Темы для развития человека. Развитие. Развитие в бизнесе или на работе


РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ

Будучи характеристикой объектов, с более или менее сложным строением, процесс Р. отличается определ. структурой (механизмом). Рассматриваемый с этой т. зр. он представляет собой прежде всего совокупность ряда составляющих системы, участвующих в процессе. Одни из этих составляющих играют роль образующих процесса, другие – его условий. Образующие процесса, отвечающие на вопрос "что развивается?", представляют собой исходный пункт процесса; образующие, отвечающие на вопрос "во что развивается?", – результат процесса. И те и другие являются центральными, ведущими составляющими процесса Р. Если механизм Р. уподобить совокупности разновеликих и разнонаправленных сил, то "отрезок прямой", связывающий исходный пункт и результат процесса, будет как раз итогом, суммой всех этих сил, кратчайшим расстоянием, наиболее лаконично выражающим суть происходящих в процессе Р. преобразований в объекте, и одновременно "вектором", указывающим направление этих преобразований. Условия процесса – это те его составляющие, к-рые обеспечивают превращение исходного пункта в результат. Они отличаются от т.н. конкретно-историч. условий протекания Р.; последние связаны или с внешними признаками развивающегося объекта, или с факторами, лежащими за его пределами, относящимися к его взаимодействию с "соседними" системами, и определяют конкретную форму протекания процесса.

Р. представляет собой не всякое изменение в структуре объекта, но только т.н., качественное изменение. "... Развитие заведомо не есть простой, всеобщий и вечный рост, увеличение ( уменьшение) etc." (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 251). Структура объекта характеризуется тремя моментами: количеством составляющих (в этом смысле различают структуры двучленные, трехчленные, вообще n-членные), порядком их расположения (напр., структуры линейные и кольцевые) и характером зависимости между ними (напр., структуры обратимые, где все элементы "равноправны", и необратимые, где между элементами существуют отношения "господства" и "подчинения"). Качеств. характер изменений в процессе Р. находит свое выражение в том, что Р. есть переход от структуры одного качества (характеризующейся одним количеством, порядком и характером зависимости составляющих) к структуре др. качества (характеризующейся иным количеством или порядком, или характером зависимости составляющих). Следовательно, процесс Р. не совпадает только с изменениями в числе структурных составляющих объекта (простой рост или уменьшение их числа) и потому не может быть изображен как движение от структуры с n элементами к структуре с n + 1 или с n – 1 элементом. В процессе Р. элементы структуры могут не только возникать, но и исчезать, так что в определ. границах число их может оставаться постоянным. Кроме того, качеств. изменение структуры, появление в ней новых составляющих может иметь место и без видимого увеличения числа элементов, за счет перераспределения старых элементов, изменения характера отношений между ними и т.д. Главное же, в силу системного характера развивающегося объекта, – возникновение (исчезновение) в его структуре к.-л. составляющего никогда не равно только количеств. росту (уменьшению), не означает простого прибавления (вычитания) "одного", но ведет к возникновению множества новых связей и отношений, к преобразованию старых связей и т.п., т.е. сопровождается более или менее серьезным субстанциональным или функц. преобразованием всей массы составляющих внутри системы в целом. Структура объекта в исходном пункте Р. и объекта в результате Р. суть определ. состояния развивающегося объекта, ограниченные во времени, т.е. историч. состояния. Т.о., процесс Р., взятый с т. зр. его механизма в целом, есть ряд историч. состояний объекта в их связях, переходах от одного к другому, от предшествующего к последующему.

Важнейшей характеристикой Р. является время. Р. протекает во времени. Вместе с тем понятие "ход времени" не тождественно понятию "процесс Р.". Об этом говорит как то, что в определенных границах течение времени не сопровождается качеств. изменениями в объекте, так и то, что в одни и те же промежутки времени различные объекты способны проходить в своем Р. различные "расстояния" и наоборот: для прохождения аналогичных "расстояний" различным объектам требуется различное время. Иными словами, Р. того или иного объекта является функцией не объективного хода времени как такового, но жизнедеятельности самого объекта. В отличие от явлений движения, изменения, к-рые могут вызываться действием и внешних по отношению к движущемуся объекту сил, Р. представляет собой объекта – процесс, источник к-рого заключен в самом развивающемся объекте. Процесс такого рода описан, напр., Марксом применительно к Р. денег из товара (см. "Капитал" , т. 1, 1955, с. 94). Р. возникает в результате противоречий, борьбы нового и старого, борьбы "противоречивых, в з а и м о и с к л ю ч а ю щ и х, противоположных тенденций", свойственных объектам "природы (и духа и общества в том числе)", их преодоления, превращения в новые противоречия. "Развитие есть " " противоположностей" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 358).

Процесс Р. характеризуется большим разнообразием конкретных видов и форм. Это обусловлено как общей природой развивающихся объектов (неорганической, биологической, социальной и т.п.), так и большей или меньшей сложностью их строения. В частности, Р. может приобретать форму превращения одного объекта в другой (напр., " труда из орудия превращается в машину..." – см. К. Маркс , Капитал, т. 1, с. 377), дифференциации объекта (ср. процесс дивергенции в биологии), подчинения одной системы другой и их преобразования (ср. процесс ассимиляции в социологии культуры) и т.д. и т.п. Различают две формы Р.: эволюционную и революционную (см. Эволюция и Революция). Первая Р. – это медленные, постепенные, нередко скрытые от глаз изменения в структуре объекта, их называют количеств. изменениями. Вторая форма Р. – это внезапные, резкие, скачкообразные, т.н. качеств. изменения в структуре объекта, связанные с коренными преобразованиями во всем его строении. Между этими двумя формами Р. существует сложная диалектич. связь. Эволюция подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею. В свою очередь новое качество, приобретаемое объектом, снова ведет к этапу медленных количеств. накоплений. Т.о., каждый процесс представляет собой диалектич. единство прерывного и непрерывного, и наоборот.

Р. далее характеризуется определ. направленностью. Переход от одного состояния объекта к другому не есть повторение пройденного, не есть движение по кругу, хотя исторически позднейшие этапы и включают в себя немало моментов, присущих предшествующим этапам. Р. совпадает с поступат. движением к более развитому и совершенному или с движением в противоположном направлении. В этом смысле говорят о прогрессивном и регрессивном направлениях в Р. объекта, о восходящей и нисходящей линиях его Р. (см. Прогресс , Регресс). Р. материи и сознания, взятое в целом, отличается безусловной прогрессивной направленностью, есть бесконечное движение по восходящей спирали, движение противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад, но в целом идущее от форм простых к формам сложным, от систем низших, примитивных, к системам высшим, высокоорганизованным.

Идея Р. находит свое выражение в принципе историзма и является одной из самых ведущих во всей истории философии, естествознания и обществоведения. В своем первоначальном наивном виде она была сформулирована уже в античной философии Гераклитом: "...все существует и в то же время не существует, так как все т е ч е т, все постоянно изменяется, все находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1966, с. 16). Огромный вклад в анализ Р. внесли Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант, Ломоносов, Руссо, Дидро, Фихте, Гегель, Герцен, Сен-Симон, К. Ф. Вольф, Лаплас, Коперник, Лайель, Майер, Дарвин, Менделеев, Тимирязев, Вейсман и мн. др. философы, естествоиспытатели и социологи прошлого. В истории мышления, как и в совр. науке, существует два принципиально отличных друг от друга взгляда на Р. – и диалектический (см. В. И. Ленин, Соч., т. 38, с. 358).

Своего наивысшего выражения диалектич. подход к Р. достигает в системе диалектич. материализма, где идея Р., составляя основной методологич. принцип, впервые получает свое всестороннее , а само Р. впервые анализируется как естеств. процесс, идущий на основе объективных закономерностей (см. тамже, т. 21, с. 38). Формулируя осн. законы диалектики, являющиеся законами Р., диалектич. одновременно дает и метод науч. анализа процессов Р., их воспроизведения в мышлении.

Лит.: Кушнер П. И., Очерк Р. обществ. форм, 7 изд., М., 1929; Асмус В. Ф., Очерки истории диалектики в новой философии, , М.–Л., 1930; его же, Диалектика Канта, 2 изд., М., 1930; его же, Маркс и бурж. историзм, М.–Л., 1933; Кедров Б. М., О количеств. и качеств. изменениях в природе, [М.], 1946; его же, Отрицание отрицания, Μ., 1957; его же, О соотношении форм движения материи в природе, М., 1958; Проблемы Р. в природе и обществе. [Сб. ст.], М.–Л., 1958; Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Лем Г., О переходе от старого качества к новому в обществ. Р., М., 1958; Шафф Α., Объективный характер законов истории, пер. с польск., М., 1959; Мелюхин С. Т., О диалектике Р. неорганич. природы, М., 1960; Грушин Б. Α., Очерки логики историч. исследования, М., 1961; Богомолов А. С., Идея Р. в бурж. философии 19–20 вв., М., 1962. См. также лит. при ст. Диалектика , Единство и борьба противоположностей, Переход количественных изменений в качественные , Отрицания отрицания закон, Прогресс .

Б. Грушин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ - высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.

В соответствии с признанием многообразия форм существования материи и сознания различают развитие неорганической материи (ее физической и химической форм), органической материи (ее биологической формы), социальной материи (ее общественно-экономической и политической форм) и сознания (таких его форм, как наука, мораль , идеология, правосознание, религия и др.). Вместе с тем все эти различные типы развития характеризуются рядом существенных общих моментов и признаков касающихся в первую очередь, специфики самих развивающихся объектов. Если процесс изменения схватывает любые объекты, любые их стороны, то процесс развития - далеко не всякое изменение объекта, а лишь то, которое связано с преобразованиями во внутреннем строении объекта, в его структуре, представляющей собой совокупность функционально связанных друг с другом элементов, отношений и зависимостей. Поэтому в материальном и духовном мире, где все без исключений предметы и явления пребывают в состоянии постоянного движения, изменения, о развитии можно говорить лишь применительно к объектам с тем или иным (простым или сложным) системным строением.

Будучи свойством лишь системных объектов, процесс развития сам отличается определенной структурой (механизмом). Рассматриваемый с этой точки зрения он представляет собой определенного рода связи между совокупностью составляющих системы, участвующих в процессе. Одни из этих составляющих играют роль образующих процесса, другие - его условий. Образующие процесса, отвечающие на вопрос “что развивается?”, представляют собой исходный пункт процесса, образующие, отвечающие на вопрос “во что развивается?”, - результат процесса. Если механизм развития уподобить совокупности разновеликих и разнонаправленных сил, то “отрезок прямой”, связывающий исходный пункт с результатом процесса, будет как раз итогом, суммой всех этих сил, кратчайшим расстоянием, наиболее лаконично выражающим суть происходящих в объекте преобразований, и одновременно вектором, указывающим направление этих преобразований. Условия процесса - это те составляющие объекта, которые обеспечивают превращение исходного пункта в результат, споспешествуя или препятствуя такому превращению. В качестве части механизма развития их следует отличать от т. н. конкретно-исторических условий процесса, которые связаны с внешними обстоятельствами “жизни” объекта и определяют внешнюю форму протекания развития.

Развитие представляет собой не всякое, но лишь т. н. качественное изменение в структуре объекта. Если учесть, что любая характеризуется тремя параметрами: количеством ее составляющих; порядком их расположения друг относительно друга (ср., напр., структуры линейные и кольцевые) и характером зависимостей между ними (ср., напр., структуры с различными типами отношений по линии “господство - подчинение”), то развитие будет означать переход от структуры одного качества (с одним количеством, порядком и типом зависимостей составляющих) к структуре другого качества (с иным количеством, порядком и типом зависимостей составляющих). Следовательно, процесс развития не совпадает лишь с изменением (ростом или уменьшением) числа элементов структуры объекта и потому не может быть изображен как движение от структуры с я элементами к структуре с я и я” элементами. В процессе развития элементы структуры могут не только возникать, но и исчезать, так что в определенных границах общее число их может оставаться постоянным. Кроме того, качественное изменение структуры, появление в ней новых составляющих может иметь место и без видимого увеличения их количества, напр., за счет изменения функций старых элементов, характера отношений между ними и т. д. ГЛавное же, в силу системного характера развивающегося объекта, - возникновение или исчезновение в его структуре какого-либо составляющего никогда не равно только количественному изменению, простому прибавлению или вычитанию “одного”, но ведет к возникновению множества новых связей и зависимостей, к преобразованию старых и т. д., т. е. сопровождается более или менеесерьезным субстанциональным и/или функциональным преобразованием всей массы составляющих внутри системы в целом.

Структуры объекта в исходном и результирующем пунктах развития суть определенные состояния развивающегося объекта, ограниченные во времени, т. е. исторические состояния. Стало быть, процесс развития, взятый с точки зрения его механизма в целом, есть ряд исторических состояний объекта в их переходах от одного к другому, от предшествующего к последующему. Это означает, что развитие протекает во времени. Вместе с тем оно не тождественно понятию “ход времени”. И потому, что в определенных границах течение времени может не сопровождаться качественными изменениями в объекте (ср. ситуации, когда “время остановилось”), и потому, что в одни и те же промежутки времени различные объекты могут проходить в своем развитии неодинаковые “расстояния”. Иными словами, развитие того или иного объекта является функцией не объективного хода времени как такового, но жизнедеятельности самого объекта. В отличие от движения, изменения, которые могут вызываться действием и внешних по отношению к движущемуся объекту сил, развитие представляет собой самодвижение объекта - имманентный процесс, источник которого заключен в самом развивающемся объекте. Согласно гегелевской и марксистской философии, развитие является продуктом борьбы противоположностей, борьбы новых и старых составляющих объекта и являет собой процесс преодоления, “снятия” одних противоречий и их замещения иными, новыми.

Процессы развития характеризуются большим разнообразием конкретных видов и форм. Это обусловлено как различной общей природой развивающихся объектов (напр., биологической и социальной), так и большей или меньшей сложностью их строения. В частности, развитие может приобретать форму превращения одного объекта в другой (ср. переход политической системы общества от тоталитаризма к демократии), дифференциации объекта (ср. процесс дивергенции в биологии), подчинения одного объекта другим (ср. процесс ассимиляции в истории культуры) и т. д. На предельно высоком уровне генерализации среди всех процессов развития традиционно различают две взаимосвязанные друг с другом формы: эволюцию и революцию. Первая-это медленные, постепенные, нередко скрытые от глаз изменения в структуре объекта; вторые - внезапные, резкие, скачкообразные изменения. При этом, согласно тому же традиционному пониманию вещей, эволюция нередко подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею; а , напротив, сменяется новыми эволюционными изменениями. Вместе с тем данной дихотомии вполне очевидна. Во всяком случае в нее не вписывается новейший исторических преобразований в России. В этой связи названные формы развития должны быть дополнены, по-видимому, еще одной, отмечающей качественные изменение не просто структуры объекта, но самой его глубинной природы, его сути. В жизни общества - это смена исторических цивилизаций, длительные процессы изменений, включающие в себя как эволюционные, так и революционные формы и потому не могущие быть приравнены ни к тем, ни к другим как таковым.

Наконец, всякое развитие имеет ту или иную направленность. Переход от одного состояния объекта к другому не есть бесконечное повторение пройденного, не есть движение по кругу, хотя исторически позднейшие этапы в жизни объекта, как , включают в себя немало моментов, присущих предшествующим этапам. По своему доминирующему вектору развитие может совпадать с поступательным движением к более развитому и совершенному состоянию объекта или с движением вяротивоположном направлении. В этом смысле говорят о прогрессивном и регрессивном развитии объекта, или о восходящей и нисходящей линиях его развития. Согласно господствующим в философии представлениям, развитие материи и сознания, взятое в целом, представляет собой бесконечное движение по восходящей спирали, движение хотя и противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад, но в принципе отличающееся все же скорее прогрессивной направленностью - идет от форм простых к формам сложным, от систем низших, примитивных к системам высшим, высокоорганизованным. Вместе с тем некоторые не разделяют подобных взглядов, противопоставляя им идеи исторического круговорота (А. Тойнби) или эсхатологическую картину “конца мира” (О. Хаксли). Идея развития находит свое выражение в принципе историзма и в этой связи является одной из центральных идей в истории философии, естествознания и обществоведения.


Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Порой мы бесполезно проводим свободное время, переписываясь с друзьями в социальных сетях или выкладывая в Инстаграм очередную фотку.

Вместо этого сайт предлагает вашему вниманию подборку из необычайно полезных для саморазвития сайтов.

  • - это образовательная платформа, которая предлагает всем желающим онлайн-курсы от ведущих университетов и организаций мира.
  • Универсариум - глобальный проект, предоставляющий возможность получения качественного образования от лучших российских преподавателей и ведущих университетов для миллионов российских граждан.
  • Khan Academy - бесплатный образовательный ресурс содержит коллекцию из более чем 4200 бесплатных микролекций по всевозможным дисциплинам - от литературы до космологии.
  • Udemy - ярмарка знаний, в которой на сегодняшний день зарегистрировано свыше 10 миллионов студентов со всего мира. В программу входят более 40 тысяч курсов.
  • NIWEB - платформа онлайн-обучения, которая совместно с ведущими вузами разрабатывает образовательные онлайн-продукты с целью распространения качественного образования на русском языке.
  • Университет без границ - площадка обмена актуальными академическими знаниями для русскоязычной аудитории, независимо от места проживания, географии, места работы или учебы, а также социально-экономического статуса.
  • HTML Academy - онлайн-курсы, цель которых - превратить любого желающего из новичка в профессионала веб-разработки.
  • Lumosity - сайт для развития умственных способностей. Вроде бы ничего нового, но у Lumosity есть своя особенность: приложение подбирает индивидуальную программу «тренировок» для каждого человека. Не пожалейте своего времени на этот увлекательный проект!
  • Eduson - центр онлайн-подготовки будущих бизнесменов со всего мира. Основная методика - различные курсы от ведущих профессоров и преуспевающих практиков.
  • Wikihow - сайт является результатом совместных усилий тысяч людей для создания наиболее полезного пошагового руководства в мире. Точно так же, как и Википедия (Wikipedia), WikiHow является частью wiki-сообщества, и любой человек может написать или отредактировать страницу на сайте.
  • Интернет-школа НИУ ВШЭ - курсы по предметам социально-экономического профиля, по математике, истории, русскому и английскому языкам.
  • Lingualeo - платформа для интересного и эффективного изучения английского языка, на которой зарегистрировано уже более 12 миллионов человек.
  • Memorado - бесплатное приложение для смартфонов, именуемое своими создателями не иначе как «настоящий тренажерный зал для мозгов». Игра имеет огромное количество уровней - 600, которые представлены разнообразными головоломками.
  • Duolingo - бесплатная платформа для изучения языка и краудсорсингововых переводов. Сервис разработан так, что по мере прохождения уроков пользователи параллельно помогают переводить веб-сайты, статьи и другие документы.
  • 4brain - бесплатные тренинги по развитию навыков скорочтения, устного счета, креативного мышления, ораторского мастерства, памяти и т.д.
  • Psychology Today - интернет-журнал, посвященный исключительно любимой всеми нами теме: нам самим. Тематика портала охватывает все аспекты поведения и настроения человека: психическое и эмоциональное здоровье, личный рост, отношения, секс, воспитание детей и многое другое.
  • Brainexer - сайт с большим количеством тестов и упражнений на устный счет, запоминание, внимание и мышление. Тесты бесплатны и доступны без регистрации. Несмотря на то что ресурс англоязычный, есть перевод на русский язык.

Я рассказываю каждому только его историю
Клайв Льюис, «Конь и его мальчик»

На этот раз выбрали 50 лучших сайтов и книг по саморазвитию (мы уже выкладывали подборки и ). Если вы стремитесь к лучшему в своей жизни, статья будет вам полезна. Пусть в вашу жизнь ворвется ветер перемен!

Полезные сайты и сервисы

1. TheQuestion

Сообщество людей, которые задают вопросы, и которые на них отвечают. Интересно, что нельзя отвечать двумя словами: нужны лишь развернутые ответы, поэтому в темах «обитают» эксперты. Есть такие темы, как психология, образование, мозг, теория науки, что почитать, внутренний мир и, конечно, саморазвитие.

2. Coursera

Образовательная платформа, где можно пройти курсы от ведущих учебных заведений в мире. В разделе «Личностное развитие» собраны самые разные курсы: от лидерства и ораторского искусства до китайского для начинающих и курса счастливой и полноценной жизни от индийского профессора с участием Дэна Ариэли и Михайя Чиксентмихайи.

3. TED

Отличный ресурс для расширения кругозора, приобретения нового опыта и воодушевления. На TED люди рассказывают о самых невероятных идеях и их воплощении, что вдохновляет остальных. Лекции на разных языках, но для многих работают субтитры. Есть совсем , длительностью до 6 минут, - для тех, у кого мало времени, но расти над собой хочется.

4. 750 words

Хороший сервис для тех, кто практикует технику фрирайтинга, или утренних страниц. Нужно писать по 750 слов ежедневно. Записывайте свои мысли, чувства, эмоции, мечты и идеи. Рано или поздно «поток сознания» выведет на правильный путь.

5. Психологические тесты на Psychologies

Умеете ли вы отказывать? А вы, часом, не ипохондрик? Умеете ли вы себя контролировать, как строите отношения с противоположным полом и каков ваш внутренний возраст - на сайте журнала Psychologies можно пройти тесты и все узнать. Прежде чем основательно заниматься развитием той или иной сферы, нужно знать отправную точку.

6. Журнал «Собиратель звезд»

Волшебство повсюду. Вы разве не замечаете? Если нет, притчи, сказки и мудрые мысли помогут вам увидеть красоту мира и шагнуть на ступеньку вверх. Хорошо читать, когда нужна порция вдохновения, чтобы продолжать дальше.

7. Тренер мозга Lumosity

На сайте собраны упражнения для развития памяти, внимания, скорости реакции, мышления. Для новичков будет достаточно бесплатной части курса, чтобы прокачать когнитивные навыки.

8. Универсариум

Бесплатные обучающие курсы на разные темы, в том числе по саморазвитию. Тайм-менеджмент, конфликтология, креативность, бизнес-идеи - все от ведущих преподавателей лучших университетов страны.

9. Trello

Cервис, который помогает организовать что угодно (и с кем угодно, как написано на сайте Трелло). Составляйте списки дел и идей, индивидуальные планы развития - что угодно. Оформляйте их в виде карточек, переносите на доски, которые сами же и создаете. Можно поставить «напоминалки», выделять карточки цветом и делиться списками с другими людьми.

10. RememberTheMilk

Этот сервис предназначен для тех, кто хочет применить в жизни знаменитую систему Дэвида Аллена GTD (getting thing done). Вернее, один из ее советов: не держать в голове бесконечные списки дел.

11. Google Академия

Поиск по научной литературе: книгам, журналам. Есть возможность создать собственную библиотеку.

12. Письмо самому себе

Чтобы сравнить себя настоящего и себя в будущем, отправьте себе письма: например, себе в будущее на три месяца вперед, на год, на пять и на десять лет. Напишите о том, кем вы сейчас являетесь, чего хотите достичь, о чем мечтаете и чем живете. Это полезный опыт.

13. Фоновая музыка Soundscaper

Один из центральных навыков, который стоит развивать, - умение сосредотачиваться и фокусироваться. На этом сайте вы можете подобрать звуковое сопровождение (шум леса, моря, шелест страниц и даже урчание кота), которое поможет вам остаться сосредоточенным, например, во время работы или чтения.

14. Evernote

Все свои полезные находки лучше складывать в одно место. Evernote - это сколько вам нужно блокнотов, в которых можно писать, рисовать, сохранять фото и текст, с разными названиями, тегами и поиском по записям. Можно установить расширение для браузера, которое сохраняет статью или ее часть в ваш блокнот.

15. Sleepyti.me

Здоровая личность не может быть таковой, если тело «подкачало». Чтобы сил на «саморазвивательные» подвиги всегда хватало, нужно выстроить режим сна-бодрствования. В этом поможет Sleepyti: сервис высчитает точное время, когда вы должны лечь, чтобы проснуться в заданное время, по циклам сна. Следование рекомендациям сервиса предполагает, что вы будете просыпаться по утрам свежим и отдохнувшим.

16. Slideshare

Сервис, куда загружают презентации на самые разные темы. Воспользуйтесь поиском и найдите те, что интересны и полезны для вас. Если хорошенько поискать, можно наткнуться на настоящие жемчужины.

17. Таймер Pomodoro

Один из самых простых таймеров для тех, кто работает по технике Pomodoro. Короткие 25-минутные промежутки позволяют сосредоточиться на задаче и сделать максимум в отведенное время.

18. DoNothing2Minutes

Ничего не делать 2 минуты, слушать релаксирующие звуки и смотреть на закат на море не всегда бывает так просто. Попробуйте сами. Если двинете мышкой, таймер, отсчитывающий обратное время, запустится вновь. Понравится тем, кто никак не может заставить себя отвлечься от работы.

19. Smart Progress

20. Medium

Блог-платформа, где можно найти много интересных постов от интересных людей, включая, естественно, саморазвитие. На тех, кто вам понравился, можно подписаться и получать уведомления о новых заметках.

Полезные книги по саморазвитию

1. Гормоны счастья

Революционный подход к повышению вашего уровня счастья. Эта книга покажет вам, как «перепрошить» свой мозг и активировать те гормоны, которые делают вас счастливым. Кроме того, вы узнаете, как формировать новые привычки и запускать действие «гормонов счастья», меняя нейронные пути. В этом вам помогут десятки упражнений из книги.

2. Эссенциализм

Незаменимая книга по саморазвитию. В ней есть одна важная мысль: если мы не будем расставлять приоритеты, это сделает кто-то за нас. Книга расскажет, как делать меньше, а добиваться большего при помощи философии эссенциалиста.

Ваши время и энергия бесценны, их нельзя тратить на те вещи и тех людей, которые на самом деле не важны для вас.

3. Между надо и хочу

Яркая книга, которая вдохновит вас на то, чтобы найти свое истинное призвание и следовать ему. «Надо» навязано нам окружением. «Хочу» - это то, кто мы на самом деле, во что верим и что делаем наедине с собой настоящим. «Хочу» появляется, когда мы перестаем соответствовать чужим идеалам и направляемся навстречу собственным. Только в этом случае мы раскрываем потенциал.

«Хочу» - лучший выбор, который мы можем сделать в жизни.

4. Одна привычка в неделю

52 шага на пути к новым привычкам, здоровью, отличной памяти и высокой производительности.

5. Мечтать не вредно

Легендарная книга о том, как реализовать себя в жизни. Синди Фокс была официанткой. Теперь она пилот. Питер Джонсон был водителем грузовика. Теперь он фермер. Тина Форбс была неудавшимся художником. Теперь она успешный художник. Алан Риццо был редактором. Теперь он владелец книжного магазина. Все они использовали эффективные методики Барбары Шер для того, чтобы добиться реальных изменений в своей жизни.

6. Магия утра

Успех крайне редко превышает уровень нашего личностного развития. Мы все хотим успеха уровня 10 во всех областях: здоровье, отношения, карьера, да что угодно. Я не встречал человека, который бы сказал: «Знаете, меня вполне устраивают взаимоотношения с окружающими на шестерку. Я не против ссор с близкими». Но сами остановились на уровне личностного развития на тройке или четверке.

Эта книга - об утренних ритуалах, которые дадут вам 100 очков на пути саморазвития.

7. 100 способов изменить жизнь

Концентрат более 1000 книг по саморазвитию - вот что это за книга. Сборник вдохновляющих историй о том, как изменить жизнь к лучшему, от человека, сумевшего развернуть свою собственную жизнь на 180 градусов. Вдохновение и мотивация для тех, кто работает над собой или только хочет начать и ждет «волшебную пилюлю».

8. Укрощение амигдалы

Нейрофизиолог Джон Арден показывает, как вы можете изменить свой мозг, чтобы чувствовать себя лучше, избавиться от стресса, улучшить память и настроение и добиться других положительных изменений.

9. Как привести дела в порядок

Эта методика - результат двадцатилетней работы автора. Книга о том, как стать хозяином своей жизни. Наша продуктивность прямо пропорциональна… нашей способности расслабляться. В книге вы найдете все о том, как много и хорошо работать и получать от этого удовольствие.

Как собирать и обрабатывать информацию, мгновенно выбирать нужное действие, планировать и контролировать работу, отделять главное от второстепенного, сохраняя сознание ясным, а мысли - упорядоченными.

10. Тишина

Книга одного из величайших духовных лидеров современности, которая поможет вам использовать свой самый мощный внутренний ресурс - тишину, чтобы жить осознанно и счастливо. Способность остановиться и осознать настоящий момент является частью определения счастья.

Невозможно быть счастливым в будущем. Такое понимание счастья - не предмет веры,а предмет жизненного опыта.

11. Не отвлекайте меня!

Понятный план по борьбе с отсутствием концентрации на работе, основанный на многолетнем опыте ведущего эксперта. Ведущий специалист по синдрому дефицита внимания рассматривает одну из важнейших проблем современности: неспособность сосредоточиться на работе и - как следствие - низкую продуктивность. И, конечно, дает советы по ее повышению.

12. Внимательный мозг

Первая книга, объединившая науку о мозге и древнее искусство осознанности. В этой книге известный психиатр и автор бестселлеров Дэниел Сигел рассказывает об устройстве головного мозга, природе сознания, исследует медитацию и различные практики и объединяет данные научных исследований о мозге с практикой осознанности и чувственного восприятия.

13. Память не изменяет

14. Максимальная концентрация

Книга научит концентрироваться, справляться с отвлекающими факторами и избавит от стресса, связанного с цейтнотом. Применение этих правил поможет вам полностью фокусировать своё внимание на одной задаче; значительно повысить свою продуктивность во всех сферах жизни; снизить уровень стресса даже при наличии большого списка задач или рутинной и скучной работы.

15. Что ты выберешь?

В книге - 101 возможность каждый день осознанно выбирать счастливую жизнь. Практически в каждый момент жизни мы должны принимать решения - и их общее влияние на наше будущее значительнее, чем у редких «больших» и судьбоносных решений, значимость которых принято преувеличивать. Что же выбрать?

16. Стрессоустойчивость

Ваши дни похожи один на другой и строятся по одному и тому же убийственному стрессовому сценарию: вы исступленно отвечаете на почту и звонки, одновременно пытаясь начать и закончить множество дел? И в итоге мало что успеваете, пребываете в дурном настроении, да еще получаете порцию недовольства со стороны начальника.

Профессиональный бизнес-психолог Шэрон Мельник уже более 10 лет изучает техники развития стрессоустойчивости, и эта книга излагает методику, которой успешно пользуются тысячи людей, прошедших ее тренинги.

17. На пределе

Книга-вызов для тех, кто перепробовал разные методики саморазвития. Такого еще не было. 7-дневный интенсив, который круто меняет жизнь и запомнится вам навсегда. Новый день - новые задачи. На протяжении этой недели вы будете питаться здоровой пищей. Упражняться каждый день. Отдыхать эффективно. Слушать людей вокруг вас. Работать с максимальной концентрацией. Вставать рано. Ложиться рано. Отказываться от всего ненужного.

Нам часто кажется, что мы могли бы успевать больше, работать лучше, больше заниматься спортом… Но мы этого не делаем. Эта неделя покажет вам, что вы можете гораздо больше, чем вам кажется.

18. Осознанность

Это книга об осознанной медитации, на которой основана реально работающая терапия, разработанная автором и его коллегами из Оксфордского университета. Эта методика, рекомендованная британским министерством здравоохранения, не только способствует излечению и предупреждению депрессий, но и помогает справиться с вызовами современного ритма жизни. Нужно уделять медитации лишь 10-20 минут в день.

Порой мы начинаем догадываться, что не хватает нам самих себя - нашей готовности и умения присутствовать в собственной жизни и проживать ее так, будто она действительно что-то значит.

19. Сила воли

Сила воли необходима тем, кто развивает себя как личность. Бывают сложные дни, когда идти вперед трудно. Но все равно надо. Здесь и приходит на помощь сила воли: навык, который можно тренировать при помощи приемов, которыми делится преподаватель Стэнфорда.

20. Еженедельник номера 1

Этот еженедельник - дополнение к бестселлеру «Номер 1» Игоря Манна и практикум по ней. С ним вы сможете пройти все шаги, необходимые для того, чтобы стать Номером 1: постановка цели - амбициозной, реалистичной, соответствующей вашим интересам; аудит - всесторонне оцените свои исходные данные и возможности: физические данные, личностные качества, профессиональные навыки; планирование и развитие - профессиональное и личное; самопродвижение - ведите системную работу над своим персональным брендом.

21.

Если вы задумали перемены в жизни, понадобится энергия. Эта книга покажет вам, как оставаться энергичным и продуктивным на протяжении 15–19 часов бодрствования в день. Ваши рабочие часы из загруженных и стрессовых превратятся в активные и продуктивные, а вечером вы найдете время на личные цели и амбиции, а не будете ложиться спать обессиленным, ожидая очередной тяжелый рабочий день.

22. Новые размышления о личном развитии

Эта книга - продолжение «Размышлений о личном развитии» - книги, в которой гуру бизнеса Ицхак Адизес обсуждает с читателем «личные» темы, не связанные с бизнесом. Эти заметки и эссе не результаты исследований или изложения теорий, а очерки и впечатления, возникшие благодаря исключительной открытости всего мира, данной автору по роду деятельности.

Позвольте сердцу взять верх над собой, разрешите ему говорить, чувствовать, быть - и поймете, что такое настоящий отпуск, отпуск для разума.

23. Развитие мозга

Мы все хотим преуспевать, ставить рекорды и влиять на мир, но далеко не все из нас реализуют свой потенциал полностью. Стремясь расти и развиваться как личность, мы ищем ответы вне себя - секретные формулы, чудо-средства, которые обещают дать нам мгновенный результат. Но чаще всего ответ в нас самих - мы не умеем эффективно использовать возможности своего мозга. В этой книге - полезные методики и упражнения.

Эта книга заменит собой сразу несколько изданий, посвященных развитию памяти, интеллекта, скорочтению и управлению энергией.

24. К черту все! Берись и делай

Если есть голова на плечах и достаточно задора в душе, любая цель будет по плечу. Жизнь коротка, чтобы тратить ее на вещи, которые не приносят удовольствия. Эта книга несет огромный заряд оптимизма, мудрости и веры в возможности человека.

Брэнсон предлагает «правила жизни», которые должны помочь каждому на пути к творчеству, духовному росту и самовыражению.

25. Психология

Какое саморазвитие без знания психологии? В этой книге все, что вы хотели знать о психологии, - просто, наглядно и интересно. Эта книга - совсем не скучный учебник для ВУЗа, напичканный теориями и концепциями - с доказательствами, обоснованиями и другими пугающими терминами. Наоборот! Это живое повествование, щедро приправленное фактами, примерами и иллюстрациями.

26. Триггеры

Триггер - это любой стимул, который влияет на наше поведение. При этом, сами триггеры не могут быть хорошими или плохими. Главное - наша реакция на них. Рекомендации Голдсмита и его истории, основанные на опыте работы с самыми успешными руководителями бизнеса, помогут вам преодолеть триггеры, ведущие к нежелательной реакции, научиться использовать внешние условия для достижения собственных целей и стать тем человеком, которым вы мечтаете быть.

Книга всех, кто хочет добиться положительных изменений в жизни и закрепить их надолго.

27. Ультра

Подлинная и невероятная история преображения автора из 40-летнего алкоголика в одного из лучших атлетов мира. Вдохновляет на перемены каждого. Она о том, как взять и сделать.

Эта книга - история полного физического и духовного преображения, доказывающая, что любой может стать «ультра».

28. Будь лучшей версией себя

Мегавдохновляющая книга. Дэн Вальдшмидт исследовал 1000 историй обычных людей из бизнеса, науки, политики и спорта, добившихся выдающегося успеха. Среди этих людей шеф-повар ресторана, поборовший смертельную болезнь и заработавший со временем 3 звезды Мишлен; бегуны, преодолевающие невероятные расстояния и преодолевающие себя; уволившийся медик скорой помощи, открывший успешную компанию; Валентина Терешкова, ставшая первой в истории женщиной-космонавтом в 26 лет; и многие другие. Все эти люди имели несколько общих черт, которые и выявили автор и его команда.

29. Брось себе вызов

Олимпиец и признанный эксперт по спортивной медицине и науке рассказывает о том, как достигать невозможных целей - в спорте, бизнесе и жизни. Успех - это не счастливая случайность, а результат правильного видения ситуации, планирования и подготовки.

30. Жизнь как конструктор

Вдохновляющее руководство с советами и креативными методиками известного промышленного дизайнера для создания жизни, о которой вы всегда мечтали. Пройдя через четыре этапа, вы сможете обнаружить свои скрытые способности и таланты и стать дизайнером той жизни, которую вы любите.

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога.

Обложка поста: работа замечательной Светы Землянской

Духовное развитие человека - процесс, включающий в себя намеренную эволюцию личностных качеств, которая заключается в совершенствовании внутреннего мира ради рационального взаимодействия его с внешней средой. По сути, оно становится актом интеллектуального самосовершенствования. В результате, на основе сравнения своего опыта с великими историческими достижениями в разных сферах, осмысливается собственное предназначение в этом мире, вероятность занять в нём достойное место.Духовное совершенствование - долгий и тернистый путь, полный падений и взлётов. В идеале он бесконечен. Достигнув определённых результатов, человек только приближается к истине, но не познаёт её окончательно. Любая остановка, уверенность в том, что достигнуто всё, ведёт к деградации. Развитие личности возможно лишь в направлении от простого к более сложному и постоянном улучшении достигнутого.

А как это сделать? Учиться! У тех, кто уже достиг определенных высот в своей биографии.Развитие духовности, её уровень, проверяется жизнью. Сдвиги в эволюции личности можно считать действительно позитивными только тогда, когда их с благодарностью отметит окружение человека: его близкие и коллеги. Только так происходит карьерный рост в любом из существующих дел. Духовно развитый субъект может оказывать значительное влияние на людей. Это поможет ему решать многие, неразрешимые прежде, проблемы.Обратной стороной этой вовлеченности в окружающее становится замкнутость на себе самом. Такая личность постоянно обрастает новыми знаниями и возможностями, но никак не реализует их вовне. Человек мог бы улучшить положение других людей вокруг, но не делает этого. Он только воображает, что всё в его силах. Пользы от его существования обществу – никакой. Такая духовность обычно пуста, и, в конечном итоге, приводит только к разочарованию и мыслям о напрасно потраченной жизни.

Что становится иллюзией духовного самосовершенствования

Люди задумываются над тем, как можно развить себя духовно. Популярными методами считаются:

  • чтение познавательной литературы;
  • посещение рейтинговых кинофильмов, концертов, театральных спектаклей;
  • религиозные или философские медитации;
  • отшельничество;
  • отрицание материального мира ради духовного.

Эти методы в какой-то степени правильны и позволяют поднять интеллектуальную планку на впечатляющую высоту. Вот только непосредственно к духовности каждое из этих действий и все они в целом прямого отношения не имеют. В лучшем случае они расширяют горизонты познания жизни.

Что дают книги и более-менее аналогичные им визуальные зрелища? Действительно, в них заключены знания и чувственный опыт. Но знания, не применённые в реальности, забываются быстро. Время, потраченное на их приобретение, можно считать потерянным бессмысленно.

Знать - не означает уметь. Умение, в отличие от знания, - категория чисто практическая. Это доведённая до автоматизма привычка. Она приобретается в постоянном использовании полученной информации в конкретном деле. Только так можно актуализировать знания и придать им общезначимую, духовную окраску.

То же касается и чувственного опыта. Чужой опыт, не соотносящийся с собственными ощущениями, может научить, но только абстрактно. Действовать или не действовать также, он не заставит не каждого. Для этого нужны личные переживания. Только они застревают в памяти и помогают в будущем.

Как это происходит? Основные постулаты сформулированы ещё в Библии, в нравственных наставлениях Моисея. Он подробно излагает, что не следует делать, дабы избежать осуждения общества. В более собранном виде это формулирует Кант, предлагая категорически не совершать тех поступков, которые считаешь недопустимыми по отношению к себе.

Медитация тоже не приводит к духовному развитию. Она лишь способствует концентрации биологической энергии для достижения собственной цели, не имеющей значения для окружающих. Гуманитарный фактор, являющийся одним из определяющих показателей духовности, здесь отсутствует.

Молитвы и всевозможные мантры дают возможность отвлечься от реальных проблем и перенести их решение на те или иные мифические источники. Духовный смысл им могут придать только многолюдные церемонии, объединяющие свою паству вокруг событий, одинаково ценных для всех. Например, касающихся войны и мира, жизни и смерти.

Отшельничество, как способ ухода от мира, было изначально призвано для сохранения ценностей, преследуемых современным обществом и почитаемых истинно правильными. В допетровской Руси такими были старообрядцы, в Древнем Китае - монахи отдалённых от столицы горных монастырей.
Культура отшельников, как и диких племён Южной Америки или Африки, носи оттенок даже высокой духовности, но она замкнута в пределах определённой территории и, в сущности, недоступна для других. Её значение имеет ограниченный характер на мировую цивилизацию.

Отказ от материального благополучия во имя духовного самосовершенствования - одна из крайних концепций. Аскетическое мировоззрение основано на убеждении, что только человек, раскрепощённый от постоянного поиска средств к существованию, способен свободно развивать себя.

Данную идею настойчиво пропагандируют многочисленные псевдорелигиозные секты. При этом истинной целью их становится обогащение проповедников с помощью полного ограбления своих адептов. Все сомнения в бескорыстности всевозможных духовных учителей подавляются силой.

На самом деле материальное благополучие личности нисколько не противоречит развитию её духовности. Напротив, оно только помогает этому процессу. Возможности состоятельного человека позволяют ему постоянно повышать своё образование, а также путешествовать, перенимая лучшее у других культур и цивилизаций и увеличивать, таким образом, духовный потенциал. Проблема заключается только в достижении гармонии между материальным и духовным развитием.

Что понимают под духовностью

Исчерпывающего определения духовности, способного убедить в её практической необходимости, не существует. Ясно только одно: человек, лишённый духовного потенциала, не окажет благотворного влияния ни на развитие общества, ни на счастливое определение собственной судьбы.

На что же тогда ориентироваться, чтобы выработать в себе качества, более-менее приближенные к духовному идеалу? Социологический опрос, проведённый среди студентов нескольких ведущих вузов страны, показал, что сознательный выбор у них сделан в пользу ряда жизненных установок. К главным из них относятся:

  1. всестороннее развитие личности;
  2. нравственность, обеспечивающая уважение в обществе;
  3. осмысленность своих поступков;
  4. формирование интеллектуального и духовного багажа, достаточного для продвижения карьеры;
  5. бескорыстие и преданность в дружбе;
  6. душевность в любви;
  7. равноправие в браке, где мужчина и женщина помогают и поддерживают друг друга, не нарушая душевный покой ненужными ссорами.

Молодые люди склонны вечным, признанным большинством, идеалам. Таким, например, как вера в Бога,цементирующим лучшие духовные традиции поколений. При этом само имя Господа у людей будет разным, знаменующим любую из мировых религий. Но будь это православие, ислам, иудаизм или буддизм, - понятие высшей справедливости, которую олицетворяет каждый из богов, остаётся одинаковым для представителей разной религии.

Важное место среди ценностей духовного плана занимает патриотизм. Это возвышенное чувство касается не только любви к близким и к стране, но и готовности всё это осознанно защищать в трудный час. Семья и общество должны прививать его уже с детства. Каждый ребёнок, родившись, становится гражданином, ответственным за своё отечество. Ему это нужно постоянно внедрять в сознание.

Современный человек, по мнению молодёжи, обязан постоянно совершенствоваться.

Только таким образом он сможет адекватно действовать в мире, изменяющемся с нарастающей скоростью. Наряду с получением информации, полезной для профессиональной деятельности, следует развивать и свою эмоционально-чувственную сферу, позволяющую гуманизировать, сделать более человечными, личные отношения различных людей.

Незаменимое средство для гармонизации своего внутреннего мира - общение с прекрасным. Так книги тренируют фантазию, изобразительное искусство расширяет круг визуальных представлений о жизни, подходящая погружает в сонм необычных звуков, способных создать любое настроение, которое комфортно в настоящий момент.

Многое из этого воспринимается бессознательно, на уровне затаённых инстинктов. Не всё принимается сразу. На первых этапах что-то из прочитанного, увиденного или услышанного может быть неправильно понято и отторгнуто. Только со временем, набираясь знаний и опыта, имея возможность сравнивать разные вещи, люди осознают, что для них не важно, а что необходимо, как воздух.

Зачем это нужно

Духовное развитие личности всегда даёт позитивный эффект. Каким бы оно ни представлялось второстепенным, на первый взгляд, в конечном итоге плоды его ощутимы в жизни.

В результате постоянного совершенствования внутреннего мира, оттачивания интеллекта и чувственной сферы, человек обретает способность не бояться трудностей и достигать поставленных целей, невзирая ни на какие преграды. На весы биографии у каждого из нас поставлена судьба. Обставить жизнь должным образом можно только во всеоружии, отчётливо представляя конечную цель и имея соответствующий духовный потенциал для её достижения. По-настоящему духовная личность исходит именно из этих соображений, дерзких, но правильных.

Единственными исключениями здесь становятся так называемые «злые гении», люди, направляющие свою неординарную энергию во вред другим. Последствия их деятельности в мировой истории и просто в быту ужасающи. Добро и зло, в понимании этих индивидуумов, не редко меняются местами. Справедливым выставляется насилие, страх, безбожие, дикость. Что можно противопоставить деятельности злодеев? На этот счёт существуют разные взгляды, в том числе и библейско-толстовское непротивление злу насилием. На практике, тем не менее, самым эффективным методом борьбы со злом чаще всего является грубая сила.

Слабая, невежественная натура чужда подобных противоречий. Её постоянно одолевают сомнения в своей уязвимости. Такие люди не уверены даже в возможности достижения какой-нибудь значительной цели. Она их пугает. Неудачи заставляют не искать новый вариант действия, а только оправдываться, ссылаясь на безобидные обстоятельства, которые из лености считают непреодолимыми. Существование подобных субъектов бессмысленно. Они не заслуживают уважения. Удел их - прозябание в жизни и забвение в её горьком финале.

Значение духовного возмужания для каждой личности и общества в целом переоценить очень трудно. Итогом его становится не только технический, но и социальный прогресс. Свидетельство этому – позитивное развитие мировой цивилизации, способной преодолевать всевозможные трудности, стоящие на её пути и двигаться через тернии к звёздам.

Антропогенез (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — процесс исторического формирования . Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

Теория креационизма , самая древняя из существующих, утверждает, что человек является творением сверхъестественного существа. Например, христиане верят, что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.

Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882).

Космическая теория утверждает, что человек имеет внеземное происхождение. Он — или прямой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Этапы эволюции человека

При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения.

Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2-1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

Человек умелый (Homo habilis) считается самым первым представителем человеческого рода; он жил 2,4-1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь.

В период от 500 до 200 тыс. лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному человеку (Homo sapiens). Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.

Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тыс. лет назад. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.

разумный новый (Homo sapiens sapiens), т.е. человек современного типа, появился около 130 тыс. (возможно, больше) лет назад. Ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д. Человек разумный благодаря своим способностям 15- 10 тыс. лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта человек перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.