«Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова. Анализ стихотворения "Несжатая полоса" Некрасова: тема крепостничества в творчестве поэта


Стихотворение «Несжатая полоса» Некрасова звучит, как монотонная народная песня. И построено оно, как произведение народного жанра. Первые строки рисуют картину поздней осени. На фоне осеннего пейзажа автор увидел несжатую полоску пшеницы, которая навеяла ему «грустную думу» . Невозможно представить, чтобы крестьянин, который вырастил хлеб, так пренебрежительно к нему отнесся, потому что от собранного урожая зависит, придется крестьянину зимой голодать или нет. Некрасов использует приём олицетворения: одушевлены пшеничные колосья и ветер. Спелые колосья спрашивают: «Где же наш пахарь? чего ещё ждёт? » А ветер приносит в ответ печальную историю о больном и немощном пахаре. Отчаянием и безысходностью пронизаны эти строчки. Осиротевшая земля напрасно ждёт своего хозяина, сломленного непосильным трудом.

Через всё стихотворение проходит рефрен: «скучно нам», создавая тяжёлое настроение. Поэт также использует художественный приём, ещё более усиливающий впечатление: он противопоставляет поэтические образы, например, тучные зёрна и высохшие в щепку руки пахаря, Безнадёжностью, страхом и смирением веет от нарисованного Некрасовым осеннего пейзажа. Изображенная картина невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Добивается автор этого ощущения парной рифмовкой стиха, повторами (рефренами), параллелизмом образов — всё это характерные черты русской народной песни. Необходимо отметить также основные средства выразительности: использование эпитетов (грустная дума; печальный ответ; больное сердце; заунывная
песня) и олицетворений (лес обнажился; шепчут колосья; ветер несёт. ответ). Стихотворение написано четырёхстопным дактилем.

Николай Алексеевич Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осенную вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение «Несжатая полоса», в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни - земли.

«Несжатая полоска» — это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество . Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и это очень ярко сумел передать в своем произведении поэт.

«Поздняя осень, грачи улетели» — эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину . Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что «грустную думу наводит она». Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. «Знал, для чего и пахал он, и сеял», — отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей - точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно . Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия - люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение “Несжатая полоса”, в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного

права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни – земли.

“Несжатая полоска” – это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество. Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и это очень ярко сумел передать в своем произведении поэт.

“Поздняя осень, грачи улетели” – эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину. Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что “грустную думу наводит она”. Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более, что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: “Где же наш пахарь? Чего еще ждет?”.

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. “Знал, для чего и пахал он, и сеял”, – отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей – точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно. Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.


Другие работы по этой теме:

  1. “Несжатая полоса” (1855). В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой тружени­ка, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии со­брать скудный, но необходимый...
  2. “Урожай”. Лирическое произведение относится к ранней лирике Твардовского. В стихотворении выразилась любовь к родному краю, к землякам, к простому крестьянскому труду: Под овсяный говор нивы...
  3. Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса....

Русская поэзия 1840 – 60-х годов

Тема осени в стихотворениях Н. Некрасова "Несжатая полоса", Ф. Тютчева "Осенний вечер", А. Фета "Ласточки пропали"


Введение

Прежде чем начать анализ, мне кажется, стоит пару слов сказать об общей ситуации русской поэзии 1840 – 1860-х годов.

Расцвет творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета приходится на 40-е годы XIX века, которые знаменовались растущей популярностью революционно-демократической идеологии, влекущей за собой социальную направленность лирики поэтов демократической ориентации, ярчайшим представителем которой стал Н.А.Некрасов.

В России 60-х годов происходило размежевание литературных и общественных сил под влиянием новых революционных веяний. Когда громогласно отвергалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на коренное преобразование всего государственного строя России.

Анализ стихотворений я буду делать монографический с выводами сопоставительного характера.


Ф.И.Тютчев «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

В первых строфах автор, казалось бы, только знакомит нас с осенним пейзажем. Но меня как читателя охватывает не только осеннее настроение, но и осеннее состояние, созвучное состоянию автора. Тютчевское представление осени показано с помощью различных синтаксических средств выражения: это и синтетические эпитеты («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовые («багряных листьев»); олицетворения («томный» шелест листьев).

Особенно сильно отражает состояние природы, используемый Ф.И.Тютчевым, прием аллитерации. Мы будто слышим шелест падающих листьев («Багряных лист ьев т омный, лёгк ий ш елест …»). И сразу можем сделать вывод о том, что речь идет о ранней осени, и во всем ее состоянии автор видит какую-то прелесть.

Вторые строфы стихотворения переполнены чувством безысходной грусти, искреннего страдания. Такие выводы мы можем сделать благодаря Тютчевсвкому прекрасному описанию природы. Герой в стихотворении словно жалеет о чем-то, нехотя расстается с частичкой осени.

И «багряных листьев» шелест, и «туманная лазурь», и «таинственная прелесть» осени – все это дорого, таинственно для героя стихотворения. Буквально в этих двух строфах нарастает напряжение, сгущаются краски…мы будто чувствуем пронизывающее дыхание ветра (аллитерация: «И, как пр едч увствие сходящ их бур ь, Пор ывистый, холодный ветр пор ою...»).

В работе Гаспарова М.Л. «Композиция пейзажа у Тютчева»он отмечает, что на протяжении всего стихотворения поле зрения героя меняется. Здесь виден переход от суммарной картины к детализации (светлость осенних вечеров – дерева, листья, лазурь, ветер) и то же постепенное нарастание одушевленности – к концовке (умильная прелесть – грустно сиротеющая земля – кроткая улыбка божественной стыдливости страданья). То есть более крупный план сменяется более общим планом.

А.А.Фет «Ласточки пропали»

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь - поневоле

Тяжело - хоть плачь!

Смотришь - через поле

Перекати-поле

Прыгает как мяч.

Прочитав стихотворение, мы сразу можем сказать, что автор изображает осень здесь в позднем ее состоянии. Наиболее важной для понимания смысла и пафоса стихотворения является фраза «Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!». На первый взгляд, здесь мы имеем традиционное продолжение пейзажной темы. Однако речь здесь идет не просто об ожидании зимы, а возникает ощущение, что герой стихотворения как бы идет навстречу стихиям.

Образ стаи грачей в стихотворении не случаен, он как образ-переживание уходящего времени. Осень как переходное время между летом и зимой угнетает героя стихотворения («Лучше б снег да вьюгу..», «Выйдешь - поневоле тяжело - хоть плачь»).

Лейтмотив стихотворения А.А. Фета – одухотворённость природы, переплетающейся, связанной с человеком сложностью и неповторимостью жизненных ощущений.

Казалось бы изображение осени, сравнение стаи грачей с сетью кажется чисто изобразительным, однако в контексте стихотворения оказывается не менее важной и его словесно-выразительная сторона: слово «сеть» вызывает в нашем сознании представление о плене, неволе.

А.Некрасов «Поздняя осень»

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других - и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ: -

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Отчаянием и безысходностью пронизан образ-пейзаж в стихотворении "Несжатая полоса". Осиротевшая земля тщетно ждет своего хозяина, который сломлен непосильным изнурительным трудом.

Н.А.Некрасов наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями.

Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении.

Добивается он такого ощущения использованием эпитетов («грустную думу», «печальный ответ», «сердце больное», «заунывную песню»); и олицетворений («лес обнажился», «шепчут колосья», «руки высохли в щепку»).

Шепот созревших колосьев, которые некому убирать, рассказывает печальную повесть о судьбе крестьянина, погубленного невыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в стихотворении, но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает по полосе, налегая на соху.

Пожалуй, начнем сопоставительный анализ со стихотворений Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» и А.А.Фета «Ласточки пропали», потому что мировоззрение этих поэтов во многом совпадает.

Постараемся ответить на вопрос какова же эмоциональная оценка осени, изображенная в этих двух стихотворениях.

В творчестве Тютчева пейзажная лирика настолько тесно сплетена с его философскими раздумьями о жизни, что рассматривать эти основные мотивы его поэзии следует в их неразрывном единстве.

Не зря в работе Соловьева В.С. «О поэзии Тютчева» он отмечает, «что преимущество Тютчева перед многими из них состоит в том, что он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал - ощущаемую им живую красоту принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину».

В этом стихотворении, рисующем наступление осени, Ф.И.Тютчев очень точно передает настроение светлой грусти, мысль о скоротечности и прелести жизни.

В этом проникновенном осеннем пейзаже, помимо конкретности и точности реалистических деталей, проявляется замечательная способность Тютчева - пробуждать воображение читателя.

Не смотря на какую-то тоску и обреченность поэзия Тютчева оптимистична. Он заостряет внимание в изображении своей осени, как я уже писала, на таинственной красоте осеннего вечера.

А. Фет, как и Ф. Тютчев, достиг в пейзажной лирике блистательных художественных высот. А. К. Толстой очень тонко уловил неповторимое фетовское качество - способность передать природные ощущения в их органическом единстве, когда «запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук».

Пейзажная лирика Фета, в данном случае изображение осени, как и у Тютчева, неотделимо от человеческой личности, его мечтаний, стремлений и порывов.

Это и образ стаи грачей, которая кружится на фоне вечерней зари, напоминая прихотливо извивающуюся, непрерывно меняющую свою форму сеть. Это и конкретные детали, передающие атмосферу поздней осени: ранние сумерки, обвальный листопад, резкий порывистый ветер. Это и образы осеннего кочевья - вереницы птиц, летящие на юг, кусты перекати-поле, несущиеся по степи.

То, что скрывается в первой части «между строк», оставаясь вне «светлого поля сознания» читателя, во второй части выводится наружу, становится более доступным для восприятия. Так, мотив неволи получает прямое выражение во фразе: «Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь».

Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям.

При внимательном рассмотрении мы можем убедиться, что стихотворение А. Фета, написанное трехстопным хореем, в своем ритмическом строении отчетливо делится на две равные части. В первой из них (1-2 строфы) наблюдается относительно спокойный ритм, при этом 5 стихов имеют тождественный ритмический рисунок.

Стихотворение Тютчева написано пятистопным ямбом, и мы видим насколько разные настроения они передают!

Как я уже писала, если стихотворение Тютчева проникнуто светлой грустью, при этом оно оптимистично, то стихотворение Фета, изображение осени проникнуто мрачным настроением, угнетающим.

Такое же настроение возникает и при чтении стихотворения Н.А.Некрасова.

В отличие от Тютчева, стихи Некрасова всегда сопровождаются неким конфликтом, разочарованием, безысходностью. В стихотворении "Несжатая полоса" есть фразы такого рода.

Осень у Некрасова неравнодушна к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастной судьбе.

Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа.

Продолжая сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками необходимо отметить, что, к примеру, в творчестве Фета, содержание лирики замыкается на внутреннем состоянии субъекта, и нет сколько-либо видимого выхода «во внешний мир».

Некрасов занимает в этом отношении принципиально иную позицию. Его творчество не замыкается на «внешнем» или «внутреннем» аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как «среднюю». Некрасовская лирика вбирает в себя всё пространство окружающего и внутреннего мира. В его стихах тесно переплетены социальные мотивы, внутреннее состояние, мировоззрение, пейзажи и описания.

Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет осенний пейзаж человеческими чувствами и переживаниями.

Написанное в 1854 году стихотворение «Несжатая полоса» вновь обращает внимание читателя на бедственное положение крестьян. Особую грусть навевает не только образ изможденного крестьянина, не имеющего сил даже собрать урожай с последней полосы, но и настроение поэта, который в этот период тоже тяжело болел. Безысходность положения подчеркивается тем, что болезни, горести, и даже смерти простых людей оставались незамеченными.

Идиллическую картину поздней осени, когда деревья уже скинули листву, а птицы давно улетели в теплые края, нарушает одинокая полоса пшеницы, которую крестьянин не убрал по неизвестной причине. Осознание того, какую роль в жизни простых людей играет работа в поле, насколько важен для их жизни каждый колосок собранного урожая, наводит читателя на грустные мысли.

Использование такого литературного приема, как олицетворение, помогает автору оживить покинутый урожай и свободный, вездесущий ветер. Тугие колосья шепчутся между собой, вопрошая, почему их не убирают? При помощи повтора слова «скучно» автор усиливает ощущение безысходности, помогает осознать всю тяжесть сложившейся ситуации. При этом колосья не могут понять причины такого невнимания со стороны пахаря. Ведь и урожай богатый, и колосья «тучные», тяжелые.

Однако крестьянин так и не приходит, вследствие чего урожаю приходится выдерживать многие невзгоды:

Их бьет осенними ветрами;

Топчут пробегающие по полю зайцы и другие звери;

Колосья становятся пищей для птичьих стай.


И тут холодный ветер объясняет пшенице, что пахарь смертельно болен. Его руки, когда-то сильные, высохли и повисли «как плети», мощный голос, который нес народную песню над полями во время засеивания и уборки полей, пропал, глаза уже не видят, а сердце точит неизлечимая болезнь. Становится понятно, что крестьянин уже никогда не вернется на поле.

Анализ произведения

Критики сравнивали стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Несжатая полоса» с народной песней. Этому способствует написание дистихом с использованием и мужской и женской рифмы. Дополняют ощущение народности стихотворения рефрены слова «скучно», олицетворения леса, колосьев и ветра. Многочисленные эпитеты навевают ощущение тоски и безысходности:

«грустная дума»;

«прожорливая птица»;

«печальный ответ»;

«больное сердце»;

«заунывная песня».


Противопоставление тучных зерен и высохших рук крестьянина усиливает осознание печального положения крестьян. Некрасов хорошо знал, что работа в поле, такая тяжелая и трудная, является единственной, которая позволяла русскому мужику прокормить семью. Только тяжелая болезнь или глубокая старость могли стать причиной того, что крестьянин не собрал весь урожай, а, значит, оставил жену и детей голодать.

История написания стихотворения

Детство Николая Алексеевича Некрасова прошло в именном поместье, в деревне Гришневе. Там, будучи ребенком, будущий писатель мог наблюдать истинное положение крестьян, их ежедневный тяжелый труд, полное бесправие. Всё это формировало у мальчика определённое отношение к существующему строю.

Отец писателя, военный в отставке, занимал должность исправника, в чьи обязанности входило усмирение крестьян, разрешение спорных ситуаций, наказание за провинности. Часто отец брал маленького Николая с собой, в результате чего мальчик собственными глазами мог видеть происходящее. Постоянные разборки с крестьянами, унизительные наказания и нежелание властей вникать в проблемы простых людей не смогли ожесточить сердце ребёнка. Наоборот, он всей душой переживал за простых людей, которые волею случая попадали в сложные жизненные ситуации.

Любовь к простому народу зарождалась в мальчике и во время игр с крестьянскими ребятишками. А запрет отца на эти игры воспитывали в юном Некрасове упорство и настойчивость. Эти черты характера писатель сохранил на всю жизнь.

Впервые острое чувство боли за простых людей было вызвано созерцанием бурлаков, тянущих баржу по Волге. Изможденные, стонущие люди всколыхнули в мальчике ощущение несправедливости и бессилия.

Те же эмоции Некрасов испытывал и дома, наблюдая за отношением отца к матери - горячо любимой мальчиком, прекрасно образованной, талантливой, умной, но глубоко несчастной женщине. Издевательства со стороны мужа Елена Андреевна сносила покорно, безмолвно, лишь изредка можно было наблюдать, как он плачет весь день, сидя за роялем. От матери будущий поэт научился терпению и покорности. Однако именно эти чувства, отраженные в творчестве писателя, явно указывают на обреченность и безысходность.

Бесконечная любовь к Родине, ее бескрайним просторам просматривается во всех произведениях Некрасова. Он красочно описывает любимые места, при этом противопоставляя красоты русской земли тяжелому положению ее народа.

Крепостное право в произведениях Некрасова

С ранних лет в писателе крепло чувство, что только свобода может стать решением проблем простого народа. Он выступал против крепостного права, был яростным приверженцем революционных идей, которые имели место в литературных кругах. Конечно, писать об этом открыто было невозможно, но Некрасов находил искусные способы донести до читателя нескладный уклад жизни крестьянина. И стихотворение «Несжатая полоса» яркое тому подтверждение.

Уже гораздо позже, после отмены крепостного права, Некрасов пришел к выводу, что обретенная свобода не стала спасением для крестьян. В результате проведенных изменений они лишились главного источника средств к жизни - земли. К сожалению, ничем иным зарабатывать крестьяне не умели, а что делать с обретенной свободой не знали. Часто в позднем творчестве Николая Алексеевича главными героями являются бывшие крепостные и слуги, которые сетуют о былых временах, с теплотой отзываются о прошлом.

Растерянность крестьян была понятна. Реформы не искоренили нарушение прав простого народа. Все еще наблюдается угнетение крестьян, повсеместно эксплуатируются люди, которым вернули право на свободу. В качестве таких пережитков крепостного права писатель указывает земельную кабалу, которая ставила крестьян в еще более тяжелое положение.

Но в 1854 году до реформ было еще далеко. Крестьяне оставались абсолютно бесправными. В стихотворениях автор указывает на то, что в некоторых поместьях крепостные завидовали скоту и собакам, которые жили намного лучше людей.

Непосредственное общение с простыми людьми сформировали наиболее правдивый образ мужика, на что указывали критики и современники писателя. К особенностям творчества Некрасова относят отсутствие мелодраматизма и изысканных подробностей, присущих литературе XIX века. Описание простыми, доступными словами жизненных ситуаций, свидетелем которых был сам автор, способствовали тому, что к середине 50-х годов он по праву назывался поэтом-гражданином.

Литературная деятельность писателя

Первый сборник стихотворений Некрасова «Мечты и звуки», получил одобрение со стороны критиков, однако, сам Белинский говорил, что прозаиком Николай Алексеевич может стать посредственным, но вот стихотворение «В дороге» привело его в полный восторг. Критик пророчил начинающему автору великое будущее на литературном поприще. Идея произведения, основанная на противоборстве двух сторон, господ и бесправных крестьян, была близка Белинскому. Их совместная деятельность в «Современнике», а потом в «Отечественных записках» сблизила единомышленников, стала основой реформистских идей, которые пронизывали каждый выпуск издания. Именно Белинскому Некрасов был обязан культивированию и формированию мировоззренческих идеалов.

После смерти критика журнал изменил направление, следуя по пути, предпочтительному обществу. Это способствовало тому, что издание оставалось на плаву, однако реформистский дух утратило. Произведения, написанные в тандеме с А.Я. Панаевой, «Три страны» и «Мертвое озеро» занимали большую часть страниц «Современника», пользовались популярностью, однако, были признаны посредственными приключенческими романами.

Болезнь горла, выявленная у Некрасова в середине 50-х годов, навеяла на писателя грустные настроения и вернула в его творчество образ угнетенного народа. Отличительной особенностью произведений того времени является неприкрытая печаль, основанная на созерцании бесправия и лишений простого народа. Поездка в Италию и проведенное там лечение способствовало тому, что писатель с новыми силами приступил к работе. Данный период считают самым плодотворным в творчестве писателя. Он тонко чувствовал перемены в настроении общества, простых людей, что и отражал в литературе. Основной темой оставалась жизнь крестьян, их будни, надежды, стремления.