Занятие на тему состав числа 8. III. Постановка учебной проблемы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

п. Горьковский

https://pandia.ru/text/78/060/images/image012_56.gif" width="76" height="99">

Во второй карточке необходимо заполнить таблицу.

КАРТОЧКА № 2

Учитель : Подумайте и обсудите в парах, с какой карточкой вы хотели бы работать.

Учитель : Проверяем работу. Поднимите руки те пары, которые выбрали первую карточку. Проверьте свою работу. (СЛАЙД 17) У кого все правильно, поднимаем руки. Молодцы! Поднимите руки те пары, которые выбрали первую карточку. Проверьте свою работу. (СЛАЙД 18) У кого все правильно, поднимаем руки. Молодцы

ФИЗМИНУТКА (упражнения для глаз) (СЛАЙД 19)

2) Самостоятельная работа

1 ребёнок выполняет тест на ноутбуке.

(Работа по вариантам: 1-2 рисунки – 1 вариант; 3-4 рисунки – 2 вариант)

Работа с учебником с. 80, № 179.

Учитель : Прочитайте задание. Внимательно рассмотрите рисунки? Чем будут похожи все составленные равенства?

Выполним работу по вариантам: 1-2 рисунки – 1 вариант; 3-4 рисунки – 2 вариант)

Проверка самостоятельной работы. (СЛАЙД 20)

3) Работа с геометрическим материалом. (СЛАЙД 21)

Перед вами помощник Дедушки Мороза.

Из каких геометрических фигур состоит снеговик?

4) Математические ребусы

(СЛАЙД 22) по2л

(СЛАЙД 23)

(СЛАЙД 24) ви3на

(СЛАЙД 25) 3буна

7. Подведение итога урока.

Ребята, вы хорошо потрудились и помогли Дедушке Морозу зажечь звезду на ёлочке. (СЛАЙД 26)

Что нового узнали на уроке?

Что было интересного?

Что показалось трудным?

Самооценка

Возьмите листочек шкалы СТАРАТЕЛЬНОСТИ и оцените свою работу на уроке. (СЛАЙД 27)

8. Домашнее задание:

Ребята, если у кого –то возникнет желание, вы можете придумать задание для одноклассников по составу числа 8.

Большое спасибо за работу на уроке.

Конспект открытого занятия по
формированию элементарных математических представлений
в подготовительной группе детского сада

Лексическая тема недели «Мебель»

Тема: Состав числа 8.

Программное содержание.

Цель: систематизировать знания о числе 8 и цифре 8;

Задачи:

Образовательные:

    Закрепить представления о составе числа 8, навыки счёта в пределах 8

    Учить раскладывать число 8 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число

    Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;

    Закрепить название геометрических фигур;

Развивающие:

    Развивать логическое мышление

    Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

    Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

    Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.

    Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя

    Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.

Приоритетная образовательная область: «Познание»

Задачи интегрируемых образовательных областей

Социально-коммуникативная

    развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление

    активизировать словарь детей

    воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Физическая

    продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе

Художественно-эстетическая

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приемы.

    художественное слово;

    вопросы к детям, ответы;

    самостоятельная работа на карточках;

    индивидуальные и хоровые ответы;

    счет вслух;

    работа с пособиями

    похвала детей.

Предварительная работа:

Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.

Материал к НОД : числовой ряд с цифрами от 1 до 10; простые карандаши по количеству детей, раздаточный материал по количеству детей, магниты для закрепления пособий, колокольчик, , рисунки с изображениями табуреток.,рисунки с изображениями камней от 1 до 10, рисунки с изображением мастеров, карточки со знаком “<”, “ >”, «=»., свёрнутые в комочек из бумаги предметы мебели.

Планируемые результаты: знают состав числа 8, умеют раскладывать число 8 на два меньших; решают задачи путем сложения и вычитания.

Ход занятия.

Организационный момент.

В. – Здравствуйте ребята

    Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

    Мы сегодня отправимся в гости к людям, которые изготавливают мебель. Готовы? Встали дружно.Сделали глубокий вдох.

Выполним мы упражния

Для быстрого передвижения

Ручками похлопаем раз-два-три

Ножками потопаем раз-два-три

Пошагаем друг за дружкой раз-два-три

И поскачем как лягушки раз-два-три

Пошагаем как медведи раз-два-три

Едем на велосипеде раз-два-три...

Подъехали к мастерской. Вход в неё завален камнями.
(На доске – изображение камней с числами от 1 до 10, на каждом камне записано по одному числу.)

Чтобы войти в замок, камни надо разобрать.Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 10).

Ребята, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

Какое число вы поставили между числами 7 и 9

Назовите соседей числа 6, 2,

Назови число, которое больше числа 3 на 1.

Назови число, которое больше числа 7 на 1.

(Дети поднимают карточки с цифрами).

Гимнастика для глаз.

1.Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз)

2.Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (3-4 раза)

3.Вращать глазами по кругу по 2-3 сук.(3-4 раза)

4.Быстро моргать (1 мин.)

5. Смотреть вдаль, сидя перед окном,(3-4 мин)

Мы справились с вами с заданием.. Навстречу нам выходят мастера. Они ждали нас и поэтому приготовили подарки. Первый мастер изготовил табуретку с 4-мя ножками, а другой -с тремя ножками.. Как вы думаете, кто больше времени затратил на изготовление табуреток, 1-ый или 2-ой мастер? Почему? Как мы можем узнать?

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре

Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку.

А в буфет поставим чашку

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть-чуть на стуле

А когда мы крепко спали

На кровати мы лежали

А потом мы с котом На доске выложен мостик из геометрических фигур:

Какие геометрические фигуры?

Какая фигура стоит по середине?

Какая фигура стоит между треугольником и квадратом?, овалом и кругом?

Назови фигуры, которые стоят после круга., перед квадратом.

Ребята, внимательно посмотрите на наш волшебный мостик и выложите на столе с помощью геометрических фигур такой же.

(воспитатель считает до 5-ти и закрывает геометрические фигуры на доске)

Молодцы ребята, Мы с вами вернулись из путешествия. И нас ждёт на столе каждого сюрприз.(на столе свёрнутые в комочек из бумаги предметы мебели.). Аккуратно разверните эти комочки и вы увидите, чтоже у вас останется на память от нашего путешествия.

Итог урока.

Ребята, вам понравилось сегодня наше путешествие? А какие задания вам показались самыми трудными? Мне очень понравилось как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Качульская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока по математике в 1 классе

Тема: Состав числа 8

подготовила

Турцина Надежда Сергеевна

учитель начальных классов

Урок по математике в 1 классе

Тема урока : Состав числа 8. Цель : - способствовать целостному восприятию состава числа 8. образовательные: знакомство учащихся с составом числа 8; создание условия для целостного восприятия состава числа 8; обобщение знаний учащихся о числе и цифре 8; развивающие: развитие творческого мышления; развитие познавательной активности учащихся; развитие творческого процесса познания; развитие связной речи; развитие произвольного внимания; развитие памяти, логического мышления воспитательные: воспитание интереса к математике; воспитание положительного и сознательного отношения к учёбе; воспитание любви к природе, бережное отношение к окружающему природному миру. Оборудование: Математика. 1 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2, – М.: Просвещение, 2010; геометрические фигуры для строительства теремка; буквы для составления слова «ТЕРЕМОК»; презентация; компьютер и проектор;

Ход урока:

    Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
Долгожданный наш звонок приглашает на урок - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу. -А что необходимо нам для успешной работы на уроке? (Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы) - Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. - Вы любите сказки? - А кто вам их читает? - А кто сам читает сказки?

II. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, сегодня на уроке я приглашаю Вас в гости в сказку. Эта сказка знакома всем с раннего детства. Название этой сказки вы узнаете, расположив числа в порядке возрастания.

    Что значит в порядке возрастания?

(От самого маленького числа к самому большому.)

На доске: (Слайд 2)

е о е р к Т м . 4 6 2 3 7 1 5 8 (на наборном полотне ребята из букв получают слово «Теремок») - Правильно, ребята, эта сказка - « Теремок».

    А поможет нам встретиться с героями сказки самое большое число в этой числовой цепочке.

    Назовите это число.(8) (слайд 3) На нашем уроке это число будет главным героем.

    Что вы можете рассказать об этом числе? (чётное, однозначное, предшествующее число 7 , последующее 9)

    Что мы уже знаем и умеем делать с числом 8? Считать до 8 Писать цифру 8 Сравнивать

Тема нашего урока состав числа 8

  • Пропуском в сказку для каждого из вас будет числовой ряд, записать который нам поможет наша знакомая цифра 8.Обратите внимание на правильное написание этой цифры. (слайд 4)

III. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания .

8 88 888 …

Найдите закономерность, и продолжите числовой ряд. (Учитель может назвать полученные числа)

    Молодцы! Все прекрасно справились с заданием.

А это значит, что вас ждёт сказка…… (звучит музыка..) (слайд 5) Жила – была лягушка. Жила она в мокром болоте, комаров ловила. И вот в один прекрасный день решила она построить себе большой, светлый, просторный дом. Составила проект. Вот он. 2 . Закрепление знаний о геометрических фигурах

Геометрическое задание.

- Назовите, какие геометрические фигуры использовала лягушка? 3 . Устный счёт - Игра «Строители» (Коллективная работа). А теперь давайте поможем лягушке построить этот дом . Его мы будем строить из деталей, я называю вам выражение, вы должны найти его значение, а так же деталь с таким номером. Начинаем строить. Проект дома перед вашими глазами. Будьте внимательны.
    К 3 прибавить 2 1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 3. Найти сумму. Уменьшите 6 на 5 Увеличьте 6 на 2 Я задумала число. К нему прибавила 3 и получила 5. Какое число я задумала? От 7 отнять 4 Я задумала число, от него отняла 1, получила 3.Какое число я задумала?

(дети находят нужные детали по номерам и согласно проекту «строят» дом) Молодцы! Помогли лягушке. Посмотрите, какой красивый дом у неё получился. Стала она в нём жить да поживать. (слайд 6) Пробегал как – то зайка – побегайка. Увидел Теремок, подошёл к нему и спрашивает:

    Кто- кто в Теремочке живёт? Кто – кто в невысоком живёт?

    Как вы думаете, что ответила ему лягушка? (Дети вспоминают слова из сказки) ………………………………………………

IV . Работа над новой темой «состав числа 8».

Стали они жить вдвоём. Зайка решил в огороде помидоры выращивать . (слайд 7) Посмотрите, какие замечательные плоды он вырастил.

    Сколько помидоров выросло на грядке? (8)

Собрал зайка урожай и решил разложить его в корзинки.

1.Практическая работа по усвоению нового материала. (Работа в группах по 4 человека)

    Помогите зайке разложить помидоры в 2 корзинки разными способами.

(предлагаются различные варианты сложности каждой группе) Раздаются числа: 1 группе число 7, 2- ой -6, 3-ей – 5, 4-ой -4, 5-ой -3 На примерах, 5 –ой и 3 –ей группах вспомнить переместительный закон: 5+3=8 и 3+5 =8 Ребята, чтобы зайка ничего не забыл, предлагаю все пары чисел, которые составляют число 8 записать в таблицу. -Проверяем.(дети от каждой пары по одному вывешивают на доску примеры с ответом 8) 4+4 2+6 5+3 7+1 -Посмотрите получилось много равенств. Математика –наука точная, она любит порядок. Давайте и мы в этих выражениях наведём порядок -Проверяем: 1+7 3+5 5+3 4+4 6+2 2. Заполнение таблицы (коллективная работа): 8 Ребята, посмотрите какое чудо произошло (слайд 8) – вы сами узнали состав числа 8. Хоровое проговаривание состава 8. -А для чего нам это надо знать? (чтобы научиться решать примеры на + и – . Вот этим мы сейчас и далее займёмся, продолжая знакомиться с героями сказки.
V . Закрепление знаний состава числа.-А как же жили герои в своём теремке? (слайд 9) (выполняют задание 4) -На какие группы можно их разбить? (сумма и разность,сравнение…) -Найдите сумму и разность. VI . Итак у нас сейчас физкультминутка Наклонились ну-ка, ну-ка Распрямились, потянулись А теперь назад вернулись. Разминаем руки, плечи Чтоб сидеть нам было легче Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже Так давайте ей поможем Вправо, влево, раз и два Думай, думай голова. Хоть зарядка коротка Отдохнули мы слегка. Жили лягушка – квакушка и зайчик очень дружно , друг другу помогали. Один раз проходил мимо ёжик – ни головы, ни ножек. (слайд 10) Увидел Теремок, решил постучать

    Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

    Что ему ответили?..............................................................

(Слайд 11) Стали они жить втроём. Лягушка по хозяйству хлопотала, зайка в огороде работал, а ёжик по лесу гулял: грибы, ягоды собирал.. А ещё ёжик стал на клумбе цветы выращивать. Посмотрите, как это здорово у него получилось.(слайд 12) VI . Подготовка к решению задач. (cлайд 13)8 -5 =

5 +3=

8 -3 =

Попробуйте найти выражение, к какому из условий относится решение задачи. Ответь на вопрос каждой задачи. На одной клумбе у лисы выросло 5 цветов, а на другой 3. Сколько цветов выросло на двух клумбах? На клумбе у лисы выросло 8 цветов. 3 цветка она подарила лягушке, а остальные зайчику. Сколько цветов она подарила зайчику? На клумбе у лисы выросло 8 цветов. Она поставила их в две вазы. В первой вазе оказалось 5 цветов. Сколько цветов было во второй вазе?

Логическое задание.

(Слайд 14) А ещё наш ёжик любил по лесу ходить: грибы, ягоды собирать. Идёт раз ёжик по лесу, а навстречу ему лиса.

    Здравствуй ёжик! Куда путь держишь?

    Рассказал ёжик про Теремок. Понравился лисе рассказ. Решила она тоже в Теремочке поселиться.

    Скажи,ёжик, а как пройти к Теремочку?

А ёжик был хитрый и говорит: Пойдёшь, лиса, прямо, выйдешь на поляну, там растут 3 дерева. Ёлка ниже берёзы, а берёза ниже дуба. Так вот, за самым высоким деревом и наш Теремок увидишь Задумалась лиса. Давайте поможем ей Теремок отыскать. За каким деревом был теремок? (За дубом) (Слайд 15) Нашла лиса Теремок, стали они жить впятером. Каждый занимался своим делом: лягушка по хозяйству хлопотала, зайка в огороде работал, а ёжик цветы выращивал. А лиса очень любила по лесу гулять, да задачки решать . (Слайд 16) Давайте познакомимся с задачей, которую решает лисичка. Да не может справиться. Подарил утятам ёжик восемь кожаных сапожек. Кто ответит из ребят, сколько было всех утят? VII . Проверка полученных знаний1.С составом какого числа мы познакомились? 4 5 Соедините пары чисел красным карандашом, сумма которых равна 8 3 6 1 2 - У кого всё верно? Взаимопроверка. -У кого ошибка? Оцените друг друга. 2.Самостоятельная работа на закрепление состава числа 8. (Работа на карточках) Из каких двух чисел состоит число 8? Рассмотри пары схем. Какого числа не хватает во 2 схеме? 8=7+1 8=1+… 8=6+2 8=2+… 8=5+3 8=3+… 8=4+4 8=4+… VIII . Домашнее задание1.Выучить состав числа 8 - И для вас, ребята, Лисичка оставила задание, которое она советует выполнить вместе с родителями. Это математические ребусы. (Каждый ребёнок получает карточку с ребусами) (Слайд № 17) -Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. - Закрываем глазки, улетаем мы из сказки Раз, два, три, четыре, пять в класс вернёмся мы опять . IX . Итог урока. Рефлексия. -Ребята, получилась у нас сказка? - Что нового для вас было на уроке? (Познакомились с составом числа 8 ; вспоминали, как сравниваются числа, учились правильно находить сложение и вычитание чисел, учились по проекту строить дом).

Для чего нужно знать состав числа 8? (Состав числа нужно хорошо знать для того, чтобы не ошибиться при сложении и вычитании чисел)

Как вы думаете, справились мы со своей задачей?

8 довольна? А вы?

-Продолжите предложения: -Было интересно…. -Было трудно….. -У меня получилось… А теперь возьмите солнышко, соответствующее вашему пониманию на уроке:

урок вам понравился, Вы хорошо запомнили состав числа 8 и можете помочь другим

вы считаете, что знаете состав числа 8, но вам еще нужна помощь.

урок вам не понравился, вы считаете, что на уроке было трудно

Давайте скажем друг другу СПАСИБО.

С каким настроением вы заканчиваете урок?

На листочке нарисованы личики, но у них нет ротика:

Если вы хорошо запомнили состав числа 8, то дорисуйте улыбочку

Если не уверенны, то прямой ротик

Вы сегодня МОЛОДЦЫ! Всё сумели! Всё смогли!

Спасибо за урок!

Список использованной литературы

    Печатные пособия.
    Математика. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч., М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение, 2011.

    Поурочные разработки по «Математике» для 1 класса, авт. Е.П. Сефилова, Е.А. Поторочина, издательство «Вако» Москва, 2003.

    Информационно- коммуникативные средства. Интернет ресурсы.

Осьмакова Марина Васильевна,

Адмнистратор сайта

"Детские сады Тюменской области"

Программное содержание:

1) Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8.

2) Познакомить с составом числа 8 из единиц

3) Учить раскладывать число 8 на два меньших, а из двух меньших чисел составлять большее.

4) Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7

1) Учить обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.

2) Учить грамотно использовать в речи математические термины.

1) Продолжать развивать способности к предметному и графическому моделированию, символизации; вариативность мышления.

2) Формировать общеучебные умения и навыки: с овершенствовать умение выполнять задания по плану воспитателя, указаниям в рабочей тетради.

Материалы к занятию :

Демонстрационный - таблички с семью квадратами красного и 1синего цвета; 7 х7 см; числовые выражения на А4: 1+6=7 6+1=7 7-1=6 7- 6=1; числовой отрезок; цифра 8; демонстрационные кости домино; Таблица №1;

Раздаточный - Палочки Х.Кюизенера на каждый стол; фломастеры или цветные карандаши; рабочие тетради.

Методические приемы:

  1. Задача 4,1

На доске выставлен ряда квадратов: 1 синий и 6 красных.

Детям предлагается сосчитать все квадраты, квадраты каждого цвета. Составить все варианты равенств. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру "День - ночь". Синий квадрат заменяется на красный. Добавляется 1 красный квадрат. Дети рассказывают, как получили число 8.

  1. Задача 1

Воспитатель вывешивает на доску карточку с изображением цифры 8.

Дети рассказывают, на что похожа цифра 8. Затем дети читают стихотворения о цифре 8.

  1. Задача 2,3

На столах коробки с палочками Кюизенера. Детям предлагается достать палочку, которая обозначает число 8. Достать столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой. В числе 8 – 8 единиц. Приложить такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке. Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 8 и запись соответствующих числовых выражений.

Физминутка

Задача 1

  1. Работа в тетрадях. № 1, стр. 28.Закрепление представлений о числе 8 и цифре 8. Использование числового отрезка для присчитывания единицы к числу 7. Как из точки 7 попасть в точку 8? Воспитатель показывает это стрелкой на демонстрационном числовом отрезке.

Рассматривание костей домино. На какие две части разбили 8 точек? Из каких двух чисел составлено число 8?

Задача 1

  1. Рассматривание рисунков №2 стр. 28. В каких рисунках спряталась цифра 8? Детям предлагается обвести красным фломастером цифры 8, которые спрятались в рисунках.

Задача 1

  1. Детям предлагается встать около столов, выполнить формообразующие движения рукой, ногой, головой: Как Буратино напишет цифру 8 своим носом? Как ее пишет дирижер, футболист?

Задача 2

  1. Объяснение домашнего задания: №3 стр.28. Из каких частей составлено число 8? Какие выражения можно составить по рисункам?
  2. Итог занятия

Ход занятия:

1) Повторение состава числа 7.

На доске выставлен ряда квадратов:

Посмотрите на доску.

Сколько всего квадратов? красных квадратов, синих квадратов? (7, 6 красных и 1 синий)

Каким по порядку стоит синий квадрат?(третьим)

На какие группы можно разбить квадраты? (на красные и синие).

Какие равенства можно составить?

(1+6=7 6+1=7 7-1=6 7- 6=1)

(вывешиваются числовые выражения)

2) Образование числа 8.

Давайте поиграем в игру "День - ночь". Запомните эти квадратики.

Ночью, пока все спят, происходят разные чудеса. Посмотрим, что произойдет. --Ночь! Дети "засыпают". Воспитатель меняет синий квадрат на красный.

Что изменилось? (Теперь все квадраты стали красными. Стало 7 красных квадратов).

Ночь! Дети "засыпают". Добавляет в 1-й ряд 1 красный квадрат.

Что изменилось? (появился красный квадрат.)

Сколько квадратов стало в 1-м ряду? (8)

Как получили 8 квадратов? (К 7 квадратам прибавили еще 1 квадрат. Получилось 8 квадратов)

- Как получилось число 8?

- (7 + 1=8)

3) Цифра 8.

Воспитатель вывешивает карточку с изображением цифры 8.

На что похожа цифра 8?

Дети читают стихотворения о цифре 8:

У восьмерки два кольца Цифра восемь так вкусна:

Без начала и конца. Из двух бубликов она.

(С. Маршак) (Г. Виеру)

К этой цифре ты привык. Цифра восемь плюс крючки -

Цифра 8 - снеговик... Получаются очки...

(В. Бакалдин) (Ф. Дагларджа)

3) Состав числа 8.

Ребята, откройте коробочки с цветными счетными палочками.

Достаньте палочку, которая обозначает число 8.

Какого цвета эта палочка? (Бордовая).

А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой.

Сколько белых палочек лежит на бордовой палочке? (8 белых палочек).

Да, правильно. В числе 8 – 8 единиц . Давайте назовем их: (1,1,1,1,1,1,1 и 1).

А теперь подумайте и приложите такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.

Какого цвета эти палочки?

Это могут быть палочки таких двух цветов как: белого и черного; розового и и фиолетового; голубого и желтого; 2 красных палочки.

Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары. Вот, какой получился красивый ковер!

Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 8 .

Давайте еще раз их назовем.

Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 8.

Белая палочка обозначает число 1, а черная – число 7. Значит 8 это 1 и 7.

Розовая палочка обозначает число 2, а фиолетовая – число 6. Значит 8 это 2 и 6.

Голубая палочка обозначает число 3 , а желтая – число 5. Значит 8 – это 3 и 5.

Красные палочки обозначают число 4. Значит 8 это 4 и 4.

Воспитатель рядом со своими палочками прикладывает записи числовых выражений Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 8 .

Таблица1

На демонстрационной доске до конца занятия остаются эти записи.

Физкультминутка: "Зарядка".

Раз - согнуться, разогнуться.

Два - нагнуться, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

III. Закрепление представлений о числе 8 и цифре 8.

Тетрадь № 1, стр. 28.

а) - Рассмотрите ряд чисел.

На сколько каждое новое число больше предыдущего? (На 1)

Посмотрите на числовой отрезок. Как из точки 7 попасть в точку 8? (Надо сделать 1 шаг вправо, то есть прибавить 1, увеличить на 1.)

Воспитатель показывает это стрелкой на демонстрационном числовом отрезке.

б) - Рассмотрите кости домино. На какие две части разбили 8 точек?

(б + 2. 5 + 3, 4 + 4.)

Что получится, если кости перевернуть, чтобы правая половинка стала левой, а левая - правой? (2 + б, 3 + 5, 4 + 4.)

А каких двух чисел из состава 8 не встречается на костях домино? (7 и 1.)

При затруднении обратиться к цветным палочкам, на доске.

Кто знает, как называется восьмой месяц года? У кого в этом месяце день рождения?

2) № 2, стр. 28.

Посмотрите на рисунки. Наша восьмерка очень рада, что нашла

своих друзей:

Я так мила, я так кругла,

Я состою из двух кружочков,

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы, дружочков.

Почему восьмерка так обрадовалась мишке и мышке, матрешке и зайке, грибку и груше? (Все они напоминают восьмерку.)

А теперь встаньте около своих столов.

Как Буратино напишет цифру 8 своим носом? Как ее пишет дирижер, футболист? Сядьте.

Обведите по той же траектории красным фломастером цифры 8, которые спрятались в рисунках

3) № 3, стр. 28.

Молодцы, ребята! Восьмерка очень рада знакомству с вами. Но она не уверена, запомнили ли вы, из каких двух чисел можно составить число 8.

Посмотрите на задание №3 про горошины. Дома вы будете дорисовывать их так, как написано в задании.

* Если же останется время, то задание выполняется на занятии.

Сколько горошин на 1 -м рисунке? (8)

Из каких частей составлено число 8? (7 горошин зеленых, а 1 -желтая.)

Какое выражение можно составить по этому рисунку? (7 + 1.) Что обозначает первое слагаемое? (Число зеленых горошин.) Второе слагаемое? (Число желтых горошин.)

В стручках гороха должно быть по 8 горошин. Все ли горошины нарисованы? (Нет. На остапьных рисунках горошин не хватает.)

Дорисуйте их желтым цветом и запишите выражения под рисунками. Расскажите, как вы будете выполнять задание.

1-й ребенок:

Во втором стручке 6 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 2 желтые горошины: 6 + 2.

2-й ребенок:

В третьем стручке 5 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 3 желтые горошины: 5 + 3

3-й ребенок:

В последнем стручке 4 зеленые горошины. До восьми не хватает еще 4 желтых горошин: 4 + 4.

По мере выполнения задания на демонстрационной доске появляются записи:

7+1 6 + 2 5+3 4+4

Обобщение:

Молодцы! Спасибо! Из каких же двух чисел можно получить число 8?

(7 + 1, 6 + 2, 5 + 3, 4 + 4.)

Итог занятия

С каким числом мы сегодня познакомились?

Как его получили?

На что похожа цифра 8?

Мне кажется, восьмерка будет рада, если вы придумаете и скажете мне на прогулке другие предметы, в которых она спряталась.

Какое задание вам понравилось больше всего?

Какое задание было трудным?

Оценка работы детей на занятии:

Мне понравилось, как внимательно меня слушали….

Правильно отвечали….

Придумывали, как составить число 8 из цветных палочек….

Аккуратно работали в тетради….

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Старшая группа.

ОО «Познавательное развитие»: ФЭМП.

Тема: Количественный состав числа 3 из единиц. Цифра 8.

Программное содержание

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

Познакомить с цифрой 8.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Счетная лесенка, лисенок, медвежонок, зайчонок; предметы разной формы (по количеству детей).

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, плоские или объемные геометрические фигуры (по количеству детей), разноцветные листы бумаги квадратной формы, снежинки (по 10 штук для каждого ребенка).

Ход НОД.

I. Организационно-побудительный этап.

Игровое упражнение «Составим число».

На счетной лесенке выставлены 3 игрушки: лисенок, медвежонок, зайчонок.

Какие игрушки вы видите?

Сколько всего игрушек?

Сколько и каких игрушек вы видите? (Один лисенок, один медвежонок, один зайчонок.)

- Как вы составили число три? (Из единиц: один, ещё один и ещё один – будет число три.)

II. Основная часть.

Работа с раздаточным материалом.

Составьте число три с помощью разных геометрических фигур. При этом ни одна геометрическая фигура не должна повторяться дважды.

Сколько всего геометрических фигур?

Сколько и каких геометрических фигур вы взяли? Как вы составили число три?

Один, один и ещё один, будет три.

Динамическая пауза . Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

Какие геометрические фигуры вы знаете?

Назовите сначала только плоские геометрические фигуры.

Назовите только объемные фигуры.

Возьмите по одной фигуре. Найдите в группе предметы, форма которых похожа на вашу геометрическую фигуру.

Расскажите о форме своего предмета, сравнивая его с фигурой. (Я нашел салфетку квадратной формы. У нее тоже четыре угла и четыре стороны, как у квадрата. Я нашёл тарелку, она такой же круглой формы, у неё нет углов.)

Игровое упражнение «Приготовим снежинки для салфеточки».

Ребята, отсчитайте на доске 7 снежинок.

Какой цифрой можно обозначить число 7. Вызванный ребенок находит и выкладывает карточку с цифрой 7. Дети находят ее у себя.

К семи снежинкам добавьте еще одну и сосчитайте, сколько стало снежинок.

Какой цифрой можно обозначить число 8.

Показываю карточку с цифрой 8. Дети находят ее у себя и обводят по контуру.

Какое число обозначает цифра восемь? На что она похожа?

«У восьмёрки два кружка.

Нарисуй снеговика:

На одном кружке - другой.

Цифра восемь пред тобой!»

(Гольцевой А.)

Цифру восемь, цифру восемь

На носу всегда мы носим,

Цифра восемь плюс крючки -

Получаются ….(очки).

Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно».

У детей квадратные листы бумаги разного цвета.

Украсьте салфетки снежинками:

«Одну снежинку положите посредине салфетки. Одну снежинку положите в верхний левый угол. Одну снежинку - в нижний левый угол», и так далее. После выполнения каждого задания уточняю: «Где положили снежинку?»

III. Заключительная часть.

Что мы с вами сегодня делали?
- Во что играли?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какой цифрой обозначают число 8?
- Какое число стоит перед числом 8?

Молодцы, ребята!