Мемориальный комплекс «Долина Героев. Экскурсии в долину смерти, карелия Карелия крест скорби


г. Питкяранта, 14-й км Петрозаводского шоссе (район бывшего хутора Южное Леметти)

Комплекс захоронений появился после окончания советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Весной - летом 1940 г. здесь были устроены 2 братские могилы, сформированные из первичных воинских захоронений. После окончания Великой Отечественной войны в ходе укрупнения первичных захоронений периода 1939-1940 гг. и 1944 г., проводившегося в Питкярантском р-не, на территории комплекса появились новые братские могилы.

Комплекс захоронений периода Великой Отечественной войны, сформированный в конце 1950-х - 1990-х гг., включает в себя 4 братских и 1 одиночную могилы, связанные с заключительным этапом Свирско-Петрозаводской наступательной операции войск Карельского фронта. С 10 июля 1944 г. части 37-го гвардейского корпуса, выйдя на линию Ниетъярви - Рямяноя - Катитсанлампи (часть финской укрепленной полосы «У»), вели тяжёлые бои за овладение данным узлом обороны противника. На этом рубеже наступление наших войск было остановлено.

В 4-х братских могилах покоятся останки свыше 2000 советских воинов, которые были обнаружены в районах боёв. На братских могилах установлены гранитные стелы. В одиночной могиле - останки гвардии капитана, командира батальона 99-й дивизии 37-го гвардейского корпуса Ивана Ильича Криницына (1913-1944). Кадровый офицер Красной Армии И. И. Криницын накануне Великой Отечественной войны служил инструктором парашютной подготовки в 201-й воздушно-десантной бригаде. В начале войны - начальник штаба батальона, затем - командир батальона в 201-й воздушно-десантной бригаде, с февраля 1943 г. - в 6-й гвардейской воздушно-десантной бригаде. Воевал на Западном и Сталинградском фронтах. С июня 1944 г. - в составе 99-й гвардейской дивизии на Карельском фронте. Погиб 11 июля 1944 г. в бою за высоту 110,0. На могиле установлена стела из розового гранита с полуциркульным завершением, на которой укреплен эмалированный портрет И. И. Криницына и выбиты памятные слова. В центре мемориального комплекса находится скульптурное изображение скорбящей матери.

С 2002 г. на территории данного мемориала проводятся погребения останков воинов, погибших в годы советско-финляндской и Великой Отечественной войн, производимые в рамках ежегодных межрегиональных «Вахт Памяти». Во главе этой работы - руководитель поискового отряда «Память» из г. Питкяранта Г. В. Кузьмина. Всего за это время поисковыми отрядами из г. Питкяранта, Москвы, Курганской и Ленинградской областей, Удмуртии и Татарстана были найдены и захоронены останки 1095 воинов. Могилы в виде земляных холмов располагаются слева от скульптурного памятника.

г. Питкяранта, 14-й км Петрозаводского шоссе

(район бывшего хутора Южное Лг. Питкяранта, 14-й км Петрозаводского шосс

Историко-мемориальный комплекс «Долина героев» находится к северу от города Питкяранта в том месте, где была деревня Леметти или, по-нашему, Лемешки примерно в 3-х километрах от Креста Скорби. На старых финских картах отмечены хозяйства местных крестьян. Проживали тут две семьи Леметти, три Куйкки (Куйкка - по-фински гагара,стало быть Гагарины), и еще Тенхамо и Нуутинены. На речке Койрин-оя была построена электростанция, которую финские саперы использовали при отступлении . Война не уничтожила деревню. Еще в конце 50-х кто-то из переселенцев. По-видимому, окончательно доконало деревню укрупнение колхозов в начале 60-х.

Теперь на фундаментах растет иван-чай и малина. В братских могилах похоронены солдаты и командиры частей Красной Армии погибшие в Финскую войну, а так же и в Великую Отечественную. Кроме того, сюда производятся перезахоронения останков воинов, найденных в окрестных лесах. В 70-х и 80-х годах эти места, любимые в народе за обилие грибов, ягод, рыбных озер, называли Долиной смерти или просто Долиной. Возможно название произошло из-за останков непохороненных солдат, которые попадались грибникам.

Деревня Леметти известна с Финской войны 1939-40 годов, как место окружения частей 18 дивизии и 34 легкотанковой бригады . Окруженные находились в 2-х котлах или "мотти" (по-фински - штабель). У нас они значились как Леметти-северное и Леметти-южное. У финнов - как западное и восточное.
В 1943 году здесь же по ручью Рямен-оя финны начали сооружать линию обороны (У-линию) с целью предотвратить прорыв вдоль дороги на город Сортавала. Название укреплений происходит от первой буквы имени майора Уртона, который ее проектировал. К.Маннергейм, командующий финской армией в своих мемуарах, правда, называет ее линией Ууксу. В июле 1944 года гвардейцы-десантники 37 гвардейского корпуса вместе с танкистами 29-й бригады при поддержке гвардейских минометов - Катюш попытались прорвать укрепления, но попытки не увенчались успехом. Вторая версия названия Долина Смерти как раз связана с долиной ручья Рямен-оя , которую нужно было пересечь, чтобы атаковать финскую Линию У.

В настоящее время новое шоссе проходит в стороне от мемориала. Место отворотки обозначено указателем "Мемориал".

В "Долине Героев" находится около 20-ти братских и одиночных воинских захоронений, в которых покоится прах более 20 тысяч советских воинов (http://monuments.karelia.ru/news/ww.htm). До настоящего времени сохранились фрагменты полевых укреплений с 1940 года – окопы, рвы, стрелковые ячейки, блиндажи.

От У-Линии остались бетонные ДОТы на скалах вдоль Рямен-оя. Окружающий ландшафт полностью сохранил свой исторический мемориальный облик.

Основная группа, состоящая из 12 могил (число постоянно меняется в связи с подзахоронениями) значится в ОБД Мемориал как "Питкярантский р-н, 5 км дороги на г. Петрозаводск, Долина Героев, справа". Это Леметти-южное, место окружения штаба 18-й дивизии и 34 ЛТБ.

Как пишет исследователь Финской войны П.Аптекарь : " В южной части гарнизона оказались штабы 18-й дивизии и 34-й бригады, 83 танковый батальон, подразделения 201 отдельного огнеметного танкового батальона, две роты 97 стрелкового полка, батарея 3 артполка, зенитно-пулеметная рота, отдельные орудия из корпусного и гаубичного артполков, всего около 4000 человек, 226 автомобилей, около 10 орудий и более 80 танков".

Схема (новую смотри ) показывает расположение могил по состоянию на 2003 год. Зеленым обведены могилы,появившиеся в результате подзахоронений с 1992 по 2003 год. Номера по ОБД Мемориал.

Некоторые бойцы и командиры были похоронены непосредственно во время или сразу после боевых действий 39-40 года. Когда 29 февраля 1940, после решительной атаки финнов, позиции в Леметти были окончательно захвачены, в траншеях, забросанных гранатами землянках и окружающем лесу, победившие насчитали около 3100 погибших красноармейцев. По идее, все они лежат здесь, в этих могилах. Например в могиле, которая значится в ОБД под номером 207 похоронены бойцы 56 отдельного разведывательного батальона 18-й дивизии в количестве 33-х. Других погибших хоронили уже после заключения перемирия в марте и потом до самого лета.

«12 марта 1940года был подписан мирный договор. На второй день мы с подразделениями 168-й стрелковой дивизии отправились по местам боев 18-й дивизии, захоронили в братских могилах воинов, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины.»- Трегубенко А.И., механик-водитель 381-го отдельного танкового батальона 18-й сд.

«В мае нас послали убирать трупы убитых солдат. Нашему взводу досталась территория в районе Салми. Берем труп за полы шинели, кладем на носилки и стаскиваем в одно место. В могилу складывали по 10-15 трупов. Закопаем, ставим столбик, прибьем дощечку с номером могилы и количеством трупов и ни имен, ни фамилий и никаких почестей. Сколько мы так закопали, не скажу, потому что точно не знаю, но полагаю, что наш взвод похоронил не одну сотню. А убитых лошадей мы обливали бензином и сжигали», - Михайлов Н. П., красноармеец, 37 стрелковая дивизия.

Фото из книги Гибель дивизии . Вторая война не пощадила могилы. Часть сведений о захоронениях утрачена или находится в неисследованных пока архивах. Где-то здесь похоронен комбриг 34-й бригады Степан Иванович Кондратьев , застрелившийся при выходе из окружения.

В 2000 году в честь празднования 55-й годовщины окончания Великой Отечественной войны и 60-й годовщины Финской войны на средства ОАО «Целлюлозный завод «Питкяранта» были изготовлены и установлены в Южном Леметти два гранитных розовых обелиска. Памятники были изготовлены специалистами ООО «СМГ-Мурсула» (В. Грачев, В. Серченя). Один обелиск был установлен силами ЗАО «Питкярантское СМУ», второй - В. Кондратьевым (житель г. Питкяранта).

Остальные могилы относятся к 1944 году, когда Советские войска в ходе Свирско-Петрозаводской операции освобождали Южную Карелию. В могиле 211 покоятся гвардейцы-десантники, штурмовавшие рубеж Рямен-оя. Могила образовалась в 1990 году при перезахоронении 400 останков, найденные поисковиками на так называемой высоте 110 около озера Катитсан-лампи, так же известного в народе как "Сапог". Здесь гвардейцы из 98-й или 99-й гв. дивизии пытались обойти финские укрепления и перерезать дорогу на Лоймолу. Позже высоту назвали именем одного из гвардейцев гора Криницына. Табличку из нержавейки подарили ветераны из Самары, привезли и установили на памятнике в 1992 году. В эту же зиму лихие охотники стрельнули в нее из ружья, за что следующим летом местным властям пришлось объясняться с ветеранами-самарцами.

Новые могилы содержат перезахороненные из других мест останки: от Ниет-ярви, Муставары, Вороенкиви, Лаваярви и даже Уома.

В 1995 году сюда в могилу №200, перезахоронили прах капитана Криницына , погибшего в числе других гвардейцев 99-й дивизии севернее, у озера Катитсан-лампи. В 2010 году ему установлен отдельный памятник.

В Северное Леметти , находится другая группа могил обозначенных как "Питкярантский р-н, 3 км дороги на г. Петрозаводск, Долина Героев" слева и справа. Здесь в 1940 году в окружении погибли 76 танковый батальон 34 бригады, некоторые тыловые подразделения 18 стрелковые дивизии общей численностью около 750 человек два орудия и около 30 танков (

Долина Героев возле Питкяранты. Место боёв Советско-финской войны November 5th, 2013

Рассказывая о майской поездке в Северное Приладожье, я выложил в том числе фотографию памятника "Крест скорби", сделанную из окна автобуса на ходу, упомянув при этом, что ещё хотел бы побывать здесь. И вот, спустя три с половиной месяца, побывал. Речь идёт о месте сражения во время Советско-финской войны возле хутора Леметти в 15 километрах от Питкяранты. Мемориал находится в пяти километрах от деревни Койриноя возле северо-восточного берега Ладоги, у развилки дорог. Здесь проходит трасса Петрозаводск-Сортавала, от которой ответвляются дороги: на юг — на Питкяранту, на север — на Суоярви. А чтобы добраться сюда, я ехал на автобусе Сортавала-Питкяранта-Петрозаводск до деревни Койриноя и вышел, не доезжая километр до неё, а затем шёл пешком по обочине 4 километра в обратном направлении.

2. Здесь очень красивый сосновый лес. Сосны по-северному низкие, возможно из-за того, что именно в этом месте каменистая почва.

4. А в подлеске обильно растёт ягель. В карельских, да и вообще в северных лесах в таком количестве он встречается намного чаще, чем в более южных широтах.

5. Здесь у обочин дороги братские могилы:

6. Кажется, у солдата в руках ППС. Что не очень характерно.

8. И у развилки дорог появляется вот такой памятник:

По обе стороны креста изображены скорбящие матери — русская и финская. Памятник поставлен в 2000 году, автор его — карельский скульптор Лео Ланкинен.

9. А вот что было здесь 73 года назад, в далёком 1940 году:

Наступление на Финляндию в Северном Приладожье (на Сортавалу и Йоэнсуу) осуществляла 8-я армия, каждая из дивизий которой продвигалась вглубь страны по своей дороге, не отходя при этом в сторону, так как вокруг лишь труднопроходимая тайга. В краях к северу от Ладоги, где широко развитая дорожная сеть отсутствовала, такая тактика наступления была почти повсеместной, и приводило это к тому, что дивизии растягивались на десятки километров по дороге, становясь таким образом легко уязвимыми для финнов, мобильные возможности которых в более знакомой им таёжной местности были значительно выше. Так и в Северо-восточном Приладожье наступали две дивизии — 18-я по дороге Колатсельга-Леметти-Койриноя, и, непосредственно вдоль восточного берега Ладоги, 168-я — по дороге Салми-Ууксу-Питкяранта-Койриноя. В Койриноя, где дороги сходятся, дивизии должны были соединиться и далее общими силами вести наступление на Импилахти, Ляскеля и Сортавалу. Дивизии усиливались 34-й легкотанковой бригадой.

Уже в середине декабря 1939 года финнам удалось остановить продвижение советских войск. 6 января 1940 года финны перешли в контрнаступление и через десять дней ожесточённых боёв окружили советские части. 168-я стрелковая дивизия держалась в окружении до конца войны, а 18-я стрелковая дивизия и 34-я легкотанковая бригада были разгромлены войсками 4-го армейского корпуса Финляндии. 18-я дивизия потеряла убитыми 8754 человека — наибольшее число потерь среди советских дивизий за всю Советско-финскую войну. Немалое количество потерь нанёс и стоявший в ту пору сильный мороз. Причём это касается не только советской стороны, но и финской. Финский 4-й егерский батальон 70% потерь понёс от обморожений.

10. Брошенная советская техника:

11. Страшные кадры

Прошли годы, сменились поколения. Спустя десятилетия дети и внуки тех, кто воевал друг против друга, проводят здесь совместные памятные мероприятия.

12. А к одному из валунов, в большом количестве лежащих в местном лесу, прибита табличка с такими словами:

Россия и Финляндия — две сестры,
Финляндия и Россия — две матери,
Они воплотились в этом кресте скорби
Сами собой,
Их головы слились воедино,
Их руки соединились в надежде,
Чтобы любовь победила,
А это зависит от нас,
От каждого...

Эти же слова продублированы на финском языке

13. Здесь сохранились окопы:

14. Кроме валунов, есть здесь и сельги, то есть скалистые гряды — неотъемлемая часть карельского ландшафта:

15. Вид с сельги в обратную сторону. На переднем плане виден камень с табличкой, кроме того, можно заметить, что рядом обустроено место для привала, — стоят скамейки. А чуть подальше виден и сам крест.

16. Прекрасный карельский лес:

17. Этот лес помнит каждого из тех, кто, придя сюда холодной зимой сорокового года, больше не вернулся домой.

18. Дорога, по которой двигались советские части. С постройкой несколько лет назад новой трассы, идущей мимо деревень Кителя, Леппясилта и Импилахти, эта дорога стала дорогой местного значения.

19. Железнодорожный мост финской постройки. Проходит здесь живописная семафорная восточно-ладожская ветка Лодейное Поле-Янисъярви, уже знакомая мне по майской поездке. Но конкретно здесь, в Койриноя, пассажирское движение уже отсутствует, теперь конечная остановка поезда — в Питкяранте. А раньше ветку можно было проехать целиком.

Моё время было ограничено, — нужно было успеть на следующий автобус Сортавала-Петрозаводск, на котором я должен был к вечеру приехать в столицу Карелии, откуда мой путь лежал уже на Питер. И чуть было не опоздал на него. В Карелии есть уже замеченная мной не очень приятная особенность междугороднего автобусного сообщения, — автобусы имеют свойство опережать график и уезжать с той или иной остановки минут на десять раньше расписания. Особенность маршрута Сортавала-Петрозаводск заключается в том, что на этой самой развилке возле Креста скорби автобус сворачивает на Питкяранту, откуда затем выезжает обратно на трассу по этой же дороге; проще говоря, он заезжает в Питкяранту, которая находится в стороне от трассы. Я думал сесть на автобус ещё в тот момент, когда он будет ехать в сторону Питкяранты, — на той же остановке, где сошёл, когда приехал сюда. Время я рассчитал довольно точно, но когда до этой остановки мне оставалось идти ещё около полутора километров, автобус уже проехал мимо меня! Ладно, сяду на него, когда он будет обратно выезжать из Питкяранты. Но тут возникла проблема, — я не смог найти эту же остановку в обратном направлении. А идти ещё километр до Койринои до автобусной остановки в самом посёлке было достаточно рискованно, — автобус мог, помахав ручкой, проехать навстречу мне, когда мне будет оставаться пару минут пешком до остановки.

20. В итоге я остановился у развилки, где сошёл с автобуса, когда приехал сюда. И решил на удачу ловить автобус рукой, — остановится или нет.

Кстати, это та самая развилка, где в декабре 1939 года должны были соединиться 18-я и 168-я дивизии...

21. Братская могила у развилки:

Наконец, автобус показался, и мне таки удалось поднятием руки остановить его в неположенном месте. Водитель, как мне показалось, был не очень доволен, но вслух ничего не высказал. А у меня, впрочем, другого выхода и не было. До Петрозаводска добраться к вечеру нужно было непременно.

И ещё немного природных снимков:

22. Лесная грунтовка:

25. Сосны и небо:

Места боёв всегда оставляют сильное впечатление. Особенно это касается мест, расположенных не в городе, а на природе, где нет суеты и большого количества людей. О многом начинаешь думать, глядя на тихий лес, буквально рассказывающий о том, что здесь происходило. Красивое и печальное место.

Сегодня хотела остановиться на одном трагическом эпизоде нашей истории...

РОССИЯ И ФИНЛЯНДИЯ - ДВЕ СЕСТРЫ.
ФИНЛЯНДИЯ И РОССИЯ - ДВЕ МАТЕРИ.
ОНИ ВОПЛОТИЛИСЬ В ЭТОМ КРЕСТЕ СКОРБИ.
САМИ СОБОЙ.
ИХ ГОЛОВЫ СЛИЛИСЬ ВОЕДИНО.
ИХ РУКИ СОЕДИНИЛИСЬ В НАДЕЖДЕ.
ЧТОБЫ ЛЮБОВЬ ПОБЕДИЛА.
А ЭТО ЗАВИСИТ ОТ НАС.
ОТ КАЖДОГО.

От автодороги А-130, следующей на Олонец, ответвляется шоссе на Петрозаводск через Ведлозеро. У развилки дорог стоит памятник «Крест скорби»:

Зимой 1940 года, здесь, из-за бездарного управления войсками произошел один из трагических эпизодов "незнаменитой" Зимней войны. Это место гибели 18-ой стрелковой дивизии и 34-ой легкотанковой бригады РККА.

Весь лес перекопан ходами сообщения, блиндажами, воронками...

Немного исторических фактов:

Успешно наступая от советской границы, 18-я стрелковая дивизия не обеспечила свои тылы, что позволило небольшим финским лыжным группам отрезать пути подвоза. Попытки деблокировать дорогу провалились: бойцы РККА действовали вдоль дорог, а летучие финские отряды наносили внезапные удары из леса.
В результате пассивности командования дивизия и танковая бригада оказались разрезаны на несколько частей и эти части не предприняли попыток построить прочную оборону...
23.02.40 г. Радиограмма от гарнизона "Развилка дорог": "40 дней окружены, не верится, что противник силен. Освободите от напрасной гибели. Люди, матчасть фактически лагерь больных, здоровые истощены."
28 февраля окруженные части получили разрешение на выход из окружения. Гарнизон был разделен на две колонны: северную - под командованием командира 34 танковой бригады комбрига Кондратьева, и южную - под командованием начальника штаба 18 дивизии полковника Алексеева. План выхода был разработан с расчетом на более легкий выход северной колонны, в которой по плану следовало командование, штабы и наиболее здоровые люди...
При выходе северная колонна растянулась, потеряла управление, чем воспользовались финны, уничтожившие ее почти полностью. Застрелились командир танковой бригады комбриг С.И.Кондратьев, начальник штаба полковник Н.И.Смирнов, начальники политотделов дивизии и бригады И.А.Гапанюк и И.Е.Израецкий, а также начальник особого отдела танковой бригады капитан Доронин. Южная колонна была выведена полковником Алексеевым. К своим пробились 1237 человек, 900 из которых были ранены или обморожены, 48 человек погибли при прорыве.

Из 18 тысяч человек 18 стрелковой дивизии и 34 танковой бригады к концу войны примерно 2,5 тысячи оказались вне кольца, еще чуть больше тысячи из окружения вышли. Остальные были убиты или попали в плен.

На лесных дорогах в радиусе десятка километров, от перекрестка у Леметти, встречаются безымянные братские могилы...

В сторону Пряжи (Петрозаводск) от Креста скорби уходит современное шоссе. Старая узкая дорога, на которой происходили печальные события Зимней войны петляет слева и справа, на пересечениях с шоссе ее почти не видно. Большинство памятников и братских могил расположено вдоль нее, вся эта местность имеет два названия: неофициальное "Долина смерти" и полуофициальное "Долина героев".

Основной мемориал расположен в 4 километрах от Креста скорби, непосредственно на месте бывшей деревни Леметти:

Здесь покоятся бойцы 18-й стрелковой дивизии, 34-й легкотанковой бригады, погибшие в окружении зимой 1940 года и гвардейцы, штурмовавшие карельские болота и скалы летом 1944 года...

В советской и российской историографии эта война рассматривается как отдельный двусторонний локальный конфликт. Нелёгкая была миссия у солдат Красной Армии: освобождение рабочих Финляндии от гнёта империалистов... А на самом-то деле - братья против братьев.

Интересующиеся историей, надеюсь, знают, чем закончился вооружённый конфликт между СССР и Финляндией.

От себя добавлю, что у меня очень растерянные чувства, когда хожу по этой земле. Вроде бы наше, родное, а с другой стороны... Сколько же крови здесь пролито...

В этом посте под катом будет размещено непристойно много фотографий, больше тридцати, но они того стоят. Ещё только в одном отчёте фото окажутся красивей. Кошка-плюшка это умеет. Даже водопад тут есть.

Вообще, ехали довольно бодренько. Я по случаю окончания праздников (дело происходило третьего мая) ожидал скорее всеобщего возвращения в Питер, однако, движение происходило вполне-таки в обе стороны. В районе Сосново милая дама за рулём Хонды задала традиционно-странноватый вопрос:
- А вы что ли эти… ну, которые автостопом ездят?

И больше мы такого не слышали до самого Углича, 12 то есть дней. В Карелии и Вологодской области водители, очевидно, понятливей. Километров через 30 к северу в лесу стали попадаться пятна серого снега, похожие на пятна серого снега, а ближе к Сосново лиственные деревья сделались безлиственными.

Где-то там мы и остановились перекусить.
Я безуспешно постопил поезд

Плюшка посидела на рельсах

Потом, побеседовав с охраняющей природу жабой,

Мы пошли кушать пирожки с соком в дивный лес

Я давным-давно не бывал в весеннем лесу: на Урале, знаете ли, клещи и всякий энцефалит. Ну их. А тут красота. Сытая Плюшка села у дороги, включила плейер и ушла в Нирвану. Оттого, когда низколетящий джип с фиксированным к нему катамараном остановился чуть дальше, чем следовало, мне пришлось сначала сбегать до машины, а потом назад до Плюшки – она так и сидела, глядя в противоположную сторону и внимая песенкам. Потом девушка такое проделывала ещё не раз и больше я не удивлялся. Хотя думал разок уехать по приколу. Правда б ведь занятно получилось.

Сплавщики довезли нас до самого Кузнечного, где кончился асфальт и началась Карелия.

Пейзаж сделался совсем среднеуральским, только скалы были гранитными, серыми (не совсем серыми, а такого цвета, какой бывает, если смесить весь пластилин из коробки советского выпуска в один комок). На скалах росли сосны. Вот у нас на Урале известняк. Он нежный и деревьев не выдерживает. И ещё в Карелии озёра вместо рек. А так всё очень похоже на Прикамье.

Ну, да. Названия ещё отличаются. Иногда получалось забавно.

Вот угадайте букву, мы не специально так

А снега становилось всё больше

До Лахденпохьи (запомнил-таки название) нас вёз мужик, изобретший дивные насосы, выдающие 5 кВт тепловой энергии на 1 кВт затраченной электрической. Ехал он к богатому заказчику и, получается, не врал. Мы с ним долго общались на тему отечественного патентного законодательства, котлонадзора и прочих сволочей. А до Сортавалы получился таксистоп: сам собой остановился дядько, только что отвезший в Лохну кучу сильно пьяных финнов и поднявший тем самым денежек. Тоже очень интересный мужик: военврач по образованию, всю жизнь работал в горной промышленности, сперва в Томске, потом вот в Карелии. А теперь владелец карьера смылся от долгов в Швейцарию и директору пришлось таксовать. Впрочем, планы у Юры светлые, к лету хочет сделать свой бизнес. Вроде, и разрешения есть и прочее.

Справа всё время показывалась синяя-синяя Ладога. В одном заливчике ещё стояла шуга, а по шуге ходили чайки. Чайки были белые, а шуга тоже синяя. Ничего более синего за всю поездку мы не увидели, а такими же синими были, например, буквы на Мурманском рыбном порту. И в Сортавале Ладога тоже синяя совсем

Вообще, Сортавала здорово заточена под отдых пьяных финнов. В некоторых барчиках кроме выпивки нет ничего. Ну, по крайней мере, при нас не было. А в других наоборот, есть всё, кроме финнов. И стоит недорого. Сквозь город ходит автобус № 1, до самого выезда. Автобусы там тоже прикольные: обычные ПАЗики, но с теликом, где показывают местные новости и погоду. Кстати, в это время говорили, что на улице дождь и холодно, а было солнышко и тепло. Мы смеялись. И зря: синоптики ошиблись всего на сутки.

На заднем сидении ПАЗика, рядом с нами ехала красивая блондинка с дочкой, красивой, наоборот, брюнеткой. Дочке было лет пять. На остановке зашли папа с белобрысым мальчиком, они были тоже красивые, но не такие. Папа стал пить пиво и моргать, а мальчик протянул букет коротеньких жёлтых одуванчиков девочкиной маме и сказал:
- На. Только не потеряй. Дома в воду поставишь, они долго простоят.
Потом мальчик всю дорогу общал даму, а ровесницу свою игнорировал. Ну, мне тоже мама больше дочки глянулась. Хороший мальчик, правильный.

От остановки мы протопали пару километров по пустой дороге и тут я потерял фотоаппарат. Ну, собравшись фотать Плюшку, услышал шум мотора. Ехал белый фургончик-мерседес. Я уже говорил, что у нас не было ни дня без застопленного фургончика, тормознулся и этот. Фотоаппарат я держал в левой руке и сев, положил на сиденье. Где, выходя, и оставил. Молодец, чо.

Дорога Сортавала-Питкяранта офигенна. Она вся почти взорвана в скалах и местами идёт вдоль самого-самого края Ладоги. Реально красиво до невозможности. Только все скалы обильно помечены разными бакланами в стиле «Тут был Петя с Костромы». Можно даже отслеживать ареал распространения бакланов, блин.

Подарив водителю ненужный ему фотоаппарат, мы вышли у поворота собственно на Питкяранту

Отсюда нас опять увезла мама с мальчиком, ехавшие из Петрозаводска. Мальчик не выговаривал много букв, но всё звал нас в гости. Мы б и согласились, однако, на самом въезде в город нас встретила Аня Матасова darurs и свела на дачу.

Минут через пять пребывания на этой самой даче я покрылся белой завистью напрочь. Ну, всегда завидовал людям с прямыми руками, растущими откуда следует. А Паша, Анин муж, он как раз такой. Прикиньте: отличная сауна с хронически тёплым полом и верандой, выходящей прямо в Ладогу. Под верандой живут ондатры и приплывают тюлени.

На фоте, кстати, не тюлень, а я с Чёрным Знаменем Анархии.

После бани Кошка-плюшка ныряла в ледяную Ладогу. Ужос просто. Хорошо хоть не простыла. На следующий день запланировали обильную культурную программу с моторной лодкой до карьеров и прочими приключениями, однако, проснувшись, застали снег с дождём и всё такое.

img src="http://www.ljplus.ru/img4/g/r/grizzlins/18pitkyaranta-dozhd.JPG " width=800 height=600 alt="318.57 КБ">

Долго-долго надеялись, обломавшись лишь к четырём часам дня. По причине наглости городского транспорта, на трассу решили выбираться на такси. Прикиньте: 10 км стоят 70 рублей. Для двоих получается дешевле некоторых маршруток в Москве. Водитель, по причине дивной погоды сидевший без заказов, забесплатно свёз нас до трассы, что примерно в два раза больше оплаченного пути. А по дороге ещё и похвастался водопадом, обильно произрастающим в окрестностях Питкяранты.

Вполне приличный водопад, метров 10 высотой. Два уступа, внизу омут. Поскользнёшься на камушке, посмотришь на быстровращающийся мир вокруг и до свиданья, до следующих встреч.

У Питкяранты начинается Долина Смерти. Здесь ёще в финскую войну были страшные бои. Вот такой крест скорби поставлен и камни вокруг моховые.

В следующие два часа мы замёрзли и промокли, как не мёрзли и не мокли с начала поездки и за весь остальной путь тоже. Машин прошло от силы с десяток и почти во всех водители изображали руками некую фигуру, означающую скорый разворот. Честно говоря, я ожидал более оживлённой трассы от райцентра к столице республики. Короче, битой девятке мы обрадовались страшно. Провезла она нас 30 км, как раз до другого края Долины Смерти и высадила рядом с крытой автобусной остановкой. За что ей большое и сверхчеловеческое спасибо.
Следующая машинка подкинула нас до трассы М-18, дождь внезапно закончился, и стало хорошо.

Предстоящая послезавтра дорога на Мурманск вдруг перестала пугать: ну, по атласу указано 1003 км, а по указателю всего-то 978. Фигня какая.

День завершился традиционной уже газелькой, доставившей нас почти до самого Петрозаводского вокзала, и мы, поплутав слегонца по деревянным улицам, ночью уже лопали пельмени со смайликами в очень правильном домике Иры Мамаевой.