Аж всю трясет. Трясёт все тело изнутри – что это может быть? Почему трясёт всё внутри, возможные болезни


В каменном кругу древнего кладбища, в пульсирующем древней магией и мощью месте культа старых, забытых и вечных богов Стенолаз поднял руки и окровавленный нож. И закричал. Ликующе. Дико. Нечеловечески.
Всё вокруг замерло в ужасе.

Анджей Сапковский «Божьи воины»

Среди ветреных пустошей, над вереском, под низким неспокойным небом - иероглифы на сером камне. Истёртые временем, потерянные, чуждые нашему миру, заброшенные в него из другой, неизвестной реальности, отделённой бездной веков. Несущие печать вечности обломки забытых эпох, пережившие не одно поколение легенд, в которых уже нет ни капли правды. Но по-прежнему исполненные странной силы и непобедимого величия. Вызывающие трепет даже сейчас. Мегалиты.

Мегалитами («большими камнями») обычно именуются доисторические сооружения из огромных каменных блоков, соединённых без применения раствора. Но это определение очень неточно. Значительная часть археологических памятников, относимых к мегалитам, в строгом смысле не являются сооружениями вообще, так как состоят из единственного монолита или нескольких не соединённых друг с другом плит.

Кроме того, камни мегалитических построек не всегда велики. Наконец, к мегалитам зачастую относят и некоторые здания, построенные уже в историческое время, но либо с использованием циклопических глыб (храм Юпитера в Баальбеке), либо без применения раствора (Мачу-Пикчу в Перу, XVI век).

Что же тогда объединяет мегалиты? Пожалуй, монументальность и ореол тайны. Мегалит - творение ушедшего, часто уже безымянного народа. Это послание из невообразимо далёкого «долегендарного» прошлого. Памятник неизвестному строителю.

ВЕЧНЫЕ КАМНИ

Чуждый, сюрреалистический, противоречащий всем известным принципам архитектуры облик мегалитов подпитывает обширнейшую «современную мифологию», полную атлантов, гиперборейцев и прочих представителей канувших в Лету высокоразвитых цивилизаций. Но есть минимум две причины не принимать всерьёз подобные спекуляции. Во-первых, вразумительного объяснения появлению мегалитов они всё равно не дают. Во-вторых, действительные тайны истории интереснее мнимых.

К простейшим мегалитам, тем самым, которые не могут ещё считаться сооружениями, относятся священные камни сейды и менгиры - вертикально воткнутые в землю продолговатые, грубо обработанные блоки, отколотые от скалы. Чуть позже они сменяются ортостатами, отличающимися плоской формой и наличием как минимум одной тщательно сглаженной грани, на которой чертились или высекались магические знаки.

Одиночные менгиры и сейды, как правило, служили предметами поклонения. Возле крупнейшего в Англии Радстонского монолита высотой 7,6 метра, украшенного окаменевшими следами динозавра, приносились жертвы. На равнинах ледниковые глыбы всегда привлекали внимание и, вполне вероятно, могли считаться домом духа либо оружием первопредка. Менгиры помельче обычно служили надгробиями вождей. Во всяком случае, именно с этой целью последний из них под камеру был установлен в начале прошлого века в Индонезии. Крупнейшее скопление из 3000 ортостатов - Карнакские камни в Бретани - доисторическое кладбище.

В некоторых случаях менигиры размещались группой, образуя обозначающий границы культового места - круг кромлех. Нередко в центре декоративной ограды обнаруживалась выложенная камнем платформа, на которой сжигались тела умерших либо приносились в жертву животные и пленники. Здесь же могли проводиться церемонии, собрания, празднества и прочие общественные мероприятия. Культы менялись. Кромлехи долговечнее религий.

Не исключено и использование мегалитических сооружений в качестве обсерваторий. Для точного определения положения Луны и Солнца (по тени) требовались незыблемые ориентиры. Расставленные по кругу менгиры выполняли эту роль. Нужно отметить, что и в Средние века у обсерваторий было сходное устройство.

Уже в древности люди стремились к разнообразию и не боялись экспериментов. Эпохальным шагом вперёд, настоящим прорывом в каменной архитектуре стали таулы - конструкции из большого камня, водружённого на маленький. Затем появились трилиты - арки из трёх камней - краса и гордость Стоунхенджа. Устойчивость и долговечность этих сооружений навела первобытных строителей на мысль о сооружении дольменов - первых каменных зданий в истории человечества.

С дольменами, как, впрочем, и с остальными простейшими мегалитами связана масса загадок. Например, их никогда не удаётся связать с какой-то определённой археологической культурой - то есть с древним народом, миграции которого отслеживаются учёными по характерной керамике, наконечникам и другим находкам. Камень не выдаёт возраста постройки, ничего не сообщает о создателях. Определить дату появления дольмена, как правило, можно лишь с точностью до нескольких веков. А за такой срок население страны сменялось не раз. Артефакты же, обнаруженные в сооружении и вокруг него, ни о чём не говорят, так как известно, что мегалиты, переходя из рук в руки, оставались «в эксплуатации» тысячелетиями.

Изрядно озадачить может и то обстоятельство, что похожие, почти идентичные мегалиты разбросаны по огромной площади - от Кавказа до Португалии и от Оркнейских островов до Сенегала. В связи с этим выдвигалась даже версия о некой «культуре дольменов», представители которой некогда населяли все эти территории. Но гипотеза не подтвердилась. Следов такого народа найдено не было. Более того, обнаружилось, что возраст двух одинаковых, расположенных рядом дольменов может различаться на пару тысяч лет.

На самом деле сходство дольменов разных стран объясняется тем, что лежащая на поверхности идея закономерно приходила в голову многим людям. Любой ребёнок мог сделать «домик», поставив на ребро четыре плоских камня и положив на них пятый. Либо накрыть ямку в камне плоским блоком (корытообразный дольмен). Восхитившись своим творением, юный архитектор вырастал, становился вождём и подвигал соплеменников на строительство сооружения уже в натуральную величину.

С определённостью можно сказать одно: появление первых мегалитов связано с переходом населения к осёдлому образу жизни. У бродячих охотников не имелось желания ворочать встреченные во время миграций глыбы. Да и группы людей были слишком малочисленными для осуществления масштабных работ. У первых же земледельцев возможность заняться капитальным строительством появилась. Отсутствовал только опыт. И ничего лучшего, нежели вкопать в землю два камня и водрузить на них третий, им долго не приходило в голову.

Судя по всему, дольмены были склепами. В некоторых из них найдены останки сотен людей. Истлевшие кости образовывали слой за слоем, и новые могилы выкапывались прямо в образовавшейся массе. Другие дольмены совершенно пусты. Вероятно, за прошедшие тысячелетия кто-то взял на себя труд вычистить их.

Путь в лабиринте

Особую категорию мегалитов составляют плоские каирны - выложенные из небольших камней линии или рисунки. К ней относятся многочисленные «каменные ладьи» - захоронения викингов, выполненные в форме обозначенного валунами контура корабля, и уникальный «каменный орёл» - изображение птицы с распростёртыми крыльями, созданное неизвестным племенем североамериканских индейцев.

Но самые знаменитые плоские каирны - «лабиринты», встречающиеся в Скандинавии, Финляндии, Англии, на севере России и даже на Новой Земле. Ряды камней образуют запутанную, свивающуюся спиралью тропу. Это наименее заметные и, одновременно, чрезвычайно эффектные мегалиты. Ибо лабиринт - мощный символ, сплетающий реальность. Путь в страну духов извилист.

Кто оставил эти каменные печати, неразгаданные знаки на северной, скудной земле? Как и большинство мегалитов, лабиринты анонимны. Иногда их связывают с племенами протосаамов, но сами саамы ничего не знают о спиралях. Кроме того, лабиринты распространены далеко за пределами границ расселения предков этого народа. Отдельное мнение по данному вопросу у ненцев, считающих плоские каирны делом рук сиртя - низкорослого коренастого народа кузнецов, давно ушедшего под землю.

Но рано или поздно строительство простых каменных коробок переставало приносить удовлетворение. Дольмен достаточно эффектен для прославления отдельного клана, но маловат, чтобы стать гордостью и культовым центром целого племенного союза. Люди уже хотели большего. Хотя бы просто по размеру.

Отдельные дольмены начали выстраиваться в длинный коридор, часто с боковыми ответвлениями. Иногда строились два соединённых переходами коридора. Естественные плиты трудно было подобрать по форме, и для строительства «стен» стала применяться кладка, как в составных дольменах, либо цельные шлифованные блоки, как в плиточных.

Но и в таком случае строение не казалось достаточно величественным. Поэтому поверх «многосерийных» дольменов насыпался колоссальный каирн - искусственное сооружение в виде груды камней. Для того же чтобы пирамида не оседала, по периметру её «подпирали» кольцом ортостатов. Если пояс был не один, получалось что-то подобное зиккурату. О масшта бах неолитической гигантомании можно судить уже по тому, что подобные сооружения, давно принявшие вид покатых холмов, в новое время десятилетиями эксплуатировались как каменоломни, прежде чем рабочие обнаруживали внутренние камеры.

Самые внушительные из памятников неолита именуются ныне «коридорными гробницами» либо «мегалитическими храмами». Но одно и то же сооружение могло совмещать функции или изменить их со временем. В любом случае курганы плохо подходили для совершения ритуалов. Внутри было слишком тесно. Поэтому каирны продолжали сосуществовать с кромлехами до тех пор, пока люди не научились строить настоящие храмы, под сводами которых могли бы поместиться не только жрецы, но и верующие.

Эра мегалитов, начавшаяся в доисторические времена, не имеет чётких границ. Она не завершилась, а лишь, по мере того как совершенствовались технологии строительства, постепенно сходила на нет. Даже в сравнительно поздние эпохи, когда способы возведения арки стали известны, а здания строились из тёсаного камня и кирпича, спрос на гигантские блоки не исчез. Их продолжали использовать, но уже скорее как декоративный элемент. И даже умея скреплять камни раствором, зодчие не всегда находили нужным это делать. Ведь шлифованные камни, пригнанные друг к другу, снабжённые выступами и пазами, смотрелись лучше. Наконец, даже необработанная глыба иногда оказывалась к месту. Валун, служащий основанием для конной статуи Петра I в Санкт-Петербурге, - типичный мегалит.

Башни титанов

Шотландские борхи и средиземноморские нураги - мегалиты относительно поздние, относящиеся уже к веку бронзы. Представляют они собой башни, сложенные из небольших необработанных камней без применения раствора. И то, что многие их этих сооружений, скреплённых лишь весом материала, стоят до сих пор, вызывает огромное уважение к строителям.

Создание борхов приписывается пиктам, а нурагов - шарденам. Но обе версии не бесспорны. Кроме того, от самих этих народов остались лишь имена, данные им иностранными летописцами. Происхождение и обычаи пиктов и шарденов неизвестны. И это ещё более затрудняет разгадку назначения многочисленных (лишь на одной Сардинии было построено больше 30 000 нурагов), но нефункциональных сооружений.

Брохи напоминают укрепления, но едва ли использовались для обороны, потому что не имели бойниц и не могли вместить достаточное количество защитников. В них не разводили огонь, не жили, не хоронили усопших и не хранили припасы. Найденные же в башнях предметы принадлежат почти исключительно кельтам, столетия спустя заселившим Шотландию и пытавшимся придумать башням какое-то применение. Однако преуспели они не больше археологов.

ТАЙНЫ БОЛЬШОГО КАМНЯ

Остается вопрос «как». Как без тяжёлой техники люди доставляли огромные камни, как поднимали их, как обтёсывали? Именно эти загадки вдохновляют авторов альтернативных гипотез. В основе которых, впрочем, лежит банальное отсутствие воображения. Неподготовленному человеку трудно представить, как варвары каменными орудиями обтёсывают гигантский блок и вручную устанавливают его на место. Представить же, как всё это неизвестно зачем неизвестным способом проделывают неизвестно куда подевавшиеся атланты, по силам любому.

Но альтернативные рассуждения содержат фундаментальную ошибку. Располагая подъёмными кранами и алмазными пилами, мы не используем огромные каменные монолиты. Это же нерационально. Сейчас доступны более удобные материалы. Мегалиты сооружались людьми, просто не способными ещё строить иначе.

Камень действительно трудно обрабатывать другим камнем или медью. Поэтому лишь в век железа строить начали из сравнительно компактных тёсаных «кирпичей». Ведь чем меньше блок, тем больше его относительная поверхность. Так что египтяне вовсе не стремились осложнить себе работу, используя для возведения пирамид полутора- и двухтонные глыбы, которые, конечно же, нелегко было перевозить и поднимать. Напротив, они облегчали её, насколько возможно. Ведь с уменьшением блоков затраты на их изготовление резко возросли бы, транспортные же расходы сократились бы незначительно.

Переправлять-то пришлось бы прежний вес. Так же рассуждали и создатели мегалитов.

Оценка сложности задачи «на глаз» часто приводит к ошибкам. Кажется, что труд строителей Стоунхенджа был огромен, но, очевидно, затраты на сооружение самых малых из египетских и месоамериканских пирамид были несравненно выше. В свою очередь, на все пирамиды Египта, вместе взятые, ушло вчетверо меньше труда, чем на один только канал - 700-километровый «дублёр» русла Нила. Вот это действительно был масштабный проект! Пирамиды же египтяне возводили в свободное время. Для души.

Трудно ли было обтесать и отшлифовать 20-тонную плиту? Да. Но каждый крестьянин или охотник в каменном веке за свою жизнь между делом, вечерами изготовляя необходимые инструменты, доводил почти до зеркального блеска около 40 квадратных метров камня, по возможности выбирая самые твёрдые из горных пород: обработке откалыванием и шлифовкой о мокрый песок не поддаётся только алмаз.

Сложной представляется доставка огромных камней не только без техники, но и без лошадей, даже без колеса. Между тем, при Петре I фрегаты именно так переправлялись по маршруту будущего Беломорканала. Крестьяне и солдаты тянули корабли по деревянным рельсам, подкладывая деревянные же катки. Причём груз не раз приходилось втаскивать на многометровые утёсы. В таких случаях приходилось сооружать намёт, а иногда и использовать противовесы в виде клетей с камнями. Но, отдавая приказ, царь, вероятно, думал недолго, так как речь шла об операции вполне заурядной. Испанцам тоже казалось и быстрее, и безопаснее перетаскивать галеоны из Карибского моря в Тихий океан через Панамский перешеек, чем перегонять их вокруг мыса Горн.

Ценную информацию дало исследование мальтийских мегалитических храмов, один из которых был внезапно заброшен в процессе строительства. Всё, что рабочие обычно забирали с собой, - каменные катки и салазки - осталось на месте. Сохранились даже чертежи, имевшие вид миниатюрного макета сооружения (именно так - по модели, а не по бумаге, - строили до XVIII века). Кроме того, на Мальте, а позже и в других богатых мегалитами регионах, были обнаружены «каменные рельсы» - параллельные борозды, оставленные многократным прокатыванием круглых камней под тяжёлыми салазками.

Хоббичьи норы

Мегалитические сооружения Скара-Брей уникальны в первую очередь тем, что они - жилые. Обычно люди неолита строили из вечного камня дома только для мёртвых. Но Шотландия в ту пору была северным форпостом земледелия. Так что удивительно низкорослому, меньше пигмеев, народу, решившему обосноваться на этой суровой земле, пришлось окапываться на совесть. Сказывалась и нехватка дерева. «Хоббиты» могли рассчитывать лишь на брёвна, принесённые морскими волнами.

Другая интересная особенность данных мегалитов - в их кладке немного того, что заслуживало бы эпитета «мега». Камни, в большинстве, невелики. Дома явно строились силами одной семьи, не способной доставить на место и водрузить на сооружение монолитную плиту дольмена. Крыши «хоббиты» сооружали из дерева и дёрна. Зато в каждой комнате было несколько мегалитов в миниатюре - каменных табуретов и этажерок.

Но всё-таки - не слишком ли велик был труд? Так ли уж нужно было безвестным варварам осложнять свою и без того нелёгкую жизнь доставкой и подъёмом 50-тонных глыб Стоунхенджа? Причём не выгоды ради, а для красоты, для славы. Понимая, что арки культового центра вполне можно сделать и из дерева.

Жители неолитической Англии думали, что не слишком. Точно так же полагали и римляне, используя в Баальбеке рекордные, немыслимые 800-тонные блоки, хотя вполне могли обойтись и обычными. С ними были согласны инки, вырезая из камня прихотливые пазлы, чтобы собрать из них стены Мачу-Пикчу. Мегалитические постройки поражают воображение даже сейчас. Поражали они его и тогда. Намного сильнее поражали. Своим трудом строители прославляли божество, и немного - самих себя. А учитывая, что цели они достигли, - хотя имена их забыты, слава, пережив рождение и конец многих цивилизаций, гремит сквозь тысячелетия, - можно ли говорить, что труд был слишком велик?

Напротив, это было очень экономичное решение.

Во что поиграть?
  • Rise of Nations (2003)
  • Age of Empires 3 (2005)
  • Civilization 4 (2005)

Мегалиты, огромные сооружения из массивных каменных глыб, встречаются и в нашей стране. В России подобных сооружений достаточно много, только вот известны они не так, как знаменитый Стоунхендж в Великобритании или Ольянтайтамбо в Перу. С древними мегалитическими сооружениями, встречающимися на территории России, мы познакомимся далее.

Первое с чего начнем путешествие это Гора Воттоваара - наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности - 417,3 м над уровнем моря. Площадь горы 6 кв. км.
Место просто полно странными артефактами после которых начинаешь задумываться о древних высокоразвитых технологиях по камнеобработке, давайте лучше посмотрим на фото.

Гора Воттоваара.
Разбросаны блоки мегалиты.

Ближний блок спил под углом 90 градусов или игра природы?

Как будто лазером провели:) геологи считают, что трещины и разломы, образовались в результате сильного землетрясения около 9 тысяч лет назад. Ровные же плоскости камней – результат свойств местной породы – кварцита, структура которого и задает столь ровные плоскости при расколе.

Так все же природа или рукотворность? Давайте посмотрим ближе.

Больше похоже на идеально спиленные блоки плотно подогнаные друг к другу. Трудно представить древнего предка с медным зубилом который где-то на горе вытачивает такие ровные блоки.

Хороший ракурс, идеально ровная стенка.

Кто шарик потерял?)

Тут явно без высоких технологий по камнеобработке не обошлось или все же игра природы? :)

Гора Пидан.
С первого взгляда похоже на ничем не примечательную кучку камней растрескавшейся скалы.

Но подойдя ближе становится больше похоже на мегалитическую кладку.

Заглянув между блоков, там где камни были меньше подвержены влиянию эрозии от ветра и дождей видно рукотворность и как сохранились ровные грани.

В месте где стык блоков разошелся видно ровный спил и перед нами открывается технология укладки этих блоков.

Каменный город в Пермском крае.
По версии учёных, Каменный Город – это устье реки, впадавшей в Пермское море миллионы лет назад, именно этим объясняются красиво и ровно, под прямыми углами, выточенные камни, аккуратная их кладка и перпендикулярные друг другу «протоки» «устья».

Каменный город.

Смотрите какие ровные стороны мегалитов, как будто спилены.

Снова старый метод заглянуть между блоков внутрь кладки, смотрите на дальний блок по центру, ровный срез по всей длине блока.

Говорят где-то на Кольском полуострове находится этот бассейн вырезанный прямо в скале.

На юге Западной Сибири в горной Шории в Междуреченском районе есть маленький геологический посёлок под названием Камешки.
В этом поселке живет несколько образованных талантливых геологов. Это Александр Беспалов, Вячеслав Почёткин и другие. Эти люди всю свою жизнь занимались исследованиями горных систем Западной Сибири. Однажды они натолкнулись в горах на странные мегалитические сооружения, которые для себя никак не могли объяснить. Это были стены, выложенные из гигантских каменных блоков и странные постройки с вертикально установленными каменными обелисками. По интернету они связались с Георгием Сидоровым, так была собрана первая экспедиция.

Горная Шория.
Некоторые гранитные блоки внизу были сложены из красного гранита, венчали их блоки из гранита серого, а выше лежала полигональная кладка из различных блоков, как красного гранита, так и серого.

Гранит в некоторых местах оплавился от воздействия огромных температур и потек под тяжестью верхних рядов. Кунгуров бы про такое сказал, что это следы оплавления от термоядерного взрыва:)

Стена сложена полигональной кладкой из разноцветных блоков.

Размеры блоков впечатляют, по одной из версий, находка - рукотворное строение возрастом свыше 100 тыс лет.

На фото Георгий Сидоров, по его мнению все это мегалитическое строение может являться руинами древней электростанции или энергоцентрали, которая переводила сейсмическую энергию в какие-то другие.

Снова заглянув внутрь кладки где блоки были меньше подвержены эрозии, видны ровные прямые грани, смотрите как два блока лежат плотно, здесь лучше видна рукотворность.

Полигональная кладка.

Горная Шория. Огромные блоки.
на кафедре радиофизики в Томский государственный университет демонстрировали фотографии на экране, рассказывали о различных видах кладки, о каменных замках, которыми скреплены гигантские гранитные блоки и ни один учёный физик не сказал, что всё это имеет природное происхождение. Больше всего их удивило, как могли древние поднимать гигантские каменные блоки на высоту более 1000 метров и там устанавливать их на специальной платформе.

Затем в Томском филиале РГО фотографии изучали учёные геологи и географы. И те, и другие пришли к выводу, что представленные артефакты являются рукотворными.

Склярова просили прокомментировать находку. И что же он сказал? Что все найденные артефакты ничто иное, как растрескавшиеся под прямым углом скалы. Что ничего рукотворного здесь нет. Просто игра природы, не более.
После этих слов я не удивляюсь почему ЛАИ не изучает русские мегалиты.

Между блоков.

Для сравнения слева мегалит в Баальбеке, справа мегалит в горной Шории, похоже автор один:)

Гора Шаман недалеко от с. Нижнетамбовское, Хабаровский край.

Древняя мегалитическая кладка.

Опять между блоков лучше видна рукотворность и прямые линии.

Большой блок мегалит.

Большой блок мегалит на маленьких камнях, так делают для лучшей сейсмоустойчивости.

Мегалитическая кладка напоминает Горную Шорию.

Кабардино-Балкария, пещера в Баксанском ущелье.
Сначала нужно протиснуться в дыру размером 40 на 120 см, затем спускаться на верёвке по узкой вертикальной шахте. Её образуют две параллельные каменные плиты. Через 9 метров - первое «колено»: лаз уходит в сторону и тут же вновь обрывается вниз. Уже здесь вас накроет абсолютная тишина - снаружи не проникает ни звука. Ещё 23 метра в глубину - и новое «колено». Чтобы достигнуть дна пещеры, нужно преодолеть более 80 метров, и на это уйдёт целый час. Зато, миновав «бутылочное горлышко», вы окажетесь в огромном помещении, которое исследователи назвали «флягой». Внутри увидим обработанные стены из туфа и гранита, сложенные из разновеликих, плотно подогнанных друг к другу отшлифованных мегалитов.

Спуск в пещеру.

Четко видно грани блоков и швы между ними.

Ровная кладка поражает и швы четко подогнаны друг к другу.

Трехгранные блоки немного разошлись.

Еле заметные швы блоков на левой полулунной стене и на стене за ней.

как вам швы?

Поворот пещеры под углом 90 градусов. Два больших мегалитических блока стоят друг на друге.

Технологии обработки камня поражают, а еще больше поражает комментарий начальника участка Кабардино-Балкарской геолого-разведочной экспедиции Веры Давиденко, но она реалист и верит, что природе по силам все и сделала заключение: «Туф представляет собой скопление продуктов выброса вулкана – пепла, обрывков лавы, вулканического стекла и, в небольшой степени, обломков пород, слагающих стенки кратера. Материал выброса при накоплении был горячим и поэтому при застывании образовались трещины отдельности – то есть весь туфовый массив оказался как бы разбитым на блоки. Углубление, обнаруженное в районе селения Заюково, представляет собой одну из таких трещин гравитационного отрыва, для которой характерны ровные поверхности соприкосновения», но это начальник геолого-разведочной экспедиции, ей наверное виднее.

Схема строения.

На финал немного фантастики) Аракульский Шихан, странное сооружение посреди леса. У меня все, пинайте:)


Изучение мегалитических сооружений позволит раскрыть технологии прошлого. Сколько цивилизаций существовало в древности и можем ли мы найти их следы, которые позволят дополнить наши представления об истории нашего мира?

Кто построил огромные мегалитические сооружения, возраст которых ученые не всегда могут точно определить? Какие технологии использовались при их постройке и какие секреты обработки камня мы потеряли? Что скрывают современные ученые, сознательно уничтожая многие древние артефакты? Александр Колтыпин, кандидат геолого-минералогических наук, уверен, что ответы на эти вопросы может дать новый подход к исследованию памятников древности.

Александр Колтыпин: Единый подземно-наземный мегалитический комплекс, как фундамент, основание какого-то предыдущего разрушенного катастрофой мира. Я даже не уверен, что это одного мира, поскольку, если сопоставлять геологические и фольклорные предания катастроф, разрушающих прежние миры, то их было минимум 4, потому что миров, например, по преданиям ацтеков, по преданиям майя, индийским предания было 5 или 6, а по джайнским чуть ли не 7 религиозным текстам, и их разрушали глобальные катастрофы.

Поэтому вот этот вот комплекс, который состоит из подземных сооружений, подземных городов, из руин и каких-то мегалитических построек, переходящих плавно через подземные сооружения, причем, между ними иногда даже не видно каких-то стыков, скреплений, как бы, вот мегалитические блоки, как будь-то, сами вырезались из скального основания и дальше продолжали его. Возможно, это единый какой-то последний мир разрушенный, предыдущий предшествующий нашему, возможно, в разных местах разные миры, то есть не только предпоследний мир, но еще и предшествующие этому предпоследнему миры. Это трудно сказать, потому что эти комплексы немые, они не содержат никаких полезных ископаемых, и определять абсолютный его возраст, я пока вижу только одну возможность, это соскребать мономинеральные фракции с корок вторично измененных пород подземных городов и выделять там, например, калиевые минералы, проводить калий-аргоновым методом анализ, мы определим не возраст постройки этих сооружений, а только время, когда образовалась вот эта корка вторично измененных пород.

По крайней мере, определять его возраст по найденным в них уголькам пород, как это делают сейчас, по лоскуткам одежды, там, остаткам каких-то корзин, скелетных останков, которые могли попасть туда, допустим, через 50, через 10 миллионов лет, вот, это совершенно неправильно. Получается, что эти мегалитические сооружения, они, хотя и слагают, на мой взгляд, один комплекс по всему миру, который глобально распространен по всему миру, охватывает весь земной шар, он также развит и на дне океанов. Он представлен в генеральном плане 3 разным образованиями. Это подземные сооружения, причем, некоторые подземные сооружения, они просто потрясают четкостью исполнения, явно здесь работали ни зубила, ни какие-то кустарные инструменты, абсолютно идеально вырезанные куполовидные пещеры, с совершенно ровными стенами, что это явно какие-то машины, машинная обработка. В районе Израиля Гаврин в колокольных пещерах, высотой 30 метров в высоту, и диаметров около сотни метров, видны следы сверления, причем, сверху шел какой-то бур, расширяющегося диаметра, они отчетливо видны. Какая цивилизация все это сделала? На многих сооружениях, например, таких же сооружениях Мареши и еще в Израили, вырезаны пирамидальные или трапециевидные отверстия, которые идут по периметру. Для какой цели? Для чего? Акустика в этих помещениях, как правило, ошеломляющая, там проводятся оперы. Или, например, как в этом году мы видели в Болгарии на наружной части таких сооружений часто видны, наоборот, трапециевидные отверстия, которые тоже по определенной системе расположены, а там вообще нет никакой акустики, там просто нет эха, они называются «глухие камни», в связи с этим.

То есть это тоже, наверное, не случайное какое-то совпадение, в одном случае там эхо такое, что просто трудно его выдержать, в другом эха нет вообще, вот, то есть древние цивилизации строили эти сооружения, с учетом явно использования их каких-то акустических свойств. Второй этот комплекс мы просто мегалитические, руины мегалитических каких-то построек, замков, строений, чаще всего они часто сложены из базальтов, индезитов, известняков, совершенно разных камней, причем, разные блоки бывают и квадратной формы, бывают и сложно вырезанные совершенно, вот как, например, в Хаттушаш, и каких-то в виде лестниц, там, уступов вырезаны. Бывают иногда прямоугольные блоки, там, по 500, по 600, по 1000 даже тон, как в Леване лежит такая махина, которые прислонялись. И третий тип - это вот на вершинах гор, которые мы видели, я называю их Перфейские крепости, по периферии мегалитические блоки, иногда они бывают несколько тон, иногда бывают десятки тон, причем многие десятки тон. Как правило, на площадке идут круглые колодцы, какие-то арки, которые опускаются вниз, которые, на наш взгляд, кем-то совершенно сознательно кем-то засыпаны были, чтобы их не изучали.

Как правило, экскурсии туда не водят, в справочных материалах, например, в туристических гидах о них вообще ничего не говорится. Например, вот когда я начал говорить про Хаттушаш, забыл сказать, что при описании Хаттушаш, то, что там есть мегалитические сооружения, не сказано ни слова ни в одном туристическом гиде, ни в одном описании в интернете, ни в одном археологическом материале об этом, которые я читал, тоже не сказано ни слово. Мы лишь поехали туда, предполагая, что мы можем встретить такие блоки, потому что там до нас была экспедиция Склярова, которая описала вот то, что там есть мегалитическая кладка, причем, в соседнем месте в Алаки-Хаю, и такое обилие мы увидели. То ли идет замалчивание, то ли не знают, то ли действительно археологи, которые работают, они понимают, что этот комплекс не вписывается в эту датировку, которую они проводят, и пытаются просто замолчать о его присутствии. Это касается и каменных статуй, например, в музеи Анкары, в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре стоят и каменные сфинксы, и каменные львы, они же есть и на месте, которое тоже датируется хеттской эпохой. Когда мы сопоставляем эти разрушенные сфинксы, которые с оторванными ушами, головами, съеденные эрозией, мощной коркой вторичных изменений, когда мы сопоставляем с идеально сохранившейся керамической вазой, ну, что они одного возраста, возникает очень большое, мягко говоря, сомнение. Строили эти сооружения совершенно разные люди или существа, то есть вот те вот сооружения, которые сложены в блоках, которые весом под сотню, по десяткам и сотням тон, загружены на гору, или же где-то мы видим в таких, ну, не совсем на горе, в горных местностях, но которые большую территорию раньше занимали. Вот создается впечатление, что их строили действительно какие-то гиганты, причем, существует много преданий о гигантах, которые с помощью своей психической энергии, с помощью левитации эти камни перемещали, даже не сами затрачивая на это усилия, а обладая какими-то сверхчеловеческими способностями.

Второе, это, несомненно, вот в Турции, во Фригийской долине мы это видели, когда ездили по ряду объектов, многие сооружения были построены людьми или существами, близкого к человеку телосложения, и подземные сооружения. Потому что, например, комнаты, которые сохранились, окна сохранились, двери в эти комнаты сохранились, в них совершенно нормально проходишь, в них совершенно комфортно себя чувствуешь, это все вырезанные в камне. Вот, то есть строили существа, но то, что они затягивали эти блоки на гору, а это не только блоки, это вот комнаты, в которой комфортно, в которой мы сидим, примерно такого размера, вырезанная целиком из камня. Вот камень, вот такая глыба были, и вырезано отверстие, потом окошки вырезаны и так далее, все это затаскивалось на гору. То есть это, опять-таки, существа, которые обладали какой-то немыслимой сверхчеловеческой способностью. Также точно многие подземные сооружения, потому что, например, в Такларине я видел под землей туалет сохранившийся, который явно был для существ обычного, нормального человеческого телосложения, примерно, был построен по сходному принципу. И в то же время, некоторые сооружения, такие как в Каппадокии, видимо, строились какими-то карликами. Я не могу привести лучшего сравнения, чем это Чудь, которая на Урале, и, кстати, о том, что там людей была Чудь, об этом нам говорили еще на первом курсе института так неофициально, что все медные месторождения находили по следам этого загадочного карликового народа, Чудь. В сказках это называется гномы, то есть какой-то гномий приют, потому что по многим подземным сооружениям приходится буквально проползать чуть ли не на четвереньках. Особенно это видно в Каппадакии, в Израили в городах подземных, что их строительство часто происходило в несколько этапов.

То есть вначале какие-то работали машины, механизмы делали залы, великолепные сводчатые арки, колонны, вырезанные в камне, скульптуры, судя по всему, стояли. Я даже вот нашел в одном таком зале какой-то надаркой письменность, причем показывал специалистам, выбитая письменность явно того времени, когда это строилось. Трактовка их была разная, один специалист из Сербии сказал, что это, примерно, дата древнеславянская, которая, примерно, соответствует третьему тысячелетию до нашей эры. Вот, а учитывая то, что это сооружение, поскольку там много выбито крестов барельефов, официально датируется византийской эпохой. Ну, сами понимаете, уже наша христианская эра. Другие специалисты вообще сказали, что это не дата, а написана, типа, я сейчас дословно не помню, «наследие от прошлых к будущим цивилизациям». Вот, то есть, как бы, вот это мы умрем, или мы погибнем, а это вот переживет века и останется вечно, то есть вот такой вот перевод есть этого строения, но это вот достаточно интересно. И, судя по всему, стояли какие-то статуи, причем, например, в Долине Любви в Каппадокии я видел место, где барельефы этих статуй сохранились. Они изъедены сильной эрозией, сглажены, в плато Большой Язиликая в Турции во Фригийской долине, это между Афиньонкарахисара городом и Шехиром, к западу от Анкары примерно 200 километров. На плато Большой Язиликая, там тоже сглаженная эрозия, сохранились и достаточно хорошо они видны на фотографиях монументы каменные львов, слонов, птиц каких-то и других мифических животных, с трудом узнаются их контуры, но они с разных углов узнаются, потому что, видимо, прошло миллионы лет с тех пор, как они изготавливались. Сохранились там каменные троны, колодцы и так далее, то есть все вот это наследие древних цивилизаций.

Цивилизации, как я сказал, скорее всего, были разные, то есть великаны, цивилизация, часть этих строили, часть строили существа, близкие к нам по телосложению, по крайней мере, те города, которые называю эльфийскими. Возможно, это мифические эльфы, которые обладали сверхспособностями. Гномья, просто дальше пришли обычные люди, которые… Каждая цивилизация, которая происходила, вносила изменения в подземные города, достраивала их. Например, если вначале работали машины, дальше начинали работать с помощью зубил обычных каких-то каменных, и часто это вводит в заблуждение. Кроме того, вот, например, мы в Турции опять-таки в районе Чавушин наблюдали, как какие-то современные силы ездят и с помощью зубил портят эту каменные, идеально вырезанные вот эти сооружения. Видимо, чтобы тоже внести иллюзию у туристов, может быть, у специалистов, что это не давнее строение каких-то примитивных дикарей, а какой-то высокой цивилизации.

* Дополнительная информация:
На сайте « » вы найдете подробнейший рассказ об артефактах и свидетельствах древнейшей истории человечества. -

Истоки архитектуры берут свое начало во времена позднего неолита. Именно тогда уже использовался камень для сооружения монументальных строений. Но назначение большинства из дошедших до нас памятников того периода - не известно.

Мегали́ты (от греч.- большой камень) - сооружения из огромных каменных глыб, характерные для позднего неолита. Все мегалиты можно разделить на две категории . В первую входят древнейшие архитектурные сооружения доистори-ческих (дописьменных) обществ: менгиры, кромлехи, дольмены, храмы острова Мальта,). Для них использовались или совсем не обработанные, или с минимальной обработкой камни. Культуры, оставившие эти памятники, так и называют - мегалитические. К мегалитической культуре также относят лабиринты (сооружения из небольших камней), и отдельные камни с петроглифами (следовики). Также мегалитической архитектурой считают сооружения более продвинутых обществ (гробницы японских императоров и дольмены корейской знати).

Вторую категорию представляют собой сооружения более развитой архитектуры. Это в основном сооружения из очень крупных камней, которым, придана геометрически правильная форма. Такая мегалитическая архитектура характерна для ранних государств, но сооружалась и в более поздние времена. Это памятники Средиземноморья- египетские пирамиды, сооружения микенской цивилизации, Храмовая гора в Иерусалиме. В Южной Америке - некоторые сооружения в Тиуанако, Ольянтайтамбо, Саксайуамане. Тиуанако, Саксайуамане, Ольянтайтамбо.

Менгир это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление.

Кромлех – это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Этот термин принято использовать по отношению к сооружениям такого типа на территории Великобритании. Тем не менее, аналогичные сооружения существовали в доисторическую эпоху также на территории Германии (Голоринг, Госекский круг) и в других странах.

Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика.

Всех их объединяет название «мегалиты », что переводится просто как «большие камни». Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты - общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Гёбекли-Тепе, Турция Комплекс на Армянском нагорье считается самым древним из крупнейших мегалитических сооружений (ориентировочно X–IX тысячелетие до н.э.). В то время люди еще занимались охотой и собирательством, но кто-то смог воздвигнуть круги из огромных стел с изображениями зверей.Форма храма напоминает концентрические окружности, которых насчитывается около двадцати. Как утверждают специалисты, комплекс был в седьмом тысячелетии до нашей эры преднамеренно засыпан песком, поэтому больше девяти тысяч лет храм был скрыт холмом Гёбекли-Тепе, высота которого составляла почти пятнадцать метров, а диаметр – около трехсот метров.

Некоторые мегалитические сооружения представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань), Франция. Мегалиты высотой до четырех метров расставлены стройными аллеями, ряды идут параллельно друг другу или расходятся веером, кое-где образуют круги. Комплекс датируется V–IV тысячелетием до н.э. В Бретани ходили легенды, что великий Мерлин заставил окаменеть шеренги римских легионеров.

Мегалиты в Карнаке (Бретань) Франция

Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне б ыло найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Этот археоастрономический памятник на 1000 лет старше Стоунхенджа. Расположение мегалитов позволяет определять день летнего солнцестояния. Археологи считают, что люди здесь жили сезонно, когда в озере была вода, поэтому нуждались в календаре.

Обсерватория Набты, Нубия, Сахара

Cтоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света. Ученые предполагают, что этот монумент сооружен в 3100 году до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе.

Стоунхендж, Великобритания, Солсбери.

Математическое сравнение параметров различных геометрических фигур кромлеха позволило установить, что все они представляют собой отражение параметров различных планет нашей системы, и моделируют орбиты их вращения вокруг Солнца. Но самое удивительное,что Стоунхендж изображает орбиты 12 планет Солнечной системы, хотя на сегодняшний день считается, что их всего 9. Астрономы уже давно выдвинули гипотезу, что за внешней орбитой Плутона есть еще две неизвестные нам планеты, а пояс астероидов, который находится между орбитами Марса и Юпитера, это останки когда-то существовавшей двенадцатой планеты Солнечной системы. Как об этом могли знать древние строители?

Есть еще интересная версия о назначении Стоунхенджа. Раскопки тропы, по которой в древние времена шли ритуальные процессии, подтверждают гипотезу о том, что Стоунхендж выстроили вдоль рельефа ледникового периода, который очутился на оси солнцестояния. Место было особенным: удивительный природный ландшафт располагался на самой оси солнцестояния, как бы соединяя землю и небо.

Кромлех Броугар или Храм Солнца , Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал. Кромлех Броугара или кольцо Бродгара археологи датируют 2500 - 2000 годом до н.э. Местность, где находится монумент Бродгар, -ритуальная, сакральная, коммуникативная. Она буквально нашпигована курганами, групповыми и отдельными захоронениями, даже «собором», а также жилищами и деревнями людей неолита. Все эти памятники объединены в единый комплекс, охраняемый ЮНЕСКО. В настоящее время на Оркнейских островах проводятся археологические исследования.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова

Дольмены. Ученые считают, что примерный возраст дольменов 3–10 тыс. лет. Самые известные дольмены находятся в Скандинавии, на Атлантическом и Средиземноморском побережьях Европы и Африки, на Черноморском побережье Кавказа, на Прикубанье, в Индии. Однако больше всего их на Кавказе - около 2,5 тысячи! Здесь вдоль побережья Черного моря (мегалиты вообще тяготеют к морям) можно встретить «классические» плиточные дольмены, монолитные дольмены, целиком выдолбленные в скале, дольменные сооружения из комбинации каменных плит и блоков, положенных в два и более рядов. Говорят и о духовной начинке этих удивительных сооружений, их энергетических зарядах.

Дольмен в долине реки Жане

Мальтийские храмы были построены задолго до египетских пирамид - в бронзовом веке. Их возраст насчитывает более 5000 лет. Любопытно, что все эти сооружения были построены без применения железных инструментов. Масштабы всех мегалитов настолько грандиозны, что местные жители полагали, что их построили великаны-гиганты. До сих пор остается открытым вопрос, каким образом древним людям удалось сложить такие высокие постройки из громадных камней размером до 7 метров и весом до 20 тонн, не используя связующего раствора, если вспомнить, что храмы были сооружены еще до изобретения колеса. Ученые установили, что культуры доисторической Мальты во многом связаны с Сицилией, поэтому, возможно, что Мальта была культовым центром народов сицилийского неолита.

Нет ни одного храма, который бы дошёл в первозданном виде до наших дней. Считается, что только четыре из всех сохранились сравнительно неповрежденными - храмы Джгантия, Хаджар Квим, Мнайдра и Таршин. Хотя и их постигла печальная участь не совсем достоверной реконструкции.

Храмы Джгантия в Шаре (Xaghra – ”гигант”) находятся в центре острова Гозо и являют собой одну из важнейших археологических достопримечательностей мира. Как считают сегодня, храмы Джгантия были построены примерно в 3600 году до н.э.

Сооружение представляет собой два отдельных храма с разными входами, но общей задней стеной. Каждый из храмов имеет несколько вогнутый фасад, перед которым устроена платформа из больших каменных блоков. Самый древний храм комплекса состоит из трех полукруглых комнат, расположенных в форме трилистника.

Нынешние учёные считают, что такая троичность символизирует прошлое, настоящее и будущее или рождение, жизнь и смерть. По распространенной версии храмовый комплекс являлся святилищем для поклонения богине плодородия. Такой вывод помогают сделать находки, обнаруженные в ходе археологических работ. Но есть еще одна версия, согласно которой Джгантия не что иное, как гробница. Люди мегалитической эпохи действительно слишком много сил и времени отдавали соблюдению традиций. Почитая своих предков, они возводили грандиозные гробницы, а уже позднее, эти места использовали как святилища, где поклонялись богам.

4 950

Во многих странах мира и даже на морском дне находятся загадочные сооружения из огромных каменных глыб и плит. Они получили название мегалиты (от греческих слов «мегас» - большой и «литос» - камень). До сих пор точно не известно, кто и с какой целью провел в очень древние времена в самых различных местах планеты столь титаническую работу, ведь вес некоторых глыб достигает десятков, а то и сотен тонн.

Самые удивительные в мире камни

Мегалиты подразделяются на дольмены, менгиры и трилиты. Дольмены - самый распространенный тип мегалитов, это своеобразные каменные «домики», только в Бретани (провинция Франции) их не менее 4500 штук. Менгирами называют установленные вертикально удлиненные каменные глыбы. Если на две вертикально установленные глыбы сверху положена третья, то такое сооружение называется трилитом. В том случае, если трилиты установлены в кольцевой ансамбль, как в случае знаменитого Стоунхенджа, то такое сооружение называется кромлехом.

До сих пор никто не может точно сказать, с какой целью сооружались эти внушительные сооружения. Гипотез на этот счет очень много, но ни одна из них не может исчерпывающе ответить на все вопросы, заданные этими молчаливыми величественными камнями.

Долгое время мегалиты связывали с древним погребальным ритуалом, однако рядом с большинством из этих каменных сооружений археологи не обнаружили никаких захоронений, а те, что и были найдены, скорее всего, сделаны уже в более позднее время.

Наиболее распросртаненная и поддерживаемая многими учеными гипотеза связывает сооружение мегалитов с самыми древними астрономическими наблюдениями. В самом деле, некоторые мегалиты можно использовать как визиры, позволяющие фиксировать точки восхода и захода Солнца и Луны в дни солнцестояний и равноденствий.

Однако у противников этой гипотезы возникают вполне справедливые вопросы и критические замечания. Во-первых, существует очень много мегалитов, которые трудно связать с какими-либо астрономическими наблюдениями. Во-вторых, зачем древним в то далекое время понадобился столь трудоемкий способ познания движения небесных светил? Ведь даже если таким способом они устанавливали сроки проведения сельскохозяйственных работ, то прекрасно известно, что начало сева гораздо больше зависит от состояния почвы и погоды, чем от определенной даты, и может сдвигаться в ту или иную сторону. В-третьих, противники астрономической гипотезы справедливо указывают, что при таком обилии мегалитов, как, например, в Карнаке, всегда можно подобрать с десяток камней, якобы установленных с астрономическими целями, а для чего тогда предназначались тысячи других?

Впечатляет и масштаб проведенных древними строителями работ. Не будем останавливаться на Стоунхендже, о нем уже много писали, давайте вспомним о мегалитах Карнака. Пожалуй, это самый масштабный мегалитический ансамль во всем мире. Ученые считают, что сначала он насчитывал до 10 тысяч менгиров! Сейчас сохранилось всего около 3 тысяч вертикально установленных каменых глыб, достигающих в ряде случаев высоты в несколько метров.

Предполагают, что первоначально этот ансамбль тянулся на 8 км от Сент-Барба до реки Краш, сейчас он сохранился лишь на протяжении 3 километров. Различают три группы мегалитов. К северу от деревни Карнак располагается кромлех в виде полукруга и одиннадцати шеренг, в которых насчитывается 1169 менгиров высотой от 60 см до 4 м. Протяженность ряда - 1170 м.

Не менее впечатляющи и две другие группы, которые, скорее всего, когда-то вместе с первой составляли единый ансамбль, еще в конце XVIII в. он более менее сохранялся в своем первозданном виде. Наиболее крупный менгир всего ансамбля был высотой в 20 метров! К сожалению, сейчас он повален и расколот, однако и в таком виде мегалит внушает невольное уважение к создателям подобного чуда. Кстати, даже с помощью современной техники весьма сложно управиться даже с небольшим мегалитом в случае, если его надо восстановить в прежнем виде или перенести на другое место.

Во всем «виноваты» карлики?

Мегалитические сооружения обнаружены даже на дне Атлантического океана, а древнейшие из мегалитов относят к 8-му тысячелетию до нашей эры. Кто же был автором столь трудоемких и загадочных каменных строений?

Во многих легендах, в которых так или иначе упоминаются мегалиты, часто фигурируют загадочные могущественные карлики, способные играючи выполнять непосильную для обычных людей работу. Так, в Полинезии таких карликов называют менехунами. Если верить местным легендам, это были безобразные на вид существа, лишь отдаленно напоминающие людей, ростом всего до 90 см.

Хотя менехуны обладали взглядом, от которого кровь стынет в жилах, карлики в целом относились доброжелательно к людям и иногда даже помогали им. Менехуны не выносили солнечного света, поэтому появлялись только после заката, в темное время суток. Полинезийцы считают, что именно эти карлики являются авторами мегалитических сооружений. Любопытно, что в Океании менехуны появились, прилетев на большом трехъярусном острове Куаихелани.

Если менехунам требовалось побывать на суше, их летающий остров опускался на воду и подплывал к берегу. После выполнения намеченной работы карлики на своем острове снова поднимались в облака.

Знаменитые кавказские дольмены адыгейцы называют домами карликов, а в осетинских легендах упоминаются карлики, которых звали народом бицента. Карлик-бицента, несмотря на свой рост, обладал недюжинной силой и был способен одним взглядом свалить огромное дерево. Есть упоминания о карликах и у аборигенов Австралии: как известно, на этом материке также в большом количестве встречаются мегалиты.

В Западной Европе, где не ощущается недостатка в мегалитах, также распространены легенды о могущественных карликах, которые, как и полинезийские менехуны, не выносят дневного света и отличаются недюжинной физической силой.

Хотя у многих ученых до сих пор сохраняется определенный скептицизм по отношению к легендам, все же повсеместное распространение в фольклоре народов информации о существовании маленького могущественного народца должно опираться на какие-то реальные факты. Может, на Земле на самом деле когда-то существовала раса карликов или за них принимали пришельцев из космоса (вспомним о летающем острове менехунов)?

Тайна пока остается тайной

Мегалиты, возможно, создавались с неясными пока нам целями. К такому выводу пришли ученые, которые занимались изучением необычных энергетических эффектов, которые наблюдаются в местах расположения мегалитов. Так, у некоторых камней приборами удалось зарегистрировать слабое электромагнитное излучение и ультразвуки. В 1989 году под одним из камней исследователи уловили даже необъяснимые радиосигналы.

Как считают ученые, подобные загадочные эффекты можно объяснить тем, что мегалиты часто устанавливались в местах, где в земной коре находятся разломы. Каким образом древние находили эти места? Может быть, с помощью лозоходцев? Зачем мегалиты устанавливались именно в энергетически активных местах земной коры? На эти вопросы у ученых пока еще нет четких ответов.

В 1992 году киевские исследователи Р. С. Фурдуй и Ю. М. Швайдак предложили гипотезу, что мегалиты могут быть сложными техническими устройствами, а именно - генераторами акустических или электронных колебаний. Довольно неожиданное предположение, не правда ли?

Эта гипотеза родилась не на пустом месте. Дело в том, что английские ученые еще до этого установили, что многие мегалиты издают ультразвуковые импульсы. Как предположили ученые Оксфордского университета, ультразвуковые колебания возникают вследствие слабых электрических токов, наводящихся под воздействием излучения Солнца. Каждый отдельный камень при этом излучает небольшую энергию, но в целом мегалитический каменный комплекс может создать временами мощный энергетический всплеск.

Любопытно, что для большинства мегалитов их создателями подбирались породы, содержащие большое количество кварца. Этот минерал способен генерировать слабый электрический ток под воздействием сжатия… Как известно, камни от перепада температур то сжимаются, то расширяются…

Тайну мегалитов пытались разгадать исходя из того, что их создатели были примитивными людьми каменного века, однако такой подход оказался непродуктивным. Почему бы не предположить обратное: создатели мегалитов обладали очень развитым интеллектом, позволяющим им использовать естественные свойства природных материалов для решения неведомых пока нам технических задач. В самом деле - минимум затрат, а какая маскировка! Эти камни простояли тысячи лет, выполняя свои задачи, и только сейчас у людей возникли некоторые еще туманные сомнения на счет их истинного предназначения.

Никакой металл не выдержал бы столько времени, его бы растащили наши предприимчивые предки или съела коррозия, а вот мегалиты стоят до сих пор… Возможно, когда-нибудь мы раскроем их тайну, а пока эти камни лучше не трогать. Кто знает, может, эти сооружения являются нейтрализаторами каких-то грозных природных сил?