Градусная сеть, ее элементы. Географические координаты — Гипермаркет знаний. Градусная сеть и ее элементы


Градусная сетка состоит из системы линий (параллелей и меридианов) и их координат. В реалии на земной поверхности эти линии отсутствуют. Их проводят на картах и планах для математических расчетов, определения местонахождения объекта на поверхности Земли.

Рис. 1. Параллели и меридианы

Направление меридиана совпадает с направлением тени в полдень. Меридиан – условная линия, проведенная на поверхности Земли от одного полюса до другого.Величину дуги и окружности меридиана измеряют в градусах. Все меридианы равны, пересекаются в полюсах, имеют направление «север-юг». Длина одного градуса каждого меридиана составляет 111 км (длину окружности Земли делим на количество градусов: 40000: 360 = 111 км). Зная эту величину, не составляет труда определить расстояние по меридиану. Например, длина дуги по меридиану составляет 20 градусов. Чтобы узнать эту длину в километрах, нужно 20 x 111 = 2220 км.

Меридианы обычно подписываются сверху или снизу карты.

Отсчет меридианов начинается от нулевого меридиана (0 градусов) – Гринвичского.

Рис. 2. Меридианы на карте России

Параллели

Параллель – условная линия, проведенная по поверхности Земли параллельно экватору. Направление параллели указывает на запад и восток. Параллели проведены не только параллельно экватору, но и параллельно другим параллелям, они различны по протяженности и не пересекаются.

Самая длинная параллель (40 000 км) – экватор (0 градусов).

Рис. 3. Экватор на карте

Длину одного градуса каждой параллели можно увидеть у рамки карты.

Длина 1 градуса параллелей

Рис. 4. Параллели (а) и меридианы (б)

Проведение параллелей и меридианов. Определение их направлений

Параллели и меридианы можно провести через любое место на земной поверхности. По параллелям и меридианам можно определять основные и промежуточные стороны горизонта. По меридианам определяют направления «север», «юг», по параллелям – «восток», «запад». Пересекаясь, параллели и меридианы образуют градусную сеть.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

Находить месторасположение самых разных географических объектов на карте, а также ориентироваться на ней, нам помогает градусная сетка.

Что такое градусная сетка

Градусная сетка – это система меридианов и параллелей. Меридианы представляют собой невидимые линии, которые пересекают нашу планету вертикально по отношению к экватору. Меридианы начинаются и заканчиваются на полюсах Земли, соединяя их. Параллели – невидимые линии, которые проводят условно параллельно экватору. Теоретически меридиан и параллелей может быть множество, однако в географии принято размещать их с интервалом 10 – 20 °. Благодаря градусной сетке мы можем вычислить долготы и широты объекта на карте, а значит узнать его географическое расположение. Все точки, которые располагаются на одном меридиане, имеют идентичную долготу, точки, расположенные на одной параллели, обладают одинаковыми показателями широты.

Градусная сетка на картах

Изучая географию, трудно не заметить, что на разных картах меридианы и параллели изображены неодинаково. Рассматривая карту полушарий, мы можем заметить, что все меридианы обладают формой полукруга и только один меридиан, который делит полушарие пополам, изображен в виде прямой линии. Все параллели на карту полушарий наносятся в виде дуг, за исключением экватора, который представлен прямой. На картах отдельных государств, как правило, меридианы изображаются исключительно в виде прямых линий, а параллели могут быть лишь немного изогнуты. Такие отличия изображения градусной сетки на карте объясняются тем, что нарушения земной градусной сетки при ее переносе на прямую поверхность недопустимы.

История изобретения градусной сетки Земли

Параллели и меридианы были нанесены еще на первые географические карты. Так до наших дней сохранились карты Дикеарха Мессианского (3 век до н.э.), на которые были нанесены параллели. Первые географические сетки не имели градусных различий: параллели и меридианы изображались в виде прямых линий. Во втором веке до н.э., ученый Гиппарх смог создать угловые градусы на градусной сетке. Он ввел в географическую науку понятие широт и долгот. Также Гиппарх впервые смог создать географическую проекцию: перенести изображение с глобуса на плоскую карту.

Урок географии в 5 классе по ФГОС

Цели урока:

— сформировать понятия «экватор», «параллель», «меридиан»; «градусная сетка»;

— сформировать умение определять направление по карте и глобусу;

— раскрыть социокультурное и личностное значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте.

Оборудование: атлас, глобус, контурная карта, линейка.

Когнитивный компонент урока: градусная сетка, параллели, меридианы; нулевая параллель, нулевой меридиан.

Деятельностный компонент урока: уметь определять направление по параллелям и меридианам на карте и глобусе.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть значение градусной сетки для ориентирования по карте.

Работа с учебником: выборочное чтение; работа с рисунками 30-32, обеспечивающими формирование картографических умений; работа с понятийным аппаратом.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания

1. Что такое географическая карта, каково её значение в жизни человека?

2. Какими свойствами обладает карта?

3. Как различаются карты по масштабу?

4. Как различаются карты по масштабу в географическом атласе?

5. Как вы думаете, почему карты называют «телескопом», с помощью которого изучают мир?

6. Для чего современным людям нужна географическая карта?

7. Где более точное изображение земной поверхности: на глобусе или карте?

8. Существует ли глобус России?

Изучение нового материала

В начале урока учитель рассказывает учащимся о географической сетке, образованной воображаемыми линиями параллелей и меридианов, проведёнными через определённое число градусов. Учащиеся рассматривают рис. 30, 31 учебника и делают вывод о назначении градусной сетки.

Затем у школьников формируется понятие «параллель». Изучение нового понятия основано на работе с текстом учебника и рис. 30, который включает все необходимые сведения о параллелях. На контурную карту или в тетрадь тренажёра учащиеся наносят элементы градусной сетки, образованной параллелями, — линию экватора и через равные промежутки (10°) параллели, а также самые короткие параллели, не имеющие длины, — полюса. Учитель обращает внимание, что параллели — это линии направления запад-восток.

Далее у учащихся формируется понятие «меридиан». По рис. 31 учебника учащиеся рассматривают, как располагаются меридианы на карте, находят начальный (нулевой) меридиан, который делит Землю на два равных полушария — Западное и Восточное. Учитель обращает внимание, что меридианы показывают направление север-юг (рис. 32).

Затем учащиеся рассматривают градусную сетку на глобусе и карте полушарий, определяют по ним направления север-юг, запад-восток. Используя рис. 32 учебника, учитель объясняет, как нужно это правильно выполнять.

В ходе урока учащиеся заполняют таблицу:

Сравнительная характеристика градусной сетки

Затем учащиеся выясняют, как ведётся отсчёт параллелей и меридианов. Находят нулевую параллель — экватор, тропики, полярные круги и нулевой меридиан — Гринвичский. Учитель обращает внимание на то, что линии параллелей и меридианов на карте и глобусе проводят через 10°.

Учитель объясняет, что длина одного градуса по меридиану равняется примерно 111 км, поэтому по картам можно определять расстояние по меридиану в километрах. Формируя у учащихся умение практического применения градусной сетки карты, учитель предлагает выполнить несколько заданий на умение определять на картах направления и расстояния. Например, в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург? Какое расстояние от экватора до Москвы?

Домашнее задание

1. Изучить § 13.

2. Ответить на вопросы 2-9.

3. Выполнить задания 1, 10, 11.

Градусная сетка и ее элементы

Шарообразная форма Земли и неподвижные полюса позволяют мысленно построить на поверхности Земли градусную сетку. Градусная сетка представляет собой сеть регулярных воображаемых линий (меридианов и параллелей), создаваемую с целью определения положения точек на поверхности Земли. Или иначе, градусная сетка – это система линий (меридианов и параллелей), с помощью которых определяют географические координаты точек земной поверхности.

Элементами градусной сетки являются параллели и меридианы, которые пересекаются под прямым углом. Параллели – это воображаемые линии на земной поверхности, проведенные параллельно экватору. Более строгое определение: параллель – это воображаемая линия пересечения земного шара плоскостью, параллельной плоскости экватора. То есть эта плоскость, как и плоскость экватора, перпендикулярна оси вращения. Меридиан – это воображаемая линия, полученная в результате пересечения земного шара плоскостью, в которой лежит его ось вращения. Иначе говоря, меридиан – это воображаемая дуга (полуокружность) на поверхности земного шара, проведенная по кратчайшему расстоянию от одного полюса к другому.

С помощью градусной сетки можно без угломерных измерений определить географические координаты любой точки земной поверхности. Точные определения географических координат точки проводятся в результате астрономических наблюдений за небесными телами с помощью угломерных инструментов.Географические координаты – это угловые величины, с помощью которых определяется положение любой точки на земной поверхности. К ним относятся географическая широта и географическая долгота .

Географическая широта (φ) – угол между отвесной линией в точке земной поверхности и плоскостью экватора . Соответственно полушариям различают северную и южную широту, изменяющуюся от 0° (на экваторе) до 90° (на полюсах). При записях употребляют сокращение, например, 38° с.ш. или 45° ю.ш.

Географическая долгота (λ) – двугранный угол между плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана данной точки. За начальный (нулевой) меридиан по международному соглашению принят меридиан, проходящий через угломерный инструмент Гринвичской обсерватории недалеко от Лондона. От начального меридиана долгота отсчитывается либо на Запад (западная долгота), либо на Восток (восточная долгота). В этом случае меридианы как бы встречаются или накладываются друг на друга по дуге, являющейся продолжением начального меридиана на противоположной стороне Земли. Тогда долгота может меняться от 0° до 180°. Дуги нулевого и 180°меридианов образуют окружность, делящую земной шар на Западное и Восточное полушария. Записывается долгота тоже сокращенно, например, 60° в.д. или 30° з.д. Все точки, расположенные на одной параллели, имеют одну и ту же широту, а все точки, расположенные на одном меридиане, имеют одну и ту же долготу. Географические координаты Санкт-Петербурга – 60° с.ш. и 30° в.д., Москвы – 56° с.ш. и 38° в.д.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Что такое градусная сеть?
  2. Что являются элементами градусной сети?
  3. Что такое параллель?
  4. Что такое меридиан?
  5. Сколько может быть параллелей и меридианов?
  6. Что относится к географическим координатам?
  7. Что такое широта? Как она меняется от экватора к полюсам?
  8. Что такое долгота? Какая она бывает и как она изменяется?
  9. Что принимается за нулевой меридиан?