Консультация «Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. Формирование основных компонентов речи посредством фонетической ритмики у старших дошкольников с онр


Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с: илл.

Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.

© Власова Т.М.,

Пфафенродт А.Н., 1996

© «Гуманитарный

издательский центр

ВЛАДОС», 1996

Предисловие

Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

Фонетическая ритмика - это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

    соединить работу речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

    способствовать формированию у слабослышащих де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;

    развивать слуховое восприятие учащихся и использо­вать его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.

При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

    формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

    правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

    воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

    умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.

В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний - музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений - нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку, записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела - наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы - повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук - поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног - сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

Характер этих движений также различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких.

У
пражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и инто­нацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражени­ем смеха, отрицания и т. п.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2-5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой - это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий - фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально - их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно - сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях, приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

    ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;

    уметь сочетать систему движений с музыкой в различ­ном темпе;

    видеть и уметь исправлять характер движений у уча­щихся;

    стремиться к максимальной естественности и раскован­ности движений, как своих собственных, так и учащихся;

    слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;

Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.

Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.

Анна Молостова
Мастер-класс по использованию методов фонетической ритмики и элементов логоритмики с детьми младшей группы детского сада.

Теоретическая часть.

(слайд 4) Всем известно, что в поле зрения работы логопеда сегодня попадают дети подготовительной группы , в лучшем случае – дети старшего дошкольного возраста. Сензетивный период для развития речи упускается.

Это – проблема как для родителей так и для педагогов, так как логопеду тяжелее работать на последующих этапах.

Мы загорелись желанием решить эту проблему и найти выход из сложившейся ситуации, тем самым облегчая задачу себе и родителям и начали работать детьми младшей группы .

(слайд 5) Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному засмеяться или заплакать, как начинают смеяться и плакать другие. Кроме того дети любят подражать друг другу, взрослым и даже животным. Все эти природные особенности детей использует фонетическая ритмика .

Работая с детьми , также необходимо учитывать закономерности формирования детской психики , одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.

При развитии более поздних в плане формирования функций (например – речи, следует опираться на уже созревшие процессы (это эмоции и движения) .

Соответственно, развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для развития речи.

Учеными давно доказана связь между движениями рук и формированием произношения (связь моторики рук и артикуляционной моторики) .

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.

(слайд 6) Значит, развивающую коррекционную работу нужно выстраивать от движения к речи, что и делает фонетическая ритмика . Она сочетает в себе 3 компонента – эмоциональный, двигательный и речевой и использует механизм их единства.

В своей работе с детьми мы решили использовать сочетание нескольких методов работы , направленных на развитие речевых навыков детей. Это – фонетическая ритмика – методика Костылевой , многим известная. Это элементы логоритмики в сочетании с музыкальным сопровождением. И конечно использовали различные методы по уточнению артикуляции звуков, начиная с самых простых гласных звуков и заканчивая согласными.

(слайд 7) За основу была взята «Сказка о весёлом Язычке» , нами были разработаны свои сюжеты на каждый отдельный звук и адаптированы на младший возраст .

(слайд 8) Обязательное условие занятий – положительный эмоциональный фон, активное использование жестов , мимики, интонационного языка.

Движения и речевой материал предварительно не выучиваются! Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.

(слайд 9, 10) Суть метода фонетической ритмики в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движения и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов , слов с проговариванием фраз и коротких тестов.

(слайд 11) На начальном этапе мы основное внимание обращали на правильность выполнения движений, а не на речь, чередуя противоположные по характеру движения : быстрые и медленные, резкие и плавные, напряженные и расслабляющие.

Происходит влияние на общую гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.

(слайд 12) Большим плюсом этого метода является то , что он не принуждает включаться в работу всех детей. Как мы с вами знаем, всегда есть детки, которые не участвуют в занятии со всеми детьми . Они имеют возможность просто наблюдать за остальными детьми и взрослым или не делать этого.

Это даёт возможность ребенку возможность привыкнуть и включиться в работу несколько позже, и уже по собственному желанию.

Во время хорового произнесения звуков педагог должен слышать недостатки произношения детей и тактично их исправлять. Мы же делаем следующее : если многие дети не произносят правильно, к примеру, сложные звуки (Р,Л,С,З, то мы просим детей слушать произношение педагога, а повторять – только движения.

(слайд 13) Наши занятия мы строим по следующему принципу :

Повторение пройденных звуков;

Презентация нового звука через знакомство с новым сказочным персонажем;

Игры на закрепление звука, слога или слова с этим звуком (эта часть занятия делится на два направления – работа логопеда с этим звуком и работа музыкального руководителя);

Итог занятия, мы вспоминаем с каким персонажем мы познакомились и какой звук он нам принес.

(слайд 14,15) Что касается музыкальной составляющей данных занятий, то мы ставим перед собой следующие задачи.

(слайд 16) Музыка детям дает возможность представить образ персонажа, который приходит к ним на занятия (к детям приходил дядюшка Ау, Баба Яга, собачка, козленок, жеребенок, мальчик Дима, мальчик Тема, они слушают этот музыкальный образ, что в дальнейшем мне помогает в постановке театрализованных сценок.

(слайд 17) На наших занятиях мы не только слушаем музыку, которая помогает нам представить образ различных героев,

(слайд 18) но и пропеваем те звуки, с которыми знакомимся. Многие дети не произносят сложные звуки, но в сочетании с музыкой – им становится это проще, потому что они их пропевают.

(слайд 19) И так же, мы стараемся во время пения использовать движения , которые сочетаются с образом и характером песни.

Пение включает упражнения и распевки для тренировки речевого аппарата, а также упражнения для развития координации пения с движением. Мы знакомим детей с элементарными понятиями в музыке – динамические оттенки, мы поем тише – громче; знакомим и учим детей определять и пропевать звуки высоко и низко; поем отрывисто и плавно, соединяя это с движениями рук.

(слайд 20) Что касается музыкально-ритмических движения – они предполагают упражнения, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

(слайд 21) Основная направленность элементов ритмопластики на наших занятиях , - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения .

Это физиологическая потребность детского развивающегося организма.

(слайд 22) Совместные занятия с логопедом мне помогают на музыкальных занятиях в разучивании песен, музыкальных сценок, после таких занятий, дети стараются выдерживать музыкальный ритм , дышать правильно при пении, четко пропевать текст песен.

Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельные занятия или как часть речевого занятия. Отдельные стихотворные тексты можно использовать в качестве весёлых динамических пауз и на других занятиях.

В результате нашей экспериментальной работы с детьми младшей группы у нас получился цикл занятий, идущих в определенной последовательности, со сказочным сюжетом.

Мы использовали последовательность освоения артикуляции звуков и саму методику Костылевой , добавили презентации на каждый сказочный сюжет и оформили музыкальное сопровождение каждого занятия.

(слайд 23) За время проведения наших занятий мы добились того, что :

У детей активнее развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика и координация движений;

Улучшается фонематический слух ;

Нормализуется речевое дыхание;

Улучшается ритмико -интонационная сторона речи;

Уточняется артикуляция имеющихся звуков;

Создается база для успешной постановки звуков;

Повышается речевая активность детей;

- «неговорящие» дети постепенно включились в процесс;

Дети, стесняющиеся своей речи, раскрепостились.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.

Мастер-класс для воспитателей «Оформление группы детского сада к весне» Прилетай же! Милый скворушка-скворец, Прилейтай же наконец! Для.

Квиллинг (бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наступает самая лучшая пора для всех детей и воспитателей - лето. Мы готовимся к лету со всем своим усердием.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном произнесении а.

И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о.

И.п. 1. Глубокий вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у.

Движение напряженное, слабое, длительное.

И.п. 2. Глубокий вдох, руки вверх при одновременном произнесении и ______ .

И.п. 1. Глубокий вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э.

Движение ненапряженное, слабое, длительное.

ЙОТИРОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ

Произнесение Я, Е, Ю, Е необходимо начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИО, ИУ, ИЭ, а затем более кратких сочетаний ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ. Для этого нужно повторить движение на звук Й, после чего следует «мини» - движения на гласные звуки.

Примечание.

И.п. 1. Движение небольшое. Руки согнуты в локтях, кисти находятся на уровне рта. Легким взмахом кистей рук «нарисовать» в знак краткости Й – кисти рук движутся немного вниз – назад – вверх – в сторону.

Первый вариант. Выполняется двумя руками. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук А, для чего руки при выполнении движения согнуты в локтях. Движение выполняется при одновременном произнесении Я.

Второй вариант. Взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении Я.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук О, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини» - движение на звук О при одновременном произнесении Ё.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук У, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук У при одновременном произнесении Ю.

Движение напряженное, слабое, удлиненное.

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук Э, уки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук Э, при одновременном произнесении Э.

Движение ненапряженное, слабое, удлиненное.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Смычные глухие

И.п. 1. Резкие движения (как удары) вперед и в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слогов па, па.

И.п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз и в стороны при одновременном произнесении слогов та, та.

Движение напряженное, сильное, краткое.

И.п. 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.

Движение напряженное, сильное, краткое.

ЩЕЛЕВЫЕ ГЛУХИЕ

П р и м е ч а н и е.

Следует помнить, что для произношения глухих и звонких щелевых согласных характерно наличие сильной воздушной струи. Движения рук в этих упражнениях как бы продолжают естественное направление воздуха.

И.п. 1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с _________ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш__________ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф_________ .

И.п. 1. Прижать руки к животу, одновременно произнести слоги х_____а, х________а.

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

ЩЕЛЕВЫЕ ЗВОНКИЕ

И.п. 1. Описать в воздухе руками полукруг и вернуть руки в и.п. при одновременном произнесении з _______ .

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

И.п. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении ж ______ .

Движение напряженное, сильное, удлиненное.

И.п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении в ________ .

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

СОНОРНЫЕ

И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м _______ .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении н ________ .

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

П р и м е ч а н и е.

Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха.

И.п. 2.Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла …

Движение слегка напряженное, слабое, краткое.

И.п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р ______ .

Движение напряженное, сильное, длительное.

Пояснительная записка

Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Кружок «Фонетическая ритмика» введен в учебную сетку часов дошкольных групп и проводится один раз в неделю во всех возрастных группах.

ЦЕЛИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей:

Коррекция неречевых и речевых процессов;

Развивать слуховую, зрительную память, внимание;

Развивать оптико- пространственные представления и навыки;

Развивать статическую и динамическую координацию общих движений;

Развивать тонкую произвольную моторику и мимику лица;

Воспитывать чувство ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;

Воспитание темпа, ритма дыхания и речи;

Развивать фонетический слух.

Занятие фонетической ритмикой носит комплексный характер и включает в себя все разделы, предусмотренные тематическим планированием (1-2 упражнения на каждый раздел). Каждое занятие имеет свою ведущую задачу, обусловленную планированием.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения.

На занятиях используются упражнения и игры специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, на развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и др.

Название тем в каждой группе повторяется, сохраняется и целеполагание каждой темы, варьируются лишь используемые методы, приёмы обучения, а также содержание материала, с помощью которого решаются задачи коррекционно-развивающего обучения.

Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих дошкольников происходит на базе их развивающегося слуха и при участии зрения (т.е. при слухо - зрительном восприятии), что принципиально расширяет возможности детей в усвоении произношения при подражании речи взрослых. Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения. Обычно дошкольники усваивают воспроизведение слова при подражании речи взрослых, воспринимаемой слухо-зрительно или на слух. В этом случае они овладевают в первую очередь словом как слого-ритмической структурой, а также усваивают в нем произнесение ряда звуков. Этому также способствует широкое использование фонетической ритмики. Детям предлагают для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произнесением фраз, словосочетаний, слов, слогов и звуков

Фонетическая ритмика способствует формированию у глухих дошкольников ритмико-интонационной структуры слова и фразы, более естественной, слитной, ритмичной речи.

Фонетическая ритмика помогает ребенку дошкольного возраста с нарушением слуха:

  • нормализовать речевое дыхание;
  • менять высоту, силу голоса в различном темпе.
  • воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
  • Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию:

  1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. различение и воспроизведение ритмов;
  6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Фонетическая ритмика, как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную речь, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Движения выполняются одновременно с проговариванием. Начинается движение с исходного положения, затем следует движение на звук. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

В работе с детьми с нарушениями слуха важен навык воспроизведения ритмов. При работе над ритмом используются отхлопывания и прыжки. Допускается также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют продолжительности выдоха. Это сочетается с другими движениями рук (вверх-вниз), туловища (повороты вправо-влево), головы (наклоны к плечам). Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

При обучении темпу речи целесообразно использовать две инструкции «говори медленно», «говори быстро». Надо иметь в виду, что проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Темп проговаривания должен соответствовать темпу движения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Сформировавшаяся система ценностных отношений учеников к себе, другим ученикам, самому образовательному процессу и его результатам; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выводы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе нацеленной на развитие речевых навыков.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ставить новые задачи в учебе и развивать мотивы и интерес к познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией; умение организоватьиндивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты: усвоение учениками конкретных знаний, приобретение умений и опыта творческой деятельности в рамках данного кружка. В работе на занятиях необходимо соблюдать преемственность между музыкально – ритмическими, фронтальными и индивидуальными занятиями. У дошкольников закрепляются следующие умения и навыки: - говорить на одном выдохе: слитно воспроизведить цепочки слогов (3- х и более, типа: ПА-ПО-ПУ-ПИ-ПЭ; ПАПА-ПОПО-ПУ-ПУ-ПИПИ-ПЭПЭ, ПАПАПА- и т.п.), слов и коротких фраз; - изменять силу и высоту голоса, воспроизводить речевой материал, используя основной тон голоса; - воспринимать на слух и слухозрительно и воспроизводить ритмико-интонационную структуру речи (слоги, слова, словосочетания, фразы); - правильно произносить словесный материал, соблюдая логическое ударение, передавать в речи повествовательную, вопросительную, восклицательную интонацию (по подражанию и самостоятельно); - правильно или приближѐнно произносить звуки речи; - использовать естественные невербальных средств коммуникации (позы, мимика, жесты); - самостоятельно определять на слух динамику звучания музыкальных звукорядов.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ.

Структура занятий подвижна, но принцип полифункционального подхода сохранен.

Тематическое планирование.

ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ

№ п/п

  • Фонационные упражнения;
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);
  • Слитное произношение фраз.

Примечание

Работа над звуками речи:

Работа над ритмом.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;

Работа над интонацией.

ВТОРОЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги); прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

ТРЕТИЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги);
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха); вид работы усложняется – слоги сначала повторяются дважды, а затем трижды и т.п.;
  • Слитное произношение фраз. При произнесении речевого материала может меняться ритм и темп речи.

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

Фонетическую ритмику проводят в кабинете не менее 30 кв. м. По одной из стен расположено зеркало. В кабинете находятся: магнитофон, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты), доска, стульчики для детей, FM-система (речевой тренажер фирмы «УНИТОН»). Музыкальный руководитель перед занятием подготавливает необходимый для его проведения реквизит (флажки, бубен, мячи и т.д.). Ученики занимаются в легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Для девочек, например: короткая юбочка, футболка, носки, чешки. Для мальчиков: шорты, футболка, носки, чешки. Школьники воспринимают музыку и речь учителя с помощью ИСА и пользуются FM-СИСТЕМА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Фонетическая ритмика -это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Кружок «Фонетическая ритмика» введен в учебную сетку часов дошкольных групп и проводится один раз в неделю во всех возрастных группах.

ЦЕЛИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Занятия фонетической ритмикой служат средством реализации коррекционно-развивающих целей:

Коррекция неречевых и речевых процессов;

Развивать слуховую, зрительную память, внимание;

Развивать оптико- пространственные представления и навыки;

Развивать статическую и динамическую координацию общих движений;

Развивать тонкую произвольную моторику и мимику лица;

Воспитывать чувство ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность;

Воспитание темпа, ритма дыхания и речи;

Развивать фонетический слух.

Занятие фонетической ритмикой носит комплексный характер и включает в себя все разделы, предусмотренные тематическим планированием (1-2 упражнения на каждый раздел). Каждое занятие имеет свою ведущую задачу, обусловленную планированием.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения.

На занятиях используются упражнения и игры специальной коррекционной направленности: игры на развитие слухового внимания, на развитие речевого слуха, фонематического слуха, артикуляционной моторики и др.

Название тем в каждой группе повторяется, сохраняется и целеполагание каждой темы, варьируются лишь используемые методы, приёмы обучения, а также содержание материала, с помощью которого решаются задачи коррекционно-развивающего обучения.

Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность.

Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих дошкольников происходит на базе их развивающегося слуха и при участии зрения (т.е. при слухо - зрительном восприятии), что принципиально расширяет возможности детей в усвоении произношения при подражании речи взрослых. Исходной единицей в обучении произношению является слово, так как именно оно – основная единица языка и в нем реализуются все стороны произношения. Обычно дошкольники усваивают воспроизведение слова при подражании речи взрослых, воспринимаемой слухо-зрительно или на слух. В этом случае они овладевают в первую очередь словом как слого-ритмической структурой, а также усваивают в нем произнесение ряда звуков. Этому также способствует широкое использование фонетической ритмики. Детям предлагают для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произнесением фраз, словосочетаний, слов, слогов и звуков

Фонетическая ритмика способствует формированию у глухих дошкольников ритмико-интонационной структуры слова и фразы, более естественной, слитной, ритмичной речи.

Фонетическая ритмика помогает ребенку дошкольного возраста с нарушением слуха:

  • нормализовать речевое дыхание;
  • менять высоту, силу голоса в различном темпе.
  • воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
  • воспроизводить звуки в заданном темпе;
  • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
  • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения.
  • Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;

ЗАДАЧИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию:

  1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. различение и воспроизведение ритмов;
  6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Фонетическая ритмика, как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную речь, как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Движения выполняются одновременно с проговариванием. Начинается движение с исходного положения, затем следует движение на звук. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

В работе с детьми с нарушениями слуха важен навык воспроизведения ритмов. При работе над ритмом используются отхлопывания и прыжки. Допускается также отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют продолжительности выдоха. Это сочетается с другими движениями рук (вверх-вниз), туловища (повороты вправо-влево), головы (наклоны к плечам). Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

При обучении темпу речи целесообразно использовать две инструкции «говори медленно», «говори быстро». Надо иметь в виду, что проговаривание речевого материала сопровождается движениями. Темп проговаривания должен соответствовать темпу движения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Сформировавшаяся система ценностных отношений учеников к себе, другим ученикам, самому образовательному процессу и его результатам; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выводы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе нацеленной на развитие речевых навыков.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ставить новые задачи в учебе и развивать мотивы и интерес к познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией; умение организовать сотрудничество с дефектологом, воспитателем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты: усвоение учениками конкретных знаний, приобретение умений и опыта творческой деятельности в рамках данного кружка. В работе на занятиях необходимо соблюдать преемственность между музыкально – ритмическими, фронтальными и индивидуальными занятиями. У дошкольников закрепляются следующие умения и навыки: - говорить на одном выдохе: слитно воспроизведить цепочки слогов (3- х и более, типа: ПА-ПО-ПУ-ПИ-ПЭ; ПАПА-ПОПО-ПУ-ПУ-ПИПИ-ПЭПЭ, ПАПАПА- и т.п.), слов и коротких фраз; - изменять силу и высоту голоса, воспроизводить речевой материал, используя основной тон голоса; - воспринимать на слух и слухозрительно и воспроизводить ритмико-интонационную структуру речи (слоги, слова, словосочетания, фразы); - правильно произносить словесный материал, соблюдая логическое ударение, передавать в речи повествовательную, вопросительную, восклицательную интонацию (по подражанию и самостоятельно); - правильно или приближѐнно произносить звуки речи; - использовать естественные невербальных средств коммуникации (позы, мимика, жесты); - самостоятельно определять на слух динамику звучания музыкальных звукорядов.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ.

Структура занятий подвижна, но принцип полифункционального подхода сохранен.

Тематическое планирование.

ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Фонационные упражнения;
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);
  • Слитное произношение фраз.

Примечание

Работа над звуками речи:

Работа над ритмом.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;

Работа над интонацией.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

ВТОРОЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги); прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха);

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

ТРЕТИЙ КВАРТАЛ

№ п/п

Работа над речевым дыханием и слитностью речи:

  • Координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания;
  • Фонационные упражнения;
  • Речевой материал, произносимый на выдохе (звуки, слоги);
  • Прием наращивания слогов (тренировка удлиненного выдоха); вид работы усложняется – слоги сначала повторяются дважды, а затем трижды и т.п.;
  • Слитное произношение фраз. При произнесении речевого материала может меняться ритм и темп речи.

Примечание

Дыхательные упражнения проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо – влево и т.п.; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Движения должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое.

Вся работа связана со слуховым восприятием учеников.

  • Работа по формированию и коррекции голоса: создание навыков по использованию голоса с нормальной силой и высотой;
  • Выделение словесного и логического ударения. Усиление голоса в связи со словесным и логическим ударением.
  • Усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания;
  • Формировать умения повышать и понижать голос в пределах одного гласного, слова, синтагмы, фразы. От этого зависит мелодика речи.

Научить пользоваться основным тоном голоса обучающегося, используя звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного пользования. Важно следить за тем, чтобы не было резких отклонений от нормального тембра. Голосовые упражнения выполняются в сочетании с движениями и проводятся по подражанию. Повышение и понижение голоса, изменение силы и высоты хорошо контролируется слухом.

Работа над звуками речи:

  • Упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков, характеризуются тремя элементами: напряженностью, интенсивностью и временем.

Если у ребенка склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то все упражнения проводятся в сочетании гласных с согласными, например ПА_____ .

Работа над ритмом.

  • Развитие чувства ритма с целью использования его для формирования и коррекции произношения;
  • Упражнения на развитие двигательной памяти внимания и коррекции речи;
  • Восприятие сложной ритмической структуры (от односложного ритма к многосложным ритмам, в которых выделяем ударный слог в ряду слогов).

Ритм, передаваемый движением, должен соответствовать ритмическому рисунку слова или фразы: движения учителя и ученика – синхронны, напряжение мышц в движении должно совпасть с усилением звучания слога (при словесном ударении), слова (при логическом ударении). Умение дифференцировать разнообразные ритмы и подчинять своим движениям, положительно сказывается на качестве речи.

Работа над темпом.

  • Двигаться в заданном темпе;
  • Чередовать движения в различном темпе;
  • Сочетать движения с проговариванием в нужном темпе;
  • Проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе.

Выполнение специальных упражнений и заданий с использованием слухового контроля.

Работа над интонацией.

  • Работа над логическим ударением;
  • Формирование умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонациями;
  • Формирование естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг, побуждение и др.

Движения сопровождают произнесение речевого материала до тех пор, пока ученики не запомнят необходимые интонации, после чего они воспроизводят речевой материал без движений, контролируя особенности интонации слухом при помощи звукоусиливающей аппаратуры.

Использование невербальных средств коммуникации.

Развитие творческих способностей.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Фонетическую ритмику проводят в кабинете не менее 30 кв. м. По одной из стен расположено зеркало. В кабинете находятся: магнитофон, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты), доска, стульчики для детей, FM-система (речевой тренажер фирмы «УНИТОН»). Музыкальный руководитель перед занятием подготавливает необходимый для его проведения реквизит (флажки, бубен, мячи и т.д.). Ученики занимаются в легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Для девочек, например: короткая юбочка, футболка, носки, чешки. Для мальчиков: шорты, футболка, носки, чешки. Школьники воспринимают музыку и речь учителя с помощью ИСА и пользуются FM-СИСТЕМА.


Аннотация: В статье представлен материал по использованию фонетической ритмики в логопедической работе у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Направленная на развитие и коррекцию речи при помощи сочетания движений и произнесения определенного речевого материала. Упражнения на занятиях по фонетической ритмике направлены на формирования основных компонентов речи у дошкольников.

Цель : Развитие и коррекция речи у детей с ОНР по средствам фонетической ритмики.

— это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)» .

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса,
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Работа над дыханием.

Работа над дыханием направлена на:

  • нормализацию речевого дыхания;
  • умение управлять своим голосом;
  • выработку правильного, продолжительного выдоха;
  • сохранение плавности речи и интонационной выразительности;
  • условия поддержания нормальной громкости речи.

С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).

Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.

Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.

Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:

Ф____ Ф_____С_____

С____ С_____Ш_____

Ш____ Ш_____С_____

Ф____ С_____Ш_____

Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.

Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):

па папу папо_______
папа папопу папопу_____
папапа папопупи… па___по___пу___пи___
папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_

Упражнения по изменению силы голоса.

Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение.

Проговаривание с движениями:

1. Маленькие ножки - Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги.
Идут по дорожке - Тихие шаги в круг.
БОЛЬШИЕ НОГИ - Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги.
ИДУТ ПО ДОРОГЕ - Громкие шаги из круга.

Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги - громким голосом.

2. — ТАНЮШЕНЬКА!
- ау!
- ПОДРУЖЕНЬКА!
- ау!
- ИДИ ГУЛЯТЬ!
- иду!
- ИДИ БЫСТРЕЙ!
- бегу!

Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту.

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая - тихим. Затем группы меняются местами.

3. В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко.
А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо.
Горе кричу: «Ау! Ау!» громко.
Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо.

Упражнения на изменения высоты голоса.

Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).

1. Бьют часы,
Бьют часы:
динь -
дан -
дон.

Дети стоят по кругу, руки опущены.

Делать легкие взмахи руками вправо-влево: бьют часы, бьют часы.

Поднять руки до уровня лба, сказать нараспев высоким голосом: динь.

Опустить руки до уровня подбородка, сказать нараспев, голосом средней тесситуры: дан.

Опустить руки до уровня груди, сказать нараспев голосом низкой тесситуры: дон.

2. Шарики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

динь -
дан -
дон.

3. Бубенчики висят,
Качаются, звенят.

Повтори их звон:

динь-динь,
дан-дан,
дон-дон.

Развитие темпо-ритмических способностей.

Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа.

  • развитие чувства ритма;
  • правильное воспроизведение ритмического рисунка слов;
  • является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением;
  • использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи.

Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны.

На занятиях используются игры и упражнения «Радист», «Теремок», «Кто это?», отрабатываются различные задания по развитию ритмических способностей.

Игра «Радист».

Дети стоят друг за другом, руки на плечах соседа. Учитель задает ритм и по цепочке дети передают этот ритм.

Игра «Теремок»

Обыгрывается игра теремок с героями сказки, но к словам добавляется ритм. У каждого героя свой ритм, ребенку нужно узнать по ритму кто пришел в теремок.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе.

1. Учитель размеренно, громко стучит в барабан, дети в такт ударов идут по кругу: па па па…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики останавливаются в такт удара и говорят: стоп!

2. Учитель быстро стучит в барабан, ученики в такт ударов бегут по кругу: папапа…

Учитель резко и громко ударяет в барабан, ученики в такт удара останавливаются: стоп!

3. Учитель поворачивается к ученикам спиной и отстукивает ритм в барабан.

Дети стоят по кругу друг за другом, руки за спиной.

1. Ходьба по кругу в медленном темпе: па па па (шаг - слог).

2. Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: па-па-па (прыжок - слог).

3. Быстрые прыжки вправо-влево на правую и левую ногу: папа, папа, папа (прыжок - два слога).

Стихотворение с движениями:

Кап кап кап Капля - раз, капля - два. медленно,
кап кап кап Капли медленно сперва: постепенно
кап-кап-кап кап-кап-кап-кап. убыстряя
кап-кап-кап Стали капли поспевать, до среднего
капля, капля, Капля каплю догонять: и быстрого
кап! кап, кап, кап…

Нормализация произносительной стороны речи.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи:

  • формирование и закрепление произносительных навыков;
  • автоматизация приобретённых навыков;
  • тренировка слухового восприятия.

Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных.

После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

Желанова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №159,
г. Архангельск