Что такое разряд


Вы уже знаете, что именные части речи в случае необходимости можно заменить местоимением. Но делать это нужно очень аккуратно. Несмотря на то что местоимения только указывают на предметы и признаки, они несут в себе определенное значение. На какие разряды по значению делятся местоимения, вы узнаете на этом уроке.

1. Вспомним изученное

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их. К местоимениям относятся такие разные слова, как мы, какой-нибудь, кто, твой, несколько, тот и др. В русском языке насчитывается более 50 местоимений.

2. Разряды местоимений

Количество местоимений достаточно велико, при этом многие из них имеют общие черты, например, сходное значение или одинаковый тип склонения. Исходя из этого, можно объединять местоимения в группы по сходству, или, иначе, разряды . Разбиение большого числа слов на небольшие группы поможет упорядочить знания о местоимениях.

Все местоимения можно разделить на 9 разрядов , объединяющих в себе слова, сходные по значению. На данном уроке каждый из них рассматривается кратко. На следующих уроках каждый из разрядов будет рассмотрен более подробно.

Личные местоимения. К ним относятся слова, которые указывают на участников диалога (я, мы, ты, вы ), на лиц, не участвующих в нём, а также те, которые указывают на предметы (он, она, оно, они ).

Рассмотрите пример употребления личных местоимений.

Не могла бы ты рассказать мне немного о нём ?

Местоимение ты указывает на человека, с которым ведётся диалог,

мне (н. ф. - я ) - на самого говорящего,

о нём (н. ф. - он ) - либо на человека, не участвующего в разговоре, либо на предмет.

Следующий разряд уникален тем, что включает в свой состав всего одно слово - местоимение себя. Оно, как и сам разряд, называется возвратным. Местоимение себя указывает на того, о ком говорят, а также на то, что действие направлено на лицо, производящее это действие. Рассмотрите примеры его употребления.

Она совсем не жалеет себя !

Возьми себе помощника.

Дети думали только о себе.

Во всех примерах использовано местоимение себя в различных падежах.

Притяжательные местоимения. В этот разряд входят слова, указывающие на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? К ним относятся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой .

Рассмотрите пример.

- Это твой карандаш?

- Нет, не мой . Скорее всего, это её карандаш.

В данном диалоге использованы притяжательные местоимения твой, мой, её . Все они указывают на принадлежность предмета тому или иному лицу - собеседнику, говорящему или человеку, не участвующему в разговоре, и отвечают на вопрос чей?

Вопросительные и относительные местоимения. В их состав входят одни и те же слова, но их функции отличаются, поэтому традиционно их разделяют на две разные группы.

Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки, количество, служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях. Это слова кто? что? какой? чей? который? каков? сколько? Рассмотрите примеры.

Кто звонил?

Который час?

Сколько человек придёт на праздник?

В этих предложениях использованы вопросительные местоимения кто? который? сколько?

Относительные местоимения так же, как вопросительные, указывают на предметы, признаки, количество, но при этом служат для связи частей сложноподчинённых предложений. В этот разряд входят те же слова, что и в разряд вопросительных местоимений: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Их также называют союзными словами. Рассмотрите примеры их употребления.

Брат не знает, кто звонил.

Скажи, пожалуйста, который час.

В данных предложениях использованы те же местоимения, что и в предыдущих примерах - кто, который, сколько . Однако здесь они служат не для выражения вопросов, а для присоединения придаточных предложений к главным.

Неопределённые местоимения. Это самый многочисленный из всех местоименных разрядов. Общим у данных местоимений является значение неопределённости.

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки или количество. К ним относится достаточно большое количество слов, имеющих специфические морфемы, по которым можно легко узнать неопределённые местоимения: -то, -либо, -нибудь, кое- , а также ударную приставку не- . К разряду неопределённых относятся местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что, чей-то, некто, несколько, некоторый и другие.

Кто-то тихо постучал в дверь.

Нам надо обсудить кое-какой вопрос.

На столе лежало несколько яблок.

В данных примерах встречаются неопределённые местоимения кто-то, кое-какой, несколько , которые указывают на неопределённое лицо, неопределённый признак предмета и неопределённое количество.

Отрицательные местоимения. Слова этого разряда объединяет общее значение. Они выражают отсутствие предмета или признака. Существует два типа отрицательных местоимений - с приставкой не- (это слова некого, нечего ) и с приставкой ни- (никто, ничто, никакой, ничей ).

Обратите внимание: отрицательные местоимения не́кого и не́чего не имеют формы именительного падежа. Слова некто и нечто относятся к разряду неопределённых местоимений.

Приведём примеры употребления отрицательных местоимений.

Скучен день до вечера, коли делать нечего .

У них нет никаких домашних животных.

Здесь мы видим отрицательные местоимения не́чего и никаких .

Указательные местоимения. Как можно догадаться из названия разряда, такие местоимения указывают на что-либо, а именно на предмет, признак или количество. К ним относятся слова: этот, тот, такой, таков, столько, а также малоупотребительные местоимения сей , оный , таковой , этакий .

Кто не работает, тот не ест.

Эта машина всегда стоит в нашем дворе.

Столько снега мы никогда ещё не видели.

Указательное местоимение тот из первого примера указывает на предмет, эта из второго предложения - на признак предмета, столько из третьего - на количество.

Определительные местоимения. Эти местоимения указывают на обобщённое качество предмета. К ним относятся следующие слова: каждый, всякий, самый, сам, весь, иной, другой, любой, а также устаревшие всяк и всяческий .

Каждый из вас знает, что такое местоимение.

Вся комната янтарным блеском озарена (А.С. Пушкин).

К этой рубашке подойдут любые брюки.

В этих примерах нам встретились определительные местоимения каждый, вся, любые .

Для обобщения полученных знаний о местоимениях всех разрядов вы можете изучить данную таблицу.

Таблица 1. Разряды местоимений ()

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Terver.ru ().
  2. Licey.net ().

Домашнее задание

Задание №1

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………., и собака сразу поняла человека: ………звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., ……..как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

Слова для справок:чего, её, его, самые, она, неё, он

Задание №2

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь. ____________ было оч…нь вес…ло.

Мир местоимений многообразен и очень широк. Наверное, не существует языка, в котором не было бы местоимений. Мы постоянно пользуемся ими в своей речи, поэтому после существительных и глаголов местоимения занимают 3-е место по частоте употребления. Однако следует учитывать, что, по сравнению с глаголами и существительными, которых в языке тысячи, местоимений всего несколько десятков. Теперь представьте, как часто мы употребляем одни и те же местоимения в нашем разговоре или в письменных текстах! Самые частотные местоимения – я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.

Конечно, может возникнуть вопрос: «А зачем так часто повторять местоимения? Неужели их нельзя заменить другими частями речи?» Нет, нельзя обойтись без местоимений, и частое повторение их тоже неизбежно, потому что постоянно возникает необходимость указывать на события, предметы, явления, количество, качества, о которых уже ранее говорилось. Если бы не было местоимений, мы были бы вынуждены повторять существительные, прилагательные, числительные, глаголы и даже целые фразы, а это слишком нудно и длинно. Язык же, как и большинство людей, довольно ленив, поэтому и нужны местоимения – для экономии места, времени и пространства.

Местоимения – это слова, которые не называют предмет, признак или количество, а только указывают на него. Местоимениям, следовательно, свойственно не конкретное лексическое значение, а обобщенное. Но в контексте местоимение может приобретать конкретное значение, которое будет изменяться в другом контексте. Например, местоимение он в предложениях «Шар упал, он был легкий » и «Кирпич упал, он был тяжелый » будет иметь разное лексическое значение в соответствии с тем, что именно заменяет местоимение он – существительное шар или существительное кирпич .

Однако не все местоимения могут конкретизироваться в определенном контексте. Некоторые всегда сохраняют свое значение только указателя на предмет, признак, количество. Это относится, прежде всего, к отрицательным и неопределенным местоимениям. Например: Никто за Вареньку не сможет выучить правила.

По значению местоимения принято делить на девять разрядов. Довольно большое количество этих разрядов вызывает определенные трудности при изучении, но главное – понять принцип деления и значение местоимений, тогда выучить будет гораздо легче.

1. Личные местоимения. Я – мы, ты – вы, он, она, оно – они.

Пример: Вероника не придет. Она занимается русским языком с репетитором.

2. Возвратное местоимение себя . Оно указывает на отношение субъекта к самому себе.

!!! Это местоимение не имеет формы именительного падежа, не имеет рода и числа. Пример: Каждому необходимо хоть раз взглянуть на себя со стороны.

3. Притяжательные местоимения. Мой, твой, наш, ваш, свой.

Эти местоимения, как и притяжательные прилагательные, обозначают принадлежность.

Пример: Возьми мой учебник по русскому языку.

4. Указательные местоимения. Тот (та, то, те), таков (такова, таково, таковы), этот (это, это, эти); такой, таковой, экий (экой), этакий (эдакий), сей, оный, столько.

Все эти местоимения, кроме местоимения столько , могут иметь категорию рода, числа и падежа. Местоимение столько может только изменяться по падежам.

Пример: Обязательно выучи эти разряды местоимений!

5. Вопросительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой.

Эти местоимения используются в вопросительных предложениях для оформления вопроса.

Пример: Кто готов заниматься серьезно и упорно?

6. Относительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой, каковой.

Эти местоимения омонимичны вопросительным, но отличить их нетрудно: относительные используются в сложноподчиненных предложениях в качестве средства подчинительной связи придаточной части предложения с главной. Здесь они обычно называются союзными словами.

Пример: Я знаю, кто готов заниматься серьезно и упорно.

Иногда относительные и вопросительные местоимения объединяют в один разряд: вопросительно-относительные.

7. Определительные местоимения. Весь, всякий (всяческий, всяк), сам, самый, каждый, иной, любой, другой.

Пример: Я сам хочу всего добиться.

8. Отрицательные местоимения. Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

Значение отрицательных местоимений не раскрывается в контексте , что является их особенностью.

Все отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок ни- и не- . Приставка не- всегда ударная , а приставка ни- всегда без ударения.

Пример: Некогда болеть, никогда не болеть.

Запомните! Местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа!

9. Неопределенные местоимения. Некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь; нечто, кое-что, что-то, что-либо, что-нибудь; некоторый, который-либо, который-нибудь, какой-то, некий, кое-какой, какой-либо, какой-нибудь; чей-то, чей-либо, чей-нибудь; несколько.

Общей особенностью неопределенных местоимений, так же, как и отрицательных, является то, что их значение не раскрывается в контексте.

Образуются неопределенные местоимения от вопросительных с помощью приставок кое-, не- и постфиксов -то, -либо, -нибудь.

Пример: Кто-нибудь поможет мне решить это задачу.

Запомните! Местоимение некто употребляется только в именительном падеже, местоимение нечто – в именительном и винительном падежах. Фактически эти местоимения не изменяются!

Итак, перед Вами трудная, но выполнимая задача – понять и выучить разряды местоимений по значению. Если Вы с ней справитесь, Вам будет гораздо легче при изучении сложных предложений.

Удачи Вам и красивого, грамотного русского языка!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Так как десятичная система счисления поместная, то число зависит не только от записанных в нем цифр, но и от места записи каждой цифры.

Определение: Место записи цифры в числе называется разрядом числа.

Например, число состоит из трех цифр: 1, 0 и 3. Поместная, или разрядная, система записи позволяет из этих трех цифр составить трехразрядные числа: 103, 130, 301, 310 и двухразрядные числа: 013, 031. Приведенные числа расположены в порядке возрастания: каждое предыдущее число меньше последующего.

Следовательно, цифры, которые используются для записи числа, не определяют полностью это число, а служат только инструментом его записи.

Само число строится с учетом разрядов , в которых записана та или иная цифра, т. е. нужная цифр должна еще и занимать нужное место в записи числа.

Правило. Разряды натуральных чисел именуются справа налево от 1 к большему числу, каждый разряд имеет свой номер и место в записи числа.

Наиболее употребляемые числа имеют до 12 разрядов. Числа, имеющие более 12 разрядов, относятся к груп­пе больших чисел.

Количество занятых цифрами мест при условии, что цифра наибольшего разряда не 0, определяет разрядность числа. О числе можно сказать, что оно: однозначное (одноразрядное), например 5; двузначное (двухразрядное), например 15; трехзначное (трехраз­рядное), например 551, и т. д.

Кроме порядкового номера каждый из разрядов имеет свое наименование: разряд единиц (1-й), разряд десятков (2-й), разряд сотен (3-й), разряд единиц тысяч (4-й), разряд десятков тысяч (5-й) и т. д. Каждые три разряда, начиная с первого, объединены в классы . Каждый класс тоже имеет свой порядковый номер и наименование.

Например, первые 3 разряда (от 1-го до 3-го включительно) - это класс единиц с порядковым номером 1; третий класс - это класс миллионов, он включает 7-й, 8-й и 9-й разряды .

Приведем структуру разрядного построения числа, или таблицу разрядов и классов.

Число 127 432 706 408 - двенадцатиразрядное и чи­тается так: сто двадцать семь миллиардов четыреста тридцать два миллиона семьсот шесть тысяч четыреста восемь. Это многозначное число четвертого класса. Три разряда каждого класса читаются как трехзначные числа: сто двадцать семь, четыреста тридцать два, семьсот шесть, четы­реста восемь. К каждому классу трехзначного числа добавляется наименование класса: «миллиардов», «милли­онов», «тысяч».

У класса единиц наименование опускается (подра­зумевается «единиц»).

Числа от 5-го класса и выше относятся к большим числам. Большие числа используются только в специфи­ческих отраслях Знаний (астрономии, физике, электро­нике и т. д.).

Приведем ознакомительно названия классов от пятого до девятого: единицы 5-го класса - триллионы, 6-го класса - квадриллионы, 7-го класса — квинтиллионы, 8-го класса - секстиллионы, 9-го класса - септиллионы.



Разряд

Разря́д

Морфология: (нет) чего? разря́да , чему? разря́ду , (вижу) что? разря́д , чем? разря́дом , о чём? о разря́де ; мн. что? разря́ды , (нет) чего? разря́дов , чему? разря́дам , (вижу) что? разря́ды , чем? разря́дами , о чём? о разря́дах

Ателье высшего разряда. | В классификации наук работы по искусственному интеллекту из разряда теоретических переведены в разряд прикладных наук.

2. Когда говорят, что что-либо из разряда чего-либо, то это означает, что какое-то событие, происшествие и т. д. может быть отнесено к какому-либо устойчивому типу.

Её секрет был из разряда тех, что женщины предпочитают уносить с собой в могилу.

3. Если что-либо делается по первому разряду , то это означает, что кто-либо устраивает что-либо наилучшим из возможных способов.

Сыграть свадьбу по первому разряду.

4. Разрядом называется уровень чьей-либо квалификации в какой-либо профессии, специальности, спорте и т. д.

Слесарь пятого разряда. | Поднять разряд опытному сотруднику. | Получить высший разряд. | Третий юношеский разряд по фехтованию.

5. В математике разрядом называется место, которое занимает цифра при письменном обозначении числа.

Старший разряд. | Нулевое значение левого разряда. | Два десятичных разряда.

разря́дный прил.

[энергия] сущ. , м. , употр. нечасто

1. Разрядом называется отдача аккумулятором своей энергии потребителю.

Полный разряд аккумулятора. | Время, скорость разряда батарей.

2. Электрическим разрядом называется моментальное протекание тока через газовую среду, которое сопровождается вспышкой и громким звуком.

Дуговой разряд. | Атмосферные, грозовые разряды. | Разряд молнии. | Мощный, сильный разряд.

разря́дный прил.

Разрядный ток.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "разряд" в других словарях:

    Происходит от глагола «разряжать» или от глагола «разрежать», имеет множество значений в различных областях. Содержание 1 Подразделение 2 Управление 3 Физика … Википедия

    РАЗРЯД - (1) аккумулятора режим, обратный (см.) аккумуляторной батареи, определяемый её электроёмкостью и состоящий в длительной отдаче накопленной электрической энергии при включении полезной нагрузки (внешней цепи). Нельзя допускать Р. кислотного… … Большая политехническая энциклопедия

    Толковый словарь Ушакова

    1. РАЗРЯД1, разряда, муж. 1. кого что. Отдел, группа, род, категория в каком нибудь подразделении предметов, явлений, различающихся по тем или иным признакам. Разряд растений (бот.). «Вся ваша прежняя жизнь привела вас к заключению, что люди… … Толковый словарь Ушакова

    Ряд, слой, род, порода, вид, подвид, деление, порядок, разбор, семейство, группа, сорт, категория, серия, класс, тип, жанр; партия, орден, секта, секция, школа. Ср. . .. См. степень... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под … Словарь синонимов

    1. РАЗРЯД, а; м. 1. Группа, род, категория каких л. предметов, людей, явлений, сходных между собой по тем или иным признакам. Принадлежать к разряду волевых людей. Попасть в разряд тех писем, на которые не отвечают. Ателье высшего разряда.… … Энциклопедический словарь

По значению и синтаксическим функциям место­имения делятся на следующие разряды.

1. Личные местоимения я, мы (1-е лицо), ты, вы (2-е лицо), он, она, оно, они (3-е лицо) указыва­ют на лицо, предмет и отвечают на вопросы «кто?», «что?».

2. Возвратное местоимение себя указывает на то, что совершаемое действие направлено на само дей­ствующее лицо, совершается для данного лица и т. д. Данное местоимение не имеет рода, числа и формы Им п., в предложении явля­ется дополнением. Слово себе может выступать и в значении части­цы: Ступай себе мимо!

3. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их указывают на принадлеж­ность предмета кому-либо и отвечают на вопрос «чей?».

Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменя­ются по родам (мой, моя, моё; твой, твоя, твоё ), чис­лам (наш - наши, ваш - ваши ) и падежам, при этом они склоняются как прилагательные: мой, моего, мо­ему, моим и т. д. В предложении употребляются в качестве согласованных определений.

4. Указательные местоимения тот» этот, та­кой, таков, столько, сей, оный (последние два яв­ляются устаревшими) указывают на предметы или их качества, количество. Они обычно определяют имя сущ, с которым согласуются в роде, числе и падеже, склоняясь при этом как прилагат.: та цифра, тот угол. Местоимение таков имеет только формы рода и числа: таков, таково, такова, таковы . Оно употреб­ляется значительно реже, чем такой , и обычно вы­ступает в роли именной части составного сказуемо­го: Сыр выпал - с ним была плутовка такова .

Местоимение столько сочетается с сущ в форме мн ч., поэтому изме­няется только по падежам, сохраняя при склонении ударение на первом слоге: столько книг, стольких книг и т. д.

5. Вопросительные местоимения кто, что, ка­кой, каков, чей, который, сколько используются в вопросительных предложениях для выражения во­проса о предмете, признаке или количестве: «Который час?»

Местоимения кто, что, сколько изменяются только по падежам (кого, кому, кем и т. д.), какой, который, чей - по родам, числам и падежам: какой, какая, какое, какие; какого, какому, каким и т. д.; какое - по родам и числам: какова, каково, како­вы. При склонении местоимения сколько ударение остается на основе: сколько, скольких, скольким и т. д.

Местоимение который используется при вопросе о порядке по счету или об одном из нескольких пред­метов: Который час? При вопро­се о качестве предмета употребляется местоимение какой : Какой цвет тебе нравится?

6. Относительные местоимения кто, что, какой, каков, чей, который, сколько отличаются от вопро­сительных тем, что употребляются только для свя­зи частей сложноподчиненного предложения: Относительные местоимения изменяются так же, как и вопросительные.


7. Определительные местоимения весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, другой имеют различ­ные функции. Например, местоимения всякий, ка­ждый указывают на какой-либо предмет, взятый из числа многих, имеют значение «всевозможный, все до одного» . Ме­стоимение весь имеет обобщенно-собирательное зна­чение: Определительные местоимения имеют формы ро­да (весь, вся, всё), числа (всякий, всякие) и падежа (каждый, каждого, каждому, каждым и т. д.).

8. Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько указы­вают на отсутствие предмета, признака: никто не пришел, нечего сказать,. Они образованы от вопросительных местоимений при помощи при­ставок не-, ни- и поэтому изменяются так же, как и слова, от которых они образованы: никто, никого, никому, никем и т. д.; никакой, никакого, никако­му, никаким и т. д.

Местоимения некого, нечего не имеют форм Им падежа.

Если отрицательные местоимения употребляют­ся с предлогом, он ставится между не, ни и место­имением: ни у кого, не с кем.

9. Неопределенные местоимения некто, нечто, некий, некоторый, кто-то, что-то, кто-нибудь, что-либо, какой-либо, кое-какой, несколько и дру­гие образованы от вопросительных местоимений при помощи приставок не-, кое - и постфиксов -то, -либо, -нибудь . Они употребляются для указания на не­определенные предметы, признаки и количества, для приблизительного указания на предмет, признак или количество. Местоимения некий, некоторый, кое-какой, ка­кой-нибудь, какой-либо, чей-то и другие, отвечаю­щие на вопросы «какой?», «чей?» , изменяются по родам (кое-какой, кое-какая, кое-какое ), числам (ка-кой-нибудь, какие-нибудь ), падежам (кое-какого, кое-какому, кое-каким и т. д.).

Местоимение некто употребляется только в фор­ме Им п, нечто - в формах Им и В П.