Реформы Николая I. Удачные и неудачные реформы Николая I


Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового монарха - Николая I (1796-1855). "Революция на пороге России, - сказал Николай I после восстания декабристов, - но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни..." В течение своего тридцатилетнего царствования Николай I сделал все, чтобы сдержать эту клятву.

Необходимым условием упрочения существующего строя император считал усиление личного контроля монарха за работой государственного аппарата. Николаевское царствование - апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в движение сложную государственную машину, находились в руках монарха. Резко возросло значение царского секретариата - канцелярии, с помощью которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой.

Стремясь предотвратить революцию, особое внимание император уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать "безопасность престола и спокойствие в государстве" стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов (1827 г). Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Численность невелика. В 1850 г. насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п. Любые проблески оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.

Предметом особых забот Николая I были печать и образование. В 1826 г. был издан новый цензурный устав, получивший у современников название "чугунного устава". Своими жесткими нормами он наложил тяжкое бремя на издателей и авторов. Правда, в 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности. Тем не менее, жесткий надзор за печатью сохранялся.

Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание в целях пресечения малейшего свободомыслия вести в строгом православно-монархическом духе. Рескриптом, изданным в 1827 г., царь запретил допускать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения. В 1828 г. появился новый школьный устав, перестроивший средние и низшие звенья народного образования. Между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище, трехклассное уездное училище, семиклассная гимназия) какая-либо преемственная связь уничтожалась, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий. Так, гимназия предназначалась для детей дворян. Пристальное внимание правящие круги уделяли университетам, которые не без оснований считали рассадником "своеволия и вольнодумства". Устав 1835г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности. Целям идеологической борьбы со свободомыслием служила сформулированная в 1833 г. С.С. Уваровым теория официальной народности.

Взяв на вооружение теорию официальной народности, Николай I решительно боролся с любыми отклонениями от православия. Крутые меры принимались против старообрядцев, у которых отбирались молитвенные здания, недвижимость и т.п. Дети "раскольников" насильственно зачислялись в школы кантонистов. Такая "защита" православия не шла на пользу. Православная церковь при Николае I окончательно превратилась в составную часть бюрократической машины. Синод все больше становился "ведомством православного исповедания", управлявшимся светским должностным лицом - обер-прокурором. Все это не могло не подрывать авторитета церкви.

Добиваясь укрепления существующего строя, Николай I не был уверен в его долговечности. Царь очень хорошо видел пороки возглавлявшейся им системы управления. Часть высших сановников полагала необходимым учитывать во внутриполитическом курсе требования времени, пойти на постепенное смягчение крепостного права и, не посягая на прерогативы короны, принять меры, обеспечивающие законность в стране. 6 декабря 1826 г. Николай I образовал специальный секретный комитет, призванный рассмотреть ситуацию в государстве и разработать программу необходимых реформ. "Комитет 6 декабря 1826 г." действовал в течение трех лет. Им была намечена довольно обширная программа преобразований, предусматривавшая, в частности, некоторое ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку центральной и местной администрации в духе принципа разделения властей и т.п. Крайне консервативные круги выступили против этих планов. Восстание в Польше, "холерные бунты" 1830-1831 гг. похоронили начинания этого Комитета. Для обеспечения законности известное значение должна была иметь кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом этой работы по систематизации законов, появившихся после Соборного Уложения 1649 г., стало издание "Полного собрания законов Российской империи" и "Свода законов Российской империи". Их значение было небольшим, поскольку чиновничество действовало, абсолютно не считаясь с какими-либо правовыми нормами. В последующие годы своего царствования Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в секретных комитетах, которые буквально один за другим создавались императором. Позиция самого Николая I в крестьянском вопросе была весьма противоречивой. "Нет сомнения, что крепостное право… есть зло... - заявил царь однажды, - но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным". В этих условиях практические результаты работы оказались ничтожными. Ни на какие меры, сколько-нибудь существенно менявшие положение крепостных, Николай I не пошел.

С середины 1830-х гг. реформа управления государственными крестьянами. Призванная улучшить их положение и реализовавшаяся одним из наиболее просвещенных и способных сановников николаевского царствования П.Д. Киселевым, обернулась для деревни усилением административной опеки со стороны коррумпированного чиновничества, ростом произвола начальства. Бюрократический аппарат действовал сам по себе и вопреки воле самодержца, руководствуясь собственными интересами. Поэтому на реформу П.Д. Киселева крестьянство ответило вспышкой серьезных волнений.

Николай I уделял большое внимание вопросам укрепления позиций дворянства как важнейшей опоры трона. Процесс постепенного экономического оскудения дворянства давал себя знать по мере разложения крепостнической системы. В этой связи самодержавие стремилось упрочить положение высших и средних слоев помещиков, жертвуя интересами слабевших экономически и политически ненадежными представителей дворянства. Манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию в выборах на дворянские общественные должности только тех помещиков, которые имели в пределах губернии не менее 100 душ крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Для того чтобы затруднить проникновение в дворянскую среду выходцев из "податных состояний", в 1845 г. был издан закон, в соответствии с которым на военной службе потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении старшего офицерского чина, а на гражданской - чина V, а не VIII класса. Манифест 10 апреля 1832 г. – созданы институты "потомственных почетных граждан" (к ним относились крупные предприниматели, ученые, дети личных дворян и т.п.) и "почетных граждан" (низшие чиновники, выпускники высших учебных заведений). Все они получали некоторую часть дворянских привилегий - свободу от телесных наказаний и др. Это, по мысли правящих кругов, должно было уменьшить желание "неблагородных" элементов добиваться получения дворянства. Для укрепления материальной базы в 1845 г. Николай I создал институт заповедных наследственных имений (майоратов). Они не подлежали дроблению и, составляя собственность дворянского рода, переходили по наследству к старшему сыну.

В своей экономической политике Николай I в известной степени учитывал интересы нарождавшейся буржуазии, потребности промышленного развития страны… покровительственных таможенных тарифах, организации промышленных выставок, железнодорожном строительстве. Финансовая реформа 1839-1843 гг. обеспечила устойчивость рубля и позитивно сказалась на развитии отечественной торговли и промышленности. Волнения рабочих на предприятиях вынудили 1830-1840-е гг. издать законы, регулировавшие трудовые отношения в промышленности и несколько ограничивавшие произвол работодателей.

Охранительные начала в правительственной политике резко усилились в последние годы царствования Николая I. Революция 1848-1849 гг. в Европе испугала правящие круги. Начались гонения на печать и школу. Для усиления действующей цензуры были образованы специальные комитеты (под руководством А.С. Меншикова - для наблюдения за журналами и Д.П. Бутурлина - для надзора за книгопечатанием). На литераторов, чьи произведения вызывали недовольство властей, обрушивались кары. Один из лидеров славянофильства Ю.Ф. Самарин был заключен, поплатились ссылками М.Е. Салтыков-Щедрин и И.С. Тургенев. В высших учебных заведениях свертывалось преподавание философии, ограничивался прием в университеты. Резко усилился надзор над профессорами и студентами. Борьба с "революционной заразой" активизировалась. Сильное впечатление на общество произвел разгром кружка петрашевцев.

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны требованиям времени. Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование государственной машины. Обладавший неограниченной властью монарх не мог справиться с коррупцией и некомпетентностью чиновников. От общества бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху не приносил никакого эффекта. "Взгляните на годовые отчеты, - писал в 1855 г. курляндский губернатор ПА. Валуев, - везде сделано все возможное, везде приобретены успехи... Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной оболочки... и редко, где окажется прочная плодотворная польза. Сверху блеск, внизу гниль". В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.

Реформа Егора Францевича Канкрина . С его именем связаны упорядочение русской денежной системы, усиление протекционизма и улучшение государственной отчетности и счетоводства. Денежная реформа 1839 - 1843 годов, проведенная по инициативе не столько даже Канкрина, сколько императора Николая I , заключалась в том, что ассигнации, впервые выпущенные в России при Екатерине II , благодаря чрезмерным выпускам и устранению разменности падавшие в отдельные годы до 20% номинальной стоимости и вносившие чрезвычайную путаницу в обращение (простонародные лажи), были после отдельных неудачных попыток фиксированы в существовавшей с 1810 г. серебряной единице манифестом 1 июля 1839 г. (3 рубля 50 копеек ассигнациями = 1 рубль серебром). Этим самым была оставлена мысль восстановления ценности ассигнаций (Гурьев) и проведен принцип девальвации. Переходной ступенью было учреждение депозитной кассы (1840), выпускавшей так называемые депозитные билеты, обеспеченные рубль за рубль металлом. В силу Высочайшего манифеста 1 июня 1843 г. ассигнации и иные бумажные знаки стали обмениваться на «государственные кредитные билеты», в свою очередь разменные на звонкую монету. Вся реформа была проведена с большой осторожностью и постепенностью. Теоретически Канкрин считал бумажные деньги продуктом высокоразвитого хозяйственного строя и допускал их с рядом ограничений (разменный фонд, тщательный контроль «сословий», где они существуют, производительные цели выпусков и т. д.). Неразменные деньги – долг государства, и в случае злоупотреблений, самый несправедливый налог; отсюда явное предпочтение Канкрина к металлическим деньгам.

На занятии по теме «Николай I. Внутренняя политика в 1825-1855 гг.» перечисляются факторы, оказавшие влияние на формирование личности Николая I. Определяется главная цель его политики - не допустить восстания в России. Вольнодумство в России полностью под запретом, Николай I мечтает ликвидировать крепостное право, послабляет его, но отменить не решается. Раскрываются причины этой нерешительности императора. Рассматривается проводимая Николаем I финансовая реформа. Экономическому подъему способствует строительство железных и шоссейных дорог. Подчеркивается противоречивость развития культуры и образования в стране.

Предварительные замечания

Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет сохраняется крайне негативный образ самого Николая I (рис. 2) и его тридцатилетнего правления, которое, с легкой руки академика А.Е. Преснякова, назвали «апогеем самодержавия».

Конечно, Николай I не был врожденным реакционером и, будучи умным человеком, прекрасно понимал необходимость изменений в экономическом и политическом строе страны. Но, будучи до мозга костей военным человеком, он пытался решить все проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Не случайно почти все его министры и губернаторы имели генеральские и адмиральские звания - А.Х. Бенкендорф (рис. 1), А.Н. Чернышев, П.Д. Киселев, И.И. Дибич, П.И. Паскевич, И.В. Васильчиков, А.С. Шишков, Н.А. Протасов и многие другие. Кроме того, среди многочисленной когорты николаевских сановников особое место занимали прибалтийские немцы А.Х. Бенкендорф, В.Ф. Адлерберг, К.В. Нессельроде, Л.В. Дубельт, П.А. Клейнмихель, Е.Ф. Канкрин и другие, которые, по словам самого Николая I, в отличие от русских дворян служили не государству, а государю.

Рис. 1. Бенкендорф ()

По мнению ряда историков (А. Корнилов), во внутренней политике Николай I руководствовался двумя основополагающими карамзинскими идеями, изложенными им в записке «О древней и новой России»: а) самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства; б) главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.

Отличительной особенностью николаевского правления стал колоссальный рост бюрократического аппарата в центре и на местах. Так, по данным ряда историков (П. Зайончковский, Л. Шепелев), только за первую половину XIX в. численность чиновников всех уровней выросла более чем в шесть раз. Однако нельзя столь негативно оценивать сей факт, как это делалось в советской историографии, ибо на то были свои веские причины. В частности, по мнению академика С. Платонова, после восстания декабристов Николай I полностью утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия император видел теперь только в чиновничьей бюрократии, поэтому он стремился опереться как раз на ту часть дворянства, для которой единственным источником дохода являлась государственная служба. Неслучайно, что именно при Николае I начинает формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией (рис. 3).

Рис. 2. Николай I ()

Параллельно с укреплением государственного и полицейского аппаратов власти, Николай I стал постепенно сосредотачивать в своих руках решение практически всех мало-мальски важных вопросов. Довольно часто при решении того или иного важного вопроса учреждались многочисленные Секретные Комитеты и Комиссии, которые подчинялись непосредственно императору и постоянно подменяли собой многие министерства и ведомства, в том числе Государственный Совет и Сенат. Именно эти органы власти, в состав которых входили очень немногие высшие сановники империи - А. Голицын, М. Сперанский, П. Киселев, А. Чернышев, И. Васильчиков, М. Корф и другие - были наделены огромными, в том числе законодательными, полномочиями и осуществляли оперативное руководство страной.

Рис. 3. Чиновники «николаевской России» )

Но наиболее ярко режим личной власти воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая возниклае щё во времена Павла I в 1797 г. Затем при Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. В те годы должность начальника канцелярии занимал граф А. Аракчеев, и она (канцелярия) уже тогда имела немалые властные полномочия. Практически сразу после вступления на престол, в январе 1826 г. , Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи. В рамках Императорской Канцелярии в первой половине 1826 г. было создано три специальных отделения:

I Отделение, которое возглавил статс-секретарь императора А.С. Танеев, ведало подбором и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти, контролировало деятельность всех министерств, а так же занималось чинопроизводством, подготовкой всех императорских Манифестов и Указов, и контролем за их исполнением.

II Отделение, руководителем которого стал другой статс-секретарь императора, М.А. Балугьянский, целиком сосредоточилось на кодификации обветшавшей законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи.

III Отделение, которое возглавили личный друг императора, генерал А. Бенкендорф, а после его смерти - генерал А.Ф. Орлов, полностью сосредоточилось на политическом сыске внутри страны и за рубежом. Первоначально основу этого Отделения составила Особая канцелярия Министерства внутренних дел, а затем, в 1827 г., был создан Корпус жандармов во главе с генералом Л.В. Дубельтом, который составил вооруженную и оперативную опору III Отделения.

Констатируя тот факт, что Николай I стремился сохранить и упрочить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, мы должны признать, что в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны через механизм реформ. Именно такой взглядна внутреннюю политику Николая I был характерен для всех крупных дореволюционных историков, в частности В. Ключевского, А. Кизиветтера и С. Платонова. В советской исторической науке, начиная с работы А. Преснякова «Апогей самодержавия» (1927), особый акцент стал делаться на реакционности николаевского режима. Вместе с тем, ряд современных историков (Н. Троицкий) справедливо говорит о том, что по своему смыслу и происхождению реформы Николая I существенно отличались от предыдущих и предстоящих реформ. Если Александр I лавировал между новым и старым, а Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое, чтобы успешнее противостоять новому.

Рис. 4. Первая в России железная дорога ()

Реформы Николая I

а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826-1832)

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 - март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Первым был проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».

Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия - «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный - высшим органом государственной юстиции.

Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830-1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826-1832)

31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.

Летом 1826 г. М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1. Вначале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. 2. На втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3. На третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов.

На первом этапе кодификационной реформы(1828-1830) была опубликована почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649-1825 гг., которые вошли в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные при Николае I.

На втором этапе кодификационной реформы(1830-1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей. В 1-3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий. В 4-8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе - гражданские и межевые законы. В 11-14 томах содержались полицейские (административные) законы, и в 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.

19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на заседании Государственного Совета и вступил в законную силу.

в) Сословная реформа Николая I (1832-1845)

После завершения работы над кодификацией законов Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В. Кочубея. Первоначально, в 1832 г., был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней - «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников IV-X классов и выпускников высших учебных заведений.

Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но, в соответствии с его Указом, были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, а военным, соответственно, с VI (полковник), а не с XIV(прапорщик) класса. Личное дворянство и для гражданских и для военных чинов устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XIV класса, как ранее.

г) Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837-1841)

Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался головной болью царского правительства. Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования. Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828-1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Например, в соответствии с этими Указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т. д. Однако реальное значение этих Указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали эти законодательные акты, многие из которых носили рекомендательный характер.

Единственной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала реформа государственной деревни, проведенная генералом П.Д. Киселевым в 1837-1841 гг.

Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П. Киселев. Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать хорошую администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г., казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого стал сам генерал П. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.

Затем, в 1838-1839 гг. , для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840-1841 гг. , реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы.

После завершения этой реформы правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян, и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанныйтакжепо инициативе П. Киселева.

Суть этого Указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли. Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и раньше, нести барщину и оброк. Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: а) увеличивать размер барщины и оброка и б) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.

По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров),Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах», поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.

д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843)

Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю, и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.

Рис. 5. Кредитный билет после реформы Канкрина ()

С тем чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина, было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, в 1839 г. , были введены государственные кредитные билеты (рис. 5), которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него. Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы. С июня 1843 г. началсяобмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей. Таким образом, денежная реформа Е. Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, но полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

Список литературы

  1. Выскочков В.Л. Император Николай I: человек и государь. - СПб, 2001.
  2. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. - М., 1958.
  3. Зайончковский П.К. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
  4. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. - М., 1981.
  5. Корнилов А.А. Курс истории России в XIX веке. - М., 1993.
  6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. - М., 1990.
  7. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. - М., 1999.
  10. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. - СПб., 2007.
  1. Omop.su ().
  2. Rusizn.ru ().
  3. EncVclopaedia-russia.ru ().
  4. Bibliotekar.ru ().
  5. Hrono.ru ().

Кодификация законов

О царствовании Николая I у современников остались в основном мрачные воспоминания, к числу бесспорных достижений этого времени можно отнести кодификацию законов.

Речь шла о Комиссии составления законов, которая была преобразована во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, менее известное, но не менее важное, чем III Отделение, занимавшееся политическим сыском. Перед II отделения была поставлена задача по кодификации разрозненного и запутанного российского законодательства. Начальником II Отделения стал М. А. Балугьянский.

В то же время именно Сперанскому, хотя он и не занял официального поста, было поручено общее "возглавление" всего дела. До самой смерти Сперанский руководил II Отделением без какого-либо юридического оформления своей нелегкой миссии.

Штат II Отделения состоял из 20 человек. Кроме чиновников, во II Отделение были зачислены известные ученые: профессор А. П. Куницын, преподававший в Лицее А. С. Пушкину, и профессор М. Г. Плисов - они оба были уволены из Санкт-Петербургского университета за вольнодумство и демонстративно приняты Сперанским и Балугьянским на службу, а также профессор В. Е. Клоков, действительный статский советник Цейер, коллежский секретарь Н. М. Старцов", ставший ближайшим помощником Сперанского в последние годы его жизни будущего графа, и барон Корф. На содержание II Отделения было ассигновано 37 800 рублей. Отдельной строкой финансировалось приобретение книг для II Отделения - 10 000 рублей в год.

Был подготовлен план, наметивший три главных направления:

1) создание свода всех изданных в России законов;

2) систематизация действующих законов и разработка нового кодекса.

К 1830 г. было составлено Полное собрание законов, которое включало более 30 920 нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, начиная с Соборного уложения 1649 г., и заканчивая Манифестом от 14 декабря 1825 г., написанным самим Сперанским. Первое издание Полного собрания законов состояло из 40 томов законов и 6 томов приложений (алфавитно-предметный и хронологический указатели, графики, рисунки и т.д.). Забегая вперед, скажем, что сразу же началось второе, а через полвека - третье издание Полного собрания законов. Новые нормативные акты составляли тома, выходившие ежегодно. Последний том, включавший законодательство за 1913 г., вышел в предреволюционном 1916 г. Всего в Полное собрание законов, пополнявшееся до начала революции, вошло 56 томов.

Публикация Полного собрания законов стала подготовительным этапом перед составлением и изданием Свода законов, который должен был включать только действующие нормативные акты. Проверка того, является ли тот или иной акт действующим и не противоречащим другим актам, возлагалась на специальные ревизионные комитеты, образованные при министерствах и главных управлениях. Законы систематизировались не по хронологическому, как в полном собрании законов, а по отраслевому принципу. Для каждой статьи Свода законов был подготовлен комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод законов был опубликован в 1832 г. и состоял из 15 томов. За первым изданием Свода законов последовали два полных (1842, 1857) и шесть неполных (1833, 1876, 18885, 1886, 1887, 1889 гг.) изданий.

В соответствии с идеями Сперанского Свод делился на восемь главных отделов, помещенных в 15 томах. Структура Свода была следующей:

I. Основные государственные законы;

II. Учреждения:

а) центральные;

б) местные;

в) уставы о службе государственной.

III. Законы правительственных сил:

а) уставы о повинностях;

б) уставы о податях и пошлинах;

в) Устав таможенный;

г) уставы монетный, горный и о соли.

IV. Законы о состояниях:

V. Законы гражданские и межевые;

VI. Уставы государственного благоустройства:

а) уставы кредитный, торговый, промышленности;

б) уставы путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи.

VII. Уставы благочиния (законы полиции):

а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный;

б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей.

VIII. Законы уголовные.

10 января 1832 г. на заседании Государственного совета были рассмотрены Свод законов и Полное собрание законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов с 1 января 1835 г., а перед этим разослать это издание во все правительственные учреждения для ознакомления и подготовки. По плану Сперанского создание Полного собрания законов должно было предварять создание Свода законов, а Свод в свою очередь должен был стать предварительным этапом перед подготовкой нового Уложения. Новое Уложение так и не было составлено, а его роль стал играть сам Свод законов.

Вместе с тем кодификация права была огромным шагом вперед. Заслуги Сперанского в осуществлении этого титанического труда были бесспорны и признаны Николаем I перед лицом всех сановников на заседании Государственного совета 19 января 1833, принявшем решении о введении в действие Свода законов.

Денежная реформа

Денежная реформа в России была проведена в 1839-1843 годах под руководством министра финансов Канкрина. Привела к созданию системы серебряного монометаллизма. Был начат обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро.

Проведение реформы позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской войны.

Первый этап денежной реформы 1839-1843 гг. начался с издания 1 июля 1839 манифеста “Об устройстве денежной системы”. Согласно манифесту с 1 января 1840 в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Главным средством платежа становился серебряный рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника 21 доля. Государственным ассигнациям отводилась роль вспомогательного денежного знака. Поступления в казну и выдача денег из неё исчислялись в серебряных рублях. Сами же платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казённых учреждений с 3%-ной надбавкой от ее нарицательной стоимости. На первом этапе денежной реформы был зафиксирован фактический уровень обесценения ассигнационного рубля.

Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839 г. «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке», который объявлял билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обращающимся наравне с серебряной монетой без всякого лажа. Касса начала выполнять операции в январе 1840 г., она принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. В период с 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 в соответствии с рядом сенатских указов были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Они изготавливались экспедицией Депозитной кассы и выпускались в обращение по 1 сентября 1843 года.

Вторым этапом денежной реформы стала эмиссия кредитных билетов сохранных казен, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с манифестом от 1 июля 1841 «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром».

Принятие этого акта не рассматривалось в качестве мероприятия по упорядочению денежного обращения, а было вызвано экономической необходимостью. В 1840 г. в средней полосе России был сильный неурожай. Началось усиленное изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства. Этому в значительной мере способствовала система перманентных «позаимствований» из государственных кредитных учреждений, в силу чего они оказались не в состоянии не только открывать кредиты, но и выдавать вклады. 26 февраля 1841 в качестве экстренной меры было принято решение об эмиссии кредитных билетов с целью оказания помощи государственным кредитным учреждениям и казне. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.

Начиная с 1841 г. в России параллельно обращались три вида бумажных денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в четыре раза ниже номинальной. Депозитные билеты были фактически квитанциями на серебро. Они находились в обращении в размере, равном сумме вкладов, и казна не имела дополнительных доходов от их эмиссии.

На последнем этапе в соответствии с проектом реформы должна была произойти замена ассигнаций на депозитные билеты. Но эмиссия депозитных билетов не приносила дополнительных доходов государству. В то же время в обороте находились устойчивые бумажные денежные знаки, только частично покрытые металлом, - кредитные билеты. Их эмиссия была выгодна для казны. Поэтому правительство приняло решение о расширении выпуска в обращение кредитных, а не депозитных билетов.

В результате на третьем этапе реформы ассигнации и депозитные билеты были обменены на кредитные билеты. Обмен осуществлялся на основе манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» от 1 июня 1843 года. Для изготовления кредитных билетов при Министерстве финансов была создана экспедиция государственных кредитных билетов постоянным фондом звонкой монеты для размена крупных билетов. В соответствии с манифестом выпуск депозитных и кредитных билетов сохранных казен и Государственного заемного банка прекратился. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты. Ассигнации были девальвированы.

В результате проведения реформы в России была создана система денежного обращения, при которой бумажные деньги разменивались на серебро и золото. Кредитные билеты имели на 35-40% золотое и серебряное обеспечение. Законодательство в области денежного обращения, сложившееся в результате реформы Канкрина, запрещало выпуск кредитных билетов для кредитования торговли.

Денежная система, созданная в результате реформы 1839-1843 гг., обладала рядом важнейших признаков:

Существовала свобода чеканки не только серебра, но и золота.

Золотые империалы и полуимпериалы чеканились с надписью «десять рублей» и «пять рублей», причем правительство стремилось закрепить с помощью законодательства стоимостное отношение между золотым и серебряным рублем.

Кредитные билеты были разменны не только на серебро, но и на золото.

В России в 30-40-х гг. XIX в., несмотря на развитие товарно-денежных отношений, господствовало натуральное хозяйство. Соответственно объем покупаемых предметов потребления был невелик, и деньги как средство обращения требовались в незначительных количествах. Рабочие, чиновники и другие лица, жившие на жалованье, не играли такой важной роли, как в условиях развитых товарно-денежных отношений. При сравнительно неразвитом рынке и плохих путях сообщения цены на продукты были очень низкими, а уровень промышленного развития - относительно невысоким. Товары промышленного производства, зачастую ввозимые из-за границы, приобретались небольшим кругом лиц. Денежный оборот осуществлялся преимущественно с казной. Поэтому денежная реформа, проведенная в 1839-1843 гг. обеспечила относительно устойчивое денежное обращение.

Крестьянский вопрос при Николае I

В первые годы своего царствования Николай I не придавал большого значения крестьянскому вопросу. Постепенно, однако, царь и его ближайшее окружение приходили к мысли, что крепостное право таит в себе опасность новой пугачевщины, что оно задерживает развитие производительных сил страны и ставит ее в невыгодное положение перед другими странами - в том числе и в военном отношении.

Разрешение крестьянского вопроса предполагалось вести постепенно и осторожно, рядом частичных реформ. Первым шагом в этом направлении должна была стать реформа управления государственной деревней. В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П. Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права, дружил с декабристами, не зная об их заговоре. В 1837-1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялись посадки картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща, засевать их картофелем, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой» призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину.

По государственным деревням в 1840-1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов». Вместе с русскими в них участвовали мари, чуваши, удмурты, коми.

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы и точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все социальные группы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I.

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Интерес этот поддерживался частыми волнениями крестьян. В царствование Николая I насчитывалось свыше 500 случаев крестьянских волнений. Несколько раз Николай I учреждал секретные ("негласные") комитеты по крестьянскому делу. Они собирали сведения и материалы, писали докладные записки, составляли проекты, но все это бумажное производство оставалось лежать "под сукном", ибо сам Николай I не мог решиться на серьезную ломку существующего порядка.

Указ об "обязательных крестьянах" от 2 апреля 1842 г. не отменял указ 1803 г. "о вольных хлебопашцах", но владельцам (которые "сами сего пожелают") разрешалось "заключать с крестьянами своими по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы помещики сохраняли принадлежащее полное право вотчинной собственности на землю, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности". Указ 1842 г. носил только рекомендательный характер, нормы надела и повинности крестьян всецело завысили от помещика, который сохранял и полную власть над "освобожденным", "обязательным" крестьянином. Практическое значение этого указа было невелико - до реформы 1861 г. было освобождено несколько более 27 тысяч крестьян.

Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Министерство графа П. Д. Киселева заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд крестьян: производило размежевание земель, отводило дополнительные наделы для малоземельных, устраивало ссудо - сберегательные кассы, школы и больницы. Реформа государственной деревни, проведенная П. Д. Киселевым, новая форма организации казенных крестьян (в том числе введение самоуправления) послужила образцом для устройства помещичьих крестьян по освобождении их от крепостной зависимости.

Губернское управление при Николае I

Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; подверглось некоторым изменениям только управление сословное, дворянское. Как мы знаем, дворянству было предоставлено учреждениями 1775 г. решительное господство в местном управлении. При императоре Павле упразднены были некоторые из судебных и губернских учреждений; при Александре было даже несколько расширено участие дворянства в местном управлении; не передавая всех подробностей, укажу, что по учреждениям 1775 г. судебные палаты (уголовная и гражданская, служившие высшей инстанцией для сословных высших учреждений, например губернского магистрата, верхнего земского суда) не имели сословного характера, состояли из членов от короны. По закону 1780 г. предоставлено было дворянству и купечеству выбирать по два заседателя в обе палаты, которые действовали вместе с председателем и советником от короны. По закону 1831 г. дворянству предоставлено было право выбирать председателей обеих палат. Таким образом, и общий суд, несословный, в губернии отдан был в распоряжение дворянства, но зато было ограничено право участия дворянства в губернском управлении установлением ценза.

В губернских учреждениях 1775 г. на дворянских съездах право выбора имел каждый потомственный дворянин или высший штаб-офицерский чин. Положение 1831 г. точнее определяло участие дворян в съездах и выборах: именно, одни дворяне могли участвовать в съездах с голосом, другие - без голоса. Право участвовать с голосом имел потомственный дворянин, достигший 21 года, имевший недвижимую собственность в губернии, получивший на действительной службе по крайней мере чин 14-го класса или служивший три года по дворянским выборам, вот главные условия. Не удовлетворявшие им потомственные дворяне участвовали в съездах без голоса. Притом и право голоса было двоякое: одни дворяне подавали голос во всех делах, обсуждавшихся в собрании, другие во всех, кроме выборов; право участвовать во всех делах и в выборах предоставлено было потомственным дворянам, которые имели в губернии не менее 100 душ крестьян или не менее 3 тыс. десятин удобной, хотя и незаселенной, земли. Голос во всех делах, кроме выбора, принадлежал потомственным дворянам, которые имели в губернии менее 100 душ или 3 тыс. десятин земли.

Один разряд дворян имел непосредственное право голоса, другой - посредственный голос через уполномоченных; именно мелкие участки складывались в одно, так чтобы их совокупность составляла нормальный участок в 100 душ, и выбирали одного уполномоченного на дворянский съезд. Законом 1837 г. усложнено было устройство земской полиции, как известно, руководимой дворянством. Исправник, начальник уездной полиции, действовал по-прежнему, но каждый уезд разделен на станы, и во главе стана поставлен был становой; становой - коронный чиновник, который назначается губернским управлением только по рекомендации дворянского собрания. Принимая во внимание все перемены, внесенные в губернское управление, следует сказать, что влияние дворянства на местное управление не было усилено; расширено было участие, но вместе и ослаблено введением цензов и сочетанием выборных должностей с коронными. До сих пор дворянство было руководящим классом в местном управлении; со времени издания законов 1831 и 1837 гг. дворянство стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским орудием правительства.

Вот и все важные перемены, какие были внесены в центральное и губернское управление. Этими переменами нарушено было равновесие между тем и другим; центральное управление было страшно расширено, и в нем получила необыкновенное развитие канцелярия; местное управление осталось в прежней форме. Если мы представим усиленную деятельность, какая внесена была императором в учреждения, то нам понятен будет главный недостаток управления. Все дела велись канцелярским порядком, через бумагу; размноженные центральные учреждения ежегодно выбрасывали в канцелярии, палаты десятки, сотни тысяч бумаг, по которым эти палаты и канцелярии должны были чинить исполнение. Этот непрерывный бумажный поток, лившийся из центра в губернии, наводнял местные учреждения, отнимал у них всякую возможность обсуждать дела; все торопились очищать их: не исполнить дело, а "очистить" бумагу - вот что стало задачей местной администрации; все цели общественного порядка, который охранялся администрацией, все свелись к опрятному содержанию писаного листа бумаги; общество и его интересы отодвинулись перед чиновником далеко на задний план. Все управление представляло громадный и не совсем правильный механизм, который без устали работал, но который был гораздо шире, тяжелее наверху, чем внизу, так что нижние части и колеса подвергались опасности треснуть от слишком усиленной деятельности в верхних.

Чем больше развивался такой механизм, тем менее оставалось у руководителей его возможности следить за действием его частей. Никакой механизм не мог усмотреть за работой всех колес, за их ломкой и своевременной починкой. Таким образом, руководство делами уходило с центра вниз; каждый министр мог только, посмотрев на всю эту громадную машину государственного порядка, махнуть рукой и предоставить все воле случая; настоящими двигателями этого порядка стали низшие чиновники, которые очищали бумаги. Этот недостаток и выражен был самим наблюдательным императором, который сказал раз, что Россией правит не император, а столоначальники. Такой вид представляло здание бюрократизма, как оно было поставлено в это царствование, т. е. как оно было тогда завершено. Не доверяя общественности, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование шло дальнейшее разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные отрасли человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тысяч, в 1847 г.-61,5 тысяч и в 1857 г.- 86 тысяч.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в центральных ведомствах. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были перегружены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер. Губернские чиновники иногда строчили ответ на бумагу из Петербурга, даже не прочитав ее. Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это - его внешние признаки. Сущность же в том, что решения принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично ответственным должностным лицом (министром, губернатором), а всей административной машиной в целом. Министр же или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную.



Началось подавлением восстания декабристов в 1825, 14 декабря. Завершилось царствование во время Крымской войны, в период обороны Севастополя в 1855, в феврале.

На всех уровнях системы управления стремился установить максимальную исполнительность, придав структуре "целесообразность и стройность".

В качестве первоочередной задачи царь видел укрепление полицейско-бюрократического ведомства. Реформы Николая 1 в этой сфере состояли в борьбе с революционными движениями, в укреплении самодержавного порядка. Исполнение этих идей царь видел в последовательном проведении военизации, централизации и бюрократизации. Реформы Николая 1, кратко говоря, способствовали формированию продуманной системы всестороннего вмешательства государства в культурную, экономическую, общественно-политическую жизнь страны.

Вместе с этим царь стремился к личному контролю над всеми формами госуправления, а также к сосредоточению в своих руках решения и частных, и общих дел, без привлечения соответствующих ведомств и министерств. В связи с этим создавались многочисленные тайные комиссии и комитеты, которые находились непосредственно в ведении правителя и часто заменяли министерства.

Реформы Николая 1 затронули и канцелярию. Разрастаясь, это ведомство стало отражением режима монархической власти.

Большое значение имело издание пятнадцатитомного "Свода Законов" в 1832 году. Российское законодательство стало упорядоченным, абсолютизм в стране получил более твердую и четкую юридическо-правовую основу. Однако за этим не последовало каких-либо изменений ни в политической, ни в социальной структуре крепостнической России.

Реформы Николая 1 коснулись деятельности Третьего отделения Собственной канцелярии. Под его управлением был учрежден жандармский корпус. В результате, вся страна (кроме области Закавказья, Войска Донского, Финляндии и Польши) была поделена на пять, а потом на восемь округов под управлением жандармских генералов.

Таким образом, Третье отделение стало докладывать государю о малейших изменениях в настроениях народа. Кроме того, в обязанности ведомства входила проверка деятельности государственной системы, органов местной и центральной администрации, выявление фактов коррупции и произвола, привлечение виновных к ответственности и прочее.

Главная опасность "инакомыслия" и "вольнодумства" таилась в области печати и просвещения. Так считал Николай 1. Реформы в учебных заведениях начались с самого восхождения царя на престол. Император считал, что стало результатом "ложной воспитательной системы".

Таким образом, с 1827 года было запрещено принятие крепостных в университеты и гимназии. В 1828 году был издан "Устав об учебных заведениях", а в 1835 году - "Университетский Устав".

Реформы Николая 1 отразились на цензуре. В 1828 году были введены новые правила. Они, безусловно, смягчали ранее принятые, однако предусматривала большое количество ограничений и запретов. Николай 1 считал борьбу с журналистикой одной из главных задач. С этого момента под запретом оказалось издание многих журналов.

Во второй четверти 19 века остро встал в стране. Николай 1 провел реформу государственной деревни. Однако изменения носили весьма противоречивый характер. Безусловно, с одной стороны оказывалась поддержка предпринимательству, зажиточной части деревни. Однако вместе с этим усилился податной гнет. В результате, на изменения в государственной деревне население ответило массовыми восстаниями.

В период с 1839 по 1843 год была проведена в результате которой был утвержден кредитный рубль, который равен был одному рублю серебром. Это преобразование позволило укрепить финансовую структуру в стране.

Последние годы правления императора современниками были названы "мрачным семилетием". Правительство в этот период приняло меры по прекращению связи русского и западноевропейского народа. Въезд в Россию для иностранцев, как и выезд из нее русских был фактически запрещен (исключением было разрешение центральной власти).

Политическая сфера:

· Отказ от политической реформы, опора на бюрократию и личную канцелярию;

· Ограничение автономии царства Польского и великого княжества Финляндского;

· Разгром декабристов, подавление любых проявлений гражданской активности.

Экономическая сфера:

· Незначительные меры вместо подготовки отмены крепостного права;

· Поддержка дворянского землевладения;

· Реформа государственных крестьян;

· Развертывание системы военных поселений;

· Строительство первых железных дорог и шоссейных.

Социальная сфера:

· Ограничение возможностей служебной карьеры, особенно в армии, для лиц, недворянского происхождения;

· Отмена образовательного ценза, экзамена на чин.

Духовная сфера:

· Военизация учебных заведений, ужесточение цензуры, теория официальной народности.

Внешнеполитическая:

· Николай «Палкин» – жандарм Европы; непомерные амбиции привели к крымской катастрофе.

Тема: Внешняя политика Александра 1 и война 1812 года

1. Война 1812 года, ее влияние на международное положение.

2. Европа после Наполеона, священный союз.

3. Европейские революции 1830,1831,1848-1849 годов.

4. Крымская война.

1. Предпосылки войны:

Вооруженное столкновение между Францией и Россией стало результатом международных отношений в Европе в начале 19 века. В основе конфликта было соперничество между двумя сильными государствами в Европе – Англией и Францией. Император Франции Наполеон видел единственную возможность сокрушить Англию – установить континентальную блокаду, то есть прекратить связи (торговлю Англии и Европы). Россия была вынуждена присоединиться к блокаде после Тильзитского мира в июне 1807 года.

2. Европа после наполеона, священный союз.

Первая четверть 19 века – время созданий организаций в Европе таких, как священный союз и венский конгресс. В сентябре 1814 года был создан венский конгресс, основные цели – восстановление прежних довоенных порядков и восстановление царских династий на престол. В 1815 году Николай 1 предложил создать священный союз для поддержки абсолютных режимов в Европе, подавление революционных выступлений рабочих и крестьян, которые могли свергнуть монархию.

3. В первой четверти 19 века в Европе назревает революционная ситуация. Практически все слои населения были недовольны своим положением, готовы начать выступление. Дворяне во Франции хотели получить компенсацию за потерю имущества и земли после революции 1791- 1794 гг. Буржуазия хотела участвовать в управлении наравне с дворянством; положение рабочих, крестьян - очень тяжелое. Сначала революция была во Франции в июле 1830 года. В стране были установлены конституционное право, введена конституционная монархия, местное самоуправление в городах. Затем революции были в Англии, Германии. Трудно решался рабочий вопрос, но благодаря революции условия рабочих (положение) улучшилось. В Англии добились – 10 часового рабочего дня, увеличение заработной платы, сокращение безработицы. В 1848 году вторая волна революции в Европе за гражданское право, избирательное право и т.д.



4. Причиной Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.



Одной из основных причин возникновения военного противостояния стала проблема пересмотра правового режима прохождения российским флотом средиземноморских проливов Босфор и Дарданеллы, зафиксированного в Лондонской конвенции 1840-1841 гг.

Поводом к началу войны послужил спор между православным и католическим духовенством о принадлежности «палестинских святынь» (Вифлеемский храм и храм «Гроба Господня»), находившихся на территории Османской империи.

В 1851 г. турецкий Султан, подстрекаемый Францией, приказал отобрать ключи от Вифлеемского храма у православных священников и передать их католикам. В 1853 г. Николай I выдвинул ультиматум с изначально невыполнимыми требованиями, чем исключил мирное разрешение конфликта. Россия, разорвав дипломатические отношения с Турцией, оккупировала дунайские княжества, и в результате Турция 4 октября 1853 г. объявила войну.

Опасаясь усиления влияния России на Балканах, Англия и Франция в 1853 г. заключили секрётный договор о политике противостояния интересам России и начали дипломатическую блокаду.

Первый период войны: октябрь 1853 - март 1854 гг. Черноморская эскадра под командованием адмирала Нахимова в ноябре 1853 г. полностью уничтожила турецкий флот в бухте г. Синоп, взяв в плен главнокомандующего. В наземной операции русская армия добилась существенных побед в декабре 1853 г. - перейдя Дунай и отбросив турецкие войска, она под командованием генерала И.Ф.Паскевича осадила Силистрию. На Кавказе русские войска одержали крупную победу под Башкадылкларом, сорвав планы турок по захвату Закавказья.

Англия и Франция, опасаясь разгрома Османской империи, в марте 1854 г. объявили войну России. С марта по август 1854 г. они предпринимали атаки с моря против русских портов на Адданских островах, Одессы, Соловецкого монастыря, Петропавловска-на-Камчатке. Попытки морской блокады не увенчались успехом.

В сентябре 1854 г. на Крымском полуострове был высажен 60-тысячный десант с целью, захвата главной базы черноморского флота - Севастополя.

Первое сражение на реке Альме в сентябре 1854 г. закончилось неудачей для русских войск.

13 сентября 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев. По приказу Нахимова русский парусный флот, который не мог оказать сопротивления паровым кораблям противника, был затоплен у входа в Севастопольскую бухту.

Обороной руководили адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, героически погибшие во время штурмов. Защитниками Севастополя были Л.Н.Толстой, хирург Н.И.Пирогов.

Многие участники этих сражений снискали себе славу национальных героев: военный инженер Э.И.Тотлебен, генерал С.А.Хрулев, матросы П.Кошка, И.Шевченко, солдат А.Елисеев.

Русские войска потерпели ряд неудач в сражениях под Инкерманом в Евпатории и на Черной речке. 27 августа после 22-дневной бомбардировки был предпринят штурм Севастополя, после которого русские войска вынуждены были покинуть город.

18 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный договор между Россией, Турцией, Францией, Англией, Австрией, Пруссией и Сардинией. Россия потеряла базы и часть флота, Черное море было объявлено нейтральным. Россия утратила свое влияние на Балканы, было подорвано военное могущество в черноморском бассейне.

В основе этого поражения лежал политический просчет Николая I, который толкнул экономически отсталую, феодально-крепостническую Россию на конфликт с сильными европейскими державами.

Тема: Россия в эпоху великих реформ Александра II

1. Крестьянская реформа.

2. Судебная, земская, военная реформы.

3. Внутренняя политика и контрреформы Александра III

1. Решающим фактором реформ Александра 2 был рост социальной напряженности и общественно-политический подъем в России в 50-60-х годах 19 века плюс поражение в Крымской войне, которая показала слабость самодержавия. Первой задачей (правил с 1829 года) считал отмену крепостного права, для решения этого вопроса он создал секретный комитет. 19 февраля 1861 года вышел манифест Александра 2, по которому крестьяне освобождались с землей и получали свободу как граждане. По реформе была установлена высшая и низшая граница надела. Если крестьянину земли не хватало, то осуществлялись прирезки, если земли было больше, то ее забирали – от руки. В – от руки часто попадали нужные крестьянину земли (пастбища и водопои). После реформы крестьяне переходили во «временно обязанное положение» - они продолжали работать на помещика и отрабатывать за лучшую землю. Было установлено правило, по которому крестьянин был обязан выплатить все доли помещику, и был установлен выкуп за землю, который он должен был выплатить в течение 20-30 лет. Выкуп составлял 166,67 копеек. 20% выкупа платил крестьянин, 80% - государство, которое брало с крестьянина 6 % от этой суммы каждый год. С одной стороны отмена крепостного права была прогрессивным шагом, так как обеспечила переход от феодализма к капитализму. Россия заслужила международный престиж и уважение, потому что избавилась от крепостного права. Кроме того в этом был прогресс экономики так как зависимый человек трудится неэффективно. Недостатки реформы: реформа была недоработана, мало земли 71% владело 10% земли.

2. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же - министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

При рассмотрениивоенной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х - начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военные суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения - 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота - 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной - по структуре, вооружению, образованию.

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” - законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия - дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления - предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы - уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет - вплоть до создания Государственной думы.

Тема: Россия в начале XX века.

1. Экономическое и политическое развитие в России.

2. Первая русская революция.

3. Реформы П. Столыпина.

1. Начало 20го века ознаменовалось началом экономическим кризисом, который начался в 1900-1903гг. Экономика развивалась по типу «качели».

Экономики

· Быстрый рост промышленности,

· Добыча и обработка металла - вышли на 1ое место в мире,

· Возникли новые отрасли производства - нефтедобывающая и химическая,

· Создавались картели и синдикаты.

Экономики

· Развитие капитализма сочеталось с полукрепостническим патриархальным производством (т.е. качество продукции низкое, т.к. не хватало техники, станков, незаинтересованности труда),

· Крупные землевладения сочетались с крестьянским малоземельем,

· Положение рабочих тяжелое - заработная плата маленькая, большая продолжительность рабочего дня,

· Отсутствие нормальных условий жизни.

В 1886 году положение рабочих облегчено: запрет детского труда до 12 лет, ночного труда женщин и детей, перерыв в работе. В 1994 году на престол вступил Николай II. Царствование началось с Ходынской трагедии, это увеличило социальное напряжение в обществе.

· Малоземелье, обнищание крестьян;

· Неравенство между сословиями;

· Проблема рабочих;

· Русско-японская война, в которой Россия проигрывала и имела большие потери.

Этапы революции 1905-1907 гг.:

Ø Кровавое воскресенье;

Ø Разворачивается мощное забастовочное движение по всей стране, начинаются крестьянские волнения (чтобы дали землю);

Весна-лето 1905

Ø Создание совета рабочих депутатов, для руководства со стачками;

Ø Создание всероссийского крестьянского союза (цель добиться земли и воды);

Ø Восстание на броненосце Потёмкин, волнение в армии против русско-японской войны;

Ø Забастовки переходят во всеобщую стачку;

Ø 17 октября 1905 года Николай II подписал манифест о созыве законодательной год.думе (царь впервые разрешил издавать законы членам гос.думы),даровании политических и гражданских прав, о создании партий;

Декабрь 1905

Ø Крупное вооруженное восстание в Москве;

Ø Баррикадные бои на улицах;

Ø Волнения растут, к волнениям крестьян и рабочих присоединяются студенты;

Ø 27.04.1906 года открыта первая государственная дума (большинство - кадетская партия);

Ø 9.07.1906 года государственная дума распущена;

Ø 20.02.1097 года создана вторая государственная дома (большинство – социалисты);

Ø 3.06.1907 года вторая дума распущена;

Ø Итог: сокращение рабочего дня, ограниченное право на стачки, отмена выплатных платежей крестьян.