Методы диагностики профессионально важных качеств личности. Методы диагностики профессиональной пригодности. Документное обеспечение диагностики персонала


Составитель: к. п.н

Дата выставления на сайт: 25.02.2014

Диагностика профессионально значимых личностных качеств педагога

С целью диагностики профессионально значимых личностных качеств педагога ДОУ предлагаем использовать схему изучения профессионально значимых личностных качеств педагога. Педагог изучает такие ПЗЛК как: эмпатичность, рефлексивность, общительность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональную привлекательность.

Таблица 1.

Схема изучения профессионально значимых личностных качеств педагога.

ПЗЛК педагога

Психодиагностическая методика

Рефлексивность

Методика ГОКК ()

Методика определения уровня рефлексивности (, ёва) .

Определение уровня сформированности педагогической рефлексии () .

Эмпатичность

Методика ГОКК ()

Диагностика уровня эмпатии () .

Эмоциональная эмпатия () .

Общительность

Методика ГОКК

Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер)

Гибкость личности

Методика измерения ригидности ()

Способность к сотрудничеству

Методика ГОКК

Тест «30 пословиц»

Методика диагностики коммуникативной установки ()

Эмоциональная привлекательность

Методика ГОКК

Представим некоторые обозначенные методики.

Методика ГОКК () .

По методике ГОКК (групповая оценка коммуникативной компетентности) каждому эксперту предлагается рассмотреть шесть профессионально значимых качеств педагога и три коммуникативных функции. Характеристика каждого из них складывается из восьми показателей, которые эксперт должен оценить определённым количеством баллов. В пронумерованных регистрационных бланках названия качеств и коммуникативных функций не даны. Бланк № 1 служит для оценки эмпатичности, № 2 – способности к рефлексии; № 3 – общительности; № 4 – гибкости личности (в мышлении, поведении) № 5 – способности к сотрудничеству, контакту; № 6 – эмоциональной привлекательности педагога; № 7 – функции влияния; № 8 – функции организации; № 9 – функции передачи информации.

Каждое качество и функция оценивается по 6 – балльной шкале:

Часто, ярко выражено – 5

Чаще проявляется, чем нет – 4

Непостоянно, ситуативно – 3

Очень редко – 2

Никогда – 1

Не могу оценить – 0.

Время для ответов не ограничивается.

Для получения объективного мнения о проявлении педагогом ПЗЛК и уровне его коммуникативной компетентности необходимо, чтобы экспертов от каждой группы (педагогов, родителей) было не менее 15.

Частота проявления, баллы

1. Хорошо понимает настроение ребёнка

2. Внимателен к ребёнку и его проблемам

3. Проявляет любовь и уважение к детям

4. Внимателен к настроению ребёнка

5. Учитывает эмоциональное состояние ребёнка на уроке

6. Готов эмоционально откликнуться на проблемы собеседника

7. Сочувствует ребёнку при его неудачах

8. Демонстрирует уважение к личности ребёнка

Общая сумма баллов

Средний балл по качеству

Коммуникативные качества педагога

Частота проявления, баллы

1. Интересуется и принимает во внимание мнение детей

2. Умеет сдерживаться, даже когда дети неправы

3. Может публично признать свои ошибки

4. Принимает во внимание интересы и склонности ребят

5. Учитывает свои прежние ошибки

6. В трудных ситуациях проявляет спокойствие и выдержку

7. Стремится постоянно получать обратную связь

8. Критически относится к своим поступкам, действиям

Общая сумма баллов

Средний балл по качеству

Коммуникативные качества педагога

Частота проявления, баллы

1.Говорит о своих трудностях и переживаниях партнёрам по взаимодействию

2. Легко устанавливает контакт с большинством детей

Вопросы :

10. Тест "Проверьте свои качества руководителя и знания по управлению" М. Ярмаркт 11. Тест "Стиль руководства" А.А. Журавлева

12. Тест "Оценки своего стиля руководства"

13. Тест "Диагностика уровня самооценки личности руководителя"

14. Тест "Проверьте, какой вы руководитель"

15. Тест "Оценка личностных качеств руководителя"

16. Тест "Методика оценки эмпатичности руководителя" А. Мехрабиана и Н. Эпштейна

Часть 1: (1 – 9 вопросы)

1. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

2. Тест «Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня»

3. Тест «Оценка конкурентоспособности фирмы»

4. Методика «Потребность в перестройке»

5. Тест "Проверьте самого себя - вашу готовность начать собственное дело" Ф. Срама

6. Тест "Способны ли вы стать руководителем"

7. Тест "Характеристика" (для оценки деловых и личных качеств руководителя)

8. Тест "Оценка предрасположенности к управленческой деятельности"

9. Методика определения организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калининского

МЕТОДИКА № 1

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Диагностическая цель. Выявить несколько стилей ру­ководства трудовым коллективом.

Процедура тестирования . Тест включает в себя не­сколько групп вопросов, каждая из них подразделяется на 3 утверждения, условно обозначаемых буквами а, в и с. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, необ­ходимо внимательно прочитать предложенный текст и из трех вариантов ответов-утверждений выбрать только один, наиболее соответствующий стилю руководства в вашем трудовом коллективе. Тестирование может прово­диться как всем коллективом, так и каждым индивидуу­мом в отдельности. В первом случае результаты теста будут более убедительными, так как в большей степени будут лишены субъективности.

Стимульный материал.

Текст теста.

1. Ваше предприятие производит группу товаров, не пользующихся большим спросом у покупателей. Конку­ренты разработали новую технологию производства этих же товаров, отличающихся высоким качеством, но требующих дополнительных капиталовложений. Как в данной ситуации поступит ваш руководящий начальник?

а) продолжит производство товаров, не пользующихся спросом у покупателей;

б) издаст приказ о скорейшем внедрении в производство новых технологий;

с) потратит дополнительные средства на разработку собственных новых технологий, для того чтобы товары по своим качествам превосходили товары конкурентов.

2. Представьте себе, что вы работаете на автомо­бильном заводе. Один из ваших сотрудников недавно вер­нулся из командировки, целью которой было посещение выставки новинок автомобильного производства. Он предложил модернизировать одну из выпускаемых заво­дом моделей автомобиля. Руководитель вашего завода:

а) примет активное участие в разработке новой идеи, приложит максимальные усилия, для того чтобы быстро ввести ее в производство;

в) отдаст распоряжение о разработке новой идеи соот­ветствующему персоналу;

с) прежде чем ввести это новшество в производство, ваш руководитель соберет коллегиальное совещание, на котором будет принято общее решение о целесообразнос­ти модернизации выпускаемого вами автомобиля.

3. На коллегиальном совещании один из сотрудников предложил наиболее рациональное решение одной из воз­никших в вашем трудовом коллективе проблем. Однако это решение полностью противоречит предложению, ко­торое до этого внес ваш руководитель. В сложившейся ситуации он:

а) поддержит рациональное решение, предложенное сотрудником;

в) будет отстаивать свою точку зрения;

с) проведет опрос сотрудников, который поможет прий­ти к единому мнению.

4. Ваш коллектив проделал большую трудоемкую ра­боту, которая не принесла вам желаемого успеха (прибыли). Ваш руководитель:

а) попросит переделать всю работу, подключив новый, более квалифицированный персонал;

в) обсудит сложившуюся проблему с сотрудниками, для того чтобы выяснить причины неудачи, чтобы избе­жать их в дальнейшем;

с) попытается найти виновных в неудаче (не справив­шихся с работой) сотрудников.

5. В вашу организацию пришел журналист, работаю­щий в газете, пользующейся популярностью у читателей. Если бы вас попросили перечислить ценные каче­ства вашего руководителя, то какие бы из них вы назва­ли в первую очередь:

а) квалифицированность, требовательность;

в) осведомленность обо всех затруднениях, возникаю­щих на предприятии; умение быстро принимать нужное решение;

с) одинаковое отношение ко всем сотрудникам, уме­ние идти на компромисс.

6. Один из сотрудников допустил в своей работе не­ значительный промах, однако для того чтобы его уст­ранить, потребуется большое количество времени. Как вы думаете, как в данной ситуации поступит ваш руко­водитель?

а) сделает замечание этому сотруднику в присутствии его коллег, с целью недопущения подобных промахов в дальнейшем;

в) сделает замечание наедине, не привлекая внимание других сотрудников;

с) не придаст этому событию большого значения.

7. На вашем предприятии освободилась должность. На нее претендуют сразу несколько сотрудников пред­приятия. Действия вашего руководителя:

а) предпочтет, чтобы достойный претендент был выб­ран коллективным голосованием;

в) он будет назначен самим руководителем;

с) прежде чем назначить человека на эту должность руководитель посоветуется только с некоторыми члена­ми коллектива.

8. Принято ли в вашем коллективе проявлять личную инициативу при решении вопроса, который не связан не­посредственно с деятельностью всего предприятия?

а) все решения принимаются только руководителем предприятия;

в) на нашем предприятии приветствуется личная ини­циатива сотрудников;

с) принимая самостоятельное решение, прежде чем начать действовать, сотрудник предприятия должен обя­зательно посоветоваться с руководителем.

9. В целом, оценивая деятельность вашего руководи­теля, вы можете сказать, что он...

а) полностью поглощен проблемами, возникающими у вас на производстве, так что даже в свободное от работы время раздумывает над их разумным разрешением. Он требователен к другим так же, как и к себе;

в) относится к тем руководителям, которые считают, что для плодотворной работы в коллективе между сотрудника­ми должны быть ровные, демократические отношения;

с) ваш руководитель не принимает активного участия в управлении предприятием, всегда действует по опреде­ленной схеме, не стремится совершенствоваться в мало­известных ему областях.

10. Руководитель пригласил вас и других сотрудников на юбилей. Обычно в неофициальной обстановке он:

а) говорит с сотрудниками только о работе, о планах по расширению производства, об увеличении рабочего персонала и т. п., при этом именно он задает основной тон беседе;

в) предпочитает оставаться в тени, для того чтобы пре­доставить возможность собеседникам, коллегам по рабо­те, высказать свою точку зрения по интересующему их вопросу, рассказать занимательный эпизод из их жизни;

с) принимает активное участие в разговоре, не навя­зывая своего мнения другим собеседникам, не отстаивая противоположную всем остальным участникам разгово­ра точку зрения.

11. Руководитель попросил вас побыстрее завершить начатую совсем недавно работу, которая займет у вас дополнительное время, ваши действия:

а) тут же приступите к ее скорейшему выполнению, так как не хотите показаться неисполнительным работ­ником и дорожите тем мнением, которое сложилось у вашего руководителя о вас;

в) выполните эту работу, но несколько позже, так как начальник прежде всего оценит качество ее выполнения;

с) постараетесь уложиться в сроки, предложенные ру­ководителем, однако не гарантируете высокого качества ее выполнения. В нашем коллективе главное - выпол­нить работу в намеченное время.

12. Представьте, что кабинет вашего руководителя временно занят (в нем идет ремонт), поэтому ему не­сколько дней придется поработать в вашем кабинете. Что вы при этом будете чувствовать?

а) вы постоянно будете нервничать, испытывать страх, бояться допустить какую-либо оплошность в его при­сутствии.

в) будете этому очень рады, так как это лишняя воз­можность обменяться опытом работы с опытным, инте­ресным человеком;

с) присутствие руководителя никак не отразится на вашей работе.

13. Вы вернулись с курсов повышения квалификации, узнали много полезного и Ценного для вашей дальнейшей работы. Руководитель дал вам небольшое поручение, и вы для его выполнения использовали приобретенные на курсах знания. Как вы думаете, каковы будут дей­ствия вашего руководства?

Аэрозольный баллон (рис.1) состоит из корпуса 1, клапана 6 со съемной головкой 7 и сифонной трубкой 2. В корпусе находится смесь насыщенных паров дефекто-скопического материала и пропеллента 5. При нажатии на клапан раствор дефектоскопического материала 4 под давлением пропелленга 5, находящегося в газообразном состоянии, проходит через сифонную трубку и попадает на контролируемую поверхность изделия в мелкодисперспом виде.

Превращение дефектоскопического материала в аэрозоль происходит следующим образом. Когда открывается клапан 6 при нажатии на него сверху съемной головкой 7, содержимое баллона через сифонную трубку сообщается с атмосферой. Раствор, попадая в условия нормального давления, мгновенно теряет легко улетучивающийся пропеллент, и струя превращается во множество мельчайших частиц смеси, состав которой меняется по мере удаления от баллона. На расстоянии около 100 мм (зона А) частицы аэрозоля 8 еще не сформированы, на расстоянии около 200 мм (зона В) аэрозоль уже представляет собой смесь 9 дефектоскопического состава с парами фреона, на расстоянии около 300 мм (зона С) аэрозоль 10 не содержит фреона - на таком расстоянии и следует размещать контролируемые изделия, например сварные швы 11.

При работе фреон в баллоне постепенно переходит из жидкого состояния в газообразное при постоянном давлении внутри баллона, поэтому распыления смеси остается постоянным по мере распыления материалов. При работе объем, занимаемый фреоном, постепенно увеличивается в результате расходования материалов смеси. Основным условием надежной работы баллона является чистота клапанного узла и исправность съёмной головки, снимаемой при перезарядке баллонов. Для очистки клапанный узел извлекают после снятия головки, промывают в ацетоне или в каком-либо другом растворителе, затем продувают сжатым воздухом. Дефектоскопические материалы в виде аэрозолей длительное время сохраняют свои свойства и всегда готовы к применению. Кроме того, при использо-вании исключаются их потери, так как они не высыхают и не проливаются. В аэрозольный дефектоскопический комплект обычно входят один баллон с пенетрантом, два - с очищающей жидкостью и три - с проявителем (проявляющим лаком). Стандартные баллоны имеют вместимость 208, 385 и 575 см 3
.
Аэрозольные комплекты применяют при контроле различных изделий. Например, детали из жаропрочных сплавов контроли-руют с помощью комплекта Аэро-12А (а), из легких сплавов - с помощью комплекта Аэро-12А (к).

Различают ограниченный н полный анализ индикаторных рисунков дефек-тов.

При ограниченном анализе изучают только геомет-рию и размеры рисунка. Изделия бракуют, если количество и размеры выявляемых штрихов, линий и точек превышают до-пустимые ТУ. Такой анализ обеспечивает высокую производи-тельность контроля, позволяет использовать специалистов с невысокой квалификацией, но может привести к необоснованной выбраковке изделий со сложной поверхностью или невысокой чистотой обработки.

Полный анализ рисунка предполагает изучение места его расположения, направления, цвета, яркости и других признаков. При таком анализе необходим более тщательный осмотр изделий с применением сложной аппаратуры, выполняемы-й высококвалифицированными контролерами.

Специалист должен уметь различать действительные и мнимые дефекты. К мнимым дефектам относятся различные допускаемые ТУ изменения качества материала изделий, их микрогеометрии, незначительные повреждения и загрязнения поверхности, вызывающие образование индикаторных рисунков, по основным признакам похожих на рисунки действительных дефектов. Мнимые дефекты проявляются при неполном удалении пенетранта с поверхности изделия, а также при невозможности его удаления из узких глубоких повреждений поверхностного слоя материала, особенно содержащих следы загрязнений и коррозии. Поэтому анализ дефектов выполняют с использова-нием дополнительных признаков, главными из кото-рых являются следующие:

  • место расположения рисунка;
  • направление линий рисунков относительно оси симметрии изделия и действующих нагрузок;
  • цвет, яркость и насыщенность рисунка;
  • скорость образования рисунка и характер его изменения с течением времени;
  • конфигурация линий рисунка, наличие изломов и разветвле-ний;
  • четкость и степень подобия контуров линий рисунка;
  • микрорельеф проявителя в зоне рисунка;
  • наличие подобного рисунка в соседних зонах изделия.
Иногда бывает достаточно рассмотреть два-три дополни-тельных признака. В сложных случаях проводят анализ по всем дополнительным признакам или прибегают к дополнительному контролю изделия другими методами.

При полном анализе достигается наибольшая достоверность контроля, снижаются потери от необоснованной выбраковки изделий, создается возможность контроля изделий со сложной поверхностью, а также бывших в эксплуатации.

Иногда анализ дефектов выполняют путем сравнения полу-ченных дефектограмм с эталонными, которые изготовляют сле-дующим образом. При цветном контроле в качестве пенетранта используют жидкость К и краску М, причем проявляющую краскунаносят краскораспылителем несколько более толстым слоем, чем при обычном контроле. После высыхания пленку краски аккуратно срезают и помещают между двумя пластина-ми из оргстекла. На таких дефектограммах рисунок трещин сохраняется в течение одного-двух лет.

При люминесцентном контроле для изготовления эталонных дефектограмм, сохраняющихся длительное время, н качестве пе-нетранта применяют какую-либо из следующих жидкостей:

амиловый спирт - 40%; бутилацетат - 20%; ксилол - 20%а; диэтилфталат- 15%о; эмульгатор ОП-7 (ОП-10)-5%Q; люмино-фор 490РТ - 20 г/л;

ацетон-50%; этилацетат-20%; бензилацетат-20%о; ди-этилфталат-5%; эмульгатор ОП-7 (ОП-10)- 5%; люминофор 490РТ - 20 г/л;

ацетон - 55%; ксилол - 25%; диметилформамид -15%; эмульгатор 0П-7 (ОП-10) - 5 %4; люминофор 490РТ - 20 г/л.

Эти жидкости имеют такую же чувствительность и тот ж цвет люминесценции, что и жидкость ЛЖ-6А. В качестве проявителя используют краску ПР-1 с добавлением 10... 15% аце-тона. Пленку краски с рисунком трещин получают и хранят так же, как и при цветном контроле.

Различают визуальный, фотоэлектрический, телевизионный и инструментальный способы обнаружения индикаторных следов.

При визуальном способе оператор осматривает видимый индикаторный след несплошности, выявленной люминесцентным, цветным, люминесцентно-цветным или яркостным методом.

При фотоэлектрическом способе анализируют результаты измерения светового потока фотоэлементом. Для этого изделие помещают в затемненную камеру и подвергают воздействию ультрафиолетового излучения. Фотоэлемент регистрирует свечение в видимой области.

При телевизионном способе сигнал от видимого индикаторного следа несплошности высвечивают на экране дисплея или записывают на магнитную пленку для последующего воспроизведения. Телевизионное обнаружение позволяет регулировать контрастность и яркость изображения дефекта, что повышает чувствительность контроля и улучшает условия работы. оператора.

При инструментальном способе обнаружения сигнал о наличии дефекта получают путем его регистрации с помощью специальных приборов, учитывающих радиоактивное излучение или акустические импульсы индикаторных веществ находящихся в полостях дефектов.

В случае необходимости фиксации индикаторных следов дефектов используют покрытия, образующие после высыхания тонкую пленку. Обычно применяют покрытие следующего состава:

эфироспиртовойраствор коллодия (70%), бензол (20%), ацетон (10%) и 50 г густотертых цинковых белил на 1 л смеси. Иногда осмотр индикаторных рисунков сопровождается их фотографической регистрацией со специальными светофильтрами.

При использовании аэрозольных комплектов поверхности контролируемых изделий тщательно очищают от нагара и лакокрасочных покрытии, обезжиривают и протирают. На очищенную поверхность из аэрозольного баллона периодически наносят пенетрант с расстояния примерно 300 мм в несколько слоев с перерывами не менее 2 мин. Затем изделие промывают теплой водой или протирают мокрой ветошью. Окончательно его обильно обмывают содер-жимым аэрозольного баллона с очистителем, выдер-живают 30...60 с, после этого очищающий состав быстро уда-ляют теплой водой.

Контролируемый участок поверхности протирают марлевым тампоном, слегка смоченным очищающим составом, после чего тампон рассматривают (в случае применения цветных материа-лов - при дневном свете, люминесцентных - при ультрафиоле-товом облучении). Если на нем видны следы пенетранта, то пре-дыдущие операции повторяют, увеличив время воздействия очи-щающего состава вдвое. Затем изделие быстра протирают сухой ветошью или сушат в потоке чистого воздуха, причем для удаления влаги время сушки должно быть минимальным (обычно 3 ... 5 мин). После сушки на поверхность изделия из аэрозольного баллона наносят проявляющий лак, тщательно взбалтывая его перед этим. Во избежание об-разования крупных капель лака, ухудшающих качество прояв-ления, струю аэрозоля включают и выключают в стороне от изделия. Проявитель наносят тонким, однородным, блестящим слоем, после чего сушат в течение 15...30 мин. Для получения наивысшей чувствительности контроля через 15 мин после на-чала сушки изделие подогревают, а затем осматривают при дневном свете или ультрафиолетовом облучении.

При использовании аэрозольных баллонов полезным объёмом 340 см 3 пенетранта хватает для контроля поверхности площадью 6 м 2 , а проявителя - 4 м 2 .

(Документ)

  • Овчарова Р.В. Справочная книга Социального педагога (Документ)
  • Профессионально значимые качества и свойства личности будущего специалиста в процессе физического воспитания. Самоконтроль (Документ)
  • Лекция - Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей физической культуры (Лекция)
  • Дети-сироты: консультирование и диагностика развития (Документ)
  • Право социального обеспечения ответы к экзамену (Документ)
  • Реферат - Профессионально-прикладная физическая подготовка (Реферат)
  • Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников (Документ)
  • Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика (Документ)
  • n1.doc

    УДК 378.l (075) ББК 74.584 я 73

    Печатается по решению Редакционно-издательского совета Белгородского государственного университета

    Шаповалова, И.С.

    Ш 24 Диагностика профессионально важных качеств со-

    Циального работника: Учеб.-метод, пособие / И. С. Шапо­валова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 80 с.

    Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «социальная рабо­та». В нем предложены комплексная программа диагностики профессионального соответствия потенциальных специалистов и методика построения личностного профессионального про­филя.

    УДК 378.) (075) ББК 74.584 я 73

    © Белгородский государственный университет, 2004


    ВВЕДЕНИЕ

    Мы предлагаем Вам методические разработки, цель которых - оп­ределить уровень развития профессионально важных качеств у социаль­ного работника (настоящего или будущего).

    Здесь Вы найдете описание специальных качеств социального ра­ботника, обоснование их необходимости в его профессиональной дея­тельности, диагностику, доступную даже для неспециалиста, интерпре­тацию ее результатов и предложения по коррекции или развитию необ­ходимых в социальной работе качеств.

    Наши разработки помогут Вам получить более полное представле­ние о профессиональных личностных качествах социального работника, о его морально-этическом облике и проверить, насколько Ваш собст­венный психологический портрет вписывается в эти рамки. Благодаря построенному в результате собственному профессиональному профилю, Вам будет легче работать над собой или Вы сможете примириться с те­ми трудностями, которые могут у Вас возникнуть на рабочем месте.

    Основное внимание в пособии уделяется диагностике качеств толерантно-эмпатийного блока, являющихся профессионально важными для студентов специальности «социальная работа».

    Как показывают исследования, проведенные среди студентов спе­циальности «социальная работа», основные проблемы профессиональ­ного соответствия выявляются именно среди показателей толерантности и эмпатии будущих специалистов (табл. 1).

    Таблица 1

    Анализируя средние показатели, нельзя не обратить внимание на следующие проблемные моменты:


    1. низкий показатель альтруизма;

    1. категоричность оценок окружающих и тенденция оценивать людей исходя из собственного «Я» довольно велики;

    1. низок показатель коммуникативной толерантности;

    1. очень низок показатель эмпатии к пожилым людям (это пер­вые клиенты социального работника);

    2. общий уровень доброжелательности не превышает средних показателей;

    3. средний индекс профессиональности по толерантно-эмпа-тийному блоку достигает 5,3 балла.
    Основываясь на полученных данных, построим диаграмму спе­циальных профессиональных качеств будущего социального работника (диагр. 1).

    Диаграмма 1

    Часть 1. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

    Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной ра­боты формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:

    1) развитие личностного интереса к выбранной профессии;


    1. формирование первоначальных представлений об основах профессиональной работы;

    2. формирование профессионально-мотивационных установок на будущую деятельность;
    4) формирование профессионально-личностной «Я-концепции».
    Чтобы определиться в своей будущей профессии, необходимо

    Построить вектор своей профессиональной цели, т. е. ответить на сле­дующие вопросы:


    1. Чего Вы ждете от будущей профессии? (Сформировать сис­тему ожиданий.)

    2. Что необходимо предпринять в своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха?

    3. Что можно сделать, чтобы реализовать собственные личные интересы и качества?
    При рассмотрении единства личности и деятельности как важ­ной основы профессионально-личностного развития специалиста соци­альной работы необходимо учитывать такие его существенные характе­ристики, как профессиональная компетентность и профессионализм.

    Под профессиональной компетентностью понимается сфор­мированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний, умений и навыков, влияющих на качество реше­ния профессиональных задач, наличие личностно-профессиональных качеств, необходимых в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем.

    Профессионализм - это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности. Это не только максимальное разви­тие способностей, но и глубокие и обширные знания в той области дея­тельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также не­стандартное владение умениями, которые необходимы для того, чтобы эта деятельность была успешной.

    Миссия социального работника благородна, но условия ее вы­полнения далеки от идеальных: решая чужие проблемы, считая это сво­им профессиональным долгом, с одной стороны, и своим предназначе­нием, с другой, социальный работник помогает социально больным лю­дям и обществу освободиться от негативных явлений: неэффективных жизненных позиций, несовершенных общественных отношений, пове­денческих стереотипов, негативных установок, агрессии, страхов, на­пряжения и т.д. Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, социальный работник поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные идеи, личност­ные возможности, чтобы влиять на рост самосознания отдельной лично­сти, общности, нации и человечества. Выполнить эту миссию способен только зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.

    Несомненно, эта зрелость может прийти с опытом. Но насколь­ко вероятно это «может», трудно прогнозировать с уверенностью. Про­фессия социального работника относится к той категории профессий, ко­торые требуют не только знаний, умений и навыков, а прежде всего жела­ния, влечения, настроя на свою работу. Социальная работа не терпит рав­нодушия, она требует любви и полной отдачи. В этой деятельности как ни в какой другой необходима внутренняя мотивация (любовь к людям, же­лание помогать им, желание общаться с ними), потому что внешний мотив (престижность, удобство, заработок и т.д.) обернутся прежде всего против самого специалиста, так как притворяться человеколюбивым и общитель­ным на самом деле не так-то просто.

    Несомненно, внутреннее стремление к деятельности может поя­виться у специалиста вместе с опытом, но для этого с самого начала че­ловек должен иметь соответствующие задатки.

    Эти задатки должны быть прежде всего отражены в эмпатийных способностях личности: способности сочувствовать, способности сопе­реживать, ставить себя на место другого человека, видеть социальную проблему не только с практической (деловой, бюрократической), но и с психологической стороны.

    Но вместе с тем, и в этом состоит парадокс профессии социаль­ного работника, у специалиста должны быть способности к саморегули­рованию эмоций, сдержанность, спокойствие, рассудительность (даже некоторая холодность), способность быстро восстанавливать психоло­гический баланс чувств, забывать об эмоциях, которые он видел. Это очень важное свойство. Его необходимость очевидна по ряду причин внешнего и внутреннего характера:

    1. Внешние причины:

    А) излишняя эмоциональная реакция может включить механизм
    эмоционального заражения и усиления тех негативных чувств, которые
    испытывает клиент,

    Б) несмотря на то, что клиентам нравится то, что их ситуация
    вызывает эмоциональную реакцию, за помощью они приходят к челове-
    ку, способному навести порядок в их чувствах, а не усугубляющему хаос
    собственными эмоциями, в результате чего может возникнуть сомнение
    в компетентности специалиста.

    2. Внутренние причины:

    А) бурное эмоциональное реагирование на социальную ситуа-
    цию клиента может сказаться на качестве консультирования и принятии
    решения по проблемам, с которыми клиент обращается к социальному
    работнику;

    Б) долгое переживание проблем одного клиента может сказать-
    ся на эффективность работы с остальными клиентами;

    В) неспособность забывать эмоции, «сбрасывать» с себя ненуж-
    ную информацию, накапливание «эмоционального кома» приводит к
    «перегоранию» специалиста, к стрессу, депрессии, болезни, профессио-
    нальной непригодности.

    Несомненно и то, что социальный работник должен иметь соот­ветствующие коммуникативные способности. И здесь дело не ограничи­вается только общительностью человека. Можно хотеть, но не уметь общаться. Коммуникативные способности состоят из сочетания всех вышеперечисленных задатков: желания общаться, сопереживания в об­щении, способности через общение поддержать человека, помочь ему, но в то же время это и такие качества, как толерантность в общении (способность принимать других людей, относиться к ним терпимо), спо­собность сдерживать себя (свои эмоции, агрессивность, конфликтность) и т.д.

    Конечно, профессия социального работника выдвигает ряд об­щих требований к специалисту (активность, гибкость мышления и гиб­кость в деятельности, низкая утомляемость и т.д. - о них мы поговорим ниже), но вышеперечисленные четыре группы характеристик являются наиболее важными для специалиста в области социальной работы.

    Часть 2. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

    В предыдущем разделе было много сказано о качествах, необ­ходимых социальному работнику, о специфике его деятельности. Сложность диагностики профессиональной пригодности специалиста состоит в том, что все многообразие требований необходимо свести к конкретным требованиям, характеризующим различные стороны раз­вития личности человека. Только после этого становится возможным формирование методического обеспечения процедуры профессио­нальной ориентации.

    Все необходимые социальному работнику качества можно ус­ловно разбить на 6 основных блоков:


    1. Особенности темперамента.

    2. Общие характеристики личности.

    3. Мотивационные установки личности.

    4. Коммуникативные особенности и способности личности.

    5. Эмоциональные особенности личности.

    6. Уровень и особенности толерантности личности. Остановимся более подробно на описании каждого блока, затем
    перейдем непосредственно к психодиагностике личностных качеств, относящихся к каждому из них. Ниже будут приведены методики, кото­рые позволят Вам больше узнать о себе, многие из них будут содержать показатели, которые потом войдут в Ваш личностный профиль соответ­ствия требованиям профессии. Поэтому, отвечая на вопросы тестов, за­писывайте свои конечные результаты, оценивая их по десятибалльной шкале, в отведенные для этого таблицы.
    ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА

    Диагностика психодинамических свойств личности

    Назначение. Методика направлена на определение базовых психодинамических личностных свойств, обусловливающих специфику деятельностного личностно-группового стиля.

    Инструкция. Вам предлагается ответить на вопросы, касаю­щиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте ответ, который первым придет в голову.
    х

    Опросник


    1. Вы любите часто бывать в компании?

    2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?

    3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?

    4. Во время беседы Вы очень быстро говорите?

    5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

    6. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

    7. Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадо­стным?

    8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и по­крою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?

    9. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

    10. Вы пишете очень быстро?
    П. Ищете ли Вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?

    1. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?

    2. У Вас очень много хороших друзей?
    14. Трудно ли Вам оторваться отдела, которым Вы поглощены,
    и переключиться на другое?

    15. Часто ли Вас терзает чувство вины?


    1. Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спе­шите или нет?

    2. В школе Вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?

    1. Бывает ли, что иногда Вы соображаете хуже, чем обычно?

    2. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?

    1. Часто ли Вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т. п.?

    2. Вы вспыльчивы и легко ранимы, Вас задевают любые наме­ки и шутки над Вами?
    22. Во время беседы Вы обычно быстро жестикулируете?

    1. Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо от­дохнувшим?

    2. Бывают ли у Вас такие мысли, что Вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
    25. Вы любите подшучивать над другими?

    26. Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои
    мысли, прежде чем сообщить их кому-либо?


    1. Часто ли Вам снятся кошмары?

    2. Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

    3. Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько ча­сов быть без дела?

    4. Бывало ли, что, разозлившись, Вы выходили из себя?

    5. Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?

    6. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то даже не очень важное решение?
    33.Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к

    Сердцу?


    1. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хоро­шей реакции?

    2. Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?

    3. Возникало ли у Вас хотя бы кратковременное чувство раз­дражения по отношению к Вашим родителям?

    1. Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?

    2. Обычно Вам трудно взяться за новое дело?

    3. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

    1. Обычно Вам трудно что-то делать с медлительными и нето­ропливыми людьми?

    2. В течение дня Вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?

    1. У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

    2. Вас принимают иногда за человека беззаботного?
    44. Считаете ли Вы хорошим другом того, чья симпатия к Вам
    надежна и проверена?

    45. Вас можно быстро рассердить?

    46.Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходя­щий ответ?


    1. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлека­ясь, заниматься чем-либо?

    2. Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не раз­бираетесь?

    Обработка и интерпретация результатов

    Проверка результатов тестирования начинается с определения достоверности ответов испытуемого по показателю искренности. Для этого по данному показателю подсчитываются числа совпадающих от­

    Ветов «да» на поставленные вопросы (подсчет производится построчно по показателю искренности в ключе к опроснику). Полученные числа умножаются на соответствующие коэффициенты (3, 2 или 1 балл). То же самое делают с ответом «нет» (в нашем случае, если ответ испытуемого на вопрос 23 совпадает с ответом «нет», то ему приписывается 1 балл). После этого подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».

    Если общая сумма составит 13-20 баллов, то это означает, что ответы вполне достоверны. При 8-12 баллах ответы считаются сомни­тельными, при 0-7 баллах - недостоверными.

    Аналогично описанному выше производится подсчет общих сумм баллов по остальным показателям (свойствам темперамента).

    Занесите свой результат в табл. 2, умножьте на предлагаемый коэффициент и запишите окончательный результат в десятибалльной системе.

    Таблица 2

    Перевод показателей психодинамических свойств личности в десятибалльную систему




    Свойства темпе­рамента

    Ответы «да»

    Балл

    Ответы «нет»

    Балл

    Сумма

    Коэф- фицие1гг

    Резуль­тат

    1

    Экстраверсия

    1,7.13,19.25. 31,37,44,3

    3

    2

    1

    0,3

    2

    Ригидность

    8, 26, 32, 2.14,20,38.44

    3 2

    37 19,46

    2 1

    0,4

    3

    Эмоциональная возбудимость

    15, 21.33, 39,45, 3,9, 27

    3 2 1

    0,5

    4

    Темп реакций

    4,16,28, 10.22,34,40. 46, 17,29,37

    3 2

    1


    0,5

    5

    Активность

    5,11, 17,23,29, 35,41,47,10

    3 1

    38

    1

    0,4

    6

    Искренность

    30,36,42,48, 6,12, 18,24.25

    3 2 1

    23

    1

    0,5

    Анализ результатов

    1. Показатель экстраверсии дает возможность оценить, на­сколько человек стремится к взаимодействию с людьми, к общению с

    Ними. При высоких показателях человек считается экстравертом и отно­сится к сангвиникам или холерикам - таким людям будет легче испол­нять обязанности социального работника, контакты с людьми не будут им в тягость.


    1. Ригидность - это состояние, при котором наблюдается сни­жение переключаемое™, приспособляемости психических процессов к меняющимся условиям среды. Чем выше ее показатель, тем труднее человеку длительное время сохранять темп и качество деятельности. Эта характеристика важна для любого вида деятельности, где требуется дли­тельная концентрация внимания, заинтересованность в процессе. В идеале ее показатель не должен превышать 3 баллов. Чем выше ригид­ность, тем чаще Вам придется делать перерывы в деятельности, тем выше вероятность ошибок, т.е., если у Вас высокая ригидность, не ищи­те сферу деятельности, где в течение всего рабочего процесса необхо­димо выдавать быстрый и точный результат.

    2. Эмоциональная возбудимость. Ее избыток череват пробле­мой сдерживания эмоций и чувств в ситуации, когда необходимо трезво оценить проблему клиента и найти вариант помощи ему. Недостаток этой характеристики приведет к трудностям в понимании состояния клиента. Поэтому лучше всего, если показатель эмоциональной возбу­димости будет находиться в пределах 5 баллов.

    3. Темп реакции. Лучше, если показатель этой характеристики будет выше 6 баллов. ЭЧо позволит быстро и эффективно находить ре­шение любого вопроса, реагировать на сложные ситуации, которые мо­гут возникнуть при работе с клиентом.

    4. Активность. Для любой деятельности предпочтительнее ак­тивный работник. Поэтому лучше всего, если показатель активности пре­вышает 6 батлов. это позволит Вам (при соответствующих чертах харак­тера) проявлять инициативу в работе, выполнять отведенную Вам норму рабочих заданий и, что нсмаповажно, заражать своей активностью клиен­тов (а большая часть из них - это социально неактивные люди).
    Говоря о темпераменте социального работника, можно выде­лить два его основных типа, предпочтительные в различных видах соци­альной работы:

    1. сангвинический - необходимый при работе с людьми, при организации социальных проектов;

    2. флегматический - необходимый при осуществлении доку­ментооборота и руководстве учреждениями социальной помощи насе­лению.
    ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
    Определение деятельностного стиля

    Назначение. Методика предназначена для определения разно­образных способов восприятия, мышления, общения и др. и известна как методика АОСО - аналитический обзор стиля обучения. На основе анализа своего поведения в пяти деятельностных разновидностях пред­ставляется возможность оценки предпочтительного для Вас деятельно­стного стиля.

    Инструкция. В каждом из пяти пунктов предлагаемой про­граммы обведите цифру, которая является ответом на поставленный вопрос. Заполните так все пункты программы. В итоге Вы будете обла­дать самостоятельно вычисленным ключом к интерпретации ре­зультатов АОСО.

    Общее время работы с текстами методики не должно превы­шать 30 мин. Не раздумывайте долго, от одного ответа сразу же перехо­дите к другому.

    В каждом пункте обведите цифру, выражающую приемлемый для Вас способ запоминания:


    1. - никогда;

    2. - иногда;

    3. - очень часто;

    4. - всегда.
    Тип деятельности № !

    1

    2

    3

    6

    Я пользуюсь цветными карандашами, чтобы вы­делить необходимый материал для запоминания

    0

    1

    2

    3

    7

    Мне необходимы разъяснения к упражнениям, которые я выполняю

    0

    1

    2

    3

    8

    Посторонние шумы раздражают меня во время занятий

    0

    1

    2

    3

    9

    Я должен смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят

    0

    1

    2

    3

    10

    Мне лучше работается в комнате с плакатами, иллюстрациями на стенах

    0

    1

    2

    3

    11

    Я запоминаю лучше, если читаю информацию вслух

    0

    1

    2

    3

    12

    Я лучше усваиваю материал, слушая лекции и учебные кассеты, чем читая

    0

    1

    2

    3

    13

    Мне необходимы устные наставления к упражне­ниям

    0

    1

    2

    3

    14

    Восприятие на слух помогает мне думать

    0

    1

    2

    з

    15

    Я люблю учиться и думать под музыку

    0

    1

    2

    3

    16

    Я легко понимаю сказанное, лаже если не вижу человека, который говорит

    0

    1

    3

    17

    Я обычно не запоминаю самих людей, но помню, о чем они говорили

    0

    1

    2

    3

    18

    У меня хорошая память на однажды услышанный анекдот или шутку

    0

    1

    2

    3

    19

    Я легко распознаю людей по голосам

    0

    1

    2

    3

    20

    Включая телевизор, я больше слушаю, чем смот­рю

    0

    1

    2

    3

    21

    Я приступаю к упражнению, не обращая внима­ния на объяснения к нему

    0

    1

    j

    3

    22

    Мне необходимы частые перерывы во время за­нятий или работы

    0

    1

    2

    3

    23

    Я шевелю губами, когда читаю «про себя»

    0

    1

    2

    3

    24

    Я не люблю заниматься за партой и по возможно­сти избегаю этого

    0

    1

    2

    3

    25

    Я нервничаю, оставаясь долго без движения

    0

    1

    2

    3

    26

    Я думаю лучше, если нахожусь в движении

    0

    1

    2

    3

    27

    Движущиеся объекты способствуют моему запо­минанию

    0

    1

    2

    3