Умеренная дисфункция срединно стволовых структур головного мозга. Дисфункция головного мозга — причины и симптомы сбоев в различных областях. Нанесения себе повреждений


Неврология

Начнем с того, что школа ЭЭГ, которая широко используется в России, не совсем сопоставима с той интерпретацией ЭЭГ, которая используется в западных медицинских школах.

Соответственно, никаких дисфункций срединных структур, стволовых структур, мезенцефальных структур просто не существует. Потому, что термин «дисфункция» достаточно непонятный. Нарушение функций, не более того. В клинической практике применить его практически невозможно.

Бывает так, что назначают ЭЭГ без надобности. Например, пациенту с головной болью. Врач, который описывает ЭЭГ, который не знает ничего про пациента, пишет про эту так называемую дисфункцию каких-либо структур. И пациент начинает получать ненужное лечение, потому что невролог, который назначил ЭЭГ, не понимает, что это значит. Он видит, что есть какая-то дисфункция. Получается порочный круг. И пациенты ходят с ненужными назначениями после ненужных обследований.

Дисфункция мозга — это серьезное нарушение, имеющее нервно-психический характер возникновения. Если быть точнее – появляется она из-за слабого поражения центральной нервной системы.

Характер заболевания

Дисфункция мозга может быть обусловлена, на самом деле, разными факторами. Например:

  • Тяжело протекающая беременность;
  • Тяжелые роды;
  • Недостаток ухода в младенческий период;
  • Инфекция.

Надо сказать, что полную картину нарушений увидеть полностью (если нарушение минимально) невозможно, поскольку она очень разнообразна и с течением возраста меняется. Наиболее полно патология проявляет себя к тому времени, когда ребёнок должен идти в школу.

В рамках данной статью мы более подробно поговорим о реставрации зубов (РЗ), осуществить которую вам поможет стоматология Харьков . Речь идёт о харьковской стоматологической клинике «Дентал Юнион», высокопрофессиональные опытные врачи которой оказывают широкий спектр стоматологических услуг высокого качества.

Изменения в организме

Дисфункция стволовых структур головного мозга зачастую отражается и на внешнем виде ребенка. Изменяются лицевые кости черепа, можно наблюдать неправильное формирование скелета ротовой полости, вероятно появление астении (мышцы языка), что приводит к нарушению речевого развития. Также может быть нарушен мышечный тонус, могут проявить себя патологические рефлексы. Если говорить про вегетативные реакции, то следует отметить вниманием повышенную потливость, иногда даже слюнотечение.

Детей, у которых проявляется минимальная дисфункция диэнцефальных структур головного мозга отличает небольшая расторможенность в движениях и гиперактивность. У них часто меняется настроение. Специалисты, часто работающие с такими детьми, отмечают то, что у них может проявляться моментальная вспыльчивость, агрессия, ярость, проявление злости. Но это уже психологические нарушения. К ним также следует отнести социальную незрелость – дети проявляют желание общаться с малышами, которые меньше их по возрасту. Нарушается и сон – он прерывистый, неглубокий, а в то время, когда заснуть, всё-таки, удаётся, дети могут иногда вскрикивать.

Более выраженные симптомы

То, что было перечислено выше – это ещё не всё, чем характерна минимальная мозговая дисфункция. Симптомы могут быть и более серьезными. Если ребёнок ходит в школу, то у него появляются проблемы с усваиванием материала – они неграмотно пишут, плохо запоминают. Нарушается и пространственная ориентация. Кстати, не был отмечен ещё один важный психологический фактор. Это дефицит внимания. Те дети, которым недостаточно его уделяют, слишком импульсивны, возбудимы. У них рассеяно внимание, они не могут концентрировать его на чем-либо. Это характерно для гиперактивных детей.

У гипоактивных симптомы несколько другие. Они вялые, заторможенные, их пространственная ориентация не совершенна, также можно наблюдать нарушения в речи. Надо сказать, что ММД проявляется и в подростковом возрасте. Ребенок проявляет желание употреблять алкоголь или наркотики, становится асоциален, слишком рано вступает в половые акты. Они рассеянны, их вегетативная нервная система неустойчива. Стоит также оговориться, что у большинства детей (порядка 70%) ММД протекает при минимальном вмешательстве медицинских препаратов.

Редкие случаи

Бывают даже такие дети, у которых ММД проявляется в неразвитости так называемых высших корковых функций. И сопровождается это необычными вещами. Например, они пишут зеркально, они не распознают стороны, путают право и лево, имеют кратковременную речевую память. И печально то, что лишь треть таких детей имеет положительный прогноз на развитие заболевания. Часты случаи, когда ММД сопровождается развитием энуреза.

Но это проявление обычно прекращается к пяти годам – если интенсивно заниматься лечением. Если же этого не произойдет, то появятся более серьезные последствия, и придётся вмешиваться специалистам другого профиля. В общем, ММД – это страшное заболевание, и если так случилось, что ребёнок им болен, то нужно незамедлительно приступать к его лечению.

Дисфункция чаще всего развивается у детей по причине незрелости структур головного мозга к моменту рождения. Также нарушается обмен веществ и кровообращение в основных структурах мозга. Это возникает на фоне наследственной предрасположенности или патологии беременности и родов.

Расстройства могут возникнуть при недоношенности в результате преждевременных родов, при различных болезнях и токсикозах и недостаточном питании во время беременности. Анемия беременной, гипоксия и асфиксия плода могут также привести к нарушению головного мозга. Причиной часто бывает гемолитическая болезнь, угроза выкидыша или самопроизвольного аборта, различные патологии родов, например, слабая родовая деятельность, скорые роды.

Причинами, которые способствуют дисфункции в раннем детском возрасте, служат такие факторы, как недоедание, неправильное питание, недостаток витамин, тяжелые заболевания, в особенности инфекционные, а также те патологии, при которых возникает недостаток кислорода (бронхиальная астма, порок сердца, сердечная недостаточность).

Факторы риска

В группу риска попадают люди с черепно-мозговой травмой, постоянным нарушением кровообращения, частыми утратами сознания. Существенно возрастает риск развития патологии у детей, имеющих нарушение сердечной и дыхательной функции, подверженных частым приступам эпилепсии, нервных срывов, потери сознания, судорог.

Любые заболевания, при которых развивается дефицит кислорода, влекут за собой нарушение нормального функционирования мозга.

Патогенез

В основе патогенеза лежат нарушения в структуре и функциональном состоянии головного мозга. В большинстве случаев повреждения возникают при внутриутробном развитии ребенка. После рождения патология усугубляется под действием различных неблагоприятных факторов внешней среды. Происходят преимущественно функциональные нарушения, тогда как органические поражения менее заметны.

Симптомы дисфункции структур мозга

Основными симптомами являются различные функциональные нарушения головного мозга. У ребенка может наблюдаться заторможенность или гиперактивность, поведение резко меняется и существенно отличается от сверстников. Ребенок поздно садится, поздно начинает ходить. У него наблюдается отставание в развитии: нарушается нормальная речь, произношение, развиваются различные невротические реакции и психические расстройства. Нарушается мелкая моторика и координация движений.

Часто патология проявляется на фоне стрессовой ситуации, при длительном нахождении ребенка в незнакомо обстановке. Для больного характерна невозможность сосредоточиться, отсутствие усидчивости, повышенная отвлекаемость и отсутствие концентрации внимания. Впоследствии ребенок не может справиться со школьной программой, отстает в обучении, отличается поведением.

Также у ребенка появляется плохой сон, часто меняется настроение, наблюдается эмоциональная лабильность, импульсивность. Обычно гиперактивность преобладает над другими качествами. Снижение чрезмерной активности наступает к подростковому возрасту.

Следует обратить особое внимание на ребенка, если он становится неусидчивым, беспорядочно дергает руками и ногами, не может успокоиться и прийти в себя, слишком импульсивно реагирует на любые события. Ребенок с дисфункцией не может сосредоточиться на одном деле, постоянно берется за что-то новое, не доводит дела до конца. При общении со сверстниками может проявлять импульсивность, агрессию.

Внешние раздражители легко отвлекают его внимание, после чего он длительное время не может сосредоточиться на определенном действии. Ребенок может не видеть или не слышать, когда к нему обращаются, очень много и без повода говорит, разговаривает сам с собой. Часто такие дети назойливы, перебывают других, требуют к себе постоянного внимания. Часто теряют и забывают свои вещи дома и в школе, совершают абсолютно бездумные поступки, которые могут быть опасны для жизни и здоровья.

Стадии

Как показывает практика, если в детстве были диагностированы минимальные расстройства мозга, со временем они проходят, или существенно снижаются. Тем не менее, следует отметить, что проходят преимущественно неврологические проблемы, тогда как психологические и адаптационные продолжают сохраняться. Также у взрослого может возникнуть дисфункция на фоне черепно-мозговой травмы.

Взрослые с дисфункцией мозга испытывают трудности в межличностном общении, социальном взаимодействии. Часто таким людям свойственно чувство несостоятельности, незрелости. Они проявляются низкий уровень адаптационных способностей, неудовлетворительные учебные и трудовые навыки.

Часто на дисфункцию мозга в зрелом возрасте указывают проблемы с моторной функцией, например, неловкость, неуклюжесть. Человек не способен к обучению, не может длительное время заниматься одним и тем же делом, у него нет усидчивости. Настроение постоянно сменяется, развиваются депрессии, причем зачастую, без какого-либо объективного повода. Существует проблема с произвольным вниманием, импульсивное поведение, чрезмерная агрессивность.

Такой человек тяжело переносит стрессы, ему свойственна высокая степень раздражительности, истерия. Ему трудно справляться с повышенной физической и интеллектуальной нагрузкой. Основным методом коррекции состояния является массаж, сеансы остеопатии.

Минимальная дисфункция мозга

Зачастую именно минимальная дисфункция является причиной частых головных болей. У детей она приводит к развитию гиперактивности и гиперчувствительности. Дети чрезмерно возбудимы, им трудно сосредоточиться на выполняемом задании, на однообразной работе. На фоне этих расстройств появляются вторичные патологии: нарушение памяти, внимания, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность и обучаемость.

Со временем могут развиться невротические расстройства, эпилепсия. В настоящее время минимальные расстройства наблюдаются примерно у 20% детей.

Легкая дисфункция мозга

Под легкой дисфункцией подразумевают незначительное поражение функций головного мозга, при котором нарушено только функциональное состояние, тогда как органических поражений не наблюдается. Такие повреждения обратимые. У детей отмечается гиперактивность, плохая память. Внимательность практически не развита.

В школе у таких детей развиваются проблемы с обучением. Дети не могут грамотно писать, четко излагать свои мысли, у них нарушена пространственная ориентация. Гиперактивность не дает возможности сосредоточиться. В лечении данной патологии важная роль отводится психологическому фактору. Такие дети должны быть окружены достаточным уровнем внимания.

У некоторых детей, наоборот, проявляется гипоактивность. Они выглядят вялыми, апатичными, практически не имеют никаких желаний, интересов. Часто нарушена речь. Наблюдается неустойчивость вегетативной нервной системы.

Расстройства особенно интенсивно проявляются в подростковом возрасте, когда происходят эндокринные нарушения, дисбаланс гормонов, несовершенство нервной регуляции. Для подростков свойственен повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, появляется тяга к ранним половым контактам и различным извращенным вкусам. Подростки с такими патологиями становятся асоциальными, агрессивными. Часто их тянет на совершение преступлений, участие в противозаконных и криминальных организациях. Проявляется склонность к жестокости, насилию, азартным играм.

Умеренная дисфункция мозга

Проявляется достаточно стойким нарушением венозного оттока, застойными явлениями в результате травмирующего повреждения головы. Также дисфункция может возникнуть во время родов, при неправильном уходе за младенцем, развитии различных инфекционных и воспалительных процессов. Часто развиваются головные боли. Боль может носить пульсирующий характер. Обычно она связана со сменой погоды, перепадами давления. Может появляться спазм головного мозга, который сопровождается тошнотой, рвотой. По утрам возникают тупые боли, бывают случаи потери сознания, обморочные состояния. На лице наблюдается синюшный оттенок, появляется цианоз. Развивается чувство потемнения в глазах. В первую половину дня, как правило, отсутствует активность, наблюдается плохое самочувствие. По утрам появляются отеки, в частности, отекает лицо, веки.

Для лечения часто применяют различные физиотерапевтические процедуры, массаж, мануальную терапию, сеансы остеопатии. Также необходима комплексная диагностика, которая позволит поставить точный диагноз, определить причину патологии и подобрать соответствующее лечение. Рекомендуется также медикаментозное лечение.

Кроме того, ребенок с умеренной дисфункцией должен проходить психокоррекцию, как со специалистом, так и дома. В работе обязательно принимает участие педагог, логопед, психолог. Это связано с тем, что головные боли, спазмы и другие симптомы часто приводят к психическим нарушениям у ребенка. Для него важно создать развивающую среду, спокойную обстановку. Контакты с большим количеством незнакомых людей лучше ограничить.

Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, заботы. Родители должны понимать и осознавать, что возникающие трудности связаны не с особенностями характера или поведения ребенка, а с функциональными нарушениями мозга. Поэтому важно адекватно относиться к заболеванию, воспитывать его, заниматься с ним.

Нужно строго соблюдать режим дня. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания. Родители должны быть терпеливы к ребенку, разговаривать только в спокойном тоне, избегая чрезмерной эмоциональности. Указания нужно давать четко, они не должны быть противоречивыми. Компьютер и телевизор необходимо ограничить. Важным условием является поддержание необходимого уровня физической активности. Важно контролировать питание, следить за тем, чтобы оно было полноценным, сбалансированным. Только при строгом соблюдении всех рекомендаций врача, своевременном лечении, тщательной работе с ребенком, дисфункция мозга может быть успешно вылечена. В противном случае болезнь будет прогрессировать.

Формы

Существует множество различных классификаций поражений головного мозга, в зависимости от того, какая именно часть подвержена деформации. По локализации патологического процесса различают следующие виды дисфункций:

  • дисфункция дизэнцефальных структур головного мозга, при которых нарушается регуляция аппетита, сна. Нарушается терморегуляция и обменные процессы;
  • дисфункция стволовых структур головного мозга, которые отвечают преимущественно за жизненно важные функции, такие как дыхание, нарушение аппетита, нарушение мышечного тонуса;
  • дисфункция срединных структур головного мозга, которые отвечают за вегетативные функции нервной системы, эмоциональное состояние.

Осложнения и последствия

Последствия могут быть социальными и физическими. К числу социальных последствий относят трудности адаптации, проблемы с общением, обучением, работой. Вместе с социальными нарушениями развивается вегето-сосудистая дистония, перепады артериального давления, нарушение сосудистого тонуса.

В детском возрасте последствия менее серьезные, чем во взрослом. Основной проблемой взрослого контингента является высокий уровень социальной дезадаптации, вплоть до психических расстройств и нервных патологий.

Во взрослой жизни дисфункция мозга влечет за собой невозможность реализовать себя на профессиональном плане, отсутствие карьерного роста и профессионального становления. Такие люди часто страдают наркоманией, алкоголизмом, склонны к суицидам и противоправным поступкам. Также дисфункция мозга влечет за собой большое количество разводов, постоянные переезды и смену места работы, частую смену половых партнеров, аморальный образ жизни.

Диагностика дисфункции структур мозга

Основную диагностику проводит врач-остеопат. Первый диагностический сеанс включает в себя сразу же и коррекцию состояния. Это даст возможность оценить, станет ли пациенту лучше после сеанса. Если наступят улучшения, значит, проблема остеопатического характера и требует дальнейшего лечения. Если же улучшений не наступает в течение нескольких дней, значит, проблема иного характера и необходима дальнейшая диагностика для обнаружения причин патологии. В большинстве случаев проводится инструментальная и дифференциальная диагностика.

В задачи остеопата входит определение поврежденных мест. После этого при помощи массажа проводится правка. Путем перемещения спинномозговой жидкости, позвоночник вновь приобретает правильное положение, нормальную структуру. Несколько сеансов остеопатии даст возможность вправить позвонки. Несколько сеансов существенно облегчит состояние пациента.

Анализы

Для исследования необходима кровь пациента. Основное исследование направлено на обнаружение в крови глиального нейротрофического вещества. Анализ проводится преимущественно методом иммуноферментного анализа. Для того чтобы пациенту был поставлен диагноз минимальная мозговая дисфункция, показатели глиального вещества должны превышать 17,98 пг/л.

Также весьма информативными могут быть клинические анализы крови, мочи. При необходимости проводится исследование спинномозговой жидкости.

Многие заболевания диагностируются на основе клинической картины патологии. Для того чтобы сделать окончательный вывод по поводу диагноза, нужно сопоставить данные лабораторных исследований, инструментальных методов и анамнеза. Изучается семейный анамнез человека, а также анамнез жизни и болезни. Дополнительно могут потребоваться консультации таких специалистов, как ортопед, окулист, психиатр. При необходимости они назначат дополнительные анализы.

Инструментальная диагностика

Представляет собой основной этап, который дает возможность поставить окончательный диагноз. Используют преимущественно специальные методы исследования, например, РЭГ, КИТ, КТ, УЗИ, ЭЭГ. Результаты всех исследований сопоставляют с результатами анализов, после чего выводят окончательный диагноз.

Если есть подозрение на травму во время родов, кровоизлияние, проводится спондилография шейных позвонков. Это метод, который позволяет оценить степень и тяжесть патологического процесса. Процедура состоит их 4 снимков рентгена. Их выполняют сбоку, прямо, снизу (при запрокинутой назад голове) и с наклоном головы вперед. Это исследование особенно информативно при обильном слюноотделении и синкопальных симптомах.

Широкое применение нашел такой метод, как УЗИ допплерография. При помощи этого метода можно получит информацию о состоянии кровотока в голове, а также о том, как осуществляется венозный отток от головного мозга. Исследуются особенности реакции сосудов головного мозга на задержку дыхания, повороты головы.

При дисфункциональных расстройствах также обязательно проводят сонографическую проверку мозга, которая позволяет оценить состояние сосудов, размеры желудочков мозга. Обследование дает возможность выявить, причину возникновения проблем развития мозга.

При помощи ЭЭГ регистрируют показатели биоэлектрической активности мозга, а также регистрируют изменения, происходящие в головном мозге. Показаниями к проведению электроэнцефалограммы служат различные судорожные состояния. Дополнительно применяются такие методы исследования, как УЗИ мозга, допплерография, энцефалограмма, нейросонография, сканирование состояния мозга, рентген, УЗИ. эти методы дают возможность не только проводить диагностику, но и осуществлять лечебные мероприятия.

Дисфункция срединных структур мозга на ЭЭГ

Электроэнцефалограмма является очень информативным методом, который проводят при подозрении на нарушения в функциональном состоянии мозга. Исследование проводится в специальной комнате. Комната темная, с хорошей светоизоляцией и шумоизоляцией.

Пациенту дают различные раздражители и регистрируют показатели работы мозга. По показателям активности судят о задержке психического и физического состояния человека. а также о степени развития его навыков. При помощи этого метода можно выявить очаги эпилептической активности.

Определяют тета-ритм и дельта-ритм, который имеет частоту 8-14 Гц. Эти ритмы отражают состояние покоя человека, и регистрируется у человека, который находится в состоянии бодрствования, но с закрытыми глазами. Возникновение такого патологического дельта ритма указывает на нарушение функции головного мозга. Появляется он именно над той областью, в которой развиваются патологические изменения.

При дисфункции мозга наибольшую диагностическую значимость имеют показатели альфа-ритма. Если они проявляются с высокой частотой и носят нестабильный характер, можно говорить о травматическом повреждении головного мозга. Такое часто возникает после сотрясения мозга или на фоне черепно-мозговой травмы.

Выявлена закономерность: чем больше периодичность, длительность и амплитуда таких веретен, тем тяжелее воспалительный процесс.

На развитие второго типа неврозов может указывать десинхронизация ЭЭГ. При этом во всех частях мозга преобладают медленные волны, которые фиксируются в норме только во время сна.

Если на ЭЭГ появляется синхронный тета-ритм, дельта-волны, регистрируемые во всех частях мозга, а также вспышки билатерально-синхронных тета-волн с высокой амплитудой, можно диагностировать приобретенное слабоумие. Наличие пароксизм и тета-ритмов указывает на преобладание возбудимого типа психопатии.

Появление диффузных изменений без каких-либо других нарушений может рассматриваться как вариант нормы. Однако если такие изменения обнаруживаются на фоне пароксизмозных изменений и очагов патологической активности, можно говорить о наличии эпилепсии и склонности к судорогам.

Депрессия может проявляться в виде сниженной биоэлектрической активности мозга. ЭЭГ может показать особенности функционального состояния мозга при различных физиологических состояниях пациента, например, при сне, бодрствовании, активной умственной или физической активности. Также можно зарегистрировать признаки ирритации коры и срединных структур мозга, пароксизмальную активность.

Дифференциальная диагностика

В основе дифференциальной диагностики лежит выделение специфических признаков определенных заболеваний и дифференцировка различных заболеваний со сходными признаками. Например, для того чтобы поставить диагноз дисфункция мозга, нужно дифференцировать его от такой патологии, как ДЦП. Легче всего это сделать на основании клинических признаков, а также с использованием инструментальных методов исследования.

Также нужно дифференцировать дисфункцию от травм и повреждений головы, инфекционных заболеваний, таких как менингит. Для этого используются преимущественно бактериологические методы исследования. Подобным образом проявляют себя различные отравления, в частности, отравление свинцом. Для дифференциации диагноза проводят токсикологическое исследование. Для дифференциации от церебральной гипоксии проводят функциональные тесты и инструментальные исследования. Необходимо дифференцировать от нервных и психических расстройств.

Лечение дисфункции структур мозга

Известно множество методов коррекции дисфункциональных состояний головного мозга. Все они резко отличаются друг от друга. В основе каждого из методов лежат различные подходы. В целом, ученые различных стран мира сходятся на единой точке зрения о том, что для коррекции мозговых дисфункций необходим комплексный подход. Коррекционные воздействия осуществляются на основе индивидуального подхода. В арсенале специалистов есть множество подходов, которые дают возможность учесть потребности различных категорий пациентов.

Основными методиками, которые чаще всего применяются на практике, являются методики нейропсихологической и педагогической коррекции. Модификация поведенческих и эмоциональных реакций.

При неэффективности применяемой терапии, прибегают к медикаментозной коррекции. Основными группами лекарств являются транквилизаторы, антидепрессанты, писхостимуляторы, ноотропные вещества. Наиболее эффективными средствами большинство врачей признает амфитамины, такие как риталин и амитриптилин, которые относят к группе антидепрессантов.

Для проведения диагностики и принятия своевременных мер, при появлении первых признаков дисфункции необходимо обращаться к педиатру (терапевту), или психиатру.

Необходимо отметить, что лечение болезни связано с рядом сложностей. Например, необходимо обеспечить ребенку или взрослому необходимый уровень двигательной активности, поскольку без него невозможно гарантировать успех лечения. Важно обратить внимание на развитие таких качеств, как ловкость и координация движений.

При использовании психологических и педагогических методов коррекции важно обеспечить полноценную работу с ребенком в семье. Ему необходимо уделять должное внимание, использовать различные развивающие совместные игры. Необходимо ограничить время пребывания ребенка за компьютером, перед телевизором. Этот вид досуга целесообразно заменить подвижными играми, прогулками на свежем воздухе. Родители должны проводить как можно больше времени вместе. Должен быть тщательно продуман режим дня, организовано общение с ребенком. Питание должно быть своевременным и полноценным. Ребенок должен получать необходимое количество внимания, должный уровень поощрений и похвал.

План терапии зависит от того, каких целей необходимо достичь, а также от выраженности основных симптомов. Например, при гиперактивности терапия должна быть направлена на снижение активности, устранение импульсивности, предотвращение необдуманных действий. Ребенка нужно приучить к внимательности, контролю над собой. Помогут в этом седативные, успокаивающие средства. Можно применять как лекарственные препараты, так и различные травы, гомеопатические средства. Проводится обязательная витаминотерапия. При необходимости в рацион вводят добавки, содержащие питательные вещества.

Если обнаруживаются и другие проявления заболевания, проводится симптоматическая терапия, направленная на подавление этих симптомов.

Если же у ребенка преобладает торможение, терапия должна быть направлена на возбуждение, активизацию структур головного мозга. Также важно применять средства, направленные на активизацию моторики, психической деятельности. Зачастую применяют различные стимулирующие средства.

Лекарства

Мозговая дисфункция довольно эффективно лечится медикаментозными средствами. При их применении нужно соблюдать ряд мер предосторожности. Лекарства ни в коем случае нельзя пить самостоятельно, без назначений врача. В большинстве случаев это заканчивается серьезными последствиями. Ситуация только усугубляется, развиваются патологии других отделов головного мозга. При неправильном лечении из легкой формы дисфункция может перерасти в выраженную, устойчивую. Лекарства требуют точного соблюдения дозировки, схем лечения. Побочные эффекты проявляются в виде усугубления патологии, головных болей, мигреней.

Хорошо зарекомендовал себя меллерил, относящийся к группе сильнодействующих неролептиков. Но снижает гиперактивность, повышенную возбудимость и нормализует работу ЦНС. Применяют при дисфункции головного мозга, сильной раздражительности, неврастении, неврозах. Рекомендуется принимать по 0,005 грамм трижды в сутки. При тяжелых психических заболеваниях дозировка увеличивается до 50-100 мг в день. Нужно учитывать, что при длительном приеме возможно снижение количества лейкоцитов. Может возникать сухость во рту, часто развиваются экстрапирамидные расстройства. Нельзя принимать при заболеваниях глаз и проблемах с сетчаткой.

Триоксазин применяют при повышенной возбудимости и невротических заболеваниях. Также эффективно борется с раздражительностью, бессонницей, слабостью и повышенной утомляемостью. Принимают по 0,3 грамма трижды в день. Побочным эффектом и признаком передозировки служит сухость во рту, тошнота, рвота.

Седуксен способствует расслаблению мышц, успокаивающе воздействует на ЦНС, устраняет судороги. Суточная дозировка для взрослого человека составляет 8-10 мг.

Аминалон применяется для лечения родовых травм и послеродовых повреждений головного мозга. Препарат показан при задержке психического развития, отставании в физическом и умственном развитии, различных дисфункциях мозга. Принимается по 1 грамму дважды в сутки.

Витамины

  • Витамин РР – 60 мг
  • Витамин Н – 150 мкг
  • Витамин С – 500-1000 мг
  • Витамин Д – 45 мкг.

Физиотерапевтическое лечение

Применяется в том случае, если традиционное медикаментозное лечение неэффективно. Физиотерапевтические методики подбирают, исходя из индивидуальных особенностей организма, цели и задач проведения коррекционных вмешательств. В большинстве случаев комплекс лечебных методик содержит сеансы мануальной терапии, сеансы, направленные на восстановление позвоночника, массаж. Хорошо зарекомендовала себя кинезотерапия. Для улучшения обменных процессов могут применять методы акупунктуры и электростимуляции.

Народное лечение

Народное лечение широко применяется для лечения дисфункциональных расстройств головного мозга.

Рекомендуется принимать витаминизированную смесь, которую можно легко приготовить в домашних условиях. Для приготовления нужно взять по 150 грамм кураги, изюма, чернослива и грецкого ореха. Пропустить все это через мясорубку. Добавить сок одного лимона и сок, полученный из мякоти листа алоэ. Все это тщательно перемешивают, добавляют столовую ложку меда. Настаивают в течение суток в холодильнике. Принимают по столовой ложке трижды в день. Насыщает организм витаминами, способствует быстрому восстановлению, стимулирует иммунную систему.

Также при дисфункциях целесообразно пить витаминизированный сок. Для приготовления требуется 200 мл гранатового сока и 50 мл сока или сиропа боярышника. Смешивают, можно добавить мед по вкусу. Выпивают в 2 приема: часть утром, вторую часть – вечером. Продолжительность курса составляет 7-14 дней.

Для очищения организма, стимуляции обменных процессов, назначают сок алоэ с медом. Для приготовления берут 50 грамм сока и столовую ложку меда. Тщательно смешивают. Дают возможность настояться в течение получаса. Пьют за 1 или 2 подхода. Курс лечения – от 5 до 7 дней.

], ,

Лечение травами

Можно лечить дисфункции травами. В этом хорошо помогает ромашка лекарственная. Она помогает снять воспалительный процесс, оказывает тонизирующее успокаивающее воздействие на организм. Применяют отвар: 1,5 столовые ложки травы заливают стаканом кипятка, настаивают в течение получаса. Пьют по половине стакана дважды в день. Также можно добавлять ромашку в чай и пить в неограниченных количествах в течение дня.

Хорошо зарекомендовал себя отвар мяты. Для приготовления требуется 1-2 столовые ложки мяты. Заливают стаканом кипятка, пьют небольшими глотками в течение дня. Воздействует на организм успокаивающе, тонизирует нервную систему. Устраняет побочные диспептические расстройства, тошноту. Не рекомендуется принимать мужчинам, так как содержит в составе женские гормоны, которые способствуют восстановлению и нормализации женского гормонального фона и негативно влияют на гормональный фон мужчин.

При повышенной возбудимости нервной системы, раздражительности, нервозности, неусидчивости принимают отвар пустырника. Для приготовления 2 столовые ложки травы заливают 500 мл кипятка, настаивают в течение часа. Пьют как чай. Весь отвар необходимо выпить за сутки. На следующий день заваривают новый. Продолжительность лечения должна составлять не менее месяца.

Гомеопатия

Гомеопатические средства являются довольно эффективными в лечении различных нарушений работы мозга. Однако они не являются столь безопасными, чтобы их можно было бесконтрольно принимать. Они могут оказывать серьезные побочные эффекты, как на головной мозг, так и на другие органы и системы. Важной мерой предосторожности является соблюдение осторожности – принимать гомеопатические средства только после того, как будет сделана комплексная диагностика и выявлена причина патологии. Это даст возможность подобрать средство максимально точно, встроить оптимальную схему лечения.

Хорошо зарекомендовал себя растительный сбор. Для приготовления требуется взять по столовой ложке травы ромашки, цветков календулы и мяты. Смешивают, заливают двумя стаканами кипятка, пью в течение суток. Помогает снять стресс, усталость, нервно-психическое перенапряжение. Воздействует тонизирующее и успокаивающе.

При депрессивном состоянии, упадке сил, слабости нервного происхождения рекомендуется растительный сбор. Для приготовления берут столовую ложку соцветий астры и половину столовой ложки горца птичьего. Для заваривания смесь заливают стаканом кипятка, настаивают в течение часа. Затем пьют по трети стакана трижды в день.

Для устранения расстройств головного мозга и нормализации его основных функций применяют настой женьшеня. Для приготовления берут 5-10 грамм растения, заливают стаканом водки, настаивают в течение суток. Пьют по 2 столовые ложки трижды в день в течение 15 дней.

Прогноз

При минимальной и легкой степени патологии симптомы заболевания самостоятельно исчезают по мере взросления ребенка и окончательно перестают его беспокоить к подростковому возрасту.

При более тяжелых патологиях, расстройства самостоятельно не исчезают, а требуют обязательной коррекции. Если выполнять все рекомендации врача, заниматься с ребенком дома, можно преодолеть дисфункцию без последствий. Если же относиться к коррекции и лечению безответственно, дисфункция мозга может привести к ухудшению здоровья, нарушению психики и социальной адаптации.

психотерапии и дополнительных методов укрепления психики и здоровья:

физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры, иглорефлексотерапии.

антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики.

  • Если у Вас есть вопросы к консультанту, задайте его через личное сообщение или воспользуйтесь формой \»задать вопрос\» на страницах нашего сайта.

Так же Вы можете связаться с нами по телефонам:

  • Многоканальный
  • Звонок по России бесплатный

Ваш вопрос не останется без ответа!

Есть необходимость более тщательного, детального и полного обследования, не только у врача-невропатолога, но и у врача-эпилептолога.

Электроэнцефалография (ЭЭГ): суть обследования, что выявляет, проведение, результаты

Для удобства длинное слово «электроэнцефалография» и врачи, и пациенты заменяют аббревиатурой и называют данный диагностический метод просто - ЭЭГ. Здесь следует отметить, что некоторые (наверное, для усиления значимости исследования) говорят об ЭЭГ головного мозга, однако это не совсем правильно, поскольку латинизированный вариант древнегреческого слова «encephalon» переводится на русский язык, как «головной мозг» и сам по себе уже является частью медицинского термина - энцефалография.

Электроэнцефалография или ЭЭГ - метод исследования головного мозга (ГМ) с целью выявления очагов повышенной судорожной готовности его коры, что характерно для эпилепсии (основная задача), опухолей, состояний после перенесенного инсульта, структурных и метаболических энцефалопатий, расстройств сна и других заболеваний. В основе энцефалографии лежит запись электрической активности ГМ (частота, амплитуда), а осуществляется это с помощью прикрепленных в разных местах поверхности головы электродов.

Что за исследование такое – ЭЭГ?

Периодически приходящие судорожные припадки, протекающие в большинстве случаев с полной потерей сознания, в народе именуют падучей болезнью, которую официальная медицина называет эпилепсией.

Самым первым и основным методом диагностики этого заболевания, служащим человечеству многих десятилетий (первая снятая ЭЭГ датируется 1928 годом), является энцефалография (электроэнцефалография). Безусловно, аппарат для исследования (энцефалограф) к настоящему времени существенно изменился и усовершенствовался, его возможности с применением компьютерных технологий заметно расширились. Однако суть диагностического метода осталась прежней.

К электроэнцефалографу подсоединены электроды (датчики), которые в виде шапочки накладываются на поверхность головы испытуемого. Эти датчики предназначены для улавливания малейших электромагнитных всплесков и передачи информации о них на основное оборудование (аппарат, компьютер) для автоматической обработки и анализа. Энцефалограф обрабатывает полученные импульсы, усиливает их и фиксирует на бумаге в виде ломаной линии, очень напоминающей ЭКГ.

Биоэлектрическая активность мозга создается преимущественно в коре с участием:

  • Таламуса, курирующего и осуществляющего перераспределение информации;
  • АРС (активирующая ретикулярная система), ядра которой, расселенные в различных отделах ГМ (продолговатый и средний мозг, варолиев мост, диэнцефальная система), получают сигналы из многих проводящих путей и передают их на все отделы коры.

Электроды считывают эти сигналы и доставляют на аппарат, где происходит запись (графическое изображение - энцефалограмма). Обработка и анализ информации - задачи программного обеспечения компьютера, который «знает» нормы биологической активности головного мозга и образования биоритмов в зависимости от возраста и определенной ситуации.

Например, рутинная ЭЭГ улавливает образование патологических ритмов во время приступа или в период между припадками, ЭЭГ сна или ночной мониторинг ЭЭГ показывает, как меняются биопотенциалы мозга во время погружения в мир сновидений.

Таким образом, электроэнцефалография показывает биоэлектрическую активность мозга и согласованность деятельности мозговых структур в период бодрствования или во время сна и отвечает на вопросы:

  1. Имеют ли место очаги повышенной судорожной готовности ГМ, а если они есть, то в какой области располагаются;
  2. На какой стадии находится болезнь, как она далеко зашла или, наоборот, начала регрессировать;
  3. Какой эффект дает выбранное лекарство и правильно ли рассчитана его доза;

Разумеется, даже самая «умная» машина не заменит специалиста (обычно врача-невролога или нейрофизиолога), который получает право на расшифровку энцефалограммы после прохождения специального обучения.

Особенности проведения ЭЭГ у детей

Что говорить про малышей, если некоторые взрослые, получив направление на ЭЭГ, начинают выспрашивать что да как, потому что сомневаются в безопасности данной процедуры. Между тем, она на самом деле не может принести какой-либо вред ребенку, но вот сделать ЭЭГ маленькому пациенту действительно бывает сложно. Малышам до года биоэлектрическую активность мозга измеряют во время сна, перед этим моют голову, кормят малыша и, не отступая от обычного графика (сон/бодрствование), подстраивают проведение процедуры под сон ребенка.

Но если у детей до года достаточно дождаться засыпания, то ребенка от года до трех (а некоторых – и постарше) еще нужно уговорить, поэтому до 3 лет исследование проводят в состоянии бодрствования только спокойным и контактным детям, отдавая предпочтение в остальных случаях все же ЭЭГ сна.

Подготовку к посещению соответствующего кабинета нужно начинать за несколько дней, превращая будущий поход в игру. Малыша можно попробовать заинтересовать приятным путешествием, куда он может отправиться с мамой и любимой игрушкой, придумать еще какие-то варианты (обычно родители больше осведомлены, как убедить ребенка, чтобы он посидел тихо, не шевелился, не плакал и не разговаривал). К сожалению, такие ограничения маленьким детям очень трудно выдержать, ведь они еще не могут понять всю серьезность подобного мероприятия. Что ж, в таких случаях врач ищет альтернативу…

Показаниями к проведению у ребенка дневной энцефалографии в состоянии сна или ночной ЭЭГ являются:

  • Выявление пароксизмальных состояний различного генеза – эпилептические припадки, судорожный синдром на фоне высокой температуры тела (фебрильные судороги), эпилептиформные припадки, не связанные с истинной эпилепсией и дифференцируемые от нее;
  • Мониторинг эффективности противоэпилептической терапии при установленном диагнозе «эпилепсия»;
  • Диагностика гипоксических и ишемических поражений ЦНС (наличие и степень тяжести);
  • Определение степени тяжести поражений головного мозга в прогностических целях;
  • Исследование биоэлектрической активности головного мозга у маленьких пациентов на предмет изучения этапов ее созревания и функционального состояния ЦНС.

Кроме этого, нередко предлагают сделать ЭЭГ при вегето-сосудистой дистонии с частыми обморочными приступами и головокружением, при задержке приобретения речевых навыков и заикании. Не стоит пренебрегать данным методом и в других случаях, требующих изучения резервов функциональных возможностей головного мозга, ведь процедура и безвредная, и безболезненная, зато способна дать максимум информации для диагностики определенной патологии. Электроэнцефалография весьма полезна, если имеют место эпизоды расстройств сознания, но причина их не выяснена.

Разные способы записи

Регистрацию биоэлектрических потенциалов головного мозга осуществляют разными способами, например:

  1. В начале диагностического поиска, выявляющего причины пароксизмальных состояний, используют непродолжительный по времени (≈ 15 мин) рутинный метод записи энцефалограммы, который для выявления скрытых нарушений предусматривает применение провокационных проб – пациента просят глубоко дышать (гипервентиляция), открывать и закрывать глаза или дают световое раздражение (фотостимуляция);
  2. Если рутинная ЭЭГ не обеспечила необходимой информацией, то врач назначает энцефалографию с депривацией (лишение сна в ночное время полностью или частично). Чтобы провести подобное исследование и получить достоверные результаты, человеку или вовсе спать не дают, или будят его за 2-3 часа до того, как «прозвенит биологический будильник» испытуемого;
  3. Длительная запись ЭЭГ с регистрацией биоэлектрической активности коры ГМ во время «тихого часа» (ЭЭГ сна) имеет место, если врач подозревает, что изменения в головном мозге происходят именно при пребывании в «спящем режиме»;
  4. Самой информативной специалисты считают ночную ЭЭГ, запись которой осуществляют в условиях стационара. Начинают исследование еще во время бодрствования (перед отхождением ко сну), продолжают при погружении в дрему, захватывают весь период ночного сна и заканчивают после естественного пробуждения. При необходимости регистрацию биоэлектрической активности ГМ дополняют наложением сверхштатных электродов и использованием видеофиксирующей аппаратуры.

Длительную регистрацию электрической активности в течение нескольких часов во время сна и запись ночной ЭЭГ называют ЭЭГ мониторингом. Естественно, подобные методы требуют привлечения дополнительного оборудования и материальных средств, а также пребывания пациента в стационарных условиях.

Время и оборудование образуют цену

В иных случаях возникает потребность в измерении биопотенциалов ГМ в момент приступа. Преследуя подобные цели, пациента, как и для проведения ночной ЭЭГ, направляют в стационар на госпитализацию, где осуществляют суточный ЭЭГ мониторинг с использованием аудио- и видеотехники. Непрерывный в течение суток ЭЭГ мониторинг с видеофиксацией дает возможность убедиться в эпилептическом происхождении пароксизмальных нарушений памяти, изолированных аур, а также эпизодически возникающих психомоторных феноменов.

Электроэнцефалография – один из наиболее доступных методов исследования головного мозга. И по цене тоже. В Москве найти данное исследование можно и за 1500 рублей, и за 8000 рублей (ЭЭГ мониторинг сна в течение 6 часов), и зарублей (ночная ЭЭГ).

В других городах России можно обойтись меньшей суммой, например, в Брянске цена начинается с 1200 рублей, в Красноярске – с 1100 рублей, а в Астрахани стартует с 800 рублей.

Конечно, лучше сделать ЭЭГ в специализированной клинике неврологического профиля, где в сомнительных случаях есть возможность коллегиального установления диагноза (в таких учреждениях многие специалисты могут шифровать ЭЭГ), а также получить консультацию врача сразу после теста или быстро решить вопрос относительно других методов исследования головного мозга.

Об основных ритмах электрической активности ГМ

При расшифровке результатов исследования берут во внимание различные факторы: возраст испытуемого, его общее состояние (наличие тремора, слабость в конечностях, нарушение зрения и др.), проведение противосудорожной терапии на момент регистрации биоэлектрической активности головного мозга, приблизительное время (дата) последнего эпиприпадка и др.

Электроэнцефалограмма складывается из различных сложных биоритмов, исходящих из электрической активности ГМ в разные периоды времени в зависимости от конкретных ситуаций.

При расшифровке ЭЭГ в первую очередь обращают внимание на главные ритмы и их характеристики:

  • Альфа-ритм (частота – в границах от 9 до 13 Гц, амплитуда колебаний – от 5 до 100 мкВ), который присутствует почти у всех лиц, не предъявляющих претензий к своему здоровью, в период неактивного бодрствования (расслабление во время отдыха, релаксации, неглубокой медитации). Как только человек открывает глаза и пытается зрительно представить какую-либо картинку, α-волны уменьшаются и могут вовсе исчезнуть, если функциональная активность мозга будет дальше повышаться. При расшифровке ЭЭГ важны следующие параметры α-ритма: амплитуда (мкВ) над левым и правым полушарием, доминирующая частота (Гц), доминирование определенных отведениях (лобное, теменное, затылочное и т.п.), межполушарная асиметрия (%). Депрессию α-ритма вызывают тревожные состояния, страх, активация вегетативной нервной деятельности;
  • Бета-ритм (частота находится в границах от 13 до 39 Гц, амплитуда колебаний – до 20 мкВ) – это не только режим нашего бодрствования, β-ритм характерен для активной мыслительной работы. В нормальном состоянии выраженность β-волн очень слабая, их избыток свидетельствует о незамедлительной реакции ГМ на стресс;
  • Тета-ритм (частота – от 4 до 8 Гц, амплитуда располагается в пределахмкВ). Эти волны отражают не патологическое изменение сознания, например, человек дремлет, пребывает в полусне, в стадии поверхностного сна, он уже видит какие-то сновидения, вот тогда и обнаруживаются θ-ритмы. У здорового человека погружение в сон сопровождается появлением значительного количества θ-ритмов. Усиление тета-ритма наблюдается при длительной психоэмоциональной нагрузке, психических расстройствах, сумеречных состояниях, свойственным некоторым неврологическим заболеваниям, астеническом синдроме, сотрясении головного мозга;
  • Дельта-ритм (частота располагается в промежутке от 0,3 до 4 Гц, амплитуда – от 20 до 200 мкВ) – характерен для глубокого погружения в сон (естественного засыпания и искусственно созданного сна - наркоза). При различной неврологической патологии наблюдается усиление δ-волны;

Кроме этого, в коре головного мозга проходят и другие электрические колебания: гамма-ритмы, достигающие высокой частоты (до 100 Гц), каппа-ритмы, образующиеся в височных отведениях при активной умственной деятельности, мю-ритмы, связанные с психическим напряжением. Данные волны в диагностическом плане не особо интересны, поскольку они возникают при значительной психической нагрузке и напряженной «работе мысли», требующей высокой концентрации внимания. Электроэнцефалограмму, как известно, записывают хотя и во время бодрствования, но в спокойном состоянии, а в отдельных случаях вообще назначают ночной мониторинг ЭЭГ или ЭЭГ сна.

Видео: альфа и бета ритмы на ЭЭГ

Расшифровка ЭЭГ

основные отведения ЭЭГ и их обозначения

О плохой или хорошей ЭЭГ можно судить только после окончательной расшифровки результатов исследования. Таким образом, о хорошей ЭЭГ будет идти речь, если в период бодрствования на ленте энцефалограммы были зарегистрированы:

  • В затылочно-теменных отведениях – синусоидальные α-волны с частотой колебаний в пределах от 8 до 12 Гц и амплитудой 50 мкВ;
  • В лобные областях – β-ритмы с частотой колебаний больше 12 Гц и амплитудой, не превышающей 20 мкВ. В некоторых случаях β-волны чередуются с θ-ритмами с частотой от 4 до 7 Гц и это тоже относят к вариантам нормы.

Следует отметить, что отдельные волны не являются специфичными для какой-то определенной патологии. В качестве примера можно привести эпилептиформные острые волны, которые при некоторых обстоятельствах могут появляться у людей здоровых, эпилепсией не страдающих. И, наоборот, комплексы пик-волна (частота 3 Гц) однозначно указывают на эпилепсию с малыми судорожными припадками (petit mal), а острые волны (частота 1 Гц) свидетельствуют о прогрессирующем дегенеративном заболевании ГМ - болезни Крейтцфельда-Якоба, поэтому данные волны при расшифровке относят к важным диагностическим признакам.

В периоде между приступами эпилепсию можно и не заметить, поскольку пики и острые волны, характерные для данной болезни, отмечаются далеко не у всех больных, показывающих все клинические симптомы патологии в момент судорожного припадка. Более того, пароксизмальные проявления в иных случаях могут регистрироваться у людей абсолютно здоровых, не имеющих никаких признаков и предпосылок развития судорожного синдрома.

В связи с вышесказанным, проведя единственное исследование и не найдя эпилептической активности на фоновой ЭЭГ («хорошее ЭЭГ»), нельзя полностью исключить эпилепсию по результатам одного теста, если имеют место клинические признаки болезни. Нужно дообследовать пациента на предмет этой неприятной болезни другими методами.

Запись ЭЭГ во время судорожного припадка у больного эпилепсией может предоставить такие варианты:

  1. Частые электрические разряды высокой амплитуды, которые говорят, что наступил пик припадка, замедление активности – приступ перешел в фазу затухания;
  2. Фокальная эпиактивность (она свидетельствует о месторасположении очага судорожной готовности и присутствии парциальных припадков - придется искать причину очагового поражения ГМ);
  3. Проявления диффузных изменений (регистрация пароксизмальных разрядов и пик-волна) – такие показатели указывают на то, что приступ носит генерализованный характер.

Если происхождение поражения ГМ установлено, а на ЭЭГ регистрируются диффузные изменения, то диагностическая ценность данного исследования хотя и не столь значима, но все же позволяет найти ту или иную болезнь, далекую от эпилепсии:

  • Менингиты, энцефалиты (особенно, вызванные герпетической инфекцией) - на ЭЭГ: периодическое образование эпилептиформных разрядов;
  • Метаболическую энцефалопатию - на энцефалограмме: наличие «трехфазных» волн либо диффузных замедлений ритмичности и вспышек симметричной медленной активности в лобных областях.

Диффузные изменения на энцефалограмме могут регистрироваться у пациентов, перенесших ушиб ГМ или сотрясение, что и понятно – при тяжелых травмах головы страдает весь мозг. Однако существует и другой вариант: диффузные изменения обнаруживаются у людей, не предъявляющих каких-либо жалоб и считающих себя абсолютно здоровыми. Бывает и такое и, если нет клинических проявлений патологии, то и повода для беспокойства тоже нет. Возможно, при следующем обследовании запись ЭЭГ отразит полную норму.

В каких случаях поставить диагноз помогает ЭЭГ

Электроэнцефалография, раскрывая функциональные возможности и резервы ЦНС, стала эталоном исследования головного мозга, ее проведение врачи считают целесообразным во многих случаях и при различных состояниях:

  1. Чтобы оценить степень функциональной незрелости головного мозга у маленьких пациентов (у ребенка до года исследование всегда проводят во время сна, у детей постарше – по ситуации);
  2. При различных нарушениях сна (бессонница, сонливость, частые ночные пробуждения и т. п.);
  3. При наличии судорог и эпилептических приступов;
  4. Для подтверждения или исключения осложнений воспалительных процессов, обусловленных нейроинфекцией;
  5. При сосудистых поражениях головного мозга;
  6. После ЧМТ (ушиб мозга, сотрясение) - ЭЭГ показывает глубину страдания ГМ;
  7. Для оценки серьезности последствий воздействия нейротоксических ядов;
  8. В случае развития онкологического процесса, затрагивающего центральную нервную систему;
  9. При расстройствах психики разного рода;
  10. Проводят ЭЭГ мониторинг при оценке эффективности противосудорожной терапии и подборе оптимальных дозировок лечебных средств;
  11. Поводом сделать ЭЭГ могут стать признаки дисфункции мозговых структур у детей и подозрение на дегенеративные изменения в нервной ткани ГМ у людей пожилого возраста (деменция, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера);
  12. Нуждаются в оценке состояния мозга пациенты, пребывающие в коме;
  13. В отдельных случаях проведения исследования требуют хирургические операции (определение глубины наркоза);
  14. Как далеко зашли нервно-психические расстройства при печеночно-клеточной недостаточности (печеночная энцефалопатия), а также при других формах метаболических энцефалопатий (почечной, гипоксической) поможет распознать энцефалография;
  15. Всем водителям (будущим и действующим) при прохождении медицинского освидетельствования для получения/замены прав предлагают пройти ЭЭГ для справки, предоставляемой в ГИБДД. Обследование доступно в применении и легко выявляет полностью негодных к управлению транспортными средствами, поэтому было взято на вооружение;
  16. Назначают электроэнцефалогафию призывникам, имеющим судорожный синдром в анамнезе (на основании данных медицинской карточки) или в случае предъявления жалоб на приступы с потерей сознания в сопровождении судорог;
  17. В отдельных случаях используют такое исследование, как ЭЭГ, для констатации гибели значительной части нервных клеток, то есть, смерти головного мозга (речь идет о ситуациях, когда говорят, что «человек, скорее всего, превратился в растение»).

Видео: ЭЭГ и выявление эпилепсии

Исследование не требует особой подготовки

Особой подготовки ЭЭГ не требует, однако некоторые пациенты предстоящей процедуры откровенно боятся. Шутка ли – на голову накладывают датчики с проводами, которые считывают «все, что творится внутри черепной коробки» и передают «умному» прибору полный объем информации (на самом деле электроды записывают изменения разности потенциалов между двумя датчиками в различных отведениях). Взрослым предусмотрено симметричное прикрепление к поверхности головы 20 датчиков + 1 непарный, который накладывается на теменную область, маленькому ребенку хватает и 12.

Между тем, особо мнительных пациентов хочется успокоить: исследование абсолютно безвредно, не имеет ограничений по частоте проведения и по возрасту (хоть несколько раз в день и в любом возрасте – от первых дней жизни до глубокой старости, если того потребуют обстоятельства).

Основная подготовка заключается в обеспечении чистоты волос, для чего накануне пациент моет голову с шампунем, хорошо прополаскивает и высушивает, но не использует никакие химические средства для укладки прически (гель, пенка, лак). Металлические предметы, служащие для украшения (клипсы, серьги, заколки, пирсинг), также снимают прежде, чем сделать ЭЭГ. Кроме этого:

  • За 2-е суток отказываются от алкоголя (крепкого и слабого), не употребляют стимулирующие нервную систему напитки, не лакомятся шоколадом;
  • Перед исследованием получают советы врача в отношении принимаемых лекарственных средств (снотворные, транквилизаторы, противосудорожные и др.). Возможно, отдельные препараты, согласовав с лечащим доктором, придется отменить, а если этого нельзя сделать, то следует сообщить врачу, который будет заниматься расшифровкой энцефалограммы (пометка в бланке направления), чтобы тот имел в виду данные обстоятельства и учел их при оформлении заключения.
  • За 2 часа до обследования пациенты не должны позволять себе плотную трапезу и расслабление с помощью сигареты (подобные мероприятия могут исказить результаты);
  • Не рекомендуется делать ЭЭГ в разгар острого респираторного заболевания, а также при кашле и заложенности носа, даже если эти признаки не относятся к острому процессу.

Когда все правила подготовительного этапа соблюдены, отдельные моменты – учтены, пациента усаживают в удобное кресло, места соприкосновения поверхности головы с электродами смазывают гелем, прикрепляют датчики, надевают шапочку или обходятся без нее, включают аппарат - запись пошла… Провокационные пробы используют по мере необходимости во время регистрации биоэлектрической активности головного мозга. Как правило, эта необходимость возникает, когда рутинные методы не дают должной информации, то есть, когда имеет место подозрение на эпилепсию. Провоцирующие эпилептическую активность приемы (глубокое дыхание, открывание и закрывание глаз, сон, раздражение светом, лишение сна), активируют электрическую деятельность коры ГМ, электроды улавливают посылаемые корой импульсы и передают на основное оборудование для обработки и записи.

Кроме этого, при подозрении на эпилепсию (особенно, височную, которая в большинстве случаев представляет трудности в диагностике) применяют специальные датчики: височные, сфеноидальные, назофарингеальные. И, следует заметить, врачи официально признали, что во многих случаях именно носоглоточное отведение обнаруживает очаг эпилептической активности в височной области, в то время как другие отведения никак не реагируют на него и посылают нормальные импульсы.

Дисфункция головного мозга - причины и симптомы сбоев в различных областях

Диагноз дисфункция головного мозга, поставленный врачом, в большинстве случае очень пугает пациента.

Медицинский термин «дисфункция» - это сбой в работе какой-либо функции в теле человека. В данном конкретном случае он указывает на проблемы с тканями ствола головного мозга.

Это анатомический участок, который контролирует почти все важные для жизни процессы организма. Ствол регулирует биение сердца, температуру тела, дыхательный аппарат, обработку пищевых элементов и др.

Первичный диагноз

В ситуациях, в которых мозг человека получает повреждения определенного характера, почти всегда урон получает и ствол. Это приводит к различным сбоям в выполнении мозговых функций. Наиболее травмоопасны роды, гипоксия, сильный удар, ушиб или сотрясение.

Примечательно, что сбои могут быть ярко выражены определенной симптоматикой, но порой диагностировать нарушения приходиться, используя различные исследовательские методики.

Когда у врача возникают подозрения в дисфункции мозга, то чаще всего выдается направление на прохождение компьютерной томографии. Этот способ диагностики позволяет обнаружить повреждения мозга, в том числе и в стволовой части, через послойное его отображение на мониторе.

Бывает, что постановка диагноза не требует использования томографии, обычно это затрагивает ситуации, в которых нет причин подозревать наличие травмы.

В таких случаях невролог рекомендует пациенту сделать ЭХО-ЭГ. Этот метод диагностики основывается на последовательной записи и исследовании электрических сигналов мозга. При поражении структур часто наблюдается ирритация, она указывает на раздражение одной из его зон.

ММД и другие виды мозговых дисфункций

Сравнительно остального тела масса головного мозга невелика, его средний вес у взрослого человека находятся в пределах 1.5 кг. Однако это не мешает ему контролировать большинство процессов, которые отвечают за жизнеспособность организма.

Несмотря на свою важность, мозг очень уязвим. Даже небольшие нарушения при родах способны очень сильно отразится на развитии ребенка, его видении мира, эмоциональном состоянии.

Сегодня диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД) ставится примерно 25% пациентов детского возраста. Нарушения проявляются как в неврологической так и психологической сферах.

Наиболее ярко симптоматика проявляется в школьном возрасте, когда ребенок идет в школу. Следствием становятся частые головные боли, чрезмерная подвижность и гиперактивность у детей, высокий уровень нервозности. Большинство детей говорит о плохой памяти и быстрой утомляемости. Часто наблюдаются проблемы с развитием, плохая концентрация, страдает моторика и речь.

  • трудные роды;
  • беременность протекала тяжело;
  • инфекционные заболевания;
  • длительное действие токсинов на тело женщины;
  • неправильный уход за ребенком в младенчестве.

Также нарушения могут быть вызваны черепно-мозговой травмой, которая была спровоцирована ударом, аварией, ушибом, болезнью.

У взрослых людей негативному воздействию могут подвергаться разные участки мозга. Дисфункция головного мозга может обнаруживаться в области:

  • диэнцефальных структур – контролируют обменные процессы, сон человека, температуру, аппетит;
  • стволовых тканей – отвечают за регулировку главных процессов жизнеобеспечения человека, аппетит, тонус мышечных волокон и дыхание;
  • срединных структур – участвуют в процессах жизнедеятельности, контролируют эмоциональный фон организма, вегетативные процессы НС;
  • венозная – самые заметные симптомы которой это сильная утомляемость и головные боли.

Срединные структуры

Это область отвечает за стабильную работу вегетативной НС человека, регулировку процессов сна и эмоциональный фон. Часто нарушение в данной области вызвано родовой или черепно-мозговой травмой. Диагноз ставится при изучении ЭЭГ.

Дисфункция срединных структур головного мозга проявляется в таламических нарушениях, а также группой нейроэндокринных синдромов:

  • плохая чувствительность на теле и лице;
  • заниженный болевой порог;
  • тремор;
  • резкий, неестественный смех или плач;
  • преждевременное половое созревание;
  • нарушения в работе эндокринной системы.

Сбой в работе ствола

Именно ствол головного мозга отвечает за самые важные процессы жизнеобеспечения, - сокращения сердечной мышцы, регулирование температуры организма и другие. Дисфункцию стволовых структур головного мозга вызывают:

Часто диагноз совмещается с визуальными изменениями - у пациента может наблюдаться изменение лицевых костей, неправильное формирование челюсти. Существует вероятность развития астении, что влияет на речевое развитие. Также возникают проблемы с тонусом мышц, проявляется чрезмерная потливость, слюноотделение.

При своевременной диагностике и корректном лечении последствия нарушений можно обратить, а функциональность хотя бы частично восстановить.

Венозная мозговая недостаточность

Венозная дисфункция характеризуется повреждением сосудистого оттока головного мозга. Может быть вызвана травмой, сердечной недостаточностью. Спровоцировать развитие заболевания может тромбоз вен.

Для данного нарушения характерно наличие головных болей пульсирующего типа, резких скачков давления, мигрени.

Часто головные боли сопровождаются чувством тошноты, рвотой, судорожным синдромом. Другие симптомы:

Диэнцефальные структуры в области риска

Нарушения могут распространяться на разные отделы мозга, что отражается на симптоматике, так при затрагивании промежуточного отдела в области диэнцефальных структур дисфункция характеризуется проблемами с обменными процессами, нарушениями сна и клинической картиной, характерной для иных областей.

Ирритация проявляется раздражением мозга. Симптоматика будет различаться в зависимости от пораженной области. Обычно ирритация является не отдельным заболеваниям, а следствием течения другой болезни (опухоль, нейроинфекция и др.).

Приступы эпилепсии являются итогом дисфункции срединных и стволовых структур головного мозга. Также обнаруживаются нарушения речи, вегетативной системы. При повреждениях нижних отделов могут наблюдаться проблемы с сознанием (путаница с временем), вниманием, памятью.

Далеко идущие последствия

Дисфункция мозговых тканей представляет большую опасность для человека. В частности ствол отвечает за важные процессы в работе всего организма.

При нарушениях в его работе непременно стоит ожидать развитие:

При образовании очага в стволовой части может развиться паралич.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Люди с дисфункцией ствола головного мозга, по данным ABR-иссле-дования (реакции ствола головного мозга на слух, см. главу "Биологические основы аутизма"), обычно имеют некоторые структурные нарушения ствола мозга. Эти нарушения обычно ведут к более длительной передаче импульсов в этой ("низкой") области головного мозга. Слуховые импульсы обычно задерживаются на 15-20% или более. Это скорей всего ведет к расстройству кодирования обычного (быстрого) разговорного языка, которое нуждается в быстрой трансмиссии, передаче нервных импульсов, через ствол головного мозга для эффективного декодирования (понимания) речи со стороны собеседника.

Так, индивиды, страдающие аутизмом, имеющие невысокие результаты по ABR-исследованию (с более длительной продолжительностью трансмиссии подкорковых структур), могут нуждаться в более медленном темпе речи обращающихся к ним людей и в использовании только нескольких слов в определенный отрезок времени для того, чтобы они могли лучше понимать разговорный язык.

В дополнение, наш многолетний опыт показывает, что люди с аутизмом и с нарушением функций ствола головного мозга (по данным ABR-исследования или по данным других тестов, таких как тест пост-механического "нистагма") не очень хорошо переносят музыку (или отдельные виды музыки) по сравнению с теми, у кого нет нарушении функции ствола головного мозга Это очень важно, так как существует широко распространенное мнение, что все люди с аутизмом любят музыку. Это определенно не является правдой. Исследование типа ABR могут иногда служить в целях выявления тех, кто страдает от чрезмерного влияния действия музыки. (В данном случае это, конечно, не говорит о том, что музыка не воспринимается многими людьми с аутизмом и заболеваниями этого спектра).

Многие аутичные люди имеют мышечную гипотонию средней степени т к. их общий мускульный тонус низкий, и в результате этого они могут показаться вялыми и неуклюжими. Дисфункции ствола головного мозга (и дисфункция мозжечка) могут быть причинами такой гипотонии.

Дисфункции мозжечка

Данные нескольких исследований о том, что нарушение функции мозжечка существует во многих случаях заболеваний аутистического спектра могут являться причиной часто присутствующей неуклюжести. Ранее предполагалось что аутизм в какой-то мере ассоциируется с хорошими моторными навыками. Систематические исследования опровергли это предположение, так как многие люди, страдающие аутизмом, имеют в некоторой степени моторную неуклюжесть. Это более явно может быть выражено при синдроме Аспергера. Неспособность координации движений различных частей тела в одно и тоже время, средние моторные навыки, слегка трясущаяся и нестабильная походка (и в большой степени нетерпеливая"), встречающаяся у многих маленьких детей с аутизмом и синдромом Аспергера - все они являются отражением нарушения функции мозжечка. "Неловкий" язык тела во время социального взаимодействия может также вызываться дисфункциями мозжечка.

Нанесения себе повреждений

Многие люди с аутизмом наносят себе физические повреждения. Они бьют себя или ударяются головой о стены, пол или окна. Группа людей, страдающих аутизмом и имеющих тяжелую умственную отсталость, имеет наиболее тяжелые проблемы в этой области. Это те люди, у которых обнаруживаются наибольшие трудности в коммуникации (вербальной и невербальной) с другими людьми. Всегда важно рассматривать возможность скрытого физического нарушения в таких случаях, особенно тогда, когда такие симптомы появляются в первый раз у людей, у которых ранее не было замечено таких симптомов. Сломанная челюсть или кость конечности, инфекция среднего уха, пневмония или аппендицит могут доставить боль в такой мере что человек, страдающий аутизмом, не может справиться с коммуникацией или выразить себя другим образом, кроме как путем нанесения себе повреждений. Иногда попадание в желудок иголок, лезвий бритв, растений могут являться причинами тяжелых нарушений кишечника которые будут выражаться только через нанесение себе большего количества повреждений. Таким образом, в случаях когда встречается такое поведение должно быть проведено врачебное обследование.