Ближневосточная порода борзых 5 букв. Ориентальные (восточные) борзые. Породы восточных борзых



Warning : strip_tags() expects parameter 1 to be string, array given in /var/www/v002255/data/www/сайт/wp-includes/formatting.php on line 664

Ориентальные или восточные борзые — породы распространенные на территории Азии и Северной Африки. Все они очень древние и используются в основном для охоты «по-зрячему» на зайцев, газелей и кабанов. Борзые глубоко уважаемы среди народов населяющих эти территории. Их считают кормильцами семьи и до места охоты подвозят. Собак этих пород было невозможно купить, их приносили в дар особенно уважаемым людям. Охота с борзой считалась привилегией знати. Ниже более подробно рассматриваются отдельные породы восточных (ориентальных) борзых .

Породы восточных борзых

Древняя порода, местом происхождения которой является Синайский полуостров. Афганские борзые были распространены на территории многих государств, но так как европейцы познакомились с этой породой в Афганистане, название порода получила соответствующее. Их использовали для охоты на крупную дичь и очень ценили за смелость и независимое мышление. Они были довольно агрессивны, европейские питомники работали над смягчением характера афганской борзой и преуспели в этом. Эти красивые элегантные собаки имеют своеобразный характер. Но семью свою любят очень сильно и безмерно ей преданны. Они могут плохо обучаться так как независимы и упрямы, хотя и очень умны. Также не следует забывать что собаки этой породы требуют ежедневного и тщательного ухода, чтобы выглядеть действительно хорошо.

Уходит в далекое прошлое. Когда и как она возникла? На востоке существует легенда, которую в 1879 году записал А. Чайковский. Однажды царь Сулейман ибн Дауд (библейский Соломон), согласно повелению, полученному от Всевышнего, приказал собраться всем созданиям, чтобы каждое из них могло высказать свои нужды и желания.

По зову царя собрались все животные, кроме ежа. Разгневанный неповиновением, Сулейман ибн Дауд обратился к собравшимся животным с вопросом: "Кто отправится на поиски ослушника?". Вызвались двое - лошадь и собака.

Лошадь сказала: "Я найду непокорного, но я не смогу схватить его, для этого слишком велик мой рост и ноздри мои не защищены от игл". Собака заявила: "Мне не страшны колючие иглы, но моя морда слишком широка и я не смогу просунуть ее в логово ежа, если он скроется туда, прежде чем я схвачу его".


Выслушав все это, Сулейман ответил: "Вы сказали правду. Я не хочу безобразить лошадь, уменьшая ее рост, это было бы плохой наградой за усердие и повиновение. Лучше я прибавлю красоты собаке, чтобы наградить ее за выказанное рвение". Сказав так, царь взял морду собаки обеими руками и до тех пор гладил ее, пока она не сделалась совершенно тонкой и острой. Тогда все присутствующие увидели, что собака превратилась в стройную изящную борзую. Оба добровольца немедленно пустились на поиски и вскоре представили царю упрямого ежа. Считая послушание и исполнение приказов высшим достоинством всякого создания, избранник Бога сказал лошади и собаке: "Отныне вы будете спутниками человека и первыми после него перед лицом Бога".

Это легенда, а что говорят по этому поводу исследователи?

Салюки - древнейшая порода , сформировавшаяся на севере Африки и на Ближнем Востоке - в Палестине, Ираке, Иране, Египте и других странах североафриканского побережья. Салюки занимает промежуточное положение между своими ближайшими родственниками - североафриканской борзой слюги (или слуги) из Марокко и Туниса, борзой туарегов из южной Сахары, и африканской борзой, как равнинного типа (бел-муррай) с редким шерстным покровом, так и длинношерстного горного типа.

Разделение борзых Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока на три основные породы (салюки, слюги и азавак) в определенной степени искусственно и проведено на западный манер. При всей своей изменчивости восточные борзые разных районов часто почти не отличаются друг от друга - совершенно очевидно, что все они относятся к одному типу собак. Несомненно, что у среднеазиатской и киргизского тайгана также общие предки с салюки и другими борзыми восточной группы.

Внешний вид борзой мало значил для ее хозяина: от собаки требовалась скорость, крепкое сложение и выносливость. Тип шерстного покрова, цвет глаз и ширина черепа и поныне имеют в глазах охотника-кочевника мало значения.

Восточные, или вислоухие борзые относятся к очень древней подгруппе группы борзых. Для них характерны висячие уши, опущенный вниз хвост с жестким кольцом на конце - последние позвонки часто срастаются. Они выдерживают длительную погоню за зверем в жарком климате (порой развивая скорость до 50 км в час) и хотя менее резвы, чем западные борзые, но более выносливы и приспособлены для бега на большее расстояние.

Восточные борзые ищут зверя не только с помощью зрения, но также пользуются чутьем. Восточным борзым присуще спокойное отношение к пойманному зверю, возле которого они поджидают охотника, или даже подают ему добычу.

Предки этой породы ведут свое происхождение, скорее всего, из Северной Африки. В середине XIX века среди кинологов господствовало мнение о том, что все борзые ведут свое происхождение от египетской гончей с крупными стоячими ушами и характерным поджарым силуэтом. Более того, некоторые исследователи склонялись к мысли о том, что на экстерьер этой группы собак повлияло их возможное родство с абиссинским пустынным волком (Canis simensis), поджарым и голенастым.

Происхождение собак этого типа можно проследить по сохранившимся древнеегипетским мумиям и надгробным изображениям. Наиболее древней мумии борзообразной собаки более 9000 лет. В 7-6 тысячелетии до н.э. тип этой породы уже вполне сформировался. Изображения их сохранились с древнейших времен, когда в Египте еще не было фараонов.

До нас дошла, например, вырезанная из слоновой кости голова гончей 6000 - 5000 годов до н.э., длинная шея которой украшена ошейником. Отражены в памятниках древнеегипетского искусства и сцены охоты - на барельефе, датируемом около 2500 г. до н.э., изображены три борзые, преследующие газель. На стенах гробниц найдены изображения борзых рыжего и рыже-пегого окрасов, ошейники которых украшены драгоценными камнями. Они использовались для охоты на антилоп, диких ослов и зайцев.

В ставших классическими трудах Л.П. Сабанеева, вышедших в свет в конце XIX века, указывается, что родиной этих собак следует считать Северо-Восточную Африку и, прежде всего, Древний Египет. По мнению Л.П. Сабанеева, родоначальником всех современных борзых был легендарный тезем - борзая фараонов, отличавшаяся крупными стоячими ушами и кольцеобразно закрученным хвостом.

Широкое расселение борзых на запад Л.П. Сабанеев связывал с переселением арийских племен с Ближнего Востока в Европу, проходившим свыше трех тысячелетий назад, а на восток и юг по африканскому материку несколько раньше, благодаря основанию африканских колоний финикийцами. Таким образом, все нынешние борзообразные собаки, согласно мнению этого ученого, в той или иной степени произошли от древнеегипетских предков.

Более осторожен был в вопросе происхождения борзых собак профессор С.Н. Боголюбский (1959), крупнейший авторитет в области изучения породообразования домашних животных - он допускал для евразийских борзых как возможность самостоятельного происхождения, так и возникновение их от североафриканских форм.

Более поздние исследователи сошлись во мнении, что предком современных пород борзых является салюки, сформировавшаяся у предков арабов в X-VII тысячелетиях до н.э. Таким образом, речь должна идти о двух разных породах борзых и двух центрах их разведения: тезем, с прямостоящими ушами, происходивший, возможно, из Малой Азии, в глубочайшей древности попал в Египет, а аравийская вислоухая салюки - в Северную Африку.

В дальнейшем, начиная со II тысячелетия до н.э., тезем утратил свое привилегированное положение в Египте (отдельные, как считается, родственные ему породы сохранились в изоляции на некоторых островах Средиземного моря), а салюки с арабскими завоевателями распространились по всей Европе и Центральной Азии, дав миру почти все известные сейчас породы борзых. Этих или сходных с ними взглядов на происхождение борзых придерживались ведущий специалист в этой области В.И. Казанский, классик советской кинологии А.П. Мазовер, а также ряд западных кинологов (Ж.-Ф. Куро, Х. Гловер, Э. де ла Морена и др.).

Принципиальное отделение египетского центра разведений борзых от аравийского, однако, кажется произвольным. На древнеегипетских росписях встречаются борзовидные собаки с вислыми ушами, напоминающие современных. С другой стороны, похожие на восточных борзых островные собаки Средиземноморья с прямостоящими ушами (мальтийская, собаки Ибицы и др.) вовсе не обязательно завезены туда финикийцами. Они могли попасть на эти острова вместе с арабскими поселенцами в IX-XI веках, когда флоты мусульманских государств угрожали существованию Византии и высаживали десанты на берегах Италии. Как бы то ни было, группа восточных борзых, родоначальником которой сейчас считают арабских салюки, - одна из древнейших сохранившихся до наших дней.

Для эпохи поздней древности источники об этих собаках малочисленны и разрозненны, в это время формируются различные породы западных борзых, которые оттесняют восточных на задний план. Снова на широкую историческую арену они выходят в начале средневековья, благодаря возникновению ислама и завоевательным походам арабских племен. С арабами связано и современное название породы.

Откуда произошло название "салюки", точно неизвестно. Возможно, от арабского слова "салака", означающего "разодрать шкуру". Самой правдоподобной, однако, кажется версия, по которой название породы возникло от имени древнего города Селевкия (по-арабски - Салаукийя) в нынешнем Ираке (его развалины расположены к югу от Багдада). Таким образом, салюки - первоначально "селевкийская собака".

Слова "салюки" и "слюги" в сущности, означают одно и то же, только на разных диалектах. В Персии, а также в Малой и Средней Азии борзых этого типа издревле называли по-другому - тазы, тази.

Скорее всего, это название также связано с арабами-завоевателями, войска которых, располагавшиеся в этих регионах, носили название "таджи" - коронные, от арабского "тадж" - венец, корона. В Европе (прежде всего в Великобритании) салюки называют также газельей собакой и персидским грейхаундом.

Бедуины Аравийского полуострова сохранили древнюю породу в своих кочевьях и усовершенствовали ее в экстремальных условиях пустыни. Здесь максимально выявились великолепные охотничьи качества породы. Руб-аль-Хали - наиболее пустынная часть этих мест и самая лучшая территория для охоты, которая и поныне остается цитаделью разведения салюки. Охота проводится с октября по март, когда довольно прохладно и влажно, но лучшее время для нее - весна.

Салюки натаскивали для охоты на самую разную добычу: джербоа (пустынных крыс), зайцев, лис, шакалов, диких котов, газелей, оленей, куропаток и других птиц. Часто они охотились в сотрудничестве с соколами, когда зоркие птицы выслеживали добычу и кружили над ней, а быстроногие борзые спешили к цели, порой за много километров, в то время как охотник следовал за ними на лошади или верблюде. Бедуины использовали смесь из хны и растительного масла для укрепления ступней охотничьих псов - это было необходимо в раскаленной каменистой пустыне.

У кочевых арабов салюки всегда были окружены любовью и почитанием. Один из мусульманских законоведов выступил даже со специальным разъяснением, что мусульманские запреты не распространяются на салюки. Во всяком случае, восточные борзые издревле относились мусульманами к "чистым" животным, в отличие от пастушьих собак.

По отношению к ним никогда не употреблялось наименование собака ("аль кальб"). Их называли "аль хур", что значит "чистый", "благородный". Борзые пользовались в мусульманском мире особыми привилегиями: погладив салюки, правоверный мусульманин после этого может сесть на молитвенный коврик или идти на молитву в мечеть, совершив лишь те омовения, какие пожелает. При этом он не утрачивает своей телесной чистоты, как это бывает при соприкосновении с вещами или животными, считающимися нечистыми - например, с собакой любой другой породы.

Борзую собаку ценили не меньше жены или коня, и недаром - ведь зачастую охотничий пес был кормильцем семьи. Считалось недопустимым оставить салюки на улице или уложить на землю. Им разрешалось жить в одном жилище с человеком - на женской половине шатра, на специальном месте, отгороженном занавеской, где салюки лежала на мягкой подстилке.

В городах для салюки строили специальные помосты над крышами домов, чтобы те могли отдыхать в прохладе и им не докучали насекомые. Салюки были окружены особой заботой женщин, которые шили им теплые покрывала на зиму и легкие, предохраняющие от перегрева и мух плащи на лето, а осиротевших щенков женщины нередко выкармливали своим молоком.

Гибель любимой собаки воспринималась как большое горе, а сменить хозяина салюки могли только в одном случае - если собаку преподносили в качестве ценного дара. Продавать салюки было не принято - их дарили лишь друзьям или родственникам, но с правом получения любого подарка взамен.

Так как считалось, что салюки были даны людям Аллахом для развлечения и пользы, то они всегда занимали в арабском мире привилегированное положение - им позволялось, например, есть ту же пищу, что и хозяину. Корм борзых был питательным и легким, состоял главным образом из мяса. Кроме того, арабы давали им питательную смесь из растертых в тесто фиников и верблюжьего молока.

Животные, добытые салюки, считались разрешенными для употребления в пищу правоверными мусульманами, если только сами салюки не попытаются их съесть; при этом ссылались на следующий хадис (высказывание Мухаммеда, признающееся руководством для истинного мусульманина):

"Рассказывает Абу Хурайра, что Посланник Аллаха сказал: "Если кто-нибудь содержит собаку, исключая пастушью, охотничью или сторожевую, у того должно в возмещение вычитать ежедневно кират (мелкую монету) из его имущества. И так - в отношении любого, кто содержит собаку не для охоты или охраны стада. Охота с целью заработка на жизнь, получения дохода или пропитания дозволена. Но подобное нежелательно, если делается единственно для отдыха или развлечения. Допустимо использовать для этого любую собаку или другое животное, пригодное для охоты.

Однако при этом два условия должны быть соблюдены. Первое: всех собак надлежит спускать с поводка со словами "Во имя Аллаха!"; и второе: собака, таким образом освобожденная, должна быть обучена правилам охоты, если же собака начала есть пойманное животное, такое животное становится недозволенным для человека, даже если ранее и было дозволенным".

В древности о салюки слагались стихи и песни. Одно из самых ранних упоминаний об арабской борзой можно найти в стихах, сложенных Абу Нувасом, арабским поэтом IX века. В одной из поэм Абу Нуваса, написанной в честь салюки, он описывает ее замечательные качества:

Как мне прославить салукийца, который мне принадлежит?
Его охотничья удача ввек от него не убежит!
Все лакомства, что я имею, мои охотничьи трофеи -
Его заслуга и добыча, мой гость его трудами сыт.
Когда, отбросив прочь дремоту, мой пес выходит на охоту -
Газели в ужасе трепещут, олень в отчаянье дрожит...

В других блестящих строках Абу Нувас описывает движения борзой:

Так она, уподобясь стреле, полетела,
Словно выйти из собственной шкуры хотела;
Как легчайшее облачко в сини небес,
Понеслось над землей невесомое тело.

Интересные сведения об охоте с салюки во времена крестовых походов дают мемуары сирийского эмира Усамы ибн-Мункыза, современника Саладина и Ричарда Львиное Сердце. В своей "Книге назидания" он отводит отдельный раздел описанию различных интересных случаев на охоте, которым он был свидетелем на протяжении своей долгой жизни.

Страсть к охоте передалась Усаме от его отца Муршида, заядлого охотника и собачника. Каждый второй день он целиком посвящал охоте, продумывая ее, как военный поход - вместе с ним выступало до сорока человек прислуги, многочисленные собаки, ловчие птицы и гепарды. "Мой отец, - пишет Усама, - так организовывал охоту, словно это было сражение или иное важное дело. Ни один из участников не отвлекался на разговоры с товарищами, единственной их заботой было заприметить зверя или птицу... Когда мы выходили из ворот города, с нами было все снаряжение для охоты - сети, луки, лопаты и крючья для разрывания нор. С нами были охотничьи птицы разных пород, а также гепарды и собаки... Ни одному из егерей, конюхов или оруженосцев не дозволялось отставать и медлить в погоне за дичью".

Собаки средневековых феодалов, так же как и бедуинские псы, часто охотились во взаимодействии с ловчими птицами. Вот как описывает один из способов такой охоты Усама: "Эмир Шихаб-ад-Дин, владыка крепости Джабара, подарил моему отцу собаку, обученную, чтобы пускать под соколом на газелей. Она показывала нам удивительные вещи.

Охота с соколами происходит таким образом. Сначала спускают "первого", он вцепляется в ухо газели и бьет ее крыльями. Потом выпускают "помощника", который нападает на другую газель, а второй "помощник" - на третью, точно так же выпускают и четвертого сокола, и каждый из "помощников" нападает на одну газель из стада. "Первый" продолжает ударять свою газель, прочие же отгоняют от нее остальных и покидают их. Собака следует за летящими соколами и нападает только на ту газель, на которой она видит сидящего сокола".

Мир меняется, меняется и быт бедуинов, но по-прежнему они испытывают горячую приверженность к охоте и охотничьим собакам салюки. Участь этой породы в разных странах Ближнего Востока различна. Салюки высоко ценилась в течение многих веков и продолжает цениться до сих пор. Даже в тех странах, где охота запрещена законом, тем не менее, салюки высоко ценятся и пользуются неизменным спросом: бедуин может не иметь работы и земли, но считает делом чести, чтобы у него была великолепная охотничья собака.

Судьба чистокровных борзых Саудовской Аравии сложилась счастливо. В глубинных районах страны часть племен по-прежнему ведет патриархальный образ жизни. К этому нужно добавить, что охота и разведение борзых остаются показателем благородства и благосостояния и для жителей городов, которые часто готовы выложить любую сумму за чистокровного щенка прославленной линии. Так, например, ценителями и знатоками этой породы были иорданский король Абдаллах и король Саудовской Аравии Ибн Сайд (1880-1953).

Но не везде отношение к борзым осталось столь же благосклонным. В Израиле, например, положение салюки и их хозяев скорее можно назвать бедственным. Охота с борзыми и гончими в Израиле запрещена. Полиция застрелила много собак, с которыми бедуины охотились незаконно. Современное положение израильских бедуинов подобно тому, которое занимают коренные народы, оттесненные в резервации. Многие из них не смогли приспособиться к современным условиям жизни. Не обремененные постоянной работой, они свободно распоряжаются своим временем, занимаясь браконьерством.

Охотники перестали проводить целые дни верхом на лошади под палящим солнцем. Они уезжают на машинах туда, где никто не увидит, как они спускают собак на зайца или газель. Охотой занимаются, главным образом, из спортивного интереса и для того, чтобы посоревноваться, чья собака быстрее.

Ружья не используют. Судя по рассказу бедуина Султана Абу Рекиека из Телль-Шебы, охотники по-прежнему строго придерживаются древних обычаев: "Мы можем охотиться всю ночь. Если собаки не разорвут газель, то мы можем использовать мясо и есть его. Если же животное сильно покусано, то мы отдаем мясо собакам".

В Европу первые салюки проникли вместе с рыцарями-крестоносцами, но смешались с другими борзыми. В XIX веке салюки начали вывозиться в Европу из Сирии, а в 1840 году Гамильтон Смит привез несколько салюки из Персии в Англию, где они демонстрировались как экзотические животные в лондонском Риджент-парке. В 1874 году порода впервые упомянута в племенной книге и календаре Кеннел-клуба под названием "персидская борзая". В 1897 году дочь английского египтолога Эмхерста Хакни Флоренс серьезно занялась породой. Флоренс полюбила эту породу еще во время поездок с отцом на Восток. По ее просьбе полковник В. Дженингс-Брэмли привез из Египта двух щенков, которых он выбрал у шейха племени Тахави в египетской пустыне Салиха.

На выставке в Европе салюки появились в 1900 году под названием "газелья собака". В Англии салюки были признаны как порода в 1923 году, после того как бригадный генерал Ф.Ф. Ланц представил привезенных из Ирака черно-подпалого кобеля по имени Сарона Келб и пегую суку Сарона Ризхан. В 1927 году порода была признана в США. В 1954 году в Европе был организован клуб любителей арабских лошадей, который одновременно стал и клубом любителей салюки. В Англии на рингах в то время демонстрировали более ста собак, которые были разнотипны, так как происходили из разных районов своей обширной родины. Их условно делили на малых, средних и больших, а также на длинношерстных и гладкошерстных.

В России в 1887 году на выставке в Москве был представлен салюки (тазы) Грумис, который получил серебряную медаль. Эта борзая происходила от собак текинского хана. Однако разведение породы у нас началось лишь в 1990-е годы после импорта салюки европейского разведения.

Именно на основе европейской популяции сформировался современный стандарт салюки; трудно поверить, но многие настоящие, аборигенные популяции восточных борзых, не соответствующие этому стандарту, не признаются существующими сегодня кеннел-клубами.

Кирилл Рец

    АВСТРАЛИ́ЙСКАЯ БОРЗАЯ (кенгуровая собака; Australian Greyhound, Kangaroo Dog), порода короткошерстных охотничьих собак. Выведена в Австралии скрещиванием грейхаундов с дирхаундами для охоты на кенгуру, которые в свое время наносили серьезный ущерб
    18 000 руб

    Древняя порода охотничьих собак, традиционно с ними охотились на копытных, прежде всего, горного козла и барана, а также диких кошек, лисиц и волков. Работает по зверю в паре и в одиночку, реже в стае.

    Африканис (львиные собаки) - собаки, издревле помогавшие человеку в тяжелых климатических условиях Африки. Они выполняли самые разнообразные функции, эти собаки служили и охотниками, и пастухами, и сторожами, и, конечно же, были преданными компаньонами. О

    Предки Ирландских волкодавов известны еще со времен кельтов. Второе рождение породы произошло в позапрошлом веке. Собаки, похожие на современных Ирландских волкодавов, являются героями многих древних кельтских легенд.
    От 60 000 рублей

    Левретка – одна из самых древних пород в мире. В Египте были найдены мумии Левреток еще со времен фараонов. Так же, Левретки жили в Древнем Риме, были компаньонами великих императоров.
    от 400 до 1000 долларов США

    Охотничьи собаки. Польских хартов используют для охоты на зайца, лису, косулю и волка. Крепкая и выносливая, эта охотничья собака хороша и в качестве компаньона.

    Русскую псовую борзую использовали для травли разного зверя и охоты на волков. В настоящее время борзую можно встретить в качестве компаньона и великолепного охотника.
    13-17 тысяч рублей.