Православная электронная библиотека. Ириней лионский - творения Истины, которые отстаивал Ириней


Ириней, епископ лионский - отец церкви II века; родился около 130 года в Малой Азии, был учеником престарелого Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна, между которыми был и Папий Иерапольский. Как видно из творений святого Иринея, он хорошо был знаком и с греческой поэзией, и философией. Во время смерти Поликарпа (около 155 г.) Ирин. был в Риме. Во время гонений на христиан в Лионе и Виенне Ирин. был пресвитером при епископе Пофине и отвозил в Рим послание исповедников к епископу Елевферию. В этом послании Ирин. восхвалялся как ревнитель завета Христова. Возвратясь из Рима, он после мученической кончины Пофина сделался его преемником. Деятельность его не ограничивалась Лионом, который он успел весь сделать христианским, а простиралась на всю Галлию, даже на всю церковь. Когда римский епископ Виктор I (см. Энц. III, 468-469) своей неразумной настойчивостью грозил произвести разделение восточных и западных христиан из-за вопроса о времени празднования Пасхи, Ириней своим влиянием успел предотвратить готовящийся раскол, хотя сам он считал римскую практику правильной. Ревностно и успешно защищал он единство веры и апостольского предания против проникавших в Галлию восточных гностиков и подготовил себе преемника для этой борьбы в лице Ипполита Римского. Во время гонения Септимия Севера в 202 году Ирин. умер мученической смертью вместе со многими членами своей паствы. Православная церковь празднует его память 23 августа, римско-католическая - 28 июня. Важнейшее произведение Ирин.: «Обличение и опровержение лжеименного знания», по примеру Евсевия и Иеронима называемое обыкновенно сокращенно: «Против ересей» (adversus haereses). Это сочинение написано было на греческом языке, но от первоначального текста сохранились лишь отрывки у восточных церковных писателей. Сохранившая латинский перевод, представляющий буквальное переложение греческого текста, сделан был по-видимому уже при Тертуллиане. Написано это сочинение по просьбе какого-то друга Иринея, желавшего узнать таинственное учение Валентиниана и способы его опровержения. Исполняя его просьбу, Ирин. в первой книге дает разъяснение этого таинственного учения, во второй - его опровержение. Излагая учение гностиков в первой книге, Ирин. рассматривает их происхождение, взаимное отношение, сопоставляет их с истинным церковным учением и приходит к выводу, что само изложение этих заблуждений есть уже и опровержение их. Во второй книге Ирин. обличает гностиков путем диалектически-философским, главным образом чрез раскрытие того внутреннего противоречия, в каком стоят между собой различные положения их системы. Здесь Ириней рассматривает гностическое учение о Боге, о происхождении мира, об эонах, указывает на отсутствие у них чудес, на их безнравственность, опровергает учение некоторых гностиков о переселении душ и в заключение раскрывает ту мысль, что различные имена Божии в Священном Писании свидетельствуют не о множестве богов, а о беспредельном совершенстве Бога. Но по окончании второй книги ему показалось необходимым дополнить диалектически-философское опровержение гносиса свидетельствами Священного Писания. Для этого святым Иринеем написаны еще три книги. В третьей книге он опровергает еретиков данными, заимствованными из писаний апостолов и церковного предания, и предпосылает этому опровержению учение о Священном Писании и церковном предании, об их взаимном отношении и о значениий их; в четвертой опровергает их изречениями самого Господа и пророков и защищает свободу человеческой воли; содержание пятой книги составляют преимущественно эсхатологические вопросы. Ириней доказывает воскресение плоти, подробно описывает царствование антихриста и определяет порядок событий при кончине мира. Время существования мира он определяет в 6000 лет, по числу дней творения и, отвергая мысль о немедленном после смерти лицезрении праведниками Бога, утверждает, что праведные отходят в особое место до воскресения праведных, в котором они воспримут свои тела и будут со Христом царствовать на земле, живя блаженно до всеобщего суда. После суда праведники получат блаженство сообразно их жизни, одни в небесном царстве, другие в раю, иные в обыкновенном Иерусалиме. Это творение святого Иринея ставит его в ряд самых выдающихся отцов церкви. «Ириней, пишет Цан (Herzog, R. Е., 2 Aufl., В. IX, S. 410), есть первый из церковных писателей после апостольского времени, которому приличествует наименование богослова. По его гармоническому, проникающему в самые основы христианства, мировоззрению, его можно сравнивать лишь с Августином и Оригеном. Но он превосходит их чистотой своего учения от всякого постороннего влияния». Как полемист, он отличается прямотой и силой аргументаций, обилием и умелым подбором доказательств, уменьем выяснять темные положения и подмечать слабые стороны противника. Как догматист, он впервые определенно и полно формулировал церковное учение о Священном Писании и святом предании и на основании этих двух источников раскрыл почти все важнейшие догматы, не уклоняясь в существенном от церковного учения. Благодаря своим достоинствам это творение святого Иринея было широко распространено и на Востоке, и на Западе. Оно цитуется почти всеми древними церковными писателями (Тертуллиан, Киприан, Евсевий, Василий Великий, Епифаний, Августин и др.), вследствие чего подлинность его стоит вне всякого сомнения, тем более, что она подтверждается и внутренними признаками - соответствием дошедшим до нас сведениям о жизни и личности Иринея. Время написания этого творения определяется упоминанием Елевферия (174 - 189), как последнего римского епископа. Источником сведений о гностиках для Ирин. было прежде всего личное знакомство его с еретиками. Пользовался он и сочинениями как самих еретиков, так и православных полемистов против них. Из книг Св. Писания он не упоминает только о посланий Иуды, третьего Иоанна и к Филимону. Свидетелями апостольского предания являются у него малоазийские пресвитеры и сочинения Папия, Игнатия Богоносца (посл. к Римл.), Поликарпа и Иустина (против Маркиона и первая апология). Остальные сочинения Ирин. известны лишь в отрывках или даже только по имени. Так Евсевий (Церк. ист., V, 24) приводит отрывки из «Послания римскому епископу Виктору», в котором Ирин. убеждает Виктора не производить разделения церквей из-за вопроса о времени празднования Пасхи. Об этом же послании упоминает и Максим Исповедник в VII слове о милостыне. Упоминает также Евсевий (V, 15, 20) о послании Ирин. «О схизме» к Власту, распространявшему в Риме свое учение, что Пасха должна совершаться по закону Моисея в 14 день месяца, и о посланиях «О единоначалии или о том, что Бог не есть виновник зла» и «Об осмерице», т. е. эонов, к Флорину, бывшему ученику Поликарпа, пресвитеру, низложенному за распространение гностицизма в Риме. Евсевий же (V, 26) и Иероним (De vir. ill. 35) говорят, что у Иринея есть еще весьма краткое «Слово против еллинов о познании» и другое «Слово к Маркиону в доказательство апостольской проповеди». Есть также у него «Книга разных рассуждений», по мнению большинства исследователей - сборник проповедей, первый по времени в истории христианской проповеди. Святой Ириней имел намерение писать особое сочинение против Маркиона на основании его собственных книг («Против ер.» I, 27, 4; III, 12, 12), и Евсевий (ІV, 25) говорит, что он писал против Маркиона, но не упоминает, в особом ли сочинении, или в сочинении «Против ересей». Св. Максим Исповедник приводит отрывок о творческой воле Бoгa из «Слов о вере к диакону виеннскому Димитрию» св. Иринея. В приписываемых св. Иустину «Вопросах и ответах православным» есть ссылка на «Слово о пасхе» св. Иринея, в котором обычай не преклонять колен в день воскресный и в пятидесятницу возводится к апостолам. Собрано еще более 50 отрывков, надписанных именем св. Иринея, но подлинность их доказать трудно.

Литература. Перечисление иностранных изданий и литературы см. в цитованной статье Цана; русский перевод прот. П. Преображенского в приложении к «Православному Обозрению» за 1868-1871 гг. и отдельно - Москва 1871 год, Спб. 1900 (отзывы о переводе см. «Церк. Вед.» № 11, 1900; «Хр. Чтение», февраль 1901); Филарет, «Историческое учение», §§ 48-50; А. М. Иванцов-Платонов, «Ереси трех первых веков христианства», М. 1877 г.; «Православный Собеседник» 1874 г.; Ф. В. Фаррар «Жизнь и труды святых отцов и учителей церкви», пер. А. П. Лопухина, т. I, 62-83.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 1018. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Εἰρηναῖος) (ок. 120 ок. 202/203 н. э.), христианский богослов, отец Церкви, с 177/78 епископ Лионский; умер предположительно в годы гонений на христиан при имп. Септимии Севере. Автор «Обличения и опровержения лжеименного… … Античная философия

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Ειρηναίος ο Λουγδούνου επίσκοπος) (ок. 130 ок. 202), отец и учитель Церкви, крупнейший христианский богослов 2 в. Родом из Малой Азии, в юности был учеником св. Поликарпа Смирнского. Был пресвитером в Лионе (Лугдунуме), ок.… … Философская энциклопедия

- (ок. 130 200 гг.) епископ Лионский, богослов Разногласием касательно поста утверждается согласие веры. (О спорах из за сроков празднования Пасхи.) (Христос) сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он. (Источник: «Афоризмы. Золотой… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (ок. 130 ок. 200) христианский богослов, мученик, епископ г. Лиона. Ученик Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна Богослова. Главное сочинение Обличение и опровержение лжеименного знания (на греческом языке) полемика с… … Большой Энциклопедический словарь

- (около 130 около 200), христианский богослов, епископ г. Лиона. Ученик Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших ещё апостола Иоанна Богослова. В главном сочинении «Обличение и опровержение лжеименного знания» (на греческом языке) полемика с … Энциклопедический словарь

СВ. (ок. 130 202), отец церкви, родился ок. 130 в Смирне (или поблизости от нее) в Малой Азии. Учился у св. Поликарпа Смирнского (который, в свою очередь, был учеником св. Иоанна Богослова), стал пресвитером, а позднее епископом Лионским. Ириней… … Энциклопедия Кольера

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ - (E«rhna‹oj Р LougdoЪnou), свт. (ок.130 ок.200), зап. отец Церкви, отстаивавший православие перед лицом гностической *теософии. Принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за *Мужами Апостольскими. Родиной И.Л. была, вероятно, М.Азия;… … Библиологический словарь

Ириней на гравюре Нового времени. Святой Ириней Лионский один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века. Малоазиатский грек (род. около 130 г.); около 160 г. послан Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию для проповеди христианства; с… … Википедия

Ириней (Ειρηναίος) мужское имя древнегреческого происхождения, известным носителем которого был св. Ириней Лионский один из наиболее почитаемых апостольских мужей. Ириней тирский епископ, приверженец еретика Нестория. Ириней… … Википедия

ИРИНЕЙ - (псрв. пол. 2 в. нач. 3 в.) епископ Лионский, один из христ. отцов церкви. В своем соч. «Обличение и опровержение учения, ложно именующего себя знанием» («Против ересей») выступил против гностиков и заложил основы христ. догматики … Атеистический словарь

Дабы сделаться вестником Святого Духа, родился в Малой Азии около 140 года. В ранней юности в Смирне он слушал поучения престарелого епископа Поликарпа Смирнского, который излагал учение, полученное им от святого апостола Иоанна. Так Ириней научился в точности соблюдать апостольское предание, сохраняемое в Церкви.

«Именно в Церкви, – учил святитель Ириней Лионский, – Бог поместил апостолов, пророков и учителей и все остальные действия Святого Духа. От этого Духа, таким образом, устраняются все те, которые, отказываясь прибегнуть к Церкви, лишают себя самих жизни из-за своих ложных учений и порочных действий. Ведь там, где находится Церковь, пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина» .

Посетив Рим, он стал священником Лионской Церкви в Галлии, в эпоху гонения Марка Аврелия (ок. 177). Как на пресвитера этой Церкви, на него была возложена обязанность доставить папе Елевферию в Рим дивное письмо от святых лионских мучеников христианам Асии и Фригии. В нем они описали свои славные подвиги, дабы опровергнуть доводы еретической секты монтанистов . Мученичество есть действительно выдающееся свидетельство об истине, знак победы Духа над слабостью плоти и залог нашей надежды на воскресение.

Вернувшись в Лион, Ириней стал преемником святого Пофина (который незадолго перед этим принял мученичество) и встал во главе Лионской и Вьеннской Церквей. Епископ, восприняв по преемству от апостолов «неоспоримую благодать истины» для проповеди и толкования Евангелия, посвятил свою жизнь, в подражание мученикам, свидетельству об этой истине. «Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине», – учил он .

Он прикладывал неослабевающие усилия для обращения варварских народов, но его заботы распространялись также и на всю Церковь. Так, например, святитель Ириней от имени галльских епископов, главой которых он являлся, написал папе Виктору (189–198), дабы отговорить его от разрыва евхаристического общения с Церквами Малой Азии, которые праздновали Пасху 14 числа месяца нисана. Святой Ириней утверждал, что, поскольку этот древний обычай был передан нам предшественниками, которые, тем не менее, сохраняли мир между собой, постольку вовсе не обязательно принуждать всех к единообразию, «ведь разница в посте подтверждает согласие в вере» .

Он особенно прославился борьбой против ересей, а именно против «лжеименного гносиса» , который из Малой Азии распространился по всем большим городам империи и прельстил множество людей различными эзотерическими учениями. Борьба против гностиков позволила святителю обрисовать в общих чертах важнейшие положения христианского учения. Сначала он показал, что еретики тщетно ищут этот «гносис», то есть знание, в мифических нравоучениях и сложных построениях их извращенного разума. Оно есть высочайший дар благодати, который даруется Святым Духом христианину, являющемуся членом живого организма Церкви. Только в ней можно утолить жажду чистой водой, истекшей из пронзенного бока Христова, и получить в Церкви жизнь вечную. Истинными гностиками являются вовсе не те, которые отвергают и презирают телесное, чтобы поклоняться «непостижимому Богу» и Его «демиургу», но «духовные» люди, которые получили от Святого Духа залоги воскресения плоти и нетления.

Святой Ириней, порывая с эллинистическим дуализмом тела и духа, развивает учение святого Иоанна Богослова «Слово стало плотью» для того, чтобы объяснить смысл назначения человека . Первый Адам был создан из праха двумя руками Божиими: Словом и Духом , как образ Божий, сообразно прославленной плоти Христовой. Дыхание жизни было ему дано для того, чтобы он от образа восходил к подобию Божию. Будучи введен в заблуждение диаволом, позавидовавшим его исключительным правам, и впав в смерть, он, однако, не был оставлен Богом. Господь изначально имел намерение сделать человека участником Своей славы. Откровения и пророчества Ветхого Завета и особенно воплощение Слова, Его смерть, Его Воскресение и Его славное Вознесение составляют необходимые этапы истории Спасения. Поскольку Бог всегда намеревался осуществить эту высшую цель, ради которой Он создал человека, Слово стало плотью (Ин. 1: 14), «восстановив» в Себе Самом первого Адама. Как первый человек, рожденный от девственной земли, через преслушание девы Евы впал в грех посредством древа, так и Христос пришел в мир через послушание Девы Марии и был распят на Крестном Древе . «Он отдал Свою душу за нашу душу и Свою плоть за нашу плоть, и Он распространил Дух Отца, дабы создать союз и общение между Богом и людьми, низведя Бога до людей посредством Духа и возведя людей Своим Воплощением к Богу» .

Слово Божие, Которое создало мир, устроив его невидимым образом в форме креста, стало в установленное время видимым на Кресте, чтобы собрать в Своем Теле все человеческие существа, которые были рассеяны, и привести их тем самым к познанию Бога. Явившись не в Своей невыразимой славе, но как Человек, Он показал в Себе Самом восстановленный и снова направленный к подобию образ Божий. И Он нас вскормил «сосцами Своей плоти», чтобы, привыкнув есть и пить Слово Божие и укрепившись «хлебом бессмертия», мы приблизились к созерцанию Бога, Который доставляет нетление. «Невозможно жить без Жизни, а жизнь существует только при причастности к Богу, и эта причастность к Богу состоит в том, чтобы видеть Бога и наслаждаться Его кротостью… Ведь слава Божия – это живой человек, и жизнь человека – в лицезрении Бога» .

Для Иринея, бывшего учеником тех, кто знал апостолов, знание (греч. – гносис ) есть, таким образом, любовь и обожение человека в Лице Христа Спасителя. Учение святого Иринея выходит за рамки простого опровержения ложного знания. Удивительное по своей простоте и глубине, оно содержит в зачаточном виде все то, что отцы Церкви последующих веков развивали в своих богодухновенных трудах .

После своего миротворческого ходатайства к папе Виктору Ириней продолжал трудиться над созиданием Церкви. По преданию, он принял мученическую кончину во время гонений Септимия Севера, около 202 года, но никаких подробностей о его смерти не сохранилось. Его тело было положено в крипте церкви святого Иоанна, впоследствии получившей имя самого святого Иринея, между могилами святых мучеников Епипода и Александра . Частицы его мощей поныне хранятся в церквах города Лиона.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

В Западной Церкви его память совершается 28 июня.
Греч. иринеос – «мирный».
Против ересей. III. 24. 473–475.
Этот термин обозначал тогда обязанности и священника, и епископа. Вот почему некоторые утверждают, что св. Ириней уже тогда был епископом Вьенны, а впоследствии стал и предстоятелем Лионской Церкви.
См. память свв. Санкта, Бландины и с ними пострадавших под 25 июля. Это письмо приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (V, 1 и слл.), которая также является для нас и важнейшим источником биографии св. Иринея (Там же. V. 4 и V. 20). Высказывалось предположение, что св. Ириней был автором этого письма.

(† кон. II в.)

Путь к пастырству

О подробностях жизни и пастырского служения святого Иринея Лионского известно немного. Даже место и дата рождения этого великого святого скрыты от нас за завесой истории. Полагают, что родители Иринея были христианами.

С большой долей уверенности можно утверждать, что родился он во второй четверти II столетия. На основании ряда косвенных фактов это событие датируется приблизительно 130-м годом.

По дошедшим до нас воспоминаниям самого Иринея, в отрочестве он имел общение со святым , другом выдающегося пастыря Церкви Игнатия Богоносца, учеником Евангелиста Иоанна Богослова. В круг знакомых Иринея входили и другие мужи, бывшие свидетелями апостольской проповеди , апостольских чудес.

Греческое имя, тесная связь со Смирнским епископом, хорошая осведомленность в вопросах греческой литературы, философии и поэзии, знакомство с методами диалектики, дают повод думать, что Ириней был по происхождению грек (впрочем, некоторые исследователи его жизни и творчества допускают, что он имел сирийские корни).

По всей вероятности, малой родиной Иринея является Смирна или одна из прилегающих к ней географических областей.

Духовная атмосфера, в которой воспитывался Ириней, влияла на его воспитание самым благотворным образом.

Участие в полемике о Пасхе

Помимо перечисленных дел святой Ириней отметился в памяти верующих и как сторонник урегулирования споров, связанных с днём празднования Пасхи.

Вопрос о времени празднования Пасхи поднимался ещё в 154 году. Тогда он стал предметом обсуждения между Поликарпом Смирнским и Римском епископом Аникитой. В результате этого обсуждения стороны остались при своих мнениях, однако это не привело их к конфликту.

Разность подходов обусловливалась тем, что малоазийские общины, ссылаясь на авторитет Иоанна Богослова и апостола Филиппа, руководствовались традицией праздновать Пасху 14 дня месяца Нисана (по лунному календарю), то есть в тот день годового цикла, в который Израиль совершал ветхозаветную Пасху (этот же день соотносился с днём смерти Христа на Кресте). Римская же , хотя и увязывала Пасху с 14 Нисана, однако отмечала её в не в любой день недели, а строго в воскресный.

При Иринее, приблизительно в 190 году, по этому поводу вспыхнул очередной спор: на этот раз между Римским епископом Виктором и Поликратом Ефесским. Ситуация привела к напряженности в отношениях между архиереями и грозила разрывом отношений между руководимыми ими Церквями. Вмешавшись, Ириней убедил Римского епископа примириться с Поликратом, и мир был восстановлен.

В 202 году Ириней Лионский принял мученическую смерть.

Творческое наследие

От святого Иринея до нас дошло всего несколько сочинений: , . Между тем знания, преподанные в этих произведениях, трудно переоценить.

Прежде всего здесь представлено положительное изложение христианского вероучения. На страницах перечисленных работ Ириней касается таких важных разделов догматики как учение о Боге, об Искуплении, о творении мира, о грехопадении, о Церкви, о Таинствах, о Предании и др.

С другой стороны, он даёт стройную картину и чёткую характеристику наиболее опасных заблуждений своего времени. Каждое разоблачение сопровождается неопровержимыми аргументами и может служить актуальным пособием в борьбе за чистоту веры даже на сегодняшний день.

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Откровение 1:20

(ок.130г. - ок.200 г.)

«По Своей бесконечной любви Христос сделался как мы, дабы и нас соделать Собою в совершенной полноте».

Иринея Лионского называют западным отцом Церкви, отстаивавшем истинное Христианство перед лицом различных еретических учений и гностицизма. Он принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за Мужами Апостольскими. Применяя данные нам Богом правила для выбора посланника для каждого периода, мы, не колеблясь, заявляем, что на позицию посланника Смирнского периода церкви был поставлен Господом Ириней.

Ранние годы жизни

Исторические памятники не дают определенных указаний ни о месте, ни о времени рождения епископа Лионского. Более вероятно мнение, что он родился во второй четверти II-го века, около 130 г. по Р. Хр. Ириней происхождения греческого, родился в Малой Азии, в Смирне, в западной части сегодняшней Турции — где жил и действовал славный Поликарп. Еще в отроческом возрасте он был приведен своими христианскими родителями к престарелому мужу апостольскому. О последнем обстоятельстве Ириней в позднейшие годы своей жизни передает свое воспоминание в живых и трогательных словах.

Кроме св. Поликарпа Ириней знал и других мужей, обращавшихся с апостолами: он слышал их слова и видел их дела. Живя в Смирне, славившейся тогда просвещением, Ириней с ранних нор познакомился с произведениями греческиx поэтов и хорошо изучил философские системы греков, и особенно сочинения Платона

Поликарп

У Иринея была особая связь с апостольской эпохой. Он лично слышал проповеди Поликарпа Смирнского, который не только являл собой образец христианской веры и мученичества, но и сопровождал Иоанна, Филиппа и других апостолов в их странствиях. « По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце, и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти».

“Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа“ - обращается Ириней к своему другу Флорину -...Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы с народом, его дружеское общение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа - то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: «Боже благий! До какого времени сохранил Ты меня, что я должен переносить это?» И потом ушел бы из того места, где сидя или стоя, слышал такие речи!

Нет сомнений, что, сидя у ног этого великого мужа, Ириней научился христианской благодати, которая потоком устремилась из его посвящённой жизни, ибо Поликарп был воистину одним из прославленных святых всех веков, когда мы смотрим на него, стоящего во свете безупречной жизни. Поликарп был учеником апостола Иоанна и лично им был рукоположен на служение в последние годы жизни апостола. Поликарп сидел у ног Иоанна Богослова и внимал его учению. Ириней сообщает, что именно апостолы назначили Поликарпа епископом Смирнским. Тогда Поликарп был молодым человеком, во времена же Марка Аврелия он был глубоким старцем. В 155 году Поликарп был приглашен в Рим Папой Римским Аникитой для того, чтобы обсудить с ним волновавший тогда Церковь спорный вопрос о дне празднования Пасхи. Спорящие так и не пришли ни к какому согласию, хотя расстались полюбовно, церковного разрыва не произошло, несмотря на всю остроту этого спора. Очень скоро после возвращения в Смирну Поликарп пострадал за Христа. Арестован он был в Малой Азии и публично сожжен на костре в 166 году. Будучи приведенным на суд, Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Тогда его насквозь пронзили мечом. Внезапно вода хлынула из его пронзённого бока, заглушая пламя. Действительно, все увидели, как из его груди вышел дух в виде белого голубя, удаляясь от него.

К этому великому свидетельству надо добавить, что Поликарп не воинствовал против системы николаитства, он сам примкнул к организации, не сознавая, что это желание общения, и то, что казалось хорошим планом способствовать делу Божьему, на самом деле было вражеской уловкой.

Ириней — епископ Лионский

Достигши зрелых лет, Ириней отправился с востока на запад в Галлию (нынешнюю Францию), он был послан туда св. Поликарпом для распространения христианства. Здесь в Лионе была в то время цветущая христианская церковь, во главе которой был епископ Пофин. Ириней ревностно и с успехом для дела христианства подвизался в пределах Лионской церкви и помогал своему престарелому епископу в исполнении его трудного служения.

В 177 году началось сильное гонение на христиан и продолжалось десять лет. Первой жертвой этого гонения стал престарелый епископ Пофин, который посеял семена Евангелия в Галлии, придя туда из Малой Азии. Умер он в своей камере после одного из допросов. Ириней был избран на его место в епископа Лионского.

В сане епископа первою заботою Иринея было залечить раны, нанесенные лионской церкви страшным гонением, облегчить участь пострадавших от него, утешить тех, кто оплакивал смерть близких людей. Стараясь о распространении веры Христовой между язычниками, он —по словам Григория Турского — «в короткое время почти весь город сделал христианским». По преданию, сохранившемуся в мученических актах, он посылал для проповеди Евангелия некоторых из своих пресвитеров и диаконов и в отдаленнейшие части Галлии — Безансон и Валенсию.

Особенно благотворное, достойное своего имени, влияние оказал Ириней в споре о дне празднования Пасхи между римским епископом Виктором и азийскими церквями. Чуждый христианской терпимости, римский епископ Виктор решился положить конец разности. Он потребовал безусловного согласия малоазийских церквей с обычаем римской церкви, и грозил отлучить не соглашавшихся от церковного общения. Такой поступок Виктора вызвал осуждение со стороны многих епископов, как восточных, так и западных, хотя они держались мнения и обычая защищаемого Виктором. В числе других и Ириней от лица галльских христиан написал послание к Виктору, в котором предупреждал, что если Виктор будет продолжать двигаться в таком русле, то это разорвет церковь на куски. В 190 или 191году Ириней посетил Рим, чтобы встретиться с Виктором, который получил и принял его упреки. Ириней, миротворец по имени, был миротворец и по нраву.

Ириней жил недолго после восстановления мира. Григорий Турский передает, что он погиб смертью мученика в гонение императора Септ. Севера (около 202г.)

Против ересей

Но более известна нам другого рода деятельность лионского епископа. Ириней был одним из первых учителей Церкви, изложившим свои идеи в систематической форме. Издавна существовавшие близкие и легкие сношения между Малой Азией и Галлиею привели немало лжеучителей и на берега Роны. Видя опасность, какой подвергались люди простодушные и тщеславные, Ириней принял деятельные меры против распространявшихся лжеучений: устно и письменно он старался обличать их нелепости и обратить заблудившихся к здравой вере и истинно христианской жизни. Плодом его многолетней пастырской деятельности остались "Опровержение и победа над мнимым гнозисом" или "Против ересей", и "Доказательство апостольской проповеди". Все остальные его труды имеются лишь во фрагментах. Простирая свою заботливость за пределы своей паствы, он писал послания к римским пресвитерам Власту и Флорину для обращения их от заблуждения.

Книга "Против ересей" посвящена полемике с гностиками и маркионами, которые в годы епископства Иринея представляли собой наиболее серьезную опасность для христианства.

Гностици?зм ( gnosis — «знание, познание, познавание»)— религиозное направление, включающее в себя множество различных учений, нередко противоречащих друг другу, но объединённых общим принципом: творцы и приверженцы этих учений считали себя носителями великого тайного знания — Гнозиса. Гностицизм состоит из многих систем веры, которые объединили элементы, взятые от азиатских, вавилонских, египетских, греческих и сирийских языческих религий, из астрологии, также из иудаизма и христианства.

Истины, которые отстаивал Ириней

Ириней доказывал, что Ветхий Завет и Новый Завет представляют собой единое целое , связанное цепью Откровений.

Бог обоих Заветов - один и тот же Бог . "Ни Господь, ни Святой Дух, ни Апостолы, - писал он, - никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог. И тот и другой Завет произвел один и тот же Домохозяин - Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, Который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу и умножил происходящую от Него благодать"

Самое же достоверное и прочное учение отражено лишь в четырех истинных Евангелиях - так учил Ириней в противовес многочисленным возникшим тогда посланиям и евангелиям, так же доказывая, что все они написаны не во времена апостолов, а сравнительно недавно. "Матфей, - пишет Ириней, - издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия. Марк, ученик и переводчик Петра, передал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время своего пребывания в Эфесе Азийском"

У него было также ясное понимание в вопросе о Божестве . И поскольку он был учеником Поликарпа, который в свою очередь был учеником святого Иоанна, мы доподлинно знаем, что у него было совершенное учение, насколько это возможно, по этому предмету. "Все другие выражения также выявляют титул одного и того же самого существа, - Господь Силы, Господь, Отец всего, Бог Всемогущий, Всевышний, Творец, Создатель и подобные этому - это имена и звания не преемственности различных существ, но одного и того же самого". Он ясно указал, что это не что иное, как титулы, такие, как Шаронская Роза, Яркая и Утренняя Звезда, Прекраснейший из Тысяч и т.д. Это не кто иной, как ОДИН Бог. Его Имя - Господь Иисус Христос.

Основная мысль Иринея заключается в очень простом утверждении, которое мы можем прочесть в начале Евангелия от Иоанна: “Слово стало плотью” . “Единственный истинный и верный Учитель, Слово Божие, наш Господь Иисус Христос по Своей бесконечной любви сделался как мы, дабы и нас соделать Собою в совершенной полноте”

Ириней Лионский учил, что мир был специально создан Богом, как трудное место испытания, где человеческие существа вынуждены принимать нравственные решения. Ириней сравнивает смерть с китом, который проглотил Иону: только в глубине чрева кита Иона мог обратиться к Богу и действовать в соответствии с Божественной волей. Аналогичным образом смерть и страдания являются злом, но без них мы никогда не могли бы прийти к познанию Бога.

Насчет церквей, следовавших еретическим учениям, Ириней категорично заявлял, что они бессильны и не обладают и даже отвергают духовные дары - они не могут ни дать слепому зрение, ни глухому слух, ни изгнать любой вид демонов - за исключением тех, которые переходят сами по себе. Не могут они принести исцеление ни немощному, ни хромому, ни парализованному или страдающему любой другой болезнью. Они далеки от того чтобы воскрешать мертвых - как это делал Господь и апостолы через молитву, и как это уже часто делается в братстве или по необходимости - всей Церковью, когда после поста и молитвы святых дух покойника возвращается. Они даже не считают, что это возможно!

В заключение

Ириней воинствовал против организации в любой форме. Так же жизнь его служения Господу - это история ярких примеров проявления Святого Духа; Слово преподавалось с необычайной ясностью и чистотой, в согласованности с изначальными наставлениями. Его церкви во Франции были известны наличием даров Духа, святые говорили на иных языках, пророчествовали, молитвой веры поднимали мёртвых и исцеляли больных. Он видел опасность любого рода организованного братства среди пресвитеров, пасторов и т.д. Он твердо стоял за сплочённую, наполненную Духом, проявляющую дары поместную церковь. И он был в чести у Бога, ибо сила Божья проявлялась среди святых.

Одну замечательную фразу Иринея часто цитируют: «Жизнь в человеке - это слава Божия; жизнь человека заключается в том, чтобы видеть Бога».

Строгая приверженность Иринея Слову, его удивительное понимание Писания и присутствие в его служении силы Божьей подтверждают правильность этого выбора для того периода. К сожалению, в посланниках последующих периодов не было такого равновесия плодов, силы и руководства в Духе Святом и в Слове.