Иллюзия времени – что реально? Самая великая иллюзия нашей вселенной - это Время


Существует ли разница между прошлым, настоящим и будущим на самом деле? Может быть, она есть только в нашей голове?

© publicize.co

Идеи, которые вы встретите в этой статье, могут показаться вам спорными. Но попробуйте избавиться от предубеждений хотя бы на время чтения.

Когда я был студентом, я посещал лекции по предмету с необычным названием «Эйнштейн, Пространство и Время». Во время занятий я узнал о некоторых нелогичных концепциях современной физики. Одна из идей, которая поразила меня больше всего, заключалась в следующем: привычное нам течение времени может быть всего лишь иллюзией.

Когда мы слышим о времени, мы часто думаем, что оно постоянно движется вперед. Мы привыкли считать, что время продолжит свое движение даже после нашей смерти. Это кажется очевидным: Луна вращается вокруг Земли уже несколько тысячелетий.

Мы контролируем время с помощью различных современных инструментов и приспособлений. Они могут записывать продолжительность любого действия с точностью до миллисекунд. Поэтому нам сложно усомниться в том, что время постоянно прогрессирует и никогда не стоит на месте. При этом времени не существует за пределами нашей Вселенной, поэтому принято считать, что время неразрывно связанно с пространством.

Время не является фундаментальной чертой реальности

Однако возникает вопрос: на самом ли деле существует течение времени или это субъективный процесс, который существует только в наших умах?

Sylvester Amponsah пишет:

Вполне возможно, что разница между прошлым, настоящим и будущим – это просто шутки нашего разума. Понятия времени, которое плавно переходит из прошлого в будущее, не существует в соответствии с концепцией блочной Вселенной.

Для концепции временного потока, которая считается общепринятой на данный момент, время и пространство были фундаментальными составляющими. Согласно такой теории в одно и тоже время в разных местах Вселенной могут происходить разные события, время которых точно можно определить.

Существует также специальная теория относительности. Она частично отрицает идею независимого пространства и времени для создания картины взаимозависимого пространства-времени. Согласно такой теории, с течением времени ничего не изменяется. В единой системе блочной Вселенной уже учтены прошлое, настоящее и будущее. Такая концепция понимания реальности доказывает, что все события имеют одинаковое значение. Прошлое не может быть более важным, чем настоящее или будущее.

Концепция блочной Вселенной представляет время как одну из необходимых координат для определения местоположения объекта в едином пространстве-времени. В такой структуре любое событие по определению состоит из места и времени, а вся структура блочной Вселенной – это совокупность бесконечного количества запланированных событий. Проще говоря, прошлое и будущее сосуществуют в едином пространстве-времени.

Таким образом, нет смысла говорить о «ходе времени». Время не «течет», оно просто существует. Представьте себе, что вы едете из Питера в Москву. Вы же не говорите, что Москвы не существует, потому что вы на данный момент не находитесь там? Вы знаете, что Москва – это определенное место во временном пространстве. Такую же концепцию стоит применять по отношению ко времени. Прошлое и будущее существуют вне зависимости от того, что вы находитесь в настоящем. Не стоит ждать того, когда «придет» будущее. Оно уже существует, просто вас в нем еще нет.

Научное изображении теории

Более понятно можно разобраться с этой концепцией используя Пространство Минковского. Этот немецкий математик разработал геометрическую четырехмерную модель теории относительности.

Физики используют линии в представлении пространства времени. Каждая из линий имеет собственную запрограммированную историю развития. Для большей наглядности используются конусы. Событие, которое происходит в данный момент, находится в основании конуса. Это событие стала результатом сокращения радиуса круга со скоростью света (в формате 3D круг представлен как сфера). Вся история развития этой конкретной линии в пространстве-времени может быть преобразована в расширяющиеся и сужающиеся поперечных сечения сфер в пространстве. В результате этих преобразований образуется световой конус. Каждое событие – это пересечение света, со скоростью которого происходят изменения, с пространственными плоскостями. На рисунке ниже вы можете увидеть световые конусы, представленные в двухмерном формате. Наблюдатель находится в точке, где происходит определенное событие в настоящем времени. Это событие происходит в гиперпространстве настоящего. При этом у данного события есть будущее и прошлое, которые представлены в виде световых конусов.

  • time (years) – время;
  • space – пространство;
  • observer – наблюдатель;
  • future light cone – световой конус будущего;
  • past light cone – световой конус прошлого;
  • hypersurface of the present – гиперпространство настоящего.

Альберт Эйнштейн писал после смерти своего друга Мишеля Бессо:

Теперь он покинул этот странный мир, немного опередив меня. Однако это ничего не значит. Такие люди, как мы, которые знают физику, могут сказать, что любые отличия между прошлым, настоящим и будущим – это всего лишь навязанная нам иллюзия.

Профессор Шон Майкл Кэролл – американский космолог – говорит в своем интервью «Is Time Real?» Роберту Лоуренсу следующее:

В концепции Эйнштейна не хватает четкого определения продолжительности. При этом ученый смог разделить время, используемое для записи исторических фактов, и время, используемое для фиксации продолжительности какого-либо события. Более того, ученый выяснил, насколько тесно эти типы времени взаимосвязаны.

Отсюда напрашивается следующий вывод: согласно концепции блочной Вселенной, которую можно рассматривать с помощью модели Минковского, любые различия между типами времени излишни. Для того, чтобы понять и осознать реальность, нам не нужно думать о временном потоке, которого на самом деле не существует.

Заблуждения

Одно из популярных заблуждений современности заключается в том, что переменчивость – это свойство времени. Однако, если вы посмотрите на это с другой стороны, то поймете, что переменчивость – это, скорее всего, свойство реальности, а не времени. Вы можете задать вопрос: разве течение времени не является составляющей любых перемен? Мы замечаем любые изменения благодаря нашей памяти. Именно наш разум формирует саму идею о том, что какие-либо вещи изменились. Такое понимание заставляет нас думать, что время проходит.

Квантово-механический взгляд на время

В ходе различных экспериментов с использованием пульсирующих лазерных лучей было доказано, что не все составляющие Вселенной можно рассматривать на квантовом уровне. Таким образом, любая идея, касающаяся непрерывности времени, относится либо к планковскому времени (единице измерения времени, предложенной Максом Планком), либо к теории квантовой гравитации, которая была сформулирована на основе совмещения идей общей теории относительности и квантовой механики.

Вполне вероятно, что где-то может существовать параллельная мультивселенная с детерминированными волновыми функциями, которые могут эволюционировать назад и вперед. Существование подобной мультивселенной пока не доказано.

Выводы

Профессор Шон Майкл Кэролл делает несколько интересных выводов: наиболее точная модель реальности – квантовая механика – включает в себя понятие времени, поэтому ее нельзя считать плодом нашего воображения или иллюзией. При этом становится понятно, что наша концепция полного и будущего несовершенна, поэтому у нас все еще нет полного понимания времени.

Одна из главных причин несоответствия между стрелкой времени, которая возникает в квантовой механике, и ее отсутствие в теории относительности может быть связано со вторым законом термодинамики. Общая энтропия Вселенной имеет свойство увеличиваться. Именно это может быть одной из причин такого количества вопросов, касающихся понимания времени.

Кэролл также говорит, что физики не видят разницы между прошлым и будущим. По его словам, вполне вероятно, что, когда мы найдем ответы на вопросы о понимании Вселенной, станет очевидно, что время – один из компонентов, необходимых для понимания реальности.

Или вот еще, прямо на злобу офисных будней: «Время — это иллюзия. Обеденное время — тем более» (Д. Адамс, «Автостопом по галактике»).

Но шутки шутками, а как насчет правды? Хорошо ли мы понимаем вообще, что такое время? Вашему вниманию — 7 удивительных фактов.

1. Когда-то один год на Земле длился 486 дней Это было примерно 800 миллионов лет назад, до зарождения древней жизни, в эпоху самого масштабного оледенения Земли. Сотни миллионов лет спустя, уже в эпоху динозавров, год сократился до 370 суток. Сейчас он, как вы знаете, составляет 365 дней.

Что же происходит? А то, что Земля вращается все медленнее, поскольку ее «тормозит» лунная гравитация. В итоге дни становятся длиннее (примерно на 1,7 миллисекунды за одно тысячелетие), а год — короче.

2. Момента «сейчас», на самом деле, не существует Это наша выдумка, чтобы облегчить себе восприятие времени. Тот же Эйнштейн говорил: «Для нас, убежденных физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим — не более, чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая».

А вот иллюстрация, чтобы стало понятно. Луна, которую мы видим «сейчас», — на самом деле, изображение Луны, каким оно было 1? секунды назад (за это время свет от Луны достигает Земли). Солнце мы видим таким, каким оно было 8? минут назад. А ближайшая к Солнцу звездная система Альфа Центавра видна с Земли «устаревшей» на 4,3 года!

3. Время для всех неодинаково Во первых, оно искажается гравитацией: чем ближе объект к гравитационному источнику (например, к центру Земли), тем медленнее идет время. Так, на высочайшей в мире горе Эверест один год на 15 микросекунд короче, чем на уровне моря.

Во-вторых, время зависит от движения объекта в пространстве. В пример всегда приводят так называемый «парадокс близнецов»: если одного отправить в космический полет, а другого оставить на Земле, то для «путешественника» время будет идти медленнее, чем для «домоседа», а значит, он будет медленнее стареть. Этот эффект как раз проверяют на себе братья-астронавты Марк и Скотт Келли, ставшие героями наших поразительных историй о близнецах.

Правда, в их случае разница не будет заметна глазу. Но представьте, если бы были космические корабли со скоростью света: путешествие к Сириусу и обратно заняло бы у вас только 2,5 года, но, вернувшись, вы бы обнаружили, что все ваши ровесники на Земле стали старше на 17 лет!


4. Человек успевает прожить лишь 0,16 «космической» секунды Да-да, по вселенским меркам, 70−80 лет пролетают даже не за секунду — за сотые доли секунды! Но пусть вас это не расстраивает: по этим же меркам, вся история человечества вплоть до наших дней запросто укладывается всего лишь… в полтора часа.

Почему именно так? Астрофизик и популяризатор науки Карл Саган придумал «ужать» всю историю вселенной до одного условного календарного года, чтобы любой человек мог понять, какими темпами происходило развитие. Ведь если просто сказать, что вселенная зародилась 13,7 миллиарда лет назад, а человечество — 2,8 миллиона лет назад, то мы не сможем даже представить этих гигантских сроков; для нас и 100 лет — целая вечность.


Вот лишь несколько «дат» этого календаря.

Большой взрыв, положивший начало Вселенной — 1 января Возникновение Земли — 25 сентября Появление первых бактерий и водорослей — 9 октября Появление эукариотов (живых организмов, чьи клетки содержат ядра) — 15 ноября Развитие кислородной атмосферы Земли — 1 декабря Первые насекомые и земноводные — 21−22 декабря Первые деревья — 23 декабря Первые динозавры — 24 декабря Первые млекопитающие — 26 декабря Первые птицы — 27 декабря Динозавры вымирают — 28 декабря Первые приматы — 29 декабря Первые люди — 31 декабря Обратите внимание: согласно «космическому календарю» Сэйгена, динозавры жили на земле всего лишь «4 дня», а ведь в реальности это 160 миллионов лет!

Первые люди появились примерно в 22:30 Повсеместное распространение каменных орудий — 23:00 Первые города и цивилизации — 23:59:35 Бронзовый век — 23:59:53 Железный век — 23:59:54 Рождество Христово (начало нашей эры) — 23:59:56 Эпоха Возрождения в Европе и эпоха великих открытий по всему миру — 23:59:59 Повсеместное развитие науки и технологий, освоение космоса и вся наша современность — первая секунда Нового года Возможно, теперь вам будет проще осознать, что…

5. Самому древнему наблюдаемому объекту во вселенной 13 миллиардов лет Это практически ровесница вселенной — самая древняя и самая далекая галактика от Земли из всех известных человечеству. z8 GND 5296 была обнаружена в 2013 году в созвездии Большой Медведицы. А значит, только сейчас, через 13 миллиардов лет, ее свет, наконец, достиг Земли!

Такой ее увидели на самом деле:


А такой изобразили художники, сотрудничающие с НАСА и ЕКА:


А теперь вспомните пункт 2: получается, мы сегодня видим самое древнее прошлое! И, в частности, имеем возможность заглянуть в так называемые «темные века» вселенной, когда еще не существовало ни звезд, ни других источников яркого излучения, а был только густой туман из атомов водорода и гелия. Вокруг галактики z8 GND 5296 видны остатки этого тумана, который стал рассеиваться светом первых звезд и квазаров.

А как насчет самого древнего земного объекта?

6. Самый древний объект на Земле — вот этот кристалл циркона возрастом 4,4 миллиарда лет (Изображение многократно увеличено)


Его извлекли из земной коры в Австралии, получив, таким образом, один из первых твердых объектов нашей планеты, когда она перестала быть огненным шаром, покрытым океаном магмы.

И напоследок еще один любопытный факт.

7. Все мы находимся во власти временны? х иллюзий Бывает множество ситуаций, когда наше восприятие времени искажается. Время может замедляться, ускоряться, останавливаться, а то и вовсе идти «задом наперед». Вот только некоторые распространенные иллюзии.

Каппа-эффект- когда восприятие времени искажается расстоянием. Например, если несколько фонариков расположить на разном расстоянии друг от друга и включать через одинаковые промежутки времени, то вам будет казаться, что фонарики, которые ближе друг к другу, включаются «быстрее», чем те, между которыми расстояние больше.

Или другой пример. Если две разные дистанции преодолеть за равное время, то та, что была длиннее, покажется вам более долгой, чем та, что была короче.

Хроностазис — ощущение застывшего времени. Это случается, когда ваш мозг сталкивается с принципиально новым явлением или задачей и на секунду как бы «столбенеет».

«Эффект диковинки» — иллюзия замедления времени, когда на фоне привычных и знакомых вещей вы вдруг видите или слышите что-то необычное. В этих случаях ваш мозг обрабатывает новую информацию чуть дольше, и в итоге вам кажется, что время замедлилось. Например, прыжок с парашютом или на «тарзанке» покажется вам более затяжным, чем на самом деле.


Кстати, «эффект диковинки» отчасти объясняет, почему с возрастом время летит все быстрее и быстрее. Чем старше мы становимся, тем больше вещей нам знакомо и тем сложнее нас удивить. Вы не замечали, что самые первые дни отпуска, пока все еще в новинку, по ощущениям длятся дольше, чем его оставшаяся часть?

Почему о природе времени так часто спорят? Кажется, что оно вполне реально и всегда неумолимо движется вперед. Оно имеет направление, порядок, продолжительность. Время кажется универсальным фоном всех событий в мире. Вопрос в том, являются ли эти особенности реалиями физического мира или это искусственные продукты человеческой психики.

Время - физическая величина?

В своих работах многие физики и философы утверждают, что время — это иллюзия. Что они имеют в виду?
Хью Прайс, профессор философии в Кембриджском университете, утверждает, что три основных свойства времени возникают не из физического мира, а из ментальных убеждений. Это настоящий момент, поток и абсолютное направление.
«Физика дает нам так называемую блок-вселенную, где время является лишь частью четырехмерного пространства и само пространство-время не является фундаментальным, а возникает из какой-то более глубокой структуры», говорит Прайс.
Мы ощущаем направление времени и даже причинно-следственные связи потому, что наше сознание добавляет к реальности «субъективный компонент», говорит он, и мы проецируем временную перспективу на мир.
Блок-вселенная, которая поддерживается теорией относительности Эйнштейна, по сути, представляет собой четырехмерную пространственно-временную структуру, где время ведет себя как пространство, и каждое событие имеет свои координаты в пространстве-времени. В такой структуре все точки «реальны» в одинаковой мере, поэтому будущее и прошлое не менее реально, чем настоящее.

Что есть, что было, что будет?

Так значит, мы заблуждаемся в своих перспективах, и наше чувство течения времени ложно?
«Мы можем изобразить нашу реальность как трехмерное место, где события происходят в течение долгого времени», сказал физик Макс Тегмарк из Массачусетского технологического института, «или же, как четырехмерное пространство, где ничего не происходит и где прошлое, настоящее и будущее сливается в одно».
«Таким образом, жизнь и пространство время — это своего рода DVD-диск», добавляет он. «В самом диске ничего не меняется, даже несмотря на то, что в фильме разворачивается драма». Мы видим иллюзию, что в любой момент прошлое уже произошло, а будущее еще не настало, и что вещи изменяются. Но единственное, что мы можем знать это наше состояние сейчас. Единственная причина, по которой мы знаем о прошлом, это воспоминания.
«Время можно назвать внешним параметром, независимым в классическом уравнении движения», говорит Андреас Альбрехт космолог-теоретик из Университета Калифорнии в Дэвисе. В свою очередь Джулиан Барбур, британский физик, описывает время, как «последовательность изображений последовательность снимков, сменяющих друг друга. Без изменений у нас не могло бы быть любого понятия времени, говорит он. Исаак Ньютон утверждал, что даже когда ничего не происходит, время все равно течет, и он считает, что это совершенно неправильно. По его мнению, изменения реальны, а время нет. Время — это только отражение изменений, на их основе наш мозг выстраивает чувство времени.

Всё ли иллюзорно?

Но не все физики готовы умалять значение времени.
Джон Полкингхорн, квантовый физик и священник англиканской церкви считает, что поток и направление времени реальны и беспощадны. Использовать относительность в качестве аргумента иллюзорности времени ошибочно, так как ни один наблюдатель не может иметь знаний об отдаленном событии или одновременности различных событий, пока они не окажутся в его прошлом. Таким образом, этот аргумент сосредотачивается на том, как наблюдатель организовывает описание прошлого.
Полкингхорн отвергает понятие статической блок-вселенной объединенных пространства и времени.
Фотинии Маркопулу- Каламара, физик-теоретик Института Периметра, сказал следующее:
«У меня есть печальный опыт общения с физиками, которые говорили, что время не реально. События происходят, вещи случаются. Я предпочитаю считать, что скорее общая теория относительности не окончательна, чем времени не существует.»
Время — это основной конфликт теории относительности и квантовой механики - в первом случае оно измеримо и податливо, а во втором является лишь ненаблюдаемым фоном. Идея того, что времени не существует, кажется нелогичной, но многие идеи об устройстве мира требуют переосмысления. Ведь многие вещи, о которых думали, как о фундаментальных, оказались иллюзиями.
Мнения разделяются, но многие ученые подозревают, что время не является фундаментальным аспектом, а своре время возникает из чего-то более фундаментального. Альтернативой здесь является наша общая интуиция - время действительно течет, настоящее есть единственным моментом, и глубокая природа реальности заложена во времени.
Лично я не могу решить.

  • Перевод

Мой дедушка был часовщиком. Когда я был ребенком, я мог подолгу сидеть возле его большого деревянного стола, наблюдая за тем, как он собирает все эти механизмы, состоящие из десятков мельчайших деталей. Все его терпение, решительность и точность, которые он вкладывал в каждую деталь своих механизмов всегда восхищали меня.


Наблюдая за работающим механизмом первое время чувствуешь какое-то волшебство. Тогда как электронные часы выглядят как-то холодно и скучно, видя двигатель часов сразу очаровываешься им и тем мастерством, которое заставило все это работать. У меня у самого часы появились только в 12 лет, когда дедушка предложил одну из его работ. И надевая их на моё запястье он сказал то, что я никогда не забуду:
Запомни, время - это самый драгоценный подарок для всех.

Может быть не так драматично как дядя Бен в своих последних словах из фильма «Человек Паук», но его слова всегда всплывают у меня в голове, когда я думаю о дизайне чего-либо. Время - это самый значимый и ограниченный ресурс, которым мы обладаем.

Значение времени в цифровой эпохе

Создание цифрового взаимодействия приходит с укоренившейся панацеей, которая заключается в скорости и производительности. Amazon подсчитала, что если время загрузки их сайта вырастет всего на одну секунду, то это приведет к падению продаж ежегодно на 1,6$ миллиарда . Google потеряет почти 8 миллионов поисковых запросов и результатов по ним, если их страница потеряет в скорости одну четвертую секунды - невероятно!

Так что же нам делать?

Мы создаем представление бюджета, пытаясь не вылезти за его рамки, запускаем оптимизацию изображений, минимизируем наш Javascript и CSS, кэшируем наши ассеты, расположенные на серверах в самых экзотических местах земного шара.

Но существует одно «но». Во-первых, быстрота не означает лучшее взаимодействие. А во-вторых важность времени - это весьма субъективная величина, как метко заметил Эйнштейн:

«Когда вы проводите время с прекрасной девушкой в течение часа, вам кажется, что проходит всего одна минута, однако, когда вы в течение минуты сидите на раскалённой плите, вам кажется, что проходит час.»

Вспомните себя, когда у вас выдался не «самый удачный» день за последнее время? Время вдруг внезапно замедлилось, и единственно о чем вы думаете: «Почему я еще не сижу на своем мягком диване, смотря последний эпизод «Игры Престолов». И это только одна из мыслей, которые просто переполняют вашу голову в такой момент.
Когда вы смотрите на часы, вы в буквальном смысле чувствуете как медленно идет время. Иногда даже кажется, что стрелки часов останавливаются на секунду.

Но вот наступают выходные, и восприятие времени кардинально меняется. Несоизмеримое количество новых впечатлений меняет ваше чувство времени. И почему рабочие дни так медленно тянутся, в то время как выходные просто пролетают.

Время <> Интерактивный дизайн

Время является ключевым критерием интерактивного дизайна. В конце дня, абсолютные минуты и секунды пользователям приходится ждать не известно зачем. О том, как люди взаимодействуют с дизайном и запоминают его, Amazon приоткрывает завесу данного волшебства.

Исследования UIE провели сравнения восприятия пользователей со скоростью веб-страниц. Результаты показали, что отзывчивость Amazon пользователи оценивали в среднем быстрее, чем About.com, хотя полная загрузка страницы первого составляла порядка 36 секунд , против 8. Это удивительно! Пользователи не ищут коротких путей…
Когда пользователи выполняют только то, что намеревались, то и сайт воспринимается ими как быстрый ресурс.

Как это возможно?

Мы не воспринимаем время как абсолютную величину. Его восприятие больше зависит от индивидуального состояния и контекста. Когда мы получаем удовольствие от самого процесса - мы едва успеваем следить за временем. Это правило применимо и к пользовательским интерфейсам. Хорошо спроектированные интерфейсы воспринимаются нами как более быстрые, будучи на самом деле отнюдь не такими.
Давайте рассмотрим к каким типам стратегий в дизайне мы можем прибегнуть, чтобы изменить восприятие времени и возможно создать более динамичное пользовательское взаимодействие.

1. Поддерживайте пользовательскую занятость

Вы бывали когда-нибудь на Манхэттене? Когда вы стоите возле пешеходного перехода, в ожидании зеленого света, вы становитесь наблюдателем удивительного шаблонного поведения человека. Люди жадно вдавливают сигнальную кнопку в надежде хоть как-то сократить время ожидания. Частота нажатий этих кнопок обычно пропорционально увеличивает уровень раздражительности у остальных пешеходов.
Хотя большинство людей просто не знают, что:
Около 90% всех пешеходных кнопок Манхэттена просто не работают.

Так почему все эти кнопки все еще на месте? Почему мегаполис не избавиться от них, если они просто пустышки?
На самом деле вопрос только в том, что мы подразумеваем под работоспособностью. Люди, нажав эту кнопку, часто подсознательно укорачивают время ожидания, чем оно есть на самом деле. Эти кнопки работают, и работают потрясающе. Просто не так, как мы думаем.

Поддерживание пользовательской занятости - это одна из самых старых и самых эффективных стратегий, чтобы сократить время ожидания. Это основа того, что в наших лифтах присутствуют зеркала; почему в залах ожидания всегда есть книги и желтая пресса, и именно поэтому мы склонны постоянно теребить свой мобильник, проверяя время, в ожидании предстоящей встречи.

А что же насчет веба?

В те старые добрые времена, когда люди использовали в качестве браузера Internet Explorer, мы всегда наблюдали белое полотно перед тем, как новая страница была загружена.

Белизна, заполняющая все пространство страницы создавала какое-то чувство саморефлексии и неуверенности.
Небольшие изменение, введенные в последующих версиях смогли исправить это положение. Сохранив текущее представление вкладки до того, как новая страница будет загружена, IE создал иллюзию того, что сайты загружаются гораздо быстрее, просто потому, что пользователи продолжали взаимодействовать с содержимом.

Дисней Ленд хорошо известен тем, что переосмыслил представление обычных очередей в сторону приятного времяпровождения. Заимствовав основные принципы из архитектуры, они уверены в том, что если человек в начале очереди видит ее окончание, то он никогда не будет деморализован. Вы двигаетесь через различные этапы очереди, на которых открываются все новые и новые «волшебства». Некоторые люди заходят так далеко, как говорят работники Дисней Ленда, что просто так отстаивают очередь, потому что их радует сам процесс.

Подытожим; сигнальные кнопки, обсуждаемые нами ранее, выполняют свою работу, с точки зрения пользовательского взаимодействия. Хотя технически они ничего не делают, они прекрасно функционируют с точки зрения психологии.

Если вы хотите создать более гладкое взаимодействие, перестаньте рассматривать технологии как панацею. Так давайте же сделаем время ожидания короче, предлагая людям полезные советы, ссылки, цитаты и прочее, добавляя нотку смысла.

2. Выполняйте действия с оптимизмом

Сегодняшний веб и мобильные приложения нашпигованы микростатусами. Будь то сердечко лайка в Инстаграмм или кнопка ретвита в микроблоге; приложениям просто необходимо постоянно общаться с серверами.
Каждое такое взаимодействие требует соединения с бэкендом, что в свою очередь несет потенциальные задержки в работе интерфейса. Давайте рассмотрим, что мы можем сделать, чтобы избавиться от последних и дать возможность нашим приложениям чувствовать себя многовеннооткликаемыми.
Исследования возвращают нас к 1968 году, предполагая что мы условно разделяем время ответа на три категории:

100 миллисекунд
Всякий ответ, время ожидания которого укладывается в рамки 100 миллисекунд принято считать мгновенным. Проверьте это на своем телефоне. Большинство мобильных веб-сайтов имеют раздражающую задержку клика до 300 миллисекунд. Эти дополнительные миллисекунды могут создать ощутимую зазубрину в мнении о скорости работы интерфейса.

1 секунда
Пользователь продолжает находится «тет-а-тет» с приложением, но теряется чувство контроля над мгновенной реакцией элементов.

10 секунд
Представляет абсолютный лимит до того, как пользователь начинает думать о великом.

Всеми способами мы пытаемся уложиться к эти сладкие 100 миллисекунд времени. Стратегия дизайна от Майка Кригера гласит: «Выполняйте действия с оптимизмом», пытаясь решить эту проблему.
Вместо показа индикатора загрузки, лайкнув фото в Инстаграмм, пользователь видит мгновенное пробуждение иконки сердечка, пока за кулисами происходит установка связи с сервером. Это делает взаимодействие более гладким, поскольку работа пользователя прервется только в том случае, когда произойдет ошибка.

Твиттер использует ту же технологию.

Подытожим; разрабатывайте и создавайте более оживленные пользовательские интерфейсы, которые только усилят представление потока, предоставляя людям мгновенное отклик.

3. Используйте переходы в интерфейсе

Анимация стала ключевым элементом современного дизайна пользовательского интерфейса. И если время и пространство являются неотъемлемой частью интерактивного дизайна, то анимация - это ключ его выражения. Мы представляем анимацию не более чем просто украшение для нашего приложения, но она является невероятно мощным инструментом для обучения пользователей правильному взаимодействию, рассказыванию историй, повышения потокового восприятия, но кроме того и для создания фирменного стиля взаимодействий.

Когда дело доходит до использования анимаций - время имеет решающее значение. Затяните с ним - и вы будете просто вынуждать пользователей просматривать ваши чудо-переходы. Сделаете его слишком коротким, и пользователи вполне возможно просто пропустят важные детали. Есть достаточное количество статей на эту тему, поэтому здесь я не стану углубляться.

Тем не менее, в контексте восприятия времени, существует важный момент, который мы должны принимать во внимание. Мы можем использовать анимацию, чтобы уменьшить воспринимаемое время ожидания. Обратите внимание на пример ниже:

Эта анимация довольна медленна, не так ли? Если мы будем постоянно видеть ее, то не минуемо она станет нас раздражать. Но используя такой вид анимации, мы сможем выиграть дополнительное время, пока идет загрузка нового контента. Медленные анимации могут сместить фокус от времени ожидания к взаимодействию использования приложения. Критическим же фактором здесь является тот момент, если мы будем сталкиваться с этим трюком снова и снова.

Подытожим; чем сознательней мы испытываем время ожидания, тем длиннее оно становится. Подобно фокуснику, используя анимацию, мы можем перехватить внимание пользователей и заострить его на том, на чем мы хотим.

4. Избегайте модальных спиннеров

Вас никогда не удивляло, почему именно вы всегда попадаете в самую длинную очередь в магазине? Причина этого кроется к значимости.

Мы постоянно сталкиваемся с медленными очередями. Мы тогда рассказываем остальным о своем печальном опыте в течение случайных посиделок после работы. Причем, чем больше мы говорим об этом, тем большую значимость мы придаем этому событию в нашей памяти. В следующий раз в подобной ситуации в нашем подсознании обязательно всплывет тот же самый момент, а вслед за ним и негативные эмоции. Как результат - мы имеем совсем необъективную оценку происходящего и вынуждены думать, что в подобных ситуациях оказываемся чаще мы, чем все остальные.

Тоже самое применимо и к ajax-спиннерам и другим индикаторам активности.

Не имеет значение насколько красивым будет данный индикатор, после того, как вам встретятся сотни таких элементов, различных по своей форме и окрасу, вы безусловно подумаете: «Этот парень просто ест мое время».

«Задумка с показом индикатора прогресса безусловно хороша, но в конечном счете результат может обернуться не в лучшую сторону, потому что по определению, такие элементы заставляют обращать внимание на сам факт того, что нужно подождать.»
- Люк Врублевский.

Ради справедливости следует заметить, что спиннеры - это не всегда плохое решение. Плохим же решением является то, как мы их используем. Давайте рассмотрим два подхода при создании приложения чата.

Подход А
Всякий раз, когда пользователь жмет кнопку отправки сообщения, на всю страницу всплывает модальный спиннер, указывающий на то, что сообщение в настоящий момент отправляется.
Подход Б
Всякий раз, когда пользователь жмет кнопку отправки сообщения, небольшой индикатор появляется возле отправляемого сообщения. И как только сервер вернет ответ на запрос - индикатор исчезнет.

Так какой по вашему мнению подход лучше? Это очевидно, не правда ли? В то время как Подход А создает трение, заставляя пользователя смотреть на индикатор всякий раз, при отправки сообщения, Подход Б несет в себе восприятие неотрывного взаимодействия.

Сравните это с кнопкой микроблога «Добавить в избранное», обсуждаемого нами ранее. Только представьте, как бы это раздражало пользователей, если бы всякий раз при нажатии на эту кнопку, приходилось бы ждать того момента, когда запрос полностью отработает на сервере. В таком случае вы бы немедленно отказались от использования данной фитчи.
Хотя такое решение не только применимо к приложению чата. Оно применимо ко всем видам взаимодействий, связанных с микросостояниями. Подход Б очевидно лучше, но тем не менее, люди прибегают к подходу А, считая что его легче реализовать.

Подытожим; использование индикаторов приемлемо. Но следует избегать полноэкранных спиннеров, блокирующих весь остальной пользовательский интерфейс.

5. Сообщайте о длительном времени ожидания

Порой, длительное время ожидания просто неизбежно. То каким образом мы преподносим это, в значительной степени влияет на то, как люди воспринимают это.
Для примера, давайте рассмотрим посещение ресторана. В случае ожидания в ресторане, в игру вступают сразу несколько факторов:
  • Обслужат ли меня немедленно? Будет ли мне сразу уделено внимание?
  • Знаю ли примерное время ожидания и целесообразно ли оно?
  • Понимаю ли я в первую очередь, зачем мне нужно ждать?
  • Честно ли меня предупредили о времени ожидания или мне придется ждать дольше остальных?
  • Нравится ли мне аромат еды в воздухе?
Все эти факторы, создают список критериев окружающей среды для наших дальнейших действий. По сути, создавая действительность, несоответствующую ожиданиям, можно запросто развернуть на 180 градусов даже самого лояльного посетителя.

Те же правила применимы и к цифровому окружению, где маленькая бестактность, касающаяся плохо подобранному цвету кнопки, может превратить, казалось бы, скромного и спокойного человека в самого злостного тролля. Давайте же избегать таких моментов, помогая людям использовать свое время продуктивнее.

Прогресс бары

Инструмент, который первым приходит на ум, когда пользователю необходимо отобразить ход выполнения действий - это старый добрый прогресс бар. Оказывается, существуют хорошие и плохие прогресс бары. Так когда же этот инструмент является плохим?
Говоря вкратце, когда он врет.

Вспомните процедуру установки приложений на старых версиях Windows, которая начинается невероятно быстро, а после на 99% встает колом на несоответствующее ожиданиям время. Если бы вы с самого начала знали насколько долго затянется процесс установки - вы бы лучше пошли пить кофе. Но вы не можете себе это позволить.
Отображаемый прогресс несет неправильные ожидания. И вместо того, чтобы наслаждаться прекрасным латте, вы торчите возле монитора, ожидая завершения последнего процента установки. Не вдохновляет, не правда ли?

И это не для кого не секрет. Прогресс бары обманывали нас на протяжение многих лет. Задача о создании «честного» прогресс бара, отражающего реальное состояние системы, является отнюдь нетривиальной.

Но быть может мы сами получили «плохие» прогресс бары. Может быть нам стоит переосмыслить зачем мы их используем в первую очередь. Быть может в их предназначение никогда и не входила возможность предоставление точной информации. А может их реальное преимущество заключается в построение разумных ожиданий и предоставление визуального способа наблюдать за оценкой прогресса.

Одним из способов, при построение «честного» прогресс бара, является уверенность в том, что ваш компонент двигается с постоянной, предсказуемой скоростью. Но это еще не все.

Ускорение прогресс баров

Как уже говорилось ранее, время весьма субъективно. Что если мы попытаемся изменить восприятие скорости и времени, используя небольшие дизайнерские плюшки? Улетим ли мы с таким изобретением? Исследования проведенные Крисом Харрисоном пытаются дать ответ на этот вопрос. Вот результат исследований.

Частота и ритм изменений, как известно, влияют на восприятие времени. Исследования показали, что мигающий индикатор воспринимается более быстрее, чем обыкновенный статический. Временная иллюзия стала еще более интенсивной, когда они изменили направление движение ребер полосы загрузки в обратном направлении. Все эти небольшие изменения прогресс бара заставляют воспринимать его на 11% быстрее.

Другие исследования показали, что пользователи более чувствительны к ходу заливки самого компонента. Как заявляет Дэниел Канеман: «Пользователи предпочитают полосы загрузки ход которых, быстрее в начале и в конце процедуры, фактически совпадая при этом с той или иной фазой самого процесса».

Некоторые могут возразить, сказав, что все эти дизайнерские штучки весьма обманчивы и манипулятивны. Я бы сказал, что это прекрасно. Подобно сигнальным кнопкам светофора на Манхэттене, эти дизайнерские уловки уменьшают восприятие времени и улучшают общую картину пользовательского взаимодействия.

Попробуйте этот простой трюк: в следующий раз, перемещая большой файл на компьютер, измените размер окна с прогресс баром. Чем шире это окно, тем быстрее будет восприниматься идикатор прогресса.

Обратный отсчет / Приблизительное время окончания

В то время, ка прогресс бар является инструментом для визуального отображения, тем не менее часто этого бывает не достаточно. Особенно длительное время ожидания требует более точного показателя. Для это и существует обратный отсчет .

Не совсем честные исследования Дэвида Майстера, касающиеся очередей ожидания показали, что зная примерное время ожидания, человек воспринимает его более быстротекущим. С другой стороны, предоставляя неверную информацию можно только усугубить ситуацию.

«Представьте пилота, который неустанно повторяет: «Еще несколько минут», подсыпает только соль на рану, когда ожидание все продолжается и продолжается. Пассажиры не только вынуждены ждать, но они уже теряют веру в его слова.»

Пользователи могут получить огромную пользу от отображения такой информации во время длительного ожидания. Это развязывает им руки для остальных дел, чтобы вернуться к текущему чуть позже. Опять же точность не так важна, как это может показаться. Пользователям нужна хотя бы приблизительная информация о том, насколько долго затянется данная процедура. Сможет ли он оторваться от экрана на минуту или две, или же более чем на 10?

Подытожим; ускоряйте свои прогресс бары. Возьмите на вооружение компоненты обратного отсчета для длительных ожиданий, давай пользователю возможность более эффективно использовать свое время.

6. Загружайте контент прогрессивно

Несколько месяцев назад, я был в Лондоне на конференции. Всякий раз, посещая этот город, я бываю в одном из своих любимых мест: Joe & Juice. Мне просто безумно нравится сама атмосфера этого заведения. Ненавязчивая музыка, достаточно много места для работы, свежевыжатый апельсиновый сок, классное эспрессо и очевидно - прекрасная кофемашина Slayer 3-group.

На этот раз, мой визит в этот уютный уголок слегка отличался. Это был солнечный пятничный день, разочаровавший меня вывеской на дверях этого магазина о ремонте. Она была простой огромной, гласившей: «Мы обновляемся для вас». Я уверен, вы сталкивались с подобными. Дело в том, чтобы подогреть ожидание, нужно чтобы люди знали, какие именно новшества появятся у вас в скором времени.
За последние время, было множество дебатов о том, использовать ли прогрессивный способ отрисовки изображений, или придерживаться только линейного. Отличие в основном состоит в том, как изображения загружаются:

В то время как прогрессивный подход использует несколько стадий для отображения отчетливого изображения, второй подход загружает изображение линейно сверху вниз. Основная идея прогрессивного подхода заключается в улучшение пользовательского взаимодействия, путем детализации уже присутствующего объекта на странице, давая при этом пользователю знать, что происходит.

Хотя такой подход применим не только к изображениям. Facebook взял за основу идею прогрессивной загрузки изображений и применил ее к своим постам. Пост, который еще не загрузился, использует вот такой прототип:

Такие прототипы задают ожидания. Когда вы заходите на facebook.com пользовательское взаимодействие становится более гладким, потому то на станице уже что-то существует. Как только содержимое поста полностью загрузилось - прототип сменяется полным текстом поста.
Pinterest использует похожую стратегию. Только они заливают пин преобладающим цветом изображения, до тех пор, пока последний не загрузится на страницу.

Переход от прототипа к действительному объекту является более цельной загрузкой, с точки зрения пользовательского взаимодействия, и в следствии чего кажется нам более быстрым.
Подобным образом, мы должны приоритизировать те ассеты нашей страницы, которые расположены выше и выше, относительно нижней части веб-страницы.

Подытожим; постепенная загрузка содержимого также важна, как и само пользовательское взаимодействие, она должна быть настолько быстрой, насколько это возможно.

В заключение

Наше восприятие времени, как и каждое взаимодействие людей с чем-либо, мы ставим в этот мир в форме различных обстоятельств, в курсе которых мы быть не можем. И до тех пор, пока технологии не могут полностью устранить ожидание, мы можем воспользоваться нашим субъективным восприятием мира, и сделать его более оживленным, бесшовным и прекрасным. Добавить метки