Тренинговые занятия для инвалидов по зрению. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. Упражнение «Передать по кругу»


Вступление первый день

Психологический тренинг

Что это такое?

Это общение с людьми, находящимися в сходной жизненной ситуации, обмен опытом, переживаниями, достижениями и успехами, опасениями и сомнениями. Это новая информация, новые умения, новый опыт.

Группа оказывается микроскопом, обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир.

Зачем мне это нужно?

Если вы воспитываете ребенка с нарушениями в развитии, значит, вы сильный человек, но помощь бывает, нужна подчас даже сильным людям. Группа помогает взглянуть на свою ситуацию со стороны; другими глазами увидеть своего ребенка, своих близких, разбить сложившиеся стереотипы, мешающие проживать свою жизнь в гармонии с собой и окружающими.

Что ещё получает человек в группе кроме поддержки?

Группа способствует личностному росту участников. В группе человек неизбежно занимается самоисследованием, обращением к своему внутреннему миру и находит ответы на вопросы, которые являются самыми важными в жизни: Кто я? Какой я? Каково мое место в мире? Специальные упражнения дают возможность человеку проследить свой жизненный путь, проанализировать свое прошлое и настоящее, спланировать дальнейшие жизненные шаги.

Как это происходит?

Мы встречаемся 3 раза неделю, встреча длится около двух часов. Каждая встреча посвящена какой-либо теме. Формы работы могут быть разными: обсуждение, психологическая игра, дискуссия, используются элементы музыкотерапии и изобразительной деятельности.
Мы рады видеть вас в нашей группе.

1 «Тренинг общения»

Упражнение 1. «Давайте познакомимся»

Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива.

Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
Ход проведения.

Вводное слово . «Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения «Давайте познакомимся!». Вам предлагается работать и общаться в группе, самостоятельно. Я буду отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!»

Инструкция: обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались, и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка» каждого участника мастерской).

Расскажите о себе то, что заинтересует окружающих.

Упражнение 2. «Чудесный мешочек»

Цель: формирование позитивных установок восприятия своей семьи.

Оборудование: мешочек с различными мелкими предметами.

Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет правила игры.

Психолог. У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей семьей. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик - круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью.

Упражнение 3. «Ладошки»

Цель: Использование тактильных ощущений

Тихо звучит спокойная музыка. Психолог просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.

Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей, и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребёнком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.

Упражнение 4. «Идеальный родитель»

Цель: Рефлексия собственных чувств, чувств ребенка.

По желанию один родитель - «родитель», другой - «ребенок». По­скольку «идеальный родитель» - это огромная величина, ему по­ложено находиться на пьедестале. «Родитель» встает на стул. Ра­зыгрывается любая ситуация. Например, ребенок приходит домой, потеряв сменную обувь. Начинается диалог «родителя» и «ребенка». Группа и ведущий не только следуют за их разговором, но и обра­щают внимание на невербальные знаки: позу, жесты, движения те­ла, мимику. После окончания упражнения участники диалога отве­чают на вопрос: «Что каждый чувствовал, находясь в своей роли?», «Какие переживания испытал?», «Что подумал?» Обсуждение.

Упражнение 5 «Теремок» События в игре разворачиваются так же, как в сказке «Теремок», только участники предлагают пять своих положительных качеств, для того чтобы их пустили в теремок. При этом группа каждый раз на названное качество одобряет участника словами «Ах, какой ты молодец!». Рефлексия. После того как вся группа попадает в теремок, все становятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза и мысленно делятся своими качествами с остальными участниками.

Упражнение 6. «Связующая нить»

Цель: сплочение коллектива родителей, положительное завершение тренинга, рефлексия

Материалы: клубок ниток.

Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.

Упражнение 7. «Аплодисменты»

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

2 Искусство быть счастливым

Цель: формирование позитивного отношения к себе, своему ребенку, через творческое включение.

Задачи:

    Поиск внутренних ресурсов.

    Приобретение положительного опыта.

Уважаемые родители, я рада сегодня приветствовать вас!

Наш день будет посвящен вашему ребенку и ребенку, который все еще живет в каждом взрослом. И я хочу задать один вопрос, вы помните свое детство? Каким вы были ребенком? А вы в детстве мечтали о сказочной жизни, полной волшебства и чудес?

Сейчас я сделаю вам предложение, от которого вы просто не сможете отказаться! Я предлагаю вам впустить в свою жизнь СЧАСТЬЕ!!! С этой минуты вы становитесь Творцом, творцом своего счастья. Помощник внутри, только услышьте его

Представьте свою жизнь в виде матрешки. Каждому при жизни выдается заготовка, которую вам предстоит раскрасить. У вас в руках полная палитра цветов. Вы можете сделать вашу матрешку черно-белой, серой или одноцветной. И вы можете использовать и множество разных цветов в самых невообразимых сочетаниях. Это ваша матрешка – ваша жизнь, и вы – Творец!

(матрешки для раскрашивания).

Психолог: Каждый из нас ЛЮБИТ и ПОНИМАЕТ своего ребенка. Это ПРИНЯТИЕ находит свое выражение в нашей мимической реакции на действия ребенка, в наших жестах, в наших размышлениях, в наших словах, обращенных к ребенку,

Упражнение «Что таится в имени моего ребенка» («Тайна имени»)

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка и охарактеризовать его по первой букве имени. Например: Женя - жизнерадостный.

Упражнение «Погружение в детство»

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство - в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

Удалось ли окунуться в детство?

Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

Что для вас значит «надежное плечо»?

Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

Что хотелось сделать?

Арт-терапия

Групповое рисование «Мы вместе - это счастье».

Сегодня мы будем рисовать групповой портрет семьи. В этом совместном рисунке нужно символически изобразить гармоничное объединение чувств всех членов семьи. Каждый участник начинает делать свой рисунок, затем по моему сигналу рисунки передаются соседу справа. В полученный от соседа слева рисунок каждый участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по моему сигналу рисунок передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной семьи. Рисунками обмениваются несколько раз, пока каждый не будет завершен. Обсуждение:

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Психолог: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Музыкальная релаксация

Тема «Ручеек-полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников отрывки из первой симфонии.

«Я - маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из-под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес...

Но я быстро бегу, извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее... Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. А за мной уже и не угнаться. Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Да, конечно, вот я и стал рекою: сильной, быстрой, смелой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я сильна и полновод­на. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я станов­люсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спо­койно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сде­лаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.

Каждый появляется на этом свете, чтобы стать сча­стливым! Я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА!

Подведение итогов работы. Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось в нашей работе, что не понравилось?

Какие чувства сопровождали во время всего цикла занятий?

Удалось ли вам прикоснуться к своему счастью, а возможно даже и потрогать? Оказывается как мало нужно взрослому для счастья, просто позволить своему внутреннему ребенку быть, слышать его и дарить свою любовь. Благодарю Вас за участие!

№3«Тренинг взаимодействия с аутичными детьми »

Цель: ознакомление и обучение родителей эффективному общению с ребенком и моделям уверенного поведения.

Приветствие:

Добрый вечер уважаемые родители. И я надеюсь, он действительно добрый…

Традиция приветствовать друг друга при встречи возникла задолго до наших дней. И сегодняшняя наша встреча не будет исключением.

Предлагаю вам поприветствовать друг друга, и настроится на позитив.

Здравствуйте мамы мальчиков, мамы мальчиков скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте мамы девочек, мамы девочек скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте папы мальчиков, папы мальчиков скажите «Здравствуйте».

Здравствуйте папы девочек, папы девочек скажите «Здравствуйте».

Рождение ребёнка – это радость в доме, кто согласен скажите громко «да»

Ребёнок надежда и будущее родителей, кто согласен скажите громко «да»

Дети - это гордость родителей, кто согласен скажите громко «да»

У кого самый замечательный ребёнок, громко крикните « у меня»

У кого ребёнок родился весной, крикните - «веснушка»

У кого ребёнок родился зимой, крикните - «снежинка»

У кого ребёнок родился осенью, крикните – «дождинка»

У кого ребёнок родился летом, крикните – «радуга»

Кто ответил на все вопросы, похлопайте в ладоши. Вы справились с задачей.

Любите и берегите своих детей!!!

Аутизм выражается в снижении контактов ребёнка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Интеллектуальное развитие таких детей протекает по-разному. В формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена нарушению эффективной связи ребёнка с матерью. У ребёнка страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха. Основными клиническими признаками аутизма являются:

    Трудности коммуникации

    Побочные реакции на сенсорные раздражители

    Нарушения развития речи

    Стереотипность поведения

    Социальное взаимодействие

Аутичные дети зачастую бояться всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребёнка. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям своеобразная защита аутичного ребёнка, который видит в окружающем угрозу. Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков

Работа с аутичными детьми требует терпения. На отработку навыка застёгивания пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причём нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребёнка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти. Работа с родителей аутичного ребёнка очень специфична, поскольку поведение такого ребёнка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Семейное чтение тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медлительное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребёнок с помощью взрослого знакомиться с литературными образами героев, осознаёт логику событий и обстоятельств. Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребёнку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность ребёнка и повышают его уверенность в себе. Родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами всё, что рисуют, терпеливо объясняют ребёнку последовательность рисования, называют каждую деталь. Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения, учит его взаимодействовать со взрослым. Многие родители недооценивают значение соблюдения режима распорядка дня для аутичного ребёнка. А это является одним из важнейших условий успешной адаптации ребёнка для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Причём желательно, чтобы основные режимные моменты не только проговаривались и соблюдались взрослыми, но и были изображены в виде понятных ребёнку пиктограмм в удобном для него месте.

Предлагаю попробовать некоторые методы:

    «Рукавички » Способствует установлению взаимопонимания с партнёром, развитию умения устанавливать контакт с окружающими. Ведущий раздаёт рукавички игрокам. Каждый должен найти свою пару. Затем пара садиться за стол и без слов, используя три карандаша разного цвета, как можно быстрее раскрашивает одинаково свои рукавички. (Легко ли было договориться с партнёром?)

    «Охота на динозавриков » Учить взаимодействовать с окружающими не только вербально, но и невербально, способствовать формированию умения фиксировать малейшие изменения в мимике партнёра по общению, что является необходимым при работе с аутичными детьми. Группа участников встаёт в круг. Водящий выходит за круг, становиться спиной к группе и считает до 10. В это время участники передают друг другу игрушечного динозаврика. По окончании счёта тот, у кого находится зверёк, вытягивая руки вперёд, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют тот же жест. Задача водящего найти, у кого в руках динозаврик.

Какие чувства испытывали?

Что хотелось сделать?

    «Чудесный мешочек » Развитие кинестетических ощущений, восприятие цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым. В волшебный мешочек кладут геометрические фигуры. Ребёнок нащупывает фигуру, называет её, вынимает, рисует на листе бумаги такую же фигуру, сравнивает с оригиналом, раскрашивает её в тот же цвет.

Основные правила воспитания аутичных детей :

    Соблюдение режима дня ребенка . Составьте и напишите распорядок дня ребёнка, повесьте его на видное место.

    Формируйте стереотипы поведения ребёнка в различных ситуациях . Выполняйте в строгой, заведённой раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевания, кормления, приготовление ко сну ит.д.; для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причём складывать её надо всегда в одной и той же последовательности. В ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания. В уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

    Обучайте ребёнка пользоваться пооперационными картами, схемами и т. д. Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

    Старайтесь, чтобы ребёнок получал яркие впечатления от произведений искусства . Организуйте совместное с ребёнком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т. д.

Психолог: Зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, - то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» - завязывается рот, «Не бегай» - завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи - говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

Что хотелось развязать в первую очередь?

Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

Что вам хотелось сделать?

Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Музыкальная релаксация

Тема «Мать и дитя». Музыкальное сопровожде­ние: «AveMaria» Ф. Шуберта в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта. Психолог:

«Мать и дитя - вечная тема в литературе, живописи, музыке, в искусстве в целом. Женщина, которая еще не стала матерью, но уже зародившая в себе будущую жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как бы за двоих. Вспомните, как Вы ощущали первые дви­жения Вашего ребенка. Вспомните, как Вы в них вслу­шивались и радовались каждому новому толчку. Жен­щина, несущая в себе новую жизнь, смотрит на мир двумя парами глаз, дышит, чувствует, осязает и осмыс­ляет окружающее и за себя, и за своего будущего ма­лыша. Вспомните, какие перевоплощения происходили с вами в то время.

Женщина долгие 9 месяцев ждет появления на свет своего маленького чуда, своего счастливого продолже­ния в жизни. Вспомните, как Вы постепенно наполня­лись счастьем ожидания этого чуда.

И вот, наконец, наступает тот момент, когда на свет появляется ОН, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, ее МАЛЫШ. Вспомните, то блаженство, в которое погрузилось все Ваше существо после рождения ребенка. После боли и возможных слез наступило СЧАСТЬЕ.

ОН РОДИЛСЯ!!! Вспомните, как Вы были счастли­вы тогда. Улыбнитесь же Вашему малышу. Улыбни­тесь. Возьмите его на руки. Прижмите к груди. Пока­чайте. ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ ВСЕСИЛЬНА И БЕЗГРА­НИЧНА!!!

Глубоко вздохните... Открывайте глаза».

В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и у нас в стране.

Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренинг формирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и другие), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг. Поэтому название СПТ часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.

Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю», составленному Артуром Ребером, дано такое определение тренинга: «Тренинг вообще - любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Это очень широкое определение, которое охватывает любое обучение, в том числе и не только человека. Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг - это тренировка, наработка навыков и умений.

Другое определение тренинга дал Ю.Н. Емельянов: «Тренинг - это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением».

И.В. Бачков предлагает такое рабочее определение тренинга: «Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития».

В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении».

Это определение еще больше сужает область понятия тренинга, сводя его к тренингу общения. Очень часто название «социально-психологический тренинг» используется как синоним тренинга общения, тренинга делового общения, тренинга партнерского общения и т. д.

Социальная работа с инвалидами в учреждениях социального обслуживания населения реализуется в соответствии с социально-технологическим подходом. Для него характерна следующая последовательность действий специалиста, предоставляющего социальные услуги: «цель-средство-результат». В процессе деятельности специалиста по социальной работе, достигается поставленная цель, направленная на преодоление трудной жизненной ситуации клиента, изменяется сам клиент, как объект социальной работы, используются социальные ресурсы, открываются новые возможности общества в процессе оказания социально-реабилитационных услуг. Социально-технологический подход, по мнению В.Н. Иванова, В.И. Патрушева, предполагает учет многообразия внутренних и внешних связей социальных явлений, а также ориентацию на развитие человека как личности, на создание для каждого человека возможности реализовать свой собственный потенциал .

Инновация в процессе оказания социальной услуги инвалиду происходит тогда, когда специалист по социальной работе организует совместную деятельность по разрешению трудной жизненной ситуации гражданина с ограниченными возможностями здоровья. В процессе совместной деятельности со специалистом инвалид превращается его из объекта социальной работы в субъект. Субъектная позиция клиента во время оказания ему социальной услуги позволяет ему активно становится участником данного процесса, вкладывать свои личностные ресурсы, творчески относится к процессу оказания помощи, так как он все это делает, прежде всего, для себя. Он учится брать на себя часть ответственности за будущий результат по разрешению своей трудной жизненной ситуации. Процесс разработки и реализации нововведений сейчас характерен для следующих общих технологий социальной работы с инвалидами: социальная реабилитация, социальная терапия, социальная адаптация, социальная профилактика и др. Остановимся более подробно на технологии социальной адаптации в работе с инвалидами.

Социальная адаптация как технологический процесс позволяет включать инвалида в малую группу и среду жизнедеятельности, содействует усвоению им сложившихся норм, отношений, образцов поведения. Человек, имеющий инвалидность, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. В данном случае ближайшее окружение человека с ограниченными возможностями здоровья (семья, клубное объединение, актив общественной организации, друзья) является малой группой, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной, санкционированной со стороны государства деятельности. Такими могут быть общественные организации граждан с ограниченными возможностями здоровья, клубы, объединения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, студии и др. Неофициальные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов инвалидов и здоровых граждан, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, коллег по учебной и профессиональной деятельности и др.

Для успешной социальной адаптации молодых инвалидов на базе государственных реабилитационных центров создаются группы социально-психологической помощи лицам с ограниченными возможностями.

В процессе работы групп внедряются различные инновационные технологии социальной работы, а именно анимационную терапию, эстетотерапию, художественно-эстетическое воспитание театральной деятельностью и т.д. Социальная адаптация и реабилитация детей и молодых инвалидов реализуется с помощью постановок театрализованных пьес и спектаклей, при непосредственном участии участников объединения и их родителей. По прошествии первых занятий проводится исследование в форме анкетного опроса инвалидов молодого возраста, посещающих группы.

Результатом социальной адаптации инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.

Применение технологий социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему чувствовать себя свободно в малой группе и включаться в различные виды деятельности. Это позволяет инвалиду обогащать свой внутренний мир с помощью новых ценностей и социальных норм, использовать социальный опыт при организации деятельности в малой группе.

Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, «деловой театр» и др.

В целом, в реализации игровых технологий, способствующих социальной адаптации инвалида, можно выделить несколько этапов:

I этап. Формирование группы и разработка сценария игрового сюжета. Величина группы зависит от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников, и, как правило, состоит из 2-5 человек. Состав группы определяется также стратегией подбора участников, она может быть разнородной, то есть включать участников с разной степенью инвалидности. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание), в данном случае специалист по социальной работе как новатор будет иметь четкую направленность в выборе игровых форм и упражнений.

II этап. Проведение игры. Вводная часть занятия включает приветствие и ознакомление инвалидов с планом проведения комплекса игр и упражнений. Специалист по социальной работе встречает участников и приветливо, доброжелательно здоровается первый с каждым. Затем он планирует совместную работу, информирует собравшихся о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений. Далее проводятся игровые упражнения в соответствии со сценарием, где каждый из участников может проявить свои ресурсы, потенциал и творчество.

III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.

Таким образом, успешной реализации технологии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья способствуют следующие условия: во-первых, окружение человека с ограниченными возможностями здоровья содействует реализации его потребностей, развитию индивидуальности; во-вторых, когда организационная культура малой группы строится на проявлении дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; в-третьих, окружение инвалида признает и даёт положительную оценку достигаемых им результатов; в-четвертых, обеспечивает участие гражданина с ограниченными возможностями здоровья в социальной и культурной жизни малой группы и в среде жизнедеятельности.

Республика Марий-Эл, г. Йошкар-Ола РГУ Республиканский центр социально-психологической помощи населению
М. А. Ефимова

У многих безработных граждан, после потери работы первоначально возникает ощущение потери собственного достоинства, полная растерянность и состояние шока. Они не принимают сложившуюся ситуацию, задаваясь вопросом: «Почему это случилось именно со мной?».
Жизнь безработного-инвалида меняет привычное русло, появляется много свободного времени и масса мелких забот. Резко сократившееся общение заставляет каждый разговор переживать и передумывать, искать тайный смысл в каждом сказанном слове. Постоянное занятие домашними делами не дает пищи уму и сердцу.
Но, главное, человек перестает верить в собственные силы, сомневается, что он действительно еще на что-то способен и что-то может.
Цель тренинга:
- содействие личностному росту участников тренинга;
- осуществление психологической поддержки в стрессовой ситуации, связанной с потерей работы.
Задачи:
1. Способствовать повышению самооценки участников;
2. Активизировать поиск ресурсных состояний безработных;
3. Настроить участников на позитивное отношение к жизни;
4. Создать положительный эмоциональный настрой в группе;
5. Повысить адаптационные способности участников к повседневной жизни;
6. Способствовать снижению утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с работой и бытом безработных-инвалидов.
Продолжительность занятия 2 часа.
Методическое оснащение:
- бейджики (по числу участников);
- маркеры, краски, фломастеры, карандаши;
- бумага А4;
- флип-чарт;
- цветная бумага;
- магнитофон;
- диск с музыкой для релаксации.
Ход занятия:
1. Правила работы в группе:
- искренность (каждый участник говорит то, что он думает, переживает, а не то, что хотят другие);
- равноценность (все участники равны, их чувства ценны для всех);
- «Я» (говорить от 1-го лица - «Я думаю...», «Я чувствую»);
- «Стоп» (при нежелании участвовать в упражнении или говорить о своих чувствах участник может отказаться, но злоупотреблять этим правилом нельзя!);
- активность (успех встречи зависит от активности каждого);
- доброжелательность (даются только позитивные оценки, желательно обходиться без упреков «Ты...», «Вы...»);
- слушания другого (уважать говорящего, не перебивать);
- конфиденциальность (обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас», ничего не выносится за двери о чувствах других).
2. Знакомство.
Визитки:
А) имя, рядом пишется 1-но свое положительное качество; на обороте - 1-но отрицательное качество.
Б) обсудить (в круге по порядку), провести рефрейминг: из отрицательного перевести в положительное качество, вся группа помогает.
3. Упражнение «Закончи фразу: «Мой жизненный девиз...»
(фраза завершается поговоркой, куплетом из песни, цитатой, стихотворением). По очереди в круге.
4. Заполнить бланки:

1. Хочу и Имею 2. Хочу, но не Имею
3. Не Хочу, но Имею 4. Не Хочу и не Имею

Обсуждение:
1- зачитать, подарить аплодисменты читающему;
2- составить (проговорить) план действий для реализации задуманного;
3- продолжить фразу: «Зато у меня...»,
4- чтение пункта со слов: «Я очень рад (а), что...».
5. Упражнение на раздумье, поиск смысла.
Притча «Сорочка счастливого человека»
Халиф лежал при смерти, утопая в своих шелковых подушках. Хакимы, врачи его страны, стояли вокруг него, и все сошлись на том, что халифа может спасти только одно - сорочка счастливого человека, которую надо будет положить халифу под голову. Гонцы, как пчелиный рой, разлетелись повсюду и искали в каждом городе счастливого человека, но у всех, кого бы они ни спрашивали о счастье, были только заботы и горе. Наконец гонцы, уже почти потерявшие надежду, встретили пастуха, который, весело напевая, пас свое стадо. «Счастлив ли ты?» - спросили у него. «Я не знаю никого, кто был бы счастливее меня», - ответил со смехом пастух.
«Тогда дай нам свою сорочку!» - воскликнули гонцы. «У меня ее нет», - сказал пастух. Эта странная весть о том, что единственный счастливый человек, которого встретили гонцы, не имеет сорочки, заставила халифа сильно задуматься. Три дня и три ночи он никого не пускал к себе. А на четвертый день велел раздать народу свои шелковые подушки, драгоценные камни, и, как повествует легенда, халиф с того дня стал опять здоровым и счастливым.
6. Рисунок «Я в ассоциации» (под музыку).
Обсуждение:
- удалось ли выразить задуманное в рисунке?
- почему вы выбрали именно этот образ?
- какие чувства испытали при рисовании?
7. Дискуссия. Способы саморегуляции.
-медитация
-дыхание
-физическая активность -изменение жизненных позиций.
8. Медитация «Синий домик»
Закройте глаза. Почувствуйте под собой опору.
Обратите внимание на свое дыхание, последите, как вы вдыхаете и выдыхаете.
Позвольте своему воображению увидеть красный насыщенный цвет. Это может быть цветок или предмет.
Представьте оранжевый цвет, яркий оранжевый цвет - это может быть апельсин или еще что-то. Теперь вы представляете желтый цвет, яркий как солнце.
Зеленый цвет - зеленый как молодая зелень.
Голубой цвет - небесно голубой.
Синий цвет.
Вот вы видите синий домик, с синей крышей, синими окнами, синими дверями, вы подходите к синему крыльцу, открываете синюю дверь, входите внутрь и видите, что внутри также все синее. Походите по дому, осмотрите его.
И вот вы подходите к фиолетовой нише, там стоит фиолетовая кровать, лягте на нее и ответьте на следующие вопросы:
Кто я?
Зачем я пришел в этот мир?
Для чего я живу?
Что я даю этому миру или готов дать?
Что мир дает мне?
Услышьте ответ на эти вопросы.
Получив ответы на вопросы, вы встали с кровати и идете дальше. Вы подходите к желтой двери, открываете ее и видите кресло, стоящее посреди комнаты. Вы подходите и садитесь в него, какое оно? Почувствуйте его.
На противоположной стене большое окно, огромное во всю стену, посмотри в него и там ты увидишь «Место покоя».
Какое оно? Какого цвета? Какой формы? Всмотрись в него, почувствуй краски, запахи места покоя, услышь звуки. Побудь там (пауза 1 минута).
Теперь возвращаемся обратно в комнату и на другой стене, вы видите экран, на котором прокручивается фильм. Это фильм о твоей жизни. Посмотри его. Чего ты добился, каких целей достиг?
Впрыгни в фильм. Нравится ли тебе там? Если не нравится, выпрыгни обратно.
Перепиши сценарий, измени его. (Пауза 1 минута).
Теперь возвращайся обратно в комнату. Оторвитесь от вашего фильма, вы сможете смотреть его, когда захотите.
А теперь ты выходишь из комнаты и входишь в другую. В ней есть все, чтобы ты мог побыть скульптором. Побудь здесь, поработай. Вылепи скульптуру себя. Ты начинаешь лепить свой образ. Что это за материал? Какая получилась статуя? Подвижная или нет? Что особенно удалось, а что нет? Посмотри, какое у тебя получилось лицо? Потрогай его. Вот ваша скульптура готова. Насколько это вам удалось? Осветите ее, не беда, если что-то не получилось, вы можете придти и переделать или доделать ее.
Вот вы покидаете и эту комнату. Идете по синему коридору, открываете синюю дверь, видите яркое голубое небо, идете по зеленой траве, светит яркое желтое солнце.
Представьте оранжевый цвет.
Ярко красный цвет.
Вы находитесь здесь и сейчас.
9. Упражнение «Рамки, через которые мы смотрим на мир».
Цель: помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.
Необходимое оборудование:
Для психолога: две большие рамки из картона, и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая).
На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания, на другой - оптимистические.
Психолог: (обращается к участникам). Вот две большие фотографии. Я буду показывать вам эти фото на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше настроение.
Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки, только такими рамками становятся наши мысли. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда - сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, н-р, таких (показывает рамку с оптимистическими фразами, и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки).
Вопросы для размышления:
- Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую?
- Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть на мир через оптимистическую рамку?
9. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня?
- Что будете применять в жизни?
- Какие изменения произошли в ходе занятия?
10. Прощание. Упражнение «Пожелание».
Каждый участник пишет на красивом листочке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в коробочку. Все пожелания перемешиваются, а затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Литература

1. Безденежных И. В. Технология поиска работы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2003.
2. В помощь безработному. - Йошкар-Ола: Федеральная служба по труду и занятости, 2004.
3. Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. - М.: Генезис, 2004.
4. Сборник учебно-программных материалов по курсу «Технология поиска работы». - Киров: Учебнометодический центр ДФСЗН, 1999.
Чистякова С.Н. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» М. 2000.

Социально-психологический тренинг (СПТ) позволяет моделировать основные процессы общения. В отечественной литературе разновидности тренинга связывались с функциями общения: перцептивной, коммуникативной, интерактивной.Эффективность тренинга связана с тем, что он является активным методом приобретения социальных знаний и навыков в процессе целенаправленно организованного взаимодействия Следует также учитывать, что общение содержит в себе три компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Возможности социально-психологического тренинга связаны с тем, что он является управляемой моделью социальной системы.

Социально-психологический тренинг позволяет строить новые модели через анализ и синтез нескольких социальных систем, которые являются объектом изучения и воздействия, что можно выразить следующей схемой:

Рисунок 3 - Моделирование в группе взаимодействия

СПТ является экспериментальной лабораторией, в рамках которой осуществляется диагностика и коррекция моделей поведения. Но это не означает, что тренинговая группа демонстрирует искусственные отношения в лабораторных условиях. В работе СПТ участвуют реальные люди, они актуализируют реальные образцы поведения, что является объектом изучения. Данное положение можно описать в виде следующей схемы:


Рисунок 4 - Взаимодействие в тренинговой группе

Каждый участник СПТ привносит в группу собственные личные конструкты, которые проявляются в актуальных образцах поведения. Безусловно, эти образцы поведения являются ограниченными рамками норм групповой работы, целями и задачами СПТ. Данные ограничения необходимы для предотвращения психотравмирующего воздействия, а также для достижения поставленных целей.

Работа в группе разворачивается на двух уровнях: 1) работа с личностью; 2) работа с группой. Работа с личностью в ходе СПТ предполагает межличностную и личностную ориентацию. В данном направлении основное внимание направлено на изучение Я-концепции как совокупности представлений человека о себе и установок на себя. Познание собственной Я-концепции является содержанием и результатом СПТ.

Самопознание в тренинговой группе связано с самораскрытием. Механизм самораскрытия достаточно полно описывает модель «Окно Джогари»:

Знаю о себе

Не знаю о себе

Знают обо мне

2. СЛЕПОЕ ПЯТНО

Не знают обо мне

3. ВИДИМОСТЬ

4. НЕИЗВЕСТНОЕ

Рисунок 5 - Окно Джагари

«Арена» (1) является открытой областью, той зоной нашего Я, о которой знает сама личность и знают другие люди.

«Слепое пятно» (2) - это те сферы личности, которые скрыты от меня, но они известны другим (какие-либо привычки и т.п.).

«Видимость» (3) является скрытой областью, что осознает сам субъект, но не знают другие. В этой сфере могут находиться какие-то нерешенные проблемы, которые прежде не обсуждались с окружающими.

«Неизвестное» (4) - это то, что скрыто от самого субъекта и окружающих. Здесь находятся скрытые резервы личности (134).

В тренинговой группе вся работа направлена на расширение открытой области («арена») за счет других сфер. Важным моментом становится обратная связь, она способствует коррекции образа собственного Я и моделей поведения. Обратная связь возможна только в атмосфере доверия и взаимопонимания. Эффективная обратная связь должна проявляться в виде эмоциональной реакции, а не оценки критики. Коррекционное влияние обратной связи увеличивается в сплоченной группе. В силу этого и необходим второй уровень работы - работа с группой.

Работа с группой предполагает создание доброжелательных отношений. Атмосфера искренности способствует самораскрытию, что становится условием эффективного коррекционного воздействия со стороны групповых процессов. Групповой контекст работы важен в силу того, что группа становится опосредующим звеном коррекции межличностных отношений. В группе возможно создавать отношения, которые формируют готовность к ситуациям общения, ряд отношений может переносится в сферу практической реализации. Групповая работа обеспечивает возможность получения дополнительной информации о собственной личности. Группа как социальная модель передает ценности, нормы определенной социо-культурной общности. Реакции со стороны группы помогают личности управлять межличностными конфликтами.

Групповые формы работы помогают личности лучше изучить межгрупповые процессы и их воздействие на поведение остальных субъектов. Групповой контекст развивает способность действовать в группе, способствует изучению групповой динамики.

Социально-психологический тренинг преследует две основные цели: 1) самосознание и самосовершенствование личности; 2) развитие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность включает в себя ряд положений: умение описывать поведение, коммуникацию чувств, умение слушать, конкуренцию.

Описание поведения предполагает развитие умения давать характеристику образцов поведения без оценки и критики, без приписывания мотивов поведения другого. Безоценочное описание поведения является основой адекватного межличностного взаимодействия, умения управлять конфликтным общением.

Коммуникация чувств означает развитие умения выражать свои чувства относительно собственных действий и действий других. Необходимо развитие умения выражать свои чувства невербальными и вербальными средствами. При этом средства внешней выразительности должны соответствовать вербальным.

Эффективность социально-психологического тренинга как метода коррекционного воздействия проявляется в том, что возможно осуществление трех уровней воздействия на адаптивные резервы личности - инструментального, смыслового, экзистенциального.

Инструментальный уровень - это воздействие на ролевой стиль личности, индивидуальный способ презентации собственного Я. Групповой контекст работы облегчает развитие социальных навыков. Групповые процессы являются основой расширения ролевого репертуара личности. В группе увеличивается коммуникация с другими, развиваются новые модели сотрудничества. Данный уровень воздействия формирует внешнюю позицию субъекта общения, которая проявляется в образцах вербального и невербального поведения. В группе эффективнее ведется поиск новых стратегий и видов поведения. Члены тренинговой группы формируют адекватные навыки отреагирования на конфликты.

Смысловой уровень воздействия на адаптационные резервы личности формирует навыки социального анализа. Ведется выявление чувств и отношений, которые мешают эффективному общению, разрешению конфликтов. Данный уровень позволяет конструировать концептуальные модели, отношения, ведется ролевой анализ. Участники группы приобретают навыки выявления смысла ситуации общения. Данный аспект важен потому, что ситуации создаются людьми для выражения какого-либо смысла. Люди используют различные символы для передачи смысла своих действий. В ситуациях общения присутствует конкретная цель, мотивы, без осознания которых проникнуть в смысл поведения невозможно. Без осознания смысла поведение людей будет оставаться неадаптивным.

Нами была составлена программа социально-психологического тренинга направленная на коммуникативный навык общения. Целями данного тренинга являются вооружение системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, а так же познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми. К тому же данный тренинг способствует снятию внутриличностных конфликтов и формированию умений организации эмоционального общения, эмоциональной регуляции.

ЗАНЯТИЕ 1.

(продолжительность занятия - 2 часа)

ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ (лекция)

В жизни большинства людей процессы общения - коммуникации занимают до 70% времени.

Коммуникация - это процесс двустороннего обмена идеями и информацией, ведущий к взаимному пониманию.

Какие же основные характеристики присущи процессу общения?

а) взаимный обмен информацией, взглядами. Оценками, суждениями;

б) взаимное восприятие, в результате которого формируется представление друг о друге, достигается взаимное понимание;

в) взаимное управление действиями через общение;

г) взаимное психологическое влияние друг на друга;

2. Функции:

а) информационная - взаимообмен информацией;

б) экспрессивная - взаимное понимание переживаний и эмоциональных состояний;

в) регулятивная - взаимное воздействие с целью повлиять на характер активности, действий, взаимных эмоциональных состояний, отношений друг к другу;

1. Сторона внешняя - реально наблюдаемое поведение общающихся; внутренняя - субъективное восприятие ситуации, эмоциональные реакции.

2. Манера общения:

а) тон обращения;

б) поведение;

в) позиция (отношение к партнерам).

Любому возрасту свойственна потребность в познании себя, окружающего мира. Возрастает потребность в общении, но вместе с тем, у людей разных поколений возникают сложности в этой области. Прежде всего, им необходимо помощь в познании своего внутреннего мира, в понимании и принятии других, в осознании своих трудностей в общении.

Наша программа направлена, прежде всего, на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.

В психологии существует схема, известная под названием «окно Иогари»: - поведение, чувства, мотивы;

Что видят в человек другие не что сам, он не осознает;

Осознает субъект, но не осознают другие;

То, что находится за пределами сознания и самого индивида.

Выражая личностно значимые чувства и мысли получая обратную связь, вы сможете увидеть себя со стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему поступаете так, а не иначе, осознаете, что вы можете сделать, и поймете, что ваша жизнь зависит от того, как вы ее воспринимаете.

ЗАНЯТИЕ №2

(продолжительность - 4 часа)

«КАК МЕНЯ ВИДЯТ ДРУГИЕ»(невербальные средства общения)

1. Формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения;

2. Выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Структура занятия:

1. Игра «Не урони».

Группа встает в круг, участники перебрасывают друг другу мяч, называя каждый раз, какой предмет он обозначает (например: ваза, книга и т.д.). Тот, кто ловит мяч, должен изобразить, как бы он поймал этот предмет, соответственно его тяжести, хрупкости и т.д.

2. Информирование.

Впечатление, получаемое нами от другого человека, менее чем на 10% определяются вербальной коммуникацией, то есть словами, которые он произносит. Элементами ее являются:

б) контакт глазами;

в) выражение лица;

г) жесты, движение тела;

д) пространство, разделяющее говорящих.

3. «Мимика и жесты».

Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с заданием, например, «написать письмо», «пройти над пропастью по качающемуся мостику», «переставить мебель» и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивается написанное в записке с выполнением. Во время обсуждения выясняется, насколько сложно каждому участнику было выполнять написанное.

4. «Дискуссия».

Группа разбивается на «тройки», в которой один - «глухонемой» (т.е. только видит и показывает), второй - глухой и паралитик (т.е. только говорит и видит), третий - слепой и немой (т.е. только слышит и показывает). Каждой тройке задается ситуация: договориться о месте встречи, подарке имениннику и т.д. Ситуация по очереди проигрывается перед всей группой.

Во время обсуждения выясняется, какие трудности испытывали участники. Кого из «тройки» было легче понять, и кому было легче объясняться с партнерами.

ЗАНЯТИЕ №3

(продолжительность - 6 часов)

КОНФЛИКТЫ ОБЩЕНИЯ

Отработка способов и приемов взаимодействия с другими людьми, умение регулировать процесс общения;

Формирование навыков диагностирования и преодоления затруднений в общении.

Структура занятия:

1. Процедура «Конфликт».

2. Участники разбиваются по 3 человека. Распределение ролей следующие: один - руководитель, а двое - конфликтующие, которых руководитель вызвал для урегулирования конфликта. Цель руководителя - по возможности сгладить конфликт, притушить его. Цель конфликтующих - вывести конфликт наружу и победить в этом споре.

При анализе следует понять, в чем сущность конфликта, отделить повод от причины, выяснить истинное положение вещей, дать оценку ситуации.

3. Процедура «Открытый конфликт».

В центр выходят двое участников игры. Перед ними ставится простая задача. Необходимо словесно добиться от своего соперника выполнения каких-либо физических действий, причем установка дается не в с крытой, а в открытой форме. Идет открытый конфликт. Соперники впрямую, натиском своей воли, принуждают друг друга к выполнению определенных действий. Действия необходимо предлагать самые простые: выйти из комнаты, снять очки, расстегнуть пиджак и т.д. Побеждает тот, кто добился своей цели. Далее участникам может быть предложено использовать другие тактики поведения в конфликтной ситуации.

4. Информирование:

Незрелые, поверхностные суждения;

Стереотипно-предвзятые обобщения;

Необоснованные перебивания.

5. Тестирование: тест Томаса.

ЗАНЯТИЕ №4

(продолжительность - 6 часов)

«РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ МАНЕР ПОВЕДЕНИЯ»

1. развить умение действовать адекватно и эффективно в различных психологических состояниях;

2. развить умение выявлять сильные стороны своей личности и опираться на них.

Структура занятия:

1. Процедура «Фиксация «Я»

2. Задание - громко прокричать «Я» предлагается каждому по очереди, если сложно одному, то предлагается всей группе. Сначала можно кричать всем вместе, потом по сигналу ведущего все замолкают, кроме одного, который продолжает громко кричать «Я».

3. Процедура «Убеждения».

Членам группы предлагается по очереди выйти (на сцену, подиум или в центр круга) и произнести фразы. Группа анализирует, кто был увереннее и за счет чего говорил убедительнее.

Предлагаемые фразы:

«Я думаю, все меня услышали»;

«Я хочу, чтобы все было именно так»;

«Я уверен, что справлюсь с этим заданием» и т.п.

4. Процедура «Как вы относитесь к ошибкам».

Опишите ваше обычное, повседневное поведение (образ действий) в специфических ситуациях вашей жизни.

Как вы реагируете, если сами допустили ошибку?

Какой бывает ваша реакция, если ошибку допустил кто-то другой (например, товарищ по увлечениям, коллега, сотрудник, ребенок…)?

5. Тестирование: тест «Проверьте уверенность в себе».

6. Информирование.

7. Процедура «Утверждение».

Каждому члену группы предлагается настроиться на оптимистическую и продуктивную жизнь в дальнейшем. Ваши установки должны отражать ваши жизненные цели, стремление самосовершенствоваться. Вы должны записать на листке не менее 10 фраз-установок о том, что вы хотите в будущем, кем вы можете стать, преодолев жизненные трудности. Записывайте в течение 10 минут.

Например:

Я талантлив.

Я коммуникабелен и раскрепощен.

Я добиваюсь успеха во всем, что я делаю… и т.д.

Теперь надо выбрать самые важные для вас утверждения. Сосредоточившись на этих утверждениях, представьте их ярко и образно. Для этого закройте глаза, в течение 2-3 минут повторите про себя одно из этих утверждений. Представьте свое утверждение в ярком, конкретном, зрительном образе перед своим мысленным взором. Откройте глаза и обменяйтесь впечатлениями.

Задание на дом:

1. Выпишите 5 самых приятных событий, которые происходили в вашей жизни.

2. Выпишите 5 крупных неприятностей, случившихся в вашей жизни.

ЗАНЯТИЕ №5

(продолжительность - 4 часа)

«ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМ В ОТНОШЕНИИ С ЛЮДЬМИ»

1. Процедура «Мои проблемы».

Ведущий предлагает участникам группы назвать примеры того, когда в их жизни проявлялись и когда удавалось совладать с:

Манипулированием другими для того, чтобы добиться их расположения к себе и любви;

Неумением позаботиться о другом человеке и/или о себе;

Трудностью мысленно поставить себя на место другого, понять его интересы, признать его права и т.д.

В групповой дискуссии по завершении упражнения желательно обсудить, стало ли проще понять свои проблемы, найти способ их решения.

2. Информирование.

3. Игра «Крокодил».

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно - названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая - делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано.

Команды участников группы загадывают слова по очереди. После с того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

4. Упражнение «Свое пространство».

Один из участников группы («протагонист») добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии, от которого находятся остальные участники группы - «планеты». Протагонист, поворачиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различном расстоянии от себя - так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в межличностных отношениях. После того как расстановка группы завершена, ведущий спрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.

ЗАНЯТИЕ №6

(продолжительность - 6 часов)

«МОТИВЫ НАШИХ ПОСТУПКОВ»

Цель: осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.

1. Процедура «Мотивы наших поступков».

Ведущий: «Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Вот, например, страх, боязнь наказания иногда осознается нами так или иначе, иногда мы делаем что-то, может, не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе - все тот же страх. Вспомните два случая - один, когда вы сделали что-то для другого человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом, прекрасно понимая, почему вы это делаете».

Участники группы, записав примеры из жизни, делятся ими. Затем ведущий просит таким же образом вспомнить два проступка. Продиктованные стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться».

Обсуждение: Что было труднее выполнить, не было ли трудно рассказать об этом и т.д.

2. Процедура «Горячее место».

Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: «Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то и то-то». Используется только тот опыт, который был получен во время занятий. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «плохо».

Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участники высказываются по очереди, но на «горячее место» садятся только по желанию.

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

3. Упражнение «Медитация».

Ведущий просит участников сесть поудобнее и расслабиться, возможно. Используя при этом приемы реласакции. Говоря негромко и неторопливо, ведущий просит участников представить себе, что они идут по лесу. По обе стороны лесной дороги шелестят деревья. Они выходят на поляну, посреди которой растет старое кряжистое дерево, под которым сидит мудрец. Ему нужно задать вопрос и потом, терпеливо подождав, получить ответ. Участникам рекомендуется спросить о какой-либо проблеме в отношениях с другими людьми. После этого нужно мысленно обойти вокруг дерева. На обратной стороне ствола висит отрывной календарь. «Какое на нем число? Как оно связано с окружающими людьми и с тобой?»

После упражнения участники делятся друг с другом: какой вопрос они задали мудрецу, и какой получили ответ.

4. Обсуждение.

Участники пытаются ответить на вопросы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть, и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождения сильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?

ЗАДАНИЕ №7

(продолжительность - 6 часов)

«ПРЕОДОЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ»

1. помочь каждому участнику осмыслить жизненные кризисы;

2. отработать установку на их принятие

3. развивать эмоциональную устойчивость.

1. Обсуждение затруднений самореализации:

В чем для меня выражаются затруднения самореализации?

Что я при этом испытываю?

Что препятствует мне самореализоваться?

Можно задавать уточняющие вопросы типа: Что ты имеешь в виду? Какие проявления ты подразумеваешь?

Используются методы мозгового штурма, незаконченных предложений, ассоциативные подходы. Размышления над затруднениями самореализации способствуют осмыслению сложностей, кризисных перепадов, влияющих на жизненный путь индивида и лишающих возможности его самореализации. Чем вызваны эти затруднения (неучетом личностно-ситуативных параметров, невключенностью в ситуацию, недостаточно развитым чувством собственного достоинства, самоценностью, неуверенностью в себе, эгоистическими тенденциями и прочее)?

2. Упражнение «Мои идеалы».

Ведущий предлагает участникам группы выделить разные, достаточно большие периоды в своей жизни и попытаться вспомнить, кто из ныне живущих в прошлом людей был для подростков, на кого они хотели быть похожими - в чем-то или во всем. Это могут быть не только родные и близкие, знакомые, друзья и т.д., но и вымышленные герои - персонажи книг, фильмов, пьес, это могут быть и исторические личности (писатели, художники, политики и т.д.), и ныне живущие знаменитости. Чем они привлекательны? Помогли они в жизни или, может, помешали в чем-то?

3. Информирование

Каждый индивид по-своему проходит свой жизненный путь, по-своему его осмысливает и разрешает встречающиеся на его пути жизненные ситуации. От того, каким образом он проживает жизненный путь, зависит его степень самореализации, удовлетворенности собой, своей жизнью.

Кризис означает, что существующий порядок рушится, а новый, может быть более совершенный, занимает свое место. Жизнь - это школа, а кризисные ситуации - наиболее важные уроки, во время которых испытываются переживания, боль. Это временное состояние. Необходимо принятие кризисов, чтобы через старый порядок шагнуть в новый, чтобы быть свободным и в трудной ситуации.

4. Процедура «Осознание жизненных кризисов».

Вспомните три кризиса, пережитые вами в жизни (или три ситуации, которые вызвали у вас сильное переживание). Нарисуйте эту ситуацию на бумаге, выражая чувства, которые вами были испытаны. Рисуйте как можете. Разложите эти рисунки в хронологическом порядке, в соответствии с хронологией происходивших событий.

Всмотритесь в рисунки и почувствуйте в них непрерывность протекания. Каждое из этих событий можно рассматривать как фазу вашего развития и в каждом кризисе почувствуйте новый жизненный импульс, как зарождающуюся новую черту личности, которая прокладывает себе путь.

Осознайте, какой жизненной позиции вы придерживаетесь в кризисных ситуациях:

идеализация действительности;

крушение надежд;

вызов всему;

уход от дел;

осознание;

решительность;

убежденность!

Осознайте также, каким образом вы встречаете свои кризисы. Пытались ли вы отсрочить или проигнорировать их? Цеплялись ли за старые привычки. Жаловались ли кому? Или были мужественны перед лицом кризисов? Была ли разница в переживании кризисов?

Определите ту жизненную позицию, в которой вы сейчас, в настоящее время, находитесь в профессиональной или личной (семейной) сфере самореализации.

Цель данной процедуры:

Осознание каждым участником группы необходимости достижения последних трех позиций (осознания, решительности и убежденности). Позиция убежденности ведет к желанию улучшить что-то в существующем положении дел, а также принятие себя и окружающих людей с их недостатками и «неидеальностью»;

Осознание каждым участником тренинга необходимости встать на путь самосовершенствования, а для этого укрепить свою волю, повысить работоспособность, систематически работать над собой.

ЗАНЯТИЕ №8

(продолжительность - 6 часов)

РЕФЛЕКСИЯ ПРОИЗОШЕДШЕГО В ТРЕНИНГЕ

Цель: осмысление качественных изменений, которые произошли с группой.

1. Процедура «Связующая нить».

Все участники группы по кругу передают друг другу клубок ниток, сопровождая его высказываниями, начинающимися словами типа: «Я благодарен тебе за то …» и т.д. Когда клубок ниток вернется к тому, кто начинал, членам группы следует натянуть нить, закрыть глаза и погрузиться в состояние, способствующее принятию себя, других людей, окружающего мира.

В конце занятий целесообразно назначить индивидуальные встречи для тех, кто хотел бы обсудить свои дальнейшие шаги с психологом, ведущим тренинг.

2. «Я благодарен тебе за то …».

11.12.13г.

ТРЕНИНГ К ДНЮ МАТЕРИ

Для матерей особого ребёнка.

Этот тренинг для тех, кто волею Судьбы имеют у себя в семьях «особого» ребёнка. Такие семьи сталкиваются с множеством проблем, связанных не только с его развитием, но и семейными взаимоотношениями, а также с общественным мнением. На этом тренинге мы научимся помогать своему ребёнку, справляться с личными трудностями, постараемся обрести спокойствие и гармонию в душе.

  1. Знакомство. (со свечой каждая участница говорит о себе, о том как себя чувствует.)

2 . Тематический опросник: «Что я люблю и что мне не нравится в моем ребенке.

Психолог просит родительниц раскрыть наиболее подробно понимание ими особенностей взаимоотношений со своими проблемными детьми. Затем выделенные свойства детей и отношение к ним обсуждаются.

3. Музыкальная релаксация

Тема «Мать и дитя». Музыкальное сопровождение: «Ave Maria» Ф. Шуберта в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта. Психолог:

«Мать и дитя - вечная тема в литературе, живописи, музыке, в искусстве в целом. Женщина, которая еще не стала матерью, но уже зародившая в себе будущую жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как бы за двоих. Вспомните, как Вы ощущали первые движения Вашего ребенка. Вспомните, как Вы в них вслушивались и радовались каждому новому толчку. Женщина, несущая в себе новую жизнь, смотрит на мир двумя парами глаз, дышит, чувствует, осязает и осмысляет окружающее и за себя, и за своего будущего малыша. Вспомните, какие перевоплощения происходили с вами в то время.

Женщина долгие 9 месяцев ждет появления на свет своего маленького чуда, своего счастливого продолжения в жизни. Вспомните, как Вы постепенно наполнялись счастьем ожидания этого чуда.

И вот, наконец, наступает тот момент, когда на свет появляется ОН, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, ее МАЛЫШ. Вспомните, то блаженство, в которое погрузилось все Ваше существо после рождения ребенка. После боли и возможных слез наступило СЧАСТЬЕ.

ОН РОДИЛСЯ!!! Вспомните, как Вы были счастливы тогда. Улыбнитесь же Вашему малышу. Улыбнитесь. Возьмите его на руки. Прижмите к груди. Покачайте. ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ ВСЕСИЛЬНА И БЕЗГРАНИЧНА!!!

Глубоко вздохните... Открывайте глаза».

4. Основная часть

Арттерапия. Рисование на тему «Мой ребенок. Каким я представляла его до рождения и какой он сейчас». Психолог:

«Вспомните Ваши ощущения, с которыми Вы ожидали Вашего ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенсва Вашей техники. Для вас главное -совершенствование ощущений и чувств.

Каким Вы видите Вашего ребенка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Каким бы он ни был, он все равно РЕБЕНОК, Ваш ребенок. Он нуждается в Вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были ПРЕКРАСНЫ. Желаю Вам успехов на этом пути и начали.»..

6. Музыкальная релаксация

Тема «Ручеек-полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников отрывки из первой симфонии.

«Я - маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес...

Но я быстро бегу, извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее... Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. А за мной уже и не угнаться. Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Да, конечно, вот я и стал рекою: сильной, быстрой, смелой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я сильна и полноводна. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я становлюсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спокойно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.

Каждый появляется на этом свете, чтобы стать счастливым! Я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА!

Зарядка позитивного мышления «ИМЕННО СЕГОДНЯ»

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутренне состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

5. Именно сегодня я продолжу свое нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.

6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.

9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.

10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Если Вы хотите выработать у себя умонастроение, которое принесет Вам покой и счастье, выполняйте следующие правила:

2. Никогда не думайте о тех людях, которые Вам неприятны. Не вспоминайте те события, которые Вам неприятны.

3. Единственный способ обрести счастье - это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости.

4. Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.

5. Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.