Тоталитаризм и формирование командно-административной системы в ссср. Формирование командно-административной системы


В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров - Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В.И. Ленин, Г.Е., Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий и т.д. Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т.е. советских органов. Все руководящие государственные посты занимали партийные лидеры: В.И. Ленин - председатель СНК; М.И. Калинин - председатель ВЦИК; И.В. Сталин - народный комиссар по делам национальностей и т.д.

На Х съезде РКП (б) была принята секретная резолюция "О единстве партии", которая запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Однако это решение не прекратило внутрипартийной борьбы. Болезнь В.И. Ленина, а затем его смерть в январе 1924 г. осложнила ситуацию в партии. Генеральным секретарем ЦК РКП (б) стал И.В. Сталин. Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции, стремление занять в партии и государстве руководящее положение (Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев и др.), их неприятие сталинских методов руководства - все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И.В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов Л.Д. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР, Л.Б. Каменев, Г.В. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

И.В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. Складывался культ личности И.В. Сталина.

В 20-е годы большевистское руководство нанесло удар по сохранявшимся оппозиционным политическим партиям. В 1922 г. были закрыты газеты и журналы левых социалистических партий.

Летом 1922 г. в Москве прошел публичный судебный процесс над лидерами эсеров, обвиненных в террористической деятельности. В середине 20-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.

Через систему секретных сотрудников ВЧК - ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление - с 1924 г.) был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, рабочих и крестьян. Органы тайного сыска изолировали в тюрьмах и концлагерях всех активных противников большевистского режима, карательные меры коснулись всех слоев населения. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения.

Репрессии сопровождались нарушением законности. Создавались внесудебные органы в системе госбезопасности, решение которых по вопросам репрессий не подлежало контролю. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в 10-дневный срок без участия защиты и обвинения.

Усиливались командно-административные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации.

В середине 30-х годов усилились репрессии против командных кадров Красной армии (М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, И.П. Уборевич, А.И. Егоров, В.К. Блюхер).

Десятки тысяч невинных людей приговаривали к заключению в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ).

Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 996 тыс. в 1937 г.

К средине 30-х годов в СССР сложилась административно-командная система. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, "захват государства партией", уничтожение гражданских свобод, унификация общественной жизни, культ национального вождя.

7 ноября 1929г. в "Правде" появилась статья Сталина "Год великого перелома", где говорилось "о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию". В конце декабря 1929г. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике "ликвидации кулачества как класса". В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы. Вместе с тем власти не дали точного определения, кого считать кулаками. Зачастую в кулаки записывали середняков и даже неугодных по каким-либо причинам бедняков. Для оказания помощи местным властям в деревню было направлено 25 тыс. городских коммунистов (двадцатипятитысячники). Во многих районах, особенно на Украине, Кавказе и в Средней Азии, крестьянство оказывало сопротивление массовому раскулачиванию. Истребление скота, разорение деревни непрекращающимся раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932-1933 гг. к невиданному голоду. Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации. 2 марта 1930г. в "Правде" была опубликована статья Сталина "Головокружение от успехов". Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что "нельзя насаждать колхозы силой". После этой статьи Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник. Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатам: за 1929-1934 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота и лошадей за 1929-1932 гг. сократилось на одну треть, свиней - в 2 раза, овец - в 2,5 раза. Однако Сталин праздновал победу: несмотря на сокращения производства зерна, его государственные поставки увеличились в 2 раза. Коллективизация не только создала условия для перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации, но и выполнила важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний островок рыночной экономики - частнособственническое крестьянское хозяйство.

Завершившаяся гражданская война привела к окончательному установлению партийной монополии РКП(б) и господству единой марксистко-ленинской идеологии с ее принципами классовой борьбы. Произошло установление диктатуры партии, которая привела к воцарению в стране недемократических порядков. Партия в эти годы представляла собой строго централизованную организацию, в которой многое зависело от ее лидера, которым стал Сталин, отличавшийся деспотизмом и стремлением к абсолютной власти. В 20-е гг. в руках Сталина было сосредоточено все дело назначения руководящих кадров в стране, размещения их на различных уровнях номенклатуры. Составной частью сталинского политического режима 30-х гг. явились террор и репрессий. Важной целью было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить массы в необходимости установления полного, тотального контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях, возможно, было развитие и укрепление диктатуры партии и лично Сталина. На XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. Сталин получил наименьшее количество голосов при выборах в ЦК (результаты затем были фальсифицированы счетной комиссией). Позже Сталин расправился со всеми своими противниками, в том числе 1108 чел. из 1966 делегатов съезда также были репрессированы. Сталинские репрессии обрушились на искавших политическое убежище в СССР зарубежных коммунистов, социал-демократов, представителей других антифашистских сил. Террор не мог не затронуть всех республик СССР. Репрессировались партийные, советские, хозяйственные кадры, представители интеллигенции. Виновными в предательстве объявлялись целые народы.

  • Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ: понятия, исторические, идеологические и социально-экономические предпосылки
  • Администрация Президента РФ: понятие, правовы основы, внутренняя структура.
  • Командно-административная система управления - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов.

    Предпосылки становления административно-командной системы

    Такая форма государственной системы первоначально затрагивала только хозяйственную сферу, однако ее эффективность в глазах большевиков, со временем поспособствовала ее внедрению в социальную структуру общества.

    Основой для становления командной системы стала исключительная доминирующая роль коммунистической партии, властные амбиции верхушки ВКП (б) и полное отсутствие сопротивления оппозиционных сил. Прикрываясь наставлениями Ленина и искаженными догмами марксизма, партийное руководство ВКП (б) создавало изолированное государство, которое только на теории могло называться социалистическим.

    Для контроля над населением была введена система карательных органов НКВД, представители которой очищали общество от «врагов социализма», под категорию которых попадал каждый третий гражданин.

    Командно-административная система создала экономику, основной целью которой является поддержание и содержание властных структур. Любое сравнение с рыночной экономикой показывает, что подобный тип экономики абсолютно неконкурентоспособен

    Основные этапы в развитии советской командно-административной системы

    За исторически короткий период существования СССР были испробованы различные формы организации государственной экономики и даже предпринимались попытки совместить социализм с рынком. Экономические неудачи в итоге вынудили советское руководство в середине 80-х гг. начать довольно радикальный отход от ортодоксального марксизма в рамках политики перестройки.

    Поэтому путь, который прошла советская экономика до начала перестройки - это поучительный для экономической теории опыт, демонстрирующий исторически ограниченные возможности командно-административного управления народным хозяйством.

    В экономической истории СССР до 1985 г. можно выделить четыре этапа.

    На первом этапе (1918-1921 гг.) была предпринята попытка непосредственно воплотить в жизнь марксистскую доктрину. Экономическая политика, позднее получившая название «военного коммунизма», была направлена на немедленную и принудительную ликвидацию, частной собственности и «товарно-денежных отношений» (так в марксистской теории обычно называли рыночные отношения, инструменты и механизмы - деньги, цены, кредит и т. д.). На их место приходили отношения натурального обмена между предприятиями и бесплатное предоставление многих товаров и услуг населению (продуктовые пайки, бесплатный проезд в городском транспорте и т. д.). Большинство банков и других финансовых учреждений были закрыты. Сельскохозяйственная продукция насильственно изымалась у крестьян, получавших в обмен низкокачественные промышленные товары из города. Частная торговля, особенно «спекуляция» (перепродажа товаров с целью получения дохода) каралась очень жестоко.



    «Военный коммунизм» в сочетании с Гражданской войной обернулся экономической катастрофой, которая поставила под угрозу Советскую власть.

    В этих условиях по инициативе Ленина в 1921 г. была провозглашена «новая экономическая политика» (НЭП), что стало началом второго этапа в развитии советской экономики.

    Вводя НЭП, советское руководство не отказывалось от ортодоксально-марксистских представлений, но откладывало реализацию социалистических принципов до того времени, когда будет достигнута определенная стабилизация экономики. Поэтому были разрешены торговля, мелкое и среднее частное производство, наем работников, рыночное ценообразование, биржи, банки, иностранные концессии и другие механизмы и институты рынка. При этом государство сохраняло за собой «командные высоты», то есть полный контроль над тяжелой промышленностью. НЭП действительно способствовал оживлению экономики, развитию промышленности (преимущественно легкой), росту сельского хозяйства и некоторому подъему жизненного уровня народа.



    Замечательной заслугой хозяйственных руководителей тех лет была стабилизация финансов на основе денежной реформы и введения в обращение твердой валюты - червонца, который котировался на зарубежных рынках наряду с валютами ведущих западных стран.

    Однако НЭП продолжался недолго - до конца 20-х гг. Он был свернут потому, что объективно подрывал монополию партии на власть, а также потому, что руководство страны взяло курс на форсированную индустриализацию и милитаризацию.

    Начался третий этап - период сталинской диктатуры, продолжавшийся с конца 20-х гг. до 1953 г. Сталинская система в наиболее полном виде воплотила сущностные черты социализма как особой экономической модели - тотальное господство государства и планирование всей хозяйственной деятельности. В этот период экономическая деятельность велась исключительно на основе плановых заданий, которые исходили из политически обусловленных партийных требований и установок. Главной задачей было создание сильной армии. Поэтому в сталинский период основой советской экономики стала мощная военная промышленность. Сельское хозяйство подверглось принудительной коллективизации, т. е. фактически огосударствлению и превращению в часть командно-административной экономики.

    Рыночные отношения, естественно, не находили места в сталинской системе. В частности, деньги не выполняли тех функций, которые им присущи в рыночной экономике. Исключение составляли только оплата труда и сфера потребления - покупка населением товаров и услуг, но и здесь способность денег выступать в качестве средства обращения была ограниченной из-за отсутствия многих товаров в открытой торговле и распространения всевозможных форм внерыночного распределения товаров и услуг. В остальных же сферах экономики деньги и связанные с ними финансово-ценовые инструменты (цены, кредит и т. д.) играли исключительно контрольно-учетную роль. Они служили для измерения продукции при выдаче плановых заданий и отчетности по плану, для измерения совокупного общественного продукта и других народнохозяйственных показателей, а также для дополнительного контроля за движением материальных ресурсов.

    В течение всего сталинского периода (естественно, за исключением военных лет) советская экономика поддерживала очень высокие темпы роста. В экономике произошли огромные структурные сдвиги - практически с нуля были созданы многие современные отрасли производства. В эти годы норма накопления, т. е. та доля национального дохода, которая идет не на потребление, а на инвестиции, официально составляла 25-27% (а на самом деле еще больше) и была самой высокой в мире.

    Быстрое развитие экономики обеспечивалось также наличием практически неисчерпаемых запасов природных ресурсов, использованием рабского труда миллионов заключенных ГУЛАГа и жестокой эксплуатацией городского и особенно сельского населения. Современные исследователи отмечают, что основным законом сталинской экономики была максимизация темпов роста тяжёлой промышленности за счет максимизации потребления всех видов ресурсов: труда, капиталовложений, сырья, основных фондов, земли. В природе сталинской модели - чрезвычайно высокая ресурсоемкость. Поэтому она может «работать», как правило, только в больших и богатых сырьем странах, например, в СССР и Китае, а в других государствах обычно силой поддерживается извне.

    Сталинизм вызвал такое перенапряжение сил всего общества, что сразу после смерти диктатора новое руководство было вынуждено «ослабить гайки».

    В 1953 г. советская экономика вступила в четвертый этап - период зрелого социализма и относительной стабильности - который продолжался до середины 80-х гг.

    Для этого периода характерен отход советского руководства от наиболее одиозных проявлений сталинизма - массовых репрессий, жестокой эксплуатации населения, закрытости от внешнего мира и т. п. К концу 70-х -началу 80-х гг. даже стал ослабевать стержень социалистической экономики - командно-административный контроль над производством и распределением. Но в течение всего периода советская экономика сохранила сущностные черты, заложенные при Сталине.

    С середины 50-х до середины 60-х гг., в период правления Н.С. Хрущева, быстро росли новые отрасли промышленности, связанные с научно-техническим прогрессом, а также отрасли потребительского сектора. Но уже в это время народное хозяйство СССР столкнулось с исчерпанием ресурсной базы и потребностью в переходе к интенсивному типу развития. Поэтому на рубеже 50-х и 60-х гг. в научной печати началась дискуссия «о совершенствовании методов социалистического планирования», в центре которой стоял вопрос о том, как сочетать соблюдение общегосударственных интересов с инициативой и относительной самостоятельностью предприятий.

    После смены советского руководства в 1964 г. эти дискуссии явились идейной основой для экономической реформы, начатой в 1965 г. по инициативе нового главы правительства А.Н. Косыгина. Реформа была призвана придать импульс социалистической экономике путем расширения хозяйственной самостоятельности предприятий и введения отдельных элементов рыночного механизма.

    В основу работы предприятий был положен «хозрасчет».

    Хозрасчет - это система управления, предусматривавшая самоокупаемость и самофинансирование социалистических предприятий. Иными словами, предприятие должно было самостоятельно окупать свои затраты и зарабатывать средства на плановые капиталовложения путем производства и реализации продукции в соответствии с укрупненными заданиями государственного плана. Укрупненность плановых заданий состояла в том, что, за исключением важнейших видов продукции, задания выдавались в стоимостном выражении. Это давало предприятию возможность несколько варьировать выпуск продукции в пределах одной ассортиментной группы, например, делать выбор между производством спортивных и прогулочных велосипедов в зависимости от того, как легче выполнить план выпуска велосипедов по стоимости. Одним из важнейших плановых показателей стала прибыль от реализации продукции. Большую роль сыграла предоставленная предприятиям возможность оставлять часть прибыли для премирования работников, а также самостоятельно реализовать сверхплановую продукцию по повышенным ценам.

    Итогом политики коллективизации и индустриализации экономики стало формирование административно командного аппарата советского государства.

    Предпосылки становления административно-командной системы

    Такая форма государственной системы первоначально затрагивала только хозяйственную сферу, однако ее эффективность в глазах большевиков, со временем поспособствовала ее внедрению в социальную структуру общества.

    Основой для становления командной системы стала исключительная доминирующая роль коммунистической партии, властные амбиции верхушки ВКП (б) и полное отсутствие сопротивления оппозиционных сил. Прикрываясь наставлениями Ленина и искаженными догмами марксизма, партийное руководство ВКП (б) создавало изолированное государство, которое только на теории могло называться социалистическим.

    Для контроля над населением была введена система карательных органов НКВД, представители которой очищали общество от «врагов социализма», под категорию которых попадал каждый третий гражданин.

    Административно-командная система в действии

    Окружение Сталина представляло собой исключительно проверенных людей, «ненадежные» элементы были давно устранены от государственного управления. Государственный аппарат, как и советский социум, были подчинены авторитету Генерального Секретаря, который был своеобразным гарантом строительства социалистического общества.

    Вождю доверяли, с его решениями не спорили. В свою очередь, Сталин не осмеливался на открытые противозаконные действия и все преступления, которые совершал против общественности и государства, прикрывал ширмой весьма либеральных, на первый взгляд, нормативно правовых актов.

    Ярчайшим примером этому является принятие Конституции СССР в 1936 году, в которой простому населению предоставлялись весьма широкие права и свободы, однако на самом деле закон закреплял авторитет Сталина и безграничность его власти.

    Для формирования благоприятного настроения народных масс, большевиками проводились фестивали и праздники, на которых всегда присутствовала пропагандистская агитация. Свято веря в «мудрые решения партии и товарища Сталина», советский народ в своем большинстве не замечал репрессий со стороны ВКП(б) и активно поддерживал партийное руководство.

    Политика по отношению к рабочим

    Индустриализация, не смотря на беззаконные пути проведения, принесла положительные плоды для экономики страны. Но условия жизни и труда работников предприятий были приближенными к казарменным. В 1932 году большевиками была введена система паспортов и трудовых книжек.

    Такое нововведение значительно облегчало контроль над трудящимися опоздания или нарушения трудовой дисциплины рассматривалось как вредительство и наказывалось принудительными трудовыми работами.

    Командно административная система по своей сути напоминала крепостнические отношения, в качестве помещика выступало само государство. Карточная система, которая действовала в первой половине 30-х годов, привязывала народ к работе на производстве, так как это был единственный способ не умереть от голода.

    После победы Октябрьской революции в партии большевиков встал вопрос о путях и методах дальнейшего развития страны. Социалистическая революция могла развиваться демократическим или административно – командным путем. Этот вопрос – вопрос о стратегии развития – стал главным во внутрипартийной борьбе в 20-е годы. Эта борьба идей и взглядов внутри большевистской партии переросла в борьбу за лидерство и отразилась на дальнейшей судьбе советского общества. В 30–е годы в стране сформировалась административно – командная система . Она представляла собой: в политической области – полное отстранение народа от власти, управления. Установление всеобъемлющей тоталитарной власти государства, формирование бюрократических централизованных методов управления обществом от армии до культуры и т.д., свертывание демократии, Советы как органы народного самоуправления становятся просто фикцией. Под лозунгом классовой борьбы ведется борьба с инакомыслием. В стране была создана обстановка страха, запугивания, проводилась практика постоянных доносов, репрессий. В концлагерях ежегодно сидело около 12 млн. человек, т.е. пятая часть всех занятых в то время в отраслях материального производства. Целые народы объявлялись врагами, сгонялись со своих территорий и переселялись. Из «наказанных народов» первыми в ссылке оказались поляки. Еще в середине 20 – х годов были ликвидированы польские национальные районы в Белоруссии, в1936 г. поляков переселили с Украины в Казахстан. В 1937 г. 190 тыс. корейцев, 8 тыс. китайцев были вывезены из Бурятии, Хабаровского, Приморского краев, Читинской области в Среднюю Азию, Казахстан. Перед войной из Карелии, Ленинградской области были выселены финны. Из Поволжья, Москвы, Воронежа, Тамбова и др. выселили 1 млн. советских немцев в Казахстан, Киргизию. В 1941 г. выселялись народы Прибалтики. В 1944 г. из Крыма и Северного Кавказа выселили крымских татар, чеченцев, ингушей, балкарцев, калмыков, карачаевцев, всего около 650 тыс. человек и т.д. Этот процесс продолжался и после войны. Цель сталинских перемещений состояла в том, чтобы сломать общество, изменяя географию проживания людей, их статус, занятия, а также вселить страх.

    Во внешней политике тоталитаризм проявлялся в навязывании своей точки зрения другим народам.

    В экономике - была ликвидирована многоукладность и установлена так называемая единая общественная собственность на средства производства. При той обстановке, когда народ был отстранен от власти, от распоряжения этой собственностью эта собственность стала собственностью партийно – государственной бюрократии, но не народа. Сформировались внеэкономические административно – командные методы хозяйствования. Хозяйственная политика основывалась на подстегивании экономики, на скачках, экономика развивалась за счет народа. Действовало жесткое централизованное планирование всей экономики. Проведена форсированная индустриализация за счет крестьянства. Была проведена насильственная коллективизация в сельском хозяйстве.

    В социальной сфере – осуществлялись массовые репрессии против людей, уровень жизни советского народа был низок. Реальные доходы в первые 10 лет индустриализации снизились, ухудшилось качество жизни, особенно в деревне. Быстрый рост денежных доходов, вызванный непомерной денежной эмиссией, перекрывался еще более быстрым ростом цен; в городах и на стройках распространилась карточная система снабжения.

    В деревне, где карточное снабжение отсутствовало, каждый неурожайный год вызывал страшный голод, возросла смертность, замедлился естественный прирост населения. Советский Союз превратился в страну с сокращающимся населением.

    В идеологии – сформировался культ вождя, режим личной власти, действовал классовый подход к идеологии, культуре, подавление свободной личности.

    Долгие годы существования такой системы создали адекватный этой системе тип социальной психологии, специфическую систему жизненных ценностей и приоритетов. Сдвиги в массовом сознании – это, как считают некоторые историки, самое труднопреодолимое наследие административно-командной системы.

    Можно ли было построить другое общество? Существует 2 точки зрения на данную проблему. Одни историки говорят, что если бы не Сталин, то такой системы не было бы. Вторая точка зрения состоит в том, что другого общества в Советской стране быть не могло, что административно – командная система наиболее полно соответствовала тому уровню развития страны, тому типу политического мышления, которое называют казарменно-коммунистическим, авторитарным. На лекции подробно будет рассмотрен этот вопрос.

    Необходимо выделить объективные условия , породившие административно-командную систему. Существовало враждебное внешнее окружение. Советской стране приходилось в одиночку строить социализм, не было опыта проведения социалистических преобразований. Страна была экономически отсталой и пережила крупные политические потрясения – революцию, гражданскую войну, которые, несомненно, сказались на обществе. Рабочий класс, который должен был стать опорой новой власти, был немногочисленен, преобладало крестьянское население. Стране необходимо было в короткие сроки дотянуться до уровня передовых развитых стран.

    Но важнейшим фактором было отсутствие в России прочных демократических традиций. В условиях царизма у населения не могли сформироваться демократические навыки. У людей не было представлений о демократии, ценности демократии, потребности в демократии. Общество находилось на разломе, было недостаточно цивилизованно, т.е. было культурно и социально отсталым. Старые традиции разрушились, а новые еще не сформировались. Все это предопределяло огромную роль государства, необходимость концентрации всей власти в руках государства.

    Изменить или смягчить эти объективные условия мог субъективный фактор – партия, ее лидеры. В партии большевиков в результате борьбы за власть лучшие кадры были уничтожены. В 20-е годы произошел резкий рост численности членов партии за счет притока новых членов с минимальным политическим опытом и теоретическим багажом. Именно они и поддержали Сталина, его вариант социализма. Эти представления о социализме наиболее полно отвечали представлениям масс. Это был упрощенный вариант, быстрый, понятный.

    Именно такой вариант социализма – административно – командная система - и был создан в Советской стране. Оценивая это общество, необходимо иметь в виду, что существует точка зрения: именно административно – командная система обеспечила прогресс СССР, страна стала индустриальной, сформировался развитый научно-технический потенциал. Другая точка зрения состоит в том, что эта система затормозила прогресс страны, она далась обществу дорогой ценой, ценой огромного числа потерянных человеческих жизней и сломанных судеб и можно было бы решить проблемы страны по-другому.

    ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

    7 апреля 1930 г. –Указ о расширении системы трудовых лагерей, переданных Главеому управлению лагерей (ГУЛАГу) в составе ОГПУ.

    12 января 1933 г. –Решение ЦК о проведении частки партии (в результате ее численность сокращается на более 1 млн. человек).

    26 января-10 февраля 1934 г. –XVII съезд партии. Во время тайного голосования за новый состав ЦК против Сталина проголосовала значительная часть делегатов.

    Январь 1936 г. –Начало новой чистки в партии, сопровождавшейся массовыми арестами.

    19-24 августа 1936 г. –открытый политический процесс над видными деятелями партии Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым и др., закончившийся расстрелом всех подсудимых.

    Октябрь 1936 г. –Чистка в аппарате НКВД.

    Май-июнь 1937 г. –Чистка командного состава армии и республиканского партийного руководства.

    1937-1938 гг. – Массовые репрессии в отношении командного состава Вооруженных сил СССР. Было репрессировано более 40 тыс. командиров. Две трети высшего командного состава было уничтожено.

    СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

    Берия Лаврентий Павлович (1899-1953) – бывший нарком (министр) внутренних дел СССР, первый заместитель председателя Совета Министров СССР, член Президиума ЦК КПСС. В июле1953 г. Пленум ЦК КПСС за преступные, антипартийные и антигосударственные действия вывел его из состава ЦК, исключил из партии. Расстрелян. Несет прямую ответственность за массовые репрессии конца 30-х - начала 50-х гг.

    Ежов Николай Иванович (1895-1940) – советский партийный государственный деятель. С 1935 г. – председатель Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б) и одновременно секретарь ЦК ВКП(б). В 1936-1938 гг. – нарком внутренних дел СССР. Генеральный комиссар государственной безопасности (1937), один из главных исполнителей:репрессий («ежовщины»). В 1939 г. арестован, расстрелян.

    Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевдоним – Коба) (1878-1953) – советский политический и государственный деятель. В социал-демократическом движении с 1898 г. После 1903 г. примкнул к большевикам. В 1917-1922 гг. – нарком по делам национальностей, одновременно в 1919-1922 гг. – нарком государственного контроля, Рабоче-крестьянской инспекции, с 1918 г. – член Реввоенсовета Республики. В 1922-1953 гг. Генеральный секретарь ЦК партии. В 1920-х гг. в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве, возглавил партию и установил в стране тоталитарный режим. На XX съезде партии (1956 г.) разоблачен культ личности Сталина.

    СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

    ГУЛАГ – Главное управление лагерей НКВД (МВД) СССР.Употребляется для обозначения системы концентрационных лагерей, существовавших при Сталине.

    Диктатура (лат. – неограниченная власть) – всеохватывающая политическая, экономическая, идеологическая власть, осуществляемая определенной группой людей во главе с их лидером. Характеризуется отсутствием разделения властей, подавлением демократии и законности, введением террора, установлением авторитарного режима личной власти.

    Индустриализация – переход от ручного труда к машинному во всех отраслях экономики. Процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства. В СССР проводилась с конца 20-х гг. на основе приоритета тяжелой индустрии с целью преодоления отставания от Запада, создания материально-технической базы социализма, укрепления обороноспособности. В отличие от других стран мира индустриализация в СССР началась с тяжелой промышленности и осуществлялась за счет ограничения потребления всего населения, экспроприации остатков средств частных собственников городе и ограбления крестьянства.

    Коллективизация – политика насильственного преобразования сельского хозяйства в конце 20-х – 30-х гг. на основе «раскулачивания» и насаждения коллективных форм ведения хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности. Репрессиям были подвергнуты массы зажиточных крестьян (кулаков), середняков и части бедноты («подкулачных»). Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г. репрессии, проводившиеся в период коллективизации, признаны незаконными.

    Культ личности – преклонение перед кем-либо, почитание, возвеличивание. В СССР период с 1929 по 1953 гг. определяется как культ личности И. В. Сталина. Был установлен диктаторский режим, ликвидирована демократия, Сталину при жизни приписывалось определяющее влияние на ход исторического развития.

    «Новая оппозиция» – группа в ВКП(б), образованная в 1925 г. Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым. Выступила на Х1V съездеВКП(б) с предложением сместить И. В. Сталина с поста Генерального секретаря ЦК, ориентировать народное хозяйство на сельскохозяйственный экспорт и промышленный импорт. Съезд осудил это выступление. Позже почти все участники группы были репрессированы.

    Репрессия (лат. – подавление) – карательная мера, наказание, применяемое карательными органами.

    Тоталитаризм (лат. – весь, полный) – государственная власть, осуществляющая полный (тотальный) контроль над всеми сторонами общества при авторитарном режиме руководства.

    Социалистическая доктрина нашла наиболее последовательное и устойчивое воплощение в политическом и социально-экономическом устройстве СССР.

    Советские идеологи приложили огромные усилия для того, чтобы доказать, что экономическая система СССР опирается на общенародную собственность и служит подъему материального и духовного благосостояния каждого гражданина. Но на самом деле фундаментальный принцип организации советской экономики, прямо следовавший из социалистической доктрины в ее марксистско-ленинском варианте, состоял в полном, тотальном огосударствлении народного хозяйства.

    Это означает, что только государство было собственником производственных ресурсов и только государство могло принимать экономические решения. Вся экономическая жизнь подчинялась административным распоряжениям органов власти. На протяжении советской истории государство стремилось наладить всеобъемлющий и всепроникающий контроль над экономикой, и отступления от этой тенденции возникали только тогда, когда пороки сверхбюрократизации начинали подтачивать устойчивость самой власти. В этой системе не было места человеку как самостоятельному максимизирующему экономическому субъекту; работники были полностью отчуждены от владения и управления средствами производства.

    Советский государственный социализм не признавал частной собственности, рынка и рыночного саморегулирования. С рыночной организацией экономической деятельности советские идеологи связывали только эксплуатацию, кризисы и «загнивание капитализма». Однако самое жестокое угнетение человека было уделом именно советской системы, в которой материальные и социальные блага перераспределялись с помощью внеэкономических методов в пользу партийно-бюрократической верхушки-«номенклатуры».

    Всевластие государства в экономики и других сферах жизни и управление исключительно с помощью бюрократических методов позволяют определить советскую систему как командно-административную и тоталитарную и отличать ее от многочисленных авторитарных стран современного мира, где контроль государства ограничивается политической сферой /6, с.265/.

    Из тоталитарной природы советской экономики и отрицания рынка логически вытекал второй принцип организации народного хозяйства - планирование. Он занимал в советской идеологии особенно «почетное» место, поскольку объявлялся инструментом бескризисного, сбалансированного и динамичного развития экономики, способного обеспечить историческую победу социализма над капитализмом. Не трудно увидеть, что принцип планирования был практическим воплощением социалистической идеи об управлении экономикой из единого центра.

    Государственный план представлял собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям и организациям народного хозяйства и регламентирующих ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности.

    Социалистическое планирование состояло в следующем. На основе партийных установок и анализа экономического состояния центральные государственные органы принимали экономические решения, носившие обязательный характер для исполнителя, и контролировали выполнение решений. Главным плановым документом был пятилетний план, содержащий перечень заданий по производству и продаже продукции в отраслевом и региональных разрезах. Составляя этот документ, государство исходило не только из объективных экономических потребностей и критериев, сколько из политических и социально-экономических задач, поставленных высшим руководством. Опираясь на пятилетний план, органы экономического управления разрабатывали задания для всех иерархических уровней вплоть до отдельного предприятия.

    Это определяло принципиальную особенность экономической деятельности в рамках советской системы: лица, принимавшие решения, были обязаны руководствоваться государственными плановыми заданиями, а не экономическими соображениями максимизации прибыли. Цены на сырье и готовую продукцию, оплата труда работников, условия сбыта и все прочие экономические критерии, как правило, не оказывали влияния на решения директоров предприятий и других хозяйственных руководителей. Их главная задача состояла в выполнении плана.

    Например, цены не выполняли ни информационных, ни балансирующих функций, присущих им в рыночном хозяйстве, а служили главным образом для измерения и учета произведенной продукции, потому что многие плановые задания давались в стоимостном выражении. На потребительском рынке цены тоже строго задавались государством, и производители или продавцы не имели права их изменить даже при резком не соответствии спроса и предложения. Розничные цены были постоянны и применялись обычно на всей территории страны. Поэтому они часто указывались непосредственно на изделии - печатались, выбивались на металле и т.п./18, с.211/.

    В советской системе не было места и конкуренции. Она объявлялась одним из главных пороков капитализма, ведущим к растрате материальных ресурсов, и целенаправленно искоренялась - например, путем борьбы с «дублированием» производственных мощностей, т.е. выпуском одинаковой продукции на разных предприятиях. Кроме того, поощрялась концентрация производства - создание крупных предприятий - для экономии удельных расходов. Все это обернулось необыкновенно высокой степенью монополизации советской экономики и диктатом производителя над потребителем, полностью лишенным права выбора.

    Социалистическое планирование отвечало идее советских послереволюционных марксистов об организации экономики как единой фабрики. Если все шахты, заводы и магазины принадлежат государству, то зачем нужны деньги и цены в расчетах между ними? Разве хозяин капиталистического предприятия допускает отношения купли-продажи между цехами своего завода? Советское руководство не смогло реализовать идею экономики как единой фабрики просто в силу технических сложностей управления огромным хозяйством, но она полностью соответствует духу марксистской теории, а в годы наиболее жесткой политической и экономической диктатуры народного хозяйства СССР заметно приближалось к этому идеалу.

    Три черты характеризовал планирование как метод управления социалистическим хозяйством. Во-первых, это централизованность, то есть распределение заданий центральным государственным органом - Госпланом- или другими уполномоченными органами, во-вторых, - директивность, или обязательность для исполнения, и в-третьих, - адресность, то есть доведение задания до конкретного предприятия-исполнителя. Кроме того, советские теоретики приписывали социалистическому планированию «научность» как фундаментальную особенность, противопоставляющую социалистическую экономику анархии капиталистического рынка, хоть на самом деле план был инструментом реализации политических и экономических установок государственной власти и, как правило, не учитывал объективных экономических пропорций и тенденций.

    Попытки придать планированию «научный» характер постоянно наталкивались и на неразрешимые методологические проблемы составления плана и контроля за его исполнением. Как следует давать плановые - задания в натуральной форме или в стоимостном выражении? Нужно ли расписывать задания детально или можно допустить укрупненные показатели, дающие предприятиям некоторую свободу для маневра? Нужны ли специальные задания по внедрению достижений научно-технического прогресса? Эти и аналогичные вопросы составляли основной предмет социалистической политэкономии, причем вплоть до конца советской экономики они так и не нашли однозначного решения, а методология планирования часто менялась /20, с.31/.

    Тотальная государственная собственность и принудительное планирование в сочетании с уравнительной идеологией порождали внеэкономический характер распределения материальных благ. Материальное богатство и социальный статус человека зависели от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе, это воспроизводило принципы феодального устройства общества и было огромным шагом назад в магистральном движении человеческой цивилизации к свободе и автономности индивида.

    Таким образом, командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономики, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

    Конечно, реальная практика функционирования советской системы была сложнее и разнообразнее. Например, после смерти Сталина стали допускаться некоторые формы негосударственной хозяйственной деятельности в виде «индивидуальной трудовой деятельности» или работы на собственном земельном участке, но это официально рассматривалось как временные уступки и действительно нарушало чистоту «социалистической идеи». В 60-80 годы до начала перестройки предпринимались попытки расширить хозяйственную самостоятельность предприятий и усилить так называемое «экономическое стимулирование» рабочих. В этот же период экономические подходы стали проникать в хозяйственную практику и в неофициальной форме.

    Кроме того, социалистическую экономику нельзя сводить к советской системе. Народное хозяйство социалистических стран Восточной и Центральной Европы отличалось от советского, в частности, меньшей долей предприятий-гигантов, более высоким развитием потребительского сектора и наличием частного предпринимательства в мелком производстве, сфере услуг и сельском хозяйстве. Например, в Польше сельское хозяйство вообще не подвергалось принудительной коллективизации и оставалось частным. Но дальше всех отошла от советской модели Югославия, где была предпринята попытка построить «самоуправленческий социализм». В югославской системе предприятия находились, по крайней мере формально, в собственности не государства, а трудовых коллективов. Это определило большую гибкость, самостоятельность предприятий и даже наличие элементов конкуренции, но югославская социалистическая модель в конечном счете оказалась нежизнеспособной /15, с.245/.

    К середине 80 годов советская экономика столкнулась с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных и трудовых ресурсов, а также с падением доходов от экспорта энергоносителей. Особенно тревожным для советского руководства стало растущее отставание от Запада в научно-технической и военной областях. СССР потерял положение второй экономической державы мира, уступив это место Японии. В этих условиях необходимость глубоких реформ в СССР стала для всех очевидной.