Смерти нет - жизнь после смерти, реинкарнация, перерождение. Есть ли жизнь после смерти: доказательства существования загробного мира


В западной культуре существует три основных концепций того, что же происходит с человеком после смерти физического тела - концепция Ада и Рая в религиях веры, материалистическая концепция и концепция перерождения (реинкарнация, жизнь после смерти).


- В западных религиях веры получила распространение концепция Ада и Рая, согласно которой некое Высшее существо (обычно мужского пола и с густой растительностью на лице) судит и наказывает людские души. Причем, в одних культурах оно наказывает их за одни поступки, в других же - за совершенно другие. В итоге, большинство душ попадает в Ад, где навечно обрекаются на невероятные муки. Только немногие праведники, соблюдающие строгие правила, которые сильно отличаются в разных культурах, имеют шанс получить в подарок вечное блаженство. Для тех, кто верит в эту концепцию, самое главное угадать с религией - ибо "невозможно надеяться на рай одной религии, не рискуя попасть в ад всех других". (ну, а если все-таки не угадаете, я очень рекомендую вам Шеол, иудейский ад, где один раз в неделю, по субботам устраивается санитарный день, во время которого вечные мучения отменяются. Шабат - он ведь и в аду остается шабатом

В Западной науке получила распространение материалистическая концепция, согласно которой сознание является продуктом деятельности мозга и полностью исчезает после того, как мозг умирает. С другой стороны, многочисленные исследования, проводившиеся в основном в английских и американских клиниках, показали, что у многих людей в момент клинической смерти поток переживаний не прерывается даже при полном отсутствии электрической активности мозга.

Во время этих исследований, ученых интересовал не характер переживаний (т.е. видели ли люди ясный свет, наблюдали ли свое тело со стороны или слышали голоса), а сам факт каких-либо переживаний в момент клинической смерти, а также наличие или отсутствие электрической активности мозга в этот момент. Когда была накоплена достаточно впечатляющая статистика, исследователи пришли к выводу, что наличие переживаний не зависит от того, продолжается ли электрическая активность мозга в состоянии клинической смерти или же полностью прекращается. Как вы понимаете, если сознание является продуктом мозга, то человек не может что-то переживать в тот момент, когда электрическая активность мозга отсутствует – это тоже самое, что смотреть телевизор при отключенном шнуре питания.
В нашей культуре почему-то вместо того чтобы доверять собственным ощущениям, принято верить общепринятым утверждениям (догмам - в религии или аксиомам - в науке), поэтому одни люди свято верят в идею Ада и Рая только потому, что это предписывает им их религия; другие верят в то, что сознание является продуктом мозга потому, что об этом им много раз говорили в школе и вузе; а третьи верят в концепцию реинкарнации по той простой причине, что прочитал об этом в неких книгах "тайного знания", которые можно купить на каждом углу.

Но такой подход не заслуживает доверия - ведь верить можно во все, что угодно. Другое дело - если вы знаете, ибо знание гораздо надежней веры. И, если у вас есть опыт, связанный с воспоминаниями о предыдущих жизнях - это похоже на то, что вы вернулись из увлекательной поездки по дальним странам и пытаетесь рассказать жителям вашего провинциального городка о своих впечатлениях, но вдруг с удивлением обнаруживаете, что они не только никогда не были в этих замечательных странах, но и вообще не верят в то, что они существуют. Более того, они еще и упорствуют в своем невежестве, пытаясь убедить Вас в том, что вы все это придумали по той простой причине, что ваши рассказы сильно отличаются от их повседневной реальности. Но для Вас-то это смешно - вы действительно были там, поэтому вам нет нужды верить или не верить в это. Вы знаете. Просто знаете.

На этой странице собраны высказывания о перерождении (реинкарнации, жизни после смерти) людей, более чем известных в западной науке, философии, литературе и других областях, начиная с времен античности и заканчивая нашим временем.Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью. Пифагор - 570-490 до н. э.

Некогда я уже был мальчиком и девочкой, кустом, птицей и выныривающей из моря немой рыбой. Эмпедокл - 490-430 до н. э.

Я нисколько не сомневаюсь в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что живые восстают из мертвых. Сократ - 469-399 до н. э.

Душа человека бессмертна. Все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни. Платон - 427-347 до н. э.

Существует строгое доказательство того, что человек знает многие вещи до рождения, что, когда обычные дети понимают многочисленные факты с такой скоростью - это показывает, что они видят эти факты не впервые, но вспоминают и воскрешают их в памяти. Марк Туллий Цицерон - 106-43 до н. э.
В раннем христианстве концепции ада и рая еще не была разработана, а отношение к идее перерождения было более чем спокойным. Многие отцы христианской церкви: Климент Александрийский, Юстиниан Мученик, святой Григорий Нисский, святой Иероним не считали, что идея перерождения хоть в чем-нибудь противоречит идее христианства. Наиболее ясно идея перерождения выражена в трудах одного из отцов Церкви, Оригена.
Некоторые души, склонные творить зло, попадают в человеческие тела, но затем, прожив отмеренный человеку срок, перемещаются в тела животных, а потом опускаются до растительного существования. Следуя обратным путём, они возвышаются и вновь обретают Царствие Небесное. Ориген - 185-254

Сам Блаженный Августин, выдающийся христианский богослов и философ, размышлял о возможности перерождения в своей «Исповеди», что показывает что в то время в христианской среде перерождение не считалось чем то противоестественным.
Был ли у меня некий период жизни, предшествовавший младенчеству? Был ли это тот период, что я провел в лоне матери, или какой-то иной?... А что было до этой жизни, о Господь моей радости, пребывал ли я где-либо или в каком-либо теле? Блаженный Августин - 354-430

Но в 553 году перерождение как идея была запрещена высочайшим указом императора Юстиниана.

Юстиниан был хорошим политиком и искусным дипломатом, что позволило ему сделать головокружительную карьеру - от сына бедного македонского крестьянина до императора Священной Римской империи. В то же время он был "человек коварный и нерешительный... полон иронии и притворства, лжив, скрытен и двуличен". Благодаря своей энергии и вниманию к мелочам он провел громадную работу и смог объединить множество разрозненных законов империи в один единственный "Кодекс Юстиниана", а также значительно расширил границы империи. Но Юстиниан пошел дальше - он решил навести порядок не только в мирских, но и в духовных делах.

В то время христианство состояло из отдельных течений, многие из которых принимали идею перерождения. Юстиниан посчитал такое положение дел вредным, естественно, не по религиозным, а по политическим мотивам - он полагал, что если граждане империи будут думать, что у них в запасе есть еще несколько жизней, они не будут так усердны в государственных делах. Юстиниан умел добиваться своих целей - первым делом он отправил Константинопольскому патриарху Мине послание, в котором Ориген представлялся как злостный еретик. Затем, в 543 году, в Константинополе по приказу Юстиниана был собран собор, на котором с его одобрения был вынесен эдикт, где перечислялись и осуждались ошибки, якобы допущенные Оригеном. (Нужно сказать, что на всех соборах, которые проводились во время правления Юстиниана, окончательное решение принимало не собрание епископов, а сам император единолично).

После собора Папа Вегилий выразил недовольство тем, что Юстиниан вмешивается в дела Церкви, и отверг императорский эдикт, но позже, после угроз со стороны императора, он вынужден был издать указ, в котором предал анафеме учение Оригена. Однако этот указ вызвал настолько сильное недовольство со стороны авторитетных епископов Галлии, Северной Африки и ряда других провинций, что в 550 году Папа был вынужден его отменить.
В 553 году Юстиниан собрал V Вселенский собор в Константинополе. Едва ли собор можно было назвать «Вселенским», поскольку на нем присутствовали в основном представители восточной Церкви - большинство западных епископов отказались принимать участие в этом сомнительном мероприятии. Сам Папа, несмотря на то, что находился в это время в Константинополе, в знак протеста не участвовал в вынесении окончательного вердикта, за что был сослан императором на один из островов Мраморного моря.

Результатом этого собора стал указ, который более чем однозначно определил отношение Церкви к перерождению.
Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме Император Юстиниан - 483-565

После "запрещения" перерождения высочайшим указом, всякое упоминание о нем было равносильно подписанию себе смертного приговора - автора подобных высказываний средневековая церковь сжигала вместе с его книгами. Но находились люди, которые не боялись говорить о своих убеждениях даже под угрозой костра. Один из них, автор слов "Сжечь - не значит опровергнуть", великий итальянский философ и богослов Джордано Бруно в своей заключительной речи сказал:
Душа не является частью одного определённого тела и может находиться то в одном теле, то в другом. Джордано Бруно - 1548-1600

После чего его сожгли.
Времена инквизиции стали уходить в прошлое, что позволяло более свободно высказывать свои убеждения. Ниже приведены высказывания великих ученых, писателей, философов о перерождении. В некоторых случаях это просто внутреннее ощущение, обличенное в слова, в других - непоколебимая уверенность в том, что иначе быть и не может.
Смерть, как и рождение - всего лишь превращение одного и того же животного из низшего в высшее... Установив такой прекрасный порядок относительно животных, было бы неразумным, чтобы человек не был подчинен ему... Поэтому я склонен думать, что души, которые некогда станут человеческими, подобно душам других видов содержались в своих предках вплоть до Адама, следовательно, существовали от начала вещей, всегда в виде других тел. Готфрид Лейбниц - 1646-1716

Концепция реинкарнации не является ни абсурдной ни бесполезной. В том, чтобы родиться дважды, а не единожды нет ничего странного. Вольтер - 1694-1778

Я полагаю, что в той или иной форме я всегда пребывал этом мире. Бенжамин Франклин - 1706-1790

Учение о реинкарнации – единственная теория бессмертия, которую может принять философия. Дэвид Юм - 1711-1776

Я не индус, но считаю, что философская доктрина индуизма о повторном рождении гораздо более разумна, справедлива и более способна подвигнуть человека на добро, чем устрашающие постулаты христианского учения о бесконечных наказаниях. Уильям Джонс - 1746-1794

При мысли о смерти я совершенно спокоен. Потому что твердо убежден, что наш дух есть существо, природа которого остается неразрушимой и который будет действовать непрерывно и вечно. Я уверен, что пребывал здесь уже тысячи раз, и надеюсь, что ещё буду возвращаться тысячи раз. Иоганн Гёте - 1749-1832

В моей голове - кабинеты и палаты, полные книг и картин старых времен, которые я написал за бесконечные века до моей смертной жизни. Уильям Блейк - 1757-1827

Попроси меня азиат дать определение Европы, мне придется ответить так: "Это часть света, пребывающая во власти невероятного заблуждения, будто человек создан из ничего, а его нынешнее рождение - это первое вступление в жизнь". Артур Шопенгауэр - 1788-1860

Приобретенные человеком качества, медленно в нас развивающиеся от одной жизни к другой, представляют собой невидимые связи, соединяющие каждое из наших существований, о которых помнит только наша душа. Оноре де Бальзак - 1799-1850

Когда я сойду в могилу, я смогу сказать, как многие другие: "Я закончил свой труд", но я не смогу сказать: "Я закончил свою жизнь". На следующее утро мой труд начнется снова. Могила - не тупик; она - переход. Она закрывается в сумерки. И снова открывается на рассвете. Виктор Гюго - 1802-1885

Душа поселяется в человеческом теле, как во временном пристанище, затем она покидает его и переходит в новое, таким образом, осуществляется её бессмертие. Ральф Эмерсон - 1803-1882

Смерть – один из шагов в нашем непрерывном развитии. Когда-то таким шагом было и наше рождение, с той разницей, что рождение - смерть для одной формы бытия, а смерть - рождение в другую форму бытия. Смерть - счастье для умирающего человека, ведь умирая, перестаешь быть смертным. Теодор Паркер - 1810–1860

Мне кажется, я существовал всегда. Я ясно вижу себя в различные времена истории, занимающийся различным ремеслом, человеком с различной судьбой. Густав Флобер - 1821-1880

Я уверен, что был здесь тысячи раз прежде, как и в этот раз, и я надеюсь вернуться сюда еще тысячи раз. Томас Хаксли - 1825-1895

Также как мы проживаем тысячи сновидений в нашей нынешней жизни, так же и сама наша жизнь всего лишь форма одной из тысяч жизней, в которые мы вступаем из другого более реального мира, возвращаясь снова и снова после смерти. Наша жизнь это всего лишь один из снов в другой жизни и она бесконечна до тех пор, пока существует самая реальная жизнь Бога. Лев Толстой - 1828-1910

Когда задается вопрос, где мы были перед тем, как были рождены, ответ гласит: в системе медленного развития на пути реинкарнаций с долгими интервалами отдыха между ними. На естественный вопрос, почему мы тогда не помним этих существований, мы можем ответить, что такие воспоминания бесконечно бы усложнили нашу теперешнюю жизнь. Артур Конан Дойль - 1859-1930

Я принял теорию реинкарнации, когда мне было 26 лет. Гениальность это опыт. Некоторые думают, что это дар или талант, но на самом деле это продукт долгого опыта пребывания во предыдущих жизненных воплощениях. Генри Форд - 1863-1947

Я могу совершенно явственно представить себе, что я жил в прошлых столетиях. Вероятно многие из поставленных предо мной вопросов остались нерешёнными. Вот почему я рождаюсь заново, чтобы, когда-то ответить на все вопросы. Карл Юнг - 1875-1961

Реинкарнация является наиболее правдоподобным объяснением реальности, с помощью которого индийской мыслители преодолевали трудности, которые ставили в тупик мыслителей Европы. Альберт Швейцер - 1875-1965

Мое появление началось не с рождением или зачатием. Я рос и развивался бесчисленные мириады тысячелетий. Все мои предыдущие воплощения с их голосами и образами находят своё отражение во мне нынешнем. И сколько ещё новых воплощений мне предстоит пережить. Джек Лондон - 1876-1916

Все в науке, укрепляет мою веру в непрерывность нашего духовного существования после смерти. Я верю в бессмертную душу. Наука доказала, что ничто не исчезает в небытие. Значит жизни и душа, не может распасться в небытие, и, следовательно, является бессмертными. Вернер фон Браун - 1912-1977

Друзья это души тех, кого мы знали прежде в наших жизнях. Поэтому мы притягиваемся друг к другу. Даже, если я знаю их всего один день, это не имеет значения. Я не собираюсь ждать пока мы съедим вместе пресловутый пуд соли, чтобы узнать их получше. Я твёрдо убеждён, что мы уже были вместе в прежних наших жизнях. Джордж Харрисон - 1943-2001

На Востоке идея перерождения естественным образом вплетается в культуру, религию и науку, поэтому более 90% людей считают эту идею само собой разумеющееся. На Западе принято верить в другие вещи, но тем не менее, ситуация постепенно меняется - согласно последним опросам более половины населения США и демократических стран Европы признают факт перерождения и не считают саму идею перерождения чем-то странным.

Некоторые люди стремятся узнать о своих предыдущих жизнях, но такое знание более чем бесполезно, если оно не находится внутри самого человека. Например, когда Будду спрашивали: "кем я был в своей прошлой жизни?", он нередко отвечал так: "Если вы хотите знать, что вы делали в вашей прошлой жизни, посмотрите на свою сегодняшнюю жизнь, если вы хотите знать что будет с вами в следующих жизнях - посмотрите на свои действия в этой жизни". И это более чем логично - все подчинено причинно-следственному закону или закону Кармы.

Идея перерождения хорошо подходит для людей, которые могут взять полную ответственность за свою жизнь, не перекладывая ее в руки Бога или судьбы. Ведь если вы поймете, что именно ваши прошлые действия послужили причиной того, что вы имеете сейчас, и что именно в данный момент каждым своим словом, мыслью и действием вы определяете свое будущее, то вы можете взять ответственность за свою жизнь и очень многое изменить.

Не так важно, верит ли человек в идею перерождения или отрицает ее - гораздо важнее те изменения, которые могут произойти в его жизни вслед за принятием идеи перерождения. Например, как это однажды произошло в жизни Генри Форда: "Религия не могла предложить ничего, что имело бы смысл. Работа не могла дать мне полного удовлетворения. Бесполезно работать, если опыт, полученный в одной жизни, мы не можем использовать в следующей. Когда я открыл для себя перерождение... время перестало быть ограниченным. Я перестал быть рабом стрелок часов... Я бы очень хотел передать другим людям то спокойствие, который может дать нам идея перерождения."

P.S. Если все вокруг нас не исчезает, а просто переходит в другое состояние, то почему человек должен быть исключением?

С вами Оксана Манойло, здравия вам на долгие лета. А сейчас поговорим о перерождение души после смерти. Все мы умрем. Эта нехитрая истина тем не менее будоражит умы и сердца людей с глубокой древности до сегодняшнего дня. Почему же так притягательна тема смерти и того, что за этим последним пределом. Если принять за факт, что нет перерождения души после смерти, и, как утверждают атеисты, после смерти «вообще ничего нет», то и спорить не о чем.

Существует ли перерождение души?

А если всё-таки есть? Если этот самый предел – не последний? Если нынешняя наша жизнь не является чем-то исключительным, если она, эта , лишь звено в цепи перерождений души, если после смерти мы не умираем, тогда как?

Каждый человек проходит через осознание этого сам. Здесь нет правил, нет законов, нет правильных и неправильных решений. Если ты хочешь, чтобы эта жизнь была только тем, что ты видишь – это твой выбор. Тогда можно жить как угодно: пить, врать, красть и наполнять свою жизнь какой угодно мерзостью.

Но если ты хочешь чего-то большего, если принимаешь, что эта жизнь лишь ступенька в бесконечной цепи перерождений, тогда будь готов к тому, что эта жизнь – один сплошной экзамен. И экзаменаторам всё равно, сколько у тебя денег, какая у тебя машина и есть ли у тебя вилла в Ницце. Все материальные блага останутся после смерти здесь, там, куда мы попадем после смерти, они вряд ли кому нужны.

А вот душа полетит туда, где ее рассмотрят самым внимательным образом – что ты, человече, сделал в этой жизни, чего достиг?Сколько любви ты отдал своим детям? У тебя нет детей? А зачем ты тогда жил? Сколько любви ты принес на эту землю? Не принес… А жил тогда зачем?

Зачем мы приходим в этот мир?

Все мы приходим в этот мир зачем-то. Кто-то затем, чтобы повкуснее поесть и помягче поспать. Кто-то затем, чтобы сделать этот мир чуточку лучше, добрее, чище. Кто-то , кто-то – каждому свое. И получат – каждый свое. Кто-то перейдет на следующую ступень развития, кто-то вернется назад, будет раз за разом проходить одну и ту же дорогу, пока не выполнит свое предназначение, пока не сдаст экзамен «на человечность».

произойдет , а вот как найти свое предназначение сейчас, в чем оно состоит?

Зачастую мы не можем найти сами ответы на эти жизненные вопросы. И тогда мы начинаем искать в интернете, .

Или пользуемся мудростью наставника, проходя обучение.

А иногда, когда мы слишком долго идем по дороге, уводящей нас прочь от нашего предназначения, к нам приходит беда: болезни, потери близких и дорогих нам людей. И мы переживаем, плачем и спрашиваем «За что?». А правильнее будет спросить «Зачем?». Зачем нам дается эта болезнь или потеря. Я, как опытный целитель всегда первым делом при диагностике определю, где, в какой момент и что вы сделали не так, тем самым давая шанс исправить ошибку.

Целитель лечит не только тело или часть тела. Я комплексно подхожу к вопросам, к клиентам и их проблемам. Это врач, к которому мы приходим с больным желудком, лечит именно желудок и только его. Врач не лечит человека в целом, он лечит только желудок. А человек вроде как и не при чем))), может страдать дальше. Может быть, именно поэтому слово «врач» произошло от слова «врать», то есть «врач» в понимании наших предков это человек, который врет. Другое дело – . Это человек, которые «исцеляет», то есть делает человека «целым», собирая в целостный гармоничный мир его тело, душу, предназначение.

Как утверждают писатели-фантасты, каждый взмах крыльев бабочки может вызвать бурю на другом конце мира. А что говорить, если этот мир – в душе одного человека. Тогда каждый наш поступок, вызывает не просто бурю, а громадные изменения, которые накладывают отпечаток на всю жизнь человека.

Наверняка, каждому из вас приходилось видеть людей с «недобрым лицом», или появлялось ощущение при взгляде на человека, что «у него что-то не так в жизни». Но в нашей жизни мы просто пожимаем плечами и проходим мимо, в то время как целитель, вглядываясь в лицо такого человека, даже по фотографии может определить, где человек свернул со своего пути, и, что самое важное, как ему вернуться туда, на свой путь. На .

Ищите себя здесь и сейчас, в этом бытие. Ищите ответы на вопросы мгновенно. Не накапливайте груз нерешенных задач, это отягощает душ, ей сложно потом взлететь.

Если вы не можете справится сами с текущими задачами, сложностями в жизни, трудности, напишите мне на почту [email protected] и я постараюсь вам помочь. Исцелитяйтесь и будьте здоровы телом и душой.

Я, Манойло Оксана - практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

Принимая во внимание существование у человека души и то, что она является бессмертной частью челове­ка, можно задаться вопросом: сколько существует душа? Рождается ли она вновь и вновь или, прожив только одну жизнь, уходит туда, откуда пришла? На Востоке существует по­нятие реинкарнации. Оно гласит, что душа человека воп­лощается много раз, нарабатывая тем самым опыт и со­вершенствуя свои качества. Теория реинкарнации распро­странена не только в Азии, но и и Африке. А также эту теорию признавали первые христиане, и только Констан­тинопольский собор 535 г. отбросил эту идею, а письмен­ные источники были уничтожены. Реинкарнации в христианстве нет, но можно найти признаки веры в реинкарна­цию в библейских притчах, например, притче о богаче и Лазаре. Тут мы видим несоответствие между мнением сторонников христианства и самим христианским учением. Если душа воплощается один раз, то и наказывать человека нужно именно в этой жизни, а не потом.

На самом деле служителям церкви идея перерождения душ была невыгодна, так как они теряли бы инструмент для управления массами. А инструмент манипулирова­ния — это страх попадания в ад, если ты грешил всю жизнь. Если бы была распространена идея перевоплоще­ния душ, то наверняка множество людей считало бы, что в этой жизни можно и согрешить, а отработать грехи можно в следующей.

Если принять на веру, что человек рождается всего один раз, то отчего такая разница между людьми и ца­рящая несправедливость в мире? Один человек рожда­ется в благополучной семье и на протяжении жизни легко всего добивается, наслаждается жизнью, не знает бед, а другой с самого начала испытывает проблемы, и как бы ни старался, ничего не может добиться в жиз­ни? Почему одни люди талантливы, а другие - нет? Как объяснить то, что Моцарт, например, уже в 4 года дал свой первый концерт, причем не умея еще ни чи­тать, ни писать? И другие талантливые люди проявля­ли свои способности с самых малых лет. Как же они могли это сделать, если рождались первый раз, и поче­му другие люди не проявляли этих талантов, раз имели одинаковые начальные условия? Как объяснить то, что младенцы проявляют разные черты характера с первых дней жизни, и эти черты нельзя объяснить их наслед­ственностью? Почему у одних людей присутствуют фо­бии — страхи, а у других их нет? Откуда они появи­лись, раз люди ранее не рождались? Можно сделать вы­вод, что проблемы, которые есть у человека, остались У него из прошлой жизни, и он их принес в настоящую жизнь, чтобы справиться с ними.

Если согласиться с теорией перевоплощения душ, то можно, сделать вывод, что мы совершили некие ошибки, которые привели к тому, что в этом воплощении мы стра­даем от проблем, болезней или серьезных фобий. И нао­борот, если в прошлой жизни мы вели себя хорошо, по­ступали по совести, творили добро, то в этой жизни нас ждут приятные события и успех в делах.

В настоящее время к идее перевоплощения души обра­щаются некоторые психологи и психотерапевты. Они ис­пользуют технику для вспоминания прошлых жизней и применяют ее для лечения страхов и фобий. Од­ним из известных исследователей в этой области считается психиатр из Вирджинии доктор Ян Стивенсон. В 1960 г. он опубликовал статью «Данные воспоминаний о предыдущих жизнях». Последующие 40 лет он посвятил изучению этой проблемы и собрал со всего света описания более 2600 слу­чаев реинкарнации, издал 10 книг и множество научных работ, многие из которых были основополагающими в об­ласти исследования феномена реинкарнации.

Есть и другие исследователи в этой области, такие как доктор Эдит Фиор, доктор Элен Уомбах, Денис Кел-си и Джоан Грант и другие. Профессор Ян Стивенсон высказал мнение, что понятие реинкарнации позволяет нам объяснить такие явления, как отклонения в психи­ке, что трудно объяснимо с точки зрения современных психологов и психиатров со всем багажом их знаний, ко­торыми они располагают. Стивенсон сделал вывод: «Идея о реинкарнации позволяет понять индивидуальные осо­бенности любого человека». А особенности эти таковы:

  • врожденный страх по отношению к тем или иным явлениям в младенчестве;
  • необычные интересы и игры, которые обнаружива­ются у младенцев;
  • необычные способности и манеры поведения, кото­рые нередко проявляются у детей и о которых они не могли узнать в младенчестве;
  • привычки и пристрастия, темперамент;
  • застенчивость перед людьми того же пола;
  • различия у однояйцевых близнецов;
  • способность воссоздать в памяти обстановку, которую они видят впервые;
  • страх перед вещами, которые нанесли травмы, уве­чья или привели к насильственной смерти;
  • предрасположенность к определенному образу жизни;
  • склонность к религии, не характерной для данной местности и т.д.

И в самом деле, почему человек, если он первый раз родился, испытывает страх к тем вещам, которые ему неизвестны были ранее? Или почему некоторые люди склонны к тому или иному виду деятельности, имея на­чальные или уже развитые навыки? Некоторые под гип­нозом начинают даже говорить на чужом для себя язы­ке, который они никогда не учили.

Многие фобии и страхи упорно сопротивляются современным методам лечения. И можно прийти к заключению, что источник этих явлений глубоко укоренился в душе, даже если человек не помнит причины. Все, что нужно для возбуждения страхов такого типа - это форма сенсорного впечатления, которая подсознательно напоминает человеку о прошлом воплощении, в котором у него могла быть причина для негативной реакции. В недрах души сохране­на информация о каждом событии, которое индивидум когда-либо испытал. Все, что нужно - это повтор вне­шних событий или обстоятельств, при котором появился данный страх, и он испытывает снова эту эмоцию.

Существует масса свидетельств, да и я сама участвовала в трененге «Прошлые жизни», где прочувствовала действие регрессивного гипноза на себе, а так же наблюдала людей, введенных в состо­яние такого гипноза, в котором они рассказывали необычные вещи о своих прошлых жизнях. Некоторые рассказывали, что они были противоположного пола, другие - что жили в иной стране, и в этом состоянии демонстриро­вали познания языка и описывали местные достоприме­чательности и т. д. И это все не догадки или выдумки неадекватных людей, а реальные факты и опыт.

Из всего изложенного можно принять на веру то, что имеет место многократное перерождение души. Тут есть над чем подумать.

СОДЕРЖАНИЕ

Люди во все времена спорили о том, что происходит с душой, когда она покидает свое материальное тело. Вопрос о том, есть ли жизнь после смерти, по сей день остается открытым, хотя доказательства очевидцев, теории ученых и религиозные аспекты говорят, что есть. Интересные факты из истории и научных исследований помогут создать общую картину.

Что после смерти происходит с человеком

Определенно сказать, что происходит, когда умирает человек, очень сложно. Медицина констатирует биологическую смерть, когда происходит остановка сердца, физическое тело перестает подавать какие-либо признаки жизни, а в человеческом мозге замирает активность. Однако современные технологии позволяют поддерживать жизнедеятельность даже в состоянии комы. Умер ли человек, если его сердце работает с помощью специальных аппаратов и есть ли жизнь после смерти?

Благодаря долгим исследованиям ученым и докторам удалось выявить доказательства существования души и то, что она не покидает тело сразу же после остановки сердца. Разум способен работать еще несколько минут. Это доказывают разные истории от пациентов, переживших клиническую смерть. Их рассказы о том, что они воспаряют над своим телом и могут сверху наблюдать за происходящим, похожи друг на друга. Может ли это стать доказательством современной науки того, что загробная жизнь после смерти существует?

Загробная жизнь

Сколько в мире религий, столько и духовных представлений о жизни после смерти. Каждый верующий человек представляет себе то, что с ним случится, только благодаря историческим писаниям. Для большинства загробная жизнь представляет собой Рай или Ад, куда попадает душа, исходя из тех поступков, которые она совершила, будучи на Земле в материальном теле. То, что с астральными телами будет после смерти, каждая религия трактует по-своему.­

Древнем Египте

Египтяне очень большое значение придавали загробному миру. Не просто же так возводились пирамиды, где были захоронены правители. Они верили, что человек, проживший светлую жизнь и прошедший через все испытания души после смерти, становился неким божеством и мог жить бесконечно. Для них смерть была словно праздник, который избавлял от тягот жизни на Земле.

Нельзя сказать, что они будто бы ждали, когда умрут, но вера в то, что загробная жизнь – это просто следующий этап, где они станут бессмертными душами, делала этот процесс не столь грустным. В Древнем Египте она представляла иную реальность, тяжелый путь, который необходимо было пройти каждому, чтобы стать бессмертным. Для этого усопшим клали Книгу Мертвых, которая помогала избежать всех трудностей с помощью специальных заклинаний, или по-другому молитв.

В христианстве

В христианстве существует свой ответ на вопрос, есть ли жизнь даже после смерти. Религия тоже имеет свои представления о загробном мире и куда попадает человек после смерти: после погребения душа переходит в другой, высший мир через три дня. Там ей необходимо пройти Страшный Суд, который вынесет приговор, и грешные души отправляются в Ад. У католиков душа может пройти через чистилище, где снимает с себя все грехи путем тяжелых испытаний. Только тогда она попадает в Рай, где может насладиться загробной жизнью. Реинкарнация полностью опровергается.

В исламе

Еще одной мировой религией является ислам. По ней у мусульман жизнь на Земле – это лишь начало пути, поэтому они стараются прожить ее как можно чище, соблюдая все законы религии. После того, как душа покидает физическую оболочку, она попадает к двум ангелам – Мункару и Накиру, которые допрашивают мертвых, а затем наказывают. Самое страшное уготовано напоследок: душа должна пройти через Справедливый Суд перед самим Аллахом, который произойдет после конца света. По сути, вся жизнь мусульман – это подготовка к загробному миру.

В буддизме и индуизме

Буддизм проповедует полное освобождение от материального мира, иллюзий перерождения. Главная его цель – это уйти в нирвану. Никакого загробного мира не существует. В буддизме есть колесо Сансары, по которому и ходит сознание человека. Земным существованием он просто готовится перейти на следующий уровень. Смерть – это лишь переход из одного места в другое, на исход которого влияют деяния (карма).

В отличие от буддизма, индуизм проповедует перерождение души, причем не обязательно в следующей жизни он станет человеком. Переродиться можно в животного, растение, воду – любое, что сотворено нечеловеческими руками. Каждый может самостоятельно повлиять на свое следующее перерождение путем поступков в настоящем времени. Проживший правильно и безгрешно может в прямом смысле слова заказать себе, кем он хочет стать после смерти.

Доказательства жизни после смерти

Существует очень много доказательств того, что жизнь после смерти существует. Этому свидетельствуют различные проявления из потустороннего мира в виде призраков, рассказы пациентов, переживших клиническую смерть. Доказательством жизни после смерти также является гипноз, в состоянии которого человек может вспомнить свою прошлую жизнь, начинает говорить на другом языке или рассказывает малоизвестные факты из жизни страны в ту или иную эпоху.

Научные факты

Многие ученые, которые не верят в жизнь после смерти, меняют свои представления об этом после того, как пообщаются с пациентами, у которых во время операции останавливалось сердце. Большинство из них рассказывали одну и ту же историю, как они отделились от тела и увидели себя со стороны. Вероятность того, что это все выдумки, очень маленькая, ведь подробности, которые они описывают, настолько похожи, что не могут быть выдумкой. Некоторые рассказывают, как встречают других людей, например, своих умерших родственников, делятся описаниями Ада или Рая.

Дети до определенного возраста помнят о своих прошлых воплощениях, о чем нередко рассказывают своим родителям. Большинство взрослых воспринимает это как фантазии своих чад, однако некоторые истории бывают настолько правдоподобны, что не поверить просто нельзя. Дети могут вспомнить даже как умирали в прошлой жизни или кем они работали.

Факты истории

В истории тоже нередко встречаются подтверждения жизни после смерти в виде фактов появления умерших людей перед живыми в видениях. Так, Наполеон, явился Людовику после своей смерти и подписал документ, который требовал только его одобрения. Хотя этот факт можно рассматривать, как обман, король на тот момент был уверен, что его посетил сам Наполеон. Почерк был тщательно изучен и признан действительным.

Видео

Текст взят с психологического сайта http :// www . myword . ru

О ПЕРЕРОЖДЕНИИ

Впервые напечатана как лекция "Die verchiedenen Aspekte der Wiedergeburt" в Цюрихе в 1940 году. Переработана и издана как "Ueber Wiedergeburt" в "Gestaltungen des Unbewussten" (Цюрих, 1950). Перевод основан на последнем издании.

ФОРМЫ ПЕРЕРОЖДЕНИЯ

Понятие перерождения не всегда используется в одном и том же смысле. Так как оно имеет разные аспекты, будет полезно рассмотреть его значения. К пяти формам перерождения, которые я собираюсь перечислить, вероятно, можно добавить и другие, если входить в д етали, но я полагаю, что мои определения охватывают по крайней мере основные значения. Первая часть содержит краткий обзор разных форм перевоплощения, а вторая - их разные психологические аспекты. В третьей части я приведу пример мистерии перерождения из Корана

1. Метемпсихоз. Первый из пяти видов перерождения, на который я хочу обратить внимание, это метемпсихоз, или переселение душ. Согласно этому взгляду, жизнь продолжается во времени, проходя через различные телесные существования или, с другой точки зрения, существует одна линия жизни, прерываемая различными перевоплощениями. Даже в буддизме, где эта доктрина имеет особую значимость - сам Будда прошел через д л инную цепь таких воплощений, - не ясно, сохраняется ли преемственность личности: это может быть лишь преемственность кармы. Ученики Будды задавали ему этот вопрос в течение жизни, но он никогда не давал на него определенного ответа

2. Реинкарнация. Это понятие перевоплощения подразумевает обязательное сохранение личности. Здесь человеческая личность рассматривается как имеющая доступ к памяти, то есть, когда человек рождается, он способен припомнить, по крайней мере потенциально, что он прожил в течение прошлых жизней, и эти существования мыслятся как его собственные, то есть в настоящей жизни они имеют ту же форму "я". Как правило, реинкарнация предполагает перерождение в человеческом теле

3. Воскрешение. Это подразумевает восстановление человеческого тела после смерти. Туда входит новый элемент: элемент изменения, превращения и трансформации существования человека. Эта перемена может быть существенной, так как воскресший будет другим человеком, или несущественной, в том смысле, что изменятся только общие условия существования, как если бы человек оказался в другом месте или ином теле. Это может быть и плотское тело, как в христианстве, которое подразумевает, что воскреснет то же тело. На более высоком уровне этот процесс не понимается слишком материально: предполагается, что воскрешение мертвых - это преображение corpus glorification, "тонкого тела" в состояние нетленности

4. Возрождение (обновление). Четвертая форма подразумевает возрождение в строгом смысле этого слова, то есть перерождение в рамках индивидуальной жизни. Слово "возрождение" имеет специфическую окраску: оно означает идею обновления или даже исправления магическими средствами. Возрождение может быть обновлением безо всяких перемен в существовании, так что обновление личности меняет не ее природу, но только ее функции, или части личности, ради исцеления, укрепления и исправления. Таким образом, даже телесно больной может быть исцелен посредством церемонии возрождения.

Другой аспект четвертой формы - это полная трансформация, то есть полное перерождение индивидуальности. Здесь обновление подразумевает изменение сущностной природы и может быть названо трансмутацией. Примеры, которые мы можем упомянуть,- это трансформация смертного в бессмертное, телесного в духовное и человеческого в божественное. Хорошо известные праобразы этой перемены - это Преображение и Вознесение Христа или Успение Богоматери на небесах после смерти в телесном облике. Подобные представления мы можем найти во второй части "Фауста" Гёте, например, трансформация Фауста в мальчика, а затем в доктора Мариануса

5. Участие в процессе трансформации. Пятая, и последняя, форма - это непрямое перерождение. Здесь трансформация происходит не прямо - через переход сквозь смерть и возрождение кого-либо, - а путем участия в процессе преобразования, который воспринимается так, как если бы он происходил вне индивидуума. Другими словами, человек становится свидетелем или участником некоего ритуала трансформации. Этот ритуал может быть церемонией - такой, как церковная литургия, где происходит перевоплощение субстанций. Через ритуал на индивидуума снисходит божественная благодать. Подобные трансформации божества мы находим в языческих мистериях; там посвящаемый также через опыт участия обретал дар благодати, как мы знаем из Элевсинских мистерий. Рассматриваемый случай - признание посвящаемого в Элевсинские мистерии, который благодарит за милость приобщения к бессмертному дару.

В гимне Гомера Деметре мы читаем: "Благословен тот между людьми, кто видел эти мистерии; но тот, кто был посвящен и участвовал в них, никогда не утратит приобретенного в смерти, во тьме и во мраке" (стихи 480 - 482). А в Элевсинской эпитафии есть слова: "Действительно благословенные боги раскрыли самую прекрасную тайну: смерть - это не проклятие, но благословение человека".

ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕРОЖДЕНИЯ

Перерождение не является процессом, который мы можем так или иначе наблюдать. Мы не в силах измерить его, взвесить или сфотографировать. Нам здесь приходится иметь дело с чисто психической реальностью, которая передается нам через утверждения людей. Кто-то говорит о перевоплощении, кто-то в него верит, кто-то его ощущает. Мы принимаем это как нечто реальное. Мы не задаемся вопросом: является ли перевоплощение осязаемым процессом? Мы должны удовлетвориться его психической реальностью. Поспешу добавить, что я не разделяю вульгарного суждения, что все психическое не существует вовсе или является более неуловимой материей, чем газ. Наоборот, я полагаю, что душа - самая впечатляющая реальность человеческой жизни. И в самом деле, она является матерью человеческой реальности, цивилизации и разрушающих ее войн. Все это на первый взгляд психическое и невидимое. Настолько, насколько оно психично, оно не может быть воспринято чувствами, и тем не менее оно несомненно реально. Уже сам факт, что люди говорят о перерождении и что есть такое понятие, означает, что ряд психических ощущений, выражаемых этим термином, должен реально существовать. На что похожи эти ощущения, мы можем заключить только из утверждений, которые делаются на этот счет. Таким образом, если мы хотим выяснить, что такое перерождение, мы должны обратиться к истории, чтобы понять, что подразумевается под этим словом.

Человечество признает перерождение с давних времен. Первобытная вера в перерождение основана на том, что я называю архетипами. С точки зрения того факта, что все утверждения, относимые к сфере сверхчувственного, в конечном итоге несомненно предопределены архетипами, неудивительно, что вера в перерождение присуща разным народам. В основе этой веры должны лежать психические события, рассмотрение которых входит в задачу психологии - без учета всех метафизических и философских допущений по поводу их смысла. Чтобы обобщить взгляды на эти явления, необходимо грубо очертить область исследований. Можно выделить две группы опыта: ощущение трансцендентного в жизни и личный опыт трансформации.

ОЩУЩЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО В ЖИЗНИ

Опыт участия в ритуалах.

Под "трансцендентным в жизни" я понимаю ранее упомянутый опыт посвящаемого, который принимает участие в священном ритуале, раскрывающем перед ним вечную преемственность жизни через преобразование и обновление. В этих драмах-мистериях трансцендентность жизни, в отличие от ее мгновенных конкретных проявлений, обычно представляется через неизбежные трансформации рождения и смерти бога или богоподобного героя. Посвящаемый мог быть или простым свидетелем божественной драмы, или принимать участие в ней, или он мог через ритуальное действо ощущать себя тождественным с богом. В этом случае действительность заключалась в объективной субстанции или форме жизни, ритуально преобразуемой через некоторый независимый процесс, в то время как посвящаемый находился под влиянием, впечатлением и получал "божественную благодать" путем своего присутствия или участия. Процесс трансформации шел не внутри, но вне его, хотя он мог быть в него вовлечен. Посвящаемый, который участвовал в ритуальном пленении, расчленении и рассеивании тела Осириса, а потом в его возрождении в образе всходов пшеницы, ощущал вечность и продолжение жизни, которая богаче всей изменчивости форм и, подобно фениксу, постоянно возрождается из пепла. Это участие в ритуальном событии давало, помимо прочего, надежду на бессмертие, которая характерна для Элевсинских мистерий.

Живым примером мистериальной драмы, которая символизирует вечность, является литургия. Если мы пронаблюдаем за прихожанами в течение церковного ритуала, мы отметим все степени участия, от полного равнодушия до сильнейших эмоций. Люди, стоящие у входа, которые явно вовлечены в светские беседы, крестятся чисто механически - но даже они, несмотря на невнимание, участвуют в сакральном действе, просто присутствуя в этом месте, на которое нисходит благодать. Литургия является внеземным и вневременным актом, в котором приносится в жертву Христос, воскресающий затем в видоизмененной субстанции, и ритуал его священной смерти является не повторением исторического события, но первоначальным, уникальным и вечным фактом. Поэтому участие в литургии - опыт трансцендентности жизни, которая вне времени и пространства. Это момент вечности во времени.

Непосредственный опыт.

Все, что представляют и доносят до зрителя драмы мистерий, может также встретиться в форме спонтанных, экстатических и мысленных видений вне всякого ритуала. Полуденное видение Ницше - классический пример такого рода . Ницше, как мы знаем, заменяет христианскую мистерию мифом о Дионисе-Загрее , который был растерзан и воскрес. Его видение имеет характер мифа о Дионисе: божество появляется в одеянии Природы, как ее представляли в античности, а момент вечности - это час полудня, посвященный Пану: "Уплыло ли время? Упал ли я? Провалился ли я в колодец вечности?" Даже "золотое кольцо", "кольцо возвращений", предстало перед ним как обещание возрождения и жизни. Это было подобно тому, как если бы Ницше присутствовал на представлении мистерий.

Мистический опыт носит такой же характер: он представляет действие, в которое оказывается вовлечен зритель, хотя его натура при этом не обязательно меняется. Тем же способом наиболее прекрасные и впечатляющие сны не производят длительного или ре формирующего действия на сновидца. Они могут впечатлять его, но не обязательно видит в них какую-либо проблему. Событие на самом деле остается "вовне ", как ритуальное действие, представляемое другими. Эту, наиболее эстетическую форму быта надо отличать от тех, которые, несомненно, влекут за собой изменение натуры человека.

СУБЪЕКТИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Трансформация личности никоим образом не является редкостью. Действительно, они играют значительную роль в психопатологии, хотя отличаются от уже перечисленных мистических опытов, которые не так легко доступны для психологического исследования. Феномены, которые мы сейчас рассмотрим, принадлежат к сфере, близкой психологии.

Сужение личности.

Пример такого изменения личности - то, что известно в примитивной психологии как "потеря души" Особое состояние, понимаемое под этим определением, ассоц иируется у примитивных людей с предположеннием, что душа ушла, подобно собаке, которая по ночам убегает о т своего х озяин а погулять. И потому задача целителя - вернуть беглянку обратно. Часто эта потеря бывает внезапной и проявляется в виде тяжелой болезни. Такое понимание тесно связано с природой примитивного сознания, которому несвойственно твёрдое постоянство разума, прису щ ее нам. Мы можем контролировать желания, что не может примитивный человек. Ему требуется длительное обучение, чтобы заняться какой-либо сознательной деятельность ю, п одчиненной цели, которая не является чисто эмоциональной или инстинктивной. Наше сознание более независимо и со хранено в этом отношении, но неожиданно нечто подобное может случиться и с цивилизованным человеком, только он называет это не "потерей души, а понижением ментального уровня" (термин Дженета, подходящий для этого явления) . Это понижение напряжённости сознания, которое можно сравнить с понижением атмосферного давления, предвещающего плохую погоду Тонус падает, и субъективно это ощущается как апатия мрачность и Депрессия. Человек более не находит в себе мужества решать повседневные проблемы. Он чувствует себя как свинцом налитым, так как тело не хочет двигаться из-за того, что не располагает свободной энергией . Это хорошо известное явление соответствует "потере души" у примитивных людей. Апатия и паралич воли настолько сильны, что вся личность, так сказать, исчезает и сознание теряет свое единство: отдельные части личности становятся независимы и уходят из-под контроля разума, как в наркологии или в случае систематической амнезии. Последнее хорошо известно как истерическое явление "потери функций". Этот медицинский термин аналогичен "потере души" у примитивных народов.

Понижение ментального уровня может быть результатом физической и ментальной усталости, телесной болезни, страстных эмоций или шока, причем последний разрушает веру в себя. Это понижение всегда имеет ограничивающее влияние наличность. Оно ослабляет уверенность в себя и инициативность и в результате возрастающего эгоцентризма сужает интеллектуальные горизонты. В конце концов оно может привести к развитию негативных качеств, что подразумевает искажение первоначальной личности.

Расширение личности.

Личность редко вначале является тем, чем становится потом. Поэтому существует возможность ее расширения, во всяком случае в первой половине жизни. Это расширение может быть вызвано извне, новым жизненным содержанием, которое личность вбирает в себя. В этом случае может наблюдаться значительный рост личности. Поэтому существует тенденция считать этот рост результатом только внешних воздействий, что подтверждает предрассудок: человек становится личностью, только вобрав в себя так много внешнего опыта, как только возможно. Но чем более упорно мы следуем этому рецепту и чем более упрямо верим, что стимулы роста исходят снаружи, тем беднее становится наша внутренняя жизнь. Поэтому, если какая-то великая идея пришла к нам извне, мы должны понять, что она захватила нас только потому, что что-то внутри нас отвечает ей и идет ей навстречу. Богатство ума состоит в ментальной восприимчивости, а не в накоплении интеллектуального багажа. То, что приходит снаружи, и то, что подымается изнутри, может стать нашим собственным, только если есть внутренняя полнота, адекватная поступающему содержанию. Реальный рост личности предполагает осознавание расширения, источник которого внутри. Без психической глубины мы никогда не могли бы адекватно оценить величину объекта. Потому можно с уверенностью сказать, что человек растёт по мере увеличения своей задачи. Но он должен иметь внутри себя способность к росту; иначе даже самая сложная задача не принесёт ему пользы. Вероятнее всего, она разрушит его.

Классический пример расширения - столкновение Ницше с Заратустрой, который сделал из критика и создателя афоризмов трагического поэта и пророка. Другой пример - апостол Павел, который по пути в Дамаск неожиданно встретил Христа. Хотя возможно, что Христос апостола Павла не мог бы возникнуть без исторического Христа, видение Христа у Павла было связано не с историческим Христом, но с глубинами его бессознательного.

Когда достигается вершина жизни, когда бутон распускается и из малого рождается великое, тогда, как говорит Ницше, "один становится двумя" и более великая фигура, которая всегда существовала, но оставалась невидимой, с силой раскрывается в личности меньшего масштаба. Тот, кто в действительности безнадёжно мал, всегда провоцирует раскрытие большего, великого в той же мере, в какой сам он мал, не понимая, что пришёл день суда над его ничтожностью. Но человек, который внутренне велик, узнает, когда наконец приходит долгожданный бессмертный друг его души, "чтобы пленить плен" (Ефес 4:8), то есть уловить того, узником которого является этот бессмертный, и заставить свою жизнь влиться в более великую жизнь, - момент страшнейшей потери! Пророческое видение канатного танцора раскрывает ужасную опасность, заключенную в подобном отношении к событию, которому апостол Павел дал самое возвышенное название, какое только мог.

Сам Христос является совершенным символом скрытого бессмертия внутри смертного человека . Изначально эту проблему символизирует дуализм близнецов, таких, как Диоскуры, один из которых смертен, другой - бессмертен. Индийскую аналогию этому мы находим в образе двух друзей:

На одном дереве сидят две птицы,

Два друга, навечно связанные между собой:

Одна наслаждается зрелым плодом,

Другая смотрит, но не ест.

На таком же дереве притаился мой дух,

Обманутый своей беспомощностью,

С радостью видя, как велик Господь,

Он обретает сладкое освобождение от своей печалит .

Другая значимая параллель - исламская легенда о встрече Моисея и Кхидра (18-я сура Корана), к которой я вернусь позднее. Естественно, трансформации личности в широком смысле не встречается только в форме таких высоких ощущений. Нет недостатка в более тривиальных примерах, список которых может быть легко дополнен историями болезней невротиков. Действительно, любой случай, где признание более великой личности будто бы прорывает железное кольцо вокруг сердца, можно включить в эту категорию .

Изменение внутренней структуры

Здесь мы переходим к изменениям личности, которые не подразумевают ни увеличения, ни уменьшения, а касаются только структуры. Одна из наиболее важных форм - это феномен навязчивости: некоторое содержание, идея или часть личности получает власть над индивидом по той или иной причине. Навязчивое содержание проявляется как специфические убеждения, идиосинкразии, абсурдные планы и т.д. Как правило, они недоступны коррекции. Если кто-то хочет попытаться это сделать, он должен быть очень хорошим другом такого человека, многое прощать ему. Я не готов четко разграничить навязчивость и паранойю. Навязчивость можно определить как отождествление личности со своим комплексом.

Обычный пример этого - отождествление с персоной, которая является системой приспособляемости индивида к миру. Например, любое призвание или профессия имеет соответствующую персону. Сегодня легко изучать такие вещи, когда фотографии общественных деятелей так часто появляются в печати. Общество приписывает им определенный тип поведения, и профессионалы должны соответствовать ожиданиям. Опасность лишь в том, что они отождествляются со своими персонами, профессор со своим учебником, а тенор со своим голосом. Тогда происходит потеря: человек живет лишь на заднем плане своей собственной биографии, словно кто-то все время записывает: "Он пошел туда-то и туда-то и сказал то-то и то-то". Покров Деяниры срастается с его кожей, и требуется отчаянная решимость, подобная усилиям Геракла, если он хочет сорвать эту рубашку Нессуса со своего тела и ступить в огонь бессмертия, чтобы стать тем, кто он есть в действительности. С небольшим преувеличением мы можем сказать, что персона - это то, чем в реальности человек не является, но чем он считает себя и чем считают его другие" . В любом случае стремление быть тем, чем человек кажется, велико, так как за персону обычно платят наличными.

Есть и другие факторы, которые образуют навязчивость индивида, и один из наиболее важных - это так называемая "нижняя" функция. Здесь нет места для детального рассмотрения этого вопроса , я лишь укажу, что нижняя функция идентична темной стороне личности человека. Сумерки, присущие каждой личности, - это дверь в бессознательное и дорога в сны, откуда две смутные фигуры, Тень и Анима, вступают в наши ночные видения или, оставаясь невидимыми, овладевают дневным сознанием. Человек, которым владеет Тень, всегда стоит на своем собственном пути и попадает в свои собственные сети. Везде, где только возможно, он производит на других неблагоприятное впечатление. Удача всегда обходит его стороной, потому что он живет ниже собственного уровня и в лучшем случае достигает лишь того, что ему не подходит. И если для него нет лестницы, по которой он мог бы подняться, он изобретает ее для себя и верит, что сделал что-то полезное.

Одержимость Анимой или Анимусом являет иную картину. Прежде всего, такая трансформация личности усиливает те черты, которые характерны для противоположного пола: в мужчине это женские черты, а в женщине - мужские. В навязчивом состоянии обе фигуры теряют свой шарм и свою ценность; они сохраняют их, только когда обращены не к миру, а вовнутрь, когда являются мостами к бессознательному. Обращенная к миру Анима непостоянна, капризна, мрачна, бесконтрольна и чисто эмоциональна, иногда наделена демонической интуицией, беспощадна, хитра, неверна, злобна, двулика и скрытна . Анимус упрям, держится за принципы и формальный закон, догматичен, стремится к преобразованию мира, теоретизированию, спорам и господству . Оба имеют дурной вкус: Анима окружает себя низкими людьми, а Анимус идет на поводу у второсортных идей.

Другая форма структурной перестройки касается некоторых непривычных наблюдений, о которых я скажу лишь вкратце. Я сошлюсь на состояния навязчивости, в которых она вызывается тем, к чему подходит название "души предка", под которой я подразумеваю душу конкретного предшественника. На практике такие случаи могут рассматриваться как поразительные примеры отождествления с умершими людьми. Естественно, феномен отождествления встречается только после смерти "предка". Мое внимание к этой возможности впервые привлекла запутанная, но интересная книга Леона Доде "L"Heredo" ("Наследственность"). Доде предполагает, что в структуре личности есть элементы предшественников, которые при определенных условиях могут проявиться. Индивид таким образом неожиданно входит в роль предка. Сегодня мы знаем, что предки занимают очень важное место в психологии примитивных народов. Не только считается, что духи предков перевоплощаются в детей, но и делаются попытки "пересадить" их в детей, называя ребенка соответствующим именем. Также примитивные люди пытаются преобразиться в предков путем определенных ритуалов. Я упомяну особо австралийскую концепцию альчеригаминджина - душ предков, наполовину людей и наполовину животных, олицетворение которых в религиозных ритуалах имело огромное значение в жизни племени. Идеи такого рода, восходящие к каменному веку, были широко распространены, как это видно из многочисленных следов, которые можно найти повсюду. Ничто не мешает этим древним формам опыта проявиться сегодня как случаи отождествления с душами предков, и думаю, я столкнусь с такими примерами.

Отождествление с группой.

Теперь мы обсудим некоторые формы опыта трансформации, которые я называю идентификацией с группой. Точнее, это отождествление индивида с людьми, которые, как группа, имеют коллективный опыт изменения. Эту особую психологическую ситуацию можно спутать с участием в трансформационном ритуале, который никак не зависит от отождествления с группой. Групповая и личная трансформация - это две принципиально разные вещи. Если значительная группа людей объединена и отличается от другой особым настроем ума, ее трансформация имеет только отдаленное сходство с опытом индивидуальной трансформации. Групповой опыт располагается на более низком уровне сознания, чем индивидуальный. Это происходит из-за того, что, когда много людей собираются вместе под флагом общей эмоции, общая душа, возникающая в группе, оказывается ниже уровня индивидуальной души. Если это очень большая группа, коллективная душа более подобна душе животного, и в этом причина того, что нравственность больших организаций всегда сомнительна. Психология толпы неизбежно опускается до уровня психологии черни . Следовательно, если у меня есть так называемый коллективный опыт как у члена группы, он находится на более низком уровне сознания, чем мой личный опыт. Вот почему групповой опыт встречается гораздо чаще, чем индивидуальное ощущение трансформации. Его проще достичь, поскольку собрание и объединение многих людей обладает великой силой внушения. Индивид в толпе легко становится жертвой своей внушаемости. Достаточно чему-нибудь произойти, мгновенно предположение подхватывается всей толпой, и мы тоже поддерживаем его, даже если оно аморально. В толпе никто не чувствует ответственности, но также и страха.

Таким образом, идентификация с группой - это простой и легкий путь, но групповой опыт идет глубже уровня ума человека в этом состоянии. В вас происходят изменения, но они непродолжительны. Напротив, вы должны долго прибегать к помощи массового опьянения, чтобы укрепить вашу веру в него. Но как только вы отдаляетесь от толпы, вы становитесь совершенно другой личностью, не способной воспроизвести предыдущее состояние ума. Масса поглощена скрытой вовлеченностью, которая является не чем иным, как бессознательным отождествлением. Предположим, вы пошли в театр: взгляд встречает взгляд; все смотрят друг на друга, и таким образом все присутствующие оказываются опутаны невидимой паутиной бессознательных взаимоотношений. В такой ситуации человек буквально чувствует, как его касается волна отождествления с другими. Это может быть приятным чувством - одной овцы между десятью тысячами! И если я чувствую толпу как великую и прекрасную единицу, я сам являюсь героем, возвышающимся вместе с группой. Когда же я снова становлюсь собой, я обнаруживаю, что я - гражданин такой-то, что живу я на такой-то улице, на третьем этаже. Я также нахожу, что все было очень приятно, и надеюсь, что завтра будет так же, чтобы я мог ощутить себя целой нацией, что гораздо лучше, чем быть всего только жалким гражданином Икс. Так как это наиболее легкий и удобный способ поднять личность до более высокого уровня, человечество всегда формировало группы, которые делали возможной коллективную трансформацию - даже экстатическую. Регрессивное отождествление с низкими и более примитивными состояниями сознания неизбежно сопровождается возросшим чувством жизненности; отсюда быстрый эффект регрессивной идентификации с полуживотными предками каменного века.