Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нужны ли они обществу? Тесты «Нравственные ориентиры деятельности


В человеке непрестанно борются два начала, из кoтoрых одно влечет eгo к активной деятельности духа. к paботе духовной во имя идеала... а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готoв наложить на нeгo свою омертвляющую руку, как только слабеет eгo дyховная энергия. В борьбе с самим собой. включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Вопросы и задания к документу

1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?

Вариант № 1.

1. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:

а) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке;

б) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;

в) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

г) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.

2. Наукой о морали, нравственности является

3. Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется

б) «золотым правилом нравственности»

в) научным мировоззрением

г) духовной потребностью.

4. Соврешенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях

5. Мыслители, обосновавшие нравственный идеал как универсальный закон природы

г) Аристотель, .

1. Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют.

2. Учение о ценностях.

3. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью.

4. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

1. Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – …

2. Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно – …

3. Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры – …

4. Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки –

Задание:

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

8. Не укради.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Вдову и сироту не обижай».

Индуистские принципы йоги.

1. Ахимса

2. Сатья

3. Астейя

4. Апарибраха

5. Брахмачарья

Из Корана.

Тесты «Нравственные ориентиры деятельности».

Вариант № 2.

1. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?

а) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

б) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;

в) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов;

г) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности.

2. Центральными в этике являются понятия

а) общего и частного;

б) добра и зла;

в) абсолютного и относительного;

г) идеального и материального.

а) Д. Дидро;

б) И. Кантом;

г) К. Каутским

4. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

5. Мыслители – сторонники социального происхождения морали

а) Фома Аквинский, Августин Блаженный;

б) Пифагор, Гераклит, Дж. Бруно, Спиноза;

в) Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер, Дж. Милль;

г) Аристотель, .

Работа с понятиями. Венгерский кроссворд.

Найдите здесь понятия, к следующим определениям:

Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют. Учение о ценностях. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – … Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно - … Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры - … Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки - …

Задание: Ознакомьтесь с заповедями мировых религий. Отметьте идеи, одинаковые или сходные для всех мировых религий: призыв к миру; о помощи нуждающимся; о справедливости; о богатстве; о добре.

Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем.

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

1. Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме меня.

2. Не делай себе кумиров ни на небе, ни на земле, ни под землей; и не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Суббота (день покоя) посвяти его Господу Богу твоему.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй, не изменяй любви и верности, сохраняй чистоту мыслей и желаний.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй, не лги.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Суть этих заповедей Иисус Христос изложил так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Почитай своих отца и мать. Не убивай. Не кради. Не прелюбодействуй. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

«Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его».

«Вдову и сироту не обижай».

«Если найдешь вола врага твоего или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним».

«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним».

«Блажен, кто помышляет о бедном!»

«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца».

«Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступитесь за вдову».

«И будет Он [Бог] судить народы…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»

Индуистские принципы йоги.

Пять обетов Сдержанности – Йама, которые составляют Великий обет – Маха-вратам.

1. Ахимса – не-насилие, не-убийство, не-причинение вреда всему живому в делах, чувствах, словах и мыслях, любовь ко всему сущему.

2. Сатья – правдивость, искренность в делах, чувствах, словах и мыслях.

3. Астейя – не-воровство, не-присвоение чужого.

4. Апарибраха – не-накопительство лишнего, отказ от второстепенного ради главного.

5. Брахмачарья – воздержание, контроль за всеми желаниями, эмоциями, мыслями.

Пять главных обязанностей правоверных мусульман. Пять столпов веры.

1. Верить, что есть только один единый Бог – Аллах, а Мухаммед – его Пророк.

2. Совершать намаз (молиться) 5 раз в день.

3. Соблюдать главный пост с рассвета до заката в течение священного месяца Рамадан всем, кроме малых детей и больных.

4. Тратить пятую часть своего дохода на милостыню.

5. Совершить хотя бы раз в своей жизни хадж – паломничество (путешествие) в святые места – Мекку и Медину.

Из Корана.

«Поистине, Аллах любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям».

«Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха того, что вы нарушаете справедливость. Будьте справедливы».

«А родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, и другу, и путнику».

«Праведники кормят бедняка, сироту и пленника».

«И не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты неверующий»».

«Кто богат, пусть будет воздержан».

«Не будьте неумеренны. Он [Бог] не любит неумеренных».

ТЕ ОРИ Я И МЕ ТО ДО ДОГИ Я С О В Р Е М Е Н Н О Г О О Б Р А 3 О В А Н И Я

В.И.Подобед, доктор педагогических наук,

профессор

ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Общественные процессы и социально-системный кризис, наблюдаемый в современных условиях, актуализируют проблемы воспитания и развития человека. В связи с этим в российском образовании можно констатировать наличие перехода от утилитарной системы, обеспечивающей воспроизводство рабочей силы, к образованию, направленному на разностороннее развитие личности.

Для образовательной системы особо значимым является сохранение и развитие культуры, воспитание гражданственности, социальной и личной ответственности, физического и психического здоровья. Это возможно при создании демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного развития личности на основе индивидуализации образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности.

Современная парадигма образования ориентируется на субъект-субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, создавая условия для самореализации и саморазвития личности.

Следует особо подчеркнуть, что духовно-нравственная составляющая рассматривается как основа формирования человека на любом этапе непрерывного образования. Приоритеты духовного содержания образования на этапе обучения в общеобразовательной, в высшей и профессиональной школе существенно различаются, но неизменным остается сущностное содержание образования - формирование личности человека. Задачами воспитания на современном этапе развития общества являются:

Становление гражданских устоев и терпимости (толерантности) к правовым и гражданским обычаям, уходящим своими корнями в особенности национальных культур субъектов социума;

Интеллектуальное и физическое развитие в гармонии с идеалами общечеловеческих ценностей;

Духовно-нравственное развитие с ориентацией на гуманистические идеалы;

Овладение ценностями общечеловеческой культуры и знаниями, необходимыми для познания мира человеческих и социальных взаимоотношений, в его правовых, юридических формах и гражданских обычаях и нормах; мира культуры и искусства в его доступных для школьника формах.

Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. Требуются повышение эффективности воспитательного воздействия на подрастающее поколение, осознание воспитания как процесса универсального, неотделимого от образовательных задач современной школы, средств массовой информации.

Актуальными задачами культурной и образовательной политики являются воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование нравственных основ и художественного вкуса, потребности в постоянном чтении, поддержка детского художественного творчества. Это будет способствовать развитию духовного потенциала детей и юношества, формированию ценностных мировоззренческих

основ, к которым в первую очередь относятся нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность, экологическое сознание.

Проблема взаимосвязи образования и духовно-нравственного развития человека рассматривается в трудах ученых-мыслителей, педагогов и психологов, таких как Б.Г.Ананьев, А.С.Макаренко, И.А.Ильин, А.Я.Понамарев и другие.

Известный российский психолог Б.Г.Ананьев отмечал, что понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания.

Н.И.Пирогов в своей знаменитой статье "Вопросы жизни" выдвинул идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить высоконравственного человека с широким образовательным кругозором. Он выступал за развитие духовности - сущности человека, его интеллектуальной и нравственной природы. Подобного мнения придерживался И.А.Ильин в своих многочисленных статьях, посвященных исторической судьбе и будущему России. Он отмечал, что образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов.

Представляет несомненный интерес исследования Н.Н.Седовой о морально-нравственной ориентации россиян. На основе анализа результатов социологических исследований ею делается попытка выяснить отношение россиян к самой проблеме морали и морального "здоровья" современного общества, распространенность моральных норм в оценочных и поведенческих установках людей, связь между успешностью социальной активности и нравственными ориентирами человека.

Исследования выявили озабоченность и тревожность значительного числа россиян по поводу ослабления моральных устоев современного российского общества. Более трети респондентов, отвечая на вопрос о том, что стало самой большой потерей для российского общества в результате реформ, отметили падение морали; в числе потерь отмечалось снижение уровня жизни населения.

Негативно россияне оценивают изменения, происшедшие за последние годы в отношениях между людьми и в человеческих качествах. В ходе исследования большинство респондентов отметили рост агрессивности, цинизма и ослабление таких качеств, как честность, доброжела-

тельность, искренность и бескорыстие. Моральное состояние российского общества является сегодня источником тревожности и озабоченности для многих людей.

Развитие и рост гражданского самосознания представляют собой сложный многоуровневый процесс. Необходимым условием развития способности к продуктивному общению является формирование у личности навыков культуры современного рационального сознания, открытости, самокритичности и диалогичности как обязательных предпосылок адекватного отношения к окружающему, осознания своего места, возможностей и ответственности перед обществом.

Важнейшей задачей является формирование качеств, присущих гражданину: гуманистического и культуросообразного миропонимания и мировосприятия; приобретения положительного личностного, социального и эмоционального опыта общения; следования нормам и требованиям культуры гражданских отношений; наличия потребности в развитии и обогащении имеющихся коммуникативных способностей; смысло-жизненного видения социальной реальности, ценностно-смыслового восприятия окружающего мира; осознания гражданственности как высшей социализированной формы субъектности человека.

Проблема духовно-нравственного развития человека предполагает осмысление этапов становления личности в системе непрерывного образования и воспитания.

Заложенное в дошкольном возрасте чувство любви к Родине должно поддерживаться и развиваться в школе. Важно, чтобы дети все больше знали о своем Отечестве и любили его, жили с ним одной жизнью, радовались его радостями и болели его горестями. Патриотизм требует знания Родины со всеми ее достоинствами и недостатками, без всяких прикрас и утаиваний. Изучение истории, ознакомление с историческими судьбами своего народа и биографиями его лучших героев, знание народной жизни и народного искусства, любовь к ним содействуют развитию в человеке неразрывной связи с Родиной.

Воспитание гражданина - это задача не только школы, но и родителей. Обращается внимание родителей на возможности развития способностей ребенка ориентироваться в информационном поле, на культуру жизнедеятельности человека и социальных отношений, любовь как

В.И. Подобед. Образование и духовно-нравственные орентиры человека в современном обществе

главную жизненную силу человека, самосознание и самоопределение в формировании гражданственности как особый личностно и социально значимый феномен, мотивацию достижения успеха.

В соответствии с психологической структурой личностных качеств достоинства человека проявляются в осмыслении своей социальной значимости и основных моральных принципов, в идентификации себя со значимыми другими людьми; в установке на положительное отношение к себе и самоуважение, в наличии привычек поведения, позволяющих быть честным и достойным человеком.

Определенная специфика существует в самом характере самовоспитания взрослого человека.

В силу своей гибкости и необходимости живо реагировать на изменения в социально-экономической ситуации образование взрослых раньше, чем другие подсистемы, столкнулось с требованиями рынка к подготовке и компетентности специалиста. Они пришли в несоответствие с сохранявшимся на протяжении длительного времени узкофункциональным отношением к профессиональному образованию с его жестко-нормативным характером.

Профессиональное образование активно содействует социализации взрослых через освоение профессиональных ролей, углубление профессиональной компетентности и развитие социально-профессиональной мобильности. Общекультурное образование дополняет процесс социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, зафиксированным в лучших образцах мировой культуры, деятельности и общении.

Чем теснее переплетается профессиональное и общекультурное образование, тем в большей степени оно содействует преодолению дезинтеграции сознания и формированию целостности человеческой жизни, а в общественном сознании - выравниванию социальных шансов и уменьшению неравенства людей.

Интеграция профессионального и общекультурного образования означает прежде всего осуществление профессионального образования в общекультурном контексте. Интеграция выступает в качестве одной из насущных задач развития гуманистически ориентированной системы образования взрослых. Подобная задача не может быть быстро решена. Это сложный и

длительный процесс, во многом связанный с глубинными социально-экономическими и социокультурными преобразованиями.

Адаптивное образование взрослых непосредственно связано с имеющими глобальные устойчивые тенденции социальными переменами, присущими не только нашей стране, но и всему мировому сообществу, вызывающими необходимость новых подходов к обучению взрослых. Среди них следует отметить, прежде всего, становление компьютерного информационного общества, расширение спектра видов деятельности человека, быстрое старение багажа знаний, сократившиеся сроки их пригодности для профессиональной деятельности.

Важнейшие цели развития системы опережающего образования взрослых - проектирование специфической учебной среды жизнедеятельности взрослого, определяющей возможности его развития как человека мобильного, компетентного, самореализующегося, творческого, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации, эффективно решать практические задачи и добиваться планируемого результата.

Ведущие принципы опережающего образования и развития взрослых:

Новое понимание общей культуры взрослого в информационном обществе как сочетания гуманистической, научной и технологической составляющих, как базы для организации личной, социальной и профессиональной жизни;

Интеграция культурно-исторических и ценностно - аксиологических аспектов образования, освоение которых позволит осмыслить такие ценности, как познание природы, общества, человека и культуры;

Единство нормативного (социального) и индивидуального, позволяющего личности конструировать индивидуальные образовательные маршруты, осуществлять процесс духовно-нравственного становления;

Развитие смысловой сферы личности; признание ценностно-смысловой сферы в качестве внутреннего условия, опосредующего реальные жизненные отношения человека с миром; его реализация предусматривает приоритетный характер развития мотивационной, ценностно-смысловой составляющей самоопределения человека;

Самоопределение человека как функция активности субъекта, свободно определяю-

щего себя по отношению к целостному ходу жизни;

Преобразование имеющихся и выработка новых личностно-профессиональных смысловых ориентиров, что означает изменения в ценностном сознании человека как закономерные результаты диалектики жизни и предполагает содействие переосмыслению и перестройке личностно-профессионального опыта.

Литература

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х томах. - М., 1980. - С.14.

О проблемах формирования духовного мира подрастающего поколения. - Официальные документы в образовании. - 2002. - № 26.-С. 49.

Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России //Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 46-48.

Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М., 2000.

Седова Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность / / СОЦИС.

2004. - № 8. - С.88-89.

Образование взрослых в современном развивающемся обществе/Под ред. В.И.Подобеда.

СПб.: ИОВ РАО, 2003.

Кадол Ф.В. Нравственное развитие старшеклассников / / Открытая школа. - 2000. -№ 1.

Чигирев В.А. Идеология нравственности / Под ред. П.И. Юнацкевича. - СПб., 2005.

Вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, является базовой проблемой такой науки, как этика. Именно с точки зрения категории добра как высшей ценности и нужно рассматривать их.

В этике вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их функция, решается с помощью определений понятий «духовность» и «нравственность».

Рассмотрим эти понятия более подробно.

Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность - это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Понятие нравственности

Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека - это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.

Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».

Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

Духовное и нравственное воспитание

Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и

О том, как воспитать такого задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

Стратегия воспитания

Существует базовый государственный документ, который называется «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

В этом документе предлагается список духовно-нравственных ценностей, определяется их роль в процессе культурного развития нашей страны, дается понятие того, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль.

Данная стратегия была создана группой ведущих российских ученых.

Сами духовно-нравственные ориентиры человека, их роль в деятельности человека описаны достаточно подробно. Приведем лишь их краткий список, в который вошли такие ценности, как гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость и совесть, воля, вера в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.

Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.

Таким образом, мы постарались дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности людей. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Поэтому духовному воспитанию молодежи призвано способствовать качественное улучшение всей учебно-воспитательной работы. В соответствии со Стандартами на ступенях начального общего и основного общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся является составляющей Образовательных программ всех школ России. Среди личностных результатов освоения программ на первом месте находится формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей и нравственной культуры многонационального российского общества.

И особенно значительную роль в этом отношении приобретает стимулирование педагогами и родителями собственных усилий обучающихся по самосовершенствованию. Давно стала даже крылатой образная мысль: ученик не сосуд, наполняемый знаниями, а факел, который нужно зажечь благородным огнем самосовершенствования.

Известно, что испокон веков костяк общественной нравственности составляли религиозные нравственные постулаты и моральные заповеди. Вот почему культурологическое изучение религии сегодня уже само по себе много дает в совершенствовании нравственного мира людей. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах православной культуры, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение и потому, что характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Нравственная культура дает возможность человеку не только войти в богатый духовный мир мыслей и чувств, но и помогает ему стать свободным и независимым от тех стереотипов, примитивных шаблонов накопительства, зависти, тщеславия, которые, к сожалению, распространены среди морально равнодушных и злых людей.

Конечно, в индивидуальном нравственном совершенствовании многое зависит от работы интеллекта самой личности и осознания ею нравственного смысла жизни. Можно спорить со старым «правилом»: работай над очищением своих мыслей, и если у тебя не будет дурных мыслей, то не будет и дурных поступков. И все же доля истины в нем есть. Не случаен вывод А. Чехова — писателя, так глубоко показавшего многие нравственные проблемы: «В человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . А в своем письме к брату он пишет: «Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня среды, в которую ты попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля». Т.е. одним из важных нравственных ориентиров самосовершенствования писатель считает работу человека над собой. И особенно подчёркивал Антон Павлович Чехов определяющую роль веры в ценности человеческой личности: «Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек…» . При этом веру он рассматривает как способность духа, которая доступна только «высоким организациям». Именно вера человека и моральные заповеди, по мнению А.П. Чехова являются определяющими духовными ориентирами самосовершенствования.

Что же дает человеку нравственная культура, основу которой составляют гуманизм, моральный долг, совесть, достоинство и честь? Прежде всего — способность переживать благородные, нравственные, добрые чувства, просветляющие человеческую жизнь. Именно способность вести истинно человеческую жизнь и не замыкаться в биологических потребностях. Именно собственно человеческие сокровища души начинаются там, где человек включается в мир нравственных мыслей и чувств.

Известно, что эти благородные чувства во многом уже прививаются человеку в результате приобщения к искусству и литературе, которые без преувеличения можно назвать великими учителями нравственного языка. Дело в том, что наиболее наглядно в концентрированном виде человек включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла в искусстве и литературе. Хорошая, тем более потрясшая человека пьеса, кинофильм, художественное произведение — все это, как прожектором, в более яркой форме высвечивает благородные человеческие чувства и мысли. И многие люди, которые, может быть, в сутолоке будней и не обращают внимания на нравственные проблемы, теперь, ведомые талантливым писателем, режиссером, художником или писателем проникают в суть явлений, переживают облагораживающие чувства.

А ведь жизнь богаче любой толстой книги... И умение видеть, понимать и переживать благородные гуманные чувства, эмоции удовлетворения, удовольствия и радости от свершения хорошего дела помогают человеку стать более счастливым.

Разумеется, далеко не каждый человек познает мир нравственных отношений и может быть счастлив, совершая добрые, гуманные поступки. В сознании некоторых людей личное счастье человека ограничено, а то и противопоставлено интересам других людей. Иногда так может показаться потому, что человек не задумывался глубоко над самим собой, своими переживаниями, не сопоставлял своих радостей с тем хорошим, что он сделал людям. Этому может мешать своего рода нравственная глухота. Представим себе, что человек, который не имеет музыкального слуха и к тому же музыкально не образован, приходит на концерт слушать сложную симфоническую музыку. Даже если из вежливости он изображает внимание, ему скучно, он не испытывает наслаждения, которое переживают другие, оказываясь в мире музыки, эмоциональных состояний, эстетических чувств. Так и мир нравственных чувств, тонких и возвышенных переживаний, благородных человеческих устремлений доступен разным людям не в одинаковой степени. Поэтому черствые, равнодушные люди, не понимая этого, как бы обделяют и обедняют себя, крайне ограничивают себя в своем мирке мелких мыслей, в своей самодовольной уверенности, что эгоизм, замкнутость, материальные приобретения и есть смысл и счастье человеческой жизни.

Стремление стать оригинальным, интересным с помощью внешних признаков, бездумная погоня за модой, приобретательство обедняют духовный мир человека, приводят к потере индивидуального своеобразия личности. Вещизм, слепое приобретательство подавляют, подрывают духовные ценности человека, делают его весьма шаблонным, ограниченным. Он и не замечает, как обезличивает и обедняет себя. В результате психология такого человека начинает характеризоваться не только равнодушием к нравственным взаимоотношениям, к другим людям, душевной черствостью, но и определенной агрессивностью в достижении своих приобретательских целей и трусливостью, страхом потерять приобретённое, «выгодную позицию» в жизни. Эгоист, нравственно бедный человек теряет, по существу, много собственно духовного, человеческого. Эту сторону человеческих потерь заметил В. Белинский: «Хорошо быть ученым, воином, законодателем, но худо не быть при этом человеком!» .

Конечно, даже у нравственно развитых людей могут быть те или иные недостатки. И каждый человек в принципе способен далее улучшать и совершенствовать свой духовный мир, включаться в систему нравственных отношений. Для этого надо осваивать язык нравственных переживаний и нравственных мыслей, расширять в первую очередь диапазон добрых человеческих чувств. В основе овладения языком нравственных эмоций лежит стремление и установка не только переживать свои успехи и достижения, а и испытывать радостные, добрые чувства за других людей, за своих близких, друзей, товарищей. Это умение и желание совершать добрые дела, испытывать внутреннее удовлетворение от гуманных поступков, соучаствовать в переживаниях других, радоваться вместе с ними является ещё одним важным ориентиром самосовершенствования.

В психологической основе такого нравственного совершенствования лежит чувство сопереживания, мыслительно-эмоциональный перенос. Особенно наглядна эта способность в семейных отношениях. Редко можно найти человека, который не сопереживал своим близким, мысленно не ставил себя в их положение, не испытывал их эмоций, не радовался их успехам. И не только близким. Наверное, каждый сопереживает не только своим товарищам и родным, но и героям художественных произведений, героям кинофильмов. Вспомним, как тонко и со знанием дела включались Чехов, Достоевский, Лев Толстой в мир героев своих произведений, с какой симпатией к человеку описывают они переживания иногда незаметных и на первый взгляд малоинтересных людей. Глубоко раскрытый в литературе мир духовных переживаний «маленького человека» вызывает глубокие симпатии читателя. А почему же по отношению к своим знакомым, товарищам, родным, другим люди порой не проявляют такой чуткости?! Нет помощников: писателя, режиссера, артиста, которые открывают внутренний мир человека более зримо в художественном произведении. И все же каждый сам может стать «поэтом и художником» души человеческой. Здесь надо самостоятельно всмотреться в другого человека, представить его заботы, потребности, интересы, переживания. Как бы мысленно перевоплотиться в другого. Это помогает человеку выполнять свои нравственные обязанности не столько потому, что от него требуют и могут наказать за невыполнение или он ждет за это награду, а потому, что это доставит ему радость, внутреннее удовлетворение. Как заметил М. Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно» . И напротив, вынужденная добродетель теряет свою цену. «Добро по указу — не добро», — считал Тургенев. Наверное, эти мысли всем нам понятны.

А как важно своевременно заметить добрые ростки лучшего и хотя бы первые попытки человека сделать что-то хорошее. Ведь это так важно - опереться на положительное в человеке! В таком случае используют даже «моральное авансирование», поощрение сверх заслуг, как бы с авансом на будущее. Это своего рода выражение доверия к личности, что она его в будущем оправдает. Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической поэмы». Макаренко, замечательный педагог, доверил бывшему рецидивисту Карабанову значительную сумму денег. Это было не только большое доверие и признание исправления, но и мощный стимул поверить в свои силы, по-настоящему начать новую честную жизнь. Карабанов хорошо выполнил поручение своего учителя и стал его верным помощником.

Ни для кого не секрет, что нравственные основы закладываются, прежде всего, в семье. В воспитании детей полезны специальные знания и умения, нужен личный пример родителей. Радует, когда родители несут своим детям духовность, и возникает уверенность, что они вырастут нравственными людьми. Ошибки в воспитании ребенка, ссоры между родителями по вопросам подхода и требований к нему могут сделать семейную жизнь безрадостной, а результатом такого воспитания чаще всего бывают грубость и плохое поведение маленьких детей и черствая неблагодарность взрослеющих детей.

К сожалению, родители подчас просто не понимают, какими последствиями могут обернуться их необдуманные поступки или даже просто слова. Например, маме кажется ненормальным, что его ребенок столь радуется солнечному лучику, нарядному мотыльку, зеленой травке. Она не приемлет этой, в сущности, мудрой детской жизнерадостности и позволяет себе сделать замечание ребёнку: «Чего ты смеешься, чему радуешься, разве деньги нашел?!» При этом, нужно не забывать, что задача культивирования радостных чувств у детей не означает, разумеется, что надо потакать детским капризам. Как заметил Пьер Буаст: «Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв» [викицитатник].

Нельзя забывать и о влиянии положительных примеров из жизни известных людей. Вспомним пример мужественного отношения к жизни Ирины Триус, автора книги «Жить стоит». Прикованная болезнью к постели, Ирина окончила второй институт, изучила пять языков, стала работать научным сотрудником, вступила в Союз журналистов. Как справедливо писала о ней в «Комсомольской правде» Л. Графова, главная заслуга Ирины в том, что она не стала сумрачным человеком, и мы благодарны ей за то, что она нужнее нам, чем мы ей. Люди приходят к ней за уроками оптимизма. Сама Ирина Триус считает: «Я по-прежнему верю, что счастье человека — в нем самом. И зависит... прежде всего, от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир» .

Таким образом, учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении нравственности надо, прежде всего, заботиться как родителям, так и школьным педагогам. Хочется надеяться, что российский народ обретет духовность и веру. И я глубоко уверена, что весомое слово в нравственном возрождении народа принадлежит учителю.

Литература

  1. Белинский В. Статьи о русской литературе, М.: Владос, 2008, с.239.
  2. Буаст П. Викицитатник.
  3. Графова Л. Против гнева своего //Комсомольская правда от 22.05.1973г.
  4. Макаренко А. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская - М.: ИТРК, 2003. - 736 с.
  5. Тургенев И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: "Наука", 1982. (Стихотворение в прозе Эгоист)
  6. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь. Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. - 2-е изд.-М.: Рус.яз., 1988. - 272с.
  7. Чехов А.П. Дядя Ваня, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том тринадцатый. Пьесы (1895 - 1904). - М.: Наука, 1986. (слова Астрова).
  8. Чехов А.П. Письма к брату, ПСС, М., Огиз - Гихл, 1948, т. XIII, стр. 194.