Троица в главном соборе хабаровска. Откуда берётся зло? Откуда берется зло в людях


(с) А откуда же тогда взялось зло? 13-тый архангел возгордился и был сброшен в ад и так далее… Но ведь Бог всемогущий и он не мог не предвидеть этого! Выходит, что либо Всевышний сделал это намеренно, либо вся эта история не более, чем вымысел! А как тогда это проверить? Почему звери не бывают злыми? Хищник, поедая свою жертву, никогда не будет над ней намеренно издеваться! А вот собака бывает «кусачей», как поётся в песне. Всё очень просто. Дело в том, что собака существо очеловеченное. А именно в мире людей зло и существует. Почему? Да потому что люди всю свою жизнь посвящают намереньям. Быть одетыми и сытыми, желанными и уважаемыми, единственными и любимыми. И что происходит, когда на пути появляется препятствие? Оно порождает в человеке обиду, раздражение, ярость, ненависть, … То есть корни зла. Неудачи бывают у всех, но природа так мудро устроена, что когда волк бежит за зайцем, а тот ускользает от него, волк ищет новую добычу. Он не рвёт когти от злости. Он не считает, что должен был непременно поймать зайца, он просто действует. А почему животные поступают именно так? Да потому что ни одно из них не считает этот мир своей собственностью. Чего нельзя сказать о человеке. Люди постоянно живут так, будто им кто-то должен. Если ставят перед собой цель - значит вынь да положь! Любая преграда сразу вызывает раздражение. А уж если лакомый кусочек достался другому - избитая фраза: «Как мир несправедлив!». Проблема не в том, что мы не получаем желаемое, проблема в том, что мы чувствуем при этом. И что же нам делать? - спросите Вы. - Учиться жизни у животных?

Вовсе нет. Важно понять главную мудрость природы: Невозможно избежать всех неудач, нельзя подчинить себе мир, невыполнимо заставить всех плясать под твою дудку! Просто получай от жизни то, что она даёт и не проси большего. Этой мудрости учат нас многие религии и духовные практики. Мы не хозяева этого мира, мы его гости и составные части. Мы не можем поменять Вселенную вокруг себя, но мы можем измениться сами.

Регистрационный номер 0046817 выдан для произведения:

И сказал Господь: «Да будет свет!» И стал свет. И понял Бог, что это хорошо. (С) А откуда же тогда взялось зло? 13-тый архангел возгордился и был сброшен в ад и всё такое… Но ведь Бог всемогущий и он не мог не предвидеть этого! Выходит, что либо Всевышний сделал это намеренно, либо вся эта история не более, чем вымысел! А как тогда это проверить? Почему звери не бывают злыми? Хищник, поедая свою жертву, никогда не будет над ней намеренно издеваться! А вот собака бывает «кусачей», как поётся в песне. Всё очень просто. Дело в том, что собака существо очеловеченное. А именно в мире людей зло и существует. Почему? Да потому что люди всю свою жизнь посвящают намереньям. Быть одетыми и сытыми, желанными и уважаемыми, единственными и любимыми. И что происходит, когда на пути появляется препятствие? Оно порождает в человеке обиду, раздражение, ярость, ненависть, … То есть корни зла. Неудачи бывают у всех, но природа так мудро устроена, что когда волк бежит за зайцем, а тот ускользает от него, волк ищет новую добычу. Он не рвёт когти от злости. Он не считает, что должен был непременно поймать зайца, он просто действует. А почему животные поступают именно так? Да потому что ни одно из них не считает этот мир своей собственностью. Чего нельзя сказать о человеке. Люди постоянно живут так, будто им кто-то должен. Если ставят перед собой цель - значит вынь да полож! Любая преграда сразу вызывает раздражение. А уж если лакомый кусочек достался другому - избитая фраза: «Как мир несправедлив!». Проблема не в том, что мы не получаем желаемое, проблема в том, что мы чувствуем при этом. И что же нам делать? - спросите Вы. - Учиться жизни у животных?

Вовсе нет. Важно понять главную мудрость природы: Невозможно избежать всех неудач, нельзя подчинить себе мир, невыполнимо заставить всех плясать под твою дудку! Просто получай от жизни то, что можешь взять и не проси большего. Этой мудрости учат нас многие религии и духовные практики. Мы не хозяева этого мира, мы его гости. Мы не можем поменять Вселенную вокруг себя, но мы можем измениться сами.

И чем больше мы будем находиться в гармонии со своим внутренним и с окружающим миром, тем меньше будем порождать зла в себе и вокруг.

Сформулировал эту проблему в словах, до сих пор не утративших своей силы и актуальности: “Либо Господь хочет искоренить зло, но не может этого [сделать]. Либо Он может это [сделать], но не хочет. Либо же Он и не может и не хочет этого. Если Он хочет, но не может, значит, Он бессилен, а это противоречит Его природе. Если Он может, но не хочет, то Он зол, что тоже противоречит Его природе. Если же Он и не хочет и не может, Он одновременно зол и слаб и, таким образом, не может быть Богом. Но если Он это хочет и может, что единственно соответствует тому, чем Он является, то откуда берется зло и почему Он его не искоренит?” .

Философы, желавшие дать объяснение, каким образом Бог управляет миром, делали упор на двух аргументах. Во-первых, Бог не творец зла. Он не наделен злом по той простой причине, что зло не существует как самостоятельная реальность. Зло не стоит в ряду прочих сотворенных вещей. Оно есть отрицание, отсутствие, потеря того, что должна бы иметь реальность, чтобы всецело быть таковой. Во-вторых, Бог попускает зло как неизбежное условие для существования в сотворенной вселенной большего блага. С одной стороны, Бог попускает зло физическое (страдание, различные бедствия, катастрофы и разрушения), потому что оно неизбежно в такой сотворенной вселенной, которая несовершенна и состоит из множества существ, чье личное благо не может все время совпадать с благом других, но само существование этой вселенной и ее всеобщая гармония одерживают верх над злом, которое вселенная в себя включает. С другой стороны, Бог попускает зло нравственное ради сохранения свободы, которой Он наделил разумные создания.

Такое рассуждение представляется справедливым и единственно возможным, если смотреть на него исключительно с рациональной точки зрения, не учитывая того, что Бог открыл нам по поводу Своего замысла о человеке и вселенной. Но с точки зрения, более приближенной к философии, Божественное откровение предоставляет нам видение динамичное, историческое, которое раскрывает перед нами несравненно более широкие горизонты.

Чисто естественная вселенная, которую Бог не изменяет, внося в нее Свои нетварные энергии, с неизбежностью заключает в себе страдание и смерть. Это единственное, что может постигнуть человеческий разум, опираясь лишь на свои силы.

Между тем, Бог открыл нам посредством Своего Слова, что Он не создал мир, чтобы тот всего лишь оставался заключенным в рамках природы. Она существует только для того, чтобы быть преображенной через даруемое ей приобщение к нетварным энергиям Божества и засиять Божественной славой. Целью творческого деяния Бога является преображенный мир, в котором больше не будет ни бедствий, ни страдания, ни смерти, но где Бог будет Всем во всём. Это будет окончательное состояние вселенной, завершение Божиего замысла, описываемое в 21-й главе Апокалипсиса: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я <…> увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое ().

Но почему же Бог изначально не создал вселенную в таком окончательном, обоженном состоянии, в котором отсутствуют все формы зла?

Ответ заключается в том, что обожение творений, наделенных разумом, - ангелов и людей, через посредство которых Божественная слава воссияет и на созданиях, не обладающих разумом, - есть союз любви, взаимопроникновение нетварной Божественной воли и тварных воль в личной взаимной любви.

Это предполагает свободный ответ со стороны творений - ангелов и людей, согласование их свободы с благодатью Божией. Для того, чтобы обожение творений совершилось, чтобы оно действительно стало всеобщим единением во взаимной любви, надо, чтобы это творение смогло свободно предать себя любви или отказаться от нее.

Современное состояние мира - временное; по Божественному замыслу, оно представляет пространство, в котором человеческая свобода может проявляться в форме выбора между Богом и эгоизмом, самодостаточностью и человеческой тварностью.

Это нынешнее состояние творения может быть конкретно охарактеризовано по двум параметрам. С одной стороны, материальный и животный мир подвержен тому, что Отцы называют тлением, то есть страданию и смерти. Этот мир еще не преображен Божественными энергиями, поскольку не преображен человек, и находится в промежуточном состоянии, которое завершится со Вторым пришествием. Это состояние - не только следствие греха разумных созданий: до создания Адама и до его прегрешения вещественный мир не был преображен. Но очевидно, что грех ангелов, а затем наших прародителей и всех их потомков усилил это тленное состояние вещественного и животного мира. С другой стороны, творения, наделенные свободой (конкретно - часть ангелов, последовавших за Люцифером, и все люди - по наущению диавола и вслед за своим праотцем Адамом) воспользовались своей свободой себе во вред и согрешили, удаляя, таким образом, себя от Бога - источника жизни.

Падшие ангелы в силу своей природы бесповоротно утвердились в ненависти к Богу и Его замыслу любви - и стали демонами.

Человек, - образ Божий, которого Создатель не предназначил для смерти и страдания и который смог бы избежать их, сохрани он единение своей воли и Божией, - отделился от Бога и, таким образом, стал наравне с животными, сделавшись, как и они, тленным, подверженным страданию и смерти. Об этом нам повествует 3-я глава книги Бытия: Жене [Бог] сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни ().

А во 2-й главе Книги Премудрости Соломона мы читаем: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть ().

И апостол Павел также говорит в 5-й главе Послания к Римлянам: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ().

Итак, состояние страдания и смерти, которому подвержен человек, есть следствие греха. Это не означает, что всякая болезнь, настигающая человека, вызвана его личными грехами - она является следствием причастности всего человеческого рода к падшей природе. А всякая индивидуальная ошибка, вместо того, чтобы затронуть только совершившего ее, вызывает, в некотором роде, всеобщий резонанс. Французский писатель Леон Блуа выразил это со всей гениальностью поэта и пророка: “Наша свобода находится во взаимозависимости с мировым равновесием… Всякий человек, совершающий добровольный поступок, проецирует свою личность в бесконечность. Если он от нечистого сердца дает нищему грош, то этот грош прожигает руку нищего, падает, пронзает землю, проходит сквозь планеты, пересекает небесный свод и создает угрозу во вселенной. Если человек совершает нечистый поступок, то, возможно, омрачает этим тысячи сердец, которых он не знает и которые таинственным образом соотносятся с ним и нуждаются в чистоте этого человека, подобно тому как, по слову Евангелия, умирающий от жажды путник нуждается в чаше воды. Акт милосердия, душевное движение истинного сострадания воспевают ему Божественную хвалу со времен Адама до скончания века; он врачует больных, утешает отчаявшихся, усмиряет бури, вызволяет пленных, обращает верных и защищает человеческий род.

Вся христианская философия зиждется на неописуемой важности свободы воли и на понятии всеобъемлющей и нерушимой солидарности”.

Конечно, каждый отвечает за себя лично. Но всякий персональный поступок влечет увеличение в мире добра или зла.

Как пояснял священномученик , болезнь и смерть суть не беззаконные кары, наложенные Богом на виновного человека, но логическое следствие, органично вытекающее из греха: “Единение с Богом - это жизнь, свет и пользование благами, исходящими от Него. Напротив, всем тем, кто добровольно отделяет себя от Него, Он [в качестве наказания] налагает отделение, которое они сами избрали. Итак, отпадение от Бога есть смерть, отделение от света есть мрак, отпадение от Бога есть потеря всех благ, исходящих от Него. Те же, кто из-за своего отпадения потеряли то, о чем мы только что сказали, будучи лишенными всех благ, подвергаются всяческим наказаниям: дело не в том, что Бог опережает время, чтобы их покарать, но преследующее их наказание заключается уже в том, что они лишены всех благ” .

Что касается творений, не обладающих разумом, то их тленное состояние - такое, каково оно в настоящий момент, - неоспоримо связано с грехом ангела и человека. Ангелы же, безусловно, имеют связь с материальным миром. Дж. Г. Ньюмен, хорошо знавший богословие Отцов Церкви и одновременно обладавший обостренным чувством реальности невидимого мира, видел в ангелах “не только посланников, используемых Создателем для общения с людьми”, но и служителей, поддерживающих порядок в видимом мире. “Я полагал, - говорит Ньюмен, - что ангелы имеют реальные причины движения, излучения света, жизни, в тех основополагающих принципах материальной вселенной, которые, когда их наличие для нас вполне очевидно, заставляют задуматься над понятием причины и следствия, а также над тем, что называют законами природы”. В беседе на праздник архангела Михаила Ньюмен говорит об ангелах: “Каждое движение воздуха, каждый луч света и тепла, каждое явление красоты - это, если можно так сказать, бахрома их одежд, складки платья тех, кто созерцает Бога лицом к лицу…”.

Если такова роль ангелов по отношению к тварному миру и самим его законам, то нам становится ясно, что падение князя мира сего с ангелами его могло внести в мир большие потрясения. Иногда я спрашиваю себя, не существует ли связи между этим отпадением и порочными, дьявольскими свойствами некоторых насекомых, вирусов и других творений, которые, тем не менее, не являются в своей сущности плохими и не грешат сами по себе.

Как бы оно ни было, очевидно, что сатана переделал безобидные создания в орудия искушения для человека, а тот, используя их для удовлетворения своего эгоизма и жажды наслаждений, овладел ими, еще более усугубляя тление, характеризующее его нынешнее состояние. Это противоречит скрытому динамизму, оживляющему всякое творение, ибо, по слову апостола Павла, тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ().

Таким образом, зло, от которого мы страдаем здесь, на земле, есть последствие греха. И не Бог его творец. Он не смог бы искоренить зло, не отнимая при этом у нас свободы выбора, а это наше наиболее ценное благо и условие нашего обожения.

Можно ли говорить, что это зло неподвластно Богу и Его провидению? Однозначно, нет. Тем видам зла, которые Бог не хочет, Он кладет пределы и обращает их на службу действительному благу людей, соразмеряя Свою благодатную помощь с тяжестью испытания. Так, апостол Павел писал к коринфянам: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (). А в одном, по крайней мере, варианте текста Послания к Римлянам значится:Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу ().

Поэтому только в этом смысле страдания и испытания, выпадающие на нашу долю, могут быть расценены как исходящие от Бога, ниспосланные Им, и должны быть принимаемы с доверительной непринужденностью. Страдания, попущенные Богом, отпущенные Им в той же мере, что и силы для их преодоления, и ниспосылаемые для нашего же блага, по выражению святителя , суть не настоящее зло, они не более, чем болезненные процедуры, назначаемые врачом.

Настоящее зло - это только совершаемый нами грех. “Зло? Это слово двусмысленно, и я хочу объяснить вам два его значения из опасения, как бы вы, спутав из-за двузначности этого выражения природу вещей, не дошли до богохульства.

Зло, настоящее зло - это блуд, прелюбодеяние, скупость и все прочие бесчисленные грехи, которые заслуживают осуждения и самых суровых кар. Во-вторых, зло - в несобственном смысле слова - это голод, язва, смерть, болезнь и все прочие бедствия в том же духе. Но на самом деле это не является реальным злом, всем этим явлениям лишь придается такое название. Так почему же это не зло? Если бы они были злом, они не являлись бы для нас причиной стольких благ - а они уменьшают гордость, освобождают [нас] от безразличия, вкладывают [в нас] силу, оживляют внимание и усердие. Когда Он убивал их , - говорит пророк Давид, - они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу (). Итак, здесь идет речь о зле исправляющем, делающем нас одновременно более чистыми и усердными, о зле, преподающем нам Божественную философию, а вовсе не о том, что заслуживает хулы и осуждения. Последнее, конечно, не сотворено Богом, но проистекает от нашей собственной воли, которую первое стремится отсечь. Если Писание под именем зла разумеет нашу скорбь, которая вызвана страданием, то это не означает, что скорбь с неизбежностью является злом: таковым она является только по мнению людей. В действительности зло - это не только кража и прелюбодеяние, это также несчастье, именуемое злом в нашем языке, и именно с этим употреблением сообразуется священный автор. Это подразумевает Пророк, когда говорит: Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? (). Пророк Исаия, говоря от лица Господа, произнес то же самое: Я, [Господь] <…> делаю мир и произвожу бедствия () ; бедствия означают несчастья. Это тот же самый род зла, на который указывает в Евангелии Христос, выражая Свою скорбь и страдание следующим образом: довольно для каждого дня своей заботы (). Очевидно, что под этим Христос разумеет те тяготы и страдания, которым Он нас подвергает, и которые, я повторяю, в наибольшей степени выявляют Его провидение и доброту.

Врач заслуживает похвал, не только когда он выводит своего больного в сад или на луг, когда он позволяет ему наслаждаться баней, но также - и особенно - тогда, когда он обязывает больного голодать, когда он томит его голодом и жаждой, когда он укладывает его в постель и делает его местонахождение тюрьмой, когда он лишает его света и окружает плотными шторами, когда он вторгается в его тело железом и огнем, когда он дает ему горькие напитки, - ибо он все равно остается врачом. Так вот, если столькие мучения, которым он нас подвергает, не препятствуют ему продолжать носить имя врача, не возмущается ли [наш] разум при виде того, как богохульствуют против Бога, как больше не признают благодеяний Его всеобщего Промысла - в то время, как Он предписывает нам подобные несчастья: голод, например, и даже смерть? А между тем, Бог - единственный истинный Врач душ и телес. Часто, когда Он замечает, что наша природа находит удовольствие в процветании и кичится этим, и допускает порочной гордости одержать над собой верх, Он использует нужду, голод, смерть, все прочие страдания в качестве известных Ему средств, чтобы освободить нашу природу от болезни, ее пожирающей” .

Но Бог не довольствовался тем, что подчинил Своему Божественному руководству испытания и страдания, выпадающие на нашу долю. Он не ограничился тем, что Своим Промыслом контролирует их и, таким образом, ставит их на службу нашему спасению.

Кроме всего этого, Отец послал Сына, чтобы Тот взял на Себя нашу природу со всеми последствиями греха, со страданиями и смертью. И Господь Иисус Христос, будучи Богом и человеком, сумел, приняв их на Себя, кардинально изменить их смысл. Страдание и смерть были следствием и признаком отпадения человека от Бога в результате содеянного греха. И вот, принятые Христом во исполнение воли Отца и из любви к людям - не исключая и собственных палачей, - они стали знаком и выражением Его сыновней любви к Отцу и Его Божественного человеколюбия. И тем самым Он победил страдание и смерть. А посылая Своего Духа в наши сердца, Он также и нам предоставил возможность сделать наши страдания и смерть наиболее благоприятным условием для нашего отказа от всякого эгоизма, для нашей любви к Богу и ко всем людям, нашего прощения всех врагов и противников.

Христос пришел не упразднить страдание и зло, присутствующее на земле, но Своей смертью и Воскресением дал нам возможность побеждать смерть смертью в ожидании дня Его Второго пришествия во славе, когда смерть будет уже окончательно поглощена победой.

Как написал современный толкователь книги Иова, “для того, чтобы принять загадку страдания, необходимо определенное состояние души, без которого самые красивые рассуждения не имели бы на нас воздействия или, по крайней мере, не успокаивали бы нас совершенно. Такое душевное расположение подобно покорности ребенка, признающего, что любую вещь и, в частности, свое бытие, он не знает до конца, смиряющегося в результате с тем, что он сотворен, и отныне не удивляющегося тому, что он вовлечен в события, участников которых знает лишь Виновник его бытия. Единственно тому удается переносить страдания в мире, кто прекращает пытаться понять жизнь в ее наиболее сокровенной глубине и прибегает, вопреки всему, к мысли, что эта жизнь, порой столь жестоко разбиваемая [несча­стьями], тем не менее есть произведение всемогущего и бесконечно благого Бога. Итак, возвращаясь еще раз [к загадке страдания], [скажем], что все прочие ответы, кроме согласующихся с последним, не имеют никакой ценности” .

Для христианина покорность путям Бога, Его образу руководства нашей жизнью облекается в очень конкретную форму - принятия Креста как орудия спасения, принятия Креста Христова и креста нашего, объединенного с Господним. Читая Евангелие, мы видим, сколь сложно было Христу убедить апостолов в необходимости Крестного страдания. Та же проблема и с нами. Недостаточно верить чисто теоретически, что Христос совершил спасение через Крест. Нам необходимо также, обратя взор к нашему сердцу, просвещенному Святым Духом, совершенно конкретно, реально понять, что для каждого из нас Крест, претерпеваемые страдания суть единственная дорога к Воскресению, что сам Крест заключает в себе силу Воскресения.

В беседе с преподобным , передаваемой в Добротолюбии, преподобный Максим Кавсокаливит говорит, что когда Святой Дух исполняет дух человека, тот начинает видеть окружающие вещи совершенно иначе, чем их обычно видят люди. Так не является ли христианин, по преимуществу, человеком, который, будучи просвещен Святым Духом, видит в страдании, смерти, во всем, что возлагает на нас крест, нечто совершенно иное, нежели простой человек - а именно, славу Воскресения?

И сказал Господь: «Да будет свет!» И стал свет. И понял Бог, что это хорошо. (с) А откуда же тогда взялось зло? 13-тый архангел возгордился и был сброшен в ад и так далее… Но ведь Бог всемогущий и он не мог не предвидеть этого! Выходит, что либо Всевышний сделал это намеренно, либо вся эта история не более, чем вымысел! А как тогда это проверить? Почему звери не бывают злыми? Хищник, поедая свою жертву, никогда не будет над ней намеренно издеваться! А вот собака бывает «кусачей», как поётся в песне. Всё очень просто. Дело в том, что собака существо очеловеченное. А именно в мире людей зло и существует. Почему? Да потому что люди всю свою жизнь посвящают намереньям. Быть одетыми и сытыми, желанными и уважаемыми, единственными и любимыми. И что происходит, когда на пути появляется препятствие? Оно порождает в человеке обиду, раздражение, ярость, ненависть, … То есть корни зла. Неудачи бывают у всех, но природа так мудро устроена, что когда волк бежит за зайцем, а тот ускользает от него, волк ищет новую добычу. Он не рвёт когти от злости. Он не считает, что должен был непременно поймать зайца, он просто действует. А почему животные поступают именно так? Да потому что ни одно из них не считает этот мир своей собственностью. Чего нельзя сказать о человеке. Люди постоянно живут так, будто им кто-то должен. Если ставят перед собой цель – значит вынь да положь! Любая преграда сразу вызывает раздражение. А уж если лакомый кусочек достался другому – избитая фраза: «Как мир несправедлив!». Проблема не в том, что мы не получаем желаемое, проблема в том, что мы чувствуем при этом. И что же нам делать? – спросите Вы. - Учиться жизни у животных?
- Вовсе нет. Важно понять главную мудрость природы: Невозможно избежать всех неудач, нельзя подчинить себе мир, невыполнимо заставить всех плясать под твою дудку! Просто получай от жизни то, что она даёт и не проси большего. Этой мудрости учат нас многие религии и духовные практики. Мы не хозяева этого мира, мы его гости и составные части. Мы не можем поменять Вселенную вокруг себя, но мы можем измениться сами.
И чем больше мы будем находиться в гармонии со своим внутренним и с окружающим миром, тем меньше будем порождать зла в себе и вокруг.

Рецензии

Плохо-же вы знаете природу.Волк,ворвавшись в овчарню режет ВСЕХ овец,просто из-за куража.Многие животные ПОЖИРАЮТ своих детенышей,если те не успели убежать.Многие хищники умерщвляют и сжирают своих сородичей.
Но самый кровожадный,злой и подлый несомненно человек.Ну уж таким его сделал бог.По образу и подобию своему.

Был бы Бог злым, не послал бы сына своего нам во спасение! Люди ушли от Бога, от этого все беды! Волк убивает овец исключительно инстинктивно, чувство куража животным не знакомо. Поедают своих детёнышей они тоже по задумке природы: чтобы небыло перенаселения. Дикие звери уничтожают своих сородичей исключительно по зову инстинкта, видимо по той же причине. Природа устроена гармонично. А зло порождается исключительно невежеством и эгоизмом! Только непрозревший взгляд видит зло в корне мира!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Я точно не помню как по тексту, но вот что давно интересует: если до Бога ничего не было и был только Бог, то откуда взялось зло??

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Бог не сотворил зла. Мир, вышедший из рук Творца, был совершенным. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). Зло по своей природе есть ничто иное, как нарушение Божественного порядка и гармонии. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям – ангелам и человеку. Сначала от воли Бога по гордости отпала часть ангелов. Они превратились в демонов. Их поврежденная природа стала постоянным источником зла. Потом не устоял в добре и человек. Открыто нарушив данную ему заповедь, он воспротивился воле Творца. Лишившись благодатной связи с носителем Жизни, человек потерял свое первозданное совершенство. Природа его повредилась. Зародился грех и проник в мир. Горькими плодами его стали болезнь, страдания и смерть. Человек уже не вполне свободен (Рим.7:15-21), а раб греха. Чтобы спасти людей совершилось Боговоплощение. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин.3:8). Своей крестной смертью и Воскресением Иисус Христос духовно и нравственно победил зло, которое уже не имеет над человеком полной власти. Но реально зло остается, пока сохраняется нынешний мир. От каждого требуется борьба с грехом (прежде всего в себе). С помощью благодати Божьей эта борьба каждому может принести победу. Окончательно зло будет побеждено в конце времен Иисусом Христом. «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор.15:25-26).

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их: и стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их.
И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма.
И был вечер, и было утро: день шестый.

Согласно методологии «Становление воителя», Священное писание и социум являются средствами контроля. Рассматривая контроль как объективную неизбежность, методология формулирует оптимальную стратегию подконтрольного поведения. Методология отвечает на вопросы, как наилучшим образом вести себя в условиях внешнего управления, каким образом, будучи подконтрольным, достигать собственных целей, не вступая в конфликт с окружением.

Методология «Становление воителя» имеет ряд особенностей. В условиях подконтрольности обеспечение равных прав и возможностей представляется первостепенной задачей. Методология не оперирует понятиями «добро» и «зло», а также ассоциированными с ними понятиями. По нашему мнению, данные оценочные понятия не могут служить надежными критериями при анализе социальных действий, поскольку допускают относительность в суждениях, например: «добро для одних оборачивается злом для других» и т.п. При этом методология предполагает хорошее знакомство с этими понятиями и ситуацией вокруг них, для чего и написана настоящая статья.

О добре и зле знает каждый человек, и рассуждают все без исключения, причем постоянно. Разговоры о политике, справедливости, экономике, нравственности, воровском общаке – это в конечном итоге рассуждения вокруг данных категорий. У каждого есть свое мнение, аргументация оправдания своего поведения. Все мы считаем себя экспертами в вопросах квалификации добра и зла. Речь идет не об относительности добра и зла. У нас есть Библия и Новый Завет, которые в случае крайней необходимости смогут послужить эталоном. Кстати, в главном большинство религий сходятся. Перечень основных добродетелей и грехов одной религии мало отличается от такого же перечня другой религии. Это относится как к древним, так называемым «мертвым» религиям, так и к более поздним «живым» религиям. Короче, без суждений о добре и зле мы не можем ступить и шагу. Почему такое происходит? На наш взгляд, все дело в интриге творения, которой посвящена эта работа.

Никто не станет возражать, что понимание о добре и зле приходит к нам из религии. Именно она постоянно напоминает нам о наставлениях Творца, о рае и аде, осуждает грехопадение. Религиозное мировоззрение неискоренимо сидит во всех без исключения людях. На нем даже убежденный атеист выстраивает свое отрицание Бога.

Допустим, человеку безразлично, попадет ли он в рай или в ад. Можно отказаться от традиционной парадигмы добра и зла и как бы встать вровень с Творцом и Дьяволом, что абсолютная свобода не запрещает. Куда они поместят такого человека, выведут его из игры? Творец создал человека и предполагает взамен получить его любовь. Дьявол принимает в свои распростертые объятья все тех, кто не любит Творца. Но если человек не выказывает раболепной любви Творцу и при этом не хочет служить Дьяволу? Возможно ли жить не в грехе без Бога: если проявлять любовь к ближнему, не делая при этом следующего шага – обращения своей любви к Богу?

По всей вероятности, знаток Библии и Нового Завета скажет, что без приобщения к Богу нельзя познать слово Божие. Иными словами, только через Бога можно прийти к истинной любви.

Но слово Божие – это всего лишь книга, а не магический канал общения с Творцом. К тому же, как известно, Творец довел до нас далеко не все свои замыслы и истины. И все же слово Божие неотступно следует за нами. Чтобы мы ни делали, как бы ни думали, уйти от вездесущего контроля за нашим поведением нельзя.

Добро и зло – это инструкции, что можно делать, а чего нельзя. Все знают, как себя вести, у всех в мозгу имеются установки на определенную линию поведения. Хотим мы того или нет, эти установки будут добавлены в наше мировоззрение, потому что от них никуда не деться – весь социум неустанно воспроизводит их на всех своих уровнях, во всех своих слоях.

Наш мир непротиворечив в том смысле, что не разваливается у нас на глазах, не превращается в хаос. Значит, в нем действуют закономерности, управляющие ходом мировых процессов. Открытые в физике законы претендуют на описание этих закономерностей. А это в свою очередь означает, что физические законы должны согласовываться с рисуемой нами картиной мира. Иными словами, картина мира должна интерпретировать законы, и наоборот.

Религиозную картину мира согласовать с физическими законами довольно просто.

Материальный мир не возник сам собой, его сотворил нематериальный Творец – и это соответствует Закону сохранения энергии (1-му Закону термодинамики), согласно которому материя не возникает сама по себе из ничего. При этом 1-й Закон фиксирует отсутствие возникновения материи (энергии) из ничего в настоящее время, что также соответствует библейскому утверждению, что «в 6 дней завершил Бог дела свои и почил», – то есть, что с той поры Бог уже не творит новой материи. Упомянутое же в Библии «проклятие», наложенное Богом на материальный мир, как раз соответствует действию 2-го Закона термодинамики. Данный закон термодинамики можно уподобить силам зла, т.е. Дьяволу. Творец и Дьявол создают в мире равновесие.

Энергия ниоткуда не приходит, никуда не уходит – она вечно присутствует и всегда превращается в различные формы. Добро – это энергия сама по себе. Творец – это создатель устойчивых совершенных форм, устроитель порядка. Зло – это разрушение устойчивых форм превращения энергии. Творец «играет» с энергией, создавая все более совершенные формы. Но Творец не может (или не хочет) разрушать свои создания. Чтобы расчищать себе путь к новым формам, он использует зло, которое разрушает его предыдущие творения. Поэтому нельзя говорить об абсолютной деструктивности зла. Оно как бы «убирает» за Творцом, расчищает ему дальнейший путь.

Если вспомнить известную формулу А. Эйнштейна Е=mc2, где энергия связана с массой, с материальностью, с той грубой материей, которую мы можем ощущать, то мы поймем, что второй закон термодинамики, констатирующий, что существует процесс омертвления энергии мира, говорит также и об исчезновении наблюдаемой и измеряемой массы. И выражение «дематериализация мира» получает физический смысл: «живой» массы в мире становится меньше.

Энергия (E) пропорциональна массе. Чем больше масса, тем больше энергии. И наоборот. Поскольку фоновая, рассеянная энергия постоянно увеличивается, то количество «живой» энергии, способной совершать работу, нагревать тела или совершать какие-то другие процессы, в силу закона сохранения энергии, соответственно, уменьшается. А раз так, то и масса, которая сопряжена с этой энергией, становится меньше. Это действительно результат катастрофического явления проклятия Земли.

Можно ли уменьшить энтропию? Если люди оставляют свои злые дела и начинают идти к Богу, энтропия уменьшается?

Религиозный человек ответит на эти вопросы так. Если бы даже то освящение стихий земных и плодов земных, которое происходит каждый год, действительно всем сердцем воспринималось людьми, если бы благодать крещения не утрачивалась и после причастия люди бы старались ее сохранить, а значит воздерживались бы от греха, это уже способствовало бы уменьшению хаоса. А если представить себе такую идеальную ситуацию, что все человечество вдруг обратилось бы к Творцу, который способен превзойти все природные законы, – на земле наступил бы рай. Но это утопия. Почему утопия? Потому что силы зла не подвластны Творцу, и они не дремлют.

Не будь Библии, возможно перед человеком никогда бы не встала дилемма добра и зла. Но Библия знакомит нас с противоречием, и мы предпринимаем попытки его понять. Нас как бы запрограммировали на то, в каком направлении думать, и мы усердно идем в этом направлении, придумывая всякие теории, объясняющие, почему мы идем по указанному нам пути. Таким образом, понимание диалектики пришло к нам от Творца, в чем нет ничего удивительного, ибо все законы мироздания появились по замыслу Творца. Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития. Мы даем определение, что диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу». Такое определение вполне согласуется со Священным писанием, а научная картина мира согласуется с религиозной картиной. Иначе и не могло быть. Контроль накладывается на нас с момента рождения, мы не мыслим вне его рамок, и поэтому действуем предсказуемо. Это называется закономерностью. Закономерность предусматривает изначальный контроль объекта. Если бы это было не так, в стане человеческом наступила бы смута, чего не наблюдается.

Откуда взялось зло?

Откуда взялось зло? Как же всесильный и благой Господь допустил в нашем мире зло?

Августин высказывает еретическую мысль (правда, только в раннем трактате):

«Бог не только управляет всем в порядке, но даже и сам управляется порядком» (De ordine I, 10).

Происхождение зла является одной из центральных проблем во многих религиях – в буддизме, исламе, христианстве. Так например, согласно христианской религии, Бог – творец мира. Если он добр, возникает вопрос – откуда возникло в этом мире Зло. Это противоречие в средневековье было одной из причин возникновения сект, выступавших против официальной церкви.

Согласно некоторым религиозным концепциям, материальный мир по своей природе есть продукт злого духа, а человеческое тело, как его часть, также есть зло и достойно презрения. Соединение тела и души для последней не благодеяние, а, напротив, наказание, оковы. А если так, то Христос не мог воплотиться в человека. Из этих принципов следовало отрицание необходимости церкви. В противовес этой теории выдвигалось следующее схоластическое умозаключение: «Раз реальность зла в мире несовместима с бытием Бога, а Бог есть, – значит, зла «на самом деле» нет, и кажущееся зло должно быть так «объяснено», чтобы оно оказалось на самом деле не злом, а прямым обнаружением благости и мудрости Бога».

Христианство и иудаизм говорят о том, что зло (дьявол) возникло вследствие бунта против Бога одного из ангелов. То есть зло возникло после начала сотворения мира, а его носитель, дьявол, был изначально порожден Богом как ангел, но затем пошел против Бога.

Правда, не совсем ясно, почему Бог сразу же не пресек этот бунт, почему другие ангелы позволили дьяволу набрать такую силу. Неясно также, было ли запланировано появление зла еще в начале Творения, или же это непредвиденная ситуация, трагическая случайность.

Посмотрим, что говорит о происхождении зла зороастризм, первая религия, сказавшая о противостоянии добра и зла.

Современный ортодоксальный зороастризм придерживается точки зрения, что зло (дьявол) в качестве непроявленной, потенциальной возможности разрушения существовало еще до начала Творения мира. И как только мир стал воплощаться, дьявол вторгся в мир и начал его разрушать.

Но тогда возникает вопрос, не является ли в этом случае зло первоосновой, соизмеримой с Богом, ведь его появление никак не связано с началом Творения, с существованием мира. Вторжение зла в мир в этом случае объявляется неизбежным, никак не связанным с волей Творца. Получается, что зло представляет собой некий абсолютно самостоятельный принцип, некую ни от кого не зависящую силу.

Несколько другой позиции придерживается зерванизм, эзотерическое направление зороастризма.

Бог еще до начала сотворения мира решил положить в основу мира принцип свободы всех своих творений. Он вовсе не хотел сделать свои творения послушными марионетками. Творения, и прежде всего человек, имеют возможность развития, все более полного приближения к Творцу. А для такого развития им необходима полная свобода, в том числе и свобода выбора против воли Бога, в сторону разрушения мира, то есть в сторону зла. Таким образом, потенциальная возможность зла является следствием воли Бога. Существование зла с самого начала сознательно разрешается Богом, заботящимся о свободе развития творений. А вторжение зла в мир, то есть начало разрушения мира происходит именно из-за неправильного выбора творений.

Нетрудно заметить, что такая позиция примиряет позиции христианства и ортодоксального зороастризма. Зло не является первоосновой, соизмеримой с Творцом, ни от кого не зависящей силой, его возникновение прямо связано с волей Творца. В этом смысле можно считать, что первоисточником возникновения зла, дьявола, духа разрушения является Бог (как и в христианстве). Однако зло не было создано Творцом в виде ангела, который затем неожиданно и необъяснимо пошел против Бога. Творец с самого начала знал о разрушительной сути дьявола (как и в ортодоксальном зороастризме). Однако Бог не препятствовал существованию зла, так как полное запрещение зла лишало бы человека свободы выбора, возможности полноценного развития. А то, что дьявол набрал в дальнейшем такую силу, было следствием неправильного выбора творений, в первую очередь людей.

Что касается представлений о том, какой будет судьба зла в будущем, то здесь все светлые религии едины. Зло в конце времен будет полностью побеждено, в мире восторжествует добро. Дьявол будет повержен и уже никогда не сможет проявиться в мире. И это также гораздо важнее вопроса о происхождении зла.

Согласно Авесте, в развитии нашего мира выделяется четыре этапа, четыре эры. Первая эра называется Эрой Творения. В ходе ее Бог создал мир в идеальном, невоплощенном виде, определил его законы, установил взаимосвязи отдельных частей. Этот идеальный мир был целостен, гармоничен, совершенен, в нем не было и не могло быть зла, так как еще нечего было разрушать, и не было воплощенных сущностей, имеющих свободу выбора. В этом мире безраздельно царила Истина, Красота, целостность миропорядка, называемая Артой или Ашей, сохраняющая и гармонизирующая сила. Кстати, это именно та красота, которая, согласно Достоевскому, спасет мир. Но этот идеальный, совершенный мир не был воплощен, он не жил полноценной жизнью, не развивался.

Но затем наступит третья эра – Эра Разделения добра и зла. Суть ее состоит в окончательной победе добра, в разгроме зла, в создании таких условий, в которых зло уже никогда не сможет проявиться. В начале Эры Разделения будет суд над всеми сущностями, имеющими право выбора, который определит всем им подобающее наказание или заслуженную награду. К концу этой эры зло окончательно будет отделено от добра, все люди (именно все) будут очищены от зла и спасены, а силы зла – уничтожены.

Тогда наступит четвертая эра, завершающая цикл развития, – Эра Слияния и торжества мудрости, когда все части мира сольются в едином потоке гармонии и любви. Что будет потом, мы не знаем, вероятно, мир перейдет на какой-то новый уровень развития.

Эры развития мира имеют поистине космическую длительность, каждая из них занимает миллиарды лет, так что на протяжении нашей земной жизни, нашего текущего воплощения мы, конечно же, не замечаем их влияния. Но каждый человек, согласно зороастризму, вечен, его истинная жизнь не прекращается никогда, поэтому в действительности мы проходим все перечисленные эры, проживая все стадии развития мира. Отметим также, что перечисленные четыре этапа развития, согласно закону подобия, наблюдаются и в гораздо более коротких циклах, хотя и имеют при этом свои характерные особенности.

Во внешнем учении зороастризма ничего не говорится о круговороте перевоплощений. Но в эзотерическом учении, зерванизме, учение о множественности жизней человека, о его карме (зарме), о возможностях вырваться из круга разработано подробнейшим образом. Именно на этом учении строится вся авестийская астрология, позволяющая проследить как формирование судьбы человека, так и реализацию наработанной судьбы, как пути самостоятельного развития личности, так и влияние на нее внешних сил. Множественные воплощения человека – это все новые и новые уроки ему. Каждая земная жизнь дает нам еще один шанс развития в новых обстоятельствах, еще одну возможность осознать свое место в мире и свою цель, еще одну попытку начать все с начала и сделать правильный выбор между добром и злом. Но все предыдущие воплощения и все прожитые нами годы не проходят даром, информация о них накапливается в карме и оказывает порой определяющее влияние на судьбу. Время, место и условия каждого нашего воплощения определяются всей нашей прошлой жизнью. И любой наш выбор между добром и злом приближает нас к Богу или удаляет от него, увеличивает власть дьявола над нами или уменьшает ее. И за каждый выбор рано или поздно нам придется ответить.

В отличие от других религий зороастризм никому не обещает вечных мучений. В конце концов спасены будут все люди вне зависимости от тяжести их грехов, так как повсеместно восторжествует добро, и зло будет окончательно повержено. А Богу, Творцу вовсе не надо, чтобы его создания, более того, самые совершенные создания, терпели вечные муки. Бог – это любовь, причем любовь, не зависящая ни от чего, всепрощающая. Однако перед спасением, в период Последнего Суда каждый человек вынужден будет расплатиться за свои грехи, отстрадать свое. И мера этого страдания будет соответствовать мере греха, будет соразмерна той власти, которую каждый из нас предоставил над собой силам зла. В течение жизни зло может поразить человека, может разрушить его тело, осквернить его душу, но до конца уничтожить или сделать его подобным себе оно в принципе неспособно. Божественное начало в нас, наш дух неуничтожим. Именно поэтому в конце концов все творения будут спасены, очищены, восстановлены в своем последнем теле и будут жить вечно.

Важное место в зороастризме занимает учение о троичности мира и всех его частей. Существует три формы, три составные части мира:

  • Мир идеальный, невоплощенный, духовный – Меног;
  • Мир реальный, воплощенный, физический – Гетиг;
  • Мир, связующий идеальный и реальный миры и поддерживающий равновесие между ними, – Ритаг.

Действия зла всегда крайне примитивны по своей сути (правда, чрезвычайно разнообразны по форме). Как только Творец создает что-то новое, дьявол тут же порождает разрушителя, силу зла, специализирующуюся на осквернении и разрушении этого нового творения. Поэтому каждой части мира, каждому его проявлению соответствует свой бес, демон, называемый в зороастризме дэв или дайв. Точно так же трем формам мира противостоят три главных лика зла, три основные разрушительные силы, с которыми связаны три первичных греха человека:

Миру идеальному, миру Меног, противостоит сам дьявол Ангра-Майнью, он стремится осквернить саму идею, подменить ее псевдоидеей, лишить Творца подобающего ему места в центре мироздания, поставить туда себя, или какого-нибудь идола, или человека и т.д. Конечно, полная победа дьявола в мире Меног невозможна, но в отдельных частях мира ему удается очень многое.

Миру реальному, миру Гетиг, противостоит демоница Аза, разрушающая физический, воплощенный мир.

Миру связующему, миру Ритаг, противостоит демоница Друдж, которая любыми путями стремится запутать истинные связи реального и идеального миров, внести разлад между ними.

Человек, с одной стороны, своими неправильными поступками может помогать этим трем основным силам зла, а с другой стороны, сам может становиться их жертвой, получать разрушения своего тела, своей души, своего духа. Чтобы этого избежать, надо следовать основному жизненному принципу, сформулированному Заратуштрой: «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело». То есть мы не должны вносить зло ни в один из трех миров, наоборот, наш долг состоит в том, чтобы восстанавливать в них утраченную гармонию, укреплять и развивать их. Причем важно именно триединство благих мыслей, слов и дел, так как бесполезно укреплять одну часть мира, разрушая при этом другую.

Пособничество Ангра-Майнью выражается в гордыне, то есть в убеждении в своей исключительности, всесильности, в превосходстве над всеми людьми и безоговорочном приоритете собственных интересов над интересами всего мира. По сути, гордыня сводится к отрицанию всеобщего единства мира, к отрицанию Бога. Причем гордыня может быть как личной, так и коллективной, и даже захватывать все человечество. Суть от этого не меняется: я (или мы) – это главное, а остальное можно и даже нужно использовать в своих интересах. Начинается гордыня обычно с чувства полного одиночества, оторванности от всего окружающего, с тоски. А приводит нередко к ненависти ко всему на свете, стремлению крушить все на своем пути, презрению ко всем и ко всему. Гордыня, как правило, расчищает дорогу двум другим первичным грехам – страху и лжи.

Пособничество Азе состоит в физическом разрушении материального мира: людей, животных, растений, окружающей природы. В основе этого разрушения – страх небытия, убежденность в том, что после смерти ничего не будет, стремление получить все сейчас и немедленно, смести все препятствия и уничтожить всех врагов раньше, чем они уничтожат тебя. Этот страх, влекущий за собой насилие, – второй важнейший грех. Аза – это зло в неприкрытой форме, зло без маски, наглое и беззастенчивое. Ее действие наиболее результативно, но она же наиболее уязвима, так как ее проще распознать и с ней проще бороться. Поэтому обычно периоды торжества Азы продолжаются недолго, хотя и приносят при этом много бед.

Пособничество Друдж выражается во лжи, сознательном искажении истины об устройстве мира, принижении добра, возвеличивании зла, смешении понятий добра и зла. Ложь лишает людей ориентиров, направляет их усилия в неправильном направлении, порой прямо противоположном их желаниям. Ложь позволяет силам зла спокойно существовать и увеличивать свое влияние, поражая все новые и новые части мира. Наконец, ложь препятствует нам выполнять свое предназначение – бороться со злом, более того, может незаметно, исподволь сделать человека служителем зла. Друдж – это скрытая форма зла, имеющая тысячи разных лиц, быстро и легко меняющая свои маски, ведущая работу по разрушению мира тихо, скрытно, постепенно. Пусть она не так результативна, как Аза, зато ее очень трудно распознать, разоблачить, ограничить. Если Аза кажется привлекательной немногим, то Друдж способна очаровать, заворожить, увлечь практически каждого. Путь Друдж непрям, извилист, долог, но чаще всего надежнее, чем лобовая атака Азы. Поэтому периоды торжества Друдж могут длиться гораздо дольше, чем Азы.

Таким образом, эти три греха (гордыня, ложь и страх), связанные с осквернением трех миров, считаются первичными, из которых вытекают все остальные грехи, и без которых остальные грехи невозможны. То есть для того, чтобы человек начал грешить, зло должно поразить или его дух, или душу, или тело (а лучше все сразу), внести дисгармонию в триединство человека, создать конфликт между его основными частями. Дальше уже все просто: начинают работать различные особенности характера, отличительные черты личности конкретного человека, и свой особый, ни на кого не похожий путь служения злу каждый выбирает сам. И главное для нас состоит в том, чтобы вовремя осознать бесперспективность этого пути, на котором с каждым шагом у нас остается все меньше свободы, остановиться пока не поздно. Важно прорвать тот темный кокон, которым нас непрерывно опутывают силы зла, и восстановить контакт с силами добра, выбрать свет.

Гордыне, лжи и страху ты не позволяй в себя вселиться.
Тогда отступит злая тьма, и сможет свет к тебе пробиться.

Вообще, понятие греха разработано в зороастризме очень четко. Грех ­– это не нарушение установленных кем-то правил, предписаний, указаний, которые могут меняться со временем, противоречить одно другому, определять разную ответственность для разных людей, не иметь вообще никакого смысла. В действительности грех – это совершенно объективное понятие, это любой поступок, служащий злу, то есть ведущий к разрушению мира. Поэтому люди могут, конечно, договариваться о том, считать или не считать грехом то или другое действие, но суть дела от этого не меняется. Законы мира действуют везде и всегда. А каждый грех – нарушение этих объективных законов, за которое рано или поздно придется отвечать. Грехи не есть нечто недоступное пониманию, запредельно сложное, необъяснимое, как считают многие. Человек не только может, но и обязан понимать суть каждого греха, а не только слепо исполнять заученные правила, предписания и запреты, трактуя их порой по своему усмотрению. И тяжесть каждого греха определена раз и навсегда, не может обсуждаться или изменяться. Другое дело, что бывают ситуации, когда человеку списываются грехи, но это происходит нечасто.

Однако не стоит понимать так, что Бог мстит человеку за грех, что зло, происходящее с нами, несчастья, удары судьбы – это следствие обидчивости и мстительности Творца. Нет, Бог – это любовь, это добро. Он по самой своей природе не может творить зла. Ни мстительность, ни ненависть, ни ярость, ни злоба не имеют к Богу никакого отношения. Наши несчастья – следствие того, что благодаря своим грехам мы сами удалились от Бога, отгородились от сил добра и при этом автоматически стали более уязвимыми для сил зла. А уж они-то не замедлят воспользоваться предоставленной возможностью нанести свой удар, если только не надеются какое-то время использовать данного человека как орудие разрушения мира. Так что неправильно возлагать ответственность за все происходящее в мире на Бога, в том числе и за всякие мерзости, за всякую грязь и за любое зло. Это будет клеветой на Творца.

И если личные несчастья человека – следствие его собственных грехов, то коллективные, массовые несчастья, глобальные катастрофы – следствие грехов, ошибок, заблуждений, преступлений против мировых законов целых народов, стран, человечества в целом. Помимо того, что каждый из нас окружен собственным темным коконом зла, такие же коконы, только большего размера, окружает всевозможные группы людей, да и весь наш земной мир также покрыт довольно плотной темной оболочкой, препятствующей нашему общению с силами света. От нас самих зависит, сможем ли мы одолеть наше собственное зло и восстановить единство и светлую гармонию нашего мира, прорвав и уничтожив все эти темные перегородки, вернув изначальную прозрачность целостного Творения.

Силы зла имеют над нами ровно столько власти, сколько мы сами им предоставляем. А выражается эта власть чаще всего в сваливающихся на нас бедах. И если каждый следующий грех увеличивает эту власть, то каждое следующее несчастье, происходящее с нами, неизбежно хоть немного, но уменьшает эту власть, освобождает нас. То есть с каждым следующим несчастьем мы очищаемся, количество бед над нашей головой уменьшается. Важно только при приходе несчастья не обидеться, не озлобиться на весь свет, не возненавидеть все вокруг, не встать на путь мести какому-то конкретному человеку или всему окружающему без разбора, чтобы не начать новый виток развития зла, не увеличить снова власть зла над собой, не начать собирать над своей головой новые несчастья. Иначе, конечно же, ни о каком очищении не может быть и речи. Получится не очищение, а новое загрязнение.

А так как общий объем несчастий, висящих над нами, определяется нашей прошлой жизнью (в этом и предыдущих воплощениях), так как весь этот объем практически неизбежно на нас свалится (исключения случаются, но довольно редко), получается, что надо радоваться своим несчастьям, и особенно – мелким неудачам. И наоборот, если очень долго никаких несчастий с человеком не происходит, вполне возможно, что в это время происходит крайне неприятный для него процесс их накопления, укрупнения, объединения и уплотнения, и нарастает реальная опасность вскоре получить серьезный удар.

За невезенье в мелочах будь благодарен ты судьбе:
Уж лучше пыль на сапогах, чем кирпичом по голове.

Нетрудно понять, что идеальным случаем для нас было бы получение несчастья сразу после вызвавшего его греха, так как это не только не собирало бы большой опасности над нашей головой, но и явно указывало бы нам на наши ошибки. А вот накапливание несчастий значительно усложняет процесс нашего обучения. Ведь нам порой трудно бывает понять, чем вызвано каждое из несчастий, и когда именно мы совершили спровоцировавший его поступок. Иногда даже кажется, что удар мы получаем в ответ на самое безобидное действие или на очевидно хороший поступок, заслуживающий только поощрения. И точно так же подарки судьбы порой следуют за явными грехами, а благодеяния остаются без вознаграждения. Более того, зло всячески стремится наносить свои удары именно тогда, когда, казалось бы, самое время получить награду за добрые дела. И тогда, поддаваясь на соблазн простейшего объяснения взаимосвязи событий: «после того – значит вследствие того», мы можем сделать вывод, что такие наши дела неугодны Богу. Или обратная ситуация: перехватив награду, предназначенную нам и идущую от светлых сил, зло может вручить ее нам именно тогда, когда мы совершаем какой-то грех (обычно ждать ему приходится недолго). А мы можем сделать из этого простой, но абсолютно неверный, вывод, что наш грех угоден Богу. К тому же силы зла способны, перехватив дары сил света, передать их вовсе не по назначению, подбодрив таким образом своих служителей. И в результате нередко можно услышать, что повседневный опыт опровергает все религии, ведь некоторые отъявленные негодяи живут очень хорошо, им все само идет в руки, у них все получается, им во всем везет, а многие порядочные люди бьются всю жизнь, как рыба об лед, и все без толку, зато несчастья сыплются на них одно за другим. Такая отложенная на время реакция – это следствие оскверненности нашего земного мира, результат происков сил зла, всячески стремящихся запутать человека. Поэтому не стоит делать поспешных выводов о причинах и следствиях, о связях нашего поведения и происходящего с нами. Не стоит только на основании собственного опыта пытаться выводить какие-то общие закономерности, предсказывать какие-то события только потому, что раньше в похожей ситуации они происходили.

Из-за того, что помимо личных темных коконов каждого человека существуют также коконы коллективных грехов, бывают случаи, когда довольно чистые люди не только не получают вознаграждения, но и подвергаются невыносимым мучениям, терпят жестокие страдания, явно не соответствующие их личным грехам. В этом случае получается, что они берут на себя коллективные грехи, а иногда и грехи всего человечества, расплачиваются за чужое зло. Но тем самым, они вносят свой вклад в коллективное очищение, пробивают бреши в темной оболочке, окутывающей группы людей (например, страну, народ), или оболочке, покрывающей весь наш земной мир. То есть мысль о том, что святые мученики спасают своим подвигом других людей – это не просто красивая метафора. И дело вовсе не в том, знает ли хоть кто-нибудь об их мучениях, не только в том, что, узнав об этом, мы будем им сострадать и вследствие этого очищаться, не только в том, что их жизнь станет для кого-то примером и предметом поклонения. Незаслуженные собственной жизнью мучения святых прямо и совершенно реально приводят к восстановлению (пусть и частичному) связей с силами света, с Богом. Злу приходится расплачиваться за эти страдания очень дорогой ценой – ослаблением своих стратегических позиций, уходом с некоторых ключевых высот, уменьшением тяжести системных поражений нашего мира. Но, конечно же, лучше нам всем стараться не доводить торжество зла до такого уровня, когда помочь нам сможет только подвиг святых мучеников.

Значительно чаще приходится сталкиваться с прямо противоположными примерами, когда сильно загрязненные, много грешащие люди живут хорошо, им все удается, они не страдают, не расплачиваются за свои грехи, не получают никаких несчастий (кроме, быть может, редких и слабых угрызений совести). Такие примеры многим кажутся убедительным опровержением всего сказанного и доказательством приемлемости и безопасности подобного пути. Но не все так просто. Иногда в подобных случаях идет процесс накопления несчастий, что приведет в будущем к большому удару судьбы. А иногда этих сильно грешащих людей зло оберегает и не трогает только потому, что предпочитает пока что использовать их в своих целях, их руками разрушать мир. Но им не стоит чрезмерно обольщаться такой «защитой» от несчастий: как только они станут не нужны злу, как только их служба перестанет в полной мере удовлетворять зло, они незамедлительно получат все накопленное по полной программе. Зло отбросит их, как сломанный инструмент, и уничтожит (ведь любой человек, даже самый последний грешник, все равно остается частью мира, и, следовательно, ненавистен злу). Даже если эти служители зла внешне благополучно доживают свой земной век, расплата их все равно настигнет в аду, куда они попадут после смерти, или в следующем воплощении, если им удастся избежать ада. И даже самым прожженным служителям зла не уйти от заработанных страданий, когда придет Последний Суд, когда зло будет уже бессильно.

Вообще, вся наша земная жизнь рассматривается древнеарийским учением как возможность очиститься, исправить прошлые ошибки, естественно, не наделав при этом новых, и реализовать свои возможности, стать совершеннее. То есть наш земной мир – это, можно сказать, чистилище. Правда, чистилище не принудительное, а добровольное, в котором при желании можно не только очиститься, но загрязниться. И так как мы сюда попали, для этого обязательно были основания, нам было от чего очищаться. То есть все рождающиеся на Земле несут на себе грехи прошлой жизни, прошлых воплощений, во всех нас с рождения есть зло.

Воплощение изначально чистых сущностей (например, Иисус Христос) – это редчайшее событие космического масштаба, нарушение общего закона, результат специального божественного акта. Они обязательно выполняют особую миссию по восстановлению связей человечества с Богом. И даже им в земном воплощении приходится проходить через искушения силами зла, даже они должны делать правильный выбор, чтобы остаться идеальными проводниками воли пославшего их Бога, даже им грозит опасность загрязнения, падения.

В то же время и воплощение на Земле полностью оскверненных людей практически невозможно, так как они перед воплощением должны отбыть свой срок в аду, должны отстрадать свое заработанное, очиститься, заслужить право нового воплощения в человеческом облике. Так что земная жизнь доступна не каждому.

Важнейшее следствие из этого состоит с том, что ни один человек никогда не представляет собой зла в чистом виде, он может быть только орудием в руках зла, служителем зла. Причем законченные служители злых сил, бездумные роботы, зомби, погрязшие во зле в течение данного воплощения, встречаются редко, практически всегда доброе начало в человеке не только присутствует, но и дает о себе знать. Поэтому ставить своей целью уничтожение любого человека означает служить злу. В то же время встреча с полностью чистым, идеально светлым человеком сродни чуду. Так что не стоит идеализировать никого из людей, не стоит бездумно верить и поклоняться тому, кто объявляет себя безгрешным, святым, достигшим высшего просветления, постигшим все мировые законы, понявшим, как надо переделать земную жизнь.

Но вернемся к строению мира.

Следующий уровень мироустройства – это Благие Творения, то есть те первичные мировые начала, которые были созданы в самом начале Творения и которые лежат в основе всего сущего. Благих Творений насчитывается семь, и каждое из них имеет своего хранителя, защитника от разрушения, покровителя. Покровителями их выступают сам Ахура-Мазда и шесть бессмертных святых архангелов (Амеша-Спента), представляющих собой верхний уровень иерархии светлых сил. К Благим Творениям относятся:

  1. Огонь (или Свет), дающий жизнь и энергию всему сущему. Его покровитель – Аша-Вахишта.
  2. Воздух (или Небо), организующий связи и взаимообмен всего в мире. Его покровитель – Кшатра-Варья.
  3. Вода, поддерживающая гармонию жизни, непрерывность ее потока. Ее покровитель – Хаурват.
  4. Земля, дающая форму, твердую основу всем творениям, препятствующая их физическому разрушению. Ее покровительница – Спента-Армаити.
  5. Растения. Их покровитель – Амертат.
  6. Животные. Их покровитель – Воху-Ман.
  7. Человек (и подобные ему сущности). Его покровитель – сам Ахура-Мазда.

Первые четыре Благих творения (огонь, воздух, вода, земля) носят названия стихий. Однако не стоит отождествлять их с одноименными с ними физическими телами, с привычными для нас природными стихиями, это всего лишь самый простой, самый грубый уровень их проявления. Стихии – это основополагающие начала, элементы, из сложнейших сочетаний которых создается все многообразие мира. Стихии могут порождать одна другую, переходить одна в другую, но их отличительный признак состоит в том, что каждая из них не содержит в себе три другие стихии.

В отличие от них каждое из трех следующих Благих Творений (растения, животные и человек) содержит в себе все четыре стихии: огненное начало, воздушное начало, водное начало, земное начало. К тому же каждое последующее из этих трех Благих Творений содержит в себе и предыдущие, то есть животные содержат в себе растительное начало, а наиболее совершенный человек – как растительное, так и животное начала. Кстати, именно в этом смысле действительно можно говорить о простоте и сложности творений (но в принципе любое из Благих Творений до конца непостижимо, как, впрочем, и любая другая часть мира).

Еще одним отличительным признаком трех последних Благих Творений является их уровень свободы: растения имеют наименьшую свободу выбора, у животных свободы выбора больше, а человеку дана максимальная свобода. Соответственно наименьшую способность к развитию (в данном воплощении) имеют растения, у животных она заметно выше, а наибольшая предоставлена человеку. Однако и оскверниться, встать на путь служения злу, добиться на этом пути успехов больше всего возможностей именно у человека, у животных их меньше, а у растений – еще меньше.

Стратегия зла по отношению к Благим Творениям остается все такой же незамысловатой. Для каждого из них оно порождает своего специального беса-разрушителя, осквернителя. Вообще, бесов (дэвов, дайвов) существует столько же, сколько есть всевозможных творений, их различных частей и проявлений. Но те, что оскверняют семь Благих Творений – это главные, верховные бесы (их называют махадайвами). Каждый из них стремится разрушить изначальное совершенство соответствующего Благого Творения, пользуясь при этом целой армией подчиненных им более мелких бесов. Махадайвов можно сравнить с теми болезнями, которые поражают главные системы человеческого организма: нервную, кровеносную, опорно-двигательную и т.д., а подчиненных им бесов – с расстройствами отдельных органов, клеток и внутриклеточных структур этих систем. Задача махадайвов состоит в том, чтобы внести дисбаланс в соотношение Благих Творений, расстроить гармонию между ними и нарушить их взаимосвязи с тем, чтобы упростить бесам (дайвам) дальнейшее разрушение.

Что же касается Благих Творений, то очень важно понять, что осквернить их мы можем не только, так сказать, прямо, например, засоряя землю всякими отходами, превращая ее в пустыню или отравляя ее ядохимикатами, загрязняя и иссушая водоемы, задымляя и запыляя воздух, уничтожая леса и целые виды животных, убивая и калеча людей. Все это тоже преступления, грехи, нарушения общемировых законов, но это разрушения только самых явных, самых грубых проявлений Благих Творений. Кстати, в последнее время опасность всех подобных явных грехов стала понятной, наверное, каждому, так как уже общепризнанно, что экологическая катастрофа угрожает нам сейчас не меньше, чем ядерная война. В этом смысле нам «повезло» больше, чем людям прошлого, которым казалось, что мир неисчерпаем, неуязвим, вечен, что наша деятельность никак на него не влияет. Намного сложнее обстоит дело с более тонкими, неявными, скрытыми проявлениями Благих Творений, осквернение которых представляет собой ничуть не меньший грех, чем прямое и явное разрушение.

В частности, грехи в человеческих взаимоотношениях, казалось бы, не имеют никакого отношения к миру в целом, к его основным элементам, Благим Творениям. Но это только на первый взгляд. В каждом человеке тесно переплелись все мировые начала, все Благие Творения, и любое преступление против человека обязательно оскверняет одно из них.

К примеру:

  • эгоизм, унижение других людей – это осквернение собственно человеческого начала в человеке;
  • разрушение веры, осквернение традиций, раздробление целостного мира – это осквернение животного начала;
  • воровство, присвоение чужого имущества, распространение болезней – это осквернение растительного начала;
  • похоть, сексуальные извращения, обжорство – это осквернение земного начала;
  • подлость, предательство, нечистоплотность ­– это осквернение водного начала;
  • ярость, злоба, вражда, гнев – осквернение воздушного начала;
  • жадность, скупость, материализм – осквернение огненного начала.

Понять все это современному человеку, утратившему целостное восприятие мира, довольно сложно, как непросто понять и то, что все составные части нашей личности, все черты характера представляют собой проявления этих же самых мировых начал, Благих Творений. Так, воля, творческая самоотдача – это проявление огненного начала; эмоции, чувства – проявление водного начала; стремление к комфорту, внутренний стержень – проявление земного начала; интеллект, логика – проявление воздушного начала.

Важнейшее место в древнеарийском учении занимает принцип середины или, как его принято называть теперь, принцип золотой середины. Это вовсе не изобретение древнегреческих философов, как сейчас принято считать, а основополагающий закон мира. Суть его предельно проста и состоит в следующем. Целостность и гармония изначально совершенного мира могут быть разрушены самыми разными путями, в том числе и теми, которые кажутся нам прямо противоположными друг другу. В частности, расшатать и сломать гармонию, увеличить количество зла в мире можно, как увеличивая сверх меры то или иное качество, так и уменьшая его.

Избыток, как и недостаток – миропорядка искаженье.
Любой отход от середины всегда приводит к разрушенью.

Принцип середины как раз и призывает придерживаться изначального идеала, сохранять тот первичный миропорядок, ту красоту мира, которая была установлена Создателем. Он не стремится сузить разнообразие мира, нивелировать различия между людьми, приведя их всех к унылому единообразию, или сделать нашу жизнь скучной и тоскливой как считают некоторые. Нет, отказ от крайностей, от перегибов, от шараханий из стороны в сторону делает нас более устойчивыми к проискам сил зла, сужает поле их деятельности, давая нам при этом возможность спокойно развивать свою индивидуальность, свое творческое начало.

Не стоит считать, что правило золотой середины такое уж жесткое, что самое мельчайшее отклонение от середины – это уже несомненное зло. Нет, небольшие отклонения от центра не только допустимы, но и обязательны, так как обеспечивают разнообразие мира и его развитие. Злом является только чрезмерный отход от первоначальной гармонии и, в первую очередь, такой отход, который делает невозможным или крайне затруднительным возвращение к середине. Особенно это касается человека, которому для того и предоставлена свобода, чтобы он сам выбирал свое место в мире, свое поведение, свой путь. Главное, чтобы эта свобода не опьяняла нас настолько, чтобы мы не различали добра и зла, не видели границ между ними, не ощущали тех пределов, где наша свобода переходит в разрушение мира. Эту ситуацию можно сравнить с гибким прутом, который вполне можно сгибать во все стороны без всяких вредных последствий, но который все же ломается при чрезмерном изгибе в любую из сторон. То есть принцип золотой середины не заставляет нас неподвижно стоять на остроконечной скале, где любое наше движение грозит падением и гибелью, а предоставляет нам возможность ходить по вершине некой полусферы, где опасно только большое удаление от вершины, причем неважно в какую сторону.

Но полное понятие золотой середины гораздо шире такой статической картины. Равновесие, провозглашаемое им, вовсе не предполагает отсутствие всякого движения, развития, роста, не подразумевает обязательную постоянную неподвижность. Если говорить о динамике, то равновесие золотой середины можно сравнить с равновесием движущегося велосипеда, для которого вертикальное положение – непременное условие правильного движения. В этом случае небольшие отклонения от вертикали даже необходимы (например, при поворотах), при средних отклонениях велосипед начинает вихлять из стороны в сторону, сильно замедляя ход и рискуя сбиться с пути и свалиться в канаву, а большие отклонения неизбежно вызывают падение или даже поломку велосипеда.

То есть принцип золотой середины, с одной стороны, помогает сохранить то, что имеется, не растерять накопленного ранее, а с другой стороны, предостерегает от того, что мешает продвигаться по избранному пути, призывает не сбиваться на путь разрушения себя и мира. Например, одинаково недопустимы неверие и фанатизм, чрезмерная активность и чрезмерная пассивность, бездумная импульсивность и вялая нерешительность, кричащая роскошь и закабаляющая нищета, мертвящий застой и кровавые революции, безобразное истощение и не менее безобразное ожирение, замкнутость на прошлом и зацикленность на будущем, самодовольная тупость и лихорадочная одержимость получением знаний, холодная бесчувственность и пламенное безрассудство, самовлюбленность и самоунижение, засуха и потоп. Примеры из самых различных областей можно множить и множить.