Русская литература «золотого века». Формирование литературы как социального института. XIX век — «золотой век» русской литературы


XIX века

XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской и зарубежной культуры.

Тонкое переплетение классицизма и социального реализма в литературе полностью отвечало общенациональным идеям того времени. Впервые в литературных произведениях начали подниматься остросоциальные проблемы: конфронтация личности человека и общества, несогласие с устаревшими принципами, потребность в изменении приоритетов.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря.

сделали настоящий переворот в литературе. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Бородино» не только пополнили фонд Русской классики, но и стали определенной стилистической подачей, которой неоднократно в будущем пользовались многие отечественные и мировые литераторы.

Герои золотого века русской литературы

Появляются литературные герои, для которых в первую очередь важна личная свобода. Ярким представителем выступает Татьяна Ларина , которая не нуждалась в праздной мишуре светских раутов, и для которой более предпочтительным было уединение и философские размышления. Так же, герой Александр Чацкий – человек, который в открытой форме выражал несогласие с общепринятым устоем жизни консервативного дворянства. Жажда переустройства общества среди просвещенных лиц поспособствовала появлению тайных обществ, в которых состояло большинство литераторов.

Центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений.

Но начался XIX век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов, . Творчеством «Золотой век» русской поэзии был завершен.

Одним из таких поэтов был. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение «На смерть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений и. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.
и обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе, и так называемый тип «маленького человека», который показан в его повести «Шинель», а также в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от XVIII века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения «Нос», -Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают, . Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают, . Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Литературный процесс конца 19 века открыл имена, . Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Представители золотого века русской литературы

Суровыми судьями аристократических кругов были и – Марлинский , в своих произведениях они презирали высшие слои общества за их тщеславие, эгоизм, лицемерие и моральную распущенность. Задушевную романтику и трепетную мечтательность внес в русскую классическую литературу . В своих стихах Жуковский старался уйти от серой обыденности, чтоб показать возвышенный мир чувств, который нас окружает. Без сомнений, одним из ярчайших представителем Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка . Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве . На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека. Стихи Лермонтова были насыщенны оппозиционными призывами и критикой императорской власти.

Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре. Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий.

Начало XIX века - это переломное время в искусстве, которое ознаменовало выход русской литературы на мировую арену. Литература начала утверждать высокие принципы свободы личности. Именно в этот период общество начало учиться читать между строк, что особенно беспокоило правительство. И несмотря на жестокие условия, в которых развивалась русская литература, она все-таки смогла занять положенное ей высокое место в фонде мирового искусства.

Первая половина XIX века – время складывания и выработки норм современного русского литературного языка, усиления интереса писателей к народным традициям и фольклору и начала издания памятников народного творчества.

Так, в 1830 годы писателем, лексикографом и этнографом В.И. Далем (1801-1872) были опубликованы сборник русских сказок, сборник «Были и небылицы», а в 60-е – «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок и прибауток. В 1863-1864 гг. были опубликованы четыре тома его основного труда – «Толкового словаря живого великорусского языка».

Первым реформатором русской словесности был Н.М. Карамзин, так же большая роль в этом принадлежит А.С. Пушкину. И хотя уже в XVIII в. можно говорить о существовании российских мастеров слова, только в XIX в. появляется профессия – писатель. Во второй половине XIX в. происходит расцвет творчества многих писателей, вошедших в историю не только русской, но и мировой литературы.

Различные литературные течения и школы способствовали дальнейшему становлению литературных жанров. Доминирующая роль в начале века принадлежала повести, а в конце века – роману. Создаются эпистолярный и мемуарный жанры. Усиливается интерес к внутренним переживаниям человека; это находит выражение человека в сентиментализме, а затем в романтизме, который как сталь складывается в начале XIX столетия.

Одним из основных жанров в конце XVIII – начале XIX вв. был романтизм. Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812 г. формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания. Пафосом вольнолюбия и борьбы, идеей гражданского служения отечеству проникнута поэзия декабристов: К.Ф. Рылеева (1795-1826), В.К. Кюхельбекера (1797-1846), А.И. Одоевского (1802-1839). Герой поэм Рылеева «Войнаровский» и «Наливайко» - гражданин-тираноборец с трагической судьбой.

Вольнолюбивыми мотивами, близкими к поэзии декабристов, была проникнута лицейская, послелицейская и «южная» лирика А.С. Пушкина (1799-1837), в которой ярко был выражен личностный пафос великого поэта.

Романтический апофеоз личности выражен и в ранней лирике Лермонтова М.Ю. (1814-1841). Небывалая интенсивность эмоций и напряженный самоанализ – характерные черты лирического героя Лермонтова.

Существовало и другое направление в русской поэзии – элегическое. Поэтами этого направления были В.А. Жуковский (1783-1852), Батюшков К.Н. (1798-1831), Н.М. Языков (1803-1846), Е.А. Баратынский (1800-1844). Творчество этих поэтов проникнуто неудовлетворенностью существующим. Не веря в возможность социальной гармони, они стремились достигнуть гармонии во внутреннем мире человека.

Промежуточным звеном между романтизмом и реализмом была поэзия А.В. Кольцова (1809-1842). Кольцов понтировал труд и быт крестьян, открыл русской лирике мир внутренних переживаний крестьянина, внес в поэзию стихию народной песенности («Не шуми ты, рожь», «Косарь»).

Поэзия Н.А. Некрасова (1821-1878) реалистична и гражданственна. Поэт показал безрадостную и тоскливую жизнь русской деревни и удивительные образы русских женщин. Его «муза мести и печали» особенно чутка к несправедливости, человеческой боли. Гражданственная публицистичность получила дальнейшее развитие в творчестве поэтов И.С. Никитина (1824-1861), А.Н. Плещеева (1828-1893).

Философская и любовная лирика Ф.И. Тютчева (1803-1873)отмечена раздвоенностью души и беспощадностью самоанализа; пронекновенная лирика, с ярко выраженным музыкальным началом психологической новеллы – в стихах А.К. Толстого (1817-1875); в стихах А.А. Фета (наст. Имя Шеншин, 1820-1892) – мимолетность и изменчивость чувств; чуткое восприятие природы и гармоничное слияние с ней; музыкальностью отличаются произведения Я.П. Полонского (1819-1899) и А.Н. Апухтина (1840-1893); тонкий психологизм свойственен стихотворениям И.Ф. Анненского (1855-1909). В пейзажной лирике А.Н. Майкова (1812-1897) – высокое созерцание обыкновенной русской природы.

С конца 30-х годов начинается становление реализма, основоположником которого по праву считается А.С. Пушкин. Пушкин – родоначальник и всей новой русской литературы. Его стихотворные («Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», стихи, эпиграммы, сказки) и прозаические («Повести Белкина», «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Пиковая Дама», «Капитанская дочка») произведения написаны изумительным по легкости, точности, изяществу и тонкой иронии языком. Масштаб и независимость его мышления, дар проникать в другие культуры и эпохи, способность ставить и обсуждать «вечные вопросы бытия» - о смерти и бессмертии, любви, свободе и нравственном долге, смирении и его противостоянии слепой судьбе – все это предопределило его центральное положение не только в русской литературе, но и в русской культуре в целом.

Возникновение «натуральной школы» и критического реализма связано с именем Н.В. Гоголя (1809-1852), для творчества которого была характерна ярко выраженная критическая направленность, особенной ярко проявившаяся в повести «Шинель» с ее темой униженности «маленького человека». Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор».

В поэме-романе «Мертвые души» осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека, создании вечных человеческих типов.

Основатель русской литературной критики В.Г. Белинский (1811-1848) проповедовал принципы реализма, демократизма, народности. Поставив во главу угла критику существующей действительности, он сформулировал принципы «натуральной школы» - реалистического направления в русской литературе.

Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это повествование об эпохе и человеческих судьбах. Реалистическая тенденция получила свое выражение и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», отмеченном социальной рефлексией и психологическим содержанием.

В романе И.А. Гончарова (1812-1891) «Обломов» судьба главного героя раскрыта не только как социальное явление («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Как существенная коллизия русской жизни «предстает конфликт между «реализмом» и «романтизмом» в романе «Обыкновенная история.».

Замечательным мастером классического реалистического романа был И.С. Тургенев (1818-1883). В романах «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин», «Дым», «Новь» Тургенев описал жизнь и идеалы нового поколения разночинной интеллигенции 50 – 70-х годов ХIХ в., конфликт «отцов» и «детей», «хождение в народ».

Вершиной критического реализма стало творчество Л. Н. Толстого (1828-1910). Длительный период русской жизни – от начала ХIХ в. до начала ХХ в. – представлен в его романах. В эпопее «Война и мир» писатель воссоздает жизнь различных слоев русского общества в войну 1812, патриотический порыв народа, пути духовного самоопределения личности. Роман «Анна Каренина» - о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти, о разрушении семейных устоев, роман «Воскресение» - непримиримая критика общественного устройства, всего жизненного уклада «образованных классов».

Мастер психологического романа Ф. М. Достоевский (1812-1881) в произведениях «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Бесы» через изображение «глубин души человеческой»раскрывал тяжелейшие личные и общественные конфликты переходной эпохи в жизни России, показал мучительные поиски истины, Бога и гармонии.

Великолепными образцами сатирического жанра являются произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Писатель создал сатирический образ российской бюрократии как порождение самодержавно-крепостнического строя («Пошехонская старина», «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши».).В «Истории одного города», пародируя официальную историографию писатель создал галерею гротескных образов градоправителей; в знаменитых «Сказках» в образах «Премудрых пескарей» - нравы нового для России класса – буржуазии. Социально-психологический роман «Господа Головлевы» - о духовной и физической деградации дворянства.

Новая стадия развития реализма нашла наиболее яркое выражение в творчестве А. П. Чехова (1860-1904), автора фельетонов, коротких юмористических и «гнетущих» рассказов, новаторских пьес. Мысль о гибели человека под бременем тусклой обыденщины явилась ведущим мотивом в его новеллах «Человек в футляре», «Палата №6».

А. П. Чехов, тонкий психолог, мастер подтекста, сочетавший юмор и лиризм, написал пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Тир сестры», «»Вишневый сад, проникнутые особой тревожной атмосферой предчувствия грядущей катастрофы. Писатель создал новую структуру драматического действия, способную включить в себя любые проявления жизни, образуемую не событиями и не борьбой действующих лиц, а развитием ключевых тем, настроений, «подводным течением», иронией и лирической символикой. Пьесы Чехова оказали значительное влияние на развитие отечественной и мировой драматургии.

С литературой неразрывно связано развитие отечественного театра. В начале века на русской сцене действовали каноны классицизма с присущей ему парадностью, риторичностью, а в репертуаре преобладали пьесы с мифологическими сюжетами. Но уже в 20-30-е годы преобладал романтизм с трагедийной тематикой. Замечательные драматические образы создали в Александрийском театре актеры В. А. Каратыгин (1802-1853), П. С. Мочалов (1800-1848).

Постепенно в драматургии стали преобладать реалистические традиции. Этому способствовала драматургия А. С. Грибоедова (комедия «Горе от ума»), А. С. Пушкина (драма «Борис Годунов»), Н. В. Гоголя (комедия «Ревизор»).

Эти и другие пьесы ставились в Московском Малом и Петербургском Александрийском театрах. Яркие образы создавали в малом театре выдающийся актер, бывший крепостной М.С. Щепкин (1788-1863), а в Александрийском театре – актер А.Е. Мартынов (1816-1860), сын крепостного крестьянина.

Во второй половине XIX в Московский Малый и Петербургский Александрийский театры по-прежнему оставались центрами театральной жизни. Центральное место в репертуаре Малого театра заняли комедии и социально-психологические драмы А.Н. Островского (1823-1886). В своих пьесах Островский вывел галерею типов – от охваченных страстью к деньгам самодуров – купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок («Свои люди – сочтемся!», «Доходное место», «Гроза» и др.). Драматург с большим сочувствием изображал ремесленников, трудовую интеллигенцию, бедных мещан, провинциальных актеров («Бесприданница», «Лес» и др.). его комедии и социально – психологические пьесы заложили основу национального репертуара российского театра.

На развитие переформенного театра огромное влияние оказали талантливые актеры: актеры Малого театра Пров Садовский, Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин, Александр Ленский, актеры Александрийского театра Мария Савина, Владимир Давыдов, Константин Варламов.

В 70-е годы стали создаваться частные театральные кружки и театры. По инициативе А.Н. Островского и Н.Г. Рубинштейна (1835-1881) из талантливой молодежи был создан Артистический кружек, в 1872 г. режиссер и драматург А.Ф. Федотов открыл в Москве «Народный театр». Позднее были созданы: «Пушкинский театр» артисткой Московского Малого театра А.А. Бренко и «Русский драматический театр» антрепренером Ф.А. Коршем.

В 1882 г. была отменена монополия «императорских» театров, что оказало положительное влияние на развитие провинциальных театров, основание частных и «народных театров».

В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немировичем-Данченко был открыт Московский художественный театр (МХТ, МХАТ). Основатели его ставили цель «… создать первый разумный, нравственный общедоступный театр…».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского университета были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Щепкин, Мочалов - актеры. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Развитие русской культуры первой половины XIX века, в конечном счете, определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

В ХIХ в. впервые больших и серьезных успехов добилась отечественная наука. Исследования российских ученых – математиков, физиков, химиков, биологов, астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной мысли. Особое значение в ХIХ столетии приобрели математика и естествознание. Школы российской научной мысли, создание в это время, подготовили базу для развития отечественной техники и технологии ХХ в.

Итак, ХIХ век – «золотой век русской культуры» - уникален и многоаспектен. Русская цивилизация ХIХ в. успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом.

Это было время нравственно-философских поисков свободы и справедливости. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой – интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа – вплоть до принятия за него мучительной смерти. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и ХIХ век оставил ее в наследство веку ХХ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство Х-начала ХХ века М., 1989.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. М. Аспект пресс. !995. –589с.

3. Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики,1999 – 533 с.

4. История народных промыслов. М., 1937 – 355 с.

5. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997 - 215 с.

6. Культура и искусство древней Руси. Сборник. М., 1969 – 105 с..

7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Н.О. Воскресенской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003 - 759 с.

8. Лучшие рефераты по культурологи/Сост. А. Коваленко. Серия «Банк Рефератов». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 - 320 с.

9. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2002 – 269 с.

10. Фофанов В.П. Социальная философия: к новой исследовательской программе // Гуманитарные науки в Сибири. - 1996. – № 1 565 с.

ВВЕДЕНИЕ

1. КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В XIX ВЕКЕ

2. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3. XIX В.: РОССИЙСКАЯ НАУКА ВЫХОДИТ НА МИРОВОЙ УРОВЕНЬ

3.1. РОССИЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

3.2. ЖИВОПИСЬ В XIX ВЕКЕ: «АКАДЕМИК» И «ПЕРЕДВИЖНИК»

3.3. АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

3.4. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. с. 7

Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики,1999 с. 268

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Н.О. Воскресенской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003 с. 508

Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат., 2002. с. 115

Лучшие рефераты по культурологи/Сост. А. Коваленко. Серия «Банк Рефератов». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 с. 93

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Н.О. Воскресенской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003 с. 509

Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство Х-начала ХХ века М., 1989. с.36

Фофанов В.П. Социальная философия: к новой исследовательской программе // Гуманитарные науки в Сибири. – 1996. – № 1. с. 348.

Гуревич П.С. Философия культуры. М. Аспект прсс. !995. с. 115

История народных промыслов. М., 1937 – с.56.

Культура и искусство древней Руси. Сборник. М., 1969 – с. 93.


Похожая информация.


XIX век породил большое количество русских талантливых прозаиков и поэтов. Их произведения стремительно ворвались в и заняли в ней подобающее положение. Влиянию их было подвержено творчество многих авторов по всему миру. Общая характеристика русской литературы 19 века стала предметом изучения отдельного раздела в литературоведении. Несомненно, предпосылками для столь стремительного культурного взлета послужили события в политической и социальной жизни.

История

Основные тенденции в искусстве и литературе формируются под влиянием исторических событий. Если в XVIII столетии общественная жизнь в России была относительно размеренной, то следующий век включил в себя множество важных перипетий, повлиявших не только на дальнейшее развитие общества и политику, но и на формировании новых течений и направлений в литературе.

Яркими историческими вехами этого периода стали война с Турцией, вторжение наполеоновской армии, казнь оппозиционеров, отмена крепостничества и многие другие события. Все они нашли отражение в искусстве и культуре. Общая характеристика русской литературы 19 века не может обойтись без упоминания о создании новых стилистических норм. Гением искусства слова был А. С. Пушкин. С его творчества и начинается это великое столетие.

Литературный язык

Главной заслугой гениального русского поэта стало создание новых поэтических форм, стилистических приемов и уникальных, ранее неиспользуемых сюжетов. Добиться этого Пушкину удалось благодаря всестороннему развитию и отличному образованию. Однажды он поставил перед собой цель добиться всех вершин в просвещении. И достиг ее к своим тридцати семи годам. Нетипичными и новыми для того времени стали пушкинские герои. Образ Татьяны Лариной сочетает в себе красоту, ум и особенности русской души. Этому литературному типу в нашей литературе аналогов ранее не было.

Отвечая на вопрос: «В чем заключается общая характеристика русской литературы 19 века?», человек, обладающий хотя бы базовыми филологическими познаниями, вспомнит такие фамилии, как Пушкин, Чехов, Достоевский. Но именно автор «Евгения Онегина» совершил переворот в русской словесности.

Романтизм

Это понятие берет начало еще у западного средневекового эпоса. Но к XIX веку оно приобрело новые оттенки. Зародившись в Германии, романтизм проник и в творчество русских авторов. В прозе этому направлению свойственно стремление к мистическим мотивами и народным преданиям. В поэзии прослеживается желание преобразовать жизнь к лучшему и воспевание народных героев. Оппозиционное и их трагический конец стали благодатной почвой для поэтического творчества.

Общая характеристика русской литературы 19 века отмечена романтическими настроениями в лирике, которые довольно часто встречались в стихотворениях Пушкина и других поэтов его плеяды.

Что касается прозы, то здесь появились новые формы повести, среди которых важное место занимает фантастический жанр. Яркие примеры романтической прозы - ранние произведения Николая Гоголя.

Сентиментализм

С развитием этого направления начинается русская литература 19 века. Общая прозы - это чувственность и упор на восприятие читателя. В русскую литературу сентиментализм проник еще в конце XVIII века. Основоположником русской традиции в этом жанре стал Карамзин. В XIX веке у него появился ряд последователей.

Сатирическая проза

Именно в это время появляются сатирические и публицистические произведения. Эта тенденция прослеживается в первую очередь в творчестве Гоголя. Начиная свой творческий путь с описания малой родины, этот автор позже перешел к общероссийским социальным темам. Сложно сегодня представить, какой бы без этого мастера сатиры была русская литература 19 века. Общая характеристика его прозы в этом жанре сводится не только к критическому взгляду на глупость и тунеядство помещиков. Писатель-сатирик "прошелся" почти по всем слоям общества.

Шедевром сатирической прозы стал роман «Господа Головлевы», посвященный теме бедного духовного мира помещиков. Впоследствии произведение Салтыкова-Щедрина, как и книги многих других писателей-сатириков, стали отправной точкой для зарождения

Реалистический роман

Во второй половине века происходит развитие реалистической прозы. Романтические идеалы оказались несостоятельными. Возникла потребность показать мир таким, каким он есть на самом деле. Проза Достоевского - неотъемлемая часть такого понятия, как русская литература 19 века. Общая характеристика кратко представляет собой перечень важных особенностей этого периода и предпосылок для возникновения тех или иных явлений. Что касается реалистической прозы Достоевского, ее можно охарактеризовать следующим образом: повести и романы этого автора стали реакцией на настроения, которые в те годы преобладали в обществе. Изображая в своих произведениях прототипов знакомых ему людей, он стремился рассмотреть и решить самые актуальные вопросы социума, в котором он вращался.

В первые десятилетия в стране прославляли Михаила Кутузова, затем романтиков-декабристов. Об этом ярко свидетельствует русская литература начала 19 века. Общая характеристика конца века вмещается в пару слов. Это переоценка ценностей. На первый план вышла не судьба всего народа, а отдельных его представителей. Отсюда и появление в прозе образа «лишнего человека».

Народная поэма

В годы, когда реалистический роман занял главенствующие позиции, поэзия отошла на второй план. Общая характеристика развития русской литературы 19 века позволяет проследить долгий путь от мечтательной поэзии к правдивому роману. В этой атмосфере создает свое гениальное произведение Некрасов. Но его сочинение едва ли можно отнести к одному из ведущих жанров упомянутого периода. Автор объединил в своей поэме несколько жанров: крестьянский, героический, революционный.

Конец века

На закате XIX века одним из самых читаемых авторов стал Чехов. Несмотря на то что в начале творческого пути критики обвиняли писателя в холодности к актуальным социальным темам, его произведения получили бесспорное общественное признание. Продолжая развивать образ «маленького человека», созданного еще Пушкиным, Чехов изучал русскую душу. Различные философские и политические идеи, которые получили развитие в конце XIX века, не смогли не повлиять на жизнь отдельных людей.

В поздней литературе XIX века преобладали революционные настроения. Среди авторов, творчество которых находилось на стыке веков, одной из самых ярких личностей стал Максим Горький.

Общая характеристика 19 века заслуживает более пристального внимания. Каждый крупный представитель этого периода создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. И главная задача их авторов заключалась в отражении реалий века, богатого на социальные и политические события.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Начало XIX века время культурного и духовного подъёма России.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтовдекабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.. . Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости... ”
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать писатель Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социальнополитическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.