Экономическая культура. Сущность и функции


Урок обществознания в 10 классе

Экономическая культура.

Цели урока: - Выяснить сущность экономической культуры.

Ориентировать учащихся на восприятие и

коллективное решение сложных вопросов.

Совершенствовать умения учащихся анализи-

ровать, сравнивать, обобщать, решать

творческие задания.

Воспитывать у учащихся толерантность, добро-

желательное отношение к участникам экономии-

ческой деятельности, социальную

ответственность.

Оборудование урока: - Раздаточный материал

Презентация урока

Учитель МОУ СОШ № 72 г. Липецка

Кокорева Ольга Михайловна

Липецк -2011год

    Самоопределение к деятельности.

« Незнание экономических законов не освобождает от ответственности».

« Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».

Лао-цзы.

Раскройте смысл данных высказываний.

Какое отношение эти слова имеют к нашему уроку?

Достаточно ли у нас знаний по экономике?

Экономика – важная и интересная наука. И никто не отрицает, что экономические знания и мышление – это требования сегодняшнего времени. Сталкиваясь с экономическими отношениями в меняющемся мире, только с помощью экономических знаний можно ответить на вопросы: как заработать деньги и как их разумно потратить? По каким экономическим законам живет общество и что нужно сделать, чтобы наша жизнь была достойной?

Сегодня мы еще раз убедимся в ценности экономических знаний.

Зарабатывайте в ходе урока шквалы (деньги).

Их можно поменять на оценки в конце урока.

II .Актуализация знаний.

В чем значение экономики?

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему,

Не нужно золото ему,

Когда простой продукт имеет…

Повторение Д/з по группам.

1 группа. Работа с понятиями.

Составляет из перечисленных слов определение экономических понятий.

2 группа. Составляет предложения и дает определение понятиям.

3 группа. Находит соответствие понятий и их определений.

II ряд. Работа с тестами.

III ряд. Раскрывает функции государства в экономике.

Задания в приложении № 1.

III . Постановка проблемы.

Почему нам не удалось раскрыть значение этих понятий?

Не хватает знаний по экономике.

Знания, образование – к какой сфере имеют отношение?

Что объединяет эти понятия? Какое слово?

Культура может характеризовать отдельного человека, а может сферу общественной жизни.

Попробуйте назвать тему нашего урока.

Назовите цели урока.

Тема урока: Экономическая культура.

Цель нашего урока выяснить содержание экономической культуры, основные ее элементы. Еще раз убедимся в значении экономических знаний. Сделать выбор более осознанным в такой сфере как экономика поможет знакомство с экономической культурой.

IV . Построение проекта решения проблемы.

Какие качества присуще культурному человеку?

Что характеризует культуру?

Что из предложенного можно отнести к культуре экономической?

Знания - социальные установки

Мышление - экономическая свобода

Ценности - личные качества человека

Нормы

Потребности

Предпочтения

V .Реализация проекта.

Работа в группах.

1 группа. Роль экономических знаний.

2. группа. Роль экономического мышления.

3 группа. Экономическая направленность деятельности.

4 группа. Социальные установки.

Задания для групп в приложении № 2.

VI .Первичное закрепление знаний во внешней речи.

Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения.

От характера экономических отношений между людьми (отношений собственности, обмена, деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие, стабильность общества.

Экономические интересы выступают как отражение их экономических отношений.

Назовите, какие экономические интересы предпринимателя и наемного работника?

Экономические интересы – это стремление человека получить блага, необходимые ему для своей жизни и семьи.

Основное содержание экономической жизни общества - взаимодействие экономических интересов. Отсюда задача -выработать принципы и способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация.

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется большое внимание. Этика преподается во многих школах бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Его личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых услуг. Под угрозой, в конечном счете, окажется его прибыль. Популярным становится лозунг «Честным быть выгодно».

Презентация.

Уровень экономической культуры общества проявляется и через состояние экономической свободы и социальной ответственности.

Презентация.

Построение дома:

фундамент – это личные качества человека: трудолюбие, ответственность, умение рационально организовать свой труд, новаторство, бережливость, дисциплинированность.

Кирпичиками в этом доме являются: экономические знания, экономическое мышление, экономическая направленность, социальные установки.

Вершиной этого дома выступает сама экономическая культура.

Таким образом, мы еще раз подтвердили то, что без экономических знаний трудно ориентироваться в современной жизни.

Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести большую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, творческую активность.

VII .Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

Приложение № 3.

VIII . Включение в систему знаний.

Работа с творческими заданиями.

IX . Рефлексия.

Что мы сегодня узнали на уроке?

Где вам пригодятся знания по экономике?

С каким настроением уходите с урока? (выбрать смайлик)

Заканчивая сегодня урок, хочу сказать вам, вы молодцы!

Кто-то в будущем займется бизнесом. И не забывайте, что предприниматель должен проявлять социальную ответственность, т.е. должен руководствоваться не только своей личной выгодой, но и интересами общества в целом.

Спасибо вам и присоединяюсь к словам песни, которую вы услышите.

Не все вы будете экономистами, не все выберите специальности по экономике, но знания это тот багаж, который не помешает в жизни.

Домашнее задание. Параграф 13.

    *Рассчитайте в % ваши расходы в семейном бюджете.

    *Как школьники могут заработать деньги? Предложите свой вариант

Тема урока обществознания в 10 классе:

Цель урока:

1.Формирование представлений о сущности и структуре экономической культуры, её влиянии на цели и результаты экономической деятельности.

2.Реализация краевой целевой программы «Качество», направленной на повышение качества жизни населения как основы социальной стабильности.

3.Способствование развитию познавательной активности учащихся, умений выявлять свои потребности, определять качество товаров и использовать информацию, полученную на уроке, в практической деятельности.

4.Привитие потребительской культуры, осознанного отношения к поступкам в потребительской сфере.

Основные понятия: экономическая культура, экономическая направленность личности, экономическая свобода, рациональный потребитель

Предварительная подготовка : заготавливаются индивидуальные бланки для участников: бланк № 1 - «Статьи доходов семьи» и бланк № 2 - «Статьи расходов семьи»

Ход урока

Вступительное слово учителя:

То есть первый враг денег - это мы сами, если наши желания опережают наши возможности. В погоне за финансовым благополучием мы стараемся заработать как можно больше денег, а потом обнаруживаем, что чем больше денег, тем больше желаний.

Для успешного выполнения нами этой задачи необходимо разобраться

Во-первых, что такое экономическая культура и как она влияет на экономическую деятельность людей,

Во-вторых, кто такой рациональный потребитель. Каждый из вас может проверить степень своего благоразумия в потребительской сфере, ответив на вопросы теста «Рациональный ли вы потребитель?»

Итак, что же такое культура? Существует множество определений - их более 140. Вот некоторые из них:

(из предложенных определений учащиеся выбирают те, которые вписываются в контекст экономической культуры)

Это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человечеством в процессе жизнедеятельности;

Это действия и поступки человека, в которых выражается его осознанное отношение к окружающему миру, его понимание добра и зла, справедливости и несправедливости;

Это вся целостная человеческая деятельность в природной среде, её результаты, доступные для восприятия другими людьми.

Экономическая культура - это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Анализ определения и материалов учебника позволяет выделить структурные элементы экономической культуры . Можно предложить ученикам выполнить усложненное задание ЕГЭ части Б - заполнить в схеме недостающие элементы (предложить макет схемы, а все данные вносят сами):

Ученики могут предложить различные варианты, учитель, корректируя их? предлагает для записи следующую схему:

В чем проявляется экономическая культура общества?

Что знает и умеет человек с высокой экономической культурой?

Как оценить уровень экономической культуры?

Предлагаю вам оценить уровень своих экономических знаний, выполнив задание ЕГЭ В3:

Сопоставьте названия государственных программ с их целями:

Название программы

Цели и задачи программы

  1. Пенсионная реформа РФ
  1. Краевая целевая программа «Качество»
  1. Программы повышения уровня и качества жизни населения РФ

А.Повышение уровня жизни старшего поколения и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Б.Формирование нового качества жизни, соответствующего целям социальной рыночной экономики

В. Выявление высококачественных товаров и услуг, и содействие их продвижению на потребительский рынок; защита населения края от недоброкачественной продукции, вредной для окружающей среды и здоровья людей

Ответ: АВБ

2. В наши дни на Кубани процветают различные отрасли экономики, которые оказывают влияние и на потребительский спрос и на активность предпринимателей.

Вопрос учащимся: кто на Кубани оказался в более выигрышных условиях - потребители или производители? (исходя из ответов на вопрос, класс делится на две группы)

Предлагаю группам - потребителям и производителям - прослушав краткую информацию о развитии экономики на Кубани, постараться решить проблему (команды получают карточки с заданием-проблемой):

Карточка № 1 (Для потребителей)

Как рационально вести домашнее хозяйство с учетом особенностей Кубанской экономики?

Карточка № 2 (Для предпринимателей)

Какую отрасль экономики Кубани выгоднее выбрать для своей предпринимательской деятельности?

Краткая информация

об основных отраслях экономики Краснодарского края:

Развитие экономики, а, следовательно, и особенностей потребления и производства, во многом зависят от природных факторов.

Ведущей отраслью экономики в нашем крае является сельское хозяйство, в котором трудится почти четверть всех работающих людей края. На Кубани возделывается более 100 различных видов сельскохозяйственных культур. Подавляющая часть российского производства винограда, чая, цитрусовых сосредоточена на Кубани. Успешно развиваются птицеводство и пчеловодство.

Особенности сельского хозяйства неразрывно связаны с развитием кубанской промышленности. На сельскохозяйственном сырье базируется перерабатывающая промышленность края, создавая в единстве с сельхозпредприятиями агропромышленный комплекс. На Кубани свыше 1000 перерабатывающих предприятий выпускают более 2000 наименований продовольственных продуктов, из которых более 700 отвечают европейским стандартам.

Как и сельское хозяйство, промышленность Краснодарского края постоянно модернизируется. В производстве внедряются новые, передовые технологии, что позволяет производить больше качественной продукции, не нанося ущерб окружающей среде.

Известна Кубань своими курортами и здравницами - Сочи, Геленджик, Анапа, Горячий Ключ и другие. Уникальные морские и горные курорты, целебные источники делают Кубань местом, куда со всей России стекаются миллионы отдыхающих.

Командам дается время 3-4 минуты на выполнение задания, предлагается выбрать капитана, который даст ответ с пояснениями к заданиям, время на выступление -1,5 минуты

Возможные выводы потребителей:

В домашнем хозяйстве выгоднее использовать товары кубанских производителей, потому что цены не повышаются из-за затрат на перевозку товаров, а качество зачатую выше, чем у производителей товаров иностранных производителей или производителей из других регионов.

Из-за особенностей почвы и климатических условий часть продукции (фрукты, овощи) можно выращивать в собственном подсобном хозяйстве.

Возможные выводы предпринимателей:

Учащиеся объявляют выбранную отрасль (фермерское хозяйство, перерабатывающее предприятие или курортный бизнес), что связано с особенностью климата (или географического положения) Краснодарского края.

В целом можно утверждать, что экономика Краснодарского края располагает огромным потенциалом, имея необходимые природные и людские ресурсы для дальнейшего успешного развития. Необходимо только разумно и взвешенно подходить к управлению экономикой, использовать передовой отечественный и зарубежный опыт.

Рациональный потребитель хорошо знает свои права. А являетесь ли вы рациональным потребителем?

К понятию «рациональность» близко понятие «благоразумие». Согласитесь, что благоразумие, проявленное при покупке товаров, может уберечь от бездумных растрат и многих проблем в будущем.

Тест «Рациональный ли вы потребитель?» и результаты

  1. 1.Часто ли вы выходите из себя по мелочам?
  2. 2. Не боитесь ли вы рассердить человека, который физически сильнее вас?
  3. 3. Начинаете ли вы громко разговаривать, чтобы на вас обратили внимание одноклассники?
  4. 4. Любите ли вы скатываться по перилам?
  5. 5. С удовольствием ли вы принимаете лекарства, когда заболеете?
  6. 6. Пойдете ли вы на все, ради достижения своей цели?
  7. 7.Любите ли вы больших собак?
  8. 8. Уверены ли вы в том, что когда-нибудь станете знаменитостью, как ваш кумир?
  9. 9. Умеете ли вы вовремя остановиться, когда чувствуете, что проигрываете?
  10. 10. Привыкли ли вы много есть, даже если вы не голодны?
  11. 11. Хочется ли вам знать заранее, что вам подарят на праздник?
  12. 12. Любите ли вы часами сидеть под солнечным или лунным светом?

Подсчитайте баллы: ДА - 0 баллов, НЕТ - 1 балл

Более 8 баллов:

Вы должны рассматривать себя как воплощение жизненной мудрости, разумности и уверенности в себе, что, однако, мешает вам быстро ориентироваться в жизненных ситуациях и может привести к тяжелой форме мании величия

От 4 до 8 баллов:

Вы - человек «золотой середины, обладающий развитым чувством меры и реально оценивающим свои возможности. Правда, чувство меры у вас развито настолько, что вам непросто чувствовать себя безмерно счастливым»

Менее 4 баллов:

По-видимому, вы - безрассудный субъект, которому всегда всего мало. Из-за своей кажущейся неудовлетворенности вы часто чувствуете себя несчастным, и, право же, вам полезно было бы радоваться жизни по мелочам.

Исходя из полученных результатов тестирования, нам необходимо определить, кто же такой рациональный потребитель. Рациональное поведение потребителя на рынке товаров и услуг предполагает определенную последовательность действий:

Ученикам предлагается заполнить бланк № 1 «Доходы семьи»

Условия:1.совокупный доход семьи не может превышать 60 тысяч рублей в месяц.

2.расчеты ведутся только в рублях.

Бланк № 1 «Доходы семьи»

Ф.И.участника ___________________________________________________

Количество членов семьи _________

Кем является в семье

Род деятельности

Сумма (в рублях), которую вносит в бюджет семьи

% от общего дохода

Общий расход

100%

После заполнения бланков № 2 участники сопоставляют доходы и расходы.

Победителями становятся те участники, у которых перечислены все необходимые расходы(включая расходы на питание, на выплату налогов и плату за коммунальные услуги), отсутствует дефицит бюджета, а также имеются сбережения.

При наличии времени можно организовать корректировку бланка № 2 (корректировка бланка № 1 запрещается!).

Слово учителя:

Возможность потребителя максимально удовлетворить свои потребности в товарах и услугах зависит не только от размера доходов, но и от рационального их использования. Старайтесь планировать свои покупки. Это позволит лучше осмыслить свои потребности и исключить то, без чего можно в данный момент обойтись.

Таким образом, сегодня на уроке мы определили, кто такой экономически культурный предприниматель - грамотный, инициативный, деятельный человек; и кто такой экономически культурный потребитель - это благоразумный покупатель, который взвешенно тратит каждый заработанный рубль. (Возможны самостоятельные выводы учащихся.)

Желаю вам финансового благополучия и процветания.

Домашнее задание:

1) Материалы учебника

2) Написать обществоведческое эссе по высказыванию Э.Сервуса, русского литератора:

«Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потрать большие деньги»


  • Каждому ли человеку нужна экономическая культура?
  • Экономическая свобода: анархия или ответственность?
  • Где границы экономической свободы?
  • Выгодно ли быть честным?
  • Современен ли Дон Кихот?

Экономическая культура: сущность и структура

Культура является атрибутом человека, она отражает его развитие в обществе. Этот процесс созидания человеком самого себя происходит в ходе непосредственной деятельности, через рост его материальной и духовной вооруженности.

Воздействие на человека этой деятельности бывает разным. Так, например, труд может не только возвышать человека; в условиях, когда труд носит рутинный характер, он высасывает все силы - такой труд приводит к деградации человека. Культура выступает как итог противоборства различных, в том числе и антикультурных, тенденций в обществе.

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему.

Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т. д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам. Но от самого выбора ему не уклониться. Сделать выбор более осознанным в такой сфере деятельности, как экономика, вам поможет знакомство с экономической культурой.

Экономическая культура общества - это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - его важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции, безработицы и т. п.), экономических отношений (например, работодателя и наемного работника, кредитора и заемщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить такой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение современной экономической теории (этого требует переход на новые, рыночные условия хозяйствования), на активное участие в управлении делами производства (этому способствует предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам и появление предприятий, основанных на частной форме собственности), на участие в решении различных экономических задач. Получила свое развитие и система ценностных ориентации личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому успеху как большому социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у которого сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная установка на формальное отношение к труду. (Приведите известные вам примеры проявления различных установок на труд, сравните результаты их действия.) Если у человека сформирована социальная установка на то, чтобы потреблять больше, чем производить, то он и свою деятельность подчиняет лишь накопительству, приобретательству и т. п.

Волкова А.А

МОУ СОШ №7, г.п.Талинка

Урок обществознания в 10 классе.

Учитель Волкова А. А,

КМОУ СОШ №7, г.п.Талинка.

Тема: Экономическая культура.

Учебная цель :

Сформировать представление о сущности и структуре экономической культуры;

Развивающая цель :

Формирование умений: давать развернутый ответ; анализировать, делать выводы, определять и объяснять свое отношение к ситуации; аргуметированно высказывать свою точку зрения; объяснять понятия.

Воспитательная цель :

Воспитание уважения к мнению других, умение слушать; воспитание ответственного отношения к деятельности и ее результатам. воспитание моральных качеств делового человека.

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал.

Методы обучения : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Ход урока:

I . Организационный момент (1 мин.).

II . Проверка домашнего задания (7 мин.).

III . Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала (2 мин.).

IV . Усвоение нового материала (20 мин.).

V . Первичное закрепление изученного материала (4 мин.).

VI . Контроль и проверка знаний (6 мин.).

VII . Информация о домашнем задании (1 мин.).

VIII . Подведение итогов урока (1 мин).

I . Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка их присутствия и готовности к уроку

З Задачи:

1. Обеспечить контакт с классом.

2. Настроить учащихся на продуктивную работу.

3. Создать рабочую атмосферу.

II. Проверка домашнего задания.

Задача:

Оперативно проверить подготовку учащихся по домашнему заданию.

1.Индивидуальная работа у доски.

Задание:

1. Составить схему «Экономическая культура».

2. Дать определение понятиям: мотивы, ценности. Привести примеры.

3. Определить недостающее звено в схеме учителя (слайд № 4).

2. Фронтальный опрос.

1. Определить экономические отношения (отношения собственности, производства, распределения, обмена, потребления); (Слайд №2)

2. Определить экономические интересы (стремление человека получать необходимые ему для обеспечения жизни блага). (Слайд №3)

3. Определить структурные элементы экономической культуры; (Слайд №4)

3. Проверка индивидуального задания . (Слайд №4)

III . Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Задача:

Вызвать интерес к изучаемому на уроке материалу.

Учитель: Как вы считаете, у всех ли людей будут одинаковые экономические интересы?

Как вы думаете, что необходимо для гармонизации интересов людей?

Одним из важнейших элементов экономической культуры являются экономические нормы , регулирующие поведение и хозяйственную деятельность людей.

Об этом и пойдет разговор на уроке.

IV . Усвоение нового материала.

1.Работа в группах (5 мин.), обсуждение (3 мин.).

2.Разбор предложенных ситуаций (7 мин.).

Задачи:

1.Усвоить знания ключевых вопросов темы урока.

2. Вызвать заинтересованное отношение учащихся к работе для достижения цели.

План изучения темы: (Слайд №5)

I . Деловая этика.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность.

    Деловая этика.

Работа в группах. (3 группы).

Задание 1.

Поскольку важную роль в хозяйственной жизни в условиях рыночной экономики играет предпринимательская деятельность вы выполните задание: «Этика делового человека».

Обсуждение задания.

Учитель: В настоящее время нормальный бизнесмен придерживается определенных этических правил при ведении своего бизнеса. Эти правила таковы: (Слайд № 6)

1. Предприниматель свято верит, что его деятельность нужна не только ему, но еще обществу в целом и отдельным его представителям в частности.

2. Бизнесмен верит в людей вокруг себя. Он верит, что они хотят и умеют работать вообще, и с ним в частности.

3. Он относится к бизнесу как к творчеству, верит в него, вкладывает в него душу.

4. Предприниматель четко понимает важность сотрудничества, но и признает необходимость конкуренции.

5. Предприниматель чтит законы, уважает любую форму собственности. Он особенно ценит профессионалов своего дела, высоко ценит образование и науку.

Учитель: Сформулируйте вывод по заданию. (Слайд № 7)

Вышеперечисленные этические принципы бизнесмена могут быть применены или доработаны абсолютно для любой сферы его деятельности.

Задание 2.

Мы обсудили с вами «Правила этики делового человека», а теперь давайте попробуем применить их в предложенных ситуациях. (Обсуждение в группах)

1. Предприниматель периодически встречает своего старого знакомого, который работает в конкурирующей фирме и за плечами которого множество разработок. Знакомый хочет при своей фирме открыть филиал, которым будет руководить.

Руководство фирмы считает, что руководящая должность будет отнимать у ценного кадра много сил и отвлекать от разработки новых проектов. Предприниматель давно мечтал «перетащить» старого знакомого в свою фирму. Подворачивается удобный случай. Как поступить? (Слайд №8)

2. Руководитель фармакологической фирмы считал, что 1 выпускает полезный для здоровья товар. Но ознакомившись с последними научными исследованиями, выяснил, что новое поколение успокоительных таблеток, которое приносит существенный доход, отрицательно влияет на психику больных. Как ему поступить? (Слайд №9).

3. Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Усовершенствование оказалось весьма незначительным, то есть товар не оказался «новинкой» для потребителя, но на упаковке и в рекламе товара настойчиво звучит такое утверждение. Предприниматель уверен, что «новинка» принесет изрядную прибыль. Как ему быть? (Слайд №10).

4. Предприниматель знает, что в конкурирующей, сильной фирме открылась вакантная должность начальника отдела. Его бывшая жена, с которой у него сохранились теплые отношения, проходит конкурс и получает эту должность: У предпринимателя открывается редчайшая возможность узнавать о новинках товара конкурирующей фирмы из первых рук. Как ему поступить? (Слайд №11)

5. У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из наиболее результативных продавцов фирмы начались проблемы в семье - уровень его продаж значительно снизился. Когда нормализуется его семейная жизнь - неясно, но пока фирма теряет большое количество продаж. У предпринимателя возникает юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как e му поступить? (Слайд №12)

6. Начальник отдела маркетинга предлагает предпринимателю провести социологический опрос среди потребителей товара конкурирующей фирмы, чтобы узнать отзывы о товаре конкурента. Чтобы не «засветиться» он предлагает провести это интервьюирование под именем несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как поступить? (Слайд №13)

Учитель: Какой можно предложить вывод о соответствии деятельности предпринимателя и правил этики.

Вывод: бизнес, конкуренция и мораль не противоречат друг другу.

II . Экономическая свобода и социальная ответственность

«Делать дело на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное … Задача предпринимателя – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции… Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит и конец его недалек».

Г.Форд, американский автопромышленник . (Слайд №14)

Учитель : Честным быть выгодно?

Бизнесмену, как мы выяснили, необходимы такие качества как самостоятельность, расчетливость, работоспособность, ответственность, честность.

Беседа по вопросам: (Слайд №15)

    Что такое экономическая свобода?

    Что такое ответственность? Социальная ответственность?

    Как связаны между собой:

Экономика и право;

Экономика и экология

Экономика и социальная и политическая стабильность

V . Закрепление изученного.

Задача:

закрепление понятий: экономическая культура, деловая этика, экономическая свобода, социальная ответственность.

Учитель : определите понятия (Слайд №16)

    Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности,

Уровень и качество экономических знаний,

Содержание традиций и норм регулирующих экономические отношения

(экономическая культура).

    Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности

(деловая этика)

    самостоятельное принятие экономических решений, видов хозяйственной деятельности, форм собственности, товара, форм потребления ….

(экономическая свобода)

    социальное и морально-правовое отношение личности

Выполнение нравственного долга и правовых норм.

(социальная ответственность)

VI . Контроль и коррекция знаний.

Работа с тестом. Самоконтроль.

Задача:

Проверить уровень усвоения материала.

Тест. (Слайд 17)

    Вставьте пропущенные слова:

А. Экономическая культура общества - это система … .

Б. Нормы и правила поведения человека в хозяйственной деятельности раскрывает … .

    Экономические отношения включают

А. Обмен.

Б. Потребление.

В. Производство.

Г. Распределение

Д. Все выше перечисленное.

    Согласны ли вы с тем, что экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. Объясните.

Самоконтроль: 1.А. ценностей; Б.Этика, (Слайд №18)

2.Д;

3.Да. Экономическая свобода без социальной ответственности ведет к нарушению закона, обострению экологической проблемы, выпуску некачественных товаров (могут быть другие варианты).

VII . Информация о домашнем задании.

Домашнее задание § 13, вопросы и задания после параграфа.

Задача :

проконсультировать учащихся о выполнении домашнего задания.

VIII . Подведение итогов урока.

Задача:

оценить деятельность учащихся.

Культурное развитие предполагает выделение культypнoгo эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему.

Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т. д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам. Но от caмoгo выбора ему не уклониться. Сделать выбор более осознанным в такой сфере деятельности, как экономика, вам поможет знакомство с экономической культурой.

Экономическая культура общества - это система цeнностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства , распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические oтнoшения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в oкpyжающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически гpaмoтнoгo, нравственно обоснованного поведения, значимые в coвременных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции , безработицы и т. п.), экономических отношений (например, paботодателя и нaeмнoгo работника, кредитора и заемщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во мнoгoм зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить тaкой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами кoторой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социальн,о значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение
современной экономической теории (этого требует переход на новые, рыночные условия хозяйствования), на активное участие в управлении делами производства (этому способствует предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам и появление предприятий, основанных на частной форме собственности), на участие в решении различных экономических задач. Получила свое развитие и система ценностных ориентаций личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому ycпеху как большому социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у кoтopoгo сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная ycтановка на формальное отношение к труду. (Приведите известные вам примеры проявления различных установок на труд, сравните результаты их действия.) Если у человека сформирована социальная установка на то, чтобы потреблять больше, чем производить, то он И свою деятельность подчиняет лишь накопительству, приобретательству и т. п.

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность eгo личностных свойств и качеств, кoтoрые являются определенным результатом eгo участия в дeятельности. К таким качествам можно отнести трудолюбие, ответственность, расчетливость, умение рационально opгaнизовать свой труд, предприимчивость, новаторство и др. Экономические качества личности и нормы поведения могyт быть как положительные (бережливость, дисциплинированность), так и отрицательные (расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество). По совокупности экономических качеств можно оценивать уровень экономической культуры личности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИНТЕРЕСЫ

Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения. От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, eгo стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости , когда каждый человек и социальная группа получают возможность пользоваться социальными благами в зависимости от общественной полезности своей деятельности, ее необходимости для других людей, общества.

Экономические интересы людей выступают как oтpaжение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной прибыли) и нaeмнoгo работника (дороже продать свои тpyдoвые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений. (Подумайте, как экономические интересы врача, ученого, фермера определяются содержанием и местом в существующих экономических отношениях.) Экономический интерес - это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей. Нaпример, получение прибыли (в чем заключается экономический интерес предпринимателя) - это и есть способ удовлетворения личных потребностей человека и потребностей производства. Интерес оказывается непосредственной причиной действий человека.

Необходимость разрешить противоречие между ecтeственным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей заставляла людей организовывать экономику так, чтобы она побуждала их работать интенсивно и через труд добиваться роста cвoeгo благосостояния . История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда (и соответственно большего удовлетворения своих потребностей) - это насилие и экономический интерес. Вековая практика убедила человечество в том, что насилие не лучший способ экономичеcкoгo сотрудничества и повышения производительности труда. В то же время нужны такие способы организации совместной жизни, которые гарантировали бы право каждого действовать согласно собственной выгоде, реализуя собственные интересы, но при этом их действия способствовали бы росту благосостояния всех и не ущемляли права других людей.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот мexaнизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных ycловиях. (Вспомните, как действует «невидимая рука» рынка.)

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были задействованы и различные формы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Они сыграли большую роль в формировании особого элемента экономики - деловой этики, раскрывающей нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности. Эти нормы являются важным элементом экономической культуры, их соблюдени е облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что, например, для российской школы экономической мысли было характерно признание приоритета общего блага над индивидуальным интересом, роли дyxoвнo-нpaвcтвeнныx начал развития инициативы и предпринимательской этики. Так, российский ученый-экономист, профессор д. и. Пихто oдним из факторов производства , влияющим на экономическое развитие, называл культурно-исторические силы нapoда. Важнейшими из этих сил он считал нравы и обычаи, мораль, образованность, дух предприимчивости, законодательство, государственный и общественный строй жизни. Академик И. И. Янжул, выпустивший в 1912 г. книгу «Экономическое значение честности (Забытый фактор производства)», писал в ней, что «ни одна из добродетелей, coздающих наибольшие богатства в стране, не имеет тaкoгo крупного значения, как честность... Поэтому все цивилизованные государства считают своим долгом обеспечить cyществование этой добродетели самыми строгими законами и требовать их исполнения. Здесь разумеется: 1) честность
как исполнение обещания; 2) честность как уважение чужой собственности; 3) честность как уважение к чужим правам; 4) честность как уважение к существующим законам и нравственным правилам».

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется серьезное внимание. Этика преподается в большинстве школ бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Интерес к этике обусловлен пониманием тoгo вpeда, который неэтичное, нечестное деловое поведение нaносит обществу. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня также связывается прежде вceгo с морально-этическими, а затем с финансовыми момeнтaми. Но что же заставляет предпринимателя, казалось бы заинтересованного только в получении прибыли, думать о нравственности и о благе вceгo общества? Частичный Oтвет можно найти у американского автопромышленника, предпринимателя Г. Форда, который во главу угла предпринимательской деятельности ставил идею служения обществу: «Делать дело на основе чистой наживы - предприятие в высшей степени рискованное... Задача предприятия - про изводить для потребления, а не для наживы и спекуляции... Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец eгo недалек». Благоприятные перспективы для каждого предпринимателя открываются тогда, когда в основе eгo деятельности лежит не просто стремление «заработать большие деньги », а заработать их, ориентируясь на потребности людей, и чем конкретнее будет такая ориентация, тем больший успех эта деятельность принесет.

Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Eгo личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых им товаров и услуг. Под угрозой в конечном счете окажутся eгo прибыли. По этим причинам в рыночной экономике все большую популярность приобретает лозунг « Честным быть выгодно». Сама практика хозяйствования воспитывает человека, ориентируя на выбор эталона поведения. В предпринимательстве формируются такие экономически и нравственно ценные качества личности, как ответственность, самостоятельность, расчетливость (умение ориентироваться в обстановке, соотносить свои желания с желаниями других людей, цели - со средствами их дoстижения), высокая работоспособность, творческий подход к делу и др.

Однако общественные условия, сложившиеся в Pocсии в 1990-x гг.,- экономическая, политическая, социальная нестабильность, отсутствие у большей части нaceления опыта экономической самодеятельности - затруднили развитие цивилизованного типа экономической деятельности. Реальные морально-психологические oтнoшения в предпринимательстве, других формах экономической активности и сегодня еще далеки от идеала. Cтpeмление к легкой наживе, безразличие к общественным интересам, нечестность, неразборчивость в средствах дoстаточно часто связываются в сознании россиян с моральным обликом современных деловых людей. Есть основания надеяться, что новое поколение, выросшее в условиях экономической свободы, сформирует новые ценности, связанные не только с материальным благополучием, но и с этическими принципами деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищенность человека от нeжелательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необходимостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая свобода?

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для нeгo предпочтительнее (труд по найму, предпринимательство и т. д.), какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм потребления. Производитель свободен в выборе вида деятельности, ее объема и форм.

Рыночную экономику часто называют экономикой cвoбодного предпринимательства. Что означает слово «CвOбодного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают ученые, предполагает, что у нeгo есть определенная совокупность прав, гарантирующих автономию, caмостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее ocyществления, использования произведенного продукта и полученной прибыли.

Экономическая свобода человека прошла эволюционный путь. На протяжении истории происходили ее приливы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная зависимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяйственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей личной свободой, но с высокой степенью хозяйственного риска, с другой - большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

Опыт показывает, что к соотношению разных сторон экономической свободы применим принцип « ничего сверх меры». В противном случае не достигается ни свобода твоpчества, ни гарантированное благополучие. Экономическая свобода без peг ламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. В то же время, например, претендующая на освобождение от власти случая командно-административная экономика, ограничивающая хозяйственную инициативу, обречена на застой в развитии.

Границы, в которых экономическая свобода служит эффективности производства, обусловливаются кoнкpeтнo-историческими обстоятельствами. Так, современная рыночная экономика, как правило, не нуждается в систематическом, грубом насилии, что является ее достоинством. Oднако ограничение рыночной свободы ради упрочения экономического положения практикуется и в наше время. Например, государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения ее развития. (Вспомните, какие методы регулирования использует государство.) Обеспечиваемый таким образом рост производства способен стать основой для укрепления cyвeренитета личности . Ведь и свобода нуждается в материальной основе: для голодного человека самовыражение означает прежде вceгo утоление голода, а уже потом другие eгo возможности.

Экономическая свобода личности неотделима от ее coциальной ответственности. Теоретики и практики экономики изначально обращали внимание на заложенное в природе экономической деятельности противоречие. С одной cтoроны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой - нeобходимость считаться с интересами и ценностями общества, т. е. проявлять социальную ответственность.

Ответственность - особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением cвoeгo нpaвcтвeннoгo долга и правовых норм. Идея социальной Oтвeтственности бизнеса, например, получила широкое распространение в 1970- 1980-e п. в США, а затем и в других странах. Она предполагает, что предприниматель должен руководствоваться не только личными экономическими интересами, но и интересами общества в целом. Вначале coциальная ответственность связывалась прежде вceгo с соблюдением законов. Затем ее необходимым признаком стало предвосхищение будущего. Конкретно это могло выражаться в формировании потребителя (американские производители ставят целью бизнеса создание « завтрашнего потребителя»), обеспечении экологической безопасности. Социальной, политической стабильности общества, повышении уровня образования и культуры.

Способность участников экономической деятельности сознательно выполнять морально-правовые требования общества и нести ответственность за свою деятельность ceгoдня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания (использование внутриатомной и иных энергий, открытие молекулярной биологии , генной инженерии). Здесь каждый неосторожный шаг может стать опасным для человечества. Вспомните, к каким катастрофическим последствиям привело втоpжение человека при помощи науки в природную среду.

Долгие годы промышленная деятельность в большинстве стран характеризовалась в основном нерациональным использованием сырья и высокой степенью загрязнения окружающей среды. В мире существовало весьма распространенное мнение о том, что предпринимательская деятельность и охрана окружающей среды несовместимы. Получение прибыли увязывалось с беспощадной эксплуатацией и разрушением природных ресурсов, а улучшение экологической обстановки приводило к снижению доходов предпринимателей и росту цен на потребительские товары. Поэтому неудивительно, что реакция бизнеса на требования соблюдать экологические нормы часто была негативной, а выполнение этих требований не было добровольным (с помощью законов, административного контроля). Однако усиление мирового экологического движения, разработка концепции и принципов устойчивого развития способствовали изменению отношения предпринимателей к окружающей среде. Устойчивое развитие - это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколения м для удовлетворения их потребностей. Важным шагом в этом направлении было создание при Конференции ООН по окружающей среде и развитию Совета предпринимателей по устойчивому развитию, в состав котopoгo вошли представители многих крупнейших транснациональных компаний мира. Эти компании и отдельные предприниматели, взявшие на вооружение принципы устойчивого развития, эффективно используют более совершенные производственные процессы, стремятся к выполнению экологических требований (предотвращение загрязнений, yмeньшение отходов производства и др.) и наилучшим образом используют возможности рынка. Такие компании и бизнес мены получают преимущества перед конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Как показывает мировой опыт, сочетание предпринимательской деятельности, экономического роста и экологической безопасности возможно.

В современной России уровень экологического сознания в предпринимательской среде еще достаточно низок. Так, к середине 1995 г., по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, лишь около 18 тыс. из 800 тыс. зарегистрированных малых и средних предприятий предусмотрели в своих уставах природоохранную деятельность. И только 20% из них действуют в этом направлении. Улучшение качества жизни россиян во мнoгoм зависит от тoгo, как экономика и экология будут дополнять друг друга. Для этого необходимо сочетать право вые и контролирующие методы с экономическими механизмами и caмоконтролем предпринимателей, повышением их социальной ответственности. Используя мировой опыт, российским предпринимателям необходимо разработать нормы поведения для национальных фирм в области защиты окружающей среды и перехода на модель устойчивого развития.

СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозависимость экономической культуры и экономической деятельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как производитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культуры личности, несомненно, влияет на результативность экономической деятельности, успешность выполнения социальных ролей.

Одна из важнейших социальных ролей личности - роль производителя. В условиях пере ход а к новому, информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуются не только высокий ypoвень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд все более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролер продукции), сколько самодисциплины и самоконтроля . Главным контролером при этом выступает совесть, личная oтвeтcтвенность и другие моральные качества.

От уровня развития основных элементов экономической культуры, в свою очередь, зависит характер и результативность экономической деятельности. Примером этого может служить японская рыночная экономика. Там систематическое продвижение от эгоистического поведения в сторону поведения, oCнoвaннoгo на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность» и «добрая воля», оказалось крайне важным для достижения индивидуальной и групповой эффективности и сыграло существенную роль в индустриальном прогрессе.

В российском обществе в 1990-x гг. происходящие изменения привели к отказу от сложившихся в условиях командно-административной системы общественных и этических ценностей, разрушению прошлого опыта. Созидательная работа зачастую стала подменяться потребительскими ycтремлениями и борьбой за выживание. Осмысление опыта переходного периода показывает, что господствующее в экономической политике либеральное мышление способствовало развитию рыночной экономики, но одновременно вызвало неоправданное социальное расслоение, рост бедности, снижени е качества жизни. Многие эксперты считают, что этот процесс либерализации сопровождался формированием новой системы ценностей , где «все решают только деньги».

Это смещение ценностей подтверждает тот факт, что при переход е к рынку в нашей стране большие масштабы приняло мошенничество. Это явление многолико, но в ocнове любой eгo разновидности (кража, растрата, подлог, подделка документов, обман и т. п.) лежит злонамеренное присвоение чужой собственности, независимо от тoгo, в кaкой форме она выступает: денег (например, деятельность финансовых пирамид), иных материальных ценностей, интеллектуальных разработок и др. Только в 1998 г. в Pocсии было выявлено около 150 тыс. экономических преступлений. Государство вынуждено принимать меры, чтобы обеспечить благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий, наладить общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах «правовoгo поля», искать пути защиты населения от финансовых мошенников, защиты сбережений, caмoгo института частной собственности.

Процесс формирования ценностей новой экономики в России продолжается, что иллюстрируют приведенные ниже два полярных суждения в отношении рыночной экономики. Первое из них гласит: «Принцип пользы губит coвесть, иссушает нравственные чувства человека. Частная собственность привязывает к себе человека так, что разъединяет eгo с другими людьми. Рынок с eгo обожествлением экономической свободы несовместим с подлинным paвeнством, а потому все рыночное общество по сути своей и aнтидемократично, и антинародно». Второе утверждает: «При цивилизованных рыночных отношениях кажущаяся нecoвместимость «интереса» и «идеала», материального изобилия и духовности преодолевается. Именно приватизированная собственность делает человека независимым, служит надежным гapaнтoм eгo свободы. Требования рынка yтверждают непреложные нормы честности, порядочности и доверия в качестве обязательных условий эффективности деловых отношений. Конкуренция - вещь суровая, но это борьба по правилам, соблюдение которых бдительно кoнтpoлируется общественным мнением. Сокровенность дeмoкpaтии заключается прежде вceгo в свободе - экономической, политической и интеллектуальной. А равенство в бедности неизбежно подводит к кризису общественной нpaвcтвeннocти». Какое из суждений более обоснованно - решать вам.

Происходящие в стране изменения поставили человека и общество перед выбором возможных вариантов развития. Этот выбор имеет место не только в политике и экономике, но и в социокультурной сфере, от которой во мнoгoм зависит направленность жизни, ее ценностные ориентиры, устойчивость любой человеческой общности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Включаясь в ту или иную практическую экономическую деятельность, используйте экономические знания и нормы экономической культуры для правильного выбора и принятия решения, оптимального для успеха вашего дела.

2 Расширяйте свой экономический кругозор, следите за происходящими в обществе социально-экономическими изменениями, что поможет вам реализовать свои обязанности и как гражданина. Как избиратель вы, участвуя в выборах, сможете влиять на экономическую политику государства .

3 Определите свою позицию по отношению к таким нeгативным явлениям, как культ наживы, денег, обман и присвоение чужой собственности, нечестная конкypeнция.

4 Старайтесь отказыватьс-я от нецивилизованных форм участия в экономическои жизни, от «игры не по правилам». Принимая решение, не только взвешивайте eгo на весах разума, но и прислушивайтесь к естественному cyдье - совести.

5 Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести большую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, твоpческую активность.

Документ

Из работы российского гocyaapcтseннoгo деятеля, дoктoра экономических наук Е. С. Строева «государство, общество и реформы в России ».

В переломные моменты, подобные нынешнему, крайне опасно остановиться, ограничиться... свалкой, заполненной разнообразными обломками политико-экономических и прежних социокультурных накоплений.

На этот феномен давно обратил внимание Питирим Coрокин: «...Любой народ, общество или нация, которая не может создать новый социокультурный порядок вместо тoгo, который распался, перестает быть лидирующим «историческим» народом или нацией и просто превращается в «экономический человеческий материал», который будет поглощен и использован другими, более творческими обществами и народами».

Это положение является предупреждением для России и других стран, входящих в ареал ее интересов, поскольку сейчас наука, культура, образование, мораль, идеология здесь все больше напоминают «историческую свалку» разнородных, несовместимых социокультурных типов, а энергия творческих преобразований в некоторой степени пребывает в застое.

Вопросы и задания к документу

1. О чем предупреждает автор российское общество ? Какой выбор оно должно сделать и почему?
2. Нужен ли России новый социокультурный порядок?
3. Какие прежние культурные накопления, связанные с кoмaндной экономикой, можно было бы отправить на «историческую свалку»?
4. Опираясь на текст параграфа, предложите ценности « новой экономики» , которые стали бы значимыми элементами экономической культуры ХХI в.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы основные элементы экономической культуры?
2. В чем значение экономической направленности и социальных установок личности?
3. Является ли собственный интерес единственной основой для экономического выбора?
4. От чего зависит выбор человеком эталона экономическогo поведения?
5. Нужно ли ограничивать экономическую свободу?
6. Возможен ли «добровольный брак» экономики и экологии?
7. В чем суть и значение экономически гpaмотнoгo и нравственно ценного поведения человека в экономике?
8. Какие трудности переживает новая экономика в России?

ЗАДАНИЯ

1 С какими словами у вас ассоциируются рыночные oтнoшения в российской экономике: анархия, экономическая
эффективность, варварство, честность, социальное партнерство, обман, стабильность, справедливость, законность, нaжива, рациональность? Проиллюстрируйте примерами и обоснуйте свой выбор.

2. Эти строки из письма вашего ровесника в редакцию гaзеты: «Только ум, только трезвый расчет - вот что надо в жизни. Надейся только на себя, тoгдa вceгo достигнешь. И поменьше верь так называемым чувствам, которых тоже нет. Рационализм, динамизм - вот идеалы нашей эпохи». В чем можно согласиться или поспорить с автором письма?

3. «Сохранить свободу можно лишь там, гдe она осознанна и гAe ощущается ответственность за нee»,- утверждает нeмецкий философ ХХ в. К. Ясперс. Можно ли согласиться с ученым? Приведите примеры, подтверждающие eгo мысль. Назовите три главные, на ваш взгляд, ценности свободного человека.

4. Международные эксперты ставят Россию на 149-e место в мире по степени надежности инвестиций. Так, по оценке отечественных специалистов, более 80% российских бизнесменов считают, что закон лучше не нарушать. Но на практике сталкиваются с необязательностью партнеров более 90%. При этом вину за собой чувствуют лишь 60% из них. Как вы относитесь к существованию двух моралей у участников экономических отношений - для себя и для партнера? Можно ли создать в стране систему охраны и поддержки экономического поведения, характеризующегося как надежное, предсказуемое и внушающее доверие? Что бы вы предложили сделать для этого?

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .