Вставь подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делать? что сделать? Что действие предмета в русском языке


Цели: -учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов;

Учить детей графически изображать слова, обозначающие предмет и действия предметов;

Развитие мелкой моторики рук

Ход занятия.

1.Орг.момент.

"Скрытый смысл" -дидактическая игра.

2.Работа со словами.

Кто это? Что делает?(вопросы к картинкам)

Девочка сидит.-

Мальчик спит.

Мальчик думает.

Дети сажают деревья.

Мальчик играет.

Девочка прядёт.

Что обозначает первое слово?(слово-предмет)

Что обозначает второе слово?(слово-действие)

*Назовите предмет по его действию.

На какой вопрос отвечают эти слова?

Мычит...., хрюкает..., мяукает.., лает..., ржёт.., кудахчет.., шипит.., чирикает..., кукует.., квакает.., рычит.., курлыкает...

*Кто как передвигается?

корова.., белка.., заяц.., змея.., человек.., лягушка.

*"Едет, плавает, летает, ползает"-дид.игр.

Кто это? Что это?

Что делает?

Назовите слова-предметы, назовите слова-действия.

3.Развитие слухового внимания и памяти.

*Назовите слова-предметы. Назовите слова-действия.

свистит, соловей, крутит. идёт. ручка, сумка, несёт, лодка

*Послушайте слова, догадайтесь, какое слово сюда не подходят. Почему?

пишет, звенит, смеётся, соловей

кружится, лампа, поёт, говорит

коза, плавает, гудит, копает

растёт, качает, муха, ищет

слон, поёт, кошка, корова

диван, стол, стакан, висит

плачет, ручка. доска, цветок

тигр, птица, читает, лягушка

4.Графический диктант.

*в тетрадях - ; =

шуба, светит, чашка - = -

стучит, дом, говорит, сапоги = - = -

яблоко, куст, рисует, курица, звенит - - = - =

стол, поливает, собака, рычит, бегает - = - = =

ветка, ходит, окно, смотрит, школа, пишет - = - = - =

*Фишечный диктант

Ночь наступила.

Лето прошло.

Приближается осень.

Листья опали.

Цветы отцвели.

Идёт дождь.

Светит солнце.

Летят самолёты.

5.Что можно? -дид.игр.

-Что можно выдернуть?(морковь. репу, зуб, вилку из розетки)

-Что можно срезать?(салат, ногти, дорогу)

-Что можно убрать? (урожай, в комнате, вещи на место)

-Что можно чистить? (картошку, одежду, посуду, дорогу)

-Что можно высушить? (укроп, грибы, бельё, волосы)

-Что делает мама на даче?(сажает, полет, поливает)

-Что мама будет делать с созревшими помидорами?(собирать, консервировать)

-Что можно делать с огурцами?(посолить, положить в салат, замариновать)

-Как убирают разные овощи? (выдёргивают, срезают, копают, срывают)

-Что собака делает? (лает, сторожит, охраняет, грызёт, ласкается, дружит, лижет)

-Что делает кошка? (царапается, лакает, мурлыкала, жмурилась, лизала, бегала, резвилась)

-Что делают с молоком? (охлаждают, процеживают, кипятят, пьют, квасят, разливают, наливают)

-Что будем делать с лошадью? (запрягать, распрягать, поить, кормить, объезжать)

-Что делает хозяин со своими животными? (накормит, напоит, позаботится, приласкает)

6.Какое слово не подходит?

*Собака: лает, пасёт, рычит, охраняет

*корова: мычит, бодается, пасётся, кусается

*лошадь: скачет, несётся, хрюкает, лягается

7.Бывает-не бывает

Корова съела мышку. Корове дали сена. Волк убежал от овцы. Баран погнался за волком. Верблюд запрягся в сани. Лошадь питается колючками. Верблюд шагает по пустыне. Лошадь ест овёс.

8.Развитие образного мышления.

Что-нибудь общего у этих предметов.

лошадь и верблюд - на них можно перевозить груз

корова и коза- они дают молоко

коза, кролик и як- покрыты пушистой шерстью, которую люди используют для изготовления одежды

собака и замок - не пускает в дом чужих людей

табурет и лошадь - на них можно сидеть

кошка и табурет - они имеют 4 ножки

Чем они отличаются?

9.Рефлексия.

Тема: Слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действие предмета.

Цели: -закрепить умение различать слова, обозначающие предметы и действия предметов;

Закрепить умение графически изображать слова, обозначающие предмет и действия предметов;

Учить выделять слова из простого нераспространённого предложения;

Учить правильно ставить вопросы к словам-предметам и словам -действиям;

Развивать слуховое внимание и память

Развитие мелкой моторики рук

Обогащение и расширение словарного запаса

Оборудование: серии сюжетных картин, предметные картинки.

Ход занятия.

1. Что здесь нарисовано?

2. Дифференциация слов-предметов и слов-действий.

*Работа с карточками-символами.

дождь, говорит, льёт, солнце, сияет, человек, ходит, облака, град, уходит, греет, приближается. умывается

*У нас порядок - дид. игра

Дети называют слова-предметы, ставят к ним вопрос.

Назвать действия девочки одним словам.

Поднять картинку-действие при прочтении соответствующего стихотворения.

*Лото "Все работы хороши "

Логопед называет профессию, у детей картинки-предметы.

Найдите те предметы, которые подходят.

Что может делать повар?(назвать слова-действия)

3. физ. мин.

4. Выделение слов из предложений.

К каждому слову в предложении дети ставят вопрос и объясняют, что означает каждое слово.

Рыба плавает. Рыболов ловит.

Солнце светит. Чашка стоит.

Ветер свищет. Галка прилетела.

Кот спит. Ножницы режут.

Мама читает. Троллейбус остановился.

Мышки играют. Кувшин упал.

Бабушка вяжет. Земляника поспела.

Плавают рыбки. Бабушка заболела.

Скульптор лепит. Перемена продолжается.

5. Можно - нельзя.

-Можно ли доить собаку?

-Можно ли ездить на свинье?

-Можно ли запрячь собаку?

-Можно ли стричь овцу?

-Можно ли прокатиться на лошади?

-Можно ли доить корову?

-Можно ли держать в доме кошку?

-Можно ли держать в доме козу?

6. Какое слово не подходит?

Гуси ходят - гуськом, неспешно, вперевалочку

Утки ходят - вперевалочку, медленно, тоненько

7. Подбор слов.

К словам, отвечающим на вопрос Кто? что? подберите слова, отвечающие на вопрос что делает?

девочка медведь

мальчик синица

лиса попугай

белка портниха

солнце снег

машина самолёт

ветер дождь

транспорт трактор

8. Бывает -не бывает.

Курица полетела в тёплые края.

Курица снесла яйцо.

Петух нырнул в речку.

Цыплёнок взлетел на забор.

Петух нашёл зёрнышко.

Утка громко закукарекала.

На пруду громко кудахтали гуси.

Петух распустил хвост веером.

Индейка высиживает индюшат.

Утёнок болбочет (индюк).

Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Зелёный, интересный, маленький, забавный.

В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.

Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.

Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.

Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают? Если действие одного - то на вопрос: что делает?

Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?

Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.

Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?

Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло. И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было. О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.

Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок. Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать. К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ?

Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные. Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить». Если действие прошло, то скажем - говорил, действие происходит сейчас - говорит, произойдёт - будет говорить.

Продолжите сами по аналогии:

молчать…

Проверьте себя.

Молчать - молчал, молчит, будет молчать.

Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия - слабая, посильнее или самая сильная.

Понаблюдайте за словами.

Дождь моросит, идёт, хлещет.

Продолжите наблюдение.

Мальчик плетётся, идёт, бежит.

Мама шепчет, говорит, кричит.

Малыш улыбается, смеётся, хохочет.

Назовите сами более сильную степень действия.

замёрз

попросил

испугался

похвалил

поиграл

едет

Проверьте себя

Замёрз - окоченел

попросил - приказал

испугался - ужаснулся

похвалил - расхвалил

поиграл - заигрался

едет - несётся

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Интегрированный урок

2 класс
(русский язык, литература)

Тема: «Слова, обозначающие действия предметов»
С.М.Лукьянова

Средняя школа № 17

Г. Караганда

Цели урока: формировать грамматическое понятие «глагол», обогатить речь учащихся глаголами ; учить выделять глаголы в тексте; развивать орфографическую зоркость ; воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Сегодня будет урок необычный. «Чем же он необычен?» – спросите вы. А я отвечу: «Необычен он тем, что одном уроке мы попробуем «убить двух зайцев» (кстати, что означает это выражение?). Прочитаем стихотворение, разберем и поработаем над словами , которые обозначают действие предмета. Таким образом, мы проведем с вами очередной эксперимент, в котором вместо одного урока мы проведем сразу два. Чтобы урок получился , нужно …правильно, быстро отвечать и писать.
2.Минутка чистописания.
- Запишите в тетрадях букву из слова шоколад, которая всегда обозначает твердый парный звук. ш шш
3. Постановка темы урока.

Теперь попробуем угадать как называется стихотворение , которое сегодня будем читать. Для этого проведем разведку.
1.На земле существует множество различных слов и оказывается одна маленькая буква может превратить одно слово в другое. Например: сом-дом. Послушайте стихи с заблудившимися буквами.

Цапель-капель

Будку-булку

Котел-козел
А теперь следующее задание – отгадайте ребус.

(КОТ )
Замените одну букву так, чтобы получилось новое слово (большое млекопитающее морское животное).
КИТ
- Ну, теперь вы можете отгадать как называется как называется стихотворение, которое мы сегодня с вами прочитаем.
«Кит и кот».

Написал его замечательный детский поэт Борис Владимирович Заходер.

Чтение стихотворения.
-А сейчас найдите и запишите в тетрадь слова , которые обозначают действия Кита и Кота.

Все эти слова, ребята, называются одним словом – глагол. Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления она занимает второе место после имени существительного.

А что же такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
-А теперь небольшая творческая работа. Составить два предложения со словами кит и кот. Самые удачные мы запишем в тетрадь и подчеркнем подлежащее и сказуемое.

Огромный кит плавает по шумному океану.

Пушистый кот мурлыкает около печки.
4.Физкультминутка.
Я пришел из школы (шагают) ,

Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк,

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

«Кричать» - кричу (ааа ),

«Вертеть» - верчу (вертят головой ),

«Двигать» - двигаю (машут руками ),

«Прыгать» - прыгаю (прыгают ).
5.Работа по теме урока.

Теперь поупражняемся в словах, обозначающих действие предмета. Допишите слова, чтобы получились предложения:
Медведь (ест) мед.

Весной ярко (светит) солнце.

Мальчик (читает) книгу.

Чип и Дейл (спешат) на помощь.

На парте (лежит) пенал.
Следующее задание наоборот. По данным действиям угадайте предмет и запишите его в тетрадь:

Прыгает, скачет (мяч, заяц).

Светит (солнце, лампа).

Воет, бегает (волк).

Ползает, жалит (змея).

Летает, жалит (пчела).
6.Словарная работа.
Профессор Головоломкин прислал вам задание. Выполнив кроссворд и записав все угаданные слова в тетрадь , мы узнаем новое слово, написание которого сегодня постараемся запомнить.
1.В сенокос – горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка? Рябина
2.Название этой ягоды происходит от слова «голубой». Голубика
3.Эти ягоды растут на очень колючих кустах. Крыжовник
4.Эти ягоды черного цвета. Черника
5.А из этих ягод варят лекарственно варенье , которое употребляют при простуде. Малина
Итак, новое слово - ягода.
7.Творческая работа.
Давайте придумаем предложение с этим словом, запишем и найдем действие предмета.

Летом поспевает вкусная ягода.
8.Итоги урока.

Что называется глаголом? Что обозначает глагол? Приведите примеры.

Используемая литература:

Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М. – Просвещение, 1989.

Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М. – Просвещение, 1967.

Глязер С.И. Игры со словами. – М.-Детская литература, 1966.

Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. – М.-Просвещение,1977.

Интегрированный урок 2 класс (русский язык, литература) Тема: «Слова, обозначающие действия предметов» С.М.Лукьянова Средняя школа № 17 Г. Караганда Цели урока: формировать грамматическое понятие «глагол», обогатить речь учащихся глаголами; учить выделять глаголы в тексте; развивать орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность, трудолюбие. Ход урока: 1.Организационный момент. Сегодня будет урок необычный. «Чем же он необычен?» - спросите вы. А я отвечу: «Необычен он тем, что одном уроке мы попробуем «убить двух зайцев» (кстати, что означает это выражение?). Прочитаем стихотворение, разберем и поработаем над словами, которые обозначают действие предмета. Таким образом, мы проведем с вами очередной эксперимент, в котором вместо одного урока мы проведем сразу два. Чтобы урок получился, нужно …правильно, быстро отвечать и писать. 2.Минутка чистописания. - Запишите в тетрадях букву из слова шоколад, которая всегда обозначает твердый парный звук. ш шш 3. Постановка темы урока. Теперь попробуем угадать как называется стихотворение, которое сегодня будем читать. Для этого проведем разведку. 1.На земле существует множество различных слов и оказывается одна маленькая буква может превратить одно слово в другое. Например: сом-дом. Послушайте стихи с заблудившимися буквами. Лук-жук Цапель-капель Будку-булку Лев-лес Котел-козел А теперь следующее задание - отгадайте ребус. к Т О (КОТ) Замените одну букву так, чтобы получилось новое слово (большое млекопитающее морское животное). КИТ - Ну, теперь вы можете отгадать как называется как называется стихотворение, которое мы сегодня с вами прочитаем. «Кит и кот». Написал его замечательный детский поэт Борис Владимирович Заходер. Чтение стихотворения. -А сейчас найдите и запишите в тетрадь слова, которые обозначают действия Кита и Кота. Все эти слова, ребята, называются одним словом - глагол. Глагол - необыкновенная часть речи. По частоте употребления она занимает второе место после имени существительного. А что же такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) -А теперь небольшая творческая работа. Составить два предложения со словами кит и кот. Самые удачные мы запишем в тетрадь и подчеркнем подлежащее и сказуемое. Огромный кит плавает по шумному океану. Пушистый кот мурлыкает около печки. 4.Физкультминутка. Я пришел из школы (шагают), Я учу глаголы… Мне их выучить - пустяк, У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: «Кричать» - кричу (ааа), «Вертеть» - верчу (вертят головой), «Двигать» - двигаю (машут руками), «Прыгать» - прыгаю (прыгают). 5.Работа по теме урока. Теперь поупражняемся в словах, обозначающих действие предмета. Допишите слова, чтобы получились предложения: Медведь (ест) мед. Весной ярко (светит) солнце. Мальчик (читает) книгу. Чип и Дейл (спешат) на помощь. На парте (лежит) пенал. Следующее задание наоборот. По данным действиям угадайте предмет и запишите его в тетрадь: Прыгает, скачет (мяч, заяц). Светит (солнце, лампа). Воет, бегает (волк). Ползает, жалит (змея). Летает, жалит (пчела). 6.Словарная работа. Профессор Головоломкин прислал вам задание. Выполнив кроссворд и записав все угаданные слова в тетрадь, мы узнаем новое слово, написание которого сегодня постараемся запомнить. 1.В сенокос - горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? Рябина 2.Название этой ягоды происходит от слова «голубой». Голубика 3.Эти ягоды растут на очень колючих кустах. 4.Эти ягоды черного цвета. Крыжовник Черника 5.А из этих ягод варят лекарственно варенье, которое употребляют при простуде. Малина Итак, новое слово - ягода. 7.Творческая работа. Давайте придумаем предложение с этим словом, запишем и найдем действие предмета. Летом поспевает вкусная ягода. 8.Итоги урока. -Что называется глаголом? Что обозначает глагол? Приведите примеры. Используемая литература: Шкатова Л.А. Подумай и ответь. - М. - Просвещение, 1989. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М. - Просвещение, 1967. Глязер С.И. Игры со словами. - М.-Детская литература, 1966. Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. - М.Просвещение,1977.