Люди с ограниченными возможностями. Помощь людям с ограниченными возможностями. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Обучение и профессиональная реабилитация


Тактильный сад «Шестое чувство», предназначенный для отдыха людей с ограниченными возможностями здоровья, начинает работу в Рязанском районе Москвы. Он будет открыт 21 сентября, рассказали в Комитете общественных связей (КОС) столицы.

«Новый тактильный сад “Шестое чувство” площадью три тысячи квадратных метров появился в ЮВАО. Здесь можно не только узнать о полезных свойствах лекарственных растений, но и прикоснуться к ним, а также вдохнуть их аромат. Сад адаптирован для комфортного отдыха людей с ограниченными возможностями здоровья: композиции из растений приподняты до уровня удобного контакта», - заявил заместитель главы города по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков .

«Территорию сада поделили на тематические зоны с помощью 24 деревянных модулей, — сообщает официальный сайт мэрии. — Здесь есть уголки дикой природы и культурного ландшафта России, посажены луговые, ароматные и злаковые травы, растения засушливых территорий и хвойные кустарники. Больше узнать о том, что растет в саду, помогут тактильные таблички с описаниями».

«Сад будет наполнен ароматами цветов и кустарников на протяжении всего сезона вегетации. Его маршрут спланирован так, чтобы у посетителей с ограниченными возможностями зрения формировались в сознании образы и очертания сада, которого они не могут увидеть», — заявили в городской администрации.

«В день открытия, в 11:00 в тактильном саду «Шестое чувство» начнутся первые экскурсии, — сообщили представители КОС. — Маршруты продолжительностью 30 минут спланированы так, чтобы посетители с ограниченными возможностями зрения смогли представить образы и очертания сада, который они не могут увидеть.

Затем состоится мастер-класс о сенсорных возможностях человека, подготовленный одним из разработчиков некоммерческого проекта «Трогает», незрячим массажистом Александром Зайкиным. Участникам мастер-класса предстоит интерактивное погружение в мир незрячих людей. Надев светонепроницаемую маску, гости проведут эксперименты с органами чувств: будут угадывать предметы наощупь и через запахи, попробуют использовать смартфон вслепую, изучат школьные тифло-пособия. Вы узнаете, как правильно поддержать незрячего человека, встретив его в городе, а также получите в подарок набор открыток от проекта «Трогает»».

Тактильный сад «Шестое чувство» станет постоянно действующей площадкой для экскурсий, мастер-классов и благотворительных акций, которые будут проводить некоммерческое организации Москвы.

Ранее сообщалось , что новый тактильный сад будет расположен в 4-м Вешняковском проезде, дом № 1, корпус 1, вблизи от станции метро «Рязанский проспект. Проект реализован Ресурсным центром НКО Комитета общественных связей города Москвы и Московской городской организацией «Всероссийское общество охраны природы», при участии организаций поддержки людей с нарушениями слуха и зрения.

В начале августа 2018 г. в московском Аптекарском огороде начал работу — тактильный ботанический сад для людей с ограничениями по зрению и движению. Растения подобраны и расположены там таким образом, что слепые, слепоглухие и слабовидящие люди могут не только прочесть информацию о них на специальных табличках, но и потрогать каждое растение, и ощутить его аромат.

Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная помощь - это комплекс гуманитарных услуг представителям экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способностей и социального функционирования.

Социальная помощь проявляется в следующем:

♦ периодических и единовременных доплатах к пенсиям и пособиям;

♦ долговременных услугах в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Социально-педагогическая деятельность при поддержке лиц с ограниченными возможностями - это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на различных возрастных этапах в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Такая деятельность имеет междисциплинарный характер, осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая роль принадлежит социальным педагогам.

Структура современной социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный характер, представленный следующим образом.

♦ Государственный сектор: учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств (Министерство труда и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.).

♦ Муниципальный сектор - учреждения, предприятия, службы органов регионального и местного управления.

♦ Негосударственный сектор - учреждения, предприятия и службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

Основное положение современной системы социально-педагогической помощи - утверждение приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. В настоящее время социально-педагогическая деятельность тормозится отсутствием статистической информации о лицах с ограниченными возможностями.

Социальный педагог взаимодействует с представителями всех социальных институтов, педагогами, врачами, психологами, с родителями и другими заинтересованными лицами.

♦ формирование гуманных отношений в социуме;

♦ содействие саморазвитию личности ребенка;

♦ оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников;

♦ направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения;

♦ устранение личных и социальных проблем учащихся;

♦ выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;

♦ организация правового просвещения;

♦ представление интересов учащихся от имени учреждения в органах милиции или в суде;

♦ сотрудничество с администрацией, психологами, педагогами, другими работниками специальных учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы детей;

♦ патронаж детей, нуждающихся в социальной, медицинской помощи.

В организации социально-педагогической помощи инновационными учреждениями являются комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-медико-педагогические центры.

В системе Министерства труда и социального развития существует сеть специальных учреждений для детей и взрослых с ограниченными возможностями:

♦ дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;

♦ детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;

♦ специальные технические училища;

♦ дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

♦ психоневрологические интернаты.

Выделим основные направления развития сферы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России.

1. Развитие государственной общественной системы социально-педагогической помощи.

2. Совершенствование процесса социального воспитания как в самой специальной школе, так и за рамками школьного возраста, т. е. после окончания школы.

3. Воздействие новых межведомственных учреждений (ПМПК, реабилитационные учреждения).

4. Организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики.

5. Переориентация организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъект-субъектных отношений всех его участников.

Главная линия государственной социальной помощи в области социальной педагогики лицам с ограниченными возможностями в России - перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на указание прямых социальных условий.

Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью определено в Конституции РФ, а также в Федеральном законе «О защите инвалидов РФ» в 1995 году. Этими законами определена деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов.

Статьями закона предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной работоспособностью.

Индивидуальная программа реабилитации представляет собой комплекс мер (медицинских, педагогических, психологических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление или формирование способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе и профессионально-трудовых.

В рамках индивидуальной программы реабилитации просматривается профессиональная ориентация человека с учетом возможностей его трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации является рекомендательной и включает в себя как бесплатную часть, так и платную (в составе служб занятости и др.).

Первая группа инвалидности приписывается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствием травмы или дефектом развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены:

♦ способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве;

♦ способность к общению и контроль над своими действиями.

Ко второй группе инвалидности относятся те лица, у которых имеется стойкое выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травмирующих дефектов развития.

Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания. Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности, передвижения. Для детей такое сочетание не требуется.

Третья группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению жизнедеятельности.

Инвалиды второй и третьей групп могут обучаться и трудиться.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе, несмотря на зависимость содержания и метода профориентационной работы от характера и степени тяжести нарушения. Существуют общие закономерности в организации такой работы.

Для выявления внешних и внутренних факторов, от которых зависит способность человека с ограниченной трудоспособностью к той или иной деятельности, необходимо:

1) установить характер и степень выраженности нарушений различных систем организма, индивидуальных и психофизиологических особенностей;

2) определить доступные для подростков или взрослых виды труда;

3) выявить его личные интересы и склонности в деятельности или профессии;

4) выявить, какова умственная и физическая трудоспособность;

5) определить состояние эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сфер;

6) установить, насколько развита речь и коммуникативные навыки, значимые для профессионального развития.

Для взрослого человека важно определить характер изменений психологического и социального статуса человека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением развития.

Осознание наличия нарушения развития и связанных с ним ограничений ведет к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации и ограничению общения с окружающими. Негативные стереотипы социального взаимодействия определяются при общении сверстниками или взрослыми, подчеркивающими неполноценность человека с ограниченными возможностями.

Инвалидность в зрелом возрасте наносит психологическую травму тем, что человеку приходится менять среду и образ жизни, круг общения; усиление его зависимости от окружающих, смена трудовой деятельности могут нанести моральный и материальный ущерб.

Выбор профессии в школьном возрасте должен проводиться особенно квалифицированно, и существует система вакансий для учащихся.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения, человек с ограниченной трудоспособностью может получить различные виды профессионального образования: от начального до высшего профессионального.

При наличии интеллектуальной нормы лица с ограниченной трудоспособностью имеют равные возможности обучения в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.

Таким образом, в данном пункте плана лекции были рассмотрены основные системы помощи лицам с ОВЗ в нашей стране, дана их развернутая характеристика и обозначена сеть специальных учреждений для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь.

Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны.

Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию.

Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера!

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.


Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Чаще хвалите ребенка . Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.

Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 5 . Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам подборку информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку .

Информационная поддержка для родителей

  • Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ»

В Университете ИТМО 24 декабря состоялся «Урок доброты», приуроченный к Международному дню инвалидов. Его провели специалисты управления образовательных технологий и инклюзивного образования Департамента по учебно-методической работе Светлана Гнездилова, Анастасия Мухаметшина и Дарья Митрошина. Они рассказали о проведенном ранее соцопросе среди студентов Университета ИТМО с ограниченными возможностями, а также познакомили присутствующих с потребностями инвалидов, научили этике общения с ними и рассказали о мероприятиях по формированию доступной среды в вузе.

Процесс повторения студентами жестов за сурдопедагогом

Соцопрос и безбарьерная среда

В начале урока начальник управления образовательных технологий и инклюзивного образования рассказала о сути обучения молодых людей с ограниченными особенностями здоровья наравне со сверстниками, не имеющими проблем. Согласно закону об образовании, для инвалидов должны создаваться необходимые условия, чтобы избежать какой-либо дискриминации и реализовать их право на качественное образование с квалифицированным подходом.


" Нами был проведен соцопрос инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Университете ИТМО, чтобы выяснить, нуждаются ли они в разработке адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана, возникают ли трудности при восприятии информации на занятиях, требуется ли им помощь ассистента, удовлетворяет ли их оборудование аудиторий вуза, а также необходимы ли дополнительные мероприятия для обеспечения успешной адаптации в университете", — рассказала Светлана Гнездилова .

Сотрудники управления составили дорожную карту по организации инклюзивного образования в Университете ИТМО. В документе они перечислили все те подходы, которые необходимо успешно реализовать в вузе. Так, эксперты подчеркнули, что важно организовать работу с абитуриентами-инвалидами, сопровождать обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также создать кабинеты психологической поддержки. Они сделали ставку на создание безбарьерных условий не только в рамках учебного процесса, но и проживания в общежитии. В завершение специалисты управления составили рекомендации по оснащению залов библиотеки и учли возможность подготовки к будущей работе таких студентов.

Знакомство с потребностями и особенностями инвалидов

Начальник отдела разработки адаптированных образовательных программ Анастасия Мухаметшина рассказала присутствующим об особенностях, которыми обладают люди с инвалидностью, и их потребностях. Она подчеркнула разницу между понятиями «слепой» и «слабовидящий», познакомила студентов со шрифтом Брайля и приборами для письма по нему. Отдельно она пояснила классификацию соматических заболеваниий и расстройств опорно-двигательного аппарата.


«Люди с ограниченными возможностями нуждаются в помощи и поддержке окружающих. Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое. Люди с ограниченными возможностями — такие же, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, но часто для общения и совместной деятельности с этими людьми необходимо знать их особенности», — объяснила специалист. — Мы можем не увидеть, что у человека тяжёлое хроническое заболевание, и пройти мимо. Например, если вы увидите, что человеку плохо, предложите ему помощь, возможно, ему просто необходимо вовремя принять лекарство", — отметила Анастасия Мухаметшина.

В свою очередь, сурдопедагог и специалист по учебно-методической работе Дарья Митрошина буквально на пальцах объяснила студентам, как общаться с людьми, у которых имеется нарушение слуха.


«Глухие имеют такую потерю слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и не позволяет им самостоятельно овладеть речью без специально организованного обучения. Слабослышащие способны самостоятельно овладеть речью хотя бы в минимальной степени. Для общения люди с нарушением слуха используют дактильную азбуку и жестовую речь. Дактильная азбука — это система русского жестового языка, в которой каждой конфигурации пальцев соответствует одна буква русского языка. Жестовая речь — система общения глухих, в которой один жест обозначает одно слово», — пояснила сурдопедагог.

Молодых людей, пришедших на занятие, познакомили с некоторыми жестами и основами дактильной речи. Вместе с преподавателем они изобразили слово «мама» на дактиле, а также поупражнялись «говорить» руками слова: «здравствуйте», «до свидания», «дружить», «любить», «спасибо». В качестве заключительной части выступления был показан фрагмент фильма «Слово на ладони» о жизни слепоглухих.


«Люди с ограниченными возможностями — равноправные члены общества, хотя и нуждаются иногда в помощи окружающих. Не стоит забывать о золотом правиле: прежде, чем сделать что-либо для такого человека, нужно спросить, нуждается ли он в вашей помощи, ведь мы должны уважать личную свободу каждого», — заключила Дарья Митрошина.


Чувство меры и этика

Директор центра социальной поддержки обучающихся Департамента молодежной политики, кандидат психологических наук Елена Шарапановская рассказала участникам об этике общения с людьми, имеющими особые потребности. Часто люди или уделяют инвалидам слишком усердное внимание, заставляя их чувствовать излишнюю зависимость от других, или, наоборот, игнорируют. По словам экспертов, правильное отношение к людям, у которых есть особенности, нужно воспитывать в себе всегда. Так, любое заболевание, несущее ущерб здоровью, становится серьезным испытанием. Однако, не стоит забывать, что при потере каких-либо свойств у людей усиливается работы органов чувств, появляется сильная тяга к жизни, новые таланты и способности к самовыражению. Преодоление трудностей и жизнь с недугом развивают у таких людей огромную силу духа и воли, что подталкивает их к прогрессу в саморазвитии. Благодаря этому они добиваются успехов в спорте, науке и искусстве. По словам Елены Шарапановской, в отношении людей с инвалидностью нужно проявлять не популистскую позицию, формируя у них выученную беспомощность, а выстраивать конструктивное общение.


«Такой подход предполагает, во-первых, позицию на равных. Мы должны учитывать особенности, но в то же время относиться к человеку с ограниченными возможностями так же, как и к другим. И это распространяется на все сферы жизни. Учитывайте реальные возможности таких людей — они многое могут делать сами! Делать за них все не только не нужно, но и вредно: и им, и вам. Нельзя забывать, что на демонстрации жалости стоит поставить крест. Наоборот, проявляйте жизнелюбие, оптимизм, дружелюбие, будьте добры. Вместо жалости используйте действенное сочувствие: реальная помощь инвалидам заключается в создании доступной среды, приглашении их участвовать в важных и интересных событиях и мероприятиях. Для всех людей важен визуальный контакт, так что не стоит избегать его в общении с инвалидами, повторяя ошибку многих», — убеждена руководитель центра.

Как отметила в своем выступлении Елена Шарапановская, не стоит забывать, что сейчас нет людей со стопроцентным здоровьем — у каждого есть карта в поликлинике с его проблемами. Адекватное отношение и правильная позиция помогут справиться со сложностями во взаимодействии с людьми, имеющими особые потребности. Преодолев смущение, стеснение, боязнь болезни и стыд, общаясь со всеми на равных, можно помочь не только человеку рядом, но и себе самому, резюмировала специалист.

Полина Полещук ,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

Люди с ограниченными возможностями здоровья могут найти работу в Москве, причем их готовы трудоустроить крупные отечественные и международные компании..

Современные программы наставничества и социальной адаптации для людей с инвалидностью позволяют им не только получать новые навыки, но и реализовывать профессиональный потенциал. Они дают участникам возможность решать разные задачи — от подготовки к первому в жизни собеседованию до получения новой специальности.

Для человека с ограниченными возможностями здоровья есть несколько способов получить помощь при решении вопросов трудоустройства. Можно обратиться в центр занятости населения или в некоммерческие и общественные организации, действующие при поддержке Правительства Москвы.

Центр занятости населения

Трудоустройством людей с ограниченными возможностями здоровья в центре занятости населения (ЦЗН) занимается целый отдел. Его сотрудники подбирают вакансии с учетом индивидуальной программы реабилитации соискателя. С 2011 года они помогли найти работу почти 10 тысячам москвичей. Сегодня в базе ЦЗН около 370 предприятий, готовых принимать на работу людей с ограниченными физическими возможностями.

Среди них международные производители спортивной экипировки, пищевых продуктов, отечественные нефтяные компании, банки, крупнейшие интернет-порталы.

Найти вакансии можно и на , где есть раздел для особых категорий граждан. К ним относятся и инвалиды.

Устроиться на работу могут представители разных профессий. С помощью ЦЗН люди с инвалидностью чаще всего получают работу в сфере банковского дела, менеджмента, программирования и продаж. Большое количество вакансий открыто для социальных агентов, диспетчеров, курьеров, сборщиков деталей и изделий, операторов заправочных станций, кладовщиков и других рабочих.

Задачи специалистов ЦЗН не ограничиваются поиском вакансий — при необходимости уже работающие москвичи могут обратиться сюда за консультацией о том, как наладить рабочий процесс и начать диалог с начальством и коллегами. Здесь же горожане с ограниченными возможностями здоровья могут пройти курс профориентации или повышения квалификации.

Сориентироваться в перечне услуг центра маломобильным гражданам помогают специальные выездные бригады, сотрудники которых проводят консультации и подбирают вакансии в удобном для соискателя месте. В мобильном центре также можно получить расписание тренингов и ярмарок вакансий.



Карьерная «Перспектива»

Аналогичные услуги для людей с ограниченными возможностями здоровья оказывают и некоммерческие объединения. Среди них региональная общественная организация инвалидов (РООИ) «Перспектива», благодаря которой за последние семь лет работу нашли более 1200 человек.

Сегодня «Перспектива» предлагает пять механизмов поиска новых карьерных возможностей. В их числе профориентация, подготовка к собеседованию и адаптация на рабочем месте, помощь студентам и молодым специалистам, работа с наставниками из бизнес-сообщества, обучение и трудоустройство ИТ-специалистов, участие в конкурсах под руководством наставников из крупных организаций. «Перспектива» сотрудничает более чем с 50 партнерами, среди которых крупнейшие международные компании. Большинство из них предлагают людям с ограниченными возможностями здоровья работу на административных должностях, в сфере бухучета, юриспруденции, подбора персонала и информационных технологий. Условия трудоустройства и средние зарплаты не отличаются от рыночных, но, как и в большинстве крупных компаний, соискателям зачастую предлагают сначала пройти стажировку или поработать на проектах, а уже после оформиться в штат.

«Конкурс был центральным мероприятием, но и тренинги были полезны, они облегчали понимание процесса найма персонала с точки зрения компании, с точки зрения рекрутера и с точки зрения человека, который ищет работу тоже. Конкурс я не выиграл, хотя смотря что считать выигрышем. Призовое место я не занял, но за неделю получил предложения от, кажется, девяти компаний. А текущий работодатель мне вообще позвонил на следующий день после конкурса. Подобные проекты действительно очень важны и полезны, потому что если бы этого конкурса не было, я бы сам в знаменитую немецкую компанию не пошел — побоялся бы. Ну и плюс своеобразный психологический барьер “а как мы сообщим работодателю о своих сложностях, скажем, что чего-то не можем” остается. И когда есть хаб, объединяющий работодателей, которые ищут сотрудников, и людей, которые знают, что могут найти работу, это хорошо, потому что это раскрепощает», — рассказал консультант крупнейшей международной компании — производителя программного обеспечения для организаций Павел Новиков.

Участники карьерных программ проходят тренинги и получают консультации рекрутеров и HR-специалистов крупнейших международных компаний. Наставники и тренеры помогают оценить свои профессиональные умения и опыт, подобрать вакансию и грамотно составить резюме, а также развить навыки самопрезентации перед встречей с будущим работодателем и коллегами. Мероприятия для соискателей проводят бесплатно.

Можно воспользоваться услугами центра занятости населения и некоммерческих организаций одновременно.



«Мне была интересна образовательная часть ЦЗН и “Перспективы”, потому что там проходят тренинги по составлению резюме, работа с наставником, учат правильно проходить интервью, — отметила Анна Драгина (ей удалось найти работу — она стажер отдела корпоративных коммуникаций одной из крупнейших международных косметических компаний). — С этой точки зрения мне было крайне интересно всему этому научиться, чтобы я уже к выходу из бакалавриата была с какой-то рабочей базой и знала, как все правильно делать».

По мнению Анны Драгиной, работа таких организаций, как ЦЗН и «Перспектива», очень важна: «Когда я училась, мои однокурсники, несмотря на то, что они не имеют инвалидности, сталкивались с теми же проблемами. Но я вовремя попала в РООИ “Перспектива”, прошла там несколько тренингов, пришла с их помощью на свою первую стажировку, и это помогло мне понять себя, понять, какая профессия мне интересна, и влиться в эту рабочую среду. Потому что до этого я, конечно же, никогда не работала и не представляла, что такое работа, что мне может быть вообще интересно».

Обучение и профессиональная реабилитация

На протяжении 25 лет в Лианозове работает Научно-практический реабилитационный центр , в котором горожане с ограниченными возможностями получают среднее профессиональное образование. Специальности, которые можно освоить в центре, зачастую носят не только прикладной, но и творческий характер. Срок обучения составляет один год и 10 месяцев, после чего выпускники получают дипломы — например, живописца, вышивальщицы или садовника. С момента основания центра обучение здесь прошли более 600 человек.

Кроме того, в центре проводят занятия по лечебной физкультуре, плаванию, танцам и другим видам физической активности. Посетители проходят медицинскую и социальную реабилитацию, участвуют в работе вокальной и театральной студий, посещают литературные вечера и курсы компьютерной грамотности.

Подобные организации открыты и в других районах столицы. Сегодня в городе действует для обучения и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них комплексный реабилитационно-образовательный центр в Ново-Переделкине , реабилитационный центр для инвалидов «Ремесла» в Зеленограде, а также школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых в Алексеевском районе.