Приметы и суеверия перед экзаменом. Приметы перед экзаменом на удачу и суеверия для успешной сдачи в институте или школе


Сегодня я расскажу о приметах, связанных с порогом дома, и, весьма вероятно, напишу на тему примет еще несколько блогов в дальнейшем.

Порог дома всегда представлял собой (и представляет сейчас) границу - между внутренним, защищенным пространством дома и внешним миром. Переступить порог означало выйти из дома или, наоборот, войти в него. Выйти из дома было равносильно началу дороги – Пути.

Это сейчас мы с пренебрежением относимся к символическим знакам рубежей, хотя чтим внешние границы – ограждаем свои участки заборами, навешиваем знаки «Частная собственность» и пр. Но для наших предков и другие, нематериальные границы имели огромное значение, а порог как раз и был одним из символов рубежа.

До сих пор, как доказательство этих представлений, сохранились идиоматические выражения «переступить порог» (в значении принять окончательное решение, совершить необратимый поступок), «выйти за порог», «не смей переступать порог моего дома» и т. д.

Поэтому, с порогом дома связано немало примет, обрядов и поговорок, некоторые из которых я сейчас приведу и объясню их смысл, а по-возможности – и происхождение.

«Здороваться или беседовать через порог - к ссоре», « не здоровайся через порог - к покойнику ».

Глубинный смысл становится ясен, если вспомнить обычаи наших предков - раньше умершего человека нередко хоронили прямо под порогом дома, в котором он жил. Вплоть до 18в. в некоторых областях России мертворожденных или умерших до крещения (в дохристианскую эпоху – до первого обряда наречения именем) младенцев хоронили под порогом для защиты от злых сил.

Вот и получится, что желать здоровья (здороваться) через покойника - одновременно хула на усопшего, и лживое пожелание живому. Считалось, что «обиженный» покойник может забрать к себе одного из живых, которые его обидели.

Кроме того, порог, дверной проем символически являются Вратами и люди, стоящие по разные стороны, уже в разных условиях, из разных миров – что явно увеличивает шансы на непонимание и взаимное недоверие, от которых и до ссоры недалеко.

«Купцы на пороге в лавке не стоят (покупателей отгонишь)».

В первую очередь потому, что долгое стояние на пороге происходит при открытых дверях, а открытая дверь перестает оказывать защитные функции. Через нее благотворная энергия (в данном случае - энергия достатка, денег) покидает дом, а туда могут попасть нежелательные энергетические сущности.

Из обрядов можно вспомнить тот, согласно которому жених (а точнее, уже муж) должен внести молодую жену через порог своего дома обязательно на руках, до момента свадьбы она была «чужой» (из другого Рода) в этом доме, теперь ей предстоит стать «своей».

Нельзя обойти вниманием и символическое значение переступания порога при выходе из дома - это действие равносильно началу Дороги. Перед этим обязательно нужно «присесть на дорожку», а после – ни в коем случае не возвращаться, иначе «пути не будет». Но если уж необходимо вернуться, нам приходится совершать разнообразные обрядово-магические действия, чтобы нейтрализовать этот выход из потока движения, чтобы без потерь возобновить свой Путь.

В магии порог также часто используется.

Для защиты дома под порогом закапывали петуха или посудину без дна, но горлышком вверх. Нож под порогом также обладает магическими свойствами защитить дом. Под порог кладут заговоренные предметы – обереги о благополучии дома.

При обрядовых магических действиях, связанных с водой, использованную воду требуется с приговорами выплеснуть за порог.

Подклады очень часто предписывается оставлять на пороге (под порогом), не только для того, чтобы через него переступили(али), но есть тут также и использование силы самого места.

На Руси в ходу было множество поговорок о пороге, приведу некоторые.

«Следа на порог не класть» - не приходить куда-либо.

«Больше нога порог не переложит» - о прекращении дружеских, соседских и пр. отношений.

«Вот тебе Бог, а вот и порог» - прямое указание человеку уходить.

«Выносить сор за порог» (то же, что «выносить сор из избы») – рассказывать о ссорах, неприятностях посторонним.

Все они подчеркивают значение порога как рубежа, показателя принадлежности (свои - чужие) и отношений (вхож человек в дом, через порог – значит, друг).

Как и ворота в целом, олицетворяет проход от внешнего (профанного) к внутреннему (сакральному) пространству, вхождение в новый мир. Связан с определёнными ритуалами и требует особого внимания.

Большое символическое значение приобретает это понятие в вошедших в обиход речевых оборотах ("на пороге зрелости", "на пороге сознания" и др.), очевидно в связи с упоминавшейся верой в наличие "хранителей порога", а также с архаическими ритуалами "перехода".

Тонуть в воде; войти в темный лес, в дверь в стене — пороговые символы входа в опасную неизвестность.

Поток связан с "пороговой" символикой, обозначающей межевую черту между двумя государствами или двумя формами реальности, как, например, сознательное и бессознательное или сон и пробуждение.

Как граничный символ означает место встречи естественного и сверхъестественного, что ритуально определяется в церемонии "разрушения границ", заново определяющий пространственную структуру космоса, так же, как новогодние церемонии заново определяют структуру времени.

Во многих культурах принято считать, что в нем обитает его покровитель, "хранитель порога", которого нельзя обижать. Невесту, перед тем как она впервые войдет в дом, где будут жить молодожены, переносят через порог, очевидно для того, чтобы обмануть "хранителя", внушить ему, что она здесь жила и раньше. "Хранитель порога" имеет силу останавливать непрошеных пришельцев, как, например, демонов или ведьм.

Весталки, богини девственности, —пороговые богини, например, Лары. Стражи порога, которых должно преодолеть тем, кто идет в священное место — это драконы, змеи, чудовища, собаки, люди-скорпионы, львы и т.п. В физической и духовной реальности стражи препятствуют идущему зайти слишком далеко, идти слишком быстро, встретить или увидеть больше, чем он способен вынести в оккультном или эзотерическом знании.

Почитавшийся филистимлянами бог плодородия Дагон имел в Ашдоде храм, на порог которого нельзя было наступать и через который нужно было переступать (1 Цар 5:5, ср. Соф 1:9 — предупреждение о том, что нельзя перепрыгивать через порог по языческому обычаю).

Вход и выход следовало явным образом предвещать, чтобы они не были неожиданностью для сверхъестественных сил. Израильский священник должен был носить пришитые к краю одежды золотые колокольчики, "дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть" (Исх 28: 34-35).

Фигуры богов-хранителей или сверхъестественных животных часто устанавливались у порога святилищ.

В Японии для него посыпают порог солью, чтобы он отгонял духов умерших.

В Европе на пороге (но чаще на перекладинах или на двери) вырезали пентаграмму. Фауст нарисовал пентаграмму для того, чтобы Мефистофель не смог переступить порог его дома.

Св. Клара Ассизская, согласно легенде, поставив дароносицу с гостией на порог своего монастыря, обратила в бегство язычников, окруживших монастырь.

У славян эта часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством. В повседневной жизни с Порогом, как с пограничным и потому опасным местом связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на Порог, здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через Порог, особенно детей.

По украинским приметам, нельзя есть на Пороге, иначе люди будут сплетничать; нельзя переливать через Порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота; запрещалось мести хату от Порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты; нельзя выметать мусор через Порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты.

Если рубить что-нибудь на Пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у Пороге. Нахождение на Пороге связывалось со смертью, в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу».Порог, как границу дома защищали с помощью оберегов.

На Русском Севере в Порог нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к Порогу подкову или обломок косы-горбуши. Гуцулы закапывали под Порог в Юрьев день кусок железа, чтобы у тех, кто его переступит, были здоровые ноги.

Русские, построив после пожара новую баню, закапывали в землю под ее порогом задушенную черную курицу.Отправляясь в церковь крестить ребенка, украинцы и западные славяне для защиты от сглаза клали на Порог или около него горячие уголья, нож, топор либо серп. На Полтавщине младенца передавали крестной матери через лежащий на Пороге дома топор.

В Житомирском р-не крестные родители переступали через нож, положенный кверху острием на Пороге. В Курской губ. новорожденного мальчика передавали крестной через Порог, чтобы он стал «хранителем дома».С Порогом были связаны многочисленные эпизоды семейных обрядов.

На свадьбе молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться Порога, почему ее подчас и вносили на руках. Впрочем, кое-где в России невеста, наоборот, становилась на Порог или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!»

На Украине молодая наступала на Порог, утверждая этим свои права в новом доме. До XIX в. на Украине сохранялся обычай закапывать под Порог умерших некрещеными младенцев; это соответствовало осмыслению Порога, как места, где обитают души умерших, и как границы между миром живых и миром мертвых.

В Полтавской губ. мертворожденных детей закапывали под Порог, веря, что священник окрестит его, когда переступит через П. с крестом в руках.При выносе гроба из дома у всех славянских народов было принято трижды ударять им по П., что символизировало прощание умершего с жилищем. Так поступали, чтобы покойник больше не возвращался домой (восточные и западные славяне) или чтобы в семье больше никто не умер (южные славяне).

Впрочем, в некоторых местах, наоборот, не разрешалось задевать гробом за Порог и дверные проемы. В Заонежье верили, что если такое случится, то душа покойного останется в доме и ее нелегко будет выжить. При трудных родах роженицу трижды переводили через Порог избы, что символизировало выход ребенка из материнской утробы.

В Вятской губ. новорожденного клали сначала на шубу на стол, а после несли на Порог и говорили: «Как Порог лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребенок, раба божья (имя), будь тихий, спокойный и здоровый». В Заонежье женщина, возвращаясь домой после родов, переступала через младенца, положенного в избе вдоль Порога, со словами: «Как порог этот крепок, так и ты будешь крепок...

Все уроки и призеры, останьтесь на Пороге, а с собой возьму здоровье».В семейных обрядах и особенно в народной медицине с Порогом связывается идея преодоления тоски, привычки, от которой хотели избавиться, болезни и избавления от страдания. У украинцев Харьковской губ. ребенок-сирота в день похорон отца или матери должен был, сидя на Пороге, съесть кусок хлеба с солью, чтобы не тосковать по умершему и не испытывать страха. В Вологодской обл. от тоски спрыскивали больного водой через Порог, причем знахарка стояла снаружи, а больной — в избе.

В Заонежье, чтобы отлучить ребенка от груди, мать кормила его в последний раз, сидя на Пороге или стоя, поставив ноги по обе стороны Порога. Порог был местом совершения множества лечебных процедур и ритуалов. У русских при боли в спине или пояснице человек ложился на Порог, а последний в семье ребенок — мальчик клал ему на спину веник и легонько рубил его топором, при чем происходил обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». - - «Секи горазже, чтоб век не было».

В Вятской губ. мать «загрызала грыжу» у ребенка, сидя на Пороге; знахарка меряла на Пороге ребенка, а потом рубила на Пороге его «рев, переполох». В Архангельской обл. на Пороге лечили от испуга: больного ставили на Порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в Порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю».

На Пороге символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность. У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в Порог, этим она выкалывала чародеинице глаза и колола ее тело. Гуцулы под Рождество обходили скот с хлебом, медом и ладаном, замыкали хлев и тогда вбивали в П. топор, чтобы замкнуть волку пасть.

Словаки вбивали топор в П. во время грозы в качестве оберега. Сидение и стояние на Пороге как действие, противоречащее повседневной практике, широко применялось в славянской магии, в том числе связанной с нечистой силой, и могло сопровождаться иными действиями, имеющими кощунственный характер.

На Русском Севере девушки гадали, сидя или стоя на Пороге бани; выходя из бани, девушка левой ногой наступала на Порог, а правой на землю и произносила слова заговора-присушки; чтобы увидеть в бане черта, заходили в нее ночью и, ступив одной ногой за Порог, снимали с шеи крест и клали его под пяту.

В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на Пороге и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг. В Полесье хозяйка в Страстной четверг пряла особую нить до восхода солнца на Пороге, иногда раздетая донага.

Лит.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 135-140.А.Л. Топорков

Заговоры для защиты дома (из интернета)

В любом доме, помимо заданной энергетики, диктуемой земной корой, всегда есть и своя внутренняя. Энергетические линии, словно паутина, окутывают наше жильё. Одни — добрые, другие — злые. От того, каких больше, часто зависит ваше самочувствие и «настроение» вашего жилища. Немалую роль играет и внедрение чужой негативной энергетики, обусловленное завистью к достатку, миру и гармонии, царящим в вашей семье. Как же обезопасить свой дом от стрел сглаза и порчи, вы узнаете, ознакомившись с заговорами, приведёнными в этой главе.
В первое воскресенье месяца нарвите осиновых веток, в понедельник запарьте их в ведре. Когда вода закипит, прочитайте 12 раз подряд заговор, глядя в ведро на ветки. Дождитесь остывания воды до нужной температуры, вымойте окна, двери, пол и в последнюю очередь — порог и крыльцо. Вылейте воду на перекрёсток, при этом одежда должна быть скромной, одноцветной. По дороге туда и обратно ни с кем разговаривать нельзя. Заговор:

Матерь Божия, вспомни свой дом, Где Ты родилась, где жила-почивала. По утрам с молитвою вставала. Где ела, где пила, где знамения ждала. Благослови мой дом во спасение, От всякой скверной порчи на избавление. Ради крова Твоего Отчего помоги. Дом мой, Богородица, благослови. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Если нашли посторонние предметы (иголки, перья птиц, зерно и т. п.), не касайтесь их руками. Сожгите этот подклад в комнате или на пороге с заговорными словами и перекреститесь 12 раз. Вода к земле опускается. Потом на небо в тучи возвращается. Так и тела моих врагов чтоб к ним вернулись. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Если человек вам неприятен, а вы в силу деликатности не можете отказать ему от дома, поступите так. Маленький кусочек хлеба (с ноготок) подложите ему в карман верхней одежды или в пиджак, жакет со словами:

Как этому хлебу зерном не быть. Так тебе в мой дом не ходить. Аминь.

После ухода человека сразу же помойте пол.


Не так-то просто зайти в квартиру, поэтому чёрные дела вершатся у порога. Чтобы этого не допустить, прочитайте заговор на входную дверь, на порог.

Катись катаньем доля худая, Разлучница-кумушница, Катись — не тянись, у порога не крутись, За крыльцо не цепляйся, на воротах не виси! Песнь лешова, воронья подмога. Катись от порога! Аминь. И ещё оберег на порог: Пронеси, Господи, мимо моего дома Всех врагов, кого знаю и кого не знаю, Кого жду и кого ожидаю. Моё слово первое, врага слово последнее. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Оберег на порог

Порог - не только части двери вашу квартиру, но еще и некий вид энергетики, которая отделяет вас от окружающего мира. Он защищает от худого глаза и зависти, от порчи, если принять соответствующие меры. Есть приметы, связанные с порогом дома: на пороге не стоят, не разговаривают. Вы либо выходите сами за порог, либо впускаеете гостя в квартиру. В любом случае, на пороге не стойте. Иначе застоите идущее в дом благополучие. Через порог не передают никаких предметов. Над порогом всегда должны иметься обереги. В старину втыкали различные острые предметы. Или повесьте красный жгучий перчик. Можно из этих предметов сделать красивую "мозаику" для убранства квартиры, чтобы никто не спрашивал, "а зачем это у вас над дверью какие-то колючки?" Над дверью вешают молодую свежую ветку осины, где она и высыхает, корень полыни, или обычный черный тополь, имеющий такие же обереговые свойства как и осина.

Защитные заговоры на порог дома

Порча нередко наводится на порог дома, в таком случае стоит вам через «испорченный» порог переступить, и порча прицепится и к вам и на весь дом распространится. Поэтому полезно научиться защищать порог своего дома. Для этого существует несколько способов.

1. В пятницу, в полдень, возьмите левой рукой из деревянной солонки три щепотки соли и бросьте их в ведро (таз) с водой. Вымойте этой водой порог три раза, приговаривая при этом:

Солью присолено, водою размочено, соль не гниет, так и порча к дому моему не пристает. Отвернись, откатись, обратно воротись! Вон пошла, я тебя не звала. Аминь.

Остатки воды вылейте на пешем перекрестке.

2. Возьмите веник и трижды обметите порог, приговаривая каждый раз:

Выметаю скорби, болезни, хвори, порчи, уроки, сглазы наносные, приносные. Порог метенный, Богом благословленный. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Каждый школьник и студент во время серьезных учебных испытаний хоть раз использовал приметы перед экзаменом, вот только не у всех подобные попытки заручиться поддержкой ветреной удачи были успешными. Быть может, виной тому неправильная интерпретация народных суеверий или несоблюдение правил произношения призыва - проверьте сами!

Какие суеверия накануне экзамена стоит помнить

Не секрет, что разным людям участие в учебном процессе дают различные, подчас противоположные эмоции. Кому-то школьные предметы кажутся легкими для усвоения и интересными; кто-то старается вызубрить материал, при этом ничего в нем не понимая; для отдельных лиц учеба сродни Сизифову труду - сколько бы они ни старались вникнуть в предмет и запомнить основные правила темы - результата нет.

Что говорить о зачетах, ежегодных экзаменах и государственной аттестации, которые даже для круглых отличников являются стрессом, а двоечников вообще повергают в ступор и мандраж. Среди всевозможных методов для получения высокого балла студенческие приметы-запреты занимают особое положение - их стараются придерживаться даже самые пресловутые везунчики.

Начнем с известной всем - перед экзаменом ГИА и любым другим важным зачетом нельзя мыть голову или стричься, иначе рискуешь вымыть, уничтожить накопленные знания.

Издревле волосы считались накопителем информации, а приверженцы магии утверждают и сейчас, что посредством растительности на голове можно связаться с высшими силами или духами умерших. Поэтому никаких походов в парикмахерскую и длительных водных процедур - причесались, завязали хвост, и вперед!

То же касается и подстригания ногтей: за пару суток от назначенного теста с экзаменационной комиссией прекращаем заниматься собственным маникюром, чтобы не укоротить память.

Главное, не переусердствуйте - гигиену и опрятность никто не отменял - иначе преподаватель только из-за отвращения к вашему внешнему виду может снизить оценку.

Важное правило для каждого испытуемого: готовясь к зачету, не оставляйте открытыми прочитанные учебники и конспекты, а то пройденный материал улетучится из вашей уставшей от зубрежки головы.

  • Упаси Бог нерадивого студента показать кому-либо накануне экзамена свою зачетную книжку - больше «тройбана» не получит или пойдет на пересдачу.

Также среди учащейся молодежи ходит молва о том, что нежелательно первым сдавать экзамен по физкультуре (больше касается абитуриентов юридических ВУЗов и спортсменов), иначе придется потом побегать по кабинетам.

Итак, что делать нельзя, выяснили, теперь займитесь призывом леди Фортуны.

Помимо традиционного студенческого , звучащего как «шара (халява), приди!» есть ряд добрых сопутствующих поверий, обеспечивающих «мученикам науки» отличное настроение и уверенность в своих силах в день экзамена.

  1. Бытует суеверие, что положенное под подушку учебное пособие по предмету способствует закреплению выученных тем. А если таким же образом вы спрячете собственноручно написанный ответ на желаемый билет - то вытянете именно это задание во время экзамена.
  2. О полезных свойствах шоколада для работы мозга наслышаны все, но лишь некоторые студенты знают, что шоколадка, бережно размещенная в ногах экзаменуемого на ночь накануне, зарядится удачей. Останется лишь съесть ее с утра, и высокий балл старательному ученику обеспечен.
  3. Осведомленные представители студенческой братии знают, что благоприятный исход на сдаче зачета или экзамена может обеспечить одежда, в которой они уже получали хорошую отметку. Поэтому ребята бережно хранят счастливые наряды и надевают их, когда настает сессионная пора.
  4. Получив первую отличную отметку, туго перевяжите зачетку шерстяной нитью, лучше красной, чтобы везение не испарилось.
  5. Последние десятилетия школьники испытывают колоссальную нагрузку и тревогу в период последнего года обучения и во время сдачи государственных экзаменов. Успокоить волнующееся чадо поможет следующая примета - чтобы хорошо сдать экзамен, положите в обувь, которую наденете, пять копеек - монетка принесет желаемый балл.

Отлично помогает и визуализация картинки: представьте, как вы ищете в списках абитуриентов свою фамилию, и как напротив нее видите максимально высокую цифру, которой оценили ваши знания. Делайте такое упражнение почаще, не забывая, конечно, повторять пройденный материал. Что говорит перед экзаменом.

Есть множество молодежных традиций, касающихся экзаменационного дня. Хотя юные индивиды и настроены скептически к советам взрослых и всяким суевериям, в важный для судьбы день они тоже стремятся привлечь удачу на свою сторону, следуя народным предсказаниям:

  1. Завяжите на запястье ниточный браслетик красного цвета, причем не забудьте предварительно накрутить несколько узелков на нити, чтобы в голове ничего не перепуталось.
  2. Проснувшись утром, вставайте исключительно с левой ноги, ее же поднимайте первой, когда будете переступать порог собственного дома и аудитории.
  3. Рука, которой тянете билет - тоже должна быть левой, и вообще, желательно в этот день больше давать нагрузку левой верхней конечности. Научно эту традицию легко объяснить: совершая все привычные манипуляции другой рукой, человек заставляет мозг перестраиваться и процессы в голове - память, внимание, мышление активизируются.
  4. Добрый знак, если удастся подержаться за особу, сдавшую только что экзамен на высший балл. Поздравьте счастливчика с успехом крепким рукопожатием и скрестите пальцы, тогда удача улыбнется и вам.
  5. Переступая порог кабинета мысленно проговорите, какую оценку хотите получить.
  6. Отлично, если вы умудритесь перед выбором экзаменационного задания повертеть в руках что-либо сладкое (это может быть изюм или курага), то есть приманить удачу, и тут же тяните билет!
  7. Многие студенты искренне верят в счастливые числа - выбирая билет, тяните третий, пятый, седьмой или девятый по счету.
  8. Почетное место среди экзаменационных суеверий занимает сварливая традиция, согласно которой испытуемого непосредственно во время ответа должны ругать друзья или родственники. Причем, важно не произносить слова «дурак», «балбес», «идиот», иначе примета сработает наоборот.

Правда угадать точный момент довольно сложно - поэтому терпеливой родне приходится полдня «поносить» своего отпрыска ругательствами. А бедные юноша или девушка вспоминают приметы,

Порог - поперечный брус на полу в нижней части дверного проёма. Порог, как и дверь, в народных представлениях является прямой и символической границей между домом (своим, неопасным) и всем остальным внешним миром (чужим, опасным). Причем эти представления можно обнаружить как в повседневной жизни, так и в разных обрядовых действиях, особенно в обрядах перехода - родильном, свадебном, похоронном.

При постройке дома и при обряде перехода в новый дом хозяевами совершается ряд действий для дальнейшего благополучного проживания. Так, в первую очередь хозяин пускает через порог дома кошку или петуха: если петух пойдет в сторону красного угла – жизнь на новом месте будет счастливой, если к порогу – нет.

В повседневной жизни с порогом связаны особые правила поведения, а также определенные запреты: Нельзя сидеть или стоять на пороге.

Но несмотря на то, что это правило всегда декларируется, на практике собиратели постоянно наблюдают нарушения этих правил жителями деревни: на пороге часто сидят зашедшие ненадолго, не в гости, а что-нибудь сообщить или попросить соседи.

Через порог не здороваются и не передают вещи, порог не переступают без приглашения хозяина. При этом порог является лишь одной из существующих в доме символических границ. Так, пришедший в дом может пересечь порог, но при этом он не может пройти дальше матицы без особого приглашения.

Необходимо соблюдать определенные правила не только при входе в дом, но и при покидании его. При выходе из дома на пороге необходимо произнести оберегающую молитву, попросить разрешения у тех, кто защитит в дороге.

Особое значение порог (вместе с крыльцом) имеет в матримониальных отношениях деревенской молодежи. Порог дома, где живет девушка, парню переступать не положено: зашедший в дом оценивается старшими как претендующий на статус жениха.

На вечеринках порог оказывается местом расположения деревенских парней: На такие собрания девок приходили свои, деревенские парни, садились у порога, вели свои разговоры.

Когда парень уводил девушку с праздника к себе в дом (в деревне это называлось выйти замуж самоходкой или самокруткой) девушка становилась женой, то есть меняла свой девичий статус на женский, как только пересекала порог дома парня.

Родители мужа встречают молодых у порога, преподнося им хлеб и соль. В Лешуконском районе Архангельской области молодой следовало сразу, «с порога» спросить разрешение у свекрови называть её «мамой».

В Архангельской области, когда невесту вели в баню, она не должна была задеть ногой порог - «иначе девки из деревни долго не выйдут замуж».

В родильном обряде порог связан с рядом магических действий, особенно в случаях сложных родов: бабушка мне давала водички какой-то попить. И что-то делала у двери. Говорят, порог мыли у дверей. А воду с порога давали пить.

В похоронном обряде при выносе гроба необходимо ударить его три раза о порог для того, чтобы покойник мог попрощаться с домом. Мыть полы, после того как покойника вынесли из дома, начинали именно от порога.

Порог служит местом для совершения лечебной магии: пациент ложится на порог вдоль половицы, и знахарь совершает над ним магическое действие.

Порог как часть дверного проема встречается в описаниях гаданий. Нарушая тем самым запрет, на него садятся во время вызывания суженого или же узнавания дальнейшей своей судьбы. Часто при этом используются различные предметы: зеркала, свечи, конские хомуты.

Порог связан с представлением о памяти и забвении. Так, к примеру, существует ряд пословиц на эту тему: память как до порога; перешагнула порог да забыла.

Это мистическое место.
Место, где соединяются Явь и Навь.
Где сходятся миры: мир живых и мир мёртвых.
Порог хранит в себе огромное количество тайн и загадок.
Многие ритуалы проводят именно на пороге.
У славян порог стоит в одном ряду с перекрёстками и межами, которые также считаются самыми мистическими местами.
Считается, что на пороге сходятся две дороги - одна ведёт к дому, другая- из дома.
Это соприкосновение двух реальностей: входа и выхода.
Место сопротивления двух сил: тёмных и светлых.
А порог и есть то место, где эти силы бессильны.
Порог- это, так называемое, место ничего не деяния.
По поверьям именно на пороге обитает нечистая сила.
А по сему множество магических обрядов и делаются именно на порогах.
Именно посему с порогом и связано множество примет.

Вот например, незаконнорожденных умерших детей зарывали под порог, чтобы священник, входя в дом, освятил своим присутствием душу младенца.
На пороге не стой;
Через порог ничего не передают;
Через порог не здороваются...

Давайте поговорим об этом мистическом месте поподробнее. Усаживайтесь поудобней, мы начинаем... Через порог не здороваются, не прощаются, не сидят на нём, чтобы не прогневать домашнего бога и чтоб не напали злые силы. Купцы никогда не стояли на пороге, чтобы не спугнуть удачу, покупателей да и вообще доходы. В сумерки через порог не выносят мусор, это может привести к убыткам. Говорят: выносить мусор за порог после захода солнца к неудачам и невезению. Если вынести мусор вслед за ушедшим другом, он может больше не вернуться. А вот если ушёл враг, то всё наоборот: вслед ему надо плюнуть через порог да и словцо горячее сказать, - порог всё стерпит и врага больше к себе не допустит.

Порог помогал избавляться и от ненужного: от тоски, от привычки, от болезни и страдания. Например, целительница снаружи, перед порогом, брызгала водой на больного, который находился за порогом, в доме. Под порогом дома злыдни часто наводят порчу: рассыпают иглы - чтоб не было здоровья, соль - на ссоры, а рваные деньги на безденежье. Нив коем случае не берите всё это голыми руками, не наступайте на это и даже не переступайте через такой подклад! Нужно все эти подбросы собрать аккуратно веником либо бумагой. И скорей- в мусорный бак, подальше от дома. А выбрасывая, обязательно приговаривать:

Откуда пришло- туда и уйдёт,

Зло и беду за собой унесёт".

(Лена Опарина)

либо:

Чужого не возьму, но и своего не отдам.

Человеком дано, ветром унесено".

(Лена Опарина)

Нельзя стоять на пороге, иначе прервёшь, идущее в дом, благополучие.

После ухода гостей, надобно вытряхивать скатерть за порог, на улицу,- будет достаток в доме всегда и много гостей.

Чтобы в гостях не произошло ссоры, порог переступайте правой ногой.

Чтобы в вашем доме всегда водились деньги, спрячьте под порогом три новые блестящие монеты, проговорив трижды:

Серебро к серебру,

деньги к деньгам к этому порогу в этот дом

Нельзя выметать мусор через порог, особенно беременной, иначе у неё будут трудные роды, а у ребёночка — частые рвоты.

На Руси существовал обычай: молодые, выходя из дома, перешагивали через зажжённую лучину, после чего на порог клали открытый замок; а когда они возвращались из церкви, то перешагивали через этот замок. После чего замок замыкали ключом, и этот ключ выбрасывали в воду (реку,..).

Если женщина никак не могла разродиться, то повитухи трижды проводили её через порог, чтобы ребёночек легче вышел из материнского чрева.

А вот новорожденного заворачивали в шубу и клали на порог, приговаривая:

Как Порог лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребенок (имя) будь тихий, спокойный и здоровый» .

При обряде крещения мать передавала чадо (особливо мальчика) крёстной матери через, лежащий на пороге дома, топор, чтобы он стал хранителем дома.

На пороге проводились и многочисленные народные ритуалы и лечебные действия.

Так на пороге мать могла вылечить грыжу своему ребёнку. Для чего она садилась на порог и, как бы отгрызала грыжу.

На пороге лечиться и испуг. Сам больной должен встать на порог, знахарка с ножом и топором в руках обходит вокруг него, а затем втыкает их в порог, приговаривая при этом:

Что сечёшь?»

— «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю».

Нельзя ничего рубить на пороге- нечисть в дом пустишь.

Если холостой парень будет сидеть на пороге, то и невесты будут обходить его и его дом стороной.

Если никак не унимается тоска по умершему, тогда надобно сесть на пороге и съесть краюху ржаного хлеба.

Чтобы ребёнок легко отвык от груди, матери последнее кормление проводили на пороге, да только так, чтобы ноги стояли по разные стороны порога.

При постройке дома под порог закладывали обережные предметы и предметы, сулящие достаток и мир этому дому.

Много ещё всего связано с порогом.

Но обо всём сразу не расскажешь.

Так что если вы хотите узнать больше, то почаще заглядывайте к нам на огонёк, а вдруг что ещё пользительного себе начерпаете?!

Удачи вам, Любви и Счастья! И пусть минуют вас напасти!

С любовью ваша Лена Опарина.