Колонии греков по берегам средиземного и черного морей. "основание греческих колоний на берегах средиземного и черного морей"


Конспект урока

по истории

Агафонова Юлия Борисовна

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока : комбинированный.

Цели урока: сформировать представление об эпохе Великой греческой колонизации.

Задачи урока:

Обучающие : дать представление о греческой колонизации, продолжить формирование представления о Древнем мире.

Развивающие : продолжить развитие умения анализировать историческую ситуацию, выявить:

Воспитывающие: дать оценку причин процесса миграции древних греков и характера отношений греков и варваров.

Вводимые понятия : колония, колонизация, Эллада, эллины, метрополия.

Оборудование: Вигасин А.А и др. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение. Карта «Образование греческих колоний в VIII-VI веках до н.э.

План урока

    Причины греческой колонизации.

    Основание колоний.

    Жизнь в колониях.

    Северное Причерноморье.

Ход урока.

I .Вступительная часть.

Представьте себе ситуацию, некий путешественник рассказывает вам о дальних землях, которые он когда-то видел. И вы услышите примерно следующее «А ещё есть на севере земли, где в непроходимых лесах обитают рыжеволосые будины, поедающие шишки. А в предгорьях неприступных Рифейских гор (Урала) - аргипеи, питающиеся только молоком и черешней. В самих горах обитают люди с козьими ногами. А ещё есть земли, где живут громадные муравьи величиною с собаку. Живут они в песчаной местности, роют себе жилище под землёй и выносят на поверхность золотой песок». Представьте себе, какой странный рассказ. Первое, что вам придёт в голову, что этот путешественник никаких далёких стран не видел и скорее всего не покидал пределы собственного дома, поэтому и рассказывает вам небылицы. Но ведь именно такие небылицы передавали друг другу в качестве правдивых рассказов древние греки, так что же получается, греки никогда не покидали пределов своих полисов. Нет, греки были очень смелыми путешественниками, просто далеко не все земли они видели сами, поэтому верили слухам, но уж те государства, с которыми они торговали и воевали, греки изучили досконально. А ближайшие территории греки не только изучали, но и активно заселяли.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое колония, и какой народ Древнего мира основывал свои колонии.

Выслушав ответы, учитель сообщает: « В период с VIII-VI века до н.э. греки организовали великое множество поселений на территории других государств. Поселения эти назывались колонии. И сегодня мы поговорим об этом процессе»

II . Изучение нового материала.

Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему урока.

Постановка проблемы.

Казалась, что большая часть населения Греции стремилась уехать за пределы Родины. Некоторые исследователи называют цифру 1,5-2 миллиона человек за всю эпоху. Люди уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

Но почему греки в таком количестве покидали свои полисы? Почему происходило это переселение, и к каким результатам привело?

III . Получение нового знания.

Посмотрите, в названии темы и пункта плана у нас встречается слово «колонизация». Как вы думаете, что это слово обозначает? Определение необходимо записать в тетрадь.

Давайте вспомним, какие группы населения проживали в греческих полисах? (ответыучеников). Вы назвали группы, занимавшие разное положение . Но покидали Грецию представители всех групп. Как вы думаете, почему?

После того как будут высказаны предположения, учитель предлагает учащимся проверить вышеназванные гипотезы.

Представьте себе, что вы оказались в Коринфе-богатом торговом городе. Здесь собрались несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает Родину.

Я – Бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах. Каменистая малоплодородная почва. Сколько не работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду своё счастье.

У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю не стать бы рабом должником. Решил я бросить заложенный участок и родную деревню.

Тут к разговаривающим крестьянам подходят два хорошо одетых грека.

Мы торговцы. Верные люди рассказали нам, что в заморских странах охотно меняют пшеницу на греческие товары. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас.

В разговор вмешивается ткач-ремесленник.

Я навсегда покинул родной город, так как я поднял демос на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали вверх, и мне пришлось бежать.

Почему греки покидали свои полисы?

Ученики должны назвать следующие причины:

1). Нехватка земли.

2). Угроза голода.

3). Угроза долгового рабства.

4). Стремление разбогатеть.

5). Борьба демоса и знати.

Названные причины необходимо записать в тетрадь.

И сейчас мы попытаемся представить себя в Древней Греции и попробовать основать колонию. По разным причинам вы вынуждены покинуть родину. Решение принято, но что надо сделать, чтобы уехать? Задача учителя – помочь выстроить план действий по выводу колоний.

Посмотрите внимательно на карту (учебник стр.151).

Афинский мыслитель Сократ, шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота? Подумайте, что он имел ввиду?

Действительно, греческих колоний было много, но можно выделить основные направления, куда греки отправлялись чаще всего.

Определите эти направления по карте. Ученики должны назвать направления западное, южное и северо-восточное.

Как вы думаете, какое место могли выбрать переселенцы для своего города? Рассмотрите иллюстрацию (учебник Вигасина А.А и др.) и опишите место расположения будущего города. Почему колония строилась на берегу моря? (для удобства торговли). Что продавали и покупали греческие купцы?

Когда мы говорили о территории, выбранной для нового поселения, то не сказали о людях, живших здесь до прихода греков.

Как вы думаете, грекам нужны были соседи? Почему? Ученики должны объяснить, как греки могли относиться к местным племенам и как местные племена относились к грекам. Данный вопрос можно рассмотреть на основе чтения текста учебника (стр. 152-154).

Греки, расселившиеся по всей территории Средиземноморья, по-прежнему продолжали считать себя единым народом. Самих себя, свой народ греки называли эллинами, а Грецию - Элладой.

Как вы думаете, что позволяло грекам считать себя единым народом? (Ученики могут назвать единый язык, традиции, религию).

Греческие колонии становились независимыми городами-государствами-полисами. В каждом полисе были свои законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Живя в колониях, греки не порывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает «мать-город».

Учитель задаёт вопросы: «Что дала колонизация грекам? Колонизация разобщила или объединила греков?»

В ходе ответов учащихся учитель корректирует и дополняет их. (Колонизация расширила знания греков о других народах, заставила самих осознать себя единым народом, в результате развития колоний успешно развиваются торговля и ремесло).

Подведение итогов урока.

Почему происходило переселение, каковы были результаты?

Домашнее задание: 32, вопросы и задания к параграфу устно, задания в рабочей тетради.

Литература .

    А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

    Хачатурян В.М. Древняя Греция: История, быт, нравы. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2002.

    Школьная энциклопедия. История Древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

Первая колония, названная Питекуссы, была построена около 770 г. до н.э. на острове Искья, расположенном недалеко от западного побережья Италии. Затем в течение 300 лет были основаны колонии на Средиземноморском побережье Европы, Африки и Малой Азии, а так же на берегах Черного моря. Колонизация шла в трех направлениях:

1) западное – остров Сицилия, Южная Италия (называемая также Великой Грецией), Галлия и Испания;

2) северо-восточное – Фракия, Малая Азия, побережье Черного моря;

3) южное – северное побережье Африки.

В отличие от финикийских колоний, греческие поселения были мало связаны с метрополией, городом, из которого прибыли переселенцы. Это были самостоятельные государства, поддерживающие лишь экономические отношения с Грецией. Из метрополии доставлялись ремесленные изделия, вино и оливковое масло, которые колонисты использовали сами или обменивали у местных жителей на необходимые им товары. В обратный путь отправляли зерно, скот, рыбу, строительную древесину, слоновью кость и рабов.

Колонии располагались рядом с удобными бухтами или в устье рек, недалеко от моря. Как правило, эти территории уже были заселены местным населением, поэтому колонистам приходилось их задабривать, выменивая земельные участки на необходимые продукты. Жители колоний стремились наладить мирные отношения с местным населением, что удавалось не всегда. Неудивительно, что собираясь построить город, сначала выбранное место обносили стеной, а затем уже строили дома и храм.

§3. Греческие колонии на территории скифов
(северный берег Черного моря)

С наибольшими сложностями греки столкнулись в Северном Причерноморье. Здесь проживали племена воинственных скифов. Скифы были кочевниками, занимавшиеся скотоводством. Каждый мужчина с рождения приучался сидеть в седле, осваивал воинское искусство. Скифские женщины не уступали в воинском искусстве мужчинам, участвуя вместе с ними в битвах. Современные ученые предполагают, что легенды о женщинах-воительницах – амазонках – появились у греков после встречи со скифами.

В отличие от других племен, вожди которых с удовольствием приобщались к греческой культуре, скифы с неохотой перенимали греческие обычаи. Древнегреческий историк Геродот донес до нас историю скифского царя Скила. Матерь Скила была гречанка, научившая сына греческой грамоте. Царю неприятен был скифский образ жизни, он хотел жить как грек. Нередко он отправлялся в город Ольвия, где облачался в греческие одежды, ходил по городу, совершал жертвоприношения. Затем переодевался в скифскую одежду и покидал город. Такую процедуру царь проделывал несколько раз. Но со временем об этом увлечении Скила узнали скифы. Они подняли восстание и умертвили царя.

Ряд городов, основанных греками в Северном Причерноморье, находится на территории нашей страны. Это знаменитые города Феодосия, Херсонес и Пантикопей (ныне называемый Керчь). Теперь они являются знаменитыми курортами, куда люди приезжают не только отдохнуть, но и насладиться красотами древних построек.

Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1) в VIII-VI вв. до н.э. проходила так называемая Великая греческая колонизация;

2) колонизация была вызвана: перенаселением Греции, развитием ремесла и торговли, а также политической борьбой демоса и аристократии;

3) в результате колонизации греки заселили значительную часть побережья Средиземного и Черного морей;

4) жителям колоний приходилось уживаться с местным населением, наиболее воинственными были скифы.


Великая греческая колонизация масштабное расселение древних греков по берегам Средиземного и Чёрного морей на протяжении трёх веков с середины VIII века до н. э. СредиземногоЧёрного морейVIII века до н. э. Дорийцы Дорийцы и ионийцы распространяются по северному побережью Средиземного моря, далее они оказываются и в Чёрном море. Как писал Сократ, «греки расселились по берегам моря как широкая кайма на варварском плаще».ионийцы Сократ


Однако греки не занимались открытием новых земель, а следовали уже проторенными путями финикийцев, вытесняя предшественников. Кроме того, они не исследовали новые земли вглубь, ограничивая своё присутствие побережьями.финикийцев Существовавшее в крито-микенский период политическое единство Греции не было восстановлено. Множество полисов, контролирующих свои территории, имело самые разнообразные способы управления: тирания, олигархия, демократия и демократия.крито-микенский периодполисовтиранияолигархиядемократиядемократия


ПОЧЕМУ ВЫВОДИЛИСЬ КОЛОНИИ? Колонии выводились прежде всего из-за нехватки земли в полисах континентальной Греции. В свою очередь, это было связано как с растущим населением полиса, так и с существованием законов, запрещавших дробление земельной собственности между несколькими наследниками


Организацией выведения колонии занимался выбранный человек ойкист. При основании колонии из метрополии перевозился огонь священного очага и изображения местных богов . Жители колоний всегда сохраняли тесные связи с метрополией, вплоть до оказания помощи при необходимости. Несмотря на это, колонии изначально выводились как самостоятельные полисы , поэтому при столкновении интересов метрополии и колонии оба полиса могли перейти от мирных дружественных и братских отношений к открытым конфликтам друг с другом, как например случилось между Коринфом и Керкиройметрополии Коринфом Керкирой Большинство колонистов составляли, как правило, обедневшие и малоземельные граждане, младшие сыновья семейств, побеждённые на политической арене, а также жители других полисов. Колонисты, участвовавшие в выведении новой колонии, должны были автоматически получить землю для обработки и гражданство в новом полисе


Создание многочисленных колоний содействовало развитию торговли, вплоть до того, что некоторые колонии специально выводились для обеспечения стратегического господства метрополии в данном районе. Колонии экспортировали в континентальные полисы зерно (прежде всего из Великой Греции и Причерноморья) и медь (Кипр), в меньшей степени вино, то есть в основном это было сырьё. В свою очередь, в колонии экспортировались железо и изделия из него, а также шерстяные ткани, керамику и другие ремесленные товары. Первое время в торговле внутри греческих колоний лидировала Эгина, жители которой были умелыми мореходами, но вскоре её потеснили Коринф и Халкида, обладавшие, в отличие от Эгины, большим числом колоний. Лишь после них первенство в морской торговле захватили Афины.Эгина КоринфХалкида Афины