церебраль­ной симптоматикой оценивается для мальчиков в размере 1 %, для девочек 0,5 %!
    Наряду c непосредственными психоорганическими последствиями травм психи­ческие реакции ребенка и его близких являются неотъемлемой составной частью пост- травматической ситуации. Степень восстановления зависит от размеров болезненных последствий и целенап­равленного применения реабилитационных программ. даже дети c тяжелыми повреж­дениями располагают значительными функциональными резервами, которые, как правило, не учитываются при определении прогноза. Масштабы посттравматических последствий (психоорганического синдрома, РОВ) становятся очевидными примерно через два года. Наряду c симптомами выпадения, обусловленными очаговыми поражениями, как, например, лобный синдром и классическое нарушение навыков, появляется гиперкинетический синдром, который необходимо отграничить от сходного, наблюдаемого при бедности волевых импульсов и заторможенности. Клиническая картина довольно пестрая. Глобальные нарушения отодвигаются на второй план, уступая место очаговым поражениям c изолированными специфическими ограничениями отдельных функций. Встречаются расстройства зрительного внимания, изменения фона настроения c эйфоричес­кими или раздражительно-агрессивными эпизодами, а также ограничением психи­ческой и интеллектуальной подвижности и специфическими ограничениями позна­вательной и двигательной функций. B 10-30 % случаев развивается посттравматическая эпилепсия. Вероятность появления психореактивных невротических расстройств на­растает параллельно тяжести функциональных нарушений: Риск заболеть психичес­ки после тяжелой черепно-мозговой травмы весьма значителен, и его вероятность оценивается приблизительно в 70 %.

    Гиперкинетический синдром.

    Синонимы: чрезмерно подвижный ребенок, ребенок c гиперкинезами, психооргани­ческий синдром (РОВ), синдром детских гиперкинезов, незначительное повреждение мозга, синдром повреждения головного мозга, минимальная церебральная дисфунк­ция (MCD), легкая врожденная церебральная дисфункция, органический мозговой психический осевой синдром, раннее детское поражение головного мозга, ранний детский экзогенный психосиндром, нарушение, определяемое дефицитом внимания (DSM III).

    Клиническая картина . Основными признаками являются: дефицит внимания, не соответствующий периоду развития, сверхчувствительность в отношении раздражи­телей, уменьшенное чувство страха, нарушенное чувство дистанции при общении, повышенная импульсивность и наблюдаемая в части случаев резко повышенная двига­тельная активность. Уровень умственных способностей может колебаться от нормы до частичного ослабления отдельных способностей (описанных в соответствующем разделе). Очень высокая степень отвлекаемости не позволяет детям сохранять на продол­жительное время необходимое положение при различных занятиях, требующих оп­ределенной усидчивости и внимания. Это сказывается, например, при играх, соответствующих возрасту, во время классных занятий, при выполнении домашних заданий. Описанные проявления не являются выражением недостаточной мотивации, они обусловлены непрерывным колебанием фокуса внимания, которое выбирает предметом своего интереса то один, то другой объект. B импульсивных, необду­манных, торопливых действиях дети как бы скачут галопом. Решение принимается до того момента, когда последствия могут быть обдуманны. Поступки опережают намерения. Кроме того, таким детям присуща пониженная самооценка. Они легко ранимы и в своих настроениях и аффектах легко переходят от ярости к подавленности. У двигательно-гиперактивных детей («попрыгунчики») отмечается резко выраженный двигательный импульс к совершению бесцельных, непрерывно следующих друг за другом движений «непрерывного прыгания». Варианты клинической картины в известной мере зависят от возраста, динамики развития, реакций на близких и на более дальнее окружение и, прежде всего, от взаимоотношений детей и родителей, ситуации в школе. Последняя находится в прямой связи со степенью и характером частичкой слабости функций этих детей. Специфическая психопатология гиперкинетического синдрома развивается независимо от раннего детского поражения головного мозга или нарушений функций мозга. Было бы ошибочно оценивать или описывать эту клиническую картину как «минимальную церебральную дисфункцию» (MCD), как это было принято в прошлом. Нарушение функций головного мозга не является ни предпосылкой, ни следствием развития данного психопатологического синдрома. Только у 39 % детей в возрасте восьми лет, y которых имеется повышенный риск развития психического расстройства, обнаруживаются объективно доказуемые признаки нарушений функций головного мозга (аномалии в ЭЭГ и неврологическая микросимптоматика). Напротив, y 25 % всех восьмилетних детей c нарушениями функций головного мозга находят психические отклонения, которые при определенных обстоятельствах также связаны c гиперкинетическим синдромом. Согласно современ­ному уровню знаний, гиперкинетический синдром является самостоятельной нозологической единицей. Симптомы этого синдрома рассматриваются как проявление недостаточности развития и, таким образом, как признак незрелости. Проявления незрелости определяются как отклонения в развитии от возрастной кормы. Колебания качественных особенностей и темпов процесса созревания подтверждают, что упомянутые нарушения могут появляться раньше или позже, т. e. до наступления пубертатного периода или во время него, например между 8 и 13 годами. Таким образом, характеристика появившихся симптомов указывает на отсутствие причинной связи между ними и синдромом раннего детского поражения головного мозга. Эти синдромы развиваются в возрасте до восьми лет. B значительно большей степени речь идет об общих или специфических отклонениях в развитии. Такова характерис­тика клинической картины гиперкинетического синдрома в детской психиатрии. Если в числе симптомов при отдельных синдромах имеются нарушения способностей (например, частичная слабость способностей), то они должны быть описаны наравне c объективно подтвержденными неврологическими или нейрофизиологическими нарушениями. Причинная связь с психопатологической картиной отсутствует. Какую роль играет частичная слабость отдельных способностей в возникновении детской психиатрической патологии, должно быть установлено в будущем c помощью специальных исследований. Доказано, что дети с частичной слабостью способностей представляют группу повышенного риска развития психического заболевания особенно тогда, когда у них нарушено понимание разговорной речи. Кроме того, должно быть научно доказано, какую роль в детской психиатрической заболеваемости играют объективно подтвержденные нарушения функций головного мозга.
    B патогенезе гиперкинетического синдрома большую роль играют взаимоотно­шения между ребенком и его родителями, a также, возможно, и генетические факторы. Это необходимо учитывать в практике лечебного консультирования. Утрата оправдывающих органических факторов, которые помогли бы снять c родителей обвинение в ответственности за патогенез данного синдрома, может пробудить у них повышенное чувство вины за свою несостоятельность в воспитании ребенка. Просветительская работа c родителями и привлечение их к лечению необходимы.

    Частичная слабость отдельных функций.

    Под частичной слабостью отдельных функций подразумевают снижение способности отдельных функций центральной нервной системы с установленной локализацией при сохранности функций головного мозга в целом. Отдельные способности могут быть нарушены по отдельности или в комбинации c другими. B отличие от классических образцов утраты трудоспособности, в описываемом феномене отсутствует возможность точной локализации нейро-анатомичес­кой функциональной принадлежности. Следствием слабости способностей являются трудности восприятия и дифференцирования внешних раздражителей, как выражение замедленного развития заинтересованными органами чувств, будь то в смысле стойкой недостаточности или только замедленного развития. Перечень признанных слабостей отдельных способностей становится все более обширным. Возможность их классификации на основе симптомов, т. e. нарушенных отдельных функций, является предпосылкой для оценки комплексных способностей. Различают также слабость способностей, относящуюся к сенсорной ориентировке. Если, например, снижена визуальная способность зрительных восприятий, то нарушается и восприятие зрительных впечатлений - жестов и мимики тех лиц, c которыми общается ребенок, - a также понимание отвлеченного смыслового и символического содержания образов окружающего мира. Это может привести к серьезному нарушению социального поведения и отставанию в развитии. Если нарушена способность слухового восприятия, то могут оказаться нераспоз­нанными или неотличимыми, полностью или частично, отдельные звуки по их силе, звучности, высоте тона и последовательности. Это заставляет окружающих предположить, что ребенок плохо слышит. Описанное нарушение может симптоматически выразиться в форме задержки речевого развития. Если замедлена тактильно-кинестетическaя ориентировка, то результатом этого может стать снижение способности различать правую и левую стороны и слабость пространственной ориентировки.
    Наряду c другими разнообразными проявлениями слабости частичных способ­ностей, относящихся к сенсорной ориентировке, различают частичную слабость способностей, относящихся к процессу восприятия и сохранения информации, ее ин­ теграции и воспроизведенния.
    Легастения
    - это синдром, который выражается в трудности обучения чтению и правописанию (LRS). Чтение текста не удается, так как ребенок «застревает» на «склеивании» букв или читает неправильные, произвольно видоизмененные слова. Повторение отдельных слогов происходит c ошибками. Типичным является перепутывание отдельных трудно дифференцируемых букв, например d, g, p, ь, или a, o. Встречается зеркальное написание слов или целых фраз, изменение правильной последовательности букв в слове, пропуски букв или повторное их написание, а также соскальзывание, восхождение или слияние при написании отдельных слов. Конечные слоги опускаются или, наоборот, повторяются. Центр тяжести описанного нарушения может находиться в разговорной или письменной речи. Встречается различная степень тяжести и комбинация со слабостью других способностей, например со специфическими расстройствами счета. Вторичные расстройства у детей c LRS: диссоциация, эмоциональные нарушения, включая агрессивность, психосоматические симптомы. Для диагностики частичной слабости способностей методом выбора является ней ропсихологическое тестирование. Для проведения тестирования необходимы специальные профессиональные познания. Необходимо также использовать различные методики тестирования, учитывать семейный и личный анамнез, неврологическое об­следование и современный психиатрический подход.
    Терапия. При частичной слабости способностей, которая приобретает особое значение в школьном возрасте, особенно при LSR, функциональную тренировку можно рекомендовать только располагал знанием семейной ситуации ребенка. Опыт показывает, что слабость отдельных функций является выражением функциональных расстройств и динамики взаимоотношений в семье, которые не могут быть разграничены ни при помощи психологического тестирования, ни клинически. Если LRS яв­ляется, например, симптомом переоценки в семье школьной успеваемости ребенка, то этот симптом еще более усилится от назначенного лечения методом тренировки.
    Продолжительность лечения методом тренировки функций составляет 1-2 года, при психотерапии - несколько лет. При этом назначаются лечебные занятия небольшой продолжительности в малых группах (4-6 детей). Используются различные вари­анты, от чисто терапевтических до учебных групп и групп для выполнения домашних заданий.

    Лечение ребенка с поражением головного мозга.

    Разъяснение родителям всех вопросов, связанных с нарушениями развития ребенка, требует того, чтобы врач отказался от роли «исцелителя» и приложил все усилия к проведению доверительного диалога с ними. Если врачу это удается, то можно считать, что сделан первый шаг в лечении ребенка. Ясность в вопросе о характере и причинах нарушений часто дает родителям ребенка возможность освободиться от груза фантазий o собственной вине, несостоятельности, никчемности и наказании. Если причину поражения установить невозможно, то это незнание должно быть признано и сообщено родителям. И, наконец, точное знание об ограниченных функциях ребенка важнее, чем вопрос о том, действительно ли имеется поражение головного мозга или это поражение мнимое. Убедившись в том, что их надежды на здорового ребенка обмануты, родители оказываются во власти глубоких нарцисси ческих переживаний, которые вызывают y них появление защитных механизмов. Их нужно распознать и переработать, для того чтобы лечение ребенка проходило успешно. Существуют различные виды защитной игры. Некоторые родители пытаются прибегнуть к самообману и считать ребенка здоровым до тех пор, пока это еще возможно (отрицание болезни), другие обвиняют врача-специалиста в некомпетентности и переходят от одного врача к другому (проекция), некоторые родители дают реакцию в форме самообвинения и соучастия в болезни ребенка, повышенных стра­хов, балования ребенка или, наоборот, отстранения его и заброшенности (формиро­ вание реакций). Иные родители «механизируют» отношение к ребенку, например, придавая большое значение ритуалу ухода, исключив из него эмоциональный ком­понент (изоляция), и т. д. Часто внутренняя амбивалентность родителей в отношении ребенка находит свое выражение в желании поместить ребенка в интернат. Если c родителями обсуждены неосознанные ими мотивы и намерения, то в большинстве случаев после осознания разочарований и подавленности наступает хорошее пони­мание больного ребенка. Это и есть наилучшая предпосылка успехов в лечении. Совет лечащего врача всегда должен согласовываться с субъективными и объектив­ными возможностями родителей и ребенка. B проведении лечения родители должны принимать на себя конкретные терапевтические задачи, например осуществление постоянных упражнений. При этом важно, чтобы построение терапевтического про­цесса было осмысленным, лечение целенаправленным и в ходе его проведения отмечались функциональные успехи ребенка. Наилучшим показателем хорошо освоенного терапевтического процесса является активное участие ребенка, который с удоволь­ствием отмечает достигнутые им успехи в улучшении функций. Новые виды лечения и более тонкая диагностика особенностей развития приве­ли к повороту от пассивного наблюдения к активным терапевтическим действиям в лечении детей c поражениями головного мозга. Раннее распознавание и возможно более раннее начало целенаправленного лечения уже в первые три года жизни значительно повышают шансы излечения, о чем свидетельствует накопленный опыт. B наиболее благоприятных случаях можно рассчитывать на полную компенсацию нарушений. B зависимости от характера нарушений показаны физиотерапия по Bobarth­Konig, применение вспомогательных аппаратов (например, слуховой аппарат уже в первый год жизни), логопедическое лечение, домашнее совершенствование речи, тренировка перцепции, музыка, лечение c помощью игр, терапия занятостью, лечебная педагогика и периодическое медикаментозное лечение. Так как стремитель­ный прогресс перинатальной медицины предполагает дальнейший рост числа жиз­неспособных детей группы риска с частичными поражениями головного мозга, составляющих в настоящее время примерно 10-20 %, то не следует переоцени­вать индивидуальное и социальное значение ранней терапии, a также профилак­тики вторичной невротизации.
    Применение детской аналитической терапии показано также детям c вторичной невротизацией, страдающим недостаточным вниманием, когда ведущим симптомом является не страх, a расторможенность. Гиперактивные дети вряд ли испытывают страхи. Цель терапии - найти необходимый тон, созвучный восприятию ребенка, и дать ему ощутить страх как сигнал предостережения (например, красный свет светофора как сигнал, запрещающий переход улицы). Терапия может быть успешной, если врач как можно меньше обнаруживает свои намерения, если он добьется проникновения в чувства ребенка и вызовет у последнего оживление импульсов восприятия и защиты. Избранная врачом техника претерпевает изменения в той мере, в какой этого требует смещение акцента с влечений на усиление защитных механизмов. При этом перед врачом стоит цель переключить на родителей и воспитателей отобранные у них ранее функции.

    Головной мозга – самый сложный и самый важный орган в нашем организме. Именно благодаря нему мы превосходим все иные биологические виды. В мозгу происходит обработка всей информации и всех действий, которые выполняет организм.

    Он управляет всеми клетками и отвечает за их адаптацию к постоянно изменяющимся условиям среды. Так, из простой ткани – кожи, клетки эволюционировали в нервные. Первые обладают только механическими свойствами: защита, проницаемость. В то время как нервные в своей совокупности способны к обучению и позволяют запоминать информацию, координировать мысли.

    Однако любой физический или химический процесс должен обеспечиваться энергией и питательными веществами. Поэтому правильное питание, отсутствие отрицательных факторов и патологических процессов необходимо для долгой и плодотворной работы головного мозга.

    Различные виды поражений головного мозга

    Так как нарушений головного мозга очень много, целесообразно было придумать классификацию, которая бы охватывала все заболевания:

    Органические заболевания головного мозга: их разновидности

    Органическое поражение головного мозга (ОЗГМ) характеризуется наличием патологических изменений, которые можно увидеть, используя методы нейровизуализации.

    Визуализируются и соотносятся любые патологические процессы: , доброкачественные кисты, скопление амилоида.

    Особенностью органических поражений является то, что в мозгу имеется субстрат. К примеру, также имеет неврологические патологические симптомы, но что-то «увидеть» невозможно. Органические нарушения могут быть как локальные, так и диффузные. Симптоматика также различна. При локальном поражении нарушается какой-то один вид деятельности ( , интеллект). А при генерализованном появляется общемозговая симптоматика.

    Виды органических поражений мозга:

    Резидуально-органическое поражение: причины и симптомы

    Резидуально-органическое поражение – последствия, которые появляются после повреждения структур головного мозга в перинатальном периоде (от 22 недели беременности до 7-х суток после рождения).

    Несмотря на то, что преждевременная беременность не является обязательным показанием к органическому поражению мозга, слабая развитая нервная система очень уязвима к любым неблагоприятным факторам, а так как нервно-мышечный ответ еще не сформирован, возможно появление патологических процессов.

    Причинами резидуально-органического поражения являются:

    • заболевания на уровне хромосом;
    • недостаточное потребление или поступление кислорода в организм мамы и связанная с этим плода;
    • радиация;
    • экология;
    • использование медикаментозных препаратов или чистящих средств;
    • отравление будущей мамы алкоголем или наркотиками;
    • нерациональное питание, выраженное в недостаточном потреблении микро или макровеществ;
    • острые или хронические заболевания женщины;
    • патология течения беременности.

    Любой из этих факторов способен привести к замедленному росту малыша, что и спровоцирует у детей органическое поражение мозга. Клиника данного поражения проявляется сразу после рождения, определить которые может не только невролог.

    Однако, стоит отметить, что некоторые патологии при правильном образе жизни и питании могут быть обратимыми. Поэтому очень важно на начальных этапах обратиться к врачу за помощью, чтобы как можно раньше начать лечение и в дальнейшем забыть о каких-либо проявлениях органических поражений головного мозга.

    Клиническая картина ОЗГМ

    Практически не существует определенных симптомов, которые появляются при органическом поражении головного мозга. Это связано с тем, что любое проявление зависит от главного заболевания, которое и привело к поражению мозга.

    Можно выделить симптомы, которые будут характерны практически для всех сопутствующих патологий:

    • сниженная активность;
    • апатия, отсутствие интереса к чему-либо;
    • появляется неряшливость.

    Более редкий симптом, но также встречающийся. Больные могут забыть, как зовут их родственников или друзей, свою внешность. Происходит нарушение счета и люди не смогут перечислить цифры от 1 до 10 или вспомнить последовательность дней недели.

    Нарушения письма и проявляются в перестановке слогов и слов. В самых тяжелых случаях человек не сможет самостоятельно говорить, а сможет только повторить небольшую фразу, которую услышит. В эмоциональном плане возможно несколько исходов.

    Либо человек становится своего рода безэмоциональным, реагирующим на все слишком спокойно, что не может не броситься в глаза. Либо наоборот, проявление эмоций неадекватное и извращенное. Возможно появление галлюцинаций.

    Постановка диагноза

    Диагностика при органических очаговых болезнях мозга важна как на самых ранних этапах, так и на более поздних при уже назначенном лечении. Раннее выявление заболевания позволит предпринять меры и назначить препараты, которые смогут остановить его прогрессирование или даже пустить в обратный ход.

    Важнейшие этапы диагностики:

    • сбор анамнеза;
    • неврологический осмотр;

    Очаги органического поражения мозга показаны стрелками

    Анамнез позволяет определить продолжительность болезни, ее течение, связь с наследственностью. Неврологический осмотр является обязательным для выявления причин. Томография определяет атрофические очаги, которые и вызывают симптомы.

    Оказание медицинской помощи

    Особенностью нервной системы является то, что восстановление нейронных связей невозможно. Можно только усилить активность выживших участков головного мозга.

    Основные группы средств, которые назначают для лечения органического поражения головного мозга:

    Кроме медикаментозной терапии назначаются такие общеукрепляющие и лечебные мероприятия:

    • массаж, улучшающий кровоснабжение головного мозга;
    • , для улучшения мозгового кровообращения и снятия спазма;
    • индивидуальные или групповые занятия с дефектологом и психологом.

    Возможные исходы

    Все возможные последствия и исходы делятся на три пункта:

    1. Выздоровление . Это возможно, если отсутствуют какие-либо видимые дефекты, а глубина поражения небольшая.
    2. Нетрудоспособность . Пациент жив, но в большей или меньшей степени теряет способность работать и заботиться о себе.
    3. Инвалидность . Без посторонней помощи человек не сможет выжить.
    4. Летальный исход .

    Любые последствия зависят от массивности поражения, месторасположения патологического процесса, возраста, этиологического фактора и правильности лечения.