Особенности административно-командной системы в ссср. Условия формирования командно-административной системы экономики россии


В 1929 году обсуждались два проекта первого пятилетнего плана: проект Госплана (умеренные темпы развития, преобладание частного сектора в сельском хозяйстве) и проект ВСНХ (высокие темпы развития, значительный рост государственных инвестиций в сельское хозяйство). Победил проект ВСНХ. Следствием этого стал курс на «сплошную коллективизацию» . Плановые цифры коллективизации выросли с 5 млн. крестьянских хозяйств до 30 млн. к концу 1929 г.

Была принята программа борьбы с кулачеством . «Кулаки» подразделялись на три категории: контрреволюционные элементы; враги, не оказывающие активного сопротивления; лояльные к Советской власти.

Первые две категории подлежали аресту и высылке в Сибирь и Казахстан с конфискацией имущества. Третья переселялась на целинные земли в пределах области. На местах работали комиссии по раскулачиванию (секретарь парткома, председатель исполкома местного Совета, руководитель местной ГПУ).

В результате только с января по март 1930 года произошло свыше двух тысяч антиколхозных восстаний. В 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». Начался массовый выход крестьян из колхозов; темпы хлебозаготовок резко снизились.

Власть вынуждена была пойти на следующие меры:

Вводились суровые наказания за мелкие хищения колхозной собственности;

25 тыс. рабочих были отправлены в деревню для проведения коллективизации;

Проводилась чистка аппарата в связи с саботажем хлебозаготовок;

Возрождались продотряды с целью ревизий и карательных экспедиций.

Поборы с колхозов достигали 50-60% урожая, но государство таким образом получило в 2 раза больше зерна, чем в последние годы НЭПа. Отобранное зерно в основном поставлялось в Германию в обмен на кредиты для закупки промышленного оборудования.

Накануне коллективизации и в ходе ее проведено районирование (1926-1929 гг.). Старое административное устройство (губерния – уезд - волость) заменялось на новое: край (область) – округ – район. В 1930 году ликвидированы промежуточные звенья – округа (кроме национальных округов). На втором этапе районирования (1934-35 гг.) произошло разукрупнение краев и областей.

После завершения сплошной коллективизации сельские сходы как органы общинного самоуправления были упразднены. Вместо них стали работать сельскохозяйственные производственные совещания при сельсоветах, сельские общественные суды, группы бедноты. В ходе коллективизации образуются новые управленческие структуры. В 1929 году – союзно-республиканский Наркомат земледелия, в1932 году из него выделился Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. При Наркомземе образован Колхозцентр, заготовительные работы курировал Комитет по заготовкам (Комзаг) при Совнаркоме СССР.



Контроль над сельскохозяйственным производством осуществлялся через государственные машинно-тракторные станции (МТС) . Колхозы арендовали технику, расплачиваясь продукцией. Заготовки в «закрома Родины» являлись обязательной частью налога, их невыполнение влекло имущественные и уголовные санкции. Открытие колхозных рынков разрешалось в случае выполнения обязательных заготовок. В 1934 году установлены новые ставки денежного обложения единоличников.

В 1935 г. сплошная коллективизация была завершена. Ее итоги закрепил «Примерный устав сельскохозяйственной артели» (1933 г.):

1) в коллективную собственность передавались земельные наделы, скот, техника, хозяйственные постройки;

2) колхозы были обязаны вести хозяйство по государственному плану;

3) прием в колхоз осуществляло общее собрание;

4)устанавливалась очередность выполнения обязательств: поставки государству и МТС, создание семенных фондов и фондов социальной поддержки, выплаты колхозникам по трудодням (по остаточному принципу);

5) основная форма организации труда – бригада; в качестве формы оплаты – трудодень.

В сфере промышленности первый пятилетний план предполагал достичь роста промышленной продукции на 136%, роста производительности труда на 110%, снижения себестоимости промышленной продукции на 35%. Безусловный приоритет отдавался тяжелой промышленности (78% капитальных вложений).

Основными источниками средств были сельское хозяйство; принудительные займы у населения; эмиссия денег (денежная масса увеличивалась вдвое быстрее, чем промышленная продукция); торговля водкой; экспорт зерна, топлива, леса. Однако и эти колоссальные вливания не смогли стимулировать высокие темпы промышленного роста (в1928-1929 гг. – 23%; в 1933 г. – 5%). Намеченное не было осуществлено вследствие нехватки сырья, топлива, оборудования. Дефицитные ресурсы распределялись между ударными объектами (50-60 строек), которые ставились в пример всей стране.

Первый пятилетний план ни по одному показателю не был выполнен. Второй пятилетний план также не был реализован полностью: из 46 показателей достигнуты были лишь 10. Однако ставка на интенсивный путь развития сыграла положительную роль: производительность труда выросла вдвое. Из страны, ввозящей машины, СССР всего за несколько лет превратился в страну, производящую оборудование.

В кадровой политике молодого государства также было много противоречивого. В 1928 г. развернулась кампания по борьбе с саботажем «старых специалистов», результатом которой стало массовое изгнание старых кадров из Госплана, ВСНХ, Наркомзема и Наркомфина. Выдвижение на руководящие посты рабочих с предприятий («практиков») не повысило качества управления. Началась борьба с перегибами, осуждение так называемого «спецеедства». Были отменены некоторые введенные раньше дискриминационные меры по отношению к специалистам, в том числе ограничение доступа их детей к высшему образованию.

С сентября 1932 года на предприятиях вводятся трудовые книжки с фиксацией всех мест работы, а также система прописки. В том же году были установлены такие меры наказания за неявку на работу, как увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с жилплощади. Власть директоров возросла, был упразднен управленческий треугольник (секретарь парткома, директор, председатель профкома) и введено единоначалие директоров.

С конца 1920-х гг. наблюдается нарастание планово-регулирующих начал в экономике . Власть призвала предприятия повернуться «лицом к плану». Тресты, синдикаты с 1929 г. ориентировались исключительно на плановые показатели. В 1932 г. был введен запрет на магазины и лавки частных лиц. В 1929 г. государство провело кредитную реформу, в результате которой коммерческое кредитование оказалось под запретом, Госбанк стал единственным распределителем краткосрочных кредитов целевого назначения. С этого времени планы кредитования составляли совместно ВСНХ и Госбанк, то есть произошла централизация кредитной системы.

Государственное управление в 1930-х гг. продолжало тенденцию сочетания функционального и отраслевого принципов руководства . Функциональный принцип управления – руководство по отдельным направлениям деятельности: планированию, финансированию, материально-техническому снабжению (Госплан, Наркомат финансов, ОГПУ). Отраслевой принцип управления – руководство определенной отраслью хозяйства из одного органа по всем направлениям деятельности.

В 1930-е гг. происходило постепенное усиление отраслевого принципа управления, о чем свидетельствует формирование системы отраслевых промышленных наркоматов, проходившее в несколько этапов:

1932 – 1934 гг. – упразднение ВСНХ и создание на основе этой структуры наркоматов тяжелой, легкой, лесной и пищевой промышленности;

1936 - 1937 гг. – разукрупнение Наркомата тяжелой промышленности; из него выделяются самостоятельные Наркомат оборонной промышленности и Наркомат машиностроения;

1939 г. – общее разукрупнение промышленных наркоматов.

На базе Наркомата тяжелой промышленности создано шесть новых наркоматов; на базе Наркомата оборонной промышленности – четыре; на базе Наркомата машиностроения – три. Разукрупнению подверглись и другие наркоматы. В результате число общесоюзных наркоматов к 1940 г. выросло до 25; число союзно-республиканских – до 16. Для координации работы столь значительного числа ведомств при Совнаркоме в 1940 г. было создано несколько хозяйственных советов, объединяющих наркоматы родственных отраслей.

Итак, в СССР в 1930-х гг. сформировалась административно-команднаясистема управления – особая разновидность государственного управления, отличающаяся преимущественным применением директивных методов, широким использованием административного принуждения в экономике.

Объективными предпосылкам становления АКС были:

Необходимость проведения единой экономической политики, направленной на выравнивание уровней развития различных регионов;

Сама природа социалистического строя, основанного на замене частной собственности «общенародной»;

Решение задач ускоренной модернизации страны в сложных внешнеэкономических обстоятельствах.

Существовали и субъективные факторы становления АКС:

Низкий уровень общей и политической культуры населения, что позволило узурпировать власть и просто распоряжаться государственной собственностью узкому слою партийно-советской бюрократии;

Волюнтаристские методы руководства, недооценка национальных особенностей отдельных территорий со стороны правящей элиты.

Созданная большевиками административно-командная система управления не была чем-то чуждым российским традициям. Она соответствовала внутренней предрасположенности народа именно к такому типу построения государства.

После победы Октябрьской революции в партии большевиков встал вопрос о путях и методах дальнейшего развития страны. Социалистическая революция могла развиваться демократическим или административно – командным путем. Этот вопрос – вопрос о стратегии развития – стал главным во внутрипартийной борьбе в 20-е годы. Эта борьба идей и взглядов внутри большевистской партии переросла в борьбу за лидерство и отразилась на дальнейшей судьбе советского общества. В 30–е годы в стране сформировалась административно – командная система . Она представляла собой: в политической области – полное отстранение народа от власти, управления. Установление всеобъемлющей тоталитарной власти государства, формирование бюрократических централизованных методов управления обществом от армии до культуры и т.д., свертывание демократии, Советы как органы народного самоуправления становятся просто фикцией. Под лозунгом классовой борьбы ведется борьба с инакомыслием. В стране была создана обстановка страха, запугивания, проводилась практика постоянных доносов, репрессий. В концлагерях ежегодно сидело около 12 млн. человек, т.е. пятая часть всех занятых в то время в отраслях материального производства. Целые народы объявлялись врагами, сгонялись со своих территорий и переселялись. Из «наказанных народов» первыми в ссылке оказались поляки. Еще в середине 20 – х годов были ликвидированы польские национальные районы в Белоруссии, в1936 г. поляков переселили с Украины в Казахстан. В 1937 г. 190 тыс. корейцев, 8 тыс. китайцев были вывезены из Бурятии, Хабаровского, Приморского краев, Читинской области в Среднюю Азию, Казахстан. Перед войной из Карелии, Ленинградской области были выселены финны. Из Поволжья, Москвы, Воронежа, Тамбова и др. выселили 1 млн. советских немцев в Казахстан, Киргизию. В 1941 г. выселялись народы Прибалтики. В 1944 г. из Крыма и Северного Кавказа выселили крымских татар, чеченцев, ингушей, балкарцев, калмыков, карачаевцев, всего около 650 тыс. человек и т.д. Этот процесс продолжался и после войны. Цель сталинских перемещений состояла в том, чтобы сломать общество, изменяя географию проживания людей, их статус, занятия, а также вселить страх.

Во внешней политике тоталитаризм проявлялся в навязывании своей точки зрения другим народам.

В экономике - была ликвидирована многоукладность и установлена так называемая единая общественная собственность на средства производства. При той обстановке, когда народ был отстранен от власти, от распоряжения этой собственностью эта собственность стала собственностью партийно – государственной бюрократии, но не народа. Сформировались внеэкономические административно – командные методы хозяйствования. Хозяйственная политика основывалась на подстегивании экономики, на скачках, экономика развивалась за счет народа. Действовало жесткое централизованное планирование всей экономики. Проведена форсированная индустриализация за счет крестьянства. Была проведена насильственная коллективизация в сельском хозяйстве.

В социальной сфере – осуществлялись массовые репрессии против людей, уровень жизни советского народа был низок. Реальные доходы в первые 10 лет индустриализации снизились, ухудшилось качество жизни, особенно в деревне. Быстрый рост денежных доходов, вызванный непомерной денежной эмиссией, перекрывался еще более быстрым ростом цен; в городах и на стройках распространилась карточная система снабжения.

В деревне, где карточное снабжение отсутствовало, каждый неурожайный год вызывал страшный голод, возросла смертность, замедлился естественный прирост населения. Советский Союз превратился в страну с сокращающимся населением.

В идеологии – сформировался культ вождя, режим личной власти, действовал классовый подход к идеологии, культуре, подавление свободной личности.

Долгие годы существования такой системы создали адекватный этой системе тип социальной психологии, специфическую систему жизненных ценностей и приоритетов. Сдвиги в массовом сознании – это, как считают некоторые историки, самое труднопреодолимое наследие административно-командной системы.

Можно ли было построить другое общество? Существует 2 точки зрения на данную проблему. Одни историки говорят, что если бы не Сталин, то такой системы не было бы. Вторая точка зрения состоит в том, что другого общества в Советской стране быть не могло, что административно – командная система наиболее полно соответствовала тому уровню развития страны, тому типу политического мышления, которое называют казарменно-коммунистическим, авторитарным. На лекции подробно будет рассмотрен этот вопрос.

Необходимо выделить объективные условия , породившие административно-командную систему. Существовало враждебное внешнее окружение. Советской стране приходилось в одиночку строить социализм, не было опыта проведения социалистических преобразований. Страна была экономически отсталой и пережила крупные политические потрясения – революцию, гражданскую войну, которые, несомненно, сказались на обществе. Рабочий класс, который должен был стать опорой новой власти, был немногочисленен, преобладало крестьянское население. Стране необходимо было в короткие сроки дотянуться до уровня передовых развитых стран.

Но важнейшим фактором было отсутствие в России прочных демократических традиций. В условиях царизма у населения не могли сформироваться демократические навыки. У людей не было представлений о демократии, ценности демократии, потребности в демократии. Общество находилось на разломе, было недостаточно цивилизованно, т.е. было культурно и социально отсталым. Старые традиции разрушились, а новые еще не сформировались. Все это предопределяло огромную роль государства, необходимость концентрации всей власти в руках государства.

Изменить или смягчить эти объективные условия мог субъективный фактор – партия, ее лидеры. В партии большевиков в результате борьбы за власть лучшие кадры были уничтожены. В 20-е годы произошел резкий рост численности членов партии за счет притока новых членов с минимальным политическим опытом и теоретическим багажом. Именно они и поддержали Сталина, его вариант социализма. Эти представления о социализме наиболее полно отвечали представлениям масс. Это был упрощенный вариант, быстрый, понятный.

Именно такой вариант социализма – административно – командная система - и был создан в Советской стране. Оценивая это общество, необходимо иметь в виду, что существует точка зрения: именно административно – командная система обеспечила прогресс СССР, страна стала индустриальной, сформировался развитый научно-технический потенциал. Другая точка зрения состоит в том, что эта система затормозила прогресс страны, она далась обществу дорогой ценой, ценой огромного числа потерянных человеческих жизней и сломанных судеб и можно было бы решить проблемы страны по-другому.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

7 апреля 1930 г. –Указ о расширении системы трудовых лагерей, переданных Главеому управлению лагерей (ГУЛАГу) в составе ОГПУ.

12 января 1933 г. –Решение ЦК о проведении частки партии (в результате ее численность сокращается на более 1 млн. человек).

26 января-10 февраля 1934 г. –XVII съезд партии. Во время тайного голосования за новый состав ЦК против Сталина проголосовала значительная часть делегатов.

Январь 1936 г. –Начало новой чистки в партии, сопровождавшейся массовыми арестами.

19-24 августа 1936 г. –открытый политический процесс над видными деятелями партии Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым и др., закончившийся расстрелом всех подсудимых.

Октябрь 1936 г. –Чистка в аппарате НКВД.

Май-июнь 1937 г. –Чистка командного состава армии и республиканского партийного руководства.

1937-1938 гг. – Массовые репрессии в отношении командного состава Вооруженных сил СССР. Было репрессировано более 40 тыс. командиров. Две трети высшего командного состава было уничтожено.

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

Берия Лаврентий Павлович (1899-1953) – бывший нарком (министр) внутренних дел СССР, первый заместитель председателя Совета Министров СССР, член Президиума ЦК КПСС. В июле1953 г. Пленум ЦК КПСС за преступные, антипартийные и антигосударственные действия вывел его из состава ЦК, исключил из партии. Расстрелян. Несет прямую ответственность за массовые репрессии конца 30-х - начала 50-х гг.

Ежов Николай Иванович (1895-1940) – советский партийный государственный деятель. С 1935 г. – председатель Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б) и одновременно секретарь ЦК ВКП(б). В 1936-1938 гг. – нарком внутренних дел СССР. Генеральный комиссар государственной безопасности (1937), один из главных исполнителей:репрессий («ежовщины»). В 1939 г. арестован, расстрелян.

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевдоним – Коба) (1878-1953) – советский политический и государственный деятель. В социал-демократическом движении с 1898 г. После 1903 г. примкнул к большевикам. В 1917-1922 гг. – нарком по делам национальностей, одновременно в 1919-1922 гг. – нарком государственного контроля, Рабоче-крестьянской инспекции, с 1918 г. – член Реввоенсовета Республики. В 1922-1953 гг. Генеральный секретарь ЦК партии. В 1920-х гг. в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве, возглавил партию и установил в стране тоталитарный режим. На XX съезде партии (1956 г.) разоблачен культ личности Сталина.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

ГУЛАГ – Главное управление лагерей НКВД (МВД) СССР.Употребляется для обозначения системы концентрационных лагерей, существовавших при Сталине.

Диктатура (лат. – неограниченная власть) – всеохватывающая политическая, экономическая, идеологическая власть, осуществляемая определенной группой людей во главе с их лидером. Характеризуется отсутствием разделения властей, подавлением демократии и законности, введением террора, установлением авторитарного режима личной власти.

Индустриализация – переход от ручного труда к машинному во всех отраслях экономики. Процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства. В СССР проводилась с конца 20-х гг. на основе приоритета тяжелой индустрии с целью преодоления отставания от Запада, создания материально-технической базы социализма, укрепления обороноспособности. В отличие от других стран мира индустриализация в СССР началась с тяжелой промышленности и осуществлялась за счет ограничения потребления всего населения, экспроприации остатков средств частных собственников городе и ограбления крестьянства.

Коллективизация – политика насильственного преобразования сельского хозяйства в конце 20-х – 30-х гг. на основе «раскулачивания» и насаждения коллективных форм ведения хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности. Репрессиям были подвергнуты массы зажиточных крестьян (кулаков), середняков и части бедноты («подкулачных»). Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г. репрессии, проводившиеся в период коллективизации, признаны незаконными.

Культ личности – преклонение перед кем-либо, почитание, возвеличивание. В СССР период с 1929 по 1953 гг. определяется как культ личности И. В. Сталина. Был установлен диктаторский режим, ликвидирована демократия, Сталину при жизни приписывалось определяющее влияние на ход исторического развития.

«Новая оппозиция» – группа в ВКП(б), образованная в 1925 г. Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым. Выступила на Х1V съездеВКП(б) с предложением сместить И. В. Сталина с поста Генерального секретаря ЦК, ориентировать народное хозяйство на сельскохозяйственный экспорт и промышленный импорт. Съезд осудил это выступление. Позже почти все участники группы были репрессированы.

Репрессия (лат. – подавление) – карательная мера, наказание, применяемое карательными органами.

Тоталитаризм (лат. – весь, полный) – государственная власть, осуществляющая полный (тотальный) контроль над всеми сторонами общества при авторитарном режиме руководства.

В декабре 1925 г. XIV съездом ВКП(б) был взят курса индустриализацию. Целью индустриализации было превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую. Машинную технику планировалось внедрить во все народное хозяйство и на этой основе добиться ускоренного развития. Преимущественная роль отдавалась тяжелой промышленности.

Большевики отвергли экономическую концепцию «буржуазной» интеллигенции (видных экономистов А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С.Н. Прокоповича, Б.Д. Бруцкуса), видевшей в сельском хозяйстве и рыночной экономике главный источник национального богатства. Их позиция, поддержанная наркомом финансов Г.Я. Сокольниковым, была расценена как «аграрная» и «народническая».

Внутри партии большевиков по вопросу об индустриализации столкнулись два направления. «Левое», наиболее последовательно отстаиваемое Л.Д. Троцким, Е.Л. Преображенским и Г.Л. Пятаковым, стояло за преимущественное развитие тяжелой промышленности. «Правое» направление, главным теоретиком которого был Н.И. Бухарин, а проводником этих идей в ВСНХ - Ф.Э. Дзержинский, настаивало на продолжении нэпа. Заместитель председателя ВСНХ Пятаков выступал за планируемую, централизованную индустриализацию при абсолютном приоритете тяжелой промышленности. Поддерживавший его Троцкий настаивал на установлении «диктатуры промышленности».

Ф.Э. Дзержинский, возглавивший в 1924 г. ВСНХ, ратовал за развитие легкой промышленности, которое принесло бы государству временные, но быстрые прибыли и частично удовлетворило бы запросы крестьян. В июле 1926 г. произошел конфликт между Дзержинским и Пятаковым относительно экономической ориентации ВСНХ. После смерти Ф.Э. Дзержинского курс на «сверхиндустриализацию» был продолжен новыми руководителями ВСНХ.

Наиболее полно этот курс воплотился в первом пятилетнем плане (1928/29-1932/33), рассчитанном на форсированное создание социалистической промышленности. Главной задачей пятилетки стало превращение страны из аграрно-индустриальной в индустриальную. Раздел, посвященный развитию промышленности, подготовленный под руководством председателя ВСНХ В.В. Куйбышева, предусматривал среднегодовой прирост промышленной продукции в объеме 19-20%. Столь высокие темпы развития требовали максимального напряжения сил в стране. Однако очень скоро и эти форсированные планы были пересмотрены в сторону резкого увеличения. Новые, «откорректированные» контрольные цифры не имели под собой реальной экономической основы и к концу пятилетки не были выполнены по большинству видов продукции.

К апрелю 1926 г. относится создание объединенной, очень разнородной оппозиции, получившей название «троцкистско-зиновьевского блока». В него вошли Г.Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, поддержавшие их Л.Д. Троцкий, Г.Л. Пятаков, Н.К. Крупская, Х.Г. Раковский, И.Т. Смилга и др. Оппозиция выступила против сталинского тезиса о возможности построения «социализма в одной, отдельно взятой стране», считая, что Сталин предает не только мировую, но и русскую революцию в угоду нэпу. Они выступали также против запрета X съездом партии фракционной борьбы и резолюции о необходимости подчинения партийного меньшинства партийному большинству.

Объединение было непрочным, так как все его участники были едины в своей неприязни к Сталину, но не имели большого политического влияния, утратив за последние годы свои посты в партийном и государственном руководстве. На пленуме ЦК ВКП(б) в октябре 1926 г. оппозиция была идейно разгромлена, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев отстранены от руководящих постов в партии. В 1927г. в день 10-летия Октября оппозиция организовала параллельные официальные демонстрации своих сторонников в Москве и Ленинграде. Руководители «троцкистско-зиновьевского блока» и 93 оп­позиционера, включая Л.Б. Каменева, были исключены в 1927 г. из партии. В начале 1928 г. Л.Д. Троцкий был выслан в Алма-Ату, а еще через год - за пределы СССР. Зиновьев и Каменев, вынужденные «признать свои ошибки», были восстановлены в партии. XV партийная конференция (1927) единогласно приняла тезисы Сталина о возможности «построения социализма в одной, отдельно взятой стране», что означало его полную победу над своими политическими противниками внутри партии в этом вопросе.

Дальнейшие споры между противниками нэпа и его сторонниками привели к окончательному оформлению «правой оппозиции». Ее возглавили Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и М.П. Томский, имевшие большое влияние в учреждениях, занимающихся планированием. Концепция индустриализации Бухарина была напрямую связана с продолжением нэпа, предполагавшего прежде всего последовательно развивать рыночную экономику.

30 сентября 1928 г. Бухарин опубликовал в «Правде» «Заметки экономиста», в которых излагал экономическую программу оппозиции. Он объяснял кризис в стране ущербностью планирования, ошибками в политике ценообразования, дефицитом промышленных товаров, неэффективностью помощи сельскохозяйственной кооперации. Взамен он предлагал изменить экономический курс за счет определенных уступок крестьянству, таких как открытие рынков, повышение закупочных цен на хлеб, а При необходимости и закупка хлеба за границей.

Создавать колхозы, по мнению Бухарина, можно было только в том случае, если они окажутся более жизнеспособными, чем индивидуальные хозяйства, а индустриализация необходима, только если она «научно спланирована», проводится с учетом инвестиционных возможностей страны и в тех пределах, в которых она позволит крестьянам свободно запасаться продуктами. В одном из своих выступлений он призывал крестьян «обогащаться, не боясь никаких репрессий», и считал, что даже зажиточные крестьяне могут «врасти» в социализм.

Однако отказ от централизации в экономике неизбежно привел бы и к отказу от централизации в политической жизни, подрыву права партии на управление. Несмотря на высокий научный уровень, статья Бухарина стала поводом для создания мифа об «оппозиции справа», опасном уклоне в партии, конечная цель которого - реставрация капитализма в СССР. В ноябре 1928 г. пленум ЦК партии единогласно осудил «правый уклон», от которого Бухарин, Рыков и Томский отмежевались.

По мнению Сталина, критическое положение на сельскохозяйственном фронте, приведшее к провалу хлебозаготовительной кампании и въедешш в 1928 г. карточной системы в городах, было вызвано действиями кулаков и других враждебных сил, стремящихся к «подрыву советского строя», В июне 1929 г. печать сообщила о начале нового этапа - «массовой коллективизации». Вслед за этим 31 октября 1929 г. «Правда» призвала к сплошной коллективизации, а в статье Сталина «Год великого перелома» утверждалось, что «середняк повернулся лицом к колхозам». Было принято решение о переходе к сплошной коллективизации. Это означало конец нэпа.

Построение мощной, независимой военно-промышленной державы с огосударствленной экономикой, какой виделся Советский Союз сталинскому руководству, требовало наряду с индустриализацией реши­тельного преобразования аграрного сектора экономики, в котором преобладало частнособственническое, мелкое крестьянское хозяйство. Само по себе создание крупного машинного сельскохозяйственного производства наряду с индустриальной модернизацией было необходимо. Вопрос состоял в том, каким путем достичь прогресса в сельском хозяйстве. Естественно-эволюционному процессу был противо-поставлен путь форсированной сплошной коллективизации. Сплошная коллективизация проводилась в условиях; когда материально-техническая база для ее проведения создавалась одновременно с созданием колхозного строя.

Специальная комиссия, возглавляемая наркомом земледелия Я.А. Яковлевым, разработала график коллективизации, обнародованный 5 января 1930 г. постановлением ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Постановление наметило завершить сплошную коллективизацию зерновых районов поэтапно к концу пятилетки. В соответствии с ним Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье подлежали «сплошной коллективизации» уже к осени 1930 г., другие зерновые районы - на год позже. Лучшей формой коллективного ведения хозяйства признавалась сельскохозяйственная артель как более передовая по сравнению с товариществом по обработке земли. Земля, скот, техника в артели обобществлялись.

Другая комиссия во главе с В.М. Молотовым занималась вопросом об участи кулаков на основании провозглашения Сталиным перехода от политики ограничения кулачества к политике ликвидации его как класса. «Раскулачивание» стало составной частью процесса коллективизации. Кулаки были разделены на три категории: в первую вошли те, которые занимались контрреволюционной деятельностью во вторую - те, кто не оказывал активного сопротивления советской власти, но, будучи эксплуататорами, «содействовали контрреволюции». Эти две категории подлежали аресту и выселению в отдаленные районы страны (Сибирь, Казахстан), а их имущество конфисковывалось. Кулаки третьей категории, «лояльные по отношению к советской власти», осуждались на переселение в пределах своей области на необработанные земли.

По установившейся практике к кулакам было принято причислять всех, кто нанимал хотя бы одного сезонного рабочего, имел сельскохозяйственную технику, чуть менее примитивную, чем обычный плуг, или держал две лошади или четыре коровы. В 1920-е гг. кулаки составляли примерно от 750 тыс. до 1 млн семей, но их экономическое положение сильно пострадало после кризиса хлебозаготовок из-за постоянно растущих налогов. В итоге раскулачиванию подверглись десятки тысяч середняков. В некоторых районах от 80 до 90% середняков были осуждены как «подкулачники», их вина состояла в том, что они уклонялись от коллективизации. По современным данным, было раскулачено и сослано около 5 млн человек.

Для проведения коллективизации власти мобилизовали 25 тыс. рабочих. Силами местных властей и «двадцати пяти тысячников» началось поголовное принудительное объединение единоличников в коммуны, когда обобществлялись не только средства производства, но и личное подсобное хозяйство. Каждую декаду газеты публиковали данные в процентах о коллективизированных хозяйствах, но часто эти данные искусственно раздувались местными властями, и многие колхозы существовали лишь на бумаге. Результатом таких «побед» стала длительная дезорганизация сельскохозяйственного производства.

Реакцией на происходящее стала статья Сталина «Головокружение от успехов», появившаяся в «Правде» 2 марта 1930 г. В ней Сталин осудил так называемые «перегибы» - многочисленные нарушения принципа добровольности при организации, колхозов и раскулачивании, жертвами которого становились середняки, а также перескакивание от сельхозартели к коммуне, когда обобществлялся мелкий скот, птица, инвентарь, постройки. Вся ответственность за допущенные ошиб­ки возлагалась на местное руководство. Итогом статьи стало постановление ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после которого начался массовый выход крестьян из колхозов.

С осени 1930 г. кампания заготовок зерна колхозами стала постоянным явлением и первоначально приносила государству больше зерна, чем удавалось получить в последние годы нэпа. Это побудило власти к продолжению политики коллективизации. К июлю 1931 г. процент коллективизированных хозяйств составлял приблизительно 57,5%. Июльский Пленум ЦК партии констатировал, что колхозное крестьянство стало центральной фигурой земледелия, а колхозы - основными производителями сельхозпродукции.

Но к концу лета 1931 г. хлебозаготовки начали давать сбои: снизились поступления зерновых. Назревал и становился неизбежным конфликт между идущими на всяческие уловки ради сохранения части урожая крестьянами, с одной стороны, и властями - с другой. Цель преодолеть сопротивление крестьян имел вступивший в силу 7 августа 1932 г. закон, позволявший приговаривать к высылке сроком до десяти лет за ущерб, наносимый колхозу.

Результатом чрезмерного давления на крестьянство был страшный голод в Поволжье, на Украине, Северном Кавказе и в Казахстане, от которого только на Украине погибло от 4 до 5 млн человек. В отличие от 1921 г., когда голод был официально признан и власти обратились за международной помощью, сведения о массовом голоде 1932- 1933 гг. в украинских деревнях полностью отрицались правительством и скрывались даже внутри страны.

После этой трагедии правительство вынуждено было пересмотреть методы проведения заготовок. Постановлением ЦК партии от 19 января 1933 г. заготовки объявлялись составной частью обязательного налога, взимаемого государством и не подлежащего пересмотру на местах. Государство брало на себя контроль за размерами посевных площадей и урожая в колхозах, несмотря на то, что по уставу сельхо­зартели эти вопросы подчинялись только общему собранию колхозников.

В 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников был принят новый Примерный устав сельскохозяйственной артели (вместо устава 1930 г.), который на долгие десятилетия вперед определил уклад жизни в деревне. Земля закреплялась за колхозами в «вечное пользование», устанавливались бригадный метод труда и оплата по трудодням. Колхозы обслуживались сельскохозяйственной техникой, которая была сосредоточена на государственных машинно-тракторных станциях (МТС).

Вопреки ожиданиям, коллективизация не привела к видимому росту сельскохозяйственного производства. Хотя в 1935 г. в городах была отменена карточная система, в 1936-1940-х гг. валовая продукция сельского хозяйства осталась на уровне 1924-1928 гг., т.е. доколхозной деревни. Вместе с тем колхозы позволили значительно увеличить заготовки государством сельскохозяйственной продукции, особенно зерна. В 1935 г., когда 98% всех обрабатываемых земель в стране были социалистической собственностью, государство изъяло у села более 45% всей сельскохозяйственной продукции, т.е. в три раза больше, чем в 1928 г. Государство покупало ее по ценам, едва покрывающим 20% себестоимости.

Для прикрепления крестьян к земле и колхозу на рубеже 1932- 1933 гг. был введен паспортный режим с пропиской по определенному месту жительства. Паспорта выдавались только жителям городов, а колхозники их не получили. Политика коллективизации, сопровождавшаяся- применением принудительных мер, способствовала укреплению командно-административной системы. Спустя некоторое время, в период индустриализации, столь же жесткие полицейско-бюрократические методы были применены в отношении других общественных групп.

Модернизация промышленности осуществлялась в годы трех довоенных пятилеток: I- 1928/29-1932/33 гг.; II- 1933-1937 гг.; III - 1938-1942 гг. (оказалась прерванной в июне 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны). За неполные три пятилетки были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др. Построено 8900 предприятий союзного значения. Базой индустриализации стали Европейская часть РСФСР и Украина, где располагались старые промышленные районы и проживала основная часть населе­ния. Индустриальной перестройке подверглись также районы Урала и Сибири, где с конца 1930-х гг. усиленно велось строительство предприятий-дублеров.

В успехе первых пятилеток значительную роль играло социалистическое соревнование. Оно через встречные планы давало возможность резко поднять производительность труда за счет энтузиазма, сознательного и бескорыстного отношения к труду. Победителям стали присваивать звание Героя Социалистического Труда (первым это звание получил И.В. Сталин).

Сама идея соцсоревнования была не чем иным, как апелляцией к энтузиазму рабочего класса, способом все лучшие качества и устремления людей поставить на службу социалистическому строительству, не предполагала материального вознаграждения. В работе Сталина «К вопросу аграрной политики в СССР» обосновывалась мысль, во многом повторявшая идеи Е.Л. Преображенского, что рабочие в отличие от капиталистов могут довольствоваться минимальной прибылью или вообще не заботиться о ней. Не случайно тезис получил обоснование в 1929 г., когда отдача от обобществленных средств производства снизи­лась. В то же время инженеры и техники с самого начала понимали, что всякий рекорд, не подтвержденный соответствующими мерами по рациональной организации труда, скоро приведет к дезорганизации производства. Для простых рабочих очередной «трудовой подвиг» оборачивался произвольным и всеобщим повышением норм выработки.

Летом 1935 г. возникло стахановское движение, названное по име­ни донецкого шахтера А.Г. Стаханова. Его почин по многократному превышению дневной нормы развился и получил характер целого движения в различных отраслях промышленности. Руководство партии особо подчеркнуло революционный характер движения.

Одновременно были приняты меры по укреплению дисциплины труда. Значительно повышались полномочия директоров предприятий. Вводилась новая система оплаты труда -, сдельная, в соответствии с законом 1931 г. объем социальных благ был поставлен в прямую зависимость от непрерывности стажа на предприятии. В сентябре 1932 г. были введены обязательные трудовые книжки, в которых отмечались все прежние места работы. Уменьшению текучести рабочей силы способствовала введенная система прописки. Неявка на работу сурово каралась по закону от 15 ноября 1932 г., предусматривавшему немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек (до 1935 г.) и выселение с занимаемой площади. Постановлением от 8 января 1939 г. любое опоздание более чем на 20 минут приравнивалось к неоправданному отсутствию, а повторное опоздание вело к увольнению. Введение целого комплекса подобных мер выражало стремление власти добиться повышения производительности труда путем внеэкономического принуждения.

По новому законодательству, принятому 10 июля 1934 г., было создано Особое совещание - неконституционный внесудебный орган в системе государственной безопасности. Концепция новой «социалистической» законности генерального прокурора СССР А.Я. Вышинского изымала из юридического языка формулу «презумпции невиновности». Считалось, что суд принципиально не может установить объективную истину, так как преступление нельзя воспроизвести, поэтому цель суда - не поиск истины, а установление «вероятности» виновности обвиняемого. Объективные доказательства не требовались в случае, если человек признавался в совершении преступления. Признание человека, добытое при таких обстоятельствах, становилось главные аргументом обвинения. Если признания не было, достаточными оказывались возможность соучастия, наличие преступного замысла. Ответственность всех подсудимых становилась равной независимо от степени соучастия.

Политические процессы должны были поддерживать в людях ощу­щение драматизма момента и необходимости борьбы с происками подпольных вражеских организаций, уходящих корнями еще в дореволюционное прошлое. Многие обвиняемые, объявленные шпионами, вредителями, диверсантами, якобы были в прошлом агентами царской охранки, а значит, скрывающимися врагами, связанными к тому же с подпольным «троцкистско-зиновьевским центром», намеревающимся свергнуть советское правительство. Эти процессы преследовали конкретную цель - добиться окончательного политического разгрома всех несогласных с генеральной линией партии и просто недовольных.

1 декабря 1934 г. был убит СМ. Киров, член Политбюро, секретарь ЦК и Ленинградского ГК партии. Принятое в этот же день новое постановление о порядке рассмотрения обвинений в подготовке или совершении террористических актов поставило следствие и суд по этим делам в условия, исключавшие объективное выяснение всех обстоятельств дела. На следствие отводилось не более десяти дней. Дела рассматривались без прокурора и адвоката. Обжалование и помилование не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

ОГПУ был преобразован в наркомат внутренних дел (НКВД), который последовательно возглавляли Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, превращенные постепенно из исполнителей в «козлов отпущения», а затем Л.П. Берия, которому удалось пережить Сталина. В утвержденном II Всероссийским съездом Советов списке первого советского правительства первым был назван Ленин, последним - Сталин, а между ними - 13 человек. Из них лишь трое после Ленина умерли своей смертью, остальные были объявлены «врагами народа» и репрессированы.

Репрессии 1930-х гг. окончательно укрепили личные позиции Сталина и его сторонников в аппарате власти. Сначала была развернута широкая кампания против тех деятелей, на которых возлагалась ответственность за искажение партийной линии при ее претворении в жизнь. Затем на многие ключевые посты в партии и государстве были назначены сторонники Сталина. На прошедшем в 1934 Г. XVII съезде партии утверждалась мысль о победе генерального курса ЦК в социалистическом строительстве, выдающемся вкладе в эту победу лично И.В. Сталина, который был признан единственным вождем партии и народа. Кроме того, съезд официально объявил обмен партийных билетов, предпринятый для наведения порядка в структуре партийного аппарата.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция, по выражению Сталина, самая демократическая в мире. Она знаменовала собой победу социализма. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование. Но реальная практика делала выборы безальтернативными: выдвигался единственный кандидат в депутаты, подобранный партийными органами. В разгар массовых репрессий и беззакония статьи Конституции торжественно объявляли о введении принципа открытости всех судебных процессов, подтверждали право обвиняемых на защиту, провозглашали свободу печати и собраний, неприкосновенность личности, жилища и переписки. Каждому гражданину декларировалось право на труд, отдых, образование.

В марте 1939 г. на XVIII съезде партии был принят тезис о пост­роении в СССР социализма в основном и переходе к строительству коммунизма. Это являлось идеологическим оформлением генерального курса партии на усиление роли государства в целом и его центрального аппарата для создания мощной военно-промышленной державы.

Именно в 1930-е гг. в стране сформировалась модель экономического развития, многие черты которой дожили до 1990-х гг. Огромные капиталовложения в приоритетные отрасли - машиностроение, добывающую промышленность, производство электроэнергии - осуществлялись в ущерб уровню жизни населения, -так как производство товаров народного потребления, развитие легкой промышленности и сельского хозяйства отодвигались на второй план. Несмотря на заметный рост объема производства военной продукции, он обеспечивался за счет уменьшения производства металлоемких отраслей невоенной промышленности, что еще больше разбалансировало экономику накануне войны.

В среднем рост промышленного производства в 1930-е гг. был высоким и составлял 15-18% в год, что объяснялось как низким стартовым уровнем, так и командными методами руководства плановой экономикой. Положительным результатом было то, что форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада в сфере поставок стратегических материа­лов и оборудования. Страна преодолела абсолютное отставание от ведущих держав. Это позволило Сталину заявить в конце 1930-х гг. о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

  • 9. Россия в начале XVII в. Крестьянская война в начале XVII в.
  • 10. Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале xviiв.
  • 11. Экономическое и политическое развитие страны в XVII в. Народы россии в XVII в.
  • 12. Внутреняя и внешняя политика в стране в первой половине XVII в.
  • 14. Продвижение русских в сибирь в XVII в.
  • 15. Реформы первой четверти XVIII в.
  • 16. Эпоха дворцовых переворотов.
  • 17. Россия в эпоху екатерины II: "просвещенный абсолютизм".
  • 18. Внешняя политика российской империи во второй половине XVIII века: характер, итоги.
  • 19. Культура и общественная мысль россии в XVIII в.
  • 20. Царствование павла I.
  • 21. Реформы александра I.
  • 22. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии (1813 - 1814 гг.): место в истории россии.
  • 23. Промышленный переворот в россии в XIX веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в стране.
  • 24. Официальная идеология и общественная мысль в россии в I половине XIX века.
  • 25. Культура россии в I половине XIX века: национальная основа, европейские влияния.
  • 26. Реформы 1860 - 1870-х гг. В россии, их последствия и значение.
  • 27. Россия в годы царствования александра III.
  • 28. Основные направления и результаты внешней политики россии во II половине XIX века. Русско-турецкая война 1877 - 1878 г.
  • 29. Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении россии во II половине XIX века.
  • 30. Экономическое и социально-политическое развитие россии в начале xх века.
  • 31. Культура россии в начале хх века (1900 - 1917 гг.)
  • 32. Революция 1905 - 1907 гг.: причины, этапы, значение.
  • 33. Участие россии в I мировой войне, роль восточного фронта, последствия.
  • 34. 1917 Год в россии (основные события, их характер
  • 35. Гражданская война в россии (1918 - 1920 гг.): причины, участники этапы и итоги.
  • 36. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценка сущности и значение нэпа.
  • 37. Складывание административно-командной системы в ссср в 20-30-егоды.
  • 40. Коллективизация в ссср: причины, методы проведения, итоги.
  • 41. Ссср в конце 30-х годов; внутреннее развитие,
  • 42. Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны
  • 43. Коренной перелом в ходе великой отечественной войны и второй мировой войны.
  • 44. Завершающий этап великой отечественной войны и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции.
  • 45. Советская страна в первое послевоенное десятилетие (основные направления внутренней и внешней политики).
  • 46. Социально-экономические реформы в ссср в середине 50 - 60-х годов.
  • 47. Духовная и культурная жизнь в сср в 50 - 60-е годы.
  • 48. Общественно-политическое развитие ссср в середине 60-х половине 80-х годов.
  • 49. Ссср в системе международных отношений в середине 60-х середине 80-х годов.
  • 50. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.
  • 51. Распад ссср: становление новой российской государственности.
  • 52. Культурная жизнь в россии 90-х годов.
  • 53. Россия в системе современных международных отношений.
  • 54. Социально-экономическое и политическое развитие россии в 1990-е годы: достижения и проблемы.
  • 37. Складывание административно-командной системы в ссср в 20-30-егоды.

    В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

    Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров - Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В. И. Ленин, Г. Е., Зиновьев, Л. Б. Каменев, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий и т. д. Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т. е. советских органов. Все руководящие государственные посты занимали партийные лидеры: В.И. Ленин - председатель СНК; М.И. Калинин - председатель ВЦИК; И.В. Сталин - народный комиссар по делам национальностей и т. д.

    На Х съезде РКП (б) была принята секретная резолюция "О единстве партии", которая запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Однако это решение не прекратило внутрипартийной борьбы. Болезнь В. И. Ленина, а затем его смерть в январе 1924 г. осложнила ситуацию в партии. Генеральным секретарем ЦК РКП (б) стал И. В. Сталин. Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции, стремление занять в партии и государстве руководящее положение (Л. Д. Троцкий, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев и др.), их неприятие сталинских методов руководства - все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И. В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов Л. Д. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР, Л. Б. Каменев, Г. В. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

    И. В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. Складывался культ личности И. В. Сталина.

    В 20-е годы большевистское руководство нанесло удар по сохранявшимся оппозиционным политическим партиям. В 1922 г. были закрыты газеты и журналы левых социалистических партий.

    Летом 1922 г. в Москве прошел публичный судебный процесс над лидерами эсеров, обвиненных в террористической деятельности. В середине 20-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.

    Через систему секретных сотрудников ВЧК - ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление - с 1924 г.) был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, рабочих и крестьян. Органы тайного сыска изолировали в тюрьмах и концлагерях всех активных противников большевистского режима, карательные меры коснулись всех слоев населения. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения.

    Репрессии сопровождались нарушением законности. Создавались внесудебные органы в системе госбезопасности, решение которых по вопросам репрессий не подлежало контролю. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в 10-дневный срок без участия защиты и обвинения.

    Усиливались командно-административные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации.

    В середине 30-х годов усилились репрессии против командных кадров Красной армии (М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич, А. И. Егоров, В. К. Блюхер).

    Десятки тысяч невинных людей приговаривали к заключению в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ).

    Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 996 тыс. в 1937 г.

    К средине 30-х годов в СССР сложилась административно-командная система. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, "захват государства партией", уничтожение гражданских свобод, унификация общественной жизни, культ национального вождя.

    38. ОБРАЗОВАНИЕ СССР: ПРИЧИНЫ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СОЮЗА .

    К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская народные советские республики.

    В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.).

    С окончанием войны во взаимоотношениях республик сохранилось экономическое сотрудничество. В 1920 - 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двустороннее соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право предоставлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1992 г. образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию (ЗСФСР).

    Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Необходимо было уточнить взаимоотношения между республиками, конкретизировать их права и обязанности.

    В августе 1922 г. была образована комиссия для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения И. В. Сталин разработал план "автономизации". В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказской республик на правах автономии. Этот план ущемлял суверенные права народов, поэтому большинство руководителей республик высказались против него.

    В сентябре - ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

    30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами СССР стали РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

    В январе 1924 г. II съезд Советов СССР принял Конституцию, которая законодательно закрепила образование СССР. Формой Государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выходы из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и связью входило в функции союзных ведомств. Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы Общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан. При Совнаркоме учреждалось Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

    В 1924 - 1925 гг. образовались Узбекская ССР, Туркменская ССР, а в 1929 г. Таджикская ССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

    ПРОВЕДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В ССР: МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ЦЕНА.

    К концу 1925 г. народное хозяйство страны было восстановлено. Важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, преодоление технической отсталости, обеспечение экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства.

    Курс на индустриализацию провозгласил XIV съезд ВКП (б) в декабре 1925 г. Руководство страны поставило задачу превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В документах съезда обосновывалась потребность в максимальном развитии средств производства (группа "А").

    Источниками средств для индустриализации являлись: доходы легкой промышленности и сельского хозяйства; прибыль государственной монополии на внешнюю торговлю, налоги с нэпманов и займы государства у населения. Важным источником ресурсов для проведения индустриализации стал трудовой энтузиазм трудящихся, который проявился в массовом "социалистическом соревновании": в ударничестве (с 1929 г.) и стахановском движении (с 1935 г.).

    Индустриализация осуществлялась в годы довоенных пятилеток: первой - 1928-1932 гг., второй - 1933-1937 гг.

    Базой индустриализации стали европейская часть РСФСР и Украина. Вместе с тем индустриальной перестройке подверглись районы Урала и Сибири. В Закавказье и Средней Азии упор делался на строительство предприятий группы "Б".

    За годы первых двух пятилеток были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др.

    Было построено 8900 предприятий союзного значения. Среди крупнейших предприятий, введенных в строй, были: Днепрогэс (1932 г.), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932 г.), три тракторных завода (Сталинградский - 1930 г., Харьковский - 1931 г., Челябинский - 1933 г.), заводы сельскохозяйственного машиностроения в Ростове - на - Дону (Ростсельмаш - 1930 г.) и комбайностроения в г. Запорожье, Кузнецкий угольный бассейн, Московский метрополитен, Беломоро-Балтийский канал, канал Москва - Волга и многие оборонные заводы.

    Рост промышленного производства в 1930-е годы в среднем составлял 15 - 18% в год. Такие высокие темпы роста были обеспечены низким стартовым уровнем и командным методом руководства плановой экономикой. Рыночные стимулы не могли обеспечить такого промышленного роста.

    Форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада по стратегическим поставкам. Прекратился ввоз из-за рубежа более 100 видов промышленной продукции. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место после США. Однако политика индустриализации мало затронула другие отрасли. Ручной труд преобладал в строительстве, в аграрном секторе. Хронически отставала легкая промышленность. Не хватало подготовленных кадров во всех отраслях производства.

    Индустриализация обеспечивала полную занятость трудоспособного населения. К 1931 г. безработица в СССР была ликвидирована, закрылась последняя биржа труда. В конце 30-х годов И. В. Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

    В 1929 году обсуждались два проекта первого пятилетнего плана: проект Госплана (умеренные темпы развития, преобладание частного сектора в сельском хозяйстве) и проект ВСНХ (высокие темпы развития, значительный рост государственных инвестиций в сельское хозяйство). Победил проект ВСНХ. Следствием этого стал курс на «сплошную коллективизацию». Плановые цифры коллективизации выросли с 5 млн. крестьянских хозяйств до 30 млн. к концу 1929 г.
    Была принята программа борьбы с кулачеством. «Кулаки» подразделялись на три категории: контрреволюционные элементы; враги, не оказывающие активного сопротивления; лояльные к Советской власти.
    Первые две категории подлежали аресту и высылке в Сибирь и Казахстан с конфискацией имущества. Третья переселялась на целинные земли в пределах области. На местах работали комиссии по раскулачиванию (секретарь парткома, председатель исполкома местного Совета, руководитель местной ГПУ).
    В результате только с января по март 1930 года произошло свыше двух тысяч антиколхозных восстаний. В 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». Начался массовый выход крестьян из колхозов; темпы хлебозаготовок резко снизились.
    Власть вынуждена была пойти на следующие меры:
    - вводились суровые наказания за мелкие хищения колхозной собственности;
    - 25 тыс. рабочих были отправлены в деревню для проведения коллективизации;
    - проводилась чистка аппарата в связи с саботажем хлебозаготовок;
    - возрождались продотряды с целью ревизий и карательных экспедиций.
    Поборы с колхозов достигали 50-60% урожая, но государство таким образом получило в 2 раза больше зерна, чем в последние годы НЭПа. Отобранное зерно в основном поставлялось в Германию в обмен на кредиты для закупки промышленного оборудования.
    Накануне коллективизации и в ходе ее проведено районирование (1926-1929 гг.). Старое административное устройство (губерния - уезд - волость) заменялось на новое: край (область) - округ - район. В 1930 году ликвидированы промежуточные звенья - округа (кроме национальных округов). На втором этапе районирования (1934-35 гг.) произошло разукрупнение краев и областей.
    После завершения сплошной коллективизации сельские сходы как органы общинного самоуправления были упразднены. Вместо них стали работать сельскохозяйственные производственные совещания при сельсоветах, сельские общественные суды, группы бедноты. В ходе коллективизации образуются новые управленческие структуры. В 1929 году - союзно-республиканский Наркомат земледелия, в1932 году из него выделился Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. При Наркомземе образован Колхозцентр, заготовительные работы курировал Комитет по заготовкам (Комзаг) при Совнаркоме СССР.
    Контроль над сельскохозяйственным производством осуществлялся через государственные машинно-тракторные станции (МТС). Колхозы арендовали технику, расплачиваясь продукцией. Заготовки в «закрома Родины» являлись обязательной частью налога, их невыполнение влекло имущественные и уголовные санкции. Открытие колхозных рынков разрешалось в случае выполнения обязательных заготовок. В 1934 году установлены новые ставки денежного обложения единоличников.
    В 1935 г. сплошная коллективизация была завершена. Ее итоги закрепил «Примерный устав сельскохозяйственной артели» (1933 г.):
    1) в коллективную собственность передавались земельные наделы, скот, техника, хозяйственные постройки;
    2) колхозы были обязаны вести хозяйство по государственному плану;
    3) прием в колхоз осуществляло общее собрание;
    4)устанавливалась очередность выполнения обязательств: поставки государству и МТС, создание семенных фондов и фондов социальной поддержки, выплаты колхозникам по трудодням (по остаточному принципу);
    5) основная форма организации труда - бригада; в качестве формы оплаты - трудодень.
    В сфере промышленности первый пятилетний план предполагал достичь роста промышленной продукции на 136%, роста производительности труда на 110%, снижения себестоимости промышленной продукции на 35%. Безусловный приоритет отдавался тяжелой промышленности (78% капитальных вложений).
    Основными источниками средств были сельское хозяйство; принудительные займы у населения; эмиссия денег (денежная масса увеличивалась вдвое быстрее, чем промышленная продукция); торговля водкой; экспорт зерна, топлива, леса. При этом и данные колоссальные вливания не смогли стимулировать высокие темпы промышленного роста (в1928-1929 гг. - 23%; в 1933 г. - 5%). Намеченное не было осуществлено вследствие нехватки сырья, топлива, оборудования. Дефицитные ресурсы распределялись между ударными объектами (50-60 строек), которые ставились в пример всей стране.
    Первый пятилетний план ни по одному показателю не был выполнен. Второй пятилетний план также не был реализован полностью: из 46 показателей достигнуты были лишь 10. При этом ставка на интенсивный путь развития сыграла положительную роль: производительность труда выросла вдвое. Из страны, ввозящей машины, СССР всего за несколько лет превратился в страну, производящую оборудование.
    В кадровой политике молодого государства также было много противоречивого. В 1928 г. развернулась кампания по борьбе с саботажем «старых специалистов», результатом которой стало массовое изгнание старых кадров из Госплана, ВСНХ, Наркомзема и Наркомфина. Выдвижение на руководящие посты рабочих с предприятий («практиков») не повысило качества управления. Началась борьба с перегибами, осуждение так называемого «спецеедства». Были отменены некоторые введенные раньше дискриминационные меры по отношению к специалистам, в том числе ограничение доступа их детей к высшему образованию.
    С сентября 1932 года на предприятиях вводятся трудовые книжки с фиксацией всех мест работы, а также система прописки. В том же году были установлены такие меры наказания за неявку на работу, как увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с жилплощади. Власть директоров возросла, был упразднен управленческий треугольник (секретарь парткома, директор, председатель профкома) и введено единоначалие директоров.
    С конца 1920-х гг. наблюдается нарастание планово-регулирующих начал в экономике. Власть призвала предприятия повернуться «лицом к плану». Тресты, синдикаты с 1929 г. ориентировались исключительно на плановые показатели. В 1932 г. был введен запрет на магазины и лавки частных лиц. В 1929 г. государство провело кредитную реформу, в результате которой коммерческое кредитование оказалось под запретом, Госбанк стал единственным распределителем краткосрочных кредитов целевого назначения. С этого времени планы кредитования составляли совместно ВСНХ и Госбанк, то есть произошла централизация кредитной системы.
    Государственное управление в 1930-х гг. продолжало тенденцию сочетания функционального и отраслевого принципов руководства. Функциональный принцип управления - руководство по отдельным направлениям деятельности: планированию, финансированию, материально-техническому снабжению (Госплан, Наркомат финансов, ОГПУ). Отраслевой принцип управления - руководство определенной отраслью хозяйства из одного органа по всем направлениям деятельности.
    В 1930-е гг. происходило постепенное усиление отраслевого принципа управления, о чем свидетельствует формирование системы отраслевых промышленных наркоматов, проходившее в несколько этапов:
    - 1932 - 1934 гг. - упразднение ВСНХ и создание на основе этой структуры наркоматов тяжелой, легкой, лесной и пищевой промышленности;
    - 1936 - 1937 гг. - разукрупнение Наркомата тяжелой промышленности; из него выделяются самостоятельные Наркомат оборонной промышленности и Наркомат машиностроения;
    - 1939 г. - общее разукрупнение промышленных наркоматов.
    На базе Наркомата тяжелой промышленности создано шесть новых наркоматов; на базе Наркомата оборонной промышленности - четыре; на базе Наркомата машиностроения - три. Разукрупнению подверглись и другие наркоматы. В результате число общесоюзных наркоматов к 1940 г. выросло до 25; число союзно-республиканских - до 16. Для координации работы столь значительного числа ведомств при Совнаркоме в 1940 г. было создано несколько хозяйственных советов, объединяющих наркоматы родственных отраслей.
    Итак, в СССР в 1930-х гг. сформировалась административно-командная система управления - особая разновидность государственного управления, отличающаяся преимущественным применением директивных методов, широким использованием административного принуждения в экономике.
    Объективными предпосылкам становления АКС были:
    - необходимость проведения единой экономической политики, направленной на выравнивание уровней развития различных регионов;
    - сама природа социалистического строя, основанного на замене частной собственности «общенародной»;
    - решение задач ускоренной модернизации страны в сложных внешнеэкономических обстоятельствах.
    Существовали и субъективные факторы становления АКС:
    - низкий уровень общей и политической культуры населения, что позволило узурпировать власть и просто распоряжаться государственной собственностью узкому слою партийно-советской бюрократии;
    - волюнтаристские методы руководства, недооценка национальных особенностей отдельных территорий со стороны правящей элиты.
    Созданная большевиками административно-командная система управления не была чем-то чуждым российским традициям. Она соответствовала внутренней предрасположенности народа именно к такому типу построения государства.

    Лекция, реферат. Формирование командно-административной системы управления экономикой - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    « назад Оглавление вперед »
    16. Государственный аппарат в период форсированного строительства социализма (1930-е – начало 1940х гг.) « | » 16.2 Централизация правоохранительной системы в СССР. Развитие органов внесудебной юстиции.