О белгородском крае поэтической строкой


Муниципальное общеобразовательное учреждение Иловская средняя общеобразовательная школа имени Героя России В.Бурцева

Алексеевского района Белгородской области

Поэты Белгородчины о войне

(Поэтический вечер в литературной гостиной)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Белых Светлана Ивановна

Учитель

Дорогой ценой досталась нам Победа! Мирная тишина, возможность жить, работать, учиться… Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая. И наш человеческий долг всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне. Я уверена, что мы никогда не забудем то, что сотворили наши деды. И раз солдаты и офицеры той войны не боялись отдавать свои жизни за нас с вами, так разве в нашем сердце не найдется место для всех них? Ответ очень прост. Эти люди не умрут никогда, ведь человек живет, пока о нем помнят. А пока человечество существует, о той войне будут помнить, и никто, как бы он этого ни хотел, не сможет переписать историю. Историю Великой Победы.

Совсем скоро День Победы! С особым чувством будут отмечать её мои земляки-белгородцы. Будут вечера памяти и классные часы для школьников, пройдут по ТВ любимые кинофильмы, отчеканят строгий шаг участники непременного военного парада на Красной площади, отстучит метроном традиционной минуты молчания. Но нам хотелось бы сегодня в своей работе выстроить другой парад. Парад исторической памяти, выраженный поэтическими средствами.

Историческая память-- огромная нравственная сила. Великий её смысл заключен в обращении не только к прошлому, а к настоящему и будущему.

Целью нашей встречи в литературной гостиной является изучение отображения исторической памяти современного поколения о событиях Великой Отечественной войны средствами поэзии. Итак, слово нашим читателям.

Выступление читателя №1 .

Первый толчок к пробуждению моего интереса к поэзии на военную тему был, когда я взяла в руки книгу Валерия Черкесова «Камни заговорили». А прочтя её, я поняла, что есть в современной поэзии темы, которые могут объединить людей разных поколений, наций, взглядов и убеждений. Эта тема - война, человек на войне, человечество после войны.

Выступление читателя №2 .

А моей поэтической энциклопедией стали сборники стихов и прозы наших белгородских авторов. Для меня многие стихи стали настоящим откровением. Очень много произведений наших поэтов печатаются в Белгородском общественно-политическом и литературно-художественном журнале «Звонница», в «Литературной странице» нашей областной и районной газетах. Именно в поэзии «о войне» белгородских авторов звучит гордость за силу и мужество советского солдата, солдата - освободителя, неутихающая боль о погибших, вера и надежда в мирное будущее нашей страны.

Чтец 1

Горькая правда первых лет войны - отступление. Отданные с тяжелейшими кровопролитными боями города и сёла. Горькая правда! Она в « Хлебе военных лет» Юрия Тимофеевича Грязнова:

Взгляну на хлеб- и в сердце наледь

Воспоминаний о войне.

Солдаты наши отступали,

Шли на восток.

А было мне

В то лето лет совсем немного,

И я мальчишеской душой

Не понимал ещё, что плохо

И что такое хорошо.

Вдоль сельских улиц, до окраин,

Где провожал на фронт отца,.

Шагал с мальчишками, играя

То в командира, то в бойца.

Шагал, весь радостью освечен

(Спешить не надо на урок!),

Пока не взял меня за плечи

Боец, уставший от дорог.

Чтец 2

Он попросил: « Нельзя ли хлебца?...

Из окруженья…Валит с ног!..»

И, помолчав: «Прогоним немца-

Все возверну тебе, сынок…»

В его глазах- ни капли шутки.

В его глазах была вина.

И я впервые понял жуткий

Смысл горьких слов: «Идёт война…»

Не знаю, как примчался в хату,

Слезами губы солоня,

Как нес последний хлеб солдату,

Что мать хранила для меня.

Учитель

Более 20 миллионов жизней советских граждан унесла Великая Отечественная война. Сколько судеб сломано, сколько слёз пролито! Горькой вдовьей доле сочувствует Юрий Васильевич Шумов:

Чтец 3

Ты же был сильным, Иван,

Где ж ты погиб на чужбине?

Птиц улетел караван,

Стынет рубашка на тыне…

Да сквозь холодный туман

Бродят вороны по полю.

Где ты, мой добрый Иван,

Встретил недобрую долю?

Все из-за дальних полян

Ветры холодные дуют,

Видно, правдивых, Иван,

Пули нигде не минуют.

Ты же был сильным, Иван,

Где ж ты погиб на чужбине?...

Птиц улетел караван,

Стынет рубашка на тыне…

Чтец 4

Островский Геннадий Владимирович. Стихотворение « Тётя Фрося»- маленькая баллада о женщине, встречающей и провожающей поезда на далеком переезде. И поезда для этой несчастной матери- как вестники той, далёкой, трагической разлуки с сыновьями - кровинушками.

Глухая будка.

Стоны сосен.

Да эти струны-провода.

На переезде тётка Фрося

Флажком встречает поезда.

Смолёных шпал

Морозный запах,

Ветра сквозные холодны.

В сорок втором

На фронт- на запад-

Уехали её сыны.

И не вернулись больше… Оба…

И не прислали письмеца…

За будкой горбятся сугробы,

А тётка Фрося у крыльца.

Чтец 5

Бывая во многих домах, где ещё живут участники войны, их жёны- вдовы, обратите внимание: в таких домах на самом видном месте- фотографии в нехитрых деревянных рамочках. И на этих простых фото, иногда умело подретушированных рукой фотографа – ясные, светлые лица. Солдаты, офицеры. Они погибли, попросту пропали без вести. Это их светлой памяти посвящает короткие, но такие ёмкие строки Михаил Николаевич Дьяченко:

Знали праздники, делали будни,

Ни пред кем не таили вины, -

Жили в доме обычные люди,

И – один, не пришедший с войны

Чтец 6

Тысяча четыреста восемнадцать дней. Четыре года. Именно так и назвал свой взгляд на хронологию военного времени Игорь Чернухин. А ведь и правда, можно посмотреть на страшную дату и необычно, что и делает автор. Он пишет о… гусях, о том, что:

Четыре года гуси плакали,

Узрев однажды с вышины

Дома, пылавшие, как факелы,

Дымы багровые войны.

Четыре года гуси видели

Внизу на поле –

Не жнивьё,

А танки мертвые, как идолы,

Пришельцев трупы, воронье…

Четыре года скрежет стали,

До облаков пожар сплошной…

А гуси

Все же прилетали,

Как и положено, весной.

Чтец 7

Вот и смолкли орудий раскаты.

Не пылает Берлин от огня.

У рейхстага столпились солдаты,

И сержант подозвал меня.

- Ну – ка, братцы, - сказал он солдатам, -

Дайте сыну полка острый штык,

На стене, вот на этой, проклятой,

Ставь автограф победный и ты.

И меня подхватили солдаты,

Под ногами качнулась земля,

И «ура» кто-то выкрикнул рядом.

Выше всех расписался и я.

Чтец 8

Валерий Николаевич Черкесов напоминает всем нам, читателям его поэзии, о таком трудном периоде жизни нашей страны, как восстановление разрушенного войной хозяйства. Его повествование – о Великом танковом поле, поле Курской битвы, ставшем просто плодородной пашней:

Думали, земля не уродит:

Сколько смертоносного метала

За войну в себя она впитала.

Лемех в борозде гремит, звенит.

Думали, но делали своё:

На себе родимую вспахали,

Семена последние поклали,

Песней разогнали воронье.

Бабы, старики и ребятня –

Мужики на фронте воевали –

На поле порою ночевали, -

Не хватало для работы дня.

Политое потом и дождем,

Кровью окропленное в сраженье,

Поле ожило – на удивленье! –

Добрые хлеба взошли на нем.

И когда с Победою пришли

С запада солдаты, подавали

На столы большие караваи –

Дар спасенной матушки – земли.

Чтец 9

9 мая мы будем отмечать день Победы. «День Победы» - таким великим праздничным словосочетанием обозначил свой гимн победе Павел Антонович Лыков.

День Победы

Был день в конце Большой войны.

Гремел салют большим раскатом.

Тот День стал праздником весны

В цветущем мае, в сорок пятом.

Взошел тот день на пьедестал

Истории, как гордость века.

Он, этот День победным стал

Во имя счастья человека!

Учитель

Читаю и вновь возвращаюсь к «военной» поэзии. В них настолько все понятно, просто, они ложатся на сердце, читая их, не замечаешь времени. Ясные рифмы, ненадуманные сюжеты, простые человеческие чувства и эмоции – вот чем отличаются стихотворения белгородских поэтов о войне.

Мы никогда не сможем забыть войну, ведь это самый высокий подвиг нашего народа за всю его историю. А историю нельзя вычеркнуть из памяти или переписать. О ней можно только написать. Написать так проникновенно и обжигающе, чтобы прочитали и почувствовали «военную» поэзию все, даже совсем молодые люди, ведь это именно о них пишет Галина Ходырева:

Свет памяти, свет скорби и любви…

И через сорок лет, и сквозь столетья

Горячей каплей пролитой крови

Его в себе проносят наши дети. 9

Список использованной литературы

    Валерий Черкесов. Камни заговорили. Поэтический репортаж. Белгород, 2000 г.

    Звонница. Белгородский общественно – политический и литературно – художественный журнал. 2005 г. Том 6

    Антология современной литературы Белгородчины. Издательство В.М. Шаповалова, 1993 г.

ПОЭТЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Дымова Анжелика Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «ОО Дмитриевская школа»


ПОЭТ

Александр Митрофанович Гирявенко



Александр Гирявенко

Поэзия

Как пахнет старой пылью зной,

Как эта пыль дымяща и текуча!..

И стаи рыб стоят вниз головой

У меловой, прожжённой солнцем кручи.

И свежесть, и открытость перешли

В незримые, неслышные глубины,

И будто нет у камыша души,

И неприметна ранняя калина.

Тяжел и одинок полет шмеля

Над аромат таящими цветами...

Как беспробудно-жарко спит земля,

И пар дыханья виден над полями!

И чудится: Поэзии одной

Дано предвидеть вечное движенье

Глубинных вод под кручей меловой

Да за воздушной зыбкою стеной

Гремучих туч глухое приближенье.


ПОЭТ

Лира Султановна Абдуллина


Абдуллина Лира Султановна родилась в селе Кушнаренково Кушнаренковского района Башкирской АССР. Окончила Кушнаренковскую среднюю школу в 1956 году. Работала заведующей отделом сельского хозяйства районной газеты «Сталинец» Кушнаренковского района, литсотрудником районной газеты «Колхозная правда» в городе Уфе. После окончания в 1964 году Литературного института им. А. М. Горького работала редактором Норильской студии телевидения, а затем сотрудником многотиражной газеты «Цементник» Михайловского района Рязанской области.

В 1983 году переехала в город Старый Оскол Белгородской области. Автор двух поэтических книг : «Высоки снега» и «Пока горит пресветлая звезда». Публиковалось в центральных, республиканских, городских, районных газетах, в коллективных сборниках, антологиях, альманахах.


«А жизнь - это только отрезок пути

от первой строки до последней…»

(Лира Абдуллина)

в коллективных сборниках «69 параллель» (Красноярск, 1966) и «День поэзии»

(Красноярск, 1967), в альманахе «Поэзия»

(Москва, 1984), «Час России» (Москва, 1988),

«Живое слово» (Москва, 1991), в журналах

«Новый мир», «Юность», «Огонёк»,

«Дружба народов», «Енисей», «День и ночь», «Студенческий меридиан», «Подъём»,

«Литературное обозрение», в газетах Красноярского края, Башкирии, Татарии, Рязанской, Белгородской, Новосибирской областей.



ИГОРЬ ЧЕРНУХИН



Невозможно себе представить Белгородский край без поэзии Игоря Чернухина . Он - лирик, которому не чуждо происходящее в большом мире и в большой литературе. Его поэзия Не подчинена только одной узкой теме и поэтому интересна читателю на протяжении всего творческого пути поэта.


Герой Чернухина притягивает своей искренностью и истинностью. В сборнике его стихотворений проступает характер биографическими чертами связанный с автором и страной, но все же обобщённый, близкий всеобщностью переживаний каждому читателю. Индивидуален поэт, и его герой становится близок и в силу этого и благодаря тому, что настоящая поэзия через частное способна выразить близкое всем.

Объёмный мир поэта наполнен образами классики и деталями реальной жизни, которые естественно «рождают» это обобщение, которое необходимо для полноты восприятия смысла стихотворения.


О чём бы ни писал И. Чернухин: о лагере, о друзьях, о любви или непростых отношениях в семье, последние обычно остаются в тени, он открыт, честен и искренен.

Не каждый способен подвергнуть свою жизнь жёсткому анализу, не пытаясь переложить вину на других, и написать обо всём этом с редкой откровенностью.


Игорь Чернухин

* * * За что не жалуют поэтов При жизни так… И почему Толкают их под пистолеты, В петлю тугую и тюрьму. Зачем их в камень облекают, Зачем возносят их потом?.. Зачем у камня плачет Каин, Блестя коронкой золотой?.. 1987


ПОЭТ

Николай Дмитриевич

Гладких


Николай Гладких родился 5 октября 1952 года в селе Разумное Белгородского района Белгородской области. Здесь же окончил восьмилетку. Потом учился в Калининском суворовском училище, на отделении военных переводчиков Харьковского госуниверситета, в Лейпцигском университете. До 1984 года жил в Германии. Вернувшись на родину, жил в Белгороде, преподавал немецкий и английский языки в вузах, школах, работал переводчиком.

Многие его поэтические предсказания сбылись почти с физической точностью. … Умру от коньяка я, Когда на сердце бед почувствую запас. Я в сотый раз умру, как нищий и калека, Как Пушкин умирал, тая в себе картечь. Прилягу на снегу по праву человека. Прилягу насовсем, где захочу прилечь.


Он «прилёг» на пороге родного дома в Разумном. Сердце, переполненное бедой, столь свойственной русским поэтам, остановилось, исчерпав свой запас прочности. И был снег, и пушкинский февраль, и душа, наконец, вознеслась к Престолу Всевышнего, к Которому он так часто взывал в своих стихах, перед Которым исповедовался и каялся, моля о терпении, любви и гармонии, называя себя то шутом, то космополитом. На самом же деле был и остался странником, заблудившимся во времени: «Я на старую Русь опоздал и уже не дойду в молодую…»


Николай Гладких

Стихи не очищают душу

Стихи не очищают душу, Но, выпадая из неё, Как дождь на выжженную сушу И на колючее жнивьё, Они, как слёзы, тихо тают В исконной тьме земных корней, Её прозреньями питают И, словно птицы, улетают До наступленья вешних дней.

Летопись войны

Остались их книги, их память и боль

В Белгородском музее народной культуры до 13 мая работает выставка «Вернусь живым» - из фондов Белгородского литературного музея. Работая над ней, сотрудники литературного музея попытались представить фронтовые судьбы белгородских писателей, соединив факты биографии, творчество военных лет и произведения, тематически связанные с войной.

Открывают экспозицию поэтические строки В. Молчанова, ставшие эпиграфом и аннотацией:

Поэты фронтового поколения,

Спасавшие страну от покорения,

Писавшие не строки мимолётные,

А огненные строки пулемётные, -

Я чувствую солдатом необстрелянным,

А перед вашей нежностью и кротостью

Стою я с неосознанною робостью.

Поэты фронтового поколения,

Вы жили по высокому велению,

Вам пелось нелегко, и песня - с горечью,

И стали на земле для нас вы совестью…

Военный переводчик

Среди тех, кто в первые дни войны ушел добровольцем на фронт, была Елизавета Сергеевна Романова (1922-2000).

Службу начала в Смоленском окружном эвакогоспитале медсестрой, участвовала в боях под Москвой и на Северо-Западном фронте. В декабре 1942 года Е. Романову направили на курсы военных переводчиков. С октября 1943 года служила военным переводчиком, участвовала в боях на территории европейских стран. Елизавета Сергеевна награждена орденом Красной Звезды, боевыми медалями. Фронтовые воспоминания были положены ею в основу рассказов, публиковавшихся в журналах, и составивших книгу «Трехцветная кошка».

«Меня не целовали, провожая...»

Мой стих наполнен горечью утраты,

Пропах он едкой гарью городов,

Пропитан кровью русского солдата,

Облит слезами матерей и вдов.

Эти строки предваряют раздел выставки, посвящённый Константину Яковлевичу Мамонтову (1918-2000).

Детские и отроческие годы рано осиротевшего мальчика прошли на Урале. В 1930-е годы беспризорником, скитавшимся по разным городам, он начал писать стихи. В 1939 году призван в армию, в июне 1941-го К. Мамонтов находился на службе.

Константин Яковлевич прошел всю войну, освобождал Белгород. Награждён орденом Красной Звезды, боевыми медалями. На фронте продолжал писать стихи. В 1944 году после тяжёлого ранения и контузии он потерял блокноты, в которых было около трёхсот стихотворений. Поэт считал, что стихи утрачены навсегда. Позднее выяснилось, что некоторые блокноты сохранил санитар госпиталя. Их передали в издательство «Молодая гвардия», и в 1960 году в сборнике «Имена на поверке» появилась подборка «потерянных» стихов К.Я. Мамонтова. Автора указали погибшим.

Полковой разведчик

Леонид Григорьевич Малкин (1924-2002) с началом войны был направлен в Воронежскую спецшколу военно-воздушных сил, окончил училище штурманов. Но, боясь, что война закончится без него, сбежал на фронт. Воевал на Ленинградском, Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах полковым разведчиком, связистом телеграфно-кабельной роты. Награжден боевыми медалями.

Первые рассказы о войне писателем были включены в сборники 1960-х годов. Но главная его книга о войне - «Фронт без генералов».

Вернулись живыми

Наталья Глебовна Овчарова (в девичестве - Бурная, 1923-2008) ушла на фронт в июле 1942 года добровольно. Служила секретарём в военной прокуратуре Карельского фронта, затем делопроизводителем 135-й стрелковой дивизии. Награждена орденом Красной Звезды.

Стихи писала с детства, но самые ранние, сохранившиеся в архиве, - рукописи стихотворений и вырезки

из публикаций в армейских газетах - относятся ко времени службы в армии. Однако тема войны в творчестве Н.Г. Овчаровой прочно заняла своё место лишь в 1970-е годы. Ей не довелось бывать на передовой, но картины военных пожарищ и фронтовые будни были хорошо знакомы. Поэтому писатель-романист, фронтовик М.М. Обухов так настоятельно рекомендовал Н. Овчаровой рассказать о жизни на войне. В результате в 1974 году отдельной книгой была издана первая повесть «Вернусь живым». Позднее повести и рассказы военной тематики были включены в разные сборники. Стихи, написанные в годы войны, Н. Овчарова стала публиковать ещё позднее: они составили разделы сборников «Многоцветье» (2006) и «Тропою памяти» (2008).

Ребёнок

Ещё от боя город не остыл,

ещё вокруг развалины дымились…

Разбитый тополь ветви опустил

над местом тем, где мы остановились.

Изрыта вся снарядами земля.

У камня, искалеченного взрывом,

неловко, боком, женщина легла,

не устояв над глинистым обрывом.

А возле мертвой маленький лежал,

уткнувшись в грудь ей темной головёнкой.

И кто-то пальцы матери разжал.

И молча поднял на руки ребёнка.

Ему расти, ему смеяться, петь -

За тех, что не дожили, не допели,

За тех, что вот сейчас, презревши смерть,

Его спасли из огненной купели.

Май 1945 г., Польша.

«Мы сошлись лицом к лицу»

Николай Степанович Краснов (1924-2010) был призван в армию в 1943 году, воевал на Ленинградском фронте, награждён медалью «За отвагу». Но в 1944 году получил тяжелое ранение - была сильно повреждена правая рука. После долгого лечения Николая Краснова демобилизовали.

Стихи писал уже в школьные годы. В архиве писателя -многочисленные рукописи военных лет. Сохранились записи, сделанные и в вагонах по пути на фронт, и на передовой, и в госпитале.

Под чужим и под своим огнём,

Где войной изрыта вся земля,

Мы сошлись - лицом к лицу - вдвоём

Биться смертным боем: враг и я…

Если б всё не въявь, не на войне,

Если б это снилось мне во сне,

Я врага не смял бы сгоряча,

Я проснулся б, в ужасе крича.

В его биографии немало вех, которые он считал важными в своей писательской судьбе. К ним относятся и годы жизни на Белгородчине. В автобиографии Краснов отмечал: «…Десятилетие нашей белгородской жизни -для меня в творческом плане самое благоприятное время». В Белгороде поэт впервые обратился к прозе. Повесть «Русь Марья», изданная в Воронеже, была первым прозаическим произведением о войне.

Рядовой пехоты

Белгородец Алексей Зиновьевич Кривцов (1925-2003) в армию был призван в конце февраля 1943 года. Рядовым пехотинцем прошел боевой путь от Ленинграда до Берлина. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями. Был дважды ранен, второе ранение 24 апреля 1945 года под Берлином было очень тяжёлым. Более суток пролежал Кривцов на поле боя: санитары, не подбирали его, посчитав убитым. Мать получила похоронку на сына. Но Кривцов выжил, хотя потерял ногу.

Писать стихи и прозу Алексей Зиновьевич начал в 1970-е годы, отдавая предпочтение военной тематике.

Бьётся память, как знамя святое, Бьётся память о грозных годах Над священным солдатским покоем В обагрённых войною ветрах.

Во всех поэтических сборниках стихи о войне всегда преобладали и составляли целые разделы. Война предстала перед читателями и в автобиографическом сборнике прозы «Память солдатского сердца».

Ольга МАТВЕЕВА

ФОТО ИЗ ФОНДОВ ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ

В издании представлены материалы о творчестве членов Союза писателей России, ныне живущих на Белгородчине ; ушедших из жизни писателей, которые сыграли видную роль в деятельности областной писательской организации; о писателях, выехавших из области, но внесших определенный вклад в развитие литературного дела; членов литературных объединений.

Пособие не является исчерпывающим, так как носит рекомендательный характер. Его цель - познакомить читателей с творчеством белгородских поэтов и прозаиков.

Материал в указателе расположен в алфавите имен писателей. Автор, имеющий псевдоним, помещен под именем, наиболее известным широкому кругу читателей.

Сведения о каждом писателе включают автобиографию или биографию. Затем перечисляются произведения писателя и литература о его творчестве. В перечень произведений писателя включаются книги, публикации в коллективных сборниках и центральной периодической печати, а также в местных газетах. Сведения о переизданиях книг помещаются вслед за первым изданием.

Указатель может быть использован преподавателями, учащимися и студентами, критиками, журналистами, библиотечными работниками, учителями, краеведами, а также всеми, кто интере¬ суется литературной жизнью родного края.

Писатели Белогорья. Биобиблиографический справочник. Редакторы-составители: Г. Н. Бондарева Т. Н. Кублова, Т. Н. Мозговая, В. Е. Молчанов. Художник: В. В. Колесник. Тех. редактор: Д. А. Куликов. Корректор: Р. И. Никитина

© Белгородское региональное отделение Союза писателей России, 2004
© Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2004
© Колесник В. В., худ. оформл., 2004
© «Крестьянское дело», 2004

Последние статьи

Конорев Л. Ф. 1933

Я из того поколения, которое принято называть «детьми войны», хотя и родился раньше - в предвоенные тридцатые годы. Когда началась война, мне уже шел восьмой год, потому события той далекой-далёкой поры запечатлелись в памяти неизгладимо. И сегодня, спустя более полувека, вижу, как наяву, живые, с отчетливыми подробностями картины.

К. В. Петровна 1958.

Кобзарь Вера Петровна родилась 23 апреля 1958 года в селе Красноталовка Еланского района Волгоградской области в крестьянской семье. Отец - механизатор, мама - разнорабочая. Село Красноталовка - место живописное, утопающее в вишневых и яблоневых садах. Небольшая речка Бузулук была излюбленным местом детворы и взрослых.

Колесник В. В. 1949.

Родился я в селе Новая Ивановка Ровеньского района Белгородской области в 1949 году. 27 ноября. Вскоре после моего рождения отец мой, демобилизованный из Германии солдат, завербовался в Чечено-Ингушетию. Там, в городе Грозном, был я крещен в православной церкви. Но через три года семья наша вынуждена была вернуться на родину

.