Придумайте свое вступление к сказкам по телефону. Урок - игра по произведению Джанни Родари. «Сказки по телефону». методическая разработка по литературе (5 класс) на тему. Женщина, которая считала «апчхи!»


Урок-игра «Своя игра».

Тема: Джанни Родари. «Сказки по телефону».

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Дж. Родари; показать своеобразие жанра сказок Дж. Родари; развивать навыки анализа текста.

Оборудование: выставка книг
Ход урока

1. Организационный момент.

Деление на три команды. Знакомство с условиями и правилами игры.

2. Слово учителя о Джанни Родари.
Детский поэт, писатель Дж. Родари (1920-1980) прославился в нашей стране раньше, чем у себя на родине, благодаря прекрасным переводам С.Я.Маршака.

Детство. Он родился в маленьком итальянском городке Оменья, там, «где зреют апельсины, и лимоны, и маслины и так далее». Жизнь его была совсем не лёгкой. Отец Джанни был бу-лочником, и мальчик рано узнал, чем пахнут ремёсла. И ему, и братьям нужно было помогать отцу. После смерти отца семья переехала в поисках работы в город Варезе, где матери уда-лось найти место служанки в богатом доме.

Учёба. Джанни Родари понял, что единственное средство выбраться из нужды, помочь семье – это учёба, образование: они могут дать достойную работу и лучшую жизнь. Он снача-ла учился в духовной семинарии, а потом в университете.

Работа. Учитель. В молодости работал учителем начальных классов, очень дружил с детьми и придумывал для них весёлые игры.

Журналист. Затем стал журналистом, вёл в газете страницу для детей. Однажды в редакцию пришло письмо от одной женщины. «Я живу в тёмном и сыром подвале, - писала она. – В этом подвале растёт мой мальчик, его зовут Чиччо. Напиши стишок для него.» так появилось стихотворение «Чиччо».

Чиччо в подвале живёт у помойки,

Спит на скрипучей, расшатанной койке,

Стол хромоногий да табурет –

Больше в подвале мебели нет…
Есть на земле и сады, и поляны,

Тысячи брызг рассыпают фонтаны.

В тёмном подвале по стенке всегда

Медленной струйкой стекает вода.


С тех пор Дж. Родари стал писать стихи и сказки для детей в «Детский уголок» своей газеты.

Творчество. Вот что рассказывает о начале своего творческого пути сам писатель: «Уже несколько лет прошло с тех пор, как я перестал преподавать, но, взявшись за перо, я представил себе, что на меня устремлены глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки

или весёлые истории… Так я начал писать для малышей так называемые «филастрокке», или «чепушинки». Форма этих стихотворений взята из итальянского детского фольклора».

Дж. Родари писал много весёлых, легко запоминающихся стихов о жизни детей, их заботах и мечтах, придумал чепушинки, считалочки, колыбельные и, конечно же, сказки. Самая известная из них – повесть-сказка «Приключения Чиполлино», затем «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону», «Торт в небе».

В 1970 году писателю присуждена Международная премия имени Ханса Кристиана Ан-дерсена за его поучительные и радостные сказки и стихи для детей.

Особенно поэтичны «Сказки по телефону», в которых звучат фольклорные мотивы, остроумно сочетающиеся с современной действительностью. Насмешливые сказки предостерегают детей от безделья и чванства, обжорства и грубости, учат быть внимательными к людям, добрыми и справедливыми.

3. Ход игры.

Учащиеся трёх команд по очереди выбирают сказку Дж. Родари из сборника «Сказки по телефону» и стоимость вопроса. Ответ начинает та команда, которая будет готова вперёд. В случае верного ответа команда получает столько баллов, сколько он был оценён. Если дан неверный ответ, баллы не засчитываются, а право ответа на этот вопрос переходит следующей команде.

В игре встречаются следующие сектора:

1) «Кот в мешке»: вопрос передаётся другой команде.

2) «Своя игра»: в случае правильного ответа вся сумма баллов удваивается.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.


«Тонино-невидимка»


«Война колоколов»


Пауза «Это интересно!»


«Вопросы наизнанку»

2. Мальчик-невидимка.

5. Старая Пословица всегда …

«Тонино-невидимка»
10б. Почему Тонино пожелал

стать невидимкой?


20б. Какую «забаву» придумал

Тонино на радостях?


30б. Почему мальчику скоро

наскучило быть невидимкой,

и он пожалел о своём желании?
40б. «Своя игра». Кто заметил

плачущего Тонино во дворе дома?


50б. Что сделало Тонино опять

видимым?

«Человек, который хотел украсть Колизей»
10б. Почему один человек

захотел украсть Колизей?


20б. Куда он складывал камни,

украденные из Колизея?


30б. «Кот в мешке».

Уменьшился ли Колизей с годами?


40б. Где решил провести

последние минуты своей жизни

человек, который хотел украсть

Колизей?


50б. Какое открытие сделал

перед смертью старик,

главнокомандующих враждебных

сторон в войне,

разразившейся не на жизнь, а на смерть?


20б. Для чего приказали

главнокомандующие снять

все колокола в своих странах и расплавить их?
30б. Что произошло после выстрела из пушек, отлитых из колоколов?
40б. О чём звонили колокола со всех сторон?
50б. Где был слышен звон колоколов?

«Про мышь, которая ела кошек»
10б. Почему всё, что съела

библиотечная мышь

(кошка, собака, носорог, слон и т.д.),

напоминало вкус бумаги и отдавало чернилами?


20б. В чём мышь упрекала

своих племянников?


30б. «Своя игра». Почему

в лапы к коту попала именно

библиотечная мышь, а не её племянники?
40б. Чему поучал кот библиотечную мышь?
50б. «Кот в мешке». Как удалось

мыши спастись от когтей кота?

«Вопросы наизнанку»
10б. Почему на вопросы любознательного

мальчика никому не удавалось ответить?


20б. «Своя игра». Для чего почемучка

удалился от людей на вершину горы?


30б. Какой вопрос наоборот почемучка

придумал, когда состарился

и у него выросла борода?
40б. Куда записывал свои

вопросы почемучка?


50б. Какое открытие сделал

учёный, исследовавший жизнь

почемучки после его смерти?

Пауза. Кроссворд «Сказки по телефону»
1. Что выросло у почемучки от бесконечных вопросов наизнанку?

2. Мальчик-невидимка.

4. Что по вкусу напоминали библиотечной мыши съеденные кошки и собаки?

5. Старая Пословица всегда …

6.Кому шепнула Старая Пословица: «Своя работа – верный выигрыш», и тот проиграл?

Предварительный просмотр:

«Тонино-невидимка»

10б. Почему Тонино пожелал стать невидимкой? (Тонино не выучил уроки и боялся, как бы его не спросили)

20б. Какую «забаву» придумал Тонино на радостях? (Носился по классу, дёргал товарищей за вихры, опрокидывал чернильницы, так он перессорил всех ребят, в кондитерской украл сласти, бесплатно ездил в троллейбусе)

30б. Почему мальчику скоро наскучило быть невидимкой и он пожалел о своём желании? (На Тонино никто не обращал внимания, он почувствовал себя одиноким и никому не нужным)

40б. «Своя игра». Кто заметил плачущего Тонино во дворе дома? (Одинокий старичок)

50б. Что сделало Тонино опять видимым? (Сочувствие и внимание к одинокому человеку)


«Человек, который хотел украсть Колизей»

10б. Почему один человек захотел украсть Колизей? (Он хотел, чтобы весь Колизей принадлежал только ему)

20б. Куда он складывал камни, украденные из Колизея? (В подвал, на чердак, под диван, за шкаф, в корзину для грязного белья, заполнил всю квартиру)

30б. «Кот в мешке». Уменьшился ли Колизей с годами? (Колизей по- прежнему стоял на своём месте)

40б. Где решил провести последние минуты своей жизни человек, который хотел украсть Колизей? (На верхней террасе Колизея)

50б. Какое открытие сделал перед смертью старик, услышав голос ребёнка: «Моё!»? (Колизей не может принадлежать одному человеку, это общее достояние всех людей)

«Война колоколов»

10б. «Своя игра». Как звали главнокомандующих враждебных сторон в войне, разразившейся не на жизнь, а на смерть? (Наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Баста, обер-бейвсехмейстер фон Бомбах Пальбах Раздроби-вас-в-прах)

20б. Для чего приказали главнокомандующие снять все колокола в своих странах и распла-вить их? (Отлить огромную пушку, чтобы выиграть войну с одного выстрела)

30б. Что произошло после выстрела из пушек, отлитых из колоколов? (Полетел-поплыл праздничный перезвон колоколов)

40б. О чём звонили колокола со всех сторон? (Праздник настал! Мир настал!)

50б. Где был слышен звон колоколов? (Не осталось на всей земле, ни на суше, ни в океане, такого уголка, куда бы не доносился колокольный звон)

«Про мышь, которая ела кошек»

10б. Почему всё, что съела библиотечная мышь (кошка, собака, носорог, слон и т.д.), напоминало вкус бумаги и отдавало чернилами? (Мышь грызла книги с картинками)

20б. В чём мышь упрекала своих племянников? (В том, что они неучи, не знают жизни, не умеют читать)

30б. «Своя игра». Почему в лапы к коту попала именно библиотечная мышь, а не её племянники? (У неё нет жизненного опыта, она прожила всю жизнь в библиотеке и не видела настоящего кота)

40б. Чему поучал кот библиотечную мышь? (Кроме книжной премудрости, есть ещё мудрость житейская)

50б. «Кот в мешке». Как удалось мыши спастись от когтей кота? (Она приобрела житейскую мудрость, пока кот отвёл глаза, мышь забилась между книгами)

«Вопросы наизнанку»

10б. Почему на вопросы любознательного мальчика никому не удавалось ответить? (Это были вопросы наоборот, или наизнанку)

20б. «Своя игра». Для чего почемучка удалился от людей на вершину горы? (Никто на его вопросы ответить не мог, и он удалился, чтобы в одиночестве придумывать вопросы)

30б. Какой вопрос наоборот почемучка придумал, когда состарился и у него выросла борода? (Почему у бороды есть лицо?)

40б. Куда записывал свои вопросы почемучка? (В тетрадь)

50б. Какое открытие сделал учёный, исследовавший жизнь почемучки после его смерти? (Почемучка с детства привык надевать чулки наизнанку и надевал всё так всю жизнь, поэтому и не научился задавать правильные вопросы)


Родари Джанни

Сказки по телефону

Джанни Родари

Сказки по телефону

Пер. с итал. - И.Константинова, Ю.Ильин.

Паолетте Родари и ее друзьям всех цветов кожи

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА

Эта книга включает большую часть моих историй, написанных для детей в течение пятнадцати лет. Вы скажете, что этого мало. За 15 лет, если бы я писал каждый день только одну страницу, можно было бы уже иметь примерно 5500 страниц. Значит, я написал намного меньше, чем мог. И все же я не считаю себя большим лентяем!

Дело в том, что в эти годы я еще работал как журналист и делал много других вещей. Например, я писал статьи для газет и журналов, занимался школьными проблемами, играл со своей дочкой, слушал музыку, ходил гулять, думал. А думать - это тоже полезное дело. Может быть, даже самое полезное из всех других. По-моему, каждый человек должен полчаса в день думать. Это можно делать всюду - сидя за столом, гуляя в лесу, в одиночестве или в компании.

Я стал писателем почти случайно. Мне хотелось быть скрипачом, и я несколько лет учился играть на скрипке. Но с 1943 года больше не прикасаюсь к ней. Скрипка так и лежит у меня с тех пор. Я все время собираюсь добавить струны, которых не хватает, поправить сломанный гриф, купить новый смычок вместо старого, совсем растрепавшегося, и снова начать упражнения с первой позиции. Может быть, я это когда-нибудь сделаю, но пока у меня нет времени. Мне хотелось бы еще быть художником. Правда, в школе у меня всегда были плохие отметки по рисованию, и все же водить карандашом и писать маслом я всегда очень любил. К сожалению, в школе нас заставляли делать такие нудные вещи, что они могли вывести из терпения даже корову. Словом, как все ребята, я мечтал очень о многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.

Однако, сам того не подозревая, я долго готовился к своей писательской деятельности. Например, я стал школьным учителем. Не думаю, что я был очень хорошим учителем: я был слишком молод, и мои мысли витали очень далеко от школьных парт. Возможно, я был веселым учителем. Я рассказывал ребятам разные смешные истории - истории без всякого смысла, и чем абсурднее они были, тем больше дети смеялись. Это уже кое-что значило. В школах, которые я знаю, по-моему, мало смеются. Многое, что можно было бы выучить смеясь, учат со слезами - горькими и бесполезными.

Но не будем отвлекаться. Так или иначе, я должен рассказать вам об этой книге. Я надеюсь, что она будет веселой, как игрушка. Кстати, вот еще одно занятие, которому я хотел бы себя посвятить: делать игрушки. Мне всегда хотелось, чтобы игрушки были неожиданными, с выдумкой, чтобы они годились каждому. Такие игрушки долго живут и никогда не надоедают. Не умея работать ни с деревом, ни с металлом, я попытался делать игрушки из слов. Игрушки, по-моему, так же важны, как книги: если бы это было не так, ребята не любили бы их. А раз они их любят, значит, игрушки учат их чему-то такому, чему иначе научиться нельзя.

Я хотел бы, чтобы игрушки служили и взрослым, и детям, чтобы в них можно было играть всей семьей, всем классом, вместе с учителем. Я хотел бы, чтобы и мои книги были такими же. И эта - тоже. Она должна помочь родителям сблизиться со своими детьми, чтобы с нею можно было бы вместе посмеяться, поспорить. Я доволен, когда какой-нибудь мальчик охотно слушает мои истории. Еще больше радуюсь я, когда эта история вызывает у него желание говорить, высказывать свое мнение, задавать взрослым вопросы, требовать, чтобы они отвечали.

Моя книга выходит в Советском Союзе. Я очень доволен этим, потому что советские ребята - отличные читатели. Я встречал много советских ребят в библиотеках, в школах, во Дворцах пионеров, в Домах культуры - повсюду, где бывал. А теперь я вам скажу, где я бывал: в Москве, Ленинграде, Риге, Алма-Ате, Симферополе, Артеке, Ялте, Севастополе, Краснодаре, Нальчике. В Артеке я познакомился с ребятами с Крайнего Севера и Дальнего Востока. Все они были великолепные пожиратели книг. Как это здорово знать, что книга, какая бы она ни была - толстая или тонкая, - печатается не для того, чтобы лежать где-то в пыли на витрине или в шкафу, а для того, чтобы ее с отличным аппетитом проглотили, съели, переварили сотни тысяч ребят.

Поэтому благодарю всех тех, кто подготовил эту книгу, и тех, кто, так сказать, будет ее есть. Надеюсь, что она придется вам по вкусу.

Приятного аппетита!

Джанни Родари

Жил-был однажды... синьор Бьянки. Жил он в городе Варезе и был служащим одной торговой фирмы, которая продавала лекарства. Работа у него была очень беспокойная. Каждую неделю шесть дней из семи он колесил по всей Италии. Он ездил на запад и на восток, на юг и на север, и опять туда же и так включая субботу. Воскресенье он проводил дома, вместе с дочуркой, а в понедельник, едва поднималось солнце, снова отправлялся в путь. Дочка провожала его и всегда напоминала:

Слышишь, папа, сегодня вечером я опять жду новую сказку!

Надо вам сказать, что девочка эта не могла уснуть, пока ей не расскажут сказку. Мама уже по три раза перерассказала ей все, что знала: и были, и небылицы, и просто сказки. А ей все мало! Пришлось и отцу взяться за это ремесло. Где бы ни находился он, в каком бы местечке Италии ни оказался, он каждый вечер ровно в девять часов звонил домой и рассказывал по телефону новую сказку. Он их сам придумывал и сам рассказывал. В этой книге как раз и собраны все эти "сказки по телефону", и вы можете прочитать их. Они, как вы заметите, не очень длинные. Ведь синьору Бьянки приходилось платить за телефонный разговор из своего кармана, и, сами понимаете, он не мог разговаривать слишком долго. Только иногда, когда дела у него шли хорошо, он позволял себе поговорить подольше. Конечно, если сказка этого заслуживала.

Скажу вам по секрету: когда синьор Бьянки вызывал Варезе, даже телефонистки приостанавливали работу и с удовольствием слушали его сказки. Еще бы - некоторые из них мне и самому нравятся!

НЕЗАДАЧЛИВЫЙ ОХОТНИК

Возьми-ка, Джузеппе, ружье, - сказала однажды мать своему сыну, - и сходи на охоту. Завтра твоя сестра выходит замуж, и надо бы приготовить праздничный обед. Очень хороша была бы для этого зайчатина.

Джузеппе взял ружье и отправился на охоту. Только вышел на дорогу, видит - бежит заяц. Выскочил косой из-под забора и пустился в поле. Вскинул Джузеппе ружье, прицелился и нажал на курок. А ружье и не подумало стрелять!

Пум! - сказало оно вдруг звонким и веселым голоском и выбросило пулю на землю.

Джузеппе так и замер От удивления. Подобрал пулю, повертел ее в руках пуля как пуля! Потом осмотрел ружье - ружье как ружье! И все-таки оно не выстрелило, как все нормальные ружья, а звонко и весело произнесло "Пум!". Джузеппе даже в дуло заглянул, да только разве может там кто-нибудь спрятаться?! Никого там, конечно, не оказалось.

Можно предложить очень даже интересную идею для бизнеса. В данном случае бизнес может носить название «Расскажем по телефону сказки вашим детям».

Большинство родителей, в силу своей занятости, просто не находят времени рассказать детишкам сказку перед сном.

В странах, которые можно отнести к более развитым, подобная проблема смогла найти решение, пора уже попробовать и нам. Все, что потребуется для данной работы – это предусмотреть наличие телефона и добродушный мягкий голос, а также выучить как можно больше интересных сказок и историй для детей.

В данном случае вполне можно себе позволить немного и пофантазировать. Придумайте сами захватывающие и интересные истории из жизни детей, вместе с тем некоторое разнообразие можно внести в уже существующие сказки. Конечный результат полностью зависит от того насколько вы окажетесь оригинальны, поскольку вам предстоит всего за несколько минут плотного общения с малышом заинтересовать его своей историей. Ваша задача – это уговорить ребенка заснуть побыстрее, завтра Вы будите рассказывать ему новую историю или сказку.

Вполне возможно, что именно творческая сторона данного бизнеса может оказаться достаточно интересной для вас.

Сейчас несколько затронем именно практическую сторону данного бизнеса. Как всякий другой бизнес, вам предстоит его рекламировать.

Каким образом это можно сделать? Самое первое, что может придти в голову – это начать распространять в газетах объявления и визитки, однако не стоит забывать о том, что ваши клиенты не так уж и обычны, при этом вам предстоит заинтересовать не только родителей, однако и самих детей, а они же наверняка не умеют читать.

Важным вопросом также стоит отметить оплату ваших услуг. Вполне возможно договориться с городской телефонной компанией и взимать оплату за минуту общения с ребенком. При этом заказчик производит оплату сразу по завершению прочтения сказки.

В том случае, если ваш бизнес сможет набрать необходимые обороты, вполне возможно предусмотреть месячную подписку, при этом сказку для ребенка вы будите рассказывать каждый вечер. Однако в данном случае вам предстоит несколько расширить свой бизнес: необходимо будет нанять еще сотрудников, а также приобретать еще больше количество телефонных номеров, поскольку один человек не сможет осилить нагрузку, все детишки в основном ложатся спать в одно и то же время.

Данный бизнес окажется весьма интересным и новым в нашей стране. На сегодняшний день подобное предложение встретить практически не возможно. Это позволяет говорить о том, что данная ниша на рынке совершенно свободна.

Страница 1 из 8

Жил-был однажды… синьор Бьянки. Жил он в городе Варезе и был служащим одной торговой фирмы, которая продавала лекарства. Работа у него была очень беспокойная. Каждую неделю шесть дней из семи он колесил по всей Италии. Он ездил на запад и на восток, на юг и на север, и опять туда же – и так включая субботу. Воскресенье он проводил дома, вместе с дочуркой, а в понедельник, едва поднималось солнце, снова отправлялся в путь. Дочка провожала его и всегда напоминала:

– Слышишь, папа, сегодня вечером я опять жду новую сказку!

Надо вам сказать, что девочка эта не могла уснуть, пока ей не расскажут сказку.Мама уже по три раза перерассказала ей все, что знала: и были, и небылицы, и просто сказки. А ей все мало! Пришлось и отцу взяться за это ремесло. Где бы ни находился он, в каком бы местечке Италии ни оказался, он каждый вечер ровно в девять часов звонил домой и рассказывал по телефону новую сказку. Он их сам придумывал и сам рассказывал. В этой книге как раз и собраны все эти «сказки по телефону», и вы можете прочитать их. Они, как вы заметите, не очень длинные. Ведь синьору Бьянки приходилось платить за телефонный разговор из своего кармана, и, сами понимаете, он не мог разговаривать слишком долго. Только иногда, когда дела у него шли хорошо, он позволял себе поговорить подольше. Конечно, если сказка этого заслуживала.

Скажу вам по секрету: когда синьор Бьянки вызывал Варезе, даже телефонистки приостанавливали работу и с удовольствием слушали его сказки. Еще бы – некоторые из них мне и самому нравятся!

– Возьми-ка, Джузеппе, ружье, – сказала однажды мать своему сыну, – и сходи на охоту. Завтра твоя сестра выходит замуж, и надо бы приготовить праздничный обед. Очень хороша была бы для этого зайчатина.

Джузеппе взял ружье и отправился на охоту. Только вышел на дорогу, видит – бежит заяц. Выскочил косой из-под забора и пустился в поле. Вскинул Джузеппе ружье, прицелился и нажал на курок. А ружье и не подумало стрелять!

– Пум! – сказало оно вдруг звонким и веселым голоском и выбросило пулю на землю.

Однажды в Болонье на самой главной площади построили дворец из мороженого. И ребята сбегались сюда со всех концов города, чтобы полакомиться хоть немножко.

Крыша дворца была из взбитых сливок, дым, что поднимался над трубами, из фигурного сахара, а сами трубы – из цукатов. Все остальное было из мороженого: двери из мороженого, стены из мороженого, мебель из мороженого.

Один совсем маленький мальчик ухватился за ножку стола и стал уплетать ее.

– Мама, я пойду гулять? – Иди, Джованни. Только будь осторожен, когда станешь переходить улицу.

– Ладно, мама. Пока!

– Ты всегда такой рассеянный…

– Да, мама. Пока!

И Джованни весело выбежал из дома. Поначалу он был очень внимателен. То и дело останавливался и ощупывал себя:

– Все на месте? Ничего не потерял? – и сам же смеялся.

Женщина, которая считала «апчхи!»

В Гавирате жила одна женщина, которая целыми днями только и делала, что считала, кто сколько раз чихнет, а потом рассказывала об этом своим приятельницам, и они вместе долго судачили про эти «апчхи!»

– Аптекарь чихнул семь раз! – рассказывала женщина.

– He может быть!

– Клянусь вам! И пусть у меня отвалится нос, если я говорю неправду!