Крестный ход для чего он нужен. Когда будет крестный ход на пасху


Одним из внешних проявлений религиозности у православного человека являются крестные ходы. Пасха Христова, храмовый праздник, день памяти чтимого святого или чудотворного образа — всегда сопровождаются крестным ходом, этим торжествующим шествием христиан. Если вдруг случается нашествие врагов, эпидемия, пожар — народ несет по улицам образ чтимого святого.

Каково происхождение крестных ходов, в честь кого и когда они проводились?

Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

В новозаветной истории установителем Крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим – образец Крестного хода, данный самим Господом, Который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

В IV-ом веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора.

Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа). Затем утвердилась традиция проводить Крестные ходы вокруг храмов в Великие и престольные праздники, к источникам, на освящение воды в праздник Богоявления (Крещение). Обязательный Крестный ход и самый радостный проходит в праздник праздников – Пасху.

С течением веков крестные ходы стали совершаться не только на праздник Светлого Христова Воскресения. После прекращения эпохи гонений на христиан крестные ходы становятся повсеместными. Они настолько прочно вошли в чинопоследования православного богослужения, что сейчас любое значимое церковное торжество без них просто немыслимо.

Свое название «крестный» эти шествия получили от несомого впереди креста. Иисус Христос, идя на страдания, нес на плечах крест. Поэтому и мы несем впереди хода распятие. Крест, икона Божьей Матери, свечи, церковные знамена-хоругви, иконы, мощи — вот неизменные святыни этих процессий. Это символы единения с Церковью небесной.

На Руси всегда любили Крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безгранична. История Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с Крестным ходом.

Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий характер.

«Духовенство должно напомнить благовремение себе и прочим, - говорилось в этих правилах, - что, дабы сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок . Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».

Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер православия на Руси, способствуют укреплению веры и духа, единению славянских народов. Во время шествий Храмом становится природа, небо, а человек — это свеча, пламенеющая к Богу. Все, что встречается по пути шествия — здания, земля, люди, — освящается непрерывной молитвой и получает благословение от высшего духовного лица. Велика помощь и значение Крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивают их важность и великую духовную силу.

Порядок крестного хода

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения.

Каждый участник крестного хода должен помнить, что:

  • Крестный ход не увеселительная прогулка, а тяжелый физический и еще больший духовный труд;
  • Обязан беспрекословно слушаться священника и руководителя крестного хода;
  • Нужно всегда быть духовно внимательным, не вести мирские разговоры, а молиться;
  • Желательно молиться Иисусовой молитвой;
  • Разночинное чтение в голос акафистов и молитвенных канонов нарушает покой рядом идущих, потому тем, кто любит чтение оных, лучше читать их про себя;
  • Стараться думать не о своем удобстве, а об удобстве окружающих, не раздражаться на братьев по ходу;
  • Во время привалов не оставлять мусор: бутылки, упаковки, бумаги и пр.
  • В местах ночевки не обременять хозяев лишними просьбами, думать, что и в следующем году здесь кого-то должны принять;
  • Заранее написать записки о здравии и упокоении для панихид и молебнов;
  • Взять в ход почитаемую икону, приспособив ее для удобного ношения на длительное расстояние;
  • Взять необходимую медицинскую аптечку: лейкопластырь, бинт, йод, вату, таблетки. (Например: цитрамон, фталазол, и пр.);
  • Обязательно иметь головной убор защищающий от солнца, и теплую легкую кофту или ветровку на вечер;
  • Купить туристический коврик в спорттоварах. Очень удобен и практичен на привалах и ночлегах.
  • Иметь с собой две маленькие пластиковые бутылки для воды;
  • Не брать того, без чего можно несколько дней обойтись;
  • Взять комплект сменного и чистого белья для службы в церквях;
  • Обувь должна быть легкой, если кроссовки, то кожаные, чтобы нога дышала. Обувь должна быть не новой, привычной для ноги;
  • Еды брать немного и легкоусвояемую: орехи, сухофрукты;
  • Обязательно ложку и кружку; спички, складной нож;
  • Предметы личной гигиены;
  • Две смены нательного белья и носков (включая теплые);
  • Взять легкий плащ на случай дождя или кусок легкой клеенки, достаточной, чтобы укрыться;

Все вещи должны поместиться в рюкзак или небольшую сумку через плечо.

В руках ничего не нести!

Мужчины должны быть готовы подменять несущих икону или хоругви, а также оказывать помощь немощным.

Не нужно будет даже узнавать, Крестный ход на Пасху 2018: во сколько, если вы отправитесь на вечернюю службу. Служба начинается вечером в субботу и продолжается до полуночи, а затем после нее. Что касается Крестного хода, который является частью праздничной службы, то он проходит за некоторое время до наступления полуночи.

Об особенностях шествия

Если дать краткое описание Крестного хода на Пасху или в другой христианский праздник, то можно сказать, что это торжественное шествие. Сначала идут священнослужители с иконами и другой атрибутикой, церковным знаменами. За ними идут верующие, которые пришли на службу. В ходе Крестного хода освящается большая территория церкви.

Шествие проходит несколько раз в течение церковного года. Кроме Пасхи это также происходит на Крещение, на второй Спас для водоосвящения. Также церковные ходы часто организовываются в честь какие-то великих церковных или государственных событий. Иногда Крестный ход проводится церковью по чрезвычайным случаям, к примеру, при природных катаклизмах, бедствиях или войне.

Что еще важно знать


***
Крестный ход - это православный обряд, осуществляемый
в форме благоговейного шествия верующих
с иконами, крестами, хоругвями и
другими христианскими святынями,
организуемого с целью прославления Бога,
испрашивания у Него милости
и благодатной поддержки.

"Крестный ход на Флора и Лавра". Художник Александр Маковский. 1921 год

Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…


Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.


Крестный ход в Курской губернии

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.


Крестный ход в Москве

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом.


Крестный ход в Санкт-Петербурге

Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.
Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.


Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.


Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.
Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

Крестные ходы в России

Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархиях Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.

Георгиевский Крестный ход

Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации "Витязи", скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.




Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.

Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.

Великорецкий крестный ход

Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.


Организатор: Вятская епархия.

Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Крестный ход на Ганину яму

Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.


Организатор: Екатеринбургская епархия.

Маршрут: Храм-на-Крови - центр Екатеринбурга - ВИЗ- Таганский ряд - Сортировку - поселок Шувакиш - монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

Калужский крестный ход

Крестный ход проходит с "Калужской" иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.


Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.

Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход - шествие с Табынским образом Божией Матери.


Организатор: Уфимская и Салаватская епархия

Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.

Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе - дню празднования Табынской иконы Божией Матери.

Уфимский Троицкий Крестный ход

Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.


Организатор: Уфимская епархия

Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.

Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст.


Организатор: Курская епархия.

Маршрут: Знаменский мужской монастырь - Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.

Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.

Крестный ход с иконой Божией Матери
"Избавительница от бед" в Ташлу

Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери "Избавительница от бед" - чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.


Организатор: Самарская епархия.

Маршрут: Самара - село Ташла, около 71 км.

Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.

Крестный ход памяти всех новомучеников
и исповедников Российских

Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе - мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.


Организатор: Саратовская епархия.

Маршрут: Саратов - Вавилов Дол

Волжский крестный ход

Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.


Организатор: Тверская епархия.

Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье - Вознесенский собор города Калязин.

Иринарховский крестный ход

Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.


Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.

Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха

Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 - 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.

Вы хотите подробнее узнать, про крестный ход на Пасху в 2019 году? Накануне этого праздника, который отмечается православными верующими 28 апреля 2019 года, в храмах идут церковные службы.

Особенно торжественным бывает богослужение в ночь с субботы на воскресенье. Оно идет всю ночь и называется всенощной.

Когда и как проходит крестный ход на Пасху в 2019 году? Во сколько будет крестный ход на Пасху? Расскажем об этом подробнее.

Это шествие получило такое название потому, что обычно во главе его идет священник, который несет большой крест. Другие священнослужители несут иконы и хоругви.

На Пасху впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, Евангелие, икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвечником и крестом.

В православии бывают продолжительные и короткие крестные ходы. Крестный ход на Пасху, как правило, бывает недолгим.

Где и когда проходит крестный ход на Пасху?

Церковная служба в Страстную субботу начинается вечером, в 20.00. А крестный ход проходит в ночь с субботы на воскресенье.

Во сколько будет крестный ход на Пасху? Это действие происходит ближе к полуночи. Все священнослужители становятся по чину у Престола. Священники и молящиеся в храме зажигают свечи. Торжественный звон колоколов – благовест – возвещает о наступлении великой минуты светлого праздника – воскресении Христовом.

Священнослужители и паства три раза обходят храм, каждый раз останавливаясь у его дверей. Первые два раза двери оказываются закрытыми, а на третий раз они открываются. Двери символизируют камень, который закрывал Гроб Господень и в день воскресения Иисуса Христа был отброшен.

Теперь вы знаете, когда и как проходит крестный ход на Пасху. После совершения крестного хода, с наступлением Пасхи, священники переодеваются в белые праздничные одеяния и служба продолжается.

Начинается Светлая заутреня, во время которой звучат радостные восклицания: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». После праздничной литургии, около 4 часов утра, верующие разговляются крашеными яйцами, кусочками кулича или пасхи.

Если накануне, в дни Страстной седмицы, колокола в храмах молчали, то на пасхальной неделе повсюду слышен благовест. На Пасху принято ходить в гости к друзьям и близким, угощаться самим и угощать других.

В старину в эти дни устраивали народные гулянья, водили хороводы, качались на качелях. Широко отмечают этот праздник и в наше время.

В современной России, ставшей на путь духовного возрождения, сбываются слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Россия будет спасена крестными ходами».

Все больше православных, откладывая житейские нужды и попечения, отправляются в путь, желая совершить хотя бы малый подвиг Христа ради, перенося тяготы пешего хода, отказываясь от привычного комфорта и угождения плоти.


Александр Викторович Дородницын, генерал-майор Всевеликого Войска Донского , заместитель атамана по работе с церковью и молодежью приехал из Новочеркасска, чтобы вместе липецким крестным ходом пройти до Задонска:

«В чем смысл крестных ходов в современной России? Прежде всего, в духовном единении народа, в возвращении Россию к православной вере, хранившей её многие столетия от всех врагов, и внутренних, и внешних.

Даже в советские богоборческие годы в нашем народе сохранялась православная вера, которую коммунисты так и не смогли выкорчевать из сердца русского человека. Бабушки всегда старались принести своим внукам на Пасху крашеное яичко, просфору, кулич – эти православные традиции не прерывались даже во времена самых жестких гонений, потому что истинную веру нельзя ни огнем, ни мечом истребить.

Когда в девяностые годы в новой России стали искать идеологическую замену партии и комсомолу, никакой альтернативы так и не нашли, а объединяющим стержнем, как на протяжении многих веков, осталась православная вера.

Православная вера – это и есть подлинная русская идея, способная сплотить наш разобщенный народ.

Помню, мы были с атаманом войска Донского у духовника Одесского Свято-Успенского монастыря старца Ионы, который в разговоре отметил, что только православная вера и единение людей в Церкви спасет Россию.

Сегодня многие сетуют на экономические проблемы, но и их решение зависит от духовного развития.

Как цветок тянется к свету, так душа человеческая тянется к свету духовному – к Христу, а не к деньгам. В крестном ходе даже маловоцерковленные люди живо ощущают присутствие Бога. Это их подвигает совершить физически трудный, но духовно радостный путь и в другой раз, чтобы сильнее укрепиться в вере.

Поэтому крестные ходы сегодня актуальны как никогда – эта возрожденная православная традиция нашего народа есть духовная потребность всего общества. В России никогда не было, нет и не будет альтернативы православной вере, как объединяющему началу и русской идее. Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!», – Александр Викторович завершил свою речь Иисусовой молитвой, которую каждый крестоходец за время пути прочтет не одну тысячу раз, освящая призыванием имени Божьего родную землю.

Слова соборной молитвы ко Господу, произнесенные сотнями уст в духовном порыве сотен сердец, привлекают к местности, по которой движется крестный ход, благодать Божию. А развевающиеся впереди хоругви знаменуют, что с богомольцами идет Сам Господь со Своей Пречистой Матерью и святыми угодниками, о чем святитель Филарет Московский вдохновенно писал еще два века назад: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную… На путях и перекрестках творим моления для того, чтобы очистить все пути, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, - то есть дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна сделались причастниками божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив к нам Тот, Кто воплотился для нас и принял рабий зрак раба, Кого представляют божественные иконы и образы».


Мало кто знает, что молитвенные шествия, как и приходы новых храмов, организуются по инициативе самих верующих, излагающих свое душеполезное желание в прошении правящему архиерею на разрешение провести крестный ход, или построить в своей местности храм. В этом проявляется соборная жизнь Православной Церкви. Многие крестные ходы из особой к ним любви народной становятся ежегодными. Таким стал и наш – «липецко-задонский».

Среди крестоходцев есть те, кто ходил из Липецка в Задонск все пятнадцать лет. О первом крестном ходе на праздник святителя Тихона вспоминает председатель православной общины Святых царственных страстотерпцевГеоргий Николаевич Берников: «Первый крестный ход до Задонска состоялся в 2001 году. Тогда нас шло около сорока человек. Путь пролегал по другому маршруту: от Евдокиевского храма Липецка через Бруслановку, Бутырки, Тюнино, и далее до Задонска, где мы соединились с крестным ходом из Воронежа.

Шли в тот раз без сопровождения ГИБДД, без предварительной договоренности о ночлеге и питании, без транспорта для перевозки вещей – все пожитки несли на себе, как это всегда и бывало в крестных ходах на Руси.

Вы ощущаете благоухание от Донской иконы Божьей Матери, которая идет с нами до Задонска? – прервался Георгий Николаевич. – Донская Владычица ходила с нами в крестные ходы по Грузии, по Дону, по Донецкой народной республике, Сербии, Боснии, Хорватии, Черногории. Икона благоухала во время всех этих крестных ходов так же, как и сейчас. Побывали мы с ней и на Афоне, в сербском монастыре Хиландар.

Там у нас состоялась удивительная встреча. Ко мне подошел монах, поздоровался по-русски и сказал, что однажды ходил с нами в крестный ход из Липецка в Задонск. Афонский монах оказался липчанином! Сподвигло его в путь желание бросить курить. Войдя в Задонскую обитель, он понял, что хочет остаться здесь навсегда. Такая благодать коснулась его сердца. И действительно, он остался в монастыре трудником, вскоре стал послушником, а затем Промыслом Божиим попал на Афон. Поистине неисповедимы Пути Господни!»

Не пропустил ни одного крестного хода к святителю Тихону Задонскому иСпартак Соколов, в крещении Даниил:
«Я себе жизнь без крестного хода даже представить не могу! Точно знаю, что если не пойду, поленюсь, то потом обязательно будут нестроения в жизни. Когда крестный ход идет, все вокруг освящается, и сами паломники получают помощь от Господа Иисуса Христа, особенно те, кому приходится трудно. Мне в жизни всякого пришлось испытать. По молодости много нагрешил: дрался, хулиганил, сквернословил.

Как к Богу пришел? Родители мои добрые и благочестивые люди, но невоцерковленные, так что посоветовать мне пойти в храм они не могли, да и сами до сих пор редко в церковь ходят. Помогло чудо: моя сестра вышла замуж и уехала жить в Италию, где у нее родился сын, который заболел гемофилией – этой болезнью страдал и царевич Алексей.

Однажды я слезно помолился о здравии племянника царю страстотерпцу Николаю перед его иконой, и она обильно замироточила. При этом в доме сгорели все розетки, выбило предохранители, потух свет, и я понял, что моя молитва была услышана. С тех пор царь Николай ведет меня по жизни. Когда сестра приехала с сыном из Италии в Липецк, я крестил его в православном храме. А муж-то у нее католик! И надо же было такому случиться, что в ночь после крещения малыш, которому было меньше года, взял в ротик крест и случайно порезал язык. Все были в ужасе – кровь не останавливалась. Что делать?

Утром я причастил племянника в храме, хотя меня и отговаривали, и кровотечение тут же остановилось! Когда, по возвращении в Италию, ему сделали анализы крови, врачи не поверили своим глазам: вы другого ребенка из России привезли! Состав крови кардинально изменился. С тех пор гемофилия даже не напоминает о себе, хотя болезнь эта, как известно, считается неизлечимой. Как бы там ни было, но теперь ссадины и порезы у мальчика быстро заживают, как у других детей.

Государь Николай очень любит Россию. Вместе с семьей от разделил ее судьбу, разделил наказание русского народа, которое последовало за отступление от веры. Хотя он мог бы спастись, спокойно уехав за границу, но остался со своими подданными, чтобы они укрепились в вере и стали бы вновь народом-богоносцем. Для того мы каждой год и ходим в крестный ход до Задонска».

Да, липчане ходят в Задонск каждый год, но их все же мало: от полумиллионного Липецка набралось всего лишь двести пятьдесят человек, а вот из соседнего Воронежа, города - миллионника, идут в десять раз больше крестоходцев, хотя и путь у них куда длиннее нашего.

Первой остановкой на пути стал храм Преподобного Сергия Радонежского. Прихожане по-русски хлебосольно встретили богомольцев, приготовив для путников насколько возможно по уставу строгого Успенского поста сытное угощение.

Но сначала по традиции был совершен молебен, после которого настоятель храма протоиерей Сергий Косых, окропив крестоходцев в укрепление сил святой водой, обратился к ним с пастырским словом: «Господь призывает нас к вечному и небесному. Жаль, что Его святые слова многих не трогают. Почему? Потому что это – мудрость не земная, не житейская, это не опыт, приобретенный человеком, а мудрость, данная свыше, которую можно принять лишь в простоте сердца.


Евангельские слова: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5), нашли свое воплощение в народной пословице: «Без Бога ни до порога». А что такое в данном случае «порог»? Это начало всякого дела, и браться за его начинания без помощи Божией нельзя – ни одно наше действие, даже малозначительное, не будет успешным без благословения Божия, без молитвы.

Живя исключительно земными интересами, люди удаляются от Бога. Они искренне удивляются – зачем ходить в церковь? Какой смысл в крестных ходах? Сила земных попечений так пригибает этих людей к земле, что они головы к Богу поднять не могут и, не понимая православных ценностей, даже не пытаясь понять, огульно отрицают существование духовного мира и его непреложных законов.

А Господь нас призывает к тому, чтобы мы слушали Его. Ближайшие ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он возвел на гору Фавор, услышали глас Бога Отца, обращенный и к нам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5).

Господь призывает нас к Себе, но куда мы пойдем – зависит только от нас самих. Священное Писание нас упреждает: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:3-4). Сейчас мы как раз и переживаем такое время, когда людям больше нравится басни слушать – они доступные и понятные, а главное не требуют менять нашу удобную жизнь.

Но мы должны понимать всю ответственность нашего выбора: прельщаться пустыми баснями, либо внимать спасительным глаголам Божьим, пусть даже Его слова в Священном Писании нам кажутся порой и непонятными. Но ведь и малые дети, которые слушают своего отца, не всегда понимают, зачем он от них что-то требует. Но они слышат, что это говорит отец, потому что знают его голос, и не обсуждают услышанное, а делают так, как он велел. А когда вырастут, то все поймут и будут отцу благодарны».


Укрепившись духовно и телесно, крестоходцы продолжили свой путь. К концу дня многие чувствовали сильное утомление. Как трудно современному горожанину перенести тяготы крестного хода. Какой соблазнительной кажется мысль: а не проще ли купить билет на автобус до Задонска? Час езды – и ты у мощей Святителя. Тем не менее, многие избирают преодолеть свои немощи с Божией помощью, утрудить себя ради прославления памяти святого, ради покаяния, ради той духовной радости, которую испытывают крестоходцы, отправляясь в путь и входя в святую обитель.

Раб Божий Георгий отправился в крестный ход первый раз в жизни:
«Должен признаться, что и меня посещала мысль приехать к праздничной службе на автобусе, но я все же решил присоединиться к крестному ходу. Наверное, время пришло! С возрастом приходит понимание важности участия в этом богоугодном деле, о чем раньше я даже не задумывался.

Но когда решение идти было принято, какие только мысли в голову не полезли! Дескать, ты больной и старый, сидел бы дома, оно так спокойней будет – и тебе, и твоим домашним, которые с самого начала эту задумку не одобряли. Только я стоял на своем: все равно пойду!

В первый день дорога до храма в Ленино выдалась очень тяжелой – сердце шалило, ноги болели, суставы ныли. Но после того, как батюшка Владимир в храме Пресвятой Богородицы села Ленино окропил нас святой водой, а на следующее утро мы причастились Святых Христовых Таин, силы, по Божьей милости, вернулись, и до Крутых Хуторов мне было идти уже намного легче. Теперь я уже уверен, что дойду до Задонска, и это будет не последний мой крестный ход.

Господь помогает: вчера, после прихода в Крутые Хутора, напился ледяной воды, и горло запершило – в городской жизни меня часто донимают ОРЗ. Но после соборования и ночевки возле алтаря все прошло, как ничего и не было. Такова сила благодати Божьей. Слава Богу за всё!»

Кто ходил в крестный ход, тот поймет Георгия. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) говорил: «Сила благодати Божией сегодня та же, что и во времена апостольские, всё дело – в нас самих».

Каждый паломник знает, как ощутима в крестном ходу Божественная благодать «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», он испытал ее действие на себе. Иначе как объяснить, что человек, имеющий первую группу инвалидности, – а таких среди паломников было несколько! – который в городской жизни с трудом доходит до аптеки, в крестном ходу преодолевает несколько десятков километров, а то и весь путь до Задонска!? «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:13).

Многие крестоходцы идут, не страшась трудностей, с маленькими детьми, даже полуторагодовалыми, которые большую часть пути проделывают в колясках.

Раба Божия Татьяна, мать Федора и Вячеслава:
«Федору, моему младшему сыночку, всего полтора годика, но ему не привыкать к паломнической жизни: я с ним в крестный ход еще в позапрошлом году ходила, когда была им беременна. Вы не смотрите, что он маленький – у него уже солидный крестоходный опыт имеется! – улыбается Татьяна. – Трудно ли с маленьким ребенком в таком долгом пути? Да он мне никаких проблем не доставляет – он, скорее, меня поддерживает и укрепляет. Да и Вячеслав, средний мой сыночек, помогает.


Меня отговаривали брать его с собой, говорили, что мал еще. Но я сразу решила, что без Федора не пойду – был какой-то внутренний призыв. Да и печальный опыт тоже имелся: однажды я старшего своего решила оставить дома, и он, аккурат в день памяти святителя Тихона Задонского, 26 августа, руку сломал. Без детей нельзя! А трудности, что трудности? Господь управит и поможет! Федя мой ни одну иконочку не пропустит – к каждой обязательно старается приложиться, умеет креститься, и скоро, надеюсь, первые молитвы освоит. Слава Богу за все! Правда, бывает, что ест плохо, но это дело поправимое. Идем с Божьей помощью, Господь дает благодать. Я уверена, что крестный ход – дело семейное, надо всей семьей идти, с детства благодать получать, приобщаться к святому делу».

И если Татьяне не удалось собрать всю семью, поскольку ее супруг и старший сын не смогли отпроситься с работы, то липецкая семья Хариных идет в полном составе – впятером.


Роман Николаевич Харин, супруга Ксения, Елена, Илья и Лазарь Харины: «В таком составе, с тремя детьми, мы идем первый раз. Воцерковляться мы начали несколько лет назад. Житейские проблемы и скорби в Церковь привели. У каждого человека, наверное, возникает непростая жизненная ситуация, когда он задумывается – где получить помощь и поддержку? На кого опереться? И счастливы те люди, которые в таких ситуациях обращаются к Богу – от Него они получают утешение и благодать.

Вот и у меня, к счастью, когда попал в жизненный переплет, родилась мысль, что надо побывать в храме. Хорошо помню тот день, когда впервые приехал в Задонский монастырь и вошел во Владимирский собор. До того момента меня не оставляли сомнения, одолевал внутренний ропот: зачем я вообще туда собрался? Чем мне там помогут? И кому я там нужен? И даже близкая дорога показалось очень долгой и скучной.

Но, переступив порог храма, я был просто покорен его благостной атмосферой. Почувствовал, что погружаюсь в молитвенное пение церковного хора. После этого я стал другим человеком. Вместе со мной стала воцерковляться моя супруга: по совету священника мы сразу же повенчались, и вот теперь ходим в крестный ход всей семьей. Бывает, конечно, трудно, дети иной раз устают, начинают капризничать, но вера и молитва решают все проблемы. По молитвам Тихона Задонского идем, радуемся и не тужим!»


Иерей Сергий Буряков, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского села Большая Поляна Тербунского района, впервые пошел в крестный ход будучи еще семинаристом Воронежской духовной семинарии. Не изменяет он этой традиции и сегодня. Среди паломников его ласково называют – наш крестоходный батюшка.

«Ничего удивительного в том, что люди берут с собой таких малышей, нет. – считает отец Сергий. – Люди идут с верой, с молитвой, и Господь помогает. Нередко случается, что у людей во время крестного хода, по милости Божьей, отступают болезни, и эти четыре дня пути только прибавляют им сил и здоровья. Во время соборной молитвы каждый из крестоходцев погружается в благодать Божию. Чтобы это понять, надо самому хотя бы раз пройти с крестным ходом.

Обратите внимание, какие радостные лица у крестоходцев! И это несмотря на усталость, мозоли и больные суставы. Крестный ход – это преддверие рая на земле. Участие в нем дает силу бороться со своими страстями, поэтому я и сам хожу и другим советую».


Следующей остановкой крестного хода стал Благовещенский храм в Крутых Хуторах , где крестоходцев ждал традиционно теплый прием. Прихожане храма во главе с настоятелем протоиреем Михаилом Чепелевым вышли встречать богомольцев за несколько километров от села.


После водосвятного молебна отец Михаил совершил для паломников Таинство Соборования. Учитывая, что многие из них после двадцати пяти километров дневного пути были не в состоянии долго стоять, батюшка благословил поставить во дворе храма скамьи.


После соборования у священнослужителя завязался оживленный разговор с паствой, который затянулся почти до полуночи.


«Люди делятся на две категории – отметил батюшка. – Одни хотят преуспеть духовно, а другие – материально. В крестный ход идут ради Христа, ради своего спасения. Крестный ход – это живая проповедь, живое покаяние. Только не думайте, что это ваша заслуга, что вы идете с крестным ходом и дошли уже до Крутых Хуторов. Господь сказал: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». (Ин 14:17). Поэтому вы должны благодарить Бога, что Он сподобил вас такой милости и ни в коем случае не думать, что раз мы такой подвиг совершили, то можем теперь всех учить, как спасаться. Спасение надо начинать с самого себя. Пока окружающие не увидят в нас свет Христов, они не станут нас слушать. А когда люди увидят в вас добрые плоды веры Христовой, то захотят быть, как вы, православными не на слове только, но и на деле.

Помните, что православные не должны гоняться за внешними знаками отличия, потому что Бог смотрит на качество души твоей – сколько в тебе добра, смирения, кротости.

Радует, что паломников в крестном ходу все прибавляется. Это первый год, когда в нашем храме не хватает всем места, чтобы переночевать, а раньше-то умещались. Слава Богу! Русский народ становится на путь покаяния, а то ведь на наших глазах начинает исполняться известное пророчество Антония Великого: «Будет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в нашем общем безумии. Но мы заставим тебя быть как все» (ср.: 2 Тим. 4:3,4).

Любым поступком человек приближается или к Богу, или к противнику диаволу – посредине он быть не может. А сегодняшняя жизнь такова, что у многих людей сломлено сопротивление разума, стыда и совести, разбужены животные инстинкты, приводящие к деградации личности, разрушению семейных основ отцовства, материнства, ответственности родителей за спасение души своих детей. Размывается высокое понятие культуры, которая становится все более безнравственной: в нее проникает не только растление – массовая культура пытается заигрывать уже с нечистой силой, воспевая «права» богатых и сильных, призывая к обогащению любой ценой. Это духовное повреждение незаметно проникает в детские головы через компьютерные игры, современные мультфильмы, в которых грех провозглашается не только нормой, но целью жизни, к которой следует стремиться. А если общественность попытаемся этому противостать, то слышит в ответ: «Не нарушайте наши права!».

Хорошо, что правительство нашего государства осознает всю опасность этого тлетворного веяния – продолжил отец Михаил. – Вы слышали выступление нашего первого лица на Валдайском клубе? Так вот Владимир Владимирович Путин предельно доходчиво объяснил, почему так неприязненно относится к так называемым ценностям западной цивилизации. Процитирую нашего Президента: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность – национальная, культурная, религиозная или даже правовая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в Сатану». Так что, мои дорогие, мы не с Америкой и Обамой конфликтуем – идет война между Богом и дьяволом. И если своими поступками мы не становимся ближе к Богу, то мы неизбежно приближаемся врагу рода человеческого.

Есть еще такое страшное состояние, как духовная прелесть. Например, человек начинает гордиться собой: я и в крестном ходе был, и причащался, и в святых источниках купался, в Дивеево ездил, у меня дома свечи из Иерусалима лежат, и успокаивает свою совесть – я хороший, мне уже прямая дорога в Царство Небесное! Но надо понимать, что все внешние подвиги – не самоцель, а средство к стяжанию благодати Духа Святого, которое невозможно без смирения. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – сказано в Писании (1 Пет 5:5).

Надо стремиться, братья и сестры, чтобы наше христианское благочестие не было показное. Ведь Господь говорит: «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Прит. 23, 26). Богу важны не внешние наши дела, а то, с каким сердцем они сделаны – со смиренным, или горделивым; приобрели мы нашими делами благодать Святого Духа, или погордившись ими, потеряли ее.

Братья и сестры, вы взяли на себя большой подвиг, решив пройти крестным ходом, постарайтесь же совершить его со смирением, чтобы этот труд стал для вас деланием покаяния, а не поводом к тщеславию.

Дай Бог, чтобы Липецк духовно встрепенулся, одумался и стал жить другими целями, чтобы в нем было больше крестоходцев», – пожелал батюшка в завершение беседы.

Утром 23 августа отец Михаил с прихожанами проводил крестоходцев до поклонного креста на трассе Липецк - Воронеж и пригласил желающих принять участие в приходском крестном ходе 27 сентября , в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

У поклонного креста на повороте к селу Васильевка к крестному ходу присоединился настоятель Рождество-Богородицкого храма села иерей Михаил Новосельцев. «Крестный ход - это особое покаянное моление к Господу Иисусу Христу, – отметил отец Михаил. – Крестные ходы известны еще со времен Ветхого Завета, когда евреи семь раз обошли с Ковчегом Завета стены Иерихона, которые пали от гласа священных труб и молитвенного пения еврейского народа.

В Византии, начиная с IV века, стали проводить покаянные крестные ходы при стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях и засухах, в которых люди видели наказание Божие за их грехи.

Но особенно крестные ходы полюбились русскому народу. Радует, что в современной России с большим размахом возрождается эта благочестивая традиция. Например, в Великорецком крестном ходу, в честь явления иконы святителя Николая Чудотворца, в этом году шло почти сто тысяч человек.

Известно, что у многих людей, принявших участие в крестном ходе, по милости Божией решаются самые разные жизненные проблемы, но главное даже не в этом, в том, что человек обретает духовную силу на борьбу с грехом.

Люди идут с верою: молятся о помиловании себя, страны, своих близких. И Господь отзывается, поскольку человек в крестном ходе несет хоть и маленький, но подвиг. И каждый крестоходец чувствует, что Господь становится к нему ближе. От сознания этого человек становится усерднее в молитве и добрых делах.

Слава Богу, что Он призвал и объединил нас! Ведь без помощи Божией человек не может сделать ничего доброго и душеспасительного: «без Меня не можете делать ничего», – говорится в Писании (Ин 15:5)».


С отцом Михаилом согласен кардиохирург из Воронежа Николай Алешин. «Я хожу в крестные ходы, наверное, лет десять. Я коренной липчанин и на праздник святителя Тихона хожу с липецким крестным ходом вместе с моими друзьями, с которыми в свое время алтарничал в Христо-Рождественском соборе.

Крестный ход дает редкую по нынешним временам возможность обратиться к своей душе и стать поближе к Богу. Для меня, оперирующего кардиохирурга, это особенно важно, поскольку я специализируюсь на операциях тромбэктомии – удалении тромбов, операциях сложных, успех которых во многом в руках Божьих. Я без молитвы за скальпель не берусь!

Крестные ходы очень укрепляют меня не только как верующего человека, но и как хирурга. После них чувствую приток сил, все ладится, операции проходят без осложнений.

Еще я обратил внимание, что верующие люди значительно реже попадают на операционный стол, а если и попадают, то послеоперационный период у них протекают более гладко. Ведь у каждого заболевания телесного есть своя духовная подоплека! И это совсем не выдумка, и не пафосные слова – могу конкретными примерами подтвердить, что это именно так и происходит. Поэтому я не удивляюсь тому, что после крестного хода многие люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, чувствуют себя намного лучше.«Невозможное человеку возможно Богу» (Лк 18:27)».

Раба Божия Надежда, послушница Богородице-Тихоновского (Тюнина) монастыря подтверждает слова медика: «За последние семь лет я ни одного крестного хода не пропустила. Но один Господь только знает, сколько у меня проблем со здоровьем. Когда я работала на производстве, то получила сильный удар током и сейчас нахожусь на инвалидности. Долго не могла решиться пойти в крестный ход – мне казалось, что не осилю этот путь. Но однажды все-таки собралась и по молитвам святителя Тихона дошла до самого Задонска.

Удивительное дело! Лет становится больше, но сил только прибавляется – Господь поддерживает немощных. Сейчас я послушница в Тюнинском монастыре и занимаюсь тяжелой физической работой - озеленением обители. Однажды я задумалась: для чего Господь сберег меня, для чего дал вторую жизнь и силы ходить в крестный ход? И пришла к выводу, что для покаяния».


Вечером 23 августа крестный ход пришел в село Архангельские Борки, куда не заходил уже два года. В селе крестоходцев встречали прихожане храма великомученика Димитрия Солунского во главе с настоятелем протоиереем Игорем Мосоловым: «Братья и сестры, вы своей молитвой освящаете нашу землю, – обратился к богомольцам отец Игорь. – Мы все очень рады, что крестный ход после двухлетнего перерыва снова пришел в наше село, в наш храм. Для нас это большой праздник! Нам крестный ход особенно важен его благодатной силой соборной молитвы – село у нас маленькое, бедное; храм большой, а верующих, регулярно посещающих его, не так уж и много. Возблагодарим же Господа за то, что Он снова привел крестный ход в наше село и дал вам сил, чтобы совершить это благое дело».

А крестоходцы, в свою очередь порадовались, как заметно похорошел за эти два года местный храм.

Сын настоятеля храма Илья Мосолов, студент медицинской академии, поделился своими планами: «Меня с малых лет воспитывали в православной вере, и я, естественно, собирался поступать в семинарию. Но после окончания школы, вдохновившись житием святителя Луки, архиепископа Симферопольского, в миру профессора медицины Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, решил поступить в медицинскую академию.


На практике в Липецкой областной клинической больнице я выбрал специализацию по гнойной хирургии – разделу медицины, в котором профессор Войно-Ясенецкий прославился своими трудами. После окончания медицинской академии планирую работать хирургом, а далее, если Господу будет угодно, поступлю в духовную семинарию».

В Архангельских Борках к крестному ходу присоединилась большая группа паломников, так что места для ночлега в храме многим не хватило, и они переночевали на травке около храма, постелив на нее туристские коврики.


От Архангельских Борок до Задонска паломникам пришлось идти в быстром темпе, почти без привалов, чтобы не опоздать на встречу с крестными ходами из Воронежа и Ельца.


В самом Задонске царила праздничная атмосфера. Радостным трезвоном колоколов встречал паломников Рождество-Богородицкий мужской монастырь – так же, как и в середине XIX века. По мере приближения к обители в памяти оживали картины всенародного торжества из воспоминаний священника Александра Кременецкого о крестном ходе с мощами святителя Тихона 13 августа 1861 года в честь прославления угодника Божия в лике святых: «Крестный ход останавливался для служения литий на всех четырех сторонах монастыря. Он тянулся на протяжении не менее версты и представлял потрясающее зрелище! Все монастырские здания и ограда вокруг монастыря, высокая четырехъярусная монастырская колокольня - все было наполнено, унизано народом, в монастырском саду народ висел на деревьях, держась за сучья, в городе во многих домах были разобраны черепичные крыши и усыпаны народом.


Путь, по которому несли святые мощи, был устлан грудами жертвованных вещей, затруднявших даже крестный ход. Жертвы сыпались как дождь: бросали под раку угодника деньги, куски полотна, полотенца, шарфы, елецкие кружева; снимали с себя и бросали пояса, жилеты, шапки, шляпы и проч. Один крестьянин, не имея ничего, снял с себя кафтан и бросил на дорогу, по которой следовал угодник Божий».

Известно, что после крестного хода было собрано только холста 50 тысяч аршин, денег - около 600 рублей. По повелению главенствовавшего на торжествах митрополита Исидора пожертвованные вещи были розданы бедным. «Пусть святитель Тихон оденет ими нищих», - ответствовал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский на вопрос, что делать с собранными вещами».

По официальной статистке в тот день в Задонске собралось триста тысяч человек, при этом карет, не считая крестьянских телег, было более пяти тысяч.

С тех пор прошло более 150 лет, но не прекращается поток богомольцев к святителю Тихону Задонскому, печальнику о простом народе, канонизированному в лике святых в год отмены крепостного права.

24 августа 2016 года крестный ход, обойдя вокруг Рождество-Богородицкого монастыря, вошел в обитель через северные ворота. На паперти Владимирского собора крестоходцев из Воронежа, Липецка и Ельца встретил священноархимандрит обители, Высокопреосвященный митрополит Липецкий и Задонский Никон. Здесь же, под открытым небом, были установлены иконы и совершен торжественный молебен епископам Воронежским, всея России чудотворцам – святителям Митрофану, Тихону и Антонию.


После молебна паломников радушно накормили монастырской трапезой и разместили в гостиницах и храмах обители.

…Впереди богомольцев ждала радость праздничного богослужения в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца – то духовное ликование, ради которого они, оставив земные попечения, четыре благословенных дня подвизались в трудах и молитве Иисусовой, преодолев пешком более восьмидесяти километров пути, но главное, преодолев немощь человеческую силой Божией.