История России: Петровская эпоха. Значение, культура Петровской эпохи. Искусство и литература Петровской эпохи. Роль петровских реформ в развитии культуры россии


Перемены в культуре России в годы петровских реформ.

При Петре I впер-вые сло-жи-лись пред-по-сыл-ки для за-рож-де-ния соб-ствен-но рос-сий-ской науки и ее раз-ви-тия. Необ-хо-ди-мость на-уч-ных зна-ний объ-яс-ня-лась прак-ти-че-ски-ми по-треб-но-стя-ми го-су-дар-ства и была свя-за-на с осво-е-ни-ем огром-ных си-бир-ских и даль-не-во-сточ-ных про-сто-ров стра-ны, по-ис-ком и ис-поль-зо-ва-ни-ем по-лез-ных ис-ко-па-е-мых, стро-и-тель-ством новых го-ро-дов, ро-стом ма-ну-фак-тур-но-го про-из-вод-ства и тор-гов-ли. Были за-ло-же-ны ос-но-вы оте-че-ствен-ной ме-ди-ци-ны. В 1706 г. в Москве был ос-но-ван Ап-те-кар-ский ого-род, став-ший ос-но-вой бу-ду-ще-го Бо-та-ни-че-ско-го сада. А в 1707 г. был от-крыт пер-вый в Рос-сии гос-пи-таль и при нем гос-пи-таль-ная школа.

В 1720 г. была из-да-на карта Кас-пий-ско-го моря. В 1700 г. по указу Петра была ор-га-ни-зо-ва-на го-су-дар-ствен-ная гор-но-раз-ве-доч-ная служ-ба, за-ни-мав-ша-я-ся по-ис-ком по-лез-ных ис-ко-па-е-мых. В 1703 г. кре-стья-нин Шилов от-крыл на Урале ме-сто-рож-де-ние мед-ных руд. А в 1714 г. мо-ло-то-вый ма-стер Рябов от-крыл пер-вые в Рос-сии ми-не-раль-ные ле-чеб-ные воды в рай-оне Пет-ро-за-вод-ска. Были также от-кры-ты ме-сто-рож-де-ния ка-мен-но-го угля на юге Рос-сии, бурые угли были об-на-ру-же-ны в Под-мос-ко-вье.

Спо-движ-ник Петра Яков Брюс в 1699 г. ор-га-ни-зо-вал На-ви-гац-кую школу в Москве, в ко-то-рой изу-ча-лась аст-ро-но-мия. Здесь же в 1702 г. по его ука-за-нию была обо-ру-до-ва-на пер-вая в Рос-сии об-сер-ва-то-рия, обо-ру-до-ван-ная в Су-ха-ре-вой башне. На ос-но-ве пя-ти-лет-них на-блю-де-ний в 1707 г. Брюс со-ста-вил первую в Рос-сии карту звезд-но-го неба. С 1725 г. в Пе-тер-бур-ге на-ча-лись ре-гу-ляр-ные ме-тео-ро-ло-ги-че-ские на-блю-де-ния.

Рис. 1. Су-ха-ре-ва башня (Ис-точ-ник )

Вы-да-ю-ще-е-ся зна-че-ние имел выход в свет в 1703 г. «Ариф-ме-ти-ки» Леон-тия Фи-лип-по-ви-ча Маг-ниц-ко-го — эн-цик-ло-пе-дии ма-те-ма-ти-че-ских зна-ний того вре-ме-ни, ко-то-рую М. В. Ло-мо-но-сов на-звал позже «вра-та-ми своей уче-но-сти». Ан-дрей Кон-стан-ти-но-вич Нар-тов в 1712-1725 гг. пер-вым в мире изоб-рел и по-стро-ил ряд то-кар-ных стан-ков. В 1724 г. по про-ек-ту дру-го-го ге-ни-аль-но-го рус-ско-го ме-ха-ни-ка Ни-ко-но-ва была со-зда-на и ис-пы-та-на на Га-лер-ном дворе пер-вая рус-ская под-вод-ная лодка. На-уч-ные и тех-ни-че-ские зна-ния при-ме-ня-лись при со-ору-же-нии ка-на-лов и пло-тин, ме-ха-низ-мов на ма-ну-фак-ту-рах, ко-ра-бель-ных вер-фях.

По ука-за-нию Петра I с 1722 г. на-чал-ся сбор ма-те-ри-а-лов по ис-то-рии Рос-сии для по-сле-ду-ю-ще-го на-пи-са-ния на-уч-ных тру-дов и учеб-ни-ков. В Пе-тер-бург со всех кон-цов стра-ны и из-за гра-ни-цы на-ча-ли сво-зить ин-те-рес-ные до-ку-мен-ты и ма-те-ри-а-лы, по-ло-жив-шие на-ча-ло рус-ским ар-хи-вам.

При Петре I в стране на-ча-ла фор-ми-ро-вать-ся си-сте-ма про-фес-си-о-наль-но-го об-ра-зо-ва-ния. Школы вна-ча-ле были бес-со-слов-ны-ми: в них могли учить-ся дети из раз-ных слоев на-се-ле-ния. Од-на-ко вско-ре во мно-гие спе-ци-аль-ные учеб-ные за-ве-де-ния (где го-то-ви-ли офи-це-ров-спе-ци-а-ли-стов) стали при-ни-мать толь-ко детей дво-рян. Дети же кре-пост-ных кре-стьян в го-су-дар-ствен-ных шко-лах обу-чать-ся не могли. По-сколь-ку да-ле-ко не все дети дво-рян же-ла-ли учить-ся, царь при-ка-зал счи-тать учебу одним из видов го-су-дар-ствен-ной служ-бы. А чтобы никто не мог ее из-бе-жать, он за-пре-тил свя-щен-ни-кам да-вать раз-ре-ше-ние на за-клю-че-ние брака дво-ря-нам, не име-ю-щим сви-де-тель-ства об об-ра-зо-ва-нии. Со-зда-ние си-сте-мы об-ра-зо-ва-ния по-тре-бо-ва-ло из-да-ния мно-же-ства книг (учеб-ни-ков, спра-воч-ни-ков, на-гляд-ных по-со-бий). Толь-ко за первую чет-верть XVIII в. в Рос-сии было из-да-но боль-ше книг, чем за все 150 лет, про-шед-шие с на-ча-ла рус-ско-го кни-го-пе-ча-та-ния. Боль-шое зна-че-ние для по-вы-ше-ния уров-ня гра-мот-но-сти на-се-ле-ния имело вве-де-ние в 1710 г. граж-дан-ской аз-бу-ки.

С 1703 г. на-ча-ла из-да-вать-ся пер-вая офи-ци-аль-ная пе-чат-ная га-зе-та — «Ве-до-мо-сти», в ко-то-рой пуб-ли-ко-ва-лась в ос-нов-ном ино-стран-ная хро-ни-ка.

Круп-ным на-уч-ным учре-жде-ни-ем стала ос-но-ван-ная Пет-ром в Пе-тер-бур-ге в 1714 г. Кунст-ка-ме-ра (по-ме-ще-ние для ред-ко-стей), в ко-то-рой хра-ни-лись со-бра-ния ми-не-ра-лов, ме-ди-цин-ские пре-па-ра-ты, древ-ние мо-не-ты, эт-но-гра-фи-че-ская кол-лек-ция, несколь-ко зем-ных и небес-ных «гло-бу-сов», был устро-ен зоо-ло-ги-че-ский ка-би-нет. Это был пер-вый рус-ский музей.

Рис. 2. Кунст-ка-ме-ра (Ис-точ-ник )

Тогда же в Пе-тер-бур-ге были ос-но-ва-ны Во-ен-но-мор-ской и Ар-тил-ле-рий-ский музеи. В 1714 г. в Пе-тер-бур-ге была от-кры-та ста-рей-шая в нашей стране на-уч-ная биб-лио-те-ка.

Вен-цом пет-ров-ских пре-об-ра-зо-ва-ний в об-ла-сти науки и про-све-ще-ния стал указ 1724 г. об учре-жде-нии Ака-де-мии наук и ху-до-жеств (от-кры-лась она уже после смер-ти царя в 1725 г.).

При Петре I ху-до-же-ствен-ная куль-ту-ра за-ня-ла новое место в ду-хов-ной жизни. Она стала свет-ской, более раз-но-об-раз-ной в жан-ро-вом от-но-ше-нии, по-лу-чи-ла ак-тив-ную под-держ-ку со сто-ро-ны го-су-дар-ства. Од-на-ко в целом все эти пре-об-ра-зо-ва-ния и но-во-вве-де-ния но-си-ли пе-ре-ход-ный ха-рак-тер, так как во мно-гом еще со-хра-ня-лись черты преж-ней эпохи.

Му-зы-ка была пред-став-ле-на неслож-ны-ми бы-то-вы-ми фор-ма-ми: тан-це-валь-ны-ми, во-ен-ны-ми, за-столь-ны-ми ме-ло-ди-я-ми. Осо-бен-но по-пу-ляр-ны были канты (мно-го-го-лос-ное пение ан-сам-бля или хора пев-цов без му-зы-каль-но-го со-про-вож-де-ния, обыч-но зву-чав-шее в дни го-су-дар-ствен-ных и во-ен-ных празд-ни-ков).

Ар-хи-тек-ту-ра пет-ров-ско-го вре-ме-ни пред-став-ле-на пре-жде всего ан-сам-бля-ми зда-ний Санкт-Пе-тер-бур-га, для стро-и-тель-ства ко-то-рых были при-гла-ше-ны луч-шие за-ру-беж-ные спе-ци-а-ли-сты — Ж. Леб-лон, Д. Тре-зи-ни, Ф. Б. Рас-трел-ли. Но участ-во-ва-ли в этой ра-бо-те и рус-ские ар-хи-тек-то-ры — И. К. Ко-ро-бов и М. Г. Зем-цов. Важ-ней-ши-ми па-мят-ни-ка-ми ар-хи-тек-ту-ры того вре-ме-ни стали Пет-ро-пав-лов-ский собор и Пет-ро-пав-лов-ская кре-пость, зда-ние Две-на-дца-ти кол-ле-гий, Мен-ши-ков-ский дво-рец в Пе-тер-бур-ге, Мен-ши-ко-ва башня в Москве, пер-вые со-ору-же-ния Пе-тер-гоф-ско-го ан-сам-бля.

Рис. 3. Зда-ние Две-на-дца-ти кол-ле-гий, ар-хи-тек-тор — Д. Тре-зи-ни (Ис-точ-ник )

Изоб-ра-зи-тель-ное ис-кус-ство пер-вой чет-вер-ти XVIII в. пред-став-ле-но таким новым яв-ле-ни-ем, как гра-вю-ра (она при-ш-ла на Русь из Ев-ро-пы). Свою по-пу-ляр-ность она за-во-е-ва-ла пре-жде всего из-за де-ше-виз-ны. Вско-ре гра-вю-ры уже ши-ро-ко ис-поль-зо-ва-ли в учеб-ной ли-те-ра-ту-ре, га-зе-тах, ка-лен-да-рях. Из-вест-ным ма-сте-ром в этом на-прав-ле-нии был А. Ф. Зубов. Дру-гой от-ли-чи-тель-ной чер-той изоб-ра-зи-тель-но-го ис-кус-ства эпохи Петра стал порт-рет. Одним из ос-но-во-по-лож-ни-ков рус-ской свет-ской жи-во-пи-си стал Иван Ни-ки-тич Ни-ки-тин (1690-1742 гг.), по-лу-чив-ший по указу Петра воз-мож-ность обу-че-ния в Ита-лии. Его порт-ре-там («На-поль-ный гет-ман», «Петр I на смерт-ном ложе») при-су-щи ре-а-лизм, ин-те-рес к внут-рен-не-му миру че-ло-ве-ка, показ не толь-ко его ин-ди-ви-ду-аль-ных внеш-них черт, но и ха-рак-те-ра.

Рис. 4. И. Н. Ни-ки-тин. На-поль-ный гет-ман (Ис-точ-ник )

По оби-лию новых яв-ле-ний в куль-тур-ной жизни пер-вая чет-верть XVIII в. не имеет ана-ло-гов в оте-че-ствен-ной ис-то-рии. По при-ка-зу царя для дво-рян было в обя-за-тель-ном по-ряд-ке вве-де-но но-ше-ние ев-ро-пей-ской одеж-ды — кам-зо-лов, чулок, баш-ма-ков, гал-сту-ков, шляп. Под стра-хом опалы бояре и дво-ряне долж-ны были сбрить бо-ро-ды. За ослу-ша-ние им гро-зил в луч-шем слу-чае боль-шой де-неж-ный штраф, а в худ-шем — ссыл-ка. Кре-стьяне за право но-сить бо-ро-ду долж-ны были пла-тить налог, ко-то-рый взи-мал-ся каж-дый раз, когда кре-стья-нин въез-жал в город. Лишь ду-хо-вен-ство со-хра-ни-ло свое право на но-ше-ние тра-ди-ци-он-ной одеж-ды и бо-ро-ды бес-плат-но.

С ян-ва-ря 1700 г. Петр ввел новое ле-то-ис-чис-ле-ние — от Рож-де-ства Хри-сто-ва, а не от со-тво-ре-ния мира. По-это-му те-перь вслед за 7207 г. на-сту-пил 1700 г. К тому же новый год те-перь на-чи-нал-ся не с 1 сен-тяб-ря, как пре-жде, а с 1 ян-ва-ря.

Из Ев-ро-пы царь при-вез и внед-рил в Рос-сии новые формы об-ще-ния и раз-вле-че-ний: празд-ни-ки с ил-лю-ми-на-ци-ей, фей-ер-вер-ки, мас-ка-ра-ды. С 1718 г. он спе-ци-аль-ным ука-зом ввел ас-сам-блеи, устра-и-ва-е-мые в домах знати. На них при-гла-ша-лись зна-ко-мые са-нов-ни-ки, офи-це-ры, ду-хо-вен-ство, бо-га-тые купцы. Осо-бен-но-стью этих со-бра-ний стало раз-ре-ше-ние участ-во-вать в них жен-щи-нам. Вечер про-хо-дил в свет-ских бе-се-дах, об-суж-де-нии по-след-них но-во-стей и спле-тен, тан-цах и ат-трак-ци-о-нах. Обя-за-тель-ной ча-стью ас-сам-блеи был гран-ди-оз-ный ужин, в ходе ко-то-ро-го каж-дый хо-зя-ин ас-сам-блеи стре-мил-ся ве-ли-ко-ле-пи-ем и но-вин-ка-ми пре-взой-ти сво-е-го пред-ше-ствен-ни-ка.

Рис. 5. Пет-ров-ские ас-сам-блеи (Ис-точ-ник )

Рас-про-стра-не-ние по-лу-чи-ла игра на кла-ви-кор-дах (про-то-тип пи-а-ни-но), скрип-ке, флей-те. По-пу-ляр-ной стала игра лю-би-тель-ских ор-кест-ров, на кон-цер-ты ко-то-рых в обя-за-тель-ном по-ряд-ке долж-ны были хо-дить пред-ста-ви-те-ли знати.

Нов-шеств в быту выс-ших слоев на-се-ле-ния стало так много, что по-на-до-би-лось спе-ци-аль-ное по-со-бие по пра-ви-лам хо-ро-ше-го тона. В 1717 г. вышло в свет зна-ме-ни-тое «Юно-сти чест-ное зер-ца-ло, или По-ка-за-ние к жи-тей-ско-му об-хож-де-нию, со-бран-ное из раз-ных ав-то-ров».

Глав-ны-ми чер-та-ми раз-ви-тия куль-ту-ры в эпоху Петра I стало уси-ле-ние свет-ских ее начал и ак-тив-ное про-ник-но-ве-ние и даже на-саж-де-ние за-пад-но-ев-ро-пей-ской куль-ту-ры. Эти пе-ре-ме-ны были неоспо-ри-мы и весь-ма за-мет-ны. Имен-но на их ос-но-ве за-ро-ди-лась и раз-ви-лась оте-че-ствен-ная наука, офор-ми-лась си-сте-ма об-ра-зо-ва-ния, рас-цве-ла ху-до-же-ствен-ная куль-ту-ра не толь-ко в по-сле-ду-ю-щие де-ся-ти-ле-тия XVIII в., но и XIX в. Од-на-ко куль-ту-ра пет-ров-ско-го вре-ме-ни но-си-ла еще пе-ре-ход-ный ха-рак-тер. Она со-еди-ня-ла в себе но-ва-ции Петра и тра-ди-ции пат-ри-ар-халь-ной Руси. Более того, все эти нов-ше-ства и до-сти-же-ния стали до-сто-я-ни-ем лишь выс-ших слоев на-се-ле-ния огром-ной стра-ны. Ос-нов-ная же его часть вос-при-ни-ма-ла новые черты жизни, по-явив-ши-е-ся при Петре, как не более чем чу-да-че-ства са-мо-го царя и своих гос-под.

Петровские реформы кардинально изменили не только политическую, но и культурную ситуацию в России. Смена основополагающих культурных ориентиров (Восток-Запад), подчинение церкви интересам государства, выдвижение на первое место служилого сословия вместо родовой знати – все эти факторы обусловили и необходимость кардинальных реформ в сфере образования: стране в новых условиях ее исторического бытия нужны были профессионалы. Организация в этой связи специальных профессиональных школ – Навигацкой, Горного дела и других, а впоследствии открытие Академии наук, основание Петербургского и Московского университетов, Академии художеств, Шляхетского корпуса, Смольного института – все это важнейшие вехи в истории нашей страны.

XVIII в. выдвинул на авансцену российской и европейской жизни новую столицу – Петербург. Сам по себе этот город стал характернейшим культурно-историческим памятником эпохи. Город, сооруженный в «мгновение ока» прихотью его создателя «назло надменному соседу» являл собой чудо творческих возможностей не только знаменитых архитекторов, но и безвестных русских крепостных строителей, большинству из которых так и не довелось увидеть того, что они строили в условиях режима каторжных работ. Однако, создаваемый в столь сжатые сроки и нечеловеческих условиях, к тому же с привлечением зодчих самого разнообразного национального происхождения, художественных школ и вкусов, Санкт-Петербург, тем не менее, отличался удивительно цельным художественным обликом.

Таланты француза Э.Фальконе, итальянцев В.В.Растрелли, Д.Трезини, Дж.Кваренги, К.И.Росси, швейцарца Г.И.Маттарнови, англичан Ч.Камерона и А.Менеласа, шотландца Л.Руски, русских самородков от А.В.Квасова до А.Д.Захарова – слили воедино во славу Петра и его замыслов, во славу России, становившейся великой империей.

Художественным выражением эпохи стала эволюция от пышного, причудливого, порою вычурного барокко, впрочем, отличавшегося от европейского, значительно большей теплотой и известной преемственностью с культурными традициями допетровской эпохи (например, знаменитая церковь в Филях) к строгому, размеренному, упорядоченному классицизму, незатронувшему, однако, глубоко российскую социо-культурную ауру, но заставившему лишь несколько европеизировать фасады старозаветных российских городов, наконец, уже на исходе века – к самому модному в то время на Западе трогательному камерному сентиментализму. Здесь для нас представляет несомненный интерес то, что, если барокко в своих зрелых, классических образцах проявилось у нас лишь во второй четверти XVIII в. в связи со строительством стилистически выдержанного роскошного Зимнего дворца (архитектор В.Растрелли), что означало опоздание по сравнению с Европой примерно на 100 лет, то классицизм как господствующий художественный стиль утвердился в начале царствования Екатерины II, в то время как в Европе он еще продолжал свое владычество, хотя уже и сходил со сцены. И вот, наконец, сентиментализм, как и все последующие художественные стили, переживал в России все этапы своего развития практически одновременно с европейскими державами. Таким образом, запущенный Петром механизм способствовал чрезвычайно быстрому преодолению страной культурной отсталости, по крайней мере, в ее внешних формах.


Впрочем, и содержательно русская наука, культура, искусство совершили за этот период гигантский рывок. Постоянные контакты со странами Западной Европы, прежде всего, с Германией, Францией, Италией обусловили успешное взаимодействие и взаимопроникновение старорусской и европейской культурных традиций. Так, например, Д.И.Фонвизин следовал канонам французской классической комедии, однако создал совершенно русскую, прежде всего по языку, характерам, юмору историю о господах Скотининых, породивших Митрофанушку.

Конечно, как неоднократно справедливо отмечалось, заимствование порою бывало и рабским, что представляется вполне естественным, учитывая характер и темпы петровских преобразований и что вообще свойственно периоду становления светских национальных культур (а Россия переживала именно такой период).

Специальным указом Петра в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

«Золотой век» русской культуры

Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в. усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, - от А. Пушкина и Л. Толстого- несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное иконописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев).

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Все это позволило назвать первую треть XIX века «золотым веком» русской культуры

Ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века - исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А, Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций». Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза - это чудо; не случайно Ясная Поляна - интеллектуальная столица мира.

А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский» и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.

Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтовского реализма.

Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого великого русского писателя - Ф.М. Достоевского, который в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он заставляет «уходить в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности, он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности проникать в самую человеческую душу Достоевский одним из первых, если не самым первым, дал описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя ума неизгладима, она до сих пор завораживает читателя глубиной и необъяснимой точностью.

В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты и осовременил его, как бы предложив еще один романтический вариант эпоса, со свойственным ему «вселенским» масштабом и «рефлектирующими» героями.

Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир.

Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. «Знамением» времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.

Н. Римский-Корсаков, выступавший тогда основным хранителем творческих идей знаменитой «могучей кучки» (в нее входили М. Балакирев, М. Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков), создал полную лиризма оперу «Царская невеста».

Русская культура во второй половине XIX века получает европейскую и мировую известность, а культурный обмен между Россией и Европой приобретает двусторонний характер.

«Серебряный век» русской культуры

В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом. «Мир искусства» - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др.

Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии - импрессарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов».

Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им «Русские сезоны» в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания «Мира искусства», а также открытия русской живописи XVIII - начала XX в. в целом для западной критики и настоящий триумф русского искусства. В следующем году Париж мог познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1906 г. здесь с исключительным успехом выступал наш гениальный певец Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Наконец, с 1909 г. в Париже начались «Русские сезоны» балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.).

С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета начала XX в. был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем «содружества танца, музыки и живописи» к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета.

Под редакцией Дягилева с 1899 по 1904 г. издавался журнал «Мир искусства», состоявший из двух отделов: художественного и литературного. В последнем отделе публиковались сначала работы религиозно-философского плана под редакцией Д. Мережковского и 3. Гиппиус, а затем - труды по теории эстетики символистов во главе с А. Белым и В. Брюсовым. В редакционных статьях первых номеров журнала были четко сформулированы основные положения «мирискусников» об автономии искусства, о том, что проблемы современного искусства и культуры в целом - это исключительно проблемы художественной формы и что главная задача искусства - воспитание эстетических вкусов русского общества, прежде всего через знакомство с произведениями мирового искусства. Нужно отдать им должное: благодаря «мирискусникам» действительно по-новому было оценено английское и немецкое искусство, а главное - открытием для многих стала живопись русского XVIII в. и архитектура петербургского классицизма. Можно сказать, что «серебряный век» русской культуры - это век культуры высокого ранга и виртуозности, культуры воспоминания предшествующей отечественной культуры, культуры цитаты. Русская культура этого времени представляет собой синтез старой дворянской и разночинной культур. Значительный вклад «Мира искусства» состоит в организации грандиозной исторической выставки русской живописи от иконописи до современности за границей.

Теснейшим образом со сферой художественной культуры «Серебряного века» связано такое явление как меценатство- бескорыстная материальная помощь деятелям искусства или частными персонами, или целыми организациями, корпорациями.

В первом ряду русских меценатов конечно же стоит имя П.М. Третьякова, московского купца и промышленника. Начиная с 18556 г. он систематически покупал лучшие произведения русских живописцев и создавал богатую картинную галерею, которую в 1893 г. он принес в дар Москве.

Другим крупнейшим меценатом национального искусства был богатый купец, строитель Северной железной дороги С.И. Мамонтов. В 1870 г. Мамонтов приобрел подмосковное имение Абрамцево. В этом доме собирались впоследствии выдающиеся представители русской культуры.

Великие русские живописцы – В. Серов, В. Поленов, И. Репин, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов – творили здесь. Именно здесь родились многие шедевры отечественного изобразительного искусства.

Феноменом русской культуры явилась Московская частная русская опера, которую Мамонтов основал на свои деньги. С ней связана деятельность композиторов Ипполитова-Иванова, Калинникова, Рахманинова, Римского-Корсакова; художников Врубеля, Коровина, Малютина, Сомова.

Театр пропагандировал прежде всего творчество русских композиторов и лучшей зарубежной классики. Эстетическая направленность частной оперы наиболее полно выразилось в творчестве гениального русского певца Ф.И. Шаляпина, который первое признание получил именно здесь.

Известным меценатом серебряного века является А.Бахрушин, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

В ряду русских меценатов выделялось имя крупнейшего «ситцевого» фабриканта и «текстильного короля» С.И. Морозова. Он был большим любителем театра. Именно на его средства – а это были большие деньги по тем временам – около полумиллиона рублей – был построен Московский художественный театр. И в дальнейшем Морозов всячески оказывал помощь этому, да и другим театрам, в постановке спектаклей. Помогал он материально и отдельным актерам. Близкий к демократически настроенной художественной интеллигенции Морозов затем проникся сочувствием к рабочим, сблизился с революционерами, стал оказывать им денежную помощь, вступив в острый конфликт как с властями, так и людьми своего круга и родственниками. Что в конечном счете привело к тому, что Морозов покончил жизнь самоубийством.

Виднейшим направлением рубежа века был символизм - многогранное явление, не вмещающееся в рамки «чистой» доктрины. Краеугольный камень направления - символ, заменяющий собой образ и объединяющий платоновское царство идей с миром внутреннего опыта художника. Среди виднейших западных представителей символизма или тесно связанных с ним - Малларме, Рембо, Верлен, Верхарн, Метерлинк, Рильке.

Русские же символисты - А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. - опирались на философские идеи от Канта до Шопенгауэра, от Ницше до Вл. Соловьева и своим любимейшим афоризмом почитали тютчевскую строку «мысль изреченная есть ложь». Русские символисты считали, что «идеальные порывы духа» не только вознесут их над покровами повседневности, обнажат трансцендентную сущность бытия, но и сокрушат также «крайний материализм», равнозначный «титаническому мещанству». Поэтов-символистов объединяли общие черты миропонимания и поэтического языка. Наряду с требованиями «чистого», «свободного» искусства символисты подчеркивали индивидуализм, доходящий до самолюбования, воспевали таинственный мир; им близка тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку». «И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них», - говорил Мережковский. «Мне нужно то, чего нет на свете», - вторила ему Гиппиус. «Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты», - утверждал Брюсов.

Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха, что вызывалось стремлением поэтов передать необычность своего мироощущения «одними звуками, одними образами, одними рифмами» (Брюсов).

Красота символистами рассматривалась как ключ к тайнам природы, идее добра и всего мироздания, дающий возможность проникновения в область запредельного, как знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии же отводилась роль религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами» иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота». К концу десятых годов XX в. символизм внутренне исчерпал себя как целостное течение, оставив глубокий след в различных сферах русской культуры.

Конец XIX - начало XX в. является русским философским Ренессансом, «золотым веком» русской философии. Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, «... в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире - эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот». Именно так сложились отношения между русской классикой и философским возрождением конца века, которое представлено именами Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк и др.

Преемницей русской литературы оказывается именно философская мысль, она наследует духовные заветы «золотого века» классики и потому сама переживает «золотой век».

В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество - и ожидание новых катастроф. Носители русской культуры «серебряного века», критиковавшие буржуазную цивилизацию и ратовавшие за демократическое развитие человечества (Н. Бердяев, Вл. Соловьев и др.), жили в огромной стране словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты - в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира. И в этом смысле русская интеллигенция была хранителем культурного музея человечества, а Россия - Римом упадка, русская интеллигенция не жила, а созерцала все самое утонченное, что было в жизни, она не боялась никаких слов, она была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна. В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революций в обществе - так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на русскую культуру.

- 49.28 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально – педагогический

Университет»

Институт менеджмента и экономической безопасности

Кафедра философии

Контрольная работа

По дисциплине: «Культурология»

Тема: «Петровские реформы и их влияние на культуру России»

Вариант. № 62.

Зачётная книжка. №

Выполнил студент группы Тц- 111. Власов.К.А.

Екаткринбург2012

Введение.

Глава 1.Политические идеи петровских реформ.

1.1.Реформы Петра первого и их влияние на

Русскую культуру.

1.2.Ф.Салтыков.

1.3.И.Посошков.

1.4.Ф.Прокопович.

Глава 2.Ломка старых традиций. Поворот в развитии

Искусства.

2.1.Литература петровского времени.

2.2.Развитие театрального искусства.

2.3.Живопись.

Глава 3.Зарождение новой архитектуры,

Изменение старых архитектурных традиций.

3.1.Новые влияние в архитектуре.

3.2.Санкт-Петербург.

Развитие науки.

4.1.Открытие школ различного типа.

4.2.Первые учебники. Введение гражданского шрифта.

4.3.Развитие науки. Учреждение академий наук.

4.4.Начало музейного дела.

Глава 5.Оценка роли

Заключение.

Литература.

Введение.

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающего противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обострённый интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра первого. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробные механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывает реформы, связанные с зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.

Современники Петра считали его одного причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого,так как реформы задевали всех. Первые доходят до того, что зовут Петра «Земным богом», вторые не страшатся называть его антихристом. И те и другие признают в Петре страшную силу и мощь, и ни те, ни другие не могут спокойно отнестись к нему, потому что находятся под его влиянием его деятельности.

Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого – наиболее противоречивая часть петровских реформ. Ещё до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687г. Была открыта словяно – греко – латинская академия первое высшее учебное заведение в России.

И всё же деятельность Петра была революционной.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возращение Пётр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701г. В Москве в Сухаревой башне открывается школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий – автор «Арифметики». В 1911г. В Москве появилась инженерная школа.

Пётр стремится к тому, что бы как можно скорее преодолеть возникшую ещё со времён тотаро – монгольского ига разобщённость России и Европы. Одним из её проявлений было разное летоисчисление, и в 1700г.Пётр переводит Россию на новый календарь – 7208год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703г. В Москве выходит первый номер газеты «Ведомости» - первой русской газеты, в 1702г. В Москву приглашается группа Куншта для создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшее российское дворянство «по образу и подобию» европейского. В 1717г. Выходит книга «Юности честное зерцало» - своего рода учебник этикета, а с 1718г. Существовали ассамблеи дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а поэтому были достаточно болезнены как для высших, так и для низших слоёв общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вёл к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных начинаний. Пётр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Когда умер Пётр и кончилась его реформационная деятельность дело Петра не умерло и Россия не могла вернутся в прежнее состояние. Плоды его деятельности, внешняя сила России и новый порядок внутри страны были на глазах у каждого, а жгучая вражда недовольных стала воспоминанием.

Но многие сознательно жившие люди и долго спустя после смерти Петра продолжали ему удивляться не менее современников. Они жили в созданной им гражданской обстановке и пользовались культурой, которую он так старательно насаждал. Если Пётр внёс в Россию свет просвещения и создал и создал её политическую силу, то до него, как думали, была «тьма и ничтожество». Так приблизительно характеризовал допетровскую Русь канцлер граф Головкин, поднося Петру титул императора в 1721г.

В своей работе я пытаюсь показать, что было сделано Петром для конкретных преобразований культуры т.е. показать развитие науки и искуства, проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Данная работа охватывает хронологически 1684 – 1725годы.

Глава 1.Политические идеи петровских

    1. Реформы Петра Первого и их влияние

На русскую культуру.

В конце 17 века, когда на русском престоле оказался молодой царь Пётр Первый, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России в отличии от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям ни к Чёрному, ни к Балтийскому через которые могла бы развивать внешнею торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми – дворянами шла ожесточённая борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств – Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Россия 17 века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований во многом совпадающая с его реформами.

В период своего царствования Пётр первый умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя – Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс. и др. Сплочённая группа сподвижников сформировалась и среди русских.

Блестящую политическую карьеру сделали А.Головин, братья Апраксины, А.Меньшиков.и другие. Активно действовала и плеяда идеологов и мыслителей, обосновавших необходимость преобразований. Среди них ведущее место принадлежит Ф.Салтыкову, И.Посошкову, Ф.Прокоповичу.

У Петра не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных специальных слоёв, вызывало скрытое и открытое недовольство.

Реформаторская деятельность Петра Первого продолжала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Пётр действовал решительно, целенаправленно с крайней жёсткостью По меткому определению Пушкина его указы были «не редко жестоки, своенравны, и кажется, писаны кнутом»

Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причём термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле - от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести «добрый порядок» в гражданской жизни государства. В самом начале 18 века царь был озабочен внешним видом подданных.

Сближение с западом проявилось и в том, что Пётр прилагал массу усилий к тому, что бы русский человек и внешностью походил на европейца. 26 августа 1698 года на следующий день после прибытия из-за заграницы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокироных этой выходкой бояр.

Подобную операцию Пётр повторил несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.

Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал всё население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.

Тем, кто не желал этого делать, надлежало платить большие налоги с учётом положения в обществе.

В этой же форме Пётр Первый организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года шуточное освещение у Лефортова дворца.

Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду – в шёлковых зипунах яркого цвета, поверх которых были одеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь – длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульёй. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движенья, и мешавшая работе. На пиру Пётр Первый взял ножницы и принялся укорачивать рукава.

Но у всех руками царя одежду не укоротишь. По этому в январе 1700 года в Москве в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служившим, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1770г. Для женщин – чуть позже.

Эти перемены повлияли и на русскую лёгкую промышленость, стали развивается мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застёжки и другие украшения. Пётр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.

Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороду угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских городов выпросили освобождения от новой одежды «по скудости своей». В конечном счёте камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда среди женщин.

Дворянский быт изменялся и в следствии того, что царь заставлял дворян учится, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.

Подданных Пётр Первый снабдил массой распорядительных и нормативных актов, определяющих их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность.

Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых «подлых людей», всё податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учётом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т д.

В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы – взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина внештацкого мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессы со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощения.

И всё – таки влияние петровских реформ на народный быт было незначительным.

В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны, тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой – в духовной жизни народа отложился положительный образец Петра – преобразователя в песнях о Полтавской победе, в «плачах» о царе и т.д.

3.1.Новые влияние в архитектуре.
3.2.Санкт-Петербург.
Глава 4.Новая организация просвещения
.Развитие науки.
4.1.Открытие школ различного типа.
Появление профессионального образования.
4.2.Первые учебники. Введение гражданского шрифта.
4.3.Развитие науки. Учреждение академий наук.
4.4.Начало музейного дела.
Глава 5.Оценка роли
Заключение.
Литература.

Подробное решение параграф §10 по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему в Петровскую эпоху знаний, получаемых в церковных школах, стало не хватать?

Знания, получаемые в церковных школах, были основаны лишь на изучении Закона Божьего, что было недостаточно для решения практических вопросов в области медицины, горного дела, металлургии, мореплавании и других отраслях хозяйства, которые бурно развивались в Петровскую эпоху.

2. Какие сословные ограничения действовали в начале 18 в. при поступлении в учебные заведения?

Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не имели права.

3. В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России?

Практический смысл организации горно-разведочной службы для экономики России заключался в том, открытия полезных ископаемых (медных руд, каменного и бурого угля, минеральных вод) способствовали развитию промышленности (цветной и черной металлургии, курортного дела). Это способствовало успехам в военном деле, изготовлению оружия, строительстве и т.д.

4. Почему особенно активно при Петре 1 развивались естественные науки?

При Петре 1 особенно активно развивались естественные науки, потому что они приносили конкретную пользу государству и обществу, научные и теххнические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей и при строительстве зданий и крепостей.

5. Какие научные достижения, сделанные в России в этот период, упоминаются со словом «впервые»?

1707 г. – Я.Брюс составил первую в России карту звездного неба

1712 – 1725 гг. – А.Нартов первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков

1714 г. – открыта первая в России научная библиотека

1719 г. – открыт первый русский музей (Кунсткамера)

1724 г. – по проекту Е.Никонова создана и испытана первая русская подводная лодка

6. Что означает понятие «светская культура»? Приведите примеры «несветской» культуры.

Светская культура – та, которая не связана с религией прямым и очевидным образом (что, однако, не означает отсутствия неявной, косвенно связи). Примеры «несветской» (религиозной) культуры – церковная музыка, храмовое строительство, иконопись.

Изучаем документы

«Из юности честного зерцала…»

1. Выясните, что такое «Юности честное зерцало…».

Ю́ности честно́е зерца́ло (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») - пособие для обучения и воспитания детей дворянcкого сословия, подготовленный в начале XVIII века по указанию Петра I.

2. Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям?

3. Где было необходимо придерживаться этих правил – дома, на людях, во дворце, везде? Докажите свой вывод, используя текст документа.

Этих правил было необходимо придерживаться везде, т. к. воспитанный человек ведет себя правильно не только тогда, когда его заставляют. Помимо почитания родителей, в этом отрывке говорится об уважении ко всем старшим.

1. Выясните, велика ли для того времени была сумма штрафа.

В 1704 году Петр I провёл коренную денежную реформу: копейка стала выпускаться из меди и увеличилась в размере. Средний размер заработной платы неквалифицированного работника в это время составлял 5−8 копеек в день. Для сравнения: пуд мяса тогда стоил 30 копеек, пуд хлеба - 10 копеек. За день рабочий зарабатывал на 2,5−4 кг мяса.

2. Узнайте, что происходило с теми людьми, кто отказывался следовать указу, но не имел возможности заплатил штраф.

Если выяснялось, что у кого-то нет знака, то есть он носит бороду и усы «безданно и беспошлинно» или же знак получил обманным путем, то таких лиц били кнутом, а иногда даже ссылали на каторжные работы, не взирая на сословную принадлежность.

Исключение сделали только для лиц духовного звания.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Перечислите важнейшие элементы культурных традиций Западной Европы, проникшие в Россию в эпоху Петра 1.

Пётр изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, которая получила название «Ведомости», появляются переводы многих книг на русский.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами («Арифметика» Леонтия Магницкого). До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями).

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров.

3. Исследуйте биографию Якова Брюса. Опишите достоверность легенд о нем.

Москвичи издавна обходили стороной стрелецкую казарму, в которой располагалась часть полковника Сухарева, – бесшабашные стрельцы могли спьяну и деньги отобрать, а то и голову проломить. Но с куда большей опаской горожане стали относиться к Сухаревой башне, когда там поселился Яков Брюс и организовал по велению царя школу математических и навигационных наук. А на последнем этаже устроил обсерваторию. Светящееся каждую ночь окно обсерватории быстро уверило москвичей в том, что дело здесь нечисто.

Свечной торговец Алексей Морозов, например, утверждал, что как-то в сумерках сам видел, что из окон астронома вылетают железные птицы, делают несколько кругов вокруг здания и потом возвращаются обратно. Следующей ночью купец вернулся к башне вместе с домочадцами. В кабинете Брюса горел свет, в окне маячила фигура графа, из башни доносились чьи-то надрывные стоны. Вдруг одно из окон отворилось, и оттуда вылетели три железных чудовища с человеческими головами. Вне себя от ужаса Морозов с домочадцами мчался по ночному городу подальше от страшного места. И вскоре по городу прошел тревожных слух – лютеранин из Сухаревой башни общается с нечистой силой и с ее помощью превращает живых людей, чьи стоны и разносятся по окрестностям, в летающих железных драконов.

Как любой уважающий себя чернокнижник, Брюс пытался разгадать тайну жизни и создал искусственного человека. Тот же Павел Богатырев записал впечатления современников Брюса, будто колдун обзавелся «механической куклой, которая умеет говорить и ходить, но не имеет души». Железная горничная прислуживала графу в его обсерватории. Когда же Яков Брюс ушел в отставку и покинул город, он увез ее в свое подмосковное имение Глинки. Там кукла свободно разгуливала среди причудливо стриженых лип и кокетничала с крестьянами. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли «Яшкиной бабой».

Брюс пугал москвичей и после смерти. Его тело уже было погребено в склепе у лютеранской кирхи Св. Михаила в Немецкой слободе, но каждую ночь в обсерватории по-прежнему загорался свет. Москвичи говорили, что это дух колдуна охраняет свою магическую книгу. Кстати, по легенде, Брюс скончался также необычно, как и жил. Рассказывали, что колдун погиб во время опытов у себя в поместье в Глинках. Будто бы Брюс велел слуге разрезать себя на части, а потом полить волшебным эликсиром вечной молодости, сделанным по рецепту той самой книги. Опыт практически удался. Но когда части тела расчлененного графа стали срастаться, в лабораторию ворвалась жена Брюса, убила слугу и похитила эликсир. Неприкаянный дух же убитого вместе с книгой переместился в Сухареву башню.

– Сухареву башню, в отличие от других памятников архитектуры, уничтожали долго и кропотливо, – рассказывает Зинаида Татарская. – Сталин, как и многие тираны, увлекался мистикой и хотел отыскать книгу Брюса. Он велел разбирать башню по кирпичикам и все содержимое относить лично ему. Но книгу так и не нашли. Разгневанный тиран отдал приказ взорвать останки башни. Присутствовавший при уничтожении архитектурного памятника Лазарь Каганович потом говорил Сталину, что видел в толпе высокого, худого человека в парике, которые погрозил ему пальцем, а потом испарился. Но некоторые научные труды Брюса вождь всех народов все-таки нашел и использовал их при строительстве современной Москвы.

Могилу Брюса тоже уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню. Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени.

Но, пожалуй, самая известная легенда - о том, как Брюс замораживал летом пруд и катался на коньках. Якобы в самый разгар лета, в знойном июле, Брюс пригласил в гости многих знатных особ. Им были предложены всевозможные развлечения, в том числе катание на лодках. Потом всех позвали на обед. А после него гости снова вышли в парк и стали наблюдать за праздничным фейерверком, катаясь на коньках по льду того же пруда, который за считанные часы превратился в каток. Согласно другой версии Брюс превратил пруд в каток на глазах у изумленных очевидцев взмахом волшебной палочки.

Вот такие чудеса, казалось бы, не имеющие никакого отношения к реальности, творил волшебник Брюс. Однако в 1992 году в журнале "Наука и жизнь" появилась статья, автор которой Вячеслав Малахов попытался доказать, что Брюс действительно умел, скажем, в разгар лета замораживать воду в пруду. По его приказу еще в марте, ранней весной, лед намораживали до солидной толщины, затем покрывали соломой, опилками, деревянным щитами. После этого накладывался слой глинистого грунта. Лед укладывался на дно пруда, из которого предварительно была спущена вода. В назначенный срок она снова подавалась из верхнего пруда. Лед освобождался от земли и опилок, а потом всплывал, и по нему уже можно было кататься на коньках. Конечно же, такое объяснение одной из проделок Брюса может показаться спорным. Но, как бы там, ни было, оно свидетельствует о том, что вряд ли все творившиеся в "Глинках" чудеса можно отнести к мифам.

А еще рассказывают, что выдумал Брюс живую и мертвую воду. Нравилось, мол, ему превращать стариков в молодых. Для начала изрубил он своего пожилого лакея на куски, потом облил их мертвой водой - и они срослись. Затем окропил живой водой - и старик стал молодым.

Но, как, ни странно, сам Яков Вилимович Брюс обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни». Потомок шотландских королей тяготел к естественным наукам.. Одним из таких научных достижений графа стала первая карта российской территории от Москвы до Малой Азии. Он также составил астрологическую и геолого-этнографическую карты города.

– Первым астрологической картой Брюса воспользовался Иосиф Сталин, – рассказывает столичный экскурсовод Ирина Сергиевская. – Сохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной графом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. И 13-ю, «Суворовскую» никак не удается построить. Именно Брюс утверждал, что Москву надо строить по принципу кругов – это самая надежная геометрическая фигура. Кстати, Санкт-Петербург, где нет кольцевой структуры, он не любил. Есть версия, что большевики, прокладывая дороги на месте садов и вдоль бульваров, пользовались его астрологическим завещанием. Так появились современные Садовое и Бульварное кольца. Геолого-этнографическая карта не сохранилась. Она исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук. Например, Брюс еще в XVIII веке утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке – там под землей много пустот. К нему не прислушались и дома на этой улице уже проваливались. Не стоит строить высоких домов на набережной Москвы-реки, говорил он, в районе Воробьевых гор – возможны оползни. И построенное вопреки предостережению Брюса новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения. Но зато это место на карте Брюс пометил как самое подходящее для учебы, и потому на Воробьевых горах при Сталине начали строить новое здание МГУ.

Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Самым подходящим для развлечения и пьянства местом исследователь считал землю, на которой построен Белый дом. Откровенно гиблых места на карте Москвы два – Перово и начало Кутузовского проспекта. Здания под землю там не проваливаются, но гаишники называют эти места бермудскими треугольниками – за сутки здесь происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем во всех других районах вместе взятых.

Ученик Ньютона, человек самых разносторонних знаний, он, можно сказать, родился преждевременно. Далеко не всем современникам были понятны его изыскания.

Однако, как считает написавший о Брюсе интересную книгу российский исследователь А. Н. Филимон, этот ученый-вельможа внес весьма важный вклад в развитие отечественной науки. И все же, приезжая в "Глинки", знакомясь с усадебным домом, флигелем-лабораторией и другими постройками, нет-нет да и ловишь себя на мысли, что оказался в царстве волшебника.

Искусство России ХVШ века

Особенности развития России в ХVIII в.

В истории русского искусства ХVIII столетие представляет собой переломный период, в котором огромную роль сыграли глубокие перемены во всех сферах общественной жизни. Россия начинала столетие средневековой, отсталой страной, а к его концу пришла сильной, развитой державой, активно влиявшей на судьбы многих стран и народов. За несколько десятилетий, ценой огромного напряжения , Россия в своем развитии прошла путь, который другие страны проделывали за два-три столетия. Петровские реформы были направлены на европеизацию всех сторон русской жизни. Реформы отразились на русской культуре, которая хотя и сохраняла преемственность с традициями Московской Руси, все же принимала новый облик, ориентируясь на европейские стандарты.

«Прорубив окно в Европу», Россия встала лицом к лицу с эпохой Просвещения, идеалы которой оказали определяющее влияние на формирование русской культуры.. Путь к новому справедливому обществу просветители видели в просвещении народа, воспитании у людей независимости суждений, внутренней свободы, чувства самоуважения . Сущностью просветительских идей в Европе было отрицание ценностей старого феодального общества и призыв к его разрушению для созидания нового буржуазного строя.

В крепостной России просветительские идеи вступили в противоречие с крепостнической системой и деспотическим государством. Российский «просвещенный абсолютизм» не затронул крепостничества. Новые идеи воплощались в творчестве крепостных художников, музыкантов, актеров и архитекторов, ставших образованными людьми, но при этом остававшихся собственностью своих хозяев. Так идеалы справедливости, свободы и равенства, провозглашенные Просвещением, столкнулись с российской действительностью. При этом без дворянского меценатства было невозможно становление и развитие русского театра, балетного искусства, хоровой музыки, домашних портретных галерей и русской дворянской усадьбы. Эта противоречивость русской культуры нашла свое выражение и в искусстве ХVIII в.

Результатом распространения идей Просвещения в России стало разделение единого до этого русского искусства на светское и религиозное. Религиозная часть русской культуры уходила на ее периферию, а светская укоренялась в центре культурной и общественной жизни. Этому способствовала официальная политика, поставившая интересы государства выше интересов религии и превратившая церковь в часть государственной машины.

В ходе развития русской художественной культуры ХVIII в. можно выделить следующие периоды: первый период охватывает конец ХVII – первые два десятилетия ХVIII вв. и связан с реформами Петра Первого. Это время крутой ломки русской культуры, активного внедрения в нее европейских просветительских идей, становления светского искусства. Второй период приходится на 30-50-е гг. ХVIII в. и связан с правлением Анны Иоанновны и дочери Петра Первого – Елизаветы. В искусстве это время нашло свое выражение в стиле барокко. Третий период связан с правлением Екатерины II (60-90-е гг. ХVIII в.) Он стал кульминацией русского Просвещения. В художественной культуре – это период расцвета русского классицизма.

Искусство эпохи петровских и послепетровских реформ

Начало ХVIII в. было ознаменованореформами Петра Первого, призванными ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы, вывести Россию в число передовых европейских государств. Петр создал регулярную армию и флот, отвоевал Балтику, создал госаппарат, мануфактурную промышленность, сеть вузов и школ, увеличил госбюджет в 3 раза. Всего этого у России не было . Бурный рост промышленности потребовал большого количества грамотных специалистов, что послужило толчком к развитию системы светского образования и науки в России. Активно вводились все атрибуты европейского образа жизни, начиная от бритья бород, ношения европейского платья до изменения положения женщины, утверждения нового взгляда на человеческую личность, внедрения представлений о гражданской чести и достоинстве.

В результате этих реформ в России сложилось абсолютистское государство со светской культурой, открытое, активно контактирующее с другими странами, отказавшееся от политики изоляционизма. В художественной культуре новые веяния привели к формированию новых жанров искусства, освобождению его от религиозного содержания. Также нужно отметить демократизацию искусства, появление в нем авторского начала, не свойственного древнерусской культуре.

Свое наглядное воплощение государственная идея нашла в архитектуре, которая приобрела отчетливо светский характер и развивалась в русле европейского искусства Нового времени. Наиболее полно новые формы и принципы архитектуры воплотились в строительстве новой столице России – г.Санкт-Петербурге, основанном в 1703 г. Поскольку город строился каменным, это потребовало колоссальных затрат, поэтому в 1714 г. специальным указом было запрещено каменное строительство повсюду, кроме Петербурга.

Основой нового градостроительства стала регулярность, требование строгости и правильности форм в противовес русской асимметричности и живописности (недаром утопающую в садах деревянную Москву называли «большой деревней»). В отличие от русских городов, имевших радиально-кольцевую планировку, в Петербурге воплотился идеал рационально-спланированной столицы. Возникший как порт и крепость, город обзаводился военными, общественными и административными зданиями, в нем появились верфь, арсенал, музей-Кунсткамера, госпиталь, коллегии и другие здания, ранее не встречавшиеся на Руси. Впервые при Петре здания начали строить по чертежам, все архитекторы состояли на госслужбе, имея чины от капрала до генерала .

Требование регулярности сказалось и на массовом строительстве, которое впервые велось по типовым проектам. Помещики и богатые купцы были обязаны строить двухэтажные каменные дома, люди победнее – маленькие каменные или мазанковые дома(деревянные каркасы с забутовкой из глины и щебня ).

Ведущую роль в возведении европейской по замыслу столицы играли иностранные архитекторы, среди которых были прославленные европейские зодчие. Французский инженер и архитектор Жан Батист Леблон (1679-1719) разработал идею «регулярного»(т.е. гео города, ставшую архитектурной основой столицы. Швейцарец Доменико Трезини (1670-1734) стал создателем Петропавловского собора, состоявшего из высокой колокольни со шпилем и базиликой, давшей городу прекрасный внешний ориентир . Он был строителем здания Двенадцати коллегий, состоящего из двенадцати частей, связанных между собой галереями. Кунсткамеру строили иностранные мастера, а также русский архитектор Михаил Земцов (1688-1743), участвовавший в строительстве здания Двенадцати коллегий. Архитектурный стиль этих зданий - т.н.«петровское» барокко.

Постепенно русские архитекторы стали играть все большую роль в градостроительстве. Иван Коробов (1700-1747) реконструировал здание Адмиралтейства и создал его знаменитый золотой шпиль с флюгером в виде трехмачтового корабля.

В петровской загородной резиденции в Петергофе впервые появились регулярные(геометрически правильные) сады, парки, каналы.

Среди московских построек петровского времени - Меншикова башня -храм Михаила Архангела у Чистых Прудов, построенная архитектором Иваном Зарудным в 1708г., высота шпиля которого превышала колокольню Ивана Великого, Арсенал в Кремле, несохранившиеся Сухарева башня на Сретенке (в ней размещалась Навигацкая школа) и двухэтажный дворец Лефорта, где проводились ассамблеи. Петр стремился создать на берегу Яузы в Немецкой слободе (Кукуе) новый городской центр вместо боярского Кремля. Здесь разбили парк с каскадом прудов, построили дворцы Головина и Лефорта, военный госпиталь и казармы Московского полка. В 1713 г. по указу Петра двор переехал в Петербург, Кремль перестал быть символом России.

Коренные преобразования происходили в изобразительном искусстве . Живопись в короткий срок прошла путь от парсуны в традициях древнерусского искусства до светского портрета, а также других картин на светские сюжеты. В картины вошло изображение человеческого тела, при этом большое внимание уделялось его анатомии в соответствии с античными пропорциями фигуры. Использование масляных красок привело к развитию новой техники живописи, позволявшей отразить глубину пространства.

Наибольших успехов новая живопись достигла в портретах. Причиной этого стали вековые иконописные традиции русского искусства, а также традиция парсуны ХVII 0=ъ\

в. Поэтому в картинах петровской эпохи можно встретить сочетание старых и новых европейских манер, т.е. лица на портретах изображались подчеркнуто выпукло, а фон и одежда изображалась в плоскостной манере.

Начало новой русской живописи связывают с 1716 годом, когда группа русских художников была отправлена на учебу за границу. Среди них был известный русский портретист Иван Никитин (1690-1742). Все внимание мастера было сосредоточено на лице, фон имел плоскостной, иконный характер. Расцвет творчества Никитина приходится на последние пять лет жизни Петра. Ему принадлежит портрет императора на смертном одре, полный самой глубокой скорби.

Глава русских живописцев Андрей Матвеев (1701-1739), также учившийся за границей, руководил всеми монументально-декоративными работами, шедшими в Петербурге и его окрестностях. Самым известным произведением мастера является его «Автопортрет с женой», в котором он первым из русских художников создал поэтический образ дружественного и любовного союза.

Русская живопись в лице Никитина и Матвеева показала их замечательное умение овладевать приемами западноевропейского мастерства при сохранении русского национального духа. Обмирщение, появление светскости в русском искусстве произошло во многом благодаря усилиям этих художников.

Этот же процесс обмирщения гораздо медленнее происходил в скульптуре, потому что слишком долго на Руси она считалась связанной с язычеством. Фактически до Петра Первого в России не было скульптуры. Поэтому иностранные скульпторы сыграли более заметную роль, чем живописцы. Знаменитые скульптуры Летнего сада, купленные за границей, должны были приучить русских людей к светской скульптуре и воспитывать их вкус.

Рождение русской скульптуры связано с именем Карла Растрелли (1675-1744), который вместе с сыном, знаменитым архитектором, приехал в Россию в 1716 г., где обрел вторую родину. Его главной работой стало создание памятника Петру Первому. В 1723 г. он создал замечательный бюст императора, в котором подчеркнул неординарность и ум основателя Российской империи. Он стал автором конной статуи Петра, которая была отлита после его смерти, а поставлена перед Михайловским замком только в 1800г.

Главная тема искусства второй четверти ХVIII в. – прославление монархического государства, в честь которого создаются архитектурные ансамбли. Основной тип постройки этого времени – дворцы и храмы, которые строятся в европейском стиле. Дворяне богатеют, расширяют свои привилегии и постепенно отменяют возложенные на них Петром Первым обязанности служить во славу Отечества. Был забыт свойственный Петру трудовой стиль жизни, зато небывалый размах получила традиция бесконечных празднеств и пышных увеселений (шутовская свадьба шута князя Голицына и калмычки Бужениновой в жестокий мороз в Ледяном дворце на льду Невы при Анне Иоанновне, где из льда были сделаны не только покои с мебелью, в т.ч. даже свадебная «постель», но даже пушки, стрелявшие настоящими зарядами).

Во второй четверти ХVIII в . архитектура, скульптура и живопись развивались в стиле барокко, для которого характерно стремление к пышности и обильным украшениям. В эпоху барокко главенствующим видом искусства была архитектура. Скульптура и живопись не существовали вне связи с архитектурой, они располагались в соответствии с архитектурой здания. Скульптура была обычно представлена фигурами в полный рост (статуи на кровле Зимнего дворца), полуфигурами атлантов, реже – сюжетными барельефами. Живописное убранство состояло из мифологических сюжетов, пейзажей, натюрмортов. Даже внутренняя отделка церквей стала более светской.

Самым знаменитым архитектором стиля барокко в середине ХVIII в. был Франческо Бартоломео Растрелли ( 1700-1771), сын знаменитого скульптора Карло Растрелли. Среди его построек – Большой дворец в Петергофе, Екатериненский дворец в Царском Селе, Зимний дворец (1764), собор Смольного монастыря (1738-1764), дворцово-парковый ансамбль Анненгоф в Лефортово (1730-1731), дворец Бирона в Елгаве (Латвия ). Внутреннее убранство этих зданий богато украшено позолоченной бронзой и лепниной, декоративной скульптурой. Работавший в Москве архитектор князь Дмитрий Ухтомский (1719-1774) построил в стиле барокко колокольню Троице-Сергиевой лавры, Красные ворота, множество храмов.

В русской живописи стиля барокко доминировал портрет, для которого главным была психологическая характеристика, передача черт характера. Крупным мастером камерного портрета был Алексей Антропов (1716-1795), который изображал своих персонажей с фотографической точностью. Крепостной художник Иван Аргунов (1729-1802) работал исключительно по желанию своего хозяина – графа Шереметева, диктовавшего ему не только кого он должен писать, но и как это делать. Поэтому его работы представляли собой парадные портреты вельмож в пышных одеждах: князя и княгини Лобановых-Ростовских, генерал-адмирала князя Михаила Голицына. Но ему принадлежат и прекрасный камерный автопортрет и портрет крепостной крестьянки, лишенные официальности, отражающие внутренний мир героев.

Большой вклад в развитие изобразительного искусства внес М.В.Ломоносов , возродивший утраченные секреты изготовления мозаики. Изготовление смальт – цветных стекловидных масс, из которых делались мозаики, хранилось в Западной Европе в строжайшей тайне. Ломоносов сумел самостоятельно разработать весь технологический процесс их производства, создав грандиозную мозаичную картину «Полтавская баталия».


Похожая информация.