Есенин сергей - с добрым утром. «С добрым утром», анализ стихотворения Есенина


Анализ стихотворения "С добрым утром!" С.Есенин. Буду благодарен

Это картина жизни. Блистающая, красочная природа во всём своём расцвете и великолепии. Вся картина обладает своёйством "природа-человек".

Вся есенинская поэзия насыщена метафорами, олицетворениями и прочими средствами художественной выразительности, без которых в этом стихотворении нет и строчки.

«задремали звезды», «улыбнулись …березки», «растрепали …косы», «крапива обрядилась», «шепчет шаловливо»-олицетворения.

В сознании читателя существует мысль о пробуждении природы к жизни, а вернее ото сна. Не даром стихотворение называется именно так!

«зеркало затона», «горят …росы», «сетку небосклона»-метафоры.

Образы природы изображаются эпитетами, вернее с их помощью:

Словами «улыбнулись сонные березки»,«растрепали шелковые косы»,«шепчет шаловливо» поэт пытается показать нам то, что природа живая, то есть Есенин использует олицетворения и эпитеты. Автор даже обычную крапиву изображает кокетливой красавицей-шалуньей.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
«С добрым утром!»

«звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы».

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

Также в стихотворении присутствует аллитерация, то есть повторы (ш) и (с).

Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Стихотворение «С добрым утром!». написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка, наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы, которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении «С добрым утром!» именно березы являются одним из ключевых персонажей, «оживших» по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы». То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его «зелеными сережками» и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

Обладая ярким поэтическим талантом, Сергей Есенин без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи. К примеру, в стихотворении «С добрым утром!» на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива «обрядилась ярким перламутром». И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.

Анализ стихотворения Сергея Есенина «С добрым утром»

С.Есенин вырос в сельской местности и все его творчество окутано лирикой. Он очень любил природу и сравнивал человеческие чувства с природными явлениями.

Поэт переносит характер и поведение человека на элементы пейзажа. Произведение «С добрым утром» отображает направленность всего творчества народного поэта. Автор одушевляет деревья и небесные тела.

Казалось бы, обыденный рассвет поэт видел через призму своей фантазии и творческой сущности бытия. Лучи солнца олицетворяют зарождение новой жизни, пробуждение всего живого. Как деревенский мальчишка, поэт с раннего детства рано вставал.

В сельской местности все жители поднимаются очень рано. Для С.А.Есенина утро имело особое значение. Уже проживая в Москве, он каждый день вставал рано и работал. Именно организованность позволила поэту написать множество произведений. Утром просыпалась природа, начиналась жизнь и приходила муза к великому поэту.

Некоторые люди даже не наблюдают восход солнца. Для С.А.Есенина это было чудесное явление. Он описывает его как необычное событие, которое преобразует весь мир. В стихотворении в образе исконно русского дерева читается образ молодой девушки. Она тоже просыпается ранним утром и расцветает.

Автор украшает «березу» каплями росы и «зелеными сережками». Таким образом, поэт подчеркивает красоту русских девушек и их естественность. В таком образе девушка как бы вросла корнями в русскую землю и именно здесь полна энергии, жизни и красоты.

Совмещая природу и обычные жизненные вещи, С.А.Есенин показывает силу единства. Вроде бы береза и заводь, а недалеко обычный деревенский забор. Просто часто люди за обыденностью вещей не замечают красоту окружающего мира.

С.А.Есенин наполняет стихотворение метафорами и сравнениями. Это позволяет читателям в полной мере оценить красоту окружающего мира, который не все замечают. Повторы звуков [ш] и [с] создают своеобразное шуршание легкого утреннего ветерка и в полной мере передает атмосферу.

В образе крапивы автор изображает сварливую и «колючую» соседку, которая живет практически с каждым читателям. С.А.Есенин преобразовал образ и он уже не выглядит таким устрашающий. Таким образом, автор показывает, что самые неприглядные черты характера могут измениться. Практически все строфы начинаются с глаголов. Это создает ощущение движения и жизни.

«С добрым утром!» С.Есенин

«С добрым утром!» Сергей Есенин

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!»

Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Стихотворение «С добрым утром!», написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине. Небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка . наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.

Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», уступив место дневному светилу. После этого «задрожало зеркало затона», на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником жизни, который дарит тепло и «румянит» небосклон. Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.

Особое место в творчестве Сергея Есенина занимает образ русской березы . которая выступает в различных ипостасях. Однако чаще всего поэт приписывает ей черты юной хрупкой девушки. В стихотворении «С добрым утром!» именно березы являются одним из ключевых персонажей, «оживших» по воле автора. Под воздействием теплых солнечных лучей они «улыбнулись» и «растрепали шелковые косы». То есть, поэт умышленно формирует у читателей привлекательный женский образ, дополняя его «зелеными сережками» и каплями росы, сверкающими, словно бриллианты.

Обладая ярким поэтическим талантом, Сергей Есенин без особого труда совмещает в своих произведениях волшебство русской природы и вполне обыденные, повседневные вещи . К примеру, в стихотворении «С добрым утром!» на фоне ожившей заводи и девушки-березки автор описывает обычный деревенский плетень с зарослями крапивы. Однако даже это колючее растение, которое у Есенина также ассоциируется с барышней, поэт наделяет первозданной красотой, отмечая, что крапива «обрядилась ярким перламутром». И этот необыкновенный наряд словно бы преобразил жгучую красавицу, превратив ее из злобной и сварливой фурии и светскую кокетку, которая желает случайным прохожим доброго утра.

В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверосиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил «за кадром» многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание «С добрым утром!», адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.

«С добрым утром», анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «С добрым утром» было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.

«Певец родной деревни», «русской природы» - эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там - в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.

«С добрым утром» - лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет - спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено (чтобы не сказать - перенасыщено) изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.

С самого начала завораживает аллитерация . «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» - семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению - автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.

Во второй строфе - развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись» . «растрепали» . «шелестят» . «горят» . Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.

И третья строфа - явная кульминация и одновременный финал. «Заросшая крапива» описана выразительными, даже броскими словами: «обрядилась ярким перламутром» . далее следует олицетворение «качаясь, шепчет шаловливо» . и наконец - прямая речь, три слова, раскрывающие суть описываемого явления: «С добрым утром!» Несмотря на то, что эта же фраза вынесена в название, она всё равно остаётся до некоторой степени неожиданной. Это ощущение рождает сокращённая последняя строка - четыре ударных слога вместо десяти. После плавного ритмичного повествования они будто бы будят читателя, автор поставил последний энергичный мазок на холст: природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется!

Стихотворение написано пятистопным ямбом . хотя при прочтении размер кажется сложным благодаря чередованию ударных и безударных стоп. Каждая строка начинается с безударной, затем разбег до середины из двух ударных, и снова пауза. Поэтому ритм стихотворения будто укачивает, убаюкивает, усиливая ощущение предрассветной тишины.

Перекрёстная рифма . наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению - спокойное чередование в спокойном повествовании.

Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.

Эпитеты «золотые» . «серебряные» . «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали» . «берёзки улыбнулись» . «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.

Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона» . которую «румянит свет» - россыпь розовых перистых облачков на востоке.

После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!» . повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.

Слушать стихотворение Есенина С добрым утром

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения С добрым утром

Ж.ЖИТЕЛЕВА,
В.ЖИТЕЛЕВ,
школа № 19,
г. Люберцы,
Московская обл.

Медленное чтение стихотворения Есенина «Задремали звезды золотые...»

Понятие о метафоре

Целью урока , методическая разработка которого предлагается вниманию учителя-словесника, является обучение шестиклассников углубленному пониманию текста произведения на лингвистическом уровне. Это возможно на стыке двух школьных дисциплин – русского языка и литературы. По нашему мнению, в средних классах необходима серия уроков, решающих эту задачу. Ведь конечная и главная цель литературного образования школьников – воспитание у подростков интереса к художественной литературе в ее лучших образцах и глубокого понимания словесного искусства.

Занятие проводила Ж.И. Жителева.

До начала урока на классной доске записываются слова:

залив, затон, заводь
рядиться, нарядиться, обрядиться
небосклон
плетень
сережка
перламутр

ХОД УРОКА

Предварительная работа с лексикой стихотворения

В нашем языке (впрочем, как и во всех языках) постоянно идет процесс исчезновения одних слов и появления других. Это связано главным образом с изменением условий жизни людей.

Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое создано не так уж давно, менее ста лет назад. В этом небольшом стихотворении встретим слова, о которых нельзя сказать, что они исчезли из русского языка, но, к сожалению, они уже мало кому известны.

Я сказала «к сожалению», потому что слова, уходя из языка, обедняют нашу речь и уносят с собой частичку души нашего народа, то есть мы с вами лишаемся отчасти того духовного наследия, которое создавалось предшествующими поколениями наших соотечественников.

Вот три слова: залив, затон, заводь . Одно из них – залив – должно быть знакомо вам: на уроках географии слышали его. Что оно означает? (« Часть водоема, например, моря, выступающая в сушу» ).

Слова затон и заводь близки к нему по своему значению. Почему это так, мы поймем, когда подберем родственные им слова. Назовите глаголы, имеющие общий корень с существительным залив. (Заливать, лить.) Не догадаетесь ли сами, какие глаголы родственны существительному затон ?.. По аналогии с цепочкой однокоренных слов залив – заливать – лить постройте ряд слов, родственных существительному затон. (Затон – затонуть – тонуть.) Затоном называют залив реки.

Нетрудно догадаться, от какого слова происходит существительное заводь . (От существительного вода.) Существительное заводь, как и существительное затон, означает «залив реки».

Глаголы: рядиться, нарядиться и обрядиться обозначают одно и то же, но лишь один из них входит в наш активный словарный запас. Назовите этот глагол. (Нарядиться.) Остальные теперь уже устаревшие слова и употребляются крайне редко.

Слово небосклон кому-нибудь из вас знакомо?.. Значение этого существительного подсказывают слова, из которых оно состоит. А из каких слов оно состоит? (Из существительных небо и склон.) Слово склон надо объяснять?.. Что оно означает, например, в выражении склон холма ? («Наклонная поверхность холма»). Так как же объяснить себе значение слова небосклон ? («Это часть неба вдоль горизонта, которая имеет кажущийся уклон»). Проверим свое толкование по толковому словарю. В Словаре русского языка Ожегова прочтем: «Часть неба над горизонтом».

Слово плетень знакомо вам? Назовите однокоренные слова к этому существительному. (Плести, сплетать.) Плетнем называют изгородь, сплетенную из прутьев и ветвей.

Теперь о слове сережка . Вроде бы и нечего здесь сказать: украшения в ушах видели все. А вот видели ли вы сережки на березах? Выражение сережки березы слышали? Что называют сережками березы ? (Соцветия мелких цветов березы.) Здесь мы наблюдаем интересное языковое явление: название одного предмета переносится на другой предмет, потому что людьми подмечено между этими предметами что-то общее, похожее. Удивительным свойством языка – переносить название с одного предмета или явления на другой предмет или явление – часто пользуются поэты.

Нам осталось прояснить еще одно слово – перламутр . Как вы думаете, это исконно русское слово или оно заимствовано из какого-нибудь иностранного языка?

Из словарей мы узнаем, что оно заимствовано из немецкого языка и означает вещество, из которого состоит внутренний слой раковин. Перламутр обладает переливчатой радужной окраской и применяется для изготовления украшений. Из перламутра образуется жемчуг в раковинах.

Чтение стихотворения. Беседа с классом

Теперь внимательно послушайте стихотворение замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Оно небольшое, но таит в себе много загадок для малоопытного читателя, поэтому может оказаться для некоторых из вас непонятным, а значит, и неинтересным. Но эти загадки обернутся сверкающими поэтическими гранями.

Учитель читает стихотворение.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!».

Откройте учебник* на стр. 317. Перед вами стихотворение Есенина. Как видите, оно без заголовка. Можете ли вы дать название стихотворению? Какая строчка подсказывает нам заглавие стихотворения? (Последняя: С добрым утром! Стихотворение можно назвать «Утро».)
А не скажете ли, какое утро рисует поэт: до восхода солнца или когда солнце уже взошло? Обратите внимание: свет румянит сетку небосклона. Когда солнечный свет может румянить небо? Когда зорька может быть красной, румяной? (До восхода солнца.)
Как вы думаете, утро какого времени года описывается в стихотворении: весны, зимы, лета, осени?
В целом содержание стихотворения ясно. Но давайте перечитаем его еще раз, чтобы глубоко проникнуть в каждую строчку этого небольшого произведения.

Задремали звезды золотые.

Скажите: могут ли звезды задремать? (Не могут.) Тогда какой же смысл заключают в себе слова задремали звезды ?
Как вы думаете, в прямом или переносном значении употреблен здесь глагол задремали ? (В переносном.) Придумаем предложение, в котором этот глагол будет употреблен в своем прямом значении, например: Ребенок задремал . Представьте себе, что вы видите ребенка, который задремал. Наверное, у каждого из вас возникнет при этом такая мысль: вот ребенок бегал, прыгал, играл, резвился и, наигравшись, успокоился, угомонился, затих, задремал .
А теперь вернемся к выражению задремали звезды . Скажите, одинаково ли светят звезды ночью и утром? (Ночью звезды сверкают ярко, они лучисты, крупнее, интереснее; к утру тускнеют, кажутся спокойными, вроде бы задремали.) Так одним обычным словом, но употребленным в переносном значении, поэт заставляет нас увидеть ночные и утренние звезды и сравнить их между собою, рисует картину окончания ночи и приближения утра.

Задрожало зеркало затона.

Разве у затона есть зеркало? Что же названо зеркалом затона ? (Поверхность воды затона.) Название одного предмета – зеркало – перенесено на другой предмет – поверхность воды. Какое же свойство водной поверхности выделяет поэт, называя ее зеркалом? (Способность отражать свет, подобно зеркалу.) Автор заставляет читателя увидеть это огромное водное «зеркало».
Еще раз перечитаем эту строчку...
Слова дрожь, дрожание, дрожать мы с вами хорошо знаем. Может ли водная поверхность водоема дрожать ? (Не может.) Выходит, и глагол задрожало употреблен не в прямом значении? Как же понимать эту фразу? (На водной поверхности затона появилась рябь, то есть мелкие волны.) А знаете ли вы, из-за чего появляется рябь? Легкий ветерок ранним летним утром – признак теплого, солнечного дня.

Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Представляете ли вы в своем воображении сетку небосклона ? Как можно на живописном полотне проиллюстрировать слова свет румянит сетку небосклона ? (Между легкими облачками, окрашенными в красный и розовый цвета, в разных местах проглядывает голубое небо.)

Брезжит свет на заводи речные.

Надо объяснять глагол брезжит ? О раннем утре, когда после ночной тьмы только что начинает светать, говорят: брезжит рассвет, брезжит заря, брезжит свет . Читая стихотворение, мы видим брезжущий рассвет не только на небосклоне, но и в «зеркале» заводей.

Перечитаем целиком и выразительно первую строфу. Поэтической картине постепенного наступления утра будет соответствовать спокойное, размеренное чтение.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.

В этом предложении только одно слово употреблено в прямом значении. Какое? (Березки.) Я перечитаю предложение, пропустив в нем слово березки , а вы скажите, о ком или о чем в нем речь.

Улыбнулись сонные, растрепали шелковые косы.

О ком так можно сказать? (Только о девушках, или, выражаясь языком народного поэтического творчества, о красных девицах.)

Девичьи косы, даже растрепанные девичьи косы, каждый из нас без труда представит в своем воображении; а кто скажет, что такое косы березы ? (Это тонкие длинные ветви, свисающие с сучьев березы.)

Березы ли растрепали свои ветви-косы? (Ветви берез треплет ветер, тот самый ветерок, от которого задрожало зеркало затона.)

В каком же смысле здесь употреблено прилагательное шелковые ? (В смысле «красивые».) Вспомним первую строчку стихотворения: звезды золотые. Прилагательное золотые в этом выражении имеет то же самое значение; какое? (Красивые.)

А как вы понимаете выражение сонные березки ? Они «задремали», как и звезды? (Не «задремали», а, напротив, «проснулись», однако не отошли еще полностью от ночного сна.) Проснулись – и с радостной улыбкой встречают наступление нового дня! Совсем как люди! Совсем как девушки!

Прочитаем вторую строфу целиком...

Горят серебряные росы . Как это вы себе представляете? (На березках сверкают капельки росы так ярко, словно бы горят.) В каком смысле употреблено прилагательное серебряные ? (Серебристого цвета, красивые.) Капли росы, освещенные солнцем, сверкают всеми цветами радуги, а не освещенные солнцем имеют серебристый цвет.

Прочитаем последнюю строфу...

Крапива обрядилась ярким перламутром. Что бы вы изобразили на картине? (Крапиву в сверкающих каплях росы.)

Размышления о прочитанном. Понятие о метафоре

Теперь, когда стихотворение прочитано, поразмыслим о прочитанном. Поразительный факт: самые обычные слова (задремали, зеркало, сетка) потребовали от нас напряженной работы мысли.
Вот мы с вами нарисовали словесно картину к фразе Крапива /обрядилась ярким перламутром . Как видите, перламутром назван вовсе не перламутр, а роса, то есть название одного предмета – перламутр – перенесено на другой предмет – росу. Слово, переносящее название одного предмета на другой предмет, в языкознании называется метафорой . Греческое слово метафора и означает «перенос».
Отыщем другие существительные-метафоры в стихотворении. Что называет поэт зеркалом ? Название одного предмета – зеркало – перенесено на другой предмет – поверхность водоема. Существительное зеркало в данном случае является метафорой.
Смотрим следующие две строчки. Каждый из нас хорошо знает, какая вещь, какое изделие называется словом сетка. А в стихотворении что названо сеткой? (Своеобразный рисунок расположения облаков на небе.) Вот еще одно существительное, употребленное в метафорическом значении.

Какое слово заменено словом косы ? (Существительное ветви.)

Метафора ли существительное сережки в сочетании сережки берез ? До сих пор мы имели дело с метафорами, созданными самим поэтом: зеркало затона, сетка небосклона, косы березок, перламутром названа роса. Теперь же мы встретили метафору, которая существует в русском языке, так что можно не заметить метафоричность этого слова. Загляните в толковый словарь русского языка, и вы без особых усилий обнаружите немало выражений, в которых существительные употребляются в метафорическом смысле. Например, в словосочетаниях глазное яблоко, дверная ручка, нос корабля, хвост поезда, ножка стола, спинка стула и многих-многих других. Подобные выражения являются настолько обыденными в нашей речи, что мы и не ощущаем заключенной в них метафоры.

В стихотворении есть и метафоры-прилагательные. Прилагательное, употребленное в метафорическом значении, переносит признак, свойственный одному предмету, на другой предмет.
Может ли быть сонным неодушевленный предмет – дерево? В данном случае березкам приписывается свойство живых существ. Ветви берез названы шелковыми . Метафора ли это? А прилагательное серебряные в выражении серебряные росы ?
Можно ли считать метафорой прилагательное золотые ?

Какой общий смысл заключен во всех трех прилагательных: золотые, шелковые, серебряные ? (Красивые.)

Стихотворение заканчивается словами С добрым утром! Как вы думаете, метафора ли прилагательное доброе в выражении доброе утро ?

Подобно выражению доброе утро или с добрым утром, в русском языке существует много других устойчивых словосочетаний с прилагательными, употребленными в метафорическом смысле, например: золотая пора, туманный смысл, крылатые выражения, черные дела и другие.

Итак, существительное-метафора переносит название одного предмета на другой; прилагательное-метафора переносит признак, свойственный одному предмету, на другой предмет. В роли метафоры может употребляться и глагол.

Неодушевленному предмету – звездам – приписывается действие, свойственное живому существу, – задремали ?

Другие глаголы-метафоры в стихотворении Есенина вы отыщете дома самостоятельно.

Метафора по своему значению близка сравнению: один предмет или явление уподобляется другому предмету или явлению. О метафоре можно сказать, что это неполное, усеченное сравнение. Слово, употребленное в метафорическом смысле, приобретает чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Поэтому метафора широко используется в произведениях художественной литературы, особенно в поэзии.

Домашнее задание

    Найдите в стихотворении глаголы-метафоры.

    Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть.

    Проведите конкурс рисунков к стихотворению.

* Литература. Учебная хрестоматия для 6-го класса средней школы. Автор-составитель Полухина В.П. М.: Просвещение, 1992. С. 317.

« Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые серёжки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо, « С добрым утром!»











Выберите подходящий ответ и аргументируйте: С какой целью Есенин написал это стихотворение? Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебёдушкой;Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебёдушкой; Чтобы привлечь внимание к красоте природы;Чтобы привлечь внимание к красоте природы; Чтобы вызвать взаимное сопереживание;Чтобы вызвать взаимное сопереживание; Чтобы передать свою грусть.Чтобы передать свою грусть.





Друзья, учитесь верности у лебедей! Любите так, Как любят эти птицы. Ведь если взять вселенную, Ни с чем любовь такая не сравниться. Они не люди, Но какая стать, Какая нежность, Преданность друг другу. Их чувство невозможно передать, Оно подобно истинному чуду!





Интернет-ресурсы - портрет С.Есенина - село Константиново - обложка книги С.Есенина Лебедушка guest/FS252-16/7864-Romans_Nad_Oko6kom_Mesyats.mp3 - Над окошком месяц guest/FS252-16/7864-Romans_Nad_Oko6kom_Mesyats.mp3 - лебедь с выводком - лебедь с раскрытыми крыльями - лебедь на озере - лебединая пара - Замок П.И.Чайковский - Лебединое озеро 2http://files.tvspas - иллюстрация Лебедь - лебедь с птенцом - коршун