Синтаксический и пунктуационный разбор бсп. Повторение БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП


Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
  • развивать умения определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений;
  • совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки;
  • употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • презентация PowerPoint; видеоофайлы;
  • раздаточный материал – рабочие листы урока ; буклеты ;
  • схемы пунктуационного и синтаксического разборов предложений ;

карточки, учебники.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок - практикум с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Прогнозируемые результаты: учащиеся в конце урока знают: основные признаки бессоюзных сложных предложений; условия постановки тире, двоеточия, точки с запятой и запятой в БСП; учащиеся в конце урока умеют: ставить знаки в БСП, выполнять синонимическую замену ССП и СПП бессоюзными.

Ход урока

1. Организационный этап

Вступительное слово.

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

Сегодня на уроке вы будете контролировать свои знания, и оценивать самих себя. Результаты своей работы фиксируйте в “Рабочей карте”, которая у каждого на столе.

Психологический настрой.

Представьте, что в вашем сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком. Это центр покоя, центр доброты. Добро, доброта, доброта везде, доброта в тебе, доброта во мне.

Не забывайте, что во время вдоха вы поглощаете в себя Свет, наполняясь добротой, а выдыхая, делитесь добротой.)

Вот мы и поделились добротой, потому что разделённое добро - это два счастья.

Актуализация опорных знаний

Начнём наш урок с экспресс-разминки (слайд)

1. Экспресс-опрос

  • Союзные предложения делятся на ССП и.... (СПП)
  • В ССП средством связи являются союзы.... (сочинительные)
  • В СПП части связываются при помощи каких союзов (подчинительных)
  • А в БСП части связываются при помощи смысла и... (интонации)
  • На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи... (знаков препинания)
  • Назовите основные типы (значения) интонации в БСП (перечисления, сопоставления, причины, пояснения)
  • Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между частями ставится... (точка с запятой)
  • Если вторая часть обозначает причину того, о чем говорится в первой части, то между частями БСП ставится... (двоеточие)
  • Вспомните памятку о постановке двоеточия в БСП (Причины поясните дополнительно!)
  • Если в первой части предложения содержится указание на время, то между частями БСП ставится... (тире)

2. Орфографическая работа. Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное). Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “Буквы з и сна конце приставок)

Задание: К данным словосочетаниям подберите слова-синонимы с приставками, заканчивающимися на –з (-с). Графически объясните их правописание.

  • Не имеющий жалости – безжалостный
  • Лишенный смысла – бессмысленный
  • Не имеющий вкуса - безвкусный
  • Не дающий результата – безрезультатный
  • Покрытый царапинами – исцарапанный
  • Не имеющий звука – беззвучный
  • Лишенный порядка – беспорядочный
  • Не имеющий чувств - бечувственный
  • Предложение не имеющее союзов – бессоюзное (Самопроверка)

3. Отчет экспертов о написании сжатого изложения (проверка д/з)

Сообщение темы и цели урока. Настрой на активную познавательную деятельность

1. Просмотр фрагмента мультфильма “Приключения точки и запятой” (Видеофайл № 1) Приложение 4

О чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке? (о знаках препинания)

О каких знаках препинания (о постановке запятой, тире, двоеточия и точки с запятой в БСП)

Сегодня мы подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Поэтому будем частично повторять теорию, развивать навыки синтаксического и пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать и делать выводы, и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, узнаём и кое-что интересное о бессоюзных сложных предложениях.

III. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся

1. “Мозговой штурм”

Какие ассоциации у вас вызывает слово “Доброта” Запишите эти слова:

Благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение. А с каким цветом ассоциируется слово счастье? Добро – все положительное, хорошее, полезное. (Словарь С.И. Ожегова)

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого

“Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно” (Л.Н. Толстой)

Как вы понимаете это высказывание? (слайд)

Очень часто мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды, - так поется в одной детской песенке.

Стать добрым совсем не просто. Стать эталоном доброты – задача наисложнейшая.

Добрый человек – это отзывчивый человек, способный на сочувствие.

Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого как эпиграф к уроку.

Объясните знаки препинания.

Что произошло бы, если бы записали это предложение другой синтаксической конструкцией?

Запишите это предложение как СПП и ответьте на поставленный вопрос.

(Лучше добрым на свете быть, потому что злого в мире и так довольно)

(Двоеточие ставится, потому что вторая часть предложения имеет значение причины. Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

2. Работа в группах (задание 2 группам, подготовка 5 минут)

Остальные учащиеся выполняют задание №1

Задание: УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Рассмотрите схему. Передайте содержание схемы в виде связного высказывания.

Задание: Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передает смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Добро не лихо, бродит в мире тихо. (В. И. Даль)

Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели... (И. Тургенев)

Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов)

Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит.

Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)

Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов )

Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро.

Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.

У каждого времени своя жестокость - доброта одна на все времена. (А.Лиханов.)

Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (По А.Захарову.)

Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А.Чехов)

Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи.

1. ЗАДАНИЕ . Прочитайте высказывания. О чем они? Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения. Объясните постановку знаков препинания в БСП. Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой и проверкой по шаблону) (Рабочая карта урока)

Исходный вариант Перестроенное предложение
1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. (А.Лиханов.) 1. У каждого времени своя жестокость- доброта одна на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление
2.Когда творить добро желаешь ты от-дельным людям иль всему народу, не от-ступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.) 2. Творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу- не отступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.) тире-время
3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.) 3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие
4.Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб-роту. (А. Швейцер.) 4. Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.) двоеточие-причина
5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов) 5. Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время
6. Помните, что с доброты человек начинается! (А.Чехов) 6. Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов) двоеточие-изъяснение

3. Просмотр видеоурока (5 минут)

4. Работа в парах. Раздаточный материал: (схема синтаксического и пунктуационного анализа БСП)

Задание: Познакомьтесь с планом и образцом синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения и прокомментируйте логику этого анализа, объясняя, почему разбор предлагает именно такую последовательность действий. (схема разбора БСП)

Выполнить синтаксический и пунктуационный разбор 1 предложения. (карточки)

5. Работа с текстом (текст на экране)

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)

Задание к тексту:

1. Определите тему текста (о добрых чувствах).

2. Определите его основную мысль.

3. Определите тип и стиль текста (тип речи – рассуждение; стиль – публицистический).

4. Замените словосочетание “добрые чувства”, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.(чувства доброты)

5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании “подлинно человеческое” (предложение 3 ) (примыкание)

6. Из второго (2) предложения выпишите сказуемое. Укажите его тип. (средоточие, составное именное)

7. Найдите СПП, в состав которого входит односоставное обобщенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)

8. Определите вид осложнения четвертого (4) предложения (обособленное приложение)

9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена однородными членами . Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий). (1,3)

10. Найдите СПП с придаточным причины .Напишите номер этого предложения (3)

6. Игра “Аукцион пословиц”

Выиграл тот, кто последний вспомнит пословицу о добре.

Добра на худо не меняют
Добро творить - себя веселить
Делать добро спеши
Все любят добро, да не всех любит оно.
От добра до худа один шаг
Худо тому, кто добра не делает никому
Кто добро творит, тому Бог отплатит
Никакое худо до добра не доведет
Вранье не ведет в добро
В добре жить хорошо
Молодость рыщет – от добра добра ищет.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое добро”, взяв в качестве тезиса, данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. (объем сочинения – не менее 70 слов)

V. Рефлексия.Заполнить карту успешности(раздаточный материал)

Заключительное слово учителя: Мы целый урок говорили о добре, составляли формулы доброты, и как итог нашего урока - напишите синквейн на тему добро.

Чтение синквейнов.

Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно же Альберт Анатольевич Лиханов сказал: “У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена”. На мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и стоит мир.

Человек, который любит мир вокруг себя, совершает добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог... А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро.

Вспоминаются слова А.П. Чехова: “Жизнь дана на добрые дела... Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! Помните: с доброты человек начинается!”

Подведение итогов.

И закончить урок хочется словами мудреца.

Добрый человек, привет!
Будь со мною много лет,
Охраняй меня от зла,
Чтобы в жизни все смогла.

Чтобы все преодолела
И от бед не заболела.
Будь со мной везде и всюду!
- Хорошо, конечно, буду! (хором)

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

Педагогические
задачи
Тип урока
Планируемые
результаты
(предметные)
Личностные
результаты
Метапредметные
результаты
У р о к 69­70. СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР
БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Совершенствовать умения последовательно производить синтаксический и пунктуационный разбор
бессоюзного сложного предложения; систематизировать, обобщать и закреплять знания о правилах постановки
знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях; формировать умения строить, правильно
произносить, писать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения различных видов
Урок сообщения новых знаний, формирования умений и навыков
Знают и умеют выполнять синтаксический и пунктуационный разбор БСП
Понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей, его значение в
процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка; уважительно
относятся к родному языку; имеют достаточный словарный запас и объем усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Познавательные: адекватно понимают информацию устного и письменного сообщения; владеют разными
видами чтения; проявляют способность извлекать информацию из различных источников; свободно
пользуются словарями различных типов; умеют вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор,
сопоставлять и сравнивать речевые высказывания, соблюдать в практике речевого общения основные
орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного
языка; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; применяют
приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; проявляют способность использовать родной
язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; регулятивные: проявляют способность
определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; коммуникативные: проявляют
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; осуществляют
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,

совместного выполнения какой­либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Текст для взаимодиктанта
Образовательные
ресурсы
Сценарий урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
I. Изучение
нового
материала
II.
Закрепление
изученного
материала
III. Итог
урока.
Рефлексия
учебной
деятельности
Знакомит с новым материалом.
1. Ознакомление с порядком синтаксического разбора

2. Ознакомление с порядком пунктуационного разбора
бессоюзного сложного предложения.
3. Чтение § 36 учебника.
4. Письменный и устный разбор бессоюзного сложного
предложения
Организует проведение взаимодиктанта (см. РМ).
– Объедините простые предложения в бессоюзные
сложные и произведите синтаксический и
пунктуационный разбор получившихся предложений
– Над какой темой урока работали?
– Что нового узнали?
– Какие задания выполняли? Какие из них вызвали
затруднения? Как вы думаете, почему?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Содержание деятельности
обучающихся
(осуществляемые
действия)
Внимательно слушают.
Работают с учебником
Формируемые способы
деятельности
Умеют слушать; владеют
навыками работы с учебником,
базовыми предметными
понятиями; используют схемы
для решения учебно­
практических задач
Выполняют задания.
Осуществляют
взаимоконтроль
Отвечают на вопросы.
Дают оценку учебной
деятельности
Принимают и сохраняют
учебные задачи; владеют
базовыми предметными
понятиями, навыками
взаимоконтроля
Формулируют ответы на
поставленные учителем
вопросы; владеют навыками
самооценки учебной
деятельности

Урок Дата

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.

Цель : научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитание чувства дружбы.

Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока урок обобщения и закрепления знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Учащиеся представляют самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложений, разбирают их синтаксически, строят схемы.

2.Фронтальный опрос

Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП?

С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП?

Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?

Какие знаки препинания ставятся в ССП?

III. Сообщение темы урока.

1 . Чтение образцов устного и письменного синтаксического разбора.

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

Если простое предложение: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное предложение: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

1.Пример синтаксического разбора простого предложения:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:

Повест., невоскл., прост., двусост., г/о ученики и ученицы учатся , распростр., осложн.однород.подл.

2.Пример синтаксического разбора сложного предложения:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный разбор:

Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что , СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн. 2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали, распр., не осложн.

Пунктуационный разбор предложения

Схема пунктуационного разбора предложения:

1) Пронумеровать знаки препинания. 2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). 3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец пунктуационного разбора предложения:

[Спросив, 1 ( которая посмирнее ), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают ) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания:

1) Точка в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2) Знаки препинания между частями сложного предложения.

Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».

3) Знаки препинания между однородными членами предложения.

Обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

2. Запись предложения для письменного синтаксического разбора сложносочиненного предложения. Построение схемы. Комментарии.

3. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, синтаксический разбор, построение схемы.

4. Запись предложения для пунктуационного разбора. Построение схемы.

5. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, пунктуационный разбор, построение схемы.

IV. Закрепление изученного материала. Работа по вариантам.

Задание.выполнить упражнение

V. Итог урока.

Домашнее задание. § , упр..