Способы уменьшения и увеличения давления


7 класс

Тема урока «Способы уменьшения и увеличения давления»

Урок изучения нового материала с использованием рабочей карты ученика.

Цели:

учебные :

    закрепить понятие «давление»;

    закрепить умение применения формулы вычисления давления;

    выявить способы уменьшения и увеличения давления;

    показать практическую значимость изученного материала;

    решить качественные и количественные задачи;

    изложить материал, расширяющего кругозор учащихся.

развивающие :

    развивать умения выделять главное, анализировать, делать выводы;

    развивать внимание, память, творческие способности учащихся;

    развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции;

    формирование мировоззрения в процессе изучения физики;

    развитие вычислительных навыков при решении физических задач.

воспитательные :

    формировать интерес учащихся к изучению физики;

    побуждать к творческой деятельности.

Технические средства:

Персональный компьютер;

Калькулятор

Раздаточный материал:

Рабочая карта урока;

Карточки с индивидуальными заданиями

Учебник «Физика. 7 класс» под ред. А.В. Перышкина

Информационные технологии : Презентация учителя

Оборудование:

3 деревянных бруска (у каждого закрашены другим цветом разные грани), линейки, динамометры, болт, гвозди, 2 кнопки, плоскогубцы, клещи.

Формы и методы обучения: практическая работа учащихся, работа с учебником, решение задач, самооценка.

Ход урока:

п/п

Этапы

Время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организация работы

1-2 минуты

Подготовка к работе на уроке

Объявление темы урока, формы работы на уроке

Краткое повторение изученного Актуализация знаний, целеполагание

Ответы на вопросы, запись формулы на доске.

Формулировка целей урока

Формулирование вопросов

Практическая работа

Измерение площади грани бруска, измерение силы, вычисление давления, занесение данных в таблицу. Оценивание своей деятельности.

Коментарии, наблюдение

Приобретение новых знаний

Читают материал учебника.

Подготовка к следующему этапу.

Заполнение таблицы

Приводят примеры, заполняют таблицу. Оценивание своей деятельности.

Наблюдение

Аукцион знаний

Отвечают на вопросы. Оценивание своей деятельности.

Формулировка вопросов

Решение качественных задач

Отвечают на вопросы. Оценивание своей деятельности.

Заслушивание ответов. При необходимости – уточнение.

Решение задачи

Решают задачу, проверят ответ, оценивают себя.

Наблюдение. Оказание индивидуальной помощи (при необходимости)

Рефлексия, подведение итога урока, выставление оценок

2-3 минуты

Оценивают деятельность на уроке

Организация рефлексии, выставление оценок

Задание на дом

Записывают в дневник

Задание на дом. Коментарии

    Организационный этап.

Здравствуйте, дети.

Сегодня на уроке мы будем работать с рабочей картой урока. Возьмите карту, рассмотрите. У нас будет на уроке несколько этапов. С этапа на этап будем переходить все вместе, одновременно. Свою деятельность на каждом этапе вы будите оценивать самостоятельно оценкой. Критерии оценивания имеются в рабочей карте. Кроме этого можно получить дополнительные баллы за правильно сформулированные выводы. В конце урока выставляем общую оценку как среднее арифметическое оценок, полученных на каждом этапе. Вопросы?

    Повторение изученного. Актуализация знаний.

А)Кратко вспомним материал предыдущего урока. Вопросы:

Какую тему начали изучать на предыдущем уроке?

- (Один человек у доски) Напиши формулу для нахождения давления на поверхность, которую оказывает сила, действующая перпендикулярно этой поверхности.

Сформулируйте определение давления.

Какой буквой обозначается давление?

В каких единицах измеряется давление?

По какой формуле вычисляем давление?

СЛАЙД 1. (Формула)

В) Тема нашего урока «Способы уменьшения и увеличения давления». Запишите тему в тетради. СЛАЙД 2. (Тема урока)

Сформулируйте цели урока.

(выявить способы уменьшения и увеличения давления, показать практическую значимость изученного материала в быту, в природе, решение задач)

Запишите цели в рабочую карту урока.

    Изучение нового материала.

1)Практическая работа.

Класс разделен на 3 группы. Ваша задача: найти давление, какое оказывает брусок на парту, если его поставить на грань, выделенную другим цветом. Сделайте необходимые измерения, данные занесите в таблицу. Сначала в рабочей карте, затем один человек от группы результаты переносит на доску.

(На откидной доске таблица.)

F

b , м

S , м

р , Па

Заполняется учащимися после получения результатов. Проверяю.

Оцениваем свою работу согласно предложенных критериев.

Давайте проанализируем полученные результаты (в таблице на доске).

Должны сказать, что сила, с которой брусок действует на поверхность парты одинаковая, а давление при этом оказывается разное из-за того, что разные площади соприкосновения бруска и парты. (Тому, кто правильно сформулирует вывод, можно добавить балл.)

Итак, делаем вывод по нашим результатам, продолжите предложение: чтобы уменьшить давление надо площадь соприкосновения …, чтобы увеличить давление, площадь надо …

2)Чтение материала учебника.

Правильный ли мы сделали вывод, как ещё можно изменить давление и зачем нужно изменять давление? За этими вопросами обращаемся к учебнику. Читаем §34.

3)Проверка восприятия учащимися материала.

Ответим на вопросы второго этапа урока (из рабочей карты).

4) Практическая значимость изучаемого материала (Заполнение таблицы).

Чертим таблицу в тетради (5 строчек)

Уменьшение давления

Увеличение давления

А сейчас вы приведете примеры увеличения и уменьшения давления (из жизни, живой и неживой природы) и запишите в таблицу. Примеры, приведенные в учебнике не записывать.

(если испытывают трудности, то показать образец заполнения)

Уменьшение давления

Увеличение давления

Фундамент здания

Проверка. Учащиеся по очереди читают свои примеры, оценивают свою деятельность.

Подводим общий итог. Сформулируйте, какими способами можно увеличить давление, оказываемое телом на поверхность? (…уменьшить площадь соприкосновения, увеличить силу).

Вернемся к формуле нахождения давления. Давление и сила прямопропорциональны между собой, т.е. при увеличении одной – другая увеличивается. Давление и площадь обратнопропорциональны, значит, при уменьшении площади давление увеличивается. Вы сделали правильный вывод.

И по аналогии, какими способами можно уменьшить давление, оказываемое телом на поверхность? (Дополнительный балл за правильные формулировки).

    Первичная проверка знаний учащихся.

    Переходим к следующему этапу: «Аукцион знаний».

Я на продажу выставляю лот и формулирую вопрос. Кто правильно ответит на вопрос, тому и достанутся эти предметы.

Лот 1. Одинаковые по массе болт и гвоздь. Действуем на предметы с одинаковой силой. Какой предмет оказывает большее давление на брусок? Почему? Какой из предметов глубже войдет в брусок?

Лот 2. Два одинаковых гвоздя. На первый будем действовать с большей силой. Какой предмет оказывает большее давление на брусок? Почему? Какой из предметов глубже войдет в брусок?

Лот 3. Две одинаковые кнопки. Действуем на них с одинаковой силой, но одну будем втыкать в дерево, а другую в пластилин. Какая кнопка будет оказывать большее давление на поверхность? Почему? Какая глубже войдет в поверхность?

Лот 4. Плоскогубцы и клещи. При помощи какого инструмента можно произвести большее давление? Почему? Для чего служат эти предметы?

Но я вам отдала очень нужные вещи. Они мне пригодятся самой. Давайте меняться. Вы мне вернете вещи, а я вам конфеты. (Производится обмен).

    Решение качественных задач.

(У каждого обучающегося на парте карточка с задачей: слабым - 1 уровня сложности, сильным – 2 уровня сложности. Читают, отвечают устно по очереди, оценивают себя.

1 уровень:

Почему не разрешено ездить на гусеничных тракторах по асфальту?

Многие животные и растения покрыты колючками. Не трогайте их, иначе…

Как передвигаться по хрупкому льду?

Почему Останкинская телебашня не проваливается в землю? Ведь давление, наверное, чудовищное?

Что произойдет, если шарики в шариковой ручке будут делать меньшего размера?

2 уровень:

Зачем железнодорожные рельсы укладывают на шпалы? С какой целью нижнюю часть рельса делают более широкой?

Аист сначала стоял на двух ногах, а затем одну ногу поджал. Как изменилось давление и во сколько раз? Изменилась ли глубина следа? Изменилась ли сила с какой аист действует на почву? Зависит ли глубина следа от того, на какой почве стоит аист – болотистой или сухой и твердой? Одинаковое ли давление оказывает аист на болотистую и на твердую почву?)

    Решение задачи

Задачи на карточках 2 уровней. Решают самостоятельно.

1 уровень (1 вариант)

Рассчитайте давление, производимое на снег человеком, если его сила тяжести 400 Па, а площадь двух лыж равна 0,4 м 2 .

2 уровень (2 вариант)

На опору какой площади надо поставить груз массой 20 кг, чтобы произвести давление 400 кПа?

Самопроверка. СЛАЙД 5 – ответы 1 вариант – 1000 Па, 2 вариант - 0,0005 м 2

5.Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте подведем итог урока:

Вернемся к целям урока. Выполнены? (да)

Этапы урока все выполнены? (кроме итоговой оценки и д/з)

Выставляем итоговую оценку.

6.Домашнее задание. (Записано в рабочей карте)

«3» - §34. Ответить на вопросы, заполнить таблицу (этап 3 до конца)

«4» - §34. На страничку «Я» в конце тетради внести данные о давлении, которое вы оказываете на пол при ходьбе и когда стоите. В чем разница? При вычислении давления используйте данные этой странички – силу тяжести, с которой вы действуете на пол и площадь подошв обуви вы уже вычисляли

«5» - (творческое задание) Задание 6 (2) стр. 82.

§ 36. Способы уменьшения и увеличения давления — Физика 7 класс (Перышкин)

Краткое описание:

Есть такие явления в физике, про которые однозначно не скажешь, полезные они или вредные. Среди уже изученных такое – трение. А вот теперь ещё давление.
Нужно, чтобы тяжёлые тела не проваливались, не оседали в землю. Нужно, чтобы дома, тяжелые машины стояли, ехали, не проваливаясь. Для этого они не должны оказывать большого давления на землю, значит, это давление надо, по возможности уменьшить.
С другой стороны, иногда надо, чтобы тело оказало как можно большее давление. Так с гвоздями, ножами, канцелярскими кнопками, иглами и т.д. Если они не будут сильно давить, но не разрежут, не проткнут. Значит, конструкция. Форма их должна быть такова, чтобы давление стало как можно больше.
Зная, от чего зависит давление, можно сделать тела такими, чтобы, где надо, они давили сильнее, где надо наоборот меньше. О способах уменьшения и увеличения давления в технике рассказывается в параграфе тридцать четыре. А также о том, как природа учла требования к давлению в строении животных и растений.



Лобанов Максим

исследовательская работа по физике

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Способы уменьшения и увеличения давления Выполнил ученик 7 класса МБОУ СОШ № 105 г.о. Самара Лобанов Максим.

Цели и задачи работы: Цель моей работы – исследование некоторых способов уменьшения и увеличения давления в природе и технике. Перед собой я поставил следующие задачи: Вспомнить определение давления и единиц изменения давления. Рассмотреть решение некоторых задач на нахождение давления и некоторых качественных задач. П оказать взаимосвязь давления с площадью поверхности и массой. Доказать, что знания о способах уменьшения и увеличения давления широко используются в природе и деятельности человека.

Задумаемся над следующими вопросами: 1) Почему наседке не приходится опасаться сломать скорлупу яиц тяжестью своего тела? И в то же время слабый птенчик, желая выйти из природной темницы, без труда пробивает клювиком скорлупу изнутри?

2) Почему мягко лежать в верёвочном гамаке, который сплетён из довольно твёрдых шнурков?

3) Почему для спасения человека, под которым провалился лёд, ему бросают лестницу или длинную доску?

Давление – это величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

Единицы измерения давления - 1 Па – паскаль Блез Паскаль (1623-1662) 1 гПа =100 Па 1 кПа=1000Па

Задача 1. Рассчитать давление, производимое на пол мальчиком, масса которого 69 кг, а площадь подошв его ботинок, соприкасающихся с полом, равна 708 см 2 Дано: СИ: Решение: m =69 кг S =512 см 2 g =9,8 Н/кг 0,0512 м 2 P = 9,8 Н/кг * 69 кг = 676,2 Н p =676,2 Н/кг: 0,0512 м 2 = = 13207 Па = 13 кПа Ответ: 13 кПа. p - ?

Дано: m = 60 т S = 1 ,5 м 2 Найти: p СИ 60 000 кг Решение Ответ: 200 кПа Задача 2. Определить давление танка массой 60 т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м 2

Уменьшение давления Увеличение давления Уменьшение Увеличение давления Фундамент здания Шасси самолета Широкие шины автомобилей Гусеницы вездеходов, тракторов Лыжи Шайбы под гайки Шпалы под рельсы Топор Нож Гвозди, кнопки Иголки Зубы, когти, клювы зверей Шипы, колючки растений Жало осы

Давление гусеничного трактора массой 6,7 тонны на почву составляет 47 000 Па. ... втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па. ... когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па. ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ!

В какой обуви удобнее отправляться в поход? Какой из лопат легче вскапывать грядки?

Почему каблучки туфель девушки создают большее давление на землю, чем лапы слона, хотя весит она гораздо меньше?

Какими ножницами портному работать лучше? Почему ножницы нужно подавать тупыми концами вперёд?

Сила увеличилась в 2 раза Давление увеличилось в 2 раза Площадь увеличилась в 4 раза Давление уменьшилось в 4 раза Давление увеличилось в 5 раз Давление уменьшилось в 2,7 раза Площадь уменьшилась в 5 раз Сила уменьшилась в 2,7 раза

Сравнение давления Эксперимент 1.

Эксперимент 2.

Заключение Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе, и в деятельности человека.

Цели урока:

  1. Развивать умение учащихся экспериментально определять физические величины, устанавливать связь между ними.
  2. Обеспечить понимание зависимости давления от площади поверхности, развивать познавательный интерес учащихся, показать связь изучаемого материала с жизнью.

Приборы на столах учеников: линейки, бруски, динамометры (на первых партах: цилиндры металлические, динамометры, линейки, стеклянные пластинки).

На столах лежат таблички для решения задачи (№ 1) и таблицы для выполнения домашнего задания (№ 2).

На доске заранее записана тема урока, домашнее задание и приготовлена таблица для заполнения (№ 3).

У учеников:

Таблица № 1

На доске:

Таблица № 3

F, H S, см S, м P=F/S, Па
1
2
3

На переносной доске приготовлено задание:

Определить давление бруска на поверхность стола

I II III

На доске:

Тема: Способы уменьшения и увеличения давления.

Домашнее задание: заполнить таблицу, §34

На учительском столе: лопата (саперская), детская игрушка – трактор с широкими колесами, чучело галки, рюкзак, наперсток, игла.

Приготовлен эпидиаскоп и картинки: поезд идет по рельсам на шпалах, машина “Белаз”, мальчик на лыжах, спасение провалившегося под лед, передвижение на плату по воде.

Один стол приготовлен для “гостей”, на нем таблички “инженер”, “агроном”, “путешественник”.

Ход урока

Учитель: на прошлом уроке мы изучили давление твердых тел.

Вопрос: От чего зависит результат действия силы? Приведите пример.

  • Какая величина характеризует распределение силы по площади опоры?
  • Что называется давлением?
  • Что принято за единицу давления?
  • От чего зависит давление?
  • Как изменится давление, если увеличить площадь опоры?
  • Если необходимо увеличить давление, как нужно изменить площадь?

Тема урока “Способы изменения давления”.

Сегодня на уроке вы узнаете, какими способами можно изменить давление, и как практически используется эта зависимость. Но прежде решим задачу. У вас на столах бруски.

  • Как можно этот брусок поставить на стол?
  • Как можно определить силу давления бруска?
  • Как вычислить давление, которое оказывает брусок?

(Ставлю переносную доску, учащиеся определяют давление бруска: I ряд - на узкую грань, II ряд - на среднюю, III ряд - на широкую (см. рис. 1)).

На решение задачи дается 10 минут. В это время сильные учащиеся за первыми партами выполняют задание: определить давление, которое оказывает металлический цилиндр на поверхность стола, если он стоит:

  • на стеклянной пластинке (силой тяжести которой можно пренебречь)
  • без пластинки.

У доски ученик решает задачу:

Через 10 минут вызываю к доске трех учеников с разных рядов для заполнения таблицы. Сравниваем результаты, делаем вывод: чем больше площадь опоры, тем меньше давление.

Учитель: зависимость давления от площади опоры широко используется на практике и встречается в природе. Сегодня у нас в гостях инженер-механик, путешественники и главный агроном. Они нам расскажут о способах изменения давления и приведут примеры учета их, а вы внимательно слушайте, так как вам дома необходимо будет заполнить таблицу.

Слово главному агроному:

В сельском хозяйстве важно знать как и от чего зависит давление, например, машины, которые передвигаются по пашне, должны как можно меньше деформировать почву, поэтому колеса у них должны быть с широкими ободами или на гусеничном ходу. Уменьшение давления достигается за счет увеличения площади опоры (показывают трактор). Во время сенокоса косы затачивают, чтобы при небольшом усилии добиться большего давления. Или всем известный инструмент – лопата. Почему острой лопатой копать легче?

Слово инженеру:

Современные электровозы могут перевозить груз массой до 10000 тонн. При такой силе тяжести давление на рельсы большое и если не увеличить площадь опоры за счет шпал, рельсы просто провалятся в грунт. (Рассказ сопровождается показом картинки)

Самолеты и вертолеты способны садиться не только на твердое покрытие, но и на снег, и на воду. Для этого им просто одевают лыжи.

Автомобили, которые передвигаются в пустынях, в болотистых местах и перевозящие тяжелые грузы, имеют широкие шины.

Танки, тракторы, тягачи имеют за счет гусениц большую площадь опоры, поэтому легко могут передвигаться по бездорожью (картинка).

Слово путешественникам:

Часто приходится бывать в походах. Выбираем рюкзак с широкими лямками, чтобы, увеличив площадь опоры, уменьшить давление на плечи (показывают рюкзак и лямки).

Зимой путешествуем на лыжах по снегу. Почему на лыжах передвигаться по снегу легче?

Путешествуя по морям и океанам, помним, что существует опасность встречи с акулой. Ведь у нее такие острые зубы, что при небольшом усилии она может перекусить даже металлические прутья.

По реке путешествуем на плоту (картинка).

Однажды зимой с нашим товарищем произошел несчастный случай: он провалился под лед. При его спасении мы учли зависимость давления от площади (картинка) и больше никто не пострадал.

При встрече с живой природой еще раз убеждаемся, как зависит давление от площади опоры. Острые зубы, клювы (чучело галки), клыки, когти помогают представителям живой природы обороняться от врагов и добывать себе пищу.

В дорогу берем с собой разные необходимые мелочи: нитки, иголки, наперсток, нож, ножницы, топорик. Почему сломанной иглой шить нельзя? Для чего используют наперсток? Почему нож должен быть хорошо заточен?

Учитель: сегодня на уроке вы убедились, что давление зависит от площади опоры и узнали, как практически используют эту зависимость.

Запишите домашнее задание.

Как вы думаете, кто оказывает большее давление: слон, стоя на одной ноге, или оса во время укуса? (проверяем задачу на доске).

Вопросы для закрепления:

  1. тяжелый танк, идущий по асфальтовой дороге не разрушает асфальт. Почему же он крошит кирпич, который попадает ему под гусеницу?
  2. почему не жестко лежать в гамаке, сплетенном из жестких веревок?
  3. что необходимо предусмотреть строителям, чтобы возводимое здание выдержал грунт?
  4. почему удобно сидеть на “венском” стуле?
  5. какой бороной нужно воспользоваться с 20 или с 60 зубьями, чтобы глубже взрыхлить землю?
  6. как лучше разрезать мыло, чтобы не раскрошить его?

Тема урока : Способы уменьшения и увеличения давления..

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления .

Дидактическая цель урока : создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Цели урока:

Образовательная – осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений и применять к наблюдаемым явлениям изученный закон;

Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать мотивацию изучения физики. Воспитательная – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Задачи урока:

Знать:

способы увеличения и уменьшения давления;

выяснить, пути получения малого и большого давления;

формулы:

давления твердого тела;

силы давления;

площади поверхности, на которую производится давление.

Уметь:

решать расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления;

рассчитывать площади поверхности, на которую производится давление.

переводить единицы измерения давления;

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Методы и приемы обучения:

используется словесно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение, метод письменного текущего контроля; проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации,постановка цели занятия перед учащимися; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, две дощечки с вбитыми гвоздями шляпками вниз и вверх, набор грузов, рисунки, картинки, презентация.

Учебно-методический комплект:

А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.

А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.

Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.

Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.

В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-9 класс.

Ход урока

1.Повторение и анализ основных фактов, явлений.

1. Фронтальный опрос.

Оказывают ли твердые тела давление?

Какой буквой обозначается давление?

Формула, по которой можно найти давление?

В каких единицах измеряется эта величина?

Выразите в паскалях давления: 3 МПа; 4 Н/см 2 ; 250 Н/мм 2 ;1,5 МПа; 1,5 кН/см 2 ; 40 Н/дм 2 .

2.Постановка цели урока

Учитель: На практике давление иногда надо уменьшить. А иногда увеличить. Как это можно сделать?

Рассмотрим первый случай. Слайд1 Когда мы лежим на кровати мягко не правда ли, если на ровной поверхности- не очень. Почему? Казалось в обоих случаях на опору действует одна и та же сила.- вес тела. Лежа в постели человек при весе 60 Н опирается на 0,5м 2 поверхности тела, а на ровной площади- 0,01м 2

Задание классу: Определите давление при весе 60 Н в обоих случаях. Сделайте вывод.

Ученики: решают пример и делают вывод-сила одинакова, но давление различно. Уменьшая или увеличивая площадь опоры на которую действует сила, тем самым увеличиваем или уменьшаем давление. В первом случае давление 1200 Па, во втором- 60 000 Па. Это различие в давлении и ощущается как мягко и жестко.

Учитель: Рассмотрим второй случай. Слайд 2. Давление на грунт тяжелого трактора и человека примерно одинакова. Почему если трактор проедет по кирпичу он его раздавит,а человек наступает на кирпич- нет.

Ученики: Действия тела на опору зависит от величины силы давления;

Практическое задание: Слайд 3 У вас на столах две дощечки с вбитыми гвоздями шляпками вниз и вверх, набор грузов.Исследуйте глубину погружения доски с гвоздями в песок, в зависимости от массы груза в двух случаях. Сделайте вывод.

Ученик: Гвозди установили сначала острием вниз. Измерили глубину погружения. Затем гвозди повернули острием вверх и снова измерили глубину погружения. В первом случае гвозди погрузились в песок на большую глубину, чем во втором. Анализ результатов опытов приводит к следующим заключениям: глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше при неизменной площади и от площади опоры. Чем больше площадь, тем меньше давление при одной и той же силе.

Учитель: Обобщим результаты исследований. Действия тела на опору зависят:

от величины силы давления;

от площади опоры.

Мы учитываем взаимосвязь давления с силой и площадью, по которой эта сила распределена.

В нашей жизни мы имеем возможность давление регулировать. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки

Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000000Па.

Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать.

Каковы способы изменения давления?

Заполнение таблицы: Слайд 4

Увеличение давления

Уменьшение давления

способы

увеличение силы давления

уменьшение площади

уменьшение силы давления;

увеличение площади

примеры

3. Закрепление изученного материала Слайд 5

Учитель: Решаем качественные задачи и заполняем 3 строку нашей таблицы.

Группа1

1.Известен случай: Во время Великой Отечественной войны наши солдаты чтобы перейти через топкое болото использовали лыжи сделанные из веток. Почему?

2.Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни?

3.Вам даны три кирпича. Как их следует расположить их, чтобы давление, оказываемое ими на пол было минимальным?

4.Зачем нужны животным острые клыки, рога, когти, зубы, иглы?

5. Шины машин-вездеходов делают значительно шире, чем у легко­вых машин. Почему?

Группа 2

1.При соединении деревянных деталей болтами под гайку подкладывают шайбы.Почему?

2.Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?

3. Даны три кирпича. Как их следует расположить их, чтобы давление, оказываемое ими на пол было максимальным?

4.Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье?

5.Для чего перед строительством дома обязательно возводят его фундамент?

Ученики отвечают на вопросы и заполняют таблицу.

На экране Слайд 6

Увеличение давления

Уменьшение давления

способы

увеличение силы давления

уменьшение площади

уменьшение силы давления;

увеличение площади

Топор, нож, гвозди, кнопки, иголки, зубы, когти, клювы зверей, шипы, колючки растений, жало осы.

Фундамент здания, шасси самолета, широкие шины автомобилей, гусеницы вездеходов, тракторов, лыжи, шайбы под гайки, шпалы под рельсы

4. Решение задач с выборочными ответами Слайд 7

1.Толщина льда на реке такова, что он выдерживает давление 40 кПа. Пройдет ли по льду трактор массой 5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1.5 м 2 .

2.Лыжник массой 80 кг идет на лыжах. Длина каждой лыжи1,5 м, а ширина-12 см.Какое давление оказывает спортсмен на снег?

3. Кирпичная стена производит на фундамент давление 80 кПа. Какова её высота?

1. а) пройдет б) не пройдет

2. а) 1111 Па б) 2222 Па в) 3333 Па

3. а) б) в)

5. Физическая пауза Слайд 8

Это интересно! Использование краеведческого материала:

Стрелы,топоры,иголки,наконечники

(Пазырыкский курган)

6. Самопроверка знаний Слайд 9

Тест

1. В каких единицах измеряется давление?

А) Н.

Б) Па.

В) м 2 .

2. Чем…площадь опоры, тем… давление, производимое одной и той же силой на эту опору?

А) больше; меньше.

Б) больше; больше.

В) меньше; меньше.

3. Давление тела на поверхность зависит …

А) от модуля силы и площади поверхности, перпендикулярно которой он действует;

Б) от модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую действует сила;

В) площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

4. Выразите в Па давление 10 кПа?

А) 10000Па.

Б) 100Па.

В) 1000Па.

5. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется…

А) силой давления.

Б) давлением.

В) весом тела.

6. Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 м 2 . Определите давление станка на фундамент?

А) 48 Па.

Б) 25000 Па.

В) 4800 Па.

7. Как изменится давление книги на стол, если поставить ее на ребро?

А) не изменится.

Б) уменьшится.

В) увеличится.

8. Ящик весом 960 Н оказывает на опору давление 5 кПа. Какую площадь опоры имеет ящик?

А) 0,192 м 2

Б) 19,2 м 2 .

В) 1,92 м 2

Проверка Слайд 10 1. Б 2. А 3. А 4. А 5. Б 6. В 7. В 8. А

Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5-6 ошибок – 2

9. Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали как можно увеличить и уменьшить давление. Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?

Ученики:

выяснили способы изменения давления в быту т технике;

изучили способы увеличения и уменьшения давления;

обобщили знания о давлении, закрепили изученный материал;

проверили и закрепили полученные знания

Учитель: Ответьте на вопрос: “Для чего же нам нужно знать, что такое давление, способы уменьшения и увеличения давления”

Ученики: Без знания о давлении, мы не сможем построить дом, даже режущие и колющие предметы: иглы, ножи, ножницы не сможем использовать в быту и др.

Учитель: Да, действительно, человеку необходимы знания о давлении и еще много интересного и полезного мы узнаем при изучении законов физики.

Домашнее задание

§ 34 Упр 13. задание 6