Чуть пахнет перегретой смолкой. Тема- е а благинина цель- расширить знания детей о жизни и творчестве е. Анализ стихотворения Благининой «Кукушка»


Е. Благинина «Кукушка», «Котенок» Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве Е.А. Благининой; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение. Оборудование: портрет и выставка книг Е.А. Благининой; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, рабочие тетради. Ход урока I . Организационный момент II . Проверка домашнего задания Чтение наизусть стихотворения С. Маршака «Если». III . Введение в тему 1. Беседа - Расшифруйте, что здесь написано.

5

6,5; 6,4; 6,5; 2,3; 1,5 1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 3,3; 3,5; 2,3; 1,5 2,5; 6,4; 1,5; 4,5; 3,4; 2,3; 3,4; 2,3; 1,5 - Ребята, соберите слова из распавшихся букв. АКШУКУК КОНЕТОК (Здесь зашифрованы слова «кукушка» и «котенок». А прочитать их надо справа налево.) - Как вы думаете, что может связывать эти два слова? - Это названия стихотворений, которые мы будем сегодня на уроке читать. Прочитайте, как зовут автора. (Елена Александровна Благинина.) - Какие стихи Благининой вы уже читали и знаете? (Ответы детей.) 2. Рассказ учителя об авторе (презентация) Елена Александровна Благинина (1903-1989) начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы для домашнего театра. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых... восемь лет! всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Александровна рассказала об этом писателю Владимиру Приходько: «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника». ...Половичок линючий - речка, А печка - пышный царский дом... От страха мрет в груди сердечко, Пылает голова огнем. Меня затягивает илом, Заносит медленно песком. А ты зовешь таким унылым, Срывающимся голоском: - Сестрица моя, Аленушка! Палач коварной ведьмой нанят, Костры трещат на берегу. А камень ко дну тянет, тянет Так, что дохнуть я не могу. - Ой, братец мой, Иванушка! - Мы продолжать не в силах действа И плачем громко - в три ручья - От вероломства, от злодейства, От горькой сказки бытия. Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка». IV . Физкультминутка V . Работа по теме урока 1. Чтение стихотворения «Кукушка». Беседа - Прочитаем стихотворение «Кукушка». Как вы думаете, о чем оно? Что вы знаете о кукушках? (Ответы детей.) (Чтение стихотворения учителем.) - Какое стихотворение оно вам напомнило? {Стихотворение С. Маршака «В лесу над росистой поляной...».) - Перечитайте эти стихи, сравните их. Найдите сходства и отличия. (Примерный ответ. Сходство в том, что в них общая тема - о кукушке; их главный герой - мальчик; действие происходит в лесу. Отличия: разное время суток: у Е. Благининой - «неяркий денек», весь день с утра до вечера; у С. Маршака - рассвет, туман, росистая поляна. У Е. Благининой - нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у С. Маршака - светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем. Тема одна, но читать их надо по-разному.) 2. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» 3. Чтение стихотворения «Котенок» учителем - Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закончилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.) - Что вы думаете об этой девочке? - Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.) - О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.) - Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (Потому что она сама их очень любит.) 4. Выразительное чтение стихотворения «Котенок» - Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного котенка? Запишите в рабочую тетрадь. VI . Рефлексия VII . Подведение итогов урока - Чему научили вас прочитанные стихи? - Над чем заставили задуматься? Домашнее задание Повторить произведения раздела «Поэтическая тетрадь 2». Нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин С.Я. Маршак М.Ю. Лермонтов Е.Благинина - Как вы думаете, ребята, с каким поэтом мы сегодня будем знакомиться?

6-5, 6-4, 6-5, 2-3, 1-5 1-5, 6-4, 6-5, 5-4, 6-3, 1-5, 2-3, 5-5, 5-3, 3-3, 3-5, 2-3, 1-5 2-5, 6-4, 1-5, 4-5, 3-4, 2-3, 3-4, 2-3, 1-5 5 А Б В Г Д Е 4 Ж З И Й К Л 3 М Н О П Р С 2 Т У Ф Х Ц Ч 1 Ш Щ Ь Э Ю Я 1 2 3 4 5 6

Елена Александровна Благинина

Елена Александровна Благинина. Попробуйте собрать слова из букв, чтобы узнать названия стихотворений, которые мы будем на уроке читать. А К Ш У К У К Н К Ё Т О К О

Какие стихи вы уже читали и знаете? «Я дома не люблю сидеть» Я дома не люблю сидеть, Мне нравится ходить. Люблю ходить, люблю глядеть, Друзей с собой водить… «Посидим в тишине» Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу… «То-то горе наше! » Мы варили Суп, суп Из перловых Круп, круп…

Тема урока: Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок». Выразительное чтение Цели урока: расширить знания о жизни и творчестве Е. Благининой; понимать смысл прочитанного. правильно и выразительно читать; развивать память, речь, мышление, передавать своё и авторское отношение к изображаемому

Информация об авторе Любовь к сказкам, стихам привила бабушка, Юлия Герасимовна, которая частенько их рассказывала многочисленным внукам. В семье курского железнодорожника Александра Александровича Благинина было 9 детей. В доме часто звучали песни, в обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы.

В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя – Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

Я дома не люблю сидеть Барабанщик Паровоз Уморилась С добрым утром Посидим в тишине Вот какая мама Полюбуйтесь-ка, игрушки! Приходите, поглядите! и т.д. Огонек Форточка Улетают, улетели… Подарок Про хрустальный башмачок Мыльные пузыри Эхо

Е.А.Благинина прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, дразнилки, считалки, скороговорки, песенки, сказки.

Кукушка - символ нахлебника, бездельника. Более распространен положительный символизм кукушки - предвестницы весны, лета или богатства. Ее повторяющиеся крики породили поверье, что, услышав кукушку, нужно потрясти на счастье монетами. Интересно, что у кукушат, уже через несколько часов после рождения в чужом гнезде проявляется так называемый рефлекс «выбрасывания». Другой любопытной особенностью кукушечьей поро­ды является почти полное отсутствие «голоса» у самки кукушки. Немногие, наверное, знают, что кукование в на­ших лесах, к которому мы так привыкли,-дело самца кукушки. Самка же может только издавать не очень слышное «кли-кли-кли».

Работа над стихотворениями. 1. Чтение стихотворения «Кукушка». Кукушка Кукушки голос заунывный Под стать неяркому деньку - Простосердечный и отзывный, С утра до вечера: «Ку-ку!» То близко, то далёко где-то Гуляет по всему леску. И тихо расцветает лето Под это милое «Ку-ку!» Чуть пахнет перегретой смолкой. Лицо подставив ветерку, Лежу, блаженствую под ёлкой И слушаю «Ку-ку, ку-ку!»

Беседа. -Какое стихотворение оно вам напомнило? -Перечитайте эти стихи, сравните их. Найдите отличия. 2. Прочитайте стихотворение выразительно.

Страницы из книги Е.Благининой

3 .Чтение стихотворения «Котёнок». Котёнок Я нашла в саду котёнка. Он мяукал тонко-тонко, Он мяукал и дрожал. Может быть, его побили, Или в дом пустить забыли, Или сам он убежал? День с утра стоял ненастный, Лужи серые везде... Так и быть зверёк несчастный, Помогу твоей беде! Я взяла его домой, Накормила досыта... Скоро стал котёнок мой Загляденье просто! Шерсть - как бархат, Хвост - трубой... До чего ж хорош собой!

Беседа. - Какое настроение у вас появилось о время чтения этого стихотворения? Что вы думаете о девочке? Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? О чём стихотворения Е. Благининой? Как выдумаете, почему она так много пишет о любви к животным? 4 . Выразительное чтение стихотворения. (вложите все свои чувства, которые переживала девочка, по вашему мнению).

От чьего лица ведётся рассказ в стихотворениях «Кукушка» и «Котёнок»? Что ты думаешь о детях? Какие они, как относятся к природе, животным и птицам? О чём стихотворения Благининой? Почему она так много пишет о любви к животным?

Итог урока. - Чему научили вас прочитанные стихи? - Над чем заставили задуматься?


Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

«Кукушка» Елена Благинина

То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое

Чуть пахнет перегретой смолкой.
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю

«Ку-ку, ку-ку!»

Анализ стихотворения Благининой «Кукушка»

Многие современные читатели выросли на произведениях Елены Александровны Благининой (1903 – 1989). Наверное, каждому ребёнку читали её знаменитые стихи «Голышок-малышок», «Вот какая мама!», «Гори-гори ясно!» и «Посидим в тишине». Перу поэтессы принадлежат трогательные и добрые стишки не только для самых маленьких, но и для подрастающих деток. Например, произведение «Кукушка» будет интересно тем ребятам, которые уже пошли в школу.

В этом стихотворении автор рисует нехитрую картинку: душистый хвойный лесок, ласковый летний ветер, лирический герой лежит на мягкой травке и слушает песню кукушки. «Кукушка» легко переносит самого читателя в солнечный летний полдень и позволяет ему своими ушами услышать все те звуки, которыми богат русский лес. Этот эффект возможен благодаря игре звуков, достигнутой с помощью особой поэтической фонетики и таких приёмов, как аллитерация и эпифора.

Основной способ, который использует поэтесса, — это эпифора. Каждое из трёх четверостиший завершается подражанием голосу кукушки – «Ку-ку!». В последней строфе выражение удваивается, чтобы совпал размер строчек. Четырёхстопный ямб вносит в стихотворение мягкую ритмичность.

Кроме прямого включения звуков в текст произведения поэтесса наполняет его шелестом ветвей и шёпотом травы, повторяя потрескивающие сочетания согласных «ст», «ск» — «простосердечный», «стать», «леску»; отзвуками эха («это», «то», «лето», «где-то»): «То близко, то далёко где-то…»

Цветовая палитра стихотворения отличается мягкими пастельными красками. Действие происходит летом, а лирический герой ищет отдыха и тени под деревом, то есть, читатель может догадаться, что день довольно жаркий. Поэтесса упоминает запахи: «Чуть пахнет перегретой смолкой.»

Значит, солнце стоит высоко и ярко освещает всё вокруг, раз даже капли смолы подтаяли и начали источать хвойный аромат. Но, несмотря на сияние небесного светила, цвета окружающей природы приглушены. Словно сонное марево размывает очертания и краски предметов:
Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку…

В этом произведении есть всё, чтобы перенести воображение юного читателя в атмосферу солнечного тягучего летнего дня. Оно наполнено голосами птиц и пением ветерка, можно вдохнуть его запах, увидеть мысленным взором милый сердцу родной пейзаж.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-06-20

Заказать написание уникльной работы

Конспект урока чтения в третьем классе школы пятого вида

Тема: Е. А. Благинина

Цель: расширить знания детей о жизни и творчестве Е. А. Благининой

Задачи:

1) учить анализировать текст,

2) знакомить с биографией Е. А. Благининой,

3) познакомить с произведениями Е. А. Благининой «Кукушка» и «Котёнок»,

4) обучать понимать смысл прочитанного,

5) развивать связную речь,

6) развивать навык выразительного чтения,

7) формировать умение внимательно слушать одноклассников.

Ход урока:

1. Здравствуйте.

2. Проверка д/з.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На дом было задано выразительно читать стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Если». Будем читать по цепочке, следите за текстом.

3. Откройте учебник на стр. 120.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дима, прочитай, с каким писателем мы сегодня познакомимся.

4. Биография Е. А. Благининой на слайдах

Слайд № 1 .

Над рожью, дождиком примятой,

Стоит денёк почти сквозной.

Орловский ветер пахнет мятой,

Полынью, мёдом, тишиной…

Автор этих строк, уроженка орловской деревни Елена Благинина. Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же — в годы студенчества — появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт ;font-family:"Arial";color:#808080;background:#ffffff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;font-family:"Arial";color:#808080;background:#ffffff" xml:lang="-none-" lang="-none-">

Слайд № 2. В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина. Она уделяла много внимания переводам произведений украинских, молдавских и татарских поэтов. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.

Слайд № 3 . «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает один литературовед, работавший тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.

Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.

5. Работа над стихотворением «Кукушка»

Я прочитаю вам стихотворение «Кукушка».

Под стать неяркому деньку –

Простосердечный и отзывный,

С утра до вечера:

«Ку-ку!»

То близко, то далёко где-то

Гуляет по всему леску.

И тихо расцветает лето

Под это милое

«Ку-ку!»

Чуть пахнет перегретой смолкой…

Лицо подставив ветерку,

Лежу, блаженствую под елкой

И слушаю:

«Ку-ку, ку-ку!»

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какое стихотворение оно вам напомнило? (Самуила Яковлевича Маршака «В лесу над росистой поляной» )

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Давайте перечитаем оба стихотворения, чтобы сравнить их.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В чём сходства этих стихотворений?

Общая тема – о кукушке,

Главный герой – мальчик,

Действие происходит в лесу.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В чём отличия этих стихотворений?

Разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера;

У Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем.

6. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» детьми.

7. Физминутка

8. Работа над стихотворением «Котёнок»

Послушайте стихотворение Благининой «Котёнок» (аудиозапись)

Я нашла в саду котёнка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде...

Так и быть, зверёк несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта...

Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!

Шерсть – как бархат,

Хвост – трубой...

До чего ж хорош собой!

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">От чьего лица ведётся повествование? (от лица девочки )

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (сначала стало грустно, жаль котёнка, но закончилось всё хорошо, радость )

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что вы думаете об этой девочке?

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (дети рассказывают )

9. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О чём стихотворения Елены Александровны Благининой? (о животных )

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (потому что она сама их очень любит )

10. Выразительное чтение стихотворения «Котёнок» детьми

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Постарайтесь вложить те чувства, которые переживала девочка, по вашему мнению .

11. Итог урока

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Чему научили вас прочитанные стихи? (любить природу, животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду )

12. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению .


Заказать написание уникльной работы