Адмирал михаил петрович лазарев. Лазарев Михаил Петрович - биография. Российский Флотоводец


Лазарев Михаил Петрович – российский мореплаватель, участник экспедиции к берегам Антарктиды. Родился в 1788 году, с детства Михаил мечтал покорять моря. Лишившись родителей, в 1800 году он попадает в морское училище. Которое окончил на отлично. После, в 1803 году отправляется в Англию в качестве волонтера. Там, на протяжении 5 лет, Лазарев учится морскому делу и самостоятельно изучает историю. В 1808 году попал на русско-шведскую войну. Где отметился храбростью и был представлен государственным наградам.

После, Лазарев участвовал в еще массе научных и военных экспедициях. Благодаря этим путешествиям, на картах мореплавателей были уточнены местонахождения Бразилии, Северной Америки, а в Российской империи появилось несколько видов экзотических животных.

В 1819 году Лазарева Михаила Петровича назначили сопровождающим Ф.Ф.Беллинсгаузена в экспедиции, целью которой было открыть новые континенты. И спустя год ними был открыт новый континент – Антарктида. Само же путешествие заняло больше 2 лет, и было самым сложным в карьере Лазарева Михаила Петровича.

По прибытию в Россию был назначен губернатором Севастополя и Николаева. В Севастополе вел активную деятельность по реконструкции города и открытию морской библиотеки.

Болезнь мучила мореплавателя долгое время, но, не смотря на это, он не покидал работу.

Умер всемирно известный мореплаватель в Вене, куда поехал со всей своей семьей, с целью найти лекарство от рака желудка. Захоронен он в городе Севастополе. На его честь воздвигли памятник, который, к сожалению, не сохранился к нашим дням.

Но множество улиц по всей современной России носят имя Лазарева Михаила Петровича. А в Севастополе, неподалеку от захоронения, расположены морские казармы имени Лазарева.

Так же именем Лазарева именовались морские судна, самых различных предназначений.

Биография Михаила Лазарева о главном

Известный русский мореходец Лазарев М.П. появился в не бедной дворянской семье в 1788 году и всегда мечтал быть моряком. Учился Михаил в Морском кадетском корпусе и вместе с ними постигали знания его два брата, а в 15 лет его командировали на английский флот. Михаил был средним среди братьев.

В 1803 году он стал третьим из лучших, при сдаче экзамена на звание гардемарина и за эту заслугу был удостоен заграничного плавания.

Мичман был первым офицерским чином Лазарева М.П. и был присвоен в 1805 году.

Мореходец проходил службу на Балтийском флоте, участвовал в Русско-шведской войне.

В молодом двадцатипятилетнем возрасте Михаил Лазарев уже стал командиром корабля «Суворов» и отправился в кругосветное путешествие, а когда он вернулся, то его назначили командиром на шлюп Мирный, и он направился в Южный океан, где было необходимо изучить остров Южная Георгия, после чего повернуть к Сандвичевой земле и потом спуститься к югу. Эта экспедиция длилась 751 день в тяжелейшей обстановке, но наградой стали открытые многочисленные острова и бухты. Руководство данной экспедицией осуществлял именно Лазарев. За участие в данной экспедиции мореплавателя произвели в чин капитана второго ранга.

Любимым учеником был Нахимов П.С., которого он взял с собой в третье кругосветное плавание. В этом плавании Михаил командовал фрегатом «Крейсер».

За заслуги в Наваринском сражении Лазарева произвели в контр-адмиралы, а корабль «Азов» был удостоен награды кормового Георгиевского флага.

Спустя пару лет Лазарев Михаил Петрович назначен командиром Черноморского флота и возведен в чин адмирал. Он не только осуществлял командование флотом, но и участвовал практически во всех дипломатических переговорах. Так, к примеру, немаловажную роль Михаил сыграл при подписании Ункер-Искелесийського договора.

Женой Михаила Лазарева была Екатерина Тимофеевна Фан-дер-Флит с которой они заключили брак в 1835 году и у них было пятеро детей, три девочки и два мальчика.

Находясь в городе Вена в 1851 году здоровье русского мореходца ухудшилось и в этом же году он умер от рака желудка. Похоронили Лазарева М.П. в городе Севастополь.

За величайшие отличия перед Родиной в честь известного мореплавателя поименованы не только улицы, но и площади, и острова. К примеру, Севастопольская библиотека носит имя знаменитого мореплавателя. В городе Новоросийске открыт памятник М.П.Лазареву. В городе Сочи на одной из железнодорожных станций установлен бюст Лазареву М.П. Авиакомпания «Аэрофлот» в честь мореплавателя дала название своему самолету.

Интересные факты и даты из жизни

Что открыл мореплаватель Лазарев Михаил Петрович? Он подарил миру Антарктиду. Михаил Петрович был командиром знаменитого Черноморского флота и просто смельчаком. Он настолько уважаемый флотоводец, что советская власть создала почтовые марки в его честь. Путешественник по натуре, совершивший кругосветное путешествие на фрегате «Суворов».

Рождение великого флотоводца и мореплавателя

Родился мореплаватель Лазарев, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, в городе Владимире. Отец, Лазарев Петр Гаврилович, являлся сенатором, был из дворян. Точная дата рождения неизвестна, указываются разные дни между 3 и 14 ноября 1788 года.

Семья Лазаревых

Гаврилович, подарил русскому флотоводству чудесных моряков. Старший сын - вице-адмирал Андрей Петрович Лазарев, младший - контр-адмирал Лазарев. В 1800 году умирает отец, предварительно распорядившись о сдаче сыновей в морской кадетский корпус.

Первая служба

В том же году братьев приняли в корпус и присвоили звание рядовых. В морском кадетском корпусе они получили свое первое образование. Высшее руководство заинтересовал один из братьев - Михаил. Он проявлял интерес ко всему, что было связано с морским делом, вникал в суть процесса и подавал надежды.

Через три года 3 июня Михаила Лазарева произвели в гардемарины, что было чуть выше рядового, но ниже офицера. Он набирал флотоводческий опыт на корабле «Ярославль». После чего был отправлен в качестве добровольца на службу в английский флот.

Служба мореплавателя Лазарева на английском флоте. Первое повышение

В гардемаринах Михаил задерживаться не собирался. В 1806 году 8 января английское морское командование повысило его до мичмана. Плавание на иностранном судне предоставило Лазареву путь в большое море. Он побывал в Северном и Средиземном морях, плавал в Тихом океане. Благодаря этому, получил бесценный опыт и знания.

Возвращение на родину. Служба на Балтийском флоте

На службе на Балтийском флоте русский мореплаватель М.П. Лазарев находился с 1808 по 18013 год. Служба для Михаила была не обыденной, а наполненной событиями. В 1808 году началась русско-шведская война, где он принимал участие в качестве офицера на корабле. В 1812 году отстаивал Балтийское море в Отечественной войне.

Фрегат «Суворов» и кругосветное путешествие

Биография мореплавателя Лазарева содержит сведения, что после долго морского пути, богатого флотоводского опыта, двух войн и карьерного подъема ему достается фрегат «Суворов», которому предстоит кругосветное плавание.

Фрегат «Суворов» был построен на деньги Американско-Российской компании, которую создали промышленники из России. Для компании было важно организовать перманентные поставки из русской Аляски в Петербург. Для поиска подходящего морского пути и был создан «Суворов».

Все подготовительные мероприятия закончили в октябре 1813 года, и корабль отправился в путешествие. Плаванье началось с вязкого тумана и порывистых ветров, от которых корабль укрывался в гавани Карлскруна (Швеция). На пути встречались военные корабли Франции и Дании, агрессивно настроенные против русских кораблей. Но Лазарев умело избежал столкновения с ними и без повреждений проплыл до Ла-Манша.

В Сиднее «Суворова» встретили залпом артиллерийских орудий. Конечно, стреляли не в судно. Таким нестандартным образом английская колония Новый Южный Уэльс встретила русский корабль, поздравляя с совместной победой над французами и их союзниками.

Отплыв от берегов Австралии, «Суворов» направился к востоку Тихого океана. Приближаясь к экватору, 28 сентября команда увидела вдали точку, которая планомерно приобретала очертания суши. Посмотрев на карту, русский мореплаватель Лазарев Михаил Петрович не заметил никаких островов. Когда подплыли ближе, с «Суворова» выплыла шлюпка, которая исследовала затерянный остров. При обследовании выяснилось, что островов несколько и все они коралловые. Большая часть их поверхности была покрыта кустарниками и деревьями. открытая Лазаревым, была названа в честь русского полководца Суворова.

Фрегат пересек экватор 10 октября и направился на север. В ноябре «Суворов» подплыл к Русской Америке в Здесь его встретил представитель управления Американо-Российской компании Баронов А.А, который поблагодарил Лазарева за доставленный в целости и сохранности груз.

Путь «Суворова» и команды на родину

После зимовки в порту Ново-Архгельска фрегат нагрузили различным скарбом и продовольствием. По окончании снабжения и проверки целостности корабля, «Суворов» взял курс на острова Аулетской группы. Прибыв на остров Уналашка, команда выгрузила вверенный груз и загрузила в бортовое хранилище пушнину.

Предоставленный товар надо было доставить в Кронштадт, где выгрузиться. Однако перед этим «Суворов» должен был вернуться в Ново-Архагельск.

Возвращение домой

В июле «Суворов» отплыл от берегов Аляски. Путь его лежал в Кронштадт. Для урегулирования некоторых вопросов, связанных с Русско-Американской компанией, Лазарев остановился в порту Кальян. В перуанском порту Лазарев Михаил Петрович остановился на три месяца.

После отплытия погода команду корабля не радовала, в проливе Дрейка начался шторм, в котором они проплывали. Корабль получил повреждения и вынужден был остановиться на острове Фернанду-ди-Норонья. После ремонта «Суворов» отплыл с острова и отправился в Кронштадт.

Первая Антарктическая экспедиция русских

Капитан второго ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 году служили вместе на кораблях «Мирный» и «Восток». Экспедицию двух мореплавателей снарядили для изучения Южного Ледовитого океана.

Из Кронштадта корабли вместе с капитанами вышли 15 июля 1819 года. Ледяное северное море приносило беды команде, кораблям старого образца было тяжело передвигаться среди исполинских ледяных глыб и мощных штормов.

Корабль «Мирный» был построен русскими инженерами. От «Востока» он отличался большей прочностью. Как ни старался Лазарев улучшить характеристики британского «Востока», до уровня «Мирного» он их довести не смог.

Русские корабли «Восток» и «Мирный» были первопроходцами. Они настолько близко подошли к Южному полюсу, что долгое время их успех не могли повторить другие корабельные команды.

К Антарктиде «Восток» и «Мирный» подошли 28 января 1820 года. Официально этот день признан днем открытия русскими Антарктиды. Таким образом, Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев вместе со своими матросами опровергли утверждение Джеймса Кука. Он говорил, что нет никакого материка в южных широтах, а если и есть, то добраться туда невозможно.

Возвращение экспедиции

Поход «Востока» и «Мирного» за новой частью света увенчался успехом. Имена капитанов на веки запечатлены в истории русского мореплавания. Мировое сообщество признало открытие Россией Антарктики.

В Кронштадт мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев вернулись 5 августа 1821 года. Михаила Петровича за участие в экспедиции возвели в чин капитана второго ранга. Помимо этого, оставили ему пенсию, как дополнительную награду.

Интересный факт: Лазарев был повышен через одно звание, по карьерной лестнице он прошел, минуя чин капитан-лейтенанта.

Фрегат «Крейсер» и новый командир

Многоопытный командир Михаил Петрович Лазарев получил командование над фрегатом «Крейсер» в 1822 году 29 августа. Мореплаватель отправился в кругосветное путешествие в третий раз. На этот раз его путь лежал в Северную Америку. Командование поставило ему задачу: охранять воды от нечестивых контрабандистов. Боевую задачу он выполнял вместе со своим старшим братом Андреем.

Нарастало напряжение в северной части Русской Америки. Из подполья вышли банды контрабандистов американского и английского происхождения. В порту Ново-Архангельска стоял единственный военный корабль, который не мог обеспечить должную защиту территориальных вод. Для охраны вод были направлены два корабля: фрегат «Крейсер» под руководством Михаила и шлюп «Ладога» под командованием Андрея.

Не везло Лазареву Михаилу Петровичу на погоду. Как только он покинул кронштадтский рейд, начался мощнейший шторм, который стал причиной остановки фрегата в Портсмуте. Погодные условия в дальнейшем стали причиной еще некоторых остановок.

По причине штормов два корабля разошлись. «Крейсер» и «Ладога» нашли друг друга у берегов Таити. Дальше их пути разошлись. «Ладога» помчалась к Камчатке, а «Крейсер» поплыл в Сибирь, где нес военную службу.

Охрана территориальных вод Русской Америки

«Крейсер» чуть меньше года проводил рейды у берегов Русской Америки. Успешно справлялся с контрабандистами. Пост сдал в 1824 году шлюпу «Предприятие», которым командовал капитан-лейтенант О. Е. Коцеба.

И вновь непогода. Стоило выйти «Крейсеру» в море, как начался ураган. Несмотря на это, корабль дошел до Сан-Франциско, выдержав шторм. Уже в 1825 году 6 августа «Крейсер» прибыл в Кронштадт.

Как обычно, Лазарева наградили и повысили до Михаил Петрович не забывал про отважную команду, с которой провел два года в море и прошел через несколько штормов. Лично просил о наградах для всей команды, даже для рядовых матросов.

Первые признаки болезни

Многие выдающиеся люди подвержены болезням и ранней смерти. Участь не обошла и Михаила Петровича Лазарева. На самочувствие он пожаловался в 1843 году. Первые симптомы проявились, однако он не придал им большого значения. Настолько любил собственную работу, что не хотел покидать свой пост из-за какой-то болезни.

В начале 1851 года заболевание обострилось и дало о себе знать. Участь больного раком желудка обрекала Михаила Петровича на быструю смерть. Свой недуг довел до такой степени, что не смог нормально питаться.

Смерть

Из-за болезни Михаил Петрович Лазарев передал управлением флотом в руки Владимира Алексеевича Корнилова. Сам он направился в Вену, где планировал провести последний год жизни. Никому из своих близких не показывал свои страдания, потому что человеком был мужественным. Умер великий русский мореплаватель Михаил Петрович Лазарев в Вене 23 апреля 1851 года.

Место захоронения

Похоронили великого русского флотоводца Михаила Петровича в общей усыпальнице вместе со своими учениками П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым и В. И. Истоминым. Их прах хранится во Владимирском соборе, который посещал В. В. Путин, дабы отдать честь памяти флотоводцев.

В память о Лазареве

В честь Михаила Петровича учредили специальную серебряную медаль. Ей награждали выдающихся специалистов в морском деле.

Дата рождения:

Место рождения:

Российская империя, Владимир

Дата смерти:

Место смерти:

Австрийская империя, Вена

Род войск:

Адмирал генерал-адъютант

Командовал:

Черноморским флотом

Сражения / войны:

Русско-шведская война Отечественная война 1812 года Наваринское сражение

Ранние годы

Кругосветное путешествие

Путешествие к южному полюсу

Служба на Черноморском флоте

Адреса в Санкт-Петербурге

В филателии

В географических объектах

(3 (14) ноября 1788 года, Владимир — 11 (23) апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды. Брат вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева.

Биография

Ранние годы

Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей — Андрея, Михаила, Алексея — в Морской кадетский корпус. В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин — мичмана. В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море. В 1808—1813 служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812.

Кругосветное путешествие

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жа-лела средств на снаряжение кругосветных экспедиций. В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые тума-ны, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Ска-геррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Су-ворова» до Ла-Манша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра — португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан. 14 августа «Суворов» вошёл в Порт-Джэксон, принадле-жавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым привет-ствовал русских моряков губернатор острова по случаю окон-чательной победы над Наполеоном. «Суворов» плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвы-шающихся над поверхностью океана и соединяющихся меж-ду собой коралловыми перемычками. Эти острова были по-крыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (Атолл Суворова). Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор. В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А. А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов. На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен про-довольствием и товарами, и по приказанию А. А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы остро-ва. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушни-ну, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, пред-варительно вернувшись в Ново-Архангельск.

В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Те-перь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для раз-решения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

Путешествие к южному полюсу

В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен которому было поручено как командование вторым шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией.

Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт. За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был про-изведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейте-нанта.

Командование фрегатом «Крейсер»

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Россий-ско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Аме-рики 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Ко-мандование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командова-ние «Ладогой» — на его младшего брата Андрея. 17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в ус-ловиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии. Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити. На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки. Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск. Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтско-му рейду. За образцовое выполнение задания Лазарев был произве-ден в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

Служба на Черноморском флоте

На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов». После окончания строительства Лазарев был на-значен командиром «Азова», а после перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное море. Здесь в 1827 году, командуя «Азовом», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.

За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черномор-ским флотом и командиром портов Севастополя и Николае-ва. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его под-линным преобразователем. Он ввел совершенно новую сис-тему обучения моряков непосредственно в море в обстанов-ке, максимально приближенной к боевой.

Штаты боевых кораблей Черноморского флота были пол-ностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим пере-вооружением Черноморского флота. В Севасто-поле была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое на-чинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лаза-рева перед русской наукой оценило и Русское Географиче-ское общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославив-ших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853—1856 годов. Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

Адреса в Санкт-Петербурге

1813—1827 — Кронштадт, Галкина улица (нынешняя Пролетарская), 30.

Увековечивание памяти М. П. Лазарева

  • В 1867 году в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву.
  • 12 сентября 1996 года в Новороссийске был открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.
  • В Новороссийске сооружен памятник основателям города М. П. Лазареву, Н. Н. Раевскому и Л. М. Серебрякову.
  • На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.
  • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. П. Лазарева.
  • В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».
  • В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».

В филателии

В географических объектах

В настоящее время в честь Лазарева названы:

  • район города Сочи — Лазаревское;
  • атолл в группе островов Россиян в Тихом океане;
  • остров в Аральском море;
  • мысы:
    • в Амурском лимане;
    • в северной части о. Унимак;
  • бухта и порт в Японском море;
  • бухта в Южном океане;
  • горная цепь в Антарктиде;
  • Шельфовый ледник Лазарева;
  • две антарктические станции:
    • Лазарев;
    • Новолазаревская;
  • жёлоб в Антарктике;
  • улица в районе Южное Бутово Москвы;
  • улица в Липецке;
  • Площади Лазарева в Севастополе и Владимире;
  • Улица Лазарева в Лазаревском районе города Сочи;
  • Набережная адмирала Лазарева в Санкт-Петербурге;
  • Лазаревский переулок в Кронштадте.

Клюева Ирина

В работе представлена информация о путешествиях М. П. Лазарева.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Виртуальная энциклопедия «Эврика» Номинация «Естественные науки» « Михаил Петрович Лазарев и его путешествия» Работу выполнила: ученица 5а класса МБОУ «СОШ № 4» Энгельсского района Саратовской области Клюева Ирина Руководитель: Клюева Наталья Леонидовна, [email protected]

Когда я узнала, что именно русским путешественникам выдалась честь открытия сурового материка Антарктида, мне очень захотелось узнать об одном из них побольше.

Целью работы является изучение биографии М. П. Лазарева и его путешествий. Задачи: Поиск информации о путешественнике; Анализ и систематизация полученного материала; Создание презентации.

Лазарев Михаил Петрович родился 3 (14) ноября 1788 года в городе Владимире, в богатой дворянской семье. С детских лет он мечтал стать моряком, поэтому отец определил его в Морской кадетский корпус в Петербурге. В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 года произведён в первый офицерский чин - мичмана. В числе 30 лучших выпускников корпуса Лазарев был отправлен в Великобританию, где служил военным на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море. В 1808-1813 годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской 1808-1809 и Отечественной войне 1812 года. В 1812 году Михаил Петрович служил на бриге «Феникс». За доблесть в Отечественной войне он получил серебряную медаль.

1-ое путешествие М. П. Лазарева В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение - командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание. Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций. В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда.

1-ое путешествие М. П. Лазарева В результате этого плавания Лазарев доставил грузы на Дальний Восток, попутно открыв необитаемые острова на Тихом океане (и дав им имя Суворова). Закупив в Перу партию хинина, приняв на борт диковинных для России животных, он вернулся в 1816 в Кронштадт. В ходе этого плавания Лазаревым были уточнены координаты и сделаны зарисовки участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

2-ое путешествие М. П. Лазарева В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. 4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен, которому было поручено как командование шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

2-ое путешествие М. П. Лазарева Главная цель экспедиции - ответить на вопрос: существует ли шестой континент - Антарктида. Начальный этап этого плавания проходил по уже знакомому русским морякам маршруту до Рио-де-Жанейро. Войдя в антарктические воды, «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. Затем экспедицией был открыт целый архипелаг, названный именем морского министра России де Траверсе.

Открытия вокруг Антарктиды Умело маневрируя среди айсбергов и крупных ледяных полей, зачастую в тумане, отважные русские исследователи 16 января 1820 года достигли 69°21′ ю. ш. почти на меридиане Гринвича, и открыли Антарктиду. Затем корабли еще дважды подходили к ледяным берегам, а в середине февраля, с приближением антарктической осени, направились в Сидней на кратковременный отдых. Произведя ремонт и пополнив запасы, «Восток» и «Мирный» 8 мая 1820 года вышли в тропическую часть Тихого океана, где в архипелаге Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. Каждый из островов получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей. В группе островов Кука был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи - острова Михайлова и Симонова, после чего корабли вернулись в Сидней.

Открытия вокруг Антарктиды Второй штурм антарктических широт начался 31 октября. Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра I, а через неделю - гористый берег Александра I. Отсюда корабли отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед русской армии в Отечественной войне 1812 года.

Результаты 2-го путешествия М. П. Лазарева Из-за плохого состояния корпуса шлюпа «Восток» 30 января отряд покинул Антарктику. Успешно завершив это историческое кругосветное плавание, «Восток» и «Мирный» 24 июля 1821 года отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день. Она собрала ценнейшие сведения о природе Южного полушария. Астрономические определения географических координат, и карты, составленные экспедицией, отличались исключительной точностью. Вблизи ледового континента были проведены уникальные научные наблюдения за морскими течениями и волнением моря, за распределением льдов и айсбергов. По данным магнитных наблюдений Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии на 1819–1821 годы. За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

3-е путешествие М. П. Лазарева На «Крейсере» М. П. Лазарев совершил в 1822–1825 свое третье кругосветное путешествие – к берегам русских владений в Северной Америке. Во время него были проведены широкие научные исследования по метеорологии и этнографии. Успехи Лазарева в ратных делах и исследовательской работе были отмечены орденом Св. Владимира 3-й степени и пожалованием чина капитана 1-го ранга.

Достижения М. П. Лазарева В 1826 в качестве командира корабля «Азов» Лазарев осуществил переход в Средиземное море, где участвовал в 1827 Наваринском морском сражении. За победу в этом сражении мореход получил звание контр-адмирала, а возглавляемая им команда «Азов» впервые в истории русского флота была награждена Георгиевским флагом. В 1828–1829 Лазарев как начальник штаба русской эскадры в Средиземном море принимал участие в блокаде Дарданелл. В 1832 назначен начальником штаба Черноморского флота и портов. В апреле 1833 произведен в вице-адмиралы, получил звание генерал-адъютанта и назначение военным губернатором Севастополя и Николаева. За 18 лет губернаторства на Черном море с его участием было построено более 30 линейных кораблей и пароходов, вошло в строй свыше 150 больших и малых военных судов.

За годы морской и статской службы М. П. Лазарев неоднократно награждался орденами Российской империи, имел и высшую степень отличия – орден Св. Андрея Первозванного, а также ордена других государств. Умер флотоводец 23 апреля 1851 г. в Вене, похоронен в Севастополе.

Список использованной литературы и Интернет Издательский дом «Равновесие». Электронная книга «Путешественники и мореплаватели». Том 3. Москва. 2004 г. Энциклопедия для детей. Т. 3 (География). – Сост. С. Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. (Открытие Антарктиды. Беллинсгаузен и Лазарев) http://www.biografguru.ru/about/lazarev /? q=4988&p=1 http:// www.korvet2.ru/otkrytie-antarktidy.html https:// ru.wikipedia.org/wiki http://citaty.su /