Порядок выполнения научно-исследовательских работ


Использующие . строго определено. производится затратным методом с возможным использованием аналогов. При определении величин затрат необходимо учитывать .
В госконтракт на выполнение НИР и (или) ОКР для оборонного заказа включаются условия о правах собственности на результаты интеллектуальной деятельности и работ.

Порядок выполнения опытно-конструкторских работ оборонного назначения

Порядок выполнения ОКР Гособоронзаказа определяет 15.203-2001. Данный стандарт принят взамен ГОСТ В 15.203 – 79 и ГОСТ В 15.204 – 79 советского времени.
Каждый отдельный этап ОКР объединяет работы, направленные на получение определенных конечных результатов, и характеризующиеся признаками их самостоятельного целевого планирования и финансирования.
При выполнении опытно-конструкторских работ по военной тематике устанавливают следующие этапы:
  • разработка эскизного проекта
  • разработка технического проекта
  • разработка рабочей конструкторской документации (РКД) для изготовления опытного образца изделия
  • изготовление опытного образца изделия и проведение предварительных испытаний
  • проведение государственных испытаний (ГИ) опытного образца изделия ВТ
  • утверждение РКД на изделие для серийного промышленного производства
Для организации и контроля выполнения НИОКР назначают руководителя темы. По НИР – научного руководителя, по ОКР – главного конструктора.

Аванпроекты в разработке военной продукции

В тех случаях, когда не проводились научно-исследовательские работы или отсутствуют достаточные исходные данные для составления задания на опытно-конструкторские работы выполняется аванпроект .
Аванпроект – это комплекс теоретических, экспериментальных исследований и проектных работ по обоснованию технического облика, технической и экономической возможности и целесообразности разработки сложной военной продукции.
Целью выполнения аванпроекта является обоснование возможности и целесообразности создания изделия, обеспечение его высокого технического уровня, а также определение вероятности воплощения концептуального замысла решения функциональных задач.
Основными задачами аванпроекта являются подготовка проекта ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР, сокращение сроков и снижения расходов на разработку оборонной продукции.

НДС по НИР, ОКР и ТР Гособоронзаказа

При определении цены и величин калькуляционных статей затрат при выполнении НИР и ОКР необходимо учитывать налогообложение реализации данных работ налогом на добавленную стоимость (НДС).
В соответствии со статьей 149 Налогового Кодекса выполнение научно-исследовательских (НИР), опытно-конструкторских (ОКР) и технологических работ (РТ), относящихся к оборонному заказу, освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость .
Исполнитель Гособоронзаказа в соответствии со статьей 170 Налогового Кодекса обязан вести раздельный учет (раздельно учитывать суммы «входного» НДС, которые используются в облагаемых и необлагаемых НДС операциях).
Бухгалтерский учет НИР и ОКР оборонного заказа ведется в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».

Нормативно-правовая база НИОКР оборонных заказов

Порядок выполнения НИР и ОКР в сфере гособоронзаказа определяют .
Методические рекомендации по утверждены Министерством науки и технической политики России 15 июня 1994 года N ОР-22-2-46 и протоколом ВПК от 19 декабря 2012 года N 13 .
Порядок определения состава затрат на НИР и ОКР оборонного назначения утвержден приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 и протоколом ВПК от 26 января 2011 года № 1с .

Особенности калькуляции цены НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа

Новое Постановление о государственном регулировании цен оборонного заказа, вступившее в силу с начала 2018 года , существенно изменило законодательную базу в сфере ценообразования . Однако, .

Ценообразование НИР и ОКР по Постановлению №1465

В соответствии с действующим Положением, утвержденным Постановлением №1465 , основополагающим методом определения цены НИР и ОКР является затратный метод . Причем в последующие годы сформированная цена работ не подлежит индексации (п. 21 Положения), и не может быть определена методом индексации по статьям затрат (п. 27 Положения).
Цена научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ есть сумма обоснованных затрат на выполнение данных работ, включаемых в себестоимость, и прибыли .
Допускается формирование цены НИР и (или) ОКР посредством . При этом должна быть определена зависимость цены выбранной работы - аналога от ее основных потребительских параметров. Расчет цены работ необходимо производить с учетом отличий в отношении технических характеристик, сложности, уникальности и объемов выполняемых работ.
Основой формирования цены работ, отдельных видов затрат или трудоемкости работ могут служить экономико-математические модели.

Ценообразование НИОКР гособоронзаказа до 2018 года

Цена опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в сфере оборонного заказа может быть определена несколькими способами: методом калькулирования, методом индексации статей затрат , , , а также комбинацией перечисленных методов.
Калькулирование является основным методом расчета цен на НИР и ОКР .
Цены на НИОКР, срок выполнения которых превышают один год, определяются индексированием по статьям затрат исходя из сумм затрат на весь период работ, рассчитанных раздельно по каждому этапу в условиях каждого года их выполнения.

А также на . Аналоговый метод ценообразования применяется в комбинации с методами калькулирования и индексирования.

Применяется для определения цены на выполненные работы при отсутствии возможности ее установления методами калькуляции, индексирования, аналогов или их комбинаций.

Цена опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ формируется исходя из обоснованных затрат на выполнение работ и величины прибыли. Цена НИОКР в целом определяется путем суммирования цен этапов работ, проводимых в соответствии с тактико-техническим (техническим) заданием.

Аналоговый метод формирования цен НИР и ОКР

Расчет цены опытно-конструкторских, научно-исследовательских и технологических работ аналоговым методом производится исходя из состава и величины фактических затрат ранее выполненных аналогичных работ с применением соответствующих «коэффициентов новизны».
При этом рекомендуется отдельно оценивать трудоемкость ранее выполненных аналогичных работ, состав и квалификацию непосредственных исполнителей.
Плановая калькуляция цены НИР или ОКР аналоговым методом составляется для каждого этапа работ.

Аналоговый метод ценообразования для военной продукции

Цена единицы продукции определяется на основе цены аналогичной по своему функциональному назначению продукции. В расчетах учитываются отличия в технических характеристиках, сложности и уникальности видов и объемов работ, а также уровень квалификации рабочих и специалистов.
Требуется установить зависимость цены на него от основных потребительских параметров. Определение цены на модернизированную продукцию аналоговым методом осуществляется исходя из приращений цен, обеспечивающих достижение заданных значений различных (в том числе новых) параметров продукции (геометрических, физических, химических, весовых, прочностных и других параметров).

Метод экспертных оценок расчета цен НИОКР гособоронзаказа

Предметом экспертной оценки могут как общая цена, так и затраты по отдельным статьям калькуляции или этапам работ.
Основанием для принятия решения об определении цены может быть экспертное мнение научно-технического совета или руководителя темы (научного руководителя НИР, главного конструктора ОКР).

При формировании цены на НИР и ОКР методом экспертных оценок следует учитывать все факторы, которые могут оказать влияние на выполнение работ и позволят обосновать полученный результат. Для этого необходимо отдельно оценивать состав и квалификацию единственных исполнителей НИР и ОКР, наличие материально-технической базы, трудоемкость выполнения работ, потребность в материальных ресурсах, состав и квалификацию исполнителей, планируемых к привлечению единственными исполнителями НИР и ОКР для выполнения составных частей НИР и ОКР.

Расчет цены НИР или ОКР экспертным методом целесообразно производить по каждому этапу НИР или ОКР и в комбинации с другими методами определения цены.

Состав комплекта РКМ по военным НИОКР

Как правило, срок выполнения НИР и ОКР по оборонному заказу превышает один год. Поэтому обоснование цены работ оформляется по формам, позволяющим представлять данные по каждому году выполнения работ раздельно. Нумерация таких типовых форм РКМ использует букву «д ».
Кроме того, для обоснования затрат и цены научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ информация представляется отдельно по каждому .

Формы РКМ по НИР и ОКР до 2018 года

Комплект РКМ для обоснования цены НИОКР по оборонному заказу, выполняемых более одного года, оформляется по формам Приложений N 1д – 15д к приказу ФСТ от 09.02.2010 N 44-а или же по формам приказа ФСТ от 24.03.2014 N 469-а (Форма N 1 НИОКР, Форма N 2 НИОКР, Форма N 3 НИОКР, Форма N 4 НИОКР, Форма N 4.1 НИОКР, Форма N 5 НИОКР, Форма N 5.1 НИОКР, Форма N 5.2 НИОКР, Форма N 5.3 НИОКР, Форма N 6 НИОКР, Форма N 6.1 НИОКР, Форма N 7 НИОКР, Форма N 8 НИОКР, Форма N 9 НИОКР, Форма N 9.1 НИОКР, Форма N 9.1.1 НИОКР, Форма N 9.2 НИОКР, Форма N 9.3 НИОКР, Форма N 10 НИОКР, Форма N 10.1 НИОКР, Форма N 11 НИОКР).
Формы документов, введенные в действие Приказом уже расформированного ФСТ России от 24.03.2014 №469-а, разработаны в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года №1119, которое утратило силу 7 марта 2017 года (Постановление Правительства РФ от 17.02.2017 №208).
Тем не менее, действие форм документов Приказ №469а отменено не было. Из утвержденных форм этого приказа в тот год была отменена только форма запроса о прогнозных ценах (Приказ ФАС России от 17.07.2017 №947/17).
Действие типовых форм, утвержденных приказами ФСТ №44 и №469-а, отменено в марте 2018 года .

Действующие формы РКМ по НИОКР

Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 утверждены новые типовые формы. Приказ вступил в силу 3 марта 2018 года .
В типовых формах Структуры цены и Калькуляции затрат для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусмотрено две специальные статьи: «затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ» (5) и «затраты по работам, выполняемым сторонними организациями» (13), включая «затраты сторонних организаций по выполнению составных частей» (13.1) и «другие работы и услуги, выполняемые сторонними организациями» (13.2).
Кроме того, Приказом №116/18 для НИОКР введены отдельные типовые формы расшифровок: Форма №7 (7д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат по работам (услугам), выполняемым организациями-соисполнителями»; Форма №9 НИР (ОКР) «Расшифровка основной заработной платы»; Форма №15 (15д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат на специальное оборудование»; Форма №15.1 (15.1д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат на изготовление специального оборудования собственными силами».
Представление информации для обоснования цены НИОКР и затрат на их выполнение производится по типовым формам в отдельности по каждому этапу работ и по годам выполнения работ. Допускается определение трудоемкости работ в чел/часах.

Вид цены НИОКР

Порядок и условия применения вида цены на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ установлен Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (Постановление Правительства от 02.12.2017 №1465) .
Выбор вида цены осуществляется с учетом вида работ, их продолжительности и наличия исходных данных для определения экономически обоснованной цены .
При заключении контракта на проведение НИР и (или) ОКР по перспективным направлениям разработки новых образцов военной продукции, на проведение поисковых исследований по таким направлениям, если на момент заключения контракта невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ, применяется ориентировочная (уточняемая) цена или цена, возмещающая издержки .

Используемые сокращения при выполнении НИР и ОКР в сфере ГОЗ

Российские военные стандарты по НИР и ОКР

Российские государственные национальные военные стандарты обозначают литерами «РВ» (ГОСТ РВ). Новые стандарты вводятся взамен советских, обозначаемых литерой «В» (ГОСТ В).

Обоснование цены «неГОЗовских» НИОКР

Приказом Минпромторга России №1788 от 11.09.2014 утверждена Методика определения и обоснования начальной (максимальной) цены государственных контрактов (НМЦК) на выполнение научно-исследовательских (НИР), опытно-конструкторских (ОКР) и технологических работ (ТР). Данная методика накладные для ОКР и ТР – 250% от ФОТ
  • накладные для НИР – 150% от ФОТ
  • прочие прямые – 10% от ФОТ
  • рентабельность для ОКР и ТР – 15% от себестоимости
  • рентабельность для НИР – 5% от себестоимости
  • Наименование:

    Система разработки и постановки продукции на производство.

    Действует

    Дата введения:

    Дата отмены:

    Заменен на:

    Текст ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ

    ГОСТ 15.101-98

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

    Система разработки и постановки продукции

    на производство

    ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

    Издание официальное

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

    Предисловие

    1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

    ВНЕСЕН Госстандартом России

    2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 13-98 от 28 мая 1998 г.)

    3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 сентября 1999 г. № 286-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 15.101-98 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2000 г.

    4 ВЗАМЕН ГОСТ 15.101-80

    © ИПК Издательство стандартов, 1999

    Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России

    1 Область применения........................................................1

    3 Определения..............................................................1

    4 Общие положения..........................................................2

    5 Порядок выполнения и приемки этапов НИР и НИР в целом.........................3

    Введение

    Необходимость разработки настоящего стандарта обусловлена:

    дальнейшим развитием комплекса стандартов Системы разработки и постановки продукции на производство с учетом проведения экономических реформ, изменения сложившихся механизмов хозяйствования и структур управления в странах СНГ;

    повышения требований к эффективности исследований и разработок, их техническому уровню, качеству и конкурентоспособности;

    изменением законодательных основ в области создания и заказов продукции.

    ГОСТ 15.101-98

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

    Система разработки и постановки продукции на производство

    ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

    System of product development and launching into manufacture. Procedure of scientific researches and development

    Дата введения 2000-07-01

    1 Область применения

    Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и выполнению научно-исследовательских работ (НИР); порядок выполнения и приемки НИР; этапы выполнения НИР, правила их выполнения и приемки; порядок разработки, согласования и утверждения документов в процессе организации и выполнения НИР; порядок реализации результатов НИР.

    Положения настоящего стандарта подлежат выполнению техническими комитетами по стандартизации, организациями, предприятиями, объединениями, ассоциациями, концернами, акционерными обществами и другими субъектами хозяйственной деятельности независимо от организационно-правовой формы собственности и подчинения, а также органами государственного управления, имеющими непосредственное отношение к разработке, производству, эксплуатации и ремонту продукции.

    Стандарт распространяется на НИР, предшествующие разработке народнохозяйственной продукции.

    Стандарт устанавливает основные положения, которые при необходимости могут быть конкретизированы в других стандартах и нормативных документах по стандартизации.

    2 Нормативные ссылки

    ГОСТ 7.32-91 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

    3 Определения

    В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

    3.1 научно-исследовательская работа (НИР): Комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.

    3.2 народнохозяйственная продукция (НХП): Продукция, разрабатываемая и применяемая для удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.

    Примечание - Продукция, разрабатываемая и изготовляемая для нужд обороны страны, к НХП не относится.

    3.3 техническое задание на научно-исследовательскую работу (ТЗ): Исходный технический документ для проведения НИР, устанавливающий требования к содержанию, объемам и срокам выполнения этих работ.

    3.4 контракт: Коммерческий документ, которым оформляются сделки (в том числе внешнеторговые) по купле-продаже продукции или услуг, включая оказание экономического и технического содействия зарубежным странам.

    Издание официальное

    3.5 заказчик: Предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке или контракту с которым производится создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической).

    3.6 исполнитель НИР: Предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), выполняющее НИР.

    3.7 патентные исследования: Исследование технического уровня и тенденций развития продукции, ее патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспособности.

    3.8 отчетная научно-техническая документация (ОНТД): Комплект документов, отражающих объективную информацию о содержании и результатах НИР (этапов НИР), а также содержащих рекомендации по ее использованию.

    3.9 этап НИР: Часть НИР, являющаяся объектом планирования и финансирования.

    3.10 макет: Упрощенное воспроизведение в определенном масштабе изделия или его части, на котором исследуются отдельные характеристики изделия, а также оценивается правильность принятых технических и художественных решений.

    3.11 модель: Изделие, воспроизводящее или имитирующее конкретные свойства заданного изделия и изготовленное для проверки принципа его действия и определения характеристик.

    3.12 экспериментальный образец: Образец продукции, обладающий основными признаками намечаемой к разработке продукции, изготовляемый с целью проверки предполагаемых решений и уточнения отдельных характеристик для использования при разработке этой продукции.

    Примечание - Экспериментальный образец всегда выполняется в натуральную величину и представляет собой законченное в функциональном отношении изделие, пригодное для исследовательских испытаний.

    3.13 испытания: Определение одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой.

    3.14 программа испытаний: Документ, предназначенный для организации и выполнения работ, обеспечивающих проведение испытаний конкретного объекта.

    3.15 методика испытаний: Документ или его часть, устанавливающие правила реализации методов испытаний.

    4 Общие положения

    4.1 Основанием для выполнения НИР служит техническое задание (Т3)*> на выполнение НИР и (или) контракт (договор) с заказчиком **> - в случае наличия заказчика.

    4.2 В процессе выполнения НИР должно быть обеспечено соблюдение требований ТЗ, в том числе разработаны и реализованы требования:

    По обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;

    По стандартизации, унификации и метрологическому обеспечению;

    По ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий;

    По экономическому и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов при создании и эксплуатации создаваемой продукции;

    По обеспечению конкурентоспособности продукции, намечаемой к созданию.

    4.3 Для решения отдельных самостоятельных вопросов НИР могут быть выделены составные части НИР, выполняемые соисполнителями (сторонними организациями) по контракту с исполнителем НИР. В этих случаях исполнитель НИР выполняет функции заказчика по отношению к исполнителям составных частей НИР, координирует их работу и несет ответственность за качество и научно-технический уровень НИР в целом.

    4.4 Процесс выполнения НИР в общем случае состоит из следующих этапов:

    Выбор направления исследований; проводят с целью определения оптимального варианта направления исследований на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным проблемам;

    ТЗ разрабатывают в соответствии с требованиями комплекса стандартов СРПП. Утверждает ТЗ заказчик (в случаях договорных НИР) или руководитель предприятия-исполнителя (в случаях инициативных НИР).

    **) Заказчиком может являться как государственный заказчик, так и любой другой субъект хозяйственной деятельности в соответствии с разделом 1 настоящего стандарта.

    Теоретические и экспериментальные исследования; проводят с целью получения достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов исследований для решения поставленных перед НИР задач;

    Обобщение и оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно-технической документации (далее в тексте - ОНТД) по НИР; проводят с целью оценки эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем (в том числе оценки создания конкурентоспособной продукции и услуг);

    Предъявления работы к приемке и ее приемка.

    Этапы конкретной НИР, а также необходимость их приемки должны быть определены в ТЗ и контракте*) на ее выполнение.

    Этапы допускается разделять на самостоятельные отчетные подэтапы, что также должно быть оговорено в ТЗ и контракте.

    4.5 Для экспериментальной проверки возможности создания образца продукции и определения его технических характеристик, проверки правильности результатов теоретических исследований и выбора оптимального технического и конструкторско-технологического решения и в процессе выполнения НИР при необходимости создают макеты, модели, экспериментальные образцы (далее - макеты).

    Необходимость разработки, изготовления и испытаний макетов устанавливают в ТЗ на НИР и контракте на ее выполнение.

    4.6. Для обеспечения своевременного выполнения НИР и ее этапов, осуществления оперативного контроля за выполнением работ и составлением ОНТД**) исполнитель НИР при необходимости разрабатывает, согласовывает с заказчиком***) и утверждает план совместных работ на выполнение НИР* 4) (план-график, сетевой план-график или другой планирующий документ), содержащий последовательность и сроки выполнения этапов НИР, состав исполнителей, номенклатуру и сроки составления ОНТД по этапам НИР и НИР в целом, сроки приемки этапов и НИР в целом.

    Согласованный и утвержденный план совместных работ на выполнение НИР является обязательным для всех участников НИР.

    В процессе выполнения работ исполнитель НИР по согласованию с заказчиком может уточнять и корректировать план совместных работ в пределах условий ТЗ и контракта на выполнение НИР.

    4.7 При выявлении в процессе НИР нецелесообразности продолжения работ исполнитель НИР представляет заказчику обоснованное заключение о прекращении работ. Основанием для прекращения НИР является совместное решение исполнителя НИР и заказчика либо решение руководства исполнителя НИР (при отсутствии заказчика).

    Прекращение НИР по инициативе заказчика оформляют также совместным решением исполнителя НИР и заказчика.

    5 Порядок выполнения и приемки этапов НИР и НИР в целом

    5.1 Выполнение требований ТЗ, в том числе по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости при изготовлении и испытаниях макетов и при реализации НИР осуществляют:

    На этапе выбора направлений исследований - путем проработки вопросов безопасности и экологии, формирования необходимых требований и разработки мероприятий по их выполнению;

    На этапе теоретических и экспериментальных исследований - путем уточнения и экспериментальной проверки этих требований при изготовлении и испытаниях макетов;

    На этапе обобщения и оценки результатов исследований - путем включения уточненных требований в ОНТД.

    Эффективность и достаточность разработанных требований и принятых мер по их реализации оценивают при приемке этапов НИР и НИР в целом и отражают в актах приемки и протоколах испытаний макетов.

    **) Отчет о НИР в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32.

    * 4) План совместных работ разрабатывают при выполнении НИР по созданию сложных изделий с участием нескольких соисполнителей.

    5.2 Разработку и реализацию требований по стандартизации и унификации создаваемых образцов продукции осуществляют в соответствии с требованиями национальной системы стандартизации и ТЗ.

    5.2.1 При разработке предложений по унификации должны быть учтены возможности использования в конструкции образца продукции заимствованных составных частей, блочномодульного принципа конструирования, использования образца продукции и его составных частей в качестве базовых для создания их модификации, а также разработаны предложения по созданию параметрических и типоразмерных рядов составных частей, по использованию в конструкции изделия унифицированных конструктивных элементов, комплектующих изделий, материалов и сырья, по применению типовых конструктивно-технологических решений и прогрессивных технологий.

    5.2.2 Работы по метрологическому обеспечению осуществляются в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов обеспечения единства измерений.

    5.3 Требования по ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий разрабатывают с целью предотвращения применения в создаваемом образце продукции устаревших, неперспективных или не соответствующих по своим техническим характеристикам требованиям к создаваемому образцу продукции материалов и комплектующих изделий.

    5.4 Макеты изготавливают, как правило, по эскизным конструкторским документам. Допускается изготовление макетов по рабочей конструкторской документации.

    Испытания макетов проводят по утвержденным программам и методикам исполнителя НИР, согласованным с заказчиком по его решению.

    Результаты испытаний макетов оформляют протоколом (актом) испытаний.

    5.5 Патентные исследования проводят на всех этапах НИР. Содержание и объем патентных исследований устанавливают в ТЗ и контракте.

    5.6 Для оказания методической помощи при выполнении работ по 5.1-5.5, для участия при выполнении НИР в рассмотрении ее результатов или ее этапов, для оценки научно-технического уровня НИР, рассмотрения ОНТД и выдачи заключений на нее, для участия в контроле и приемке НИР и ее этапов могут по контракту с исполнителем НИР привлекаться головные НИИ по виду техники или другие специализированные организации, в том числе по технологии и материаловедению.

    5.7 Приемка этапов НИР

    5.7.1 После завершения этапа НИР его результаты и разработанная ОНТД должны быть рассмотрены на научно-техническом (ученом) совете (далее - НТС) организации-исполнителя НИР или на секции НТС с участием заказчика, головного НИИ по виду техники или других заинтересованных организаций по решению исполнителя НИР и заказчика.

    Результаты рассмотрения этапа НИР оформляют протоколом.

    5.7.2 ОНТД на этапе НИР перед рассмотрением на НТС может быть направлена на рецензию. Необходимость рецензирования и организация-рецензент устанавливаются в ТЗ и контракте на выполнение НИР.

    5.7.3 Откорректированную по результатам рассмотрения на НТС (секции НТС) ОНТД утверждает руководство исполнителя НИР.

    5.7.4 Приемка этапа НИР заключается в рассмотрении и оценке результатов выполненных работ, качества предъявленной ОНТД и других материалов по этапу в соответствии с требованиями ТЗ и контракта, а также в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов, если это указано в ТЗ или контракте.

    5.7.5 К приемке этапа предъявляют: утвержденную ОНТД завершенного этапа, проект программы приемки этапа (если она разрабатывалась), протокол о рассмотрении этапа НИР на НТС (секции НТС), а также другие технические материалы, предусмотренные ТЗ и контрактом.

    Этап НИР принимает комиссия, необходимость создания которой, ее состав и сроки работы устанавливает руководство исполнителя НИР по согласованию с заказчиком.

    Результаты приемки оформляют актом приемки этапа НИР, утверждаемым руководством исполнителя НИР. Утвержденный акт является основанием для того, чтобы считать этап НИР завершенным.

    5.8 Приемка НИР в целом

    5.8.1 После приемки этапов НИР исполнитель НИР оформляет ОНТД и другие материалы по НИР в целом, которые должны быть рассмотрены на НТС (секции НТС) в соответствии с требованиями 5.7.1-5.7.3.

    5.8.2 Приемку НИР осуществляют постоянно действующей или специально создаваемой комиссией.

    Основанием для приемки НИР является приказ (распоряжение) руководства исполнителя НИР и (или) заказчика о приемке НИР.

    В приказе указывают наименование НИР, состав комиссии, цели и задачи комиссии, место и сроки проведения работ по приемке НИР.

    5.8.3 При необходимости исполнителем НИР может быть разработана программа приемки НИР, утверждаемая руководством исполнителя НИР. В программе указывают наименование работы, конкретный перечень предъявляемых к приемке технических материалов и документов, объем, содержание и последовательность работ при проведении приемки НИР.

    5.8.4 На приемку НИР исполнитель НИР предъявляет:

    Утвержденное ТЗ;

    Утвержденные акты приемки завершенных этапов НИР;

    Утвержденный научно-технический отчет по НИР и другую ОНТД по НИР, предусмотренную ТЗ и контрактом;

    Макеты, программы и методики испытаний макетов, если это предусмотрено ТЗ и контрактом;

    Другие материалы по предложениям инстанций, утвердивших ТЗ или программу приемки

    5.8.5 Приемка НИР заключается в рассмотрении и проверке результатов выполненных работ на соответствие ТЗ, анализе качества принятых технических решений, а при необходимости и в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов.

    При приемке НИР оценивают научно-технический уровень исследований, обоснованность предлагаемых решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для создания конкурентоспособной продукции и услуг.

    5.8.6 По результатам приемки НИР комиссия оформляет акт приемки НИР, подписанный председателем и всеми членами комиссии и утверждаемый руководством исполнителя НИР или заказчиком.

    Датой окончания НИР считают дату утверждения акта приемки НИР.

    5.8.7 Результаты законченной НИР реализуют в соответствии с рекомендациями, изложенными в акте приемки НИР.

    Законченную НИР считают реализованной, если в соответствии с целями, поставленными в НИР, ее результаты использованы при разработке:

    Основных направлений или федеральных (региональных, межгосударственных) целевых программ развития техники;

    Новых (модернизации существующих) образцов продукции или их составных частей;

    Технических заданий, по которым разрабатывают новые (модернизируют существующие) образцы продукции;

    Решения о коренном изменении направлений отдельных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ;

    Технических заданий на другие НИР;

    Нормативных, технических и организационно-методических документов (стандартов, положений, методик, инструкций, руководств), используемых при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте продукции;

    Программ и методик испытаний новых (модернизированных) образцов продукции.

    5.8.8 Права владения, распоряжения и использования объектов промышленной и интеллектуальной собственности, созданных в НИР, определяются действующим законодательством и контрактом.

    УДК 658.51.012:006.354 МКС 01.120 Т51 ОКСТУ0015

    Ключевые слова: научно-исследовательская работа, техническое задание, исполнитель, заказчик, контракт

    Редактор Т.С. Шеко Технический редактор О.Н. Власова Корректор Н.Л. Шнайдер Компьютерная верстка В. И. Грищенко

    Изд. лиц. N° 021007 от 10.08.95. Сдано в набор 09.09.99. Подписано в печать 05.10.99. Уел. печ. л. 1,40.

    Уч.-изд. л. 0,85. Тираж 677 экз. С3768. Зак. 833.

    ИПК Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер., 14.

    Набрано в Издательстве на ПЭВМ

    Филиал ИПК Издательство стандартов - тип. “Московский печатник”, Москва, Лялин пер., 6.

    Плр N° 080102

    • ГОСТ 1.2-2009 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены
    • ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
    • ГОСТ 1.20-85 Государственная система стандартизации. Порядок внедрения стандартов
    • ГОСТ 1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов
    • ГОСТ 1.3-2008 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов
    • ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
    • ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ
    • ГОСТ 20519-75 Система стандартизации экспортной продукции. Экспонаты для ярмарок и выставок. Основные требования
    • ГОСТ 22352-77 Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения
    • ГОСТ 26265-84 Стандартизация в бытовом обслуживании населения. Основные положения
    • ГОСТ 31270-2004 Техника авиационная гражданская. Порядок выпуска сервисных бюллетеней и выполнения по ним работ
    • ГОСТ 6.10.3-83 Унифицированные системы документации. Запись информации унифицированных документов в коммуникативном формате
    • ГОСТ Р 33.1.02-2008 Единый российский страховой фонд документации. Страховые копии кинодокументов и фотодокументов. Общие технические условия
    • ГОСТ Р 33.3.02-2008 Единый российский страховой фонд документации. Страховые копии документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием. Общие требования к условиям хранения
    • ГОСТ 1.3-2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов
    • ГОСТ Р 1.1-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
    • ГОСТ Р 1.2-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
    • ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
    • ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
    • ГОСТ Р 55901-2013 Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента для инновационных сфер деятельности
    • ГОСТ Р 56078-2014 Системы менеджмента качества предприятий авиационно-космической промышленности. Руководство по менеджменту риска в цепи поставок
    • ГОСТ Р 56173-2014 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонных отраслей промышленности. Требования к контролю первого изделия продукции авиационно-космического назначения
    • ГОСТ Р 56261-2014 Инновационный менеджмент. Инновации. Основные положения
    • ГОСТ Р 55418-2013 Техника авиационная. Классификация параметров объектов стандартизации. Общие требования
    • ГОСТ Р 56570-2015 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной промышленности. Требования к проведению аудита
    • ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
    • ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены
    • ГОСТ 1.4-2015 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
    • ГОСТ Р 1.17-2015 Стандартизация в Российской Федерации. Эксперт по стандартизации. Общие требования
    • ГОСТ 30630.1.6-2013 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания электрических выводов, патрубков и других присоединительных деталей на воздействие изгиба, крутящего момента, растягивающей и сжимающей сил
    • ГОСТ 30630.1.7-2013 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие ударов при свободном падении, при падении вследствие опрокидывания; на воздействие качки и длительных наклонов
    • ГОСТ 30630.2.1-2013 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на устойчивость к воздействию температуры
    • ГОСТ 30630.2.5-2013 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие соляного тумана
    • ГОСТ 30630.2.7-2013 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытаний на воздействие пыли (песка)
    • ГОСТ 30630.3.2-2013 Методы определения стойкости полимерных электроизоляционных материалов и систем путем ускоренных испытаний в агрессивных газообразных средах. Общие требования. Испытания материалов и систем изоляции для низковольтных электротехнических изделий
    • ГОСТ Р 55899-2013 Руководство по обоснованию применимости и разработке стандартов на системы кризисного менеджмента
    • ГОСТ Р 55900-2013 Руководство по обоснованию применимости и разработке стандартов на системы менеджмента для инновационной деятельности малых и средних предприятий
    • ГОСТ Р 55902-2013 Надлежащая практика регулирования. Руководство по качеству регулирования
    • ГОСТ Р 56018-2014 Инструкции по применению потребительской продукции
    • ГОСТ Р 56861-2016 Система управления жизненным циклом. Разработка концепции изделия и технологий. Общие положения
    • ГОСТ Р 1.0-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
    • ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
    • ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
    • ГОСТ Р 54937-2012 Руководящие указания для разработчиков стандартов, направленные на удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов
    • ГОСТ Р 1.14-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией
    • ГОСТ Р 1.15-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования
    • ГОСТ Р 57190-2016 Заземлители и заземляющие устройства различного назначения. Термины и определения
    • ГОСТ Р 51740-2016 Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению
    • ГОСТ Р 57317-2016 Системы промышленной автоматизации и интеграция. Термины и определения
    • ГОСТ Р 57325-2016 Менеджмент знаний. Руководство по включению в стандарты требований по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий
    • ГОСТ IEC 60050-901-2016 Международный электротехнический словарь. Глава 901. Стандартизация
    • ГОСТ IEC 62542-2016 Стандартизация окружающей среды для электрических и электронных изделий и систем. Словарь специальных терминов
    • ГОСТ Р 57564-2017 Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации
    • ГОСТ Р 1.14-2017 Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией
    • ГОСТ Р 1.15-2017 Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования
    • ГОСТ Р 1.17-2017 Стандартизация в Российской Федерации. Эксперт по стандартизации. Общие требования
    • ГОСТ Р 7.0.101-2018 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Требования
    • ГОСТ Р 56569-2015 Системы менеджмента качества. Требования к организациям авиационной, космической и оборонной промышленности. Поставляемое программное обеспечение
    • ГОСТ Р 54937-2018 Руководящие указания для разработчиков стандартов, рассматривающих вопросы создания доступной среды
    • ГОСТ Р 58207-2018 Аспекты безопасности. Руководящие указания по вопросам безопасности детей, рассматриваемым в стандартах и технических условиях
    • ГОСТ Р 1.3-2018 Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению
    • ГОСТ Р 58307-2018 Часовое дело. Технико-коммерческие определения
    • ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 Потребительские товары. Инструкции по применению. Общие требования
    • ГОСТ Р 58344-2019 Заземлители и заземляющие устройства различного назначения. Общие технические требования к анодным заземлениям установок электрохимической защиты от коррозии
    • ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
    • ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения
    • ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности
    • ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
    • ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов
    • ГОСТ Р 1.13-2001 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок подготовки уведомлений о проектах нормативных документов
    • ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования
    • ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
    • ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены
    • ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов
    • ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий
    • ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения
    • ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения
    • ГОСТ Р 1.5-2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
    • ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

    ГОСТ 15.101-98

    УДК 658.51.012:006.354 Группа Т51

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

    Система разработки и постановки продукции на производство

    ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

    System of product development and launching into manufacture.

    Procedure of scientific researches and development

    Дата введения 2000-07-01

    Предисловие

    1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

    ВНЕСЕН Госстандартом России

    2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 13-98 от 28 мая 1998 г.)

    Наименование государства

    Наименование национального органа по стандартизации

    Республика Казахстан

    Госстандарт Республики Казахстан

    Республика Армения

    Армгосстандарт

    Киргизская Республика

    Киргизстандарт

    Республика Беларусь

    Госстандарт Беларуси

    Республика Молдова

    Молдовастандарт

    Российская Федерация

    Госстандарт России

    Республика Таджикистан

    Таджикгосстандарт

    Туркменистан

    Главная государственная инспекция Туркменистана

    3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 сентября 1999 г. № 286-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 15.101-98 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2000 г.

    Введение

    Необходимость разработки настоящего стандарта обусловлена:

    дальнейшим развитием комплекса стандартов Системы разработки и постановки продукции на производство с учетом проведения экономических реформ, изменения сложившихся механизмов хозяйствования и структур управления в странах СНГ;

    повышения требований к эффективности исследований и разработок, их техническому уровню, качеству и конкурентоспособности;

    изменением законодательных основ в области создания и заказов продукции.

    1 Область применения

    Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и выполнению научно-исследовательских работ (НИР); порядок выполнения и приемки НИР; этапы выполнения НИР, правила их выполнения и приемки; порядок разработки, согласования и утверждения документов в процессе организации и выполнения НИР; порядок реализации результатов НИР.

    Положения настоящего стандарта подлежат выполнению техническими комитетами по стандартизации, организациями, предприятиями, объединениями, ассоциациями, концернами, акционерными обществами и другими субъектами хозяйственной деятельности независимо от организационно-правовой формы собственности и подчинения, а также органами государственного управления, имеющими непосредственное отношение к разработке, производству, эксплуатации и ремонту продукции.

    Стандарт распространяется на НИР, предшествующие разработке народнохозяйственной продукции.

    Стандарт устанавливает основные положения, которые при необходимости могут быть конкретизированы в других стандартах и нормативных документах по стандартизации.

    ГОСТ 7.32-91 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

    3 Определения

    В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

    3.1 научно-исследовательская работа (НИР): Комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.

    3.2 народнохозяйственная продукция (НХП): Продукция, разрабатываемая и применяемая для удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.

    Примечание - Продукция, разрабатываемая и изготовляемая для нужд обороны страны, к НХП не относится.

    3.3 техническое задание на научно-исследовательскую работу (ТЗ): Исходный технический документ для проведения НИР, устанавливающий требования к содержанию, объемам и срокам выполнения этих работ.

    3.4 контракт: Коммерческий документ, которым оформляются сделки (в том числе внешнеторговые) по купле-продаже продукции или услуг, включая оказание экономического и технического содействия зарубежным странам.

    3.5 заказчик: Предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке или контракту с которым производится создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической).

    3.6 исполнитель НИР: Предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), выполняющее НИР.

    3.7 патентные исследования: Исследование технического уровня и тенденций развития продукции, ее патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспособности.

    3.8 отчетная научно-техническая документация (ОНТД): Комплект документов, отражающих объективную информацию о содержании и результатах НИР (этапов НИР), а также содержащих рекомендации по ее использованию.

    3.9 этап НИР: Часть НИР, являющаяся объектом планирования и финансирования.

    3.10 макет: Упрощенное воспроизведение в определенном масштабе изделия или его части, на котором исследуются отдельные характеристики изделия, а также оценивается правильность принятых технических и художественных решений.

    3.11 модель: Изделие, воспроизводящее или имитирующее конкретные свойства заданного изделия и изготовленное для проверки принципа его действия и определения характеристик.

    3.12 экспериментальный образец: Образец продукции, обладающий основными признаками намечаемой к разработке продукции, изготовляемый с целью проверки предполагаемых решений и уточнения отдельных характеристик для использования при разработке этой продукции.

    Примечание - Экспериментальный образец всегда выполняется в натуральную величину и представляет собой законченное в функциональном отношении изделие, пригодное для исследовательских испытаний.

    3.13 испытания: Определение одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой.

    3.14 программа испытаний: Документ, предназначенный для организации и выполнения работ, обеспечивающих проведение испытаний конкретного объекта.

    3.15 методика испытаний: Документ или его часть, устанавливающие правила реализации методов испытаний.

    4 Общие положения

    4.1 Основанием для выполнения НИР служит техническое задание (ТЗ)* на выполнение НИР и (или) контракт (договор) с заказчиком ** - в случае наличия заказчика.

    * ТЗ разрабатывают в соответствии с требованиями комплекса стандартов СРПП. Утверждает ТЗ заказчик (в случаях договорных НИР) или руководитель предприятия-исполнителя (в случаях инициативных НИР).

    ** Заказчиком может являться как государственный заказчик, так и любой другой субъект хозяйственной деятельности в соответствии с разделом 1 настоящего стандарта.

    4.2 В процессе выполнения НИР должно быть обеспечено соблюдение требований ТЗ, в том числе разработаны и реализованы требования:

    По обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;

    По стандартизации, унификации и метрологическому обеспечению;

    По ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий;

    По экономическому и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов при создании и эксплуатации создаваемой продукции;

    По обеспечению конкурентоспособности продукции, намечаемой к созданию.

    4.3 Для решения отдельных самостоятельных вопросов НИР могут быть выделены составные части НИР, выполняемые соисполнителями (сторонними организациями) по контракту с исполнителем НИР. В этих случаях исполнитель НИР выполняет функции заказчика по отношению к исполнителям составных частей НИР, координирует их работу и несет ответственность за качество и научно-технический уровень НИР в целом.

    4.4 Процесс выполнения НИР в общем случае состоит из следующих этапов:

    Выбор направления исследований; проводят с целью определения оптимального варианта направления исследований на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным проблемам;

    Теоретические и экспериментальные исследования; проводят с целью получения достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов исследований для решения поставленных перед НИР задач;

    Обобщение и оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно-технической документации (далее в тексте - ОНТД) по НИР; проводят с целью оценки эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем (в том числе оценки создания конкурентоспособной продукции и услуг);

    Предъявления работы к приемке и ее приемка.

    Этапы конкретной НИР, а также необходимость их приемки должны быть определены в ТЗ и контракте* на ее выполнение.

    Этапы допускается разделять на самостоятельные отчетные подэтапы, что также должно быть оговорено в ТЗ и контракте.

    4.5 Для экспериментальной проверки возможности создания образца продукции и определения его технических характеристик, проверки правильности результатов теоретических исследований и выбора оптимального технического и конструкторско-технологического решения и в процессе выполнения НИР при необходимости создают макеты, модели, экспериментальные образцы (далее - макеты).

    Необходимость разработки, изготовления и испытаний макетов устанавливают в ТЗ на НИР и контракте на ее выполнение.

    4.6. Для обеспечения своевременного выполнения НИР и ее этапов, осуществления оперативного контроля за выполнением работ и составлением ОНТД* исполнитель НИР при необходимости разрабатывает, согласовывает с заказчиком** и утверждает план совместных работ на выполнение НИР*** (план-график, сетевой план-график или другой планирующий документ), содержащий последовательность и сроки выполнения этапов НИР, состав исполнителей, номенклатуру и сроки составления ОНТД по этапам НИР и НИР в целом, сроки приемки этапов и НИР в целом.

    * Отчет о НИР - в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 .

    *** План совместных работ разрабатывают при выполнении НИР по созданию сложных изделий с участием нескольких соисполнителей.

    Согласованный и утвержденный план совместных работ на выполнение НИР является обязательным для всех участников НИР.

    В процессе выполнения работ исполнитель НИР по согласованию с заказчиком может уточнять и корректировать план совместных работ в пределах условий ТЗ и контракта на выполнение НИР.

    4.7 При выявлении в процессе НИР нецелесообразности продолжения работ исполнитель НИР представляет заказчику обоснованное заключение о прекращении работ. Основанием для прекращения НИР является совместное решение исполнителя НИР и заказчика либо решение руководства исполнителя НИР (при отсутствии заказчика).

    Прекращение НИР по инициативе заказчика оформляют также совместным решением исполнителя НИР и заказчика.

    5 Порядок выполнения и приемки этапов НИР и НИР в целом

    5.1 Выполнение требований ТЗ, в том числе по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости при изготовлении и испытаниях макетов и при реализации НИР осуществляют:

    На этапе выбора направлений исследований - путем проработки вопросов безопасности и экологии, формирования необходимых требований и разработки мероприятий по их выполнению;

    На этапе теоретических и экспериментальных исследований - путем уточнения и экспериментальной проверки этих требований при изготовлении и испытаниях макетов;

    На этапе обобщения и оценки результатов исследований - путем включения уточненных требований в ОНТД.

    Эффективность и достаточность разработанных требований и принятых мер по их реализации оценивают при приемке этапов НИР и НИР в целом и отражают в актах приемки и протоколах испытаний макетов.

    5.2 Разработку и реализацию требований по стандартизации и унификации создаваемых образцов продукции осуществляют в соответствии с требованиями национальной системы стандартизации и ТЗ.

    5.2.1 При разработке предложений по унификации должны быть учтены возможности использования в конструкции образца продукции заимствованных составных частей, блочно-модульного принципа конструирования, использования образца продукции и его составных частей в качестве базовых для создания их модификации, а также разработаны предложения по созданию параметрических и типоразмерных рядов составных частей, по использованию в конструкции изделия унифицированных конструктивных элементов, комплектующих изделий, материалов и сырья, по применению типовых конструктивно-технологических решений и прогрессивных технологий.

    5.2.2 Работы по метрологическому обеспечению осуществляются в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов обеспечения единства измерений.

    5.3 Требования по ограничению номенклатуры применяемых материалов и комплектующих изделий разрабатывают с целью предотвращения применения в создаваемом образце продукции устаревших, неперспективных или не соответствующих по своим техническим характеристикам требованиям к создаваемому образцу продукции материалов и комплектующих изделий.

    5.4 Макеты изготавливают, как правило, по эскизным конструкторским документам. Допускается изготовление макетов по рабочей конструкторской документации.

    Испытания макетов проводят по утвержденным программам и методикам исполнителя НИР, согласованным с заказчиком по его решению.

    Результаты испытаний макетов оформляют протоколом (актом) испытаний.

    5.5 Патентные исследования проводят на всех этапах НИР. Содержание и объем патентных исследований устанавливают в ТЗ и контракте.

    5.6 Для оказания методической помощи при выполнении работ по 5.1-5.5, для участия при выполнении НИР в рассмотрении ее результатов или ее этапов, для оценки научно-технического уровня НИР, рассмотрения ОНТД и выдачи заключений на нее, для участия в контроле и приемке НИР и ее этапов могут по контракту с исполнителем НИР привлекаться головные НИИ по виду техники или другие специализированные организации, в том числе по технологии и материаловедению.

    5.7 Приемка этапов НИР

    5.7.1 После завершения этапа НИР его результаты и разработанная ОНТД должны быть рассмотрены на научно-техническом (ученом) совете (далее - НТС) организации-исполнителя НИР или на секции НТС с участием заказчика, головного НИИ по виду техники или других заинтересованных организаций по решению исполнителя НИР и заказчика.

    Результаты рассмотрения этапа НИР оформляют протоколом.

    5.7.2 ОНТД на этапе НИР перед рассмотрением на НТС может быть направлена на рецензию. Необходимость рецензирования и организация-рецензент устанавливаются в ТЗ и контракте на выполнение НИР.

    5.7.3 Откорректированную по результатам рассмотрения на НТС (секции НТС) ОНТД утверждает руководство исполнителя НИР.

    5.7.4 Приемка этапа НИР заключается в рассмотрении и оценке результатов выполненных работ, качества предъявленной ОНТД и других материалов по этапу в соответствии с требованиями ТЗ и контракта, а также в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов, если это указано в ТЗ или контракте.

    5.7.5 К приемке этапа предъявляют: утвержденную ОНТД завершенного этапа, проект программы приемки этапа (если она разрабатывалась), протокол о рассмотрении этапа НИР на НТС (секции НТС), а также другие технические материалы, предусмотренные ТЗ и контрактом.

    Этап НИР принимает комиссия, необходимость создания которой, ее состав и сроки работы устанавливает руководство исполнителя НИР по согласованию с заказчиком.

    Результаты приемки оформляют актом приемки этапа НИР, утверждаемым руководством исполнителя НИР. Утвержденный акт является основанием для того, чтобы считать этап НИР завершенным.

    5.8 Приемка НИР в целом

    5.8.1 После приемки этапов НИР исполнитель НИР оформляет ОНТД и другие материалы по НИР в целом, которые должны быть рассмотрены на НТС (секции НТС) в соответствии с требованиями 5.7.1-5.7.3.

    5.8.2 Приемку НИР осуществляют постоянно действующей или специально создаваемой комиссией.

    Основанием для приемки НИР является приказ (распоряжение) руководства исполнителя НИР и (или) заказчика о приемке НИР.

    В приказе указывают наименование НИР, состав комиссии, цели и задачи комиссии, место и сроки проведения работ по приемке НИР.

    5.8.3 При необходимости исполнителем НИР может быть разработана программа приемки НИР, утверждаемая руководством исполнителя НИР. В программе указывают наименование работы, конкретный перечень предъявляемых к приемке технических материалов и документов, объем, содержание и последовательность работ при проведении приемки НИР.

    5.8.4 На приемку НИР исполнитель НИР предъявляет:

    Утвержденное ТЗ;

    Утвержденные акты приемки завершенных этапов НИР;

    Утвержденный научно-технический отчет по НИР и другую ОНТД по НИР, предусмотренную ТЗ и контрактом;

    Макеты, программы и методики испытаний макетов, если это предусмотрено ТЗ и контрактом;

    Другие материалы по предложениям инстанций, утвердивших ТЗ или программу приемки НИР.

    5.8.5 Приемка НИР заключается в рассмотрении и проверке результатов выполненных работ на соответствие ТЗ, анализе качества принятых технических решений, а при необходимости и в подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов.

    При приемке НИР оценивают научно-технический уровень исследований, обоснованность предлагаемых решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для создания конкурентоспособной продукции и услуг.

    5.8.6 По результатам приемки НИР комиссия оформляет акт приемки НИР, подписанный председателем и всеми членами комиссии и утверждаемый руководством исполнителя НИР или заказчиком.

    Датой окончания НИР считают дату утверждения акта приемки НИР.

    5.8.7 Результаты законченной НИР реализуют в соответствии с рекомендациями, изложенными в акте приемки НИР.

    Законченную НИР считают реализованной, если в соответствии с целями, поставленными в НИР, ее результаты использованы при разработке:

    Основных направлений или федеральных (региональных, межгосударственных) целевых программ развития техники;

    Новых (модернизации существующих) образцов продукции или их составных частей;

    Технических заданий, по которым разрабатывают новые (модернизируют существующие) образцы продукции;

    Решения о коренном изменении направлений отдельных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ;

    Технических заданий на другие НИР;

    Нормативных, технических и организационно-методических документов (стандартов, положений, методик, инструкций, руководств), используемых при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте продукции;

    Программ и методик испытаний новых (модернизированных) образцов продукции.

    5.8.8 Права владения, распоряжения и использования объектов промышленной и интеллектуальной собственности, созданных в НИР, определяются действующим законодательством и контрактом.