Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов. Доступная безбарьерная среда для инвалидов Доступная среда с ограниченными возможностями


Часто ответственные люди не понимают, что отмахнуться и отписаться уже не получится. Закон требует создать необходимые условия для инвалидов, и поэтому нужно менять отношение к этой проблеме не только у чиновников, отвечающих за свой участок социальной инфраструктуры, но и у всего общества.

Немного статистики .
По данным министерства труда России в начале 2015 года в стране насчитывалось 12,8 млн людей, имеющих инвалидность, из них более 2,5 млн человек в трудоспособном возрасте, причем больше половины из них не работают. Причины очевидны: недостаточная доступность транспортных, бытовых услуг и объектов инфраструктуры. Сегодня инвалиду без сопровождающего трудно, а иногда невозможно пройти по городу, проехать в общественном транспорте, получить социальную, медицинскую, информационную услугу, купить что-то необходимое.
Но теперь за инвалидами закреплено законодательством право требовать от властей доступной социальной инфраструктуры.

Что нужно требовать и как работает закон?

О законах и конвенциях

В 2012 году Россия ратифицировала международную Конвенцию о правах инвалидов. А в 2014 году был принят ФЗ № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Ранее были приняты федеральные законы о социальной защите инвалидов. На специальном сайте размещена вся законодательная база – российская и международная – по социальной защите и обслуживанию инвалидов.

Каждый желающий может узнать, чего он вправе требовать от органов власти, будь то доступность объектов социальной инфраструктуры, строительные нормы и стандарты для жилищного строительства, оборудование автостоянок и так далее.

Важно, что новый закон четко зафиксировал недопустимость дискриминации по признаку инвалидности.

Неприятности с инвалидами случаются, к сожалению, часто. СМИ сообщают: администрация попросила инвалида покинуть кафе; отказали в посадке в самолет; требуют оставить на улице собаку-поводыря. Теперь есть возможность пожаловаться – вплоть до суда – на тех, кто устанавливает свой порядок, нарушает законные права инвалидов.

Программа «Доступная среда» утверждена на 2011 – 2020 годы. С содержанием программы и ее выполнением можно ознакомиться на сайте правительства России .

Так, закон обязывает собственников зданий и руководителей организаций создавать на своей территории условия для доступа инвалидов и оказания им услуг, предполагает персональную ответственность руководства за его действие или бездействие.

Некоторые нововведения будут внедряться по категориям инвалидности. К примеру, все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечить инвалидов по зрению сопровождением на территории объекта сотрудником, прошедшим специальный инструктаж. В объектах социальной инфраструктуры появится информация, напечатанная шрифтом Брайля. Самые важные текстовые сообщения должны дублироваться голосом.

Как работают законы?

Дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки.

Мы беседуем с Матвеем Александровичем Лукиным , директором «Центра технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов», Санкт-Петербург.

– Чем занимается центр? Мы координируем работу всех органов власти и общественных организаций, вовлеченных в организацию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. На каждое совещание, обсуждение приглашаются представители организаций инвалидов.

Если по каким-то причинам на совещании нет представителей от организаций инвалидов, то совещание переносится или повестка его меняется. Считается неправильным обсуждать проблемы доступной среды без тех, для кого она создается.

– Какие новые требования предъявляются к руководителям объектов социальной инфраструктуры?

– Новый обязательный порядок обеспечения условий доступности введен с 1 июля 2016 года только в отношении вновь построенных зданий или прошедших капитальный ремонт. Для инвалидов и малоподвижных групп граждан доступными должны быть: территория, прилегающая к зданию, включая автостоянку для инвалидов, входы в здание, пути движения внутри здания, зона целевого посещения объекта, санитарно-гигиенические помещения, система информации и связи. В комиссию, принимающую объект социальной инфраструктуры, обязательно входят представители организации инвалидов.

– Все ли строители строго исполняют требования закона?

– Подчас организации избирают легкий путь для выполнения законов. Формально условия соблюдены: пандусы и аппарели имеются, но пользоваться ими решится не каждый. Причина – в проектной документации ненадлежащего качества.

К сожалению, служба государственного строительного надзора и экспертизы недостаточно последовательно устраняет все неточности проектной документации.

– А что делать со старыми зданиями, которые не планируется ремонтировать капитально?

– В таких зданиях, особенно в исторической части города, не всегда возможно обеспечить равный доступ к социальным услугам для людей с ограниченными возможностями. Руководители таких объектов должны разработать регламенты предоставления необходимых услуг в трех форматах, предусмотренных законом: либо по месту предоставления услуги, либо по месту жительства инвалида (на дому), либо в дистанционном режиме.

По месту предоставления услуги. Например, услуги связаны с подачей и получением документов, а инвалидам не добраться до окошечка или кабинета из-за особенностей старого здания. Из этого положения можно выйти, установив кнопку вызова сотрудника при входе и обустроив место ожидания. Порядок предоставления услуг в данном формате должен быть согласован с общественным объединением инвалидов.

Сотрудники, обслуживающие людей с ограниченными возможностями, должны проходить обучение и инструктаж по утвержденным методикам.

По месту жительства инвалида. Многие услуги медицины стали сейчас мобильными: аппараты УЗИ, установки для проведения рентгенограмм, осмотров и обследований можно перевозить по мере необходимости.

Дистанционно. Например, можно пользоваться федеральными и региональными интернет-порталами, личным кабинетом на сайте организации, интернет-магазинами.

Руководители объектов социальной инфраструктуры обязаны периодически отчитываться, как продвигается улучшение доступности услуг для инвалидов, причем для каждой категории отдельно.

Время для приведения объектов в порядок есть, программа «Доступная среда» работает до 2020 года. А уж потом инвалиды будут судить, не получится ли как в пословице «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Есть много интересных предложений, и часть из них уже работает, на сайте о доступной среде для инвалидов Санкт-Петербурга обновляется информация о доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения.

Разрабатываются приложения для смартфонов с такой же информацией. Создается контактный центр для глухих, с которым можно связаться с помощью смартфона. В центре будет круглосуточно работать сурдопереводчик, и в случае происшествий с инвалидами по слуху им будет оказана помощь в переводе. Объясниться на месте станет гораздо проще.

Что говорят сами инвалиды о проблемах доступности

Всероссийская общественная организация «Союз добровольцев России» при поддержке центра информационных коммуникаций «Рейтинг» провели исследование доступности в 85 регионах России объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.

А что говорят сами инвалиды, проживающие в регионах с высокими, средними и низкими показателями рейтинга доступности? Насколько разнятся их собственных оценки и претензии?

Василий Бондарев , лидер проекта «НЕдоступная среда», Санкт-Петербург (8-е место в рейтинге). «Наземный общественный транспорт стал работать значительно лучше. Количество низкопольных троллейбусов и автобусов увеличилось, но только пользоваться откидной аппарелью водителей научили год назад после неприятного случая, когда инвалид-колясочник выпрыгнул из автобуса, получил травму и сломал кресло-коляску.

Мы с другом любим пользоваться общественным транспортом. Но бывает и так, что если на маршруте, например, 12 троллейбусов, а половина из них низкопольные, то они могут не чередоваться с обычными. Один раз нам пришлось пропустить 4 троллейбуса, 19 минут на это ушло. В часы пик делать в общественном транспорте нечего из-за давки. Также у инвалидов Санкт-Петербурга есть острая проблема с выходом на улицу из дома. ТСЖ или управляющая компания зачастую отказываются под разными предлогами обеспечивать доступный выход из жилого помещения».

Елена Леонтьева , председатель правления общественной организации инвалидов-колясочников «Свободное движение», (Свердловская область, 7 место в рейтинге). «В Екатеринбурге была создана комиссия инвалидов-экспертов по согласованию проектов. У нас есть право подписи. Но это очень тяжелая работа, потому что нет формального определения нашей роли в проектировании. Мы отличаемся от других регионов тем, что доступная среда создается не за счет больших вливаний, а за счет работы на стадии проектирования. Тогда создать доступность проще, чем после постройки. У нас ребята покупают квартиры на любом этаже, в любом доме, не боясь, что они будут ограничены в передвижении. И это не специализированные дома для инвалидов. Это универсальный дизайн, который удобен для всех без исключения. В соответствии с этой концепцией построено уже несколько микрорайонов, и мы делимся опытом с другими городами».

Рафик Рогонян , председатель РОО «Инватур», (Нижний Новгород, 15-е место в рейтинге). «Главная идея, которой должны руководствоваться государство и общество при создании безбарьерной среды, это «ничего для нас без нашего участия».

Александр Воронков , председатель Сыктывкарского городского отделения организации «Всероссийского общества инвалидов», (республика Коми, 22-е место в рейтинге). «На протяжении 10 лет мы направляли обращения в органы власти о неисполнении законодательства РФ по созданию условий для комфортного проживания инвалидов. Ежегодно приходили отписки.

Не дождавшись результатов, мы разработали проект “За жизнь без преград” и открыто заявили о том, что “идем на таран”. Мы провели фото-мониторинг 457 объектов, и выставили фотографии в социальной сети “Вконтакте”. Мы направили 178 уведомлений в адрес руководителей объектов о нарушении наших прав, подготовили 28 исковых заявлений. Надеемся на результаты».

Анна Ковалева , председатель правления общественной организации «Вольница», Ставрополь (29-место рейтинга). «Если Ставрополь еще можно назвать относительно доступным, по крайней мере, на первый взгляд, то остальные города в Ставропольском крае таковыми не являются. В Ставрополе действительно есть много пандусов, но 60% не соответствуют ГОСТу.

То же и с транспортом: низкопольные автобусы ходят, но площадки для колясочников практически никогда не опускаются. То есть номинально есть, но по факту – ничего не работает».

Подвел итог Сергей Саутин , руководитель РОО инвалидов «Независимая жизнь», республика Северная Осетия (79-е место рейтинга). «Ознакомившись с результатами рейтинга, мы были огорчены, но не удивлены. Для успеха нужна принципиальная позиция власти в спорных вопросах законодательства, активность сообществ инвалидов, готовность властей к разработке региональных актов, опережающих федеральные нормы. Трудно переоценить роль “сильной личности”, руководителя, готового к принятию независимых решений, способного своим авторитетом сглаживать нестыковки законодательных актов для создания комфортной среды для инвалидов».

И все же перемены видны

Особенно на транспорте. В Москве уже сегодня в метро звуковые объявления об остановках повторяются визуально на интерактивной карте, а инвалидов сопровождают специально обученные сотрудники. Постепенно меняются вокзалы, аэропорты, не говоря уже о зданиях социальных служб.

В Петербурге, как сообщает исполняющая обязанности главы комитета по транспорту Елена Осинцева, весь приобретаемый подвижной состав имеет пониженный уровень пола и выдвижные аппарели. Петербургские ГУП «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс» на 100% оснастили транспорт автоинформаторами. Кроме того, в городском пассажирском транспорте начинает работать система «Говорящий город» для радиоинформирования и звукового ориентирования слепых и слабовидящих людей.

Абонентское устройство информирует инвалида о прибытии транспорта на остановку, звуковой сигнал подсказывает, где находится дверь. Многие пешеходные переходы оснащены звуковыми сигналами, разрешающими и запрещающими переход.

Закончим собственными наблюдениями. По-прежнему, колясочники, опорники, инвалиды по зрению крайне редко встречаются на улицах, в транспорте, в общественных местах. Но пандусы появились в магазинах, в почтовых отделениях, в поликлиниках. Где-то они выглядят добротно и надежно, где-то не очень, но исправить всегда можно.

В торговом центре «Юлмарт» в окошке кассы увидела объявление «Вас обслуживает слабослышащий сотрудник». За окошком девушка. Протягиваю ей деньги, получаю чек, улыбаемся друг другу. Вот, думаю, как приятно. Человек работает на вполне конкурентном месте, и всем вокруг становится от этого как-то теплее.

И еще одно наблюдение. На остановке транспорта стоит слепой с белой тростью. Подъезжает троллейбус. Смотрю на инвалида, готова предложить помощь. А он достает пластиковую коробочку с антенной, из коробочки слышится довольно громко: «Остановка «Станция метро “Политехническая”, троллейбус маршрута номер 4». Вот, оказывается, какой у него помощник!


Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса - это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.

Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.

Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.

Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Специалисты ГК «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа "Доступная среда" была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.


Цели Программы:

формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы:

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Этапы и сроки реализации программы "Доступная среда"

I этап: 2011 - 2012 годы;
II этап: 2013 - 2015 годы;
III этап: 2016 - 2018 годы;
IV этап: 2019 - 2020 годы;
V этап: 2021 - 2025 годы

Доступная среда по категориям объектов

Группа компаний БЕЗ ПРЕГРАД осуществляет полный цикл работ по созданию Доступной среды.

Серия роликов социальной рекламы о Доступной среде

На странице нашего сайта вы можете ознакомиться с нормативными документами (ГОСТ, СНиП, СП) - сводами нормативов, актов и постановлений, посвященных программе «Доступная среда» и её элементам. Как правильно должны быть установлены пандусы и тактильная плитка. Как разрабатываются и подготавливаются мнемосхемы и книги по системе Брайля. Как работают подъемники и индукционные системы. Полную информацию по этим и другим вопросам, Вы можете получить, перейдя на страницу с нормативными документами. Также отсюда можно скачать любой необходимый документ в ознакомительных целях и для работы со стандартами программы.

СП 59.13330.2016: Свод правил доступность зданий и сооружений для МГН

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.69 Мб)

Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - МГН равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального дизайна.

СП 59.13330.2012: Свод правил доступность зданий и сооружений для МГН

Действующий (отменён в части) Читать на сайте Скачать PDF (1.14 Мб)

Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Изменение № 1 СП 59.13330.2012: Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001

Действующий Скачать PDF (0.33 Мб)

СП 118.13330.2012: Общественные здания и сооружения

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.7 Мб)

Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения, с подземными этажами глубиной не более 15 м от уровня земли.

СП 136.13330.2012: Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением №1)

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (4.32 Мб)

В настоящем своде правил установлены общие требования для всех объектов проектирования, доступных для маломобильных групп населения, а также их участков в развитие положений СП 59.13330. Развитие или расширение этих требований по функциональному назначению различных зданий и сооружений дано в соответствующих разделах других сводов правил: СП 137.13330, СП 138.13330 и СП 139.13330.

Изменение № 1 СП 136.13330.2012: Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения

Действующий Скачать PDF (8.45 Мб)

СП 137.13330.2012: Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (1.0 Мб)

Настоящий свод правил распространяется на проектирование жилых домов массового строительства, включая блокированные и жилые дома фонда социального использования, жилых частей общежитий, гостиниц, домов отдыха, пансионатов и других зданий временного пребывания, семейных детских домов, а также жилых помещений в составе других общественных зданий с целью обеспечения условий проживания инвалидов.

СП 138.13330.2012: Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования (с Изменением №1)

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (2.8 Мб)

Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий и сооружений, выполняющих функции общественного обслуживания и доступных для маломобильных групп населения. Настоящий свод правил распространяется на проектирование и реконструкцию зданий учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.

СП 139.13330.2012: Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования (с Изменением №1)

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (1.0 Мб)

Настоящий свод правил распространяется на проектирование предприятий различных отраслей промышленности, ремонтных предприятий и других, где имеются профессии и специальности, по медицинским показателям пригодные для инвалидов и граждан пожилого возраста, а также на проектирование зданий и помещений различных организаций, административно-управленческих зданий, зданий проектных и научно-исследовательских институтов и других общественных зданий, где могут быть организованы отдельные рабочие места для инвалидов.

СП 140.13330.2012: Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (1.06 Мб)

Настоящий Свод правил детализирует требования СП 59.13330 и может применяться совместно с другими документами в области проектирования и строительства для инвалидов и других маломобильных групп населения. Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования по формированию доступной городской среды для инвалидов различных категорий и других маломобильных групп населения.

СП 150.13330.2012: Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.57 Мб)

Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования зданий домов-интернатов для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранным интеллектом и физическими недостатками (от 3 до 16 лет) и с нарушением интеллекта с различной инвалидностью (от 4 до 18 лет). Требования свода правил распространяются на проектирование новых объектов, реконструкцию и модернизацию существующего фонда.

СП 35-101-2001: Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (4.83 Мб)

Свод правил СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Варианты использования общеупотребительных символов и пиктограмм.

СП 35-102-2001: Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (1.54 Мб)

Своды правил направлены на обеспечение потребностей инвалидов при проектировании неспециализированных жилых домов, включая одноквартирные, общежитий, а также обеспечение потребностей МГН. Настоящий документ применяется при проектировании жилищ в зданиях всех форм собственности, а также жилой части гостиниц и категорированных рекреационных учреждений разряда три звезды и выше.

СП 35-103-2001: Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (3.40 Мб)

Своды правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для МГН.

СП 35-104-2001: Здания и помещения с местами для труда инвалидов

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (1.67 Мб)

В данном СП из всех маломобильных групп населения принимаются во внимание в основном инвалиды трудоспособного возраста, так как остальные маломобильные группы: люди старшей возрастной группы, временно нетрудоспособные, в том числе женщины в декретном отпуске, не учитываются при организации рабочих мест на предприятиях и в учреждениях. Свод правил распространяется на проектирование предприятий, учреждений, зданий и помещений с целью создания рабочих мест для инвалидов всех групп и большинства нозологий.

СП 35-105-2002: Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (1.39 Мб)

СП по проектированию и осуществления реконструкции существующей застройки с соблюдением доступности зданий, сооружений и их комплексов для инвалидов. Свод правил содержит обязательные правила, проектно-организационные мероприятия по формированию доступной среды для инвалидов. В том числе производственные зоны, рекреационные зоны, транспортные и пешеходные коммуникации, адаптация транспортных средств, транспортно пересадочные узлы, а также Свод правил реконструкции по информационному обеспечению для инвалидов.

СП 30-102-99: Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.38 Мб)

Настоящий нормативный документ системы устанавливает требования к застройке территорий малоэтажного жилищного строительства как части, так и самостоятельной планировочной структуры городских, сельских и других поселений, разрабатываемой в соответствии с действующими нормами и утвержденными генеральными планами поселений.

СП 31-102-99: Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.99 Мб)

Данный свод правил описывает типы и требования архитектурных решений общественных зданий и сооружений. Приведены рекомендации на ориентирование одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

СП 31-113-2004: Cвод правил по проектированию и строительству бассейнов для плавания

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (3.62 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на средства общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, вагоны трамваев, пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации), предназначенные для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов, по воде, земле, под землей и по воздуху.

ГОСТ Р 50646-2012: Услуги населению. Термины и определения

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.17 Мб)

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, менеджмента услуг и подтверждения соответствия в сфере услуг, оказываемых населению. Установленные в настоящем стандарте термины, отражающие систему понятий в сфере услуг населению, расположены в систематизированном порядке.

ГОСТ 55555-2013: Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности

Действующий (взамен ГОСТ Р 51630-2000) Читать на сайте Скачать PDF (1.49 Мб)

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности и доступности к стационарно устанавливаемым подъемным платформам, предназначенным для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения. Настоящий ГОСТ устанавливает требования: Подъемные платформы вертикального перемещения с огражденной и неогражденной шахтой, узлы и системы привода, электрическая система и оборудование.

ГОСТ Р 51083-2015: Кресла-коляски. Общие технические условия

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.51 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски с ручным приводом, предназначенные для передвижения пользователей массой, не превышающей 100 кг, внутри и вне помещений, приводимые в движение и управляемые пользователем самостоятельно или сопровождающим его лицом.

ГОСТ Р 50602-93: Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.12 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на инвалидные кресла-коляски и устанавливает их максимальные габаритные размеры, которые должны учитываться архитекторами, инженерами, изготовителями и местными органами власти для обеспечения передвижения пользователя в зданиях, транспортных средствах и для общей маневренности.

ГОСТ Р 52872-2012: Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.31 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации.

ГОСТ Р 51261-2017: Типы и технические требования опорных стационарных реабилитационных устройств

Действующий (взамен ГОСТ Р 51261-99) Читать на сайте Скачать PDF (1.75 Мб)

Данный Свод правил определяет типы опорных устройств и устанавливает технические требования к опорным устройствам.

ГОСТ Р 52875-2018: Технические требования для тактильных наземных указателей для инвалидов по зрению

Действующий (взамен ГОСТ Р 52875-2007) Читать на сайте Скачать PDF (0.53 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на тактильные наземные указатели, распознаваемые инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, и устанавливает технические требования к используемым материалам и технологиям, определяет их назначение, места размещения и основные правила применения и обустройства.

ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.19 Мб)

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области социального обслуживания населения. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по социальному обслуживанию населения, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

ГОСТ Р ИСО 23600-2013: Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.62 Мб)

Целью настоящего международного стандарта является установление требований к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Люди с нарушением функций зрения и с нарушением функций зрения и слуха, передвигающиеся самостоятельно, используют множество способов и косвенных знаков в окружающей среде для того, чтобы начать безопасный переход улицы. Звуки и другие сигналы окружающей среды снабжают информацией о времени и направлении перехода.

ГОСТ Р 51671-2015: Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.45 Мб)

Настоящий стандарт не распространяется на реабилитационные технические средства связи, информации и сигнализации, предназначенные для индивидуального пользования, классификация которых приведена в ГОСТ Р ИСО 9999. В настоящем стандарте также учтены потребности людей, относящихся к маломобильным группам населения.

ГОСТ Р 56421-2015: Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования безопасности при эксплуатации

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.71 Мб)

Стандарт применяется для обеспечения безопасности пользователей, персонала и лиц, находящихся вблизи платформы при использовании ее по назначению. Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами платформ и обслуживающему персоналу в тихничническаим специалистам осуществляющим ремонт и обслуживание подъемных платформ для инвалидов.

ГОСТ Р 50917-96: Устройства, печатающие шрифтом Брайля. Общие технические условия

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.30 Мб)

Настоящий стандарт применяется для всех устройств, разрабатываемых, производимых, поставляемых и используемых в автоматизированных системах обработки данных с целью получения печатных изображений алфавитно-цифровой информации шрифтом Брайля.

ГОСТ Р 56832-2015: Национальный стандарт Российской Федерации шрифт Брайля. Требования и размеры

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.45 Мб)

ГОСТ Р 52131-2003: Средства отображения информации знаковые для инвалидов

Действующий Скачать PDF (0.84 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на знаковые средства отображения информации пиктограммы и предупреждающие знаки, таблички и наклейки используемые инвалидами для ориентирования на объектах и общественных местах.

ГОСТ Р ИСО 9999-2014: Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология

Действующий Скачать PDF (0.96 Мб)

Настоящий стандарт устанавливает классификацию вспомогательных средств, специально изготовленных или общедоступных, для людей с ограничениями жизнедеятельности.

О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (с изменениями)

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.33 Мб)

Настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов: при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства и при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Приказ Минтруда России №627 от 25 декабря 2012 г.

Действующий Скачать PDF (1.17 Мб)

Целью государственной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов, является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

ГОСТ Р 56305-2014: Технические требования для тактильных наземных указателей для инвалидов по зрению

Действие приостановлено Скачать PDF (0.99 Мб)

Целью настоящего стандарта является разработка требований, предъявляемых к тактильным указателям на пешеходной поверхности (ТУПП) для слепых и слабовидящих людей. При самостоятельном передвижении в пространстве слепой и слабовидящий на своем пути встречают различного рода препятствия, которые могут быть травмоопасны. Для получения информации тотально слепые и слабовидящие используют сохранные анализаторы, в частности слух, осязание, обоняние и остаточное зрение (при его наличии).

ГОСТ Р 52875-2007: Технические требования для тактильных наземных указателей для инвалидов по зрению

Заменен на ГОСТ Р 52875-2018 Скачать PDF (0.53 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на тактильные наземные указатели с помощью которых инвалиды по зрению получают информацию о путях движения в населенных пунктах и общественных зданиях. Устанавливает технические требования, назначение, место расположения и правила применения указателей.

ГОСТ Р 51261-99: Типы и технические требования опорных стационарных реабилитационных устройств

Заменен на ГОСТ Р 51261-2017 Скачать PDF (1.68 Мб)

Данный Свод правил описывает типы и требования опорных устройств а также технические требования к их установки.

ГОСТ Р 51671-2000: Классификация. Требования доступности и безопасности. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов

Недействующий Скачать PDF (0.76 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на технические средства связи, информации и сигнализации общего пользования, доступные для инвалидов, и устанавливает классификацию указанных средств, а также требования, обеспечивающие их доступность и безопасность для инвалидов.

ГОСТ Р 51090-97: Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов

Недействующий Скачать PDF (0.81 Мб)

Настоящий стандарт устанавливает требования и указания размеров к документам и надписям, выполненным шрифтом для слепых, а также материалам основы, чтобы слепые люди могли свободно узнавать, читать и понимать этот шрифт Брайля. Стандарт не описывает технические методы для создания шрифта Брайля.

ПБ 10-403-01: Правила безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов

Недействующий Скачать PDF (1.24 Мб)

Правила распространяются на подъемные платформы с вертикальным и наклонным перемещением, относящиеся к техническим средствам реабилитации инвалидов и устанавливаемые в жилых, общественных и промышленных зданиях и сооружениях высотой более одного этажа или имеющих перепады уровней пола на путях движения инвалидов с нарушением статодинамической функции, включая использующих кресла-коляски и другие технические средства реабилитации, и для людей с ограниченными возможностями для передвижения, относящихся к МГН.

НАШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - НАШ ДОЛГОЛЕТНИЙ ОПЫТ и КАЧЕСТВО!


Целевая федеральная программа «Доступная среда» в России предназначена для того, чтобы сделать жизненные условия для людей с инвалидностью более удобными и качественными. Разработка этого проекта началась еще до того, как Россия подписала международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую ООН.

Подготовительный процесс был запущен уже в 2008 и продлился до 2011 года. Значимость его объяснялась официальными социологическими данными по количеству инвалидов в нашей стране. К тому моменту показатель достиг 9% от всего населения . Статистика показывала, что 30% из общего числа людей с ограниченными возможностями имели трудоспособный возраст и хотели бы активно участвовать в жизни общества. Также социологи констатировали увеличение количества детей с врожденными физическими недостатками, которым также необходимы особые условия для жизнедеятельности.

Провести государственную программу было решено в два этапа . Первый период выпадал на 2011-2012 года, когда юристы создавали правовую базу для улучшения качества жизни инвалидов, социологи, психологи и другие специалисты проводили исследование общественного мнения, создавали консультационные службы, разрабатывали механизмы и инструменты, которые позволили бы осуществить следующие действия в рамках программы. Второй этап планировалось осуществить с 2013 по 2016 года . Всего из федерального бюджета было выделено 168, 44 млрд. руб. , которые должны быть реализованы на всех уровнях к 2020 году .

Задачи программы «Доступная среда»

Реализация этой программы в РФ позволит улучшить качество медицинского обслуживания инвалидов и создаст благоприятные условия для их вовлечения в общественную жизнь в разных областях. Инвалидам будут предоставлены все возможности, которыми могут пользоваться в государстве обычные люди.

Программа Доступная среда 2019 года состоит из двух частей, направленных на:

  • создание легкого доступа к главным объектам и услугам в основных сферах жизнедеятельности инвалидов;
  • улучшение качества оказания услуг по реабилитации и совершенствование всей государственной медицинской системы.

В ходе их реализации должны быть получены:

  • объективные оценки, которые позволили бы повысить уровень доступности всех объектов и услуг государственного и социального назначения для людей с ограниченными возможностями;
  • равноценный доступ ко всем реабилитационным средствам и услугам для людей, имеющих инвалидность;
  • повышение качества функционирования государственной системы медико-социальной экспертизы.

Социальная работа в обществе должна подняться на новый уровень качества.

Долгосрочная программа создает условия и готовит законодательную базу, которая обеспечила бы создание комфортной среды для инвалидов и после завершения действия этой федеральной программы. Так, создаются центры «Содействия занятости населения» , которые позволяют компенсировать предпринимателю затраты на обустройство рабочего места для лиц с ограничениями. Мероприятияпо повышению качества жизни инвалидов имеют долгосрочный характер.

Исполнение программы «Доступная среда»

То, как осуществляется финансирование программы на разных уровнях и какие новации удается внедрить в жизнь инвалидов, можно узнать на сайте о федеральных целевых программах, где публикуются отчеты и основные показатели реализации .

На втором этапе осуществления программы активно привлекается региональная составляющая в финансировании проекта. В любом регионе, городе, поселке инвалиды должны получить все необходимое для улучшения их качества жизни.

Региональные программы

Выполнение федеральной программы, направленной на улучшение жизни инвалидов, осуществляется за счет внебюджетных средств. Комплексная реализация позволяет возложить на региональный бюджет всего 40% от общего объема стоимости всех осуществляемых мероприятий. Но из-за разного экономического положения регионов скорость реализации намеченных задач везде отличается. Поэтому планвнедрения новых социальных институтов для инвалидов и создания доступной среды везде выполняется по-разному.

Некоторые региональные власти сами принимают свои местные программы по созданию безбарьерной среды, которые рассчитаны не только на срок действия федеральной целевой программы, но и на следующие года.

Заключение

Итогиреализации основных этапов федеральной программы по созданию доступной среды:

  • программа стала альтернативой адресной помощи. Благодаря ей удалось создать целые общественные институты и инструменты, позволяющие людям с инвалидностью активнее включаться в современную жизнь и реализовывать свои таланты;
  • выступления паралимпийской сборной России на зимней Олимпиаде в Сочи доказали, что такие люди могут показывать невероятные результаты в спорте и в жизни;
  • привлечение инвалидов в различные сферы трудовой деятельности, где они могли бы реализовать свои способности, позволит получить не только высокие экономические показатели, но и обеспечит более комфортные социальные условия для развития общества в целом.

1. Приоритеты и цели государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан - 27,4 процента населения.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Реализация мероприятий Программы на территории Северо-Кавказского федерального округа позволит обеспечить:

проведение комплекса мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа;

создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций;

укрепление материально-технической базы организаций спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации;

реализацию права инвалидов на реабилитацию и на обеспечение техническими средствами реабилитации;

предоставление социальных гарантий инвалидам (обеспечение техническими средствами реабилитации) ;

создание сети базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации;

деятельность учреждений медико-социальной экспертизы.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации необходимо включить в государственные программы мероприятия по созданию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

При этом мероприятия Программы, направленные на формирование условий доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, оказывают влияние на достижение целей и задач других государственных программ с учетом принципа отраслевой принадлежности.

В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Это требование в полной мере относится к объектам в сфере спорта при их капитальном строительстве и реконструкции, в том числе при организации работы по проведению в России в 2018 году чемпионата мира по футболу. Доступность таких объектов должна обеспечиваться как для зрителей-инвалидов, так и для спортсменов-инвалидов, при этом необходимо учитывать опыт проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и условий для беспрепятственного пользования услугами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. При разработке и реализации указанных планов мероприятий ("дорожных карт") учитываются и используются результаты, нормативные документы и методологические положения, выработанные в ходе выполнения мероприятий Программы.

Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для целей Программы понимаются: здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура.