Актуальные проблемы подростковой наркомании. Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции


В России проблема употребления наркотиков подростками на сегодня приобрела ужасающие размеры. Еще лет пять назад 16-летний наркоман был клинической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых, обратившихся за медицинской помощью.

Самое страшное то, что прием наркотиков у современной молодежи стал обыденным делом, можно даже сказать, традицией. Кажется, будто у сегодняшних подростков не употреблять наркотики считается неприличным и не современным. Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки и молодежь. По крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56% мальчишек и 20% девчонок, а продолжают их употреблять 45% мальчиков и 18% девочек!

В субкультуре современной молодежи нарастает формирование своеобразного «наркоманического» сознания, которое рассматривает наркотический «кайф» как неотъемлемый атрибут самосовершенствования и жизненного успеха. Материальное благополучие определяется теперь не только маркой автомобиля и посещением дорогих развлекательных заведений, а еще и возможностью приобрести очередную дозу самого «престижного» наркотика.

Модной философской концепцией среди молодежи становится описание и анализ духовного опыта, который подросток приобрел, употребляя наркотики. Поэтому среди подростков сейчас так оправдывается наркотизм. Подрастающее поколение увлекается чтением книг Гроффа, Кастанеды, Лири, воспевающих необычный, «волшебный» мир, увиденный во время наркотического опьянения такими веществами, как ЛСД, мескалин, псилобицин.

Даже старшеклассники из престижных учебных заведений, которые попадают туда в результате строгого конкурсного отбора, феноменально осведомлены в вопросах наркологии. Они свободно характеризуют те или иные наркотические вещества, обсуждают спорные вопросы наркологии и отлично ориентируются в медицине. У многих школьников дома есть руководство по наркологии, а также имеется личный опыт употребления наркотических веществ. И это — подростки не из обычной средней школы, а будущая интеллектуальная элита страны…

Статистика наркомании среди подростков выделяет первую мировую вспышку этой проблемы в 20-х годах прошлого века. Тогда в России наблюдалось массовое употребление кокаина беспризорниками. В 90-е годы, к сожалению, тоже было достаточно беспризорных детей, но в наркотизацию были вовлечены и дети из вполне благополучных семей.

Наркотики сегодня продаются довольно открыто, и даже распространяются через интернет. А медицинские препараты, содержащие наркотические вещества, в аптеках можно купить без рецепта.

Причины наркомании у подростков

Почему сегодня так распространена наркомания среди подростков? В первую очередь, потому что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен. Кроме того, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и решать проблемы самым легким способом. Но, в силу своей незрелости подросший ребенок не понимает, что вредное пристрастие не помогает решать обычные жизненные проблемы, а приводит к новым, более серьезным. Такое проявление «взрослости», как наркомания, становится губительным для юного человека.

Первую дозу наркотика подросток обычно принимает в компании друзей, на дискотеке, в клубе и даже в школе. И делает он это исключительно из любопытства, наслушавшись о наркотическом «кайфе». Но молодой человек не может понять, что эта эйфория скоротечна, и наркоманы употребляют наркотические вещества как раз в противоположных целях – не ради минутного удовольствия, а чтобы вернуться в состояние, нормальное для здорового человека.

Во многих случаях наркомания в подростковом возрасте начинается из-за личных проблем, например, отсутствия радости жизни. Если подросток не находит в своей жизни ничего хорошего, он не доволен всем, что его окружает, он решается попробовать смертельное зелье как спасительное средство. Видя в наркотиках дорогу в мир наслаждений и радостной жизни, он не понимает, что выйти из этой иллюзии очень трудно, а порой даже невозможно.

Специалисты утверждают, что наркомания у детей и подростков имеет самую опасную причину – удовольствие. Впервые попробовав коварный препарат, подросток испытывает необычайно приятные ощущения, которые стремится получить еще и еще. В результате повторных приемов наркотического вещества появляется зависимость, причем, не только физическая, «ломка» в отсутствие дозы, но и психическая – зависимость от удовольствия, приносимого наркотиком.

Часто причиной развития наркомании у подростка является его дружба с ровесниками, имеющими опыт «наркоманской» жизни. Подростку, имеющему трудности в общении с родными, кажется, что друзья-наркоманы их отлично понимают, и вместе с наркотиками могут заменить ему семью и школу.

Специфика подростковой наркомании в том, что причиной ее развития может быть и совершенно противоположная ситуация. Подросток общается с очень благополучной компанией друзей, но стремиться быть в ней лидером. Для этого он начинает демонстрировать сверстникам свои различные способности, среди которых оказываются курение, употребление спиртного и наркотиков как признаки «взрослости».

Признаки наркомании у подростков

Первые «звоночки» проблемы наркомании среди подростков могут проявиться с 6-7 лет. Если родители обнаруживают, что ребенок в этом возрасте курит, это повод для серьезного беспокойства. Курение в таком юном возрасте говорит о том, что у ребенка есть склонность к наркотической зависимости. Поэтому родители не должны медлить, а сразу же обращаться к психологу, пока семью не постигла настоящая беда.

Наркотическая зависимость может появиться даже после однократного приема наркотиков — этим и страшна наркомания. Первые признаки того, что подросток употребляет наркотические вещества, проявляются уже спустя неделю после начала их приема. О том, что губительный механизм запущен в действие, говорят появившиеся проблемы с учебой, конфликты с учителями, родителями и сверстниками, поздние приходы домой, прогулы школьных уроков. Подросток часто отсутствует дома, у него появляются новые, сомнительные знакомые, с которыми он ведет тайне разговоры.

Поведение наркомана также меняется. Подросток становится раздражительным, грубым, у него часто без причины меняется настроение, он стремиться к уединению. Наблюдаются нарушения сна и аппетита.

Существуют также и физические признаки, указывающие на то, что подросток пристрастился к наркотикам:

  • суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения;
  • медленная и невнятная речь;
  • нарушение координации движений;
  • очень бледная кожа;
  • плохая память и депрессивное состояние.

Все эти изменения в состоянии и поведении подростка должны насторожить его родителей.

Последствия подростковой наркомании страшны, поэтому заметив названные признаки у своего ребенка, не следует паниковать и устраивать истерики. Важно разобраться в ситуации и действовать незамедлительно. Возможно, подросток еще не превратился в наркомана, а употребил наркотик один раз, и не имеет желания это повторять. Родители должны быть помощниками для детей в сложных ситуациях, и при наличии проблемы помочь ребенку ее решить. Чтобы искоренить проблему сразу же, не дав ей пустить корни, следует обращаться за помощью к психологам, докторам, в реабилитационные центры.

Профилактика наркомании среди подростков

Курение, алкоголизм, наркомания в современном мире слишком помолодели. Нет никакой гарантии, что еще вчера скромный и вежливый ребенок из благополучной семьи не превратится в наркомана или алкоголика. Но нужно стараться избежать этой проблемы.

Что же следует делать, чтобы подросток не скатился на дно, превратившись в ненужного обществу наркомана, и не променял жизненные радости на иллюзию наркотического «волшебства»?

Прежде всего, профилактика наркомании у подростков, как и других вредных привычек, сводится к личному примеру его родителей. То, что с ранних лет видит ребенок, он считает нормой жизни. Как родители относятся к курению, алкоголю, какие люди приходят в гости, как происходит общение и отмечание праздников – все это откладывается в сознании ребенка и формирует у него определенную модель поведения.

Наркотики и спиртное многими подростками рассматриваются как способ расслабления и ухода от напрягающей действительности. Но задача родителей – противопоставить такому пагубному расслаблению другие способы решения проблем, и объяснить подростку, что уход в иллюзорный мир – это мгновенное наслаждение, и оно не стоит загубленной молодой жизни.

Большое значение в профилактике подростковой наркомании имеет влияние педагогов и средств массовой информации. Но простые лекции вряд ли впечатлят современную молодежь. Гораздо действеннее будет показ документального фильма, наглядно демонстрирующего все ужасы жизни наркоманов в ракурсе масштабной трагедии всей страны. Молодые люди должна понять, что наркомания среди подростков – это путь к вымиранию человечества. И такую проблему лучше не допускать, чем затем пытаться от нее избавиться.

Если вы хотите уберечь своего ребенка от наркотиков, стройте свои отношения на доверии и искренности. Разговаривайте с подростком на серьезные темы о здоровье и жизни без вредных пристрастий. Объясняйте, что наркотики – всего лишь мишура, под которой оказывается пустота.

3. Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции

Наркомания - болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.

В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет.

И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества . «Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) - в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть» .

Наркоторговцы выработали и широко применяют своеобразную тактику «затягивания в сети»: в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель - «в сети». Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Наркотики стали непременным атрибутом молодежных вечеров, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.

Употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти, для большинства беспризорных детей. Беспризорничество, как известно, граничит с «зоной», а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться. . Особенно тревожит рост наркомании среди школьников и в студенческой среде (в 6-8 раз) в последние годы.

Вопрос о заболевании наркоманиями подростков в настоящее время чрезвычайно злободневен, во-первых, в связи с тем, что большинство случаев первой пробы наркотиков приходится именно на этот возраст (около 70 % случаев заболеваний наркоманиями), а во-вторых, потому, что действие наркотических средств (длительное отравление наркотиками) особенно пагубно влияет на развивающийся организм .

В изучении болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ, основную роль играют относительно молодые науки - подростковая психиатрия и подростковая наркология. Создателем этих научных направлений в нашей стране, так же как и организатором первого психиатрического отделения для подростков, был профессор А.Е. Личко, работавший в Институте имени В.М. Бехтерева. Основные сведения, изложенные в этом параграфе, почерпнуты из его трудов и работ его учеников.

Бурный рост организма и серьезные гормональные сдвиги (половое созревание) в подростковом возрасте не играют основной роли в формировании болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ. Однако большое значение имеют некоторые общие психологические черты, свойственные подросткам: стремление к получению удовольствий, легкое возникновение реакций протеста, склонность к групповой деятельности, некоторая неустойчивость настроения. Подчеркнутое стремление подростков к независимости, постоянное желание освободиться из-под опеки взрослых нередко приводят к возникновению серьезных противоречий со взрослыми, вызывают реакции протеста. Присоединение к этим реакциям стремления группироваться со сверстниками создает еще большие проблемы и открывает ворота для «проб» наркотиков в подростковой группе. Этому способствуют также классическая ситуация «сладости запретного плода», да и просто любопытство. Стремление показать себя в максимально выгодном свете перед представительницами (или представителями) противоположного пола тоже может толкать подростков на «геройские» поступки, проявляющиеся в «испытании» себя наркотиками. В группах, складывающихся часто по территориальному признаку (в пределах двора, переулка, улицы), где сильно влияние «вожака», часто возникают противоправные тенденции, которые включают и употребление психоактивных веществ. Нередко возникают и чисто криминальные, и чисто наркоманические группы, в зависимости от того, кто «возглавляет» группу и какой «контингент» в нее входит .

Чувство группы бывает до того сильно у подростков, что при встрече с группой (это наблюдается у подростков с зависимостью от наркотиков) у них появляются ощущения, характерные для опьянения, еще до приема наркотика. А.Е. Личко и В.С. Битенский назвали это явление «контактным кайфом» (на языке наркоманов, а есть и такой, кайф - это приподнятое настроение с оттенком блаженства) .

Серьезную роль играет семья подростка. Основными факторами, которые могут способствовать заболеванию наркоманией, являются алкоголизм отца, его жестокое обращение, недостаток теплоты со стороны матери.

В подростковой среде иногда возникают настоящие «наркоманические эпидемии». При этом не только отдельные школы, дворы, улицы, но и значительные территории оказываются охваченными злоупотреблением подростками какого-либо наркотического вещества. Обычно в таких случаях используются относительно простые способы введения наркотика: курят, нюхают. Довольно часто такие эпидемии возникали в начале перестройки, после введения ограничений на торговлю спиртным, правда, это касалось в большей степени токсикоманических средств.

Кроме перечисленных моментов, отражающих особенности организма подростков и влияния на них семьи и группы, у них, как и у взрослых, имеют значение личностные характеристики, характер, степень отклонений от общепринятых норм. А. Е. Личко детально изучил особенности характера подростков и описал причины формирования у них различных вариантов зависимости от психоактивных веществ .

Посмотрим, каковы же причины злоупотребления наркотиками подростков с различными характерами.

Подростки с неустойчивыми и зависящими от внешних влияний интересами, легко попадающие под чужое влияние, в то же время ленивые, предпочитающие отдых и развлечения любой полезной деятельности, приобщаются к наркотикам как к средству, от которого «можно получить удовольствие». Те, у которых активность «брызжет через край», деятельные, предприимчивые, легко сходящиеся с людьми и ориентирующиеся в новой ситуации, начинают употреблять наркотики из любопытства и для получения удовольствия, делая это часто для того, «чтобы не нарушить компанию». Подростки со склонностью к изменениям настроения (то эйфории, то подавленности) принимают наркотики «для успокоения», «чтобы не переживать». Подростки со склонностью к отчетливым колебаниям настроения, выраженной раздражительностью, периодами «внутреннего напряжения» легче других привыкают к наркотикам, так как считают эти вещества средством, снимающим тревогу и улучшающим настроение. Подросткам, склонным к демонстративному поведению, наркотики помогают, по выражению К. Ясперса, «казаться больше, чем они есть на самом деле» .

М. Цукерман описал особый тип поведения - «поиск ощущений» (ПО) как поведение, связанное с потребностью в различных новых ощущениях и переживаниях, выражающийся в стремлении к физическому и социальному риску ради этих ощущений. Подобное поведение - индивидуальная особенность субъекта, вытекает из необходимости поддерживать оптимальный уровень стимуляции и возбуждения. Автор утверждает, что одним из факторов приобщения подростков к наркотикам является любопытство и желание новых ощущений, кроме того подростки с высоким уровнем ПО стремятся к экспериментированию с различными видами наркотиков с целью повысить уровень возбуждения .

Чем же непосредственно отличаются проявления наркоманий у подростков от проявлений подобных заболеваний у взрослых?

То, как подростки реагируют на наркотическое вещество, отличает их от взрослых. Переносимость вещества колеблется - то повышается, то понижается (у взрослых она непрерывно повышается, т. е. им требуется все большая доза для достижения желаемого эффекта). Формирование зависимости происходит медленнее, чем у взрослых, если только эти подростки не переносили раньше каких-либо заболеваний, поражающих нервную систему, у них не было сильных ушибов головы. Кроме того, подростки проходят этап так называемой групповой зависимости, когда желание употреблять психоактивное вещество возникает только в группе сверстников, также злоупотребляющих этим веществом; У подростков и юношей, перенесших ранее серьезные заболевания, отрицательно повлиявшие на состояние головного мозга (приведшее к легкому умственному недоразвитию, возникновению судорожных припадков), зависимость может сформироваться довольно быстро .

Состояния опьянения, если они не несут в себе признаков глубокого расстройства сознания с заторможенностью, обычно сопровождаются заметным двигательным беспокойством.

Судить о сформировавшейся психической зависимости к наркотическому веществу у подростка И.Ц. Пятницкая предлагает по ослаблению «групповых тенденций» - подросток самостоятельно начинает искать наркотик и принимать его и одиночестве, «в отрыве» от привычной группы сверстников .

Проявления абстиненции (состояния, вызванного отменой наркотиков) у подростков обычно менее выражены, чем у взрослых. Характерной особенностью являются сильные головные боли. Подростки склонны скрывать болезненные проявления, возникающие в состоянии абстиненции, однако в выраженных случаях всегда можно заметить повышенную утомляемость, темные круги под глазами, пониженное настроение, иногда склонность к «раскаянию» .

Один из наиболее ранних признаков длительного (хронического) отравления наркотиками у подростков - остановка в психическом развитии. Чем раньше начинается хроническое отравление, тем остановка в развитии заметнее. В дальнейшем существование такого человека, даже если он на каком-то этапе прекратит злоупотребление наркотиками, будет затруднительно, так как он будет не способен ставить перед собой серьезные задачи (получение профессии, создание собственной семьи и т. д.) и успешно их решать. Затем, если подростки продолжают злоупотреблять наркотиками, у них нарастает раздражительность, внутреннее напряжение, злобность или же вялость и безразличие ко всему. Все это сопровождается ослаблением памяти и снижением интеллекта. Или больные выглядят значительно моложе своего возраста, или в их внешности отмечаются какие-то «старческие» признаки. Они часто бывают истощены, глаза у них поблекшие, кожа дряблая, бледная, с сероватым оттенком .

Социальная позиция таких больных крайне неопределенная. Они часто бросают учебу, не могут работать, - физическая работа их быстро утомляет, для другой работы не хватает подготовки. Такие больные часто попадают в криминальные ситуации. Однако при раннем прекращении злоупотребления наркотиками возможно восстановление в определенной степени интеллектуальных функций и улучшение физического состояния.

При хроническом отравлении наркотиками у подростков нередко развиваются психозы, которые могут возникнуть как в состоянии опьянения, в состоянии абстиненции, так и после исчезновения основных признаков абстиненции. Эти психозы протекают со страхом, слуховыми и зрительными галлюцинациями, больным кажется, что их жизни угрожает опасность, они куда-то убегают, обороняются, окружающее могут восприниматься ими как кошмарный или, наоборот, приятный сон .

У подростков, предрасположенных к психическим нарушениям, наркотики могут провоцировать длительные психотические состояния, требующие соответствующего психиатрического лечения.

С.Б. Белогуров в анамнезе страдающих наркоманией, наряду с другими факторами, отмечает: воспитание в неполной семье; постоянную занятость одного из родителей (длительные командировки, деловую загруженность и т.д.); отсутствие других детей в семье .

По мнению Б. Уильямс, среди наркоманов наблюдается определенное сходство, касающееся их семей, и отмечаются следующие факторы: отец отсутствует или отличается слабым характером; излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать; непоследовательное поведение и отсутствие сдерживающих факторов; враждебность или конфликты между родителями; нереальное стремление родителей по отношению к детям .

Психологические исследования семей, в которых подросток страдает наркоманией, позволяют сделать вывод о том, что существует психологический тип отца наркозависимого, которого можно обозначить по аналогии с выделенной учеными «шизофреногенной матерью» «наркогенным отцом». Сутью его психологического портрета является сочетание таких черт, как повышенные требования к себе и своему окружению (в частности, ребенку, жене), трудоголизм, нежелание считаться с индивидуальными, возрастными особенностями и ситуативными моментами, эмоциональная холодность в сочетании с жесткостью и нередко с жестокостью, склонность к конкурентной борьбе, гиперактивность и общительность, носящая часто поверхностный характер и не сопровождающаяся желанием понять и эмоционально принять собеседника .

Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где воспитывает ребенка один из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены самим себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери (часто безмерно занятых добыванием средств для жизни семьи), а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий (взрослые так погружены в выяснения отношений, что на ребенка просто не остается времени) .

Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.

Взрослые основное время вынуждены проводить на работе, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится не более нескольких часов в неделю, не считая, естественно, времени на кормление детей, хотя бы минимальный уход за ними и т. д. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни .

Особое место среди семей с гипоопекой занимают так называемые наркоманические семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает более чем в 2 раза. Сын или дочь с раннего детства имеют возможность наблюдать и даже осваивать на практике наркогенные традиции, знакомиться со способами одурманивания. Вся жизнь семьи оказывается подчиненной наркотикам - она характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, деспотичностью отношений, вплоть до физической агрессии. В равной мере это относится к семьям, где родители - оба или один из них - алкоголики. В специальной литературе описаны случаи приобщения родителями-наркоманами шести- и трехлетнего мальчиков .

Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится уход в одурманивание. Дети наркозависимых, а стало быть, почти всегда очень бедных родителей (наркотики выкачивают все средства), не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную жизнь чаще всего с наиболее доступной, но весьма опасной формы наркотизации - с использования средств бытовой химии.

Не менее опасен для развития наркогенных привычек несовершеннолетних прямо противоположный тип семьи - с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности - предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить .

Привыкнув к постоянному контролю, мальчик или девочка легко подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.

Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем их гипоопекаемых сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте - в 13-16 лет. Причем здесь традиционными являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая химия. Хотя бывает, что начинают и с героина .

В обществе стало устойчивым отношение к наркоманам как к преступникам. Это ведет к тому, что они неизбежно начинают чувствовать себя преступниками. Вот письмо парня, которого выгнали из техникума, как только узнали, что он «колется»: «Это только в газетах пишут, что, мол, общество хочет нам помочь вылечиться. А на самом деле нас ненавидят...» .

Из множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем ещё одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается огромное количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Вы узнаете, из каких химикатов и как изготовить наркотик, психотропные вещества и их аналоги, получите урок распространения зелья. Вам объяснят, что нужно делать и как себя вести при задержании полицией .

В российском региональном секторе Интернета информация, связанная с наркотиками, на разных сайтах составляет примерно от 1 до 10% всего глобального потока информации по этой проблеме, которая распространяется в мире по сетям Интернета. Но вот что настораживает: 80 информационных сообщений из ста вполне можно назвать не чем иным, как учебным пособием для молодежи - даются советы по добыванию денег на «дозы», рисуются заманчивые перспективы наркобизнеса, расписываются прелести самых разнообразных наркотиков.

Таким образом, мы выяснили, что проблема наркомании среди подростков – одна из актуальных и серьёзных проблем современности, поэтому профилактика наркомании должна стать одной из важнейших задач в работе общеобразовательных учреждений, и в эту работу должны быть включены все: и семья, и педагоги, и психологическая служба школы.


Заключение

В процессе исследования проблемы наркомании как одной из форм зависимого поведения мы изучили и проанализировали разнообразную психологическую и медицинскую литературу, а также литературу по вопросам профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков. В результате мы пришли к следующим выводам.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания – это одна их форм зависимого, аддиктивного поведения. Девиантное поведение в виде употребления и злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них, является одним из самых распространенных видов отклоняющегося поведения, особенно среди подростков. Кроме этого, наркотизации могут способствовать некоторые личностные черты: инфантилизм, внушаемость и подражаемость, ригидность и другие.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Среди социально-педагогических причин ранней наркотизации отметим следующие: неблагополучные микросоциальные условия – неустойчивые или неполные семьи, ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Предрасполагает к наркомании также низкий уровень мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростка, бедности его эмоциональных, нравственных чувств, направленности личности только на потребление и развлечения. Негативную роль играет также перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений при постоянном стремлении к новым и новым острым ощущениям. Отрицательное влияние оказывают отсутствие значительных и ясных целей жизни, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Особенно опасно отсутствие четкой негативной нравственной оценки наркомании и токсикомании как крайне вредного явления при потере доверия к ряду значимых социальных ценностей. Среди «факторов риска» можно назвать и потребность установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы допустимого и возможного.

Наркомания на сегодняшний день – одна из главных проблем всего мирового сообщества. Жертвами наркомании могут стать практически все, но в большей степени это касается людей молодого возраста: юношей, подростков и даже младших школьников. Пристрастие к наркотикам оборачивается трагедией для самих наркоманов, горем для их родителей и массой серьезных проблем для учителей, воспитателей. Проблемы эти при всей их серьезности и даже трагичности очень деликатны и требуют осторожного, взвешенного подхода. Для этого необходимы знания. Без знаний обычные для взрослых эмоциональные реакции, возникающие при обнаружении признаков наркомании и токсикомании (гнев, стыд, отчаяние, страх, чувство беспомощности), могут стать плохими помощниками в поисках выхода из создавшегося положения.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование проблемы наркомании, уделив при этом особое внимание системе профилактической работы в общеобразовательном учреждении, а так же определить роль и место психологической службы в профилактике наркомании.


Список литературы

1. Баймухаметов, С. Т. Сны золотые: Исповедь наркоманов./ С.Т.Баймухаметов – М.: Знание, 1998. – 190 с.

2. Бездна: Бич ХХ века: пьянство, наркомания, СПИД / Сост. С.Артюхов; Предисл. Ч.Айтматова. – М.: Мол.гвардия, 1988. – С.102 – 242.

3. Безруких, М.М., Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов/ М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова – М.: Вентана-Графф, 2003. – 64с.

4. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях./С.Б.Белогуров – СПб.: ООО «Издательство «Пионер», 2000. – 365с.

5. Братусь, Б.С. Аномалии личности/Б.С.Братусь - М.: Издательский центр «Академия», 1988. – 302с.

6. Братусь, Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма/Б.С.Братусь, П.И.Сидоров – М.: Издательский центр «Академия», 1984. – 144с.

7. Брюн, Е.А. Введение в антропологическую наркологию// Вопросы наркологии. – 1993. - №1. – С.72-78.

8. Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста/ В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин – Томск, 1994. – 310с.

9. Данилин, А.Г., Героин. Советы врачей для подростков и их родителей./А.Г.Данилин, И.В. Данилина – Нижний Новгород, 2001. –183 с.

10. Данилин, А.Г. Как спасти детей от наркотиков/ А.Г.Данилин, И.В.Данилина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 342с.

11. Ерышев, О.Ф. Жизнь без наркотиков. / О.Ф.Ерышев – СПб.: ООО «Издательство «Пионер»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 160с.

12. Если случилась беда: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей / Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 40с.

13. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений/Автор-составитель Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 125с.

14. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». 9-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Автор-составитель Р.А.Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111с.

15. Колесов, Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. / Д.В.Колесов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224с.

16. Комиссаров, Б.Г. SOS. Наркомания./Б.Г.Комиссаров, А.А.Романенко – Ростов-на-Дону, 2000. – 167.

17. Куленич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы/Г.Г.Куленич – М.: ВАКО, 2009. – 208с.

18. Левин, Б.М. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя/ Б.М.Левин, М.Б.Левин – М.: Глобус, 1991. – 254с.

19. Личко, А.Е. Подростковая наркология/А.Е.Личко, В.С.Битенский – Л., 1991. – 304с.

20. Макеева, А.Г. Все цвета, кроме чёрного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 10-11 кл./ А.Г.Макеева, под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005. – 64с.

21. Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты)/В.Д.Менделевич – М.: МЕДпрессинформ, 2003. – 328с.

22. Менделевич, В.Д. Психиатрия и наркология. Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений/В.Д.Менделевич, С.Я.Казнцев, Е.Г.Менделевич, Р.Г.Садыкова/ под ред. проф. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368с.

23. Менделевич, В.Д. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.Д.Менделевич, С.Я.Казанцев, Е.Г.Менделевич, В.А.Евплов; Под ред. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.193 – 227.

24. Мифы и реальность // Айболит. – 2002. – № 24. – С.1.

25. Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе/ автор-составитель П.П. Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – 236с.

26. Надеждин, А.В. Феноменология и психопатология расстройств общего чувства при опийной наркомании/ А.В.Надеждин – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 150с.

27. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

28. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. С.Я.Лебедева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319с.

30. Наркомания – это беда, наркомания – путь в никуда! (информационно-методический материал для педагогов, воспитателей и родителей)/ Под ред. И.О. Таенковой. Изд-во: Краевой молодёжный социальный медико-педагогический центр, Хабаровск. – 2007 г. – 52с.

31. Особенности алкогольной и наркотической зависимости у подростков: методические рекомендации для врачей, педагогов и родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 24с.

32. Пивной алкоголизм – беда молодых: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 12с.

33. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий./ Сост. и ред. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250с.

34. Пятницкая, И.Н. Наркомания/И.Н.Пятницкая – М.: Издательский центр «Академия», 1994. – 265с.

35. Пятницкая, И.Н. Подростковая наркология: Руководство для врачей/ И.Н. Пятницкая, Н.Г. Наденова – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. – 256с.

36. Соломзес, Д. Наркотики и общество./ Д. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 234с.

37. Фридман, Л.С. Наркология./ Л.С.Фридман, Н.Ф.Флеминг, Д.Г.Роберт, С.Е. Хайман – М.: СПб, 1998. – 289с.

38. Что нужно знать о гашишной наркомании: методические рекомендации для врачей и педагогов/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 28с.


Всех уровнях власти проводить более принципиальную, более эффективную и обдуманную политику, направленную, прежде всего на предупреждение наркопреступлений, на профилактику наркотизации среди несовершеннолетних и молодёжи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе носят преимущественно...

Подростковая наркомания и алкоголизм становятся популярными общественными проблемами, с которыми приходится справляться не столько детям, сколько их родителям. и – это зависимости схожего характера. Одни подростки увлекаются спиртным, а другие – наркотиками. И в том, и в другом случае необходимо рассматривать причины возникновения проблемы и проводить профилактику.

Статистика сайта психотерапевтической помощи сайт показывает, что около 56% парней и 20% девушек хоть раз в жизни пробовали химические препараты, направленные на изменение состояния сознания. Кто-то сразу остановился, а кто-то пробовал и другие вещества.

Подростковая наркомания по факту становится проблемой лишь родителей и всего общества. При этом сам подросток не видит в своих поступках ничего плохого. Дело в том, что алкоголь и наркотики – это своеобразные атрибуты взрослой жизни, которые позволяют подростку показать свою самостоятельность. Причин подростковой наркомании очень много, поэтому об этом более подробно будет рассказано далее.

Что такое подростковая наркомания?

Подростковой наркоманией называется зависимость парня или девушки от наркотиков. Здесь речь идет уже не столько о желании «попробовать», сколько о развитой зависимости, когда подросток уже «не может» жить без допинга.

Подростковая наркомания становится закономерностью во многих случаях. Этому способствуют определенные причины, которые возникают в жизни многих детей. Но следует отметить следующее: причины у наркоманов практически все одинаковые, только эти же факторы возникают и у многих других детей, которые не являются наркоманами. Другими словами, станет подросток наркоманом или нет, уже является его выбором, который делается на основе привычных форм мышления и реагирования. Все дети сталкиваются с проблемами в своей жизни. Только не все из-за этого становятся наркоманами.

Наркоманию называют . Человек может либо деградировать, либо прогрессировать. Стояние на месте практически невозможно, поскольку это похоже на смерть. Есть люди, которые на самом деле умирают, еще будучи живыми. Им скучно, их ничто не радует, они ни к чему не стремятся, их ничто не интересует – все это является признаками того, что человек на самом деле умер в уме, в душе, в своих мыслях.

Но вернемся к тому большому количеству людей, которые на самом деле деградируют, думая, что они прогрессируют. Лишь единицы в действительности прогрессируют. Большая же часть либо умерла, либо идет к деградации. Какой основной показатель того, что вы прогрессируете или деградируете? Ваше качество жизни. Вы достигли своих целей? Вы воплотили свои желания? Вы довольны своей жизнью? Вы можете собой гордиться?

Если ваше качество жизни соответствует вашим представлениям о том, как вы должны жить, значит, вы прогрессируете. Но если вы недовольны своей жизнью, бьетесь, как «рыба о лед», вас что-то не устраивает, то ваши привычные действия ведут к деградации. Вы хотите прогрессировать, но на самом деле деградируете. И показателем этого является качество вашей жизни и ваша удовлетворенность ею.

Одним из видов деградации современного общества является привычка «наступать на горло своей песни». Люди постоянно уступают, подчиняются кому-то, слушают не себя, а мнение окружающих. Пока вы живете по указке других людей, вы деградируете. Пока вы пытаетесь наладить отношения с окружающими путем того, что стараетесь им нравиться, делать им только хорошее, уступать и т. д., вы тем самым «наступаете на горло своей песни». Вы не живете своей жизнью, а подчиняете ее воле других людей. Не вы сами решаете, каким человеком быть и как жить, а другие люди указывают вам, в каком направлении двигаться. Вот только такое жертвенное состояние не приводит вас к прогрессу. Почему? Потому что, когда вы остаетесь наедине с собой, понимаете, что несчастны и не довольны своей жизнью. А это показатели того, что вы на самом деле делаете все, чтобы деградировать.

Причины подростковой наркомании

Очень важно понимать, почему возникает подростковая наркомания. Причины важны не только для специалистов, которые стараются помочь детям выздороветь, но и их родителям, самим больным. Понимайте, что происходит с вашим ребенком, чтобы не спровоцировать у него пагубную зависимость или вовремя остановиться.

Причинами подростковой наркомании являются:

  1. Неблагополучная обстановка в семье. Причем речь идет именно о такой обстановке, в которой ребенку трудно находиться. Он предпочитает уходить из дома и не бывать в кругу семьи, поскольку ему тяжело ладить с родственниками. Если ребенку легче находиться вне дома, то он будет более склонным к появлению наркомании или алкоголизма.
  2. или со сверстниками в школе. Частые споры, ссоры и скандалы будут вызывать напряженное состояние внутри подростка, который будет склонен искать способ расслабления.
  3. Появление трудностей, которые подросток вынужден решать сам, при этом отсутствует развитая ответственность. Другими словами, подросток хочет быть самостоятельным, но не может, поскольку не обладает соответствующими волевыми качествами.
  4. Безответственность. Каждый подросток сам принимает решение, употреблять ему наркотики или нет. На это решение влияет его чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье. Если чувство ответственности отсутствует, тогда ребенок становится склонным к наркотикам.
  5. Копирование поведения взрослых. Подросток просто хочет казаться взрослым, поэтому копирует поведение тех, на кого старается быть похожим. Если эти «примеры для подражания» пьют или употребляют наркотики, тогда и ребенок будет к данным веществам прибегать, чтобы казаться взрослым.
  6. Дань общему движению. Если подросток является частью группы, в которой принято употреблять наркотики или пить алкоголь, тогда он не сможет отказаться от данных веществ, чтобы продолжать оставаться частью данной группы.
  7. Интерес. Подросткам порой просто интересно все попробовать. Они пробуют все, что ранее им запрещалось и что принадлежит к взрослому миру, в который они желают вступить.
  8. Отсутствие самореализованности. Когда у подростка нет качеств и моделей поведения, которые помогали бы ему достигать успехов, актуальных для него на сегодняшний день, тогда он прибегает к заменителям.
  9. Психические расстройства. Различные психические отклонения также влияют на выбор подростков.
  10. Неполадки в семье, отсутствие одного из родителей, любви или внимания со стороны взрослых. Появление зависимостей у молодого поколения относят к недостатку полноценного воспитания.
  11. Недоразвитость подростков. Уже в данном возрасте подростки считают себя взрослыми, при этом продолжают оставаться инфантильными, несамостоятельными, зависимыми от родителей и неадекватными в своих реакциях, эмоциональном состоянии.

Проблема подростковой наркомании

На самом деле подростковая наркомания, как и алкоголизм, токсикомания, является проблемой современного общества, где взрослые в большинстве своем заточены на решение материальных проблем, а подростки предоставлены сами себе. Отсутствие взаимопонимания между родителями приводит к тому, что подростки находят утешение в той среде, где им комфортно. В семье и в школе сплошные проблемы, а друзья, с которыми можно хорошо провести время, получить уважение, пообщаться на приятные темы и попробовать все «взрослые» и «запрещенные» препараты, становятся самыми авторитетными и родными.

Подростки кажутся инфантильными и беспомощными в глазах собственных родителей, но уже достаточно взрослыми и способными отвечать за свои поступки, по мнению посторонних людей. Подросток действительно находится на границе перехода от детского возраста к взрослому. Именно на данном этапе он начинает усиленно копировать поступки, привычки и характер взрослых людей, которыми восхищается и на которых желает быть похожим.

Нередко подростковый возраст знаменуется началом развития привычки употреблять алкоголь, курить и даже баловаться наркотиками. У каждой привычки есть своя причина возникновения. Какие причины можно выделить в возникновении подростковой наркомании?

  • Интерес. Детям интересно вести такой же образ жизни, какой ведут взрослые люди. Общество не отличается своей трезвостью и умением контролировать потребление наркотиков. Дети просто копируют взрослых, что в большинстве своем лежит на совести самих взрослых. Если бы мужчины и женщины вели здоровый образ жизни, акцентируя внимание на том, что это является одним из определяющих факторов взрослого человека, тогда и подростки не употребляли бы наркотиков. Зачастую обычный интерес со временем стихает. Если подросток не пристрастился к наркотикам, то через 5-10 лет бросает вредную привычку.
  • Психологические проблемы, часто идущие с самого детства. Эти проблемы связаны с родителями (или опекунами, которые воспитывали ребенка). Дети, подвергавшиеся насилию, физическим побоям, унижениям, часто становятся наркоманами в более взрослом возрасте. Психологи объясняют данный факт неспособностью психики справиться с психологической травмой, нанесенной родителями. Ребенок не способен сам себя защищать, оберегать и разумно анализировать ситуацию. Он полностью доверяет свою жизнь родителям, которые губят ее своими насильственными действиями. Неспособность психики справиться со стрессом заставляет искать пути выхода из ситуации.
  • Патология мозга, который не получает удовольствия. Она может быть врожденной или приобретенной в результате диктаторского или насильственного воспитания. Подросток не способен получать удовольствие от естественных радостей, поэтому ищет методы достижения счастья. Алкоголь или наркотики воздействуют на мозг, провоцируя выделение гормонов счастья и спокойствия. Отсутствие других источников радости приводит к алкоголизму или наркомании.
  • Отсутствие индивидуальности. Если ребенка постоянно подавляют, наказывают за проявление своего «Я» (индивидуальности), не слышат его протестов и слов «нет», тогда он приучается к жизни по указке других людей. В компании друзей или знакомых невозможно отказать людям, которые предлагают побаловаться наркотиками. Потеря собственной индивидуальности приводит к наркомании.

Рассмотренные причины заставляют подумать о воспитании детей. Мамы, папы и общество в целом показывают пример, какими нужно быть мужчинами и женщинами, чтобы считаться взрослыми. Жестокие меры воспитания оставляют травму в психике ребенка, который теперь ищет различные способы ухода от проблем, комплексов и страхов. Также важными становятся генетические данные, которые родители передают своим детям при зачатии и вынашивании. Можно говорить об ответственности родителей и общества в целом за то, какими вырастают дети. Если бы взрослые дяди и тети не употребляли, то дети не пытались бы им подражать и не становились наркоманами в подростковом возрасте.

Профилактика наркомании в подростковой среде

Бороться с наркоманией и помогать уже сложившимся наркоманам – это не профилактика, а лечение. Что же станет профилактикой подростковой наркомании? Здесь мы выделим следующие аспекты:

  1. Правильное родительское воспитание.
  2. Наличие интересов по жизни у подростка.
  3. Развитие в подростке уважения к своему телу и здоровью.

Пожалуй, данные факторы уже будут оберегать его от тех ситуаций, когда окружающие будут предлагать ему наркотики, а он будет делать свой выбор.

Итог

Подростковая наркомания является распространенным явлением за счет отсутствия в детях тех качеств, устремлений и взглядов на мир, которые бы каждый раз останавливали их от пагубной привычки. Конечно, родителям хотелось бы сбросить с себя ответственность за появление у их детей наркотической зависимости. Однако убегание от своих ошибок нисколько не помогает в решении проблемы.

Подростковая наркомания не является обособленным явлением, она представляет собой проблему семьи, самого индивидуума и в целом социального окружения. Именно вследствие этого предупреждение такой страшной беды основывается на комплексном всестороннем подходе. Наркомания в подростковом возрасте характеризуется специфическими особенностями. Сегодня основополагающая проблема наркомании в социуме заключается не исключительно в пагубной привычке, а в моде на прием различных средств, вызывающих зависимость. Ведь, к сожалению, для нынешних подростков употребление наркотических препаратов стало своеобразной традицией. Статистика подростковой наркомании утверждает, что 20% девушек и 56% подростков принадлежащих к сильному полу, хотя бы раз употребляли вещества наркотического воздействия.

Детская наркомания характеризуется тесной взаимосвязью непосредственно с переходным этапом завершения периода детской беззаботности и вхождение во взрослое существование. Молодому неожиданно приходится самостоятельно принимать решения и возлагать за них ответственность на себя. Вследствие этого, если родители не смогли воспитать в подростке ответственность, то подростковая зависимость может оказаться гораздо ближе для них, чем хотелось бы. Установлено, что подростковый алкоголизм и наркомания являются итогом подросткового стремления казаться старше. К сожалению, наркомания в подростковой среде сегодня является своеобразной возможностью проявить собственную «крутость» и не отставать от товарищей.

Причины подростковой наркомании

Большинство нарушений в поведении несовершеннолетних (кроме случаев психических недугов) порождено неправильным родительским воспитанием. Нередко родители совершенно некритичны к собственным моделям воспитания. Зачастую они возлагают вину за эту пагубную привычку либо на самого подростка, либо его на товарищей, которые якобы пристрастили его.

Подростковый алкоголизм и наркомания давно уже стали социальными проблемами. Рост количества алкоголиков и наркозависимых в подростковой среде создает предпосылки к социальной угрозе мирового масштаба. Согласно информации всемирной организации здравоохранения, алкоголизм и наркомания являются третьими по частоте причинами смертности. Статистика подростковой наркомании и алкоголизма свидетельствует, что 80% взрослых лиц, страдающих алкоголизмом или наркозависимостью, начали свою пагубную «карьеру» именно в пубертатном периоде.

Факторов, провоцирующих подростков на эксперименты с приемом различных наркотических средств, существует множество, но в общем можно выделить две большие группы.

Личностные расстройства и заболевания психики подростка, вследствие которых он не в состоянии самореализоваться другим способом, кроме как прием спиртосодержащих напитков или употребление наркотиков, относят к первой группе. В пубертатном периоде подростки могут быть повержены множеству недугов, затрагивающих психику. Причем некоторые из таких недугов впервые обнаруживаются именно в переходном периоде, вследствие того, что происходит гормональное переустройство организма, провоцирующее обострение скрытых заболеваний и появление новых. Другие заболевания носят врожденный характер и в период переустройства организма могут стать более выраженными. Так, например, представляющая собой врожденное расстройство личности, от которого страдает сама личность и общество. Такие врожденные расстройства или приобретенные аномалии характера ведут к дисгармоничному формированию личности и расстраивают ее социальную адаптацию.

Большим значением для формирования расстройства поведения у подростка, страдающего вышеотмеченными аномалиями, обладает неблагоприятное воздействие среды, например, недостаток воспитания.

Если в семье коррекцией аномального поведения ребенка никто не занимается, вследствие того, что родителям интереснее пьянствовать или они озабочены только материальным обеспечением, если подросток воспитывается в атмосфере постоянных скандалов или в неполной семье, то акцентуации или психопатические аномалии характера только усиливаются. Акцентуацией характера называют индивидуальные ярко выраженные черты, которые еще не являются патологией. Акцентуации как бы являются границей между нормой и психопатией. В целом вариации акцентуаций характера аналогичны психопатическим чертам (возбудимость, истеричность, и др.), но при этом все особенности проявляются не столь резко. Также при акцентуации не наблюдается серьезное нарушение , как при психопатиях.

И пограничное умственное недоразвитие тоже могут способствовать ранней наркомании и употреблению спиртных напитков. Такие подростки не способны верно оценивать следствия собственных действий, легко внушаемы, вследствие чего попадают под влияние окружения и больше подвержены негативному воздействию, чем позитивному. Все это и формирует благодатную почву для подражания ровесникам, которые были замечены в злоупотреблении спиртными напитками и наркотиками.
Также подростки, склонные к приему наркотических препаратов, могут иметь и тяжелые психические недуги, такие как: или . Они выражаются в психических аномалиях, создающих фундамент для употребления спиртосодержащих напитков и наркотиков.

Специфические особенности поведения относят ко второй группе факторов, провоцирующих подростков на чрезмерное употребление алкоголя или наркотических препаратов. Подростковому возрасту присущи свои специфические поведенческие черты, вследствие наличия которых ребенку сложно противостоять отрицательному воздействию.

Пубертатному периоду характерны специфические реакции на внешние воздействия различной направленности и расстройства в поведенческой функции, которые могут наблюдаться у здоровых детей, а могут являться проявлением имеющегося психического недуга. Зачастую подобные нарушения присущи молодым людям с наличием различных акцентуаций характера или психопатии.

Подростковая наркомания и токсикомания, как правило, является следствием нарушения поведения. Большинство нынешних подростков являются акселератами в физическом развитии, но многие из них в поведенческих реакциях и эмоциональных проявлениях остаются инфантильными. Другими словами, внешне они выглядят вполне сформированными, взрослыми, но поведение их и эмоциональное реагирование остается на уровне детского. У них наблюдается превалирование детских интересов и изменчивость эмоциональных проявлений, незрелость функций психики, подверженность негативному воздействию, склонность к копированию поведения значимых лиц, беспечность, легкомысленность, неумение правильно оценивать плоды собственных деяний, незрелость чувства ответственности, наряду с высоким ростом и кажущейся «взрослостью».

Такие подростки не всегда могут критически оценить себя и собственные действия. Они стремятся к независимости, однако не могут самостоятельно себя финансово обеспечить, вследствие чего зависят от родственников. А в школьной среде им приходится подчиняться требованиям педагогов. Поэтому они стремятся компенсировать собственную зависимость вне школьных стен и домашней среды, в подростковых группировках, где каждый устремлен на демонстрацию товарищам собственной «крутости» и завоевание «авторитета» методами и средствами доступными ему. Такие методы обязательно будут популярными в данной конкретной группе, но существенно будут отличаться от требований, выдвигаемых школой и родителями.

Проблема подростковой наркомании

Сегодня наркомания в подростковой среде представляет собой серьезную проблему, которой нужно противостоять на всех стадиях ее возникновения, начиная с ликвидации незаконного оборота наркотических веществ и заканчивая работой профилактического характера в учебных учреждениях и семьях. К сожалению, профилактика подростковой наркомании на практике малоэффективна. Так как на определенном этапе подросткового развития среда сверстников оказывает большее воздействие, чем взрослое окружение. И пока для детей прием наркотических веществ будет олицетворять проявление самостоятельности и собственной «крутости», ситуация с наркоманией в мире не изменится.

Подростковая наркомания и токсикомания в обществе приобрела однозначно отрицательное и отвергающее отношение, которое связано с неведением и непониманием такого явления, как наркомания. перед неведомым, а потому и пугающим, тревога за детей, боязнь наркомафии, ужасающая статистика, сложившиеся стереотипы – все это вместе ведет к резким реакциям отторжения в социуме и изгнания наркоманов-подростков обществом. Подросток, отверженный в семье, коллективе ровесников и изгнанный обществом оказывается на вершине пропасти. И единственной средой, где его принимают без обвинений, и отторжения является среда, с доминирующей культурой, основывающейся на потреблении наркотических или иных психоактивных веществ. Выживание из так называемого «нормального» социума приговаривает подростка-наркомана к существованию в окружении, которое в психологическом плане разрушает интенсивнее, чем наркотические вещества, но вне которого он уже не в состоянии жить. Подобным образом, организовывается особая субкультура наркозависимых лиц с характерными принципами жизни, идеологией, системой ценностей, речью, атрибутикой, мифами.

Наркомания в подростковом возрасте сегодня стала трагедией, охватывающей весь мир. К сожалению, она является неотъемлемой частью бытия. Поэтому необходимо понимать, что последствия подростковой наркомании – это деградация социума, что в конечном итоге повлечет вымирание человечества. Порицание и общественное отторжение подростков-наркоманов не решит проблему наркотизации молодого поколения.

Профилактика наркомании в подростковой среде

За последние столетье наркомания перешла из явления, бывшего предметом изучения психиатрии, в разряд так называемых болезней общества и стала общесоциальной проблемой. Поэтому важнейшей задачей современного общества является профилактика подростковой наркомании. Однако, ошибочно полагать, что с подобным явлением должно бороться исключительно общество.

Профилактика подростковой наркотизации, помощь подросткам-наркоманам, противостояние этому страшному недугу является задачей каждого члена социума. Ведь последствия подростковой наркомании затрагивают не только исключительно семьи, которых постигла эта страшная беда, но и их окружение.

Основные задачи психологического подхода и педагогического воздействия в сфере профилактики наркозависимости лежат в формировании у молодежи адекватного уровня , выработке навыков коммуникативного взаимодействия и умений противостоять давлению сверстников, адаптации к изменяющимся обстоятельствам и формировании социальной гибкости.

Профилактика подростковой наркотизации заключается в проведение комплекса мероприятий политического и экономически-правового характера, социальной, медико-педагогической, культурной, физкультурно-оздоровительной направленности, которые целеустремленны на предупреждение зарождения и распространения такого страшного явления, как наркомания.

Лечение подростковой наркомании должно быть:

— индивидуализированным, учитывающим все особенности пациента, которые включают личностные характеристики, вид наркотика, социальные условия и др.;

— продолжительным и непрерывным;

— комплексным;

— ориентированным на всецелом воздержании от употребления любых веществ психоактивной направленности, включая алкоголь.

Лечение подростковой наркомании непосредственно зависит от времени выявления и оперативности начала терапии. Своевременность обнаружения является задачей взрослого окружения подростков, особенно педагогов и родителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие наркомании, виды наркотических веществ. Социальные и культурные факторы возникновения наркомании у молодежи. Медико-психические особенности алкоголизма, механизмы развития зависимости. Характерологические черты больных ранним алкоголизмом.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Классификация наркотиков, их воздействие на организм и сознание человека. Качества зависимой личности, способствующие наркотизации. Особенности подростковой наркомании, причины и тенденции. Система профилактической работы в общеобразовательном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2011

    Сведения о количестве потребителей наркотических и одурманивающих средств в молодежной среде. Наркология как область психиатрии. Виды наркотических веществ. Формирование абстинентного синдрома, психической и физической зависимости от наркотиков.

    реферат , добавлен 27.04.2010

    Феноменология суицидального поведения, его специфика в подростковой среде. Подходы к организации диагностики, требования к данному процессу и анализ полученных результатов. Диагностика суицидального поведения подростков в условиях современной школы.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2015

    Понятие наркомании, первые реакции организма подростка на одурманивающие средства. Краткий анализ употребления наркотиков в Украине. Симптомы и изменения в поведении подростков, характерны при употреблении наркотиков. Роль родителей в воспитании ребенка.

    доклад , добавлен 01.06.2010

    Проблемы наркомании среди молодёжи. Профилактика химической зависимости. Наркотики и закон. Легализация наркотиков. Доводы (за и против). Обучающие программы ППХЗ (первичная профилактика химической зависимости) среди подростков и молодёжи.

    дипломная работа , добавлен 04.01.2006

    Особенности возрастного развития в подростковом возрасте. Понятие и специфика делинквентного поведения. Исследование особенностей делинквентного поведения у подростков. Основные причины подростковой преступности. Тест А. Ассингера, шкала Кука-Медлей.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016