Экзаменационные сборники диктантов по русскому языку. Экзаменационные диктанты по русскому языку. Максимальное количество баллов за задание С1


Новое пополнение

К новому пополнению я всегда выхожу в парадной тужурке. Чтобы молодым морякам надолго запомнилась первая встреча с командиром, чтобы светлее и праздничнее стало у каждого на душе.

Вот и сейчас я на мгновение задержался около настенного зеркала в коридоре, поправил серебристую лодочку на правой стороне груди,

потянул вниз козырек фуражки — словом, принял внушительный командирский вид.

Новички выстроились шеренгу перед казармой. Чуть в стороне аккуратно уложены чемоданы и вещмешки.

— Здравия желаем, товарищ капитан! — негромко, но дружно ответили они на мое приветствие. Я прошелся вдоль строя. Матросы по-уставному называли свои фамилии, легонько, словно опасаясь повредить, жали мою руку. Только левофланговому я сам осторожно пожал руку. Невысокий, с острыми мальчишескими ключицами, он показался мне пацаном, случайно затесавшимся в этот строй богатырей.

После церемонии представления мы провели молодых матросов к причалу, возле которого стояла наша подводная лодка. Поочерёдно они поднимались на неширокую палубу, отдавая честь кормовому флагу.


В зимнем лесу

Тропинка, по которой Савушкин повел Анну Васильевну, начиналась сразу за школьной усадьбы. Едва они ступили в лес и

тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя и

беззвучья. Сороки, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие,

прутики.

Кругом белым-бело. Лишь в вышние чернеют обдутые

ветром макушки рослых плакучих берез, а тонкие веточки кажутся

нарисованными тушью на синей глади неба.

Тропинка бежала вдоль ручья. Иногда деревья расступались, открывая солнечные полянки, перечеркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы, принадлежавшие какому-то большому зверю. Эти следы уходили в самую чащобу, в бурелом.

Не бойтесь, -- сказал Савушкин, заметив взгляд, брошенный учительницей в глубь леса. -- Это сохатый прошел.

Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. местами ручей был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в ледяной панцирь.



Зимний дуб

Лес вел путников сложными, путаными ходами. Казалось, конца-краю не будет деревьям, сугробам, тишине.

Нежданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. Что-то засверкало, заискрилось, ледяными звездами.

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в сверкающих одеждах, огромный и величественный как собор стоял дуб. Деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела.

Учительница робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.

Новое пополнение

К новому пополнению я всегда выхожу в парадной тужурке. Чтобы молодым морякам надолго запомнилась первая встреча с командиром, чтобы светлее и праздничнее стало у каждого на душе.

Вот и сейчас я на мгновение задержался около настенного зеркала в коридоре, поправил серебристую лодочку на правой стороне груди,

потянул вниз козырек фуражки — словом, принял внушительный командирский вид.

Новички выстроились шеренгу перед казармой. Чуть в стороне аккуратно уложены чемоданы и вещмешки.

— Здравия желаем, товарищ капитан! — негромко, но дружно ответили они на мое приветствие. Я прошелся вдоль строя. Матросы по-уставному называли свои фамилии, легонько, словно опасаясь повредить, жали мою руку. Только левофланговому я сам осторожно пожал руку. Невысокий, с острыми мальчишескими ключицами, он показался мне пацаном, случайно затесавшимся в этот строй богатырей.

После церемонии представления мы провели молодых матросов к причалу, возле которого стояла наша подводная лодка. Поочерёдно они поднимались на неширокую палубу, отдавая честь кормовому флагу.


В зимнем лесу

Тропинка, по которой Савушкин повел Анну Васильевну, начиналась сразу за школьной усадьбы. Едва они ступили в лес и

тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя и

беззвучья. Сороки, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие,

прутики.

Кругом белым-бело. Лишь в вышние чернеют обдутые

ветром макушки рослых плакучих берез, а тонкие веточки кажутся

нарисованными тушью на синей глади неба.

Тропинка бежала вдоль ручья. Иногда деревья расступались, открывая солнечные полянки, перечеркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы, принадлежавшие какому-то большому зверю. Эти следы уходили в самую чащобу, в бурелом.

Не бойтесь, -- сказал Савушкин, заметив взгляд, брошенный учительницей в глубь леса. -- Это сохатый прошел.

Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. местами ручей был застлан толстым снеговым одеялом, местами закован в ледяной панцирь.



Зимний дуб

Лес вел путников сложными, путаными ходами. Казалось, конца-краю не будет деревьям, сугробам, тишине.

Нежданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. Что-то засверкало, заискрилось, ледяными звездами.

Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в сверкающих одеждах, огромный и величественный как собор стоял дуб. Деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела.

Учительница робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.

Охота

Уже утренние морозы заковывали смоченную осенними дождями землю.

Вершины леса, в конце августа еще бывшие зелеными островами между черными полями и жнивами, стали золотистыми и ярко-красными причудливыми островами посреди ярко-зеленых озимей.

Заяц-русак уже до половины перелинял, лисьи выводки начинали разбредаться, и молодые волки были уже больше собаки. Было лучшее охотничье время.

Ростов утром выглянул в окно гостиной, посмотрел вдаль и увидал такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты. Небо как будто таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель тумана. На оголившихся ветвях сада висели жемчужинками прозрачные капли и не спеша падали на недавно свалившиеся листья. Ветряная мельница застыла в полусне.

Нигде ни шороха. Земля на огороде глянцевито-мокро чернела и в недалеком расстоянии сливалась с тусклым и влажным покровом тумана. В дали, мглистой и неясной, пропадали песчаные дорожки.

Пахло увядающим листом и собаками.

Всех уже обхватило непреодолимое охотничье чувство. Как по пушистому ковру, шли по полю лошади, изредка шлепая по лужицам, когда переходили через немощеные глиняные дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю. В безветренном воздухе было тихо, тепло и беззвучно. Изредка слышится то храп лошади, то удар бичом или нечаянный взвизг собаки, не шедшей на своем месте.

Когда отъехали с версту, навстречу охоте из тумана неожиданно показались еще пять всадников с собаками. Всем хотелось во что бы то ни стало поймать волка, но он пошел кустами, и ни один охотник не перехватил его. Собаки также не смогли его задержать.

249 слов

Предварительный просмотр:

Экзаменационный диктант для 11 класса.

Однажды летом у небогатой, но знатной помещицы все в доме поднялись с рассветом. Только Александр, единственный сын Анны Павловны, спал богатырским сном, как следует спать двадцатидвухлетнему балованному юноше. Люди ходили на цыпочках и говорили шепотом, чтоб не разбудить молодого барина. Лишь кто-нибудь стукнет, громко заговорит не в пору - тотчас, как раздраженная львица, являлась Анна Павловна и с ходу наказывала неосторожного выговором, прозвищем, а иногда и толчком.

На кухне стряпали не покладая рук, как будто на десятерых, несмотря на то что господское семейство состояло из Анны Павловны да Александра. В сарае вытирали и подмазывали повозку. Все были заняты и работали без устали. Барбос, однако, только ничего не делал, но все ж таки по-своему принимал участие в движении. Когда мимо него проходил ни с кем не разговаривавший лакей или вприпрыжку шмыгала девка, он махал хвостом и тщательно обнюхивал проходящего.

А суматоха была оттого, что Анна Павловна нехотя отпускала сына в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать. От этого она была такая грустная и расстроенная. Она откроет рот, чтоб приказать что-нибудь, и вдруг остановится на полуслове, голос ей изменит, она отвернется и, всхлипнув, оботрет, если успеет, слезу, а не успеет, так уронит ее в чемодан, в который укладывала в спаленке Сашенькино белье и который не вынимали из чулана со времен ее свадьбы. Слезы давно готовы брызнуть в три ручья, но она их беспрестанно вытирает.

Не она одна оплакивала разлуку. Сильно горевал тоже камердинер Евсей: он, отправляясь с барином, покидал теплый угол в доме в комнатке смышленой Аграфены, первого министра в хозяйстве и, что всего важнее для Евсея, первой ключницы.

Между тем в воротах показался извозчик на тройке лошадей. Золоченый колокольчик, привязанный к дуге, глухо и несвободно ворочал языком, как пьяный, брошенный в караульню.

Навстречу Анне Павловне не спеша шествовал отъезжающий - белокурый молодой человек. Он весело поздоровался с матерью, но, увидев вдруг чемоданы, смутился, молча отошел к окну и стал чертить пальцем по стеклу, деланно вглядываясь в даль.

Ослепительно ярко сияло солнце. С балкона в комнату пахнуло свежестью. Далеко-далеко раскидывался сад из старых лип, и густого шиповника, и черемухи, и кустов сирени. А еще дальше стелются амфитеатром нивы с волнующимися разноцветными хлебами и примыкают к иссиня-темному лесу домики крестьян.

«Погляди-ка,- говорила мать, - какой красотой Бог наделил места наши! Зачем уезжать?»

Александр задумчиво указал рукой вдаль. Там, посреди полей, змеей вилась и убегала за лес и ветряную мельницу дорога в обетованную землю – в Петербург.

Для обучающихся 9-го класса предлагаются контрольные диктанты на два полугодия и конец учебного года. Можно запланировать контроль в рабочей программе с опорой на выбранные из материала тексты. К некоторым диктантам даны дополнительные задания по синтаксису сложного предложения. Обучающиеся овладевают умениями составлять схемы предложений с разными видами связи, давать характеристику.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Воспитанные люди

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. 4 Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли. 4 (По А. Чехову.)

(152 слова.)

Грамматическое задание

Орлиное гнездо

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов. 4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него. 4 (163 слова.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Рифы

Роскошный тропический день оканчивался. Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой.

Солнце быстро катилось к закату и скоро зажгло пылаю-щим заревом далекий горизонт, расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов, то ярких, то неж-ных, и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана, и об-нажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова, резко очерченного в прозрачной ясности воздуха.

Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы, «Коршун» приближается к пенящимся бурунам, которые волни-стой серебряной лентой белеют у острова. Это могучие океан-ские волны с шумом разбиваются о преграду, поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из незримых глубин океана, об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова.

Замедлив ход, «Коршун» пролетел через узкий проход ри-фа, оставил океан сзади и очутился в затишье лагуны, гладкой, как зеркало, и голубой, как бирюза. Эта лагуна, окруженная со всех сторон, представляет собой превосходную гавань, в глу-бине которой, утопая весь в зелени и сверкая под лучами за-ходящего солнца красно-золотистым блеском своих выгляды-вающих из-за могучей листвы белых хижин и красных зданий набережной, приютился маленький город - столица королев-ства на островах. (176 слов.)

Дом в саду

Огромный старый клён, возвышавшийся над всею южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее: оделся свежей, густой зеленью.

Выше и виднее стала главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зелёной грядой.

А ниже клёна лежало нечто сплошное, кудрявого, благоуханного, сливочного цвета.

И всё это: огромная пышная вершина клёна, светлая зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба, и все то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены - всё поражало своей густотой, свежестью и новизной.

На чистом зелёном дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее, дом стал как будто меньше и красивее. Он как будто ждал гостей: по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами и низкими книжными шкафами. И везде в комнаты глядели раз-нообразно зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья. (179 слов.)

Ночь

Ночь была тёмной. Луна хотя и взошла, однако же её скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист её крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять всё тихо.

Вдруг раздаётся глухой, протяжный рёв и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовёт самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами вёсел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперёд и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (По И. Бильфельду.)

Звуки рожка

В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лежа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы. Он поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.

Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, словно забыв про всё на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (По И. Шмелёву.)

(172 слова.)

Михайловский дом

По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и его хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. На всём лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности. Но бывает и так, что человек настолько сроднится со своим жильём, что и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели.

Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так были скупы на рассказы об этом доме!

И вот как-то мне представилось: ещё там, на юге, Пушкин заставил героев своего «Онегина» жить в такой же деревне, в окружении такой же природы, среди которой ему пришлось теперь самому жить в Михайловском. Там, на юге, он мечтал о старом господском доме, который был бы расположен на скате холма, в окружении лугов, за лугами вечно шумящие густые рощи, речка, огромный запущенный сад... (С. Гейченко.)

Контрольный диктант по итогам 2 полугодия

Сетон-Томпсон

В тридцатых годах на поросших можжевельником и соснами холмах, по соседству с индийскими хижинами, прославленный человек - писатель, художник, натуралист - строил себе жилище. Сам начертил план постройки, сам выбирал брёвна и камни, наравне с плотниками не выпускал из рук топора. Диковатое, неуютное место он выбрал, чтобы остаток дней прожить в природе, ещё не растоптанной человеком…

Дом вышел довольно обширный, похожий на азиатский - с плоской крышей и длинным, из необтёсанных брёвен крыльцом на сваях. Всё привнесено сюда вкусом и образом жизни хозяина. Окно большое и рядом совсем крошечное, глядящее из каменной кладки, как амбразура. Крыльцо заставлено деревянными, индейской работы фигурками каких-то божков, пучеглазых людей и ярко-красных сердитых медведей.

Вот большая комната, полная книг и картин. Кресло возле стола с резным приветствием: «Добро пожаловать, мои друзья!» В этом кресле сидели гости: художники, писатели, учёные, приезжавшие сюда. Но чаще в креслах сидели индейцы. Они жили тут на холмах, и двери дома были для них открыты в любые часы.

Письма индейцам и друзьям на Восток Сетон-Томпсон иногда не подписывал, а рисовал след волка - это и означало подпись. (По В. Пескову.)

(172 слова.)

Как работал Чехов

Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жили рядом с Чеховым, угадывали, что в нём всегда кипела внутренняя работа. Казалось, его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры, краски, звуки, запахи.

Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку, делал пометки дома, за обедом, ночью, на лодке, в поле. Когда этой книжки под рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги, визитной карточке, на обороте адресованного ему письма.

Чехов говорил, что тема дается случаем. Это значило, что Чехов не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал, когда случай придёт к нему. Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь.

Многое в жизни Чехова объяснялось поисками этих случаев: внезапные отлучки из дому, неожиданные отъезды, часы, проведённые в ночных чайных, больницах, гостиницах уездных городков, железнодорожных станциях. Строки из записных книжек превращались в наброски к будущим произведениям, потом в черновик, кругом покрытый исправлениями, вставками. Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперёк. Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. (По А. Раскину.)

Около дома

Если утром вы проснётесь от странного стука в стекло и, приподнявшись, увидите синицу на подоконнике, не удивляйтесь - из леса пожаловал гость. Если вы хотите каждое утро просыпаться под колокольчик синицы (а это самый лучший из будильников), положите кусочек сала (обязательно несолёного) — постоянная дружба синиц, дятлов и поползней вам обеспечена.

Это соседство людям совсем не в тягость. Человеку легче живётся в холода и в ненастье, если рядом эти суетливые и доверчивые попрошайки. Всякое проявление жизни рядом питает душу...

Осенью около дома собирается немало живности. Ласточки перед отлётом, скворцы, до того как исчезнуть, обязательно посещают гнездо или родную скворечню — сидят, посвистывают. Не так, как весной, — тихо, задумчиво свистят, будто что-то вспоминают. Если у дома растёт рябина или калиновый куст — ожидайте дроздов, свиристелей, снегирей. И на земле приглядитесь: явились мыши, юркая ласка, охотница за мышами, ёж по ночам шуршит в саду листьями. А старые и надёжные наши друзья — синицы почти не отлучаются, весь день на виду. Услышишь их — и вздохнёшь глубже, и лишний раз улыбнёшься. (По В. Пескову.)

Итоговый контрольный диктант за учебный год

Опасный путь

Как лейтенант ни торопил бойцов на последних километрах пути, всё же рассвет застал их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе. 4

Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский прошёл ещё километр. Со всё возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги и вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины. Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону. 4 В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут, и они действительно быстро скрылись вдали, но следом появился какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили из-за пригорка две чёрные приземистые легковушки. Стало ясно: движение усиливалось, перейти шоссе незамеченными нечего было и думать.

Тогда Ивановский, не приближаясь к шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в сторону, на недалёкий голый пригорок с реденькой гривкой кустарника.

Расходуя последние силы, лыжники взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая ставшую привычной боль, устало заскользил к недалёкому уже кустарнику. (165 слов.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Лесное озеро

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде. 4 Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров. 4 (По В. Солоухину.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Михайловский парк

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.

Михайловский парк — приют отшельника. Это парк, созданный для одиночества и размышлений, где трудно веселиться. 4 Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны... Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. 4

А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками...

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Тёплый вечер

Тёплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, где зашло солнце, небо ещё рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, тёмным силуэтом. А кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берёз, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы...

Воздух уже потемнел, и в нём выделялся ствол каждого дерева. Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлёпнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает. 4

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болот. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик. 4 (По А. Куприну.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Мир природы

Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на всё живое и неживое, не наделённое его, человеческим, разумом. 4 Ведь жизнь людей, какой бы сложной она ни была, как бы далеко ни простиралась наша власть над окружающим миром, — всего лишь частица жизни природы. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит ещё о ней узнать. 4

Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «чёрных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.

Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц — диковинных заморских и наших, знакомых с детства. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддаётся дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. (По И. Акимушкину.)

(169 слов.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

Родное, заветное

Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в леса грозовая туча. Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний. Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга. 4

Для меня с детства несёт она две загадки. Во-первых, откуда пошло это слово - от дуги или от радости? Во-вторых, где и как можно найти её подножие?

По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. Не потому ли так ярко переливается она? Не потому ли только улыбку способна вызвать? Думалось, какое же это счастье - побывать у заветного подножия! Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.

С годами многое меняется. Я давно не ищу подножия радуги. Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами. 4 Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости.

Многое меняется, а радуга остаётся неизменной. И не тускнеет. Так же прекрасна, как в годы детства. В этом и счастье. (По Ф. Поленову.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

Зима

1)Итак, она пришла − долгожданная зима! 2)Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! 3)Улицы, вчера ещё по-осеннему унылые, сплошь покрыты горящим снегом, и солнце переливается в нём слепящим блеском. 4)Причудливый узор мороза лёг на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. 5)Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли, вокруг себя посмотришь − везде всё то же: снег, снег, снег…

6)Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво всё вокруг! 7)Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе! 8)Как ни колюч морозец, он тоже приятен. 9)Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством.

10)Всё живо, всё ярко в преобразившейся природе, всё полно бодрящей свежести. 11)Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься, и хочется сказать по-дружески этому чудному зимнему утру:

− 12)Здравствуй, зима долгожданная, бодрая! (143 слова.)

Грамматическое задание

1. Из предложений 3-4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложения 7 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе управления.

Выпишите грамматические основы предложения № 8.

Выпишите грамматические основы предложения № 10.

Из предложения № 3 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Из предложения № 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Среди предложений 8-11 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 6-7 найдите сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным уступительным.

Назовите способ образования слов по-дружески, наглухо.

Отец

1)Когда я вспоминаю отца, всегда чувствую раскаяние. 2)Кажется, недостаточно ценил его и любил. 3)Всякий раз чувствую вину, что слишком мало знаю его жизнь. 4)Не заботился узнавать её, когда можно было! 5)Стараюсь и не могу понять, что он был за человек.

6)А он был удивительный какой-то чудесной талантливостью своей натуры.

7)В ту зиму мне было двадцать лет, а ему шестьдесят. 8)Ещё только расцвели, невзирая ни на что, мои молодые силы. 9)А у него вся жизнь была позади. 10)И никто в ту зиму не понимал так, как он, что у меня на душе, не чувствовал соединения в ней скорби и молодости.

11)Был солнечный день, и освещённый снегом двор ласково глядел в окно кабинета.

12)Отец взял гитару и стал играть что-то своё любимое и родное. 13)Взгляд его стал твёрд и весел в лад нежному веселью гитары, с грустной усмешкой бормотавшей о чём-то дорогом и утраченном, о том, что всё в жизни проходит и не стоит слёз. (По И. Бунину.)

(152 слова.)

Задание

Из предложений 8-10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Из предложений 11-13 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе согласования.

Выпишите словосочетание (предложение № 11), построенное на основе примыкания.

Выпишите грамматические основы предложения № 4.

Выпишите грамматические основы предложения № 13.

Какой частью речи является слова всякий и какой-то? Назовите их разряды.

Среди предложений 11-13 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1-4 укажите номер СПП с придаточным определительным.

Среди предложений 6-10 укажите номер СПП с придаточным изъяснительным.

Назовите способ образования слов талантливостью и недостаточно.

Фрам и цапля

1)В ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но не умевший летать птенец, ничем не отличавшийся от взрослых птиц.

2)Я поймал его и, осторожно держа за длинный острый, как шило, клюв, принёс домой. 3)Горящие глаза молодой цапли казались недобрыми. 4)Рукой я придерживал клюв пойманной цапли, опасаясь, что она выколет мне глаз. 5)Устроил я её на небольшой стеклянной веранде, где в углу помещалась моя собака Фрам.

6)Расположенная в другом углу цапля, казалось, не обращала на неё внимания. 7)Скоро она привыкла к своему обиталищу и охотно ела рыбёшку, которую ей приносили. 8)Когда Фраму в глиняной чашке давали корм и он начинал обгладывать косточки, повторялась смешная картина: цапля не торопясь направлялась к Фраму. 9)Он оскаливал зубы и лаял, а она не обращала на это ни малейшего внимания. 10)Медленно приближаясь к Фраму, осматривала чашку, обглоданные кости, поворачивалась и так же медленно уходила. 11)Я недолго держал у себя эту птицу и выпустил её на волю. 12)Она взмахнула широкими крыльями и скоро исчезла.

13)Я тогда понял, что всё живое требует заботы. (По И. Соколову-Микитову.)

(164 слова.)

Задание

Из предложений 2-4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 13), построенное на основе управления.

Выпишите словосочетание (предложение № 9), построенное на основе согласования.

Выпишите грамматические основы предложения № 5.

Выпишите грамматические основы предложения № 7.

Из предложения № 2 выпишите обособленное обстоятельство.

Из предложения № 10 выпишите обособленное обстоятельство.

Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

Выпишите из текста вводное слово.

Выпишите из текста сравнительный оборот.

Назовите способ образования слов обгладывать и медленно.

Трава любка

1)В полдень я очутился в редкоствольном сосняке, где стояла тишина, сгущаемая сумерками.

2)Я поднялся на перевал. 3)Скоро появились ветвистые папоротники, при виде которых как всегда что-то сдвинется в сердце. 4)Оно не то чтобы обмирает, но трепетно ждёт каких-то чудес. 5)Так в детстве сжималось оно, когда рассказчик сказывал страшную сказку.

6)Солнце рассыпалось навстречу мне жёлтым снопом. 7)Я приоткрыл глаза: впереди виднелись кроны растущих в расщелинах сосен. 8)Ребро хребта было в царапинах. 9)Поверху и понизу всё гудело от пчелиных и осиных крыл. 10)Забытыми кострами догорали дикие пионы. 11)Среди лесной всячины сверкнула слюдяными лепестками любка, почти не замечаемая ребятишками.

12)Я собирал бы эту траву по всем лесам и болотам, настаивал бы её корешки и поил бы людей, чтоб преисполнились уважением друг к другу и поняли бы, что любить − это и есть человеческое назначение, веленье божеское. (По В. Астафьеву.)

(132 слова.)

Задание

Выпишите из предложения № 5 все слова с долгими твердыми звуками.

Выпишите из предложения № 6 все слова с несовпадением количества звуков и букв.

Назовите способ словообразования слов всячина и преисполнились. Запишите слово, от которого они образованы. Назовите способ словообразования этих слов.

Какой частью речи являются слова поверху, понизу, навстречу? Какой частью речи в другом контексте они могут быть ещё?

Укажите, чем осложнены предложения № 1 и № 11.

Из предложений 4-5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 7-10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 4), построенное на основе примыкания.

Выпишите словосочетание (предложение № 3), построенное на основе согласования.

Найдите в тексте сложноподчинённое с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

Найдите в тексте сложноподчинённые с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

Рождение дня

1)Самое лучшее в мире − смотреть, как нарождается день! 2)Вот вспыхнул первый луч солнца. 3)Ночная тень тихонько прячется в ущельях гор, а их вершины улыбаются ласковой улыбкой.

4)Волны моря высоко поднимают белые головы и кланяются восходящему солнцу. 5)«Добрый день!» − говорит солнце, поднимаясь над морем.

6)Отягощенные росою шаловливо покачиваются цветы. 7)Они тянутся к солнцу, а лучи его горят в каплях росы, осыпают лепестки и листья блеском бриллиантов.

8)Над ними кружатся золотые пчёлы, жадно пьют сладкий мёд, и в воздухе льётся их густая песня.

9)Проснулись красногрудые малиновки, первыми встречая солнце. 10)В кустах прыгают чижи, гоняются за мошками ласточки.

11)Пробуждаются люди и идут на поля к своему труду. 12)Солнце смотрит на них и улыбается. 13)Оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле. 14)Оно когда-то видело её пустыней, а ныне земля покрыта великой работой людей. (По М. Горькому.)

Задание

Сколько твердых звуков в слове солнцу в предложении № 7? Напишите эти звуки.

Сколько мягких звуков в слове отягощенные в предложении № 7? Напишите эти звуки.

Назовите способ словообразования слова тихонько в предложении № 3. Запишите слово, от которого оно образовано.

Назовите способ словообразования слова когда-то в предложении № 14. Запишите слово, от которого оно образовано.

Какой частью речи являются слово лучше в предложении № 13? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?

Какой частью речи являются слово шаловливо в предложении № 6? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?

Укажите, чем осложнены предложения № 7 и № 8.

Из предложений 6-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложений 1-4 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 1), построенное на основе управления.

Выпишите словосочетание (предложение № 14), построенное на основе согласования.

Найдите в предложениях 1−5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

Найдите в предложениях 9−14 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа вступительных испытаний (диктант)

для абитуриентов ГОУ СПО ТО «ТПТ», поступающих

в ГОУ СПО ТО «Тульский промышленный техникум»

на базе основного общего образования

Тула, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Абитуриенты, поступающие в ГОУ СПО ТО «ТПТ» (далее – техникум) на базе основного общего образования (9 классов), сдают вступительные испытания по русскому языку. По решению приемной комиссии для всех специальностей техникума вступительные испытания по русскому языку проводится в форме диктанта (оценка по 100-балльной системе). Уровень сложности диктанта соответствует требованиям к усвоению общеобразовательного предмета «Русский язык» в рамках основного общего образования. Количество слов в диктанте – 150-160.

Исключение составляют абитуриенты, поступающие в техникум на базе среднего (полного) общего образования (11 классов), в этом случае засчитывается результат ЕГЭ по русскому языку.

Данное издание включает характеристику и описание процедуры экзамена, критерии оценки, программу вступительных испытаний по русскому языку, образец диктанта, список рекомендованной литературы и вопросы для самостоятельной проверки.

Характеристика экзамена

Диктант по русскому языку – форма экзамена. Задача экзамена по русскому языку в форме диктанта – определить, обладает ли абитуриент знаниями в области русской фонетики, морфологии, словообразования, культуры речи и стилистики, а также орфографическими и пунктуационными навыками, предусмотренными Государственным стандартом основного общего образования.

Основное требование к абитуриентам на вступительном экзамене по русскому языку – владение теорией русского языка за курс основной средней школы (5 – 9 кл.), знание орфографических и пунктуационных норм, владение навыками культуры речи.

Экзамен в форме диктанта проводится письменно. Диктант содержит материал по орфографии и пунктуации современного языка, фонетике, лексике, составу слова и словообразованию, морфологии, синтаксису, по культуре речи и стилистике.

Продолжительность экзамена – 60 минут . Использование справочной литературы во время экзамена не допускается.

Процедура экзамена

Перед началом экзамена каждый абитуриент получает титульные листы с листами вкладышами. Перед выполнением письменной работы абитуриент заполняет титульный лист работы. Письменная работа выполняется на листах - вкладышах, на которых недопустимы никакие условные пометки.

После вступительного испытания все письменные работы передаются ответственному секретарю приемной комиссии или его заместителю.

Проверка диктанта экзаменаторами и ознакомление с результатами проверки

При проверке письменных работ экзаменаторам не должно быть известно, кто из абитуриентов является автором работы. Для этого перед проверкой работ необходимо провести их кодирование. Кодирование письменных работ осуществляется ответственным секретарем приемной комиссии или его заместителем. При этом каждому абитуриенту присваивается условный код, который проставляется на титульном листе и на каждом листе - вкладыше. Все листы - вкладыши с записями данного абитуриента скрепляются в единый комплект. На первом из листов ставится общее количество листов ("Всего листов __").

Председатель предметной экзаменационной комиссии дополнительно проверяет письменные работы, оцененные экзаменаторами на "неудовлетворительно" и высший балл, а также 5% остальных работ и правильность оценок удостоверяет своей подписью.

Диктант проверяется экзаменационной комиссией. Все ошибки, которые экзаменующийся допустил в работе, обозначаются с помощью общепринятых знаков на полях работы.

Результаты письменного вступительного испытания объявляются в день его проведения или на следующий день.

После объявления оценки абитуриент имеет право в установленное приемной комиссией время ознакомиться с результатами проверки и получить соответствующие разъяснения экзаменаторов.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Позиционные изменения согласных. Безударные гласные, их правописание. Правописание согласных в корнях слов. Употребление Ъ и Ь разделительных знаков. Слог, ударение. Основные правила литературного произношения.

Лексика и фразеология

Понятие о лексике. Слово как единица языка. Значение слова (прямое, переносное). Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Словарное богатство русского языка. Устаревшие слова и неологизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

Свободные сочетания слов и фразеологические обороты.

Морфемика. Словообразование. Орфография

Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова и окончание. Корень, суффикс, приставка, окончание как значимые части слова. Однокоренные слова. Чередование согласных и гласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными в корнях зар-зор; гар-гор; кас-кос; лаг-лож, раст, ращ-рос; бир-бер, дир-дер, тир-тер, стил-стел, пир-пер, жиг-жег, мир-мер, равн-ровн, мак-мок. Буквы е и о после шипящих в разных частях слова. Буквы Ы и И после Ц в разных частях слова. Буквы Ы и И после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок. Буквы З и С на конце приставок; приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Способы словообразования в русском языке.

Сложные слова и их правописание.

Разбор слова по составу и словообразовательный анализ.

Морфология. Орфография

Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число. Падеж. Род несклоняемых существительных. Типы склонения, правописание окончаний существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Синтаксическая роль существительных.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая формы. Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Н и НН в полных и кратких прилагательных; слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. Синтаксическая роль прилагательных.

Имя числительное. Значение имени числительного. Классификация числительных. Числительные количественные и порядковые. Особенности склонения числительных. Правописание числительных. Синтаксическая роль числительных. Нормы употребления числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Синтаксическая роль различных разрядов местоимений. Использование местоимения как средства связи.

Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное, повелительное наклонение глагола. Первое и второе спряжение. Правописание личных окончаний глаголов, НЕ с глаголом, суффиксов глаголов, ТСЯ – ТЬСЯ.

Причастие. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Склонение полных причастий и правописание падежных окончаний. НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах причастий. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, кратких причастий. Причастный оборот. Синтаксическая роль причастия.

Деепричастие. Деепричастный оборот. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. НЕ с деепричастиями. Синтаксическая роль деепричастия. Нормы построения предложений с деепричастным оборотом.

Наречие. Значение наречий. Классификация наречий. Словообразование наречий. Степени сравнения наречий. НЕ с наречиями. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Правописание неопределенных и отрицательных наречий. Н и НН в наречиях. Синтаксическая роль наречий.

Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание производных предлогов.

Союз. Союз как служебная часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Слитное и раздельное написание союзов и омонимичных им выражений. Текстообразующая роль союзов.

Частицы. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Междометие. Значение междометий. Знаки препинания при междометиях.

Синтаксис. Пунктуация

Словосочетание. Способы подчинения в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Сложные случаи управления и согласования.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Предложения простые и сложные.

Простые двусоставные предложения . Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Простые односоставные предложения . Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные предложения.

Неполные предложения . Знаки препинания в неполных предложениях.

Однородные члены предложения . Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Обособленные определения, приложения, дополнения, обстоятельства и знаки препинания при них. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.

Обращения, вводные слова и междометия. Знаки препинания при них. Употребление вводных слов как средства связи между предложениями.

Способы передачи чужой речи. Прямая речь, диалог, косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Цитирование.

Сложное предложение. Понятие сложного предложения. Типы сложного предложения. Союзная сочинительная и подчинительная и бессоюзная связь в предложениях.

Сложносочиненные предложения и знаки препинания между их частями. Сложноподчиненные предложения . Союзы и союзные слова как средства связи между их частями. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и знаки препинания в них. Виды подчинения: однородное, параллельное и последовательное.

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые взаимоотношения между частями. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Вариативность знаков препинания.

Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в предложениях с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Текст. Типы и стили речи

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста. Средства связи между предложениями.

Типы текстов по функционально-смысловым особенностям: описание, повествование, рассуждение. Стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.

Отбор языковых средств в тексте. Средства выразительности речи: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, сравнение, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

1. Перечислите гласные звуки русского языка.

2. Как проверить правописание гласных и согласных в корне слова?

4. После какой части слова пишется твердый знак?

11. Перечислите способы образования слов в русском языке. Определите, как образованы слова: беззвездный, подстаканник, немного, по-французски, выход, вагоноремонтный, бессвязно, построиться.

13. Когда в корнях слов после шипящих пишется буква «Ё»?

14. В суффиксах существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется «О» или Ё»? А в окончаниях глаголов?

15. Когда после шипящих на конце слов пишется мягкий знак?

16. При каких условиях после приставки пишется буква «Ы»?

17. От чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием? Можно ли их проверять с помощью ударения?

18. Вспомните значение приставок ПРИ- и ПРЕ-. Приведите примеры.

19. Есть ли у приставки «С» звонкая пара?

20. Что такое существительное? Какими постоянными признаками оно обладает?

21. Как определить правописание окончаний существительных?

22. Как определить род несклоняемых существительных? Определите род существительных: депо, какаду, леди, фойе, кофе, Онтарио, Сочи, кенгуру, кашпо, метро. Подберите к ним прилагательные.

24. К какому разряду относятся прилагательные, имеющие степени сравнения?

25. Каким членом предложения является прилагательное в сравнительной степени?

26. Сколько Н пишется в суффиксе -ан/-ян ? Назовите исключения из правила.

27. Когда НЕ с прилагательными, существительными и наречиями на «о» пишется слитно? Когда раздельно?

30. Перечислите разряды местоимений, приведите примеры каждого из них.

31. Каковы особенности правописания отрицательных и неопределенных местоимений?

32. Перечислите постоянные морфологические признаки глагола.

33. Как определить, какая буква пишется в безударном личном окончании глагола?

34. Какие глаголы спрягаются по второму спряжению?

35. К какому спряжению относится глагол стелить ? Как вы напишете его формы: он стел..тся по равнине; мы расстел..м ковер; они застел..т кровать ?

36. Сформулируйте правило правописания одной и двух букв «Н» в полных и кратких причастиях.

37. Какая форма причастий пишется с НЕ раздельно? Каким членом предложения эта форма является?

38. В чем особенность употребления деепричастного оборота?

39. Какими способами могут образовываться наречия? Какие наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом пишется через дефис?

40. От каких частей речи образуются производные предлоги? Вспомните предлоги, которые вызывают наибольшее число трудностей при правописании.

41. Как различить союзы «также» и «тоже» и выражения с частицами «же»: «так же» и «то же»?

42. Определите способ подчинения в словосочетаниях: мой вариант, приказ уехать, какой-то слух, букет цветов, вспомнил себя, кофе по-турецки.

43. Перечислите виды односоставных предложений, приведите пример каждого из них.

44. В чем особенности пунктуации при обобщающих членах предложения?

45. Какие члены предложения могут быть обособленными? В чем особенности пунктуации при каждом из них?

46. Перечислите значения вводных слов. Как их не спутать с членами предложения?

47. Какие знаки препинания используются при прямой речи? В чем особенность их постановки при прямой речи, разорванной словами автора?

48. Какие бывают придаточные предложения?

49. В чем особенности пунктуации при однородном соподчинении?

50. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие?

51. Что такое текст?

52. Перечислите стили речи русского литературного языка.

53. Какой стиль речи использован в представленной выше программе вступительных испытаний по русскому языку?

54. Может ли в одном тексте присутствовать несколько функционально-смысловых типов речи?

55. Вспомните стихотворные строки, в которых поэт использует метафору / эпитет / олицетворение / риторический вопрос.

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ДИКТАНТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Приведенный ниже диктант был использован в качестве экзаменационного при вступительных испытаниях в 2011 году.

Птицы под снегом.

Идешь иногда в лесу на лыжах, смотришь – показалась головка и спряталась: это рябчик. Даже и не два, а три спасения рябчику под снегом: и тепло, и пища, и спрятаться можно от ястреба.

Теперь под снегом не бегает, ему бы только спрятаться от непогоды. Ходов больших, как у рябчиков под снегом, у тетеревов не бывает, но устройство квартиры тоже аккуратное.

Тетерев, я считаю, много умнее куропатки. Раз было со мной в лесу: иду я на лыжах; день красный, хороший мороз. Открывается передо мной большая поляна, на поляне высокие березы, и на берёзах тетерева кормятся почками. Долго я любовался, но вдруг все тетерева бросились вниз и зарылись в снегу под березами. В тот же миг является ястреб, ударился на то место, где зарылись тетерева, и заходил. Ну вот прямо же над самыми тетеревами ходит, а догадаться не может копнуть ногой и схватить. Мне это было очень любопытно. Думаю: «Ежели он ходит, значит – их чувствует под собой, и ум у ястреба велик, а такого нет, чтобы значит, это ему не дано».

Я много всего в лесу насмотрелся, мне всё это просто, но всё-таки дивлюсь на ястреба: такой умнейший, а на этом месте оказался таким дураком. Но всех дурашливей я считаю куропатку. Избаловалась она между людьми на гумнах, нет, у неё, как у тетерева, чтобы, завидев ястреба, со всего маху броситься в снег. Куропатка от ястреба только голову спрячет в снег, а хвост весь на виду. Ястреб берёт её за хвост и тащит.

Учебники и учебные издания

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московский учебник», 1996.

2. Бердникова Е. Д., Петрякова А. Г. Тесты по культуре речи: Для средней школы. – 2-е изд. – М., 2002.

3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10 – 11 классы. – М., 2007.

4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы (любое издание).

5. Громов С.А. Русский язык. – М., 2006.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы (любое издание).

7. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в вузы (любое издание).

8. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка (любое издание).

9. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык: 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003.

10. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2001;

Словари и справочники

1. Лекант П.А., Самсонов И.Б. Русский язык: Трудности грамматики и правописания. – М.,1998.

2. Русский орфографический словарь Российской академии наук / Отв. ред. В. В. Лопатин. – М., Азбуковник, 2000.

3. Орфографический словарь русского языка / АН СССР. Ин-т русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова. – 26-е изд., стереотип. – М: Русский язык, 1988 (и последующие издания).

4. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.

5. Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник / Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. – М., 1959.

6. Школьный словарь иностранных слов / Одинцов В.В. и др. – М.,1989.

7. Школьный фразеологический словарь русского языка / Жуков В.П., Жукова. – М., 1988.

8. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1990.

Критерии оценки вступительного испытания по русскому языку

При оценке диктанта на вступительных испытаниях исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

4) Описки, неправильное написание, искажающие звуковой облик слова.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипной ошибкой считается написание орфограммы. Регулируемой одним правилом, например: правописание безударных гласных, «не» с глаголами, дефис после приставок и в наречиях, правописание глаголов неопределенной формы, сочетание «жи», «ши» и т.д.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается по стобалльной и пятибалльной системе.

100 баллов или оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

70 баллов или оценка «4» выставляется при наличии в диктанте не более 2-х орфографических и не более 2-х пунктуационных ошибок, или 2-х орфографической и не более 3-х пунктуационных ошибок, или не более 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

50 баллов или оценка «3» выставляется при наличии не более 4 орфографических и не более 4 пунктуационных ошибок, или не более 4-х орфографических и не более 4 пунктуационных ошибок, или не более 8 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

30 баллов или оценка «2» выставляется от 6 орфографических и 7 пунктуационных ошибок.

Правила, включенные в диктант

по русскому языку:

Безударная гласная в корне слова. Звуки речи и буквы.

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Гласные буквы после Ц .

Корень слова. Приставка и суффикс. Словообразование.

Чередование звуков в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова.

а – о; е – и.

Правописание корней с чередованием гласных е – и.

Правописание согласных и гласных в приставках.

Правописание приставок при - и пре- . Лексическое значение слова.

Прямое и переносное значение слова.

Слово и его формы. Падеж и склонение имён существительных.

Склонение существительных во множественном числе.

Инфинитив. Виды глаголов. Лицо и число глаголов. Спряжение глаголов.

Разноспрягаемые глаголы. Правописание суффиксов глаголов.

Прилагательные с суффиксом – ий . Степени сравнения прилагательных.

Простые, сложные и составные числительные.

Склонение количественных числительных.

Синтаксические особенности количественных числительных.

Степени сравнения наречий.

Относительные и неопределенные местоимения. Неопределенные местоимения.

Причастный оборот. Слова состояния.

Словообразование действительных и страдательных причастий.

Гласные в причастиях перед – нн – и – н - . правописание – нн – в причастиях.

Правописание не с причастиями. Деепричастный оборот.

Словообразование деепричастий.

Служебные части речи. Правописание предлогов. Правописание не и ни.

Основные виды простого предложения. Безличные предложения.

Обособление определений.

Обособление деепричастных оборотов.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

Предложения с обращениями. Основные виды сложных предложений.

Значение сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в них.

Способы передачи чужой речи.

для вступительных экзаменов

по учебной дисциплине

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоял в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему поднимаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитинским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, - и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить; футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным.

Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слуш