Предложения с сочинительной связью примеры. Что такое сочинительный и подчинительный тип связи


Бессоюзная и союзная связь

между частями сложного предложения

Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия


  • продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе;
  • систематизировать знания о бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связи между частями сложного предложения;
  • отрабатывать навык выполнения задания данного типа

Задание по данной теме

в КИМах формулируется

следующим образом:

Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной (подчинительной) связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Чтобы выполнить это задание,

попробуйте составить

алгоритм действия


Алгоритм выполнения

данного задания

Определите количество грамматических основ в предложении

Одна грамматическая

Две и более

грамматических основ

предложение

предложение

сочинённое

подчинённое

бессоюзное


Алгоритм выполнения

задания

Найди предложение, в котором

более двух грамматических основ

Установи тип связи между простыми предложениями

в составе сложного

сочинительный тип связи:

предложения

относительно

самостоятельны, связаны

союзами И, ДА(=И), НО,

ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО),

А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…

подчинительная связь: от

главного предложения придаточному можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО,

КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО,КОТОРЫЙ …

бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу


Бессоюзное сложное предложение

, .

(перечисление фактов)

; .

(перечисление фактов, предложения распространены, осложнены)

Весело и беззаботно поют птицы , порхают бабочки.

Кусты орешника разрослись по берегам ручья ; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы.

: [ причина ].

(потому что)

Осень Павел не любил : она приносила ему страдания.

: [ пояснение ].

(а именно)

Через некоторое время слышим : чибисы кричат во всё горло.

: [ дополнение ]

(и увидел, и услышал, и почувствовал)

[ → ] - [ ← ].

(противопост.)

Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Я поднял глаза : надо мной радостно сияло безоблачное небо.

: [ дополнение ].

(как, что)

[ время, условие ] - .

(когда, если)

- [ вывод (так что) ].

Вдруг Павел почувствовал : чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки.

Настанет утро двинемся в путь.

Назвался груздем полезай в кузов.

Солнце дымное встаёт будет день горячий.

Сыр выпал с ним была плутовка такова.


Сложносочинённое предложение

, сочинительный союз .

[ Упали две-три крупные капли дождя ] , и [ вдруг блеснула молния ] .

[ Лишь ивол ги кричат ] , да [ кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы ] .

То [ солнце тусклое блестит ] , то [ туча чёрная висит ] .

Не то [ светало , не то [ темнело ] .

Сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

И, да(и), тоже, также; ни..., ни; как..., так и

Разделительные

А, но, да(но), зато, однако, же и др.

Или, либо, то..., то..., не то..., не то...


Сложноподчинённое предложение

, ( подчинительный союз …) .

( Подчинительный союз …) , .

[… , ( подчинительный союз …) , … ] .

[ Я вернулся в город ] , (где прошло моё детство ).

(Если открыть окно ) , [ комната наполнится ароматом летних цветов ].

[ Отец, ( когда вернулся с рыбалки) , похвастался невиданным уловом ] .

Виды придаточных предложений .

Определительные

Изъяснительные

Какой? Чей?

Союзные слова

Обстоятельственные

Вопросы косвенных падежей

Что, как, чтобы, будто, словно.

Какой, который, каков, чей, кто, что, где

Указательные слова

Смысловые вопросы

Тот, такой, таков, всякий, любой

Кто, что, чей, как отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько.

Я живу в доме, который находится на краю деревни [..сущ.], (который).

[Он знал], (что основа всего – нравственность).


Придаточные обстоятельственные

Где? Куда? Откуда?

[ Никогда не возвращайся туда], где был счастлив. […туда], (где…).

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Сравнения

Как? Насколько?

Образа действия и степени

(Когда открыл окно), [комната наполнилась ароматом цветов] . (Когда…), .

Как? Каким образом? В какой мере? до какой степени?

[Герасим вырос немой и могучий], (как дерево растёт на плодородной почве). , (как …).

Зачем? С какой целью? Для чего?

[Дядюшка пел так], (как поёт простой народ).

, (как …).

При каком условии

[Всякое дело надо любить], (чтобы хорошо его делать). , (чтобы …).

Почему? Отчего?

По какой причине?

[Куплю новый телефон], (если будут деньги).

, (если …).

Следствия

[Я не пришёл в школу], (потому что заболел).

, (потому что …).

Что из этого следует

Несмотря на что? Вопреки всему?

[Погода была холодная, ветреная], (так что сугробы намело высокие). , (так что).

[ Мы вышли на прогулку], (хотя шёл дождик).


Инструкция по работе

с учебным тренажёром

  • Каждое задание имеет несколько вариантов ответа. Вы должны выбрать один правильный.

2. Если вы выбрали правильный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «плюс» (правильно).

3. Если вы выбрали неверный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «минус» (неправильно).

4. Переход к следующему заданию осуществляется щелчком мыши.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. Но навесной обстрел противника не утихал. Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю.


Проверьте свои знания

Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. Серёже удалось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лёд, снега. Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. Лазить по скалам было опасно. Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. Она всё ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–3 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7) Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было .


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. Но и уезжать надолго не приходилось. Самый первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые...


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. Бабушка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремоту. (4) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от неё со всей своей суетой. Лишь грохот войны ещё слышала она и вздрагивала от этого грохота. И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. С напряжёнными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолёт. Эта собранность моряков передалась ребятам: они стали сдержаннее. Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками.


Проверьте свои знания

Туловище у кайры вальковатое, ноги отодвинуты далеко назад, а пальцы соединены плавательными перепонками. По земле она передвигается медленно и неуклюже, взлететь может только со скалы и с воды. (3) Она отлично плавает, а нырять может на глубину до десяти метров, под водой передвигается с помощью крыльев. Весит кайра до двух килограммов, мясо её съедобно. Единственное яйцо она кладёт прямо на скалы, оно имеет такую форму, что не скатывается с камней. Яйцо кайры равно по весу двум куриным и не уступает им в питательности. Местные промышленники собирают яйца кайры также и для приманки песцов.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Дни стоят уже необычно тёплые. В весеннем воздухе разлита прохлада. Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идёт огромная работа. День и ночь корни всеми своими мочками вбирают влагу из земли, обильно напоённой недавно стаявшим снегом. Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели серёжки на ольхе, хотя корни лежат ещё под снегом. На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры. Я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. Боль стала моей неразлучной спутницей. (….. Она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Девочка звала собаку к себе:

Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь? Ну, пойди же!

Но Кусака не шла: боялась.

Старик разгладил длинную бороду.

Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Старик, наклонившись к самому уху мальчика, прошептал что-то.


Проверьте свои знания

Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался. Я повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

– Ого! – сказал Мишка. – Где достал? Дашь мне его домой?

– Нет, не дам: это подарок.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла. Тут Мишка говорит:

– Не дашь, значит, самосвал?

И протянул мне коробку от спичек. Я взял её, открыл и сначала ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

– Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47.. Таня! Загляни в шкатулку!

– Нету, – тихо сказала Таня. – Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.

Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…


Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир! (4… Краб неделю просидел под кроватью. Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6…) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.


на уроке

МОЛОДЦЫ!

Знания прочные:

можно работать с тестом

БУДЬТЕ

ВНИМАТЕЛЬНЫ

Было много ошибок:

нужно повторить правило


Всем

спасибо

за работу!


  • Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
  • Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.

4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/6?page=3

Использованный материал

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цель урока: актуализировать и обобщить ЗУН, необходимых для творческого развития учащихся, полученные ранее по теме «Сложное предложение», в новых условиях, формировать умения обосновывать признаки сложного предложения с разными видами связи.

Задачи:

  1. Определять виды связи между простыми предложениями в составе сложного.
  2. Способствовать развитию речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе , мотивировать на преодоление интеллектуальных трудностей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный дидактический материал для групповой, индивидуальной работы.

Методы: методы и приемы интерактивного обучения, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок-практикум

ХОД УРОКА

На слайде:

1. Стадия «Осмысления». Слайд 1.

Обратите внимание на монитор . Прочитаем высказывания известных писателей:

Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия.

Максим Горький

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.


Подписи к слайдам:

Мысли великих писателей Надо отучаться от короткой фразы, она уместна только в моменты напряженного действия. Максим Горький Л.Н.Толстой Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать.

СОЮЗНЫЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ: части автономны и связаны интонацией и сочинительные союзы БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ: части зависят друг от друга; подчинительные союзы и союзные слова СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: части автономны; интонация СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложные предложения c разными видами связи

Сочетания видов связи сочинение и подчинение сочинение и бессоюзная связь сочинение и бессоюзная связь сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ КАК, И Сырой ветер шумел в лесах, и было слышно, как весело и звонко шумят ручьи. Сырой ветер шумел в лесах. Было слышно. Весело и звонко шумят ручьи.

СОЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилАсь. Крапива обожгла мне руки. Спина ныла. Голова кружилась. , И,

ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ КОГДА НАСТУПИЛА ВЕСНА, СОЛНЦЕ СТАЛО СВЕТИТЬ ЯРЧЕ, ПОЯВИЛИСЬ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ, РАСПУСТИЛИСЬ ЦВЕТЫ НА ЛУГАХ. Наступила весна. Солнце стало светить ярче. Появились листья на деревьях. Распустились цветы на лугах. , КОГДА,

СОЧИНЕНИЕ + ПОДЧИНЕНИЕ + БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ На лугах созревали травы, в некоторых хозяйствах начали косить, и надо было смотреть, как шла работа. На лугах созревали травы. В некоторых хозяйствах начали косить. Надо было смотреть. Шла работа. КАК, И,

Задание 1 Составьте предложение с разными видами связи, используя терминологию своей тематической группы. Мимикой и жестами изобразите предложение.

Творческая работа Прочитайте шуточные инструкции и сократите до одного простого предложения.

Составила: Кузнецова Елена Валерьевна, ГКСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа»


В которых имеется подчинительная или сочинительная связь, значительно отличаются от аналогичных словосочетаний и простых предложений. Далее в статье рассмотрим основные различия упомянутых конструкций.

Общие сведения

Если говорить о словосочетаниях и простых предложениях, то справедливо заметить, что подчинительная связь может проявляться только в первом варианте, в то время как сочинительный тип чаще употребляется во втором. В последнем случае выполняется задача преобразования в распространенную конструкцию, создавая ряды однородных членов. В сложных структурах сочинительная и подчинительная связь не имеет таких резких отличий. Это связано с тем, что одно и то же высказывание можно оформить с использованием союзов и того, и другого типа.

Первое отличие

Применение сочинения и подчинения помогает определить смысловые отношения, существующие в простых и сложных формулировках. При этом имеет место различие в самой структуре высказывания. Так, сочинительная связь не создает таких четких границ. При использовании второго типа соединения выделяются части высказывания с указанием необходимости уделить определенному фрагменту сообщения больше внимания.

Таким образом, можно сказать, что используемые в разных вариантах союзы отличаются тем, как они выявляют связи в выражениях. В случае с подчинительной связью такие виды отношений, как уступительные, условно-следственные и причинно-следственные, принимают однозначную форму. При этом они выражаются союзами "хотя", "потому что", "если". Сочинительная связь в предложении позволяет использовать один и тот же союз. В качестве него выступает соединительный элемент "и". Но существуют такие ситуации, когда сочинительные союзы "а" и "но", которые обычно считаются противопоставительными, могут придавать высказыванию оттенок уступки, условия, следствия, сравнения и сопоставления. В выражениях, имеющих форму побуждения, союзы могут создавать в сообщении условие, которое в подчинительном предложении выражается элементами "если (вместо этого допускается использование частицы "не")… то". Некоторое взаимодействие обнаруживается между сочинением и подчинением за счет того, что их нельзя считать абсолютно противоположными понятиями.

Второе отличие

В сложных конструкциях сочинительная связь является важным самостоятельным элементом. Зато в простых структурах ее задачей считается определение отношений между членами однородной последовательности. Кроме того, в простую конструкцию сочинительная связь включается для того, чтобы обогатить высказывание дополнительными членами. Так происходит преобразование его в распространенное. В структурах, состоящих из нескольких частей, сочинительная связь имеет большее значение.

Третье отличие

Если сравнивать подчинение и сочинение с бессоюзием, то последние два вида связи имеют много общего. Это объясняется смысловым отношением внутри конструкции. Так, сочинительная связь выявляет их в выражении в меньшей степени. Однако сравним их более подробно. Сочинительная связь является не только синтаксическим, но и лексическим способом взаимодействия. Таким образом, отношения, возникающие между фразами, не имеют конкретного значения, а лишь получает определенную характеристику. Сочинительные союзы могут также сочетаться с подчинительными и различными лексическими элементами. При этом создаются разнообразные синтаксические конструкции. В качестве примеров союзного соединения можно привести разнообразные сочетания служебных частей речи "и", "вот", "а", "ну", "поэтому", "потому", "значит". Подчинительные союзы не нуждаются в дополнениях, так как сами могут создавать четкие границы для смысловых отрезков.

Особые случаи

Если сочинительная или бессоюзная связь не позволяет в полной мере изучить отношения, существующие в данных предложениях, то необходимо обратиться к дополнительным факторам. Ими может являться общее строение высказывания, а также присутствующие в нем вводные слова, частицы, различные местоимения, обороты. Кроме того, выделять отдельные части и указывать на их особенности могут наклонения и формы времени. В союзных конструкциях значение условия и следствия проявляется заметнее тогда, когда происходит взаимодействие повелительного наклонения в первом предложении (в случае со сложной формулировкой имеется в виду главная её часть) и других наклонений или иных форм времени, находящихся во втором элементе (в придаточной части).

Четвертое отличие

В сложных предложениях подчинительная связь менее многогранна, чем в словосочетаниях и простых фразах. Встречаются случаи, когда часть смысла сложной конструкции, образованной из совокупности простых, не реализуется. Это может быть связано с тем, что вероятно возникновение противоречия значению подчинительного союза, а также его полному изменению. Примером может стать соединительный элемент "когда". Он используется в подчинительных предложениях. Основным его значением является показатель времени. Однако если в главной части предложения описываются какие-либо чувства, эмоции или чье-то состояние, то данный союз может из временного превратиться в следственный. Когда же в придаточном предложении что-либо оценивают, пытаясь определить важность или значимость, то элемент "когда" приобретает целевое значение. Кроме того, этот союз может обладать сопоставительным значением и нести в себе указание на несоответствие.

ТЕМА: «Сложное предложение с разными видами связи». 9 класс

Цель: Дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи и пунктограммы в них.

Контроль знаний: Вспомнить, какие мы изучили сложные предложения, виды связи в этих предложениях и сочинительные, подчинительные союзы.

Ход урока.

1.Организационный момент. Напишите сочинительные и подчинительные союзы.

2. Проверка знаний. Назовите сочинительные и подчинительные союзы. В чем отличие союзов от союзных слов? Что называется сложносочинённым, сложноподчинённым и бессоюзным предложениями?

3.Новая тема: Сложные предложения с разными видами связи.

В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи соединительных союзов, другие – при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи – без союзов. Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что два или даже три тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.

Надпись на доске

1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями (союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

[..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].

2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1-я часть простое предложение;

2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

[ = - ]; [ = ], (что =).

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

Например:

[ = - ]; [=],(что =).

В сложных предложениях с сочиненной и подчиненной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Например:

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

[=-], и (хотя =-), но[=].

По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

И, (хотя …), .

III . Практическая работа.

- Выполняем упр. 538.

Задание. Запишите II предложение и составим схем.

[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

[ - = ], и [ = ], [ - = ], [ - = ], и [ - = ]

осложнено однородными обстоятельствами

Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

2 часть - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

- Вывод: Разнообразие синтаксического строя -одно из проявлений богатства, выразительности языка, речи.

- Выполняем упр. 539.

СПП → СПБ → СП разн. → СПП → простое.

1. А ландыши растут на круче, где папоротники дремуче, где ели хмуры, бородатые, где заблудилась я когда-то.

2. Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.

3. Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.

4. Я испугалась, огляделась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали.

5. И – ни тропинки, ни следочка!

IV Д/З Конспект; повтор §202, 203, 205, 216.

Упр. 545.