Земля франца иосифа


Земля Франца-Иосифа, острова которой (а всего их 192) имеют общую площадь 16 134 кв. км, расположена в Ледовитом океане. Основная часть арктической территории входит в состав Приморского Географически она поделена на 3 большие части: восточную, центральную и западную. Первая включает в себя острова Земля Вильчека (2 тыс. кв. км) и Грэам-Белл (1,7 тыс. кв. км). Они отделены от остальных Австрийским проливом. Наиболее крупная по количеству расположена в центральной части. Ее омывает Британский канал и Австрийский пролив. В состав западной области входит всего альянса - Земля Георга площадью 2,9 тыс. кв. км. Земля Франца-Иосифа в большей своей части имеет равнинную, платообразную поверхность. Её средняя высота достигает 400-490 м, а наивысшая точка - 620 м.

Обнаружение

Существование группы островов к востоку от Шпицбергена предрекал не один великий отечественный ученый: сначала Ломоносов, а следом за ним Шиллинг и Кропоткин. Причем последний в 1871 году представил в Русское географическое общество свой план экспедиции для их исследования, однако правительство отказалось выделить средства. Архипелаг Земля Франца-Иосифа был открыт лишь по воле случая. Это произошло, когда австро-венгерская экспедиция под началом Ю. Пайера и К. Вейпрехта отправились в 1872 г. на освоение Северо-Восточного прохода. Однако их судно оказалось зажато льдами, и постепенно оно относилось на запад от Новой Земли. В 1873 г., 30 августа, шхуна "Адмирал Тегетгофф" причалила к берегам неизвестной суши. В то же самое время Пайером и Вейпрехтом были обследованы её северная и южная окраины. До этого то, где находится Земля Франца-Иосифа, было никому не известно. В апреле 1874 г. Пайеру удалось достигнуть пункта с координатой 82°5" северной широты. Он же составил предварительную схему найденного архипелага. В то время исследователям казалось, что он состоит из ряда крупных участков. Открытая земля получила имя прославившегося Франца Иосифа I, австрийского императора.

Освоение

В 1873 г. Пайером и Вейпрехтом была исследована южная часть территории, а весной 1874-го они пересекли ее поперек с юга на север на ездовых нартах. Тогда же впервые была схематично изображена Земля Франца-Иосифа. Карта, как оказалось в дальнейшем, имела много погрешностей. В 1881-1882 гг. открытую территорию на яхте "Эйра" посетил шотландец Б. Л. Смит. А в 1895-1897 гг. английским географом Фредериком Джексоном было проведено множество важных обследований юго-западной, средней и южной частей альянса. Впоследствии оказалось, что группа состоит из намного большего числа островов, чем предполагалось. Однако они были менее значительны по размерам по сравнению с обозначениями на карте Пайера.

Примерно в этот же период времени северо-восточную и среднюю часть архипелага посетили Нансен и Йохансен. В июне 1896-го норвежец Нансен случайно обнаружил на о. Нортбрук зимовку Фредерика Джексона. Летом 1901-го юго-западные и южные берега островов посетил и провел их обследование вице-адмирал С. О. Макаров. В ходе работы был установлен примерный размер всей территории. Затем в 1901-1902 гг. исследовательские труды продолжали вести американские ученые Болдуин и Циглер. Вслед за ними с 1903 по 1905 гг. с целью добраться до полюса по льдам была организована новая экспедиция. Ею руководили Циглер и Фиал. В период с 1913-го по 1914-й в бухте Тихая у острова Гукера работу вела группа географов Г. Я. Седова. Летом 1914-го последние оставшиеся в живых члены экспедиции Брусилова - Альбанов и Конрад - сумели дойти до старой базы Джексона-Хармсворта. Она располагалась на мысе Флора о. Нортбрук. Там географы были спасены зашедшей шхуной "Святой Фока".

Присоединение к России и дальнейшее освоение

В 1914 г. в поисках группы Г. Я. Седова острова посетила экспедиция под началом Ислямова. Он же объявил местность частью территории России и поднял флаг. В 1929 г. в бухте Тихая о. Гукера советскими учеными была открыта первая научно-исследовательская станция. Благодаря ей Земля Франца-Иосифа с тех пор стала ежегодно принимать советские полярные экспедиции. В 50-х гг. ХХ столетия были реорганизованы подразделения ПВО. Одно из них приняла Земля Франца-Иосифа. Военная база находилась на о. Грэам-Белл. Здесь расположились 30-я отдельная радиолокационная рота и отдельная авиакомендатура. Последняя обслуживала ледовый аэродром. Но это не все стратегические объекты, которыми располагала Земля Франца-Иосифа. Остров Александры принимал 31-ю отдельную радиолокационную роту "Нугарская". Эти подразделения относились к самым северным войсковым частям Советского Союза. В начале 90-х гг. они были ликвидированы. В 2008 г. в ходе исследований на атомном ледоколе под названием "Ямал" была обнаружена отделившаяся от о. Нортбрук часть суши. В честь арктического капитана ей было присвоено имя Юрия Кучиева. 10 сентября 2012 г. экспедицией ААНИИ на атомном ледоколе "Россия" была открыта еще одна отделившаяся часть от о. Нортбрук.

Численность населения

На Земле Франца-Иосифа отсутствуют муниципальные образования и постоянно проживающие жители. Временный состав населения включает в себя пограничников ФСБ, сотрудников научно-исследовательских станций. Периодически здесь проживают также военнослужащие части ПВО. Они осуществляют противоракетную оборону северного направления России. По сообщениям прессы, в 2005 г. на территории острове Хейса было открыто самое крайнее отделение почты "Архангельск 163100". Время его работы должно было составлять всего 1 час, с 10 до 11 ч со вторника до пятницы. По данным на сентябрь 2013 г., под индексом 163100 числится почтовое отделение "Архангельск" (о. Хейса, Земля Франца-Иосифа). Его график работы - с 10 до 11 ч каждую среду.

Ледники

Ими покрыта большая часть поверхности архипелага (87%). Мощность варьируется от 100 до 500 м. Из спускающихся в море ледников впоследствии образуются айсберги. В большей степени обледенению подвержены восточная и юго-восточная части всей территории. Новые образования появляются лишь на самых вершинах ледниковых щитов. При этом по результатам проводимых исследований покров Земли Франца-Иосифа очень быстро сокращается. В случае если наблюдающийся темп его разрушения останется прежним, оледенение территории спустя 300 лет может навсегда исчезнуть.

Земля Франца-Иосифа. Горячо, холодно?

На группу островов распространяется типично арктический климат. Средняя годовая температура на о. Рудольфа достигает -12°C. В июле в бухте Тихая острова Гукера воздух прогревается до -1,2°C, а на о-ве Хейса, где расположена обсерватория им. Кренкеля (самая северная метеорологическая станция в мире), - до +1,6°C. Средняя температура в январе примерно -24°C, а самая низкая достигает отметки до -52°C. Максимальные порывы ветра - 40 м/сек. В зоне скопления ледниковых щитов выпадает в среднем от 250 до 550 мм осадков ежегодно.

Флора и фауна Арктики

В растительном покрове архипелага преобладают мхи и лишайники. Встречаются также крупки, камнеломки и полярный мак. Среди млекопитающих можно увидеть белого медведя. Реже попадается белый песец. В прибрежных водах обитают морж, белуха, нарвал, морской заяц и нерпа. Богаче представлены в фауне архипелага птицы - насчитывается всего 26 видов крылатых. Среди них чистики, обыкновенная моевка, кайры, белая чайка, люрики, бургомистр и др. Летом они образуют птичьи базары.

Туристические поездки на Северный полюс

Сколько стоит круиз на архипелаг Земля Франца-Иосифа? Туры в Арктику можно приобрести по стоимости 875 076 руб. ($ 24 995). Да, очень дорогое удовольствие! Путевка может включать путешествие с экспедиционной командой в заказник "Земля Франца-Иосифа". Несомненно, это один из самых необычных и люксовых вариантов отдыха. Экскурсионная программа предлагает своим гостям достигнуть "Вершины мира" - 90 градусов с. ш. на борту самого мощного в мире атомного ледокола "50 лет Победы". Покорение ледяных просторов завершается полярным барбекю на ледяном покрове, веселым "кругосветным" хороводом и купанием в Северном Ледовитом океане. На обратном пути путешественникам будут предложены вертолетные экскурсии на острова архипелага, невероятная панорама которых обязательно покорит своей красотой. В 540 милях до Северного полюса находится место обитания огромного количества тюленей, арктических птиц, моржей и белых медведей. В случае планирования подобной туристической поездки следует учитывать тот факт, что путешествие проходит в труднодоступной, малоизученной и отдаленной части земного шара. Как следствие, маршрут программы можно рассматривать лишь как общий, ознакомительный план экспедиции, поскольку под воздействием таких внешних факторов, как ледовая обстановка, погода и др. он может измениться. Как показывает десятилетняя практика, ни один экспедиционный тур в Арктику не повторяет в точности предыдущий. Природа Северного полюса вносит свои коррективы. В этом и заключается особенность и специфика экспедиционных круизов.

Общий план путешествия

День 1

Прибытие в г. Мурманск, посадка на ледокол. У причала в ожидании того, когда группа путешественников поднимется на борт, стоит самый мощный в мире атомный ледокол с лиричным названием "50 лет Победы". Спустя некоторое время судно покинет Большую землю и отправится навстречу новым впечатлениям, проходя мимо

День 2

В Баренцевом море. Неотъемлемая часть каждой экспедиции - подготовка пассажиров к особенностям необычного путешествия. Члены организационной команды ознакомят отдыхающих с правилами безопасности на борту судна и вертолета, а также расскажут обо всех нюансах, связанных с осуществлением высадки на берег в Арктике.

День 3-5

Прямой курс на Арктику. Три последующих насыщенных дня, проведенных на судне, познакомят пассажиров с интересными историческими фактами и удивительной природой этого края.

День 6

Прибытие на Северный полюс. На подходе к пункту назначения капитан медленными четкими маневрами подведет ледокол к заветной координате - 90° северной широты. После остановки судна отдыхающие спустятся на подходящую льдину и проведут уже ставший традиционным обряд "кругосветного шествия". Затем следует очередной интересный ритуал - путешественникам предложат написать записки, которые впоследствии помещают в металлические капсулы и погружают в пучину Северного Ледовитого океана.

День 7-9

Пункт назначения - Земля Франца-Иосифа. Несмотря на то что основная задача экспедиции уже выполнена, путешественников по-прежнему будет ожидать много интересных, впечатляющих событий. Хорошо сохранившиеся постройки позволяют отследить важнейшие исторические события, происходившие на архипелаге много лет тому назад. Среди них стоит отметить домик на о. Белл, построенный в 1881 г. участниками экспедиции Ли Смита, и развалины старого лагеря на о. Нортбрук. Именно там в 1896 г. произошла знаменательная встреча Нансена и Джексона. Также стоит посетить мыс Норвегия, где на протяжении долгих 7 месяцев вели совместную исследовательскую работу Нансен Ф. и Йохансен; почтить память ученого Г. Я. Седова, образ которого стал прототипом главного героя при создании романа "Два капитана" Каверина. Первозданные просторы Арктики и своеобразность пейзажей дарит своим гостям Земля Франца-Иосифа. Фото, сделанные в этой местности, неизменно поражают своей уникальностью и красотой. Ледники, напоминающие лунные кратеры, в сочетании с разноцветными коврами мхов и яркими цветами маков создают удивительную, непередаваемую атмосферу гармонии. Обязательной составляющей арктического ландшафта также являются многотысячные птичьи базары и лежбища моржей, заполняющие прибрежный горизонт архипелага Земля Франца-Иосифа. Фото на лоне полярной природы позволит запечатлеть уникальный момент в жизни и сохранить его в памяти на долгие годы.

День 10-11

В Баренцевом море. Самое время для возвращения в г. Мурманск. На обратном пути капитан пригласит путешественников на ужин в свои апартаменты. Там пассажиры смогут отдохнуть в интересной компании и послушать занимательные реальные истории о службе на ледоколе из первоисточника.

Что включено в общую стоимость тура

  • Путешествие на борту ледокола "50 лет Победы".
  • Плановые групповые экскурсии. В них входят все береговые поездки, посещения мест исторической значимости и другие мероприятия на вертолетах.
  • Экскурсии на зодиаках (по решению экспедиционного лидера в связи с ухудшением погодных условий могут быть отменены).
  • Программа лекций, подготовленная известными натуралистами и специалистами региона.
  • Четырехразовое питание (в том числе свежая выпечка на полдник); кофе и легкие закуски в течение дня; питьевая вода.
  • Резиновые сапоги в аренду на время круиза.
  • Информационные материалы для ознакомления и экспедиционный дневник с фотографиями на DVD.
  • Почтовые сборы и технические расходы.
  • Специальная куртка для экспедиции.
  • Медицинская страховка от несчастных случаев на борту судна.

Земля Фра́нца-Ио́сифа — архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области. Состоит из 192 островов, общая площадь 16 134 км².

Снимок архипелага со спутника Терра:

Существование этих островов к востоку от Шпицбергена предсказывал ещё Ломоносов, позднее — Шиллинг и Кропоткин. Последний даже представил в Русском Географическом обществе в 1871 году свой проект экспедиции для их исследования, однако правительство отказало ему в средствах.

Открыт совершенно случайно: австро-венгерская экспедиция под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетгофф» (нем. Admiral Tegetthoff ), отправившаяся в 1872 г. для открытия Северо-Восточного прохода, была затёрта льдами к северо-западу от Новой Земли и затем, постепенно уносимая ими к западу, 30 августа 1873 года принесена была к берегам неизвестной земли, которая и была тогда же Вейпрехтом и Пайером обследована, насколько было возможно к северу и вдоль южной её окраины.

Карл Вейпрехт (Carl Weyprecht) (1838—1881) — австрийский морской офицер, исследователь Арктики и геофизик.

Ю́лиус Иога́ннес Людо́викус фон Па́йер (нем. Julius Johannes Ludovicus von Payer ), более известен как Ю́лиус Па́йер (1 сентября 1842, Шёнау, ныне Те́плице — 30 августа 1915, Фельдес, теперь Блед, Югославия) — австро-венгерский исследователь Арктики. Своё путешествие по Арктике Пайер описал в книге «725 дней во льдах Арктики» (1876 год; переведена на русский в 1935 году).

Пайеру удалось достигнуть 82°5" с.ш. (в апреле 1874 г.) и составить карту этого обширного архипелага, казавшегося первым исследователям состоящим из ряда обширных островов. Австрийские путешественники дали новооткрытой земле имя австро-венгерского императора Франца Иосифа I.

Фра́нц Ио́сиф I — император Австрийской империи и король Богемии со 2 декабря 1848 года, апостолический король Венгрии со 2 декабря 1848 по 14 апреля 1849 года (1-й раз) и с 13 августа 1849 (2-й раз). С 15 марта 1867 года — глава двуединого государства — Австро-Венгерской монархии. Правил 68 лет, его царствование стало эпохой в истории народов, входивших в Дунайскую монархию.

Фотографии и текст Дмитрия Черкасова

Земля Франца Иосифа — это архипелаг островов в Баренцевом море на самом севере России. Всего архипелаг состоит из 192 островов. Мне довелось посетить это место во время экспедиции на Северный Полюс на борту атомного ледокола «50 лет Победы».

Несмотря на середину лета уже через день после нашего отхода из порта Мурманска нам начали попадаться льдины:

Совсем скоро отдельные льдины сменились целыми ледовыми полями. Начали попадаться небольшие айсберги:

Именно в этом районе мы встретили первых белых медведей. Это не удивительно. Такое сочетание льда, суши и воды — идеальная среда обитания для этого полярного хищника.

Основная добыча белого медведя это нерпа. Выслеживает он ее в основном по запаху. Очень часто нерпа прячется в вымоинах в толще льда. Показываться на поверхности слишком часто она не рискует. Белый медведь выследив нерпу со всей силы передними лапами пробивает лед и затем пытается вытащить ее наружу. Этот мишка явно опоздал. Кто-то более удачливый уже расправился с тюленем.

Доверяя своему носу, белые медведи способны забираться далеко на север от ближайшей земли. У них нет естественных врагов. Они не социальные животные и предпочитают жить в одиночестве. Единственное исключение — это мамы с маленькими медвежатами. Мать не только кормит медвежонка вначале его жизни, но и защищает от взрослых самцов. Время от времени они нападают на медвежат.

Хотя они способны преодолевать десятки километров по ледяной пустыне, все же излюбленным местом обитания для них является сочетание земли, ледяных полей и отрытой воды. Медведи отлично плавают в воде, но лишний раз предпочитают туда не соваться. Мелкие трещины во льду они могут легко перепрыгнуть.

После удачной охоты медведь способен неделями не есть. Поэтому насыщаются они впрок. Только что пообедавшего медведя можно легко узнать по огромному брюху:

Из-за того что естественных врагов у них нет, медведи довольно любопытны. Конечно, большинство из них предпочитают держаться от атомного ледокола подальше. Все таки разница в размерах колоссальная. Но некоторые с интересом подходят прямо к борту и пытаются разглядеть что творится на палубе:

Особенно всех порадовала медведица с совсем маленьким медвежонком. Они кружили вокруг не меньше часа. Это было необычно, поскольку чаще всего, при малейшей опасности самка старается увести малыша подальше. Здесь же они сами подошли к кораблю и долго кружили по льдинам:

Мы с огромным интересом наблюдали за их взаимоотношениями.

Стараясь получше увидеть, что именно происходит на борту, медведица даже залезла на айсберг. Мы практически находились на уровне ее глаз. Это было наверное самое интересное знакомство с медведями за все время экспедиции.

Кроме белых медведей нам еще попадались моржи. Они менее пугливы чем нерпы. Хотя взрослый медведь иногда способен на суше справиться и с моржом. В воде же они чувствуют себя вполне безопасно. Часто их лежбища располагаются прямо на больших льдинах:

Тем не менее, при приближении большого корабля чаще всего предпочитают нырнуть в воду. Там им намного комфортнее, да и скорость, с которой они плывут, намного больше, чем неуклюжее передвижение по суше.

Крупные самцы все покрыты шрамами от драк со своими сородичами. Каждый большой морж стремится оберегать свой гарем и территорию от назойливых конкурентов. Поэтому им приходится проводить в боях большую часть жизни.

Через два дня пути мы подошли к первым островам архипелага Земли Франца Иосифа. Существование земли восточнее Шпицбергена предсказывали многие ученые. Об этом в свое время говорил еще Ломоносов. Одно из наиболее фундаментальных исследований в этом вопросе было сделано Петром Алексеевичем Кропоткиным. Он даже рассчитал координаты островов. К сожалению средств на экспедицию не нашли. Поэтому открытие островов было совершено абсолютно случайно. Австро-венгерская экспедиция Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера пыталась найти Северо-Восточный проход, но была затерта льдами недалеко от Новой Земли. Постепенно дрейф вынес их парусно-паровую шхуну к берегам архипелага. Это случилось 30 августа в 1873 году. Поэтому вновь открытая земля была названа в честь австрийского императора Фраца Иосифа I.

Экспедиционным лидером в нашем путешествии был знаменитый канадский путешественник Лорри Декстер. Исходя из ледовой обстановки вокруг острова было принято решение высаживаться на берег вертолетом. Надувные лодки «Зодиак» не могли подойти достаточно близко к месту высадки. Мы должны были сойти на берег в районе мыса Флора на острове Юрия Кучиева. Интересно, что этот остров один из самых молодых на архипелаге. Он был открыт в 2008 году в ходе экспедиции ледокола «Ямал». До этого между островами был перешеек и это было частью острова Нортбрук. Но команда атомохода обнаружила, что перешеек размыло водой. Таким образом на карте появился новый остров. Его назвали в честь капитана легендарного ледокола «Арктика». Именно под его командованием впервые в истории человечества надводное судно достигло вершины миры — Северного Полюса.

На борту нашего ледокола находился вертолет МИ-8 с экипажем. Обычно такие большие вертолеты не используются для реальной работы в море. Для ледовой разведки достаточно более экономного и меньшего по размерам МИ-2. Однако, в нашем случае предполагалась высадка людей и доставка оборудования, поэтому выбор пал именно на этот тип вертолета.

Подобные задания под силу только опытным экипажам. Необходимо не только садится и взлетать с небольшой площадки на корабле, но и грамотно выбрать место для посадки и убедится, что вокруг нет опасности для людей. Во время высадки на берег или лед основной проблемой были белые медведи. Прежде всего надо было убедится что их нет поблизости.

Рядом с местом высадки возвышается 300 метровый склон горы. На нем гнездятся тысячи птиц. В основном это кайры и белые чайки. Черные точки вокруг вертолета — это как раз птицы в воздухе.

Первыми на берег высаживаются люди обеспечивающие безопасность остальной группы. Охота на белого медведя запрещена по закону. И хотя они вооружены, но пули используются для того чтобы отпугивать зверя. На поражение никто не стреляет. Для того чтобы исключить рикошет используется стальной сердечник. Таким образом можно стрелять по камням и отогнать медведя. Кроме этого есть светошумовые гранаты.

Место нашей высадки — мыс «Флора». В этом месте неоднократно высаживались арктические экспедиции. Впервые здесь перезимовал экипаж британской яхты «Эйра», под командованием Бенджамина Ли Смита. Его судно было затерто во льдах недалеко от этого места. Исследователи сумели построить хижину из подручных материалов и перезимовать на острове. С наступлением весны, они на четырех шлюпах добрались до Новой Земли, где их и подобрало английское судно высланное на поиски.

Британский полярный исследователь и географ Фредерик Джексон основал здесь стационарную базу во время экспедиции по изучению Земли Франца Иосифа. 17 июня 1896 года именно к этой базе вышли норвежские исследователи Фритьоф Нансен и Яльмар Йохансен после своей неудачной попытки достичь Северного Полюса.

Останавливались в этом месте экспедиции американца Уолтера Уэллмана на пароходе «Фритьоф», а также герцога Арбуцци на «Стелла Поларе»:

Многие полярные экспедиции использовали запасы бурого угля месторождение которого есть на острове. Интересно, что Седов во время зимовки у соседнего острова на шхуне «Святой мученик Фома» ничего об этом не знал. Они отчаянно нуждались в топливе и разобрали для этого деревянные постройки базы:

Это лишь небольшая часть истории арктических исследований в этом регионе. Официально архипелаг был объявлен российской территорией во время экспедиции Исхака Ибрагимовича Ислямова в поисках Седова в 1914 году. Именно тогда здесь был поднят российский флаг.

Не меньше истории поражаешься в этом месте красоте северной природы. Лето здесь короткое, но очень яркое. Всюду под ногами разноцветный мох покрытый цветами. Стоит лишь наступить на этот ковер — и сразу проваливаешься в воду по колено:

Постоянно слышно не смолкающий птичий гам. Окрестные скалы облюбовали тысячи кайр и чаек. Они гнездятся буквально везде на этих базальтовых скалах. Только ледники свободны от птичьих поселений.

Заходят сюда и белые медведи. На островах также встречается песец, морж, нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, нарвал и белуха. Немного южнее в море можно встретить косаток. Но в это посещение нам не довелось увидеть никаких животных. Только старые кости.

Назад мы летели одним из последних вертолетов. Хотелось как можно дольше погулять по острову и полюбоваться местными красотами. И надо сказать, что это нам удалось в полной мере.

Практически сразу после взлета мы почувствовали сильную вибрацию. Вертолет вначале резко потерял высоту, а затем с набором ушел на разворот за соседний мыс. Я сидел в хвосте и слышал как сильно скрипела хвостовая балка.

Через некоторое время мы сели на площадку и стало ясно, что на взлете мы лопастью попали по одной из многочисленных кайр. Из-за этого законцовка пропеллера деформировалась:

Было принято решение перевезти всех на спасательных ботах с другой стороны бухты. Там была свободная ото льда береговая линия. После эвакуации всех людей с острова, экипаж вертолета самостоятельно попытается перелететь на борт ледокола.

Таким образом, нам выпала «замечательная» возможность вволю налюбоваться красотами острова во время этой высадки. Впрочем, переход не был уж очень длинным. Большая часть пути пришлась на возвышенность, поэтому идти было сравнительно легко.

Спасательный бот медленно подходил к берегу промеряя глубины, чтобы ненароком не повредить винт. А уж затем в несколько рейсов нас и оборудование перевезли на борт корабля.

Несмотря на насыщенный событиями день поспать в эту ночь нам так и не удалось. В это время года солнце не уходит за горизонт, поэтому постоянно светло. Проходя вблизи остальных островов архипелага, мы постоянно встречали белых медведей. Ну как тут можно упустить такую возможность познакомится ближе с дикой природой Арктики?

Второй раз рядом с островами Земли Франца Иосифа мы побывали на обратном пути, возвращаясь с Северного Полюса.

Прежде всего, мы подошли к базальтовой скале Рубини. Она названа в честь знаменитого итальянского тенора и интересна своим огромным птичьим базаром.

Благодаря вулканическому происхождению берег вокруг скалы очень крутой. Поэтому даже такое огромное судно, как наш атомный ледокол, способно подойти к ней практически вплотную. Это очень впечатляющее зрелище. Для того чтобы руководить такой деликатной операцией, на носу находится один из матросов с переносной рацией. Он постоянно сообщает расстояние до скалы и тенденцию движения.

Базальтовые склоны острова все усеяны птицами. Также интересно наблюдать за структурой скалы, которая кажется собранной из отдельных ровных столбиков:

Но главной целью нашего повторного захода была бухта Тихая на острове Гукера. Именно здесь в 1929 году была открыта первая на архипелаге советская научно-исследовательская станция.

К сожалению, к моменту нашего посещения на станции уже несколько лет никто не жил. Все строения на территории были законсервированы и единственными жителями здесь были разве что полярные медведи. На борту нашего ледокола находились члены первой за все это время экспедиции на этот остров. Они должны были высадиться на берег и оценить возможность восстановления этой полярной базы. Перед высадкой их больше всего волновал вопрос наличия незваных гостей из числа мишек. Поэтому все время перед отправкой на берег они внимательно изучали берег и строения в бинокль.

Архипелаг «Земля Франца-Иосифа» — группа островов, находящихся в высокоширотной Арктике — там, где господствует вечная мерзлота, и средняя годовая температура составляет −12 °C.


Расположен Архипелаг примерно в тысяче километров от северного полюса.


Большая часть Земли Франца-Иосифа покрыта ледниками.

Хотя, не надо путать ЗФИ с северным полюсом. Летом температура тут все же может доходить до +12 °C и снег в июле обычно тает.

В этот период обнажается земля, которая буквально за пару недель покрывается мхами и лишайниками, а также цветущими полярными маками, камнеломкой, полярной ивой и прочими неприхотливыми растениями.

Птиц тут не так чтобы много, но они есть. Это люрики, чистики, кайры, моевки, белые чайки, бургомистры, крачки, поморники, гаги, казарки и т.п.

Из животных встречается белый медведь и песец. Кстати, вы знали, что белый медведь относится к морским млекопитающим и даже латинское название белого медведя — Ursus maritimus переводится как «медведь морской»? В море тут также водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха.

— регион, входящий в небольшую по площади природную зону, известную как зона полярных пустынь.Про арктическую пустыню можно почитать вот тут.

Люди на ЗФИ никогда не жили по вполне понятным причинам — тут нет ни дров, ни ягод, ни грибов, ни оленей, которых можно одомашнить, ни прочих животных, на которых можно охотиться. Прокормиться и согреться здесь просто нечем. Даже плавник (принесенные морем бревна) тут не горит, в отличие от плавника на побережье. Происходит это, видимо, потому, что промокшие дрова просто не успевают высохнуть, поэтому они круглый год полностью «пропитаны» льдом.

Тем не менее, в двадцатом веке, в период освоения Арктики, на Земле Франца-Иосифа построили метеостанции и военные городки, так что оказалось, что при пособничестве цивилизации жить тут можно. Правда, стоит все это немалых денег, учитывая высокую стоимость доставки еды, топлива и строительных материалов.







ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗЕМЛИ ФРАНЦА-ИОСИФА (ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ)

В допалеозойское время на месте современного Баренцева моря располагался огромный материк , простиравшийся на запад до берегов Гренландии. В палеозойский период начали происходить мощные

горообразовательные движения, после чего большая часть нынешнего Баренцева моря стала представлять собою материк со сложным горным рельефом .

Однако, эрозионные и денудационные процессы постепенно срезали горный рельеф материка, превратили его в равнинную страну , которая в верхнедевонское время была захвачена водами моря .

В начале пермского времени начало происходить поднятие дна морских геосинклинальных бассейнов, и их обмеление. Позднее проявились горообразовательные движения, сопровождающиеся энергичной вулканической деятельностью. Горообразовательными процессами были созданы мощные горные цепи Новой Земли, Урала, Канина и отдельных частей Шпицбергена . Поднятие шельфа сопровождается вулканическими извержениями (базальтовые покровы Шпицбергена и Земли Франца Иосифа). По данным Фритьофа Нансена на месте Баренцева моря в третичное время располагалась горная страна, приподнятая над современным уровнем моря на 500 м.


В четвертичное время произошло размещение мощных ледниковых покровов . В максимальную фазу оледенения под действием ледниковой нагрузки острова и прилегающие пространства дна моря погружались на 300-400 м. В поздне- и послеледниковое время происходило отмирание ледниковых покровов и сложные колебания береговой линии моря . Процесс поднятия береговой линии Баренцева моря продолжается и сейчас. Темп общего поднятия архипелага за последние 7000 лет составляет 1-5 мм/год.

Кстати, на Земле Франца-Иосифа до сих пор можно найти куски окаменевших деревьев, а также оленьи рога, что говорит о том, что когда-то давно тут могла довольно активно произрастать и обитать разнообразная флора и фауна.

Олени на Земле Франца-Иосифа жили в среднеголоценовое время (8-2,5 тыс. лет назад). Отсюда следует, что в среднем голоцене климат архипелага был теплее, а растительность богаче, чем в настоящее время.

Конец «времени оленей» может быть точно датирован. Оленьи рога не встречаются ниже 5-метрового уровня. Следовательно, ухудшение климата, крупное наступание ледников и вымирание оленей на островах архипелага произошли тогда, когда его берега были на 5 м ниже, т.е. около 2,5 тыс. лет назад.

Вымирание оленей и крупное наступание ледников архипелага совпадает по времени с отодвиганием к югу лесной зоны и возрождением зоны тундр вдоль северного побережья России, а также с уходом теплолюбивой фауны из прибрежных вод Шпицбергена.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ ФРАНЦА-ИОСИФА

Теоритическое открытие Земли Франца Иосифа

Первые мысли о необходимости исследования северных территорий появились еще в XVIII веке. Михаил Ломоносов в труде под названием "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию", предполагал найти острова к востоку от Шпицбергена.

В конце шестидесятых годов ХIХ столетия знаменитый русский метеоролог А.И.Воейков поставил вопрос об организации большой экспедиции для исследования русских полярных морей. Эту идею горячо поддержал известный географ и революционер, теоретик анархизма князь П.А.Кропоткин. Различные соображения, а главным образом наблюдения над льдами Баренцова моря привели Кропоткина к заключению, что «между Шпицбергеном и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой... Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг» . В 1870 году Кропоткин составил проект экспедиции. Однако царское правительство отказало в средствах, и экспедиция не состоялась.

Практическое открытие Земли Франца Иосифа

Открыта Земля Франца-Иосифа была австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта, и кем только не исследована — и англичанами, и шотландцами, и американцами... А досталась все равно нам.

На фото Юлиус Пайер и Карл Вейпрехт. Кстати, что за шубка у одного из них? Никак из краснокнижного белого медведя?)


В 1901 году архипелаг исследовала первая российская экспедиция на ледоколе “Ермак” под началом вице-адмирала Макарова. Утверждается, что именно в этот период на островах архипелага был впервые поднят российский флаг.

В 1914 году в поисках Г. Я. Седова архипелаг посетил Исхак Ислямов. Он же объявил ЗФИ российской территорией и поднял над ней российский флаг.

В некоторых источниках (даже в той же пресловутой Википедии) пишут, что объявил ЗФИ российской территорией именно Ислямов. Хотя, флаг-то до него уже ставил Макаров, поэтому, вроде как получается, что именно Макаров первый предъявил права России на Землю Франца-Иосифа?

Почему возникла такая путница - мне не известно, но в целях справедливости отмечу оба факта - а вы уж сами решайте, кто был первым.


Ислямов, сообщив о приобретении для страны новой территории, предлагал незамедлительно переименовать ее из Земли Франца Иосифа в Земли Романовых, но предложение застряло в бюрократических дебрях. А там ушла в историю сначала одна империя, а сразу за ней другая. Исхак Ислямов стал членом Гельсингфорсского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих, потом воевал в составе Белой армии, эмигрировал, заведовал в Константинополе гидрографической частью Русской морской базы.

В 1926 году ЦИК СССР принял декрет, по которому все арктические острова, примыкающие к сухопутным границам государства, объявлялись советской территорией. Через три года, летом 1929-го, Отто Шмидт в ходе полярной экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов» водрузил на архипелаге советский флаг.

В 1929 году советское правительство решило установить научно-исследовательскую станцию для усиления научных работ на территории Арктики. Тогда же в бухте Тихой острова Гукера открылась первая советская научно-исследовательская станция. В 1931 г. архипелаг был объявлен территорий советского союза, с этого времени начинается освоение Северного полюса советскими исследователями. С тех пор архипелаг ежегодно посещали советские полярные экспедиции.

Советское правительство собиралось сменить название Франца Иосифа как политически не удобное и переименовать архипелаг в честь норвежского исследователя Фритьофа Нансена или русского анархиста Кропоткина, но решение понято так и не было.

Помимо ученых, на ЗФИ плотно обосновались военные. В 1936 г. на острове Рудольфа была организована первая военно-воздушная база СССР. И дальше пошло-поехало... Тем не менее, в 90-х годах двадцатого века, в силу известных экономических и политических причин, военные архипелаг покинули, оставив функционировать только погранзаставу «Нагурское», находящуюся на острове Земля Александры.

Городок пограничного линейного отделения войсковой части 9794, включающий самый северный аэропорт и погранзаставу — работает до сих пор. Не так давно там построили отличный двухэтажный корпус со всеми удобствами: центральным отоплением, канализацией, холодной и горячей водой, спутниковым телевидением. Внутри комплекса имеется «зимний сад», правда, растения и деревья там искусственные. Сад этот погранцы называют «Атриумом». Здесь всегда синее небо с кучевыми облаками, детская площадка, фонтан, лавочки, бильярд, аквариум с живыми рыбками, кинозал, настольный теннис.

В «Нагурское» служат только офицеры и прапорщики. Треть пограничников живут на заставе вместе с женами. Летают сюда из Воркуты и Архангельска. Плотные туманы, низкая облачность, осадки и сильные ветра - такая погода на Земле Александры круглый год. Были случаи неудачных посадок, но удивительное дело: за всю историю ни один человек на острове не погиб.

Хотя, на других островах жертвы были. Например, на Греэм-Белле, где с 50-х по 90-е годы двадцатого века находился уникальный ледовый аэродром, пару раз случались авиакатастрофы с жертвами.

Экипаж 254 летного отряда произвел взлет с аэродрома Нагурская в 08:20 мск с целью разведки ледовой обстановки северных подходов для обеспечения вывода ледокола «Индигирка». Связь прекратилась через 3 часа 40 мин. после взлета. 23 октября самолет Ил-14 обнаружен на северо-западном склоне ледника о. Греэм-Белл разрушенным и сгоревшим. При пожаре на месте катастрофы лед частично растаял и поэтому обломки обнаружены вмерзшими в ледник. Удалось найти только 4 тела.

В последнем докладе экипаж сообщил свои координаты, истинный курс и высоту полета. От о. Гофман самолет прошел севернее о. Греэм-Белл и, облетев его с юга, вошел в пролив Моргана. В процессе полета экипаж неоднократно запрашивал фактическую погоду аэродромов Греэм-Белл и Средний, но данные переданы не были из-за их отсутствия. Несмотря на наличие в районе о. Греэм-Белл погоды ниже минимума для полетов в районе островов и проливов, экипаж продолжил выполнять задание и в проливе Моргана попал в тяжелые метеоусловия.

В 11:50 экипаж запросил, работает ли привод аэродрома Греэм-Белл. Получив отрицательный ответ, экипаж запросил нажатие на связном передатчике для определения пеленга. Определив пеленг, экипаж посчитал, что уже пролетел опасное узкое место пролива. Взяв курс на аэродром Греэм-Белл, экипаж считал, что полет проходит над припайным льдом пролива. Ни радиовысотомер, ни радиолокатор в силу конструктивных недостатков не давали истинных показаний высоты полета и фактической картины пролетаемой местности при полетах над ледниковыми массивами. Фактически полет проходил над поднимающимся склоном ледника. На высоте 150 м в горизонтальном полете самолет столкнулся со склоном ледника. Отделившись, он пролетел 750 м, еще раз столкнулся со склоном ледника на высоте 200 м, разрушился и сгорел. В память о погибших крайний западный мыс острова был назван мысом Семерых.

Днем в простых метеоусловиях при выполнении посадки на аэродроме «Ледовая база» в 53 км от острова Греэм-Белл произошло авиационное происшествие с самолетом Ан-12 № 12962 Красноярского управления ГА. Экипаж Норильского ОАО в составе командира корабля Улагашева А.Д., второго пилота Менжулина А.И., штурмана экипажа Чихачева В.П., бортмеханика Ли Е.А. и бортрадиста Калачева А.А. выполнял транспортный полет по обслуживанию высокоширотной экспедиции «Север-86».

На предпосадочной прямой из-за общей белизны от свежевыпавшего снега командир корабля не смог определить расстояние до заснеженной ледовой поверхности, но продолжил заход на посадку, допустив при этом превышение вертикальной скорости снижения. Не долетев до начала ВПП самолет столкнулся со снежным бруствером и потерпел поломку. Причиной авиационного происшествия явилась ошибка командира корабля в расчете на посадку и в определении момента выравнивания из-за его неполной подготовленности к полетам по данному виду работ, а также нарушение командно-летным составом нормативов допуска экипажа к полетам по обслуживанию высокоширотных экспедиций. В результате подвижки и торошения льдов 12.05.86 подготовленный к эвакуации фюзеляж самолета затонул.

И, наконец, возле аэродрома лежит АН-12 № 11994 , но никакой информации о нем обнаружить не удалось.

На одном из форумов я нашла информацию, что это была всего лишь неудачная посадка – самолет слишком рано сел на полосу. Но жертв там не было – все закончилось хорошо.

Если уж говорить о жертвах, то, подозреваю, основная опасность на Архипелаге Земля Франца-Иосифа возникает из-за белых медведей.

Хотя, с другой стороны, учитывая огромное количество медведей на ЗФИ, смертей из-за них было совсем не много. Считается, что Земля Франца-Иосифа является родильным домом белых медведей, так что можно предположить, что служивые встречались с хищниками постоянно. А значит, процент несчастных случаев на самом деле совсем не высок.

Ну и опять же, если люди на ЗФИ и погибали, то исключительно из-за собственной глупости и халатности. Все как везде. Вот, например, история:

«На другой день полетели в Нагурию и обратно, это около двух с половиной тысяч километров. А потом срочный санрейс на осиров Грем-Белл, на ЗФИ. Там какая-то рота связи. Солдатик хлебнул спиртика, надыбал где-то, и очень плохо ему стало. Забрали мы его, и пока шли на Диксон, он скончался на руках у нашей медсестры.

Прилетели, а нам говорят: ребята, надо опять туда лететь, срочно. Оказывается, когда там узнали, то целая очередь к доктору выстроилась: и мы пробовали! Мы опять туда, а уже вторые сутки пошли, какое там НПП. Пошли к солдатам: братцы, говорим, кто хоть чуть- чуть попробовал, не скрывайте, летим с нами, третий раз мы уже не сможем! В воздухе двоим очень плохо стало, один из них умер уже в больнице. Оказалось, что там еще один нашелся, но мы уже не могли, третьи сутки пошли. На Диксоне отдыхал ледовый разведчик, его срочно подняли и он полетел. И вот так целый месяц. Налетали мы сто восемьдесят часов.

Воспоминания штурмана полярной авиации Марка Соломоновича Эдельштейна.»

Хотя, хватит о грустном. Хорошего на Земле Франца-Иосифа тоже много. И немногочисленные туристы имеют возможность в этом убедиться.

ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА В НАШЕ ВРЕМЯ - ФОТО, ОПИСАНИЯ, КАРТЫ

ЗФИ – самая северная территория России, расположенная примерно в девятистах километрах от северного полюса. Административно архипелаг относится к Архангельской области. Координаты Земли Франкца-Иосифа: 80.666667, 54.833333.

В Википедии написано, что ЗФИ состоит из 192 островов. Но, оказывается, на сей счет до сих пор имелись определенные сомнения и 192-й остров пока официально «не зарегистрирован» и отдельного названия не имеет.

Письмо через посольство РФ в Норвегии было передано в российский МИД, и оттуда спустили распоряжение в Управление навигации и океанографии Минобороны РФ — разобраться, сколько же на самом деле островов в архипелаге.

Вместе с тем, после публичных заявлений о «появлении у России нового острова», депутаты Архангельского областного собрания присвоили острову имя знаменитого полярного капитана Юрия Кучиева. И под этим названием он уже фигурирует в Википедии, хотя решение областного собрания по такому вопросу не легитимно. Так что сейчас остается завершить открытие – официально признать и дать названия новым географическим объектам, что должно будет сделать Управление по навигации и океанографии и Комиссия по географическим названиям. На острове Хейса Владимир Санин написал одну из своих самых известных книг — «Не говори ты Арктике — прощай».

  • 12 февраля 1981 года при заходе на посадку на остров Хейса потерпел катастрофу самолёт Ил-14, вёзший оборудование и учёных для обсерватории. Разбитый самолёт можно увидеть и поныне.
  • Остров Галля, мыс Тегетхофф

    Знамениты также скалы на оконечности острова, которые возвышаются из самого моря.

    Остров Вильчека

    Другой остров, связанный с трагическими событиями экспедиции первооткрывателей архипелага, – остров Вильчека. На высоком острове находится могила одного из участников экспедиции на судне «Адмирал Тегетхофф» Отто Криша, который был механиком на судне и умер в 1873 году от цинги.

    Остров Чампа, мыс Триест

    На мысе Триест находятся уникальные каменные образования идеально круглой формы – сферолиты, или конкреции. Марказитовые конкреции встречаются на мысе повсеместно, и размеры их от нескольких сантиметров до нескольких метров в диаметре.

    Слово «конкреции» происходит от латинского concretio – «срастание». Это стяжения, минеральные образования округлой формы в осадочных горных породах. По своему составу это песчаник. В самом центре конкреции находится органическое ядро, вокруг которого накапливался рыхлый материал континентального происхождения.

    Пролив Негри

    Острова Аполлонова и Столичка

    Эти острова с виду ничем не выделяются, и даже на морских картах обычно обозначен лишь более крупный остров – Столичка, но, как это часто бывает, всё самое интересное находится на острове радом, совсем небольшом и неприметном. В данном случае это остров Аполлонова. Остров известен тем, что тут находится одно из крупнейших лежбищ атлантических моржей, занесённых в Красную книгу РФ.

    Остров Гукера

    На острове Гукера находится заброшенная советская полярная станция «Тихая». Станция была открыта в 1929 году, а в 1959-м закрыта, но в те времена она была крупнейшей арктической научно-исследовательской станцией СССР. До сегодняшнего времени станция сохранила свой внешний вид – можно видеть своими глазами, как жили полярники в те времена.

    Скала Рубини-Рок

    Крупнейший птичий базар, на котором гнездится более 50 тысяч птиц. Среди них моевки, кайры, чистики, бургомистры и люрики. Кайры гнездятся непосредственно на уступах. Гнёзд они не строят, а откладывают яйца на голую каменную поверхность. Чайки моевки строят гнёзда из трав, лишайников и другой растительности, скрепляя её собственным помётом.

    Остров Алджера

    Земля Вильчека, мыс Геллера

    На острове находятся остатки зимовья Форт Мак-Кинли и могила Бернта Бентсена, который не смог пережить зимовку 1898-99 годов. Он был в составе экспедиции Вальтера Уэлмана, основной целью которой было покорение Северного полюса. Главный лагерь экспедиции находился на мысе Тегеттхофф острова Галля. На мысе Геллера был организован временный продовольственный склад. Он был построен из больших плоских камней и накрыт шкурами убитых моржей и медведей. Температура внутри него зимой держалась ниже 10 градусов. В январе 1899 года Бернт Бентсен умер. Однако похоронили его лишь весной. Перед смертью он просил не хоронить его до весны, так как опасался, что его тело станет лёгкой добычей для песцов и белых медведей.

    Остров Рудольфа, мыс Флигели

    Самый северный мыс архипелага Земля Франца-Иосифа – крайняя островная точка Российской Федерации и Евразии.

    Остров Рудольфа, бухта Теплиц

    В бухте Теплиц находится заброшенная метеорологическая станция, которая была построена в 1931–1932 гг. Это была вторая станция на архипелаге и поработала она до 1995 года.

    Остров Джексона

    Остров Джексона и мыс Норвегия знамениты тем, что здесь провели зиму (1895–96) Фритьоф Нансен и Ямар Йохансен. Они возвращались после попытки покорить Северный полюс, как они думали, на Шпицберген, но вышли к Земле Франца-Иосифа. У них было время подготовиться к зиме. Они настреляли моржей и белых медведей, соорудили жилище, в котором провели зиму, в основном в лежачем положении в одном спальном мешке. В Рождество они вывернули рубашки наизнанку, а в Новый год Нансен сказал Йохансену, что после всего пережитого вместе он может называть его просто Фритьоф, а не мистер Нансен, и пожал ему руку. Но они так и остались на «вы». На мысе установлен памятный знак и есть остатки зимовья.

    Остров Нордбрука, мыс Флора

    Отличительной особенностью архипелага Земля Франца-Иосифа является наличие большого количества исторических мест – остатков зимовочных лагерей экспедиций, которые планировали использовать архипелаг как стартовую площадку для достижения Северного полюса, а некоторые экспедиции попадали на архипелаг после неудачных попыток покорить вершину планеты. Практически все экспедиции на Землю Франца-Иосифа останавливались на мысе Флора острова Нордбрука.

    Остров был открыт экспедицией Бенжамина Ли-Смита в 1880 году. Здесь же зимовала его вторая экспедиция 1881–1182 гг. Зимовка была вынужденной. Изначально Ли-Смит планировал зимовать на острове Белл. В 1894 году британец Фредерик Джексон построил на мысе Флора первое поселение – Элмвуд. Остатки строений экспедиции можно увидеть и сейчас.

    В 1896 году на мысе Флора произошла историческая встреча Фритьофа Нансена и Фредерика Джексона. 17 июня к мысу подошли двое. Никто их не ждал и не встречал, и они сами не ожидали никого здесь встретить. Это были известный полярный исследователь Фритьоф Нансен и его спутник Фредерик Ямар Йохансен. С ног до головы они были покрыты копотью и грязью, и при себе у них были два каяка и нарты. За три года на специально построенном для плаваний во льдах и зимовок судне «Фрам» Нансен и его 12 спутников планировали покорить Северный полюс.

    В 1893 году «Фрам» вмёрз в острова севернее архипелага Новосибирские острова. Судно прошло значительно южнее. После двух лет, проведённых во льдах, «Фрам» достиг своего самого северного географического положения. В 700 километрах от Северного полюса Нансен и Йохансен покинули судно и отправились покорять полюс на собачьих упряжках и каяках. 8 апреля они достигли рекордной широты 86 градусов 14 минут северной широты и были вынуждены повернуть на юг к архипелагу Земля Франца-Иосифа. После зимовки на острове Джексона на мысе Норвегия они двинулись на юг и достигли мыса Флора, где встретились с экспедицией Джексона. Эта встреча фактически спасла им жизнь. В своё время Нансен не взял собой на «Фрам» Фредерика Джексона, так как считал, что Северный полюс должен быть покорён норвежцами. Джексон был из Великобритании.

    Привели его к заключению, что:

    «между Шпицбергеном и Новой Землей находится ещё не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собой… Возможное существование такого архипелага указал в своем превосходном, но мало известном докладе о течениях в Ледовитом океане русский флотский офицер барон Шиллинг» .

    20 мая 1874 года экипаж «Тегетгоффа» вынужден был бросить судно и по льдам отправиться к берегам Новой Земли, где встретился с русскими поморами-промысловиками, оказавшими помощь в возвращении экспедиции.

    Исследования

    В сентябре 1927 г. к мысу Флора подошло советское парусно-моторное судно «Эльдинг» Северной научно-промысловой экспедиции ВСНХ , из-за большого скопления битого льда у побережья, высадка не производилась.

    С 1928 года ситуация вокруг архипелага стала обостряться. После успешного полета Умберто Нобиле и Рауля Амундсена на дирижабле «Норвегия», в Италии началась подготовка следующей, чисто национальной арктической экспедиции на дирижабле «Италия» , в связи с этим, в итальянской прессе высказывались мнения о возможной предстоящей аннексии Земли Франца-Иосифа в пользу Италии. «Италия» , вылетев с базы на Шпицбергене, прошёл над северной оконечностью архипелага с запада на восток в середине мая 1928 г., во время своего второго арктического полета, однако в третьем полете на полюс произошла катастрофа. В последующих поисках дирижабля активное участие принял Советский Союз, используя ледоколы и ледокольные суда.

    31 июля 1928 г. вышло постановление СНК об усилении научно-исследовательских работ в арктических владениях СССР. Разрабатывался первый пятилетний план научных исследований, согласно которому, на Земле Франца-Иосифа, как и на других арктических землях, предполагалась построить геофизические обсерватории. Финансирование научных работ велось отчислением 1,5-2,25 % с дохода от арктического промысла и торговли. Экспедиции, имеющие целью закрепить за страной наиболее спорные территории (Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) снаряжались в опережающем порядке, не ожидая окончательного утверждения плана.

    В августе 1928 г., в рамках поисков экипажа «Италии», значительное пространство вдоль южных берегов Земли Франца-Иосифа в течение месяца исследовал ледокольный пароход «Г. Седов» , проведя обширные гидро- и метеонаблюдения.

    В сентябре 1928 г. ледокол «Красин» подходил к берегу Земли Александры и Земли Георга. На Земле Георга была предпринята попытка построить домик на случай появления не найденных членов экипажа дирижабля но, из-за подошедших льдов, на берег удалось забросить только часть продовольствия и стройматериалов. У мыса Ниль экипаж ледокола впервые водрузил над архипелагом флаг СССР.

    19 декабря 1928 г. норвежское правительство, подтверждая получение нотификации о Декрете ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г., сделало оговорку в отношении Земли Франца-Иосифа: «Королевскому правительству неизвестно, чтобы на Земле Франца-Иосифа были известны какие-либо другие интересы, кроме экономических интересов Норвегии…». В печати обсуждались планы по созданию в 1929 году постоянного норвежского поселения на архипелаге, на средства норвежских китобоев готовились суда «Баллеросен» и «Торнес-1», в экспедиции участвовали морские офицеры Норвегии.

    С советской стороны началась ускоренная подготовка экспедиции. Проект был разработан Полярной комиссией Академии наук и одобрен правительственной Арктической Комиссией 5 марта 1929 г., СНК, после утверждения проекта, ассигновал необходимые средства, непосредственной организацией плавания занимался . Руководителем экспедиции был назначен О. Ю. Шмидт , заместителями Р. Л. Самойлович и В. Ю. Визе , судном - ледокольным пароходом «Г. Седов» командовал капитан В. И. Воронин, руководству экспедиции в Архангельске на пленуме горсовета был вручён флаг СССР.

    21 июля 1929 года пароход «Г. Седов» вышел из Архангельска и 29 июля, пройдя через тяжёлые льды, подошёл к мысу Флора, из-за неудобства подхода к нему мыс достигла санная партия, установившая там флаг, обсерваторию решено было строить в бухте Тихая острова Гукера, на месте зимовки экспедиции Г. Я. Седова 1914 года. До 12 августа в бухте Тихая шла выгрузка снаряжения и продовольствия, на берегу строились дома и радиостанция, затем «Г. Седов» провёл гидрологические исследования в Британском канале, пройдя на север до 82°14’ с. ш. В бухте Теплиц о. Рудольфа были обнаружены три постройки итальянской экспедиции «Стелла Поляре», предпринимались попытки найти могилу Г. Я. Седова на о. Рудольфа. 29 августа судно вернулось в бухту Тихая.

    После годичного перерыва на Земле Франца-Иосифа - самом северном архипелаге России и Евразии - возобновятся работы по ликвидации накопленного экологического ущерба. Так официально именуется очистка Арктики. Острова стали пилотными для этого проекта. Именно здесь в 2010 году Владимир Путин заявил о необходимости провести в Арктике "генеральную уборку".

    Мусора на четыре Эйфелевы башни

    Геоэкологическое обследование Земли Франца-Иосифа в 2011–12 годах провели сразу несколько профильных институтов и организаций. Нужно было определить самые проблемные участки. Шесть островов были признаны территорией экологического бедствия: Земля Александры, острова Гукера, Хейса, Рудольфа, Гофмана и Греэм-Белл. Где-то базировались военные, на других располагались полярные станции. Символом арктического мусора стали ржавые бочки из-под ГСМ. Они представляли и наибольшую опасность.

    Работы начались на Земле Александры. Сейчас самый западный остров архипелага практически очищен , полей из бочек здесь уже нет, проведена техническая рекультивация грунта. Самой сложной оказалась обстановка на Греэм-Белле. Это самый восточный остров, где в советское время располагались станция ПВО, полк Дальней авиации и самый северный в мире ледовый аэродром.

    "Из-за климатических изменений большое количество бочек с нефтепродуктами оказалось в воде. Они были складированы вдоль береговой линии. Если бы нефтепродукты попали в океан, пятно бы двинулось в сторону Шпицбергена. В 2013 году мы предотвратили на Греэм-Белле экологическую катастрофу", - говорит первый директор национального парка "Русская Арктика" Роман Ершов.

    Ледовая обстановка не каждый год позволяет судну даже подойти к тому же Греэм-Беллу, не говоря уж о том, чтобы осуществить разгрузку. Тем не менее за пять лет арктической уборки с островов вывезено более 40 тысяч тонн отходов: металлолом, бочки, бытовой и производственный мусор, остатки строений и техники. По массе это четыре Эйфелевы башни вместе с фундаментом. После вывоза мусора очищается и верхний слой грунта. Уже рекультивировано 270 га - по площади это примерно 380 футбольных полей.

    "В 2017 году снижение негативного воздействия на окружающую среду на территории национального парка "Русская Арктика" планируется в объеме не менее 8 тыс. тонн, - говорит о планах на предстоящий сезон и.о. директора парка Александр Кирилов. - Одновременно с очисткой территории четырех островов архипелага Земля Франца-Иосифа: Земли Александры, Хейса, Греэм-Белл, Гукера и, возможно, острова Гофмана - будет проводиться геоэкологическое обследование в местах будущих работ. Это необходимо для того, чтобы оценить ситуацию - где что осталось - и уточнить дальнейший план действий".

    В парке убеждены, что очистку надо продолжать до полной ликвидации экологического ущерба на полярных островах.

    Обломки Ил-14 и самый северный в мире детский сад

    При этом необходимо соблюдать баланс между уборкой и тем, что нужно сохранить. В 2014 году Юрий Руткаускас контролировал ход работ на острове Хейса как госинспектор национального парка. "Наши обязанности заключались в приемке работ от организации, занимающейся очисткой данного острова от предшествующей деятельности человека, а также соблюдением природоохранного законодательства в ходе работы. (…) На завершающем этапе очистки рабочие ходили и вручную собирали остатки жизнедеятельности". Он сетует, что довольно много любопытных находок - старая техника, аппаратура - пошло под нож экскаватора.

    На острове оставлен самолет Ил-14, который потерпел здесь крушение в феврале 1981 года. Самолет заходил на посадку в темноте и приземлился левее взлетно-посадочной полосы, угодил в глубокий снег. При этом оторвался дополнительный топливный бак, который располагался в салоне. Два пассажира погибли. Воздушное судно так и осталось на острове.

    Часть артефактов сейчас используется для экспозиций национального парка, например ракета М-100 с парашютом и пультом для запуска. Эта советская двухступенчатая неуправляемая твердотопливная метеорологическая ракета с высотой подъема 100 км использовалась для зондирования атмосферы.

    На острове Хейса с 1957 года существовала не просто метеостанция, а обсерватория, которая с 1972 года стала носить имя знаменитого полярного радиста Эрнста Кренкеля. Особое место в научной программе занимало высотное зондирование. Ракеты с октября 1957 года запускали в ближний космос. Программу свернули в начале 90-х. В период расцвета на острове Хейса жило до 200 человек, здесь был самый северный в мире детский сад, а поселок насчитывал до 40 домов.

    В 2001 году станция была закрыта после пожара, а возобновила деятельность в 2004 году. "В настоящее время на станции работают четыре человека. Проводят стандартные наблюдения: метеорологические, морские прибрежные гидрологические, аэрологические. Что касается высотного зондирования атмосферы, то возобновить планируется, но когда - неизвестно", - о нынешней ситуации говорит начальник отдела государственной наблюдательной сети ФГБУ "Северное УГМС" (Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. - Прим. ТАСС ) Василий Шевченко.

    По его словам, данные с острова Хейса важны для составления прогноза погоды, так как в этом регионе больше станций нет, в том числе и автоматических. И установка последних пока не планируется.

    Собачья улица и самолетный ангар острова-музея

    Полярная станция "Бухта Тихая", открытая 30 августа 1929 года на острове Гукера, стала первым постоянным поселением на Земле Франца-Иосифа. Интересно, что в 1929 году к архипелагу практически одновременно направлялись советская и норвежская экспедиции. Последней помешала тяжелая ледовая обстановка. Бухта Тихая - знаковое место. Назвал ее так Георгий Седов, здесь он провел зимовку 1913–14 годов, отсюда ушел в свой последний отчаянный поход к Северному полюсу.

    Станция активно работала до 1957 года, но была закрыта в связи с созданием новой на острове Хейса. Он оказался более благоприятен для метеоисследований. В Бухте Тихой остался целый поселок: не только жилые дома, мастерские, лаборатории, но и целая улица из собачьих будок. Даже миски сохранились. К 2011 году, когда на Земле Франца-Иосифа начал работать национальный парк "Русская Арктика", строения были заброшены, забиты снегом и льдом. На острове Гукера при проведении работ по очистке было решено оставить весь комплекс станции. И создать музей под открытым небом.

    Этот остров чистили вручную: станция располагается на склоне, как на ступеньках. Технике там не развернуться. Мусор паковали в мешки-бэги, которые затем вывозили морем. Как говорит заместитель по научной работе директора "Русской Арктики" Мария Гаврило, наиболее сложная ситуация сейчас с деревянным самолетным ангаром. "Всю деревню нужно сохранить, но ангар в наиболее критическом состоянии. Его чистят ото льда, и он стал более уязвимым", - поясняет ученый.

    Если дома или, например, лаборатории подобного вида в российской Арктике еще есть, то ангар - сооружение уникальное. "Он был построен в 1932 году под руководством Папанина и предназначен для базирования там небольшого гидроплана Ш-2 или биплана По-2. По тем временам это было большое и сложное сооружение. Возведение его на Земле Франца-Иосифа - сверхтрудная задача. Большая удача, что ангар сохранился до наших дней", - рассказывает ведущий научный сотрудник национального парка Евгений Ермолов.

    Архипелаг-материк

    Каждый остров Земли Франца-Иосифа те, кто там бывал, сравнивают с отдельной планетой. Настолько они разнообразные. Остров Гукера сейчас посещает почти каждое круизное судно, которое приходит на архипелаг. Исторический объект, самая северная в мире почта, доступная для туристов, плюс уникальные природные ландшафты. Скалу Рубини в свое время назвали в честь известного оперного певца. Она действительно поет - десятки тысяч птиц гнездятся на крупнейшем на архипелаге птичьем базаре: кайры, моевки, люрики, чистики, глупыши и бургомистры. Скала будто сложена из шестигранных базальтовых карандашей, выступы которых идеальны для обустройства гнезд. Как говорит Мария Гаврило, те же кайры, например, могут вернуться через год на тот же самый выступ, где гнездились в прошлом сезоне. Этим ученые пользуются для исследований - на птиц ставят логгеры, которые фиксируют маршрут их передвижения. Через год или несколько лет птицу ловят, прибор снимают и расшифровывают данные. Такие исследования продолжатся и в этом году, как и мониторинг белых медведей, гренландских китов и моржей.

    На моржовом лежбище соседнего с Гукера острова Мертвого тюленя работает видеокамера. "Надеемся, что она выдержала второй год, и у нас будет динамика наполнения лежбища", - говорит Мария Гаврило.

    Продолжатся наблюдения за белой чайкой - птицей, которая никогда из Арктики не улетает и занесена в Красную книгу РФ. "Была, например, колония на Земле Александры, из двух кластеров по 150 птиц в каждом, - рассказывает исследователь. - Так вот один из них располагался прямо у взлетно-посадочной полосы пограничников. Начальник заставы (Нагурское. - Прим. ТАСС ) Максим Носов ее очень оберегал".

    Ученый говорит, что архипелаг изучен неравномерно. С одной стороны, по сравнению с другими российскими полярными островами можно сказать, что изученность в хорошем состоянии, "но по сравнению с Шпицбергеном мы проваливаемся, но там 50 стран изучали", отмечает она. Известно, какие на Земле Франца-Иосифа обитают птицы и млекопитающие, а вот по тем, кто живет в море, и беспозвоночным открытий предстоит еще много, считает Гаврило. В конце 90-х у острова Куна нашли новый вид рыбы - лентотелый гимнел, в 2012 году - новый вид комара-звонца, его назвали в честь Земли Франца-Иосифа. Много коллекций находится в обработке, например нематод (круглые черви. - Прим. ТАСС ) отправили для описания в Болгарию. По предварительным данным, список видов уже больше, чем на Шпицбергене.

    "По ряду биологических групп Земля Франца-Иосифа опережает Шпицберген, - говорит Гаврило, - где более благоприятные условия. Почему такое разнообразие, нужно объяснять. Пока у нас больше вопросов. Такой вот архипелаг-материк".

    Ботаник Олег Ежов говорит, что по сосудистым (цветковым. - Прим. ТАСС ) растениям картина более-менее ясная. Их около 50 видов: разные камнеломки, полярный мак, лютики, злаки. Есть те, которые встречаются почти на каждом острове, есть найденные только на одном. Как, например, один из видов мятлика, который встречается только на острове Гукера. А вот мхи, лишайники и грибы изучены гораздо хуже. "По Шпицбергену лишайников известно около 800 видов, по Земле Франца-Иосифа - меньше двухсот. Надо изучать дальше ", - поясняет Ежов. "Мои пятилетние "грибные" походы по Земле Франца-Иосифа и усилия коллег уже дают предварительный список по грибам больше, чем на Шпицбергене", - говорит Гаврило.

    Часть коллекций собиралась во время комплексной экспедиции, которую в 2013 году "Русская Арктика" проводила совместно с Национальным географическим обществом США (National Geographic). "Земля Франца-Иосифа - одно из самых диких и красивых мест, которые я видел в мире. Со своими полярными медведями, моржами, гренландскими китами и огромными колониями гнездящихся морских птиц она чиста в своей первозданности", - говорит гидробиолог, штатный исследователь National Geographic Энрик Сала.

    Сала уверен, что Земля Франца-Иосифа обладает огромным потенциалом для экотуризма, но должным образом отрегулированного. "Арктика - это хрупкая среда, но хорошо разработанный план туристической деятельности может помочь повысить осведомленность о важности защиты таких мест без ущерба для окружающей среды", - считает эксперт.

    Как поясняют в "Русской Арктике", за пять лет существования особо охраняемой природной территории туристы высадились на берег, осмотрели с борта судна, лодки или вертолета только 30 - но самых знаковых и красивых - мест на Земле Франца-Иосифа и севере Новой Земли. "Возможно посещение и новых мест, это будет учитываться при зонировании национального парка "Русская Арктика". Из интересных мест, которые, скорее всего, будут доступны для туристов после завершения очистки - полярная станция на острове Хейса", - пояснил руководитель парка Александр Кирилов.

    В парке говорят, что количество посетителей Земли Франца-Иосифа может достичь 5–7 тыс. в год. Сейчас это около тысячи. Условий несколько. Одно из них - работа пункта пропуска через границу на острове Земля Александры для разных судов. Пока он действует в тестовом режиме под конкретное судно. Кроме того, на Земле Александры вводится в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса круглогодичного действия. При условии что будет достигнута договоренность об ее использовании гражданской авиацией, возможно прибытие туристов на архипелаг и по воздуху. Но нужна тщательная подготовка: обустройство экологических троп, подготовка профессиональных кадров для работы с туристами и повышение информированности посетителей о правилах поведения на территории.

    Ирина Скалина