Вильгельм Маршал – рыцарь без страха и упрека. Маршалл Вильгельм (Marshall William) Служба между мировыми войнами


Случай с Германом Бемом являлся одним из примеров неумения гросс-адмирала Редера должным образом использовать таланты своих подчиненных. Его неуверенность также проявлялась в структуре командования, которую он организовал. Командующий флотом теоретически не находился в прямом подчинении у гросс-адмирала. Редер сформировал в Балтийском и Североморском военно-морских районах штабы двух военно-морских групп (соответственно "Восток" и "Запад"), с которыми и должен был координировать свои действия командующий флотом. Если же флот одновременно находился и в Балтийском, и в Северном морях, то его части должны были подчиняться соответствующим штабам. Позже были созданы другие военно-морские группы. Создавшуюся сумятицу еще более усиливал Редер, минуя при этом штабы военно-морских групп и тем самым нарушая субординацию. Часто, когда флот находился в море, его командующий одновременно получал два совершенно исключающих друг друга приказа: один от Редера, а другой - из штаба группы. При этом распоряжения Редера были не конкретны, и командующий флотом не всегда понимал, чего же хочет гросс-адмирал. Но горе было тому командиру, действия которого не совпадали с планами Эриха Редера...

***
Вздорность и неуверенность гросс-адмирала Редера особенно проявились в его отношениях с командующим флотом адмиралом ВИЛЬГЕЛЬМОМ МАРШАЛЛОМ , выдающимся военно-морским тактиком.

Маршалл родился в Аугсбурге 30 сентября 1886 года. Он вступил в имперский военно-морской флот в 1906 году, в качестве зеекадета. Став в 1909-м офицером, Маршалл служил на самых разных типах судов - от дырявых посудин до новейших линкоров. В 1916 году его направили в школу подводников. Последние два года "Великой войны" он командовал UC-74 и UB-105 и отправил на дно изрядное количество кораблей Антанты. 4 июля 1918 года Маршалл был награжден орденом "Pour Ie Merite". Его послевоенная служба не отличалась однообразием. Маршалл успел побывать начальником штаба морских операций, командиром линкора "Гессен" и "карманного линкора" "Адмирал Шеер", а когда разразилась война, командовал всеми "карманными линкорами". 19

19 Ibid., Volume II, pp. 424-436

Впервые Маршалл поцапался с Редером в ноябре 1939 года, когда вывел "Шарнхорст" и "Гнейзенау" в Северное море, для того чтобы провести отвлекающий маневр и прикрыть возвращение "Дойчланд" в германские воды после неудачного рейда в Атлантику. Как и надеялся адмирал, британский Home Fleet (флот метрополии) бросился за его линкорами, а "Дойчланд" беспрепятственно вернулся на базу. Маршалл затем не только благополучно ушел от погони, но и умудрился потопить британский вооруженный торговый корабль "Рэвэлпинди". Благодарности от начальства, однако, не последовало. Более того, Маршаллу даже намекнули, что он может лишиться своего поста. Как оказалось, во время маневра 23 ноября Маршалл видел в сумерках неясный силуэт еще одного британского корабля, но увел линкор, не вступив в бой. Узнав об этом, Редер пришел в ярость. Этот кабинетный критикан считал, что германский линкор должен был атаковать неизвестный корабль ночью, находясь в гуще неприятельского флота (случись даже небольшое повреждение, способное повлиять на скорость, Германия потеряла бы один из немногих своих линкоров). И такая критика исходила от человека, который совсем недавно запрещал подвергать крупные корабли какому бы то ни было риску! "До сих пор, - говорил по этому поводу Маршалл, - еще никто не подвергал сомнению аксиому, гласящую, что крупные корабли ночью должны избегать любых контактов с торпедными катерами и разведывательными силами противника". 20 Конечно, Маршалл был прав. Редер не прекращал едких нападок на Маршалла, но никогда не высказывал претензий ему в лицо, чтобы не дать возможности защититься, зная, что оскорбления так или иначе дойдут до ушей командующего флотом.

20 Bekker, Hitler"s Naval War. p. 52

***
С самого начала войны и гросс-адмирал Редер, и Уинстон Черчилль желали одного: заполучить Норвегию. Редер стремился к этому, чтобы не дать британцам отрезать рейх от поставок железной руды, осуществлявшихся через норвежский порт Нарвик, а также чтобы не дать им возможности лишить германский флот выхода в Северное море, что удалось сделать англичанам в первую мировую войну. Черчилль желал, как раз обратного. Кроме того, обоим очень нравились превосходные норвежские порты.

Сначала Гитлер был против вторжения. Он не верил, что британцы осмелятся нарушить нейтралитет этой скандинавской страны. 24 декабря 1939 года Редер организовал встречу фюрера с главой норвежских нацистов Видкуном Квислингом. Они пытались убедить Гитлера изменить свое решение, но безуспешно. В феврале 1940 года британцы в норвежских водах напали на безоружное германское судно "Альтмарк", чтобы спасти нескольких находящихся на нем пленников. Гитлер понял, что Объединенное Королевство не остановится перед тем, чтобы нарушить норвежский нейтралитет, поэтому, дабы не лишиться шведской руды, немцам следует принять срочные превентивные меры.

Он оказался прав. Под давлением Черчилля 5 февраля Высший Военный Совет союзников принял решение захватить Нарвик и шведские месторождения железной руды в районе Елливаре, под предлогом помощи финнам, сражавшимся в это время с русскими. Исполнению намерений союзников помешал тот факт, что в начале марта финны запросили перемирия. Но Черчилль не опустил руки. 8 апреля, в надежде спровоцировать немцев на выступление, британцы произвели минирование норвежских вод. В шотландских портах стояли транспорты с десантом, готовые выйти в море, как только в действие будет приведен план "R-4", предусматривавший захват Нарвика, Тронхейма, Берге-на и Ставангера. Но англичане опоздали: германский флот уже приближался к берегам Норвегии.

***
Операция по захвату Норвегии "Везерюбунг-Норд" стала единственной крупной акцией, проведенной германским надводным флотом во второй мировой войне и основным вкладом Эриха Редера в германские военные усилия. Это была смелая и отчаянная операция, предпринятая перед лицом превосходящих сил противника. Даже учитывая тот факт, что в ней был задействован весь германский флот, для Home Fleet"a достойным противником он, конечно, не был. Действуй британцы более оперативно, они бы смогли сорвать операцию и уничтожить Кригсмарине. Поэтому судьба германского флота зависела от скорости, элемента неожиданности и точного соблюдения графиков движения. Специальный штаб под руководством капитана цур зее Теодора Кранке разработал детальный план операции, предусматривавший эшелонированную высадку. Первый эшелон состоял из 11 групп тральщиков и десантных транспортов. Второй эшелон состоял из транспортов и танкеров для эсминцев, возвращающихся после поддержки первого эшелона. Третий эшелон состоял из 8 групп транспортов, осуществлявших подвоз новых сил и боеприпасов для десантников, закрепившихся на берегу. Несмотря на сопротивление Деница, у побережья Норвегии предполагалось боевое патрулирование 42 субмарин, на случай вмешательства флота Его величества. По мнению Редера, самой опасной частью операции было возвращение кораблей на свои базы. Они могли подвергнуться атакам британцев на протяжении всего обратного пути. В идеале предполагалось, что в бой с сыновьями "туманного Альбиона" вступят только германские подлодки.

С 31 марта по 6 апреля основные силы германского флота выходили на Норвегию. Британцы засекли передвижение судов противника в 9.50 7 апреля. Во второй половине дня Home Fleet вышел в море и... взял неправильный курс. Полагая что немцы пытаются прорваться в Атлантику, англичане бросились в северную часть Северного моря...

9 апреля началась высадка германского десанта на норвежском побережье. Она проходила довольно успешно, но группа 5, которая должна была высадить 163-ю пехотную дивизию в Осло, понесла тяжелые потери. Возглавлявший группу тяжелый крейсер "Блюхер" сильно пострадал от огня 280-миллиметровых орудий форта Оскарборг (в 10 милях от столицы Норвегии), а затем получил в борт две торпеды. Экипаж не мог справиться с возникшими пожарами, и в воздух взлетели артиллерийские погреба. В 7 часов утра командир приказал покинуть безнадежный корабль, а полчаса спустя "Блюхер" затонул. Из-за быстрого течения в этом районе фьорда утонуло много моряков и солдат. Осло пал только на следующий день.

1 апреля 1906 года поступил в Кайзерлихмарине кадетом. Окончил военно-морское училище в 1908 году.

Первая мировая война

Участник Первой мировой войны, в августе - сентябре 1914 года командир заградителя «Виадра», с 8 ноября 1914 года вахтенный офицер линейного корабля «Кронпринц».

30 июня 1916 года окончил школу командиров подводных лодок. С 26 ноября 1916 года командовал подлодкой UC-74, с 30 декабря 1917 по 12 сентября 1918 года - UB-105, принял участие в неограниченной подводной войне против торгового флота союзников. 13 января 1917 года получил звание капитан-лейтенанта.

За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса и орденом Pour le Merite - 4 июля 1918года.

Служба между мировыми войнами

После демобилизации армии оставлен на флоте. С 10 июля 1921 года - 1-й офицер гидрографического судна «Пантера». 13 марта 1922 года переведен в штаб военно-морской станции «Остзее». С 1 октября 1924 года командир «Пантеры».

С 8 сентября 1929 года 1-й офицер линейного корабля «Шлезвиг-Гольштейн», с 25 февраля 1930 года - «Ганновер».

С 25 сентября 1934 года - командир линейного корабля «Гессен», а с 12 ноября 1934 года новейшего броненосца «Адмирал Шеер».

Вторая мировая война

С 21 октября 1939 года - командующий надводным флотом. Считался крупнейшим авторитетом в области тактики крейсерских операций, проявил себя самостоятельным командиром.

В ноябре 1939 года вывел «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в Северное море, имея целью прикрыть возвращение линейного корабля «Дойчланд» после рейда в Атлантику. Маневр удался, и «Дойчланд» без происшествий вернулся на базу. При этом он уклонился от боя с превосходящими силами английского флота. После этого случая у Маршалла испортились отношения с Эрихом Редером.

Руководил германским флотом во время захвата Норвегии. Одержал крупную победу в бою с кораблями английского конвоя близ Нарвика 8 июня 1940 года, потопив авианосец «Глориес» и два эсминца сопровождения. Однако после кампании Редер вновь стал обвинять Маршалла в неисполнении приказов ОКМ, и 18 июня 1940 года заменил последнего адмиралом Гюнтером Лютьенсом.

С 26 августа 1940 года инспектор военно-морских учебных заведений. С конца 1941 выполнял особые поручения в группах ВМС «Юг» и «Восток».

В апреле - мае 1942 года начальник военно-морской станции «Остзее». С 12 августа 1942 года Маршаллу были подчинены ВМС, базировавшиеся на территории Франции. А в конце сентября он поставлен во главе командования ВМС «Запад» (штаб - Париж) и одновременно командующий адмирал во Франции.

19 апреля 1943 года заменен адмиралом Теодором Кранке, а 30 июня 1943 года вновь уволен в отставку.

Затем с 4 июня 1944 года руководил особым штабом ВМС на Дунае, но 30 ноября 1944 года снова уволен в отставку.

8 мая 1945 года арестован американскими войсками и содержался в лагере для военнопленных. 25 июня 1946 года освобожден.

Награды

  • Железный крест (1914) 2-го класса
  • Железный крест (1914) 1-го класса
  • Рыцарский крест Королевского ордена дома Гогенцоллернов с мечами (Пруссия)
  • Орден «Pour le M?rite» (4 июля 1918) (Пруссия)
  • Нагрудный знак подводника (1918)
  • Баварский орден «За военные заслуги» 4-го класса с мечами
  • Орден Железной короны 3-го класса
  • Орден «За военные заслуги» 3-го класса (Австро-Венгрия)
  • Медаль «Галлиполийская звезда» (Османская империя)
  • Пряжка к Железному кресту 2-го класса
  • Пряжка к Железному кресту 1-го класса
  • Немецкий крест в золоте (23 марта 1942)

Маршалль Вильгельм (1886-1976) - адмирал, которого считали выдающимся военно-морским тактиком. Однако противоречия с гросс-адмиралом Редером, который не терпел самостоятельно мыслящих подчиненных, помешали ему занять достойное место в германском флоте.


Родился Вильгельм 30 сентября 1886 года. В 1906 году морским кадетом он поступил на флот, через три года стал офицером, служил на различных судах вплоть до новейших линкоров. В 1916 году Маршалля направили в школу подводников. Последние два года войны моряк командовал UC-74 и UB-105 и потопил несколько кораблей Антанты. 4 июля 1918 года его наградили орденом “Pour le Merite”. После войны Маршалль был начальником штаба морских операций, командовал линкором “Гессен” и “карманным линкором” “Адмирал Шеер”, а к началу Второй мировой войны - всеми “карманными линкорами”.

21 октября 1939 года вице-адмирал Маршалль сменил на посту командующего флотом адмирала Германа Бема. 21 ноября 1939 года он вывел в море “Шарнгорст” и “Гнейзенау”. Соединению следовало в районе между Исландией и Фарерскими островами изображать прорыв рейдеров в Атлантический океан, уничтожить английские морские силы, охранявшие Фарерско-Исландский рубеж, а также прикрыть возвращение после рейда в Атлантику “карманного линкора” “Дойчланд”. Операция прошла удачно. Корабли незаметно прошли в назначенный район. 23 ноября было потоплено британское вооруженное судно “Рэвэлпинди”, которое успело сообщить в эфир о появлении в море двух линкоров. Английское командование выслало все силы Флота Метрополии на перехват. Туда же шли и несколько французских кораблей. Зная об этом, Маршалль направился к северу, чтобы выйти из сферы деятельности неприятельской авиации, тем более что на горизонте был замечен подозрительный силуэт. Сутки корабли были в опасном положении, пока не получили сообщение о приближающейся буре. 26 ноября Маршалль вызвал метеоролога отряда, который составил прогноз погоды. В соответствии с ним соединение скрылось в зоне дождя у берегов Норвегии. Английский флот так и не обнаружил его.

Как и запланировал Маршалль, ему удалось отвлечь противника и затем благополучно уйти от погони. Позднее стало известно, что цель рейда была достигнута: англичане стали включать в состав конвоев линкоры, распыляя силы. Однако Редер пришел в ярость, узнав, что 23 ноября Маршалль отказался от атаки замеченного корабля. Действия его были правильны, ибо ночью атаковывать неизвестный корабль, когда поблизости находились корабли британского Флота Метрополии, было рискованно. Сам Маршалль писал: “До сих пор еще никто не подвергал сомнению аксиому, гласящую, что крупные корабли ночью должны избегать любых контактов с миноносцами и разведывательными силами противника”. Кабинетный командующий Редер был недоволен, хотя сам незадолго до того запрещал подвергать крупные корабли какому-либо риску. Лично Маршаллю гросс-адмирал свое недовольство не высказывал, чтобы не дать возмжности защититься, однако делал так, что его высказывания доходили до командующего флотом.

В ходе Норвежский операции, чтобы облегчить положение германских войск под Нарвиком, Редер приказал Маршаллю выйти с эскадрой и обстрелять британскую военно-морскую базу в Харстаде. Затем по указанию Гитлера он же приказал прикрыть с фланга продвижение отряда генерала Фойрштейна, направившегося из Тронхейма к северу, на выручку прорывавшейся нарвикской группировке. Когда адмирал попросил уточнить, какой из приказов выполнять, Редер заявил: “Оба”.

Отряд Маршалля из линейных кораблей “Шарнгорст”, “Гнейзенау”, тяжелого крейсера “Адмирал Хиппер”, 4 эсминцев и танкера “Дитмаршен” полным ходом направился к Нарвику. Он вышел в Северное море незаметно. На совещании командования, пока эсминцы пополняли запас горючего, Маршалль дал указания по прорыву в Вогс-фьорд и обстрелу Харстада. Однако, узнав от авиаразведки, что в Харстаде только одна канонерка, флагман отказался от атаки порта.

Ночью 7 июня адмирал получил сообщение воздушной разведки, что из Нарвика вышли 3 британских конвоя, и пришел к выводу, что англичане покидают город. Он немедленно сообщил командованию о намерении атаковать в море такую заманчивую цель. Однако Редер и генерал-адмирал Заальвехтер, начальник группы “Запад”, не согласились и в 5 часов утра 8 июня предписали выполнить основную миссию - нанести удар по базе в Харстаде. Не отменен был приказ и о прикрытии фланга Фойрштейна. Тем не менее Маршалль с крупными кораблями направился на перехват конвоев.

К этому времени с 4 по 8 июля англичане уже вывезли из Нарвика большинство войск. Германским кораблям достались последние суда. “Хиппер” потопил тральщик эскорта “Джунипер”, норвежский танкер “Ойл Пайонир” и пустой десантный транспорт “Орама”. Отправив крейсер и эсминцы для пополнения запасов горючего и прикрытия фланга Фойрштейна, Маршалль с остальными кораблями пошел к северу, где по данным радиоперехвата находились английские авианосцы “Арк Ройял”, “Глориус” и крейсер “Саутгемптон”. “ Шарнгорст” около 17 часов обнаружил “Глориус” и открыл огонь с расстояния 26 километров; вскоре к нему присоединился и “Гнейзенау”. Авианосец затонул через 2 часа. Ко дну пошли также эскортировавшие его эсминцы “Ардент” и “Акаста”, но последний успел выпустить 4 торпеды. Одна из них поразила “Шарнгорст”. Корабль получил значительные повреждения. Маршаллю пришлось прекратить разгром конвоя и идти в Тронхейм на ремонт. Он добился значительного успеха. Однако флагман не получил благодарности Редера, который считал, что главной обязанностью эскадры была все же атака Харстада.

Из-за трений с командованием 18 июня Маршалль сказался больным и был сменен более послушным вице-адмиралом Г. Лютьенсом. Оскорбленный адмирал потребовал организации судебного расследования его деятельности и операции “Юно”, как называлась вылазка в Норвегию. Но гросс-адмирал не дал подчиненному возможности оправдаться. В конце августа 1940 года он вызвал Маршалля из отставки и назначил инспектором военно-морского обучения. С конца 1941 по май 1942 года адмирал выполнял особые поручения в группах “Юг” и “Восток”, но более не получил должности, соответствующей его рангу. Он оказался не у дел и вскоре ушел в полуотставку.

12 августа 1942 года Редер назначил Маршалля командующим соединениями во Франции, еще через 6 недель адмирала поставили во главе группы “Запад” со штаб-квартирой в Париже. Выдвигая флагмана, гросс-адмирал в то же время не давал ему возможности оправдать действия в Норвегии.

Генерал-адмирал Маршалль ушел в отставку в первые дни правления Дёница. В 1943 году его снова призвали и назначили шефом особого штаба на Дунае.

После очередной отставки с 19 апреля 1945 года Маршалль опять возглавил командование группой “Запад” и оставался на посту до конца войны.

В середине 1947 года союзники выпустили Маршалля из тюрьмы. Он написал ряд статей по морской истории и стратегии. В частности, в 1957 году на русский язык была переведена изданная в Штутгарте книга о Второй мировой войне, в которой действия на море изложил адмирал флота в отставке Маршалль.

Вильгельм Маршалл (нем. Wilhelm Marschall ) - родился 30 сентября 1886 в немецком городе Аугсбург, умер 20 марта 1976 в Мёльне. Немецкий военно-морской деятель, генерал-адмирал (1 февраля 1943 года).

Биография

1 апреля 1906 года в возрасте 20-и лет поступил в Кайзерлихмарине кадетом. Окончил военно-морское училище в 1908 году.

30 сентября 1909 года награждён званием лейтенанта ВМФ. Служил на кораблях различных типов, от броненосцев до подводных лодок .

Первая мировая война

30 июня 1916 года окончил школу командиров подводных лодок. С 26 ноября 1916 года командовал подлодкой UC-74 , с 30 декабря 1917 по 12 сентября 1918 года командир более современной подлодки UB-105 , принял участие в неограниченной подводной войне против торгового флота союзников. 13 января 1917 года получил звание капитан-лейтенанта.

За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса и орденом «Pour le Mérite» - 4 июля 1918 года.

Служба между мировыми войнами

После демобилизации армии оставлен на флоте. С 10 июля 1921 года - 1-й офицер гидрографического судна «Пантера». 13 марта 1922 года переведен в штаб военно-морской станции «Остзее». С 1 октября 1924 года вернулся в качестве командира на «Пантеру».

С 8 сентября 1929 года 1-й офицер линейного корабля «Шлезвиг-Гольштейн» , с 25 февраля 1930 года - «Ганновер» .

С 25 сентября 1934 года - командир линейного корабля «Гессен» , а с 12 ноября 1934 года новейшего броненосца «Адмирал Шеер» .

Вторая мировая война

С 21 октября 1939 года - командовал надводным флотом. Считался крупнейшим авторитетом в области тактики крейсерского боя, проявил себя грамотным и самостоятельным командиром на поле боя.

В ноябре 1939 года вывел «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в Северное море, для прикрытия возвращения линейного корабля «Дойчланд» после рейда в Атлантику. Операция удалась, и «Дойчланд» беспрепятственно вернулся на базу. При этом он уклонился от боя с превосходящими силами английского флота. После этого случая у Маршалла и Эриха Редера появилась взаимная неприязнь.

Руководил германским флотом во время операции в Норвегии. Одержал сокрушительную победу в бою с кораблями английского конвоя близ норвежского города Нарвик 8 июня 1940 года, потопив авианосец «Глориес» и два эсминца сопровождающих его. Однако после кампании в сторону Маршалла посыпались обвинения от Редера в неисполнении приказов ОКМ, и 18 июня 1940 года был заменен адмиралом Гюнтером Лютьенсом.

С 26 августа 1940 года инспектор военно-морских учебных заведений. С конца 1941 выполнял особые поручения в группах ВМС «Юг» и «Восток».

В апреле - мае 1942 года начальник военно-морской станции «Остзее». С 12 августа 1942 года Маршаллу были подчинены ВМС, находившиеся на территории Франции. А в конце сентября он был поставлен во главе командования ВМС «Запад» (штаб-квартира которого находилась в Зенгвардене) и одновременно командующий адмирал во Франции.

19 апреля 1943 года заменен адмиралом Теодором Кранке, а 30 июня 1943 года вновь уволен в отставку.

Затем с 4 июня 1944 года руководил особым штабом ВМС на Дунае, но 30 ноября 1944 года снова уволен в отставку.

8 мая 1945 года арестован американскими войсками и содержался в лагере для военнопленных. 25 июня 1946 года освобожден.

Награды

  • Орден «Pour le Mérite» . Пруссия.
  • Железный крест II класса. Пруссия.
  • Железный крест I класса. Пруссия.
  • Рыцарский крест Королевского ордена дома Гогенцоллернов с мечами. Пруссия
  • Орден «За военные заслуги» IV класса с мечам. Бавария.
  • Австрийский Орден Железной короны 3-го класса с военным украшением. Австро-Венгрия.
  • Крест «За военные заслуги». Австро-Венгрия.
  • Оттоманская серебряная медаль «Imtiaz» с ятаганами. (турец. «Ímtiyaz Madalyasi»).
  • Оттоманская серебряная медаль «Liakat» с ятаганами. (турец. Liyakat Madalyasi).
  • Оттоманская Военная медаль 1915 года.
  • Памятный крест участника Первой мировой войны с мечами. Третий Рейх.
  • Пристежка к железному кресту II класса.
  • Пристежка к железному кресту I класса.
  • Военный орден Немецкого креста I степени. Золотой крест 23 марта 1942 года.
  • Медали и кресты «За выслугу лет в вермахте» с IV по I класс. Третий Рейх.