Экадаши - что это такое и как соблюдать? Календарь Экадаши. Как и где узнать календарь Экадаши? Что разрешено есть в эти дни


Повествование о славе Пхалгуна Кришна Экадаши, или Виджая Экадаши из Сканда Пураны

Юдхиштхира Махараджа обратился к Кришне и сказал:

— О Господь Шри Кришна, прославленный сын Васудевы, пожалуйста, будь милостив ко мне и опиши экадаши двух светлых недель месяца Пхалгуна (февраль-март).

Господь Шри Кришна ответил:

— О Юдхиштхира, о царь царей, Я с радостью расскажу тебе об этом великом посте, известном как Виджая экадаши. Всякий, соблюдающий его, несомненно достигнет успеха, как в этой жизни, так и в следующей. Все грехи того, кто постится в этот экадаши и слушает о его величественной славе, искореняются.

Однажды Нарада Муни спросил Господа Брахму, сидящего в лотосе, о Виджая экадаши.

Нарада сказал:

— О лучший из полубогов, милостиво поведай мне о благе, достигаемом тем, кто исполненный веры, соблюдает Виджая экадаши.

Великий отец Нарады ответил:

— Мой дорогой сын, этот старейший день поста чист, и он уничтожает все грехи. До сегодняшнего дня я никому не рассказывал этого, но ты, несомненно, поймешь, что данный экадаши дарует результат, о котором говорит его название (Виджая означает «победа»).

Когда Господь Рама четырнадцать лет пребывал в лесном изгнании, Он, богиня Сита и Его божественный брат Лакшмана остановились в Панчавати как нищие. Сита была похищена Раваной, и Рама выглядел подавленным горем. В поисках Своей возлюбленной спутницы, Господь наткнулся на умирающего Джатаю и затем убил своего врага Кабандху. Поведав Раме о том, как Его дорогая Сита была похищена Раваной, великий преданный ястреб Джатаю возвратился на Вайкунтху. Позже Рама подружился с Сугривой, царем обезьян (1). Вместе они собрали большую армию обезьян и медведей, а также отправили Хануманджи на Шри Ланку, где он смог увидеть в ашоковом саду Джанаки, Сита-деви. Он передал Ей послание Рамы и вернулся к Раме с посланием от Нее, таким образом совершив величайшее служение Всевышнему Господу. С помощью Сугривы, Господь Рама достиг Ланки. Придя с армией обезьян на берег океана, Он понял, что вода необычайно глубока.

Тогда Он обратился к Лакшмане:

— О сын Сумитры, как заслужить нам благословение, достаточное для того, чтобы пересечь этот огромный океан, неизмеримо глубокое жилище Варуны? Я не вижу легких путей преодоления его, кишащего змеями и свирепыми рыбами.

Лакшмана ответил:

— О лучший из живущих, о источник всех богов о первичная личность, на острове в четырех милях отсюда живет великий святой Бакадалбхья. О Рагхава, он видел приход и уход многих Брахм - так стар и мудр он. Давай спросим его, как нам благополучно достичь своей цели.

Так Рама и Лакшмана пришли в скромный ашрам несравненного Бакадалбхи Муни. Приблизившись к нему два Господа выразили ему Свое смиренное почтение, как будто он был вторым Вишну. Однако Бакадалбхья понял, что в действительности Рама был Верховной Личностью Бога, и что Он из собственных соображений явился на Землю как человек.

— О Рама, - сказал Бакадалбхья, - о лучший из человеческих существ, что привело Тебя в мою тихую обитель?

Господь ответил:

— О великий дваждырожденный брахман. Я пришел сюда, на берег океана со своими фалангами обезьян и медведей, чтобы пересечь море и завоевать Ланку с ее демонической ордой. О величайший из святых, пожалуйста, будь милостив ко Мне и поведай, как пересечь этот огромный океан. За этим Я пришел сегодня к тебе.

Святой сказал:

— О Господь Рама, я поведаю Тебе о величайшем из всех постов, соблюдая который, Ты несомненно победишь Равану и будешь вечно прославляем, милостиво выслушай меня с полным вниманием.

В день перед экадаши приготовь сосуд для воды из золота, серебра или меди. Если нет этих металлов, можно использовать даже глину. Наполни сосуд чистой водой и хорошо укрась его листьями манго. Закрой его и поставь у священного алтаря на кучку семи зерен.

Теперь соверши утреннее омовение, укрась сосуд цветочной гирляндой и сандаловой пастой и сверху на вогнутую крышку сосуда положи ячмень, гранат и кокосовый орех. Теперь с большой любовью и преданностью поклоняйся сосуду-Божеству и предлагай Ему благовония, сандаловую пасту, цветы, лампу на гхи и блюдо роскошной пищи. Бодрствуй всю ночь возле этого священного сосуда. Сверху крышки, заполненной ячменем и т. д., поставь золотое мурти Господа Нараяны.

Когда придет рассвет экадаши, соверши утреннее омовение и укрась сосуд пастой сандалового дерева и гирляндами. Затем поклоняйся сосуду, поднося наилучшие благовония, сандаловую пасту и светильник на гхи, а также с преданностью положи перед сосудом различные виды приготовленной пищи, гранат и кокос. Бодрствуй всю ночь. Когда придет рассвет двадаши, возьми горшок с водой на берег священной реки или даже небольшого пруда.

О Царь царей, правильно поклонившись ему, поднеси его со всеми вышеупомянутыми атрибутами чистому брахману, знающему Веды. Если Ты и Твои военачальники будете таким образом соблюдать Виджая экадаши, ты, конечно же, будешь победителем.

Господь Рамачандра, Верховная Личность Бога, сделал все согласно наставлениям Бакадалбхьи Муни, и так Он победил все демонические силы.

Каждый, кто соблюдает Виджая экадаши таким образом, тоже всегда будет победителем в этом бренном мире, после жизни в этом мире он вечно будет жить в царстве Бога.

О Нарада, сын мой, ты можешь понять из этой истории, что надо правильно соблюдать пост в этот экадаши, строго следуй правилам и предписаниям.

Сила этого поста может уничтожить все греховные реакции самого отвратительного человека.

Шри Кришна заключил:

— О Юдхиштхира, каждый читающий и слушающий эту историю, получит то же благо, что и совершающий жертвоприношения.

Примечания

1. Сугрива - великая обезьяна, был сыном Индры и Ахильи. Она была женой Гаутамы, одного из семи мудрецов, родившихся из ума Господа Брахмы. Индра принял облик Гаутамы и соблазнил Ахилью, у которой было благословение не стареть после шестнадцати лет. Она была самой красивой женщиной на Земле, и в нее влюбились Индра и бог солнца. Один за другим они приходили к Ахилье в облике Гаутамы и соединялись в ней. В результате родились Сугрива и Вали. Вначале Сугрива и Вали имели человеческий облик, но когда Гаутама раскрыл неверность жены, он в гневе бросил обоих мальчиков в океан, сказав: «Если вы не мои сыновья, превратитесь в обезьян!» Так они стали обезьянами. Сугрива помог своему другу Раме найти Ситу, а Рама помог Сугриве вернуть свое царство, отобранное его братом Вали.

2. Семь зерен: ячмень, пшеница, рис, кукуруза, пшено, кукани и дал (горох).

Экадаши — день аскезы, поста и молитв

В эти особые дни следует воздерживаются от определенных видов продуктов и прикладывать особые усилия в духовной практике. Эти святые дни поста могут быть очень большой помощью для любой искренней души, желающей достичь освобождения и просветления.

Помимо этого, экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане.

Экадаши-пост обладает самой большой силой очищения и дарует благословения (такие как слава, богатство, хорошие дети), поднимает в духовный мир. Женщинам рекомендуется держать этот пост с благословения мужа или старшего.

Наилучший пост в экадаши — это полное воздержание от еды и питья. Тому, для кого это непосильно, рекомендуется есть только пищу, не содержащую зерна и бобовых, и желательно один раз после полудня. Эта пища называется накта (ужин). Частичный или полный отказ от еды в этот день смягчает негативность последствий от наших неблаговидных действий. Существует перечень продуктов, которые можно употреблять в экадаши, и которых следует избегать.

В этот день следует избегать употребления:

Мяса и любых мясных изделий;
Рыбы и морепродуктов;
Любого вида бобовых;
Всех видов круп и особенно риса;
Грибов, свеклы;
Соли.

Продукты, пригодные для употребления в Экадаши:

Вода и свежевыжатые соки;
Свежие фрукты и овощи;
Сухофрукты;
Орехи;
Молочные продукты.

Если экадаши случайно не был соблюдён, можно провести его на следующий день — двадаши и прервать пост на третий день — трайодаши.

Результаты от соблюдения поста:

Очищение разума и одухотворение сознания;
Очищение и повышение силы энергии ауры, чакр;
Улучшение судьбы и раскрытие потенциалы;
Очищение от последствий негативной кармы;
Очищение и омоложение всего организма.

Также в эти священные сутки следует отказаться от алкоголя, секса, ссор и ругани. Посвятите время искренним молитвам и теплому душевному общению.

Если Вы решили соблюдать полный пост, то особо никому не надо говорить об этом, лучше делать это незаметно для окружающих Вас людей. В любом случае, сознательное решение поститься полностью будет очень полезно, поскольку добровольное осознанное принятие обетов очень благоприятно для духовного прогресса, кроме тех обетов, что принимаются из корыстных мотивов или лишены добровольности. Тем не менее в писаниях есть наставление замужним женщинам: «Жена при живом муже должна просить его позволения соблюдать пост. Пренебрегая этим, она сокращает жизнь мужа и отправляет его в ад».

Чтобы понять почему мы постимся в Экадаши, мы должны вспомнить что Экадаши это не только 11-е Лунные сутки управляемые Господом Шивой – хранителем Вселенной и разрушителем невежества, Экадаши это также сутки которые почитаются Господом Вишну и всеми Богами как день которому был дан особый статус Самим Господом Вишну.Как это было, описанно в Брахма Ваиварта Пуране:
Когда-то в Сатья-югу жил необычайно страшный демон по имени Мура . Всегда очень гневный, он держал в страхе всех полубогов, побеждая даже Индру, царя небес; Вивасвана, Бога Солнца; восьмерых Васу; Господа Брахму; Вайю, бога ветра и Агни, бога огня. Своей ужасной силой он подчинил их себе. Тогда Господь Индра пришёл к Господу Шиве и сказал: «Мы все упали с наших планет и теперь в несчастье скитаемся по земле. О Господи, как найти нам избавление от этого бедствия? Что ждёт нас, полубогов?»
Господь Шива ответил: «О лучший из полубогов, иди к Господу Вишну, сидящему на Гаруде. Он — Джаганнатха, правитель всех вселенных, а также их убежище. Он защищает все души, предавшиеся Ему».
Господь Кришна продолжал: «О Арджуна, завоеватель богатства, выслушав эти слова Господа Шивы, Господь Индра вместе со всеми полубогами отправился туда, где отдыхал Господь Джаганнатха, Господь Вселенной, защитник всех душ. Глядя на Господа, спящего в воде, полубоги сложили ладони и вслед за Индрой вознесли такие молитвы: «О Верховная личность Бога, склоняемся пред Тобою. О Бог богов, о прославленный главными полубогами, о Враг демонов, о лотосоокий Господь, о Мадхусудана (убивший демона мадху), пожалуйста, защити нас. Напуганные демоном Муру, мы пришли найти убежище у тебя. О Джаганнатха, Ты, творящий всё и создатель всего. Ты мать и отец всей вселенной. Ты создаёшь, поддерживаешь и разрушаешь всё. Ты высший помощник всех полубогов, и только Ты можешь принести им мир. Только Ты являешься землёй, небом и всеобщим благодетелем.
Ты Шива, Брахма и Вишну, поддерживающий три мира. Ты – бог солнца, луны и огня. Ты очищенное масло, жертвоприношение, священный огонь, мантры, ритуалы, священник и тихое повторение джапы; Ты сама жертва, приносящий жертву и наслаждающийся её результатами, «Верховная Личность Бога. Ничто в этих трёх мирах, как движущееся, так и неподвижное, не может существовать независимо от Тебя. О Всевышний Господь, Бог богов. Ты защитник предавшихся Тебе. О Высший мистик, о убежище страшащихся, пожалуйста, спаси и защити нас. Нас, полубогов, победили демоны, и мы низвергнуты с райских сфер. О Господь, лишённые своего положения, мы теперь скитаемся по этой земной планете».
Господь Кришна продолжил: «Выслушав слова Индры и других полубогов, Шри Вишну ответил: «Какой демон обладает столь великой силой иллюзии, что смог победить всех полубогов? Каково его имя и где он живёт? Где он получил свою силу и защиту? Расскажи мне, Индра, обо всем и не бойся».
Господь Индра сказал: «О Бог богов, о побеждающий страх в сердцах Твоих чистых преданных, о милостивый к Своим преданным слугам, был когда-то в династии брахманов могущественный демон по имени Надиджанга . Он был необычайно грозен и полностью посвятил себя низвержению полубогов. Он породил сына, имеющего позорную известность, по имени Мура . Большим стольным градом Муры является Чандравати. Оттуда чрезвычайно злой и могущественный демон Мура завоевал весь мир и победил всех полубогов, выгнав их с небесного царства. Он взял себе роль Индры, царя небес; Агни, бога огня; Ямы, бога смерти; Вайю, бога ветра; Иши — Господа Шивы; Сомы, бога луны; Найррити, бога направлений и Паши-Варуны, бога воды. Также он стал излучать свет в роли бога солнца, а также превратил себя в облака. Полубоги не могут победить его. О Господь Вишну, пожалуйста, убей этого демона, даруй победу полубогам».
Слушая от Индры эти слова, Господь Джанардана очень разгневался и сказал: «О могущественные полубоги, вы все можете теперь отправиться в стольный град Муры Чандравати». Воодушевленные этим, все полубоги во главе с Господом Хари двинулись в Чандравати.
Увидев полубогов, Мура , главнейший из демонов, громогласно захохотал вместе с бесчисленными тысячами других демонов, держащих сияющее бриллиантами оружие. Мощно вооружённые демоны кололи полубогов, которые стали покидать поле битвы, убегая в десяти направлениях. Увидев на поле боя Всевышнего Господа Хришикешу, владыку чувств, свирепые демоны набросились на него с различным оружием в руках. Как только они атаковали Господа, державшего меч, диск и палицу, он пронзил все их члены Своими острыми ядовитыми стрелами. Много сотни демонов погибли от руки Господа.
В конце концов с Господом стал сражаться Мура , глава демонов. Мура пользовался магической силой, обезвреживая любое оружие, выпущенное Всевышним Господом Хришикешей. Демон воспринимал удары оружия как прикосновение цветов. Когда Господь не смог победить демона даже разными видами оружия — метательным и тем, которое держат — Он стал сражаться голыми руками, столь же твёрдыми, как обитые железом палицы.
Господь боролся с Мурой тысячу небесных лет, а затем, как бы устав, отправился в Бадарикашрам. Здесь Господь Йогешвара, величайший из всех Йогов. Господь Вселенной, вошёл для отдыха в очень красивую пещеру, называемую Химавати. О Дхананджая, завоеватель богатства, эта пещера имела размеры в девяносто шесть миль и только один вход. От страха, а также чтобы поспать, Я зашел туда. Великая битва, конечно же, очень утомила Меня. Демон последовал за мной в пещеру и, увидев Меня спящим, подумал в сердце своем: «Сегодня я уничтожу Хари, убийцу всех демонов».
Пока злонамеренный Мура строил эти планы, из Моего тела, ослепительно сияя, изошла юная девушка. Мура увидел, что она снаряжена различным сверкающим оружием и готова к сражению. Вызванный этой женщиной на бой, Мура приготовился и стал сражаться с ней, но очень удивился тому, что она не уступает ему в сражении. Царь демонов сказал: «Кто создал эту гневную, грозную девушку, так мощно, подобно удару молнии, сражающуюся со мной?» Сказав это, демон продолжил сражаться.
Внезапно эта лучезарная богиня вдребезги разбила всё оружие Муры и в одно мгновение лишила его колесницы. Он бросился на неё с голыми руками, но, увидев это, она гневно снесла ему голову. Поверженный демон упал на землю и отправился в обитель Ямараджи, Паталу, подземную область, где находят отдых от страха и несчастий враги Господа.
Когда Всевышний Господь проснулся, он увидел поверженного демона и девушку, склонившуюся пред ним со сложенными ладонями. Его лицо выражало изумление. Господь Вселенной сказал: «Кто убил этого злобного демона? Он легко победил всех полубогов, гандхарвов, даже самого Индру вместе с марутами, спутниками Индры, а также нагов (змиев), правителей низших планет. Он победил даже Меня, заставив спрятаться от сражения в этой пещере. Кто так милостиво защитил Меня, после того, как Я убежал с поля битвы, чтобы поспать в этой пещере?»
Девушка ответила: «Это я убила демона, явившись из Твоего трансцендентного тела. О Господь Хари, увидев Тебя спящим, он, конечно же, захотел убить Тебя. Понимая намерения этой занозы трёх миров, я убила злобного негодяя и избавила от страха всех полубогов. Я — Твоя великая маха-шанти. Твоя внутренняя энергия, порождающая страх в сердцах Твоих врагов. Чтобы защитить три мира, я убила этого демона, ужасающего всю вселенную. О Господь, пожалуйста, скажи, почему Ты удивился, увидев этого демона убитым?»
Всевышний Господь сказал: «О безгрешная, Я очень доволен, что ты убила этого царя демонов. Ты даровала полубогам счастье, процветание и все блага. Так как ты принесла наслаждение всем полубогам в трёх мирах, Я очень доволен тобой. О благая, проси у Меня, чего хочешь. Несомненно, Я дам тебе это».
Девушка сказала: «О Господь, если Ты доволен мной и хочешь меня наградить, дай мне силу освобождать от величайших грехов тех, кто постится в этот день.
Я хочу, чтобы половина блага от поста достигалась теми, кто ест один раз вечером (избегая зерна и бобов) или в полдень.
Также пускай тот, кто, контролируя свои чувства, строго соблюдает полный пост в день моего явления, на один миллиард кальп вернётся в обитель Господа Вишну, испытав в этом мире все виды наслаждений.
Такое благословение я хочу получить по Твоей милости, мой Господь. О Господь Джанардана, пожалуйста, даруй соблюдающему полный пост, а также принимающему пищу только раз вечером или в полдень, религиозное отношение, богатство и, наконец, освобождение».

Всевышний Господь сказал: «О самая достойная женщина, да будет так. В этом мире все Мои преданные будут поститься в твой день, прославившись этим в трёх мирах, и, в конце концов, придут ко мне и останутся в Моей обители.
Так как ты, Моя трансцендентная энергия, явилась на одиннадцатый день убывающей луны , тебя будут звать Экадаши . Если кто-то постится в Экадаши , Я сожгу все его грехи и дарую ему Свою трансцендентную обитель»

Цель астрологического вайшнавского календаря
Ведические писания говорят, что всё происходящее с нами, приходит либо по законам кармы (а значит мы сами это заслужили своими прошлыми поступками), либо по милости Любящего Господа (то есть является подарком, даже если мы в какой-то момент и не понимаем, в чём именно заключается подарок и милость). Если мы начинаем доверять Господу, то кармические последствия действуют гораздо слабее и какбыподталкивая наск Богу. Тогда жизнь превращается в удивительное приключение, где мы всегда рядом с нашим Любящим Отцом. И тогда все новые события, независимо от их окраски, помогут задействовать нашу энергию для духовного прогресса в жизни.

В каких же случаях соблюдение поста экадаши переносится на следующий день (двадаши)? Итак, экадаши соблюдают в соответствии с солнечными сутками, на которые выпадают определённые лунные сутки. Лунные сутки на всей нашей планете начинаются одновременно (так как угловое расстояние между луной и солнцем считается относительно всей земли), но по солнечному календарю - не обязательно везде в один и тот же день. Солнечные сутки определяются движением солнца, они протекают от рассвета одного дня до рассвета следующего дня. Но так как лунные сутки с солнечными чаще всего не совпадают и для разных регионов начинаются в разное время, то существует правило сопоставления этих суток. Лунные сутки, которые идут в момент восхода солнца, дают название данным солнечным суткам. Например, если сегодня в момент восхода солнца уже идёт 11 или 26 лунный день (экадаши), то эти солнечные сутки (от рассвета до рассвета) называются экадаши, даже если после восхода солнца этот 11 или 26 лунный день будет длиться всего лишь несколько минут. Но если определённые лунные сутки начались уже после восхода солнца, то соблюдение обетов переносится на следующий день.
Для соблюдения обетов экадаши считается благоприятным тот 11 или 26 лунный день, который начался до брахма-мухурты (арунодая), то есть минимум за 96 минут до восхода солнца. Если же 11 или 26 лунный день начинается во время брахма-мухурты или уже после восхода солнца, то пост рекомендуется соблюдать не в этот день, а на следующий, уже в двадаши (12 или 27 лунный день).
Существует ещё несколько причин, которые встречаются реже, и по которым пост переносится на двадаши, в этом случае такой 12 или 27 лунный день называется махадвадаши. Эти причины связаны с временем восхода солнца и луны, с особенными днями новолуния и полнолуния, и с нахождением луны в определённых созвездиях лунного зодиака. Всего таких вариантов махадвадаши восемь. В разных традициях эти дни иногда не совпадают, кто-то соблюдает пост именно в 11 или 26 лунные дни, не зависимо от того, перекрывает ли экадаши восход солнца в данном регионе или нет, и независимо от других астрологических причин.

Существует несколько официальных версий ведического календаря Гаурабда — GCal — официальной версии вайшнавского календаря GBC ISKCON, разработанной Гопалаприей дасом из города Братиславы в Словакии, и программа Vaisnava-Reminder, разработанной Олегом Демченко. Географические координаты городов и данные о часовых поясах для расчётов взяты из Википедии.
Наилучший пост в экадаши - это полное воздержание от еды и пить, для кого это непосильно, рекомендуется есть только пищу, не содержащую зерна или бобовых, и желательно - один раз после полудня. Эта пища называется накта (ужин). Она может состоять из любых корнеплодов
В экадаши нужно стараться пить и есть не больше одного раза. В одном из текстов Кришна говорит Арджуне , что тот, кто полностью постится в экадаши, получит награду полностью, а тот, кто ест накту - получит половину.
Чтобы получить полное духовное благо от соблюдения поста, следует избегать дневного сна, бритья, растирания маслом, принятия пищи из бронзовой посуды, прикосновения к женщине в период её менструации , и не болтать много. При употреблении пищи, помимо зерновых и бобовых, также следует избегать шпината , мёда , баклажанов , асафетиды и морской соли (другие виды соли, такие как поваренная соль , допустимы), а также принятия пищи в чужих домах.
Согласно ведическим писаниям, каждый старше пяти лет должен соблюдать пост в экадаши. Тот, кто не в состоянии поститься из-за серьёзной болезни или преклонного возраста, должен найти особо духовного человека и пожертвовать ему что-то. Также он может просто слушать или читать о значении каждого экадаши. Эта практика рекомендуется как один из методов достижения полного результата поста.
Время начала и конца экадаши имеет принципиальное значение и зависит от часового пояса конкретного региона. То есть время соблюдения экадаши в Дели, Нью-Йорке и в Москве может отличаться даже на сутки. Для того чтобы определить точное время входа и выхода из экадаши, астрологи рассчитывают календарь для конкретных регионов. После соблюдения экадаши, необходимо прервать пост в определённый период после восхода солнца на следующий день. Если экадаши прерывается после этого времени, он считается не соблюдённым. Если экадаши случайно не был соблюдён, можно провести его на следующий день - двадаши - и прервать пост на третий день - трайодаши. Для прерывания экадаши достаточно принять любое зерно.

Божества-управители Лунных дней
Лунные Сутки Божество-управитель
—————— ————————
Пратипад (1 и 16) Брахман
Двитйа (2 и 17) Видхатри
Тритйа (3 и 18) Вишну
Чатуртхи (4 и 19) Йама
Панчами (5 и 20) Чандра
Шаштхи (6 и 21) Субрахманйа (Картикейа)
Саптами (7 и 22) Индра
Аштами (8 и 23) Васу
Навами (9 и 24) Змея
Дашами (10 и 25) Дхарма
Экадаши (11 и 26) Рудра (Шива)
Двадаши (12 и 27) Адитйа (Сурйа)
Трайодаши (13 и 28) Манматха (купидон)
Чатурдаши (14 и 29) Кали
Пурнима (15) Вишвэ-Дэва
Амавасйа (30) Манес
Переход от одного Лунного дня к следующему происходит из-за изменения углового расстояния между Луною и Солнцем.

Номер
п/п
Фаза Лунные Сутки
Название / номер
Угол между
Луною и
Солнцем
в градусах
от до
1 Луна растет.
Шукла-Пакша
[яркая половина лунного месяца]
Угол между
Чандрой [Луной] и
Сурйей [Солнцем]
увеличивается
Пратипад 1 0 12
2 Двитйа 2 12 24
3 Тритйа 3 24 36
4 Чатуртхи 4 36 48
5 Панчами 5 48 60
6 Шаштхи 6 60 72
7 Саптами 7 72 84
8 Аштами 8 84 96
9 Навами 9 96 108
10 Дашами 10 108 120
11 Экадаши 11 120 132
12 Двадаши 12 132 144
13 Трайодаши 13 144 156
14 Чатурдаши 14 156 168
15 Пурнима Полнолуние 168 180
16 Луна убывает
Кришна-Пакша
[темная половина лунного месяца]
— Чандра
Угол между
Чандрой [Луной] и
Сурйей [Солнцем]
уменьшается
Пратипад 1 180 168
17 Двитйа 2 168 156
18 Тритйа 3 156 144
19 Чатуртхи 4 144 132
20 Панчами 5 132 120
21 Шаштхи 6 120 108
22 Саптами 7 108 96
23 Аштами 8 96 84
24 Навами 9 84 72
25 Дашами 10 72 60
26 Экадаши 11 60 48
27 Двадаши 12 48 36
28 Трайодаши 13 36 24
29 Чатурдаши 14 24 12
30 Амавашйа Новолуние 12 0

Все лунные сутки делятся на пять групп — Нанда, Бхадра, Джайа, Рикта, Пурна:
Они влияют и на рождение личности в этот день и на состояние ума в данный день…

If you found an error, highlight it and press Shift + Enter or to inform us.

,

Завтра начнётся особый лунный день - Экадаши, который бывает один раз в 3 года. Но дело здесь не в уникальности самого этого лунного дня, как в том, что он проходит в особый месяц, который называется Пурушоттама. Он бывает раз в 3 года (через каждые 32 месяца). Он появляется в результате несовпадения лунного и солнечного дня.
За 32 месяца накапливается один месяц. В ведической астрологии он называется дополнительным месяцем. Месяц примечателен тем, что если в это время совершать плохие поступки, думать негативные мысли, то карма ухудшается в сотни раз сильнее. Но при этом, если совершать хорошие поступки, медитировать, практиковать духовные практики и т.д. - то результат благах деяний точно также в стони раз усиливается, а негативная карма с такой же скоростью сгорает.
Месяц продлится до 16 июля.
Всё, совершённое в этот месяц, увеличивается в сто крат!
Как Веды объясняют появление этого месяца:
Все 12 месяцев имеют верховное божество, и лишь у месяца Пурушоттама божества не было. Поэтому люди отвергали этот месяц, считали его неподходящим временем для молитв и духовных практик.
Глубоко опечаленный, месяц Пурушоттама отправился к Вишну и стал просить его помочь ему в этой беде. И Вишну сказал: “Я благословляю тебя теми же благами, которые имеют и остальные месяцы. Какие бы добрые дела не делались в твой период, они будут иметь плоды, превосходящие в сто раз блага других месяцев. Медитации и практики, проведённые в течение этого месяца, будут в сто раз превосходить эффект медитаций в другие месяцы и позволят открыть двери в Высшие миры. Все грехи будут прощены тем, кто будет совершать покаяние и аскезы…”
После этого сам Вишну, верховный Творец, стал божеством этого месяца.
Полнолуние в этот месяц имеет особую силу.
Что рекомендуется делать в этот месяц, чтобы очистить карму:
Во-первых это любые виды поста и воздержаний. Целибат (воздержание от секса).
Повторяйте мантры, произносите молитвы, посещайте святые места, храмы и т.д.
Омовение каждый день. Весь месяц стараться быть правдивым, не гневаться, не богохульствовать, никого не оскорблять, не делать зла и не поддерживать зло. Можно воздерживаться от каких-то сытных и праздных продуктов, обязательно поститься - отказ от мяса, рыбы и яиц.
Сервис определения Экадаши онлайн: http://youryoga.org/article/ekadashi.htm
Экадаши, про который я говорю и который будет завтра и совпадает с этим особенным месяцем называется Шаяни Экадаши. Также его ещё называют Дева-шаяни Экадаши (Вишну-шаяни) или Падма Экадаши.
Этот Экадаши сам по-себе имеет особую силу, но, как я уже сказал выше, она многократно усиливается, благодаря тому, что Экадаши совпадает со священным месяцем Пурушоттама.
В Ведах говорится: «Пост в Падма (Шаяни) Экадаши разрушает все грехи и исполняет все желания».
«Каждому следует очень строго соблюдать пост в этот Экадаши, так как он дарует все виды счастья, а также высшее освобождение» - говорит Брахма.

В качестве введения на ум приходит одна история из Нарада Пураны1 про царя, который заставил всех своих подданных соблюдать экадаши2, а тех, кто не хотел этого делать, грозился выслать из благополучного царства. Ничему не нужно было особенно следовать, а только поститься на 11 лунный день, и следствием тому была непрерывная вереница межпланетных кораблей, которые увозили счастливчиков, оставивших тело, в Духовный мир. Некоторым даже в пробке приходилось стоять. Говорится, что в ад опустел, а ямадутыv3 сидели в одиночестве у тлеющих угольков, скучая. Ямарадж4 был в ужасе - его лишили служения! И он попросил Брахму5 «убрать» этого суперблагочестивого царя. Но Брахма ответил, что умывает руки, поскольку того защищает сам Вишну6.

Вкратце пересказывая эту историю, нужно упомянуть женщину, которая вмешалась в ситуацию, чтобы вынудить правителя отменить экадашное право. Тем не менее, царь был настоящим преданным Верховной Личности Господа, непреклонным в своих намерениях принести благо всем живым существам, поэтому во имя добра даже не поступился своим сыном. Кроме того, принц был очень благовоспитан и понимал, что его жизнь ничего не стоит по сравнению с судьбами тысяч и тысяч возвращавшихся домой к Богу.

В тот самый момент, когда царь уже занес меч над его головой, кто-то схватил его за руку. Это был Вишну, он проговорил: залезай на корабль и бери с собой своего сына и жену. Вместе они отправились в Духовное Царство, где нет ни болезней, ни старости со смертью и все пребывают в блаженном счастье. Судьба той самой женщины, препятствовавшей соблюдению экадашей, сложилась менее благополучно: она отправилась в ад, и даже ямадуты боялись оскверниться, коснувшись ее.

А теперь спустимся с небес к йоге. Нашей дружной йоговской компанией мы решили примерить на себя аскезу сухого поста в традиционный для этого день - Экадаши. Сейчас мы погрузимся в те реализации с точи зрения гимнастики йогов, которые преподнес этот праздничный день любителям потянуть свои жилы и побеседовать НЕ ЗА столом С чашкой чая, а НА коврике С ногой выступающей ИЗ-ЗА уха.

Утренняя тренировка получилась бесподобной. Хорошая динамика, гарцующие друг за дружкой сытные, удобовыполнимые асаны, изометрическая работа в классических позах и разминочные последовательности из боевых искусств. Казалось бы, каким чудом все это можно впихнуть в канонизированную практику? Спасибо матушке йоге за раскрытие творческого потенциала.

Раз за разом погружаясь в попытки удивительных ухищрений до границ своих возможностей, обозначить потенциал нераскрытых зон, все больше понимаешь ценность и необходимость улучшать общий энергетический потенциал, а также выносливость и силу мышечных жгутов и сухожилий, приспособить свежие разработки любителей физкультуры к асанам. Как объединить пестрящие своим разнообразием атлетические упражнения на турнике, желание подойти к исполнению сложных фигур в йоге, мотивирующую энергию, генерируемую на показательных выступлениях с медитативным прощупыванием себя во время практики?

На вечерней тренировке этот вопрос раскрылся, словно бутон лотоса, из рутины простых и скучных многократных подходов в проработке тазобедренных суставов на ротацию в эка-пада-ширшасане. Первым делом команда отъявленных искателей истин в необычных геометрических конструкциях своего собственного тела, погрузилась в пранаяму7 с задержками на вдохе и на выдохе, поднимаясь с уровня на уровень в восприятии своего трансцендентного я.

У каждого участника после первого блока упражнений в процессе обсуждения наметилась индивидуальная программа продвижения в данной области. Например, у дяди Жени едва ли хватало плавности выдуваемого воздуха после задержки на вдохе, но, приняв этот факт во внимание, ему удалось поставить задачу сохранить цельность линии параболы при переходе от выдоха к вдоху. У дяди Леши имелся практический интерес увеличить задержку дыхания на вдохе и выдохе не выходя из зоны комфорта. Мне виделись перспективы дойти до 36 счетов на вдохе, 144 на задержке, 72 на выдохе и 36 на задержке. Так и получилось: каждый двигался в своем направлении и после очередного 3-х минутного цикла капалабхати удалось достичь намеченных установок.

Спустя некоторое время мы встретились в позе под названием Пинча-Маюрасана. По словам дяди Жени она впервые так легко и ненавязчиво получилась сама собой. Именно ПРАНАЯМА стала той самой отмычкой, которая позволила уму осуществить неосуществимое.

Стоит признать, что механизм воздействия ПРАНАЯМЫ на организм весьма загадочен. Даже в институте Лесгафта, где проводятся бесконечные опыты над спортсменами и определяются современные физкультурные тенденции, не могут ясно и четко определить воздействие дыхания на организм занимающихся. В то же время в поздневедических трактатах значится:

Ятха симхо гайо вьягро бхаведвашьях шанайх шанайх

Татхайва севито вайюраньятха ханти садхакам.

Прану - как и льва слона или тигра - нужно приручать постепенно.

Иначе она разрушит человека.

(Хатха-Йога-Прадипика, II:15)

Представьте себе опасного дикого зверя. Он родился и вырос в лесу, он привык к свободе. И вот дрессировщик, собрав всю свою смелость, идет на риск и ловит зверя. Потом очень медленно и постепенно обучает и, в конце концов, подчиняет его себе. Так и с дыханием: учиться его контролировать нужно постепенно, шаг за шагом, с помощью длительной упорной практики. Это очень трудная, но достижимая задача.

Итак, вернемся к асанам. Благодаря хорошей пранаяме лично мне впервые удалось сложить ноги в лотос, находясь в перевернутом положении без помощи рук. Такое вкрапление изюма в практику не вызывает бурю эмоций, однако хочется поблагодарить Творца за чудный механизм мировосприятия - тело.

Далее шли различные упражнения для позвоночника и постепенно сформировалась некая цель: встать на одной ноге с другой ногой, зафиксированной за головой. Естественно, никто из нас в тот момент не считал себя способным ни морально, ни физически к таким гуттаперчевым позам.

Здесь целесообразными оказались подводящие упражнения на ротацию бедра с многогранными лотосными вариациями и йогодандасаной – позой отдыхающего странника, облокотившегося на посох в тени раскидистого дерева где-то на территории БхаратаВарши8. Как известно, 9 подходов подтягиваний на перекладине вряд ли могут стать непреодолимым препятствием на пути к телесному совершенству рядового уличного турникмена, так же, как и для нашего брата отведение ноги за голову и удержание ее там сходное количество раз.

Первые походы ознаменовались преодолением резкой ноющей боли в области прикрепления бедренной кости к тазу. Потом ощущения сменились на более приятные. Непроизвольную усмешку вызывало ощущение собственной деревянности. На заключительных подходах уже хотелось просто пережить затянувшийся эксперимент, чтобы остались силы на квинтессенцию всей тренировочной последовательности. Наконец мы дорвались до нее – получилось встать с ногой, заведенной за голову, опершись на товарищей с двух сторон. И тут мы разразились искренним смехом! 🙂 Один напоминал танкиста, высунувшего голову из бронемашины, другой - человека с ампутированной головой…

Зато шавасана была отменной! Кристальная ясность пространства ощущалась физически, теплый воздух окутывал все тело, кажущаяся иллюзорность окружающих нас объектов в парке провоцировала медитативный настрой с умиротворённым умом и чувствами. В такие моменты поднимаются на поверхность сознания удивительные строчки Высоцкого:

Хорошую религию придумали индусы,

Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

1. Нарада-пурана – одна из восемнадцати Пуран, которые рассматриваются в качестве столпов индуизма. Она стоит на шестом месте в традиционном перечне Пуран. Автором Пураны является Махариши Вьяса; Сута Госвами рассказывал её в собрании 26 тысяч мудрецов под предводительством Шаунаки.

Согласно Брахма Пуране, первоначально Нарада Пурана содержала 25 000 шлок. В настоящем виде она делится на несколько частей. Первая часть включает 125 глав. 19-ая глава содержит описание всех Пуран. Вторая часть состоит из 62 глав. В целом, Нарада Пурана содержит подробные описания таких явлений, как мокша (освобождение), дхарма (религия), джйотиша (астрология), вьякарана (грамматика), мантра-сиддхи (успех в повторении мантр), варнашрама (социальное устройство) и т. д.

2. Экадаши - одиннадцатый день после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца в индуистском календаре. В индуизме и джайнизме дни экадаши считаются особо благоприятными для совершения аскезы или епитимьи. Индуисты в дни экадаши постятся либо полностью, либо воздерживаются только от зернобобовых продуктов.

Последователи индуизма полагают, что совершение духовных аскез в дни экадаши помогают душе достичь освобождения из цикла рождения и смерти. Помимо этого, экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане. Так, аюрведическая медицина советует поститься, чтобы сохранить и улучшить здоровье. Говорится, что пост в экадаши предупреждает и излечивает многие болезни, а также целесообразен с экономической точки зрения: свершение поста два раза в месяц способно сохранить огромное количество пищи.

Наилучший пост в экадаши - это полное воздержание от еды и питья. Тому, для кого это непосильно, рекомендуется есть только пищу, не содержащую зерна или бобовые.

Тот, кто хоть однажды совершенным образом постился в экадаши, заслуживает того же, что и кормящий 1 000 нищих каждый день в течение 60 000 лет. Человек, один раз правильно соблюдающий экадаши, обретает благо, в десять раз превышающее благо от раздачи 1 000 коров брахманам, превосходно знающих Веды. То есть благо от соблюдения полного поста в экадаши просто невозможно измерить или с чем-либо сравнить.

3. Ямадуты - слуги Ямараджа.

4. Ямарадж - "Владыка смерти и справедливости", будучи владыкой царств мёртвых, обязан судить живых существ, которые грешили. Он пребывает в Питрилоке со своими личными спутниками, ямадутами. Под его началом находится южная или нижняя часть вселенной, именуемая Паталой. Когда жизненный воздух покидает тело, сгусток материи, состоящий из пяти элементов – земли, воды, воздуха, огня и эфира – распадается на составляющие. Тогда живое существо оказывается на суде Ямараджы, и тот решает, какое тело оно должно получить в будущем.

5. Брахма – первое сотворенное живое существо во вселенной. Он является вторичным творцом материального мироздания. Живёт сто «собственных» лет, равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет. Жизнь Брахмы равна всему сроку существования данной вселенной.

6. Вишну – Верховный Господь. Творение, поддержание и разрушение бесчисленных миров -Его Божественная игра. Основные функции Вишну является поддержание дхармы и разрушение зла. Вишну изображается в четырёхрукой человеческой форме, в жёлтых одеждах, возлежащим на гигантском многоголовом змее Шеша в водах Причинного океана. В своих четырёх руках он держит четыре атрибута: цветок лотоса, булаву, раковину и чакру.

7. Пранаяма помогает контролировать ум, стать его хозяином. Чем беспокойней ум, тем мы больше думаем, тем больше испытываем надуманных стрессов, конфликтов, проблем и в результате устаем, попусту расходуя силы. Чтобы замедлить мысленный поток, необходимо научиться правильно дышать, практикуя IV ступень Аштанги йоги - пранаяму.

Прана - это вселенская энергия, или сила. Прана есть повсюду. Она может пребывать в статическом или динамическом состоянии. Ее можно обнаружить во всех формах жизни, от высших до низших, в муравьях и в слонах, в одноклеточных амебах и в человеке, в элементарных формах растительной и в сложных формах животной жизни. Именно благодаря энергии праны уши слышат, глаза видят, кожа ощущает прикосновения, язык чувствует вкус, нос слышит запахи, а мозг и интеллект выполняют свои функции. Прана с каждым вдохом наполняет человека по системе из более 72 000 нади, мельчайших каналов. Нади, переплетаясь, образуют многочисленные энергетические центры - чакры.

8. Бхарата-варша - Земля, лежащая к югу от Гималайских гор, - это Индия, которую в былые времена называли подобным образом. Считается, что живым существам, родившимся в Бхарата-варше, очень повезло. Сам Чайтанья Махапрабху говорил:

бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара

джанма сартхака кари" кара пара-упакара

(Чайтанья - Чаритамрита Ади-лила Том 1. Бхактиведанта Свами Прабхупада 9.41)

Каждый, кто родился в Бхарата-варше, получает все необходимое для жизни. Воспользовавшись этими возможностями, он может развиваться как в материальном, так и в духовном отношении в конце концов достичь цели человеческой жизни. А достигнув цели жизни, он должен служить человечеству, делясь своими знаниями и опытом со всем миром. Иными словами, тот, кто благодаря своим благочестивым поступкам рождается на земле Бхарата-варши, получает все возможности для дальнейшей эволюции в теле человека. Климатические условия Индии позволяют человеку жить мирной и счастливой жизнью в самых благоприятных материальных условиях.

Класснуть

Слава Рама экадаши описана в «Брахмаваиварта Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.

Махараджа Юдхиштхира сказал: «О, Джанардан! Как зовется тот экадаши, который приходится на период убывающей луны в месяце октябре/ноябре? Пожалуйста, расскажи мне о нем».

Господь Кришна отвечал: «О, лев среди царей! Имя этого экадаши – Рама экадаши; он уничтожает последствия всех греховных поступков. Теперь, пожалуйста, услышь о славе этого священного экадаши.

В глубокой древности жил знаменитый царь по имени Мучукунда. Он был добрым другом Индры, владыки рая. Он также дружил с такими личностями, как Ямарадж, Варуна, Кубера и Вибхишана. Царь был очень правдив и привязан к преданному служению Господу Вишну. Он правил своим царством, следуя всем положениям кодекса законов. Со временем царь Мучукунда стал отцом дочери.

По названию лучшей реки Чандрабхаги ее назвали Чандрабхагой. Девушку выдали замуж за привлекательного молодого человека по имени Шобхан, который был сыном Чандрасены.

Однажды Шобхана пришел в дом своего тестя в день экадаши. Чандрабхага встревожилась и подумала: «О, мой Господь! Что же теперь будет? Мой муж очень слаб и не в силах терпеть голод. Больше того, мой отец очень строг. В день, предшествующий экадаши, мой отец обычно посылает своего слугу объявить, что никто не должен есть в день экадаши».

Когда Шобхана услышал об этой традиции, он сказал своей дорогой жене: «Любимая! Что мне теперь делать? Как мне распорядиться так, чтобы моя жизнь была защищена, а указание царя – выполнялось?»

Чандрабхага отвечала: «О, мой Владыка! Что говорить о человеческих существах, если даже слонам, коням и другим животным не позволяется в этот день есть! О, муж, тогда как же могут есть человеческие существа? О, уважаемый муж! Если тебе непременно нужно поесть сегодня, то ты должен вернуться домой. Потому как следует подумай и прими решение».

Услышав слова жены, Шобхана заметил: «Истинны твои речи, но я желаю соблюдать этот экадаши. То, что предначертано мне судьбой, обязательно свершится». Думая так, Шобхана решил соблюдать этот священный экадаши. Его мучили голод и жажда.

Когда зашло солнце, то все вайшнавы и благочестивые люди стали счастливы. О, лев среди царей! Они счастливо провели целую ночь, поклоняясь Верховному Господу и воспевая Его имена. Однако для Шобханы эта ночь оказалась настолько тяжелой, что он умер как раз перед восходом солнца.

Царь Мучукунда совершил пышную церемонию – тело Шобханы было сожжено на костре из сандалового дерева. Выполняя волю отца, Чандрабхага не сожгла себя в погребальном костре – иными словами, она не умерла вместе с мужем. После завершения всех ритуалов Шраддха Чандрабхага осталась жить в доме своего отца.

О, царь! В это время под влиянием Рама экадаши Шобхана стал царем прекрасного города Девапуры, расположенного на вершине горы Мандара. Он стал жить в роскошной резиденции, где колонны были сделаны из золота и украшены драгоценными камнями, а стены – инкрустированы хрусталем и самородками. Над его головой был прекрасный белый балдахин, украшенный золотом и драгоценностями. Его уши были украшены серьгами, шея – украшена драгоценным ожерельем, а руки – украшены золотыми браслетами. Украшенный таким образом, Шобхана сидел на царском троне. Ему постоянно служили гандхарвы и апсары. Он был подобен Индре, царю рая.

Однажды брамин по имени Сомашарма, который был жителем Мучукундапура, прибыл в царство Шобханы в ходе странствия по святым местам. Считая Шобхану зятем царя Мучукунды, брамин обратился к нему.

Как только царь увидел брамина, тот встал перед ним со сложенными ладонями, а затем предложил ему почтительные поклоны. После этого Шобхана расспросил брамина о его благополучии и благополучии его тестя царя Мучукунды жены Чандрабхаги и всех обитателей Мучукундапура. Брамин сообщил царю, что все они живут счастливо и мирно. С великим изумлением брамин заметил царю: «О, царь, я никогда не видел столь прекрасного города. Пожалуйста, расскажи мне, как ты обрел подобное царство?

Царь отвечал: «Это временное царство я обрел благодаря влиянию Рама экадаши, который приходится на период убывающей луны в месяце октябре/ноябре. О, лучший из браминов, пожалуйста, посоветуй мне, как я могу навсегда закрепить за собой это царство. Я думаю, причиной того, что царство временное, служит то обстоятельство, что я соблюдал экадаши без веры. Пожалуйста, объясни это Чандрабхаге, прекрасной дочери царя Мучукунды. Я думаю, что она способна сделать мою власть над царством постоянной».

Выслушав эти слова царя Шобханы, брамин вернулся в Мучукундапур и подробно рассказал обо всем Чандрабхаге. Цариц пришла в неописуемую радость и сказала брамину: «О, великий брамин! Слушая тебя, я чувствую так, словно мне снится прекрасный сон». Брамин Сомашарма отвечал ей: «Дочь моя! Своими глазами я видел твоего мужа в Девапури. Я также видел всё его царство, лучезарное, словно солнце, однако он сказал мне, что его власть над царством временна. Поэтому ты должна любыми средствами сделать эту власть постоянной».

Чандрабхага сказала: «О, почтенный брамин, пожалуйста, доставь меня туда, ибо мое желание увидеть мужа велико. Силой моего благочестия я укреплю его власть. О, дваждырожденный! Пожалуйста, помоги мне, ибо, помогая разлученным соединиться, человек обретает заслугу».

Затем Сомашарма отвел Чандрабхагу в ашраму Бамадева, которая находилсь рядом с горой Мандарой. Услышав всю историю от лучезарноликой Чандрабхаги, Бамадев посвятил ее в ведические мантры.

Под влиянием мантр, полученных от мудреца Бамадева, и благочестия, накопленного в результате соблюдения экадаши, Чандрабхага обрела духовное тело. После этого Чандрабхага предстала перед мужем. Увидев свою жену, Шобхана необычайно обрадовался и был очень удовлетворен. Чандрабхага сказала: «О, мой уважаемый муж, пожалуйста, внемли моим речам, несущим благо. Начиная с восьмилетнего возраста, я строго соблюдала экадаши в доме моего отца. Пусть накопленное мной благочестие сделает твою власть устойчивой, и пусть твоя власть процветает до самого момента окончательного уничтожения мироздания».

Затем, в своем божественном теле, изящно украшенная, она стал наслаждаться обществом своего мужа. Под влиянием Рама экадаши Шобхана также обрел божественное тело и стал наслаждаться обществом своей супруги на вершине горы Мандара.

Поэтому, о царь! Этот Рама экадаши подобен исполняющей желания корове или философскому камню».

Господь Кришна продолжил: «О, царь! Я рассказал тебе о славе этого благоприятного Рама экадаши. Человек, который строго соблюдает обет этого экадаши, несомненно, освобождается от греха убийства брамина. Как белое молоко дают и белые, и чёрные коровы, так и экадаши – и растущей, и убывающей луны – награждают своих последователей освобождением. Любой, кто слышит о славе этого экадаши, освобождается от следствий всех грехов и счастливо обитает в обители Господа Вишну».

Слушать славу Рама Экадаши онлайн:

Всех благ! С уважением, HTML, фон, текст, цвет