Эволюция темы родины в поэзии А. Блока. Тема родины в лирике А. Блока Вступительное слово учителя


Тема родины в лирике А. А. Блока. Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее.

Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе…». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна…

Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

Лирический герой благодарит

Русь за спасение души:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива.

Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли Нам ясен долгий путь!

Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны - «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.

Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.

Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

Любовь к Родине, к народу А. А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость: Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Реальный образ России лишен ярких красок:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи…

(Но поэт верит в родину, он восхищается ей:

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:

Ну что ж? одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.

В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия - совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.


Александр Александрович Блок - гениальный поэт XX в., один из самых выдающихся представителей русского символизма. Его стихи завораживают своей стремительностью, выразительностью, необычной красочностью. Анна Андреевна Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX в., но и человек-эпоха». Главной темой в творчестве Александра Александровича Блока является тема Родины. О чем бы он ни писал - все это было о России. Начало этой темы звучит в стихотворениях «Осенняя воля» и «Русь». Чувство простора, бесконечности, воплощенное в образах безбрежных лесов и степей, рек, возникает в стихотворении Блока. То же ощущение простора рождается в образах ветра и пути. Лирический герой чувствует себя причастным и к этой нищете, и к этим далям, и к этому простору: Запою ли про свою удачу, Как я молодость сгубил в хмелю... Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю... Много нас- свободных, юных, статных - Умирает не любя... Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! В стихотворении «Русь», которое было написано в 1906 г., главное в образе Родины - это тайна. У Блока возникает ассоциация России с загадочной красавицей, верящей в ворожбу. Страна почивает в дремоте, сохраняя завораживающую таинственность и сказочность: Так - я узнал в своей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. В более позднем творчестве Россия из Возлюбленной превращается в Жену: «О Русь моя! Жена моя!» Слово «жена» в лирике Блока многозначно. «Жена» - поэтический идеал, та «Вечная Женственность», которая «спасет мир». А еще женщина.- это ветер, это простор. В этом стихотворении («Река раскинулась») Русь предстает перед нами в образе степной кобылицы, которая мчится сквозь кровь и пыль: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! Здесь Родина для Блока буйная, хаотическая, хмельная. В стихотворении «Россия» Блок вновь признается в любви к отчизне. Образ Родины у поэта словно оживает в облике женщины, сильной и невероятно прекрасной. Образ этот динамичен, он словно раздваивается, переходит, перетекает из одного русла в другое: сначала это Россия, потом женщина «с разбойной красотой» и нелепой судьбой, затем снова Россия, Родина, просторы - «лес да поле», а после опять женщина - «плат узорный до бровей». Через все стихотворение проходит мотив дороги, тоски, но вместе с ним и уверенности, что у многострадальной родины поэта есть будущее, гордости за нее. Только Блок может полюбить такую Россию и признаться ей: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви! В более позднем творчестве тема родины у Блока стала связываться с духовно-нравственным мотивом и образом Христа, а не только с идеалом Вечной Женственности. Часто эти два образа сливаются: О том, что было, не жалею, Твою я понял высоту: Да. Ты - родная Галилея Мне - невоскресшему Христу. И пусть другой тебя ласкает, Пусть множит дикую молву: Сын Человеческий не знает, Где преклонить ему главу. Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, лирический, а с другой - эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении «Родина»: Когда-то там, на высоте, Рубили деды сруб горячий И пели о своем Христе. В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездию И капли ржавые, лесные, Родясь в глуши и темноте, Несут испуганной России Весть о сжигающем Христе. Совершенно иной представляется Родина в стихотворении «Новая Америка». Если в раннем творчестве Блока мы видим нищую, бедную Россию, то теперь перед нами предстает Россия, кот смогла подняться, обрести необходимую мощь, встать вровень с передовыми государствами. Автор серьезно размышлял о том, какую роль национальная промышленность может играть в «великом вам рождении» России. «Будущее России, - писал он, - лежит в еле еще тронутых силах народных и подземных богатств». В последних строфах гениальный поэт говорит о том, что ископаемые богатства родины помогут ее обновлению: Черный уголь - подземный мессия, Черный уголь - здесь царь и жених, Но не страшен, невеста, Россия, Голос каменных песен твоих! Уголь стонет, и соль забелелась, И железная воет руда... То над степью пустой загорелась Мне Америки новой звезда! Однако Блоку чужда идеализация образа Родины. В период патриотического подъема, в начале Я войны, когда патриотические гимны звучали повсюду, поэт пишет стихотворение, которое потрясло я всех своей прямотой, - «Грешить бесстыдно, беспробудно...» Страшные, уродливые образы рисуют картины духовно убогой жизни, жизни греха, пьянства, лицемерия и ханжества. Это храмы с «заплеванным полом», иконы в бедных окладах. А тот, кто оставил в церкви «грошик медный», на этот же грош и обманет кого-нибудь. Тот, кто клал поклоны, отпихнет «пса голодного» ногой от двери, будет «под Я лампадой у иконы» пить чай и пересчитывать деньги из «пузатого комода», а потом забудется на пуховых перинах в «тяжелом сне». Уродливая, страЩная картина: И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод, И на перины пуховые В тяжелом завалиться сне... Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Какой бы ни представала перед нами Родина в творчестве Блока - нищей, убогой, мятежной или богатой, - во всех стихотворениях поэта мы чувствуем его любовь к России. Он готов любить то, что до него не прощал никто. Это и есть подлинная любовь, любовь не «благодаря», а «вопреки», любовь не за что-то, а просто так. Это действительно любовь. И в этой безграничной любви Александр Александрович Блок стал великим национальным поэтом, поэтом-символистом, поэтом, чье имя останется надолго у каждого на устах, поэтом, имевшим право говорить от лица поколения: «Мы - дети странных лет России».

    В целом поэзия Александра Блока воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь, раскрывающая душевный мир человека, потрясенного предельно обострившимися в его ^поху общественно-историческими противоречиями. / Связующим...

    О, Русь моя! Жена моя!.. А. А. Блок Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание... Единственным...

    Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт--лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать"....

    Лирический герой Блока - это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока - живой, яркий характер самого поэта. Лирический герой Блока проходит через все, что...

    Мне думается, проходит то время, когда, определяя своеобразие поэтики блоковского творчества, можно было ограничиться тем, чтобы выдвинуть как главный и решающий признак этого своеобразия канонизацию романсных форм (Ю. Н. Тынянов), или назвать Блока...

    А. Блок - поэт очень тонкий, сложный и противоречивый. Его ранние стихи связаны с романтическим мировоззрением. Романтический герой - личность творческая, живущая в своем личном мире, который не имеет ничего общего с тем, в котором живут обыкновенные...

Сочинение по произведению на тему: Тема родины в лирике А. Блока

В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатанные несколько лет назад. И каждое стихотворение несет в себе определенную идейную нагрузку, оно - своеобразное звено в цепи. Открывается книга циклом стихов о Куликовом поле. Этот цикл задает тон всему сборнику - просветленную грусть и мудрую любовь поэта к России, - даже такой:

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне...

Сколько душевных сил и истинной любви надо иметь, чтобы после этого сказать:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

В книге более двадцати стихотворений, и почти каждое - новый этап лирического познания России. От первых горьких откровений до заключительных строк:

И опять мы к тебе, Россия,

Добрели из чужой земли.

Цикл “На поле Куликовом” открывается стихотворением “Река раскинулась”. Здесь родина для Блока - буйная, хаотическая, хмельная; ее путь “в тоске безбрежной”. В стихотворении “На поле Куликовом” небесная Возлюбленная охраняет спящих воинов:

И когда наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите твой лик нерукотворный

Светел навсегда. В строках:

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови! -

не только человеческий бунт, но и природная стихия - бунт неба. Поэт хотел разбудить родную Россию, но вместо этого всюду льется кровь.

Но у Блока есть другая, совершенно противоположная Русь -

С болотами и журавлями

И мутным взором колдуна.

Это старая Русь. Ее толкование сходно с пушкинским; “Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…”

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого Бога страстно верил,

Какую девушку любил, -

говорил поэт.

Но Блок не жалеет Россию:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Он твердо верит в ее будущее:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

В “Последнем напутствии” возникают любимые образы:

Еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туманы,

Наши шелесты вовсе.

Поэта волнует не политическая судьба родной страны, а спасение ее живой души. К судьбе России он подходит не как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью. Россия для него - Возлюбленная, и как меняются ее черты - от Прекрасной Дамы до музы последних стихов, так и чувство к родине выражается в меняющихся символах романтической любви. Сначала как невеста, жена или мать она напоминает своими светлыми чертами Возлюбленную:

Вот она - с хрустальным звоном

Переполнила надежды,

Светлым кругом обвела... ...

Это - легкий образ рая,

Это - милая твоя...

Только Блок, со свойственным ему личным чувственным, интимным восприятием, может полюбить такую Россию и признаться ей:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слезы первые любви!

Но интимно-личное у поэта неотделимо от вселенского: образ невесты, жены связан с вечной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души...

В более позднем творчестве тема родины, а впоследствии и революции, у Блока стала связываться не только с идеалом Вечной Женственности, но и с духовно-нравственным мотивом и образом Христа. Часто эти два образа сливаются:

О том, что было, не жалея,

Твою я понял высоту:

Да. Ты - родная Галилея

Мне - невоскресшему Христу.

И пусть другой тебя ласкает,

Пусть множит дикую молву:

Сын Человеческий не знает,

Где преклонить ему главу.

Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, носит лирический характер, а с другой - эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении “Родина”:

Когда-то там, на высоте,

Рубили деды сруб горячий

И пели о своем Христе.

В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездие:

И капли ржавые, лесные,

Родясь в глуши и темноте,

Несут испуганной России

Весть о сжигающем Христе.

Эпический и лирический образы Христа из стихов о России, соединившись, станут в поэме “Двенадцать” трагическим символом “русского строя души”.

Итак, мы проследили эволюцию темы родины в творчестве Блока от идеала Вечной Женственности - России - Возлюбленной, жены, матери, до сложного, неоднозначного образа Христа, несущего в себе идейные духовно-нравственные искания поэта, а также слияние двух этих образов.

Праздник радостный, праздник великий,

Да звезда из-за туч не видна...

Ты стоишь под метелицей дикой,

Роковая, родная страна.

А. Блок

Тема Родины, России всегда была ведущей в творчестве А. Блока, неразрывно связавшего свою судьбу с жизнью родной страны. Но отношение поэта к России менялось в процессе его становления, изменения его взглядов и уст-ремлений.

В ранних стихотворениях А. Блока «Осенняя воля» и «Русь» Россия предстает перед нами как страна с богатым прошлым, пронизывающим и ее настоящее, но убогая и нищая, «где буйно заметает вьюга до крыши — утлое жи-лье», где

Все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины...

Это страна не только разгульного веселья, необъятных далей и просторов, но и тюрем, кабаков, кладбищ — то есть человеческой бедности и страданий. Однако поэт при-нимает ее и такой несовершенной, любуется первозданной природой, погружается в ее тайны и загадки.

Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна.

В ранних стихах Блока Россия дремлет, но она и «во сне необычайна», поскольку в ней жива вера «разноликих народов», «преданья старины». Для поэта это Родина,

Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях, И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах.

Несмотря на свой глубокий сон, нищету, лохмотья, «стра-на родимая» дала жизнь и надежды своему талантливому, духовно богатому народу, взлелеяла и самого поэта.

Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты, И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты.

В более поздних стихах А. Блока о Родине Россия слов-но пробуждается от своей дремоты и, поверив в свои силы, устремляется вперед. Поэт чувствует эту проснувшуюся мощь и, несмотря на то, что избы по-прежнему серы, а страна — нищая, понимает, что жалеть ее уже невозмож-но — она сама сможет постоять за себя, даже если какой-нибудь чародей сумеет завладеть ее «разбойничьей кра-сой»:

Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты.. Ну что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей...

Блок чувствует, что для такой страны все «невозмож-ное возможно», для нее легка даже долгая дорога, посколь-ку опасности и тяготы пути ее не могут испугать — слиш-ком много горького и печального осталось позади. Материал с сайта

За снегами, лесами, степями Твоего мне не видно лица. Только ль страшный простор пред очами, Непонятная ширь без конца?

Будущий расцвет страны А. Блок видит в развитии промышленности, которая сумеет обратить потенциальные природные богатства России в активно используемые, что преобразит страну, поднимет ее из грязи и бедности, возвы-сит до уровня передовых государств мира.

Уголь стонет, и соль забелелась, И железная воет руда... То над степью пустой загорелась Мне Америки новой звезда!

Именно поэтому поэт так радуется «городам из рабо-чих лачуг», видам фабричных труб и многоярусного кор-пуса завода, стонам заводских гудков. С гордостью и вос-торгом А. Блок видит, как родная страна старается сбро-сить оковы нищеты, устремляясь к новой мечте — мощ-ной и сильной:

На пустынном просторе, на диком Ты все та, что была, и не та, Новым ты обернулась мне ликом, И другая волнует мечта...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском