Субботник - это праздник или повинность? Праздник освобождённого труда: первые субботники в столице


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Суббо́тник (воскре́сник) - сознательный добровольный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название).

Первые коммунистические субботники

Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги .

В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы . В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова отмечалось:

Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - «до полной победы над Колчаком ». Затем пропели «Интернационал » и стали расходиться…

Коммунистические субботники в Москве и Московской губернии в 1919-1920 гг.

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. Из них 13 коммунистов (Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь) и двое сочувствующих (А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь) .

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге , который стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.

Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП(б) 1 мая был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин . Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.

Именно о таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в .

Субботники сегодня

Само понятие «субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада. По сути представляет собой привлечение граждан занятых в различных областях экономики к добровольному труду по уборке как правило прилегающих к месту работы/проживания территорий, их облагораживанию и т. д

В других странах, тем не менее, есть схожие понятия, которые подразумевают под собой добровольную бесплатную (или осуществляемую за символическое вознаграждение, например, угощение) совместную работу по благоустройству территории или общую помощь в том или ином деле. См. Community service .

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. В странах Балтии такая работа называется talka . Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина. Иногда такая работа засчитывается в счёт рабочего времени, а иногда используется недобросовестными чиновниками как бесплатная рабочая сила для авралов и для поборов с населения - перечисления в счет субботника однодневной зарплаты даже с тех, кто в субботнике участия не принимал . Тем не менее, по сей день сохранилась традиция проведения субботников к дню рождения Ленина в ряде учреждений.

Уровнем предприятий, организаций и ВУЗов дело не ограничивается, в некоторых городах объявляются общегородские, а в некоторых странах, например в Узбекистане и Белоруссии , общегосударственные субботники.

См. также

Напишите отзыв о статье "Субботник"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Субботник

«Что ж я такой же, как и все, когда дело не коснется до травли. Ну, а уж тут держись!» казалось Николаю, что говорил вид этой собаки.
Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним.

Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке.
– И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке.
Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем.
– Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок!
– Батюшки светы, ножик то…
– Вишь татарка!
– Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе.
Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты.
Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности.
В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха.
Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном – был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков. Дядюшка был тоже весел; он не только не обиделся смеху брата и сестры (ему в голову не могло притти, чтобы могли смеяться над его жизнию), а сам присоединился к их беспричинному смеху.
– Вот так графиня молодая – чистое дело марш – другой такой не видывал! – сказал он, подавая одну трубку с длинным чубуком Ростову, а другой короткий, обрезанный чубук закладывая привычным жестом между трех пальцев.
– День отъездила, хоть мужчине в пору и как ни в чем не бывало!
Скоро после дядюшки отворила дверь, по звуку ног очевидно босая девка, и в дверь с большим уставленным подносом в руках вошла толстая, румяная, красивая женщина лет 40, с двойным подбородком, и полными, румяными губами. Она, с гостеприимной представительностью и привлекательностью в глазах и каждом движеньи, оглянула гостей и с ласковой улыбкой почтительно поклонилась им. Несмотря на толщину больше чем обыкновенную, заставлявшую ее выставлять вперед грудь и живот и назад держать голову, женщина эта (экономка дядюшки) ступала чрезвычайно легко. Она подошла к столу, поставила поднос и ловко своими белыми, пухлыми руками сняла и расставила по столу бутылки, закуски и угощенья. Окончив это она отошла и с улыбкой на лице стала у двери. – «Вот она и я! Теперь понимаешь дядюшку?» сказало Ростову ее появление. Как не понимать: не только Ростов, но и Наташа поняла дядюшку и значение нахмуренных бровей, и счастливой, самодовольной улыбки, которая чуть морщила его губы в то время, как входила Анисья Федоровна. На подносе были травник, наливки, грибки, лепешечки черной муки на юраге, сотовой мед, мед вареный и шипучий, яблоки, орехи сырые и каленые и орехи в меду. Потом принесено было Анисьей Федоровной и варенье на меду и на сахаре, и ветчина, и курица, только что зажаренная.
Всё это было хозяйства, сбора и варенья Анисьи Федоровны. Всё это и пахло и отзывалось и имело вкус Анисьи Федоровны. Всё отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой.
– Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей:
– Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то!
Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду.
– Что же вы не служите, дядюшка?
– Служил, да бросил. Не гожусь, чистое дело марш, я ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит. Вот насчет охоты другое дело, это чистое дело марш! Отворите ка дверь то, – крикнул он. – Что ж затворили! – Дверь в конце коридора (который дядюшка называл колидор) вела в холостую охотническую: так называлась людская для охотников. Босые ноги быстро зашлепали и невидимая рука отворила дверь в охотническую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. – У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
– Как хорошо, право отлично, – сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
– Как отлично? – с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. – Не отлично, а это прелесть, что такое! – Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.
– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.

Субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв В. И. Ленина улучшить работу железных дорог.

2, Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги.

В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 1919 года в депо Москва-Сортировочная группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. В протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова отмечалось: «Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно - „до полной победы над Колчаком“. Затем пропели „Интернационал“ и стали расходиться…»

В первом коммунистическом субботнике участвовало 15 человек. 13 коммунистов: Е. Апухтин - слесарь, И. Е. Бураков - слесарь, Я. Ф. Горлупин - слесарь, М. А. Кабанов - слесарь, П. С. Кабанов - слесарь, А. В. Каракчеев - слесарь, Я. М. Кондратьев - машинист, В. И. Наперстков - слесарь, Ф. И. Павлов - котельщик, П. С. Петров - слесарь, А. А. Сливков - машинист, А. И. Усачев - слесарь, П. И. Шатков - слесарь; двое сочувствующих: А. В. Кабанова - чернорабочая, В. М. Сидельников - слесарь.

3, 10 мая 1919 состоялся первый массовый (205 чел.) коммунистический субботник Московско-Казанской железной дороге, который стал поводом для статьи В. И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», впервые опубликованной отдельной брошюрой в июле 1919 года. Почин московских железнодорожников, подхваченный на промышленных предприятиях, Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда субботники были восприняты им как выражение нового, коммунистического отношения к труду.


4, Наибольшего размаха движение достигло в 1920 году. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник. В Кремле в работе на этом субботнике принимал участие руководитель Советского государства В. И. Ленин. Впоследствии этот факт активно использовался в коммунистической пропаганде.


О таких коммунистических субботниках писал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!».
Холод большой. Зима здорова́. Но блузы прилипли к потненьким. Под блузой коммунисты. Грузят дрова. На трудовом субботнике. Мы не уйдём, хотя уйти имеем все права. В наши вагоны, на нашем пути, наши грузим дрова. Можно уйти часа в два, - но мы - уйдём поздно. Нашим товарищам наши дрова нужны: товарищи мёрзнут. Работа трудна, работа томит. За неё никаких копеек. Но мы работаем, будто мы делаем величайшую эпопею. Мы будем работать, всё стерпя, чтоб жизнь, колёса дней торопя, бежала в железном марше в наших вагонах, по нашим степям, в города промёрзшие наши. «Дяденька, что вы делаете тут? столько больших дядей?» - Что? Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей.

Добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания, происходившее первоначально по субботам (откуда и происходит название).

Официально считается, что субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв Владимира Ильича Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором первого субботника выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года 15 коммунистов депо, проработав безвозмездно 10 часов, отремонтировали 3 паровоза.

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.

1 мая 1920 года был проведен всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в субботнике принял участие Ленин. С тех пор субботник стал традицией.

Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941‑1945 годов. После войны субботники проводились до 1990‑х годов. Субботник проводили либо по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу, либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п. Субботники также проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.

Вначале субботники были добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты, комсомольцы и так называемые "сочувствующие".

Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участием в субботниках измеряли общественную активность человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия. Впоследствии субботники превратились из добровольных в добровольно-принудительные.

Само понятие "субботник" было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина.

Коммунистические субботники

одна из форм добровольной бесплатной работы советских трудящихся на благо общества, характеризующая их коммунистическое отношение к труду. По своему характеру и содержанию К. с. несли зачатки социалистического соревнования (См. Социалистическое соревнование), явились одной из первых его форм. К. с. возникли весной 1919, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв В. И. Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором К. с. выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу (отсюда название) 12 апреля 15 коммунистов депо, проработав 10 часов, отремонтировали 3 паровоза. 10 мая состоялся первый массовый (205 человек) К. с. на Московско-Казанской железной дороге. В мае они прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками К. с. провели рабочие фабрик и заводов Москвы и др. городов. Движение охватило широкие слои рабочего класса. Опыт первых К. с. был обобщён В. И. Лениным в произведении «Великий почин ». Отмечая огромное историческое значение К. с., Ленин назвал их фактическими ростками коммунизма, великим «…сознательным и добровольным почином рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 18). Новый подъём К. с. в ноябре-декабре 1919 был связан с борьбой с топливным кризисом в стране. В циркулярном письме ЦК РКП (б) «На борьбу с топливным кризисом» В. И. Ленин нацелил партийные организации на систематическое проведение К. с. Субботники проводились также в воинских частях, в деревнях. Наибольшего размаха движение достигло в 1920. В январе, во время «Недели фронта», тысячи рабочих трудились на К. с. в помощь фронту. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник-маёвка. В Кремле на субботнике работал В. И. Ленин. В Москве в субботнике участвовало 425 тыс. человек, в Петрограде - 165 тыс. человек, сотни тыс. человек вышли на субботник в других городах. В 1920 проводились также К. с. помощи Западному и Южному фронтам, интернациональной солидарности и помощи венгерским и французским рабочим, К. с., посвященные «Неделе крестьянина», и др. К. с. и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941-45. Ныне они проводятся для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п. Во Всесоюзном К. с., посвященном 50-летию первых К. с. (апрель 1969), во Всесоюзном К. с. в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (апрель 1970) и во Всесоюзном К. с. в честь дня рождения В. И. Ленина и 50-летия образования Союза ССР (апрель 1972) приняло участие почти всё трудоспособное население страны. Во время каждого из субботников 1970 и 1972 выработано промышленной продукции на сумму свыше 600 млн. рублей.

Лит.: Ленин В. И., Великий почин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39; У истоков коммунистического труда, М., 1959; Кукушкин Ю., Шелестов Д., Первые коммунистические субботники, М., 1959.

Ю. А. Поляков.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Коммунистические субботники" в других словарях:

    Дни бесплатной работы на общество, проводившиеся по инициативе КПСС. Первый коммунистический субботник состоялся по почину коммунистов в субботу 12.4.1919 в депо Москва Сортировочная … Большой Энциклопедический словарь

    КОММУНИСТИЧЕСКИЕ СУББОТНИКИ, дни бесплатной работы трудящихся на общество, проводились по инициативе КПСС до середины 1980 х гг. Первый К. с. состоялся по почину коммунистов в субботу 12.4.1919 в депо Москва Сортировочная. Источник: Энциклопедия… … Русская история

    В. Иванов «В. И. Ленин на субботнике в Кремле» Субботник (воскресник) сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название). В России в ранние годы Советской власти… … Википедия

    Дни бесплатной работы трудящихся на общество, проводившиеся по инициативе КПСС. Первый коммунистический субботник состоялся в субботу 12 апреля 1919 в железнодорожном депо Москва Сортировочная. * * * КОММУНИСТИЧЕСКИЕ СУББОТНИКИ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ… … Энциклопедический словарь

    Одна из форм добровольной бесплатной работы сов. трудящихся на благо общества, характеризующая их коммунистич. отношение к труду. К. с. возникли весной 1919, в напряженный период гражд. войны, в ответ на призыв В. И. Ленина улучшить работу ж. д.… … Советская историческая энциклопедия

    См. Коммунистические субботники … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник. На станции Москва-Сортировочная бескорыстными усилиями рабочих были отремонтированы 3 паровоза.

Субботник – это организованный бесплатный труд в свободное от работы время, то есть в субботу или в воскресенье. На заре Советской власти субботники возникли стихийно, но фоне революционного энтузиазма простых граждан. Субботники были абсолютно добровольными, в них участвовали коммунисты (преимущественно комсомольцы), и другие, более взрослые граждане, сочувствующие революционным идеям.

Субботники возникли в 1919 году, в период Гражданской войны, они появились после того как Ленин призвал улучшить работу железных дорог. В связи с этим 12 апреля в депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги состоялся первый субботник. Инициаторами проведения первого субботника выступили коммунистические активисты депо.

Впрочем, субботник начался не утром в субботу, а в ночь на субботу. В цех депо Москва-Сортировочная после рабочего дня вернулась группа рабочих из 15 человек, из которых 13 были коммунисты, а двое – «сочувствующие». Рабочие стали ремонтировать паровозы. Как отмечалось в протокольной записи организатора мероприятия, председателя деповской ячейки И. Е. Буракова, работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта за № 358, 4 и 7024. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде.

В 6 часов утра пролетарии собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили такую ночную работу - с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно.

10 мая 1919 года состоялся первый массовый коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В субботнике участвовало уже 205 человек. После этого события Ленин написал статью «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу “коммунистических субботников”)», она была опубликована отдельной брошюрой в июле 1919 года.

По мнению Ленина, инициатива московских железнодорожников, подхваченная на промышленных предприятиях, стала проявлением героизма трудящихся масс, которые начали практическое строительство социализма. Субботники явились выражением нового, «добровольного» подхода к труду в обстановке экономического спада и голода, которая царила в России в эти годы.

К 1920 году субботники достигли существенного масштаба. В январе уже тысячи рабочих трудились на субботниках в помощь фронту – это мероприятие называлось «Неделя фронта».

По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 года был проведён еще более массовый Всероссийский субботник. В работе на этом субботнике принимал участие сам Ленин, глава Советского государства. Он, в частности, перетаскивал бревна, что легло в основу множества произведений искусства, легенд, историй и анекдотов.

Как правило, субботники проводились по месту работы, в таких случаях граждане проводили во время субботника привычную для себя работу. Когда субботники проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, то задача заключалась в уборке территории и в выполнении строительных работ, например, ремонт зданий, штукатурка, отделка помещений, покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.

Впрочем, так называемые «строительные субботники» могли быть устроены и по месту работы. Иногда школы приглашали на субботники родителей учащихся с целью ремонта помещения.

Частота проведения субботников была непостоянной, в отдельные периоды субботники могли проводиться каждую неделю, в другие - несколько раз в год. Наиболее массовые, Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Эти субботники для советских граждан ассоциировались с окончательным приходом весны. Они также использовались для подготовки к празднованию Первомая.

Постепенно энтузиазм граждан уменьшался, и субботники стали привычной рутиной, неприятной обязанностью, которой многим хотелось избежать. Тем не менее, память о первых добровольных субботниках сохранилась в России до сих пор и многие граждане даже в наше время самостоятельно организуются для добровольной созидательной работы.

В 1957 году в честь первого коммунистического субботника был открыт музей «Великий почин» локомотивного депо «Москва-сортировочная». На территории депо сохранился паровоз серии Ов, который был отремонтирован силами рабочих в 1919 году. Он является одним из экспонатов музея.