Все больше инвалидов стремятся к трудоустройству. Ограничены физически, но не социально: проблемы трудоустройства инвалидов. Квоты рабочих мест


Научные сообщения

Трудовая занятость инвалидов: социально-экономический аспект

В.Н. Козлова

Утрата или снижение трудоспособности, наступление инвалидности коренным образом меняет социальный статус человека и отношение к нему окружающих, нарушает его здоровье, ухудшает его благосостояние, снижает самооценку. Все это сказывается на социальной активности человека, которая тесно связана с отношением человека к труду и проявляется в его поведении и трудовой деятельности.

Отношение к труду определяется субъективными и объективными факторами. К объективным факторам следует отнести содержание и характер труда, которые определяют профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на отношение к труду1. Следует отметить, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность повышения квалификации и заработной платы) у работников складываются позитивные и негативные ценностные ориентации на труд. Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия способствуют повышению производительности труда.

Субъективные факторы - это система ориентаций и мотивов трудовой деятельности. Отношение к труду включает в себя три уровня: отношение к труду как к ценности; отношение к профессии как к определенному виду труда; отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях. Мотивационная сфера субъекта, вовлеченного в деятельность, представляет собой систему мотивов, базирующихся на потребностях человека2. Материальные (физиологические, потребность в жилище и т. д.), духовные (познавательные), социальные (потребности в самореализации, признании и др.) потребности являются основой мотивации профессиональной деятельности каждого человека.

Для сегодняшнего периода в обществе наиболее характерным типом мотивации является инструментальный, ориентация на материальные потребности3.

1 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Социально-трудовые отношения на региональном рынке труда // Человеческий капитал. 2008. № 1. C.164-168.

2 Черемошкина Л.В. Современные проблемы мотивации труда // Ученые записки РГСУ. 2005. № 2. C. 14-24.

3 Ахмадинуров Р.М., Испулова С.Н. Указ. соч. C. 164-168.

Люди с инвалидностью выступают не исключением, а скорее подтверждением этого правила.

В России складывается довольно парадоксальная ситуация, когда на фоне роста объема средств, получаемых страной в результате высоких цен на энергоносители, положение инвалидов в стране систематически ухудшается. В настоящее время это объясняется, в первую очередь политикой государства в отношении инвалидов. Следует отметить, что в 90-х гг. прошлого века Россия попыталась перейти от медицинской модели инвалидности к более прогрессивной социальной модели. Напомним, что в медицинской модели акцент делается на зависимости инвалида от окружающих его людей, все внимание концентрируется на нарушении здоровья, в рамках же социальной модели действия по повышению качества жизни инвалидов направляются на устранение барьеров, мешающих включению инвалидов в жизнь общества. К сожалению, уже в начале XXI в. фактически были ликвидированы даже те незначительные позитивные изменения, которые были достигнуты в 90-е гг. прошлого столетия.

Начало этим изменениям было положено принятием нового Налогового кодекса и ликвидацией всех льгот для предприятий, применяющих труд инвалидов, а эти льготы на деле были единственным реальным механизмом решения проблем трудоустройства инвалидов.

Вторым по значимости фактором, отрицательно влияющим на положение инвалидов, стали принятие и практическая реализация Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, который предусматривает комплексное изменение системы социального обеспечения различных слоев населения. Так, согласно обновленной ст. 21 в редакции закона № 122 квоты устанавливаются для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек4. По статистическим данным, в Алтайском крае организаций с численностью 100 и более работников - оказалось только 1 149.

Третьим фактором, создающим препятствия для реализации инвалидами своего права на труд наравне с другими людьми, стали изменения в технологии освидетельствования инвалидов в бюро медико-санитарной экспертизы. До середины 1990-х гг. в России существовала система врачебно-трудовых экспертных комиссий5. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995 г. ВТЭК были реорганизованы в бюро МСЭ. Законодательство определило коренное изменение функций данных органов, а главное, установило фактически равные основания для определения группы инвалидности практически для всех видов имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности. В последнее время Правительство и, соответственно, Минздравсоцразви-тия совершили очередной поворот и возврат к старому. На первое место среди установленных законом шести видов ограничения жизнедеятельности вновь

4 Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».

5 http://www.index.org.ru/journal/28/html

выдвинулось ограничение способности к труду, и все бюро МСЭ вернулись к функциям, свойственным существовавшим ранее ВТЭК, тем более что с этим был связан размер выплат, получаемых инвалидами. При том, что бюро МСЭ по такой технологии определяют лишь гипотетическую возможность трудовой деятельности, никак не связанную с реальной возможностью трудоустройства, инвалиды массово стремятся получить 1-ю группу инвалидности, которая позволяет получать более высокую пенсию, но совершенно исключает их трудоустройство. То есть вместо стимуляции инвалидов к трудовой деятельности был получен противоположный результат.

Помимо морально-этических оснований заботы государства об интеграции инвалидов в общество, для этого имеются и веские экономические основания. С одной стороны, эффективная трудовая деятельность, потребность в которой, по данным исследований, проведенных в г. Барнауле Алтайского края, имеют 98,5% инвалидов, позволяет им значительно повысить свой жизненный уровень, добиться некоторой экономической независимости (42,8% респондентов), интегрироваться в общество (27% опрошенных)6. С другой стороны - трудоустройство инвалидов позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, компенсировать дефицит рабочей силы на рынке труда. Однако все это до настоящего времени совершенно не учитывается при формировании государственной политики в отношении инвалидов.

Проведенные Санкт-Петербургским институтом проблем МСЭ и реабилитации инвалидов исследования показали, что профессиональная реабилитация инвалидов находится в критическом состоянии. Если в начале 1990-х гг. в стране работало 86% инвалидов 3-й группы и 25% инвалидов 1-й и 2-й группы, что в целом составляет свыше 55% всех инвалидов, то сейчас, по различным данным, работает не более 12-15%. При этом в профориентации нуждается 29,1% (свыше 4,3 млн) инвалидов, в обучении - 9,6% (свыше 1,4 млн), в профессиональной подготовке и переподготовке - 13,9% (свыше 2,0 млн), в трудовой адаптации - 25% (свыше 3,7 млн)7. Одновременно около 80% инвалидов трудоспособного возраста могут и, главное, хотят работать, но реализовать свое право на труд не в состоянии, так как государство фактически самоустранилось от решения этой проблемы. Только в Алтайском крае 51% нетрудоустроенных респондентов претендуют на рабочие места.

Особенности конкретного региона накладывают отпечаток на социальнотрудовую реабилитацию этой категории населения. Так, согласно SWOT-анализу экономики Алтайского края, Алтай - крупный агропромышленный регион с собственной базой стройиндустрии8. Поэтому при разработке программ реабилитации трудоспособных инвалидов необходимо учитывать, что в регионе основное количество рабочих мест сосредоточено в аграрном секторе производства, который требует от работника физической выносливости и определенного уровня теоретической подготовки. Но, к сожалению, нам не удалось найти сведе-

6 Козлова В.Н. Организация социально-трудовой реабилитации инвалидов на муниципальном уровне (по результатам исследования в г. Барнауле). Социология социальной работы: Социальная квалиметрия. Социология социального здоровья. Ежегодник. Вып. 3. М., 2008. С. 192-196.

7 http://www.index.org.ru/journal/28/html

8 Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года.

ний о том, сколько людей с инвалидностью получают высшее и среднеспециальное образование для работы в аграрном секторе производства.

К слабым сторонам экономики края в SWOT-анализе отнесены:

Технологическое отставание промышленных предприятий отдельных видов экономической деятельности;

Кризисное состояние предприятий сельскохозяйственного машиностроения;

Низкий уровень развития сельского хозяйства.

Все это сказывается на количестве и качестве рабочих мест для работников, имеющих ту или иную степень инвалидности.

В ходе проведенного нами в г. Барнауле совместно с Алтайской краевой общественной организацией инвалидов-колясочников «Преодоление-Алтай» второго этапа (2007-2008 гг.) эмпирического исследования, выяснилось, что только 43,2% работающих инвалидов полностью удовлетворены своим рабочим местом, более половины рабочих мест в той или иной степени неудобны для респондентов9. Среди параметров неудовлетворенности своим рабочим местом работающими инвалидами отмечаются: неудобство (12,5%), большие физические нагрузки (8,0%), дневной режим (6,8%), освещение, неприятные запахи, неудобство технического оснащения (по 5,7%), шум, низкая температура воздуха (по 4,0%), наличие вибрации (3,2%).

Среди особенностей региона следует отметить еще одну, очень важную характеристику: треть населения края проживает в сельской местности, что, соответственно, влияет на уровень занятости. Процент зарегистрированных безработных инвалидов, проживающих в сельской местности, остается стабильно высоким в течение последних пяти лет и в Алтайском крае составляет более 55%10.

Еще одной тенденцией, характерной не только для Алтайского края, но и для всего современного мира, можно назвать развитие сферы услуг. Общество, ориентированное на сферу услуг, предъявляет требования не только к квалификации и уровню образования работника, но и требует от работника мобильности и возможности совершенствовать свои умения и навыки в процессе работы и получения новой квалификации. Наличие инвалидности так или иначе ограничивает мобильность человека, что сказывается на его возможности получить образование и дополнительную квалификацию. Профессии парикмахера, повара, 1Т-специалиста и т. д. не приемлют ограничений при работе.

Таким образом, растущие требования к нанимаемому персоналу еще больше снижают шансы инвалидов получить работу, им приходится довольствоваться низкоквалифицированной работой, что еще больше сокращает возможности экономически активных инвалидов реализовать себя в социуме. Основой для разрешения этих противоречий могут служить регулярные исследования, позволяющие понять мотивацию поведения инвалидов и учитывающие особенности конкретного региона. Также исследования могут использоваться в качестве одного из обоснований стратегии адекватного управления региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, занимающихся содействием занятости инвалидов.

9 Козлова В.Н. Указ. соч.

10 http://www.altairegion22.ru/territory/soc_econ/line-it/2010.php

При необходимости прости врачебно-экспертную трудовую комиссию может встать вопрос: как заполнить производственную характеристику для инвалидности? Характеристика будет учтена при необходимости присвоения группы инвалидности.

В специальном бланке нужно будет указать:

  • анкетные данные работника;
  • описание трудовой деятельности (особое внимание уделить срокам работы при повышенной опасности или в тяжелых условиях труда);
  • характеристику условий труда (режим работы, описание трудовых обязанностей);
  • нормы выработки, необходимость командировок;
  • данные о том, на какую должность можно будет перевести сотрудника в случае присвоения группы инвалидности.

Документ должен быть подписан начальниками отдела кадров и юридического отдела и заверен печатью.

Трудоустройство инвалидов

Во многих жизненных сферах инвалиды имеют ограниченные возможности, но если человек не признан нетрудоспособным, он имеет право устраиваться на работу, соответствующую его квалификации и физическим возможностям. Трудоустройство регламентировано государством и, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ст. 64), работодатели не имеют права отказывать человеку в устройстве на работу из-за его физического состояния, а увольнение по инвалидности возможно только при наличии определенных обстоятельств.

Реальность вносит свои коррективы и работодатели, которые хотят избежать проблем, связанных с особенностями оформления рабочих мест для инвалидов, просто отказываются принимать инвалидов на работу, чаще всего — без объяснения причин. В трудовую инспекцию люди с ограниченными возможностями обращаются редко, а если такое и произойдет, штрафа работодатели избежать все равно смогут – им достаточно доказать, что соискателю в чем-то не хватало знаний и опыта для того, чтобы занять предложенную должность.

Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%. При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.

В России же предприниматели скорее выплатят штраф, чем будут тратить время и средства на обустройство специального рабочего места и бытовых комнат. К тому же штрафы не слишком большие: должностным лицам придется заплатить до 5 тыс. рублей; физическим лицам – от 1 до 5 тыс. рублей; юридическим лицам – от 30 до 50 тыс. рублей.

Наибольшие трудности чаще всего возникают как раз из-за необходимости обустраивать для работников-инвалидов специальные рабочие места. Согласно Санитарным правилам, утвержденным государством, особые требования предъявляются к оборудованию, основному рабочему месту, условиям труда, мед. обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работников. Так, например, инвалидам-колясочникам необходимо обустроить специальные пандусы, в здании обязательно должен быть лифт, доступ к рабочему месту не должен быть чем-то ограничен, коляска должна передвигаться по офису свободно.

Льготы и требования

Льготы предоставляются законом №191-ФЗ и Трудовым кодексом РФ на основании справки об инвалидности. Особенности трудоустройства инвалидов касаются следующего:

  1. Увеличенный оплачиваемый отпуск: стандартный отпуск – 28 календарных дней, а инвалиду необходимо предоставить минимум 30 дней.
  2. Отпуск без содержания предоставляется в обязательном порядке: сотрудникам-инвалидам по ст. 128 ТК РФ ежегодно необходимо выделить минимум 60 дней неоплачиваемого отпуска. Обычным работникам организация в таком отдыхе может отказать, инвалиду – нет.
  3. Сверхурочная работа возможна только по соглашению инвалида, обязать его невозможно. Это касается работы в ночное время, в выходные и праздничные дни. Однако, для этого сотрудник обязан предоставить индивидуальную программу реабилитации.
  4. Меньше рабочих часов: продолжительность рабочего времени должно составлять не больше 35 часов в неделю, а заработная плата при этом будет остаться на прежнем уровне.
  5. Компенсация больничного листа работникам-инвалидам проходит в обычном порядке, но не больше пяти месяцев в год и не более четырех месяцев подряд.

Если человек утратил трудоспособность из-за травмы или болезни, больничное пособие оплачивается за весь период нетрудоспособности (до выздоровления или установления инвалидности).

Квоты рабочих мест

Квотирование рабочих мест для инвалидов регулируется ст. 20 №181 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации». Согласно закону, работодатель обязан принимать на работу определенное количество людей с инвалидностью. Чем крупнее организация, тем больше рабочих мест должно предоставляться людям-инвалидам.


Так, если в компании числятся от 35 до 100 сотрудников, квота составляет 3% от среднесписочной численности. Если в компании устроено более 100 человек, квота составляет от 2 до 4%. Отметим, до 2013 года трудовые договора с инвалидами должны были заключать только крупные предприятия – правительство считало, что квотирование для среднего бизнеса затруднит деятельность организаций.

Согласно закону, компании ежемесячно должны предоставлять в службу занятости следующие отчеты:

  • о том, выполнена ли квота рабочих мест для инвалидов;
  • локальные нормативные акты с информацией о том, обустроены ли соответствующие рабочие места;
  • данные о выделенных или созданных рабочих местах.

В некоторых регионах (например, в Тульской, Белгородской, Амурской областях) местные власти подходят к требованиям соблюдения квоты по-разному. Допускается возможность арендовать специальные рабочие места – чаще всего договора заключаются со специализированными предприятиями или с общественными организациями, объединениями людей с ограниченными возможностями. Получается, что инвалиды работают в организации, которая соответствует санитарным нормам, а заработную плату при этом получают от компании-арендатора.

Увольнение по инвалидности

В том случае, если изменение состояния здоровья произошло во время действия трудового договора, это может послужить причиной для увольнения. Основанием может быть справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации. ИПР, как правило, является рекомендацией, и человек имеет право отказаться от выполнения этой программы. На работу он может предоставить только справку об инвалидности, которая помогает получить предусмотренные кодексом льготы.

Стоит отметить, что при сокращении штата инвалиды имеют преимущественные права на сохранение рабочего места, если:

  • квалификация и производительность труда не уступает другим работникам;
  • травма, послужившая причиной инвалидности, была получена на этом рабочем месте;
  • инвалид является ветераном ВОВ или ветераном боевых действий.

Трудовой договор с инвалидом может быть расторгнут в том случае, если работник лишен работоспособности и этот факт подтвержден медицинским заключением. Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если человек далее не может выполнять работу согласно занимаемой должности, у работодателя нет причин продолжать с ним сотрудничество.


Как правило, ограничение трудовой деятельности первой степени допускает работу в прежних условиях, но необходимо уменьшение объемов и тяжести работы. Ограничение второй степени позволяет выполнять трудовую деятельность в специально созданных условиях труда, а при ограничении третьей степени человек считается нетрудоспособным. Увольнение инвалида 3 группы, как правило, допускается редко – ограничения по индивидуальной программе реабилитации обычно несущественные.

При необходимости условия трудового договора могут быть изменены – допускается перевод работника на другую должность, которая будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации. На это необходимо согласие сотрудника и официальное соглашение о переводе, просто так увольнение инвалида 2 группы провести нельзя.

Если в организации нет подходящих условий для продолжения трудовой деятельности или от перевода сотрудник отказался, увольнение будет проведено согласно п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Об увольнении человек должен быть предупрежден заранее, до истечения срока трудового договора он может быть отстранен от выполнения работы. Заработная плата за это время начисляться не будет.

Приказ о прекращении трудового договора будет издан на основании медицинского заключения.

Резюмируя, увольнение инвалида возможно в следующих случаях:

  • при отсутствии вакансий, подходящих по группе инвалидности, вакансий с облегченными условиями труда;
  • по собственному желанию;
  • если состояние здоровья не позволяет дальше выполнять трудовые обязанности;
  • при отказе от перевода на другую должность.

Самыми удобными городами для инвалидов сегодня можно назвать Казань и Сочи. Но и в других городах полным ходом идет работа по созданию необходимой инфраструктуры - например, в Крыму и Севастополе скоро появятся специальные пляжи для людей с ограниченными возможностями. О том, что в ближайшее время изменится в жизни инвалидов, «РГ» рассказал министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Максим Анатольевич, почему именно Казань и Сочи стали образцовыми с точки зрения доступности?

Максим Топилин: Казань по праву может гордиться оборудованием метро и других объектов транспортной инфраструктуры. Конечно же, Сочи - лидер по масштабу и качеству проведенной работы. Все, что возводилось в Сочи с нуля или переоборудовано в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр - транспорт, дороги, спортивные объекты, гостиницы, места общественного питания и так далее, создано с учетом потребностей людей с инвалидностью.

В этом году к Госпрограмме «Доступная среда» присоединились Крым и Севастополь. Уже к следующему летнему сезону на полуострове будут оборудованы некоторые места отдыха, в том числе пляжи, удобные для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. И здесь мы говорим не только о пандусах, но и, например, специальных инвалидных колясках, в которых инвалиды смогут безопасно искупаться в море.

Только что принят огромный закон, который нам позволит делать реальные шаги по исполнению Конвенции о правах инвалидов. Какие самые принципиальные изменения произошли в законодательстве?

Максим Топилин: Закон содержит много новелл, которые помогут обеспечить права инвалидов в реальной жизни. К примеру, впервые будут определены условия доступности среды не для инвалидов вообще, а для конкретных групп в зависимости от нарушенных функций организма. Например, для инвалидов по зрению текстовые сообщения будут дублироваться голосовыми сообщениями. Там, где это необходимо, предусмотрят знаки, выполненные шрифтом Брайля. Инвалидам-колясочникам поможет специально обученный персонал. Особенно это актуально на транспорте.

Нарекания людей вызывают результаты медико-социальной экспертизы (МСЭ). Во многом это связано с тем, что нет конкретных и понятных показателей для оценки нарушений функций организма. Поэтому законом предусмотрено реформирование этой системы. Будут введены новые классификации и критерии МСЭ. Они предусматривают количественную оценку степени нарушения функций у человека. Это даст возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.

С точки зрения законодательства, мы сделали уже все, что необходимо для выполнения Конвенции или будут еще разрабатываться документы?

Максим Топилин: Будут. Причем большинством министерств. Ведомства должны разработать и начать реализовывать в течение переходного периода собственные комплексы мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере установленных полномочий, например, Минтранс - в сфере транспорта, Минкультуры - в сфере культуры и так далее. То есть это своего рода «дорожные карты» создания безбарьерной среды, а также оказания помощи инвалидам при предоставлении услуг. Проекты нормативных актов ведомств будут согласовываться в Минтруде.

Кроме того, одним из ключевых инструментов реализации Конвенции является программа «Доступная среда». Сейчас мы работаем над ее продлением до 2020 года.

Очевидно, что за несколько лет создать повсеместно доступную среду невозможно. Что удалось сделать по программе «Доступная среда» на сегодня?

Максим Топилин: Действительно, в короткий срок повсеместно сделать среду доступной невозможно, тем более что до 2011 года, до начала программы, этой проблемой практически никто не занимался. Но изменения есть: напомню, что на старте, в 2011 году, программа начиналась с трех пилотных регионов. В этом году география программы охватывает уже 75 регионов, включая Республику Крым и Севастополь. Дооборудуются социально значимые объекты: поликлиники, больницы, аптеки, школы, театры и так далее. Напомню, перечни социально значимых объектов определяются с учетом мнения общественных организаций инвалидов - это обязательное условие. Мы ожидаем, что по итогам этого года под нужды инвалидов будет оборудовано более 11 тысяч приоритетных объектов. Всего в этом году на софинансирование региональных программ «Доступная среда» из федерального бюджета было направлено 3,16 миллиарда рублей. Плюс регионы вложили около 3,6 миллиарда собственных средств. Безусловно, это только начало. Наряду с программными способами, необходимо использовать и другие возможности для создания условий доступности, в том числе заложенные законом, о котором я говорил.

Кроме того, актуальным является вопрос организации производства ассистивных и вспомогательных устройств, обеспечивающих доступность - тактильная плитка, подъемники, поручни и другие, а также технических средств реабилитации инвалидов. Такие проекты уже реализованы по отдельным направлениям, но нам предстоит решить этот вопрос системно. Уже сейчас можно сказать, что по отдельным направлениям потребуется привлечение зарубежных партнеров, в основном это касается технически сложных изделий.

Государство постоянно расширяет возможности для трудоустройства инвалидов. Доска объявлений служб занятости пестрит пометками: «вакансия для инвалидов». А сами инвалиды готовы работать?

Максим Топилин: Мы видим, что все больше людей с ограничениями здоровья стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела. На этом сказывается и повышение уровня доступности инфраструктуры в рамках госпрограммы «Доступная среда», а также расширения мер по содействию трудоустройства инвалидов. За последние три года уровень трудоустройства инвалидов вырос с 35 до 42 процентов от численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости. В 2011−2013 годах дополнительно трудоустроены свыше 1,7 тысяч инвалидов в рамках реализации «Доступной среды». Работает механизм квотирования рабочих мест для инвалидов: около 76 процентов квотируемых мест сейчас занято - это 380 тысяч рабочих мест.

С 2009 года федеральный бюджет выделяет средства на оборудование рабочих мест для инвалидов. В 2013−2015 годах по этому направлению должно создаваться не менее 14,2 тысяч рабочих мест ежегодно. На сегодня в среднем нормативы затрат из федерального бюджета на создание одного рабочего места составляют 100 тысяч рублей, тогда как в 2009 году мы начинали с компенсации в размере 30 тысяч рублей. Важно, что рабочие места создаются в основном не на предприятиях общественных организаций инвалидов, а на открытом рынке труда.

Однако уровень занятости инвалидов остается низким: работают только 28,2 процента от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, что почти в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах. Для решения этой проблемы необходимо понимание со стороны бизнеса, что работник с инвалидностью может работать столь же эффективно, что и работник без инвалидности, со стороны инвалидов - что есть куда обратиться за помощью в трудоустройстве, есть реальные вакансии, что работодатель готов платить инвалиду вовсе не минимальную зарплату.

Безусловно, здесь необходимо решать вопрос образования инвалидов. Минобрнауки реализует мероприятия по повышению доступности профобразования инвалидов.

А какая зарплата сегодня у инвалидов?

Максим Топилин: Приведу данные по вакансиям, заявленным в органы службы занятости для трудоустройства инвалидов. 37,2 процента - это вакансии с размером оплаты труда от 10 до 15 тысяч рублей, 25,6 процента вакансий - с зарплатой от 15 20 тысяч, 12,8 процента вакансий - с зарплатой свыше 20 тысяч рублей. Относительно высокий уровень средней зарплаты, предлагаемой инвалидам на квотируемых рабочих местах, по сравнению с уровнем средней зарплаты в регионе - порядка 80 процентов - отмечается в Ивановской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Пензенской областях, Республике Адыгея и ряде других регионов.

Государство тратит очень большие деньги на создание рабочих мест для инвалидов. В результате одно рабочее место обходится порой в 200−300 тысяч рублей. Многие эксперты считают, что это несоразмерные затраты и больше похоже не на «удочку» для инвалидов, а на «рыбу» для организаторов таких рабочих мест. Что вы об этом думаете?

Максим Топилин: Мы подали сигнал работодателям, что инвалид может работать наравне с работниками без инвалидности. Да, на первых порах мы привлекаем работодателей финансово, со временем этот процесс будет происходить без участия государства. Предпосылки к этому есть. Нередки случаи, когда работодатель в создание рабочего места для инвалида вкладывает куда больше, чем государство. Например, брайлевский принтер для слабовидящего человека стоит порядка 150 тысяч рублей: государство дает 100 тысяч, остальное платит организация. Значит, она понимает, что такой работник все равно принесет ему прибыль.

О том, что работодатели постепенно меняют свое отношение людям с инвалидностью, говорят и цифры. По данным органов службы занятости, из 23,9 тыс. инвалидов, трудоустроенных в 2012−2013 годах, в начале 2014 года продолжили работать 20,19 тысячи из них, то есть 84,5 процента. Значит, инвалиды востребованы со стороны работодателей.

Мы также ежегодно проводим опросы среди инвалидов: замечают ли они изменение отношения к ним? Наши замеры показывают, что да, число граждан, дружественно настроенных к инвалидам, из года в год растет. И, как мне кажется, в этом есть вклад, в том числе, социальной рекламы. Сейчас мы финансируем размещение рекламных материалов и производство субтитров в рамках программы «Доступная среда». Для субтитрирования было закуплено и передано телеканалам (Первый канал, Россия-1, Россия-К, НТВ, Карусель, ТВ Центр-Москва) специальное оборудование. Считаю, что в дальнейшем такая практика должна стать общепринятой - для всех телеканалов и прокатчиков фильмов, вплоть до установления специальной квоты по использованию образа инвалида в телепередачах и фильмах.

Особое внимание Закон «О социальной защите инвалидов» уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема инвалидов, в частности организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

В соответствии с федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает инвалидам получение профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и дополнительные гарантии занятости путём разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, проведения обучения по специальным программам, установления квот для приёма инвалидов на работу (в размере не менее 3% среднесписочного состава в организациях с численностью работников более 30 человек). Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости. Пожалуй, самым главным условием для обеспечения занятости инвалидов, является наличие в организации квоты для приема на работу инвалидов и создания для них минимального количества специальных рабочих мест.



Ответственность работодателей за несоблюдение установленной квоты для приема на работу инвалидов определена Положением «О порядке внесения обязательной платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов».

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О занятости населения в РФ». Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой идеи квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого - конкурентоспособность производства на открытом рынке. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную "обходную технологию", когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты. Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Система квот редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах. Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль выполнения квоты. Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство

социологических опросов показывают, что это стремление существует и, что большая часть инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года закрепил положение о том, что государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. По данным Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации, более 60% инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. Результаты анализа, проведённого, в частности, в Тверской области, показали, что 20% впервые признанных инвалидами нуждаются в профессиональном обучении. Потребность в профессиональной реабилитации испытывают 63% всех граждан с ограниченными физическими возможностями, преобладающее большинство которых составляют инвалиды второй и третьей групп.

Необходимость получения профессионального образования устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, даёт медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности. На 1 января 2001 года в стране функционирует свыше 1900 бюро медико-социальной экспертизы и более 300 Главных бюро медико-социальной экспертизы. Однако практика показывает, что этого количества данных учреждений недостаточно. Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Высшее образование становится для этой категории граждан доступнее, в учреждениях среднего профессионального образования перечень специальностей, предлагаемых им для освоения, расширяется прежде всего за счёт современных профессий, конкурентоспособных на рынке труда. Однако в целом по стране потребности инвалидов в профессиональном образовании удовлетворяются далеко не полностью. В некоторых регионах профессиональное обучение инвалидов ведётся лишь по профессиям, не требующим высокой квалификации, только в условиях производства или на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. Потребности инвалидов в профессиональном образовании наиболее полно удовлетворяются в крупных городах, расположенных в промышленно развитых регионах, в то время как в небольших населённых пунктах, в сельской местности проблемы профессионального обучения этой категории населения стоят очень остро.

Трудовое устройство инвалидов - сложный и многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными склонностями, который осуществляется с помощью системы государственных и общественных мероприятий, проводимых на сложившейся организационной основе. Организационной основой трудоустройства инвалидов является его этапность и комплексность.

Первым этапом в процессе трудоустройства инвалидов является экспертиза их трудоспособности и профессиональная ориентация при освидетельствовании в медико-социальной экспертной комиссии. На этом этапе происходит клинико-функциональная и профессиографическая диагностика больных трудящихся, определение клинического и трудового прогноза. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Следующим этапом в процессе трудоустройства инвалидов при определенных условиях и наличии необходимости являются мероприятия по подготовке их к показательным видам труда. Профессиональное обучение имеет особое значение для дальнейшего успешного и стабильного трудового устройства инвалидов с детства. Основные принципы реабилитации инвалидов - раннее начало мероприятий и их непрерывность, индивидуальный подход и осуществление мер реабилитации в коллективе - в полной мере относятся и к трудовому устройству. Подготовка инвалидов к профессиональному труду осуществляется в виде профессионального обучения в учебных заведениях разного типа, в том числе и специализированных, или непосредственно на производстве. Четвертый этап трудового устройства инвалидов включает в себя общеорганизационные вопросы содействия занятости инвалидов, а также последующий контроль их рационального трудоустройства.

Организация труда инвалидов на производстве во многом зависит от характера инвалидности. Специальные меры необходимы для приспособления к труду инвалидов вследствие психических болезней, заболеваний центральной и нервной периферической системы. Организация труда инвалидов зависит не только от характера патологий, но и от степени нарушения функции пораженных систем. Организация труда инвалидов, живущих в городе и в сельской местности, имеют также свои специфические особенности. Трудовое устройство горожан на промышленных предприятиях различных областей обеспечивается специальным комплексом организационных мероприятий. В него входит создание при профсоюзных комитетах крупных предприятий комиссий по трудоустройству инвалидов.

Для обеспечения взаимосвязи подразделений предприятий и должностных лиц, различных служб предприятия, имеющих отношение к трудоустройству контингента работающих инвалидов, выделяется ответственное должностное лицо. На предприятии с небольшим числом работников и, соответственно, инвалидов в их составе, все перечисленные меры осуществляются уполномоченным представителем администрации или непосредственно собственником предприятия.

Важнейшим направлением в организации трудового устройства инвалидов на предприятиях является приспособление производства к трудовым возможностям инвалидов с конкретными формами патологии, создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. К этому направлению работы относится приспособление производственного оборудования к имеющемуся у инвалида дефекту или заболеванию. Ряд организационных и организационно-технических мероприятий, проводимых на предприятиях, обеспечивает подготовку к труду и самих инвалидов. К ним относятся, например, снабжение инвалидов рабочими приспособлениями к рабочим протезам и обучение их пользованию. Важным направлением в организации производства для рационального применения труда инвалидов является использование специальных режимов труда, в том числе предоставления инвалидам возможности работать сокращенный рабочий день, с дополнительными перерывами в течение рабочего дня. В ряде случаев, совершенствование технологии и модернизации производства, исключающие тяжелый физический труд, расширяет возможности рационального трудоустройства инвалидов.

Организационные мероприятия при трудоустройстве некоторых категорий инвалидов включает введение в штат предприятия специального персонала и руководства в процессе производственной деятельности. Некоторые категории инвалидов, из числа высококвалифицированных рабочих, нуждаются не в руководящем персонале, а в подсобной малоквалифицированной рабочей силе для выполнения более тяжелой физической работы, которая стала для них недоступной. Они могут работать и в качестве инструкторов, бригадиров, контрольных мастеров.

Все перечисленные организационные мероприятия могут обеспечить рациональное трудоустройство инвалидов, как в обычных, так и специально созданных условиях и реализуются по мере необходимости на соответствующих предприятиях.

Организация трудового устройства инвалидов в специальных цехах предприятий регламентируются соответствующими положениями с учетом особенностей работающего контингента инвалидов. В специальном цехе для инвалидов с нервно-психическими болезнями практикуются мелкие слесарные, сборочные работы и так далее. В специальные цеха для инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний направляются инвалиды 2 группы. Санитарно-гигиенические условия в таких цехах должны предусматривать оптимальную температуру и влажность помещения, отсутствие запыленности, загазованности, шума и вибрации.

Специальные цеха для больных туберкулезом предназначены для трудоустройства инвалидов 3 группы следствия данного заболевания. В них не могут работать больные с распространенными формами легочного туберкулеза в фазе распада и обсеменения и с явлениями значительных расстройств функций кровообращения и дыхания. Работа в таких специальных цехах не должна быть связана со значительными физическими и нервными напряжениями, неблагоприятным микроклиматом. Продукция должна подвергаться соответствующей дезинфекции. Не допускается выпуск изделий детского обихода, для пищевой промышленности и общественного питания.

Положения о специальных цехах составляются на основании типового проекта и утверждаются местной администрацией с учетом местных условий. Наряду со специальными цехами, трудоустройство инвалидов в специально созданных условиях осуществляется на специализированных предприятиях, в том числе - учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, предприятиях Всероссийского общества инвалидов, а также предприятиях, ранее принадлежавших к системе ликвидированных министерств местной, легкой промышленности и бытового обслуживания, а ныне представляющих

разные организационно-правовые формы и формы собственности, но обеспечивающих инвалидам специально созданные условия труда.

Специализированные предприятия при наличии в их составе не менее 30% инвалидов пользуются налоговыми и иными льготами. Все изложенные выше основы организации труда инвалидов в специально созданных условиях могут быть реализованы в современном производстве и на предприятиях с различными формами собственности. Организация труда на таких предприятиях, в зависимости от характера патологии у работающих контингентов, основывается на тех же принципах, что и в специальных цехах обычных предприятий. Специфические организационные мероприятия проводятся на предприятиях, предоставляющих работу инвалидам в надомных условиях. При организации надомного производства администрация предприятия обеспечивает надомников всем необходимым для их работы, в том числе материалами и полуфабрикатами, а также оборудованием. Для тех, кто имеет тяжёлую форму инвалидности, организуется индивидуальная трудовая деятельность на дому или самозанятость. В основном это ремесленные виды труда, не требующие дорогостоящего оборудования или сырья: рукоделие, шитьё, плетение из лозы, изготовление сувениров и так далее. Уровень организации труда инвалидов в промышленном производстве неодинаков на предприятиях общего типа, на специализированных предприятиях и в специальных цехах, предназначенных для трудоустройства инвалидов с тяжелыми формами патологии. Труд инвалидов, проживающих в сельской местности, до настоящего времени реализуется преимущественно в колхозах и совхозах, в том числе преобразованных в акционерные общества и товарищества разного типа. При этом используются разнообразные формы организации их труда. Ограниченно трудоспособные инвалиды трудоустраиваются на различных должностях и рабочих местах в соответствии с трудовой рекомендацией медико-социальной экспертной комиссии. При наличии в хозяйстве достаточного числа инвалидов из них формируются специальные бригады и звенья, часто при участии пенсионеров по возрасту и здоровых лиц. Широко практикуется надомный труд инвалидов по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также трудоустройство в подсобных цехах и промыслах хозяйств. Важную роль в организации трудоустройства инвалидов, как в городе, так и в сельской местности до последнего времени играли органы социальной защиты. В районных отделах социальной защиты работа по организации трудоустройства инвалидов возлагалась на одного из инспекторов в городских и областных - на работников сектора по трудовому и бытовому устройству инвалидов. Эта работа включала: -

учет инвалидов нуждающихся в трудоустройстве;

Выявление при участии врачей МСЭК на предприятиях и учреждениях с соответствующих территорий и населенных пунктов рабочих мест, профессий и должностей, видов труда, доступных инвалидам, помощь предприятиям в составлении спектров профессий и должностей для преимущественного замещения инвалидами;

Проверку на предприятиях состояния трудового устройства инвалидов и выполнения решений администраций и местных советов по этому вопросу;

Внесение на рассмотрение местной администрации предложений по улучшению и совершенствованию организации труда инвалидов и подготовку соответствующих решений. Работа по организации трудоустройства инвалидов включалась в общий план работы отделов социальной защиты, которые формировали общественные советы инвалидов и пенсионеров по возрасту под руководством сектора по трудоустройству.

В настоящее время в связи с проведением коренных экономических реформ организация трудового устройства инвалидов претерпевает существенные изменения. В соответствии с Законом «О занятости населения РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ» и Указом Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» произошло существенное перераспределение обязанностей в области социально-трудовой реабилитации инвалидов между органами социальной защиты и органами по труду и занятости. На последнее возложена ответственность за профессиональное консультирование, профориентацию, подготовку и переподготовку безработных инвалидов, сохранение и создание для них рабочих мест, их трудоустройство. В связи с этим местные органы по труду и занятости должны осуществлять комплексную программу содействия занятости инвалидов, в которую входят целый ряд разноплановых мероприятий.

Это, прежде всего, расчет дифференцированной квоты для трудоустройства инвалидов на предприятиях разного профиля, льгот и штрафных санкций в зависимости от ее выполнения, подготовка проекта соответствующего нормативного документа региональной или муниципальной администрации. Это развитие акционерных предприятий, кооперативов и товариществ для преимущественного устройства инвалидов при долевом участии фонда занятости. В программу содействия занятости инвалидов входит так же создание специализированной биржи труда инвалидов с компьютерным банком данных о рынке труда, в том числе рабочей силы. Безусловно, необходимо наличие в службах занятости структурных подразделений по работе с инвалидами, укомплектованных подготовленными специалистами. Необходимо также тесное взаимодействие таких подразделений с медико-социальными комиссиями; последние должны давать органам занятости информацию о характере болезни, вызвавшей инвалидность, требованиях к доступному для инвалида труду, потребность в мерах реабилитации и формулировке трудовой рекомендации. Интересен опыт деятельности Департамента ФГСЗН по Томской области в решении проблемы занятости инвалидов. В своей работе с инвалидами он руководствуется Законами РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В 2002 году к услугам областной службы занятости населения обратились 203,9 тыс. человек, это каждый 3 гражданин в трудоспособном возрасте. В качестве ищущих работу, поставлены на учет 52,7 тыс. человек, из них 34,7 тыс. человек (65,8%) получили статус безработного. В истекшем году по сравнению с 2001 годом в 1,5 раза увеличилась численность инвалидов, пользующихся услугами службы занятости, и составила 1373 человека (в г. Томске - 552 инвалида). Статус безработного получили 1226 инвалидов, или 89,3% от общего числа инвалидов, обратившихся в качестве ищущих работу. В начале 2003 года на учете в службе занятости состояли 688 безработных инвалидов (на 68,6% больше, чем в начале 2002г.).

По состоянию на 1 января 2003 г. в общей численности официально зарегистрированных безработных инвалидов 50,3% проживали в сельской местности, тогда как на 1 января 2002 года - 41,7%. Доля женщин в общей структуре безработных инвалидов на протяжении 2 последних лет не изменилась и составила 46,9%. При содействии службы занятости населения в 2002 году были трудоустроены 510 инвалидов, включая лиц, заявивших о своём трудоустройстве после окончания обучения, что на 17,8 % больше, чем за 2001 год. Рабочие места гражданам, имеющим инвалидность, подбирались в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР). В 2002 году Департаментом социальной защиты разработано Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР). Специалисты службы занятости внесли свои предложения по заполнению органами медико-социальной экспертизы ИПР в части профессиональной реабилитации. Однако, на практике осталась проблема расплывчатой формулировки рекомендуемых видов труда в ИПР, что затрудняет нашим специалистам избежать постановки изначально бесперспективных целевых задач по трудоустройству инвалидов. Инвалидам подбираются рабочие места из общего банка вакансий, соответствующие их трудовым рекомендациям и профессиональным навыкам. Однако вакансий, которые могут быть замещены инвалидами, не так много (около 250 вакансий в течение года - 0,5% от общего числа, заявленных в службу занятости). В целях расширения возможности трудоустройства инвалидов служба занятости продолжала работу по реализации программы "Организация временного трудоустройства

граждан, особо нуждающихся в социальной защите" за счет бюджетных средств. В 2002 году на условиях поддержки доходов безработных граждан на временные рабочие места были трудоустроены 248 инвалидов, что составило 48,6% от общего числа трудоустроенных этой категории (в 2001 году - 72 чел.). Из них 162 человека были трудоустроены за счет средств областного бюджета. Наибольшее количество инвалидов трудоустроено в г. Томске - 106 человек, в Колпашевском районе - 35 человек. В г. Томске по договорам с работодателями инвалиды работали бухгалтером, администраторами, социальными работниками в Томском региональном отделении общероссийской организации "Ассоциация Молодых Инвалидов России" "Аппарель", юристом, экспедитором в Томской городской общественной организации инвалидов "Инвет"; историком в Томском региональном общественном учреждении "Комиссия по правам человека"; электромонтером, дворником, сторожем, диспетчерами, медсестрой, бухгалтерами, начальником отдела продаж на предприятиях города. По истечении срока действия срочного договора на постоянной основе в г. Томске были трудоустроены 9 человек.

Томским городским центром занятости населения был заключен договор с Томской региональной общественной организацией родителей и опекунов инвалидов детства "Незабудка", согласно которого были созданы рабочие места для 14 инвалидов детства I, II группы с умственными и физическими недостатками. Инвалиды под контролем воспитателей и реабилитологов выполняли работы по стирке и утюжке белья, уборке территорий, высадке цветочной рассады и саженцев на газоны. Продолжительность работы каждого инвалида составляла от 3 до 5 часов в день (согласно трудовых рекомендаций ИПР).

За 2002 год при содействии Колпашевского городского центра занятости были трудоустроены 30 инвалидов Ш группы по программе "Трудоустройство лиц, особо нуждающиеся в социальной защите". Договоры были заключены со следующими предприятиями: Колпашевское районное общество инвалидов, Судоверфь, муниципальный учебный центр "Школа искусств", Администрация Колпашевского района, детский сад № 20, детский сад "Золотой ключик", Комитет по культуре, молодежной политике и спорту, РЭБ ФЛОТА ПГО, ЗАО "Металлист", Центр социального обслуживания населения, ОАО Автотранспортник, филиал педагогического колледжа, ООО Колпашевские городские дорожные сети, Колпашевская центральная больница, ДК "Лесопильщик", Тогурский детский сад "Ивушка", Тогурская школа, Тогурская Воскресенская Церковь и др.

Инвалиды работали по таким специальностям и профессиям как: бухгалтер, художник-оформитель, рулевой-моторист, продавец, токарь, экспедитор, уборщик производственных помещений, сторож, дворник, сестра-хозяйка. сторож-кочегар, санитарка, рабочий. Из 30 человек, участвовавших в программе, на постоянную работу после истечения срока договора были трудоустроены 10 человек. В г. Северске в рамках реализации названной программы и в соответствии с заключенными договорами были трудоустроены 6 человек, имеющих инвалидность. Из них: 4 человека трудоустроены сторожами, 1 человек - уборщиком служебных помещений и 1 человек - фельдшером. Финансовые затраты на реализацию этого мероприятия в целом по области составили 3098,3 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 1750,2 тыс. руб. (56,5%), областного и местных бюджетов - 1020,1 тыс. руб. (32,9 %), средств работодателей - 328,0 тыс. руб. (10,6%). Безработным инвалидам была предоставлена возможность участвовать в общественных работах. Воспользовались этой возможностью 39 человек. Например, Томский городской центр занятости совместно с Томской клинической психиатрической больницей организовал оплачиваемые общественные работы для трудовой реабилитации инвалидов II и III группы. В рамках договора на условиях поддержки доходов безработных граждан был трудоустроен 21 инвалид. Инвалиды выполняли подсобные работы в пекарне, картонажном и швейном цехах. Для более полной информированности инвалидов по вопросам законодательства о труде и занятости, специалистами службы занятости в здании государственной службы медико-социальной экспертизы оформлен стенд. В городских и районных центрах занятости населения каждый инвалид, обратившийся за содействием в трудоустройстве, получает памятки и рекомендации по активному поиску работы, составленные специалистами службы занятости. Специалисты Томского городского центра занятости установили взаимосвязь со специализированными школами-интернатами г. Томска с целью предоставления более полной информации по вопросам занятости инвалидов, детей-сирот. Например, была организована встреча с выпускниками специализированной школы-интерната №15 для глухих и слабослышащих детей и их родителей. Выпускники получили информацию о

возможных вариантах трудоустройства, порядке и условиях постановки на учет в службе занятости, консультации по вопросам законодательства о труде и занятости.

Новые формы взаимодействия появились между центром занятости г. Северск и Городской общественной организацией Всероссийского общества инвалидов. В рамках "Соглашения о совместной деятельности" с целью обмена опытом по содействию адаптации на рынке труда данной категории граждан, специалисты центра занятости провели семинар по теме "Обеспечение занятости и трудоустройства инвалидов". На семинаре освещались вопросы профессиональной реабилитации инвалидов, порядок и условия признания инвалидов безработными, возможности организации предпринимательской деятельности и профессионального обучения инвалидов. Специалисты центра занятости оказали помощь ГОО Всероссийскому обществу инвалидов в проведении социологического опроса "Уровень правовой грамотности членов городского отделения Всероссийского Общества инвалидов". Помимо выявления уровня правовой грамотности инвалидов, целью опроса являлось и выяснение мотивации к труду у членов Общества инвалидов. В целом, она не высока: около 12% опрошенных имеют работу, более половины (58,1%) опрошенных неработающих инвалидов не желают трудиться. Повышенное желание найти работу показали инвалиды III группы, имеющие общее среднее образование, а также молодежь в возрасте до 29 лет (23%).

Дополнительные гарантии в реализации права на труд инвалидов призван обеспечить Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов". В рамках реализации данного Закона в 2002 году органами местного самоуправления установлена квота на 1091 рабочее место для трудоустройства инвалидов. В службу занятости в счет квот были заявлены 95 рабочих мест. На всех работают инвалиды. На территории области действует Закон Томской области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы". Однако исполнение данного закона идет сложно и не в полной мере. Проблемы, возникающие при реализации закона, дважды рассматривались на заседании Координационного комитета содействия занятости населения (21.09.2001г. и 10.10.2002г.), обсуждались в комитете по труду и социальной политике Государственной Думы Томской области. Исполнение этого закона проверялось областной прокуратурой. Большинство предприятий и организаций не информируют органы местного самоуправления, городские и районные центры занятости населения о создании и сохранении квотируемых рабочих мест. Это не позволяет оперативно решать проблему занятости безработных граждан, относящихся к социально слабо защищенной категории населения.

В 2002 году постановлениями глав администраций муниципальных образований было предусмотрено создание и сохранение более 3,5 тысяч рабочих мест на 422 предприятиях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Постановления не были приняты в г. Томске, г.Северске, Каргасокском и Тегульском районах, в Парабельском районе постановление принято лишь в конце 2002 года. В соответствии с решением Координационного комитета, состоявшегося в октябре 2002 года, Главам городских (районных) администраций было рекомендовано совместно с директорами центров занятости населения в срок до 01.01.2003 г. принять постановление и необходимые нормативные документы по квотированию рабочих мест на 2003 год. На текущий момент соответствующие постановления приняты в 16 муниципальных образованиях. В г. Томске, г. Северске, Колпашевском и Чаинском районах проекты постановлений находятся на согласовании в органах местного самоуправления. Для реализации в полном объеме Закона Томской области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы" участниками Координационного комитета было предложено органам местного самоуправления использовать средства местных бюджетов, выделенных на реализацию районной (городской) программы содействия занятости. На основании договоров, заключенных в установленном порядке, осуществлять возмещение затрат работодателей по оплате труда безработных граждан, трудоустроенных по направлению центров занятости населения в счет установленной квоты. При решении задач социально-трудовой реабилитации инвалидов и его рационального трудоустройства, усилия всех звеньев, принимающих участие в этом деле, будут бесполезны, и эффективность работы будет низка, если сам инвалид не будет активно содействовать этому.

В целях приобретения навыков самостоятельного поиска работы, восстановления мотивации к трудовой деятельности безработных инвалидов, служба занятости осуществляет работу по социальной адаптации граждан на рынке труда путем реализации программ "Клуб ищущих работу" и "Новый старт". Участниками данных программ стали 68 безработных инвалидов. После прохождения социальной адаптации в клубах 18 человек были трудоустроены. Наиболее активно эта работа проводится Томским городским центром занятости населения. Здесь в 2002 году начал работу специализированный клуб "Перспектива" для инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью. Целью деятельности клуба является психологическая поддержка инвалидов, помощь в самореализации, адаптация их к труду в условиях рыночных отношений. Специалистами ТГЦЗН была разработана учебная программа, подготовлены методические материалы. Специально для этого клуба разработан блок занятий "Формирование уверенного поведения", цель которых - научить навыкам

саморегуляции, активизации внутренних ресурсов и коррекции неблагоприятных состояний. Участниками клуба стали 20 человек. После завершения занятий в клубе 30% слушателей приняли решение о приобретении новой специальности и получили направление на профессиональное обучение.

В Колпашевском районе инвалиды принимают участие в работе клуба для безработных "Активный поиск работы".Кроме групповых занятий с ними ведется индивидуальная работа.. Из 13 инвалидов - участников клуба 9 человек нашли работу. В г. Северск впервые в рамках Клуба поиска работы проводились групповые занятия для безработных инвалидов, длительно состоявших на учете в центре занятости. На занятиях рассматривались вопросы психологической поддержки, юридической защиты прав безработных граждан. Группа участников программы клуба была проинформирована об условиях участия в программе активной политики занятости "Организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите". В работе клуба приняли участие 9 инвалидов. В других районах и городах области работа по социальной адаптации инвалидов осуществляется через работу "Клуба ищущих работу", клубов "Выбор", "Бизнес-старт", слушателями которых в 2002 году были 26 инвалидов.

Система профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан является одним из эффективных и мало затратных направлений активной политики занятости инвалидов. В течение 2002 года услуги по профессиональной ориентации получили 51,9 тыс. человек, из них 623 инвалида (в 1, 4 раза больше, чем в 2001 году).Квалификационный уровень инвалидов, обратившихся в службу занятости, остается низким, охватывает узкий перечень профессий и специальностей. В то же время, инвалиды, прошедшие профессиональное обучение, переподготовку или повышение квалификации имеют больше шансов на трудоустройство. Так, из 34 инвалидов, завершивших обучение по направлению службы занятости в 2002 году, 33 человека нашли работу.

В 2003 году на конкурс по размещению заказов на профподготовку безработных граждан была представлена заявка ПУ-12 на обучение инвалидов профессии портной, но этого явно не достаточно. С целью расширения возможностей трудоустройства в 2002 году проводились специализированные ярмарки вакансий для инвалидов. Всего в ярмарках вакансий, в том числе и специализированных, приняли участие 252 инвалида, из них трудоустроились 67 человек. Наиболее активно в этом направлении проводилась работа в г. Томске. В ярмарках приняли участие 130 инвалидов. От промышленных предприятий, учреждений жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, строительства, транспорта были заявлены 39

вакансий для трудоустройства инвалидов. Все вакансии были инвалидами востребованы.