Психотип личности: классификация и описание. Общая характеристика людей по психотипам


Каждый человек обладает определенным психотипом, который характеризуется особой манерой поведения. Узнайте, как определить психотип собеседника, чтобы установить доверительные межличностные отношения!

Каждый психотип обладает набором качеств и особыми реакциями на обстоятельства жизни.

В системе деловых отношений различают четыре основных психотипа, которые определяют многообразие человеческих реакций на различные обстоятельства, - это «жертва», «охотник», «монах-мыслитель» и нейтральный психотип.

В чистом виде эти психотипы представлены редко. Чаще всего в человеке смешаны они все психотипы, но у каждого преобладает один, доминирующий психотип.

Знание психотипов поможет вам в деловом общении, в проведении переговоров и в поиске надежных партнеров.

Как определить психотип «жертвы»

В латыни есть слово «victima», что означает «жертва». Всовременной психологии существует понятие виктимности¹, существует даже определение — «человек-жертва».

Как проявляется состояние «жертвы»?

Наиболее характерными являются виктимные жесты. Хотя они присущи и многим другим людям. Но это говорит о том, что в каждом из нас уживаются в разной пропорции все психотипы.

Представьте: у вас в кармане лежит бумажник с приличной суммой денег. Вы будете неосознанно проверять его, как бы незаметно трогая локтем, рукой или каким-то другим замаскированным движением, чтобы понять, на месте ли ценность.

Воры-карманники научились разбираться в таких тонкостях человеческой психологии и прекрасно отслеживают виктимные жесты. Получается, что сам человек указывает им, где спрятаны деньги или другие ценности.

Причем частые и неосознаваемые проверочные жесты приводят к тому, что восприятие человека меняется, и он чувствует бумажник в кармане еще некоторое время после того, как его украли, и сам момент кражи он может пропустить.

Вырабатывается специфическая бессознательная программа, которая закрепляет ощущение присутствия бумажника в кармане. Это называется «выдавать желаемое за действительное».

Человек виктимного склада психологически готов к тому, чтобы в любой момент стать жертвой. Это проявляется в особенности реагирования его подсознания.

Но его жертвенность не той природы, когда он добровольно и осознанно кладет себя на алтарь служения какому-то делу. Нет. Такой человек становится «жертвой» только перед более напористым и сильным противником.

Если «человек-жертва» встречается с человеком покладистым, неспособным оказывать грубое давление, то он сам становится напористым, старающимся подавить другого. От «жертвы» до «охотника» дистанция крохотная.

Иногда при общении с людьми этого типа возникает соблазн воспользоваться готовностью «жертвы» к уступкам, сыграть на этом. Но нужно исходить из того, что от амплуа «жертвы» никто не застрахован.

Психологический закон

Если вы сыграли на готовности человека принести себя в жертву, то скоро сами окажетесь в этой роли. В этом нет мистики или проявлений таинственной . Это закон платы за содеянное. Он действует неотвратимо.

Вот один из примеров, подтверждающий этот факт.

Несколько лет назад на железнодорожном переезде автобус с детьми попал под электричку, все в нем погибли. Специалисты-психологи, участвовавшие в анализе ситуации, говорили, что все пассажиры автобуса и водитель относились к категории жертв.

Но самое удивительное произошло с машинистом электрички. Через две недели он погиб при странных обстоятельствах: поднимался к себе на этаж, нога подвернулась, он упал, ударился головой и умер.

«Человек-жертва» готов к негативу, и негатив тянется к нему. Подобное притягивает подобное.

Если вы оказываетесь в одной компании с «жертвой», то вполне вероятно, что негатив, притянутый ею, обрушится и на вас.

Как строить общение с психотипом «жертва»?

Представьте, что вы встречаетесь с одним из ваших партнеров и понимаете, что он виктимный человек. Что делать дальше? Воспользоваться его готовностью отдать себя в жертву или выступить в роли спасителя и благодетеля?

Вспомните, что«человек-жертва», почувствовав ваше доброе к нему отношение, может резко измениться. Либо он превратится в «охотника» и начнет давить на вас, либо, что наиболее вероятно, попытается переложить на вас свои проблемы.

Начать может с простой жалобы на какие-то пустяки, а потом, когда убедится в том, что его внимательно слушают, выльет на вас все свои беды и проблемы. Но вместе со своими печалями он передает вам и часть своих проблем.

Это не безобидный «плач в жилетку». Вы рискуете быть погребенными под ворохом чужих проблем. Как ни жестоко это звучит, но виктимный человек должен сам разгрести свои беды, осознать их и преодолеть.

Иначе никто и никогда ему не поможет.

Только самостоятельная борьба с проблемами, их преодоление помогут ему выбраться из роли «жертвы»… Эта роль ведь тоже не возникла сама по себе. По-видимому, виктимный человек строил ее долго, скорее всего с детства. А основанием для такой жизненной реализации послужили глубинные , дородовые закладки, а также родовой конфликт.

Как определить «человека-жертву»?

Тыльная сторона левой ладони не менее информативна, чем сама ладонь. Нужно научиться читать ее.

Для того, чтобы определить психотип, фиксируете взгляд на тыльной стороне левой руки другого человека, а потом представьте, как лучи взгляда отражаются от нее и возвращаются обратно. В момент отражения взгляда в голове возникает путаница, а потом всплывает образ или ощущение, которое настолько своеобразно и необычно, что его нельзя спутать ни с каким другим.

Это ваше восприятие психотипа «человека-жертвы». Неповторимость самого переживания является достаточной гарантией того, что вы не перепутаете его с каким-то другим психотипом.

Если попытаться объяснить словами, то появляется чувство, что вы словно проваливаетесь в «человека-жертву». Вот он сидит перед вами, но ваши чувства подсказывают, что он словно втягивает вас в себя. Конечно, не вас конкретно, но ваше внутреннее состояние равновесия, комфорта и гармонии.

Для него ваше внутреннее спокойствие - как глоток воздуха для утопающего. Проку, правда, от этого для «жертвы» не будет, он «высосет» вас и все. В межличностных отношениях такой человек выступает энергетическим вампиром². После общения с ним вы будете чувствовать себя неуверенно, опустошенно…

От «человека-жертвы» исходит ощущение, что это существо слабое, аморфное, пребывающее в готовности прогнуться, подстроиться под кого-то. И в то же время не покидает чувство туго сжатой пружины, которая при малейшем ослаблении давления готова распрямиться и ударить. Это скрытый феномен превращения «жертвы» в «охотника».

Как определить психотип «охотника»

Следующий психотип делового общения - «охотник». В нем заключены напор мощь, натиск. Стремление к поиску, желание догнать, поймать, победить…

«Охотником» хорошо быть в оперативных целях, чтобы своим напором и давлением подавить чье-то сопротивление и добиться результата. Но постоянно быть «охотником» сложно, поскольку «жертвы», которых он «убивает», имеют свою негативную силу и притягивают к «охотнику» неприятности.

Находится другой «охотник», более сильный, который подавляет первого «охотника», и тот превращается в «жертву». Определяется психотип «охотника» так же, как и «жертвы». Впрочем, этот метод визуальной вербализации психотипа одинаков для всех четырех групп, но ощущения при каждом психотипе появляются разные.

«Охотник» - это напор, натиск, давление, упругий ветер, сила, окружающая со всех сторон. Возникает чувство, что психотип вашего партнера старается подавить вас, прижать, не дать поднять головы.

Естественно, все эти ощущения не настолько сильны, чтобы вы могли их почувствовать, едва человек перешагнул порог кабинета. Чтобы выявить психотип партнера, нужно настроиться на него, а потом появятся и ощущения.

«Охотник» - ведет себя агрессивно в межличностных отношениях, но если он наталкивается на твердое психологическое сопротивление, то, как правило, становится мягче и податливее.

Агрессия подобна порыву ветра. Если на ее пути нет преград, она свободно несется, увлекая за собой все новые массы воздуха. Но стоит ей наткнуться на крепкую стену, как энергия движения рассеивается и не может больше давить с прежней силой.

Как определить психотип «монах-мыслитель»

Третий психотип, наверное, самый продуктивный и действенный - «монах-мыслитель». Это спокойствие, отстраненность, философское приятие жизни во всех ее проявлениях.

В жизни лучше всего быть «монахом-мыслителем», которого отличают философское отношение ко всему, спокойное приятие ее коллизий и сложностей.

Когда вы смотрите на тыльную сторону левой ладони «монаха-мыслителя», то появляется ощущение надежной опоры, стены, к которой можно прислониться во время ветра, укрыться от бури, спрятаться за нее от напастей этого мира.

Этот психотип не втягивает в себя, но и не отталкивает. Он не подавляет, но греет, рядом с ним психологически комфортно, поскольку он не лезет в ваши дела и не стремится навязать свое мнение.

Как определить психотип нейтральный

И последний, четвертый психотип - нейтральный.Он, как ветер, свободный, не ограниченный какими-то рамками. Сколько бы вы ни пытались втянуть человека четвертого психотипа в свои дела, как бы не заинтересовывали его, он останется при мнении, что дороже всего его личная свобода.

На первых порах такие люди быстро загораются новой идеей, стремятся что-то сделать для ее скорой реализации, но так же быстро угасают.

Такие люди — пустота и легкость пространства, им трудно за что-то зацепиться, поскольку они не хотят быть привязанными ни к чему. Деньги? Что деньги? Они приходят и уходят, а вот ценность личной свободы, для человека нейтрального психотипа намного выше любых материальных перспектив.

Как научиться быстро определять психотип?

Начните с практики, которую можно проводить где угодно: в салоне общественного транспорта, на работе, дома… Просто смотрите на тыльную сторону левой руки другого человека и слушайте свои ощущения.

Наиболее ярко будут проявляться ощущения доминирующего психотипа. Особенно хорошо тренироваться в общественном транспорте. Люди держатся за поручни и выставляют руки на обозрение.

Настройтесь на них и считывайте информацию. При обретении опыта не обязательно пристально вглядываться в чью-то руку. Можно зафиксировать взглядом тыльную сторону, а потом даже отвернуться, поскольку вы сразу получите всю необходимую информацию.

Каков ваш психотип?

Посмотрите на свою руку. Кто вы по отношению к себе - это и есть доминирующий психотип, который заставляет вас совершать те или иные поступки. Перед собой вы кривить душой не будете, поэтому нужно честно сказать себе, кто вы по своему психотипу, и в дальнейшем учитывать это знание в общении с другими людьми.

Учет своих психологических особенностей поможет вам в делах и в жизни.

Положите левую руку перед собой и внимательно посмотрите на тыльную сторону ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям и постарайтесь понять: кто вы по отношению к себе?

Левая рука - это канал, своеобразный вход во внутренний мир человека.

Можно смотреть и на лицо, важно не то, на какую часть тела вы смотрите. Важно поверить в себя, в свои возможности и умение читать невербальную информацию, идущую от другого человека.

Практические действия закрепляют знание, формируют определенную базовую систему понятий: «Психотип «монаха» я ощущаю так, «охотника» - так и т.п.»

Вам нужно лишь тренироваться, чтобы определять психотипы незнакомых людей.

Неважно, сможете ли вы проверить свои наблюдения. Работа с посторонними людьми даст самое главное - банк ощущений, банк понятий и определений, активизирует ваши чувственные возможности.

При работе с другими людьми появляется обилие новых впечатлений и переживаний, и они помогут окончательно сформировать устойчивое ощущение каждого психотипа.

Когда вы определяете, кто вы, и начинаете действовать, чтобы изменить себя, вы все меняете в своей жизни. Вы как бы принимаете другую систему жизненных координат, и у вас меняется картина мира.

Если раньше вы видели мир с позиций «охотника», то это определяло и ваши поступки в жизни. А если вы были «жертвой», то видели мир глазами «жертвы» и поступали, как «жертва».

Изменение восприятия жизни, изменение своего психотипа позволит вам более адекватно вести себя в межличностных отношениях с другими людьми, и реагировать на малейшие изменения в поведении собеседника. Раньше вы бы и не заметили ничтожных перемен в настроениях окружающих, а с практикой по определению психотипа вам это будет доступно, и вы сможете уверенно прогнозировать развитие событий.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Виктимность - склонность стать жертвой преступления (

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Соционика ― это интересная наука, позволяющая классифицировать людей по типажам на основании данных об их личности, психологических черт, общих привычек и повадок. Существует несколько классификаций, ассоциирующих людей с теми или иными предметами.

После прохождения теста не стоит жить с этими канонами, отвергая все, что было близко. Не нужно воспринимать его слишком серьезно. Просто примите новую информацию к сведению, если она соответствует окружающей действительности.

Как определить свой результат?

Для этого используется тест на определение психотипа личности. Но если вы хотите получить максимально четкий и беспристрастный ответ, не относитесь к нему как к очередному смешному тестированию на просторах интернета. Правду можно узнать только при наличии аналогичной искренности. Ваши ответы никуда не уйдут, поэтому можете смело отвечать на все вопросы. Результат не обязательно афишировать.

Принимайтесь за тест в хорошем настроении. Вы не должны быть уставшими, злыми или обиженными. Постарайтесь очистить разум от лишних мыслей. Сосредоточьтесь только на экране. Выключите музыку или фильмы ― ничего не должно отвлекать, даже на фоне.

Не старайтесь слишком много думать над попадающимися вопросами. Выбирайте первый вариант, пришедший в голову. Не допускайте анализа вроде «вот я бы сделал так, но в такой ситуации правильнее так». Важен импульс и первая мысль, а не плод рассуждений.

Такое определение психотипа человека самое точное. Вы не сможете самостоятельно выбрать себе тип по принципу «какой больше нравится». У вас не получится подделать ответ.

Учтите, что правильный тест содержит большое количество вопросов. На его прохождение придется выделить немало времени.

Как определить результат другого человека?

Классификация психотипов людей ― сложная наука, требующая вдумчивого анализа. Если вы хотите узнать, к какому типажу принадлежат знакомые, обычным тестом не обойтись. Они могут не захотеть проходить его.

В таком случае внимательно изучите все варианты и выберите самый подходящий, ассоциирующийся с поведением друга. Но для этого нужно хорошо знать выбранного человека!

Мужчины

Все мужские психотипы делятся на 16 категорий.

Джек Лондон (предприниматель). Не унывающий оптимист. Чаще экстраверт. Склонен к проявлениям романтических чувств. Обладает деловой хваткой и четким чувством времени.

Штирлиц (администратор). Интеллигент, сдержан в эмоциях и одежде. Инициативен, получает удовольствие от работы. Не ленится, предпочитает активность. Способен легко организовать рабочий процесс.

Гамлет (наставник). Утончен, эпатажен. Излишне артистичен, в чем-то высокомерен. Надевает яркую и необычную одежду. Капризен и самовлюблен, лицемерен. Любит пафосные речи.

Гюго (энтузиаст) . Оптимистично смотрит на мир. Готов помочь любому, не ожидая помощи в ответ. Немного медлителен, но всегда широко улыбается. До последнего скрывает негативные эмоции.

Робеспьер (аналитик) . Осторожно шагает по своему пути, тщательно выбирает спутника жизни. Не зависит от кого-либо, отстаивает свою свободу. Слишком сдержан и сух, не склонен к проявлению эмоций.

Максим Горький (инспектор) . Исполнителен и ответственен. Уважает дисциплину, склонен к перфекционизму. Не принимает иных точек зрения, упрям и настойчив. В некоторых вопросах слишком щепетилен.

Достоевский (гуманист) . В конфликтах выступает миротворцем. Ни с кем не ссорится. Дружелюбен, внимателен к деталям. Способен прощать, верен своим идеалам. Не переносит одиночества.

Драйзер (хранитель) . Обязателен и порядочен. Отличается небывалой исполнительностью. Критичен в своих суждениях. Злопамятен и раним, скрытен, долго хранит обиду в себе.

Дон Кихот (искатель) . Обаятельный романтик, немного инфантил. Чист в своих помыслах. Не причиняет другим людям зла. Верит в мир во всем мире. Слишком наивен, не способен хоть что-то изменить.

Жуков (маршал) . Сильный, стойкий, не ломается даже от сильных испытаний. Справедлив, мудр, энергичен. Самовлюблен, недоверчив, долго привыкает к людям. Зависит от настроение.

Гексли (советчик) . Общительный и эмоциональный. Легко находит подход к другим людям. Способен стать настоящим другом. Ветреный и болтливый, неверный. Не задерживается на одном месте с одними людьми.

Наполеон (политик) . Активист во всех вопросах. Инициативен, действует по своему четкому плану без отступлений. Болезненно относятся к поражениям. Не извиняются, не признают своих ошибок.

Бальзак (критик) . Планирует свой день с точностью до минуты. Усидчив и спокоен. Совершенствуется. Смотрит на все холодным взглядом. Чересчур прагматичен. Не способен понять и утешить.

Габен (мастер) . Практичен, упорен и скромен. Добивается поставленных целей. Помогает близким и родным любой ценой. Скрывает все эмоции и переживания. Не допускает эмоциональности в общении.

Есенин (лирик) . Задумчивы, часто творческие. Постоянно в себе. Очень эмоциональны и чувствительны. Непрактичны, не лезут в серьезные дела. Очень ранимы, помнят злые слова.

Дюма (посредник) . Красноречивый оптимист. Способен убедить любого перейти на свою сторону. Слишком капризен и изнежен. Ленив, не любит ответственности и важных поручений.

Женщины

Женские психотипы аналогичны мужским. При определении дополнительно следует учесть черты, присущие слабому полу.

А именно:

  • Эмоциональность.
  • Восприимчивость к обидам.
  • Общительность.

Эти черты встречаются чаще всего.

Дети

Определение психотипа ребенка затруднено. Даже самый правильный тест способен дать неточный результат. Дети постоянно растут и меняются, жизненный опыт поворачивает их характер на правильный путь. Поэтому с возрастом типаж меняется.

Провести тестирование можно после достижения 5-7 лет, когда основные черты характера уже сформированы. Ответ искажается в подростковом возрасте под влиянием гормонального взрыва.

Для точного определения необходимо проследить за поведением ребенка в коллективе, отношениями со старшими. Роль играют методы познания мира: общение, чтение или тактильное изучение. Посмотрите, как он относится к вашим поручениям и словам, изучите присущую ему систему авторитетов.

Все люди напланете Земля выглядят примерно одинаково: две ноги, две руки, овальная голова сносом посредине… Но, попадая водну итуже ситуацию, каждый человек ведёт себя по-разному : кто-то схолодным спокойствием принимает все подарки судьбы, акто-то бурно проявляет свои эмоции. Ещё вовремена древних греков знаменитый врач Гиппократ, будучи очень наблюдательным человеком, проанализировал поведение группы людей исистематизировал свои наблюдения втеорию, которую мысегодня знаем под названием классификация психотипов личности.

Психотипы личности- внешние признаки иособенности поведения

Итак, сколько существует психотипов человека согласно классификации Гиппократа? Ответ наэтот вопрос- четыре. Причём, этот показатель неизменялся даже спустя тысячи лет. Это говорит отом, что сущность человека, вотличие отокружающих его условий иуровня жизненного комфорта, остаётся неизменной.

Гиппократ связывал наличием того или иного психотипа учеловека спреобладающими вего организме « жизненными соками» :

  • Холерик- преобладает желчь.
    - преобладает кровь.
  • Сангвиник- преобладает лимфа;
    - преобладает « чёрная желчь» .

Желчь недаёт холерику сидеть наместе. Онотличается подвижностью, яркостью проявляемых эмоций иимпульсивностью. Такие люди быстро принимают решения, непостоянны изачастую имеют взрывной характер. Иногда они бывают агрессивными, инетерпят поражений. Холерики редко идут науступки икомпромиссы.

Флегматик, подобно, крови, которая течёт повенам, отличается спокойствием иразмеренностью. Практически невозможно вывести такого человека изсебя идобиться отнего проявления бурных эмоций. Налюбые яркие события онреагирует ледяным спокойствием. Привык всё держать под контролем, принимает решения только после того, как хорошо всё обдумает.

Лимфа- лёгкая ипрозрачная жидкость. Такойже исангвиник- лёгкий, спокойный идоброжелательный. Сангвиники прекрасно сходятся слюдьми, всегда позитивно настроены иумеренно активны. Лучшего собеседника невозможно найти, они всегда пытаются понять, помочь иподсказать.

Меланхолики наполнены « чёрной желчью» , поэтому жизнь ихтакаяже тёмная ибезрадостная. Они немогут радоваться жизни, постоянно находят поводы для грусти ибеспокойства. Меланхолики любят жаловаться нажизнь, непытаясь ничего изменить. Имнравиться копаться всебе инаходить всё новые поводы для печали.

Каждый изпсихотипов вчистом виде практически никогда невстречается. Обычно вчеловеке присутствуют признаки сразу нескольких психотипов, нокакие-то изних выражены ярче, анекоторые слабее. Вкаждом изпсихотипов потеории Гиппократа присутствуют плохие ихорошие качества. Даже грустный меланхолик может стать хорошим инадёжным другом. Адоброжелательный сангвиник отличается также ичрезмерной наивностью.

Многие современные психологи говорят отом, что классификация Гиппократа безнадёжно устарела, ипредпочитают руководствоваться другими, более современными определениями психотипов человека.

Классификация психотипов посоционическому типу

Эта теория была разработана в70-х годах ХХвека. Всоответствии сней психотип личности определяются взависимости оттого, как человек воспринимает поступающую информацию иреагирует нанеё. Механизм восприятия информации строится насовокупности особенностей мышления, поведения человека иего взглядов нажизнь. Укаждого психотипа есть свои сильные ислабые стороны.

Соционика предлагает определить психотип человека, отнеся его кодной издвух характеристик, каждой изприведённых ниже категорий:

  • логик/этик- общение- обмен информацией или энергией;
  • сенсорик/интуит- руководствуется фактами или интуицией;
  • рационал/иррационал- придерживается намеченных целей или слёгкостью ихменяет;
  • экстраверт/интроверт- способен сразу охватить большой объём информации или предпочитает концентрироваться наотдельных деталях.

Витоге определяется четыре показателя психотипа человека. Взависимости оттого, какие именно характеристики были выбраны, человека относят кодному изшестнадцати психотипов.

  • Бальзак- критик;
  • Гексли- советчик;
  • Гюго- энтузиаст;
  • Габен- мастер;
  • Горький- инспектор;
  • Гамлет- наставник;
  • Достоевский- гуманист;
  • Джек Лондон- предприниматель;
  • Дон Кихот- искатель;
  • Драйзер- хранитель;
  • Дюма- посредник;
  • Есенин- лирик;
  • Жуков- маршал;
  • Наполеон- политик;
  • Робеспьер- аналитик;
  • Штирлиц- администратор.

Можно догадаться, что каждая изисторических личностей, вчесть которой был назван определённый психотип, наиболее ярко характеризует все черты характера, присущие определённому типу.

Тест наопределение психотипа

Существует огромное множество разнообразных тестов наопределение психотипов человека. Ихможно легко найти винтернете ивкнигах попсихологии. Такие тесты используют нетолько для того, чтобы весело провести время, ноидля более важных задач. Например, вовремя собеседований менеджеры поподбору персонала часто подвергают кандидатов натуили иную должность тестированию, чтобы определить, подойдётли человек для выполнения определённой работы. Как нипрекрасна исодержательна теория распределения психотипов посоционическому типу, ночаще всего вовремя проведения собеседований предпочитают определять тип человека, используя всего лишь четыре-пять психотипов.

Самый простой тест напсихотип личности- геометрический. Для его проведения достаточно всего лишь вооружиться ручкой илистом бумаги. Человеку предлагается нарисовать набумаге один изпяти геометрических фигур, которая первой пришла ему наум: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник иЗатем его просят нарисовать остальные фигуры втом порядке, который ему больше всего нравится. Таким образом, первая фигура- это доминирующий психотип человека, аочерёдность остальных показывает насколько ярко внём проявляются качества остальных фигур.


Как уже было сказано, вчеловеке всегда присутствует несколько смешанных психологических типов, ноодин изних непременно доминирует:

  • Круг- добрый ивысокоморальные люди. Хорошо ладят слюдьми, прекрасно вливаются влюбой коллектив, ноявляются плохими начальниками иуправляющими, так как немогут командовать иотдавать приказы. Круг очень нелюбит конфликты ипытается всеми силами ихсгладить.
  • Квадрат- отличается трудолюбием, организованностью ипорядочностью. Квадрат очень аккуратен ипунктуален. Перед выполнением задания обязательно уточнит все детали исделает всё всоответствии суказаниями, без каких-либо изменений посвоей инициативе. Теряется, когда нужно принять быстрое решение, так как привык кразмеренности иработе поплану. Поэтому хороший менеджер изтакого человека невыйдет, нокак исполнитель- онидеален
  • Прямоугольник- непредсказуемый инестабильный человек. Это тип человека, который часто переходит изодной геометрической фигуры вдругую. Квадратами обычно бывают дети впериод формирования личности. Отличаются заниженной самооценкой ипостоянными поискамичего-то нового. Часто недоводят начатое дело доконца.
  • Треугольник- обладает сильными лидерскими качествами. Хороший руководитель, уверенный всебе, который идёт кцели несмотря ниначто. Категорически нежелает признавать свои ошибки. Любят, когда ихприказы выполняются беспрекословно. Главное для таких людей- карьера.
  • Зигзаг- творческая инеординарная личность. Обычно таких людей называют гениями. Они способны создать шедевр, ноживут вокружении постоянного беспорядка. Идеалисты, нетерпят чётких правил иуказаний. Умеют доказать свою правоту.

Такой тест напсихотип позволяет менеджерам поподбору персонала определить подходитли человеку должность, накоторую онпретендует. Естественно, что наруководящие посты лучше всего подойдут уверенные треугольники, авкачестве генератора идей лучшим окажется зигзаг.

Зная эти хитрости, можно ввести взаблуждение менеджера отдела кадров иполучить желаемую должность. Носледует учесть, что если человек- ярко выраженный круг, тонаместе начальника онбудет чувствовать себя некомфортно. Зигзаг никогда небудет хорошим исполнителем монотонной работы, аквадрат неспособен креативить ифонтанировать идеями. Поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем идти против своей натуры.

Психотипы личности was last modified: Декабрь 18th, 2015 by Елена Погодаева

Все мы разные. Каждый из нас имеет свои психологические особенности, обуславливающие черты характера, поведение, степень восприимчивости и внушаемости. Психотипы личности – система поведенческих стереотипов и индивидуальных установок, которая создана для объяснения различий между людьми. То есть, психотип личности объединяет людей, близких «по духу», тех, у кого одинаковые источники энергии, похожие мировосприятие и повседневный образ жизни, а также схожие методы принятия решений.

Пройдя несложный тест, любой из нас может определить свой психотип личности и узнать о нем подробнее. Ниже мы приведем тест на его определение.

Ниже мы представим четыре части теста, в каждой из которых нужно выбрать более близкий вам вариант. Отдайте предпочтение тому, который вам присущ в повседневной жизни. Каждому из двух представленных вариантов напишите процентное соотношение так, чтобы сумма составляла стандартные 100%.

Приведенные вопросы направлены на то, чтобы выяснить именно ваш «путь», способы достижения целей, осуществления планов, решения задач.

Выбирая ответ и расписывая процентное соотношение, вы можете проанализировать ваше поведение дома, в семье, на отдыхе – в ситуациях, когда вы свободны в своем выборе и решаете все сами, без привязки к обязанностям, как это бывает на работе.

Ставить соотношение 50% и 50% нельзя, нужно сделать перевес хотя бы в 1% в одну из сторон. То есть, вариант 51% и 49% уже подойдет.

Не стоит удивляться, поскольку тест на первый взгляд может показаться довольно простым и элементарным. Ведь очень часто получается так, что чем проще тест, тем достовернее его результаты. А это позволяет точно определить и описать психологические типы личности, найдя среди них свой и только свой.

В каждой из четырех частей парных утверждений нужно выбрать по одному. Отдайте предпочтение тому, которое подходит вам в большей степени, даже если перевес небольшой. Далее из получившихся букв составьте формулу, чтобы определить свой тип.

  • А – вы легко сходитесь с новыми людьми, заводите новые знакомства и являетесь открытым и разговорчивым человеком;
  • В – в общении вы сдержанны и неторопливы, к новым людям и знакомствам относитесь настороженно.

Е или К:

  • Е – проверенное и старое вы предпочитаете неизвестному и новому, вы прагматик и реалист;
  • К – доверяете своей интуиции и предпочитаете новое старому.
  • М – для вас логика важнее чувств, и о людях вы судите, не учитывая личные симпатии;
  • Н – вы доверяете чувствам и склонны идти на уступки ради гармонии в отношениях.
  • О – в работе вы последовательны, решения если принимаете, то менять их не любите;
  • Р – легко и просто приспосабливаете к условиям ваши решения и не любите формализм.

Тест дает точный результат. Психотип личности определить несложно: достаточно записать в ряд по порядку получившиеся буквы и посмотреть определение, которое дает тест.

Подсчет результатов

АЕМР Такой человек выделяется сильным, волевым характером, очень энергичный и активный. Он быстро понимает ситуацию, умеет управлять людьми и верно принимает важные решения. Для достижения своей цели он может работать ночи напролет и любит действовать масштабно, взвесив и продумав все заранее. В делах человек практичен, полагается на разум и не ставит симпатии выше дела. С нерешительными и неуверенными в себе людьми довольно жесток и даже агрессивен. Не терпит чужих ошибок и не любит давления. В отношениях не уступает и старается сделать все по-своему.
АЕНР Отлично ориентируется в сложных ситуациях и верно делает заключения, отличается отличными дипломатическими способностями, уверен в собственных силах, решителен. Такой человек прекрасно знает, чего он хочет, и знает, как это получить. Если и спрашивает совет, то больше формально, не слушая окружающих. Очень просто входит в доверие и умеет создать нужную для откровений атмосферу. Ценит тепло и комфорт и любит заботиться о близких. В работе может отвлекаться на незначительные мелочи и трудно концентрируется на чем-то важном. Сомнения в выборе и принятии решения может скрывать, однако думает много и часто переживает. Не любит ограничений, к новому относится с подозрением и нуждается во времени на усвоение и принятие чего-то незнакомого.
ВЕМР Умеет реализовывать новые идеи в жизнь, делать полезные дела и извлекать из всего пользу. Все незаконченные дела доводит до логического завершения. Отличается неброским упорством и может быть скромным. Если работа такому человеку нравится, то он вложит в нее душу. В одежде выбирает гармонию и умеренность, ценит дружбу и преданность, не навязывает никому свои решения. Часто подшучивает и анализирует поступки. При посторонних не любит показывать то, что чувствует. Увлекается работой, доставляющей удовольствие, и делает все без спешки.
ВЕНР Такой человек отличается хорошим вкусом и может оценить качество. К людям уважителен, внимателен и обходителен, умеет отдыхать и ценить роскошь. В любых обстоятельствах не теряет чувства меры. Трудно справляется с деловой активностью и не слишком динамичен. Если его обидеть, то может резко ответить, возмутиться.
АЕМО Напористый и деятельный человек, он может оценить правильно обстоятельства и принять единственно верное решение. Людей и их поступки часто оценивает с точки зрения выгоды и пользы. Отдает предпочтение надежности и рациональности. Во вкусах и привычках консервативен, имеет строгое воспитание, при критике такой человек может вспылить.
АЕНО Свой человек для многих, он очень доброжелательный, оптимистичный и активный. К другим проявляет заботу, к советам посторонних прислушивается, но полагается на свой ум. Может накапливать отрицательные эмоции и если сильно обижен, то не сможет сдержаться и выплеснет все. Если не выплеснет, то может случиться болезнь.
ВЕМО Такой человек – отличный организатор и ответственный исполнитель, который не любит безответственность и непорядок. Во всем выбирает точность и конкретику, работоспособен и требователен. Если что-то считает важным, то на компромисс может и не пойти. К чужим мнениям может не проявлять должного уважения.
ВЕНО Отлично справляется с собой и умеет приводить доводы даже для выполнения неинтересной работы. Обязателен, пунктуален и последователен. В семье такой человек хранит верность, может стать лучшим семьянином. К несправедливости относится болезненно и страдает из-за этого. Если кто-то не разделяет его выбор, то это может его ранить и задеть сильно.
АКМР Развитая интуиция может помочь верно принять решение. Другим людям он охотно советует, причем делает это от души. Работу может ставить выше семьи и дружбы. Не переносит монотонность и строгие правила. Не умеет идти на компромиссы и не всегда следит за тем, как выглядит на людях.
АКМО Такой человек выделяется деятельностью и активностью, хорошо разбирается в рабочих вопросах и может пойти на риск. Не каждый из его окружения может выдержать напряженный ритм и будет так же рисковать. В одежде часто небрежен, юмор – грубоватый и нетактичный.
ВКМО Отличается хорошим аналитическим мышлением, уважает дисциплину и порядок, умеет уговаривать и чувствовать время. Уважает свой характер и относится с пониманием к чужим точкам зрения. В отношениях не всегда может быть гибок, может уходить от разговора, если тема ему неприятна.
ВКМР В работе это тщательный человек, добросовестный и исполнительный. Умеет правильно оценить степень риска и дает отличные советы. Видит все противоречия мира и его несовершенство, умеет доводить до конца начатое дело, в новых начинаниях осторожен.
АКНР Эмоциональный и дружелюбный, он может найти подход практически к любому человеку. Хорошо чувствует окружающих, их достоинства и слабые стороны. Любит поддерживать знакомства, но часто перегружает себя контактами, не приемлет условностей и подчинения, не всегда успевает сделать запланированное.
АКНО Такой человек красиво выражает и описывает чувства, хорошо знает и понимает других и может увлечь за собой толпу. В работе всегда правильно распределяет время и все делает в срок. Старается понять каждого человека и основывается на морали. Может иметь обостренное чувство ответственности и не любит подводить других. Случается, что слишком драматизирует события и теряет внутреннее равновесие. В одежде может выражать себя, выбирая экстравагантность или элементы небрежности. Ранимый и вежливый, такой человек не любит неуважительное отношение и долго может помнить обиды.
ВКНО Понимающий и терпимый, такой человек отлично разбирается во взаимоотношениях и часто интересуется философскими проблемами. Отзывчив и внимателен, принимает людей с их достоинствами и недостатками, не пытаясь никого изменить или переделать. Пунктуальный и всегда исполнительный, он чаще ведет ЗОЖ и придерживается принципов гуманизма. Конфликты с окружающими может переживать очень серьезно из-за впечатлительности и ранимости. Довольно проблематично переносит одиночество.
ВКНР Романтик и оптимист, человек такого типа умеет ждать, с уважением относится к чужим предпочтениям и к каждому человеку сможет найти свой подход. Старается со всеми поддерживать партнерские, ровные отношения, с уважением относится к сильным людям. В работе проявляет отличные дипломатические способности, одевается со вкусом, демонстрирует изысканность. Внутренний мир такого человека противоречив, он несколько неуверен в собственных силах и нуждается в поддержке.