Современное название города коринф. Коринф (Κόρινθος). Древний и современный. Жизнь и быт жителей Коринфа


Остров любви - Коринф

Остров Коринф - здесь сплетаются воедино мифы, предания, древняя и новая история, все сплавляется общим смыслом и венчается громким, именем.

По легенде, основателем города был, персонаж древнегреческой мифологии Коринф. Согласно жителям Коринфа, сын Зевса и Электры. Согласно Евмелу, сын Марафона. Назвал своим именем Эфирею. Эфирея Пиренская - древнее название Коринфа, где был источник Пирена. По легенде, в Коринфе жила Медея с Ясоном, который охладел к ней и собирался жениться на царевне Креузе, или Главке. Убийство Медеей Главки и двух детей от Ясона - тема трагедии Еврипида «Медея». Не оставил сына, и коринфяне передали власть Медее и Ясону.

Коринф, по выражению Фаррара, был ярмаркой тщеславия античного мира. Люди называли его Греческим мостом, его называли также Злачным местом Греции. Кто-то однажды сказал, что если человек простоит довольно долгое время на Пикадилли в Лондоне, то он может, в конце концов, увидеть каждого жителя страны. Коринф был Пикадилли Средиземноморья. В дополнение к этому там проводились также и Истмийские игры, которые уступали по своей известности лишь Олимпийским. Коринф был богатым многолюдным городом, одним из крупнейших торговых центров древнего мира.

Стоит он на Коринфском перешейке, отделяя материковую Элладу от полуострова Пелопоннес. Самые древние коринфяне, поселившиеся здесь еще в 5-3 тыс. до н. э., выбрали место с толком: выход к морю, возвышенное положение, плодородная равнина - живи без страха и в удовольствие. Так и жили.

Первый из прославивших Коринф царей, сам полубог, был накоротке с олимпийцами. Посреди города, на горе Акрокоринф, он решил построить крепость; однако, приметив с вершины, как громовержец Зевс влечет на ближайший остров нимфу Эгину, о скромности позабыл: сообщил о происшествии отцу Эгины, речному богу Асолу. Разгневанный Зевс низверг царя-ябедника в Аид, где тот обречен вечно вкатывать камень на вершину горы. Имя ему Сизиф. А на Акрокоринфе построили храм, посвященный Бие (богине насилия) и Ананке (богине неизбежности)...

Отметился на Акрокоринфе и Сизифов внук, Беллерофонт. Здесь спускался на водопой Пегас. Беллерофонт, для очередного подвига нуждавшийся в пернатом коне, поймал его и укротил.

У подножия горы находится колодец, чье происхождение также овеяно мифами. Ясон, остывший со временем к Медее, забыл, чем она для него пожертвовала и как может быть опасна. Словом, влюбился в царевну Главку, сватался и даже принял от брошенной жены подарок для счастливой невесты. Роскошное покрывало на плечах Главки стало жечь ее адским пламенем - бедная девушка бросилась в колодец. И дала ему свое имя.

История властно вторгается в миф, развести их невозможно - тем более что вымысел оказывается составляющей европейской культуры. Так, Коринф упоминается в "Илиаде", в VIII в. до н. э. появляются знаменитые коринфские триеры, коринфская керамика покупается всем Средиземноморьем.

В 582 г. до н. э. учреждаются Истмийские игры в честь Посейдона. Посмотреть на спортивные состязания, послушать музыкантов в Коринф раз в два года устремляется вся Греция. Среди зрителей оказался однажды... апостол Павел: свидетельство об этом сохранилось в его Посланиях.

История Коринфа делится на два периода. Коринф - древний город. Фукидид, древнегреческий историк, утверждает, что первые триремы, боевые греческие корабли, были построены в Коринфе. Согласно легенде, в Коринфе был построен и корабль аргонавтов Арго . Но в 235 году до Р. Х. Коринф постигла трагедия. Рим был занят завоеванием мира. Когда римляне пытались покорить Грецию, Коринф возглавлял сопротивление. Но греки не могли выстоять против дисциплинированного и хорошо организованного римского войска, и в том же году генерал Луций Мумий захватил Коринф и превратил его в груду развалин.

Но место, с таким географическим положением не могло вечно пустовать. Почти ровно через сто лет после разрушения Коринфа, в 35 году до Р. Х., Юлий Цезарь восстановил его из руин, и Коринф стал римской колонией. Более того, он стал столицей, центром римской провинции Ахаиа, в которую входила почти вся Греция.

Заселялся он всяким сбродом, положение усугублялось тем, что Коринф оказался "дважды" портовым городом: и на Эгейском, и на Ионическом морях шумели его гавани. Греки уже не признавали его своим, на улицах звучала разноязыкая речь, а мигранты привозили собственные верования. Процветали здесь культы Исиды, Кибелы, Сералиса.

Коринф получил всеобщую известность благодаря своему торговому процветанию, но он стал также и олицетворением безнравственной жизни. Само слово "коринфовать", то есть жить по-коринфски, вошло в греческий язык и означало вести пьяную и развратную жизнь. Это слово вошло и в английский язык, и во времена регенства коринфянами звали молодых людей, ведших разгульный и безрассудный образ жизни. Греческий писатель Элиан говорит, что, если когда-либо на сцене в греческой драме появлялся коринфянин, то он обязательно был пьяным. Само название Коринф было синонимом разгула. Город был источником зла, известным во всем цивилизованном мире. Над перешейком возвышался холм Акрополь, а на нем стоял большой храм богини Афродиты. При храме жила тысяча жриц богини Афродиты, жриц любви, священных проституток, которые спускались по вечерам с Акрополя и предлагали себя каждому за деньги на улицах Коринфа, пока у греков не возникла новая поговорка: "Не каждый мужчина может позволить себе поехать в Коринф". Помимо этих грубых грехов в Коринфе процветали еще более утонченные пороки, которые привезли с собой купцы и моряки со всех концов известного в то время мира. И поэтому Коринф стал не только синонимом богатства и роскоши, пьянства и невоздержанности, но и синонимом мерзости и разврата.

Коринф стоял на стороне спартанцев во время Пелопоннесской войны и в течение многих лет в классическую и эллинистическую эпоху деятельность его правителей была непосредственно связана с судьбами других греческих городов.

Когда в Коринф пришел апостол Павел, развращенность коринфян его шокировала. "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют".

И, тем не менее, именно здесь, в Коринфе, Павел основал одну из первых христианских общин. Здесь его впервые судили за проповедь нового учения и - оправдали. Именно коринфянам адресованы четыре его Послания, из которых до нас дошли только два. В этом многоликом, интернациональном городе он принял решение выйти из синагоги и проповедовать Слово Христово всем - не только иудеям; христианство стало поистине всенародным. И наконец, именно этим разнежившимся сластолюбцам он посчитал нужным объяснить, что же такое любовь. В этом рассаднике порока, в самом, казалось бы, для этого малопригодном городе во всей Греции, совершил Павел одно из своих величайших деяний, и в нем была одержана одна из величайших побед христианства.

Не считая Ефеса, Павел оставался в Коринфе дольше, чем в каком-либо другом городе. С опасностью для жизни покинул он Македонию и перебрался в Афины. Здесь многого он не достиг, и потому пошел дальше в Коринф, где и оставался в течение восемнадцати месяцев. Нам станет ясней, как мало мы знаем о его работе, когда узнаем, что все события об этих восемнадцати месяцах сведены в 17 стихов (Деян. 18,1-17).

По прибытии в Коринф Павел поселился у Акилы и Прискиллы. С большим успехом проповедовал он в синагоге. После прибытия Тимофея и Силы из Македонии Павел удвоил свои усилия, но иудеи были столь враждебны и непримиримы, что ему пришлось уйти из синагоги. Он переселился к Иусту, жившему по соседству с синагогой. Самым известным из обращенных им в веру Христову был Крисп, начальник синагоги; а среди народа проповеди Павла тоже имели большой успех.

В 52 году в Коринф прибыл новый губернатор, римлянин Галлион, известный своим обаянием и благородством. Иудеи попытались воспользоваться его неосведомленностью и добротой и привели к нему на суд Павла, обвиняя его в том, "что он учит людей чтить Бога не по закону". Но Галлион, сообразуясь с беспристрастностью римского правосудия, отказался разбирать их обвинение и не принял никаких мер. Поэтому Павел смог завершить здесь свое дело и потом отправился в Сирию.

Вполне вероятно, что коринфская переписка Павла, которой мы располагаем, является неполной и что компоновка ее нарушена. Надобно помнить, что лишь в 90 году, или около этого письма и послания Павла были впервые собраны. Кажется, они имелись в различных церковных общинах лишь на кусках папируса и, поэтому, было трудно их собирать. Когда собирали послания к Коринфянам, их, по-видимому, нашли не все, собрали не полностью и расположили их не в первоначальной последовательности.

Сталкер говорил, что послания Павла снимают покрывало неизвестности с раннехристианских общин, сообщая нам, что происходит внутри их. Лучше всего это высказывание характеризует послания к Коринфянам. Здесь мы видим, что значили для Павла слова "забота о всех церквах". Мы видим здесь и сокрушенное сердце и радости. Мы видим Павла, пастыря своей паствы, принимающего близко к сердцу ее заботы и печали.

Периандр (правитель) Коринфа. В результате проведенных им реформ была создана могущественная держава, территория которой простиралась от Ионического моря до Адриатического. Тиран Коринфа Периандр был сыном Кипсела и Кратеи. Будучи наследником богатства и власти отца, Периандр с самого начала занял исключительное положение среди властителей городов Истма. Он вступил в брак с дочерью тирана Прокла из Эпидавра, внучкой аркадского царя Аристократа Мелиссой, которая в детстве звалась Лисидикой.

Воинственный, по свидетельству Аристотеля, Периандр постоянно стремился к приумножению своих владений и на берегах западного моря, где в некоторых местах уже правили его сводные братья или их потомки. Особенно притягивала его Керкира, со своими плодородными землями и удобным расположением на пути судов в Италию и на Сицилию. Он покорил остров и передал владычество, предположительно, своему сыну Николаю. Позже, уже в конце жизни Периандра, керкирцы, пытаясь сбросить ненавистный гнет, убили Николая. Тогда Периандр вновь захватил остров и учинил за это страшную расправу над видными семействами, после чего посадил на Керкире своего племянника Псамметиха, а сам возвратился в Коринф.

Ремесла и промыслы, которые уже при Кипселе начали бурно развиваться в очень удачно расположенном Коринфе, достигли при Периандре полного расцвета. В керамическом производстве это проявляется и в удивительной обширности района горшечников, и в завершенности художественной отделки сосудов так называемого коринфского стиля, и в их распространении до отдаленных районов, прежде всего Италии и Сицилии. Тогда как заморский экспорт увеличивал торговый оборот, рос и объем портовых сборов, который прежде всего шел в пользу Бакхиадов, а затем - тиранов. При Периандре он достиг таких размеров, что сын Кипсела мог отказаться от других налогов. Неоднозначность правления Периандра, который проявил себя, с одной стороны, как эгоистичный, беззастенчиво вмешивающийся в жизнь общины...

Нерон также посетил Коринф, желая осуществить давнюю мечту Средиземноморья - прорыть канал, отделяющий Пелопоннес от материка. Он даже поковырял землю золотой мотыгой. На этом дело притормозилось до 1893 года.
Последние два тысячелетия Коринф жил привычной жизнью: его трепали землетрясения, захватывали и жгли герулы, готы Аллариха, норманны, пираты, флорентийцы, турки, крестоносцы.

Последние, усвоив древнюю аксиому ("кто владеет Акрокоринфом, тот господин всего Пелопоннеса"), ставят на горе неприступную крепость, ремонтируют и совершенствуют ее на протяжении Средних веков и - оставляют туркам.

В 1822 году, когда турок уже нет по всей Греции, маленький гарнизон по-прежнему удерживает Акрокоринф - в истории крепости не было ни одной сдачи. Наконец опечаленные турки, осознав, что в Акрокоринфе им грозит смерть разве что от старости, выходят из крепости с национальным флагом и беспрепятственно возвращаются на историческую родину.

Сегодняшний Коринф (84 км от Афин) является современным городом с 30.000 жителей, активной общественной и торговой жизнью. Имеет широкие улицы и хорошую планировку. Место, где находилась агора Коринфа, в настоящий момент представляет собой огромный археологический заповедник. Древнейший и значительный дорический храм Аполлона, один из наиболее прославленных храмов древности в центре, многочисленные галереи и бесчисленные магазины, более мелкие храмы, такие, как храмы Тихе, Асклепия и Гермеса, святилище Афины с уздечкой, театр, одеон, бани, источники, такие, как Лерна, Главка и Пирена, базилики с лепными изображениями императорской семьи, большие улицы, такие, как улица Лехео, - все это составляет бесконечный ансамбль памятников, яркое описание которых дает Павсаний в своем трактате "О Коринфе".

Примерно в середине ряда центральных магазинов находилась "трибуна", откуда римский наместник обращался к гражданам, собиравшимся на площади. В средние века на ее месте был построен небольшой храм, фундамент которого сохранился. Портом Коринфа в Коринфском заливе является Лехео, который находится совсем близко от города, где имелись эллинги и военная морская стоянка. В эпоху расцвета длинные стены соединяли порт и морскую стоянку с Коринфом, причем их остатки были обнаружены в начале 20 в.. В римскую эпоху в Лехео имелись набережные, построенные из огромных прямоугольных плит из туфа. Его местоположение имеет важное стратегическое значение.

В Сароническом заливе, недалеко от Истмии, после восстановления Коринфа был создан его второй порт, Кенхреи, со значительными укреплениями, которые также играли роль волнореза в случаях волнений на море. Значительную часть этих укреплений сегодня можно увидеть под поверхностью моря, и лишь незначительный участок виден на суше. Небольшой комплекс комнат возле южного волнолома, возможно, представлял собой складские помещения порта.

Рядом с ним имелся храм, возможно, Исиды и остатки трехпридельной базилики 4 в., под полом которой было обнаружено свыше семидесяти захоронений. Возле северного волнолома сохраняются остатки позднеримских и раннехристианских построек. В Кенхреях, где поселение имеется уже с доисторических времен, в 1 в. проживает больше жителей, чем в Лехео. Это подчеркивается в недвусмысленном упоминании "церкви Кенхрейской" (К Римлянам, 16, 1) в Послании апостола Павла к Римлянам, а также видно из представления римлянам диакониссы Фивы, которая, судя по всему, сама привезла это послание в Рим зимой 52-53 годов.

Там, где заканчивалась дорога из Кенхреи, у ворот стен Коринфа, Александр встретился с философом Диогеном, который, как известно, жил в глиняном горшке. В обоих этих портах, относительно которых доподлинно известно, что здесь ступала нога апостола наций, будут проведены специальные работы с целью их реставрации и облегчения доступа паломников.

В Деяниях святых Апостолов упоминается, что апостол Павел направил в Македонию своих помощников Тимофея и Ераста, в то время как сам он находился в Ефесе. Между прочим, в Послании к Римлянам Павел упоминает об Ерасте следующим образом: "приветствует вас Ераст, городской казнохранитель". Похоже, что Ераст, который входит в число семидесяти апостолов, в момент написания Послания к Римлянам оставался в Коринфе. Возле коринфского театра была обнаружена надпись, в которой упоминается имя "Ераст". Надпись выглядит следующим образом: ERASTVS PRO AEDILITATE S P STRAVIT и свидетельствует о том, что улица была выложена плиткой благодаря его заботам. Мостовая датируется серединой 1 века, однако надпись на плите была высечена позже. Считается, что Ераст, который фигурирует в надписи, - это одно и то же лицо с городским казнохранителем эпохи Павла, поэтому эту археологическую находку хотят установить таким образом, чтобы она была доступной и посетители могли читать эту надпись. Будет также очищен и оформлен спуск, который ведет от сегодняшней улицы к римской дороге, обнаруженной во время раскопок - она будет раскрыта во всю сохранившуюся длину.

В районе Коринфского перешейка были обнаружены участки Диолка, особой, выложенной плиткой "дороги", по которой тащили волоком корабли из Кенхрей в Лехео. Ее сооружение датируется началом 6 в. до н.э., эпохой Периандра, и она была построена с целью, в случае необходимости, быстрой переправы, главным образом военных кораблей. Многие, в том числе и Нерон, пытались проложить морской путь, но безуспешно. В итоге канал был прорыт в конце 19 в., и его открытие состоялось 28 октября 1893 года при премьер-министре Харилаосе Трикуписе.

Одним из христианских памятников, которые свидетельствуют о величии христианства в Коринфе, является огромная раннехристианская базилика Лехео, остатки которой находятся совсем рядом с морем и которая посвящена Святому Леониду. Раскопки здесь проводил профессор Д.Паллас, в результате чего была обнаружена трехпридельная базилика с пятискатным поперечным приделом и двумя атриями. Общая длина этого памятника от ниши алтаря до конца внешнего атрия составляет 179м!

Кафедральный храм посвящен апостолу Павлу - святому - покровителю города и был построен после землетрясения 1928 года. Церковный музей был основан в 1973 году и его коллекция включает в себя значительные церковные экспонаты (рукописи, архиерейские облачения, переносные иконы, фотографии, евангелия и т.д.). Каждый год в летние месяцы проводятся мероприятия, посвященные святому - покровителю города, в частности, выступления танцевальных ансамблей и хоровые концерты.

Акрокоринф - это наиболее крупная и старейшая крепость Пелопоннеса. Находится на вершине скалистой горы на высоте 575 метров над уровнем моря и на расстоянии 3,5 км от античного Коринфа. Его внушительные стены были построены в период Средневековья на остатках более старых дохристианских укреплений, с некоторыми позднейшими пристройками в период турецкого владычества. В крепости имеются развалины храма Афродиты, других дохристианских зданий, остатки христианских храмов, а также построек периода османского владычества. Акрокоринф неразрывно связан с именем князя Навплиона Леона Сгуроса, который в 1210 году покончил с собой, спрыгнув с городских стен вместе с лошадью, чтобы не сдаваться франкам.

Коринф, вечное поле битвы меж любовью и силой, наконец решительно отринул последнюю, Апостол Павел не ошибся в своих адресатах.

СИЗИФОВ ТРУД

Город на месте современного Нового Коринфа возникал, достигал расцвета и был полностью разрушен несколько раз. Это один из древнейших городов Эллады с длинной, хоть и прерывистой, историей.

Старый Коринф, от которого остались только руины в 5 км от Нового Коринфа, в Античности был одной из крупнейших столиц мира. Тут было два порта на берегах Коринфского и Саронического заливов; в гаванях - доки для размещения большого флота. Археологические раскопки извлекли на свет остатки архаичного храма, форума, рынка, фонтана Пирены, общественных бань, торговых рядов вдоль мощеной дороги с крытыми тротуарами, руины базилики, фрагменты мозаики и статуй.

Первое крупное поселение под холмом возникло еще в неолите, не менее 6 тыс. лет назад. Осели тут представители неиндоевропейских народов, прибывшие морем с западной части Малой Азии. Они были отличными гончарами и каменотесами. Вторая волна переселенцев, тоже с востока, принесла с собой искусство обработки металлов. Город процветал, но был разрушен и на шесть веков покинут жителями в конце III тыс. до н. э., когда с севера на Пелопоннес хлынули полудикие племена.

Считается, что название Коринф имеет древнее неиндоевропейское происхождение. Если так, то старое имя вернулось после периода именования Эфирой (явно греческий топоним) вместе с местной легендой об основании города неким древнегреческим героем Коринфом, предположительно сыном Зевса. По другой легенде, город был основан не Коринфом, а Сизифом (судя по описанию Гомера, крайне ненадежный, корыстолюбивый, хитрый и порочный человек, постоянно нарушавший кодекс гостеприимства...). Впрочем, в мифах о первых царях Коринфа разночтений масса: в одном варианте Сизиф назван прямым преемником Коринфа, отомстившим местным жителям за его убийство; в другом после смерти Коринфа горожане передали власть Ясону и Медее, а после них трон получил Сизиф; в третьем царь Креонт, принимавший Ясона и Медею, назван «потомком Сизифа». Еще в одном мифе говорится, что однажды Посейдон и Ге-лиос поспорили из-за Коринфа, и было решено, что Коринфский перешеек принадлежит Посейдону, а Акроко-ринф — Гелиосу. Сравнение нескольких хроник позволяет отнести основание Акрокоринфа (защищенного тройной крепостной стеной «верхнего города» на холме, с храмом Афродиты и источником Верхняя Пирене) к 1514 г. до н. э.

Главным центром Пелопоннеса в XVI—XI вв. до н. э. были Микены, и Коринф был одним из микенских царств. После вторжения дорийцев и «катастрофы бронзового века» Коринф уже считается дорийским государством; дориец Апет основал в Коринфе новую династию. В начале классического периода Коринф одно время доминировал на полуострове. Коринфяне богатели не только за счет ремесел (производство бронзовых изделий, тканей, чернофигурной керамики и черепицы) и торговли: местные жители контролировали узкий Коринфский перешеек и брали пошлину за проезд по дорогам и за волок кораблей. Город был центром торговли и развлечений, мотовство (и аморальность) его жителей вошло в пословицу: «Не всякому дано побывать в Коринфе» в значении «Дорогое не всем доступно». Истмийские игры в Коринфе были вторыми по значимости после Олимпийских.

Часть жителей мигрировала на север (например, Керкира, совр. Корфу) и на юг (Сиракузы на Сицилии). Отношения между материнским городом и колониями не были безоблачными: так, сепаратистские настроения Керкиры обострились к VII в. до н. э. настолько, что привели к первому в истории морскому бою (ок. 664 г. до н. э.).

В 602 г. до н. э. тиран Коринфа Пе-риандр захотел прорыть канал и отправился за благословением к оракулу, но пифия запретила ему копать перешеек. И инженеры отсоветовали, опасаясь затопления земель из-за разницы уровней воды в заливах. Взамен этого старый волок Диолок был вымощен каменными глыбами и оснащен подобием рельсов, по которым повозки перевозили корабли. Пери-андр правил 40 лет, успев сделать много полезного для Коринфа, который при нем достиг расцвета; однако человек он был вспыльчивый, мстительный и жестокий. Его более слабый преемник продержался у власти три года и был убит; после этого в Коринфе начался период упадка, и он уступил свои позиции Афинам и Спарте.

РИМСКАЯ ЭРА

В качестве наказания за восстание в 146 г. до н. э. Рим стер с лица земли Коринф, который был последним крупным торговым конкурентом римлян в Средиземноморье (совсем незадолго до этого римляне уничтожили до основания Карфаген). Спустя век на его месте была построена столица римской провинции Ахайя с названием Коринф, Юлиева слава.

Пережив вместе с многими другими полисами Древней Греции период политического и экономического кризиса, Коринф попал в зависимость от . По воле Филиппа II Македонского (отца Александра Великого) возник Коринфский союз греческих городов-полисов, объединенных зимой 338/337 г. до н. э. для войны с Персией. Позже в 243 г. Коринф вступил в возрожденный Ахейский союз, объединивший север Пелопоннеса, чтобы изгнать тиранов и македонские гарнизоны; но в результате неудачной Клеоменовой войны со Спартой (229-222 г. до н. э.) Ахейский союз распался, а Коринф в 223 г. до н. э. вновь признал гегемонию македонского царя (Антигона III Досона). Потом были еще Союзническая война (220-217 гг. до н. э.) и 1-я Македонская война (215—204 гг. до н. э.), и тут в игру вступил Рим (до этого он был занят своими проблемами, воюя с карфагенской армией Ганнибала). Рим снискал симпатию ахейской олигархии, убедив в том, что освободит эллинов от македонской зависимости. Во 2-й Македонской войне (199-197 гг. до н. э.) Рим победил и заставил македонского царя Филиппа V отказаться от всех греческих владений. На Ист-мийских играх римский полководец Тит Квинций Фламинин торжественно объявил о «свободе эллинов» и поставил Коринф во главе нового Ахейского союза. Однако в 3-й Македонской войне ахейцы не поддержали римлян: придерживаясь нейтралитета, они надеялись, что Рим и Македония ослабят друг друга и Греция наконец сможет вести более независимую политику. Когда Македония была повержена и превращена в римскую провинцию, симпатии ахейцев были на стороне македонцев. Как говорится, из двух зол выбирают меньшее. Но было уже поздно: Ахейский союз стал не нужен Риму и был обречен. В 147 г. римский посол огласил декрет Сената об «освобождении городов», то есть об исключении из Ахейского союза «неродственных ахейцам» городов — Спарты, Аргоса, Орхомена и даже Коринфа! Повсюду начались антиримские волнения, почти революция. Коринфяне были возмущены, начались погромы, римское посольство спешно покинуло город.

Генеральное сражение между ахейскими и римскими войсками произошло при Левкопетре на Истме близ Коринфа в 146 году до н. э. Союз Ахейский был разгромлен. Римский полководец Луций Муммий приказал перебить всех коринфских мужчин, а детей и женщин продали в рабство. На память о том городе осталась только крепость Акрокоринф и несколько колонн храма Аполлона.

Жизнь Коринфа, Юлиевой славы (таким стало официальное название) возродилась спустя век по приказу Юлия Цезаря. В 44 году до н. э. город был отстроен заново в качестве столицы римской провинции Ахайи (южная Греция). Это был полностью романизированный город, населенный италийцами, греками и евреями (в 51 г. н. э. в коринфской синагоге полтора года проповедовал апостол Павел, оставивший после себя большую христианскую общину; это было самое начало его миссионерской деятельности). В римский период Коринф вновь затмил Афины и вообще все города Эллады. В отличие от древнегреческих построек, древнеримский Коринф неплохо сохранился. Сохранилась даже древняя трибуна в центре агоры, с которой проповедовал когда-то Апостол Павел. Все самые интересные находки собраны в археологическом музее Коринфа.

В начале нашей эры Коринф несколько раз пострадал от землетрясений и нашествий варваров (герулы в 267 г., готы Апариха в 395 г.). Наступил период упадка с коротким возрождением при византийском императоре Юстиниане, который восстановил часть зданий и выстроил 10-км стену Экзамилион через весь перешеек для защиты от вторжений с севера. В Средние века крепость Акрокоринф переходила из рук в руки: ею поочередно владели византийцы, норманны, франки, венецианцы и турки. Храм Афродиты был превращен сначала в христианскую церковь, потом в мечеть. В 1858 г. Старый Коринф был разрушен сильным землетрясением. Его не стали восстанавливать, а построили Новый Коринф немного в стороне.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Природные:

  • Скала Акро-коринф,
  • Фонтан Пирены на Акрокоринфе.

Античные:

  • Семь колонн архаического храма, высеченные в скале цистерны фонтана Главки, руины римского периода — все, что оставалось на виду до начала раскопок.
  • Остатки стен античного города, соединявшиеся со стенами, общей длиной около 16 км.
  • Две городские гавани — Кенхреи на Сароническом заливе и Лехей на берегу Коринфского залива
  • Остатки мощеной Ле-хейской дороги с крытыми тротуарами.
  • Портик пленников с колоссальными фигурами пленных варваров (2 в. до н. э.)
  • Трибуна на северной агоре (с нее проповедовал апостол Павел).
  • Остатки Юлиевой базилики со статуями.
  • 165-метровая Южная и северо-западная стой (длинная галерея-портик с двойным рядом ионических колонн) с лавками и колодцами.
  • Форум (площадь с лавками и административными зданиями, в т. ч. зданием Сената).
  • Храмы римской эпохи; руины крытого театра Одеона; общественные бани.

Современные:

  • Коринфский канал.
  • Архитектурный музей Коринфа с интересными находками археологических раскопок.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Древнегреческий географ II в. н. э. Павсаний в книге «Описание Эллады» приводит коринфский миф о споре между Посейдоном, морем, и Гелиосом, солнцем. Судьей в этом деле стал Бриарей, один из Гекатонхейров, решивший, что Коринфский перешеек принадлежит Посейдону, а Акрокоринф — Гелиосу. Из той же книги: «Говорят, что источник позади храма был даром Азопа Сизифу. По легенде, последний знал, что дочь Азопа Эгину похитил Зевс, но отказывался давать какие-либо сведения до тех пор, пока не получит для себя источник в Акрокоринфе».

Согласно древнегреческой легенде, популяризованной Еврипидом, Ясон пожелал жениться на Главке, дочери коринфского царя, и бросил Медею. Та отомстила всем обидчикам и скрылась на посланной ее дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряженной драконами. Современники драматурга утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как утверждалось в более ранних вариантах легенды, за огромную взятку. Таким образом коринфяне постарались очистить доброе имя города.

При коринфском храме богини любви Афродиты служило более тысячи жриц. Служили они своеобразно, своим телом, по сути мало отличаясь от проституток.

В Коринфе Александр Македонский встретил философа-киника Диогена. По легенде, царь предложил Диогену просить у него, чего захочет, а философ ответил «Не заслоняй мне солнце».

Коринфский ордер, один из трех греческих архитектурных ордеров, представляет собой насыщенный декором (стилизованными листьями аканта) ионический ордер. Витрувий сообщает, что коринфский ордер был изобретен скульптором Каллимахом из Коринфа во 2-й половине V века до н. э. Прообразом нового ордера стала увиденная скульптором на кладбище, на могиле недавно умершей девушки, овитая акантом корзинка с ее вещами. Поэтому коринфский ордер еще называют девичьим (в отличие от мужского дорического и женского ионического).

Попытки прорыть Коринфский канал велись с древних времен. После коринфского тирана Периандра (307 г. до н. э.) планами постройки канала озаботились сначала Юлий Цезарь, затем Калигула, а Нерон даже приступил к грандиозным работам, согнав на постройку канала 6000 рабов. Но из-за восстания в Риме ему пришлось все бросить, а его преемник прикрыл дорогостоящий проект.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местоположение: древнегреческий полис и современный город(в 5 км от античного) на Истмийском (Коринфском) перешейке, соединяющем п-ов Пелопоннес с материковой Грецией.
Административная принадлежность: столица префектуры (нома) Коринфия, Греция.
Древнее название: Эфира.
Дата основания: первое поселение появилось в неолите; древнегреческий полис основан предположительно в 1514 г. до н. э.
Разрушен римлянами в 146 г. до н. э.
Римский Коринф, Юлиева слава — основан в 44 г. до н. э. Разрушен землетрясением в 1858 г.
Археологические раскопки ведутся с 1929 г.
Язык: греческий.
Религия:православие.
Этнический состав: греки.
Денежная единица: евро.

ЦИФРЫ

Старый Коринф
Население: до 500 тыс. мел. в римскую эпоху.
Длина стен античного города: ок. 16 км.
Новый Коринф
Площадь: 102,2 км 2 .
Население: 58 280 чел. (2011 г.)
Плотность населения: 570,3 чел/км 2 .
Удаленность от Афин: 78 км. Коринфский канал (построен в 1881-1893 гг.): длина 6346 м, ширина на уровне моря — 24,6 м, глубина 8 м, высота склонов до 79 м.

КЛИМАТ

Средиземноморский, мягкая влажная зима и жаркое сухое лето.
Средняя температура января: +10"С.
Средняя температура июля: +28"С.
Среднегодовое количество осадков: 400 мм.

Почтовый индекс Автомобильный код Официальный сайт

(греч.)

Современный Коринф восстановлен после землетрясения 1858 года в трёх километрах к северо-востоку от разрушенного города; к северо-востоку от современного города проложен Коринфский канал (построен 1881-93; длина - 6,3 км, ширина - 22 м, глубина - 8 м), выходящий в залив Сароникос близ города Истмии.

История

Доисторическая эпоха

Периандра иногда относят к семи мудрецам . В его правление были отчеканены первые коринфские монеты, впервые была предпринята попытка создать канал через Истмийский перешеек, который позволил бы кораблям попадать напрямую из Коринфского в Саронический залив. Проект так и не был претворён в жизнь в связи с трудностями его технического осуществления, однако вместо канала был создан Диолк - волок через Коринфский перешеек. Золотым веком Коринфа была эпоха Кипселидов, закончившаяся с правлением племянника Периандра Псамметиха, названного в честь египетского фараона эллинофила Псамметиха I. Псамметих был убит в ходе заговора, на третьем году своего правления, и в Коринфе установился олигархический строй.

В этот период сложился коринфский ордер , третий ордер классической древнегреческой архитектуры после ионического и дорийского . Конструкция его капители была самой сложной и пышной из трёх, отражая богатство и расточительный образ жизни граждан полиса, в отличие от строгости и простоты дорийского ордера, соответствующей правилу жизни спартанцев (коринфяне как и спартанцы были дорянами), между тем как ионический ордер выражал равновесие между первыми двумя ордерами, воплощая идею меры у ионийцев .

Тогда же появилась поговорка: «οὐ παντὸς πλεῖν ἐς Κόρινθον » (ou pantos plein es Korinthon ), что буквально переводится как «Не всякому плавать в Коринф» - жизнь в городе была очень дорогой. Город был знаменит храмом проституток, посвящённом богине любви Афродите ; они обслуживали богатых торговцев и влиятельных государственных лиц в городе или путешествуя с ними за его пределы. Наиболее известная из них, Лаиса, имела славу одарённой выдающимися способностями в своём деле и взимающей наибольшую плату за свои услуги.

Городу принадлежали два порта , один на берегу Коринфского, другой - Саронического залива, открытые для торговых путей, соответственно, западного и восточного Средиземноморья . Через Лехайон, находившейся на берегу Коринфского залива, осуществлялась связь с западными колониями (ἀποικία - выселение) и Великой Грецией , а в Кенхреи приходили корабли из Афин, Ионии , Кипра , и областей Леванта . В обоих гаванях имелись доки для содержания большого флота города-государства.

Римское время


Военачальник Римской республики Луций Муммий Ахейский уничтожил город после осады в 146 году до н. э. ; войдя в Коринф, Муммий предал мечу мужчин, а женщин и детей продал в рабство и поджёг город. За победу над Ахейским союзом он и получил когномен Ахейский. Археологические свидетельства говорят о том, что и после опустошения здесь существовало небольшое поселение, до тех пор, пока в 44 году до н. э. , незадолго до своей смерти, Юлий Цезарь не воссоздал город под именем Colonia laus Iulia Corinthiensis . Аппиан пишет о том, что новыми поселенцами были римские вольноотпущенники. Позже Коринф был местопребыванием правительства провинции Ахея (по Деяниям Апостолов ). Город отличался богатством, а население - порочными нравами и любовью к роскоши. Население было смешанным и состояло из римлян , греков и иудеев .

Павел также был автором двух посланий к христианской общине Коринфа; в первом послании отмечается сложность существования христианского сообщества в этом многонациональном городе.

Византийское время

Коринф был разрушен землетрясениями и 551 годов . Аларих I во время вторжения в Грецию - разграбил город, а многих жителей продал в рабство. При Юстиниане I от Саронического к Коринфскому заливу протянулась каменная стена, защищающая город и весь Пелопоннес от вторжений с севера. Длина сооружения, названного Экзамилионом, была равна примерно десяти километрам. В то время в Коринфе находилась администрация фемы Эллада, примерно совпадавшей по территории с современной Грецией. В XII веке , при династии Комнинов город разбогател на торговле шёлком со странами западной Европы, богатство города привлекло сюда Рожера Сицилийского , разорившего Коринф в 1147 году .

Ахейское княжество

После слома сопротивления Коринф вошёл в состав Ахейского княжества, которым правили Виллардуэны из своей столицы Андравиды, расположенной в области Элида . Коринф был ближайшим из значимых городов к границе с другим государством крестоносцев, Афинским княжеством.

В Османской империи

Современный Коринф


В 1858 году старый город, расположенный на месте древнего Коринфа полностью разрушило землетрясение, теперь он известен как Αρχαία Κόρινθος - Древний Коринф. Новый город был основан в трёх километрах к северо-востоку, на побережье Коринфского залива.

Коринф второй по населённости город в периферии Пелопоннес после Каламаты, население которой - 53 659 человек (). По переписи 1991 года в городе проживало 28 071 человек, по переписи 2001 - 30 434 человек, то есть за десять лет прирост составил 8,4 %. В период с по 1991 годы прирост населения здесь был одним из самых высоких в стране.

Население муниципального округа Коринфа в 2001 году составляло 36 991 жителей. В округе находятся поселения: Древний Коринф, расположенный в трёх километрах от центра нового города, у подножья скалы Акрокоринф, на месте античного и средневекового Коринфа, с населением 1 770 человек, Экзамилия - 1 567 человек, Ксилокериза - 777 человек и Соломос - 686 человек.

Благодаря своему положению на перешейке, соединяющему Пелопоннес и остальную Грецию, Коринф - узловой транспортный центр. Коринфский канал , пересекая Истмийский перешеек, обеспечивает водное транспортное сообщение между западным Средиземноморьем и Эгейским морем . С севера к городу примыкает порт , обеспечивающий потребности местной промышленности и сельского хозяйства , в основном экспортирует товары.

Коринф является и крупным промышленным центром. Нефтеперерабатывающий комплекс, считающийся одним из крупнейших в восточном Средиземноморье, расположен в 12 километрах к северо-востоку от города. Среди продукции предприятий - медные кабели, продукция нефтеперерабатывающей промышленности, медицинское оборудование, мрамор , гипс , керамическая плитка, соль , минеральные воды и напитки, мясная продукция и камедь . К настоящему времени начался процесс деиндустриализации, своё производство свернули предприятия бумажного комплекса, текстильная фабрика и завод по упаковке мясных продуктов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Коринф"

Примечания

Литература

Ссылки

Самостоятельное путешествие на Пелопоннес позволило мне добраться от Афин до Коринфа, увидеть пляжи и достопримечательности Коринфа, узнать про круизы по Коринфскому каналу, выяснить где можно поесть в Коринфе; хотите знать больше - читайте рассказ о путешествии по античным городам

Когда читаешь книги по истории Древней Греции, походы гоплитов кажутся делом нетривиальным: вот взялись за оружие афиняне и пошли войною на Коринф. Выпали им по пути тяжкие испытания, многие отстали, иные и вовсе захворали… Когда читаешь про поход, то сопереживаешь воинам, а вот когда сам решил добраться из Афин до Коринфа, то начинаешь изумляться: оба города разделяют километров восемьдесят, там ехать-то на автобусе около часа, так чего ж древние греки так долго шли?.. И что они между собой не поделили?!

Конечно, так рассуждают современные люди, привыкшие к переездами и перелётам, когда за несколько часов перескакиваешь с одного континента на другой. В античные времена человек ощущали мир по-другому, и мелкие дрязги, которыми могут показаться войны между полисами Эллады, на самом деле считались событиями мирового масштаба. Сейчас и Коринф кажется мирным, тихим захолустьем, а в своё время он принимал в греческих войнах самое живейшее участие.

Коринф, находившийся в стратегически важном месте на стыке Аттики и Пелопоннеса, много веков вёл удачную торговлю и периодически становился самым богатым и процветающим из греческих полисов. Коринфские купцы сновали по всему Средиземноморью, ими даже была в Египте основана процветающая колония Навкратис. Увы, географическое положение обеспечивало городу не только процветание, но и проблемы – каждый раз когда Спарта и Афины, два важных центра притяжения в греческом мире, выясняли отношения, Коринф оказывался на перепутье. Афинянам совершенно не нужен был под боком независимый порт-конкурент, а суровые спартанцы неодобрительно смотрели на процветание соседей, устроивших, в частности, храм с проститутками. Иногда коринфяне блокировались с одной стороной, иногда поддерживали другую, и систематически получали тумаки. История Коринфской войны вполне сойдёт за детектив с неожиданными поворотами сюжета. Закончились распри приходом Филиппа Македонского, подчинившего себя всю Грецию.

Когда власть македонян ослабла и начались войны диадохов, деливших державу Александра Македонского, греки было встрепенулись, возмечтав о былой независимости. Коринфяне за эти мечты поплатились особенно жестоко после прихода римлян, разгромивших Ахейский союз и уничтоживших город подчистую - мужское население вырезали, всех остальных продали в рабство.

Хотя Коринф стал потихоньку восстанавливаться, былого величия ему так и не удалось достичь, а после того нескольких ужасающих землетрясений, местные жители посчитали, что боги перестали им благоволить. Окончательно место, где стоял богатый город, люди покинули в 1858 году, когда был основан новый Коринф, устроенный на современный лад. Вот туда я и направился после отдыха на курорте Лутраки .

Все, кто рассчитывает добраться до Коринфа из Афин, должны помнить, что междугородные автобусы непосредственно в город не заезжают, и невзирая на то, транзитом ли они идут, или в Коринфе у них конечная остановка, всё равно они высаживают пассажиров на автовокзале, от которого до центра ещё примерно 7 километров. Что ж, нет худа без добра, и высадка в таком удалённом месте позволяет свести знакомство с Коринфским каналом, расположенным под боком.

О прокладке такой артерии, соединяющей Ионическое и Эгейское моря мечтали многие, начиная с античных времён. Планы прорыть канал через Коринфский перешеек вынашивали, в частности, Александр Македонский и Юлий Цезарь, не говоря уже про фигуры рангом помельче. Полоска земли, разделяющая два моря, не шире шести километров, если же идти по воде вокруг Пелопоннесского полуострова, то придётся преодолеть километров так четыреста. Попытки выкопать канал предпринимались не раз, а успех пришёл к строителям только в последней четверти XIX века. При взгляде на канал с одном из подвешенных над ним мостов становится ясна причина неудач: гигантский объём работ потребовал углубиться на 76 метров, и при ширине канала в 20 метров это означало 12 миллионов кубометров перелопаченной породы, причём породы твёрдой. Лишь когда в ход пошла современная для того века техника, человек восторжествовал над природой.

Круизы по Коринфскому каналу пользуются немалой популярностью, хотя, если честно, смотреть во время поездки ну просто нечего, две каменные стены над головой, и всё. Есть в зоне канала другое популярное развлечение, бенджиджампинг, по-простому, тарзанка. Желающие испытать прилив адреналина могут сигануть вниз головой и постараться коснуться воды в семидесяти метрах ниже исходной точки отправления. Контора, устраивающая экстремальные прыжки, называется «Zulu Bungy », у неё есть свой сайт в Интернете, так что несложно узнать, сколько нынче стоит прыгнуть в Коринфский канал, и когда это можно сделать. Вроде бы в последнее время цены достигли отметки 60 евро… Замечу, что аттракцион закрыт с ноября по февраль и не работает в понедельник и вторник, а иногда и по средам тоже. Не любят греки себя утруждать, чего уж там…

Возвращаясь на автовокзал Коринфа, стоит отметить, что здание это совсем не приспособлено для нужд пассажиров, его большую часть занимает кафе, а все прочие посетители должны ютиться снаружи, ибо оставшегося пространства хватает только на кассы и нескольких стоящих в очереди. Лично я предпочёл ждать рейс на Аргос по соседству с автовокзалом, отыскав приступочку сбоку, куда падал солнечный свет.

Желающим последовать моему примеру укажу, что никаких табло, сигнализирующих о прибытии того или иного рейса нет, поэтому надо постоянно следить за конъюнктурой. Опоздания скорее правило, чем исключение, и если хочется, допустим, добраться от Коринфа до Афин или ещё куда вовремя, лучше караулить автобусы у входа на станцию, оно надёжнее будет.

Некоторое развлечение для ожидающих есть на противоположной от вокзала стороне дороги на Коринф – там устроены торговые ряды, где можно недорого купить сувениры из Греции. Во всяком случае, я разжился красивыми открытками с видами канала как раз в магазине с немудрящим названием «Canal souvenirs». Ещё припоминаю большую коллекцию фотоальбомом про Элладу и разнообразные путеводители по Греции, в том числе на русском языке.

Как я уже говорил, автовокзал Коринфа и сам Коринф разделяет приличное расстояние, которое лучше преодолеть местным автобусом; проезд стоил 1.60 евро, сейчас, наверное, цены подросли. Непосредственно по городу перемещаться можно и пешком, а вот если вас интересует, как добраться до античной части Коринфа, тогда нужен автобус с табличкой «Arxaia». Его реально изловить прямо на улице, и всё-таки надёжнее будет сперва приехать на автовокзал пригородного сообщения и там сделать пересадку. Нужный терминал находится на улице Dimokratias, это рядом с портом яхт, ориентиром может стать ветка железной дороги. Она, кстати, давно заброшена и заросла бурьяном, равно как и железнодорожный вокзал. Автобусный терминал тоже не блещет новизной, ладно хоть бурьяна внутри нет…

Автостанция ещё хороша тем, что возле неё вывешено расписание пригородных рейсов, в том числе те, которыми можно добраться до археологической зоны Коринфа. Поэтому я и рекомендую добраться сюда, не ограничиваясь ожиданием на центральной площади города: там, конечно, делают остановку все местные автобусы, и есть автоматический киоск, торгующий билетами, но на кольце садиться всё-таки надёжнее, да и совет в кассе получить можно. Да, оплату проезда при необходимости принимает водитель, вот только мне показалось, что греки не слишком расположены отрываться от баранки ради продажи билетов, так что обилеченные пассажиры нравятся им куда больше.

Интересным способом увидеть важнейшие достопримечательности Коринфа, и в том числе зону раскопок, служит аренда велосипедов. Насколько я понял, система проката введена в действие сравнительно недавно, на тот момент её ещё не успели отладить как следует. Взять велосипеды напрокат можно было только на главной площади Коринфа, другие станции мне во время прогулок на глаза не попались. Не уверен, что инициатива местных властей имеет будущее, по крайней мере в таком виде: обзавестись двухколёсным конём на сутки стоило 7 евро, цена эта довольно высока для Греции. Опять же, кататься по городу особого смысла нет, концы везде небольшие. Конечно, на велосипеде можно добраться до Коринфского канала, а также до руин старого Коринфа, однако поездка на автобусе в обоих случаях станет дешевле, да и крутить педали на жаре то ещё удовольствие. Так что будущее системы проката представляется мне туманным…

Осмотр местности я начал с главной площади, носящей имя Plateia Kentriki. Это место приятное, ухоженное, хотя и многолюдное. Фактически, тут мы имеем парадный фасад города, на площади стоит местная мэрия и другие административные постройки, солидные, украшенные мрамором и колоннами. Сбоку стоит памятник архиепископу Дамаскину, известной в истории Греции фигуре. Центр пространства занят небольшим сквером, где любят отдыхать горожане, и где установлены столики нескольких кафе. Особенно живописно площадь выглядит вечером, когда включаются огни подсветки и округа преображается…

Достопримечательности Коринфа большой ценности не представляют, по крайней мере если поставить с ними в один ряд местный Археологический музей, находящийся в зоне раскопок. Так что если хочется культурных сокровищ, над ехать за города, а Народный музей Коринфа нацелен на знакомство гостя Греции с её этнографией. В его стенах собраны сотни народные костюмы, аксессуары и украшения, всякого рода бытовое добро. Учитывая, что коллекцию одежды собирали по всей Элладе, определённо надо в музей заглянуть, ведь вход обойдётся всего в 2 евро, и внутри разрешается фотографировать бесплатно.

Музей находится на стыке популярной торговой улицы Ermou и городской набережной, так что в те края всё равно придётся идти. Морской берег Коринфа смотрится по большей части очень неплохо, особенно в районе Agiou Nikolaou. Там набережная обустроена как следует, есть клумбы, скамейки, от кромки воды открывается неплохой вид на Коринфский залив, живописности пейзажам добавляют мачты яхт из близлежащей марины.

Предприниматели тесно связанного с морем Коринфа никак не могли обойти внимание столь прибыльный источник заработков как водные экскурсии. От причалов города кораблики уходят в круиз по Коринфскому каналу, есть также поездки по Ионическому морю, одно- и двухчасовые. Периодически устраиваются также длительные вояжи вдоль побережья Пелопоннеса с прибытием в знаменитый Эпидавр с его всемирно известным театром. Словом, запасайтесь деньгами и выясняйте подробности про круизы из Коринфа на городской набережной.

Если коринфский морской фасад выглядит симпатичнее, нежели лутракский, то пляжи Коринфа проигрывают соседям подчистую. Оно хорошо, что в этих краях местами встречается песок, а не сплошь галька, как в Лутраки, зато курортную полосу убирают, тогда как пляж Коринфа основательно замусорен. Роднит оба города то, что зонтики и шезлонги платные, правда Лутраки предоставляют куда больший выбор вариантов. Лично я хорошо провёл время на городской набережной, рассевшись под ветерком с моря на скамейке и наслаждаясь зимним солнышком, а вот пляжи Коринфа приятного впечатления у меня не оставили…

Что ещё сказать про красивые места и достопримечательности Коринфа… Можно наведаться на улицу Apostolou Pavlou, где стоит интересный для туристов объект, собор святого Павла. Он выглядит очень неплохо, даром что построен только в 1928 году, то есть по здешним меркам явный новодел. Внушительного вида храм смотрится неплохо, обладая определённым набором черт византийского стиля. Хорошо ещё прогуляться по городку, рассматривая дома местных жителей и дивясь свободно свисающим с веток деревьев апельсинам; для меня усыпанные плодами апельсиновые деревья – посреди зимы! – стали самым ярким воспоминанием от визита в Грецию…

Для полноты картины надо бы слегка коснуться темы, где можно поесть в Коринфе. Местные точки общепита лично мне не глянулись, даже рыбные ресторанчики на набережной выглядели как-то несолидно. Так что я ограничился перекусом по мелочам. В начале прогулки зашёл в небольшое кафе «Freddo», что находится там же, где и автовокзал, откуда ходят автобусы до старого Коринфа, опробовал капуччино за 1.30 евро. Потом стакнулся с булочной «Fournos», торгующий вкусной выпечкой – стоял на остановке в ожидании автобуса и всё принюхивался к запаху корицы из раскрытых дверей. В конце концов, не выдержал, взял пару плюшек и свежайший багет, который слопал ещё до приезда на автовокзал Коринфа, до того он был аппетитным…

Мне также запомнилось заведение "Domino"s Pizza" на улице Georgiou Papandreou. Понятно, что в славящейся своей кулинарией Греции лопать пиццу совсем не комильфо, но тут особый случай – можно поесть совсем недорого. В Коринфе такой вариант редок, и если уплатить 13 евро, получаешь огромную тарелку, с которой без труда накормиться могут три-четыре человека. Хотя антуражем "Domino"s Pizza" смахивает на забегаловку, заглянуть туда чтобы дёшево пообедать вполне можно.

Во время своей импровизированной экскурсии по Коринфу я, как обычно, не забывал оценивать местные магазины. Хочу сказать, что коринфский шоппинг, пожалуй, выигрывает у лутракского, здесь, например, сувениры куда дешевле. Так, магнитики с видами достопримечательностей Пелопоннеса стоили всего 1 евро, за 3 евро продавались симпатичные кошелёчки, обшитые бисером. Чтобы найти такие цены на греческие сувениры, надо прочесать улицу Kolokotroni и обязательно параллельную ей улицу Ermou . Я заприметил сразу несколько полезных магазинов, а между ними на отрезке улице Adeimantou нашлось вообще отличное местечко под названием "Beso" – там за резиновые тапочки для пляжа просили всего 3 евро, за пятёрку продавались летние сандалии, недорого стоили и женские босоножки.

На той же Adeimantou, кстати, стоит единственный обнаруженный мной супермаркет – уж и не знаю, где жители Коринфа покупают продукты. Стало быть, на крайний случай держите в уме дом 38 с конторой «Kritikos», пусть её цены и ниже критики: литр сока за 2 евро надо бы считать грабежом, кабы были альтернативы… Вино, и то стоит ненамного дороже…

Новый Коринф я счёл неплохим городком, достаточно живописным, хотя ожидалось большее разнообразие пейзажей. Впрочем, картина повторилась в тот же день чуть позже, когда я

Древний город Коринф

Знакомство с историей и достопримечатель ностями Греции лучше всего начать с древнего города Коринфа. Он расположен на одноименном перешейке, соединяющим остров Пелопоннес и материковую Грецию. По мнению историков и археологов, Коринф считается первым поселением на территории современной Эллады. Интересным является тот факт, что под названием существует два города, находящихся на расстоянии трех километров друг от друга. Один из них, современный город, был восстановлен неподалеку от Древнего относительно недавно (XIX век) после разрушительного землетрясения. Наибольшей исторической, архитектурной, культурной и природной достопримечатель ностью является Старый Коринф , давно ставший естественным музеем под открытым небом. В наши дни город не населен, но в древние времена, благодаря выгодному географическому положению, он имел стратегическое значение, поскольку имел выход к двум заливам — Сароническому и Коринфскому.

История Коринфа

Достаточно подробные упоминания о Коринфе можно встретить у апостола Павла, который прибыл сюда в 51 году н.э. Город, который он увидел, был всего столетие назад восстановлен Юлием Цезарем практически из руин, но своими размерами более чем в 5 раз превосходил Афины.

Древний Коринф , основанный в X веке до н.э., был самым богатым портом и самым крупным городом в древней Греции . Стратегическое расположение позволяло держать полный контроль над узким перешейком, соединяющим полуостров Пелопоннес с материковой частью Греции. Кроме того, город являлся мощным торговым центром, в котором осуществлялся обмен товарами, поступающими из двух портов, расположенных возле перешейка.

Большой проблемой для морских суден того времени была необходимость полностью огибать Пелопоннес, чтобы попасть в другую часть Средиземного моря. Несколько раз предпринимались попытки построить морской канал через перешеек, но в силу отсутствия подходящих инструментов, такие затеи были обречены на провал. Около 625-585 г. до н.э., правитель Коринфа Периандр приказал построить каменную дорогу, которая бы связывала между собой оба берега перешейка. Это дало возможность транспортировать небольшие судна и лодки, устанавливая их на колеса, либо буксируя вдоль дороги на бревнах.

Попытки соединить Эгейское море с Ионическим принимались неоднократно, и сопровождались постоянными неудачами. Отсутствие прогресса оправдывалось тем, что бог морей Посейдон выступает против подобной затеи, и грозит обрушить свою кару на людей, посягающих на его владения. В 66 году до н.э. печально известный римский император Нерон также пытался начать строительство канала. Он доставил 6000 рабов, которые все равно не смогли выполнить задание. Стоит отметить, что Нерон также «активно» принимал участие в строительстве – пока армия рабов трудилась под палящим солнцем, он вдохновлено ковырялся в земле золотой лопатой под звуки музыки.

Когда Римская империя стала требовать немедленного роспуска Ахейского союза, лидеры Коринфа начали оказывать активное сопротивление завоевателям. Увидев, что без крови взять город не получится, римский консул Люциус Муммий приказал сравнять его с землей. В 146 году до н.э. Коринф был полностью уничтожен, его мужское население убито, а женщины и дети проданы в рабство. Только некоторым из членов богатых семейств удалось бежать на остров Делос.

На протяжении последующей сотни лет, на месте ранее процветающего города жили только немногочисленные поселенцы, пока в 44 году до н.э. Юлий Цезарь не приказал восстановить Коринф, дав ему имя Colonia laus Iulia Corinthiensis. Город был заселен людьми разных национальностей – здесь можно было увидеть выходцев из Италии, Греции, Сирии, Египта, а также освобожденных иудейских рабов. В течение всего лишь нескольких десятков лет, Коринфу удалось вернуть свою былую славу и снова стать экономическим центром страны.

Жизнь и быт жителей Коринфа

Исторические факты и свидетельства современников указывают на то, что Коринф имел репутацию «города греха и порока». Это не вызывает особого удивления, учитывая расположение города на пересечении морских и сухопутных путей. В Коринфе постоянно собирались торговцы всех мастей, моряки, разбойники и авантюристы. Однако, некоторые исследователи античной истории придерживаются мнения, что такая репутация города была обычной клеветой, исходившей со стороны Афин , целью которой было очернить историю Коринфа . Наличие тысячи женщин легкого поведения в храме Афродиты, описываемое в работах Страбона, также легко опровергается историческими фактами и материалами раскопок. Без сомнения, Коринф, как и все припортовые города того времени, имел в своем распоряжении небольшую «армию» проституток, но они отнюдь не носили священный статус.

Древний Коринф можно описать как молодой, динамичный город, жители которого не были зациклены на соблюдении традиций. Улицы и площади наполняли люди разной национальности и социального статуса – любой из них мог как разбогатеть, так и упасть на самое дно социальной ямы. Сердце города, форум, был окружен храмами и святынями, построенными на честь Императора и членов его семьи, которые соседствовали с храмами старых греческих богов – Аполлона, Асклепия, Афродиты.

Туристические маршруты древнего Коринфа

От былого величия Коринфа сегодня не сохранилось практически ничего. Разрушенные арки, остатки величественных храмов, фундаменты домов, в которых жили люди – все это требует немалого воображения, чтобы восстановить прежний вид города.

Древний Коринф был полностью разрушен сильным землетрясением, которое случилось в 1858 году. Учитывая ограниченную площадь старого города и его неудобное расположение, решено было не восстанавливать его, а переместить поселение на 3 км в направлении перешейка. На месте древнего Коринфа сейчас находится музей под открытым небом – здесь можно увидеть множество уникальных памяток архитектуры, свидетельствующи х о значительном культурном значении города.

Среди всех достопримечатель ностей, расположенных в окрестностях города, особое внимание туристов привлекают следующие из них:

1. Коринфский канал . Хотя это сооружение и не имеет отношения к древней истории города, однако его уникальность служит отличной причиной приехать сюда хотя бы на пару часов. Над самим каналом проходят несколько мостов, с которых открываются отличные виды.

2. Руины старого города. Со стороны может показаться, что остатки древнего Коринфа – это беспорядочное накопление камней разной формы. Однако стоит только подойти поближе, как сразу начинает ощущаться дух истории. В воображении возникают образы людей, которые здесь жили, работали и любили, поклонялись своим богам и обладали всеми качествами, присущими современному человеку.

3. Храм Аполлона. Колоны этого культового сооружения выполнены в дорическом ордере, и отличаются простотой и величием. На сегодняшний день, сохранилось только 7 монолитных колонн из 40, однако даже они дают представление о размерах храма.

4. Археологический музей Коринфа. В трех выставочных залах собраны исторические артефакты разных эпох – от неолита до нашего времени. Все они отображают этапы развития города, быт его жителей, а также исторические особенности времени. Особый интерес у посетителей вызывают «обезглавленные» статуи – особые произведения искусства, головы которых можно было менять, в зависимости от прихода к власти новых лидеров.

5. Акрокоринф – укрепленный холм, на склонах которого возведены наблюдательные башни и крепостные стены. В самой верхней части Акрокоринфа, подъем на который занимает около часа, расположены руины древнего храма Афродиты, позже превращенного турками в мечеть. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на перешеек и город.

История и достопримечатель ности древнего Коринфа требуют к себе особого внимания, так как являют собой уникальное явление. Смешение наций, культур и религий привело к появлению греческого «Вавилона», богатство и широкие возможности которого привлекали сюда людей со всего мира. Посетив руины города, вы сможете собственными глазами увидеть его величие, ощутить дух истории и прикоснуться к самому времени.