Уведомления. Можно ли онкобольному лететь на самолете. Особенности перелета онкологических больных Перелет после операции


Давление в салоне может влиять на самочувствие пассажира из-за развития у него гипобарической гипоксии (недостаточное насыщение крови кислородом) при имеющихся заболеваниях дыхательных путей и сердечной недостаточности. Кроме того, изменения давления ведут к расширению газов в различных полостях тела, что также вызывает определенный дискомфорт.

Коммерческие авиалиниии прокладываются на высоте 7010-12498 м над уровнем моря, а давление в салоне устанавливается на высоту 1524-2438 м, иначе такой перелет пережили бы лишь немногие здоровяки. Резкие подъемы даже на такую высоту способны вызывать головную боль, головокружение, тошноту и чувство разбитости даже у здоровых пассажиров. Дело в том, что на высоте 2438 м парциальное давление кислорода в артериальной крови падает с 95 до 60 мм рт. ст. У здорового пассажира при этом насыщение гемоглобина кислородом снижается всего на 3-4%, однако у пассажиров с перечисленными патологиями развивается более выраженная гипоксия.

Так, у 18% больных хронической обструктивной болезнью легких во время таких перелетов наблюдается умеренный респираторный дистресс-синдром. Таким пассажирам может потребоваться дополнительный кислород. К сожалению, не все авиакомпании его предоставляют. На всех российских авиалиниях запрещено провозить кислород даже врачам, сопровождающих тяжелых больных. На зарубежных же авиалиниях с 2005 года пассажиры по предписаниям врача могут и самостоятельно провозить баллончики с кислородным концентратом.

Согласно закону Бойля-Мариотта, газ, заключенный в закрытых полостях, будет расширяться при подъеме на высоту. Именно поэтому, кстати, протекают бутыли с шампунями и кремами, взятые в дорогу. У здоровых пассажиров вся эта физика выливается разве что в незначительную боль в животе и заложенность ушей. А вот человек с насморком уже подвержен риску развития отита. При простудах евстахиева труба, соединяющая глотку с внутренним ухом и выравнивающая в нем давление при подъеме на высоту, воспалена, просвет ее сужен, а то и "склеен". При резком изменении внешнего атмосферного давления здоровому человеку достаточно совершить зевательное, жевательное или сосательное движение (именно поэтому в самолетах иногда раздают карамельки), и просвет евстахиевой трубы в глотку открывается, что быстро ликвидирует заложенность в ухе. В случае с простудой это помогает далеко не всегда, и тогда можно прибегнуть к приему Вальсальвы: выдох с закрытым ртом и зажатым носом. По тем же причинам простуда после перелета может обостриться гайморитом. Поэтому пассажирам с насморком рекомендуется использовать сосудосуживающие капли (например, на основе оксиметазолина) перед взлетом и посадкой. Грудным детям можно дать бутылочку или соску - это стимулирует глотание и помогает выровнять давление в ушах и околоносовых пазухах.

Вследствие тех же механизмов могут возникнуть и вздутие кишечника и боль в животе. Поэтому перед полетом не рекомендуется пить много газированных напитков.

Во время некоторых хирургических и диагностических процедур в полости тела вводят воздух (операции на животе, грудной клетке, некоторые глазные операции). Если вы планируете совершать перелет через несколько дней после такой операции, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Тромбоз глубоких вен

По-настоящему серьезную опасность для жизни представляет тромбоз глубоких вен, который может развиваться у пассажира, много часов находящегося в сидячем положении. Сокращение мышц голени обеспечивает нормальный венозный отток от ног. Длительная же неподвижность ведет к застою крови в венах и может привести к тромбозу. Тромбы, образующиеся в венах, в большинстве случаев имеют небольшой размер и не представляют проблем. Тромбы побольше могут привести к отекам и болезненности в области голеней. Если фрагмент тромба отрывается и током крови заносится в легкие (это называется эмболия), развивается одышка, боль в груди и в тяжелых случаях может даже наступить смертельный исход. Тромбоэмболия легочных артерий проявляется не сразу, а спустя несколько часов или дней после перелета.

Исследования показывают, что восьмичасовые и более длительные перелеты повышают риск тромбоэмболии примерно в 4 раза. Вообще же риск возрастает уже и при 4-часовых перелетах.

Риск тромбоэмболии повышается при наличии следующих факторов:

Повторный перелет за последние 2 недели

Тромбоз в прошлом

Тромбоэмболия у ближайшего родственника

Использование эстрогенсодержащих контрацептивов

Беременность

Недавняя травма или операция (особенно операции на животе, тазовой области или на нижних конечностях)

Наличие злокачественных опухолей

Врожденная патология свертывающей системы крови

Обильно пить

Избегать алкоголя и кофеиносодержащие напитки (кофе, кока-кола и др.)

Менять позицию в кресле, а еще лучше регулярно вставать и прохаживаться по салону

Делать упражнения, заставляющие сокращаться мышцы голени

Космическая радиация

На больших высотах уровень космической радиации возрастает, поэтому в 1991 году Международная Комиссия по Радиологической Защите (ICRP) стала рассматривать космическую радиацию как фактор профессионального риска у членов экипажей. При годовом суммарном облучении свыше 20 мЗв может возрастать риск развития рака груди или кожи. Что же касается пассажиров, даже часто летающих, до настоящего времени сколько-нибудь значимого влияния космической радиации на их здоровье не обнаружено.

Десинхроноз

В английском языке весьма популярен термин jet lag, который на русский язык переводится как известный только специалистам "десинхроноз". Речь идет о сбивающихся суточных биоритмах при резкой смене часовых поясов. Многие из нас знают, что длительные перелеты могут вызвать слабость, сонливость или бессонницу, запоры, понизить работоспособность и ухудшить самочувствие. Чтобы вписаться в новый часовой пояс, в среднем здоровому человеку нужны сутки на каждый час разницы при перелетах на запад и полтора дня - при перелетах на восток.

Чтобы облегчить последствия десинхроноза, следуйте следующим рекомендациям:

Перед путешествием на восток попытайтесь ложиться на час раньше, чем обычно, в течение 3 дней до полета. Перед полетом на запад, наоборот, за 3 дня ложитесь на час позже.

Во время полета не пейте кофеиносодержащих напитков

На новом месте постарайтесь заснуть хотя бы на 4 часа в новое ночное время - это ускорит перенастройку биологических часов.

Препараты на основе мелатонина остаются золотым стандартом в лечении десинхронозов. Мелатонин - гормон эпифиза, регулирующий суточные ритмы в зависимости от длины светового дня. Препараты мелатонина рекомендуется применять при пересечении 5 и более часовых поясов, при этом принимать его начинают за 2-3 дня до перелета. Если вы страдаете эпилепсией или принимаете варфарин, не применяйте мелатонин, не проконсультировавшись с врачом. Появились и новые, более эффективные препараты, пока еще не зарегистрированные в РФ, такие как агомелатин (агонист рецепторов меланина и серотонина 5-HT) и рамелтеон (агонист мелатониновых рецепторов).

Если вы находитесь на новом месте меньше 3-х дней, пытаться подстроиться под местное время не обязательно.

Особые группы пассажиров

Каждая авиакомпания может предъявлять разные требования, при этом капитан имеет право отказать в перелете любому пассажиру, даже если у того есть билет. Ориентировочный список противопоказаний к перелету таков:

Новорожденные младше 7 дней

Беременность свыше 36 недель

Ишемическая болезнь сердца с болевыми приступами в покое

Все серьезные и/или острые инфекционные заболевания

Декомпрессионная болезнь

Повышенное внутричерепное давление, вызванное кровоизлиянием, травмой или инфекцией

Инфаркт миокарда или инсульт за 7-10 дней до полета

Недавняя операция на брюшной или грудной полостях, на черепе, на глазах - т.е. все операции, которые связаны с введением воздуха в закрытую полость тела

Тяжелое респираторное заболевание, одышка в покое, пневмоторакс (воздух в грудной полости над легким)

Серповидно-клеточная анемия

Обострение психического заболевания

Пассажиры с такими проблемами могут лететь на коммерческом самолете только в сопровождении медперсонала.

Что касается первой помощи на борту, отмечу, что в соответствии с британским, канадским и американским законодательством, врачам из числа пассажиров не вменяется в обязанность спасать пассажиров, если у тех развивается какое-либо жизнеугрожающее состояние. В Австралии, многих странах Европы, Азии и Ближнего Востока, напротив, врач на борту обязан оказывать медицинскую помощь. В любом случае при международных перелетах медицинский работник не может быть привлечен к ответственности за оказанную на борту медицинскую помощь в пределах своих знаний и опыта, даже если она оказывалась неправильно.

На борту любого авиалайнера всегда имеется аптечка, комплектуемая по стандарту страны, которой принадлежит борт. Все члены экипажа обязаны владеть навыками оказания первой помощи при острой боли в животе, остром психическом возбуждении, анафилактической реакции, боли за грудиной (подозрение на инфаркт миокарда), приступе бронхиальной астмы, остановке сердца, гипогликемии, судорожном припадке, потере сознания. Качество обучения первой помощи в разных странах разное. К сожалению, вынужден признать, что в России оно оставляет желать лучшего.

Офтальмология

Да, это возможно. У нас есть пациенты, которые прилетают и улетают. Очень много пациентов приезжают к нам, в нашу клинику и в Москву на оперативное лечение. Мы даем рекомендации, обязательно пишем подробное заключение с указанием, какой вид операции произведен, какие капли нужно капать, какой режим соблюдать и как часто пациенту необходимо посещать офтальмолога по месту жительства.

То есть, не запрещено летать, вопрос - когда? Он может лететь хоть сразу, встать с операционного стола, сесть в самолет и отправиться в путешествие. Но этого делать не нужно, потому что на следующий день он должен явиться к хирургу на осмотр.

Пик инфекционных осложнений приходится на 4-й день, не только при глазных - при любых других операциях, которые производится на всём теле. Это пик возможного проявления инфекционного агента на оперируемом органе. Поэтому мы предупреждаем, что, если вы хотите сделать операцию, но вы человек иногородний или вообще куда-то собираетесь идти, лететь, или уезжать, то лучше это делать не ранее, чем через неделю после операции. Теоретически человек может улетать, если у него срочное какое-то дело, но фактически ему лучше остаться недалеко от клиники, чтобы получить консультацию, пройти осмотр после проведенной лазерный коррекции зрения.

24.06.2018 , 13:22 28928

Онкологически больные люди получают особенное лечение. Порой для консультаций, лечения, операции приходится преодолевать тысячи километров. Изнурительные многочасовые и суточные поездки переносятся очень тяжело. Авиаперелет мог бы пройти не легче, но хотя бы гораздо быстрее. Вопрос в том: можно ли онкобольному лететь на самолете?

Авиатранспортировка больным раком возможна, но разрешение на перелет должен выдать лечащий врач. В зависимости от заболевания перелет имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

Особенности перевозки онкологических больных самолетом

Пониженное давление на борту самолета

Самолеты летают на высоте 7-12 тысяч метров над уровнем моря, давление на таком расстоянии от земли ниже нормы. Естественно, его в салоне самолета повышают, однако оно все равно остается пониженным. В результате, даже здоровые люди ощущают нехватку кислорода. Это может проявляться головокружением, сонливостью, тошнотой, чувством разбитости. Этот риск особенно должны учитывать пассажиры с раком гортани, легкого или бронхов, у которых даже на земле постоянно наблюдается недостаток кислорода. Поэтому перелет при этих онкологических заболеваниях необходимо согласовать с лечащим врачом, а в салон самолета по возможности взять с собой баллончик с кислородом.

Расширение воздуха

При понижении давления воздух, как и любой газ, расширяется. Поэтому при взлете, по мере снижения давления, происходит расширение воздуха, находящегося в околоносовой полости и области среднего уха. При заболеваниях уха, горла и носа, это вызывает дискомфорт и боль в ушах. А при таких заболевания, как рак полости носа и придаточных пазух, а также рак уха чувствуется особенно остро. Также учесть этот факт следует при перевозке пассажиров, перенесших операции или диагностические процедуры в области живота и грудной клетки, с использованием воздуха.

Вынужденная неподвижность

Во время перелета человек продолжительное время вынужден оставаться в сидячем положении, что ведет к затеканию ног, сужению сосудов, замедлению кровообращения, отекам и образованию тромбов. Наличие злокачественных образования может усугубить ситуацию даже после прилета. Поэтому, если поездка необходима, следует придерживаться следующих рекомендаций: надеть компрессионные чулки, в полете по возможности выполнять несложные упражнения на сокращение мышц голени, растирать ноги, периодически приподнимать их. Также можно принять препарат для разжижения крови (при разрешении лечащего врача).

Необходимость сопровождения и санитарная авиация

Некоторым онкологическим больным рекомендуется летать на коммерческих самолетах в сопровождении медицинского персонала, а также использование особого оборудования (например, реанимационное оборудование и кислородные баллоны) и размещение больного (например, лежа). В этом случае необходимо заранее решать эти вопросы с авиакомпанией и службой авиационной безопасности.

Другой вариант, для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, - это использование санитарной авиации. Специализированные медицинские самолеты оснащены высокотехнологичным оборудованием, включая аппараты искусственного дыхания, кардиомониторы и дефибрилляторы, вакуумные матрасы, шприцевые и инфузионные насосы, что позволяет в случае ухудшения состояния больного во время полета оказать ему срочную медицинскую помощь.

Другие возможные проблемы

При перелете пассажирам с онкологическими заболеваниями следует учесть и другие факторы, такие как погодные условия. В грозу, шквалистый ветер, сильный снегопад . Порой даже здоровым людям многочасовые ожидания в аэропорту могут утомить и ухудшить его самочувствие, что же говорить о людях ослабленных онкологическими заболеваниями. Поэтому сделайте все, чтобы .

Возможна и ситуация, когда из-за неподходящих погодных условий аэропорт не может принять самолет. В этом случае его отправляют на запасной аэродром, иногда даже удаленный на несколько сотен километров. В этом случае время в пути до больницы может увеличиться.

Учитывая все вышеприведенный факторы полет пассажиров с раковыми заболеваниями возможен. Предварительное согласование с доктором и применение мер предосторожности облегчит перелет и сведет к минимуму риски.

Во время последнего авиаперелёта моей соседкой оказалась женщина, менее месяца назад перенёсшая операцию по удалению аппендицита. Меня это удивило, так как при аналогичной ситуации в прошлом я побоялась возможных осложнений и предпочла вернуть купленный билет на самолёт. Как оказалось, напрасно. Вот что мне удалось узнать о перелётах после операции.

Первая и важнейшая рекомендация – консультация с врачом. Для выявления всех рисков врач должен точно знать, куда вы направляетесь, сколько времени проведёте в воздухе, как чувствуете себя на данный момент и не испытываете ли болей или дискомфорта. На основании этой информации врач даст заключение о возможности совершить перелёт и, при необходимости, назначит дополнительные лекарственные средства.

Во-первых, ограничение авиаперелётов связано с необходимостью усиленного контроля за состоянием пациента в послеоперационные дни и возможностью неотложно оказать больному медицинскую помощь.

Вторая причина заключается в резком перепаде давления при взлёте и посадке самолёта. Подобное воздействие может привести к расхождению недавно наложенных швов. Примерно через две недели края раны затягиваются и риск кровотечения становится минимальным. Для пожилых людей срок заживления, как правило, увеличивается и может составлять до 30 дней.

При вынужденных перелётах стоит воздержаться от поднятия тяжестей и постараться выбрать рейс, не требующий пересадок.

Отдельного внимания достойны операции на сердце. При отсутствии осложнений и хорошем самочувствии перелёт возможен уже на десятый день. Однако врачи рекомендуют отложить полёт как минимум на 4 недели, до полной стабилизации организма. Также стоит отметить, что при установке кардиостимулятора необходимо избегать магнитных рамок и металлодетекторов, так как несоблюдение этой рекомендации может повлечь сбой в работе устройства. Перед досмотром нужно предупредить сотрудника аэропорта о наличии кардиостимулятора. В этом случае прохождение через магнитные рамки будет заменено личным досмотром.

При перенесённом инфаркте или инсульте требования к полётам ужесточаются: авиаперелёт возможен не ранее, чем через 3 недели после операции при стабильном восстановлении организма. При тяжело перенесенной операции или медленном восстановлении не рекомендуется совершать перелёты в течение шести ближайших месяцев. Также во время полёта при себе нужно иметь прибор для измерения давления и рекомендованные врачом лекарственные средства.

Восстановительный период после любых хирургических вмешательств требует соблюдения определенных ограничений. Конечно, следует значительно уменьшить интенсивность физических нагрузок, внести небольшие корректировки в привычный гардероб. Но нет причин отказывать себе в удовольствии путешествиях!

Можно ли летать на самолете после маммоплатистики? Можно! Качество современных протезов, новые техники проведения операции позволяют женщинам свести к минимуму количество неприятных ограничений.

Когда можно летать после маммопластики?

Путешествия воздушными видами транспорта сами по себе вызывают массу интересных ощущений. Чувство полета и невероятный вид из иллюминатора привлекают все большее количество путешественников.

Не стоит забывать и о деловых перелетах. Ведь многие женщины, решившиеся на , не хотят делать в карьере длительные перерывы. Современное качество протезов больше не «боится» перепадов давления. Плотность оболочки позволяет держать содержимое имплантата внутри, не вызывая особых трудностей. Да и для того, чтобы протез повредился, должно произойти что-то посерьезнее, чем несколько часовой перелет.

Особенности реабилитационного периода

Даже если вы решились на перелет в самолете после маммоплатистики, необходимо помнить о соблюдении важных правил. В качестве профилактики возникновения послеоперационных воспалительных процессов необходимо пропить курс антибиотиков широкого спектра действия. И важно их принимать в строго определенные часы, чтобы поддерживать концентрацию действующего вещества на должном уровне. А об этом так легко забыть в суетной смене часовых поясов!

До 2-3 недель запрещено поднимать вес, который превышает 2-3 килограмма. Это значит, что содержимое ручной клади необходимо тщательно продумать. Да и сам багаж должен носить другой человек. Еще один момент связан с подниманием рук – это строго запрещается делать в течение 10 дней после операции. Об этом важно помнить ежеминутно!

Опасен ли перелёт для протезов?

Времена, когда перепады давления отрицательным образом сказывались на состоянии имплантатов, давно в прошлом! А уж мнение, что они лопаются на большой высоте или глубине, и подавно вызывает смех у пластических хирургов. Специалисты опасаются совсем другого.

Авиаперелет связан с повышением нагрузки на организм женщины. Сами протезы достаточно прочные, чтобы выдержать любые перепады давления и передвижения. Врачи больше заботятся о состоянии собственных тканей и их восстановлении. Поэтому на вопрос: «когда можно летать после маммопластики» опытные пластические хирурги не имеют универсального ответа. Организм каждого человека индивидуален!

Длительный авиаперелет со сменой часовых поясов – стресс! И как перенесет его организм, ослабленный хирургическим вмешательством, спрогнозировать сложно. Поэтому лучше в первые несколько недель после операции поберечь силы для восстановления.